Анализ 3 главы романа пушкина «евгений онегин»

Пушкин, Анализ произведения Евгений Онегин, План

Роман Евгений Онегин, чей анализ мы сегодня сделаем, является великим произведением Пушкина. Эту работу он считал главным трудом всей своей жизни. И это действительно так.

Ведь Пушкин работал над его редакцией до самой трагической дуэли, унесшей жизнь поэта. Пушкин начал писать своей роман в 1823 году, и трудился над ним восемь лет.

Сегодня мы сделаем краткий анализ Евгения Онегина, стараясь понять сюжетную линию произведения и его смысл.

Свой роман в стихах Пушкин писал до 1831 года, где писатель начинает практиковать реализм, отступая от привычного романтизма. Делая анализ романа, мы видим картины русской жизни, с ее героями.

Вместе с ними мы побываем и в Петербурге и в провинции. Прослеживая жизнь разных сословий, мы видим как крестьянскую жизнь, так и жизнь высшего общества.

Читая роман, мы видим беседу автора со своим читателем, где речь ведется не только о судьбах героев, но и даются авторские отступления.

В работе писатель выделяет три главных героя. Это автор, Татьяна и Онегин. Здесь же мы знакомимся с Ленским и с Ольгой. Причем образ автора, хоть и передает некие черты самого Пушкина, но это все же выдуманный литературный герой, который показан мудрым и жизнелюбивым человеком, что оказался свидетелем происходящих событий.

Сам роман Евгений Онегин — это произведение о современнике писателя, о молодом дворянине Онегине, которому наскучила светская жизнь и он поехал в деревню. Поехал, чтобы развеять хандру, но и деревенская жизнь ему быстро наскучила.

Однако тоску развеивает знакомство с Ленским, который был совершенной ему противоположностью. Он и познакомил Евгения с Лариной. Татьяна же в Евгении увидела своего героя из романа и тут же влюбилась. Не побоялась в письме признаться в своих чувствах.

Но Онегин не отвечает на чувства девушки, которая почувствовала скорую беду. Эта беда не заставила долго себя ждать. Из-за размолвки со своим другом, Евгений хочет отомстить и начинает заигрывать с его избранницей Ольгой. Как следствие, случилась дуэль.

Ленский погибает, а Онегин уезжает навсегда, чтобы через годы вновь встретиться с Татьяной. Она уже замужем, другому отдана, в то время как у Онегина по-настоящему возникают чувства к Татьяне. Но им не суждено быть вместе.

В своей работе автор раскрывает многие темы. Здесь поднята и тема дружбы, показана и обширная русская жизнь с ее бытом, нравами, занятиями.

Кроме того видим тему любви, раскрывает автор и тематику лишнего человека.

Пушкин затронул такую проблему в романе Евгений Онегин как влияние общества на отдельную личность, ее разрушающую силу, показывает, как может лицемерие и алчность отравить человеческое начало.

План

1 Скучная светская жизнь 2 Дом в наследство 3 Решение отправиться в деревню 4 Встреча с Ленским 5 Знакомство с Лариными 6 Герой из романа 7 Письмо Онегину от Татьяны 8 Дуэль 9 Столица

10 Встреча Татьяны и Евгения

Источник: http://sochinyshka.ru/pushkin-analiz-proizvedeniya-evgenij-onegin-plan.html

2 глава романа «Евгений Онегин». Анализ 20-22 строфы

Сочинения › Пушкин А.С. › Евгений Онегин

Готовые Домашние Задания

Во второй главе романа Евгений Онегин меняет страсти высшего света на деревенский покой. Он приезжает к себе в имение в надежде найти новые ощущения и как-то разнообразить свою жизнь. Здесь он дичится своих соседей, избегает общения с ними. И только с молодым поэтом Владимиром Ленским у нашего героя складываются добрые отношения.

Образу Ленского Пушкин уделяет особое внимание в своем произведении. Во-первых, потому, что Ленский — тоже поэт. Автор, как никто другой, понимает тонкие порывы души молодого стихотворца.

