«каменный гость». а.с. пушкин (краткое содержание трагедии)

Каменный гость

У ворот Мадрита сидят Дон Гуан и его слуга Лепорелло. Они собираются дождаться здесь ночи, чтобы под ее покровом войти в город. Беспечный Дон Гуан считает, что его не узнают в городе, но трезвый Лепорелло настроен саркастически по этому поводу. Впрочем, никакая опасность не может остановить Дон Гуана.

Он уверен, что король, узнав о его самовольном возвращении из изгнания, не казнит его, что король отправил его в ссылку, чтобы спасти от мести семьи убитого им дворянина. Но долго находиться в изгнании он не в силах, более же всего он недоволен тамошними женщинами, которые кажутся ему восковыми куклами.

Оглядываясь, Дон Гуан узнает местность. Это Антоньев монастырь, где он встречался со своей возлюбленной Инезой, у которой оказался ревнивый муж. Поэтически вдохновенно описывает Дон Гуан ее черты и печальный взор. Лепорелло успокаивает его тем, что у Дон Гуана были и будут ещё возлюбленные.

Его интересует, кого на этот раз его хозяин будет разыскивать в Мадрите. Дон Гуан намерен искать Лауру.

Пока Дон Гуан мечтает, появляется монах, который, видя посетителей, интересуется, не люди ли они Доны Анны, которая должна вот-вот приехать сюда на могилу своего мужа, командора де Сольва, убитого на поединке «бессовестным, безбожным Дон Гуа-ном», как называет его монах, не подозревая, что говорит с самим Дон Гуаном.

Он рассказывает, что вдова воздвигла памятник мужу и каждый день приезжает молиться за упокой его души. Дон Гуану кажется такое поведение вдовы странным, и он интересуется, хороша ли она. Он просит разрешения поговорить с нею, но монах отвечает, что Дона Анна не разговаривает с мужчинами.

И в это время появляется Дона Анна, Монах отпирает решётку, и она проходит, так что Дон Гуан не успевает рассмотреть ее, но его воображение, которое, по словам Лепорелло, «проворней живописца», способно нарисовать ее портрет. Дон Гуан решает познакомиться с Доной Анной, Лепорелло стыдит его за кощунство. За разговорами смеркается, и господин со слугой входят в Мадрит.

Продолжение после рекламы:

В комнате Лауры ужинают гости и восхищаются ее талантом и вдохновенной актёрской игрой. Они просят Лауру спеть. Даже угрюмый Карлос, кажется, тронут ее пением, но, узнав, что слова этой песни написал Дон Гуан, который был любовником Лауры, Дон Карлос называет его безбожником и мерзавцем.

Разгневанная Лаура кричит, что сейчас велит своим слугам зарезать Карлоса, хоть тот испанский гранд. Бесстрашный Дон Карлос готов, но гости успокаивают их. Лаура считает, что причина грубой выходки Карлоса в том, что Дон Гуан на честном поединке убил родного брата Дон Карлоса. Дон Карлос признается, что был неправ, и они мирятся.

Спев по общей просьбе ещё одну песню, Лаура прощается с гостями, но просит Дон Карлоса остаться. Она говорит, что своим темпераментом он напомнил ей Дон Гуана. Лаура и Дон Карлос беседуют, и в это время раздаётся стук и кто-то зовёт Лауру. Лаура отпирает, и входит Дон Гуан. Карлос, услышав это имя, называет себя и требует немедленного поединка.

Несмотря на протесты Лауры, гранды сражаются, и Дон Гуан убивает Дон Карлоса. Лаура в смятении, но, узнав, что Дон Гуан только что тайком вернулся в Мадрит и сразу бросился к ней, смягчается.

Убив Дон Карлоса, Дон Гуан в монашеском облике скрывается в Антоньев монастырь и, стоя у памятника командора, благодарит судьбу, что она таким образом подарила ему возможность каждый день видеть прелестную Дону Анну. Он намерен сегодня заговорить с ней и надеется на то, что ему удастся привлечь ее внимание.

Глядя на статую командора, Дон Гуан иронизирует, что здесь убитый представлен исполином, хотя в жизни был тщедушен. Входит Дона Анна и замечает монаха.

Она просит прощения, что помешала ему молиться, на что монах отвечает, что это он виноват перед нею, ибо мешает ее печали «вольно изливаться»; он восхищается ее красотой и ангельской кротостью.

Такие речи удивляют и смущают Дону Анну, а монах неожиданно признается, что под этим платьем скрывается дворянин Диего де Кальвада, жертва несчастной страсти к ней.

Пылкими речами Дон Гуан уговаривает Дону Анну не гнать его, и смущённая Дона Анна предлагает ему на следующий день прийти к ней домой при условии, что он будет скромен. Дона Анна уходит, а Дон Гуан требует, чтобы Лепорелло пригласил на завтрашнее свидание статую командора. Робкому Лепорелло кажется, что статуя кивает в ответ на это кощунственное предложение. Дон Гуан сам повторяет своё приглашение, и статуя опять кивает. Поражённые Дон Гуан и Лепорелло уходят.

Дона Анна в своём доме беседует с Доном Диего. Она признается, что Дон Альвар не был ее избранником, что к этому браку ее принудила мать. Дон Диего завидует командору, которому в обмен на пустые богатства досталось истинное блаженство. Такие речи смущают Дону Анну.

Укором ей служит мысль о покойном муже, который никогда не принял бы у себя влюблённой дамы, окажись он вдовцом. Дон Диего просит ее не терзать ему сердце вечными напоминаниями о муже, хотя он и заслуживает казни.

Дона Анна интересуется, в чем именно провинился перед ней Дон Диего, и в ответ на ее настойчивые просьбы Дон Гуан открывает ей своё подлинное имя, имя убийцы ее мужа. Дона Анна поражена и под влиянием случившегося лишается чувств. Придя в себя, она гонит Дон Гуана.

Дон Гуан соглашается, что молва не напрасно рисует его злодеем, но уверяет, что переродился, испытав любовь к ней. В залог прощанья перед разлукой он просит подарить ему холодный мирный поцелуй. Дона Анна целует его, и Дон Гуан выходит, но тут же вбегает обратно.

Следом за ним входит статуя командора, явившегося на зов. Командор обвиняет Дон Гуана в трусости, но тот смело протягивает руку для рукопожатия каменному изваянию, от которого гибнет с именем Доны Анны на устах.

Источник: https://briefly.ru/pushkin/kamenny_gost/

Краткое содержание Пушкин Каменный гость для читательского дневника

Это произведение является третьей маленькой трагедией, его действие представлено в четырёх сценах.

Первая сцена начинается с того, что в Мадрид приезжает Дон Гуан, вместе со своим слугой Лепорелло. Незадолго до этого Гуана изгнали из Мадрида за дуэлянство, и поэтому сейчас он тайно собирается посетить свою знакомую Лауру.

Но по пути Гуан останавливается у старого монастыря, где его встречает инок. Инок рассказывает ему, что скоро на кладбище должна приехать Донна Анна де Сольва, для того чтобы оплакивать своего умершего мужа.  Гуан осознаёт, что это именно он, когда убил на поединке мужа Анны.

У него возникает великолепная идея соблазнить эту чудесную женщину.

Во второй сцене, в квартире Лауры проходит званый ужин. В разговоре она случайно упоминает имя Гуана. Один из гостей затевает ссору, ведь когда-то наш главный герой убил его брата на дуэли.

