«сказка о рыбаке и рыбке» пушкина: главные герои и их характеристики

Анализ сказки О рыбаке и рыбке Пушкина

«Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина — это всем известная история о нескончаемости человеческих желаний. Сколько бы человек не зарабатывал, сколько бы всего не мог себе позволить, чего бы не достиг — ему всегда будет мало, всегда будет чего-то не хватать. Такова природа людей. 

Каждый день главный персонаж сказки – дед, проводит как предыдущий. Он занимается привычным незатейливым делом — рыбалкой. Ловля рыбы не приносит ему ничего кроме пропитания. Так и живёт старичок изо дня в день. Как вдруг ловит в сети саму «удачу» — золотую рыбку, готовую исполнить его желание за подаренную свободу.

Старик никогда и не думал о том, что в его жизни может быть что-то большее, чем потрепавшаяся одежда и землянка. Не имея представления, что делать с этим чудом, дед идёт к своей старухе с тем, что «не посмел взять выкуп» с рыбки. На что бабка просит: «хоть бы взял ты с неё корыто», сначала не веря счастью старика.

Когда баба видит, что чудо на самом деле свершилось, она начинает просить сначала дом, а затем новый статус и двор.

Насытившись дворянским титулом, хочет бабка попробовать себя в роли царицы. В прошлой жизни она ничего не видела кроме «разбитого корыта». А тут подвернулась возможность попробовать всё лучшее сразу.

В отличие от деда, старуха без опаски загадывает желания. Но каждое исполнение не приносит ей удовлетворения: оказывается, что она не знает как, и не хочет дальше следовать обязанностям своих ролей.

Видимость беззаботности жизни морской царицы кажется ей самой интересной и привлекательной.

А народ смеётся над безропотностью мужа и нелепостью положения его жены: «не садися не в свои сани».

Но бесконечно надеяться на удачу нельзя. А тем более, не возможно подчинить её себе. Своей грустной развязкой именно это показывает нам сказка. 

Мало «поймать золотую рыбку», нужно правильно распорядиться наградой. И вдумчиво отнестись к тому пути, который она открывает. Ведь даже «царские палаты» старухи — это не столько путь к праздной жизни, сколько ответственность за своих слуг и за сбережение своих богатств.

Образ же простодушного старичка напоминает читателям, что одного только труда не достаточно для тёплой и сытой жизни.

Анализ 2

Произведение является одним из самых известных созданий поэта, написанном в жанре народного поэтического сказания с использованием традиций русского фольклора.

Основной темой сказки автор представляет понятие человеческой морали, заключающейся в чувстве меры при достижении желаемой цели.

Основными персонажами произведения являются золотая рыбка и семейная пожилая пара в образах старика и старухи, характеры которых описываются поэтом в неповторимой стихотворной форме.

Старик представляется в сказке в качестве положительного героя, отличающегося смиренностью и безвольностью, при этом являющегося добрым, бесхитростным человеком, находящемся под влиянием собственной сумасбродной жены.

Образ старухи, вокруг которого разворачивается сюжетная линия сказки, изображается автором в виде завистливой, жадной пожилой женщины, отличающейся злобностью, алчностью и взбалмошностью.

Поэт противопоставляет старуху образу ее мужа, описывая ее в представлении темные черты человеческого характера и символизируя злобное эгоистичное начало, заставляющее чистого душой старика исполнять ее прихоти.

Вводя в произведении образ золотой рыбки, способной исполнить любые желания и ассоциирующейся с материальным миром в виде синего моря, поэт демонстрирует психологическую целостность, которая нарушается при безмерном проявлении алчного и властного безумия в виде непрерывных желаний старухи.

Ключевым авторским замыслом является демонстрация последствий попустительства человека собственным эгоизму и жадности, приводящих к желанию обладать ложными, ненасытными потребностями, забывая о душевном состоянии, которое для каждого человека должно быть на первом месте, тогда как материальные блага вторичны и нередко коварны.

Сказка имеет глубокий философский смысл, заключающийся в невозможности обретения счастья посредством получения материального благополучия в отсутствии проявления душевных человеческих качеств.

Поэт мастерски используют художественные приемы выразительности в виде аллегории, позволяющее осознать истинной предназначение человека, заключающееся в существовании людей в ладу и гармонии с окружающим миром и собственной душой.