Но отношение Пушкина к Владимиру Ленскому не столь однозначно. Признавая все его положительные черты, черты молодого романтичного идеалиста, поэт не видит будущего у такого характера.

Ленский погибает от руки Онегина, тем самым положив начало кардинальным переменам в судьбе главного героя.

В 20-22 строфах второй главы «Евгения Онегина» описывается любовь Ленского к Ольге Лариной. Она окружена романтическим ореолом: ореолом тоски, слез, светлой грусти, страданий:

Всегда, везде одно мечтанье,

Одно привычное желанье,

Одна привычная печаль.

Пушкин ценит в своем герое редкое во все времена умение искренно и сильно любить:

Ах, он любил, как в наши лета

Уже не любят; как одна

Безумная душа поэта

Еще любить осуждена…

В 21 строфе автор говорит нам о том, что Ленский знал Ольгу с раннего детства. Они были соседями, и их родители прочили им свадьбу. Также в 21 строфе дано ироническое описание маленькой Ольги. В его стиле прослеживается спор Пушкина с поэтами-романтиками:

В глуши, под сению смиренной,

Невинной прелести полна,

В глазах родителей, она

Цвела, как ландыш потаенный,

В 22 строфе мы видим зарождение любви молодого поэта к выдуманному им образу Ольги:

Она поэту подарила

Младых восторгов первый сон…

Ленский наполнил Ольгу теми чертами, которые хотел видеть в своей возлюбленной. К сожалению, мечта расходилась с действительностью. Это читатель поймет позже, после смерти поэта. А пока Владимир весь поглощен своей любовью:

Он рощи полюбил густые,

Уединенье, тишину,

И ночь, и звезды, и луну…

Ольга стала музой Ленского.

Давая описание такой поглощенности молодого поэта своим чувством, Пушкин иронизирует над его оторванностью от реальности, вечном витании в облаках, незнании действительной жизни:

Луну, небесную лампаду,

Которой посвящали мы

Прогулки средь вечерней тьмы,

И слезы, тайных мук отраду…

Но нынче видим только в ней

Замену тусклых фонарей.

Таким образом, в 20-22 строфах второй главы «Евгения Онегина» дается описание любви Владимира Ленского, молодого романтичного поэта. Через это описание нам раскрываются самые существенные черты его характера, как положительные, так и отрицательные. Важно отметить, что в этих строфах дается отношение автора к своему герою, которое можно охарактеризовать как сочувственно-ироническое.

Сочинения по теме:

  • Проблема разных мнений о романе «Евгений Онегин». сочинение
  • 2 глава, 10-12 строф в романе «Евгений Онегин». (анализ) сочинение
  • Анализ романа А.С Пушкина «Евгений Онегин». сочинение
  • Эпизод «Дуэль Онегина и Ленского» из романа «Евгений Онегин». сочинение

Источник: http://1soch.ru/pushkin-as/evgeniy-onegin/2-glava-romana-evgeniy-onegin-analiz-20-22-strofy

Урок литературы «Какие старые слова, а как кружится голова…» (По роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» — анализ письма Татьяны Лариной.)

Цели урока: вчитаться, вчувствоваться в текст письма, открыть неизвестное в известном, тем самым приблизиться к пониманию идейного содержания и художественной ценности классического текста; учить школьников общаться с эмоционально насыщенным текстом.

Развивать речь, языковое чутьё учащихся.

Воспитывать бережное отношение к художественному тексту, к слову, умение сострадать литературному герою и друг другу. Воспитывать компетентного читателя – свободную личность с гуманистическими ценностями, с ощущением «русскости» в душе.

Оборудование: компьютерная презентация к уроку (использован диск «А.С.Пушкин»), художественные тексты (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

Тип урока: интегрированный урок углублённой работы с художественным текстом – урок словесности.

Форма урока: урок-размышление.

ХОД УРОКА

Подготовка к восприятию лейтмотива  урока.

1.Слово учителя.

Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть и рада предоставить вам возможность ещё раз прикоснуться к известному тексту романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Сегодня мы с вами исследуем 3 главу романа, в частности Письмо Татьяны,  и постараемся найти в нём неизвестное.

Читайте также:  "каменный гость". а.с. пушкин (краткое содержание трагедии)

(музыка «Какие старые слова…»)

Сегодня зазвучат старые слова, и мне бы хотелось, чтобы у вас закружилась голова от пушкинских строк – от глубины их содержания и одновременно воздушности. Темой нашего урока станет фраза: «Какие старые слова, а как кружится голова…»

Любовь для Пушкина – предмет высокой поэзии.

 — А что есть любовь для вас?

 — -Перед вами Лист откровений, он поделен пополам, на левой стороне листа напишите слово «ЛЮБОВЬ», ниже напишите слова, с чем ассоциируется это слово?

                     (чтение 2-3 человек)

Каждый из нас мечтает о высокой любви. Поэтому эта тема очень понятна и близка нам. Здесь как нельзя лучше подходит высказывание одного из героев рассказа А.

Куприна «Гранатовый браслет» генерала Аносова: «Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды. Та, про которую сказано, – «сильна как смерть».

Такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость…».

 — А сколько времени нужно двум половникам, чтобы понять, что это он – единственный в мире, что это она – самая прекрасная на земле? (Мгновение, время, годы, целая жизнь…)

Герои романа А.Пушкина также проходят испытание любовью.

—  Как вы думаете, легко, ли сказать…люблю?

 — Почему влюбленные люди избирают для этого эпистолярный жанр?

 — Почему Татьяна выбирает письмо?

( Признаться в любви бывает очень трудно, бывает, что и невозможно. Сдерживает страх: любовь может быть безответной. Кто-то боится насмешки, кто-то боится быть непонятым. Написать письмо легче. Ведь ты не смотришь в глаза. К сожалению,  многие ребята практически не пишут друг другу письма.)

— Именно письмо является важнейшим элементом романа, это основной ключ к его  пониманию, поэтому с помощью письма боле подробно раскроем образ Татьяны. Для этого нам необходимо будет проникнуть в тайны женской души, открыть неизвестное в известном, вчитаться, вчувствоваться вдуматься.

Сегодня  нам необходимо выбрать 3 человека, которые на протяжении всего урока будут заполнять «Дневник исследователя». Это должны быть люди, владеющие компьютером.

Условно письмо Татьяны можно разделить на 3 части, вам необходимо в каждой части найти ключевые слова и дополнить их комментарием

 ( Работа исследователей)

Ключевые слова

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/urok-litieratury-kakiie-staryie-slova-a-kak-kruzhitsia-gholova-po-romanu-a-s-pushkina-ievghienii-onieghin-analiz-pis-ma-tat-iany-larinoi

Дуэль Онегина с Ленским (анализ эпизода из 6 главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

    Дуэль Онегина и Ленского из шестой главы романа «Евгений Онегин»– загадочный и во многом неясный эпизод. Зачем понадобилось автору сводить друзей в смертельном поединке? 

    Пушкин проверяет своих героев разными способами: любовью, отношением к тем или иным жизненным явлениям. Но для полного раскрытия образов необходимо нечто более весомое. И поэт находит прием: проверка убийством.

В истинности дружеских отношений между Ленским и Онегиным сомневаться не приходилось до сцены на балу, на которой Онегин решил от скуки посмеяться над высоким чувствами Ленского.

Если бы он только знал, чего будет стоить эта невинная шутка. 

    Поводом для дуэли послужила ревность Ленского. Она, впрочем, не имела достаточных оснований. Легкий флирт, который позволил себе Онегин, не представляется достаточной посылкой для того, чтобы пустит пулю в грудь другу. 

    Но у Ленского был «злой гений». Пушкин напрямую не говорит о влиянии Зарецкого на решение Ленского стреляться. Но по некоторым деталям нетрудно догадаться, кто склонил молодого восторженного юношу к подобному поступку.

