Швабрин: образ и характеристика героя из «капитанской дочки» пушкина

Характеристика Швабрина из Капитанской дочки Пушкина

Характеристика Швабрина из «Капитанской дочки» сочетание качеств, которые чужды порядочному человеку. Этот герой в повествовании присутствует неслучайно, впрочем, как и другие образы пушкинской повести. Он противоположность Гриневу – герою, символизирующему честь и достоинство русского офицера.

Внешность

Характеристику Швабрина из «Капитанской дочки» следует искать в самом тексте произведения. Что автор говорит о своем персонаже? Характеристика Швабрина из «Капитанской дочки» начинается с описания внешности.

Впервые об этом человеке Петр Гринев слышит за обедом в доме Мироновых. Швабрин в крепости уже пятый год. Сюда он был направлен за смертоубийство, к которому привела дуэль. Об этом молодой офицер узнает от Василисы Егоровны, одной из героинь повести «Капитанская дочка». В характеристике Швабрина такая деталь из его биографии играет не последнюю роль.

Маша Миронова

С первого взгляда она не понравилась Петру. Он смотрел на нее с некоторым предубеждением.

Чем же не понравилась Маша главному герою «Капитанской дочки»? Швабрин, в характеристике которого присутствует такая неприятная черта, так любовь к сплетням, при первой встрече рассказал Гриневу об обитателях крепости. Машу он представил совершенной дурочкой.

Поскольку молодой офицер был рад знакомству со Швабриным (как мы помним, он оказался в захолустье против своей воли), первоначально верил каждому слову этого человека.

Позже Гринев познакомился с Машей и обнаружил, что эта девушка рассудительная, умная. Швабрин очернил Машу, потому как был влюблен в нее. Таким образом он хотел оградить ее от прочих ухажеров.

Примечательно, что капитанская дочка, как позже узнал Гринев, когда то отвергла Швабрина.

Несмотря на юный возраст, она почувствовала гнилую душонку этого человека, который не имел права носить звание русского офицера.

Сплетник

Швабрин оговорил не только Машу. Он рассказывал Гриневу, человеку, незнакомому с семьей коменданта, небылицы, совсем не беспокоясь о том, что в них не было ни тени правдоподобия. Так, он поведал Петру, что гарнизонный поручик, Иван Игнатьич, якобы состоит в непозволительной связи с капитанской женой.

Гриневу приходилось общаться со Швабриным каждый день. Но со временем беседы с этим человеком становилась для него все более неприятными. Неприличные шутки в адрес семьи коменданта коробили Петра. Он уже успел с ними познакомиться, и ничего кроме симпатии чета Мироновых не вызывала. Особенно болезненно он воспринимал колкие замечания о Маше.

Склочник

Петр на досуге занимался сочинительством. Однажды он написал стихотворение. Как любому поэту, ему захотелось поделиться своим творением. Он дал прочитать сочинение Швабрину. Но тот грубо раскритиковал его: взял из рук Петра тетрадь и начал немилосердно разбирать каждую строчку. А затем между ними произошла ссора, которая привела к дуэли.

Причина поединка, конечно же, не в жесткой критике поэтических способностей главного героя. Дело в том, что стихотворение было посвящено Маше. Швабрин, догадавшись, кому адресовано это произведение, продемонстрировал небывалую даже для себя желчность.

Сперва он раскритиковал стихотворение. А затем девушку, которой оно было посвящено. Причем Алексей Иванович обвинил Машу в продажности. Этого уже Гринев не выдержал и назвал своего оппонента мерзавцем.

Тот, будучи уверенным в неумении Гринева драться на шпагах, вызвал его на дуэль.

Подлый человек

Уроки легкомысленного француза гувернера не прошли даром. Гринев умел хорошо фехтовать. Швабрин об этом не знал, иначе не вызвал бы Петра на дуэль. Поединок мог бы закончиться победой главного героя. Однако неожиданно появился Савельич и отвлек Петра. Швабрин, воспользовавшись ситуацией, нанес своему противнику удар, который мог бы оказаться смертельным.

После выздоровления Гринев простил Швабрина, оговорившего Машу. Однако тот затаил злость. Характерная черта Швабрина – подлость. Он часто действовал исподтишка. В то время как Гринев лежал в горячке, он написал его отцу анонимное письмо.

Предатель

Кульминация повествования – появления Пугачева. Об этом событии идет речь в шестой главе «Капитанской дочки». Пушкин характеристику Швабрина дал именно в этой части произведения. Он, а точнее, главный герой, выступающий в роли рассказчика, здесь мало размышляет о Швабрине. Происходят события куда более страшные, нежели предательство офицера.

В предыдущих главах Швабрин показан сплетником, просто неприятным человеком. Но склочник – это еще не предатель. Как только появляется Пугачев, Швабрин переходит на его сторону.

Он совершает преступление против офицерского долга, чести, нравственности. Это уже не просто мелкий пакостник, распускающий сплетни. Швабрин – предатель, причем властолюбивый.

Пользуясь своими привилегиями, он пытается принудить Маша выйти за него замуж.

Трус

Швабрина арестовывают. Возможно, другой преступник на его месте раскаялся бы. Но с бывшим офицером Алексеем Ивановичем ничего подобного не происходит.

Он дает показания против Гринева, и в них, конечно, нет ни слова правды. Петра спасает Маша. Она, как и главный герой, следует простой, старой истине о том, что честь нужно беречь смолоду.

Для Швабрина таких понятий, как долг, честь не существует.

Источник: https://autogear.ru/article/372/170/harakteristika-shvabrina-iz-kapitanskoy-dochki-pushkina/

Характеристика Швабрина — «Капитанская дочка» Пушкин

Отрицательный или положительный герой Швабрин? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим характеристику Швабрина из «Капитанской дочки» Пушкина.

На самом деле, коротко говоря, Алексей Иванович Швабрин является противоположностью Петра Гринева и сочетает в себе набор качеств, чуждых порядочным людям.

Тем не менее это ключевой персонаж повести, и обсудить его характеристику крайне важно, если мы хотим до конца понимать главную идею Пушкина.

Что мы знаем о внешности Швабрина?

Начнём характеристику Швабрина именно с внешности. Если внешность некоторых литературных героев в тех или иных произведениях намеренно не описывается, потому что автор преследует определенные цели, то что касается Швабрина — Пушкин нам его представляет.

Гринев услышал о Швабрине, когда обедал у Мироновых. Сам Швабрин уже несколько лет служит здесь, и направили в крепость его после дуэли. Его рост невысокий, сам по себе он смуглый и некрасивый.

