«пиковая дама», повесть пушкина: анализ произведения

Анализ повести «Пиковая дама» Пушкина: суть, смысл и идея произведения

Германн и Лиза после смерти графини.Художник Т. Шишмарева

Повесть Пушкина «Пиковая дама» является одним из ярких произведений русской литературы XIX века.
В этой статье представлен анализ повести «Пиковая дама» Пушкина: анализ сути, смысла и идеи произведения, сделанный литературоведом и публицистом М.

О. Гершензоном, . Источником текста является статья М. О. Гершензона в «Собрании сочинений Пушкина», т. IV, серия «Библиотека великих писателей» под ред. С. А. Венгерова, «Брокгауз-Ефрон», СПб, 1910 г.)
Смотрите: Все материалы по повести «Пиковая дама»

(из статьи М. О. Гершензона, «Собрание сочинений Пушкина», т. IV, 1910 г.

)

Сюжет этой повести… есть прямая нелепость. Эта старуха, знающая три верные карты, появление посмертной тени перед Гераманном — что это: объективно рассказанные происшествия или намеренная фантастика? В обоих случаях факты слишком невероятны, чтобы Пушкин, с его трезвым умом, с его любовью к простому и реальному, мог соблазниться таким Гофманновским сюжетом.

Как «анекдот», «Пиковая дама» представляла бы плохую и не идущую к Пушкину выдумку. Но «Пиковая дама» — совсем не анекдот: … Белинский ошибся… Разумеется, пустая сказка, шитая белыми нитками. Какой-нибудь положительный, пошловатый человек, выслушав ее, вероятно, подумал бы: «Знаем мы эти чудеса.

Разумеется, Сен-Жермэн просто дал ей денег за нежную плату, а Чаплицкому она сама в трудную минуту помогла за снисхождение к ее увядшим прелестям. Миф о трех картах пущен в ход, конечно, ею самой, и в этом смысле он, действительно, не лишен остроумия». Так, вероятно, и подумали слушатели, и может быть они были правы. Пушкин намеренно оставляет факты под дымкою.

О чемъ говорила наедине молодая красавица с Сен-Жермэном, этого, разумеется, никто не мог знать, разв что она сама потом рассказала; а случай с Чаплицким Томский передает со слов своего дяди, графа Ивана Ильича, который «уверял его в том честью». Итак, вся эта история о трех таинственных картах представляла собой, вероятно, не более, как комочек житейской пошлости.

Остальные присутствовавшие взглянули, увидали комочек пошлости … и прошли мимо. Но одному из слушателей анекдот глубоко запал в память Он разорвет вдребезги эту душу и всего человека. Таков художественный замысел «Пиковой дамы»: соприкосновение души, определенно настроенной, с соответствующим этому настроению элементом действительности.

Вся грядущая драма Германна — его безумие и гибель — уже до начала действия заложена в его душе потенциально, но для того, чтобы она разразилась, нужен толчок извне, хотя бы самый незначительный<\p>…душа Германна вспыхивает от пустой, явно выдуманной сказки, рассказанной легкомысленным офицером…

Пушкин как бы хочет сказать: мы все ходим, ежеминутно готовые для драмы; наша насыщенная страстью душа жадно ищет в мире пищи для своей страсти — так жадно, что даже тень вещи способна соблазнить ее, и тогда она мгновенно вспыхивает вся и сгорает в мучительном счастии, одна медленнее, другая сразу, как этот Германн. Таков закон человеческого духа.

Таков, между прочим, — это все знают — закон любви; так Таня уже до встречи с Онегиным была готова для любви: «Душа ждала… кого нибудь».<\p>

Человек толпы живет мелкими вспышками, медленно тлея; чем сильнее личность, тем больше горючего материала в ней и тем неизбежнее она сгорит вся от ничтожнейшего толчка извне.

Не так ли и душа самого Пушкина под конец была насыщена и готова для драмы, так что малейшей интриги оказалось довольно, чтобы взорвать его и испепелить?… С той минуты, как душа Германна соприкоснулась с нужным ей отрывком действительности…, он уже не владеет собой: он одержим, он обезумел.

Степень его безумия Пушкин показывает нам не только в том, что он поверил глупой басне о трех картах, что он решается пробраться к старухе, грозит ей пистолетом и пр.

Воспитанница графини, Лизавета Ивановна, очевидно не была нужна для развития драмы; можно было придумать десять других правдоподобных способов, чтобы дать возможность Германну проникнуть днем или ночью в этот плохо охраняемый дом, и конечно не для этого Пушкин осложнил драму романом.

Но роман был ему нужен, чтобы в полной силе обнаружить одержимость героя.

 Между героем и его навязчивой мыслью он ставит сильнейший для пылкого молодого человека соблазн — соблазн обладания прелестной девушкой И вот, когда в одной минуте для него сосредоточиваются две возможности: достигнуть цели своей любви и вынудить у старухи ее тайну, он даже не колеблясь отказывается от первой ради второй — и во всех дальнейших сценах Лизавета Ивановна для него вовсе не существует. …Он абсолютно уверен в своих трех картах — так уверен, что сразу ставит на первую карту, очевидно, весь свой капитал — 47 тысяч, — он, живший до сих пор одним жалованьем, не трогавший даже процентов с наследства, никогда не рисковавший играть в карты. …на этой безумной высоте у человека не может не кружиться голова, ему слишком легко оступиться; но горе ему, если он оступился… Что Германну открылась пиковая дама, это была, конечно, чистая случайность, да и вид этой карты, вероятно, не имел никакого сходства с мертвой старухой во гробу… Слово маньяк здесь, может быть, неуместно. Всякий человек — более или менее маньяк в каждом своем хотении. Пушкин … избрал форму настоящей мании только затем, чтобы нагляднее представить универсальный закон, по которому растет и действует всякое человеческое хотение… …Пушкин для … наглядности эксперимента выбрал характер исключительный, т. е. такой, в котором хотенье или страсть достигают предельного напряжения, поглощают всю волю без остатка. Поэтому Германн был с самого начала задуман, как контрастная натура. В нем сочетаются твердость воли и самообладание с одной стороны — сильные страсти и «огненное» воображение с другой…

***

Это был анализ повести «Пиковая дама» Пушкина — анализ сути, смысла и идеи произведения, сделанный литературоведом и публицистом М. О. Гершензоном. Источником текста является статья М. О. Гершензона в «Собрании сочинений Пушкина», т. IV, серия «Библиотека великих писателей» под ред. С. А. Венгерова, Брокгауз-Ефрон, СПб, 1910 г.)

