Главные герои «сказки о золотом петушке» пушкина

Сказка о золотом петушке

Пушкин А.С. «Сказка о золотом петушке» Жанр: авторская  волшебная сказка

Главные герои «Сказки о золотом петушке»

  1.  Царь Додон, правитель своего государства, который прибегнул к помощи мудреца-звездочета, но не выполнил свою часть уговора
  2. Звездочет, он же мудрец, он же скопец, дарит царю Золотого петушка, но умирает, преданный Додоном
  3. Шамаханская царица, красавица, какой не видел свет, источник раздора
  4. Золотой петушок.

План для пересказа «Сказки о золотом петушке»

  1. Царь Додон и Звездочет
  2. Служба Золотого петушка
  3. Старший сын
  4. Младший сын
  5. Поход Додона
  6. Шамаханская царица
  7. Возвращение
  8. Нарушенное слово
  9. Смерть Додона.

Кратчайшее содержание для читательского дневника «Сказки о золотом петушке» в 6 предложений

  1. Додон получает от звездочета Золотого Петушка
  2. Золотой Петушок стережет царство
  3. Когда Петушок кричит Додон отправляет в поход своих сыновей, но они не возвращаются
  4. Додон сам идет в поход и находит мертвых сыновей и Шамаханскую царицу
  5. Додон решает жениться на царице и убивает Звездочета
  6. Петушок убивает Додона, царица пропадает.

Главная мысль «Сказки о золотом петушке» Все беды в  мире происходят от женской красоты и от того, что люди не умеют держать своего слова.

Чему учит»Сказка о золотом петушке»

Эта сказка учит нас быть верными своим обещаниям, не предавать своих друзей, уметь отличать добро от зла, и думать головой.

Отзыв на «Сказку о золотом петушке»

Очень красивая и поучительная сказка Пушкина читается на одном дыхании. У нее захватывающий сюжет и неожиданная концовка. Эта сказка рассказывает о царе, который ради незнакомой, пусть и очень красивой женщины, забыл и о чести, и сыновьях. И поэтому в концовке царя ждало справедливое возмездие.

Признаки волшебной сказки в «Сказке о золотом петушке»

Наличие волшебного помощника — золотого петушка Наличие зачина сказки и концовки. Наличие присказок Наличие волшебных существ — Шамаханская царица.

Пословицы к «Сказке о золотом петушке»

Береги честь смолоду, а платье снову. Седина в бороду — бес в ребро. Давши слово держись, а не давши крепись. Краткое содержание, краткий пересказ «Сказки о золотом петушке» Некогда грозный царь Додон постарел, он отходит от ратных дел, но его начинают тревожить набегами соседи.

Додон обращается за помощью к мудрецу и тот дает ему Золотого петушка. Петушок должен предупреждать царя о врагах, но в обмен Звездочет просит исполнить одно его желание. Петушок исправно несет службу и враги присмирели. Но вот Петушок тревожно кричит и Додон посылает рать со своим старшим сыном на усмирение врага.

Проходит восемь дней — от сына нет известий. А Петушок кричит снова и Додон отправляет в поход младшего сына. И снова восемь дней нет вестей. Петушок кричит в третий раз и Додон идет в поход сам. Войско находит место великой битвы и все вокруг мертвы, в том числе и сыновья царя, пронзившие мечами друг друга.

Рядом стоит прекрасный шелковый шатер, в котором царь находит Шамаханскую царицу. Увидев красавицу, Додон забывает о сыновьях и весело проводит с ней время. Додон везет невесту в столицу. В толпе к нему подходит Звездочет и просит исполнить обещание. Он просит Шамаханскую царицу. Додон сердится и в приступе гнева убивает старца.

Петушок срывается с башни и клюет Додона в темя. Царь умирает. Шамаханская царица исчезает.

Иллюстрации и рисунки к «Сказке о золотом петушке»

Источник: http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/02/blog-post_8.html

Сказка Пушкина о золотом петушке: краткое содержание, смысл и мораль

Произведения, написанные несколько столетий назад, затрагивающие человеческие чувства и отношения, не потеряли своей актуальности и по сей день. И одним из таких произведений является, как ни странно, сказка. Это произведение Александра Сергеевича Пушкина о золотом петушке.

Некоторые искусствоведы считают, что сказка эта не предназначалась для детей, хотя и написана в легкой, шутливой, стихотворной форме. Создана поэтом в 1834 году, и является его последним произведением в этом стиле. В настоящее время рекомендуется для учеников четвертого класса.

Главные герои

Героев в сказке не очень много, и главный персонаж — это царь Дадон. Следующие действующие лица:

  1. Сыновья Дадона
  2. Мудрец
  3. Шамаханская царица
  4. Золотой петушок

Содержание

В одном царстве жил царь Дадон, правитель грозный, он нередко шел войной на своих соседей, нанося им многочисленные обиды.

Но время идет, и вот стал Дадон стар и захотел покоя и отдыха от военных дел. Однако мстительные соседи не забыли старых обид, и досаждали царю многочисленными и неожиданными нападками, а войско, хоть и готовое к обороне, часто ждало удар с другой стороны. Ждут воеводы нападения с юга, неприятель нападает с запада или с моря.

Царь за помощью обращается к известному мудрецу, звездочету и скопцу. Мудрец согласился помочь и предложил Дадону Золотого петушка, который будет заблаговременно предупреждать царя о готовящемся нападении. В награду за Золотого петушка Дадон дал обещание о том, что исполнит любую волю мудреца.

С этих пор Золотой петушок исправно нес свою службу, предупреждая Дадона о воинственных помыслах соседей. Дадон направлял войско в нужную сторону, и враг, не ожидавший отпора, был разбит. Со временем все войны утихли, и год, и два проходят спокойно. Но вот, Золотой петушок снова забился и закукарекал, сидя на своей спице, и указал на восток.

Дадон собирает войско, а старший сын ведет его в восточную сторону. Прошло восемь дней, но никаких вестей от сына нет. Царь снаряжает новое войско и направляет младшего сына на помощь старшему. Вновь прошло восемь дней, а вестей все нет, а Золотой петушок снова указывает на восток. Дадон собирает войско и отправляется сам.

Восемь дней идет войско, и, наконец, доходит до гор, на вершине которых стоит роскошный шатер. Спешит царь к шатру и видит, что оба его сына мертвы, они убили друг друга.

Вдруг шатер распахнулся, вышла Шамаханская царица, которая улыбается и уводит Дадона в свой шатер. В течение семи дней правитель остается в шатре царицы и, пораженный ее красотой, забывает о сыновьях. Через семь дней царь вместе с девицей возвращается домой, где его встречает радостный народ.

Неожиданно, в толпе Дадон замечает зведочета-мудреца, который заявляет, что пришло время расчета. В обмен на Золотого петушка он просит подарить ему Шамаханскую царицу. Дадон предлагает мудрецу золото, коня, чин, но мудрец просит девицу. Рассердившись, Дадон ударяет мудреца жезлом, а из него и дух вон. И здесь содрогнулся весь народ, лишь царица, не боясь греха, все хи-хи да ха-ха.

Дадон въезжает в столицу, а Золотой петушок слетает со своего места, подлетает к царю и бьет его клювом в темя. Дадон падает замертво, а Шамаханская царица исчезает, как будто ее и не было.