Произведение раскрывает понятие непомерной человеческой жадности и на примере сказочного сюжета показывает неотвратимость наказания алчности.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/pushkin/analiz-skazki-o-rybake-i-rybke

Сказка о рыбаке и рыбке

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Жанр: волшебная авторская сказка в стихах

Главные герои «Сказки о рыбаке и рыбке»

  1. Старик, тридцать три года он ловил рыбу на берегу моря, но однажды в его невод попала рыбка не простая, а золотая. Отпустил добрый старик эту рыбку и тогда началось…
  2. Старуха, верная спутница жизни старика, но когда получила возможность исполнения желаний, сразу стала жадной и грозной. Много бед причинила она старику, но осталась опять у корыта своего разбитого.
  3. Золотая рыбка, морская царица, могла любые желания исполнять, была благодарна старику, но не стерпела жадности старухи.

План для пересказа «Сказки о рыбаке и рыбке»

  1. Старик и море
  2. Золотая рыбка
  3. Старуха и корыто
  4. Старуха и столбовое дворянство
  5. Старуха и вольная царица
  6. Старуха и владычица морская
  7. Разбитое корыто.

Кратчайшее содержание «Сказки о рыбаке и рыбке» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Старик поймал в сети золотую рыбку, но отпустил ее без выкупа
  2. Старуха отправляет старика к рыбке за новым корытом
  3. Старуха требует новый дом
  4. Старуха хочет стать дворянкой, а потом царицей
  5. Старуха просит рыбку сделать ее морской владычицей
  6. Старик видит старый дом и разбитое корыто

Главная мысль «Сказки о рыбаке и рыбке»

Жадность одних приносит беды не только им, но и тем, кто находится рядом с ними.

Чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке»

Эта сказка учит нас знать меру в своих желания, но также учит не быть простофилями и не слушать тех, кто говорит глупости.

Отзыв на «Сказку о рыбаке и рыбке»

Эта сказка Пушкина мне очень понравилась. У нее увлекательный и забавный сюжет, она наполнена глубоким внутренним смыслом. Автор показывает, как легко может попасть человек в зависимость от своих желаний, если его ничто не ограничивает. Поэт показал превращение доброй и любящей старухи в злую и заносчивую жадину. Но также поэт высмеял и старика, который не мог образумить свою супругу.

Пословицы к «Сказке о рыбаке и рыбке»

  1. Не в свои сани не садись (используется в тексте сказки)
  2. Жадность последнего ума лишает
  3. Съесть не могу, а оставить жаль

Краткое содержание, краткий пересказ «Сказки о рыбаке и рыбке»

Золотая рыбка оказывается в неводе старика и просит отпустить ее. Старик отпускает рыбку и ничего не просит взамен. Старуха отсылает старика назад к рыбке за новым корытом. Рыбка дает старикам новое корыто, но старуха недовольна.

Она посылает старика к помутившемуся морю за избой. Рыбка дает старику и старухе избу, но опять недовольна старуха. Посылает она старика к неспокойному синему морю за столбовым дворянством.

Делает рыбка старуху дворянкой, а та таскает слуг за чупрун и отправляет старика на конюшню. 

Через неделю вновь посылает старуха старика к почерневшему синему морю за царским титулом. Стала старуха вольной царицей, прогнала она старика — не садись не в свои сани. 

Через две недели старуха вновь посылает старика к бурному морю и хочет стать владычицей морской Выслушала просьбу рыбка, только хвостом махнула, а возвратился старик к разбитому корыту.


Иллюстрации и рисунки к «Сказке о рыбаке и рыбке»

Источник: http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/01/blog-post_30.html

Анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина :

Отыскать человека, не слышащего (хоть краем уха), о чем повествует «Сказка о рыбаке и рыбке», будет очень нелегко. Ведь практически каждый знакомится с ней еще в детстве. Когда родители, бабушка или дедушка читают это произведение Александра Сергеевича Пушкина своему любимому чаду на ночь, чтобы тот поскорее заснул.

Вот только правильно ли вы понимаете сюжет данной сказки, грамотно ли толкуете его мораль? Разобраться с этим поможет анализ «Сказки о рыбаке и рыбке».

Автор произведения

Конечно, анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» невозможно начать без упоминания автора этого произведения, коим является Александр Сергеевич Пушкин — очень популярный русский писатель и поэт. Его творчество одинаково любимо как взрослыми, так и детьми. У него много сказок и детских рассказов, но и серьезных (рассчитанных на взрослую аудиторию) произведений не меньше.

Один только «Евгений Онегин» — его легендарный роман в стихах чего стоит! Ведь эта история переведена на множество языков мира. А два любовных письма от Татьяны к Онегину и его ответ девушке считаются одними из самых романтичных и трагичных признаний в мире.

