Лицейские друзья а.с. пушкина (список и краткая характеристика)

Друзья Пушкина по Лицею

19 октября 1811 года был открыт Царскосельский лицей, уникальное учебное заведение, в котором по замыслу императора Александра I должны были учиться, кроме детей дворян, и его братья, великие князья Николай и Михаил.

Но эта идея Александра I осталась только на уровне идеи, так как вдовствующая императрица Мария Федоровна не решилась на то, чтобы её сыновья грызли гранит науки вместе с другими детьми. Таким образом, лицеист Александр Пушкин, избежал участи учиться вместе с будущим императором Николаем I.

Его соратниками стали не великие князья, а совсем другие люди.

Кто были друзья Пушкина по Лицею?

Вильгельм Кюхельбекер, худой, нескладный, длинный мальчик, довольно вспыльчивый, честолюбивый. В Лицее он часто был объектом насмешек за свои странные стихи и не менее странные манеры. Вили сочинял не только стихи, но и баллады, народные песни. Пушкин писал на него эпиграммы.

Но Вильгельм в полной мере никогда не сердился на Александра. Он относился к нему тепло, с уважением. Пушкин писал отличные стихи, и кроме того, он защищал Вильгельма от излишних нападок лицеистов. Успокаивал его, призывал к миру. Кюхельбекер очень ценил поддержку Пушкина.

Свою дружбу эти два незаурядных человека пронесли через всю жизнь.

Ивана Пущина привез в Лицей адмирал Петр Иванович Пущин. Иван Пущин и Александр Пушкин подружились с первых дней существования Лицея. Пущин был отличным другом. Он был искренний, добрый, прямой. С ним было легко и просто.

Его открытость и неподдельность нравились не только Пушкину, но и другим лицеистам. Пущин хорошо учился, природа не обделила его талантами. Отзывы учителей о Пущине были самые лестные.

Учителя арифметики, логики, географии, истории, российского, французского, немецкого языков давали ему самые лучшие характеристики. Пушкин уважал Пущина, они сообщали друг другу свои мысли, делились впечатлениями, обсуждали проблемы.

Несмотря на то, что в определенный момент времени их пути разошлись, Пушкин никогда не забывал своего друга, вспоминал о нем в последние минуты жизни.

К Антону Дельвигу у Пушкина было особое отношение – сердечное, доброе. Дельвиг был бледным, пухлым мальчиком, с сонным лицом, передвигающийся неохотно и неуверенно. Но именно Дельвиг с присущей ему проницательностью первым угадал в Пушкине гения, за что будущий великий поэт был ему благодарен.

Но не только благодарность соединила этих двух лицеистов. Их связывала настоящая, истинная дружба, братство, основанное на взаимном понимании и уважении. Дельвиг был свой по поэтическим делам, по мировосприятию. Пушкин не раз упоминал имя Дельвига в своих произведениях. Он по-настоящему ценил литературное дарование друга.

По воспоминаниям друзей, Пушкин любил Дельвига искреннее всех.

Иван Малиновский — сын первого директора Царскосельского лицея Василия Федоровича Малиновского. Василий Федорович был русским просветителем, дипломатом, педагогом. Он стоял у истоков Лицея. Его старший сын, Иван, был способным и старательным учеником.

Он имел нрав живой, добродушный. Был хороших правил. Любил природу. Умел признавать свои ошибки, отличался склонностью к размышлениям. Пушкин называл его «приятелем задушевным», с ним никогда не было скучно, он был задорным и искренним юношей. Иван был старше Александра на три года.

Малиновский всегда был верен Пушкину.

Миша Яковлев, Мишель, черненький, вертлявый мальчишка, который вечно гримасничал, шутил, был у всех на виду. Лицеисты поражались его дару перевоплощения. Ученики покатывались со смеху, глядя на его пародии. Мишель передразнивал лицеистов Кюхельбекера, Есакова, Дельвига, преподавателей Куницына, Будри.

Миша Яковлев довел шутовство до совершенства. Но шутовские проказы не мешали Михаилу к учебе относиться ответственно, прилежно. Мальчики называли Яковлева «лицейским старостой». Миша Яковлев рано полюбил русскую словесность, он вошел в лицейский литературный кружок, возглавляемый Пушкиным.

Литературное дело здорово сблизило двух однокашников.

Длительные дружеские отношения связывали Пушкина с будущим полярным исследователем Федором Матюшкиным. Они зародились в Лицее, но не ограничились его рамками. Перед отправкой в 1817 г. в первое кругосветное плавание Матюшкин принял от Пушкина серьезные наставления о том, как вести журнал путешествия. Именно ему, Федору Федоровичу Матюшкину, Пушкин посвятил следующие строки:

Счастливый путь!.. С лицейского порога Ты на корабль перешагнул шутя, И с той поры в морях твоя дорога, О, волн и бурь любимое дитя!

Из стихотворения «19 октября»

Источник: http://DetskiyChas.ru/school/pushkin/druzya_pushkina_po_litseyu/

Доклад на тему Лицейские друзья Пушкина сообщение

Годы проведенные в лицее были самыми насыщенными и беспечными в жизни русского поэта и прозаика Александра Пушкина. Писать стихотворения он стал в тринадцатилетнем возрасте уже учась в лицее.

Лицейские товарищи Пушкина имели уникальную возможность первыми оценивать задатки будущего классика отечественной литературы. Настоящими друзьями для юного Александра являлись Вильгельм Кюхельбекер, Иван Пущин и Антон Дельвиг. В завершении учебы он общался с широким кругом лиц, но близкими друзьями стали именно эти трое.

Пущин Иван был для Пушкина самым лучшим другом. Они доверяли друг другу и помогали в трудных ситуациях. Дружба между Александром и Иваном завязалась еще при поступлении в лицей, а в общежитии они оказались соседями по комнате. Пущину удалось пронести дружескую преданность до последнего дня поэта.

Возможно, своими совершенно разными чертами в характерах они дополняли друг друга. Александр по натуре был раздражительным и деятельным, а Иван наоборот предпочитал все спокойно обдумывать, был рациональным и добродушным.

В конце учебного дня Пушкин делился с Пущиным своими проблемами и Иван всегда поддерживал друга, давая совет.

Друзья также поддерживали Пушкина и в творческом плане. Единство поэтического характера сплотило дружбу Пушкина с Дельвигом. Всегда очень ленивый барон Антон Дельвиг любил писать стихи и делал это исключительно для себя. Тогда Пушкин подвигнул друга продемонстрировать стихи на широкую публику.

Не единожды лицейским друзьям Пушкина приходилось терпеть и издевательства с его стороны. Чаще всего под насмешки попадал Вильгельм Кюхельбекер, его, очень добродушного человека Пушкин часто всячески задевал при этом обидно называя Кюхлей.

За лицейские годы Пушкину удалось укрепить свой творческий потенциал благодаря поддержке этих настоящих друзей.

Вариант №2

Годы учебы в Лицее были самыми великолепными для будущего поэта Александра Пушкина. Данное учебное заведение на многие годы заменило ему дом и семью.

Как вспоминает Александр Сергеевич, все лицеисты быстро сдружились, и образовалась товарищеская семья, в каждой из которой создавались кружки, где обозначались некоторые личности.

И хотя юный гений не был в рядах лидеров никогда, все-таки активно принимал участие в культурных мероприятиях Лицея.

Пушкин дружил со всеми, однако самыми близкими товарищами были Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер и Антон Дельвиг. С  Пущиным поэт сблизился раньше всех, и он был ему ближе.

Ванина  комната находилась рядом, и мальчики часто ночью вели задушевные разговоры. Обладая рассудительностью,  Пущин благотворно оказывал влияние на Пушкина, вследствие чего поэт посвятил несколько стихов своему другу.

В 1825 году он даже приезжал в Михайловское к Пушкину, пока тот был в ссылке.

