Анализ «сказки о царе салтане» пушкина

Сказка о царе Салтане: главная мысль, план произведения, краткое содержание

Немалую роль в творчестве А.С. Пушкина сыграла его няня, Арина Родионовна. Именно она познакомила его с русскими народными сказками. Впоследствии интерес поэта к народному творчеству только усилился. Так родились на свет прекрасные стихотворные сказки: «О рыбаке и рыбке», «Золотой петушок», «О мертвой царевне и о семи богатырях».

«Сказка о царе Салтане» стала итогом творческого состязания Пушкина с Жуковским. Впервые опубликована она была в 1832 году в сборнике «Стихотворения А. Пушкина».

Для того чтобы легче было изложить краткое содержание произведения, необходимо его сначала внимательно прочесть, а после составить подробный план, в котором будут выделены основные смысловые части. Нелишним будет упомянуть и главных героев.

План сказки

  1. Вступление. Беседа трех сестриц. Женитьба царя. Зависть сестер.
  2. Завязка. Отъезд Салтана. Рождение царевича. Старшие сестры подменили указ царя. Царицу с сыном выбросили в море.
  3. Развитие действия. Гвидон с матерью на острове.

    Приключения князя Гвидона. Чудеса, воплощенные царевной-лебедь.

  4. Кульминация. Лебедь превращается в прекрасную царевну. Царь Салтан отправляется к князю Гвидону.
  5. Развязка. Счастливое воссоединение и примирение царского семейства.

Главная мысль произведения

Основной посыл сказки в том, что зависть губительна, она может толкнуть человека на подлые поступки, но никогда не приводит ни к чему хорошему. А также сказка учит тому, что не надо бояться трудностей, они закаляют и делают человека сильнее, а друзья всегда придут на помощь.

Краткое содержание «Сказки о царе Салтане»

Однажды вечером три сестрицы сидели под окном, занимались рукоделием и делились мечтами. Все они мечтали об одном — выйти замуж за царя. Но каждая вкладывала в это свой смысл. Одна из старших сестер хотела устроить пир на весь мир, вторая — наткать полотна, и лишь младшая возжелала родить царю наследника-богатыря.

Как раз в это время царь прогуливался неподалеку. Случайно он подслушал девичий разговор и сразу же влюбился в речи младшей сестры. Он тут же вошел в светлицу и объявил о своем желании немедленно жениться на той, кто родит ему сына, а ее сестрам предложил отправиться с ними во дворец. Так одна стала поварихой, а другая — ткачихой.

Время тогда было неспокойное, поэтому царь был вынужден покинуть жену и отправиться на войну. В отсутствии Салтана царица родила ребеночка, здорового красивого мальчика. Но злые сестры под предводительством Бабарихи решили отомстить и перехватили царского гонца с докладом о рождении наследника.

В итоге царь получил уведомление о том, что царица родила ему не богатыря, а неведомую зверушку.

Царь Салтан, конечно, сначала рассвирепел, но после остыл и решил отложить принятие столь важного решения до своего возвращения.

Завистливые ткачиха и повариха вновь перехватили гонца с ответным посланием, напоили его и подменили распоряжение. И вот, царицу с новорожденным сыном засмолили в бочке и выбросили в океан.

Царица плачет-убивается, а сынок растет не по дням, а по часам. Когда бочку прибило волной к берегу, из нее вышла царица с уже взрослым юношей. Гвидон осмотрелся на острове и смастерил на скорую руку лук, чтобы добыть ужин.

Тут-то он и увидел отчаянную схватку лебедя с коршуном. Недолго думая, он стреляет в коршуна и убивает его. В благодарность за спасение лебедь построила для Гвидона целый город и сделала его в нем князем.

Славно зажили князь с матерью, но тоска по отцу никак его не отпускала.

Однажды мимо острова проплывали купцы, следующей остановкой которых должно было стать царство Салтана.

Лебедь превратила Гвидона в комара, так он смог пробраться на их корабль и вместе с ними отправился к своему отцу. Купцы рассказали царю о красивом городе и передали приглашение от князя Гвидона.

Но злые тетки отговорили царя ехать, рассказав ему о другом чуде — о белке с золотыми орешками. За это комар-Гвидон укусил одну из теток в глаз.

В следующий раз он поплыл с купцами, превратившись в муху. И снова теткам удалось отговорить Салтана от путешествия на остров, они рассказали ему о тридцати трех богатырях. На этот раз князь-муха ужалил другую тетку в глаз.

В третий раз князь Гвидон полетел к отцу в образе шмеля. Купцы продолжали расхваливать царю Салтану новый город с чудесами, и вновь передали приглашение от князя Гвидона. Тетки на этот раз не осмеливались перечить, но тут вмешалась Бабариха и сообщила о том, что в мире есть царевна, от которой глаз нельзя отвести. Ее шмель поразил жалом прямо в нос.

Каждый раз возвращаясь от отца, князь делился с царевной-лебедь своими переживаниями. И каждый раз она его одаривала новыми чудесами.

Вот и теперь он пришел к ней с вопросом о прекрасной царевне со звездой во лбу и с месяцем под косой.

После того как он уверил ее в своих серьезных намерениях жениться, лебедь превратилась в ту самую царевну, которая днем свет божий затмевает, а ночью землю освещает.

До царя Салтана дошел слух о том, что князь Гвидон женился на прекрасной царевне. Тут он не вытерпел и, не слушая никого, поехал познакомиться с князем, о котором столько чудесного слышал. Увидев царицу-мать, он сразу же узнал в ней свою жену, а в князе Гвидоне — сына. Счастье от долгожданной встречи было безгранично. На радостях царь простил повариху, ткачиху и сватью бабу Бабариху.

Читательский дневник

Подслушав разговор трех сестер, царь взял в жену младшую сестрицу, а сам отправился на войну. Царица родила сына, но сестры из зависти оклеветали ее перед царем, подменили его указ, и царицу с сыном в бочке скинули в океан. Бочку прибило к острову.

Гвидон спас царевну-лебедь от коршуна. Лебедь в благодарность построила для него город, сделала его князем и выполняла все его желания. В итоге она превратилась в прекрасную царевну, и они поженились. Царь Салтан приехал на остров, узнал свою жену и сына.

На радостях они простили завистниц и устроили пир.

Главные герои «Сказки о царе Салтане»

  • Царь Салтан — смелый, решительный и великодушный. Он может показаться слишком мягким, но на деле он просто добрый, именно поэтому он простил злых родственниц. А также это преданный герой. Он не женился во второй раз и был счастлив вернуться в семью.
  • Князь Гвидон — главный герой сказки, сын царя Салтана. Характеристика князя: смелый и целеустремленный. Изначально он спас мать от заточения в бочке. После предотвратил гибель царевны-лебедь. Он очень тосковал по отцу и приложил максимум усилий, чтобы вернуть его.
  • Царица-мать — впервые читатель встречает ее как добрую и честную девицу, далее она раскрывается как терпеливая женщина и добросердечная мать.
  • Царевна-лебедь — мудрая и прекрасная волшебница. Сначала она стала верным другом Гвидону, а впоследствии предстала в образе нежной девушки и вышла за него замуж.

