Главные герои «сказки о мертвой царевне и семи богатырях» а.с. пушкина

«Сказка о мертвой царевне»

Пушкин А.С. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Жанр: авторская волшебная сказка

Главные герои «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»и их характеристика

  1. Царевна, дочь царя, очень красивая и добрая, любила королевича Елисея, была честной и трудолюбивой.
  2. Царь, после смерти старой царицы женился на молодой красавице
  3. Царица, очень красивая, но злая, завистливая, гордая, своенравная.
  4. Семь богатырей, витязи в полном расцвете сил, все влюбились в царевну, но вели себя  с ней как братья
  5. Королевич Елисей, жених царевны, искал ее по всему свету, спрашивал дорогу у солнца, месяца и ветра.
  6. Чернавка, прислуга царицы, пожалела царевну.

План пересказа «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

  1. Рождение царевны и смерть матери
  2. Новая супруга царя
  3. Чудо-зеркальце
  4. Зависть царицы
  5. Чернавка в лесу
  6. Царевна у семи богатырей
  7. Царица дарит яблоко
  8. Хрустальный гроб
  9. Солнце, месяц и ветер
  10. Елисей находит гроб
  11. Смерть царицы
  12. Свадьба

Кратчайшее содержание для читательского дневника «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»  в 6 предложений.

  1. Царь женится на царице и та считает себя самой красивой на свете, а потому мечтает извести царевну.
  2. Она отправляет царевну в лес, но Чернавка не убивает царевну, и та находит приют у семи богатырей.
  3. Царица узнает о том, что царевна жива и дарит ей яблочко, откусив от которого царевна умирает
  4. Елисей по всему свету ищет царевну и ветер подсказывает ему, как ее найти
  5. Елисей разбивает гроб и царевна оживает
  6. Мачеха-царица с тоски умирает, а молодые играют свадьбу.

Главная мысль «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» Зависть и гордыня являются очень страшными человеческими пороками.

Чему учит «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Эта сказка учит нас добру, тому, что добро все равно окажется сильнее зла. Она учит нас настойчивости и верности. Она учит нас, что главное в человеке — его душа, и если душа уродливая, то никакая внешняя красота не сделает человека красивым.

Признаки волшебной сказки в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»

  1. Волшебный помощник — зеркальце
  2. Волшебные существа — солнце, месяц, ветер
  3. Победа добра над злом.

Отзыв на «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» Сказка «О мертвой царевне» Пушкина мне очень понравилась. В ней главная героиня, царевна, такая красивая и добрая, что все вокруг ее любят и жалеют. А ее мачеха-царица такая злая и завистливая, что умирает с тоски от того, что кто-то оказывается красивей ее. Это очень красивая история, со множеством приключений и счастливым концом. Очень красиво в ней представлены образы богатырей, которые занимались защитой Родины от врагов.

Пословицы к «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»

Добрая слава злому ненавистна. Доброе дело и в воде не тонет и в огне не горит. Хорошо то, что хорошо кончается. Краткое содержание, краткий пересказ «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» Старая царица ждала возвращение царя девять месяцев и когда тот вернулся, родила дочь и умерла. Через год царь женится на другой.

Новая царица оказывается очень красивой, но при этом очень злой. Она постоянно спрашивает у зеркальца, кто красивей всех. Молодая царевна подросла, у нее появился жених с хорошим приданным, и зеркальце сказало царице, что теперь царевна всех красивей. В ярости царица велит Чернавке увести царевну в лес и погубить там. Чернавка уступает просьбам царевны и отпускает ее.

Царевна не пропадает в лесу, а находит красивый терем. Она прибирается  в нем и топит печку. Возвращаются семь богатырей и видят наведенный порядок. Они приглашают незнакомца жить с ними. Выходит царевна, богатыри ее узнают и оказывают разные почести. Царевна живет у богатырей и те влюбляются в нее.

Они спрашивают, не выберет ли царевна одного из них, но царевна признается, что у нее есть жених. Между тем, царица узнает, что царевна жива, и горит желанием извести ее. Она переодевается в старушку и идет к терему. Собака лает на нее, но царевна бросает старушке хлеба. В ответ царица бросает яблоко. Царевна кусает яблоко и умирает.

Так ее находят богатыри и кладут в хрустальный гроб. Между тем, королевич Елисей ищет свою любимую. Он спрашивает о ее судьбе у солнца и месяца, но те не могут ему помочь. Тогда Елисей обращается к ветру и ветер рассказывает ему про хрустальный гроб. Елисей находит гроб и в горе ударяется о него лбом. Гроб разбивается и царевна оживает.

В это время царица, как обычно беседует с зеркальцем, и зеркальце говорит о молодой царевне. Царицу берет тоска и она умирает. Елисей женится на царевне.

Иллюстрации и рисунки к «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»

Источник: http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/02/blog-post_18.html

План-конспект урока по чтению (4 класс) на тему: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Герои сказки. Добро и зло

Тема урока.А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Герои сказки. Добро и зло.

Тип урока.  Урок рефлексии.

Планируемые достижения обучающихся.

Знакомство с истоками пушкинских сказок.

Раскрытие нравственного смысла сказки.

Осознание понятий «добро» и «зло».

Формирование умения характеризовать героев на основе текста и иллюстраций.

Формирование умения выбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста.

Формирование у обучающихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно — контрольного типа.

Коррекция и тренинг изученных  способов действий — понятий, алгоритмов.

Оборудование. Компьютер, карточки, таблицы, словари.

    Ход урока.

1.Самоопределение к деятельности.

Эпиграф «Лишь добро одно бессмертно.

                  Зло подолгу не живёт»   Шота Руставели

— Как вы понимаете это высказывание?

2.Актуализация знаний.

— « У каждого возраста свой Пушкин» — сказал как-то С.Я.Маршак. Это очень верно. Верно и то, что любой человек возвращается к поэзии Пушкина и, по-новому, уже воспринимает его творчество, и снова открывает для себя что-то новое и неведомое.