Мораль

Мораль сказки о золотом петушке проста. Специалисты, изучающие творчество Пушкина, в большинстве своем считают, что поэт, освещая человеческие пороки, в данной сказке хотел донести до читателей следующее:

  1. Следует сдерживать это слово, либо не давать его, если нет уверенности в выполнении
  2. За нарушение клятвы придется заплатить
  3. Всегда следует правильно расставлять приоритеты
  4. Внутренний враг может оказаться намного опаснее внешнего

Заключение

Многие специалисты считают, что сказка на самом деле содержит в себе не только очевидные выводы, но и скрытые смыслы, тем самым делает произведение одним из самых загадочных творений поэта.

О том, что же Пушкин хотел сказать на самом деле своей сказкой, литературоведы спорят до сих пор.

Поэтому каждому интересующемуся стоит прочитать это произведение уже во взрослом возрасте и сделать собственные выводы о морали сказки.

Отзывы

Интересная сказка для детей, поучительная.

Игорь, Пеза

Прочитала сказку сыну, поняла, что, поэт писал ее для взрослых, хотел донести свои мысли о долге и семейных ценностях.

Мария, Москва

Талантливое произведение, как и все сочинения Пушкина. Чему учит сказка о золотом петушке, догадаться просто — будь честен, выполняй данные обещания.

Ксения, Тула

Разбирала сказку вместе со своей дочерью, и она правильно поняла, за что был наказан Дадон — он не сдержал слова. Сказка дочке очень понравилась.

Светлана, Балаково

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/kratkoe-soderzhanie-skazki-o-zolotom-petushke.html

О чем «сказка о золотом петушке»

Человеческая психология – единственное, что не эволюционировало еще с древних времен. Поэтому произведение, созданное два столетия назад, не теряет своей актуальности и по сегодняшний день.

Речь идет о нетленном творении Александра Сергеевича Пушкина — «Сказка о золотом петушке».

Это последнее сказочное произведение великого русского поэта было написано в 1834 году и впервые опубликовано год спустя.

Сюжет «Сказки о золотом петушке» развит вокруг главного персонажа – царя Дадона. Под старость лет ему захотелось покоя и он получил в дар от звездочета золотого петушка, который всегда вовремя предупреждал о нападениях врага. Взамен за такой восхитительный подарок царь пообещал мудрецу все, чего бы тот ни попросил.

Золотой петушок оказал хорошую службу. Соседи боялись нападать на царские владения. Но однажды он встрепенулся и направил войско во главе со старшим сыном царя на восток.

Через восемь дней от этого войска не было вести, и следом пошло войско младшего сына. А еще через восемь дней Дадон под крики золотого петушка сам двинулся со своим войском за сыновьями.

В горах он нашел шатер красивой Шамаханской царицы и убитых сыновей, вонзивших мечи друг в друга.

Царь решил жениться на Шамаханской царице, и вот тут объявился мудрец, который возжелал забрать ее себе. Царь отказал ему и ударил насмерть жезлом по лбу. Тогда золотой петушок клюнул Дадона в темечко, и царь упал замертво. Таково краткое содержание сказки Пушкина.

«Сказка о золотом петушке» прекрасно освещает все человеческие пороки. Она учит читателя не хотеть слишком многого и говорит о том, что за все рано или поздно нужно расплачиваться. Не обошлось и без роковой женщины. Шамаханская царица – яркий пример, объясняющий средневековый гендерный геноцид. Одна беспечная женщина повлекла за собою большое количество смертей.

О золотом петушке можно сказать только одно: он был не столько предвестником, сколько посредником беды. Мудрец, оказавший «медвежью услугу» царю, убедился в том, что от добра добра ни ищут.

Самое же главное, чему так и не научился за свою долгую жизнь царь Дадон – правильно расставлять приоритеты, за что он и пострадал.

Человеческие поступки, как и человеческая жизнь, весьма неоднозначны и непоследовательны.

Если бы Эдвард Мерфи был жив, то он бы наверняка сказал, что дело в том, что несовершенная система всегда дает сбой. А это влечет за собой катастрофические последствия.

Распечатать<\p>

О чем «сказка о золотом петушке»

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-822870-o-chem-skazka-o-zolotom-petushke

Сказки на и их герои

Викторина » Сказоки А.С. Пушкина и их герои » (2-4 класс)Автор: Носкова Наталья ЮрьевнаЦель: побуждение учащихся к прочтению сказок А.С.ПушкинаЗадачи: 1) раскрыть и активизировать способности детей; 2) развивать инициативу, способность, мышление учащихся.

Подготовка :Приглашение ребят из 7 класса и учителя литературы в жюри, посещение библиотеки, портрет А.С.Пушкина, презентация о жизни творчестве поэта, листочки для ответов на вопросы викторины, фильм-сказка(для просмотра после окончания викторины).

Сказка неразлучный спутник детства.Все вы любите сказку за живость, чёткость и определённость характеров, за простоту сюжета. Она учиться не заставляет, а увлекает в мир знаний.

Сказка раскроет ваши способности мыслить, рассуждать и поверить в силу своих способностей.Именно сказка уведёт нас в мир знаний. Я верю, что вам после занятия ещё раз захочется перечитать сказки А.С. Пушкина.

Вам необходимо написать о ко идёт речь и название сказки. Что ж, пора отправляться в мир сказок. Желаю вам удачи, ребята.

1.О каком герое говорится в сказке?«Правду молвить, молодицаУж и впрямь была царица:Высока, стройна, бела,И умом и всем взяла;Но зато горда, ломлива,Своенравна и ревнива»

(О царице в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

2.А кто это такой?«В сорочинской шапке белой,Весь как лебедь поседелый».

(Звездочёт из «Сказки о золотом петушке»)

3.В какой сказке встречается эта красавица?«Месяц под косой блестит,А во лбу звезда горит.А сама-то величава,Выступает, словно пава;А как речь-то говорит,Словно реченька журчит»

(Царица-лебедь из «Сказки о царе Салтане, о сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-лебеди»

4.Кто это?«В дорогой собольей душегрейке,Жемчуги огрузили шею,На руках золотые перстни,На ногах красные сапожки».

(Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»)

5.Чей это портрет?«Между тем росла, росла,Поднялась — и расцвела,Белолица, черноброваНраву кроткого такого».

(Царица из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

6.Кому принадлежат эти слова?«Свет мой, зеркальце! скажи,Да всю правду доложи:Я ль на свете всех милее,Всех румяней и белее?»

(Царице из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»).

Кто отправил телеграмму из сказок?1)-Да вот верёвкой хочу море морщить,

Да вас,проклятое племя, корчить! (Балда)

2)Ветер весело шумит,Судно весело бежит

Мимо острова Буяна. (Корабельщики)

3)Видит девица, что тутЛюди добрые живут;Знать не будет ей обидно! (Молодая царевна)4)Горе мне! Попались в сетиОба наших сокола!Горе! Смерть моя пришла. (Царь Дадон)

Минутка устных ответов » Угадай-ка»(оценивается и прибавляются баллы к письменным ответам, выдаются жетоны за правильный ответ и прикрепляются к письменным ответам учащихся.)

Учитель. Попробуйте угадать,
Как героя сказки звать.1) Живёт поповом доме,Спит себе на соломе,Ест за четверых,Работает за семерых.

(Балда; «Сказка о попе и о работнике его Балде»)

2)Говорят царевна есть,Что не можно глаз отвесть.Днём свет Божий затмевает,Ночью землю освещает-Месяц под косой блестит,А во лбу звезда горит.