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/kratkoe-soderzhanie-skazki-a-s-pushkina-o-tsare-saltane.html

Анализ сказки»Сказка о царе Салтане…»

Тема: Анализ сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»

Цель: 

  1. а) показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции; б) отметить языковые особенности литературной сказки; в) отметить отличие литературной сказки от народной;

  2. работать над навыками выразительной речи;

  3. учить работе с текстом;

  4. закрепить литературные термины «жанр», «сюжет», «композиция»

Методы: анализ сказки по плану; работа с текстом, выразительное чтение.

Наглядность: иллюстрации по сказкам А.С.Пушкина, рисунки учащихся, музыка Глинки, инсценировка отрывка «Сказки о царе Салтане»

Ход урока:

Сегодня займемся анализом сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», отметим языковые особенности литературной сказки, закрепим понятие литературных терминов «жанр», «сюжет», «композиция». Назовите общие особенности волшебных сказок (см.план)

  1. Есть волшебство

  2. Странствия, приключения героев

  3. Кто-то мешает или помогает

  4. Герой воюет с нечистой силой

  5. Эпизоды повторяются по 3раза

  6. Есть зачин, концовка

  7. Добро побеждает зло

А теперь назовите жанровые особенности сказки волшебной (см.план)

  1. Повторы

  2. Общие места

  3. Строй сказки плавный, напевный

  4. Сказочник рисует словами образы, как красками

А теперь непосредственно обратимся к сказке «О царе Салтане». Найдите памятку «Жанр». А теперь, пользуясь этим планом, расскажите все, что касается понятия «жанр» по сказке

Жанр – это вид литературы. Сказки бывают народные и литературные «Сказка о царе Салтане» — литературная, т.к. есть автор А.С.Пушкин.

Пушкин придумал характеры своим героям, побуждения, поступки

Приведите примеры героев, где был бы показан его характер

В кухне злится повариха (злость)

Плачет у станка ткачиха,

И завидуют оне

Государевой жене (зависть)

С ободренною душой князь пошел к себе домой (спокойный)

Определите характер героя, каким его изобразил Пушкин? (на листочке — письменно)Тот (коршун) уж когти распустил, клев кровавый навострил

Что еще придумывает Пушкин для своих героев?

Мысли

Приведите примеры

Кабы я была царица, — 

Говорит одна девица, — 

То на весь крещенный мир 

Приготовила б я пир…

Кабы я была царица, — 

Третья молвила сестрица, — 

Я б для батюшки царя

Родила б богатыря

А какие человеческие чувства вы знаете?

Любовь, ненависть, зависть, печаль, благодарность…

А теперь определите, какое чувство изобразил Пушкин в данном отрывке. (Отметить на листе под цифрой 2 — письменно)Век тебя я не забуду:Отплачу тебе добром,Сослужу тебе потом!

Какая еще особенность литературной сказки отмечается?

Пушкин придумывает ход событий

Назовите основные события сказки «О царе Салтане…»

Разговор 3 девиц подслушан царем; свадьба; война; родился сын; зависть сестер и тетки; бочку бросили в море; Гвидон вырос; убил коршуна; избавил царевну-лебедь;

Та подарила Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором город обходить. Гвидон женился на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы прощены. Радость.

Жуковский, прочитав две сказки Пушкина «О попе и его работнике Балде» и «Сказку о царе Салтане», написал «У Пушкина … сказки русские народные, …совершенно русские… Прелесть невообразимая» (слова написаны на доске)Докажите, что Пушкин некоторыми элементами русских народных сказок воспользовался. Что взято автором из русских народных сказок?

Имена (Бабариха, царевна-лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры)

Костюмы (В чешуе, как жар горя, 33 богатыря; под косой луна блестит…)

Узнайте по костюму героя сказки и запишите на листе под цифрой 3 (письменно)Весь сияя в злате он сидит в палате на престоле и в венце

Продолжаем работать над тем, что еще использовано А.С.Пушкиным из народных сказок

Приключения, странствия героев:

Бочка по морю плывет…

А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой извести ее хотят…

Как вы понимаете эту шутку?А ткачиха с поварихойС сватьей бабой Бабарихой Около царя сидят – Четырьмя все три глядят

Двух сестер укусил Гвидон около глаза, когда оборотился в насекомых.

А комар-то злится, злится

И впился комар как раз

Тетке прямо в правый глаз.

Повариха побледнела, обмерла и окривела!

Зажужжал он и как раз

Тетке сел на левый глаз, 

И ткачиха побледнела:

«Ай!» — и тут же окривела.

Мы не случайно говорили о шутках, т.к. в русских сказках они часто встречаются.Что вы можете сказать о времени и месте действия? 

Сказка на вечные времена: «Каждый день идет там диво». Место действия: царство славного Салтана, город на острове Буян, море. Корабельщики объехали весь свет: За морем житье не худо…

Что общим является для сказки литературной и народной?

Мораль

Какую мораль можно извлечь из этих слов?А ткачиха с поварихойС сватьей бабой БабарихойРазбежались по углам:Их нашли насилу там.Тут они во всем признались,Повинились, разрыдались

Не надо совершать злые поступки, не надо завидовать

Докажите, что в сказке есть жизненная правда

Царь для радости такой отпустил всех трех домой…

Ветер по морю гуляет…

Чему учит сказка?

Учит справедливости , добру, правде

II. Анализ сказки по плану «Сюжет». Что такое сюжет?

Это последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын.

В сказке всегда кто-то помогает или мешает. Помогает царевна-лебедь. Мешает царевне коршун. Мешают царице сестры и Бабариха. Сказка имеет волшебство. Н-р, сын растет не по дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых… В сказке есть странствия героев: корабельщики объехали весь свет

Помогаем приводить примеры

Гвидон летает к царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает коршуна-чародея, мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло. Сказка заканчивается счастливым концом: радостной встречей Салтана с женой и сыном. Завистницы прощены.

III. Рассмотрим план под названием «Композиция». Что такое композиция?Композиция – это построение произведения. Сказка обычно начинается с зачина: (царя с царицею)

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…

В сказке есть концовка:

Я там был, мед, пиво пил

Да усы лишь обмочил.

В сказке эпизоды повторяются по 3 раза: н-р, 3 сестры пряли

Цифра 3 волшебная, характерная для многих сказок. Приводим примеры.

3 раза Гвидон превращался в насекомых и летал к Салтану. 3 Раза обращался к царевне-лебеди за помощью. Она его 3 раза спрашивала: «Что ты тих, как день ненастный, опечалился чему?» 3 раза заезжают корабельщики, 3 раза угощают их Гвидон и Салтан; они рассказывают о том, что видели на белом свет. Строй сказки плавный, напевный.

Груздева, Усманова, Ткаченко читают выразительно отрывок из сказки (инсценировка)IV. А теперь обратимся к особенностям языка сказки. Перечислим их (см.план)

  1. Синонимы

  2. Сравнения

  3. Эпитеты

  4. Противопоставления

  5. Ондокоренные слова

  6. Сложные слова

  7. Славянизмы

  8. Определение после определяемого слова стоит 

  9. Уменьшительно-ласкательные суффиксы

  10. Усилительные частицы, обращения и т.д.

Назовите мне те выражения, которые можно считать пословицами, фразеологизмами, крылатыми выражениями

Словно реченька журчит. Выступает будто пава. Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь

Какую особенность языка вы отметите в этой фразе (в этих фразах)?Здравствуй, князь ты мой прекрасный!Бог вас, дети, наградит

Обращение

Удалец, Диковинка, орешки – слова из сказки. Какую языковую особенность вы заметили?