Родился Пушкин в 1789 году в июне, 6 числа. А умер в 1837 году, 10 февраля. Смерть литературного гения случилась в результате неудачной дуэли, где Александр Сергеевич был ранен — смертельно для того времени.

За недолгую (по современным меркам) жизнь Пушкиным было написано бессчетное количество стихотворений, рассказов, статей, размышлений, а также множество крупных произведений, которые до сих пор находят отклик в сердцах людей.

История создания

Далее анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина Александра Сергеевича должен затронуть такую тему, как история создания самого произведения.

Литературный гений с детства проявлял любовь к русскому народному творчеству. Особенно этому способствовала знаменитая няня Пушкина — Арина Родионовна. Она рассказывала своему подопечному сказки, а он, как и любой другой ребенок, слушал их с особым трепетом в глазах, который бывает, пожалуй, только у смышленых детей.

Когда Александр Сергеевич вырос, он стал самостоятельно изучать русский фольклор. Многие исследователи, пушкинисты считают, что именно в этот период у писателя возникали первые наброски будущих сказок. А спустя еще некоторое время, примерно в 30-е годы XIX века, Пушкин начал писать известные нам сейчас сказки.

Первыми из них стали произведения «Сказка о рыбаке и рыбке» (анализ которой представлен перед вами), а также сказки «О Попе и его работнике Балде» и «О золотом петушке» и т. д.

Сюжет сказки

При написании сказки о Золотой Рыбке Пушкин ставил перед собой задачу: показать народность русской литературы. А потому данное произведение — не только легкое детское чтиво с моралью в конце. Это пример быта, традиций великой России тех времен, демонстрация того, во что же тогда верили простые крестьяне и чем они жили.

Однако анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» поможет вам разобраться и понять, что на самом деле сюжет данного произведения не основан на русском фольклоре. Ведь у немецких братьев Гримм есть «Сказка о рыбаке и его жене», которая по своему содержанию очень напоминает русское творение Пушкина.

Но произведение Александра Сергеевича увидело свет в 1833 году, а сказка братьев Гримм была представлена на суд читателей в 1812 году.

Почему сказка Пушкина больше подходит детской аудитории

Ни для кого не секрет, что оригинальные произведения братьев Гримм рассчитаны больше на взрослую аудиторию. Это отлично доказывает первоначальное, еще неадаптированное для детей содержание сказки про Красную Шапочку.

Ведь оно носит явный эротический характер! Такое чтиво совсем неразумно читать малышу на ночь или в любое другое время, а потому многие истории братьев Гримм были переделаны, чтобы соответствовали возрастной категории читателей.

Поэтому «Сказка о рыбаке и его жене» будет не так интересна детям, как привычный сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» (психологический анализ которой представлен в статье).

Схожесть сказки Пушкина и братьев Гримм

Начинается сказка братьев Гримм почти также, вот только ловит рыбак не Золотую Рыбку, а волшебную камбалу. И именно у нее просит шикарный дом, чудесный замок, после чего сварливая жена (по привычному сценарию) начинает требовать, чтобы рыбка сделала ее королевой, а потом императрицей (в сказке Пушкина — «Владычицей морской»).

До этого момента все вроде бы знакомо и похоже, однако дальнейшие события (а требования неугомонной жены рыбака продолжаются, в отличие от Пушкинской интерпретации) развиваются несколько неожиданно.

Принципиальное различие двух сказок

Новоиспеченную императрицу в сказке братьев Гримм спустя некоторое время перестает устраивать новая роль. И она требует, чтобы рыбка сделала ее Римским папой. Золотая Рыбка соглашается и на это.

Вот только данный статус также радует ненасытную жену рыбака совсем недолго. И наконец она оглашает свое последнее требование, изъявляя желание стать Богом.

Общая концовка и мораль

Терпение рыбки доходит до предела, и она возвращает все на круги своя. И перед нами вновь знакомая картина: нищие рыбак со своей ненасытной женой сидят в разбитой избушке и жалеют о былом.

Данное произведение также, как и «Сказка о рыбаке и рыбке» (анализ произведения Пушкина приводится в данной статье) заканчивается моралью. Главная мысль обоих сказок заключена в том, как важно научиться довольствоваться тем, что имеешь, и не требовать слишком многого.