(Царевна -лебедь; «Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-лебеди»)

3)Чуть опасность где видна,Верный сторож, как во сне,Шевельнётся, встрепенётся,К той сторонке обернётся.

(Золотой петушок; «Сказка о золотом петушке»

4)Все красавцы молодые,Великаны удалые.Все равны как на подбор,С ними дядька Черномор.

Читайте также:  Анализ "сказки о царе салтане" пушкина

(Тридцать три богатыря; «Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-лебеди»)

Вопросы учёного кота (Ученик 7 класса)
Учитель: Один из самых мудрых пушкинских персонажей является Учёный кот. Сколько знает он сказок, сколько песен! Но сегодня он приготовил несколько вопросов. За правильный ответ он дарит картинку-сказочного героя. Готовы, ребята?
(Входит ученик 7 класса в костюме кота)
Ученик: Здравствуйте, ребята, готовы ответить на мои вопросы?
Дети. Здравствуйте! Готовы!
Ученик: Итак, начинаем. Вот мои вопросы.1.В кого превращается князь Гвидон? (В муху, комара, шмеля)2.Кто был наказан за то, что не выполнил обещание, данное мудрецу? (Царь Дадон)3.Назовите кличку собаки семи богатырей. (Соколко)4.Какая природная сила знала ответ на вопрос королевича Елисея. (Ветер)5.Как называется остров, лежащий на пути в царство славного Салтана? (Остров Буян)6.Назовите любимую песню белочки из «Сказки о царе Салтане, о сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-лебеди» («Во саду ли, в огороде»7.Как называлась еда, которой кормили Балду? (Полба)8.Кто служил царевне? (Бурый волк)9.Где жила золотая рыбка? (В море)10.Сколько раз посылала старуха к рыбке старика? (Пять раз)

Ученик. Молодцы! Спасибо за ваши ответы. Теперь я увидел, что вы хорошо знаете сказки А.С.Пушкина. Надеюсь, вы будите их перечитывать и рассказывать своим младшим братишкам и сестрёнкам. А мне пора. До встречи на страницах сказок!

Дети: Спасибо Вам, Учёный кот. До свидания.
Учитель. Сейчас мы смотрим сказку » О золотом петушке», а жюри подводит итоги нашей викторины.
(Просмотр фильма-сказки. Жюри подводит итоги)
Жюри озвучивает результаты викторины.

Источник: http://velikiy-pushkin.ru/4805-Skazki-na-i-ih-geroi

Краткое содержание «Сказки о золотом петушке» Пушкина: краткий пересказ сюжета, сказка в сокращении

Сказка о золотом петушке.Художник К. М. Сапегин

«Сказки о золотом петушке» является одним из самых известных произведений великого русского поэта и прозаика А. С. Пушкина.

В этой статье представлено краткое содержание «Сказки о золотом петушке» Пушкина: краткий пересказ сюжета, произведение в сокращении.

Смотрите: 
Все материалы по «Сказке о золотом петушке»

Все материалы по творчеству Пушкина

В своем сказочном царстве правит царь Додон. В молодости он был храбрым воином, но, постарев, решил отдохнуть от военных дел. Однако соседи не оставляют его в покое и время от времени нападают на его замли.Чтобы защититься от соседей, царь Додон обращается за помощью к звездочету-мудрецу.

Тот дарит царю золотого петушка: птица будет сидеть на высокой спице и кричать каждый раз, когда соседи захотят напасть на царство. Довольный царь Додон обещает звездочету исполнить любое его желание, когда тому будет нужно. Золотой петушок прекрасно выполняет свою работу и надежно стережет царство Додона.

Узнав о чудесном петушке, соседи перестают нападать на владения Додона, и тот правит спокойно несколько лет. Однажды золотой петушок кричит и указывает на угрозу с востока. Царь Додон посылает туда войска во главе со своим сыном.

Через 8 дней петушок снова кричит, и Додон посылает на войну вторую рать — во главе с младшим сыном. Через 8 дней петушок опять кричит, и на этот раз царь ведет третью рать к месту боев.

Проведя 8 дней в пути, царь Додон и его войско не могут отыскать поле сражения.

Вдруг Додон видит шатер, недалеко от которого лежат убитые воины — в том числе и два царских сына, которые в бою убили друг друга. Царь Додон и его окружение плачут от горя. 

Вдруг из шатра выходит красавица-девушка, шамаханская царица. Увидев ее, царь Додон забывает о гибели сыновей. Целую неделю он пирует в шатре у шамаханской царицы, а после вместе с девушкой едет домой.

По пути Додон встречает того самого звездочёта-мудреца. Старик просит у царя выполнять обещание и исполнить желание: звездочет просит у него шамаханскую царицу. Царь Додон отказывается и предлагает вместо этого деньги или боярский чин, но звездочет настаивает на своем.

Царь Додон злится и ударят старика, который умирает на месте. После этого золотой петушок улетает со своего привычного места, налетает на царя Додона и клюет его в голову, после чего тот умирает. Золотой петушок улетает прочь, шамаханская царица тут же бесследно исчезает.

Конец.

Таково краткое содержание «Сказки о золотом петушке» А. С. Пушкина: краткий пересказ сюжета, произведение в сокращении.

Смотрите: 

Все материалы по «Сказке о золотом петушке»

Все материалы по творчеству Пушкина

Источник: http://www.literaturus.ru/2018/04/kratkoe-soderzhanie-skazka-o-zolotom-petushke-pereskaz-sjuzhet-v-sokrashhenii.html

Официальный сайт МОУСОШ №3 ст.Динской

Подготовила: учитель начальных классов высшей категории
Павлова Светлана Фёдоровна

Литературное чтение

4 класс

Тема урока: «А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»

Цели : учить анализировать поступки героев; обучать грамотному, выразительному чтению; развивать речь, память, мышление;

воспитывать интерес к художественной литературе, желание читать книги.

Оборудование: учебник, выставка книг нарисованный замок, вырезанные силуэты петушков.

Ход урока:

1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний: Сегодня я хочу начать урок словами:

«Что за прелесть эти сказки!» (слайд № 1)

— Мы с вами будем работать по сказке. А вот по какой, сейчас вы мне ответите, решив небольшой тест.

  1. Назовите автора семи сказок: (слайд №2)

И.А. Крылов Л.Н. Толстой

А.С. Пушкин

А.Е. Измайлов

В.А. Жуковский

            2 Назовите сказку А.С. Пушкина: (слайд №3) «Кот, петух и лиса» «Кукушка и Петух»

«Сказка о золотом петушке»

«Петушок-золотой гребешок»

«Петух и собака»

3.Имя героя «Сказки о золотом петушке»: (Слайд №4)

Царь Салтан Князь Гвидон

Царь Дадон

Царь Матвей

Царь Берендей

— Тема сегодняшнего урока… (слайд № 5)
А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке».
3. Сообщение целей урока (Слайд №6)
4. Повторение
(слайд № 7)   Посмотрите на портрет поэта. Обратите внимание на годы жизни его. — Сколько лет прожил А.С. Пушкин?

За 38 лет оставил такое наследие потомкам!

— Давайте вспомним, какие сказки мы уже прочитали за три прошедших года. Я показываю иллюстрацию, а вы говорите название сказки.