Уменьшительно-ласкательные суффиксы

Грусть-тоска, Гости-господа – Какую особенность языка характеризуют эти слова?

Сложные слова

Найдите в тексте эпитеты

Синее море, божий свет, тугой лук, добрый путь

На листке поставьте цифру 5. Отметьте особенность языка: «Что я царь или дитя? Или К нам он в гости собирался, а доселе не собрался»

V. Давайте проведем маленькую викторину по знанию текста

1. Почему Салтан расстался с женой после свадьбы? В те поры война была
2. Родила царица в ночь не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а (кого?) Неведому зверушку
3. Царь велит своим боярам, Времени не тратя даром,И царицу, и приплод … (что сделать?) Тайно бросить в бездну вод
4. Какую песенку пела белка? Во саду ли, в огороде
5.Разом пушки запалили,В колокольнях зазвонили, К морю сам идет Гвидон…Кого он встречает? Царя Салтана

VI. Давайте подведем итоги. Вы обратили внимание на то, как долго писал сказку Пушкин. На доске написаны следующие цифры:Краткая запись «Сказки о царе Салтане» в Кишиневе – 1822г.Подробная запись в Михайловском – в 1824г.14 стихов, остальное проза – 1828г.Написал полностью в 1831г., устроив творческое соревнование с Жуковским.А легко ли и интересно вам было читать сказку?

Да

Все гениальное просто. А теперь вы видите, сколько трудов на сказку было положено автором. А теперь подведем итоги нашему уроку.Жанр – сюжет – композиция – три этих литературных термина крепко между собой связаны. Что такое жанр? Что такое сюжет? Что такое композиция? 

Вид литературы. Последовательность событий. Построение произведения


На этом урок закончен 



Источник: https://videouroki.net/razrabotki/analiz-skazki-skazka-o-tsarie-saltanie.html

Главная мысль «Сказки о царе Салтане»

Главная идея сказки Пушкина – вера народа в победу добра и справедливости.

Главная мысль «Сказки о царе Салтане» — что любая ложь, какой бы она продуманной не была, в конечном итоге будут раскрыты и наказаны, но все же если человек искренне раскается и попросит прощения, то он его получит. В этой сказке показано, что добро действительно победит зло, что обман всегда раскроется.

О чём «Сказка о царе Салтане»

Главный герой «Сказки о царе Салтане» — молодой князь Гвидон, сын царя Салтана. Когда он родился, по злой воле завистливых тетушек его вместе с матерью, втайне от царя, бросили в закрытой бочке в море. Пока бочка плыла, Гвидон вырос. Вскоре бочку выбросило на пустынный берег и князь пошел на охоту. Он  подстрелил коршуна и спас от гибели царевну-лебедь.

Царевна-лебедь отплатила добром и на пустынном острове появился большой и красивый город, где стал править Гвидон. В городской порт стали заходить торговые корабли, плывущие мимо. Один из них плыл в царство Салтана. Гвидону захотелось повидать отца.

Царевна-лебедь превратила его в комара, и князь Гвидон в таком облике доплыл на торговом корабле до родных мест. Летая комаром возле трона отца, он услышал, как купцы передали его приглашение царю Салтану. Но его тетушки, ткачиха и повариха, стали отговаривать царя от поездки.

Они советовали поехать в место, где живет белка, которая грызет золотые орешки с изумрудными ядрами. Комар-князь ужалил повариху в глаз и улетел из дворца.

Вернувшись, князь рассказал царевне-лебедю о чудесной белке, и она устроила так, что такая белка стала жить у Гвидона в городе. Проезжие купцы донесли весть о чудесной белке царю Салтану.

Вместе с ними, в облике мухи, снова побывал в родных местах Гвидон. На этот раз такчиха стала отговаривать царя Салтана от поездки. Она рассказала еще об одном чуде – как из моря выходят тридцать три богатыря и ведет их дядька Черномор.

Князь Гвидон в облике мухи и ткачиху ужалил в глаз.

Воротившись домой, он рассказал о богатырях царевне-лебедю и та призвала богатырей, которые были ее братьями, вместе с дядькой Черномором на службу князю Гвидону.

На третий раз, когда купцы снова приглашали царя Салтана к князю Гвидону, отговаривать того начала сватья Бабариха. Она рассказала о прекрасной царевне, живущей за морем. Князь Гвидон, присутствовавший при рассказе в облике шмеля, ужалил Бабариху в нос и вернулся домой.

Он рассказал лебедю о прекрасной царевне и о своем желании на ней жениться. И лебедь превратился в ту самую прекрасную царевну. С благословения матери Гвидона состоялась свадьба.

Через проезжих купцов князь Гвидон еще раз отправил царю Салтану приглашение посетить его остров. И вскоре тот прибыл со всей своей свитой, воочию увидал чудеса, о которых рассказывали купцы. Тут же он узнал в матери князя Гвидона свою жену и понял, что Гвидон – его сын. На радостях ткачиху, повариху и сватью наказывать не стали, а отправили их домой.

Теперь Вы знаете какая основная мысль сказки о царе Салтане Пушкина.

Источник: https://kratkoe.com/glavnaya-myisl-skazki-o-tsare-saltane/

Методическая разработка по чтению (3 класс) по теме: Конспект урока по литературному чтению по теме «А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» 3 класс

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА(10.11.2015г.)

Тема: Анализ сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»

Цель:

  1. а) показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции; б) отметить языковые особенности литературной сказки; в) отметить отличие литературной сказки от народной;
  2. работать над навыками выразительной речи;
  3. учить работе с текстом;
  4. закрепить литературные термины «жанр», «сюжет», «композиция»

Методы: анализ сказки по плану; работа с текстом, выразительное чтение.

Наглядность: иллюстрации по сказкам А.С.Пушкина, рисунки учащихся, музыка Глинки, инсценировка отрывка «Сказки о царе Салтане» ,компьтер, интерактивная доска 

Планируемые результаты

       Личностные

-включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне;

-регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;                                                                

-эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках; эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;

-познавательная мотивация учения.

          Познавательные

— расширять знания учащихся о жанрах; читать произведение данного жанра с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием; добиваться понимания содержания сказки.

           Регулятивные

-определять цель учебной деятельности;

-контролировать выполнение задания

-определять степень успешности выполнения своей работы и работы других обучающихся.

              Коммуникативные

-работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

-собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;

-оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

-владеть диалогической формой речи.

Ход урока:

1.Актуализация полученных ранее знаний и умений. 

Постановка проблемного вопроса.

Сегодня займемся анализом сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», отметим языковые особенности литературной сказки, закрепим понятие литературных терминов «жанр», «сюжет», «композиция».

Назовите общие особенности волшебных сказок  (см.план)

  1. Есть волшебство
  2. Странствия, приключения героев
  3. Кто-то мешает или помогает
  4. Герой воюет с нечистой силой
  5. Эпизоды повторяются по 3раза
  6. Есть зачин, концовка
  7. Добро побеждает зло

А теперь назовите жанровые особенности сказки волшебной (см.план)

  1. Повторы
  2. Общие места
  3. Строй сказки плавный, напевный
  4. Сказочник рисует словами образы, как красками

А теперь непосредственно обратимся к сказке «О царе Салтане». Найдите памятку «Жанр». А теперь, пользуясь этим планом, расскажите все, что касается понятия «жанр» по сказке

Жанр – это вид литературы. Сказки бывают народные и литературные «Сказка о царе Салтане» — литературная, т.к. есть автор А.С.Пушкин.