Главные герои

Дальнейший анализ литературной «Сказки о рыбаке и рыбке» невозможен без исследования непосредственных участников повествования. В данной сказке их трое:

  • старик;
  • старуха;
  • Золотая Рыбка.

Главных героев вроде бы немного. Однако это вовсе не мешает, а даже, наоборот, способствует лучшему раскрытию и последующему запоминаю сюжета и его поучительной мысли.

Читайте также:  Главные герои "сказки о золотом петушке" пушкина

https://www.youtube.com/watch?v=et9HJ_G511Y

Многие исследователи полагают, что противоположные образы старика и старухи воплощают собой единого человека. Только старик — это его дух, а старуха — тело.

Религиозный подтекст сказки

Вспомните, сколько лет жил на земле Иисус Христос? А как долго прожил «старик со своею старухой у самого синего моря»?

«Ровно тридцать лет и три года». Что за магический отрезок времени? И почему именно такую цифру выбрал Пушкин для своего сюжета про Золотую Рыбку?

Господь прошел такой жизненный путь, подготовивший его к особому итогу. Данный художественный анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» показывает, что и старик именно поэтому прожил столько лет, перед тем как впервые встретился с рыбкой. Ведь это встреча — своего рода проверка, определяющая дальнейшее развитие жизни старика.

Образ старика

Исходя из названия сказки, ее главным действующим лицом является старик. К тому же повествование данного произведения также начинается с этого персонажа. А потому анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» должен исследовать именно его первым из всех действующих лиц.

Религиозные учения нередко твердят о торжестве духа над плотью. Возможно, именно поэтому старику, поймавшему золотую рыбку, предоставляется выбор: съесть ее или же отпустить. Тем самым выбрать между потребностями тела и торжеством духа (духовным развитием). И старик делает правильный выбор.

Кроме того, он отпускает рыбку просто так, ничего не прося взамен. Это также демонстрирует, что дух старика становится крепче.

Образ старухи

Дальнейшая фигура, которую должен затронуть психологический анализ «Сказки о рыбаке и рыбке», — это старуха.

Как вы помните, после того как старик поймал и вновь отпустил рыбку, он возвращается домой. Где дух (старик) встречается со своим телом (старухой).

Фигурально это означает, что разум отходит на второй план, уступая место эмоциям, для которых большую важность имеют проблемы насущные.

И вот тогда начинается процесс переосмысления произошедшего, на основании которого и возникают желания и требования.

Торжество плоти над телом

Дальнейший литературоведческий анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» показывает, что старуха (эмоции, тело) полностью подавила старика (разум, дух).

Оттого он безропотно бегает к рыбке, прося исполнить все желания и требования неугомонной жены своей.

И рыбка, которая в данной сказке олицетворяет высшую силу, готовую прийти на помощь или воздать по заслугам, выполняет все, что ни попросит старуха.

Многие исследователи полагают, что таким образом она продолжает проверять старика. Дает возможность духу одуматься и воспротивиться желаниям тела. Но старик даже не задумывается о том, чтобы хоть слово возразить против требований старухи.

Так длится до тех пор, пока желания тела (старухи) касаются исключительно материальных благ. Когда же они переходят на духовную сферу жизни — старуха хочет, чтобы Золотая Рыбка сделала ее «Владычицей морской» (у Пушкина) или Богом (у братьев Гримм), испытания духа (старика) прекращаются. И он снова возвращается к началу своего пути.

Краткий анализ «Сказки о рыбаке и рыбке»

Самое важное, что следует вынести из результата любой деятельности человека (не столь важно, что это: произведение, фильм, музыка, картина, учеба, воспитание детей и т. п.) — это ее смысл.

А потому краткий анализ разбираемой в данной статье сказки должен касаться непосредственно значения этого произведения, влияния, которое оно оказало на людей.

Итак, в статье уже упоминалось ранее, что Пушкин писал свои произведения преимущественно для взрослой аудитории. Однако малыши сразу же полюбили сказки, что вышли из-под пера Александра Сергеевича. Хотя и понимают их по-своему, на детский лад.

Анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» показывает, что мораль, которую видят младшее поколение читателей, заключается в том, что каждому человеку:

  1. Не следует быть жадным.

  2. Важно радоваться тому, что есть.

  3. Благодарить судьбу за ее подарки.

  4. Добиваться всего самостоятельно, ведь полученный дар могут в любое время отнять.

А взрослые, если немного вдумаются в содержание анализируемой в данной статье сказки, увидят, что ее истинный смысл гораздо более велик:

  1. Пример старика, что олицетворяет дух человека, и старухи — тело, формирует важную мысль о том, что люди должны жить не только чувствами, эмоциями и желания, но и разумом.