Кюхельбекер отличался от остальных приятелей  своей порядочностью.  Он любил писать стихи, но они получались не совсем удачные Пушкин же,  на его произведения составлял эпиграммы. Кюхля, как называли лицеисты, не был оскорблен на подобного рода критику, но один раз некоторые строчки настолько разозлили его, что он вызвал Александра на дуэль.

Поэт не смог выстрелить в друга и предложил ему пойти на примирение. Кюхельбекер,  как и Пущин приняли участие в декабрьском восстании 1825 года, и по милости князя Михаила Павловича, в которого стрелял Вильгельм был заточен в крепость. Встреча двух товарищей произошла в 1827 году, в тот момент, когда Кюхельбекера перевозили в другое место.

С Антоном Дельвигом у Александра Сергеевича тоже была близкая дружба. Его приятель позже напишет воспоминания, где будет тепло  отзываться о Пушкине. После окончания Лицея их дружеские отношения не прекращались.

Они входили в одно из обществ   дворянской молодежи «Зеленая лампа».  Когда Пушкин был в ссылке, то часто переписывался со своим бывшим одноклассником. Дельвиг  даже посещал Александра Сергеевича в Михайловском.

Ранняя кончина друга поразила поэта, и в одном из писем Плетневу он признался, что Дельвиг был одним из лучших товарищей.

В своем творчестве Пушкин часто предавался воспоминаниям о лучших годах,  проведенных в Лицее со своими друзьями, и был благодарен за то, что судьба свела их вместе.

Для 6 класса кратко

Популярные доклады

Источник: https://more-dokladov.ru/doklad-soobshchenie/ludi/liczejskie-druzya-pushkina

Александр Пушкин: судьбы лицейских друзей поэта

В 1811 году первыми воспитанниками Царскосельского лицея, одноклассниками юного Александра Пушкина, стали 30 дворянских детей.

После выпуска участники пушкинского кружка и остальные лицеисты ежегодно собирались 19 октября для празднования Дня Лицея, однако с каждым годом на торжество приходило все меньше людей.

О том, как сложились судьбы лучших лицейских друзей Пушкина и кто из них встретил 19 октября последним, — в материале портала «Культура.РФ».

Царскосельский лицей. Изображение: t-l.ru

Николай Ржевский, Николай Корсаков, Сильверий Броглио

Через восемь лет после выпуска, в 1825 году, Александр Пушкин был в ссылке в Михайловском. Оттуда он отправил однокурсникам стихотворение «19 октября». Вспоминая тех, с кем шесть лет делил все радости и горести, поэт с сожалением отметил, что многих лицейских товарищей уже нет в живых.

К этому моменту не стало уже троих из первого выпуска Царскосельского лицея. Первым ушел Николай Ржевский в 1817 году. В лицее молодой человек имел прозвище «Кис», потому что был слабо развит физически.

Николай Ржевский — офицер армии в Изюмском гусарском полку — через несколько месяцев после выпуска из Лицея скончался «от гнилой нервической горячки» — тифа. В 1820 году не стало Николая Корсакова — его унесла чахотка.

А офицер армии и итальянец по происхождению Сильверий Броглио погиб в освободительной войне против турецкого ига между 1822 по 1825 годом.

Антон Дельвиг

На 33 году жизни от «гнилой горячки» скончался и Антон Дельвиг. Пушкина глубоко потрясла ранняя смерть близкого друга. «Грустно, тоска. Вот первая смерть мною оплаканная… никто на свете не был мне ближе Дельвига», — писал Пушкин поэту Петру Плетневу, получив в Москве печальное известие.

Дельвиг начал писать стихи очень рано и первым из лицеистов опубликовался. Ему же принадлежит и первый печатный отзыв о Пушкине, тогда еще неизвестном молодом поэте.

Их дружба продолжалась и после Лицея: Пушкина и Дельвига можно было встретить на заседаниях «Зеленой лампы» — общества дворянской молодежи, на празднованиях Дня Лицея и в литературных салонах столицы.

В годы ссылки Пушкина друзья постоянно переписывались, а в апреле 1825 года Антон Дельвиг даже приезжал в Михайловское с визитом.

Дельвиг не только писал стихи, но и выпускал альманах «Северные цветы», был редактором «Литературной газеты». Оба издания объединяли прогрессивных поэтов пушкинского круга. После его конфликта с шефом жандармов Александром Бенкендорфом «Литературную газету» закрыли. А поэт вскоре заболел и скоропостижно скончался.

Вильгельм Кюхельбекер

Вильгельма Кюхельбекера, или Кюхлю, как его называли, лицейские товарищи любили за добродушие, открытость и порядочность. При этом, по словам его однокашника Модеста Корфа, Кюхельбекер стал «предметом неистощимых наших насмешек в лицее за свои странности, неловкости и смешную оригинальность».

Стихи были страстью Кюхельбекера. На некоторые из них — неудачные с точки зрения лицеистов — Александр Пушкин писал эпиграммы. Обычно Вильгельм Кюхельбекер не обижался, но однажды шпилька Пушкина все-таки попала в цель.

Кюхля взбесился и тут же вызвал Пушкина на дуэль. «Кюхельбекер стрелял первым и дал промах. Пушкин кинул пистолет и хотел обнять своего товарища, но тот неистово кричал: стреляй, стреляй! Пушкин насилу его убедил, что невозможно стрелять, потому что снег набился в ствол. Поединок был отложен, потом они помирились», — вспоминал поединок товарищ дуэлистов Федор Матюшкин.

Спустя шесть лет, в 1825 году, Кюхельбекер примкнул к восстанию декабристов. Он стрелял в великого князя Михаила Павловича на Сенатской площади, но пистолет дважды дал осечку. После подавления восстания Кюхельбекер бежал в Польшу.

Там его поймали и приговорили к смертной казни.

По просьбе великого князя Михаила Павловича — того самого, которого он чуть не застрелил на Сенатской площади, Кюхельбекера помиловали и осудили на каторжные работы, замененные одиночным заключением в крепости.

14 октября 1827 года Пушкин ехал из села Михайловское в Петербург, и в этот же день, в это же время Кюхельбекера перевозили из Шлиссельбургской крепости в другую, расположенную в Латвии.

На глухой почтовой станции Залазы их пути по счастливому стечению обстоятельств пересеклись. Пушкин записал в своем дневнике: «Мы кинулись друг другу в объятия, жандармы нас растащили».

Это была последняя встреча двух товарищей.

В 1835 году Кюхельбекера отправили на поселение в город Баргузин Иркутской области. Годы, проведенные в крепости и ссылке, подорвали его здоровье. Он начал болеть, и в 1845 году ослеп. Умер Вильгельм Кюхельбекер в Тобольске 11 августа 1846 года от чахотки. Он пережил Александра Пушкина на девять лет.

Иван Пущин

Вторым лицейским товарищем Пушкина, который оказался на Сенатской площади в рядах восставших декабристов, был Иван Пущин. В годы учебы он был одним из лучших друзей поэта.

Благоразумный, рассудительный Пущин положительно влиял на вспыльчивого Пушкина.

Модест Корф писал о нем: «Со светлым умом, с чистой душой, с самыми благородными намерениями, он был в лицее любимцем всех товарищей», а Пушкин посвящал ему стихи — «К Пущину», «Воспоминание», «Вот здесь лежит больной студент», «В альбом Пущину».

Вскоре после окончания учебы в Лицее Пущин вступил в первое тайное общество «Священная артель», основанное гвардейскими офицерами в 1814 году. Позже был членом тайных политических обществ — Союза спасения и Союза благоденствия.

11 января 1825 года Пущин приехал в Михайловское к ссыльному Пушкину. «Он как дитя был рад нашему свиданию», — позже написал Пущин.

В том же году, незадолго до событий 14 декабря, Иван Пущин вернулся в Петербург, чтобы участвовать в восстании.