    Зарецкий не представлял собой ничего интересного:

    …некогда буян,

    Картежной шайки атаман,
    Глава повес, трибун трактирный…
    …Раз в настоящем упоенье
    Он отличился смело в грязь
    С коня калмыцкого свалясь
    Как зюзя пьяный, и французам
    Достался в плен: драгой залог!

    Зарецкий, вызывающий улыбку у автора («Живет, как истинный мудрец, / Капусту садит, как Гораций, /Разводит уток и гусей / И учит азбуке детей»), был большой любитель «друзей поссорить молодых / И на барьер поставить их». Из чего можно сделать вывод, что именно он склонил молодого поэта к дуэли.

    Получив записку от друга, Онегин чувствует свою вину:

    Во-первых, он уж был не прав…

    А во-вторых: пускай поэт
    Дурачится; в осьмнадцать лет
    Оно простительно.

    Так рассуждает главный герой накануне дуэли. Но не отказывается. Почему? Онегиным движет боязнь общественного мнения? Но не он ли с презрением относился к свету и его суждениям? Онегин решает участвовать в этом фарсе.

    Дуэль между друзьями и была фарсом. Ведь было много причин остановки или полного отказа от дуэли. Зарецкий был единственным распорядителем дуэли. Он сознательно игнорировал все, что могло устранить кровавый исход.

Еще при первом посещении Онегина, при передаче картеля, он обязан был обсудить возможности примирения.

Перед началом поединка попытка окончить дело миром также входила в его прямые обязанности, тем более что кровной обиды нанесено не было, и всем было ясно, что дело заключается в недоразумении.

Зарецкий мог остановить дуэль и в другой момент: появление Онегина со слугой, французом Гильо, вместо секунданта было ему прямым оскорблением (секунданты, как и противники, должны быть социально равными), а одновременно и грубым нарушением правил, так как секунданты должны были встретиться накануне без противников и составить правила поединка.

    Зарецкий имел все основания не допустить кровавого исхода, объявив Онегина неявившимся, так как Евгений опоздал более чем на час. Очевидно, что тот, кто желает безусловной смерти противника, не стреляет сходу, с дальней дистанции и под отвлекающим внимание дулом чужого пистолета.

    В сцене дуэли Зарецкий является представителем света. Поэтому можно сказать о символичном значении всего поединка. Евгений, который представлял себя свободным от предрассудков, выказал себя всего лишь как человек своего общества и круга.

Его попытка оградиться от стереотипов потерпела крах. Он оказался несвободен от мнения окружающих, побоялся стать объектом провинциальных сплетен.

Так Пушкин раскрыл парадоксальность и двойственность характера своего главного героя, его неустойчивость и беспринципность. 

    Трагедия Онегина в его неумении ценить простые и искренние человеческие чувства. Он отвергнул искреннюю любовь Татьяны, а теперь убил своего друга. Можно трактовать всю сцену дуэли и поведение во время нее Онегина как попытку Пушкина сделать его убийцей поневоле. Но у него был шанс остановиться. Сам автор неоднократно спрашивает уже во время поединка:

    Не засмеяться ль им пока

    Не обагрилась их рука,
    Не разойтиться ль полюбовно?…

    И отвечает:

    Но дико светская вражда

    Боится ложного стыда.

    Пушкин называет стыд Онегина «ложным». Это ли не ответ автора?

    Пушкин еще вынесет приговор своему герою. Финал романа показывает, что оправдан Онегин не будет. Кроме того, он навсегда войдет в историю русской литературы не как герой-идеал, герой-пример, но как «лишний человек» и обладатель холодного сердца и черствой души.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/pushkin-a-s/evgenij-onegin/5939-duel-onegina-s-lenskim-analiz-epizoda-iz-6-glavy-romana-a-s-pushkina-evgenij-onegin

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» анализ произведения

История создания.

«Евгений Онегин», первый русский реалистический роман, — самое значительное произведение Пушкина, которое имеет длительную исто­рию создания, охватывающую несколько периодов творчества поэта. По подсчетам самого Пушкина, работа над романом продолжалась в течение 7 лет, 4 месяцев, 17 дней — с мая 1823 г.