Ссору удаётся прекратить, ведь Гуана уже давно изгнали из города, все успокаиваются. Вскоре вечером приезжает и сам Гуан. Карлос, ещё недавно затеявший ссору, вновь рвётся в бой, но Гуан спокойно его убивает.

Лаура переживает, что нужно бы убрать труп, но Гуан предлагает ей избавиться от него утром.

Третья сцена начинается с того, что Гуан в целях безопасности решает остаться в монастыре. В это время Гуан наблюдает за каждый день приезжающей на могилу Анной. В скорее он решается к ней подойти, много врёт, очаровывает и наконец, всё таки соблазняет.

Анна назначает Гуану встречу, но только для разговора. Гуан на радостях рассказывает обо всём Лепорелло. Но в этот момент статуя убитого мужа Анны начинает двигаться. Гуан с насмешкой говорит, чтобы статуя по присутствовала на завтрашнем свидании.

В ответ следует кивок, но главный герой не придаёт этому значения.

Финальная сцена проходит в доме Донны Анны. Анна рассказывает Гуану, что тогда давно вышла замуж не по любви, а из-за того что её будущий супруг был очень богат, а сейчас Анну мучает совесть.

Гуан всячески утешает Анну, и в надежде на то, что сможет склонить её к страсти, рассказывает историю о том, как убил её мужа. Анна в растерянности и практически в обмороке, Гуан продолжает её утешать. Но тут в доме появляется статуя её покойного мужа.

Оживший покойник разговаривает с Гуаном, а потом утаскивает в ад.

Это произведение учит читателя задумываться о последствиях своих поступков, быть честным и праведным. Главная мысль этого произведения в том, что все беды и объяснения жизни всегда нужно искать в нас самих.

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/pushkin/kamennyj-gost

«Каменный гость». А.С. Пушкин (краткое содержание трагедии)

Сцена первая

Дон Гуан и его слуга Лепорелло пришли в Мадрид. Пушкин не указывает, где конкретно происходит эта сцена, но, похоже, что это таверна, расположившаяся за городскими воротами. Дон Гуан представляет себя на улицах Мадрида и спрашивает у Лепорелло, если он закроет усы плащом, а брови шляпой, смогут ли его узнать?

Лепорелло – бойкий малый, не упускает случая, чтобы лишний раз не надерзить хозяину. Он отвечает, что узнать Дон Гуана может любой:

Дон Гуан замечает, что лишь бы король не узнал его. А впрочем, он никого не боится. Король его выслал из Мадрида только для того, чтобы его не достали родственники убитого доном Гуаном командора. Судя по всему, Дон Гуан был сослан куда-то на север, где большинство женщин – блондинки, к которым, Пушкин, почему-то относится негативно.

Похожее определение светловолосых представительниц слабого пола читатель встречает в описании Ольги из «Евгения Онегина». Дон Гуан вспоминает женщин, с которыми он проводил время в ссылке.

Лепорелло спрашивает, к кому Дон Гуан собирается отправиться в Мадриде. И тот с восторгом отвечает, что к Лауре.

В таверну входит монах. Он говорит о том, что сюда должна приехать донна Анна, супруга Командора. Она воздвигла командору памятник и каждый день приезжает сюда, чтобы почтить его память и помолиться за упокой души.

Вскоре сюда же приехала сама Дона Анна, и монах уходит вместе с нею. Дон Гуан заинтересовался вдовой и решил познакомиться с ней поближе. Лепорелло осуждает своего хозяина.

Сцена вторая

Действие происходит в комнате Лауры. У нее собрались гости. Лаура поет для них. Гости выражают восхищение ее пением. Один из гостей поинтересовался, кто автор стихов, которые она пела.

Она отвечает, что это сочинил ее ветреный любовник Дон Гуан. Дон Карлос, оказавшийся братом командора, оскорбляет Дона Гуана и Лауру. Женщина грозится позвать своих слуг, которые сумеют поставить наглеца на место.

Гости примиряют поссорившихся. Дон Карлос просит у Лауры прощения.

Лаура на прощание поет еще одну песню и объявляет, что вечер закончился, и гостям пора уходить. Все встают, прощаются, а Лаура просит остаться Дона Карлоса.

Дон Карлос осуждает Лауру за ее легкомысленный образ жизни. По просьбе Лауры он открывает балкон, женщина восхищается ночным воздухом напоенным ароматом лимонов и лавра. В этот момент раздается стук в дверь.

В комнату входит Дон Гуан. Лаура радостно кидается ему на шею.

Узнав, что к Лауре пришел убийца брата, Дон Карлос встает в позу. Дон Гуан предлагает отложить поединок до утра, но возбужденный Дон Карлос настаивает на своем. Они бьются прямо в комнате Лауры. Дон Гуан наносит смертельный удар, Дон Карлос падает.

Лаура возмущена и напугана. Но Дон Гуан жаждет нежности. Он обещает Лауре, что вынесет тело из дома под утро, и оставит его на перекрестке.

Сцена третья

Дон Гуан поджидает Дону Анну возле памятника Командора. После убийства Дона Карлоса прошло несколько дней. Он вместе со своим слугой поселился в таверне за городом, и больше в город не входил.

Из монолога Дона Гуана становится известно, что он уже не первый день наблюдает за женой Командора, но сегодня решился заговорить с ней. Дона Анна приняла его за монаха. Но Дон Гуан признался, что он – не монах, а «жертва страсти безнадежной».

Опытный обольститель расставил хитрые сети перед бедной женщиной, и она не устояла, назначила ему свидание в своем доме.

Дон Гуан назвался ей Диего де Кальвадо. Дона Анна попрощалась с ним и ушла. К Дону Гуану подошел Лепорелло, и тот делится со слугой своей радостью. Но это не радость влюбленного, а радость победителя. Он просит Лепорелло позвать Статую Командора к дому Доны Анны.

Лепорелло страшно, но под еще большим страхом получить оплеуху он все-таки передает просьбу Дона Гуана Статуе. В ответ Статуя кивает головой. Лепорелло вскрикивает и говорит Дону Гуану о том, что статуя кланяется.

Дон Гуан не поверил, и повторил свою просьбу, на что статуя кивнула головой и Дон Гуану.

Сцена четвертая

Последняя сцена происходит в комнате Доны Анны. Дон Гуан выражает восхищение Доной Анной. Дона Анна признается, что вышла замуж не по любви, а по настоянию матери, чтобы поправить бедственное положение семьи. Донна Анна осуждает себя за то, что приняла Дона Гуана. Дон Гуан признается, что никогда и никого не любил так, как любит ее, говорит о том, кто он на самом деле.

И в тот момент, когда между Доной Анной и Доном Гуаном происходит объяснение, в комнату входит статуя Командора. Статуя пожимает Дону Гуану руку, и тот умирает.

Таково краткое содержание «Каменного гостя». Белинский считал трагедию одним из лучших произведений Пушкина. И она стоит того, чтобы прочесть ее полностью.

Источник: https://PoetPushkin.ru/pesy/malenkie-tragedii/kamennyj-gost-kratkoe-soderzhanie.html

Краткое содержание Каменный гость Пушкина

Главный герой произведения – Дон Гуан. В начале пьесы он со слугой ждет, когда стемнеет, чтобы зайти в город. Он считает, что в темноте его никто не признает.