  2. Беспрекословное потворство (поведение старика — духа, разума) собственному эгоизму (старухе — телу, эмоциям), что ярко продемонстрировано в данной сказке, оказывает разрушительное влияние на человека.

  3. Преимущественным по значению у человека должен быть его дух, ведь только духовные богатства действительно что-то значат в мире. Материальные блага вторичны, они в большинстве случаев не способны сделать людей счастливыми. А их потеря может в прямом смысле оставить человека у разбитого корыта.

Анализ, проведенный в статье, явно доказывает, как важно читать русские сказки. Ведь они — настоящий кладезь мудрости!

Источник: https://www.syl.ru/article/363503/analiz-skazki-o-ryibake-i-ryibke-a-s-pushkina

Сказка о рыбаке и рыбке. А. С. Пушкин

Эта волшебная сказка в стихах вошла в сокровищницу мировой литературы. Читайте все сказки Александра Сергеевича Пушкина и наслаждайтесь гением великого поэта.

Жил старик со своею старухойУ самого синего моря;Они жили в ветхой землянкеРовно тридцать лет и три года.Старик ловил неводом рыбу,Старуха пряла свою пряжу.Раз он в море закинул невод -Пришёл невод с одною тиной.Он в другой раз закинул невод -Пришёл невод с травой морскою.В третий раз закинул он невод -Пришёл невод с одною рыбкой,С не простою рыбкой — золотою.

Как взмолится золотая рыбка!Голосом молвит человечьим:»Отпусти ты, старче, меня в море!Дорогой за себя дам откуп:Откуплюсь чем только пожелаешь».Удивился старик, испугался:Он рыбачил тридцать лет и три годаИ не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотуюИ сказал ей ласковое слово:»Бог с тобою, золотая рыбка!Твоего мне откупа не надо;Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

Воротился старик ко старухе,Рассказал ей великое чудо:»Я сегодня поймал было рыбку,Золотую рыбку, не простую;По-нашему говорила рыбка,Домой в море синее просилась,Дорогою ценою откупалась:Откупалась чем только пожелаюНе посмел я взять с неё выкуп;Так пустил её в синее море».Старика старуха забранила:»Дурачина ты, простофиля!Не умел ты взять выкупа с рыбки!Хоть бы взял ты с неё корыто,

Наше-то совсем раскололось».

Вот пошёл он к синему морю;Видит — море слегка разыгралось.Стал он кликать золотую рыбку.Приплыла к нему рыбка и спросила;»Чего тебе надобно, старче?»Ей с поклоном старик отвечает:»Смилуйся, государыня рыбка,Разбранила меня моя старуха,Не даёт старику мне покою:Надобно ей новое корыто;Наше-то совсем раскололось».Отвечает золотая рыбка:»Не печалься, ступай себе с богом.

Будет вам новое корыто».

Воротился старик ко старухе,У старухи новое корыто.Ещё пуще старуха бранится:»Дурачина ты, простофиля!Выпросил, дурачина, корыто!В корыте много ль корысти?Воротись, дурачина, ты к рыбке;

Поклонись ей, выпроси уж избу».

Вот пошёл он к синему морю(Помутилося синее море).Стал он кликать золотую рыбку.Приплыла к нему рыбка, спросила:»Чего тебе надобно, старче?»Ей старик с поклоном отвечает:»Смилуйся, государыня рыбка!Ещё пуще старуха бранится,Не даёт старику мне покою:Избу просит сварливая баба».Отвечает золотая рыбка:»Не печалься, ступай себе с богом,

Так и быть: изба вам уж будет».

Пошёл он ко своей землянке,А землянки нет уж и следа;Перед ним изба со светёлкой,С кирпичною, белёною трубою,С дубовыми, тесовыми вороты.Старуха сидит под окошком,На чём свет стоит мужа ругает:»Дурачина ты, прямой простофиля!Выпросил, простофиля, избу!Воротись, поклонись рыбке:Не хочу быть чёрной крестьянкой,

Хочу быть столбовою дворянкой».

Пошёл старик к синему морю(Неспокойно синее море).Стал он кликать золотую рыбку.Приплыла к нему рыбка, спросила:»Чего тебе надобно, старче?»Ей с поклоном старик отвечает:»Смилуйся, государыня рыбка!Пуще прежнего старуха вздурилась,Не даёт старику мне покою:Уж не хочет быть она крестьянкойХочет быть столбовою дворянкой».Отвечает золотая рыбка:

«Не печалься, ступай себе с богом».