            (на доске высвечиваются иллюстрации из сказок А. С. Пушкина, следом название сказки и год написания)(слайды № 8 — № 23)

  1. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», 1831.

(слайд № 8-11)

  1. «Сказка о попе и работнике его Балде», 1831.

(слайд № 12-14)

  1. «Сказка рыбаке и рыбке», 1833.

(Слайд № 15-17)

  1. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», 1833.

(слайд № 18-20)

  1. «Сказка о золотом петушке», 1834.

(слайд № 21-23)

— Действительно, мы изучаем уже пятую сказку А.С. Пушкина. Но самой первой была «Сказка о медведихе», которую поэт так и не дописал. И есть еще одна сказка, которая называется «Жених».

— Молодцы! Хорошо знаете сказки Пушкина .Я буду рада если пройдут годы и вы прочитаете эти сказки уже своим детям.

  1. Работа по «Сказке о золотом петушке»

— Давайте вспомним начало сказки. Я предлагаю посмотреть сценку из этой сказки.
Инсценировка начала сказки.

( От начала сказки до слов «Царь к окошку ,- ан на спице,
Видит, бьется петушок,
Обратившись на восток.)

Кто главные герои сказки? (царь Дадон и петушок)
— Каким представил нам Пушкин в сказке царя Дадона?

                        задиристый грозный беспомощный жадный злой глупый жестокий своенравный

самодурный

(на слайде № 24 поочередно выходят слова, характеризующие царя Дадона)
— Докажите словами текста, что царь был задиристым.
(И соседям то и дело
Наносил обиды смело)
— т.е. право определял силой.

— В каких словах выражается его грозность?
(Смолоду был грозен он) — Почему соседи стали беспокоить старого царя?

(Поняли, что царь не в силах уже воевать. Дадон сам виноват, что  у него много врагов, но он не хочет отвечать за свои поступки.)

— В чем проявилась его беспомощность, прочитайте.
      (Инда плакал царь Дадон,
            Инда забывал и сон.)
-В чем еще проявилась беспомощность Дадона?
(Вот он с просьбой о помоге
            Обратился к мудрецу.)
-Почему вы считаете, что царь был жадным?
(Должен был он содержать
            Многочисленную рать.)

-Если бы он не был жадным и содержал бы большое войско, то соседи побоялись нападать на царство Дадона.
-Докажите злость  Дадона.
      (Со злости
            Инда плакал) -А как вы думаете, почему он обратился к мудрецу? Зачем он это сделал?

(Надеется на какое-то волшебное разрешение проблемы, сам «наломал дров» и обратился к мудрецу.)

— Когда проявилась глупость царя?

            (Волю первую твою
            Я исполню, как мою) В это время думал царь, что надо будет отвечать за свои слова?

(Нет, он живет сегодняшним днем, а что будет завтра, то и будет)

— Действительно, царь не думал о том, что будет происходить дальше, он не думал о будущей расплате.

-Даже имя Дадон указывает на глупость царя.
— Найдите в этом отрывке образное выражение, т.е. эпитет. (слайд № 25)
(Горы золота сулит) — Обратите внимание, как поэт называет Дадона в начале сказки?

(славный)

— О ком так в жизни говорят?

(О том, кто делает добрые, славные дела)

— Подходит это слово – эпитет к нашему герою? — Как вы думаете, зачем Пушкин сделал это?

(Сопоставить добро и зло)

Добро и зло – это неделимые, вечные начала.
— Где проявилась своенравность царя?
(В разговоре с мудрецом в конце сказки)
-Докажите словами текста

            (Или бес в тебя ввернулся?
            Или ты с ума рехнулся?
            Что ты в голову забрал?
            Я, конечно, обещал,
            Но всему же есть граница!
            И зачем тебе девица?
            Полно, знаешь ли, к тоя?)
-Когда Дадон показал свою жестокость и самодурство?

            (Плюнул царь: «Так лих же: нет!
            Ничего ты не получишь…

            Убирайся, цел пока!
            Оттащите старика!»

Царь хватил его  его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон.)

-Посмотрите, какие качества царя мы выявили?
(Злые) -Как вы думаете, кто в сказке является символом добра и справедливости?

(Петушок)

Физминутка.

— Покажите, как петушок встрепенулся, повернулся, как он бился.

  1. Продолжение работы над сказкой.

— Почему петушок символ справедливости и добра? Зачем это нужно?
(Должна произойти расплата за зло по законам волшебной сказки).
-Какими качествами А.С. Пушкин наделил петушка? (слайд № 26)

петушок верный справедливый

(на слайде поочередно выходят слова, характеризующие петушка)

-Докажите, что петушок был верным царю.

(Верный сторож как со сна)

Сколько раз петушок выручал царя?
(три раза) -Когда петушок проявил справедливость?

            (Петушок спорхнул со спицы;

                        К колеснице полетел
                        И царю на темя сел.
                        Встрепенулся, клюнул в темя
                        И взвился…и в то же время
                        С колесницы пал Дадон!)

-Итак, золотой петушок свершает кару. -Когда угомонился Дадон?

(Когда золотой петух… клюнул в темя.)

  1. Работа с пословицами и поговорками. (слайд № 27)

— Смысл образа петушка сведен к какой народной поговорке?
(на слайде появляются пословицы и поговорки)

                        Не рой другому яму-сам туда попадешь. Правда суда не боится. По правде и сила.

Пока жареный петух в голову не клюнет…

-Как понимаете смысл этой поговорки?
(тогда кто-нибудь перестанет самодурствовать, делать что-либо только по- своему, не считаясь со мнением других.) — Чему учит эта сказка?

            (делать добро, не быть злыми, жестокими)

(у каждого ребенка лежит вырезанный из бумаги петушок) -У вас у каждого лежит вырезанный из бумаги петушок. Напишите, какие  вы хотели бы сделать добрые дела в своей жизни.

12. Итог.

Итог урока хочу подвести вашими мыслями. (читаю детские пожелания и вкладываю петушков в нарисованный замок) Чему научила вас эта сказка?

-Закончить наш урок я хочу словами Пушкина (слайд № 28)

«Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.»

13. Выставление оценок.

Источник: http://dinskschool.narod.ru/urok.htm

Анализ сказки «О золотом петушке» | Инфошкола

Обращение к конкретным текстам пушкинских сказок показывает, что Пушкин тщательно изучал народную сказку и постепенно достиг почти совершенного подражания её форме. Однако в непонятные для современного читателя образы, символы, мотивы, связанные с архаикой и «историческими корнями» сказки, поэт вносил живое, всегда актуальное содержание.

«Сказка о золотом петушке» сравнительно мало привлекала внимание исследователей. Попытки найти источники этой сказки в мировом фольклоре не увенчались успехом.

Заметную роль в этих поисках сыграла статья Ахматовой «Последняя сказка Пушкина» (1933), в которой она выявила источник сюжета пушкинской сказки.

Это новелла Вашингтона Ирвинга «Легенда об арабском звездочёте», переведённая в России в 1823 году и известная Пушкину.

Сопоставление сюжетов этих двух произведений убеждает в их почти полном сходстве. Но тем разительнее их несходство.

Пушкинский Дадон и мавританский король Ирвинга в молодости были грозными воинами, но состарились, утратили силу и решили отдохнуть. Обоим им был преподнёсен чудесный дар: золотой у Пушкина и медный у Ирвинга петушок.