После его подавления Верховный уголовный суд признал Пущина «виновным в участии в умысле на цареубийство одобрением выбора лица, к тому предназначенного, в участии управлением общества, в принятии членов и в отдаче поручений и, наконец, в том, что лично действовал в мятеже и возбуждал нижних чинов», и приговорил к смерти через повешение, которую заменили пожизненной каторгой.

Читайте также:  Образ германна в повести пушкина "пиковая дама"

Через год Пушкин, рискуя попасть в опалу, послал Пущину в сибирские рудники стихотворение «Мой первый друг, мой друг бесценный…»:

Спустя 20 лет, в 1856 году, Пущин получил амнистию, а через год женился на Наталье Апухтиной, вдове декабриста Михаила Фонвизина. Последние годы жизни он провел в имении жены Марьино в Бронницах, где и умер 3 апреля 1859 года.

Иван Малиновский

Портрет Ивана Малиновского. Изображение: newsland.com

Дольше всех из лицеистов, вхожих в пушкинский кружок, прожил Иван Малиновский — старший сын директора Лицея.

В годы учебы Малиновский был способным учеником, а товарищи любили его за живой, веселый и добрый нрав. При этом он был вспыльчивым и задиристым, за что и получил прозвище Казак.

«Приятель задушевный» — так Пушкин называл Малиновского.

Однажды воспитанники, среди которых были Пушкин, Дельвиг, Малиновский и Пущин, решили устроить вечер с алкоголем — приготовить гоголь-моголь.

Для этого смешали ром, сахар и яйца, после чего стали очень веселы (ромом подростков снабдил дядька Фома, которого за это потом с треском выгнали из лицея).

Все шло хорошо, но на одного из участников пирушки гоголь-моголь подействовал особенно сильно — он начал шуметь, веселье вскрылось. Студентов чуть не исключили из Лицея, но обошлось.

Спустя 23 года, уже после роковой дуэли Пушкина с Дантесом, по воспоминаниям секунданта Константина Данзаса, поэт с сожалением произнес: «Как жаль, что нет здесь ни Пущина, ни Малиновского, мне бы легче было умирать».

Малиновский дослужился до чина полковника и в этом звании вышел в отставку. Много лет избирался предводителем уездного дворянства. Скончался 10 февраля 1873 года от воспаления легких.

Источник: https://www.culture.ru/materials/238554/sudby-liceistov

11 друзей Пушкина

Как говорится, скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты. 6 мая, в день рождения великого русского поэта Александра Пушкина, предлагаем вам вспомнить о тех, кого он называл своими друзьями по музе, лицею, и просто близких по духу людей.

В июне 1817 года, ровно 200 лет назад, из Царскосельского лицея выпустилась первая плеяда учеников.

Пушкинский выпуск впоследствии был назван самым блистательным — наряду с «солнцем русской поэзии», его закончили «звезды» под стать Пушкину, такие как Горчаков, Кюхельбекер, Корф, Матюшкин, Дельвиг, Яковлев, Пущин, Малиновский.

Из лицея Пушкин был выпущен в чине коллежского секретаря 10-класса согласно табели о рангах (стандартный чин, который присваивался выпускникам высших учебных заведений) и поступил на службу в Коллегию иностранных дел в Петербурге.

С этого момента Пушкин становится активным участником общественно-политической и культурной жизни того времени.

Он принимает участие в заседаниях литературного общества «Арзамас», вступает в члены литературно-театрального сообщества «Зелёная лампа», которым руководит «Союз благоденствия» (тайная револю­ционная организация декабристов, действовавшая в 1818–1821 годах).

На протяжении всех этих лет он общался и знакомился с новыми людьми, некоторые из которых потом также вошли в круг его близких друзей.

Дружбу со своими лицейскими друзьями Пушкин не переставал поддерживать и после окончания лицея. Иван Пущин был всегда одним из самых близких людей для поэта.

Прямой и открытый характер, рассудительность и спокойная уверенность в себе вкупе с широкой душой и добрым сердцем внушали поэту не только любовь, но и уважение, и делали Пущина первым товарищем Пушкина в юношеских забавах.

Вступив в ряды декабристов, Пущин стал серьёзнее относиться к жизни и порой упрекал повесу-друга за его беспечный образ жизни, но всегда оставался неизменно преданным и понимающим другом. Пущин был первым, кто посетил Пушкина в его ссылке в Михайловском. «Поэта дом опальный / О Пущин мой, ты первый посетил…», — писал он в 1825 году. Картина Николая Ге, посвященная этому событию, иллюстрирует этот текст.

С другим лицейским другом, Иваном Малиновским, Пушкина, как и многих других учеников, связывали особенно тёплые отношения. Его отец, В. Ф.

Малиновский, был директором лицея, когда там учились Пушкин с друзьями, и в одно время, когда отпуски для учащихся были под запретом, он приглашал их к себе домой, принимал в свою семью и заменял ученикам родных и близких.

Умирая, Пушкин говорил: «Отчего нет около меня Пущина и Малиновского. Мне было бы легче умирать».

Дельвиг и Пушкин в Михайловском

Другой закадычный друг Пушкина, барон Дельвиг был натурой возвышенной и крайне противоречивой. О его лени ходили легенды, он и сам поддерживал репутацию лежебоки и увальня.

Однако это не мешало ему быть заправским балагуром, насмешником и поэтом, которому отдавал должное сам Пушкин.

Он бесконечно много читал, его воображение не знало границ, и вся душа его по признанию друзей было отдана поэзии и литературе.

Пушкин в своих воспоминаниях о Дельвиге приводит историю, как тот выдумал в лицее, будто бы он участвовал в походах русской армии против французов в 1807 году.

И настолько это было правдоподобно, что в течение нескольких дней весь лицей стекался послушать эти «истории очевидца», включая даже директора Малиновского.

Никто не сомневался в истинности этих рассказов, пока Дельвиг, вконец смущённый, не признался в своей невинной шутке.

Со своими старшими товарищами, Вяземским и Жуковским, которые были вдвое старше его, и к кому Пушкин несмотря на это обращался на «ты», он был дружен со времён «Арзамаса». Пушкин был самым младшим из арзамасцев и был принят в общество будучи ещё лицеистом, с подачи его дяди В. Л.

Пушкина, но уже тогда участвовал в литературной борьбе, поэтому прозвище ему дали Сверчок (из баллады Жуковского «Светлана»). «Арзамас» выступал против рутины и архаики в литературе и активно полемизировал с объединением «Беседа любителей русского слова», отстаивавшим каноны классицизма прошлого века.

На заседаниях арзамасцы читали эпиграммы, шутливые протоколы.

Портрет Жуковского работы Брюллова

Из дошедших до наших дней протоколов сохранился шутливый «Символ веры», высмеивающий сторонников «Беседы» и их заботу о традиционной словесности, которую Пушкин с товарищами считали неуклюжей и не отвечающей современным литературным запросам.

В «Символе веры» предлагалось чтить троицу ревнителей канонического русского языка Шишкова, Шихматова и Шаховского, грядущих «со славою судити живых и мертвых писателей», исповедовать «оставление галлицизмов» и чаять «погибели в будущей жизни всем растлителям языка».

Один из ведущих пушкинистов В. С. Непомнящий высказал однажды предположение о том, что каждый из старших поэтов — Батюшков, Жуковский Вяземский, В. Л. Пушкин и другие — видел в стихах Пушкина себя, свой стиль, свои образы. Но это были идеальные, исправленные «литературные портреты» — какими могли бы быть их стихи, обладай они талантом А. С. Пушкина.

Пожалуй, никто не знал Пушкина так, как его друзья. Воспоминания и переписка поэта с Дельвигом, Пущиным и многими другими сохранилась и издана в книге под названием «Друзья Пушкина». Государственных деятелей, мореплавателей-путешественников, писателей и поэтов объединяла и роднила личность поэта.