Смотрите: Все материалы по повести «Пиковая дама»

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/05/analiz-pikovaja-dama-pushkin-sut-smysl-ideja.html

Анализ повести Пиковая дама Пушкина 8 класс (суть, смысл и идея произведения)

Пиковая Дама была написана Александром Сергеевичем в 1833 г. Произведение было написано по рассказу Голицына о его бабушке.  Известный ей чернокнижник, открыл ей тайну трех карт, поставив на которые можно выиграть.

  Мистицизм произведения весьма относителен, такой стиль употреблял не только Пушкин, но и Грибоедов в своих произведениях. Многие авторы того времени, часто описывали выдуманное воображение в состоянии опьянения или сна.

Начинается произведение с игры в карты у Наумова. По завершению игры, один из присутствующих (Томский) рассказал историю о своей бабушке. Естественно все посмеялись над ним, и не восприняли его рассказ всерьез. А вот Германн, человек с неустойчивой психикой, воспринял все близко к сердцу. Он жил довольно бедно и всегда надеялся на то что мечты когда, то сбудутся.

Так как самому играть его карман не позволял, он очень внимательно наблюдал за всеми игроками стола. Было ощущение что он хочет разгадать какую-то тайну игры. Очень интересную характеристику Германну дал Томский, сравнив его профиль с Наполеоновским, а душу с Мефистофелем.

Хотя и казалось, что он был лишен разумного мышления, он все-таки смог сколотить себе небольшой капитал, который был поставлен на кон.

Пушкин описывает графиню во второй главе, как капризную и вздорную старушку. Она часто посещает балы и принимает у себя гостей. Всегда одета по моде присущей ее молодости.

Германн был одержим, он очень хотел разбогатеть и это подтолкнуло его на свершение необдуманного поступка. Он хотел попасть в дом к графине и стал привлекать Лизу, которая была на воспитании у старой графине. Она дала ему знать каким способом он может проникнуть в дом. Тем самым подтолкну его к решительным действиям.

Как бы не пытался Германн вымолить у графини, чтобы та рассказала ему тайну тех трех карт, он ничего не добился. Попытка испугать ее, привела к смерти старухи. И по прошествии трех дней к нему явилась женщина в белом и раскрыла ему эти карты.Он принял участие игре, по началу ему повезло, но поставив все на даму пик он проиграл. И лишился всего, это привело его к сумасшествию.

В заключении произведения автор показывает, как в дальнейшем сложилась история главных персонажей. На Полине женился Томский, а Лиза удачно вышла замуж. Герман оказался в психушке.

Сюжет произведения очень яркий и загадочный, это очень привлекает читателя. Повесть не раз воспроизведена на голубых экранах и была переведена на разные языки.

Вариант 2

Произведение относится к литературному направлению повести, однако по мнению некоторых исследователей в связи с компактностью сюжетной линии и малочисленностью персонажей его можно определить, как рассказ.  

Авторским художественным замыслом является демонстрация соприкосновения определенного душевного состояния персонажа с реальной действительностью в форме некоего подталкивания к проявлению скрытой в глубине внутреннего мира человека жажды страсти. Тем самым автор изображает в качестве универсального жизненного закона элементы человеческой маниакального сознания, поглощающие даже твердых и сильных волей людей.

Жанровое своеобразие повести состоит в использовании автором элементов мистики, фантастики, а также включение в сюжетную композицию характерных примет стилистической готики в виде таинственных шагов, рокового совпадения, похорон, старинного дома, привидения. При этом применение фантастических фрагментов выполняется через субъективное восприятие главного героя повести Германна в связи с его болезненным психическим состоянием.

Структурная композиция произведения представляется шестью главами, каждую из которых открывают эпиграфы, настраивающие читателей на определенное понимание, и кратким заключением.

В первой части повести происходит завязка сюжетной линии, которая достигает своей кульминации в содержании третьей главы в виде кончины старухи-графини, а финальная развязка сюжета излагается в последней, шестой главе.

Сюжетная острота повествования подчеркивается автором путем использования неожиданных, случайных событийных поворотов, позволяющих создать литературную интригу и добавить в содержание повести напряженного драматизма.

Ключевыми персонажами повести являются Германн, представленный автором в виде человека новой эпохи, стремящегося к богатству, приводящего его к трагедии, и пожилая графина Инна Федотовна, старомодная состоятельная дама, отличающаяся эгоизмом, холодностью и властностью. В качестве второстепенных персонажей произведения автор описывает воспитанницу старухи Лизу, внука графини князя Томского, а также Чекалинского, партнера главного героя по карточной игре.

Сюжет повести выстраивается вокруг истории о тайной комбинации трех карт, дающих шанс на победу в карточной игре, секрет которых хранит старая графиня. Жажда обогащения толкает главного героя на крайнюю степень безумства, демонстрирующую огненную одержимость наживы.

Повесть считается одним из самых сильных прозаических пушкинских произведений.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/pushkin/analiz-povesti-pikovaya-dama-8-klass

Анализ «Пиковой дамы» Пушкина А.С

Относительно времени написания повести «Пиковая дама» нет полной ясности: учёные сходятся во мнении, что она написана, вероятно, в октябре 1833 года в Болдине, но всё же не могут назвать точно дату, поскольку рукопись до сих пор не обнаружена.