Однако это человек с живым лицом, весьма остроумный, далеко не глупый, и к тому же может представить себя в выгодном свете, когда это необходимо.

Швабрин с радостью поведал Гриневу о людях, которые живут в крепости, в частности, о коменданте и его домашних. Описал Швабрин и особенности местного уклада.

Швабрин — кто он?

Несомненно, автор недвусмысленно даёт характеристику Швабрину, и мы видим в нём самого настоящего клеветника, интригана и завистника, к тому же любителя посплетничать.

Например, в первые же дни знакомства Швабрин выставляет в разговоре с Гриневым Машу в таком свете, что складывается впечатление, будто она просто дурочка. А Гринев наивно верит словам своего нового приятеля, поскольку тот первоначально вызвал у него симпатию.

Однако Гринев со временем разобрался и понял, что Маша совсем не такая, а его приятель просто старался очернить девушку. Этот случай многое говорит о том, какую характеристику Швабрину можно смело дать.

Интересно, что Маша ранее дала отказ Швабрину, почувствовав подлую сущность этого человека.

Но сплетничал Швабрин не только о Маше. Он умудрился рассказать Петруше, который еще был толком не знаком с Мироновыми, много полуправды о их семье и близких им людях. Например, про гарнизонного поручика Ивана Игнатьича он сказал, что тот имеет непозволительную связь с женой капитана.

Эти факты свидетельствуют о том, что характеристика Швабрина весьма отрицательная. Да, Гринев был вынужден видеться со Швабриным ежедневно, но вскоре все неприятнее для него становилось общение с Алексеем Ивановичем, а его неприличных шуток он уже просто не переносил.

Ссора Гринева и Швабрина

Итак, негатив Петра Гринева на Швабрина копился все больше и больше. Надо понимать, что Петр проникся симпатией к семье коменданта, и, конечно, очень расположен был к Маше. Поэтому неудивительно, что колкости Швабрина о Маше вызывали раздражение. Наконец, произошел случай, который привел к ссоре молодых людей. Рассмотрим его ниже.

Петру нравилось писать стихи, и часто в свободное время он сочинял. Как-то раз он написал строки, которые хотелось кому-то прочесть, и Гринев прочитал стихотворение Швабрину. Однако тот отреагировал очень неожиданно: взяв листы с сочинением, Швабрин принялся критиковать поэта и злорадствовать.

Это положило начало ссоре, а затем привела к дуэли. На самом деле Гринев посвятил стихотворение Маше Мироновой, чего Швабрин не мог стерпеть. Более того он высказал в ее адрес грубое обвинение. Отметим, что хотя Швабрин подло нанес Гриневу удар, тот потом выздоровел и простил Алексея.

Но Швабрин не оценил благородства Петра, и внутри у него желание отомстить за все осталось.

Выводы о характеристике Швабрина в повести «Капитанская дочка»

По приведенным выше случаям видно, что Швабрин — подлый человек, завистливый и злобный. Вспомните, какой неприглядный поступок совершил он, пока Гринев оправлялся от раны: Швабрин отправил отцу Петра письмо без подписи, чтобы сделать очередную гадость.

Ко всему прочему Швабрин оказался трусом и предателем, что следует из дальнейших событий, когда появился Пугачев. Благодаря такому персонажу, как Швабрин, читатель может не только на контрасте увидеть благородство и мужество Петра Гринева, но и сделать определенные выводы, какие качества не должны быть у человека и чему, наоборот, стоит поучиться.

В этой статье была представлена характеристика Швабрина из «Капитанской дочки» Пушкина. Возможно, вас также заинтересуют статьи по теме:

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/harakteristika-shvabrina-kapitanskaya-dochka-pushkin

Готовые школьные сочинения

Апр 08 2010

Характеристика образа Швабрина в повести «Капитанская дочка»

Полной противоположностью честному и прямому Гриневу является его соперник, Алексей Иванович Швабрин. Верный своему методу «поэта действительности» художника-реалиста, Пушкин не лишает Швабрина известных положительных черт.

Он образован, умен, наблюдателен, остер на язык, интересный собеседник. Но ради своих личных целей Швабрин готов совершить любой бесчестный поступок. Он бесстыдно клевещет на Машу Миронову; походя, ради красного словца, бросает тень на ее мать.

Он наносит Гриневу вероломный удар на дуэли и вдобавох пишет лживый донос на него Гриневу-отцу.

На сторону Пугачева Швабрин переходит отнюдь не по идейным побуждениям: он рассчитывает сохранить свою жизнь, надеется в случае успеха Пугачева сделать при нем карьеру временщика, а главное, хочет, расправившись со своим соперником, насильно жениться на девушке, которая его не любит.

В лишенном каких бы то ни было моральных устоев Швабрине Пушкиным дан тип того развращенного фаворитизмом, столичными, придворными нравами, интригами, заговорами, дворцовыми переворотами офицера-гвардейца, каким ни за что не хотел видеть своего сына старик Гринев.

По контрасту со Швабриным, болтающим по-французски и презирающим отечественную действительность, особенно выпукло выступают «истинно-русские характеры» презираемых и высмеиваемых им обитателей Белогорской крепости — ее коменданта, капитана Миронова, его энергичной и верной жены и боевой подруги Василисы Егоровны, их дочери Маши, наконец, добродушного кривого поручика, потерявшего глаз в боевых походах «под шведа и под турку».

XVIII век был трудным временем для русского народа, развитию которого, как великой нации, старались всячески помешать многочисленные соседи-враги.

Блестящими победами над ними русский народ был обязан, конечно, не столичным «шаматонам» вроде Шваб-рина, а рядовому боевому русскому офицерству и в особенности героическим русским солдатам, о которых так красочно и выразительно пелось в народной песне того времени, посвященной исторической победе русских над шведами под Полтавой:

Распахана шведская пашня, Распахана солдатской белой грудьк>1 Орана шведская пашня Солдатскими ногами, Боронена шведская пашня Солдатскими руками, Посеяна новая пашня Солдатскими головами, Полйвана новая пашня Горячей солдатской кровью.

К рядовому офицерству, тесно связанному с солдатской массой, принадлежали и кривой гарнизонный поручик Ивам Игнатьевич и сам капитан Миронов, даже и не бывший по происхождению дворянином, «вышедший, как это подчеркивает Пушкин,- в офицеры из солдатских детей».

И капитан, и его жена, и кривой поручик были люди необразованные, с весьма ограниченным кругозором, не давал им никакой возможности разобраться в происходивших событиях — в причинах и целях народного восстания. Не лишены они были и обычных для того времени недостатков.