Пушкин придумал характеры своим героям, побуждения, поступки

        Приведите примеры героев, где был бы показан его характер

В кухне злится повариха (злость)

Плачет у станка ткачиха,

И завидуют оне

Государевой жене (зависть)

С ободренною душой князь пошел к себе домой (спокойный)

        Определите характер героя, каким его изобразил Пушкин? (на листочке — письменно)

        Тот (коршун) уж когти распустил, клев кровавый навострил

Что еще придумывает Пушкин для своих героев?

Мысли

        Приведите примеры

Кабы я была царица, —

Говорит одна девица, —

То на весь крещенный мир

Приготовила б я пир…

Кабы я была царица, —

Третья молвила сестрица, —

Я б для батюшки царя

Родила б богатыря

        А какие человеческие чувства вы знаете?

Любовь, ненависть, зависть, печаль, благодарность…

        А теперь определите, какое чувство изобразил Пушкин в данном отрывке.(работа с интерактивной доской)

 (Отметить на листе под цифрой 2 — письменно)

        Век тебя я не забуду:

        Отплачу тебе добром,

        Сослужу тебе потом!

Какая еще особенность литературной сказки отмечается?

Пушкин придумывает ход событий

        Назовите основные события сказки «О царе Салтане…»

Разговор 3 девиц подслушан царем; свадьба; война; родился сын; зависть сестер и тетки; бочку бросили в море; Гвидон вырос; убил коршуна; избавил царевну-лебедь;

Та подарила Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором город обходить. Гвидон женился на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы прощены. Радость.

        Жуковский, прочитав две сказки Пушкина «О попе и его работнике Балде» и «Сказку о царе Салтане», написал «У Пушкина … сказки русские народные, …совершенно русские… Прелесть невообразимая» (слова написаны на доске)

Докажите, что Пушкин некоторыми элементами русских народных сказок воспользовался. Что взято автором из русских народных сказок?

Имена (Бабариха, царевна-лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры)

Костюмы (В чешуе, как жар горя, 33 богатыря; под косой луна блестит…)

        Узнайте по костюму героя сказки (показ на ИД) и запишите на листе под цифрой 3 (письменно)

        Весь сияя в злате он сидит в палате на престоле и в венце

Продолжаем работать над тем, что еще использовано А.С.Пушкиным из народных сказок

Приключения, странствия героев:

Бочка по морю плывет…

А ткачиха с поварихой, с сватьей  бабой Бабарихой извести ее хотят…

        Как вы понимаете эту шутку?

        А ткачиха с поварихой

        С сватьей бабой Бабарихой

Около царя сидят –

Четырьмя все три глядят

Двух сестер укусил Гвидон около глаза, когда оборотился в насекомых.

А комар-то злится, злится

И впился комар как раз

Тетке прямо в правый глаз.

Повариха побледнела, обмерла и окривела!

Зажужжал он и как раз

Тетке сел на левый глаз,

И ткачиха побледнела:

«Ай!» — и тут же окривела.

        Мы не случайно говорили о шутках, т.к. в русских сказках они часто встречаются.

        Что вы можете сказать о времени и месте действия?

Сказка на вечные времена: «Каждый день идет там диво». Место действия: царство славного Салтана, город на острове Буян, море. Корабельщики объехали весь свет: За морем житье не худо…

        Что общим является для сказки литературной и народной?

Мораль

        Какую мораль можно извлечь из этих слов?

        А ткачиха с поварихой

        С сватьей бабой Бабарихой

        Разбежались по углам:

        Их нашли насилу там.

        Тут они во всем признались,

Повинились, разрыдались

Не надо совершать злые поступки, не надо завидовать

        Докажите, что в сказке есть жизненная правда

Царь для радости такой отпустил всех трех домой…

Ветер по морю гуляет…

        Чему учит сказка?

Учит справедливости , добру, правде

II. Анализ сказки по плану «Сюжет». 

Что такое сюжет?

Это последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын.

В сказке всегда кто-то помогает или мешает. Помогает царевна-лебедь. Мешает царевне коршун. Мешают царице сестры и Бабариха. Сказка имеет волшебство. Н-р, сын растет не по дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых… В сказке есть странствия героев: корабельщики объехали весь свет

        Помогаем приводить примеры

Гвидон летает к царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает коршуна-чародея, мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло. Сказка заканчивается счастливым  концом: радостной встречей Салтана с женой и сыном. Завистницы прощены.

        III. Рассмотрим план под названием «Композиция».

Что такое композиция?

Композиция – это построение произведения. Сказка обычно начинается с зачина: (царя с царицею)

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…

        В сказке есть концовка:

Я там был, мед, пиво пил

Да усы лишь обмочил.

        В сказке эпизоды повторяются по 3 раза: н-р, 3 сестры пряли

        Цифра 3 волшебная, характерная для многих сказок. Приводим примеры.

3 раза Гвидон превращался в насекомых и летал к Салтану. 3 Раза обращался к царевне-лебеди за помощью. Она его 3 раза спрашивала: «Что ты тих, как день ненастный, опечалился чему?» 3 раза заезжают корабельщики, 3 раза угощают их Гвидон и Салтан; они рассказывают о том, что видели на белом свет. Строй сказки плавный, напевный.

        Груздева, Усманова, Ткаченко читают выразительно отрывок из сказки (инсценировка)

IV.Физкультминутка.        (Аудиозапись)        Демонстрация презентации для физкультминутки, включение аудиозаписи.        Учащиеся проговаривают слова и выполняют движения.

V. А теперь обратимся к особенностям языка сказки.

Перечислим их (см.план на ИД)

  1. Синонимы
  2. Сравнения
  3. Эпитеты
  4. Противопоставления
  5. Ондокоренные слова
  6. Сложные слова
  7. Славянизмы
  8. Определение после определяемого слова стоит
  9. Уменьшительно-ласкательные суффиксы
  10. Усилительные частицы, обращения и т.д.

Назовите мне те выражения, которые можно считать пословицами, фразеологизмами, крылатыми выражениями

Словно реченька журчит. Выступает будто пава. Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь

        Какую особенность языка вы отметите в этой фразе (в этих фразах)?

        Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

        Бог вас, дети, наградит

Обращение

        Удалец, Диковинка, орешки – слова из сказки. Какую языковую особенность вы заметили?

Уменьшительно-ласкательные суффиксы

        Грусть-тоска, Гости-господа – Какую особенность языка характеризуют эти слова?

Сложные слова

        Найдите в тексте эпитеты

Синее море, божий свет, тугой лук, добрый путь

        На листке поставьте цифру 5. Отметьте особенность языка: «Что я царь или дитя? Или К нам он в гости собирался, а доселе не собрался»

VI. Давайте проведем маленькую викторину по знанию текста( викторина  на ИД)

1. Почему Салтан расстался с женой после свадьбы? В те поры война была
2. Родила царица в ночь не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а (кого?) Неведому зверушку
3. Царь велит своим боярам,Времени не тратя даром,И царицу, и приплод … (что сделать?) Тайно бросить в бездну вод
4. Какую песенку пела белка? Во саду ли, в огороде
5.Разом  пушки запалили,В колокольнях зазвонили,К морю сам идет Гвидон…Кого он встречает? Царя Салтана

VII.Рефлексия.