Но в новелле Ирвинга петушок всего лишь талисман. У Пушкина же петушок — живой и полноправный персонаж.

В обоих произведениях войско царя отправляется в поход и привозит соответственно готскую принцессу и шамаханскую царицу. Но у Пушкина царица становится яблоком раздора: в ссоре из-за неё погибли сыновья Дадона, да и сам он, забыв о горе, поддался её чарам.

Шамаханская царица — образ, заимствованный из сказки Катенина «Княжна Милуша». Это ведьма-оборотень, внезапно явившийся и исчезнувший призрак, посланный герою как испытание его верности княжне Милуше.

Пушкинская царица тоже появляется для испытания Дадона. Но испытываются совсем другие его качества: родительские чувства и царский долг. Самое значительное несовпадение мы видим в сцене расплаты. В легенде Ирвинга звездочёт — женолюб, ему не нужны другие награды, так как он владеет волшебной книгой Соломона.

У Пушкина отказ звездочёта от других наград и требование отдать ему царицу ничем не мотивированы внешне. В черновиках поэт называл звездочёта шамаханским, то есть союзником и соплеменником царицы, потому он её и требует в награду.

Читайте также:  "сказка о рыбаке и рыбке" а.с. пушкина - читать (текст с картинками)

Развязка сказки существенно отличается от развязки новеллы. В новелле волшебный флюгер просто перестаёт предупреждать короля об опасности. У Пушкина он является орудием казни царя-клятвопреступника. Такая трансформация мотивов, возможно, произошла из-за влияния русских народных сказок.

Образ Дадона явно снижен. Само его имя взято из «Сказки о Бове-королевиче», где Дадон — злой и жестокий царь. У Ирвинга король и звездочёт изображены одинаково иронично.

У Пушкина звездочёт – таинственный мудрец, «весь как лебедь поседелый». Стилистикой народной сказки объясняются просторечия и разговорные конструкции, а также фольклорная лексика: «побитая рать», «побоище».

Фольклорен и традиционный зачин: Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве …

Ни в одной другой сказке Пушкина фольклорные элементы не выглядят столь явной бутафорией, скрывающей политический смысл. Ахматова увидела в сказке намёк на Александра I или Николая I и биографическую подоплёку. Так, она обратила внимание на замену чернового текста «Но с царями плохо вздорить» на беловой «Но с иным накладно вздорить». Ещё в черновике была фраза:

Сказка ложь, да нам урок, А иному и намёк, заменённая на типично фольклорный оборот: Сказка ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок.

Иначе политические аллюзии были бы слишком прозрачны. И так критика встретила сказку холодно.

Большинство исследователей, не в силах отрицать сходство указанных произведений, либо полностью приняли гипотезу Ахматовой, либо попытались ослабить её соображениями о более важной, по их мнению, стилистической и жанровой близости пушкинской сказки к русскому сказочному фольклору.

Известно, что в русских сказках встречаются «золотые звери»: конь, свинка или котик, но «золотой петушок» как самостоятельный сказочный персонаж нигде не встречается (за исключением детской песенки «Петушок, петушок, золотой гребешок»). Но если в сказке Пушкина появилась «золотая рыбка», то здесь мог оказаться и «золотой петушок» того же происхождения.

Соединяя известные литературные источники и отдельные фольклорные детали, Пушкин создал совершенно русскую сказку. Ахматова определила тему «Сказки» как неисполнение царского слова. Это повлекло за собой кару, которую осуществил петушок.

Петух — это солнечная птица: он вестник солнца. Но он символизирует и солнечный огонь, всё поглощающий. Красный петух – символ пожара. Огонь — очистительная стихия. Таким образом, петух символизирует победу света над силами тьмы и зла.

В христианскую эпоху в связи с этим ему приписывалась бдительность, поэтому самой распространённой формой флюгера был петух. Пушкин соединяет эти значения, а эпитет «золотой» означает сверхъестественную, сакральную при роду петушка. Он вершитель справедливости.

Царь нарушил не только человеческие, но и высшие законы, и он наказан.

«Сказка О золотом петушке» — это последняя из сказок Пушкина. Можно сказать,
что в ней наиболее чётко воплотились поиски Пушкина в области сказочного жанра.

Она наиболее моралистична и в этом смысле наименее связана с фольклорной сказкой, в которой темы неисполнения царского слова нет вообще. Может быть, этим и объясняется отсутствие фольклорных источников этой сказки. Она более «литературна» и наиболее отчётливо связывает сказки с другими произведениями Пушкина 1830-х годов.

Источник: https://info-shkola.ru/analiz-skazki-o-zolotom-petushke/

Урок литературного чтения на тему

Тема урока: «А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

– Сегодня я хочу начать урок словами: «Что за прелесть эти сказки!»

– Мы с вами будем работать по сказке. А вот по какой, сейчас вы мне ответите, решив небольшой тест.

1. Назовите автора семи сказок:

И.А. Крылов Л.Н. Толстой

А.С. Пушкин

А.Е. Измайлов

В.А. Жуковский

2. Назовите сказку А.С. Пушкина:

«Кот, петух и лиса»«Кукушка и Петух»

«Сказка о золотом петушке»

«Петушок–золотой гребешок»

«Петух и собака»

3. Имя героя «Сказки о золотом петушке»:

Царь СалтанКнязь Гвидон

Царь Дадон

Царь Матвей

Царь Берендей

– Тема сегодняшнего урока «А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке».

3. Сообщение целей урока

4. Повторение

Посмотрите на портрет поэта. Обратите внимание на годы жизни его.– Сколько лет прожил А.С. Пушкин?

– За 38 лет оставил такое наследие потомкам!

– Давайте вспомним, какие сказки мы уже прочитали за три прошедших года.

  • «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», 1831
  • «Сказка о попе и работнике его Балде», 1831
  • «Сказка рыбаке и рыбке», 1833
  • «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», 1833

– Действительно, мы изучаем уже пятую сказку А.С. Пушкина. Но самой первой была «Сказка о медведихе», которую поэт так и не дописал. И есть еще одна сказка, которая называется «Жених».
– Молодцы! Хорошо знаете сказки Пушкина .Я буду рада если пройдут годы и вы прочитаете эти сказки уже своим детям.

5. Работа по «Сказке о золотом петушке»

а) Чтение сказки учителем и сильными учениками

б) работа по содержанию:

— Назовите главных героев сказки главные герои сказки? (Царь Дадон и петушок)

– Каким представил нам Пушкин в сказке царя Дадона?

Задиристый, грозный, беспомощный, жадный, злой, глупый, жестокий, своенравный,
самодурный

– Докажите словами текста, что царь был задиристым (–т.е. право определял силой)

(И соседям то и делоНаносил обиды смело)

.– В каких словах выражается его грозность? (Смолоду был грозен он)
– Почему соседи стали беспокоить старого царя? (Поняли, что царь не в силах уже воевать. Дадон сам виноват, что у него много врагов, но он не хочет отвечать за свои поступки.)
– В чем проявилась его беспомощность, прочитайте.

(Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.)

– В чем еще проявилась беспомощность Дадона?

(Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу.)

– Почему вы считаете, что царь был жадным?

(Должен был он содержать
Многочисленную рать.)

– Если бы он не был жадным и содержал бы большое войско, то соседи побоялись нападать на царство Дадона.

–Докажите злость Дадона.