Читайте также:  Швабрин: образ и характеристика героя из "капитанской дочки" пушкина

Интрига повести, положенная в основу сюжета, взята Пушкиным из устного рассказа князя С.Г. Голицына, приятеля поэта, о своей бабушке Наталье Петровне Голицыной и секрете трёх выигрывающих карт, которым она якобы владела.

Рассказ Голицына послужил поводом для мистической истории о молодом офицере, одержимом желанием выиграть в карты состояние, преступающем моральные и нравственные нормы ради достижения своей цели, и трёх таинственных картах, знание которых должно обеспечить выигрыш.

Для того чтобы выведать секрет трёх карт, Германн — герой повести — воспользовался доверием Лизы, воспитанницы старой графини, хозяйки тайны, и стал невольной причиной внезапной смерти графини.

Призрак графини, явившись ночью Германну, называет ему эти три карты, и, казалось бы, теперь, владея секретом, Германн сможет выиграть целое состояние.

Что же привлекает нас в этой повести? Занимательность и таинственный сюжет? Безусловно, однако за фасадом событий находится философская концепция, касающаяся самого основного вопроса жизни: что управляет ею — обстоятельства, суть которых сокрыта, или сам человек, который способен и должен рассчитывать на себя, то есть принять ответственность за свои решения? Обратим внимание на то, что Германн понимает условность карточной игры, где человек зависит от случая. Он не играет, подобно своим приятелям, а только наблюдает за игрой, объясняя это разумно: «…я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее». Из слов Германна становится ясно, что молодой офицер полагается только на себя, а искушение игры над ним не властно.

Искушение тем не менее подстерегло Германна в другом, оно поманило героя обещанием верного выигрыша и даже посулило ему гарантию: надо лишь добыть секрет трёх карт. На смену решимости Германна пробиваться в жизни своими усилиями пришла одержимость во что бы то ни стало получить этот секрет.

Как мы видим, ничего не изменилось и карточная игра по-прежнему искушает человека: только раньше он сам обманывался, а теперь, когда он не хочет рисковать, искушение выступает в более тонком обличии, предлагая точный выигрыш, без усилия, мысли, риска, потерь. Ю.М. Лотман писал, анализируя «Пиковую даму»: «…

игрок играет не с другим человеком, а со Случаем» — именно в этом состоит природа искушения игрой, ведь человек никогда не знает, что стоит за нею и какие факторы руководят её исходом.

Пушкин в образе Германна из «Пиковой дамы» отчётливо показал современного человека, исторические обстоятельства, формирующие его характер. Времена слепой веры в удачу, бесшабашного поведения прошли, и на авансцену истории вышел расчётливый и сухой делец, без нравственных норм и идеалов.

Однако проблема выбора осталась перед человеком по-прежнему актуальной, то есть он во все времена принуждён решать, какой путь избрать: отдаться на волю случая, передоверить свою жизнь неизвестности, вмешательству чужой воли или оставаться самим собой, неуклонно следуя своей судьбе, понимая её не как мистическую предопределённость, а как реальные условия жизни, которые следует принимать, преодолевая трудности.

Трудно даже представить, какая бездна ужаса разверзлась перед Германном, когда вместо туза, в спокойной уверенности ожидаемого героем, на карточный стол легла пиковая дама: «…ему показалось, что пиковая дама прищурилась и усмехнулась».

Что значила эта насмешка? Сошедший с ума Германн в больнице пытается это выяснить, бесконечно и «необыкновенно скоро» повторяя названия карт: «Тройка, семёрка, туз!» — это то, в чём он был уверен, и «Тройка, семёрка, дама!..

» — то, что вышло в реальности.

Новаторство Пушкина проявилось в том, что он намеренно не разделяет чёткой линией реальное и фантастическое: существует ли вообще тайна трёх карт, или это легенда? Утаила ли старуха-графиня секрет, унеся его с собой, или она в самом деле умерла от страха? Привиделся ли призрак старухи ночью Германну? Кажется ли ему, что она насмешливо смотрит на него из гроба, а потом с игральной карты? Цель этого художественного приёма в том, чтобы заставить читателя следить за развитием нравственной мысли произведения, а не воспринимать описанное только как мистическую историю или пародию на неё. Читатель должен не столько увидеть игру фантазии автора, сколько осознать нравственный закон, запрещающий смешивать жизнь естественную, честную и порочную, преступную. Этот закон высказан Пушкиным в начале главы VI повести «Пиковая дама»: «Две неподвижные идеи не могут вместе существовать в нравственной природе, так же как два тела не могут в физическом мире занимать одно и то же место».

В «Пиковой даме» Пушкин-прозаик достигает творческой зрелости, с большой достоверностью и убедительностью создавая характеры героев своего времени и портреты персонажей из XVIII века. Пушкин точно воссоздаёт детали быта, поведения, нравов современников. Верны и тонки его психологические замечания.

Автор с иронией изображает вздорность старухи, с сочувствием — положение Лизы, со светской беспристрастностью — офицеров, с беспощадной разоблачительностью — Германна.

В повести «Пиковая дама» воссоздаётся атмосфера культуры и нравов XVIII и XIX веков; она насыщена символическими образами, которые подталкивают нас к поиску других смыслов повести.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. — М.: Вентана-Граф, 2016

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/pushkin_a_s/analiz_pikovoj_damy_pushkina_a_s/53-1-0-1954

Мои размышления о повести «Пиковая дама» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

В основе повести Пушкина «Пиковая дама» лежит реальный случай, который произошел с князем Голицыным. Он проигрался в карты и пришел просить денег у бабушки Натальи Петровны Голицыной. Денег она не дала, но сообщила магический секрет, который помог Голицыну отыграться. Из этой хвастливой истории, рассказанной приятелем, Пушкин создал повесть, содержащую глубокий этический смысл.

Главное лицо повести — Германн. В повести он сопоставлен со всем обществом. Он расчетлив, честолюбив и азартен. Это, безусловно, отрицательные качества, но автор не так однозначен в описании героя.