Когда ты маленький, то тебе читают сказки Пушкина, и ты переживаешь вместе с героями этих сказок под «мелодичный голос», заключённый в стихотворном ритме. Когда ты становишься взрослым, то читаешь эти сказки своим детям, по-новому воспринимая их, но не переставая их любить и дарить эту любовь своим детям.

Сказки Пушкина не являются точным переложением народных сказок. Большая же часть заимствована им из немецких сказок братьев Гримм. («Белоснежка и семь гномов») Выбирая занимательный сказочный сюжет и переделывая его свободно по вкусу русских народных сказок, Пушкин совершенно не заботился о подлинности рассказываемых сказок.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что сказкам присущ вымысел и романтизм, но интерес к сказкам Пушкина был, есть и остаётся.

Интересно почему?

3.Локализация затруднений.

— Сказки Пушкина  народны. В них отражены эпизоды из жизни простых крестьян, их уклад жизни, слова и обороты речи, свойственные большинству людей того времени. Мысль о правде, о справедливости, о добре и зле глубоко волновали человека всегда.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

— Сегодня на уроке мы будем беседовать о героях «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях». Цель нашей работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» на примере  сказки. Мы будем сравнивать образы героев – царицы и царевны.

5.Обобщение затруднений во внешней речи.

— Нам знакомо выражение «В сказках добро всегда побеждает зло».

— Каково лексическое значение этих слов?

— Где мы можем точно узнать лексическое значение слов добро и зло?

Толковый словарь С.И.Ожегова.

Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное  злу; добрый поступок.

Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок.

— Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?

— В  сказках всех героев можно распределить на положительных и отрицательных.

— Назовите положительных и отрицательных героев сказок?

Добро –Белоснежка, семь гномов, Золушка, Красная Шапочка, Мальчик-с-пальчик, Элиза.

Зло – королева, мачеха, волк, людоед.

— В «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» возможно ли разграничение положительных и отрицательных героев?

Положительные                              Отрицательные  

ЦаревнаЦарица

Чернавка  

Богатыри

Царевич Елисей  

Соколко

Солнце

Месяц

Ветер

— У добра всегда много помощников, а зло одиноко.

— В образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?

— Найдите и прочитайте описание царицы и царевны.

Заполнение таблицы.

Зло Добро
Главные героини Царица Царевна
Внешность ВысокаСтройнаБела БелолицаЧерноброва
Характер ГордаЛомливаСвоенравнаРевниваЗлая Красавица- душаПриветливаМилая

— Почему царица решила погубить царевну?

— Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне? (ненависть, зависть)

— Обладает ли злой человек такими качествами?

— Как относится царевна к царице, которая решила её погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в тёмный лес?

— И царевна и царица внешне красивы. Про какую из героинь можно сказать, что она обладает и внутренней и внешней красотой?

Показ слайдов.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

— Подберите пословицы, подходящие к сказке.

Работа с «Большим объяснительным словарём. Пословицы и поговорки русского народа».

Жизнь дана на добрые дела.

Злой человек — злое и мыслит.

Злой человек- как уголь: не обожжёт, так замарает.

Доброму человеку — бог помогает.

Злой не верит, что есть добрые люди.

Рыба не без кости, человек не без злости.

Не ищи красоты, ищи доброты.

Красно говорит, а сам зло творит.

Кто зло творит, сам от зла и погибает.

7.Включение в систему знаний и повторение.

— Чем заканчивается сказка?

— Найдите и прочитайте отрывок.

— Пять раз в сказке царица названа злой. И она действительно причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена.  Добро торжествует.

Показ слайдов.

Обратим внимание на эпиграф. Рассмотрев образы царицы и царевны, согласны ли вы с высказыванием поэта Руставели «Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живёт»?

  8. Рефлексия деятельности.

— В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни всё происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

 9. Домашнее задание.

— Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А.С.Пушкина?

Запишите ответ на этот вопрос.

Характеристика главных героев сказки.

Зло Добро
Главные героини
Внешность
Характер

Положительные

Отрицательные

Царевна

Царица

Чернавка

Богатыри

Царевич Елисей

Соколко

Солнце

Месяц

Ветер

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2016/11/21/a-s-pushkin-skazka-o-myortvoy-tsarevne-i-semi-bogatyryah-geroi

Книга нашего детства: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

   Ровно 185 лет назад – 17 ноября  1833 года – в Болдино великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин окончил  работу над «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях». Нет такого человека, который бы не знал сказок Пушкина. Это первые наши книги.

Ещё не умея читать, мы их с восторгом слушали и запоминали, как солнечный луч они вошли в наше детство.

По-настоящему мудр тот, кто не расстаётся с пушкинскими сказками всю жизнь, потому что их красотой не устаёшь любоваться, а глубину постигаешь лишь с годами, житейским опытом.

  Сюжет, взятый Пушкиным за основу «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», имеет глубокие исторические корни – вариации на его тему встречаются в сказках у многих народов. Например, в народной немецкой сказке «Белоснежка и семь гномов», которую  литературно обработали братья Гримм.

Сходство между двумя сказками очень большое, поэтому можно предположить, что Пушкин был знаком с немецким вариантом сказки. Но поэт создает свою неповторимую историю. Она отличается от сказки братьев Гримм и сюжетом, и героями, и языком.

Именно Пушкину удалось создать поэтический гимн красоте души, непобедимой чистоте помыслов и веры в светлое истинное чувство.

  Сказка вошла в русскую культуру так легко и укоренилась в ней так прочно, что воспринимается как народная.

В ней можно найти все традиционные ситуации и мотивы народных сказок: мачеха хочет сжить со света падчерицу; гонимая девушка находит приют и защиту, но умирает от дурного подарка; её оживляет верность и любовь жениха.