(Со злости
Инда плакал)

– А как вы думаете, почему он обратился к мудрецу? Зачем он это сделал? (Надеется на какое-то волшебное разрешение проблемы, сам «наломал дров» и обратился к мудрецу.)

– Когда проявилась глупость царя?

(Волю первую твою
Я исполню, как мою)

– В это время думал царь, что надо будет отвечать за свои слова? (Нет, он живет сегодняшним днем, а что будет завтра, то и будет)

– Действительно, царь не думал о том, что будет происходить дальше, он не думал о будущей расплате. Даже имя Дадон указывает на глупость царя.

– Найдите в этом отрывке образное выражение, т.е. эпитет (Горы золота сулит)

– Обратите внимание, как поэт называет Дадона в начале сказки? (Славный)

– О ком так в жизни говорят? (О том, кто делает добрые, славные дела)

– Подходит это слово – эпитет к нашему герою?

– Как вы думаете, зачем Пушкин сделал это? (Сопоставить добро и зло)

Добро и зло – это неделимые, вечные начала.

– Где проявилась своенравность царя? (В разговоре с мудрецом в конце сказки)

–Докажите словами текста

(Или бес в тебя ввернулся?
Или ты с ума рехнулся?
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница!
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли, к тоя?)

– Когда Дадон показал свою жестокость и самодурство?

(Плюнул царь: «Так лих же: нет!
Ничего ты не получишь…

Убирайся, цел пока!
Оттащите старика!»

Царь хватил его его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон.)

– Посмотрите, какие качества царя мы выявили? (Злые)

– Как вы думаете, кто в сказке является символом добра и справедливости? (Петушок)

6. Физминутка.

– Покажите, как петушок встрепенулся, повернулся, как он бился.

7. Продолжение работы над сказкой

– Почему петушок символ справедливости и добра? Зачем это нужно? (Должна произойти расплата за зло по законам волшебной сказки).

– Какими качествами А.С. Пушкин наделил петушка?

Петушок (верный, справедливый)

– Докажите, что петушок был верным царю. (Верный сторож как со сна)

– Сколько раз петушок выручал царя? (Три раза)

– Когда петушок проявил справедливость?

(Петушок спорхнул со спицы;
К колеснице полетел
И царю на темя сел.
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился…и в то же время
С колесницы пал Дадон!)

– Итак, золотой петушок свершает кару. Когда угомонился Дадон? (Когда золотой петушок… клюнул в темя.)

8. Работа с пословицами и поговорками

  • Не рой другому яму – сам туда попадешь.
  • Правда суда не боится.
  • По правде и сила.
  • Пока жареный петух в голову не клюнет…

– Как понимаете смысл этой поговорки? (Когда кто-нибудь перестанет самодурствовать, делать что-либо только по-своему, не считаясь со мнением других.)

– Чему учит эта сказка? (Делать добро, не быть злыми, жестокими)

9. Рефлексия

10. Итог урока

– Чему научила вас эта сказка?
– Закончить наш урок я хочу словами Пушкина

«Сказка ложь, да в ней намек!

Источник: https://infourok.ru/urok_literaturnogo_chteniya_na_temu-124342.htm

Традиционные русские мотивы в сказках Пушкина на примере «Сказки о Золотом Петушке»

    Сказка о золотом петушке как нельзя лучше отражает самобытность русского народа, его наивность и коварство, ложь и правду. Написанная в лучших традициях русского народного творчества, щедро украшенная гибким и вольным слогом Пушкина-она привлекает своей немудрёной историей и серьёзно-весёлой моралью.

 
    Сначала в сказке повествуется о беде царя Дадона: непрерывных войнах и внезапных нападениях. Грозный царь обращается к мудрецу с горячей просьбой о помощи, даёт обещание выполнить, а свою очередь, любую просьбу мудреца. Дадон получает чудесного петушка, который верно служит тридевятому государству, извещая о приближающейся напасти.

Петушок верой и правдой служит царю, но дважды его кукареканье прозвучало без видимых причин, дважды Дадон отправил своих сыновей с войсками на разведку. В третий раз Дадон решает сам узнать причину тревоги, и узнаёт, что сыновья его убили друг друга из-за девицы. Царь заходит в чудный шатёр и замирает…

 
    Сказка начинается с традиционного русского «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве…» Великий русский поэт вспоминает этот затейливый зачин, чтобы как можно полнее изобразить облик «сказочного» государства.

В описании ситуации Пушкин умело использует просторечные выражения, создающие атмосферу доброй «бабушкиной сказки»: 
     
    «Ждут, бывало, с юга, глядь, — 
    Ан с востока лезет рать. «

    Мудрец, приглашённый царём, достаёт из мешка не ворону, не собаку, а именно петушка, притом золотого. Петушок всегда считался не только показателем ума в русских сказках. Петушок был самой родной птицей в русских деревнях, использовался в прикладном творчестве, всегда ассоциировался с Русью-Матушкой. Золотой окрас здесь придаёт образу оттенок чуда.

    Что же произошло с двумя царевичами около прекрасного шатра? ответ на этот вопрос мы находим в описании встречи царя и Шамаханской царицы:

    «…Тихо встретила царя. 

    Как пред солнцем птица ночи, 
    Царь умолк, ей глядя в очи, 
    И забыл он перед ней 
    Смарть обоих сыновей.» 

    Ну какая же сказка без сказочно прекрасной девушки? Шамаханская царица околдовывает бедного царя своею красотой. Когда влюблённая пара возвращается домой, царь неожиданно встречает мудреца. А мудрец так же неожиланно напоминает о давнем обещании, просит отдать ему Царицу. 

    А ведь не стоит забывать, что если в сказке есть Мудрец, то он всегда непременно оказывается прав. Не успев молвить и слова, мудрец погибает от руки Дадона. Здесь читатель сталкивается с чёрной неблагодарностью и предательством главного героя. Царь, не доверяя другу, не пожелал отдавать Царицу. Финал его печален-Дадон погибает от клюва Золотого Петушка. Царица же исчезает 
   
    «…Будто вовсе не бывало. 
    Сказка ложь, да в ней намек! 
    Добрым молодцам урок.»

    Какой же урок можно вынести из весёлой сказки? Затейливая история учит честности, доверию. Иногда стоит о чего-то отказаться, чтоб не потерять всё. Петушок-то оказался вещий: Он предрекал беду ещё когда первый сын отправлялся в путь.

Таким образом, «Сказка о Золотом Петушке»-одно из самых ярких, волшебных произведений Пушкина.

Величайший мастер слова, умело используя традиционные русские мотивы, с шутками, присказками и прибаутками, поведал миру очередную забавную историю с глубоким смыслом.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/pushkin-a-s/skazka-o-zolotom-petushke/6345-traditsionnye-russkie-motivy-v-skazkakh-pushkina-na-primere-skazki-o-zolotom-petushke

Краткое содержание Сказка о золотом петушке Пушкина

Жил на свете царь Дадон. Пока был молод, воевал отважно, враги его боялись. А как состарился, силы уже не те. Прочуяли это враги, да стали к царству подступать. Только отобьет войско Дадона одну сторону, так неприятель уже с другой подступает. Совсем измаялся царь, не поспевает все границы защитить.

Однажды пожаловал в государство старый мудрец. Он вручил Дадону необычного петушка, который будет извещать царя об опасности. Взамен попросил старец исполнить его желание. Государь согласился, желание мудрец оставил не потом.

