«кинжал» — стихи пушкина

Александр Пушкин — Кинжал: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Лемносский бог тебя сковал Для рук бессмертной Немезиды, Свободы тайный страж, карающий кинжал,

Последний судия позора и обиды.

Где Зевса гром молчит, где дремлет меч закона, Свершитель ты проклятий и надежд, Ты кроешься под сенью трона,

Под блеском праздничных одежд.

Как адский луч, как молния богов, Немое лезвие злодею в очи блещет, И, озираясь, он трепещет,

Среди своих пиров.

Везде его найдет удар нежданный твой: На суше, на морях, во храме, под шатрами, За потаенными замками,

На ложе сна, в семье родной.

Шумит под Кесарем заветный Рубикон, Державный Рим упал, главой поник закон; Но Брут восстал вольнолюбивый: Ты Кесаря сразил — и, мертв, объемлет он

Помпея мрамор горделивый.

Исчадье мятежей подъемлет злобный крик: Презренный, мрачный и кровавый, Над трупом вольности безглавой

Палач уродливый возник.

Апостол гибели, усталому Аиду Перстом он жертвы назначал, Но вышний суд ему послал

Тебя и деву Эвмениду.

О юный праведник, избранник роковой, О Занд, твой век угас на плахе; Но добродетели святой

Остался глас в казненном прахе.

В твоей Германии ты вечной тенью стал, Грозя бедой преступной силе — И на торжественной могиле

Горит без надписи кинжал.

Анализ стихотворения «Кинжал» Пушкина

Стихотворение «Кинжал» (1821 г.) было написано Пушкиным во время Южной ссылки.

Вольнолюбивый поэт даже в изгнании, находясь под постоянным наблюдением, продолжает воспевать идеалы справедливости и проклинать тиранию.

Причем если раньше высшим судьей для Пушкина был Закон, то теперь он призывает к активным действиям в условиях, когда «дремлет меч Закона». Разумеется, в стихотворении просматривался прямой вызов русской монархии.

Пушкин утверждает права «последнего судьи Позора и Обиды» — кинжала. Когда все законные средства борьбы против деспотизма исчерпаны, остается единственный выход — тираноубийство.

Это самый решительный и беспощадный способ, не оставляющий всесильному деспоту никакой надежды на спасение. «Карающий кинжал» может до поры до времени таиться в непосредственной близости от тирана, поджидая подходящего момента.

Решающий удар с неумолимостью будет нанесен «на суше, на морях, во храме…».

Особое внимание Пушкин уделяет тому отважному человеку, который найдет в себе мужество осуществить народную месть и покарать ненавистного тирана. Такое убийство не может считаться преступлением, так как герой выполняет свой гражданский долг. Во второй части стихотворения Пушкин перечисляет людей, которые, по его мнению, вошли в историю в качестве величайших тираноубийц.

Первым в этом ряду стоит Брут, принявший участие в убийстве республиканцами пожизненного диктатора Цезаря. Его смерть была символической: умирающий Цезарь упал к подножию статуи Помпея, победа над которым в гражданской войне и сделала Цезаря всесильным диктатором.

Пушкин отдает дань уважения «деве Эвмениде». Имеется в виду Шарлотта Корде, убившая вождя якобинцев Марата. В этом нет никакого противоречия. Пушкин признавал значение Великой французской революции.

Но завоевания революции не должны были выходить за рамки Закона. Якобинский террор, по мнению поэта, стал новой формой тирании, извращением идеалов свободы и господством гильотины.

Поэтому Шарлотта действовала не против революции, а против ее предателя — «апостола гибели».

Третьим великим защитником свободы Пушкин считает К.-Л. Занда — члена студенческой организации, убившего в 1819 г. реакционного писателя А. Коцебу (агента Священного союза). «Торжественная могила» Занда стала местом паломничества немецкой молодежи.

Таким образом, в «Кинжале» Пушкин выступает горячим сторонником активных действий против тирании. Свободу может защитить одна героическая личность. В это время в Европе развернулось широкое освободительное движение. Революционно настроенная часть русского общества (в том числе Пушкин) связывала с ним большие надежды применительно к России.