Несмотря на традиционные сказочные элементы и приёмы, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — это все же авторское произведение. Опираясь на фольклор, Пушкин поднял народную сказку на новый, художественный уровень.

Читайте также:  Поэма пушкина "бахчисарайский фонтан" (читать)

  Не все знают, что знаменитая сказка возникла в результате творческого спора между А.С. Пушкиным и В.А. Жуковским – кто лучше напишет сказку на одинаковый сюжет.

Это случилось еще в 1831 году, когда они оба жили в Царском селе, а рядом – в Павловске – поселился Гоголь (который потом про все эти сказки скажет «прелесть невообразимая»).

Втроем они встречались, спорили, дискутировали, и в то время зародился этот «сказочный» турнир: Пушкин и Жуковский поспорили, кто лучше напишет сказку по мотивам народной. Этот турнир продлился несколько лет, и каждый из них создал по несколько сказок.

  Василий Андреевич тогда написал «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». Александр Сергеевич – «Сказку о царе Салтане», а в 1833 году – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях». Кто выиграл спор, трудно сказать. И «Спящая царевна», и «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» – по-своему неповторимы и прекрасны.

  Жуковский взял за основу литературные сказки – «Царевна-шиповник» братьев Гримм и «Спящая красавица» французского писателя Шарля Перро, объединил оба варианта и переложил стихом. Он ввёл в свою сказку  некоторые русские народные черты.

Но все же, в ней чувствуется стилистическая близость к французскому источнику: во-первых, образ феи-колдуньи не характерен для русских сказок; во-вторых, рак-предсказатель – вообще не русский образ; в-третьих, преобладают романтические мотивы и элементы.

  Используя сюжет, аналогичный сюжету немецкой сказки «Белоснежка и семь гномов», Пушкин учитывает национальный характер сказочных персонажей и отражает колорит русской сказки. Обратившись к народным сказкам, он творчески переработал фольклорные элементы, соединил народные сказочные традиции и литературное новаторство.

   Несмотря на то, что между сказками о царевнах есть сходства, различий все-таки больше. В пушкинской сказке больше событий, напряженнее сюжет, народный язык, обилие народных выражений, традиционных образов.

Написанные по похожему сюжету, сказки Пушкина и Жуковского  воспринимаются как совершенно разные произведения. В пушкинской – русский дух, народные образы и язык, увлекательный сюжет, интрига, зависть. Его сказка – прямая наследница народной сказки.

Многие слова пушкинской сказки как будто произнесены сказителем, например: «Аль откажешь мне в ответе?».  

  Пушкин признавал себя учеником Жуковского. Но, учась у него, он перерастал своего предшественника и преодолевал его влияние, в общем чуждое основным устремлениям пушкинского творчества.

Сравнение сказок Пушкина с одновременно написанными сказками Жуковского показывает, например, насколько внешне воспринимал задачу народности искусства Жуковский, и насколько глубоко проникнут был ею Пушкин.

      Сам Жуковский, умевший понимать и ценить прекрасное, рано осознал, что ему предстоит уступить дорогу гению Пушкина. Известно, что в день, когда Пушкин закончил свою первую поэму «Руслан и Людмила», Жуковский подарил ему свой портрет, на оборотной стороне которого рукой великого представителя романтизма была написана историческая фраза – «Победителю ученику от побеждённого учителя».

Источник: https://alisa2002marina.blogspot.com/2018/11/blog-post_17.html

Различие литературной сказки и сказки народной (на примере «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина)

Данная презентация поможет учителю наглядно рассмотреть различие литературной сказки  и сказки народной (на примере «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина) и доказать верность слов С.Я.Маршака: «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия

РАЗЛИЧИЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПУШКИНСКОЙ СКАЗКИ

И СКАЗКИ НАРОДНОЙ

(на примере «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»)

Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной.

С.Я.Маршак

Что такое сказка?

Занимательный рассказ

о необыкновенных

событиях и приключениях

Чему она учит?

Сказка учит отличать

доброе от злого,

хорошее от плохого

Какие сказки обычно

начинаются со слов:

«В некотором царстве,

в некотором государстве..»?

Волшебные

Назовите признаки волшебных сказок

Волшебные силы и предметы, троекратное повторение событий, превращения героев, счастливая концовка

Что вы чувствуете,

когда слушаете

волшебные сказки?

Переживание за героев, сочувствие им, восхищение их качествами, поступками, восторг

Как вы думаете, что испытывал маленький Пушкин, слушая старинные предания и былины, которые рассказывала ему няня?

Трогательную привязанность испытывал Пушкин к своей няне Арине Родионовне Яковлевой, крепостной крестьянке. Именно она рассказывала ему народные сказки, о которых он писал:

« Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Пушкин создал пять замечательных

литературных сказок, «пропитанных русским духом». Вспомните их.

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о мёртвой царевне…»

«Сказка о царе Салтане…»

«Сказка о золотом петушке»

«Сказка о попе и работнике его Балде»

Кроссворд по сказке А.С.Пушкина

«Сказка о мёртвой царевне

и семи богатырях»

  • Любимый собеседник мачехи?
  • Что царевна вынесла Чернавке?
  • Сколько торговых городов было дано царевне в приданое?
  • Как звали пса?
  • Жених царевны?
  • Под каким деревом в лесу должна была оставить Чернавка царевну?
  • Что видела в окно царица, ожидая мужа?
  • Что было в яблоке?
  • Кто помог Елисею разыскать невесту?

з

р

к

а

л

е

о

б

е

л

х

с

е

м

ь

о

к

л

о

о

С

к

е

й

Е

с

и

л

н

а

с

о

с

с

н

г

е

я

д

в

е

т

е

р

Какую сказку представляет собой Пушкинская

«Сказка о мёртвой царевне

и семи богатырях»

«Сказка о мёртвой царевне

и семи богатырях»

литературная сказка

Литературная сказка

это произведение, ориентированное на вымысел, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от неё, принадлежащее конкретному автору.