С петушком жизнь наладилась. Как только враг подходил к царству, волшебная птица заливалась громким кукареканьем. Дадон всегда знал об надвигающейся опасности. Враги опять стали бояться царя, а он и рад. Так было до поры до времени, вдруг через некоторое время петушок залился истошным криком. Царь направил в ту сторону войско во главе со своим сыном.

Ушли воины и пропали, а петух опять кричит. Послал Дадон еще войско с сыном, они пропали так же, как и первое. Поехал на войну сам Дадон, увидел там разбитые свои войска, поверженных сынов, а еще шатер. Там была красавица Шамаханская девица. Дадон забрал ее к себе.

В то время опять объявился старец, он просил исполнить его желание, отдать прекрасную девушку. Дадон отказал мудрецу и лишил его жизни. С крыши слетел петушок и клюнул царя в темечко, тот сразу и погиб. А Шамаханская девица исчезла.

Читайте также:  Южные поэмы а.с. пушкина (список)

Эта сказка учит держать свои обещания.

Подробный пересказ Сказки о золотом петушке

Жил-был царь по имени Дадон. В молодые свои годы вел он множество войн, и его соседи боялись и уважали государя. Но пришло время, Дадон состарился и не мог уже воевать. Вот тут-то правители пограничных государств и осмелели. Сложно стало некогда грозному царю, только отстоят его войска одну границу, как с другой уже собирается другая армия.

И пришел к нему как-то один мудрец. Достав из мешка петуха золотого, он велел Дадону посадить ту птицу на самый высокий шпиль. И пообещал, что отныне этот петушок будет всегда предупреждать царя о готовящихся на его царство нападениях. Обрадованный государь, посулил мудрецу исполнить любое его пожелание.

С той поры так и пошло. Чуть только соберется чужая армия напасть на государство Дадона, петушок поднимает шум и царское войско встречает неприятеля во всеоружии. Не застать их  теперь врасплох! Поняли соседи, что и в старости царь Дадон небеззащитен, себе дороже нападать на него, да и успокоились. Тишь да гладь теперь в царстве.

Уже много времени прошло в мире, как вдруг петушок, развернувшись в восточную сторону, закричал-затревожился. Собрался с войском старший царский сын и пошел отстаивать границу.

Прошло 8 дней, а от него — ни слуху ни духу.  А петушок вновь кричит-беспокоится. Собрался младший царевич на подмогу. Да и он пропал — никаких вестей от обоих. И снова петушок кричит.

  Делать нечего, собрал рать сам царь Дадон и поехал к восточной границе.

Вот приходит он в горы и видит разбитые войска своих сыновей, а невдалеке стоит шатер. А внутри лежат царевичи, пронзив друг друга мечами. Ох, какое горе охватило государя! Рыдает он над своими детьми, плачут все, кто это видит…

Но тут откидывается полог и в шатре появляется дева невиданной красоты — царица Шамаханская. Пораженный царь за ней пошел и пировал 7 дней, забыв и о погибших сыновьях, и обо всем на свете.

Вот ведь, седина в бороду — бес в ребро! Задумал старый царь на той деве жениться. И везет свою невесту во дворец. Въезжают они в столицу и встречает их у ворот толпа народа. И мудрец давешний тоже там. Вот подходит он к царю и просит Дадона выполнить обещание. А тот что, царское слово крепко, готов исполнить.

Вот только попросил мудрец себе невесту царскую. А разве ж Дадон ее отдаст! Разгневал только чародей царя-батюшку. Тот и стукнул просителя своего посохом по темечку. Да много ль мудрецу- старинушке надо? Мертвый и упал. Народ ахнул, а девица царская хихикает. Тут петушок со шпиля своего слетел и царя клюнул. Тоже в темя. Помер и царь на месте.

А царица Шамаханская у людей на глазах исчезла!

Сказка ложь, но урок в ней крепкий. Слово свое держать надо! И за добро добром платить, а не руки распускать. Да дерево по себе рубить!

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/pushkin/skazka-o-zolotom-petushke-kratko

Анализ «Сказки о золотом петушке» Пушкина. Часть I

По просьбам читателей продолжаю анализировать наиболее известные сказки Александра Сергеевича, каждая из которых скрывает немало загадок, любопытных деталей и намеков. Сегодня в компанию к разборам поэм «Сказка о мертвой царевне» и «Руслан и Людмила» и анализу «Сказки о царе Салтане» присоединяется еще одна замечательная и очень своеобразная «Сказка о золотом петушке».

Какие скрытые подтексты и отсылки содержит в себе эта сказка и о чем в действительности хотел рассказать в ней Пушкин? Кто такая Шамаханская царица, что означает имя этой героини и к какому реальному историческому персонажу оно отсылает читателя? Каково значение имени Дадон и как этой герой связан с «Повестью о Бове Королевиче» и новеллой «Легенда об арабском звездочете»?

Что символизирует золотой петушок и как это определяет суть данного произведения Пушкина?

Прежде всего, отмечу, что эта сказка является, пожалуй, одним из самых жестоких произведений Александра Сергеевича.

Речь в ней идет об убийствах, коварных заговорах, мести, колдовстве, войнах и предательстве, а мораль сего творения Александра Сергеевича весьма неоднозначна.

Все это наводит на мысли о том, что (как и в любом своем произведении) в «Сказке о золотом петушке» Пушкин писал о том, что ему было интересно и важно рассказать именно взрослым, а вовсе не детям.

Существует множество версий того, какие секреты таит в себе эта сказка.

Например, присутствуют ли в ней политические подтексты и можно ли провести какие-то параллели между героями «Сказки о золотом петушке» и реальными историческими персонажами? Все эти вопросы задают себе многие исследователи и читатели.

В своей статье я хочу добавить к ним вопросы не менее популярные и не менее, на мой взгляд, интересные — какова роль символизма петуха в этой истории, откуда и почему возникла таинственная Шамаханская царица, кто был истинным злодеем в этой истории и были ли в ней положительные герои?

Дадон.

Итак, сказка начинается представлением места событий (традиционное для русских сказок «тридевятое царство тридесятое государство») и главного героя – царя Дадона. О нем нам сразу же сообщается любопытный факт:

Жил-был славный царь Дадон. Смолоду был грозен он И соседям то и дело

Наносил обиды смело;

Мы видим, что это был довольно типичный сказочный царь, который правил жестко и нередко наносил обиды соседям. Заметьте, не справедливо и честно сражался, а именно «наносил обиды», смысл вполне понятен.
С годами, утратив здоровье и запал, царь решил отойти от ратных дел и тут уже соседи (воспользовавшись положением) решили начать мстить.

Но под старость захотел Отдохнуть от ратных дел И покой себе устроить. Тут соседи беспокоить Стали старого царя,

Страшный вред ему творя.

Говоря о характеристике Дадона, начнем с того, что изначально Пушкин представляет его как героя, не заслуживающего сопереживания читателя.

Казалось бы, что в этом такого? Дадон не был хорошим человеком и правителем, какая читателю разница? Дело в том, что одной из любопытнейших особенностей этой сказки является определение истинных злодеев и жертв истории, понимание того, были ли в ней вообще положительные персонажи или каждая из сторон была «хороша на свой лад».

Если мы говорим о последнем, то встает закономерный вопрос — почему Пушкин так поступил, зачем ушел от классической сказочной схемы со злодеями и героями, были ли на то какие-то причины? Об этом позже, а пока определим значение имени царя.