Все они по-своему дополняли его многогранную личность, в каждом он находил что-то ценное. На многих из них Пушкин равнялся, для кого-то сам был примером. Но все они составляли неотъемлемую часть его жизни, и эти воспоминания по сей день служат бесценным источником для всех почитателей гения поэта.

Источник: https://weekend.rambler.ru/items/37078714-11-druzey-pushkina/

Лицейские друзья А.С. Пушкина. Самые близкие друзья. Близкими друзьями в Лицее Пушкин мог называть лишь троих – А.Дельвига, И.Пущина, В.Кюхельбекера. — презентация

1 Лицейские друзья А.С. Пушкина<\p>

2 Самые близкие друзья. Близкими друзьями в Лицее Пушкин мог называть лишь троих – А.Дельвига, И.Пущина, В.Кюхельбекера. В число «близких» входил и директор Лицея – В.Ф.Малиновский. К нему приезжали лучшие литераторы столицы, среди которых был В.Жуковский, сыгравший значительную роль в становлении и жизни поэта. С И.Пущиным Александр Сергеевич жил в соседстве – номера их комнат были соответственно 13 и 14. По воспоминаниям Иван Ивановича, они частенько переговаривались с Пушкиным вечерами через перегородку комнат, как правило, о событиях прошедшего дня. Иван Пущин останется в числе близких друзей Пушкина на всю жизнь. А с Вильгельмом Кюхельбекером Пушкина свяжет также первая в Лицее дуэль.<\p>

3 Дружба с Пущиным После выпуска из Лицея их дружба осталась, а дороги разошлись. Пушкина за вольнолюбивые стихи отправляют в ссылку: сначала на юг России, а потом в Псковское имение Родителей – в Михайловское. Пущин живет то в Москве, то в Петербурге. Он становится активным членом тайного революционного общества, будущим декабристом.<\p>

4 Дальнейшая дружба В январе 1825 года, к ужасу родных и знакомых Пущин отправляется навестить Пушкина: Встреча с опальным поэтом была опасна. Но Пущин как будто чувствовал, что это последняя возможность навестить друга… В их распоряжении был только один день. Но какой это был день! Пушкин радовался свиданию и беспрестанно повторял, что ему все не верится,что они вместе.<\p>

5<\p>

6 Антон Дельвиг В лицее он славился своей ленью. Результат был налицо: в списке выпускников он занимал третье место от конца. Правда, и Пушкин недалеко ушел от друга: у него было четвертое место от конца<\p>

7 А еще Дельвиг был ужасным фантазером! Однажды он захватывающе правдиво рассказал о своих приключениях вместе с отцом (его отец был военным). После этого каждый вечер вокруг него собирались слушатели. Пришел послушать мальчика и сам директор Лицея. Никто не сомневался в правдивости его историй, пока он сам не признался, что это все вымысел. Однако, как вспоминал Пушкин, Дельвиг «никогда не лгал в оправдание какой-нибудь вины, для избежания выговора или наказания».<\p>

8 В апреле 1825 года Дельвиг навестил ссыльного Пушкина в Михайловском. Какой это был замечательный год для Пушкина! В январе к нему приехал Пущин, а в апреле Дельвиг. Пушкин писал об этой встрече в стихотворении: И ты пришел, сын лени вдохновенный, О Дельвиг мой: твой голос пробудил Сердечный жар, так долго усыпленный, И бодро я судьбу благословил.<\p>

9 Смерть А. А. Дельвига Литературная газета» в которой работал Дельвиг была закрыта, и он заболел. Небольшая простуда обернулась, как тогда говорили, «гнилой горячкой», и 14 января 1831 года Дельвига не стало. Неожиданная смерть Дельвига потрясла Пушкина. Он писал: «Грустно, тоска. Вот первая смерть, мною оплаканная…»<\p>

10 Кюхельбекер Кюхельбекер Весь он, как казалось лицеистам, был какой-то смешной: длинный, тощий, извивающийся, с глазами навыкате. И фамилия у него была слишком длинная. Это обстоятельство, правда, недолго смущало лицеистов: они ее укоротили. Так появился Кюхля. Кюхля был вспыльчив, самолюбив и обидчив. Когда его обижали, он терял над собой всякий контроль. Все это превратило его в мишень для насмешек и эпиграмм, иногда обидных и даже злобных. Издевались над Кюхельбекером не только в стихах: однажды один лицеист вылил ему на голову тарелку супа. Это так потрясло Кюхельбекера, что он решил утопиться, но и здесь у него все получилось нескладно: в этом пруду не смогла бы утопиться даже мышь.<\p>

11 Творчество Кюхельбекера В Лицее Кюхельбекер стал писать стихи. Вначале они были корявые, неуклюжие, а потом все лучше и лучше. Первое опубликованное стихотворение Пушкина «К другу стихотворцу» было обращено именно к Кюхельбекеру. В уста своего друга Пушкин вложил такие слова: «Когда на что решусь, уж я не отступаю». Всей своей последующей жизнью Кюхельбекер подтвердил эти слова.<\p>

12 Бывает дружба, которая, возникнув в детстве или юности, проходит через всю жизнь. Она не только освещает жизнь самих этих людей, но и вызывает восхищение у окружающих. Легенды о ней живут в веках. Такая дружба связывала Пушкина и его друзей-лицеистов.<\p>

13 Спасибо за внимание!!!<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/960939

Лицейские друзья Пушкина Лицейские друзья Пушкина — скачать презентацию

Слайд 1
Описание слайда:

Лицейские друзья Пушкина Лицейские друзья Пушкина

Слайд 2
Описание слайда:

В 1811 г. Пушкин поступил в Лицей, открытый в Царском Селе, (ныне г. Пушкин) под Петербургом. В августе были проведены приёмные экзамены, а 19 октября состоялось торжественное открытие учебного заведения. В 1811 г. Пушкин поступил в Лицей, открытый в Царском Селе, (ныне г. Пушкин) под Петербургом.

В августе были проведены приёмные экзамены, а 19 октября состоялось торжественное открытие учебного заведения. 30 мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Их величали «первый курс Царскосельского лицея». Мальчишки как мальчишки, проказники, спорщики, из которых вышли поэты, министры, офицеры.

Слайд 3
Описание слайда:

Лицей был своеобразным учебным заведением .Он должен был подготовлять образованнейших людей, поэтому в программу были включены предметы не только средней, но и высшей школы. Были назначены лучшие профессора и преподаватели. Учиться лицеисты должны были 6 лет. Лицей был своеобразным учебным заведением .

Он должен был подготовлять образованнейших людей, поэтому в программу были включены предметы не только средней, но и высшей школы. Были назначены лучшие профессора и преподаватели. Учиться лицеисты должны были 6 лет. Новая порода людей должна была возникнуть в полной разлуке с домашними. Молодые люди брались из разных сословий.

Они составляли одно общество, без всякого различия в столе и одежде, преподавание должно было вестись на русском языке.

Слайд 4
Описание слайда:

Лицей – маленький 4-этажный городок. Подъём был в 6 ч. утра, потом – молитва, уроки, завтрак. Ежедневно – 7 часов уроки, остальное – прогулки, игры, гимнастика.

Лицей – маленький 4-этажный городок. Подъём был в 6 ч. утра, потом – молитва, уроки, завтрак.

Ежедневно – 7 часов уроки, остальное – прогулки, игры, гимнастика.

Профессор права Александр Петрович Куницын записал в своём дневнике: «Я вовсе не ожидал, что придётся читать лекции сущим детям…Пушкин грызёт перо и царапает на бумаге рисунки, так углубляясь в эти занятия, как будто в классе, кроме него, никого нет. Дельвиг спит…»

Слайд 5
Описание слайда:

л В лицее царил дух свободы и творчества, поощрявшийся начальством; добрые отношения преподавателей и лицеистов строились на принципах уважения, а не палочной дисциплины. В лицейский период происходит « становление пера» Пушкина, формирование его литературных вкусов и предпочтений. Значительную роль в этом процессе сыграли лицейские товарищи Пушкина. Познакомимся с некоторыми из них.