Чем сходны литературные и народные сказки?

Элементы сказки

Народная сказка

Присказки

Сказка А.С. Пушкина

Зачины

Концовки

Постоянные эпитеты

Повторы

Сказочные числа

Волшебные предметы

+ и — герои

Добро одерживает победу

Название

Форма изложения

Автор

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

краткое

объёмное

прозаическая

стихотворная

нет (народ)

поэт (А.С.Пушкин)

ВЫВОД

  • А.С.Пушкин сам называет свое произведение сказкой, и написано оно на основе народных волшебных сказок Арины Родионовны.
  • По сюжету и композиции пушкинская сказка тяготеет к народной сказке: в основе борьба добра и зла, мотив троекратного повтора и сказочных чисел, отсутствует присказка, но завершается сказка традиционной сказочной концовкой.
  • Пушкинская традиционная манера напоминает традиционную сказочную, автор использует постоянные эпитеты, слова и выражения, свойственные народной сказке.
  • Сказка Пушкина близка к народной сказке, переняла у неё идеалы добра и справедливости, неприятие злобы и зависти.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/presentacii/razlichiie-litieraturnoi-skazki-i-skazki-narodnoi-na-primierie-skazki-o-miortvoi-tsarievnie-i-siemi-boghatyriakh-a-s-pushkina

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях Пушкина А.С

В творчестве Пушкина А.С. есть период, называемый Болдинской осенью (1833 год). Именно в этот период была написана «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

По сюжету это сказка Пушкина напоминает классическую европейскую сказку «Белоснежка».

Однако «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» написано в стихотворной форме красивейшим русским языком, каким отличаются все творения Пушкина.

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях Пушкина А.С.

Краткое содержание сказки о мертвой царевне и о семи богатырях

Во время отсутствия Царя, у него родилась дочь. Царица умирает, когда царь возвращается домой. Царь горюет, но прохо­дит один год, и во дворце появляется новая царица.

Новая царица очень красива, но характер у нее тяжелый: она жестока, своенравна, завистлива. Царица обладает волшебным предметом – Зеркалом. Зеркало разговаривает с царицей. Когда царица смотрится в зеркало, она спрашивает у него, кто прекрасней всех на свете. Зеркало из года в год честно отвечало, что нет никого прекраснее царицы на всем белом свете.

Но идут годы, царица уже не молода. А вот ее падчерица – царевна, наоборот подрастает и становится все прекраснее. В один прекрасный день зеркало заявляет царице, что она красива, но есть та, которая гораздо красивее.

Натура царицы дает о себе знать. Зависть к падчерице не имеет пределов. Царица завет свою служанку Чернавку, и приказывает любым способом погубить царевну.

Черновка, выполняя приказ царицы, ведет царевну в дремучий лес на съедение волкам.

По дороге в лес Царевна заподозрила злые намерения Чернавки. Просит Чернавку отпустить ее. Служанка не желает зла царевне, она только исполняет приказ хозяйки, поэтому соглашается отпустить царевну. Затем Чернавка возвращается к царице и сообщает ей о гибели царевны.

Царь, узнав о пропаже дочери, горюет. Жених царевны Елисей, отправляется по свету на поиски про­павшей невесты.

Царевна, долго бродит по дремучему лесу. В итоге, в глухой чаще, находит большой дом. Царевна заходит в дом. Хозяев дома нет. К вечеру хозяева появляются. Это семеро братьев-богатырей.

Царевна рассказывает, что с ней случилось, и богатыри оставляют ее жить в их доме. Царевна ведет хозяй­ство по дому. Богатырям понравилась царевна. Богатыри предлагают ей выбрать одного из них себе в мужья.

Царевна отвечает, что ей все богатыри милы, но нее уже есть жених, и она вынуждена отказать.

Тем временем царица, думая, что падчерица давно мертва, спрашивает у зеркала «Кто прекрасней всех на свете?» Зеркало отвечает, что царица без спору прекрасна, но царевна все равно красивее.

Под давлением служанка Чернавка признается царице, что отпустила царевну. Царица решает сама покончить с падчерицей. Она переодевается старухой и идет в лес искать царевну.

Она находит дом семи богатырей. Царевна не узнает мачеху, жалеет старуху и дает милостыню. Только сторожевой пес надрывно лает на старуху. Царица дает падчерице отравленное яблоко.

Царевна надкусывает его и падает мертвой.

Когда вечером вернулись богатыри, они увидели тело царевны. Пес, проглотивший отравленное яблоко, лежит рядом. Богатыри осознают, что царевну отравили. Сперва, богатыри хотели похоронить царевну, но она выглядела живой, так будто спящей. Богатыри кладут царевну в хрустальный гроб. Гроб подвешивают в горной пещере.

Довольная царица слышит от зеркала дол­гожданный ответ, что она прекраснее всех на свете.

Елисей ищет царевну по всему белому свету. Но ни­где нет его невесты. Отчаявшись, он обращается за помощью к тем, кто все видит — к солнцу, месяцу и ветру. Солнце и месяц ничего не знают о пропавшей царевне.
Только ветер дал Елисею печальный ответ:

«в… норе, во тьме печальной,

Гроб качается хрустальный»

«В том гробу твоя невеста».

Опечаленный Елисей едет посмотреть на свою невесту.

«…о гроб невесты милой

Он ударился всей силой

Гроб разбился. Дева вдруг

Ожила. Глядит вокруг

Изумленными глазами,

И, качаясь над цепями,

Привздохнув, произнесла:

«Как же долго я спала!»