Он сообщает читателю своеобразное кредо героя — «Расчёт, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!”, говорит Германн. В этой фразе обозначена и цель героя и средства ее достижения.

Но помогает ли ему это, способен ли он достичь того, к чему стремится?

Для начала, сравним его с тем обществом, в котором он существует, с персонажами, близкими ему по возрасту. Германн отличается от них, в том числе от Томского, так как остальным все дается легко. Германн же обречен на трудности, так как его достаток невелик. Для него деньги — символ успеха и власти, а не веселья и кутежа.

Здесь так же важно обратить внимание на социальное положение Германна — он всего лишь военный инженер, по отношению к графине его статус очень низок. Поэтому карточная игра для него способ молниеносно взлететь вверх. Казалось бы, здесь нет места чувствам. Но автор намеренно вводит в сюжет Лизу.

Ее характер тоже раскрывается в сопоставлении, по принципу антитезы с образом графини. Принцип антитезы прослеживается и в описании комнат. У графини пышная гостиная с китайскими обоями, золотыми лампадами, диванами и креслами. У Лизы крашеная кровать и сальная свеча. Все это заставляет нас сочувствовать героине.

Поэтому Германн становится для нее не просто таинственным возлюбленным. Это надежда на освобождение от зависимости от властной графини, надежда на счастье.

А что она для Германна? Только лишь орудие, способ пробраться к графине. Это тоже игра — один из главных мотивов всей повести. И карточная игра, и игра чувствами, любовные игры — все это пронизывает произведение.

Вообще вся повесть наполнена определенными образами, помимо игры можно отметить и значение числа три. Тройка очень часто встречается в тексте. Томский говорит Лизе, что на совести Германна, по крайней мере, три злодейства.

Кроме того три карты, в которых кроется секрет, три главных героя, даже кредо Германна состоит из трех слов — расчёт, умеренность и трудолюбие. Даже жертвы у Германна три. Первая жертва — графиня, вторая — Лиза.

Она, конечно, вышла замуж в финале повести, но, тем не менее, она пала жертвой своей любви к Германну, его предательства и обмана. И третья жертва — сам Германн.

Ф.М. Достоевский считал, что “Пиковая Дама” — это верх художественного совершенства. В повести переплелась реальность и фантастика. В художественный мир вводится мир человеческих страстей, ценностей и ориентиров человеческого поведения.

Источник: http://resoch.ru/moi-razmyshleniya-o-povesti-pikovaya-dama/

1.2 История создания повести «Пиковая Дама”

Курьёзный случай, ставший известным Пушкину, дал толчок к сюжетному замыслу «Пиковой Дамы”. Пушкин сообщил своему другу Нащекину, что главная завязка «Пиковой Дамы” не вымышлена. Молодой князь Голицын рассказал ему, как однажды сильно проигрался в карты.

Пришлось пойти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной (Пушкин был с ней знаком), и просить у неё денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трёх выигрывающих карт, сообщённый ей знаменитым в своё время графом Сен-Жерменом. Внук поставил на эти карты и отыгрался. Добин Е.

История девяти сюжетов [Текст] (рассказы литературоведа). Выходные данные: М, Детская литература, 1973.<\p>

В хвастливом рассказе Пушкин уловил сюжет, вернее, зерно сюжета.

Что изменил Пушкин в истории, услышанной от князя Голицына? Каких новых персонажей ввёл? И главное: почему у Пушкина, в отличие от анекдота Голицына, главный герой — не русский по рождению, старуха и Герман — не родственники, зачем введён образ Лизы? Да и финал пушкинской повести совсем не походит на радужный конец карточного приключения Голицына — герой сходит с ума. Получается, что из услышанного взят только остов, который облекается Пушкиным живой плотью человеческих характеров и отношений. Из забавной истории, порхавшей по светским салонам, выросла повесть глубокого этического смысла. Так перед читателями предстала ещё одна загадка пушкинской прозы.

Повесть Пушкина «Пиковая дама» была опубликована в 1834 г. в «Библиотеке для чтения» и была хорошо принята читателями журнала. «»Пиковая дама”, — пишет П.В. Анненков, — произвела при появлении своём всеобщий говор и перечитывалась, от пышных чертогов до скромных жилищ, с одинаковым наслажденьем…». П.В. Анненков. Материалы для биографии А.С. ПУШКИНА.

«Современник» Москва,1984 Успех повести был предопределен занимательностью сюжета, в повести видели «игрецкий анекдот», литературную безделку — не больше. Некоторые читатели обнаружили в ней изображение реальной ситуации, узнали в персонажах реальных людей.

Это было известно Пушкину: «При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней> Натальей Петровной и, кажется, не сердятся…» Действительно, в этой «прозрачности» повести видели достоинство «Пиковой дамы». Критик А.А.

Краевский писал: «В «Пиковой даме” герой повести — создание истинно оригинальное, плод глубокой наблюдательности и познания сердца человеческого; он обставлен лицами, подсмотренными в самом обществе ; рассказ простой, отличающийся изящностью».

Все отзывы были похвальными, но в сравнении с оценками других произведений Пушкина, отношение к «Пиковой дамы» всё-таки было прохладное. Пушкина хвалили только за занимательность сюжета и изящность стиля, но тем самым упрекали в отсутствии идеи.

Такая оценка отчётливо выразилась у В.Г. Белинского: Белинский В.Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах. » «Пиковая дама” — собственно не повесть, а мастерский рассказ. В ней удивительно верно очерчена старая графиня, её воспитанница, их отношения и сильный, но демонически-эгоистический характер Германа. Собственно это не повесть, а анекдот Но рассказ — повторяем — верх мастерства «

Читайте также:  Главные герои "сказки о золотом петушке" пушкина

При такой оценке «Пиковая дама» выглядела непонятной неудачей Пушкина: в 1830 г. «энциклопедия русской жизни» роман в стихах «Евгений Онегин», «маленькие трагедии» и «Повести Белкина», в 1832 г. исторический роман «Дубровский», в 1833 г. пустой «игрецкий анекдот» «Пиковая дама», в 1836 г. гениальный роман «Капитанская дочка».