Популярные тематики стихов

Читать стих поэта Александр Пушкин — Кинжал на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник: https://rustih.ru/aleksandr-pushkin-kinzhal/

«Кинжал», анализ стихотворения Пушкина

Стихотворение Пушкина «Кинжал» было написано в 1821 г. 22-летним Пушкиным в период южной ссылки. Из-за революционного содержания стихотворение не могло быть напечатано, но широко распространилось, особенно в армии.

В 1827 г. стихотворение всё-таки было издано, но скрывалось в другом произведении — в записках французского писателя Ансло «Шесть месяцев в России», изданных в Париже и Брюсселе. «Кинжал» был напечатан в прозаическом французском переводе. Зато вся Россия, по словам Александра I, читала его вольнолюбивые стихи наизусть.

Литературное направление и жанр

Период южной ссылки – этап увлечения Пушкина Байроном и создания романтических стихотворений. Борьба с тиранией – одна из традиционных тем романтизма. Стихотворение «Кинжал» — образец гражданской лирики Пушкина, одно из самых острых революционных стихотворений.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение посвящено кинжалу как символу борьбы с тиранией и традиционному оружию этой борьбы.

Первые 4 строфы – история кинжала как орудия убийства и свержения тиранов. Раскрывается философия кинжала: его мифологическое создание богами, предназначение и область применения,сущность мщения злодею, которое настигает повсюду.

Следующие 5 строф – лирическое повествование об исторических подвигах кинжала. Первый упомянутый тиран – Юлий Цезарь (Кесарь), который в 49 г. начал гражданскую войну.

Перейдя реку Рубикон, которая разделяла Италию и Галлию, покорённую Римом, Цезарь победил и стал диктатором пожизненно. В заговоре борющихся с тираном республиканцев участвовал Брут, друг Цезаря.

Цезарь был убит в зале заседаний Сената и, заколотый, упал перед статуей Помпея.

Следующие две строфы посвящены убийству Марата, вождя якобинцев. В эпоху французской революции (1789-1799) глава революционно-демократической партии якобинцев установил систему революционного террора.

Для Пушкина, разделяющего идеи декабристов, любой террор был неприемлем. Эвменидой, богиней мщения, Пушкин называет Шарлотту Корде, заколовшую Марата. За это ей отрубили голову: она стала «жертвой Аида».

Последние две строфы посвящены памятным поэту событиям. В 1819 г. немецкий студент Карл Занд заколол реакционного немецкого писателя Коцебу Августа, который служил агентом русского правительства. Занд был казнён, а его могила стала местом паломничества радикально настроенной молодёжи.

Образ террориста Занда Пушкин в последней строфе связывает со средневековой традицией тайного суда в Германии прикреплять к кинжалу имя того, кто обречён на казнь. Так поступали и немецкие студенты. Кинжал без надписи – символ орудия, которое всегда найдёт тирана. В последней строфе заключена основная мысль стихотворения: нет нужды обозначать имя тирана: кинжал, орудие возмездия, ждёт его.

Тема стихотворения – возмездие тиранам, символом которого стал кинжал.

Тропы и образы

Кинжал в стихотворении – символ возмездия, его орудие.

Хотя стихотворение принадлежит к романтическому литературному направлению, Пушкин использует в нём излюбленный троп классицистов – перифраз. Пушкин не называет прямо ни Марата, ни Шарлотту Корде, ни даже Гефеста – бога огня, выковавшего кинжал и отдавшего его в руки богини возмездия Немезиды.

Нужно понять, какие мифологические и исторические личности описаны в стихотворении: Лемносский бог – Гефест, Кесарь – Цезарь, палач уродливый, апостол гибели – Марат, дева Эвменида (богиня-мстительница) – Шарлотта Корде.

Эпитеты в стихотворении постоянные, традиционные, как в древнегреческой поэзии: бессмертная Немезида, тайный страж свободы (эпитет и метафора), карающий кинжал, праздничные одежды, потаённые замки, державный Рим, заветный Рубикон, высший суд.

Для описания кинжала Пушкин использует множество тропов. Кинжал называется карающим (эпитет), тайным стражем свободы и последним судиёй позора и обиды (бессоюзные сравнения). Блеск лезвия сравнивается с адским лучом, с молнией богов. Оно называется немым (эпитет), его удар нежданным (эпитет).

Общественную несправедливость Пушкин описывает метафорами: «Где Зевса гром молчит, где дремлет меч закона». Кинжал мстителя появляется только тогда, когда не свершается ни божественное, ни общественное правосудие. Его приход провоцируют власть и богатство: сень трона, блеск праздничных одежд, пиры.