Воротился старик ко старухе,Что ж он видит? Высокий терем.

На крыльце стоит его старухаВ дорогой собольей душегрейке,Парчевая на маковке кичка,Жемчуги огрузили шею,На руках золотые перстни,На ногах красные сапожки.

Перед нею усердные слуги;Она бьёт их, за чупрун таскает.Говорит старик своей старухе:»Здравствуй, барыня-сударыня дворянка!Чай, теперь твоя душенька довольна».На него прикрикнула старуха,

На конюшне служить его послала.

Вот неделя, другая проходит,Ещё пуще старуха вздурилась;Опять к рыбке старика посылает:»Воротись, поклонись рыбке:Не хочу быть столбовою дворянкой.А хочу быть вольною царицей».

Испугался старик, взмолился:»Что ты, баба, белены объелась?Ни ступить, ни молвить не умеешь.Насмешишь ты целое царство».Осердилася пуще старуха,По щеке ударила мужа.

«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,Со мною, дворянкой столбовою?Ступай к морю, говорят тебе честью;

Не пойдёшь, поведут поневоле».

Старичок отправился к морю(Почернело синее море).Стал он кликать золотую рыбку.Приплыла к нему рыбка, спросила:»Чего тебе надобно, старче?»Ей с поклоном старик отвечает:»Смилуйся, государыня рыбка!Опять моя старуха бунтует:Уж не хочет быть она дворянкой,Хочет быть вольною царицей».Отвечает золотая рыбка:»Не печалься, ступай себе с богом!

Добро! будет старуха царицей!»

Старичок к старухе воротился,Что ж? пред ним царские палаты,В палатах видит свою старуху,За столом сидит она царицей,Служат ей бояре да дворяне,Наливают ей заморские вина;Заедает она пряником печатным;Вкруг её стоит грозная стража,На плечах топорики держат.

Как увидел старик-испугался!В ноги он старухе поклонился,Молвил: «Здравствуй, грозная царица!Ну теперь твоя душенька довольна?»На него старуха не взглянула,Лишь с очей прогнать его велела.Подбежали бояре и дворяне,Старика взашей затолкали.

А в дверях-то стража подбежала,Топорами чуть не изрубила,А народ-то над ним насмеялся:»Поделом тебе, старый невежа!Впредь тебе, невежа, наука:

Не садися не в свои сани!»

Вот неделя, другая проходит,Ещё пуще старуха вздурилась:Царедворцев за мужем посылает.Отыскали старика, привели к ней.Говорит старику старуха:»Воротись, поклонися рыбке.Не хочу быть вольною царицей,Хочу быть владычицей морскою,Чтобы жить мне в окияне-море,Чтоб служила мне рыбка золотая

И была б у меня на посылках».

Старик не осмелился перечить,Не дерзнул поперёк слова молвить.Вот идёт он к синему морю,Видит, на море чёрная буря:Так и вздулись сердитые волны,Так и ходят, так воем и воют.Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к нему рыбка, спросила:»Чего тебе надобно, старче?»Ей старик с поклоном отвечает:»Смилуйся, государыня рыбка!Что мне делать с проклятою бабой?Уж не хочет быть она царицей,Хочет быть владычицей морскою:Чтобы жить ей в окияне-море,Чтобы ты сама ей служилаИ была бы у ней на посылках».

Ничего не сказала рыбка,Лишь хвостом по воде плеснулаИ ушла в глубокое море.Долго у моря ждал он ответа,Не дождался, к старухе воротилсяГлядь: опять перед ним землянка;На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто.

Источник: http://l-skazki.ru/skazki-pushkina/4134-skazka-o-rybake-i-rybke.html

О чем сказка о золотой рыбке?

В этой статье мы совершенно с другой стороны посмотрим на сказку, которая нам всем известна с детства благодаря Александру Сергеевичу Пушкину. Мы поговорим, о чем сказка о золотой рыбке («Сказка о рыбаке и рыбке»), о смысле и тайне, заключенной в ней. 

Краткое содержание сказки

Если любого из нас спросить, о чем сказка о золотой рыбке, мы со знанием дела изложим краткое содержание этого произведения. Главными героями выступают здесь старик, старуха и золотая рыбка.