Странно, что Пушкин-прозаик во всей силе творческой зрелости вдруг написал литературную безделку. Здесь было что-то не так. Это «не так» заметили тогда же, издатель журнала О.И.

Сенковский в письме Пушкину так характеризовал «Пиковую даму»: «Вы создаёте нечто новое, вы начинаете новую эпоху в литературе вы положили начало новой прозе, — можете в этом не сомневаться «.

Таким образом, прижизненная критика не могла понять, что такое «Пиковая дама» — изящный анекдот или начало новой русской прозы.

Повесть была закончена в 1833 г., а начата летом 1828 г. Пять лет Пушкин работал над текстом. Летом 1828 г. Пушкин жил в Петербурге и там, видимо, услышал историю о княгине Н.П. Голицыной, когда-то проигравшей большую сумму денег и отыгравшейся благодаря знанию трёх выигрышных карт. Как раз в то время в Петербурге шла пьеса В.

Дюканжа «Тридцать лет, или Жизнь игрока»; кроме того Пушкин сам был азартным игроком. Все эти разнородные впечатления соединились в замысел повести об игроке. Анализ сохранившихся черновиков См.: Петрунина Н.Н. Проза Пушкина. — Л., 1987. — С. 199-213. показал, как в 1828 г.

Пушкин из анекдота о княгине Голицыной пытается выстроить сюжет будущей повести, как затем в его замысле появляются следы чтения повести Бальзака «Красная гостиница» (где главного героя зовут Германом, а темой является противоречие между добрыми намерениями и ужасным результатом поступка). В 1832 г.

Пушкин переделывает начатую повесть, теперь уже под влиянием своего же произведения — «Медный всадник», тогда же по аналогии появляется название «Пиковая дама»: как в одной повести невероятным образом оживает бронзовый памятник, так в другой подмигивает дама с карточного изображения; в обоих повестях действие развивается в Петербурге.

Подробное сравнение «Пиковой дамы» с «Медным всадником» см.: Петрунина Н.Н. Указ. соч. — С. 213-221. Естественно прийти к предположению, что тема борьбы Евгения с судьбой повлияла на тему «Пиковой дамы».

Черновики повести хранят следы многочисленных правок, Пушкин тщательно подбирает имена персонажей, делает какие-то непонятные расчёты (похоже, что высчитывает сумму возможного выигрыша Германа) — очевидно, что столь кропотливая пятилетняя работа вряд ли была работой над «безделкой».

«Пиковая дама», видимо, написана таким образом, что читатель попадал в «ловушку», обманывался, видел что-то загадочное и в поведении Германа, и в трёх таинственных картах. Пушкин с интересом следил за читательским восприятием повести и в дневнике с удовольствием отметил: «Моя «Пиковая дама” в большой моде.

Игроки понтируют на тройку, семёрку и туза…» Читатели оказывались как бы внутри художественного мира повести и поэтому закономерно реагировали на историю с тремя картами, как на анекдот о неудачном игроке, таком же, как они сами.

«Прозрачность» персонажей и ситуации, за которыми различались знакомые люди и события, провоцировали такое отношение.

Через два десятка лет, когда возможные прототипы «Пиковой дамы» забылись, повесть получила другую оценку — не игрецкий анекдот, а фантастическая повесть. Ф.М. Достоевский утверждал, что Пушкин создал совершенную фантастическую прозу: «Фантастическое должно до того соприкасаться с реальным, что Вы должны почти поверить ему.

Пушкин, давший нам почти все формы искусства, написал «Пиковую даму» — верх искусства фантастического Вы верите, что Герман действительно имел видение…».

Не это ли качество пушкинской повести — почти фантастика — дало основание Сенковскому увидеть здесь начало новой прозы, которая в скором времени продолжится, например, произведениями Гоголя?

Именно с особенностями фантастики «Пиковой дамы» связаны основные трудности интерпретации повести Пушкина. Вопросы сводятся в конечном счёте к двум:

1) покойная графиня действительно приходила к Герману или это ему привиделось? 2) если, допустим, графиня приходила к Герману и сказала три тайные карты, то почему он проиграл?

Источник: http://litra.bobrodobro.ru/148

Мир таинственного в повести А.С. Пушкина Пиковая дама

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Департамент образования города Перми

МОУ «ГИМНАЗИЯ №10»

РЕФЕРАТ

МИР ТАИНСТВЕННОГО В ПОВЕСТИ А.С.ПУШКИНА «ПИКОВАЯ ДАМА»

Работу выполнила ученица 9«А» класса

Наговицына Мария

Руководитель, учитель литературы Е.Г.Дульцева

Пермь 2008

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3

1 Об авторе……………………………………………………………………….……5

2 История создания «Пиковой дамы» и оценки читателей и критики………………6

3 Тема карт и карточной игры в «Пиковой даме»……………………………………9

4 Фантастика в «Пиковой даме»……………………………………………………..13

5 Загадка дома Пиковой дамы………………………………………………………..16

Заключение…………………………………………………………………………….22

Список литературы……………………………………………………………………23

Введение

В повести разыгрывается трагедия умного человека, пробудившего в себе мрачного двойника, увлекшего его в мир безумия.

Пушкин в своей повести ясно показывает, что существуют неведомые силы, обладающие мрачной энергией, которая способна парализовать лучшую сторону человеческой души, заглушить угрызения совести. Человек, позволивший этим силам овладеть своей душой, не в состоянии сопротивляться им.

Пушкин, исследуя мистическую сторону нашего бытия, предупреждает читателя об опасности, которая ждет человека, сознательно подвергающего себя искушению карточной игрой.

Обратим внимание на эпиграф ко всей повести: «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность. Новейшая гадательная книга».

«Тайную» — значит пока не узнанную.