Счастливые влюбленные возвращаются домой, чтобы сыграть свадьбу. В это время царица спрашивает у зеркала «Кто прекрасней всех на свете?» и снова слышит о том, что царевна прекраснее ее. В бешенном приступе ярости царица разби­вает в дребезги зеркало. При личной встрече с царевной царица умирает от злобы и зависти. Сказка заканчива­ется свадьбой царевны и королевича Елисея.

Сюжет, взятый Пушкиным за основу «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», имеет глубокие исторические корни. Подобный сюжет можно встретить в балладе Жуковского «Спящая царевна» и в народной немецкой сказке, в литера­турной обработке братьев Гримм в разных переводах называется «Белоснежка» или «Снегурочка».

Но есть ряд характерных отличий пушкинской «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» и других произведений, в которых использовался тот же сюжет. Сюжет и смысл этих сказок практически не меняется.

Как и в большинстве сказок, в конце добро торжествует над злом: царевна выходит замуж за любимого, а ее мачеха умирает.

Но в сказке Пушкина ярче, чем в сказке братьев Гримм, проявляются моральные качества героев: верность царевны своему избраннику, стремление королевича отыскать свою любимую и преданность сторожевого пса, умирающего от отравленного яблока.

Читайте также:  Биография а.с. пушкина: интересные факты из жизни

Кроме того, в сказке Пушкина злая мачеха умирает по неизвестной причине, то есть в результате высшего суда. То, как она оканчивает жизнь в «Белоснежке», подсказывает, что королеву настигает месть падчерицы, ее мужа и приютивших девушку гномов, которые заставляют ее плясать в раскаленных железных туфлях.

Надеемся, что после ознакомления с кратким содержанием «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» у Вас возникло желание прочесть это прекрасное творения Пушкина полностью на сайте «Хранители сказок», где представлен весь список сказок Пушкина А.С.

Похожая статья:

1. Сказка о царе Салтане Пушкина — краткое содержание

2. Сказка о золотом петушке Пушкина А.С. — краткое содержание

Источник: http://hobbitaniya.ru/articles/articles16.php

Анализ «сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» пушкина

«Сказка О мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина опирается на традиционный сказочный сюжет о злой мачехе и красивой доброй падчерице. Достаточно вспомнить народные сказки: русские — «Морозко», «Василиса Прекрасная», «Крошечка-хаврошечка», немецкие — «Госпожа Метелица» и «Снегурочка», французскую «Золушку» и другие.

Но Пушкин сумел наполнить традиционный сюжет особой глубиной, пронизанной светом добра.

Как и всё пушкинское, эта сказка, как драгоценный камень, сверкающий тысячами граней смысла, поражающий нас многоцветьем слова и ясным, ровным сиянием, исходящим от автора, — не ослепляющим, а просветляющим наши невидящие глаза и спящие духовно сердца.

Свои клады пушкинская сказка открывает любому читателю, будь ему десять или пятьдесят лет — было бы только желание открыть. Но юного читателя должен повести за собой взрослый. Хорошо, если это мама, папа, бабушка, дедушка …

После чтения сказки «О мертвой царевне и семи богатырях» попробуем проанализировать её, ответив на ряд вопросов.

Какое впечатление произвела на вас сказка? Что особенно понравилось, запомнилось?

Сказка детям нравится прежде всего тем, что добро побеждает зло. Их очень привлекает образ молодой царевны добротой и верностью.

С удовольствием они говорят о чудесном зеркальце: волшебное всегда близко детскому сердцу. Из понравившихся эпизодов выделяют странствия Елисея в поисках невесты, возвращение царевны к жизни, сватовство богатырей.

Жалеют преданного Соколко. А ещё восхищаются мелодичными стихами, что радует особенно.

От беседы о первых впечатлениях перейдём к попытке композиционного анализа сказки:

Кто в сказке в центре внимания автора? Почему?

В центре внимания царица-мачеха и царевна, потому что они представляют два жизненных полюса: добро и зло.

Есть ли в сказке персонажи, которые близки молодой царевне и воплощают в себе силы добра?

Есть. Это царица-мать, королевич Елисей, богатыри, Соколко, солнце, месяц, ветер.

Откровенно злой персонаж в сказке один — мачеха. Но будь она совершенно одна, не могла бы она вершить злые дела и хоть на какое-то время добиваться успеха.

Кто же помогал ей творить зло? Чернавка.

Чернавка сама по себе злая или нет? Тогда почему она становится исполнительницей

Нет, она любит молодую царевну, о Чернавке сказано: «Та, вдуше её любя … » Ей совсем не хочется выполнять приказ царицы, но …

Чёрт ли сладит С бабой гневной?

Страх наказания оказывается сильнее милосердия, и Чернавка ведёт царевну в чащу леса … А спустя некоторое время приносит ей отравленное яблоко. Выходит, что страх и безволие помогают злу осуществляться, и в таком случае даже неплохой человек меняется в своей сути.

Откуда же в царице ненависть к царевне?

Зеркальце сказало ей правду о том, что царевна красивее её, и вызвало гнев мачехи. Она не может жить без постоянных подтверждений её непревзойдённости. Хотя, вероятнее всего, красота падчерицы рано или поздно стала бы очевидной для всех, и, следовательно, не уйти от беды молодой царевне.

А зло даже правду может сделать поводом к преступлению — ведь на то оно и зло, чтобы достичь своих целей … Самое страшное свойство зла заключается в том, что его можно не увидеть и, значит, не распознать.

Добрых героев мы видим сразу, а зло, как микробы, рассеяно повсюду и до поры до времени незаметно.

Вспомните: когда у царевны появилась мачеха?

Через год после смерти родной матери:

Год прошёл, как сон пустой,

Царь женился на другой.

Можно ли узнать из сказки об отношении новой жены царя к его дочери?

Нам ничего неизвестно об этом. Но мы можем догадаться, что царица её даже не замечала. царевна росла «тихомолком» — значит, без внимания, сама по себе.

Когда же мачеха вспомнила о падчерице?