Вспомним хотя бы своебразное «правосудие» энергичной капитанши, подобно Простаковой управлявшей и своим простоватым супругом, и всем хозяйством крепости: «Разбери Прохорова с Устиньей, кто прав, кто виноват. Да обоих и накажи».

Но в то же время всё это были люди в высшей степени простые и добродушные, преданные своему долгу, готовые, как и Гринев-отец, бесстрашно умереть за то, что они считали «святыней своей совести».

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Характеристика образа Швабрина в повести «Капитанская дочка» . Литературные сочинения!

Читайте также:  Дуэль онегина и ленского

Источник: http://www.testsoch.net/xarakteristika-obraza-shvabrina-v-povesti-kapitanskaya-dochka/

Характеристика Маши Мироновой из «Капитанской дочки»

Характеристика Маши Мироновой из «Капитанской дочки» важна для понимания специфики произведения: оно родилось в творчестве великого русского писателя под влиянием популярности переводных романов Вальтера Скотта.

Образ Марии Мироновой в повести «Капитанская дочка»

Он вызывал к себе своеобразное отношение со стороны разных критиков – характер не восприняли глубоким и даже примечательным.

Близкий друг Пушкина П. Вяземский видел в образе некую вариацию Татьяны Лариной. Неистовый В. Белинский назвал его ничтожным и бесцветным.

Недостаток интересности и характерности отмечал и композитор П. Чайковский. Шаблонный и пустой – оценка поэта М. Цветаевой.

Но были и те, кто не относил образ главной героини к слабым местам повести. Пожалуй, самый авторитетный голос здесь – мнение Н. Гоголя, ценившего пушкинскую новеллу за безыскуственность, истинно русские характеры и простое величие ничем не примечательных людей.

Характеристика и описание Маши Мироновой

Прототипом Маши некоторые исследователи видят героиню романа «Эдинбургская темница» Вальтера Скотта. Однако сходство здесь только сюжетное.

Определяя персонаж кратко: это парадоксальное (как сама история и вообще жизнь) сочетание обычности и простоты с величием и исключительностью. Мария Ивановна – восемнадцатилетняя дочь капитана Белогорской крепости.

Скромность фамильного положения совмещается в ней с умом и добротой, которые оценил и полюбил главный герой повести. Им пришлось многое преодолеть, чтобы быть вместе: интриги соперника за любовь Маши, отказ отца жениха благословить брак, пугачевское восстание и военный трибунал.

Обычная девушка стала причиной смертельных испытаний для главного героя и доходит до самой императрицы в надежде спасти его.

Нравственная красота героини

Автор постоянно подчеркивает благородную естественность героини, отсутствие кокетства, жеманства, любого притворства в чувствах и речах. В обращении с людьми ее отличает чуткость, нежность и доброта – мудрый Савельич зовет ее ангелом, говоря, что такой невесте и приданого не нужно.

Присущая ей милая женственность побуждает к осторожному обращению с оружием и вообще со всем, связанным с войной: выросшая в военной крепости девушка страшно боится звука стрельбы.

Избегает конфликтов и ссор: не говорит ничего плохого о Швабрине, безмерно огорчается из-за дуэли Гринева и немилости его отца.

Она душевно мудра, видит людей сердцем. Остроумный и хорошо образованный Швабрин не смог одержать любовную победу над глуповатой по его же словам барышней – потому что за блестящими манерами нет истинно благородного человека.

Любящая Мария желает счастья прежде всего для дорого человека – даже если это означает брак с другой женщиной. И все это без романтического пафоса и презрения к быту: понимает, что для счастья человеку нужна не только любовь, но также мир и покой в семье, какой-то достаток и определенность.

Внешность Маши Мироновой в повести «Капитанская дочка»

Пушкин осознанно набросал ее портрет очень схематично. В лице и фигуре подвигнувшей на подвиги девушки нет тонкости или экзотичности черт, выразительной оригинальности –

внешность ее не романтическая и чисто русская.

Вместе с главным героем читатель впервые видит молодую девушку круглолицей и румяной. Светло-русые волосы прибраны немодно – не завиты в локоны, полностью убраны с лица, открывая уши, «которые у нее так и горели» (выразительная деталь, характеризующая одновременно первое далекое от восторгов впечатление молодого человека и чувствительность девушки).

Постепенно читатель вместе с Петром Гриневым начинает воспринимать Машу сердцем. «Милая», «добрая», «ангельская» – постоянные эпитеты, когда речь заходит о ней.

Влюбленный видит, что немодная барышня одевается «просто и мило», ее голос кажется «ангельским».

И чем дальше, тем больше раскрывается для читателя внутренняя красота девичьей души через Машины слова и поступки.

Родители Маши

Иван Кузьмич и Василиса Егоровна Мироновы – супружеская пара из бедных дворян, отнесшиеся к главному герою по-семейному.

Комендант – любящий выпить офицер со стажем, служил почти 40 лет. Доброта и беспечность характера плохо помогают ему в работе на руководящей должности и делают его «подкаблучником» у собственной жены. Он человек чести, бесхитростный и прямой.

Пожилая «комендантша» – отличная хозяйка, добрая и гостеприимная. Бойкая и «прехрабрая» женщина, она фактически управляет своим мужем и всем гарнизоном. Твердость характера сочетается с женственностью: она не умеет хранить тайны, а мужа своего любит и жалеет.

Перед лицом гибели отец трогательно и просто благословляет дочь, муж и жена так прощаются друг с другом, что видна вся нежность, сила и глубина их любви.

Цитатная характеристика Маши Мироновой

Речевую характеристику характера героини можно выразить в двух очень многозначительных цитатах.

«Коли найдешь себе суженую, коли полюбишь другую – Бог с тобою, Петр Андреич; а я за вас обоих…», — говорит она возлюбленному, узнав из письма отца-Гринева о запрете их женитьбы.

Здесь все: усилие спокойно принять невозможность собственного счастья, достоинство смирения, желание добра для возлюбленного, искренность чувства без прекрасных слов.

«Придется ли нам увидаться, или нет, Бог один это знает; но век не забуду вас; до могилы ты один останешься в моем сердце», – произнесла освобожденная из плена Маша, отправляясь к родителям Гринева.

Верная душа говорит почти простонародно – и естественно поэтично. Как в одном из стихотворений Пушкина, сердечное «ты» сменяет вежливое «вы» — эта перемена передает сочетание в Марии сердечной глубины и чувства собственного достоинства, естественной непосредственности и благовоспитанности.

Захват Пугачевым Белогорской крепости и судьба героини

Набег Пугачева на крепость произошел быстрее ожидаемого: план эвакуировать дочь в Оренбург у Мироновых не осуществился.