В I главе автор помещает своего героя Германна в игровое поле. Именно в карточной игре скрыты законы, не поддающиеся никакой логике. Страсти, пробуждаемые карточной игрой, оказываются роковыми для судьбы человека.

Германн, сообщает нам автор, будучи в душе игроком, никогда не играл, но просиживал до пяти утра, наблюдая со страстью за ходом игры, т. е. сознательно подвергал себя искушению, надеясь на свою крепкую натуру…

Рассказанный затем Томским «игрецкий анекдот» о трёх магических картах, принёсших его бабушке неимоверный успех и славу, у всех вызвал естественный интерес.

Здесь же упоминается имя Сен-Жермена, прославленного алхимика и каббалиста, владевшего знаниями тайных наук, сделавших его баснословно богатым.

Магическое имя Сен-Жермена придало «игрецкому анекдоту» особую силу, притянувшую воображение Германна, душа которого жаждала богатства.

Во II главе читаем более углублённую характеристику Германна: «Он имел сильные страсти и огненное воображение. …целые ночи просиживал за карточным столом и следовал с лихорадочным трепетом за различными оборотами игры». Здесь – начало трагедии человека, позволившего своему двойнику выйти наружу.

Он уже не может вернуться к своему прежнему кредо: расчёту, умеренности и трудолюбию, Хотя разум и делает слабые попытки сопротивляться искушению. Неведомая сила руководит им. Он неведома как оказался у дома графини. В тексте: «Германн затрепетал». Глагол, затрепетал, передает сильное волнение, потрясшее его. Далее Германну снится сон, где он видит груды золота.

Наяву он вновь оказывается: «Неведомая сила, казалось, привлекла его к нему».

Сюжетная линия, связанная с Лизой, воспитанницей графини, только подчёркивает силу разрушительной страсти, овладевшей героем. Лиза оказывается лишь средством на пути к овладению тайной. Молчаливая настойчивая фигура инженера, наконец, покорила доверчивую душу девушки, столько, в ней было неизъяснимой силы.

В III главе Германн близок к достижению цели – узнать тайну карт. Читаем: «Германн трепетал, как тигр». Описание погоды дано в ритмически коротких предложениях, создающих прямо-таки мистическое ощущение: «Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями; фонари светились тускло, улицы были пусты». В комнате графини Германн «окаменел», т. е.

стал бесчувственным. Под стать ему и графиня была неживая: «В мутных глазах её совершенное отсутствие мысли. …качание…не от её воли, но по действию скрытого гальванизма». Но вот сила страсти прорвалась, и перед нами уже не тот Германн, а его мрачный двойник, готовый продать душу дьяволу. «Душа Мефистофеля торжествует».

«…Откройте мне вашу тайну! Может быть, она сопряжена с ужасным грехом, с пагубою вечного блаженства, с дьявольским договором. …я готов взять грех ваш на свою душу. Откройте мне только вашу тайну», — требует Германн у графини. Эту сцену можно считать кульминационной.

Германн бесповоротно и окончательно отдается неведомым силам, он готов продать душу дьяволу, отрекшись от Спасения, от вечного блаженства.

В IV главе Томский говорит Лизе то, что мы уже знаем из предыдущей главы: «У него профиль Наполеона и душа Мефистофеля».

В V главе состоялись похороны графини, где присутствовал и Германн. Этот момент мог бы перевернуть жизнь Германна, вернуть его душу, если бы он раскаялся в своём страшном грехе (убийстве, пусть и невольном, графини), но… этого не случилось. Германн не был религиозным человеком, в повести нигде на это не указывается.

И вот начало развязки. Призрак графини приходит к Германну, чтобы сообщить ему три карты. У Пушкина эта сцена описана как реальная. «Я пришла… против своей воли, …но мне велено исполнить твою просьбу. Тройка, семёрка, туз…». Кем велено? Думается, тем, к кому взывал мрачный двойник инженера, тем, чьё могущество покорило его душу.

В VI главе происходит развязка. Снова игровое поле, но теперь оно напоминает магический треугольник, во главе которого восседает Чекалинский. Пушкин называет его хозяином.

Германн вступает в смертельную схватку, но он обречён: ему позволяют приблизиться к вершине блаженства, но затем безжалостно сбрасывают вниз.

В третьей игре на руках у него оказывается не туз, а пиковая дама, показавшая ему уже не тайную, а явную недоброжелательность.

Моей целью было знакомство с повестью «Пиковая дама», определение главных героев повести и постижение её идеи.

А задачей будет понять, разобраться в том, что владело Германном, на самом ли деле приходил призрак графини к Германну, или это было помутнение рассудка, а самая главное – в чем тайна карт, почему Германн всё — таки проиграл, может старая графиня просто обманула его? В ходе работы я попытаюсь разобраться в этом и ответить на все эти вопросы.

1 Об авторе

Александр Сергеевич Пушкин (06.06.1799 — 10.02.1837)-величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Окончил Царскосельский (Александровский) лицей (1817). Был близок к декабристам.

В 1820 году под видом служебного перемещения был сослан на юг (Екатеринослав, Кавказ, Крым, Кишинев, Одесса). В 1824 году уволен со службы и выслан в село Михайловское под полицейский надзор до 1826 года. Умер от раны, полученной на дуэли с Ж.

Дантесом, французским подданным на русской военной службе.

Пушкин вошёл в русскую культуру не только как Поэт, но и как гениальный мастер жизни, человек, которому был дан неслыханный дар – быть счастливым даже в самых трагических обстоятельствах. А.

Блок говорил: «Наша память хранит с малолетства весёлое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, избирателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни.

И рядом с ними – это легкое имя: Пушкин.

Пушкин так легко и весело умел нести своё творческое бремя, несмотря на то, что роль поэта – не легкая и не весёлая; она трагическая». В этом источник бесконечного обаяния личности Пушкина.