Читайте также:  Анализ 7 главы романа пушкина "евгений онегин"

В четвёртой строфе перечисляется, где кинжал может свершить правосудие. Дальше обобщение рассыпается на конкретные примеры.

Цезарь в стихотворении не характеризуется с помощью тропов. Глаголы упал и поник, предлог под (Рубикон под Кесарем) подчёркивают главенствующую позицию диктатора. Когда же вольнолюбивый Брут (эпитет) заколол Кесаря, тот оказался в самом низу, объемлющим подножье статуи Помпея.

История смерти Марата — настоящий хаос, описанный с помощью метафор (исчадье мятежей, труп вольности безглавой) и эпитетов (крик злобный, презренный, мрачный и кровавый). Множество убийств называются жертвами усталому Аиду (метафора). Сам Марат одновременно подобен уродливому палачу и апостолу гибели.

Занд, которого Пушкин воспринимает как героя, описан с помощью эпитетов (юный праведник, избранник роковой, святая добродетель) и метафор (век угас на плахе).

Занд противопоставлен Марату из предыдущей строфы как истинный праведник и апостол ложному. Его идея, дело стали образцом для подражания (метафорически это изображено как вечная грозная тень мстителя и как горящий кинжал без надписи). Последний образ превращается в символ.

Важнейшее средство создания высокого стиля стихотворения – старославянизмы: страж, судия, сень, очи, озираясь, трепещет, ложе, глава, объемлет, презренный, перст, глас, прах.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано разностопным ямбом. Этот рваный размер как нельзя лучше передаёт срывающуюся взволнованную речь. Такой же эффект создаёт как будто случайное пятистишье вместо четверостиший (среднее, пятое). По смыслу оно не выделяется как центральное или ключевое, но именно с Древнего Рима, по мнению Пушкина, начался исторический путь мстящего кинжала.

https://www.youtube.com/watch?v=StTmB5Js6qk

Рифмовка в стихотворении тоже неоднородна. В первой, второй и восьмой строфах она перекрёстная, в остальных – кольцевая, в пятой – сочетает оба вида. Мужская рифма чередуется с женской во всех строфах, но в свободной последовательности.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
  • «Евгений Онегин», краткое содержание по главам романа Пушкина
  • «Медный всадник», анализ поэмы Пушкина
  • «Няне», анализ стихотворения Александра Пушкина
  • «19 октября», анализ стихотворения Александра Пушкина
  • «Пророк», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Зимнее утро», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Анчар», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Свободы сеятель пустынный», анализ стихотворения Пушкина
  • «К морю», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Мадонна», анализ стихотворения Пушкина
  • «Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина

По произведению: «Кинжал(Пушкин)»

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

Источник: https://goldlit.ru/pushkin/1077-kinzhal-analiz

Анализ стихотворения Пушкина Кинжал



Лемносский бог тебя сковалДля рук бессмертной Немезиды,Свободы тайный страж, карающий кинжал,

№ 4 Последний судия позора и обиды.

Где Зевса гром молчит, где дремлет меч закона,Свершитель ты проклятий и надежд,Ты кроешься под сенью трона,

№ 8 Под блеском праздничных одежд.

Как адский луч, как молния богов,Немое лезвие злодею в очи блещет,И, озираясь, он трепещет,

№ 12 Среди своих пиров.

Везде его найдет удар нежданный твой:На суше, на морях, во храме, под шатрами,За потаенными замками,

№ 16 На ложе сна, в семье родной.

Шумит под Кесарем заветный Рубикон,Державный Рим упал, главой поник закон;Но Брут восстал вольнолюбивый: № 20 Ты Кесаря сразил — и, мертв, объемлет он

Помпея мрамор горделивый.

Исчадье мятежей подъемлет злобный крик:Презренный, мрачный и кровавый, № 24 Над трупом вольности безглавой

Палач уродливый возник.

Апостол гибели, усталому АидуПерстом он жертвы назначал, № 28 Но вышний суд ему послал

Тебя и деву Эвмениду.

О юный праведник, избранник роковой,О Занд, твой век угас на плахе; № 32 Но добродетели святой

Остался глас в казненном прахе.

В твоей Германии ты вечной тенью стал,Грозя бедой преступной силе — № 36 И на торжественной могиле

Горит без надписи кинжал.