Оба родителя Маши погибли после взятия Белогорской крепости: отца повесили бунтовщики, а мать скончалась от удара саблей по голове, полученного в ответ на причитания над убитым мужем.

Подруга матери попадья спрятала заболевшую от потрясения сироту у себя, выдав ее за свою племянницу перед квартировавшим в этом же доме Пугачевым. Швабрин знал и не выдал этот секрет.

Назначенный новым комендантом крепости, он стал принуждать ее к браку, угрожая выдать ее бунтовщикам.

Спасение капитанской дочки

В осажденном пугачевцами Оренбурге Петр получает письмо от Маши с рассказом о недостойном поведении Швабрина. Главный герой просит военного коменданта отпустить его с военным отрядом в Белогорск. Получив отказ, Гринев самовольно покидает Оренбург вместе с верным Савельичем.

По пути в Белогорск их у Бердской слободы схватили мятежники. Дворянин обращается с просьбой вызволить возлюбленную к самому Пугачеву. Петр Гринев нашел любимую сидящей на полу, в крестьянском рваном платье, с растрепанными волосами, бледную и похудевшую. Она смело и просто высказывает презрение Швабрину.

После освобождения Маша отправляется к родителям Гринева – те впоследствии приняли и полюбили ее.

История любви Маши Мироновой и Петра Гринева

Судьба отношений двух молодых людей сложно связана с трагическим эпизодом истории целой страны. Любовь в этом произведении является обстоятельством, главным условием для проявления лучших человеческих качеств мужчины и женщины: доброта, верность, честь, вдумчивое отношение к себе и другим.

Заключение

Роман-воспитание или биография озаглавлен «Капитанская дочка» отнюдь не случайно. Мария Миронова – просто женщина и человек, но остается собою и не изменяет себе даже перед лицом смерти. Она привносит в жизнь главного героя любовь, чувства восхищения добротой, отвагой и преданностью людей.

Источник: https://1001student.ru/literatura/obraz-marii-mironovoj-kapitanskaya-dochka.html

Капитанская дочка характеристика образа Гринев Петр Андреевич (Петруша)

КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА

(Повесть, 19 окт. 1836)

Гринев Петр Андреевич (Петруша) — главный герой последнего крупного произведения Пушкина, провинциальный русский дворянин, от чьего имени (в форме «записок для памяти потомства», составленных в эпоху Александра I об эпохе пугачевского бунта) ведется повествование.

В исторической повести «Капитанская дочка» сошлись все темы пушкинского творчества 1830-х гг.

Место «обычного» человека в великих исторических событиях, свобода выбора в жестоких социальных обстоятельствах, закон и милосердие, «мысль семейная» — все это в повести присутствует и связано с образом главного героя-рассказчика.

Первоначально Пушкин, как то было в незавершенной повести «Дубровский», собирался поставить в центр повествования дворянина-ренегата, перешедшего из одного лагеря в другой (тут прототипом ему служил реальный офицер Екатерининской эпохи Шванвич); или пленного офицера, который бежит от Пугачева.

Здесь также имелся прототип — некто Башарин, именно такую фамилию должен был носить герой, позже переименованный в Буланина, Валуева — и, наконец, в Г. (Это имя в другой огласовке — Гранев — встречается в планах незавершенного «Романа на Кавказских водах», 1.831.

) Имя это тоже взято из действительной истории пугачевщины; его носил дворянин, арестованный по подозрению в измене и позже оправданный.

Так окончательно определился замысел рассказа о человеке, волей Провидения оказавшемся между двумя враждующими лагерями; о дворянине, который незыблемо хранит верность присяге, не отделяет себя от сословия в целом и от сословных представлений о чести в частности, — но который при этом смотрит на мир непредвзято.

Замкнув сюжетную цепь именно на Г. (и «перепоручив» роль дворянина-ренегата Швабрину), Пушкин воспроизвел принцип исторической прозы Вальтера Скотта, в чьих романах (особенно из «шотландского» цикла — «Уэверлей», «Роб Рой», «Пуритане») такой тип героя встречается постоянно — равно как сама ситуация: два лагеря, две правды, одна судьба.

Таков и непосредственный «литературный предшественник» Г., Юрий Милославский из одноименного «вальтер-скоттовского» романа М. Н. Загоскина (с той огромной разницей, что Милославский — князь, а не «обычный» человек). Вослед Гриневу и другие персонажи «Капитанской дочки» приобретают вальтер-скоттовские черты. Образ верного слуги Г.

Савельича (чье имя со-впадает с именем «патриотического» ямщика, свидетеля пугачевского бунта в «вальтер-скоттовском» романе М. Н.

Загоскина «Рославлев») восходит к Калебу из романа «Ламмермурская неместа»; эпизод, в котором невеста Гринева Марья Ивановна Миронова добивается у Екатерины II оправдания возлюбленного, повторяет эпизод с Дженни Джине из «Эдинбургской темницы» и др.

Жанр «записок для потомства» давал возможность изобразить историю «домашним образом» — и предполагал, что жизнь героя будет разворачиваться перед читателем с самого детства, а смерть героя останется за пределами непосредственного повеет -вования (иначе некому было бы составлять записки).

«Предыстория» Г. проста: он сын премьер-майора Андрея Петровича Гринева, живущего после отставки в небольшом (300 душ) имении в Симбирской губернии Воспитывает Петрушу крепостной «дядька», Савельич, учит — мосье Бопре, бывший парикмахер и охотник до русской наливки. Пушкин прозрачно намекает на то, что ранняя отставка отца была связана с дворцо-вым переворотом времен Анны Иоанновны.

Причем первоначально предполагалось (и с сюжетной точки зрения это было бы куда более «красиво») объяснить отставку событиями 1762 г., екатерининским переворотом, — но тогда хронология нарушилась бы окончательно.

Как бы то ни было, отец героя словно «исключен» из истории; он не может реализовать себя (и потому всякий раз гневается, прочитывая придворный адрес-календарь, где сообщается о наградах и о продвижении по службе его бывших товарищей).

Так Пушкин подготавливает читателя к мысли, что и Петр Андреевич мог бы прожить жизнь самую обыденную, не раскрыть заложенные в нем качества, если бы не общероссийская катастрофа 1770-х гг. и если бы не отцовская воля. На семнадцатом году недоросль, еще до рождения записанный в гвардию сержантом, Г.