Слайд 6
Описание слайда:

Прозвище- Суворочка Прозвище- Суворочка Лучший ученик. Окончил лицей с Золотой медалью Сначала был самым слабым физически, поэтому много занимался гимнастикой. Когда учил уроки, носил на плечах два тяжёлых словаря. Ребята посмеивались над ним, иногда в стихах. После окончания лицея- член тайного общества декабристов.

Слайд 7
Описание слайда:

Был очень музыкален. Редактор лицейских журналов. (Первый рукописный журнал назывался «Неопытное перо».) Был очень музыкален. Редактор лицейских журналов. (Первый рукописный журнал назывался «Неопытное перо».) Положил на музыку некоторые стихи Пушкина. Корсаков поступит в Коллегию иностранных дел. Через 2 года после окончания Лицея угаснет от чахотки во Флоренции.

Слайд 8
Описание слайда:

Яковлев Михаил звался Паяцем. Он имел особое дарование и склонность к музыке. Новые романсы он схватывал на лету, но настоящий талант у него был в изображении людей. Он угадывал в походке и незаметных привычках сущность человека.

Яковлев Михаил звался Паяцем.

Он имел особое дарование и склонность к музыке. Новые романсы он схватывал на лету, но настоящий талант у него был в изображении людей. Он угадывал в походке и незаметных привычках сущность человека.

В особенности удавался ему смех Пушкина: внезапный, короткий, отрывистый и до того радостный, что все смеялись.

Слайд 9
Описание слайда:

Среди лицеистов был Малиновский Иван, сын директора Лицея. Иван знал много пословиц и поговорок, за что его называли Санчо Панса. Среди лицеистов был Малиновский Иван, сын директора Лицея. Иван знал много пословиц и поговорок, за что его называли Санчо Панса.

Также учились Матюшкин Фёдор, Горчаков Александр, Мясоедов Павел… Больше всего хлопот доставляли Броглио и Данзас. «Отчаянные»- так охарактеризовал их надзиратель Лицея Мартин Пилецкий. Обычные наказания на них не действовали, и для них были найдены новые.

Данзас, например, был одет на сутки в свой старый детский сюртук, в котором прибыл в Лицей. Сюртук был до того узок, беден и дурно сшит, что вызвал смех и произвёл необходимое воспитательное действие. Посредине классной комнаты стоял чёрный стол.

Данзас и Броглио за нескромное поведение сажались гувернёром за этот стол. Они привыкли к чёрному столу, и Данзас имел наглость заявлять, что за ним удобнее.

Слайд 10
Описание слайда:

Воспитанник Пушкин тоже был сажаем за чёрный стол в наказание за громкий смех в классе чистописания и за пустые фигуры , которые чертил на уроке немецкой словесности Воспитанник Пушкин тоже был сажаем за чёрный стол в наказание за громкий смех в классе чистописания и за пустые фигуры , которые чертил на уроке немецкой словесности Сначала его звали французом, потому что никто не говорил и не писал по-французски, как он. Ещё его звали Обезьяной. Прозвище это, как и многие другие пустил в ход Миша Яковлев. Лучшими друзьями Пушкина были Иван Пущин, Антон Дельвиг и Вильгельм Кюхельбекер.

Слайд 11
Описание слайда:

Барон Дельвиг входил в группу выдающихся литераторов. А поэт для Пушкина особый друг, он — брат по крови, по душе Барон Дельвиг входил в группу выдающихся литераторов. А поэт для Пушкина особый друг, он — брат по крови, по душе Дельвига считали ленивым, любителем поспать. После окончания Лицея поступит в Коллегию иностранных дел, станет министром.

Слайд 12
Описание слайда:

Прозвище- Кюхля. Прозвище- Кюхля. Пушкин писал о Кюхельбекере много и по – разному При выпуске из Лицея для Пушкина особое событие – разлука с Кюхлей. Пушкин писал: В последний раз, в сени уединенья , Моим стихам внимает наш пенат , Лицейской жизни милый брат, Делю с тобой последние мгновенья.

Слайд 13
Описание слайда:

Их комнаты были рядом: Пущин- №13, Пушкин- №14. Лёгкий стук в стенку был их условным знаком. Их комнаты были рядом: Пущин- №13, Пушкин- №14. Лёгкий стук в стенку был их условным знаком.

Толстый, круглолицый, с ясными, серыми глазами, созданный для удовольствий и ненавидящий огорчения, Пущин ни в чем не был похож на Александра. Постепенно к нему пришла слава человека справедливого и умного.

Лицеисты при ссорах стали обращаться к нему: он разбирал споры с удовольствием.

Слайд 14
Описание слайда:

Пущин был первым из друзей, кто навестил Пушкина в Михайловском. Пущин был первым из друзей, кто навестил Пушкина в Михайловском.

В стихотворении «19 октября 1825 года» Пушкин писал об этом: …Поэта дом опальный, О Пущин мой, ты первый посетил; Ты усладил изгнанья день печальный, Ты в день его лицея превратил. Разговоры были откровенными. Прощались далеко за полночь.

«Мы ещё чокнулись стаканами, но грустно пилось: как будто чувствовали, что в последний раз вместе пьём и пьём на вечную разлуку…»

Слайд 15
Описание слайда:

Вместе с другими декабристами Пущин был приговорён в ссылке в Сибирь. В первый день своего приезда в Читинский острог он получил переданное ему с женой декабриста Муравьева послание Пушкина: Вместе с другими декабристами Пущин был приговорён в ссылке в Сибирь.

В первый день своего приезда в Читинский острог он получил переданное ему с женой декабриста Муравьева послание Пушкина: Мой первый друг, мой друг бесценный И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней!

Слайд 16
Описание слайда:

Особенно лицеисты интересовались литературой. Жадно читали новые произведения, горячо спорили о них. Особенно лицеисты интересовались литературой. Жадно читали новые произведения, горячо спорили о них.

Александра Пушкина больше всего лицеисты любили за то, что он был жизнерадостным, умным и талантливым, сердечно относился к товарищам.

«Мы все видели,- вспоминали о нем друзья,- что Пушкин нас опередил, многое прочел, о чем мы и не слыхали, все, что читал, помнил; но достоинство его состояло в том, что он отнюдь не думал высказываться и важничать»

Слайд 17
Описание слайда:

Лицеисты встретились впервые летом 1811 г., прожили вместе 6 лет. Учеба, стихи, забавы, розыгрыши, влюбленности… Но была и большая духовная работа. Дружба с поэтом В. А. Жуковским, знакомство с историком Н В Карамзиным, поэтом П.А Вяземским, политическим деятелем П. А. Плетневым. Лицеисты встретились впервые летом 1811 г., прожили вместе 6 лет.

Учеба, стихи, забавы, розыгрыши, влюбленности… Но была и большая духовная работа. Дружба с поэтом В. А. Жуковским, знакомство с историком Н В Карамзиным, поэтом П.А Вяземским, политическим деятелем П. А. Плетневым. А главное их достояние- дружба. Её боготворят, ставят на первое место, выше карьеры, удачи и любви.

В день окончания Лицея директор надел на пальцы бывшим ученикам чугунные кольца- символ крепкой дружбы.

Слайд 18
Описание слайда:

Верность лицейскому братству Пушкин пронес через всю жизнь. Пять стихотворений посвятил Пушкин Лицейской годовщине: 1825, 1827, 1828, 1831, 1836 года. В Пушкине сейчас существует Мемориальный музей- Лицей. На гранитном пьедестале памятника Пушкину — лицеисту высечены слова: Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен…

Источник: http://mypresentation.ru/presentation/licejskie_druzya_pushkina_licejskie_druzya_pushkina

Лицейские друзья А.С. Пушкина

Реферат

по литературе

на тему

«Лицейские друзья Пушкина»

Ученицы 9Б класса

Бугровской СОШ

Чавдар Яны.