Lemnossky bog tebya skovalDlya ruk bessmertnoy Nemezidy,Svobody tayny strazh, karayushchy kinzhal,

Posledny sudia pozora i obidy.

Gde Zevsa grom molchit, gde dremlet mech zakona,Svershitel ty proklyaty i nadezhd,Ty kroyeshsya pod senyu trona,

Pod bleskom prazdnichnykh odezhd.

Kak adsky luch, kak molnia bogov,Nemoye lezviye zlodeyu v ochi bleshchet,I, ozirayas, on trepeshchet,

Sredi svoikh pirov.

Vezde yego naydet udar nezhdanny tvoy:Na sushe, na moryakh, vo khrame, pod shatrami,Za potayennymi zamkami,

Na lozhe sna, v semye rodnoy.

Shumit pod Kesarem zavetny Rubikon,Derzhavny Rim upal, glavoy ponik zakon;No Brut vosstal volnolyubivy:Ty Kesarya srazil — i, mertv, obyemlet on

Pompeya mramor gordelivy.

Ischadye myatezhey podyemlet zlobny krik:Prezrenny, mrachny i krovavy,Nad trupom volnosti bezglavoy

Palach urodlivy voznik.

Apostol gibeli, ustalomu AiduPerstom on zhertvy naznachal,No vyshny sud yemu poslal

Tebya i devu Evmenidu.

O yuny pravednik, izbrannik rokovoy,O Zand, tvoy vek ugas na plakhe;No dobrodeteli svyatoy

Ostalsya glas v kaznennom prakhe.

V tvoyey Germanii ty vechnoy tenyu stal,Grozya bedoy prestupnoy sile —I na torzhestvennoy mogile

Gorit bez nadpisi kinzhal.

Ktvyjccrbq ,ju nt,z crjdfkLkz her ,tccvthnyjq Ytvtpbls,Cdj,jls nfqysq cnhf;, rfhf/obq rby;fk,

Gjcktlybq celbz gjpjhf b j,bls/

Ult Ptdcf uhjv vjkxbn, ult lhtvktn vtx pfrjyf,Cdthibntkm ns ghjrkznbq b yflt;l,Ns rhjtimcz gjl ctym/ nhjyf,

Gjl ,ktcrjv ghfplybxys[ jlt;l/

Rfr flcrbq kex, rfr vjkybz ,jujd,Ytvjt ktpdbt pkjlt/ d jxb ,ktotn,B, jpbhfzcm, jy nhtgtotn,

Chtlb cdjb[ gbhjd/

Dtplt tuj yfqltn elfh yt;lfyysq ndjq:Yf ceit, yf vjhz[, dj [hfvt, gjl ifnhfvb,Pf gjnftyysvb pfvrfvb,

Yf kj;t cyf, d ctvmt hjlyjq/

Ievbn gjl Rtcfhtv pfdtnysq He,brjy,Lth;fdysq Hbv egfk, ukfdjq gjybr pfrjy;Yj ,hen djccnfk djkmyjk/,bdsq:Ns Rtcfhz chfpbk — b, vthnd, j,]tvktn jy

Gjvgtz vhfvjh ujhltkbdsq/

Bcxflmt vznt;tq gjl]tvktn pkj,ysq rhbr:Ghtphtyysq, vhfxysq b rhjdfdsq,Yfl nhegjv djkmyjcnb ,tpukfdjq

Gfkfx ehjlkbdsq djpybr/

Fgjcnjk ub,tkb, ecnfkjve FbleGthcnjv jy ;thnds yfpyfxfk,Yj dsiybq cel tve gjckfk

Nt,z b ltde dvtyble/

J /ysq ghfdtlybr, bp,hfyybr hjrjdjq,J Pfyl, ndjq dtr eufc yf gkf[t;Yj lj,hjltntkb cdznjq

Jcnfkcz ukfc d rfpytyyjv ghf[t/

D ndjtq Uthvfybb ns dtxyjq ntym/ cnfk,Uhjpz ,tljq ghtcnegyjq cbkt —B yf njh;tcndtyyjq vjubkt

Ujhbn ,tp yflgbcb rby;fk/

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Кинжал»

Отношение к содержанию стихотворения до сих пор не однозначно.

Большинство современников Пушкина и исследователей его творчества считали, что в этом стихотворении наиболее глубоко проявились радикальные и антиправительственные взгляды поэта. В свое время стихотворение получило широкое распространение в русской армии.