до 26 сентября 1830 г., а в 1831 г. было написано еще «Письмо Онегина к Татьяне». Публикация произведения осуществлялась по мере его создания: сначала выходили отдельные главы, и лишь в 1833 году вышло первое полное издание. Вплоть до этого времени Пушкин не прекращал вносить определенные коррективы в текст.

Читайте также:  Лицейские друзья а.с. пушкина (список и краткая характеристика)

Завершая работу над последней главой романа в 1830 году, Пушкин набросал его черновой план, который выглядит так: Часть первая. Пре­дисловие. 1-я песнь. Хандра (Кишинев, Одесса, 1823); 2-я песнь. Поэт 90 (Одесса, 1824); 3-я песнь.

Барышня (Одесса, Михайловское, 1824). Часть вторая. 4-я песнь. Деревня (Михайловское, 1825); 5-я песнь. Име­нины (Михайловское, 1825, 1826); 6-я песнь. Поединок (Михайловское, 1826). Часть третья. 7-я песнь.

Москва (Михайловское, Петербург, 1827, 1828); 8-я песнь.

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

В окончательном варианте Пушкину пришлось внести в план опре­деленные коррективы: по цензурным соображениям он исключил 8 главу — «Странствие». Теперь она публикуется как приложение к ро­ману — «Отрывки из путешествия Онегина», а заключительная 9 гла­ва — «Большой свет» — стала, соответственно, восьмой. В таком виде в 1833 году роман вышел в свет отдельным изданием.'

Кроме того, есть предположение о существовании 10 главы, которая была написана в Болдинскую осень 1830 года, но 19 октября сожжена поэтом, так как была посвящена изображению эпохи наполеоновских войн и зарождения декабризма и содержала ряд опасных политических намеков.

Сохранились незначительные фрагменты этой главы (16 строф), зашифрованные Пушкиным. Ключ к шифру был найден лишь в начале XX века пушкинистом П.О. Морозовым, а затем другие исследо­ватели дополнили расшифрованный текст.

Но до сих пор не утихают споры о правомерности утверждения, что эти фрагменты действитель­но представляют собой части несохранившейся 10 главы романа.

Направление и жанр.

«Евгений Онегин» — первый русский реалистический социально- психологический роман, причем, что существенно, не прозаический, а роман в стихах. Для Пушкина принципиально важным при создании этого произведения был выбор художественного метода — не роман­тического, а реалистического.

Начиная работу над романом в период южной ссылки, когда в твор­честве поэта господствует романтизм, Пушкин вскоре убеждается в том, что особенности романтического метода не дают возможности решить поставленную задачу. Хотя в жанровом отношении поэт в определен­ной мере ориентируется на романтическую поэму Байрона «Дон Жуан», он отказывается от односторонности романтической точки зрения.

Пушкин хотел показать в своем романе молодого человека, типично­го для своего времени, на широком фоне картины современной ему жизни, раскрыть истоки создаваемых характеров, показать их внутрен­нюю логику и взаимосвязь с условиями, в которые они попадают. Все это привело к созданию подлинно типических характеров, которые проявляют себя в типических обстоятельствах, что отличает именно реалистические произведения.

Это же дает право называть «Евгения Онегина» социальным романом, так как в нем Пушкин показывает дворянскую Россию 20-х годов XIX века, поднимает важнейшие проблемы эпохи и стремится объяснить различные социальные явления.

Поэт не просто описывает события из, жизни обычного дворянина; он наделяет героя ярким и одновременно типичным для светского общества характером, объясняет происхожде­ние его апатии и скуки, причины его поступков.

При этом события раз­ворачиваются на столь детально и тщательно выписанном материаль­ном фоне, что «Евгения Онегина» можно назвать и социально-бытовым романом.