Оказывается, что Дона выгнали из страны за то, что он убил дворянина. Главный герой уверен, что на самом деле король хотел спасти его от мести родственников человека, которого он убил.

Поэтому король не станет казнить главного героя. Дону не нравятся заграничные женщины.

Мужчины заходят в город. Гуан все узнает. Его воспоминания связаны с этими местами. Раньше у него была любовница, но её муж был очень ревнивым человеком. Дон очень хорошо помнит, как она выглядела. Но сейчас главный герой хочет разыскать другую девушку (Лауру). Приходит монах. Он ждет людей одной госпожи (Анны), которая скоро появится.

Она посетит могилу мужа, которого убил главный герой. Женщина каждый день приходит сюда молиться. Гуан считает, что женщина странно себя ведет. Он хочет пообщаться с ней, но оказывается, что она не общается с мужчинами. Анна приходит, но главный герой не видит её лица. Молодой человек хочет познакомиться с дамой, но уже поздно.

Читайте также:  "сказка о рыбаке и рыбке" пушкина: главные герои и их характеристики

Мужчины уходят.

К Лауре пришли гости. Они хвалят её. Девушка очень красиво поет. Но слова к той песне написал главный герой. Среди гостей есть брат дворянина, которого убил Гуан. Этот брат ненавидит убийцу и обзывает его, Лаура злится, но позже гость мирится с хозяйкой. Вскоре появляется главный герой. Молодые люди дерутся. Поединок длится не долго. Главный герой побеждает.

Молодой человек идет в монастырь. Он хочет поговорить с вдовой Анной. Она поставила памятник своему мужу, Гуан разговаривает с ним. Приходит вдова, Она извиняется перед молодым человеком, думая, что отвлекла его.

Анна очень красива. Главный герой представляется дворянином и признается вдове в любви. Она приглашает его в гости. Гуан зовет памятник покойному мужу Анны пойти с ним. Статуя кивает.

Молодой человек и слуга не могут поверить своим глазам.

Мы узнаем, что Анну женили против её воли. Гуан открывает Анне свое настоящее имя. Анна падает в обморок, а когда приходит в себя, она выгоняет гостя. Но тот просит поцеловать его на прощание. На улице Гуана ждет статуя покойного мужа Анны. Главный герой напуган, он вбегает обратно в дом, но статуя преследует его. Статуя считает молодого человека трусом. Она жмет руку Гуана, и тот умирает.

Пьеса учит тому, что нельзя кощунственно относиться к мертвым.

Подробный пересказ Пушкин Каменный гость

Дон Гуан — наш главный герой, а также его слуга Лепорелло, находятся около входа в Мадрид. Они были в ожидании темноты, чтобы войти в город незаметно. Молодой человек был уверен, что останется незамеченным, в чем не был уверен его слуга.

Дворянин не брал во внимание возможные риски, ничто не могло встать у него на пути. Он считает, что король изгнал его только по тому, что боялся мести, если тот казнит дворянина. Мужчина думал, что попав в руки короля не будет казнен.

Молодому человеку было трудно находиться в ссылке, где ему не нравилось почти всё, в особенности местные женщины, которые приходились ему не по вкусу.

Местность кажется Дон Гуану очень знакомой. Неподалеку от него находился Антоньев монастырь, возле которого проходили тайные встречи с его любимой, замужней Девушкой Инезой. Он был вдохновлен любовью. Друг постоянно говорил ему о том, что это не последняя любовь.

Дворянин хотел отыскать Лауру, ради чего и прибыл в город. Во время его мечтаний появился монах, который принял их за людей одной местной вдовы — Донны Анны.

Незнакомец рассказал им, что она скоро появится здесь, чтобы почтить память о покойном муже, погибшем во время дуэли с Дон Гуаном. В тот момент, монах не знал с кем говорит.

Он поведал о том, что вдова построила статую-памятник мужу, который навещает ежедневно, молясь за упокой мужа. Всё это показалось дворянину очень странным, после чего он начал интересоваться тем, насколько хороша Донна Анна.

Молодой человек попросил дать ему разрешение на разговор с вдовой, но ему сказали, что у Доны Анны нет желания говорить с незнакомыми мужчинами, после чего появилась сама женщина.

Незнакомец, отперев решетку, впустил её, после чего она стремительным шагом идет мимо Дон Гуана. Дворянин не успел рассмотреть женщину, однако смог составить её портрет в своей голове.

После этого молодой человек решает познакомиться с женщиной, за что и стыдил его слуга. А тем временем стало темнеть, Дон Гуан и Лапорелло немедля вошли в город.

Тем временем дом Лауры был полон гостей, которые во время ужина постоянно нахваливали хозяйку за её актерские таланты. Все хотят услышать пение Лауры. Всех заворожил её сладкий голос.

Однако, после того, как выяснилось что её любовник, Дон Гуан, сам написал эту песню, начался скандал. Хозяйка была разгневана таким поведением, из-за чего пригрозила своими слугами.

Мужчина был бесстрашным и был готов к этому, но окружающие всячески пытались остудить их пыл. Женщина была убеждена, что причиной скандала является та самая дуэль

Скандал утих, мужчина осознал вину, после чего хозяйка спела ещё раз. Далее она проводила гостей, но попросила мужчину остаться.

Лаура сказала о том, что Дон Карлос своими некоторыми чертами очень похож на её любовника, после чего они присели в комнате и начали мило беседовать. В дверь постучали. Лаура открыла дверь, затем вошел Дон Гуан.

Переполошившийся Дон Карлос потребовал поединка. Лаура была против и настаивала на их примирении

В ходе дуэли Дон Карлос получил смертельную рану и трагически погиб. У Лауры это вызвало потрясение, но она смягчилась, узнав о незаконном прибытии Дон Гуана ради неё

После дуэли, Дон Гуан надел рясу монаха и направился прямиком в монастырь, где надеялся увидеть засевшую в его голове Дону Анну. Он, ожидая её у памятника, намеревался начать разговор и привлечь внимание дамы.

Вдова вошла и сразу же заметила монаха, после чего извинилась за то, что отвлекла его от молитвы. Но он сам попросил прощения за то, что помешал ей оплакивать своего покойного супруга. Молодой человек был восхищен её красотой.

Монах удивил даму своими пылкими речами, после чего признался в том, что он Диего де Кальвада.      Своей харизмой он сумел заставить молодую вдову остаться. После разговора женщина пригласила мужчину к себе, но при том условии, что тот будет вести себя скромно.

С насмешкой и радостью, Дон Гуан сказал другу, чтобы он позвал статую на свидание, а затем лично пригласил его. Статуя, будто бы кивнула в ответ на их приглашение

Далее, в доме вдовы, у них произошел интересный разговор с молодым человеком. В нем Дона Анна призналась в том, что мать заставила её выйти замуж за Дон Альвара, что она любила его.

Мужчина позавидовал тому, что покойный командор, смог обменять свои богатства на эту, чистую красоту и блаженство. Женщина была смущена, её не покидала мысль о том, что её муж, став вдовцом, никогда бы не принял у себя влюбленную даму.

Дон Гуан не скрывал своего чувства вины перед женщиной. Вдова спросила, в чем же вина молодого человека перед ней.  Он признается, что он является убийцей её покойного мужа, открыв вдове своё настоящее имя.