Сам же Пушкин в своем письме к Жуковскому В.А. уверял, что он дал слово Карамзину не писать против правительства и свое слово держит, что это стихотворение тоже написано не против правительства.

Нет оснований считать, что это не так, тем более, что в период создания стихотворения поэт находился в ссылке в родительском имении и крайне не хотел бы, чтобы у правительства вновь возникли отрицательные впечатления о его политической позиции.

В стихотворении описывается три политических убийства, совершенных в разное историческое время. Первое совершает Брут против Цезаря: «…Брут восстал вольнолюбивый: Ты Кесаря сразил…».

Второе- это убийство Марата Шарлоттой Корде: «…усталому Аиду… вышний суд послал Тебя и деву Эвмениду». «Тебя»- это обращение к кинжалу, а под богиней-мстительницей Эвменидой подразумевается Кордэ. Аид символизирует Марата.

И, наконец, третье убийство. Совершает его юный студент Занд, убивший писателя А. Коцебу. В России это убийство вызвало тогда большой резонанс.

Читайте также:  Анализ "сказки о царе салтане" пушкина

Пушкин не случайно выбрал именно этих убийц. В своем выборе он руководствуется историческим содержанием их поступков. Так, симпатии поэта на стороне Брута, которого автор описывает как «вольнолюбивый».

Поэт оправдывает Брута, убившего тирана из-за любви к Закону; Кордэ, убившего Марата из-за бесконечного террора якобинцев; Занда, казнившего Коцебу как изменника, мешающего свободе и объединению германских земель.

Ошибочно считают, что Пушкин в стихотворении защищает политические преступления. На самом деле же поэт против политических крайностей и произвола, проявляются ли они со стороны тиранов, например, Цезарь, или власти народа, как у якобинцев. По мнению Пушкина, совершенные убийства, которые затронул поэт, оправданы с точки зрения общественной целесообразности.

Если начинается стихотворение с обращения к кинжалу как к защитнику свободы и карающему там, где спит меч закона, то и оканчивается оно описанием кинжала на могиле.

Важно, что кинжал этот без надписи: «…Горит без надписи кинжал». По древнегерманскому обычаю, на кинжал прикрепляли имя приговоренного к смерти.

У поэта кинжал без имени предназначен для всех тиранов, поэтому в обозначении конкретного имени нет надобности.

Если статья оказалась для вас полезной, то поделитесь ей с друзьями через социальные сети и оставьте свой комментарий. Потратив всего 10 секунд своего времени на два клика по кнопки соцсети, Вы поможете нашему проекту. Спасибо!

А.Пушкин «Кинжал». Как анализировать стихотворение?

Стихотворение А.С. Пушкина «Кинжал», анализ которого и рассматривается в данной публикации, является самым животрепещущим и будоражащим множество сердец до сих пор.

Отношение общества к содержанию стихотворения «Кинжал» весьма неоднозначно — в свое время популярное среди солдат русской армии, по мнению многих исследователей творчества величайшего писателя, оно выражало резкие антиправительственные взгляды.

В свою очередь, сам автор некогда утверждал, что оснований считать радикальным противоправительственным этот стих попросту нет, ведь в период написания «Кинжала» Пушкин пребывал в родительском имении (в ссылке) и ему никоим образом не хотелось привлекать к себе взор правительства.

Однако, в содержании стихотворения «Кинжал» А.С. Пушкина отчетливо просматриваются три политические убийства, в которых были замешаны «замаскированные» под исторических деятелей персони. Таким образом, Пушкин выражает протест против правительственных деяний (преступлений), а никак не стремится покрыть их (как считали некоторые исследователи творчества писателя).

Анализ стихотворения «Кинжал» Пушкина можно начать уже с первых строк, ведь именно в начале поэт обращается к неодушевленному предмету, как защитнику свободы («. свободы тайный страж. «), который накажет там, где «. дремлет меч Закона. «.

Важно отметить, что писатель в конце акцентирует внимание на том, что кинжал без надписи, а ведь, согласно традиции, на лезвие такого оружия наносилось имя человека, приговоренного к смерти. таким образом, можно предположить, что кинжал Пушкина предназначается для наказания всех тиранов, которые прикрываются законом и совершают преступления против народа.