Преподаватель

Тарасова Е. А.

План

Введение

1. Лицейские годы

  1. Открытие лицея

  2. Первые впечатления и новая жизнь

  3. Окончание лицея

2. Лицейские друзья. Друзья навеки…

  1. Мой первый друг, мой друг бесценный

  2. А.А. Дельвиг

  3. В.К. Кюхельбекер

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Имя А.С.Пушкина — имя великого русского гения. Его творения бессмертны!!! Разве можно представить русскую и мировую литературу без его произведений. Его титанический труд не постижим и гениален. Мы начинаем своё знакомство с А.С.Пушкиным уже с самого детства. Мамы и бабушки читают нам пушкинские сказки. И уже с самого детства мы влюбляемся в него.

Взрослея, мы знакомимся с его более серьёзными произведениями и понимаем насколько не возможна мысль о том, что мир может прожить без этих творений. В поэмах, стихотворениях, сказках, прозе А.С.Пушкина чувствуется его любовь к России, его душа, его мировоззрение, его личность…Мир А.С.Пушкина необыкновенен! Как интересна эта личность!!!Он всегда с нами и в нас.

Как небо, как воздух, как земля. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой красоте и чистоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла. Такая яркая личность уже в своё время не оставила никого равнодушным. У Пушкина, как и у всех талантливых людей, были завистники и враги. В стихотворении М.Ю.

Лермонтова “Смерть поэта” об этом сказано:

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Но Пушкина всегда поддерживали его друзья. Друзья- лицеисты: И.И.Пущин, А.А.Дельвиг, В.К.Кюхельбекер. Их верность, любовь, преданность были всецело отданы А.С.Пушкину. Ещё со времён лицея они были преданными друзьями. Я думаю, будет интересно узнать о них …

1. Лицейские годы

Внутренней, самой близкой отчизной, отчизной души Пушкина, был лицей, Царское Село. О них он вспоминал часто. Пушкина привезли в Царское Село 12 августа 1811 года, вскоре после того, как было объявлено о предстоящем открытии лицея. Привез его дядя, Василий Львович Пушкин, известный в свое время поэт, оказавший на юного Пушкина некоторое литературное влияние.

По своим литературным взглядам Василий Львович был убежденный карамзинист и враг всех литературных «староверов» во главе с Шишковым. Из Москвы в Петербург он ехал не только для сопровождения племянника, но и для того, чтобы поскорее напечатать одно из своих полемических литературных посланий Шишкову. В Петербурге юный Пушкин поселился в доме дяди.

Здесь он и жил всё то время, пока готовился к экзаменам в лицей.

1.1 Открытие лицея

Лицей был задуман Александром I как закрытое привилегированное учебное заведение для подготовки образованных и преданных слуг государства. Задуманному им учебному заведению Александром I придавал столь важное значение, что собирался в начале поместить туда и великих князей. Позднее он от этой мысли отказался, но своего интереса к лицею не потерял.

Программа обучения в лицее предусматривала изучение самых разнообразных наук. Среди приглашенных преподавать лицеистам были также лучшие по тому времени учителя: А.П. Куницын, А.И. Галич и другие.

Интересно, что в 1816 году в Петербурге были объявлены курсы политических наук, которые пользовались большой популярностью в передовых кругах общества и которые помещали члены «Союза спасения»: Пестель, Муравьевы, Ф. Глинка, И. Долгоруков. В числе тех, кто читал на этих курсах, были лицейские учителя: Куницын и Галич.

На праздновании торжественного акта по случаю открытия лицея присутствовала царская семья. Однако самым памятным для Пушкина событием торжественного дня 19 октября 1811 года была вступительная речь Куницына. В своем последнем стихотворении, посвященном дате 19 октября, «была пора….

» ( 1836 году), Пушкин скажет о речи Куницына — скажет, потому что всегда о ней помнил: Вы помните, когда возник Лицей, И царь для нас открыл чертог царицын, И мы пришли.

И встретил нас Куницын Приветствием царственных гостей… В своей речи Куницын призывал – и этого Пушкин тоже не забыл, потом это отзовется, в частности, в его оде “Вольность” – превыше всего чтить законы и соблюдать их: “Приуготовляясь быть хранителями законов, научитесь прежде сами почитать оное; ибо закон, нарушаемый блюстителями оного, не имеет святости в глазах народа». Свою речь Куницын закончил словами, обращенными к лицеистам: «Вы ли захотите смешаться с толпой людей обыкновенных, пресмыкающихся в неизвестности и каждый день поглощаемых волнами забвения? Нет! Да не развратит мысль сия вашего воображения! Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями». Большие надежды, которые на него возлагались, лицей, безусловно, оправдал. Но не так и не в этом смысле, в каком думал император Александр I. В историю России лицей вошел как одно из самых замечательных явлений русской культуры. Но не потому, конечно, что он готовил «просвещенных слуг государства», а потому, что он был колыбелью Пушкина, а значит, и всей русской поэзии, потому, что из его стен вышли такие великие патриоты и мученики свободы, как Кухельбекер, Пущин и другие.

1.2 Первые впечатления и новая жизнь

Для Пушкина лицей был не только источником дорогих воспоминаний, но и многого существенно важного и решающего в его последующем духовном развитии. В лицее были хорошие преподаватели, там читались ученикам основы наук, но еще более, чем преподаватели и излагаемые ими научные сведения, служил образованию лицеистов их тесный дружеский круг.

Его значение для Пушкина было неизмеримо велико. Пушкин недаром после окончания лицея отмечал каждую лицейскую годовщину посвященными этой дате стихами. И это были стихи о дружбе. Лицей, лицейское содружество были тем самым, что заменяло ему в юности столь необходимое для человеческой души ощущения Дома.

Лицей, лицейские друзья, воспоминания о лицее были тем положительным основанием, на котором, при всех ошибках и неудачах, не только в радостях, но и в невзгодах, всегда строилась внутренняя судьба личности Пушкина. Это то, на что Пушкин оглядывался при всех поворотах своей жизни, с чем соизмерял все с ним происходящее.

В лицее, в атмосфере лицея, все хорошо воспитывало. Дружеские беседы изощряли ум и приучали к умственной и духовной открытости (к той открытости, без которой не может быть истинного поэта); прогулки по садам лицея заставляли вспоминать и приобщаться мыслью к прошлому человечества и к его культуре (что нашло потом сильное отражение в поэзии Пушкина).

Лицей заложил культурные и человеческие основы пушкинской поэзии в значительной степени, нежели это могли сделать домашнее чтение в детстве и те уроки, которые давались Пушкину его многочисленными домашними хорошими и плохими учителями.

В лицее были возможности свободного и естественно-непринужденного приобщения к культуре и – что не менее важно – приобщение всем дружеским кругом, вместе. Среди лицейских друзей Пушкина особенно близкими и дорогими – на всю жизнь дорогими – стали Дельвиг, Пущин, Кухельбекер. Двое из них были поэтами.

Все лицейский друзья Пушкина — и он сам прежде всего – были более всего увлечены делами литературными. Лицейское братство было не только человеческим, но и поэтическим братством. Это не могло не иметь влияния на Пушкина.

В лицее, как вспоминал позднее Пущин, Пушкин «постоянно и деятельно участвовал во всех литературных журналах, импровизировал так называемые народные песни, точил на всех эпиграммы и пр.» Эта лицейская дружба скрепила их своим союзом на всю жизнь!!! Они были близки не только в лицее, но и после его окончания…Их союз только ещё сильнее укрепился. В течение всей жизни они помогали и поддерживали друг друга…Искренность и теплота остались с ними навсегда!!!