Когда пришла пора выдавать царевну замуж, мачеха, «на девичник собираясь», задала зеркальцу любимый вопрос и получила на него ответ:

Ты прекрасна, спору нет;

Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее.

Итак, девочка выросла без матери, мачеха ею не интересовалась, да и отец, видимо, был занят больше молодой женой, чем дочерью.

Не случайно год после смерти жены обозначен именно «годом» (так долго он тянулся для царя!), а остальное время (верно, не меньше 16 — 17 лет) промелькнуло быстро, так что уже и дочь выросла и стала невестой. Однако несмотря на всё это, царевна «поднялась и расцвела».

Найдите её описание и выделите в нём ключевые слова.

Пятиклассники называют слова: нраву кроткого такого. Объясните: что значит «нрава кроткого»? (Тихая, спокойная, скромная, приветливая. ). Царевна не требовала к себе особого внимания, жила и росла «тихомолком».

Когда она по воле злой мачехи оказалась в лесу, а потом в тереме богатырей, то приняла это со смирением, ни на кого не затаила злобы, осталась такой же доброй и приветливой (вспомним её поведение в незнакомом доме, отношение к «нищей чернице»), любящей, верной своему жениху.

Откуда же эти замечательные качества у царевны?

От родной матери. Перечитаем начало сказки и посмотрим, какой она была.

Ждёт-пождёт с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда очи

С белой зори до ночи;

Не видать милого друга!

Только видит: вьётся вьюга,

Снег валится на поля,

Вся белёшенька земля.

Девять месяцев проходит,

С поля глаз она не сводит.

Всё время разлуки она провела у окна, ожидая «милого друга». Любовь и верность- главные качества её характера.

От счастья, что наконец видит мужа:

На него она взглянула,

Восхищенья не снесла

И к обедне умерла.

Так велика была её любовь …Умение любить, быть верной, терпеливой передались дочери от матери. Обратим внимание детей на то, когда родилась девочка:

Вот в сочельник в самый, в ночь

Бог даёт царице дочь.

Можете ли вы назвать дату рождения царевны?

Да — 6 января, накануне Рождества.

С давних времён люди, рождённые накануне больших религиозных праздников или в самые праздничные дни, считались отмеченными Богом, любимыми им.

Вспомним, когда кротость, смирение, терпение приходили на помощь царевне, выручали её из беды, помогали преодолеть трудности.

Когда царевна оказалась в дремучем лесу с Чернавкой и поняла, что ей грозит, она

… взмолилась: «Жизнь моя!

В чём, скажи, виновна я,

Не губи меня, девица!

А как буду я царица,

и Чернавка пожалела бедную девушку:

Не убила, не связала,

Отпустила и сказала:

«Не кручинься, Бог с тобой».

Богатыри, пленившись её скромностью и

красотой, приютили в своём доме:

и царевна к ним сошла,

Честь хозяям отдала,

В пояс низко поклонилась;

Что-де в гости к ним зашла,

Хоть звана и не была.

Вмиг по речи те спознали,

Что царевну принимали;

Усадили в уголок,

Рюмку полну наливали,

На подносе подавали.

От зелёного вина

Пирожок лишь разломила,

Да кусочек прикусила,

И с дороги отдыхать

Отпросилась на кровать.

С радостью принял царевну даже пёс:

Ей навстречу пёс, залая,

Прибежал и смолк, играя;

В ворота вошла она,

На подворье тишина.

Пёс бежит за ней, ласкаясь …

А когда царевне грозила беда, Соколко пытался её предотвратить. Богатыри не решились похоронить царевну и это помогло Елисею вернуть её к жизни. Ради неё он был готов на всё и без

устали искал свою невесту — значит, заслужила она такую самоотверженную любовь своим

Задумайтесь, почему в приданое царице было дано только «зеркальце одно» (тогда как за царевной давали «семь торговых городов /да сто сорок теремов»)?

Царица считала, что главное в ней — красота, она же её главное приданое. Разве ей не достались города и терема? Достались, конечно, но поэт почему-то подчеркнул именно зеркальце.

Почему? Наверно, потому что в зеркальце она видела себя, любовалась своей красотой, а это было для неё самым важным.

Быть красивей всех стало целью её жизни, потому-то она и не видит ничего вокруг, кроме самой себя …

Может ли внешняя красота стать жизненной целью? И можно ли о человеке судить только по внешней красоте? Всё ли она говорить нём?

Нет, сама по себе внешняя красота не может быть единственной ценностью человека. Хотя с царицей именно так и было: красота — единственное её достоинство. Внешняя красота должна дополниться внутренней — красотой души. Так, как это соединилось в молодой царевне, которая любила всех и ко всем была добра. А царица была добра только с зеркальцем.

Чем стало для неё это зеркальце? Почему?

Оно стало, по сути, её единственным собеседником, «С ним одним она была; Добродушна, весела, ; С ним приветливо шутила … ». Выходит, другим напрасно было ждать от царицы приветливого слова …

Почему только с зеркальцем царица была «добродушна, весела»?

Она была зависима от него. Ей хотелось слышать только о своей красоте, всё остальное её не интересовало.

Может ли предмет(даже такой необычный, говорящий!), к примеру телевизор, компьютер,

Разумеется, нет: ведь это всего лишь предмет, без души и сердца …

Что же невольно укрепляло и развивало зеркальце в царице?

Гордость, уверенность в своей несравнимости и красоте, самовлюблённость. Интересно, что, говоря о царице, дети вспомнили о Нарциссе: ведь и он гляделся в воду, как в зеркало, и любовался собой.

Рассмотрим и сравним иллюстрации к этому эпизоду разных художников.

На первой иллюстрации Зворыкина царица кажется неприступной в своей горделивости, она будто памятник себялюбию и гордыне. На второй подчёркнуты её ломливость и своенравие.

Какие же качества может породить в человеке гордыня? Почему?