Возвращаясь к содержанию стихотворения, первое убийство в нем — совершает Брут против Цезаря (по тексту — Кесарь), второе преступление за террор якобинцами совершает Шарлотта Корде в облике Эиминиды над Маратом (Аид по тексту). Третье преступление, раскрытое в стихотворении Пушкина «Кинжал» — это наказание Занда, молодого студента, над писателем Коцебой, который, в свою очередь, мешал свободе народа, а также объединению германских земель.

По мнению самого автора творения, все убийства, затронутые ним в содержании, являются полностью оправданными с точки зрения общественной целесообразности.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Кинжал
Стихотворение Александра Пушкина

Лемносский бог тебя сковал Для рук бессмертной Немезиды, Свободы тайный страж, карающий кинжал, Последний судия Позора и Обиды.

Где Зевса гром молчит, где дремлет меч Закона, Свершитель ты проклятий и надежд, Ты кроешься под сенью трона, Под блеском праздничных одежд. Как адский луч, как молния богов, Немое лезвие злодею в очи блещет, И, озираясь, он трепещет, Среди своих пиров.

Везде его найдет удар нежданный твой: На суше, на морях, во храме, под шатрами, За потаенными замками, На ложе сна, в семье родной.

Шумит под Кесарем заветный Рубикон, Державный Рим упал, главой поник Закон; Но Брут восстал вольнолюбивый: Ты Кесаря сразил — и, мертв, объемлет он Помпея мрамор горделивый. Исчадье мятежей подъемлет злобный крик: Презренный, мрачный и кровавый, Над трупом Вольности безглавой Палач уродливый возник.

Апостол гибели, усталому Аиду Перстом он жертвы назначал, Но вышний суд ему послал Тебя и деву Эвмениду. О юный праведник, избранник роковой, О Занд, твой век угас на плахе; Но добродетели святой Остался глас в казненном прахе.

В твоей Германии ты вечной тенью стал, Грозя бедой преступной силе — И на торжественной могиле Горит без надписи кинжал.

Русские поэты. Антология русской поэзии в 6-ти т.
Москва: Детская литература, 1996.

Другие стихи Александра Пушкина

помогите написать анализ стихотворения А.С. Пушкина «Кинжал». С. Пушкина «Кинжал»

Вера Крицкая Ученик (121), закрыт 5 лет назад

Анджела Высший разум (1241974) 5 лет назад

Молодой Пушкин нередко высказывал свои антимонархические убеждения, и Александр I сказал, что поэт “наводнил всю Россию возмутительными стихами: вся молодежь наизусть их читает”. И Пушкина сослали на юг России.

Так поэт, не будучи членом тайного политического общества, первым подвергся гонению за пропаганду идей декабристов. Живя в Бессарабии, он познакомился с членами Южного общества декабристов и с их идейным руководителем Пестелем.

К этому периоду относятся такие его вольнолюбивые стихи: “ Кинжал ”, “Узник”, “К Давыдову”.

Стихотворение “ Кинжал ” — одно из наиболее острых политических произведений. Оно скоро стало известно всей России, хотя нигде напечатано не было. Гневные строки читались наизусть.

Стихотворение «Кинжал» — вольнолюбивый стих, одно из наиболее острых политических произведений.

Свободы тайный сторож, Карающий кинжал,

Последний судия позора и обиды.

Пушкин воспевает кинжал как орудие возмездия, как символ освобождения от тирании. Образ кинжала никак не связан здесь с идеей поэта, поэзии.

В годы южной ссылки Пушкин сближается с Орловым, Раевским и другими кишиневскими декабристами и становится выразителем их идей. В стихотворении 1821 года « Кинжал » Пушкин явно называет себя сторонником тираноубийства. По идее Пушкина, на каждого тирана обязательно найдется кинжал:

Как адский луч, как молния богов, Немое лезвие злодею в очи блещет, И, озираясь, он трепещет

Среди своих пиров.

Цезарь хочет стать императором Рима, но его убивает Брут. Марат становится палачом революции, вольности, и его убивает Шарлотта Корде. «Грозя бедой преступной силе». кинжал становится символом мести для каждого тирана.