прямо из детской отправляется служить — причем не в элитный Семеновский полк, а в провинцию. (Еще один «отвергнутый» вариант судьбы — попади Г. в Петербург, он к моменту очередного дворцового переворота 1801 г. был бы офицером полка, сыгравшего ключевую роль в антипавловском заговоре. То есть зеркально повторил бы судьбу отца.) Сначала он попадает в Оренбург, затем в Белогорскую крепость.

То есть туда и тогда, где и когда осенью 1773 г. разгуляются пугачевцы — вспыхнет «русский бунт, бессмысленный и беспощадный» (слова Г.). (Нечто подобное должно было происходить с героем незавершенной пушкинской повести из другой эпохи — юным прапорщиком из «Записок молодого человека», который в мае 1825 г. держит путь в Черниговский полк, где в январе 1826 г. вспыхнет восстание декабристов «Васильковской управы».)

С этой минуты жизнь провинциального дворянина смыкает-ся с потоком общероссийской истории и превращается в великолепный набор случайностей и зеркально повторяющихся эпизодов, которые заставляют вспомнить как о поэтике Вальтера Скотта, так и о законах построения русской волшебной сказки.

Читайте также:  Образ германна в повести пушкина "пиковая дама"

В открытом поле гриневскую кибитку случайно застигает снежный буран; случайно на нее натыкается чернобородый казак, который и выводит заблудившихся путников к жилью (эта сцена связана с эпизодом с Юрием, его слугой Алексеем и казаком Киршей в романе М. Н. Загоскина «Юрий Милославский»).

Случайно проводник оказывается будущим Пугачевым.

Столь же случайно сцепление всех последующих встреч Г. и поворотов его судьбы.

Попав в Белогорскую крепость, в 40 верстах от Оренбурга, он влюбляется в дочь капитана Ивана Кузьмича Миронова, восемнадцатилетнюю Машу (в которой повторены некоторые черты героини повести А. П.

Крюкова «Рассказ моей бабушки», 1831, капитанской дочери Насти Шпагиной) и дерется из-за нее на дуэли с поручиком Швабриным; ранен; в письме к родителям просит благословения на брак с бесприданницей; получив строгий отказ, пребывает в отчаянии. (Естественно, Маша в конце концов поселится у родителей Г., а Швабрин, перейдя на сторону Пугачева, сыграет в судьбе героя роль злого гения.

) Пугачев, захватив крепость, случайно узнает Савельича, вспоминает заячий тулупчик и полтину на водку, после бурана пожертвованные ему Петрушей от чистого сердца, — и милует барчука за миг до казни. (Зеркальное повторение эпизода с тулупчиком.) Мало того, отпускает его на все четыре стороны.

Но, случайно узнав в Оренбурге, что Маша, спрятанная белогорской попадьей, теперь в руках у предателя Швабрина, Г. пробует уговорить генерала выделить ему полсотни солдат и отдать приказ об освобождении крепости. Получив отказ, самостоятельно отправляется в пугачевское логово.

Попадает в засаду — и случайно остается цел; случайно оказывается в руках Пугачева, именно в тот момент, когда он в хорошем расположении духа, так что кровожадному капралу Белобородову не удается «попытать» дворянина. Пугач тронут рассказом о девушке, насильно удерживаемой Швабриным; отправляется вместе с героем в Белогорскую — и, даже узнав, что Маша — дворянка, невеста Г.

, не меняет своего милостивого решения. Больше того, полушутливо предлагает их поженить — и готов принять на себя обязанности посаженого отца. (Так случайно сбывается сон, который привиделся Г. сразу после бурана: отец при смерти; но это не отец, а чернобородый мужик, у которого почему-то нужно просить благословения и который хочет быть посаженым отцом; топор; мертвые тела; кровавые лужи.)

Отпущенные Пугачевым, Г., Маша, Савельич попадают в засаду правительственных войск (зеркальное повторение эпизода с пугачевцами); случайно командиром отряда оказывается За-урин, которому Г. еще по пути к месту службы, до бурана, проиграл 100 рублей на бильярде. Отправив Машу в отцовское имение, Г.

остается в отряде; после взятия Татищевой крепости и подавления бунта он арестован по доносу Швабрина — и не может отвести от себя обвинения в измене, поскольку не желает вмешивать в судебное разбирательство Машу.

Но та отправляется в Петербург, случайно сталкивается с царицей на прогулке в Царском Селе; случайно не узнает ее — и простодушно рассказывает обо всем (зеркальное повторение эпизода «ходатайства» Г. за Машу перед Пугачевым).

Екатерина случайно помнит о геройской гибели капитана Миронова (и, может быть, Машиной матери, Василисы Егоровны). Если бы не это, как знать, смогла бы государыня столь непредвзято подойти к делу и оправдать Г.? Случайно офицер Г., отпущенный в 1774 г.

и присутствовавший при казни Пугачева, который его узнал в толпе и кивнул (еще одно зеркальное повторение эпизода с виселицами в Бело-горской), не гибнет в многочисленных войнах конца XVIII — начала XIX в. и составляет записки для юношества; случайно эти записки попадают в руки «издателя», под маской которого скрывается сам Пушкин.

Но в том и дело, что все «случайности» сюжета подчинены высшей закономерности — закономерности свободного выбора личности в обстоятельствах, предложенных ей историей.

Эти обстоятельства могут складываться так или иначе, благополучно или неудачно; главное не в этом, а в том, насколько свободен человек от их власти.

Пугачев, в чьих руках громадная власть вершить человеческие судьбы, не свободен от той стихии, что привел в движение; оренбургский генерал, отказывающийся послать Г.

на бой за Белогорскую крепость, не свободен от своей осторожности; Швабрин не свободен от своего собственного страха и своей душевной подлости; Г. свободен до конца и во всем. Ибо действует он по велению сердца, а сердце его свободно подчинено законам дворянской чести, кодексу русского рыцарства, чувству долга.

Законы эти неизменны — и тогда, когда нужно оплатить огромный бильярдный долг не слишком честно игравшему Заури-ну; и когда нужно отблагодарить случайного проводника тулупчиком и полтиной.

И когда следует вызвать на дуэль Швабрина, выслушавшего гриневские «стишки» в честь Маши и презрительно отозвавшегося как о них, так и о ней. И когда пугачевцы ведут героя на казнь. И когда помиловавший героя Пугачев протягивает руку для поцелуя (Г., естественно, не целует «ручку злодею»).

И когда самозванец прямо спрашивает пленника, признает ли тот его государем, согласен ли послужить, обещает ли хотя бы не воевать против него, — а пленник трижды, прямо или косвенно, отвечает «нет». И когда Г.