Толковый словарь Даля сообщает нам, что Дадон- это неуклюжий, нескладный и несуразный человек. Так в русских сказках не единожды называют неловких и несообразительных людей. Считается, что это имя произошло от имени Додон и заимствовано из очень популярной в старину «Повести о Бове Королевиче», где фигурирует король Дадон (Додон).

Бова Королевич — герой русского фольклора, богатырской повести, а также многочисленных лубочных произведений ХVI века. «Повесть о Бове Королевиче» является аналогом средневекового французского романа о подвигах рыцаря Бово д’Антона. Из всех рыцарских и авантюрных произведений, бытовавших на Руси в допетровское время, повесть о Бове пользовалась наибольшим успехом.

Для читателя «Сказки о золотом петушке» эта повесть представляет немалый интерес.

Например, мы встречаем в ней персонажа с именем Гвидон (которое хорошо знакомо нам по пушкинской «Сказке о царе Салтане») и непосредственно Дадона. Есть в этой повести и герой с именем Салтан Салтанович.

Ясно, что Пушкин очень интересовался данным произведением и наверняка имена многих своих героев позаимствовал именно там.

Главный герой Бова становится жертвой коварства своей матери и отчима (того самого злого короля Дадона) и вынужден бороться за выживание и власть в собственном королевстве.

Спасаясь от преследователей, Бова (юноша необыкновенной красоты) пускается в опасное путешествие, полное интересных приключений.

В этой повести присутствуют некоторые мотивы, роднящие ее с древнейшими образчиками кельтского фольклора и древнегреческой литературы, что также весьма любопытно, на мой взгляд. Вообще, «Повесть о Бове Королевиче» заслуживает отдельного разбора, так что вернемся пока к «Сказке о золотом петушке».

Итак, оказавшись перед лицом многочисленных врагов, Дадон был вынужден искать как можно более эффективный способ защиты от нападений и проблема заключалась именно в том, чтобы заранее узнавать о том, откуда враг нападет.

Чтоб концы своих владений Охранять от нападений, Должен был он содержать Многочисленную рать. Воеводы не дремали, Но никак не успевали. Ждут, бывало, с юга, глядь, — Ан с востока лезет рать! Справят здесь, — лихие гости Идут от моря… Со злости Инда плакал царь Дадон, Инда забывал и сон.

Что и жизнь в такой тревоге! Вот он с просьбой о помоге Обратился к мудрецу,

Звездочёту и скопцу.

Этот самый «мудрец, звездочет и скопец» и станет вторым главным героем сказки, который заключит с Дадоном своего рода договор. Что мы можем сказать об этом герое из представленной информации? С «мудрецом» все понятно.

А что означает «звездочет»? В рамках сказочной истории (и не только) это некто близкий к алхимику, магу и волшебнику. Слово «скопец» в характеристике героя дает нам повод думать о том, что это был подлинно преданный своему делу человек, пожертвовавший обычной жизнью ради иных целей и идеалов.

Кроме того, информация о том, что данный герой был скопцом станет для нас весьма немаловажной в финале сказки.

И вот Дадон с мудрецом заключают договор — волшебный золотой петушок в обмен на любое желание мудреца, которое Дадон обязуется выполнить. Соглашение несколько странное. Видимо, Дадон оказался в действительно непростой ситуации, раз пообещал в обмен на петушка мудрецу буквально что угодно. Ведь старик мог бы попросить и жизнь Дадона, и все его царство.

Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка Золотого петушка.

“Посади ты эту, птицу, — Молвил он царю,- на спицу; Петушок мой золотой Будет верный сторож твой: Коль кругом всё будет мирно, Так сидеть он будет смирно; Но лишь чуть со стороны Ожидать тебе войны, Иль набега силы бранной, Иль другой беды незваной Вмиг тогда мой петушок Приподымет гребешок, Закричит и встрепенётся И в то место обернётся”. Царь скопца благодарит, Горы золота сулит. “За такое одолженье, — Говорит он в восхищенье, — Волю первую твою

Я исполню, как мою”.

Золотой петушок.

Что же это за золотой петушок и почему именно он? Что символизирует петух в принципе и в этой сказке конкретно?
Наверное, самый известное символическое значение, связанное с ним — огонь.

Красивая птица с разноцветным хвостом, способная издавать громкие оглушающие крики и обладающая агрессивным нравом — вот, что все знают о петухах.

В нашей сказке петушок не простой, а золотой, что только придает ему значимости и установлен он именно на крыше, что соответствует древней традиции средневековья на шпилях домов и церквей устанавливать флюгера в виде петухов (как символ готовности встретить утреннюю зарю).

Петушок высоко сидит, далеко глядит и видит, откуда на царство Дадона нападут враги. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в данной сказке золотой петушок символизирует существо дальновидное, способное проницать правду и провозглашать справедливость (что он и сделает в финале).

Золотой петушок начинает служить Дадону, давая тому возможность «царствовать лежа на боку».

Петушок с высокой спицы Стал стеречь его границы. Чуть опасность где видна, Верный сторож как со сна Шевельнётся, встрепенётся, К той сторонке обернётся И кричит: “Кири-ку-ку. Царствуй, лёжа на боку!” И соседи присмирели, Воевать уже не смели: Таковой им царь Дадон

Дал отпор со всех сторон!

Но однажды петушок отдает указание, которое обернется катастрофой для Дадона и многих других героев сказки. Из-за золотого петушка Дадон отправляет своего старшего сына воевать на восток. Проходит восемь дней, а от сына нет вестей.

По повторному указанию петушка Дадон отправляет на выручку старшему сыну младшего и через восемь дней история повторяется. Сыновья пропали без вести.

Интересно отметить, что речь идет именно о восьми днях в обоих случаях, а не о трех или семи, что было бы логичнее и традиционнее для сказки.

Итак, после третьей тревоги, поднятой петушком, Дадон сам отправляется воевать. И спустя очередные восемь дней царь набредает на странное место, чем-то схожее с островом из «Сказки о царе Салтане».

Войска идут день и ночь; Им становится невмочь. Ни побоища, ни стана, Ни надгробного кургана Не встречает царь Дадон. “Что за чудо?” — мыслит он. Вот осьмой уж день проходит, Войско в горы царь приводит И промеж высоких гор Видит шёлковый шатёр. Всё в безмолвии чудесном Вкруг шатра; в ущелье тесном

Рать побитая лежит.

Что же мы видим? Нет следов сражений, побоища, надгробных курганов, но узрев на своем пути таинственный шелковый шатер, Дадон видит побитую рать и трупы обоих своих сыновей.

Момент со смертью сыновей Дадона один из самых любопытных в этой сказке. Нам сообщается, что они лежали без шлемов и без лат, и пронзили мечем друг друга. Т.е. братья, по-видимому, не собирались сражаться, а под воздействием магических чар «добровольно» убили друг друга.

Царь Дадон к шатру спешит… Что за страшная картина! Перед ним его два сына Без шеломов и без лат Оба мёртвые лежат,

Меч вонзивши друг во друга.

В этот момент на сцене появляется самая загадочная героиня сказки– Шамаханская царица.

Продолжение читайте во II части.

История произошла: 29 августа 2017 г.

Источник: https://www.livelib.ru/story/22230-skazka-o-zolotom-petushke-aleksandr-pushkin

Ссылка на основную публикацию