У самого синего моря жили старик со старухою. Однажды произошло  чудо. Старик бросил невод в море и ничего не выловил, только одна рыбка попалась. Но рыбка была не простая, а золотая и говорящая. Рыбка сказала старику, что если он отпустит ее в море, то она исполнит для него три желания.

Вернулся старик в землянку и рассказал об этом своей старухе, которая сидела возле разбитого корыта. Старуха оказалась очень жадной, и всего ей было мало. Захотела она стать владычицей морской, и чтобы рыбка ей самой служила. Рыбка рассердилась, и закончилось все это для старика и старухи все тем же разбитым корытом.

Выводы

Вывод напрашивается сам собой: жадность еще никого до добра не доводила. Не нужно было старухе так жадничать, а довольствоваться тем, что есть.

Можно сказать еще, что старик был не прав, так как доверял во всем своей жене и не сумел ее вовремя остановить. Но, как оказывается, смысл сказки гораздо глубже. Это аллегория.

На самом деле, то, о чем сказка о золотой рыбке, имеет глубокий смысл.

Смысл сказки

Пурана – это историческое ведическое произведение. В Матсье-пуране есть замечательная история, рассказанная в виде аллегории. Она тоже повествует о старике, старухе и рыбке. Техника аллегории, которая применяется ведическими мудрецами, помогает человеку понять более глубокие и возвышенные истины. Вот как раскрывается в Матсья-пуране смысл аллегории этой самой истории о старике и рыбке.

Старик – это Истинное Я человека или живая душа, которая есть у любого живого существа, не только у человека. Согласно Ведам, материальный мир, в котором наша душа находится, является для нее средой чуждой и искусственной. А истинная ее природа – духовная.

Синий океан олицетворяет собой как раз этот самый материальный мир. Он очень могущественен, велик и сложен. Получается, что душа бросает невод своих кармических желаний в материальный мир, и он поглощает ее. И старик, которого влечет вожделение, пытается выловить удовольствие и счастье, каждый раз закидывая невод в море.

Согласно Ведам, человек не может быть счастлив в материальном мире, поскольку он полностью противоречит его природе. Отсюда вопрос: почему же душа так тянется к нему, чем этот мир ее привлекает и почему ей не удается выйти из-под его влияния? Ведь природа души на самом деле более возвышенная и чистая.

И сейчас нужно перейти к следующему герою сказки, точнее, к героине, старухе. В этой истории старуха – это Ложное Эго человека. Духовное Истиннное Я человека – это Изначальное Эго или самосознание.

Читайте также:  "бахчисарайский фонтан": краткое содержание поэмы пушкина

Когда человек попадает в материальный мир, его чистое сознание оскверняет ложное самоотождествление.

Он забывает о своей духовной природе и начинает переносить на материальные объекты понятия своего Изначального Эго.

То есть, перенося Истинное сознание на материю, человек оскверняет его. В оскверненном виде оно получает черты Ложного Эго. Человек начинает считать себя тем, кем он на самом деле не является. Истинная душа, оскверненная материей, приобретает оболочку Ложного Эго. Эта оболочка скрывает истинное знание о Боге и о душе. Старуха и есть олицетворение этой самой материальной оболочки.

Третьим действующим лицом в сказке является рыбка. Золотая рыбка в ведической культуре олицетворяет Бога. В сказке описан крах Истинной души (старика), которая попала во власть материального Эго.

Бог (золотая рыбка) приходит на помощь душе, желая помочь ей выбраться из могущественного океана материальной жизни (море).

Душа, которая находится под властью Ложного Эго (старухи), вместо того, чтобы услышать голос своего разума, пытается получить от Бога только материальные блага. А ведь истинное благо – это духовная жизнь.

Мы  рассмотрели, о чем сказка о золотой рыбке, с точки зрения ведических мудрецов.

Источник: https://elhow.ru/ucheba/literatura/analiz-proizvedenij/o-chem-skazka-o-zolotoj-rybke

Краткое содержание Сказка о рыбаке и рыбке (Золотая рыбка) Пушкина для читательского дневника

У синего моря жил старик со своей женой. Жили они в ветхом доме тридцать лет и три года. Муж, чтоб питаться занимался ловлей рыбы, в один из дней он вылавливает рыбку, да не простую, а золотую. Эта рыбка молвила человеческим языком и могла выполнить три любых желания поймавшего ее человека.

Старик отпускает рыбку в море, не требуя от нее никакой награды, исполнения желаний и возвращается в свой дом. Дома он все рассказывает старухе – жене и та как принялась бранить его, заставляя вернуться к морю, чтобы хоть корыто у рыбки выпросить новое.