Слушать стихотворение Пушкина Кинжал

Темы соседних сочинений

← Кавказский пленник↑ ПушкинКлеветникам россии →

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkina/kinzhal

Анализ стихотворения Пушкина Кинжал

Стихотворение «Кинжал» молодой поэт Александр Сергеевич Пушкин пишет, находясь в ссылке. Так как произведение несет в своем замысле революционное содержание «Кинжал» не печатают. Однако данный шедевр достаточно широко распространился среди почитателей творчества поэта.

Больше всего стих ценили и зачитывались им в рядах армии. Со временем произведение смогли издать, вот только пришлось его спрятать среди строк другого писателя. «Кинжал» можно было отыскать среди записок французского писателя Ансло.

Стихотворение было напечатано французским прозаичным переводом.

В данном произведении писатель выводит на первый план неодушевленный предмет, то есть кинжал. Он к нему обращается не просто как к обычному предмету, он его восхваляет как защитника свободы, некого тайного стража покоя. Автор знает, что там, где не в праве что-то решить закон, без проблем справится кинжал.

Пушкин описывает холодное оружие, на нем оказывается, нет надписи. Он знает, что существует традиция, на лезвие оружия наносить имя человека, который приговаривается к смерти. Но Пушкина кинжал чист.

Получается, если разобраться, писатель вкладывает в кинжал замысел того, что он предназначен, чтобы наказать всех тиранов, которые бессовестно творят преступления, касающиеся простого народа.

Читайте также:  А.с. пушкин "метель". повести белкина. краткое содержание

Пушкин знал, что он правильно затронул данную тему в своем стихотворении. Это должно быть оправдано общественностью. Для написания автор отбирает для себя несколько исторических примеров и личностей, которые отображает в строках.

Все же главное место в произведении отведено тиранам и убийцам, против которых восстал кинжал. Именно борьба против тирании была главной темой романтизма. «Кинжал» Пушкина можно отнести к гражданской лирике.

Это одно из самых революционных его стихотворений.

Кинжал это же не только символ борьбы человека с тиранией, это в свою очередь, традиционное орудие. Начиная свое произведение, автор обращается к самой истории кинжала и то, что он предназначен для чего-то большего, свержения тиранов.

Здесь полностью раскрывается вся философия орудия убийства. То, как и кем, он был создан, его мифологические создатели. Но самое главное, для кого он предназначен. Где бы коварный злодей ни прятался, карающий кинжал найдет его и завершит свое предназначение.

Позже можно проследить линию самих угнетателей. Здесь пред нами предстает и Цезарь и вождь якобинцев Марат, и даже немецкий студент, который заколол писателя, служившего агентом русскому правительству.

Несколько сюжетных линий берет Пушкин, но объединяет их одно — смерть от кинжала и наступление возмездия. 

Благодаря эпитетам, которые слишком просты и традиционны, Пушкин с точностью передает чувство переполняющее его. Блеск лезвия кинжала, словно адский луч или же молния богов, которые неожиданно пришли покарать.

По плану 9 класс, 10 класс. Краткое

  • Анализ стихотворения Лермонтова Она не гордой красотоюСердце Лермонтова любило многих женщин. Писатель всегда испытывал трепетные и нежные чувства, даже если они были не взаимны. Еще, будучи молодым парнем, Лермонтов влюбился в двух девушек Сушкову и Лопухину. Писатель понимал,
  • Анализ стихоторения Апухтина ЗимаПроизведения Алексея Николаевича Апухтина – это запоминающиеся, чувственные, искренние размышления человека с богатым внутренним миром, который любит свой край, не упуская из виду ни одной детали.
  • Анализ стихотворения Гумилева Мои читателиЭлегию Н. Гумилев «Мои читатели», сочинил в 1921 году. Это творение считают самым невероятным и необычным завещанием. В этом произведение описывается его мировоззрение, креативное мышление, отражающее на его биографии. В первый раз
  • Анализ стихотворения Лермонтова Утес 6 классМ.Ю. Лермонтов был тонкой душевной натурой. Он был способен на много в своей жизни. Огромные способности и талантами он обладал именно в литературе. Все свои мысли и размышление он записывал на бумаге. Элегию « Утес» М.Ю. Лермонтов издал в 1841г.
  • Анализ стихотворения Некрасова Надрывается сердце от мукиКогда происходят трудные душевные волнения, человеку всегда хочется забыться, ощутить покой и забвение, одним словом отстраниться от себя. Многие это делают с помощью алкоголя, но некоторые находят покой среди гармонии природы. Одним из таких

Источник: https://analiz-stihov.ru/pushkin/kinzhal

Александр Пушкин, стихи ( Кинжал…)

Какая ночь! Мороз трескучий, На небе ни единой тучи; Как шитый полог, синий свод Пестреет частыми звездами. В домах все темно. У ворот Затворы с тяжкими замками. Везде покоится народ; Утих и шум, и крик торговый; Лишь только лает страж дворовый

Да цепью звонкою гремит.