Дона Анна потеряла сознание, а очнувшись, начала выгонять мужчину из своего дома. Дон Гуан признавал свою вину, однако уверял женщину в том, что его любовь к ней позволила ему стать другим человеком.

На прощанье Дон Гуан попросил мирный поцелуй Доны Анны, после чего вышел. Однако, после этого, он обратно влетел в её дом, а вместе с ним и статуя командора, которая стала обвинять его в трусости. Мужчина попытался пожать руку статуе, но незамедлительно погиб, произнеся имя вдовы напоследок.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Лесные домишки БианкиУбегая от Сокола Береговушка заблудилась и не знала, где ей переночевать. Зуёк пригласил её переночевать.
  • ПогодинТворческая деятельность детского писателя была полна всевозможными переменами. Любовь к литературе у Погодина началась с 5-летнего возраста. Именно тогда им впервые была прочитана книга Сервантеса о Дон Кихоте
  • Краткое содержание Пруст Под сенью девушек в цветуКнига рассказывает о жизни французской буржуазии. Главный герой – Марсель в будущем хочет заниматься литературой. Мальчик болен астмой, его лечит доктор Котар. Который представляет Марселя семье Сван
  • Краткое содержание Оруженосец Кашка КрапивинГлавный персонаж повествования мальчик Володя вот уже какое-то время проводит время в летнем лагере. Отдых его насыщен приятными событиями и общением со сверстниками, среди которых полный приключений рыцарский турнир и беседы с вожатыми
  • Краткое содержание Некрасов Мороз, Красный носВ крестьянской избушке беда: умер глава семьи Прокл Севастьяныч. Мать нашла гроб для своего ребёнка, старик-отец отправился рыть могилу в промёрзшей земле. Дарья, супруга покойного, готовит саван.

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/pushkin/kamennyj-gost

«Каменный гость», краткое содержание по сценам пьесы Пушкина

У ворот Мадрита испанский гранд Дон Гуан беседует со своим слугою Лепорелло. Дон Гуан был изгнан королём из Мадрита в ссылку, потому что ему угрожала семья убитого на дуэли, а король хотел оградить своего любимца.

Но Дон Гуан самовольно вернулся из ссылки, так как в ссылке ему было скучно.

Особенно огорчали его женщины, которые ему сначала нравились голубыми глазами, белизною, скромностью и новизною, но потом он понял, что «в них жизни нет», они подобны куклам.

Проходя мимо Антоньева монастыря, Лепорелло вспоминает, как его хозяин ездил сюда к женщине, а он ожидал его в роще, держа лошадей. Дон Гуан ухаживал за Инезой три месяца, прежде чем смог её покорить.

Инеза не была красавицей: взор печальный, губы помертвелые, голос тихий и слабый, как у больной. Но она поразила Дон Гуана своими глазами. Он не знал, что у Инезы был муж – суровый негодяй, убивший её.

Дон Гуан старается забыть эту историю и собирается прямиком бежать к другой своей возлюбленной – Лауре.

Входит монах и, не зная Дон Гуана, объясняет ему, что сейчас должна приехать Дона Анна на могилу мужа, которого убил бессовестный развратный Дон Гуан, за что был сослан в ссылку. Вдова заказала убитому памятник и каждый день приезжает молиться за упокой его души и плакать.

Монах признаётся, что Дона Анна хороша собой и не разговаривает с мужчинами, кроме монахов. Дон Гуан заинтересовался и, увидев завёрнутую в чёрное покрывало вдову, захотел с ней познакомиться. Лепорелло упрекает Дона Гуана в бессовестности по отношению к вдове.

Слуга сравнивает господина, пробирающегося во мраке в Мадрит на свидание, с вором, который ждёт ночи.

Сцена 2

Гости актрисы Лауры за ужином хвалят её игру, называя её сильной, совершенной, искусной. Лаура тоже довольна своей вдохновенной, идущей от сердца игрой. По просьбе гостей Лаура поёт песню, сочинённую верным другом и ветреным любовником Дон Гуаном.

Угрюмый Дон Карлос называет Дон Гуана безбожником и мерзавцем, а Лауру дурой. Лаура сначала грозится позвать слуг, которые зарежут Дон Карлоса, а потом прощает его, помня, что Дон Гуан убил на дуэли его родного брата.

На прощанье Лаура поёт, а когда гости расходятся, просит остаться Дон Карлоса, потому что порывистостью он напомнил ей Дон Гуана, которого она любила.

Дон Карлос спрашивает восемнадцатилетнюю Лауру о её дальнейшей судьбе: что будет лет через 5-6, когда она постареет? Лаура предпочитает не думать об этом, а наслаждаться прекрасной южной ночью, ведь что за дело им до непогоды в Париже?

Стучится Дон Гуан, которому Лаура отпирает и бросается на шею. Дон Карлос хочет биться с ним, не теряя ни минуты. Во время поединка Дон Гуан убивает Дон Карлоса.

Лаура называет Дон Гуана повесой, дьяволом, проклятым, но он возражает, что Дон Карлос сам того хотел. Актриса отмечает, что её друг никогда не считает себя виноватым. Утром Дон Гуан собирается вынести тело на перекрёсток под епанчою.

Прежде чем предаться любви, Дон Гуан и Лаура выясняют, что, расставшись, оба изменяли друг другу.

Сцена 3

У памятника командора Дон Гуан размышляет о том, что после смерти Дон Карлоса он вынужден был скрыться в монастыре смиренным отшельником. Сегодня он хочет впервые заговорить с Доной Анной.

Глядя на памятник, он вспоминает поединок с командором, который был «мал ростом и тщедушен», в отличие от своей величественной статуи, но горд, смел и суров духом. Входит Дона Анна и просит помолиться с нею «святого отца».

Но Дон Гуан утверждает, что не достоин повторять за Доной Анной её молитвы, признаётся ей, что любуется ею, когда она молится, и завидует тому, «чей хладный мрамор согрет её дыханием небесным».

Дон Гуан открывает свою страсть, смущает Дону Анну словами о любви: он желал бы сейчас же умереть и быть похороненным здесь же, чтобы Дона Анна касалась его могилы.

В безумстве своём он хотел бы петь под окнами серенады, попадаться Доне Анне на глаза и тронуть её сердце своей любовью. Дон Гуан сообщает, что любит Дону Анну и только с этих пор понял, каково настоящее счастье.

Он просит о свидании, и Дона Анна соглашается принять его завтра. Дон Гуан скрывает своё имя и представляется именем Диего де Кальвадо.

Хозяин сообщает радостную новость слуге. Но Лепорелло осуждает вдову и сомневается, что командор был бы спокоен, узнав о свидании.

Дон Гуан шутит, что командор «присмирел с тех пор, как умер», и велит Лепорелло пригласить командора завтра к Доне Анне и предложить ему стать у двери на часах. Лепорелло со страхом выполняет приказ, и статуя кивает ему.

Дон Гуан, не поверив трусливому Лепорелло, сам идёт звать командора, и статуя тоже отвечает ему кивком. Дон Гуан пугается и уходит.

Сцена 4

Дон Гуан беседует с Доной Анной, которая всё ещё помнит свою потерю и невесела. Она рассказывает, что вышла замуж не по избранию сердца, а по велению матери, потому что жених был богат, а её семья бедна.