 Давайте подведем итоги.Вы обратили внимание на то, как долго писал сказку Пушкин. На экране  следующие цифры:

Краткая запись «Сказки о царе Салтане» в  Кишиневе – 1822г.

Подробная запись в Михайловском – в 1824г.

14 стихов, остальное проза – 1828г.

Написал полностью в 1831г., устроив творческое соревнование с Жуковским.

А легко ли и интересно вам было читать сказку?

Да

        Все гениальное просто. А теперь вы видите, сколько трудов на сказку было положено автором.

        А теперь подведем итоги нашему уроку.

Жанр – сюжет – композиция – три этих литературных термина крепко между собой связаны.  Что такое жанр? Что такое сюжет? Что такое композиция?

Вид литературы. Последовательность событий. Построение произведения

        На этом урок закончен

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2015/11/01/konspekt-urokapo-literaturnomu-chteniyu-po-teme-a-s-pushkin

Сходство и различие «сказки о царе салтане» а.с. пушкина и народных волшебных сказок

СХОДСТВО  И  РАЗЛИЧИЕ  «СКАЗКИ  О  ЦАРЕ  САЛТАНЕ»  А.С.  ПУШКИНА  И  НАРОДНЫХ  ВОЛШЕБНЫХ  СКАЗОК

Иваненко  Василий

Класс  3  «Б»,  МОУ  «Средняя  школа  №  5», 
РФ,  г.  Кимры  Тверской  области

Дьячкова  Светлана  Владимировна

научный  руководитель,  педагог  высшей  категории,  учитель  начальных  классов  МОУ  «Средняя  школа»  №  5», 
РФ,  г.  Кимры  Тверской  области

А.С.  Пушкин  писал:  «Что  за  прелесть  эти  сказки!  Каждая  есть  поэма!»

Сюжет  ко  многим  своим  сказкам  А.С.  Пушкин  позаимствовал  из  тех  народных  сказок,  которые  в  детстве  ему  читала  его  няня  Арина  Родионовна.

«Сказка  о  царе  Салтане»  —  вольная  обработка  народной  сказки.  Автор  свободно  изменял  и  дополнял  сюжет,  сохраняя  при  этом  народный  характер  содержания.

  Известно  (по  записям  поэта),  что  похожий  сюжет  был  в  сказке  Арины  Родионовны,  которую  она  рассказывала  поэту.  Но  в  её  сказке  речь  шла  о  турецком  государе  Султане  Султановиче.  По  схожести  сюжетов  можно  сравнить  сказку  А.С.

  Пушкина  с  русской  народной  сказкой  «Во  лбу  солнце,  на  затылке  месяц,  по  бокам  звезды».

Если  обсудить  название  «Сказки  о  царе  Салтане,  о  сыне  его  славном  и  могучем  богатыре  князе  Гвидоне  Салтановиче  и  о  прекрасной  Царевне  Лебеди»  А.С.  Пушкина  и  русских  народных  сказок,  например,  «Хаврошечка»  или  «Царь  девица»,  то  мы  можем  задуматься.

  Зачем  поэт  лишний  раз  подчёркивает,  что  это  сказка,  напоминая  нам,  что  это  вымысел?  Наверное,  он  хочет  сказать  нам  больше,  чем  обычно  говорит  сказка.  Но  в  то  же  время  не  забывать,  что  это  сказка.  Ещё  необычно  в  названии  сказки  А.С.

  Пушкина  то,  что  он  не  просто  называет  героев,  но  и  даёт  им  характеристики,  сразу  показывая  своё  отношение  к  ним:  могучий  богатырь  князь  Гвидон,  прекрасная  Царевна  Лебедь.

Особенностью  народных  волшебных  сказок  является  наличие  в  композиции  зачина.  «В  некотором  царстве,  в  некотором  государстве  жил-был  царь…»,  —  так  начинается  народная  сказка  «Во  лбу  солнце,  на  затылке  месяц,  по  бокам  звезды».

  В  «Сказке  о  царе  Салтане…»  мы  наблюдаем  отсутствие  зачина.  Действие  начинается:  «Три  девицы  под  окном,  пряли  поздно  вечерком…».

  О  чём  это  говорит,  что  герои,  и  события  существуют,  не  где-то  там  далеко,  в  тридевятом  царстве,  а  здесь  рядом  с  нами,  на  Русской  земле.

Для  волшебных  сказок  характерен  троекратный  повтор  событий:  трижды  в  сказке  повторяется  один  и  тот  же  эпизод.

  Так  в  сказке  «Сивка-Бурка»  Иванушка,  добиваясь  руки  Царевны,  трижды  выполняет  трудные  задания,  и  каждое  новое  задание  труднее  предыдущего.  Троекратный  повтор  событий  мы  можем  наблюдать  и  в  сказке  А.С.

  Пушкина,  когда  князю  Гвидону  хочется  навестить  отца,  три  раза  царевна  Лебедь  превращает  его  в  муху,  в  комара  и  в  шмеля.

Как  и  во  многих  волшебных  сказках,  в  сказке  А.С.  Пушкина  есть  волшебные  события:  чудесное  спасение  царевны  с  сыном,  возникновение  на  острове  чудного  города  Гвидона,  превращение  Лебеди  в  Прекрасную  девушку.

  Присутствие  волшебных  героев,  например,  в  сказках  «Сивка-Бурка»  —  конь,  «Царена-лягушка»  —  Баба  Яга,  Кощей  Бессмертный,  что  является  обязательным  условием  построения  сюжета  волшебных  сказок,  мы  можем  наблюдать  и  в  «Сказке  о  царе  Салтане…

»  Это  —  Царевна  Лебедь,  тридцать  три  богатыря  с  дядькой  Черномором,  белка.

В  волшебных  сказках  присутствует  много  чудесных  предметов  (полотенце,  клубок  ниток,  гребенка,  ковер,  сапоги,  скатерть,  блюдце  и  т.  п.  волшебные  предметы).  Есть  волшебные  предметы  и  в  сказке  А.С.  Пушкина,  например,  скорлупки  от  орехов  золотые,  а  ядра  чистый  изумруд.

В  сюжетах  народных  сказок  есть  чёткое  разделение  героев  на  злых  и  добрых.  Мы  можем  отметить  присутствие  таковых  и  в  сказке  А.С.  Пушкина.  Князь  Гвидон,  царица,  Царевна  Лебедь  —  добрые  герои.

  Ткачиха,  повариха,  сватья  баба  Бабариха,  коршун  —  злые  герои.  Но  царя  Салтана  мы  не  можем  отнести  ни  к  злым,  ни  к  добрым.

  Он  разный:  добрый,  доверчивый,  любит  жену,  царь-отец,  но  бывает  несправедливый,  гневный. 

Если  рассматривать  отличия,  то  это  конечно  разная  форма  произведения.  Литературная  сказка  написана  в  стихах,  народная  —  в  прозе,  что  ближе  к  устному  творчеству.

  Известно,  что  первоначально  Пушкин  хотел  при  написании  сказки  чередовать  стихи  с  прозой,  но  впоследствии  отказался  от  этой  идеи  и  написал  сказку  четырёхстопным  хореем  с  парной  рифмовкой:  в  те  времена,  таким  образом,  часто  писались  «подражания»  народной  поэзии.