И вся Москва покойно спит, Забыв волнение боязни. А площадь в сумраке ночном Стоит, полна вчерашней казни.

Мучений свежий след кругом: Где труп, разрубленный с размаха, Где столп, где вилы; там котлы, Остывшей полные смолы; Здесь опрокинутая плаха; Торчат железные зубцы, С костями груды пепла тлеют, На кольях, скорчась, мертвецы Оцепенелые чернеют… Недавно кровь со всех сторон Струею тощей снег багрила, И подымался томный стон, Но смерть коснулась к ним, как сон, Свою добычу захватила. Кто там? Чей конь во весь опор По грозной площади несется? Чей свист, чей громкий разговор Во мраке ночи раздается? Кто сей?- Кромешник удалой. Спешит, летит он на свиданье, В его груди кипит желанье. Он говорит: «Мой конь лихой, Мой верный конь! лети стрелой! Скорей, скорей!..» Но конь ретивый Вдруг размахнул плетеной гривой И стал. Во мгле между столпов На перекладине дубовой Качался труп. Ездок суровый Под ним промчаться был готов, Но борзый конь под плетью бьется, Храпит, и фыркает, и рвется Назад. «Куда? мой конь лихой! Чего боишься? Что с тобой? Не мы ли здесь вчера скакали, Не мы ли яростно топтали, Усердной местию горя, Лихих изменников царя? Не их ли кровию омыты Твои булатные копыты! Теперь ужель их не узнал? Мой борзый конь, мой конь удалый, Несись, лети!..» И конь усталый

В столбы под трупом проскакал.

Кинжал

Лемносский бог тебя сковал

Лемносский бог тебя сковал Для рук бессмертной Немезиды, Свободы тайный страж, карающий кинжал,

Последний судия Позора и Обиды.

Где Зевса гром молчит, где дремлет меч Закона, Свершитель ты проклятий и надежд, Ты кроешься под сенью трона,

Под блеском праздничных одежд.

Как адский луч, как молния богов, Немое лезвие злодею в очи блещет, И, озираясь, он трепещет,

Среди своих пиров.

Везде его найдет удар нежданный твой: На суше, на морях, во храме, под шатрами, За потаенными замками,

На ложе сна, в семье родной.

Шумит под Кесарем заветный Рубикон, Державный Рим упал, главой поник Закон; Но Брут восстал вольнолюбивый: Ты Кесаря сразил — и, мертв, объемлет он

Помпея мрамор горделивый.

Исчадье мятежей подъемлет злобный крик: Презренный, мрачный и кровавый, Над трупом Вольности безглавой

Палач уродливый возник.

Апостол гибели, усталому Аиду Перстом он жертвы назначал, Но вышний суд ему послал

Тебя и деву Эвмениду.

О юный праведник, избранник роковой, О Занд, твой век угас на плахе; Но добродетели святой

Остался глас в казненном прахе.

В твоей Германии ты вечной тенью стал, Грозя бедой преступной силе — И на торжественной могиле

Горит без надписи кинжал.

Кипренскому
Любимец моды легкокрылой

Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз,- И я смеюся над могилой,

Ушед навек от смертных уз.

Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит. Оно гласит, что не унижу Пристрастья важных аонид. Так Риму, Дрездену, Парижу

Известен впредь мой будет вид.

Клеветникам России
О чем шумите вы, народные витии

О чем шумите вы, народные витии? Зачем анафемой грозите вы России? Что возмутило вас? волнения Литвы? Оставьте: это спор славян между собою, Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,

Вопрос, которого не разрешите вы.

Уже давно между собою Враждуют эти племена; Не раз клонилась под грозою То их, то наша сторона. Кто устоит в неравном споре: Кичливый лях, иль верный росс? Славянские ль ручьи сольются в русском море?

Оно ль иссякнет? вот вопрос.

Источник: https://two-worlds.ru/aleksandr-pushkin-stihi-kinzhal/

Ссылка на основную публикацию