Читайте также:  Поэма пушкина "бахчисарайский фонтан" (читать)

Дон Гуан завидует её мужу Дону Альваро и сетует, что раньше не встретил Дону Анну и не дал ей своё богатство и титул. Он хотел бы изучать и предупреждать её прихоти.

Дона Анна возражает, что должна быть верна и гробу мужа, который не стал бы принимать влюблённую женщину после смерти жены.

Дон Гуан признаётся, что виновен перед Доной Анной, чей единственный враг – убийца мужа, и после долгих уговоров открывает ей своё истинное имя. Но он не раскаивается в своём поступке и признаётся ей в своей любви.

Доне Анне становится дурно, а придя в себя, она обвиняет Дон Гуана в том, что он хитрый искуситель, безбожный развратитель и сущий демон, хотя и красноречив. Дон Гуан готов выполнить любое приказанье Доны Анны, потому что до неё никого не любил, и за сладкий миг свиданья он готов отдать жизнь.

Дона Анна боится стать новой жертвой Дон Гуана, но в её душе нет к нему ненависти. Прощаясь, Дон Гуан выпрашивает мирный поцелуй в залог прощенья.

За дверью Дон Гуан встречает статую командора, которая пришла на зов. Командор велит бросить Дону Анну и просит руку Дон Гуана. Пожатье каменной руки тяжело. С именем возлюбленной на устах Дон Гуан проваливается вместе со статуей.

  • «Каменный гость», анализ пьесы Пушкина
  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
  • «Евгений Онегин», краткое содержание по главам романа Пушкина
  • «Медный всадник», анализ поэмы Пушкина
  • «Няне», анализ стихотворения Александра Пушкина
  • «19 октября», анализ стихотворения Александра Пушкина
  • «Пророк», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Зимнее утро», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Анчар», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Свободы сеятель пустынный», анализ стихотворения Пушкина
  • «К морю», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Мадонна», анализ стихотворения Пушкина

По произведению: «Каменный гость(Пушкин)»

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

Источник: https://goldlit.ru/pushkin/805-kamennyi-gost-kratkoe-soderzhanie

Краткое содержание произведения «Каменный гость» Пушкина А.С. по главам (сценам)

Сцена 1

Дон Гуан и его слуга Лепорелло приезжают в Мадрид. Дона Гуана могут узнать, недругов у него больше чем достаточно, но Дон Гуан заявляет, что никого в Мадриде не боится. Лепорелло напоминает, что если король узнает, что Дон Гуан самовольно возвратился из ссылки, куда был сослан за то, что в поединке убил Командора, ему не поздоровится.

Дон Гуан вспоминает о многочисленных женщинах, соблазненных и покинутых им. Рассуждает о достоинствах андалузских крестьянок по сравнению с теми светскими красавицами, которые ему встречались в ссылке — «все куклы восковые». Дон Гуан решает отправиться к Лауре, одной из своих многочисленных возлюбленных. За разговором они подходят к Антоньеву монастырю.

Появляется монах. Дон Гуан спрашивает, кого он ждет. Монах отвечает, что сюда должна приехать «на мужнину гробницу» Донна Анна, вдова командора, убитого «развратным, бессовестным, безбожным Дон Гуаном». В монастыре стоит памятник Командору. Дон Гуан интересуется «не дурна ли» вдова. Приходит Донна Анна.

Дон Гуан:

Ее совсем не видноПод этим вдовьим черным покрывалом,

Чуть узенькую пятку я заметил.

Лепорелло:

Довольно с вас. У вас воображенье
В минуту дорисует остальное;

Дон Гуан решает познакомиться с Донной Анной.Лепорелло:

Вот еще!
Куда как нужно! Мужа повалил

Да хочет поглядеть на вдовьи слезы.
Бессовестный!

Сцена 2

Комната. Ужин у Лауры.

Гости-мужчины наперебой расхваливают красоту Лауры, ее умение играть на гитаре и петь. Гости спрашивают, на чьи слова она пела песню. Она отвечает, что слова Дона Гуана. Дон Карлос, один из гостей, ругает Дона Гуана безбожником и мерзавцем, а Лауру называет дурой.

Ta грозит позвать слуг и приказать им зарезать Дона Карлоса. Тот встает и говорит «Зови!» Остальные гости мирят их, напоминают, что Дон Гуан убил в «честном», по словам самой Лауры, поединке брата Дона Карлоса. Лаура поет еще, гости прощаются и уходят.

Лаура останавливает Дона Карлоса:Ты, бешеный! останься у меня,

Ты мне понравился; ты Дон Гуана

Напомнил мне, как выбранил меня…Дон Карлос спрашивает, любит ли она Дон Гуана. Ta отвечает, что любила очень сильно, но теперь любит его: «мне двух любить нельзя».

Узнав, что Лауре 18 лет, Дон Карлос спрашивает:Ты молода… и будешь молодаЕще лет пять иль шесть.

Вокруг тебяЕще лет шесть они толпиться будут,Тебя ласкать, лелеять и дарить,И серенадами ночными тешить,И за тебя друг друга убивать

На перекрестках ночью. Ho когда

Пора пройдет, когда твои глаза

Впадут и веки, сморщась, почернеют,И седина в косе твоей мелькнет,И будут называть тебя старухой,Тогда — что скажешь ты?Лаура:Тогда? ЗачемОб этом думать?..Входит Дон Гуан. Лаура кидается ему на шею. Дон Карлос требует поединка.

На предложение Дона Гуана «Я завтра весь к твоим услугам» Дон Карлос требует поединка «теперь, сейчас». Бьются, Дон Гуан убивает Дона Карлоса. Клянется в любви Лауре, целует ее.Лаура:

Постой… при мертвом!.

, что нам делать с ним?

Дон Гуан:

Оставь его: перед рассветом, рано,Я вынесу его под епанчою

И положу на перекрестке.

Дон Гуан в шутку интересуется, давно ли Лаура любит Дона Карлоса и сколько раз изменяла Дон Гуану в его отсутствие. Остается у нее на ночь.

Сцена 3

Памятник Командора.

Дон Гуан, наряженный отшельником, ждет Донну Анну. Размышляет, как лучше построить речь, с чего начать. Разглядывает памятник Командора:

Каким он здесь представлен исполином!

А сам покойник мал был и тщедушен.

Когда за Эскурьялом мы сошлись,Наткнулся мне на шпагу он и замер,Как на булавке стрекоза — а был

Он горд и смел — и дух имел суровый…

Входит Донна Анна. Дон Гуан признается Донне Анне в любви, пышно описывает свое чувство, говорит, что он не монах, представляется как Диего де Кальвадо. Донна Анна после некоторого колебания приглашает его назавтра к себе. Уходит. Дон Гуан радуется, «готов весь мир обнять», делится с Лепорелло своим успехом.Лепорелло:

А Командор? что скажет он об этом?

Дон Гуан:

Ты думаешь, он станет ревновать?Уж верно, нет; он человек разумный

И, верно, присмирел с тех пор, как умер.

Лепорелло:Нет, посмотрите на его статую.Кажется, на вас она глядитИ сердится.Дон Гуан посылает Лепорелло к статуе, чтобы тот позвал ее вечером пожаловать:Нет, не ко мне — а к Донне Анне, завтра.Прийти попозже вечером и статьУ двери на часах.Лепорелло идет, но пугается, так как статуя кивает в знак согласия головой. Дон Гуан сам приглашает статую, та снова кивает. Уходят.