В  народной  сказке  ведётся  повествование  без  отношения  к  героям  и  событиям.  В  литературном  произведении  присутствует  оценка  героев  и  их  поступков.

Автор  использует  не  только  фольклорные  эпитеты,  такие  как  белая  Лебедь,  могучий  царь,  сильный  царь,  но  и  придумывает  новые,  выражающие  отношение  автора  к  герою:  славный  царь,  хмельной  гонец,  Лебедь  бедняжка. 

В  русских  народных  сказках,  добрых  сказках  обычно  счастливый  конец.  И  в  течение  всего  повествования  мы  ждём,  когда  же  восторжествует  справедливость,  зло  будет  наказано  в  литературной  сказке.  В  сказке  А.С.  Пушкина  князь  Гвидон  ранит  коршуна  в  шею,  превратившись  в  комара,  муху,  шмеля,  укусил  и  ужалил  ткачиху,  повариху,  сватью  бабу  Бабариху.

  Но  интересно  то,  что  царь  Салтан  помиловал  повариху,  ткачиху  и  сватью  бабу  Бабариху.  Он  не  стал  их  наказывать,  как  бы  не  хотелось  этого  читателю,  переживающему  вместе  с  Гвидоном.  И  это  нас  наводит  на  мысль.  Зло  всегда  есть,  от  него  никуда  не  уйти  в  реальной  жизни.

  Зависть,  алчность,  лживость  —  это  пороки,  за  которые  расплачивается  сам  человек.

Работая  над  этой  темой,  мы  сделали  открытие.  Русская  народная  сказка  учит  нас  что,  хорошо  и  что  плохо,  что  человеку  воздастся  за  его  доброту,  героизм,  милосердие,  прощение.  Сказка  А.С.

  Пушкина  не  только  учит,  но  и  позволяет  глубоко  задуматься,  поразмышлять  о  жизни  человека,  его  смысле  существования  в  этом  мире.  Потому  что  в  этой  сказке  много  моментов  из  реальной  жизни.

 

Приведём  примеры.  Описание  пейзажа  поэтом:  «В  синем  небе  звёзды  блещут,  в  синем  море  волны  хлещут…».  А  как  Гвидон  делал  лук  для  охоты?  Всё  реально,  даже  шнурок  берётся  не  из  ниоткуда,  а  с  креста  на  шее.

  Конечно,  князю  Гвидону  помогает  Царевна  Лебедь  за  своё  освобождение,  но  счастливая  развязка  в  сказке  происходит  благодаря  личным  качествам  главного  героя,  его  широте  души,  любви  к  отцу.  И  эта  связь  с  реальной  жизнью  отличает  сказку  А.С.

  Пушкина  от  русских  народных  сказок.

В  литературной  сказке  можно  вести  диалог  с  автором.  Этот  диалог  позволяет  проследить  личность  самого  поэта,  его  отношение  к  своим  героям  просто  завораживает.  Такое  трепетное  отношение  князя  Гвидона  к  своей  матери,  прощение  Гвидоном  своего  отца  Салтана.

  Уважение  и  любовь  к  родителям  являются  неоспоримыми  истинами  жизни  человека.  А  тема  любви  Гвидона  и  Царевны  Лебеди  так  привлекательна  и  понятна  любому  человеку.  Автор  через  героев  делится  с  нами  своими  мыслями,  чувствами,  эмоциями.

  И  это  вызывает  ответный  отклик  у  читателя,  необычайный  интерес  к  этому  диалогу.

Обязательным  элементом  народной  сказки  является  необычная  концовка.  Шуточная  или  ироническая  она  подчеркивает  условность  рассказываемого  и  возвращает  слушателя  в  реальность:  «Я  там  был,  мед-пиво  пил,  по  усам  текло,  да  в  рот  не  попадало»,  «Сказка  вся,  больше  врать  нельзя»  и  т.п. 

Вот  как  завершается  повествование  у  А.С.  Пушкина:  «Я  там  был;  мёд,  пиво  пил  —  и  усы  лишь  обмочил».  И  это,  несомненно,  возвращает  нас  из  мира  сказки  в  реальный  мир.

Итак,  анализ  сравнения  «Сказки  о  царе  Салтане…»  А.С.  Пушкина  и  волшебных  народных  сказок  показал,  что  много  схожих  черт,  но  и  много  различий.  Мы  ещё  раз  убеждаемся  в  уникальности  творчества  великого  русского  поэта.

Список  литературы:

  1. Детская  энциклопедия,  том  10,  Издательство  Академии  Педагогических  Наук  РСФСР  1961  г.
  2. Пушкин  А.С.  «Сказка  о  царе  Салтане»  1961  г.  Художник  А.  Куркин.  (Иллюстрации  в  стиле  ПАЛЕХ).
  3. Русская  народная  сказка  «Во  лбу  солнце,  на  затылке  месяц,  по  бокам  звёзды»  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://peskarlib.ru  (Детская  электронная  библиотека  «Пескарь»,  2006—2011).
  4. Школьный  философский  словарь,  Издательство  «Просвещение»  1995  г.  

Источник: https://sibac.info/shcoolconf/science/xix/43072

Секреты «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина. Часть I

Каково значение имен главных героев этой сказки? Почему третья сестра пообещала царю родить богатыря именно к исходу сентября? Что из себя представляет таинственный остров, на котором оказались князь Гвидон и его мать?

Кто такие тридцать три богатыря и почему именно Черномор является их предводителем?

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди» является одним из самых популярных произведений Пушкина. Каждый житель нашей страны знает наизусть многие отрывки из этого произведения. Тем не менее, данная сказка таит в себе множество загадок и тайн, которые очень интересно исследовать, чем мы сегодня и займемся.

(«Царевна-Лебедь» М. Врубель)

Прежде всего, обратим внимание на название произведения. В нем фигурируют имена трех героев: царя Салтана, князя Гвидона Салтановича (уже в названии делается акцент на значение отца в жизни этого героя) и Царевны Лебеди. Имя матери Гвидона не упоминается в названии, стало быть, она не является существенным персонажем этой сказки.

Но почему в название вынесены имена сразу трех героев? Почему не просто «Сказка о царе Салтане», например? Подобное название мы встречаем в произведении Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Как и Пушкин, Михаил Юрьевич указывает в заголовке имена всех основных героев в определенной последовательности.

Сказка начинается словами трех сестер, прядущих под окном. Все они мечтают о царе. Но кого же выбирает государь? Трудолюбивую повариху, собирающуюся приготовить пир на весь крещенный мир? Или ткачиху, которая «на весь бы мир одна наткала бы полотна»? Нет, он выбирает ту девушку, которая готова родить ему богатыря. Мы видим, как расставлены акценты для царя Салтана.

Почему богатырь по указанию Салтана должен родиться именно к исходу сентября, значит ли это что-нибудь? Только ли ради рифмы Александр Сергеевич выбрал именно сентябрь? Если ребенок должен появиться на свет «к исходу сентября», то зачатие будет в начале января или в конце декабря. Поскольку царь обвенчался с третьей сестрой «в тот же вечер», то дело должно было быть в начале нового года или как раз на Рождество. Таким образом, князь Гвидон был зачат на Рождество.