Важно при этом и то, что Пушкин подвергает внимательному анали­зу не только внешние обстоятельства жизни героев, но и их внутренний мир. На многих страницах он достигает необычайного психологиче­ского мастерства, что дает возможность глубже понять его персонажей Вот почему «Евгения Онегина» можно с полным правом назвать и пси­хологическим романом.

Его герой меняется под действием жизненных обстоятельств и ста­новится способным на настоящие, серьезные чувства.

И пусть счастье обходит его стороной, так часто бывает в реальной жизни, но он лю­бит, он переживает — вот почему образ Онегина (не условно- романтического, а настоящего, живого героя) так поразил современни­ков Пушкина.

Многие в себе и в своих знакомых находили его черты, как и черты других персонажей романа — Татьяны, Ленского, Ольги, — настолько верным было изображение типичных людей той эпохи.

В то же время в «Евгении Онегине» есть и черты любовного романа с традиционным для той эпохи любовным сюжетом. Герой, уставший от света, едет путешествовать, знакомится с девушкой, которая влюбляется в него.

По неким причинам герой либо не может ее любить — все за­канчивается тогда трагически, либо отвечает ей взаимностью, и, хотя вначале обстоятельства им мешают быть вместе, все заканчивается хо­рошо. Примечательно, что Пушкин лишает такую историю романтиче­ского оттенка и дает совсем иное решение.

Несмотря на все изменения, которые произошли в жизни героев и привели к возникновению вза­имного чувства, они в силу обстоятельств не могут оказаться вместе и вынуждены расстаться. Таким образом сюжету романа придается явная реалистичность.

Но новаторство романа заключается не только в его реалистичности. Еще в начале работы над ним Пушкин в письме П.А. Вяземскому отме­чал:<\p>

Источник: https://shollklass.ru/literatura/analiz-proizvedenij-9-klass/2551-a-s-pushkin-evgenij-onegin-analiz-proizvedeniya

Анализ романа Пушкина “Евгений Онегин”

Первые строки романа в стихах “Евгений Онегин” легли на бумагу в мае 1823 года во время кишиневской ссылки. В основном произведение было окончено в сентябре 1830 года, но работу над текстом Пушкин не прекращал до своей трагической дуэли. Можно сказать, что это был труд всей его жизни, который Александр Сергеевич назвал “подвигом”.

За семь лет несколько раз менялся замысел произведения, менялся и сам автор. Если в первых главах чувствуется сильное влияние романтизма на творчество Пушкина, то в конце романа поэт предстает перед читателями реалистом. В целом “Евгений Онегин” – картина русской жизни, где представлены Петербург, Москва и провинция, а также все сословия – от высшего света до крестьянства.

Роман “Евгений Онегин” в некотором роде является энциклопедией России первой четверти XIX века. Внимательно его читая, можно узнать меню ресторанов того периода, репертуары театров, народные обычаи, светские манеры, капризы моды и многое другое.

Сама форма произведения (роман в стихах) была новаторской. До этого русская литература не знала похожих образцов. Первоначально в “Евгении Онегине” было девять глав, но, по требованию цензуры, Пушкин убрал одну из них, опубликовав отдельные ее части под названием “Отрывки из путешествия Онегина”.

Для своего произведения поэт разработал особую стихотворную строфу,которая получила название “онегинской”. В ней четырнадцать строк, написанных четырехстопным ямбом. три четверостишия и заключительная пара.

Первое четверостишие имеет перекрестную рифмовку и задает тему, второе с парной рифмовкой эту тему развивает. В третьем четверостишии с опоясанной рифмой наступает кульминация фрагмента, которая получает завершение в итоговом двустишии.

Онегинской строфой написано все произведение, кроме песни девушек, писем Татьяны и Евгения.

Пушкин беседует с читателем непринужденно, сочетая повествование о судьбе героев с краткими или довольно пространными лирическими отступлениями. Автору с легкостью удается разговорный тон, в котором присутствуют все оттенки речи: шутки, размышления, признания, жалобы.