, однажды уже спасенный судьбою, в одиночку возвращается в расположение пугачевцев — чтобы выручить возлюбленную или погибнуть вместе с нею. И когда, арестованный собственным правительством, не называет имени Марьи Ивановны.

Именно эта постоянная готовность, не рискуя понапрасну, тем не менее заплатить жизнью за свою честь и любовь, — делает дворянина Г. до конца свободным. Точно так же, как его крепостного слугу Савельича до конца (хотя и в иных формах) свободным делает личная преданность Г.

То есть следование неписаному кодексу крестьянской чести, тому общечеловеческому началу, которое может быть присуще любому сословию и которое, по существу, религиозно, — хотя Савельич не слишком «церковен» (и лишь восклицает поминутно «Господи Влады-ко»), а Г. в казанской тюрьме впервые вкушает «сладость молитвы, излиянной из чистого, но растерзанного сердца».

(Тут пушкинский современник должен был не только вспомнить о «вечном источнике» тюремной темы в европейской культуре — эпизод тюремного заключения небесного покровителя Г., апостола Петра — Деян., 12, 3—11, — но и опознать парафраз записок итальянского религиозного писателя и общественного деятеля 1820-х гг. Сильвио Пеллико, который в книге «Мои темницы» — рус.

перевод, восторженно отрецензированный Пушкиным, 1836 г., — рассказал о том, как в австрийской тюрьме впервые обратился с молитвой к Богу.)

Такое поведение превращает самого простодушного из героев «Капитанской дочки» в самого серьезного из ее персонажей. Эта серьезность Гриневского образа оттенена легкой усмешкой, с какой автор описывает «жизненное пространство» других героев.

Пугачев царствует в избе, оклеенной золотой бумагой; генерал планирует оборону от пугачевцев в яблоневом саду, утепленном соломкой; Екатерина встречает Машу как бы «внутри» пасторали: лебеди, парки, белая собачка, «срисованная» Пушкиным со знаменитой гравюры художника Уткина, изображавшей Екатерину «домашним образом»… И только Г. и Савельич окружены открытым пространством судьбы; они постоянно устремлены за ограду — дворянского ли Оренбурга, пугачевской ли крепости; туда, где они не защищены от обстоятельств, но внутренне свободны от них. (В этом смысле и тюрьма для Г. — тоже открытое пространство.)

Именно Г. и Савельича вместе — двух этих персонажей, крепостного и дворянина, нельзя отделить друг от друга, как Санчо Пансу нельзя отделить от Дон Кихота. А значит, смысл повести состоит не в том, чтобы «перейти» на одну из сторон исторического конфликта.

И не в том, чтобы отказаться от верности любой «власти» (ср. образ Швабрина). И даже не в том, чтобы «покинуть» узкие пределы сословной этики, поднявшись до общечеловеческих начал.

А в том, чтобы внутри своего «лагеря», своей среды, своего сословия, своей традиции обнаружить общечеловеческое — и ему служить не за страх, а за совесть. В этом залог утопической надежды Г.

(и суфлирующего ему Пушкина, который переосмысляет тезис Карамзина) на то, что «лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений».

Образ Г. (и сама «вальтер-скоттовская» поэтика случайности и зеркально повторяющихся эпизодов) оказался необычайно важным для русской литературной традиции, вплоть до Юрия Андреевича Живаго из романа Б. Л. Пастернака.

Источник: http://lit-helper.com/p_Kapitanskaya_dochka_harakteristika_obraza_Grinev_Petr_Andreevich_Petrusha

Сравнительная характеристика Швабрина и Гринева (По роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Честь нельзя отнять, ее можно потерять…

А. Чехов

В основу сюжета «Капитанской дочки» (1836) был положен рассказ, особенно поразивший А. С. Пушкина, о дворянине-офицере, перешедшем на сторону Пугачева. Мягкий приговор о лишении изменника всех чинов и дворянства, отправка в Сибирь объяснялся вмешательством Екатерины в результате ходатайства его отца.

Сюжет «Капитанской дочки» развивается с необычайной простотой и естественностью. Картины исторической действительности переплетаются с личными судьбами героев. Линия «семейного» сюжета — Гринев и Маша Миронова — противостоит изображению Пугачева и событий крестьянского бунта.

Гринев является одним из главных героев романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка». От его имени ведется повествование. Именно его глазами мы видим все происходящие события. Автор противопоставляет ему Швабрина. Казалось бы, они примерно одного возраста, оба принадлежат к дворянской среде, и у них должно было быть много общего.

Гринев происходил из мелкопоместной, небогатой семьи. Детство его прошло в имении родителей. До шестнадцати лет он «жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». Но затем отец решил отдать его в армию, чтобы сын мог послужить отечеству и «понюхать пороху».

Человеком Гринев-старший был суровым и не искал для сына легких дорог. А потому пришлось шестнадцатиетнему Петру отправиться на службу в далекую крепость под Оренбургом. Отец не говорил лишних слов, а дал сыну одно напутствие: «Служи верно… и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

Именно эти отцовские слова и стали ключевыми, определяющими в поведении молодого дворянина.

Оказавшись в крепости, Гринев сразу же узнает об офицере почти его лет, который здесь служит. Это Швабрин. Он попал в крепость из гвардии за дуэль. При первой встрече Швабрин произвел весьа приятное впечатление на Гринева.

Перед нами веселый и остроумный человек. Автор дает пока лишь один неприятный штрих к портрету Швабрина — он некрасив. Молодой офицер был «невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым».

Однако внешние недостатки Швабрина с лихвой компенсируются его живостью и общительностью.

Швабрин легко идет на контакт с Гриневым. Он «был очень неглуп. Разговор его был остер и занимателен». Он умел весело рассказывать. «Гринев смеялся от чистого сердца». Поведение Швабрина свидетельствует о желании завязать дружбу с Гриневым.

И опять же автор дает намек на подлинную внутреннюю сущность Швабрина: слишком легко он высмеивает людей, рассказывая об их тайных отношениях и страстях. Оказывается, как позже убеждается Гринев, Швабрин наговаривает на обитателей крепости.

Видимо, стремясь развлечься и будучи склонным к интриганству, он выдумывает про них то, чего никогда и не было.

В отличие от Швабрина, Гриневу служба в крепости не кажется ни утомительной, ни обременительной. Здесь не было ни смотров, ни учений, ни караулов, и потому у юноши образовалось много свободного времени.

Читайте также:  Главные герои "сказки о мертвой царевне и семи богатырях" а.с. пушкина

Он не стал тратить его на сплетни, как Швабрин, а начал читать и переводить. В нем «пробудилась охота к литературе». Кроме того, он так увлекся стихами, что и сам стал писать их.