Сцена 4

Комната Донны Анны.

Дон Гуан снова красноречиво клянется в любви Донне Анне. Донна Анна говорит, что Дон Альвар (покойный муж) был выбран не ею —… мать мояВелела мне дать руку Дон Альвару,Мы были бедны, Дон Альвар богат.Дон Гуан кается, что страшно виноват перед ней, Донна Анна требует, чтобы тот сказал, в чем именно.

И как меня могли вы оскорбить?Я вас не знала — у меня враговИ нет и не было. Убийца мужаОдин и есть.
Дон Гуан спрашивает, что Донна Анна сделала бы, встреть она Дона Гуана. Ta отвечает:Тогда бы я злодеюКинжал вонзила в сердце.

Дон Гуан достает кинжал, дает Донне Анне и говорит, что он на Диего, а Дон Гуан:

Я убилСупруга твоего; и не жалею

О том — и нет раскаянья во мне.

He правда ли, он (Дон Гуан) был описан вам

Злодеем, извергом. — О Донна Анна, —
Молва, быть может, не совсем неправа,
На совести усталой много зла,
Быть может, тяготеет. Так разврата
Я долго был покорный ученик,
Ho с той поры, как вас увидел я,
Мне кажется, я весь переродился.
Вас полюбя, люблю я добродетель
И в первый раз смиренно перед ней

Дрожащие колена преклоняю.Донна Анна не верит Дону Гуану, зная, что он «красноречив», «хитрый искуситель», «безбожный развратитель», «сущий демон», спрашивает, сколько «бедных» женщин он погубил.Дон Гуан:

Ни одной доныне
Из них я не любил.

Донна Анна:

Ах, если б вас могла я ненавидеть!

Дон Гуан прощается, договаривается назавтра о новом свидании, а на прощание просит один поцелуй — «один, холодный, мирный». Донна Анна целует его. Раздается стук в дверь. Входит статуя Командора:

Я на зов явился.

Все кончено. Дрожишь ты, Дон Гуан?

Дон Гуан:

Я? нет. Я звал тебя и рад, что вижу.

Статуя:

Дай руку.

Дон Гуан дает Статуе руку, та сжимает ее.

О, тяжелоПожатье каменной его десницы!Оставь меня, пусти — пусти мне руку…

Я гибну — кончено — о Донна Анна!

Статуя вместе с Доном Гуаном проваливается.

Источник: http://lit-helper.com/p_Kratkoe_soderjanie_proizvedeniya_Kamennii_gost-_Pushkina_A_S__po_glavam_scenam

Каменный гость

Вы здесь

Маленькую трагедию Каменный гость Александр Пушкин написал в 1830 году в период знаменитой «болдинской осени». Пьеса была успешно экранизирована.

Пьеса Каменный гость вошла в сборник маленьких трагедий наряду с пьесами «Скупой рыцарь», «Пир во время чумы» и «Моцарт и Сальери».

Предлагаем вашему вниманию краткое содержание маленькой трагедии Каменный гость.

У ворот Мадрита сидят Дон Гуан и его слуга Лепорелло. Они собираются дождаться здесь ночи, чтобы под ее покровом войти в город. Беспечный Дон Гуан считает, что его не узнают в городе, но трезвый Лепорелло настроен саркастически по этому поводу. Впрочем, никакая опасность не может остановить Дон Гуана.

Он уверен, что король, узнав о его самовольном возвращении из изгнания, не казнит его, что король отправил его в ссылку, чтобы спасти от мести семьи убитого им дворянина. Но долго находиться в изгнании он не в силах, более же всего он недоволен тамошними женщинами, которые кажутся ему восковыми куклами.

Оглядываясь, Дон Гуан узнает местность. Это Антоньев монастырь, где он встречался со своей возлюбленной Инезой, у которой оказался ревнивый муж. Поэтически вдохновенно описывает Дон Гуан ее черты и печальный взор. Лепорелло успокаивает его тем, что у Дон Гуана были и будут еще возлюбленные.

Его интересует, кого на этот раз его хозяин будет разыскивать в Мадрите. Дон Гуан намерен искать Лауру.

Пока Дон Гуан мечтает, появляется монах, который, видя посетителей, интересуется, не люди ли они Доны Анны, которая должна вот-вот приехать сюда на могилу своего мужа, командора де Сольва, убитого на поединке «бессовестным, безбожным Дон Гуа-ном», как называет его монах, не подозревая, что говорит с самим Дон Гуаном.

Он рассказывает, что вдова воздвигла памятник мужу и каждый день приезжает молиться за упокой его души. Дон Гуану кажется такое поведение вдовы странным, и он интересуется, хороша ли она. Он просит разрешения поговорить с нею, но монах отвечает, что Дона Анна не разговаривает с мужчинами.

И в это время появляется Дона Анна, Монах отпирает решетку, и она проходит, так что Дон Гуан не успевает рассмотреть ее, но его воображение, которое, по словам Лепорелло, «проворней живописца», способно нарисовать ее портрет. Дон Гуан решает познакомиться с Доной Анной, Лепорелло стыдит его за кощунство. За разговорами смеркается, и господин со слугой входят в Мадрит.

В комнате Лауры ужинают гости и восхищаются ее талантом и вдохновенной актерской игрой. Они просят Лауру спеть. Даже угрюмый Карлос, кажется, тронут ее пением, но, узнав, что слова этой песни написал Дон Гуан, который был любовником Лауры, Дон Карлос называет его безбожником и мерзавцем.

Разгневанная Лаура кричит, что сейчас велит своим слугам зарезать Карлоса, хоть тот испанский гранд. Бесстрашный Дон Карлос готов, но гости успокаивают их. Лаура считает, что причина грубой выходки Карлоса в том, что Дон Гуан на честном поединке убил родного брата Дон Карлоса. Дон Карлос признается, что был неправ, и они мирятся.

Спев по общей просьбе еще одну песню, Лаура прощается с гостями, но просит Дон Карлоса остаться. Она говорит, что своим темпераментом он напомнил ей Дон Гуана. Лаура и Дон Карлос беседуют, и в это время раздается стук и кто-то зовет Лауру. Лаура отпирает, и входит Дон Гуан. Карлос, услышав это имя, называет себя и требует немедленного поединка.

Несмотря на протесты Лауры, гранды сражаются, и Дон Гуан убивает Дон Карлоса. Лаура в смятении, но, узнав, что Дон Гуан только что тайком вернулся в Мадрит и сразу бросился к ней, смягчается.

Убив Дон Карлоса, Дон Гуан в монашеском облике скрывается в Антоньев монастырь и, стоя у памятника командора, благодарит судьбу, что она таким образом подарила ему возможность каждый день видеть прелестную Дону Анну. Он намерен сегодня заговорить с ней и надеется на то, что ему удастся привлечь ее внимание.

Глядя на статую командора, Дон Гуан иронизирует, что здесь убитый представлен исполином, хотя в жизни был тщедушен. Входит Дона Анна и замечает монаха.

Она просит прощения, что помешала ему молиться, на что монах отвечает, что это он виноват перед нею, ибо мешает ее печали «вольно изливаться»; он восхищается ее красотой и ангельской кротостью.

Такие речи удивляют и смущают Дону Анну, а монах неожиданно признается, что под этим платьем скрывается дворянин Диего де Кальвада, жертва несчастной страсти к ней.