Царь недолго собирался: В тот же вечер обвенчался. Царь Салтан за пир честной Сел с царицей молодой; А потом честные гости На кровать слоновой кости Положили молодых И оставили одних. А царица молодая, Дела вдаль не отлагая,

С первой ночи понесла.

Сестрам же была уготована та участь, которую они сами и хотели. В этом плане царь Салтан поступил более чем справедливо — одну сделал ткачихой, а другую поварихой. Но, как оказалось, сестры не рады своей участи (стало быть, и слова их были лживыми). Они ненавидят более успешную сестру и решают ее извести.

А царь тем временем отправляется на войну и дает жене наставление:

«Ей наказывал себя
Поберечь его любя»

Салтан заботится о своей жене, ему важно и чтобы она любила его, и чтобы берегла их еще нерожденное чадо.

Я обращаю на это внимание потому, что в сказке вообще не так много деталей, которые дают нам возможность сделать какие-то выводы о характере царя Салтана: что это был за человек, любил ли он свою жену, почему так жестоко поступил с ней, почему поверил в обман злых наговорщиков? На все эти вопросы мы еще постараемся ответить, а пока, дабы лучше понять главных героев сказки, попытаемся определить значение их имен.

Значение имен

Фактически, только два главных героя этой сказки имеют имена — это Салтан и Гвидон.

Царь Салтан

Это имя имеет арабские корни и переводится как «повелитель, император». С одной стороны, исходя из значения, это имя хорошо подходит царю, который и есть Салтан (Султан), но с другой стороны — почему у царя из русской сказки такое имя, имя, которое едва ли могли дать хоть кому-то (тем более наследнику престола) на Руси? На этот вопрос мы ответим чуть позже.

Князь Гвидон

А прежде определим значение имени князя Гвидона. Кстати, замечу, что хоть Пушкин и не указывает, в какой конкретно стране происходит действие его сказки, он, тем не менее, называет героев царем и князем, а не королем и принцем.

Но что же означает имя Гвидон? Существует несколько версий.

Так, возможно, это имя произошло от итальянского имени Гвидо (Guido), или же это имя германского происхождения, от старогерманского имени Wido (краткой формы имён, содержащих элемент widu — «дерево» или wid — «широкий, обширный»).

Также есть версия, что это еврейское имя, происходящее от ивритского слова, означающего в переводе на русский «могучий воин», «рубить». Имя Gideon существует у ряда христианских народов. У Пушкина в «Сказке о царе Салтане» это имя приводится как «Гвидон».

Скорее всего, нам более подходит третья версия значения этого имени.

Но если с «могучим, рубящим воином» все понятно, такое имя вполне подходит князю, который даже в названии сказки обозначен как «славный и могучий богатырь», то происхождение имени говорит о том же, о чем и происхождении имени его отца — это не русские имена, крайне редкие на Руси. Так почему Пушкину вздумалось дать двум главным героям русской сказки арабское и еврейское имя?

Я думаю, что этот прием призван демонстрировать интернациональность этой сказки, подчеркивать, что речь идет не только о Руси.

Имя матери Гвидона ни разу не упоминается. Ткачиха и повариха также не имеют имен. Царевна-Лебедь называется только так, какое-либо иное имя не указывается.

Но вернемся к событиям сказки. Царица в положенный срок родила здорового и красивого сына, но повариха, ткачиха и сватья баба Бабариха отправляют гонца к царю с совсем другим известием. Это знаменитые и хорошо всем знакомые строки:

Родила царица в ночь Не то сына, не то дочь; Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверюшку.

И что происходит дальше? Царь верит гонцу, но все же отдает приказ дождаться его возвращения. Стало быть, сомневается в том, что такое могло случиться с его женой.

Но, смягчившись на сей раз, Дал гонцу такой приказ: «Ждать царева возвращенья

Для законного решенья».

Мы понимаем, что царь Салтан невиновен в казни своих жены и сына, он так же пал жертвой ткачихи и поварихи (ей-богу, лучше бы он их в той избе и оставил в начале сказки).

Едет с грамотой гонец И приехал наконец. А ткачиха с поварихой С сватьей бабой Бабарихой Обобрать его велят; Допьяна гонца поят И в суму его пустую Суют грамоту другую — И привез гонец хмельной В тот же день приказ такой: «Царь велит своим боярам, Времени не тратя даром, И царицу и приплод

Тайно бросить в бездну вод».

«Тайно бросить в бездну вод» — смерть через утопление. Происходит один из самых интересных моментов этой сказки — царицу и Гвидона не просто топят, а сажают в бочку. Было ли это более изощренным методом убийства? Скорее всего, да.

В бочке смерть наступила бы неизбежно, но не сразу, а стало быть, такая казнь была бы более болезненной, ведь царице пришлось бы наблюдать за тем, как бочка медленно заполняется водой и ее новорожденный сын умирает. Дело в том, что при таких условиях мать с сыном в бочке, выброшенной в океан, никак не могли выжить.

И самое интересное в том, что скорее всего они и не выжили, а умерли и попали на остров, который был неким особенным местом между миром живых и миром мертвых. Почему это так, мы разберем далее.

И вот мать с сыном спасаются. Сам остров описан как пустынный холм, окруженный морем с одиноко растущим на нем дубом. И тут пошли интереснейшие детали и символы. Расшифруем их значение. Что символизирует это дерево? Дуб олицетворяет мощь, выносливость, долголетие, благородство.

Это дерево посвящено богам грома в Греции, Скандинавии, Германии и славянских странах, возможно, потому, что считалось, что дуб способен выдержать удар молнии. В верованиях друидов дуб символизировал ось мира, был природным храмом, под которым проводили ритуалы, и ассоциировался с мужской силой и мудростью.

Хотя дуб считается в основном мужским атрибутом (кельты сравнивали желудь с мужским членом), Кибела, Юнона, другие богини-матери были связаны с дубом, а дриады были нимфами дуба. По греческой легенде, у Гекракла была дубовая палица; согласно некоторым поверьям, Христа распяли на дубовом кресте.

Дубовые листья используют как военные знаки различия во многих странах.

Оружие, которое изготавливает Гвидон, состоит из древесины дуба и шелкового шнурка, который он снял с креста (теперь мы можем не сомневаться, что князь принадлежал к христианской вере).

Снятый с креста шнурок, естественно, тоже имеет символическое значение, он как бы освещает сделанный Гвидоном лук и далее именно из этого оружия князь и убьет злого чародея, который в образе коршуна пытается погубить Царевну-Лебедь.

Мать и сын теперь на воле; Видят холм в широком поле; Море синее кругом, Дуб зеленый над холмом. Сын подумал: добрый ужин Был бы нам, однако, нужен. Ломит он у дуба сук И в тугой сгибает лук, Со креста снурок шелковый Натянул на лук дубовый, Тонку тросточку сломил, Стрелкой легкой завострил И пошел на край долины У моря искать дичины.

К морю лишь подходит он, Вот и слышит будто стон… Видно, на море не тихо: Смотрит — видит дело лихо: Бьется лебедь средь зыбей, Коршун носится над ней; Та бедняжка так и плещет, Воду вкруг мутит и хлещет… Тот уж когти распустил, Клев кровавый навострил… Но как раз стрела запела — В шею коршуна задела — Коршун в море кровь пролил.