Поражает разнообразие рифм в романе:

традиционные: любовь – кровь;

глагольные: хранила – ходила;

составные: и я – меня;

с иностранными словами: дыша – entrechat;

и даже с инициалами: стекле – О. да Е.

Пушкин почти не прибегает к метафорам и гиперболам, применяя в основном эпитеты. И этого оказывается достаточно для создания неповторимых картин русской природы, описания балов, театральных представлений, деревенского быта и городской жизни.

Читайте также:  Дуэль евгения онегина и владимира ленского в романе пушкина (анализ эпизода)

В романе есть три главных героя: Онегин, Татьяна и Автор. Причем, образ Автора не следует ассоциировать с самим Пушкиным. В нем отразились многие черты поэта, но все же – это литературный персонаж. Перед читателем предстает образ человека мудрого, жизнелюбивого, чуть ироничного, доброго и обаятельного. Он выступает свидетелем описываемых событий, а иногда – их участником.

Поэт создал роман о своем современнике, типичном молодом дворянине. Портрет Онегина легко узнаваем. Модные гостиные того времени были заполнены такими молодыми людьми: скучающими франтами с острым умом и холодным сердцем. Получив воспитание и образование, пушкинский герой ведет светскую жизнь, заполненную бесконечными развлечениями и любовными романами, но пустую и однообразную.

Особенность Евгения в том, что такое бесцельное существование его не устраивает. “Томясь душевной пустотой” он отгораживается от света, пытается что-то изменить в своей жизни. Чтение, пробы пера, хозяйственные реформы в поместье показывают его стремление быть полезным. Но Онегин с детства не приучен к работе: “труд упорный ему был тошен” . Поэтому он так и остался скучающим созерцателем.

Отвергнув ложные ценности светского общества, Евгений не нашел для себя ценности подлинные – любовь и дружбу. Столкнувшись с настоящими чувствами, он не может их распознать, не выдерживает испытания дружбой Ленского и любовью Татьяны.

Вступив в борьбу с общественным мнением, Онегин остается от него зависимым. Его недостойное поведение на именинах Татьяны – холодный расчет и тщеславие, а согласие на дуэль – следствие эгоизма и страха перед сплетнями.

Только убийство Ленского пробуждает в Онегине человеческие чувства, а любовь к Татьяне – завершает перерождение героя.

Романтическая восторженность и наивная вера в дружбу, а также благородство отличают Ленского от рационального скептика Онегина. Но у этих героев есть и нечто общее.

Пылкий идеалист Ленский, как и Евгений, получил европейское воспитание. Он тоже чувствует себя лишним в провинциальном обществе, бежит от него. Вовсе не случайно эти молодые люди сошлись.

Оба – незаурядные личности, поэтому им интересно друг с другом.

Самый любимый персонаж Пушкина – Татьяна Ларина. Она стала первой в русской литературе героиней с подчеркнуто национальным характером. Татьяна – “русская душою” . воспитанная на народных традициях и обычаях, представляется автору “милым идеалом” . Она любит природу, старинные сказки и предания, следует народным обрядам.

Эта простая провинциальная барышня, воспитанная на романах, наделена “сердцем пламенным и нежным” . высокой нравственностью, чувством долга и сильной волей. Татьяна, как и Онегин, чувствует себя чужой в водовороте провинциальных мелких интриг и сплетен. Она “странная” и совсем не похожа на свою сестру – милую простушку Ольгу.

Как чистая и открытая девушка стала изысканной светской дамой, Пушкин не показывает. До последнего монолога “новая” Татьяна остается загадкой. Жаль, что ей так и не удается понять Онегина, поверить в его любовь. Фальшь и мелочность высшего света смогли отравить даже ее, заразить той болезнью, от которой мучительно избавлялся Евгений.

Пушкин стремится представить своих героев реальными персонажами. Для этого он использует несколько приемов: описывает известные места, упоминает знаменитых современников – Каверина, Истомину, Вяземского. Рассуждения на злободневные темы, прямое обращение к читателю создают атмосферу реальности, обостряют восприятие, заставляют сопереживать героям.