Гордыня порождает высокомерие, ревность, зависть, эгоизм, злобу, гнев, себялюбие.

Всё это становится естественным её проявлением, потому что человек, одержимый гордыней, ощущает себя центром Вселенной … Вот почему сообщение зеркальца о том, что «царевна всё ж милее, / Всё ж румяней и белее … » вызвало такую бурю гнева у мачехи.

Что стало следствием гнева царицы? Какое чувство толкнуло её на преступление?

Царица решила погубить свою падчерицу, зависть толкнула её на преступление.

Почему царица с её кознями и коварством оказалась бессильной перед кроткой царевной?

Кроткую царевну все любили и приходили ей на помощь, она ко всем была приветлива и добра,

никого не обижала и готова была каждому помочь.

Вспомните причины смерти царицы-мачехи и родной матери царевны.

Родная мать царевны умерла от восхищения, счастья, что видит любимого мужа, царица-мачеха — от зависти и злобы …

Источник: http://rus-poetry.ru/analiz-skazki-o-myortvoj-tsarevne-i-o-se/

Сказка о мёртвой царевне «

План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме А.С. Пушкин«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Добро и зло в сказке.

Выполнила: Евдокимова Дина Аллексеевна

План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме А.С. Пушкин«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Добро и зло в сказке.

Класс: 4

Предмет: литературное чтение

УМК: Школа России

Автор УМК: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина

Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» Добро и зло в сказке.

Тип урока:  урок закрепления изученного.

Цели: обучать грамотному, выразительному чтению; определять категории добра и зла в тексте “Сказки о мертвой царевне  и   о семи богатырях”; учить анализировать поступки героев; учить делить текст на части; формировать умения анализировать литературные произведения, аргументировать свой ответ; развивать речевые умения и творческие способности; формировать осознанное чтение целыми словами; воспитывать культуру речи, культуру слушания, культуру высказывания; формировать прочные нравственные позиции на определение истинной  красоты; воспитывать интерес к художественной литературе, желание читать книги.

Читайте также:  Образ германна в повести пушкина "пиковая дама"

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.

Личностные. Формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красот человеческих отношений, уважение к старшим).

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимания ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

  • Коммуникативные УУД. Ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.

  • Познавательные УУД. Анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге.

Основные понятия: сказка, добро и зло.

Оборудование урока: текст “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”, иллюстрации к сказке, слайды, портрет А.С. Пушкина, толковые словари, листы самооценки.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска

Эпиграф:

Лишь добро одно бессмертно. 
Зло подолгу не живет.

                    Шота Руставели

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

— Какой сейчас урок? Давайте проверим готовность. Какое нужно настроение, чтобы наш урок получился удачным? Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи. Подумайте, что ещё пригодится для успешной работы на уроке? (Высказывания учащихся) Предлагаю взять для урока такой девиз: «С малой удачи начинается успех».

Как вы это понимаете? (Ответы детей)
Я желаю вам много «маленьких удач» на уроке.

II. Вступительное слово учителя

—  Ребята, сказку какого писателя мы с вами читаем? Открою вам маленький секрет. Сказки предназначались автором для взрослых. Они были написаны в пору творческого расцвета Пушкина, одновременно с самыми глубокими и серьезными его произведениями, а значит, и содержание сказок столь же глубоко и серьёзно.

   III. Проверка домашнего задания. (детиперечитывали сказку)

    Демонстрация слайдов. Дети находят строки, соответствующие иллюстрациям, в тексте, зачитывают наиболее точные слова к каждому слайду. (слайд 2 – 12 ).

( Учащиеся сверяют найденное со строками после щелчка)

— Иллюстрации, которые вы посмотрели, сделал художник Куркин Александр Михайлович.

 Самооценка за работу. ( листы самооценки)

IV. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока.

— Ребята, прочитайте название сказки, с которой мы познакомились на прошлом уроке. («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

— Скажите, что мы можем узнать из названия. ( Главные герои в сказке: царевна и семь богатырей)

— Кто такой богатырь? Давайте найдём значение этого слова в словарях. (работа со словарями С.И. Ожегова, В.И. Даля) ( Словарь С.И. Ожегова : богатырь – человек очень большой силы. Стойкость и отвага .Герой русских былин, совершающий воинские подвиги. Словарь В.И. Даля: богатырь – человек рослый, дюжий, видный; необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин.)

— Ребята, скажите, к какому литературному жанру относится наше произведение? (Сказка) Докажите, что это сказка. Вспомните все признаки сказки.( 1. Зачин. 2. Волшебные предметы. 3. Сказочные слова и выражения. 4. Троекратный повтор. 5. Борьба добра и зла. 6. Добро побеждает зло.7. Концовка. )

— Нам всем знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое — Добро и Зло? Как вы думаете чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Борьба добра и зла, добро побеждает зло)

— Правильно, ребята, цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем сравнивать образы героев, анализировать текст.

(Учащиеся объясняют своими словами, как они понимают значение этих слов, затем находят их значение в словаре С.И. Ожегова)

Вам необходимо найти в толковом словаре значение этих слов. ( работа в парах)

(Ученик зачитывает определения терминов из толкового словаря )

Добро — 1) всё положительное, хорошее, полезное; 2) имущество, вещи (разг.)

Зло – 1) нечто дурное, вредное, противоположное добру; 2) беда, несчастье, неприятность.

— Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями? (Да, добро и зло – противоположные понятия.)

— Можем ли мы  четко разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”?

(Ученикиперечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным)

— А сейчас определим задачи урока. На какие вопросы мы должны сегодня ответить? ( Выяснить в образах, каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?)

V. Работа по теме урока. Первичное закрепление в знакомой ситуации

— Итак, какие герои сказки главные, без которых не было бы описанных событий. (Главные герои — царица и царевна)

— Разберёмся, кто же у нас в сказке злой, а кто добрый.