Лук царевич опустил; Смотрит: коршун в море тонет

И не птичьим криком стонет

Кстати, окончательно добивает коршуна сама Лебедь, а потом обращается к Гвидону на русском языке (т.е. говорит на человеческом языке).

Мы видим традиционный для русских народных сказок мотив «доброй службы», когда различные герои сказок (люди или животные) всегда готовы отплатить главному герою добром за добро.

В награду за помощь, Царевна-Лебедь готова превратить этот остров в царство обожаемого ею Гвидона.

Вот открыл царевич очи; Отрясая грезы ночи И дивясь, перед собой Видит город он большой, Стены с частыми зубцами, И за белыми стенами Блещут маковки церквей И святых монастырей. Он скорей царицу будит; Та как ахнет!.. «То ли будет? — Говорит он, — вижу я:

Лебедь тешится моя».

А как же объяснить визит моряков на этот остров? Морские байки и легенды пестрят рассказами о том, как корабли заплывают в некие магические места, словно бы находящиеся между нашим и потусторонним миром (эти земли не для живых, они — как острова-призраки, с легендами о которых знаком всякий моряк).

Далее заметим, что Царевна-Лебедь не стремится стать царицей вместе с Гвидоном, а лишь приходит ему на помощь, когда князю это необходимо. Мы видим мотив подчинения воле любимого. Несмотря на то, что Царевна хозяйка этого острова и обладает огромной магической силой, перед Гвидоном она не ведет себя, как царица, а занимает пассивную позицию, при этом (что важно) сохраняя самоуважение.

Гости в путь, а князь Гвидон С берега душой печальной Провожает бег их дальный; Глядь — поверх текучих вод Лебедь белая плывет. «Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?» — Говорит она ему. Князь печально отвечает: «Грусть-тоска меня съедает, Одолела молодца: Видеть я б хотел отца».

Лебедь князю: «Вот в чем горе! Ну послушай: хочешь в море Полететь за кораблем? Будь же, князь, ты комаром». И крылами замахала, Воду с шумом расплескала И обрызгала его С головы до ног всего. Тут он в точку уменьшился, Комаром оборотился, Полетел и запищал, Судно на море догнал, Потихоньку опустился

На корабль — и в щель забился.

Царевна-Лебедь превращает Гвидона в комара, чтобы тот мог полететь вслед за кораблем моряков. Странно, почему это происходит так? Разве она не может сразу сотворить ему корабль, чтобы Гвидон в нормальном человеческом обличии поплыл в гости к отцу? Конечно, сотворить корабль для Лебеди не проблема, но вот Гвидон не может покинуть остров так просто. Потому его приходиться обращать.

Оказавшись во дворце Салтана, Гвидон слушает рассказ завистливых теток о волшебной белке, ослепляет одну из теток (комариным) укусом в глаз и возвращается обратно на свой остров.

И снова на душе у Гвидона тоска, и снова ему помогает Царевна-Лебедь, которая (заметим) очень ласкова с князем, она называет его «князь ты мой прекрасный», «душа моя», но все же не спешит принимать человеческое обличие перед Гвидоном. Почему? Видимо, потому что герой еще не готов. Но если так, то сколько еще чудес должна сотворить Царевна для своего вечно тоскующего (прямо байронического) князя? Она же не золотая рыбка.

Волшебная белка

Далее следует один из самых милых и забавных моментов сказки. Фирменное чувство юмора Пушкина дает о себе знать.

Князь пошел себе домой; Лишь ступил на двор широкий — Что ж? под елкою высокой, Видит, белочка при всех Золотой грызет орех, Изумрудец вынимает, А скорлупку собирает, Кучки равные кладет, И с присвисточкой поет При честном при всем народе: Во саду ли, в огороде. Изумился князь Гвидон. «Ну, спасибо, — молвил он, — Ай да лебедь — дай ей боже, Что и мне, веселье то же». Князь для белочки потом Выстроил хрустальный дом. Караул к нему приставил И притом дьяка заставил Строгий счет орехам весть.

Князю прибыль, белке честь.

Поразмышляем немного об этой белке. Что это за чудо такое? Некое магическое животное, дарующее своему обладателю богатства.

Вспоминается сказка о «Бобовом зернышке», где главному герою нужно было по огромному растению забраться наверх, на самые облака (в иной волшебный мир), чтобы там встретить волшебное животное — гусыню, несущую золотые яйца. Т.е.

то, что для живущих в нашем мире теток Гвидона является бесспорным чудом, которое (как они считают) невозможно отыскать на земле, на острове Царевны-Лебеди обычное дело.

А далее начинается мотив почти ритуальных тройных повторений. Снова на остров приплывают моряки, снова князь отправляется вслед за ними к Салтану (теперь уже в образе мухи). Снова Царевна-Лебедь помогает князю.

Царь Салтан, услышав в очередной раз про чудеса острова Гвидона, опять собирается к нему в гости, но ткачиха с поварихой и сватьей бабой Бабарихой не хотят его пускать. Тетки рассказывают о тридцати трех богатырях во главе с Черномором.

Это очень интересная компания, и о них мы подробно поговорим позже, а пока заметим, что Салтан снова откладывает визит к Гвидону.

Тридцать три богатыря

И вот опечаленный князь опять приходит к Царевне-Лебеди, на сей раз из-за богатырей, и она, конечно, снова выполняет его просьбу.

— «А какое ж это диво?» — «Где-то вздуется бурливо Окиян, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Расплеснется в шумном беге, И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря, Все красавцы молодые, Великаны удалые, Все равны, как на подбор, С ними дядька Черномор». Князю лебедь отвечает: «Вот что, князь, тебя смущает? Не тужи, душа моя, Это чудо знаю я. Эти витязи морские Мне ведь братья все родные. Не печалься же, ступай,

В гости братцев поджидай».

А теперь посмотрим внимательнее на этих богатырей. Тридцать три богатыря (символическое число) выходят из моря, да еще и не просто в броне, а в чешуе.

О чем все это говорит? Кто эти богатыри? Очевидно, призраки воинов, погибших в морских сражениях, иначе как бы они могли оказаться на дне морском, с которого могут подняться только по особому призыву.

Чешуя также становится приметой причастности этих богатырей именно к подводному миру, а их одинаковый возраст и (как на подбор у всех) одинаковая стать и сила говорят о том, что после смерти они стали «все равны». Кроме того, этим богатырям даже «тяжек воздух», и Царевне они «братья родные».

Это заставляет нас задуматься о том, кем является сама Лебедь, но подробный разговор о ней мы продолжим во II части этой статьи. Вообще, отмечу, что «Сказка о царе Салтане» имеет в себе множество элементов морских легенд и мифов.

Ну а кто же дядька Черномор? Он — предводитель подводного воинства. Кроме того, такое же имя носит главный злодей поэмы «Руслан и Людмила». Совпадение ли это? Едва ли.

Поэма «Руслан и Людмила» вышла в свет в 1820 году, «Сказка о царе Салтане» — в 1832 году. Стало быть, Пушкин сознательно дал предводителю тридцати трех богатырей имя одного из своих самых опасных злодеев.

Что же, можно думать, что Черномор, решившись своей бороды и жизни, попал на службу в подводное царство.

Продолжение читайте во II части.

Источник: https://www.livelib.ru/readers-blog/post/28320-sekrety-skazki-o-tsare-saltane-as-pushkina-chast-i

Ссылка на основную публикацию