Простая любовная драма в изложении Пушкина превращается в философские размышления о судьбах поколений, о месте человека в жизни, об ответственности за близких людей. Открытый финал и многочисленные недосказанности в ходе повествования заставляют задуматься над образом мыслей и поступками героев, чтобы “превосходным образом воспитать в себе человека” .

Источник: http://schoolessay.ru/analiz-romana-pushkina-evgenij-onegin-2/

Анализ романа Пушкина «Евгений Онегин» на Сёзнайке.ру

«Евгений Онегин» роман в стихах, который Пушкин писал на протяжении восьми лет своей жизни. Он стал вершиной его творчества и настоящим сокровищем русской литературы.

В произведении автор противопоставляет друг другу два различных мира: светское общество Петербурга и деревенское дворянство. Первая, шестая, седьмая и восьмая главы романа описывают столичную жизнь дворян.

Особое внимание уделяется моде, светским раутам, балам, театру и прочим развлечениям скучающей молодежи. Детально выписаны изысканные блюда французской кухни, предметы туалета и одежде современников Пушкина.

Люди праздные, вечно находящиеся в состоянии скуки, ищущие приключений, склонные к азартным играм и любовным интригам. Главный герой человек такого общества.

Ему свойственны такие же пороки, как и всем, но его отличает пылкая, честная душа и живой ум, ему явно наскучило бессмысленное существование бездельника, что-то есть в нем такое, за что поэт его любит: «С ним подружился я в то время. Мне нравились его черты».

Со второй по шестую главы романа посвящены описанию быта сельских помещиков. Это другая жизнь, где люди привыкли довольствоваться малым. Пушкин с любовью описывает спокойную девственную природу, смену времен года, пейзажи сельской жизни. Онегин видит сельскую жизнь так: «нет ни улиц, ни дворцов, ни карт, ни балов, ни стихов». Ему в деревне так же скучно, как и в пышной столице.

Татьяна Ларина нежная романтичная душа в ней нет ни капли жеманства или притворства. Она дитя природы и неразлучна с ней, встает перед рассветом, предупреждая восход зари. Такой предстает наша лирическая героиня в первой части романа.

Она посвящает все свое время не вышиванию, как другие девушки ее круга, а чтению любовных романов и мечтает о любви. Онегин предстает перед ней как настоящий герой, которого искало ее сердце.

Но мог ли Евгений полюбить такую простую деревенскую девочку? Он избалованный вниманием светских красавиц и высшего дворянства не сумел оценить задумчивой, скромной, влюбленной, бедной девочки, он не видит себя супругом и отцом, его не пленяют семейные картины.

Онегин тронут ее посланием, но он ее не любит и решает, честно ей об этом сказать, проявив при этом «души прямое благородство».

Судьбы героев переворачивает убийство на дуэли Ленского. Онегин осознал весь ужас содеянного преступления и уезжает в долгое странствие, но и там его преследуют призраки прошлого. А Татьяна покидает деревню и едет в Москву. Странная, провинциальная девушка неожиданно для всех покоряет Москву.

Искренность, чистота и загадочность, все те качества, которые увидел, но не оценил в Татьяне Евгений Онегин, превратили ее в светскую даму, но не сделали счастливой. Такой Татьяну встречает Онегин и влюбляется со всей пылкостью своей души в этот новый и совершенный для него образ. Но он любит не ту простую, бедную деревенскую девушку, а новую величественную княжну.

Татьяна это понимает и отказывает, хоть и признается, что по-прежнему любит его.

Это грустная история о том, как разбиваются мечты, как легко сделать ошибку, но тяжело ее исправить. Любовь иногда становится невозможной из-за страха что-то изменить в своей жизни.

Но автор, чтобы сгладить тягостное ощущение от прочтения наполнил страницы такими живыми, светлыми картинами описаний природы, городских пейзажей, самобытной культуры и обычаев.

Каждый может найти такой отрывок в произведении, который навсегда останется в его памяти.

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/analiz-stihov/10964—-l-r

Ссылка на основную публикацию