Читайте также:  "бахчисарайский фонтан": краткое содержание поэмы пушкина

Пылкими речами Дон Гуан уговаривает Дону Анну не гнать его, и смущенная Дона Анна предлагает ему на следующий день прийти к ней домой при условии, что он будет скромен. Дона Анна уходит, а Дон Гуан требует, чтобы Лепорелло пригласил на завтрашнее свидание статую командора. Робкому Лепорелло кажется, что статуя кивает в ответ на это кощунственное предложение. Дон Гуан сам повторяет свое приглашение, и статуя опять кивает. Пораженные Дон Гуан и Лепорелло уходят.

Дона Анна в своем доме беседует с Доном Диего. Она признается, что Дон Альвар не был ее избранником, что к этому браку ее принудила мать. Дон Диего завидует командору, которому в обмен на пустые богатства досталось истинное блаженство. Такие речи смущают Дону Анну.

Укором ей служит мысль о покойном муже, который никогда не принял бы у себя влюбленной дамы, окажись он вдовцом. Дон Диего просит ее не терзать ему сердце вечными напоминаниями о муже, хотя он и заслуживает казни.

Дона Анна интересуется, в чем именно провинился перед ней Дон Диего, и в ответ на ее настойчивые просьбы Дон Гуан открывает ей свое подлинное имя, имя убийцы ее мужа. Дона Анна поражена и под влиянием случившегося лишается чувств. Придя в себя, она гонит Дон Гуана.

Дон Гуан соглашается, что молва не напрасно рисует его злодеем, но уверяет, что переродился, испытав любовь к ней. В залог прощанья перед разлукой он просит подарить ему холодный мирный поцелуй.

Дона Анна целует его, и Дон Гуан выходит, но тут же вбегает обратно. Следом за ним входит статуя командора, явившегося на зов. Командор обвиняет Дон Гуана в трусости, но тот смело протягивает руку для рукопожатия каменному изваянию, от которого гибнет с именем Доны Анны на устах.

Вы прочитали краткое содержание трагедии Каменный гость. Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания, чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.

Обращаем ваше внимание, что краткое содержание трагедии Каменный гость не отражает полной картины событий и характеристику персонажей. Рекомендуем вам к прочтению полную версию трагедии.

Новиков В. И., Кандахсазова Д. Р, «Все шедевры мировой литературы в кратком изложении, сюжеты и характеры, русская литература XIX века». Энциклопедическое издание.

Другие краткие содержания

Источник: https://reedcafe.ru/summary/kamennyy-gost

Краткое содержание Пушкин Каменный гость для читательского дневника

Молодой повеса и разбиватель сердец Дон Гуан со слугой Лепорелло ждёт сумерек, чтобы поникнуть в Мадрид, откуда был изгнан королем за дуэли. Сперва он намерен посетить Лауру, известную актрису.

Оказавшийся рядом монах Антоньева Монастыря рассказывает им о том, что на этом кладбище молодая вдова Донна Анна ежедневно молится за упокой души своего мужа, командора, который был убит Доном Гуаном.

Тот решил направиться к Лауре. Она тем временем развлекала гостей своей игрой и пением. Она поведала, что слова песни написал Дон Гуан, на что один из гостей, Дон Карлос, громко возмущается, ведь этот негодяй убил его брата.

Лауре все же удалось наладить мир, она остаётся наедине с Доном Карлосом. Тем временем является Дон Гуан, который убивает Дона Карлоса. Беспечная Лаура с любовью бросается к нему в объятия. После этого случая Дон Гуан, переодевшись монахом, сторожит Донну Анну.

Он пытается растопить её сердце страстными речами и ему это удаётся.

Она назначает ему встречу у себя дома и удаляется. Довольный собой молодой человек приказывает Лепорелло пригласить статую командора туда же, на свидание к его вдове. Лепорелло и Дон Гуан с ужасом видят, что статуя кивнула в ответ.

Повеса проводит время с Анной, которая соскучилась без мужского внимания. После долгих уговоров Дон Гуан сознается, что это он убил её мужа. Тем временем действительно появляется статуя командора, которого Дон Гуан так дерзко пригласил.

Он пожимает руку статуе, дабы показать свою храбрость и тут же гибнет от этого прикосновения.

Пушкин. Краткие пересказы:

Картинка Каменный гость

  • Краткое содержание Чехов Человек в футляреСобытия происходят в селе Миросницком, где на ночь у старосты Прокофьи остановились два охотника: ветеринар Иван Иваныч и гимназийный преподаватель Буркин
  • Краткое содержание Алексин Мой брат играет на кларнетеВ одном доме жили брат студент и сестра семиклассница. Брат играл на кларнете. Девочка в силу своей наивности и неопытности решила посветить свою жизнь игре старшего брата, она хотела записывать его мысли и помогать во всем.
  • Краткое содержание Алексин Безумная ЕвдокияБыла обычная семья: отец, мать и дочь. Мать лишилась рассудка из-за эгоизма своей дочери. Когда родители поженились оказалось, что у матери порок сердца и дочь вообще не должна была появиться, но произошло чудо. Дочь безумно любили и делали для нее все
  • Краткое содержание Алексин Поздний ребенокИз повести «Поздний ребенок» читатели узнают о Леньке — «мерзавце», шестнадцатилетнем пареньке, рождения которого ждали в семье много-много лет. Он понимает, что его позднее появление создает трудности престарелым родителям.
  • Чехов
  • Краткое содержание Чехов БелолобыйПроголодавшись, волчица встала, чтобы отправиться на охоту. Ее трое волчат еще крепко спали в куче, чтобы греть друг друга. Наступила весна, но ночи были еще морозными, как зимой. Мать-волчица была не крепкого здоровья

Источник: https://uchim-klass.ru/kratkie-soderzhaniya/pushkin/kamennyj-gost

Каменный гость. Маленькие трагедии. Пушкин А. С

Опубликовано 14.01.2013 07:36

Пьеса Александра Сергеевича Пушкина «Дон-Жуан, или Каменный гость» (1830) из цикла «Маленькие трагедии». Пушкин первым представил Дона Гуана — «вечного» героя комедии — действующим лицом трагедии.

Встретив Дону Анну, герой полюбил ее и в образе желанной женщины возлюбил добродетель. Однако этим он переступает роль, начертанную ему судьбой.

Дон Жуан, отрекшийся от промысла распутника и обольстителя, в пространстве трагедии обречен на гибель.

+ — Дон-Жуан, или Каменный гость. Click to collapse

  Leporello. O statua gentilissima Delgnar' Commendatore!.. …Ah, Padrone! Don Giovanni
Сцена первая  У ворот Мадрита сидят Дон Гуан и его слуга Лепорелло. Они собираются дождаться здесь ночи, чтобы под ее покровом войти в город.

Беспечный Дон Гуан считает, что его не узнают в городе, но трезвый Лепорелло настроен саркастически по этому поводу. Впрочем, никакая опасность не может остановить Дон Гуана.

Он уверен, что король, узнав о его самовольном возвращении из изгнания, не казнит его, что король отправил его в ссылку, чтобы спасти от мести семьи убитого им дворянина.           Что за беда, хоть и узнают. Только б          Не встретился мне сам король. А впрочем,          Я никого в Мадрите не боюсь.