Читайте также:  "кинжал" - стихи пушкина

2История создания «Пиковой дамы» и оценки читателей и критики

Повесть Пушкина «Пиковая дама» была опубликована в 1834 г. в «Библиотеке для чтения» и была хорошо принята читателями журнала. «“Пиковая дама”, — пишет П.В.Анненков, — произвела при появлении своём всеобщий говор и перечитывалась, от пышных чертогов до скромных жилищ, с одинаковым наслажденьем…».

Успех повести был предопределен занимательностью сюжета, в повести видели «игрецкий анекдот», литературную безделку — не больше. Некоторые читатели обнаружили в ней изображение реальной ситуации, узнали в персонажах реальных людей.

Это было известно Пушкину: «При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней Натальей Петровной Голицыной, и, кажется, не сердятся…» Действительно, в этой «прозрачности» повести видели достоинство «Пиковой дамы». Критик А.А.

Краевский писал: «В “Пиковой даме” герой повести — создание истинно оригинальное, плод глубокой наблюдательности и познания сердца человеческого; он обставлен лицами, подсмотренными в самом обществе; рассказ простой, отличающийся изящностью».

Все отзывы были похвальными, но в сравнении с оценками других произведений Пушкина, отношение к «Пиковой даме» всё-таки было прохладное. Пушкина хвалили только за занимательность сюжета и изящность стиля, но тем самым упрекали в отсутствии идеи. Такая оценка отчётливо выразилась у В.Г.

Белинского: «“Пиковая дама” — собственно не повесть, а мастерский рассказ. В ней удивительно верно очерчена старая графиня, её воспитанница, их отношения и сильный, но демонически-эгоистический характер Германна. Собственно это не повесть, а анекдот. Но рассказ — повторяем — верх мастерства».

При такой оценке «Пиковая дама» выглядела непонятной неудачей Пушкина: в 1830 г. «энциклопедия русской жизни», роман в стихах «Евгений Онегин», «маленькие трагедии» и «Повести Белкина», в 1832 г. исторический роман «Дубровский», в 1833 г. пустой «игрецкий анекдот» «Пиковая дама», в 1836 г. гениальный роман «Капитанская дочка».

Странно, что Пушкин-прозаик во всей силе творческой зрелости вдруг написал литературную безделку. Здесь было что-то не так. Это «не так» заметили тогда же, издатель журнала О.И.

Сенковский в письме Пушкину так характеризовал «Пиковую даму»: «Вы создаёте нечто новое, вы начинаете новую эпоху в литературе вы положили начало новой прозе, — можете в этом не сомневаться».

Таким образом, прижизненная критика не могла понять, что такое «Пиковая дама» — изящный анекдот или начало новой русской прозы.

Повесть была начата летом 1828 г., а закончена в 1833 г. Пять лет Пушкин работал над текстом. Летом 1828 г. Пушкин жил в Петербурге и там, видимо, услышал историю о княгине Н.П.Голицыной, когда-то проигравшей большую сумму денег и отыгравшейся благодаря знанию трёх выигрышных карт. Как раз в то время в Петербурге шла пьеса В.

Дюканжа «Тридцать лет, или Жизнь игрока»; кроме того, Пушкин сам был азартным игроком. Все эти разнородные впечатления соединились в замысел повести об игроке. Анализ сохранившихся черновиков показал, как в 1828 г.

Пушкин из анекдота о княгине Голицыной пытается выстроить сюжет будущей повести, как затем в его замысле появляются следы чтения повести Бальзака «Красная гостиница» (где главного героя зовут Германном, а темой является противоречие между добрыми намерениями и ужасным результатом поступка). В 1832 г.

Пушкин переделывает начатую повесть, теперь уже под влиянием своего же произведения — «Медный всадник», тогда же по аналогии появляется название «Пиковая дама»: как в одной повести невероятным образом оживает бронзовый памятник, так в другой подмигивает дама с карточного изображения; в обеих повестях действие развивается в Петербурге.

Естественно прийти к предположению, что тема борьбы Евгения с судьбой повлияла на тему «Пиковой дамы». Таким образом, мы видим фантастичность повести уже в её создании.

Черновики повести хранят следы многочисленных правок, Пушкин тщательно подбирает имена персонажей, делает какие-то непонятные расчёты (похоже, что высчитывает сумму возможного выигрыша Германа) — очевидно, что столь кропотливая пятилетняя работа вряд ли была работой над «безделкой».

Почему люди, всё — таки были другого мнения, почему они думали, что работа, над которой Пушкин трудился пять лет, безделка? Мне кажется, что повесть Пушкина совсем не безделка, просто люди не поняли её, не увидеть всю таинственность повести, в которой заключается её интересность.

«Пиковая дама», видимо, написана таким образом, что читатель попадал в «ловушку», обманывался, видел что-то загадочное и в поведении Германна, и в трёх таинственных картах. Пушкин с интересом следил за читательским восприятием повести и в дневнике с удовольствием отметил: «Моя “Пиковая дама” в большой моде.

Игроки понтируют на тройку, семёрку и туза…» Читатели оказывались как бы внутри художественного мира повести и поэтому закономерно реагировали на историю с тремя картами, как на анекдот о неудачном игроке, таком же, как они сами.

«Прозрачность» персонажей и ситуации, за которыми различались знакомые люди и события, провоцировали такое отношение.

Источник: https://works.doklad.ru/view/CGHY5G83P-4.html

Идейное содержание повести «Пиковая дама»

Сочинение на отлично! Не подходит? => воспользуйся поиском у нас в базе более 20 000 сочинений и ты обязательно найдешь подходящее сочинение по теме Идейное содержание повести «Пиковая дама»!!! =>>>

Но прежде чем перейти к рассмотрению названных актуальных тем изучения «Пиковой дамы», остановлюсь на центральном фантастическом эпизоде, «неестественном» мотиве появления мертвой графини в комнате Германна. Об этом пишут все, и все объясняют его «реалистически», то есть сообщают, что Германн за несколько часов до того много пил. Даже Г. А. Гуковский пишет, что «самое же видение Германна, как известно, обставлено Пушкиным реалистически,- в этот день Германн «обедал в уединенном трактире…» и т. д.