Этому, безусловно, способствовал и общий романтический настрой чувств офицера: встретившись с Машей Мироновой (дочкой коменданта крепости), он полюбил ее.

При сравнении Швабрина и Гринева очень показательно их отношение к Маше: ведь они оба ухаживали за ней и даже хотели на ней жениться.

Гринев поначалу с предубеждением относится к дочери коменданта, потому что его «друг» описал ее «совершенною дурочкою». Лишь позже герой узнает, что, оказывается, Швабрин сам неравнодушен к Маше и даже сватался к ней.

Через отношение к Маше Мироновой сразу становится понято, кто из соперников честный человек, а кто подлец.

Маша доверяет Гриневу и не верит Швабрину. Почему? Ведь он умен, весел, хорошего происхождения и имеет состояние, в отличие от небогатого Гринева. «Я не люблю Алексея Ивановича, — говорит Маша, — он очень мне противен».

Как впоследствии убеждается вместе с Машей читатель, Швабрин, действительно, оказывается недостойным человеком. Сначала он всячески оговаривает отказавшую ему дочь коменданта. Затем же, когда девушка оказывается в его власти, он стремится силой и угрозами принудить ее выйти за него замуж.

Поняв, что ничего не получится, Швабрин предает ее: сообщает Пугачеву, взявшему крепость, что Маша — дочь коменданта Миронова, которую нужно казнить. Мы видим: «любовь» Швабрина настолько эгоистична и жестока, что он, не задумываясь, обрекает девушку на смерть.

Как это не похоже на отношение к женщине самого Пушкина, который писал в одном из своих стихотворений: «Я вас любил так искренно, так нежно, // Как дай вам Бог любимой быть другим».

Швабрин не способен на проявление подлинных чувств, потому-то Маша говорит, что ей «легче умереть, чем сделаться женой такого человека».

Так же легко, как любовь, Швабрин предает и дружбу. Причиной первой размолвки между Швабриным и Гриневым послужили стихи. Гринев принес тетрадь со своими стихами Швабрину, а тот стал разбирать каждый стих «самым колким образом». Мы понимаем, что дело здесь, видимо, в Маше, имя которой упоминается в стихах. Швабрин начинает высмеивать Машу, Гринев защищает ее. Назревает дуэль.

Поведение перед дуэлью двух героев также различно. Гринев очень переживает о случившемся, но стремится казаться веселым. А ведь ему нелегко дается такое поведение: он знает, что его противник — удачливый дуэлянт. Швабрин же ведет себя грубо, вызывающе и делает намеки, хорошо понятные Гриневу и оскорбляющие Машу Миронову.

Перед дуэлью Швабрин выглядит уверенным в сее, хладнокровным человеком, а Гринев — горячим мальчишкой, который, скорее всего, будет убит. Да и сам юноа не очень надеется на благоприятный для себя исход, хотя старается держаться героем.

Однако во время дуэли оказалось, что Гринев кое-что понимает в фехтовании и неплохо усвоил уроки, которые давал ему француз Бопре, живший в имении отца. Гринев показал себя не просто достойным противником, он почти одолел Швабрина.

Но, воспользовавшись тем, что слуга Савельич окликнул Гринева, Швабрин подло нанес удар в грудь.

После дуэли Швабрин пришел к бывшему другу, принес свои извинения и признал, что был не прав. Гринев искренне простил его и за ссору, и за рану. Маша Миронова согласилась стать его женой, и Гринев «великодушно извинил своего несчастного соперника».

И опять Швабрин показывает себя злым и неискренним человеком, Он написал письмо отцу Гринева о поединке и немало способствовал тому, что Гринев-отец реил перевести сына в другую крепость. Итак, Швабрин не останавливается ни перед чем в своих желаниях.

Человек, который не умеет быть честным в дружбе и в любви, не может быть и настоящим офицером. Ради собственной выгоды он легко изменяет военной присяге. Когда Пугачев занимает крепость, Швабрин тут же переходит на его сторону. Более того, он пытается уговорить Пугачева повесить Гринева.

Те черты характера, которые привлекли Гринева в молодом офицере при их знакомстве: живость и энергичность — обернулись умением ловко и бессовестно пользоваться ситуацией. Швабрин сумел так угодить Пугачеву, что тот назначил его комендантом крепости.

Если раньше Швабрин казался независимым человеком, который не станет перед кем-либо унижаться, то теперь автор показывает, как Швабрин угождает Пугачеву, а при необходимости может и на колени упасть.

Поведение Гринева совсем иное. Даже под угрозой своей жизни он отказался целовать руку разбойнику, каим он считал самозванца Пугачева.

И только заступничество Савельича помогло спастись Гриневу (слуга напомнил вождю бунтовщиков о том, как барин подаил неизвестному мужику — вожатому, который оказался Емельяном Пугачевым, заячий тулуп). Петр Гринев навсегда усвоил завет отца.

Пугачев помог ему выручить Машу, и он жизнью готов был заплатить за это. Однако на предложение перейти на сторону предводителя восстания Гринев ответил: «Только не требуй того, что противно чести моей и моей христианской совести».

Конечно, Гринев не идеален. Мы видим, наприер, что он не всегда хорошо обращается с верным Савельичем. Иногда в разговоре с ним у него проявляются барские, командные нотки: дескать, ты слуга, а я барин, что хочу, то и делаю.

И все же Гринев привлекает своей добротой, смелостью, самостоятельностью суждений и поступков.

Его душевная чистота и отзывчивость видны на каждом шагу: в отношении к Маше, к Савельичу и даже к Пугачеву, который впервые появляется перед ним в образе незнакомого мужика.

В начале романа Петр Гринев предстает перед нами шестнадцатилетним мальчишкой, порой наивно-простодушным. Однако автор показывает этот характер в развитии. Гринев «растет» на наших глазах, превращаясь в настоящего человека и офицера.

Швабрин же является безнравственным человеком от начала и до конца. Пушкин подчеркивает в Швабрине последовательную аморальность. Это типичный представитель блестящего гвардейского офицерства из богатого дворянства, избалованного, привыкшего к исполнению всех своих желаний.

Он завистливо-злобный, мстительно-трусливый и коварный клеветник.

В образах Гринева и Швабрина Пушкин утверждает излюбленную им концепцию: старинное, «коренное» дворянство (к нему принадлежит Гринев), так много сделавшее для русского государства, оттесненное от власти, разорившееся, все же сохраняет в себе лучшие сословные качества: порядочность, верность, искренность, а «новая знать» (Швабрин — ее представитель в романе), которая приобрела политическую и экономическую власть, лишена благородства, чести, совести и любви к родине.