( Чтение и анализ сказки до слов «Но невеста молодая…» на стр. 75)

— Что мы узнали из начала сказки?

— Отчего умерла царица?

— Найдите описание новой царицы.

— Как вы понимаете выражение « и умом и всем взяла»?

— Объясните значение слов «ломлива», «своенравна». ( Ломлива- упряма не соглашается на что-либо. Своенравна- упряма, капризна, поступающая так, как вздумается)

— Как автор показывает характер молодой царевны? (Ответы учащихся)

— Почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними? (Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.)

Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

( Ненависть, зависть.)

Обладает ли добрый человек такими чувствами? (Нет, эти чувства характерны для злых людей.)

А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес? (Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить)

 И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой? ( Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.)

—  С чем сравнивает автор царевну, говоря “…росла, росла, поднялась – и расцвела”? ( С цветком. Она так же прекрасна, как роза.)

— Что узнала царица от зеркальца?

— Зеркальце сказало правду, а нужно ли было её говорить, ведь оно знало нрав своей хозяйки?

— Ребята, а вы любите правду? Нужна, ли она вообще в жизни?

— Как вы понимаете значение выражения «чёрная и белая зависть»? Чем они отличаются?

— Испытывали ли вы когда-нибудь такие чувства? К чему они приводят?

— К чему привела чёрная зависть в сказке?

— Что можно сказать о царевне? (Царевна молода, очень красива, добра, она верна данному слову.)

— Какая была царица?( Царица- мачеха красива умная, равнодушная, упрямая, капризная,.; она поступает так, как хочется ей, и совсем не думает о других; ещё она хочет всегда оставаться самой красивой –от этого полностью зависит её настроение и вся её жизнь)

— Для того чтобы представить образы Царицы-мачехи и Царевны, мы обратимся к тексту и зачитаем строки, характеризующие царицу — стр.71, царевну — стр.72.

 (Ученикизачитывают определения и сравнивают с таблицей.)

Царица

Царевна

Внешность

высока

стройна

бела

белолица

черноброва

Поведение характер

горда

ломлива

своенравна

ревнива

злая

красавица-душа

милая

приветливая

Цвет

черный

белый

красный

— Подумайте кто из наших героев положительный, а кто отрицательный?

(Царица- отрицательная героиня, царевна – положительная)

Что такое положительные и отрицательные черты характера? (Положительные (хорошие) черты характера, присущие положительному герою: доброта, любовь, верность, красота, отзывчивость. Отрицательные (нехорошие) черты характера, присущие отрицательному герою: зависть, злоба, ревность, эгоизм, предательство.)

— Ребята, а как можно определить , злой или добрый человек? Ведь каждый человек считает себя хорошим. ( По его поступкам. Если человек совершает добрые поступки, от которых другим хорошо, то этот человек добрый, хороший. А если поступки человека причиняют другим боль, страдания, то этот человек злой, недобрый.)

VI. Физкультминутка

Дружно встали – раз, два, три.

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из – под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

VII. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Прогнозирование содержания сказки.

— Ребята, давайте посмотрим, как дальше будут развиваться события в сказке.

( Чтение продолжения сказки до слов «Раз царевна молодая…» стр. 80)

— Расскажите, пользуясь текстом, как царевна оказалась в тереме? Что она стала делать?

— О каких чертах характера это говорит?

— Почему царевна вышла к богатырям не сразу? После каких слов?

— Как богатыри узнали, что в их доме царевна?

-Как царевне жилось у богатырей?

— Чем занимались богатыри, как об этом говорит автор?

— Как братья пришли свататься к царевне?

— Почему она им отказала? Какой она была?

— Как царица узнала, что молодая царевна жива-здорова?

— Прочитайте по ролям этот отрывок, стараясь передать голосом характеры героев

— Составьте характеристику любого героя сказки по следующему плану.

План характеристики героя сказки.

  1. Где живёт герой?

  2. Внешний облик героя.

  3. Какие поступки совершает?

  4. Какой характер у героя?

  5. Как к герою относится автор?

  6. Своё отношение к герою

( Работа в парах)

( После подготовки заслушивают несколько ответов)

Оценивается работа в группах.

— Молодцы, потрудились на славу.

— Какими предстали перед нами герои сказки?

Чем они нам понравились или не понравились?

— Как силы природы помогали героям сказки?

— В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. И люди совершают и добрые поступки, и злые. Любят, желают добра, здоровья. И тут же завидуют, обижаются и даже, бывает, ненавидят.

-Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина. Считаете ли вы себя добрыми? Запишите ответ на этот вопрос.

VIII. Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете урок?

— За что бы вы себя похвалили сегодня.

— Как вы себя бы оценили.

IX. Подведение итогов урока

— Как, в виде кого представлено зло?

— Подумайте и распределите героев по группам положительных, отрицательных, нейтральных, герои-помощники

(Обучающиеся называют героев и заполняют таблицу)

— Есть ли в сказке волшебные предметы? Какую роль они играют?

— Как автор относится к главным героям? Докажите.

— Царица была не только злой, но и очень завистливой. Она завидовала молодости и красоты царевне. Зависть — это негативная эмоция, которая побуждает человека совершать злонамеренные действия.

Это плохое качество и каждый человек должен искоренять его в своем характере.

— Как вы думаете, царица изменится в следующих частях? На последующих уроках мы и узнаем.

Домашнее задание.

Дочитать сказку до конца. Подобрать синонимы к словам «своенравный», «мерзкий», «желанный», «грозно», «изумлённый»; подобрать антонимы к словам «жданный», «грешен»,; выписать 5 наиболее понравившихся эпитетов вместе со словами, к которым они относятся. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

— Спасибо за урок!

Источник: https://multiurok.ru/files/skazka-o-miortvoi-tsarievnie.html

Ссылка на основную публикацию