Изучение фантастического в «Пиковой даме» позволит увидеть и понять ее органическую связь с символикой, переход в символический образ. Символическое начало «Пиковой дамы» раскрывает не только глубокое идейное содержание повести, но позволяет понять особенность именно пушкинского изображения фантастического, подлинное своеобразие его реализма.

Мне представляется, что не Пушкин, а пушкинисты так реалистически «обставляют» это видение. У автора «Пиковой дамы» все «обставлено» иначе, и нео реалистичности изображения видения думал он,- совсем другое волновало и заботило Пушкина.

Что это значит? Видимо, следует представить себе, как современники Пушкина понимали привидение, что называли этим именем, как объясняли его явление людям.

И мы обязаны исторически воспринимать описанные события: для нас должно быть ясно, что дело не в субъективном авторском желании «попугать» читателя в соответствии с романтической традицией таинственным появлением мертвой графини, не в умении Пушкина реалистически «обставить» свою фантастическую выдумку. Пушкин, изображая фантастическое, воссоздавал «дух времени».

Учитывая эти обстоятельства, видение Германна и следует объяснять с позиций распространенных в ту эпоху представлений о привидениях. Эти представления получили, так сказать, теоретическое обоснование в статье В. А. Жуковского «Нечто о привидениях». Обратимся к этой статье. Жуковский был одним из тех, кто этот «дух времени» определял.

Как же он трактовал интересующую нас проблему? Начинает он свою статью с характеристики привидений, с вопроса «что такое привидение?». Поэт разъясняет, как следует понимать то, что может увидеть человек наяву или во сне, «или то, что может ему «привидеться» — т. е. то, что я видел наяву, открытыми глазами, предмет не подлежащий чувству зрения».

Вывод таков: «Итак, привидение есть вещественное явление предмета невещественного».

В самом деле, появление призраков — распространенный мотив в романтической литературе. По закону параллелизма это часто мотивировалось сном. Вот почему обращает на себя внимание демонстративный отказ Пушкина от подобного объяснения.

Действительно, в повести говорится, что в уединенном трактире Германн много пил вина, но это объясняет его крепкий сон: «Возвратясь домой, он бросился, не раздеваясь, на кровать и крепко заснул».

Обосновав, казалось бы, очень правдоподобно традиционную версию (сильно выпил, крепко заснул, а во сне увидел графиню…) и подготовив читателя, Пушкин решительно отказывается от подобного объяснения.. Совершенно очевидно, что сделал он это преднамеренно.

Автор сознательно разрушил саму возможность цепляться за спасительный сон. Читаем в повести: Германн «проснулся уже ночью: луна озаряла его комнату. Он взглянул на часы: было без четверти три.

Но тут Жуковский делает важное уточнение: «Если этот предмет, который нам в минуту видения кажется существенным и от нас отдельным, есть не иное, что, как почто, внутри нас самих происходящее, то он сам по себе не существует: здесь нет еще привидения» .

Мнение Жуковского о данном предмете может быть воспринято как мнение «эксперта».

Пушкин и изобразил «видение», а не привидение, и видение это — то, что внутри Германна происходило: он сидел ночью у себя в комнате после похорон графини и снова и снова думал все о том, что больше всего его угнетало,- о графине, о погибшей надежде овладеть тайной трех карт, открывшей бы ему путь к богатству и счастью. Видение, которого так жаждала душа Германна, и пришло к нему… Характерна и терминология Пушкина; когда графиня ушла, «Германн долго не мог опомниться. Он вышел в другую комнату. Денщик его спал на полу; Германн насилу его добудился. Денщик был пьян по обыкновению: от него нельзя было добиться, никакого толку. Дверь в сени была заперта. Германн возвратился в свою комнату, засветил свечку и записал свое видение». Это сообщение еще раз подтверждает намерение Пушкина показать, что пьян был денщик, а не Германн, который действовал трезво и обдуманно.

Дальнейшие рассуждения проясняют не только позицию Жуковского, но и убеждения на сей предмет русского общества 1830-х годов. Дело оказывается вовсе не в том, сколько достоверности в сообщениях о привидениях.

Нельзя вообще требовать «очевидности» от привидения. Задавая вопрос, что же делать, верить или не верить им, Жуковский отвечает: верить, только вера может. убедить в их реальности.

«Мир духовный есть тайнственный мир веры; очевидность принадлежит миру материальному».

Сон у него прошел; он сел на кровать и думал о похоронах старой графини». Перед нами трезвый, проснувшийся после крепкого сна человек. Он занят одной, единственной тревожившей его думой об умершей графине, которая унесла с собой в могилу тайну трех карт. К этому-то трезвому и хорошо выспавшемуся человеку наяву и приходит видение.

Статья Жуковского важна и как объяснение «духа времени» с его интересом к привидениям. Толкуя и характеризуя привидения, Жуковский задает главный вопрос — «Итак, верить ли привидениям? значит, верить ли действительности таких существ и их чувственному с нами сообщению?».

Приведя известные рассказы о привидениях, поэт отвечает на заданный им вопрос двояко: с одной стороны, раз эти события засвидетельствованы — значит, можно верить, «с другой стороны — невероятность самих событий, выходящих из обыкновенного порядка вещей, склоняют нас к отрицанию.

Что же выбрать? Ни то, ни другое».

Именно так — как нечто происходящее внутри Германна — понял видение Достоевский. Он писал: «И вы верите, что Германн действительно имел видение, и именно сообразное с его мировоззрением», «вышло» оно «из природы Германна».

Сочинение опубликовано: 09.05.2012 понравилось сочинение, краткое содержание, характеристика персонажа жми Ctrl+D сохрани, скопируй в закладки или вступай в группу чтобы не потерять!

Идейное содержание повести «Пиковая дама»

Источник: http://www.getsoch.net/idejnoe-soderzhanie-povesti-pikovaya-dama/

Ссылка на основную публикацию