1.3 Окончание лицея

Весной 1817 года закончился лицейский курс. Наступило время прощания с местами, которые сделались дороги, прощание с друзьями. Грозные времена и грозные судьбы ждали впереди и Пущина, и Кюхельбекера, и Дельвига, и самого Пушкина. И всегда, как бы тяжело ни складывалась их жизнь, голосом радости и утешения был для них голос верной лицейской дружбы…

  • Статья >> Культура и искусство… дня открытия Лицея, и в нем печатались лицейские друзья Пушкина — и Дельвиг, и Пущин: Этот номер «Вестника» … века. Кроме сочинений А. С. Пушкина, есть в лицейской библиотеке книга и другого Пушкина, Андрея Никифоровича, полковника …
  • Сочинение >> Литература и русский язык… политических стихотворений. Именно в лицее у Пушкина появляються настояшии друзья. На первый курс было … посещал Оленинский кружок. Но в лицейское время Пушкин находился под влиянием Арзамаса, вдохновленный …
  • Сочинение >> Литература и русский язык… революционеров-декабристов Кюхельбекера и Пущина. В жизни Пушкина лицейская дружба оставила неизгладимые следы. В 1826 … . Прошло уже несколько лет разлуки Пушкина с друзьями: сначала южная ссылка, потом заточенье …
  • Реферат >> Литература и русский язык… тональности выдержано послание к брату лицейского друга Пушкина Сергея Ломоносова, так же, как … всегда, обращаясь к Богу с пожеланием своим друзьям благополучия, поэт не забывает о себе …
  • Курсовая работа >> Литература и русский язык… . Преданным адептом Карамзина был В.Л. Пушкин; его ближайшими друзьями были Жуковский, Вяземский (шурин … ; 1959. Справочный том. Пушкин. Стихотворения лицейских лет — Пушкин А.С. Стихотворения лицейских лет. 1813—1817. СПб …
  • Реферат >> Литература и русский языкРевельские мотивы в произведениях А.С. Пушкина В. Б. Бобылева Из всех лицейских друзей Пушкина ближе всех ему по духу … лицейских друзей произошла в октябре, накануне лицейской годовщины — 19 числа. К этому важнейшему событию Пушкин спешил …
  • Курсовая работа >> Литература и русский язык… смешное». Показательно, что даже в отношениях Пушкина с лицейскими товарищами незримо (или зримо) присутствует … Пушкин. 1826 – 1837» подчеркивал «необъяснимость» поведения Пушкина перед дуэлью: «Кн.П.А.Вяземский и все друзья Пушкина
  • Сочинение >> Литература и русский язык… эссе «У крестовского перевоза» описывает встречу Пушкина с другим лицейским товарищем — Антоном Дельвигом. … … Их согревало ощущение того, что друзья были рядом. Ведь как страшно … «частицы» великого братства. И черты друзей не стирались, тираны и эпохи были …
  • Реферат >> Биографии… полной подписью автора). Еще на лицейской скамье Пушкин был принят в литературное общество … его политических стихотворений. Пушкину грозит ссылка в Сибирь, усилиями старших друзей (Карамзина, Чаадаева …

Источник: http://TopRef.ru/referat/64670.html

Лицейские друзья Пушкина

В 1811 году правительство решило открыть для детей элиты специальное учебное заведение с целью подготовки высшей чиновничьей аристократии, как это делалось в Англии и Франции. Идея Лицея от названия до содержания, была позаимствована из подобных институций, давно существовавших на Западе.

Даже слово «лицей» было новым в русском лексиконе, и Пушкин обсуждал, как его писать: лицей, ликея или ликей?

Один из современников так охарактеризовал это учебное заведение: «Лицей был заведение совершенно на западный лад; здесь получались иностранные журналы для воспитанников…».

Преподавателями были русские и иностранцы. Но и русские преподаватели получили образование за границей за казенный счет. Император Александр Павлович подарил Лицею свою юношескую библиотеку, в основном состоявшую из иностранных книг.

Лицей разместили в императорском дворце в Царском Селе, и он выглядел частью семейных покоев царской фамилии.<\p>

Такое размещение соответствовало планам графа Михаила Сперанского, который предлагал в Лицее обучать членов высочайшей фамилии, готовя из них просвещенных государственных мужей.

Если бы это случилось, Пушкин мог бы оказаться с великими князьями Николаем и Михаилом Павловичами на одной скамье, то есть стать школьным приятелем Николая I, который был всего на три года старше.<\p>

Попасть в Лицей было не просто. Семья задействовала все свои связи.

Когда стало ясно, что в Лицее не будут учиться члены императорской семьи, критерии отбора кандидатов снизились.

Поэт со связями, дядя Пушкина Василий Львович повез племянника в Петербург.

Для Пушкина при его хорошем французском и наличии у мальчика покровительства экзамены оказались пустой формальностью.

Французский язык лицейского Пушкина звучал лучше, чем у его сверстников.

Сам Лицей представлял собой смесь монастыря с военным училищем, в котором читались некоторые европейские предметы.

Барон Модест Корф вспоминал, что в Лицее не было никакой свободы передвижения, комнаты воспитанников назывались камерами, за провинности наказывали стоянием на коленях.

Пушкин так стоял однажды две недели – за утренними и вечерними молитвами.

Учение Пушкин назвал «заточением» и жизнью «взаперти». Говорили, что лишь двух воспитанников за шесть лет учения выпустили в Петербург по случаю тяжелой болезни родителей. Первые три или четыре года даже в сад не пускали порознь. При посещениях родители могли находиться с воспитанниками только в общей зале или на общей прогулке. У лицеистов отобрали сразу свои книги.

Также было запрещено сочинять: писали украдкой. Правда, потом, разрешили держать книги и даже издавать самодельные журналы, разумеется, под контролем.<\p>

Однако, в самом Лицее постарались соединить все удобства домашнего быта с требованиями общественного учебного заведения. Домашняя жизнь у многих лицеистов, и прежде всего у Пушкина, была гораздо теснее, беспорядочнее, скученнее.

А тут был светлый, просторный дворцовый флигель, где при Екатерине помещались великие княжны, её внучки. В Лицее были огромная столовая, рекреационная, конференц-зал, классы, библиотека, читальня, физический кабинет, больница. На верхнем этаже находились спальни. В каждой стояла железная кровать, конторка с чернильницей, комод, умывальник.

Каждая спальня имела свой номер, и лицеисты часто звали друг друга по номерам. Пушкин был № 14, рядом с ним был Пущин, № 15. Общие комнаты освещались масляными лампами, по тогдашнему времени роскошь такая же редкая, как и железные кровати. Россия тогда еще жила при сальных свечах и при лучинах. Только во дворцах да у немногих богатых людей горели лампы.<\p>

Кормили лицеистов отлично.

Бородатый Мальгин, государев портной, сначала сшил им франтоватые синие мундирчики, с галунными воротниками и белые панталоны в обтяжку; к этому полагались треуголки и ботфорты. Это была праздничная форма. Сюртуки попроще, с красными воротниками были для будней.

Когда война 1812 года разорила казну, началась экономия, лицеистов переодели в серые брюки, в серые штатские сюртуки и фуражки, чем они очень были недовольны, так как у маленьких придворных певчих была такая же форма.

В Лицее изучались разнообразнейшие предметы, программа была насыщенной:

языки, древние и новые, закон Божий и священная история, иностранные литературы, общая история с пристрастным вниманием к трем последним векам, логика, физика и география, нравственная философия, статистика иностранная и отечественная, право естественное (то есть права человека), право частное и публичное, право гражданское и уголовное, чистая математика и прикладная, политическая экономия и финансы, полевая фортификация и артиллерия, фехтование.