Источник: http://5litra.ru/soch/997-sravnitelnaya-harakteristika-shvabrina-i-grineva-po-romanu-a-s-pushkina-kapitanskaya-dochka.html

Сочинение на тему: ОБРАЗЫ ГРИНЕВА И ШВАБРИНА (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

В повести А. С. Пушкина «Капитанская доч­ка» Гринев и Швабрин — представители молодо­го поколения. Как известно, писателя глубоко волновала проблема нравственного воспитания, формирования личности молодого человека. В этом аспекте образы молодых людей противопо­ставлены: отличаются их поступки, система нравственных ценностей, восприятие мира.

Обратим внимание на причины приезда юно­шей в Белогорскую крепость. Петр Гринев при­был сюда по воле отца, отправившего сына в от­даленную и глухую местность с целью послужить в армии, потянуть лямку да понюхать пороху.

При этом главной нравственной установкой Гринева-отца Гриневу-сыну было «беречь честь смо­лоду». У Швабрина причина другая: в отдален­ную крепость он был переведен за убийство, со­вершенное в присутствии двух свидетелей.

При создании образа Швабрина писатель ру­ководствовался биографическими фактами дво­рянина Михаила Шванвича. Крестник императ­рицы Елизаветы Петровны, Шванвич получил хорошее по тем временам образование. Поступил на военную службу. Затем его судьба круто пере­вернулась. Участвуя в боевой операции против отряда Пугачева, Шванвич попал в плен, и его ожидала смертная казнь.

Однако взятые вместе с ним солдаты заступились за него. Пугачев по­миловал Шванвича и назначил атаманом полка пленных войск. После разгрома восстания Шван­вич снова попал в плен, но в этот раз пленен он был правительственными войсками.

Шванвич был лишен чинов и дворянства за то, что «буду­чи в толпе злодейской, забыв долг присяги, сле­по повиновался самозванцовым приказам, пред­почитая гнусную жизнь честной смерти».

При сходстве жизненных обстоятельств, су­ществует сильное расхождение в характерах А. Швабрина и его прототипа М. Шванвича. От­личались и побудительные причины, приведшие каждого из них в лагерь повстанцев. Пушкин­ский Швабрин — человек властный, злой, аван­тюрный.

На сторону Пугачева он переходит не из страха, а добровольно (хотя в тексте повести не раскрыты мотивы этого перехода). Гринев оста­ется верен присяге даже перед лицом смерти: «Мне накинули на шею петлю. Я стал читать про себя молитву, принося Богу искреннее раскаяние во всех моих прегрешениях и моля его о спасе­нии всех близких моему сердцу».

И даже счаст­ливо избежав благодаря вмешательству верного Савельича участи казненных товарищей, Петр Гринев отказывается униженно целовать руку самозванца.

Отличается и отношение молодых людей к женщине. Швабрин, полюбив Машу, абсолютно спокойно называет ее «совершенною дурочкою» и отпускает в присутствии Гринева колкие заме­чания в адрес капитанской дочки. Петр Гринев настроен романтично: посвящает любимой сти­хи, относится к ней уважительно и почтительно.

Швабрин готов оклеветать Машу, которая не от­вечает ему взаимностью: «Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вме­сто нежных стишков подари ей пару серег».

Петр готов защитить честь невинной и скромной де­вушки: «Слова, подавшие повод к нашей ссоре, показались мне еще более гнусными, когда, вме­сто грубой и непристойной насмешки, увидел я в них обдуманную клевету»

Швабрин не отказывается от желания обла­дать Машей, даже получив решительный отказ. Воспользовавшись непредвиденными и трагиче­скими обстоятельствами, он принудил отца Гера­сима выдать ему Машу. Долгое время Швабрин держит девушку в заточении, вынуждая выйти за него замуж.

В это же время Гринев, не боясь роковых последствий встречи с Пугачевым, стре­мится прийти на помощь бедной сироте. Во вре­мя освобождения капитанской дочки Швабрин совершает поступок, который раскрыл всю сущ­ность его мелкой и подлой душонки. Пугачев об­виняет Швабрина в обмане и грозится нещадно покарать провинившегося.

Тогда Швабрин упал перед самозванцем на колени. Гринев, ставший невольным свидетелем этой сцены, потрясен: «В эту минуту презрение заглушило во мне все чув­ства ненависти и гнева. С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого каза­ка». Этот эпизод иллюстрирует, насколько раз­личными нравственными критериями руковод­ствовались Гринев и Швабрин.

Если для первого честь и достоинство — превыше всего, даже смер­ти, то для второго хороши все средства для дос­тижения цели.

Однако есть другое видение образов Швабрина и Гринева. Так, В. Ф. Одоевский, которому принадлежит один из первых отзывов после пуб­ликации повести, оценивал Швабрина несколь­ко иначе.

В частности, он утверждал, что «Швабрин набросан прекрасно, но только набросан; для зубов читателя трудно пережевать его переход из гвардии офицера в сообщники Пугачева». Швабрин слишком умен, чтобы поверить в возмож­ность успеха Пугачева, и недостаточно страстен, чтобы из любви к Маше решиться на такое дело. Далее В. Ф.

Одоевский говорит, что Швабрин для него «имеет много нравственно-чудесного», так как не пользуется теми минутами, когда Маша находится в его власти.

Я думаю, все споры в оценке нравственности героев разрешил сам писатель. Последняя встре­ча Швабрина и Гринева состоялась в тюрьме, куда они были отправлены по обвинению в измене и пособничестве Пугачеву. Швабрин совершенно изменился: поседел, похудел. Однако поведение его не изменилось: слабым, но смелым голосом он обвинил Гринева в шпионаже.

Гринев спокой­но принял все эти обвинения, ибо его мысли в этот момент были подчинены единственной цели: «Я выслушал его молча и был доволен одним: имя Марьи Ивановны не было произнесено гнусным злодеем».

Судьба вознаграждает героев справед­ливо: Гринев женится на Маше, а участь Шваб­рина, хотя писатель опускает эту деталь, предоп­ределена и незавидна.

  • сочинение на тему гринев и швабрин
  • сочинение на тему гринев и швабрин в повести капитанская дочка
  • сочинение по капитанской дочке на тему гринёв и швабрин
  • сочинение на тему капитанская дочка гринев и швабрин
  • гринёв и швабрин сочинение

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-obrazy-grineva-i-shvabrina-po-povesti-a-s-pushkina-kapitanskaya-dochka.html

Ссылка на основную публикацию