  Но долго находиться в изгнании он не в силах, более же всего он недоволен тамошними женщинами, которые кажутся ему восковыми куклами. Дон Гуан вспоминает своих возлюбленных. “А живы будем, будут и другие”, — говорит Лепорелло. Теперь же Дон Гуан стремится к Лауре, одной из многих.  Оглядываясь, Дон Гуан узнает местность.

Это Антоньев монастырь, где он встречался со своей возлюбленной Инезой, у которой оказался ревнивый муж. Поэтически вдохновенно описывает Дон Гуан ее черты и печальный взор. Лепорелло успокаивает его тем, что у Дон Гуана были и будут еще возлюбленные. Его интересует, кого на этот раз его хозяин будет разыскивать в Мадрите.

Дон Гуан намерен искать Лауру.

Пока Дон Гуан мечтает, появляется монах, который, видя посетителей, интересуется, не люди ли они Доны Анны, которая должна вот-вот приехать сюда на могилу своего мужа, командора де Сольва, убитого на поединке «бессовестным, безбожным Дон Гуа-ном», как называет его монах, не подозревая, что говорит с самим Дон Гуаном.

Он рассказывает, что вдова воздвигла памятник мужу и каждый день приезжает молиться за упокой его души. Дон Гуану кажется такое поведение вдовы странным, и он интересуется, хороша ли она. Он просит разрешения поговорить с нею, но монах отвечает, что Дона Анна не разговаривает с мужчинами. И в это время появляется Дона Анна, Монах отпирает решетку, и она проходит, так что Дон Гуан не успевает рассмотреть ее, но его воображение, которое, по словам Лепорелло, «проворней живописца», способно нарисовать ее портрет. Дон Гуан решает познакомиться с Доной Анной, Лепорелло стыдит его за кощунство. За разговорами смеркается, и господин со слугой входят в Мадрит к Лауре.

Сцена вторая.

  Комната. В комнате Лауры ужинают гости и восхищаются ее талантом и вдохновенной актерской игрой. Они просят Лауру спеть. Даже угрюмый Карлос, кажется, тронут ее пением, но, узнав, что слова этой песни написал Дон Гуан, который был любовником Лауры, Дон Карлос называет его безбожником и мерзавцем. Разгневанная Лаура кричит, что сейчас велит своим слугам зарезать Карлоса, хоть тот испанский гранд. Бесстрашный Дон Карлос готов, но гости успокаивают их. Лаура считает, что причина грубой выходки Карлоса в том, что Дон Гуан на честном поединке убил родного брата Дон Карлоса. Дон Карлос признается, что был неправ, и они мирятся. Спев по общей просьбе еще одну песню, Лаура прощается с гостями, но просит Дон Карлоса остаться. Он интересуется, что будет делать Лаура, когда красота ее пройдет? Но Лаура легкомысленна и не хочет об этом задумываться: “Тогда? Зачем. Об этом думать? что за разговор?” В это время раздается стук и крик. Кто-то зовет Лауру. Лаура отпирает, и входит Дон Гуан. Карлос, услышав это имя, называет себя и требует немедленного поединка.  Дон Гуан согласен “убить” кавалера завтра:          Вот нечаянная встреча!          Я завтра весь к твоим услугам. но Дон Карлос настаивает на немедленном поединке и вскоре падает сраженный. Лаура возмущена убийством в ее доме. Дон Гуан обещает:           Оставь его: перед рассветом, рано,          Я вынесу его под епанчою          И положу на перекрестке.

Сцена третья.

  Убив Дон Карлоса, Дон Гуан в монашеском облике скрывается в Антоньев монастырь и, стоя у памятника командора, благодарит судьбу, что она таким образом подарила ему возможность каждый день видеть прелестную Дону Анну. Он намерен сегодня заговорить с ней и надеется на то, что ему удастся привлечь ее внимание. Глядя на статую командора, Дон Гуан иронизирует, что здесь убитый представлен:           Каким он здесь представлен исполином!          Какие плечи! что за Геркулес!..          А сам покойник мал был и щедушен, ……          Наткнулся мне на шпагу он и замер,          Как на булавке стрекоза — а был          Он горд и смел — и дух имел суровый…  Входит Дона Анна и замечает монаха. Она просит прощения, что помешала ему молиться, на что монах отвечает, что это он виноват перед нею, ибо мешает ее печали «вольно изливаться»; он восхищается ее красотой и ангельской кротостью.Вдова предлагает ему помолиться вместе с ней, он возражает, что недостоин такой чести:           “Я не дерзну порочными устами.            Мольбу святую вашу повторять…”,   Такие речи удивляют и смущают Дону Анну, а монах неожиданно признается, что под этим платьем скрывается дворянин Диего де Кальвада, жертва несчастной страсти к ней. Пылкими речами Дон Гуан уговаривает Дону Анну не гнать его, и смущенная Дона Анна предлагает ему на следующий день прийти к ней домой при условии, что он будет скромен. Дона Анна уходит, а Дон Гуан требует, чтобы Лепорелло пригласил на завтрашнее свидание статую командора:          Мой барин Дон Гуан вас просит завтра          Прийти попозже в дом супруги вашей          И стать у двери…                      (Статуя кивает головой в знак согласия.)  Робкому Лепорелло кажется, что статуя кивает в ответ на это кощунственное предложение. Дон Гуан сам повторяет свое приглашение, и статуя опять кивает. Пораженные Дон Гуан и Лепорелло уходят.

Сцена четвертая.

  Комната Доны Анны. Дона Анна в своем доме беседует с Доном Диего. Она признается, что Дон Альвар не был ее избранником, что к этому браку ее принудила мать. Дон Диего завидует командору, которому в обмен на пустые богатства досталось истинное блаженство. Такие речи смущают Дону Анну:          Диего, перестаньте: я грешу,          Вас слушая, — мне вас любить нельзя,          Вдова должна и гробу быть верна. Укором ей служит мысль о покойном муже, который никогда не принял бы у себя влюбленной дамы, окажись он вдовцом. Дон Диего просит ее не терзать ему сердце вечными напоминаниями о муже, хотя он и заслуживает казни. Дона Анна интересуется, в чем именно провинился перед ней Дон Диего, и в ответ на ее настойчивые просьбы Дон Гуан открывает ей свое подлинное имя, имя убийцы ее мужа. Дона Анна поражена и под влиянием случившегося лишается чувств. Придя в себя, она гонит Дон Гуана. Дон Гуан соглашается, что молва не напрасно рисует его злодеем, но уверяет, что переродился, испытав любовь к ней.          Вас полюбя, люблю я добродетель…”.  В залог прощанья перед разлукой он просит подарить ему холодный мирный поцелуй. Дона Анна целует его, и Дон Гуан выходит, но тут же вбегает обратно. Следом за ним входит статуя командора, явившегося на зов. Командор обвиняет Дон Гуана в трусости, но тот смело протягивает руку для рукопожатия каменному изваянию  от которого гибнет с именем Доны Анны на устах:          Вот она… о, тяжело          Пожатье каменной его десницы!          Оставь меня, пусти — пусти мне руку…          Я гибну — кончено — о Дона Анна!

                               (Проваливаются.)

Источник: http://30school.ru/kratkie-soderzhaniya/kamennyj-gost-malenkie-tragedii-pushkin-a-s.html

Ссылка на основную публикацию