Одноклассник Пушкина, барон М. А. Корф писал:

«Основательного, глубокого в наших познаниях, конечно, было не много, но поверхностно мы имели идею обо всем и были очень богаты блестящим всезнанием. Мы мало учились в классе, но много в чтении и в беседе при беспрестанном трении умов…»

Знаниями лицейский Пушкин не блещет. Ему было трудно конкурировать с серьезными сверстниками, и французского тут оказалось недостаточно, хотя по этому языку он был на втором месте.

Пушкин овладел латынью, но античную литературу знал далеко не лучше других: многие оказались эрудированней его. Через год занятий он занимает лишь 28-е место (начав с четырнадцатого).

У него есть более удачливые соперники даже в стихах (часть он пишет по-французски).

Директор Лицея Егор Энгельгардт отмечал у Пушкина в качестве недостатков французский ум и страсть к сатире.

В лицейском журнале, куда преподаватели записывали свои наблюдения о каждом из воспитанников, есть ряд любопытных записей о поведении и характере Пушкина:

1812 г. 15 марта: «Александр Пушкин больше имеет понятливости, нежели памяти, более имеет вкуса, нежели прилежания; почему малое затруднение может остановить его; но не удержит: ибо он, побуждаемый соревнованием и чувством собственной пользы, желает сравниться с первыми питомцами. Успехи его в Латинском хороши; в Русском не столько тверды, сколько блистательны» (Кошанский).

19 ноября: «Пушкин весьма понятен, замысловат и остроумен, но крайне не прилежен: он способен только по таким предметам, которые требуют малого напряжения, а потому успехи его очень невелики, особенно по части логики» (Куницын). 20 ноября: «Больше вкуса к изящному, нежели прилежания к основательному» (Кошанский).

Однако была и бесспорная положительная сторона в лицейских занятиях: это был тот «лицейский дух», который на всю жизнь запомнился лицеистам первого — «пушкинского» — выпуска и который сделался очень скоро темой многочисленных доносов. Позже именно этот «дух» старательно выбивал из Лицея Николай I.

Но в этом, первом, выпуске всё создавало особую атмосферу: немногочисленность учащихся, отсутствие в Лицее в отличие от других учебных заведений телесных наказаний, молодость ряда профессоров, гуманный характер у их лучшей части педагогических идей, ориентированных на внимание и уважение к личности учеников, то, что среди лицеистов поощрялся дух чести и товарищества, наконец, то, что это был первый выпуск – предмет любви и внимания.

Среди лицеистов культивировался дух независимости, уважения к собственному достоинству. Кроме передовых идей они усваивали независимость суждений и поступков, а также определенный тип поведения: отвращение к холопству и раболепному чинопочитанию.

В жизни Пушкина основное, чем был отмечен Лицей, заключалось в том, что здесь он почувствовал себя Поэтом. Пушкин в 1830 году писал: «…начал я писать с 13-летнего возраста и печатать почти с того же времени».

В те дни — во мгле дубровных сводов

Близ вод, текущих в тишине,

В углах Лицейских переходов,

Являться Муза стала мне.

Моя студенческая келья,

Доселе чуждая веселья,

Вдруг озарилась — Муза в ней

Открыла пир своих затей;

Простите, хладные науки!

Простите, игры первых лет!

Я изменился, я поэт…<\p>

В Лицее процветал культ дружбы. Однако лицеисты в реальности – и это вполне естественно – распадались на группы, между которыми отношения порой были весьма конфликтными. Пушкин к нескольким примыкал, но не был безоговорочно ни в одну принят.

Так, в Лицее ощущалась сильная тяга к литературным занятиям, которая поощрялась всем стилем преподавания. Выходили рукописные журналы: «Неопытное перо», «Лицейский мудрец», «Для удовольствия и пользы» и др. По крайней мере в первые годы, поэтическим лидером Лицея, был Илличевский.

Можно предположить, что Пушкин в лицейском кругу ревниво боролся за признание своего поэтического первенства.

Наиболее тесными были дружеские связи Пушкина с Пущиным, Дельвигом, Малиновским и Кюхельбекером. Это была дружба на всю жизнь, оставившая в душе Пушкина глубокий след.

В сознании Пушкина Лицей становился идеальным царством дружбы, а лицейские друзья — идеальной аудиторией его поэзии.

Отношения Пушкина с товарищами складывались не просто. В дальнейшем даже самые доброжелательные из них не могли не упомянуть его глубокой ранимости, легко переходившей в вызывающее и дерзкое поведение. И. И.

Пущин вспоминал: «Пушкин, с самого начала, был раздражительнее многих и потому не возбуждал общей симпатии: это удел эксцентрического существа среди людей.

Не то чтобы он разыгрывал какую-нибудь роль между нами или поражал какими-нибудь особенными странностями, как это было в иных; но иногда неуместными шутками, неловкими колкостями сам ставил себя в затруднительное положение, не умея потом из него выйти. Это вело его к новым промахам, которые никогда не ускальзывают в школьных сношениях.

Я, как сосед (с другой стороны его нумера была глухая стена), часто, когда все уже засыпали, толковал с ним вполголоса через перегородку о каком-нибудь вздорном случае того дня; тут я видел ясно, что он по щекотливости всякому вздору приписывал какую-то важность и это его волновало.

Вместе мы, как умели, сглаживали некоторые шероховатости, хотя не всегда это удавалось. В нем была смесь излишней смелости с застенчивостью, и то и другое невпопад, что тем самым ему вредило. Бывало, вместе промахнемся, сам вывернешься, а он никак не сумеет этого уладить. Главное, ему недоставало того, что называется тактом…» «Все это вместе было причиной, — заключает Пущин, — что вообще не вдруг отозвались ему на его привязанность к лицейскому кружку…»

Пущин был проницательным наблюдателем.

Непрерывное шестилетнее общение с лицейским Пушкиным позволило ему сделать исключительно точное наблюдение над характером своего друга:<\p>

«Чтоб полюбить его настоящим образом, нужно было взглянуть на него с тем полным благорасположением, которое знает и видит все неровности характера и другие недостатки, мирится с ними и кончает тем, что полюбит даже и их в друге-товарище».

В родной семье нелюбимый ребенок, Пушкин-юноша, неравномерно развивающийся, он видимо, был глубоко неуверен в себе. Это вызывало молодечество, браваду, стремление первенствовать.

Дома его считали увальнем – он выше всего начал ставить физическую ловкость, силу, умение постоять за себя.

Тот же Пущин с недоумением, не ослабевшим почти за полвека, отделявшие время написания записок от первой встречи с Пушкиным, вспоминал, что Пушкин, который по начитанности и знаниям значительно опередил своих одноклассников, менее всего был склонен этим тщеславиться и даже ценить:

«Все научное он считал ни во что и как будто желал только доказать, что мастер бегать, прыгать через стулья, бросать мячик и пр. В этом даже участвовало его самолюбие — бывали столкновения, очень неловкие». По свидетельству Пушкина, «появлению Музы» в его «студенческой келье» предшествовало время,

… как я поэме редкой

Не предпочел бы мячик меткой,

Считал схоластику за вздор

И прыгал в сад через забор.

Когда порой бывал прилежен,

Порой ленив, порой упрям,

Порой лукав, порою прям,

Порой смирен, порой мятежен,

Порой печален, молчалив,

Порой сердечно говорлив .

Пушкину было шестнадцать лет, когда Державин рукоположил его в поэты, а Дельвиг приветствовал его в сентябрьском номере «Российского музеума» за 1815 год, его – автора всего лишь нескольких опубликованных стихотворений – стихами:

Пушкин! Он и в лесах не укроется;

Лира выдаст его громким пением,

И от смертных восхитит бессмертного

Аполлон на Олимп торжествующий.

Источник: http://www.smirnova-tatjana.ru/pusin-jizn-i-tvortestvo/623-lizeiskie-druzja.html

Ссылка на основную публикацию