Старик повинуется супруге и идет к морю, там рыбка его успокаивает и говорит, что все исполнит: «Не печалься, ступай себе с Богом».

Вернувшись к своему дому, он действительно видит у старухи новое корыто. Но алчность жены становится все сильнее и сильнее, запросы ее становятся все выше и выше.

Она вновь отправляет мужа к морю и требует сначала для них двоих, а потом только для себя все больше и больше благ. В момент прихода старика к рыбке, море от спокойного превращается в штормящее. Став дворянкой старухе становится этого мало.

Она начинает призирать своего мужа, забыв о том, что данный мужчина источник ее успеха и изгоняет его в конюшню конюхом.

Одно из последних желаний, с которым старик должен идти к рыбке, было таковым, что жена не хочет оставаться просто вольною царицей, она хочет быть «владычицей морскою», а сама рыбка золотая должна у нее быть в услужении. Рыбка, услышав такое желание, ничего не сказав скрылась глубоко в воду. Придя домой, муж увидел вновь ветхую избу, разбитое корыто и свою старуху.

Данная сказка учит ценить то, что у нас есть. Не перегибать палку в своих желаниях, т.к. все может вернуться на круги своя.

Так же в произведении можно увидеть, как человек получая власть, не может справиться с собой и становится алчнее и злее. Сказка учит тому, что нельзя добиваться цели ущемляя другого.

Читая это произведение Пушкина, вспоминается пословица – остаться у разбитого корыта – что значит погнаться за большим и в итоге остаться ни с чем.

Всеми любимая и известная с детства сказка, имеющая глубокий смысл. Поэт в стихах четко передал характер каждого героя, а так же поучение.

Краткое содержание Пушкин Золотая рыбка (Сказка о рыбаке и рыбке)

На берегу моря в небольшом старом доме жили одинокие старики. Дед промышлял ловлей рыбы, а баба всегда что-то пряла. Однажды долго не мог поймать ничего дед. Забрасывал он невод, но пустой он был. И наконец-то попалась ему в сети рыбина.

Дед взял её в руки, и вдруг рыбина ни с того ни с сего заговорила. От неожиданности дед чуть не выпустил её из рук. Да и было чему удивиться. Рыбина была необыкновенная и переливалась на солнце золотом. Одним словом, это была золотая рыбка.

Стала она умолять деда вернуть её обратно в море, обещая ему помогать осуществить любое его желание. Дед ушёл восвояси, сказав рыбке, что ему ничего не требуется.

Когда он дома рассказал бабе о том, что с ним произошло, она раскричалась на него. Её рассердило то, что дед даже не попросил у рыбки корыто, взамен расколовшегося. Отправила она его обратно.

Очень неудобно было старику, но пришлось идти к морю. На берегу дед увидел, что слегка разволновалось море. Позвал он добрую рыбку, рассказал ей, что старуха хочет. Рыбка его поняла, и нырнула в море.

Пришёл домой старик, и о, чудо – корыто на пороге новое! Думал баба довольной останется, а не тут-то было. Рассердилась она ещё больше, зажадала дом новый. Пришлось деду снова идти к морю. Увидел он, что слегка потемнело оно. Низко поклонился он рыбке, рассказал, что баба велела. Услышала его рыбка, и согласилась выполнить просьбу старика.

Вернулся старик, глазам не поверил – красивый терем вместо старой землянки. А баба стала богатой, в красных сапогах и в золоте. Стоит, характер скверный показывает. Бедные слуги снуют рядом, а она их бьёт и прикрикивает. Увидела деда и отправила его на конюшню.

Через время баба подзывает покладистого старика, и посылает его с новым поручением: царицей хочет быть. Удивился дед, посмел противоречить. Зря он это сделал – слуги его вытолкали взашей.

Побрёл расстроенный старик к рассерженному морю, и рыбку позвал. Рыбка просила деда не переживать, и уплыла.

Только стал он подходить к дому, как увидел бабу, разодетую, как царица. Приказала старуха старика подальше закинуть.

Через время опять баба взбунтовалась, и приказала деду передать рыбке странные речи. Захотела старуха владеть целым морем, и чтобы рыбка ей стала прислуживать.

Когда дед пришёл к морю, он увидел, что шторм на море ещё больше усилился. Когда передал он рыбке приказ бабы, рыбка даже не нашла, что ответить, и уплыла.

Сидел-сидел на берегу дед, но рыбка больше не появлялась. Тогда он поплёлся домой. А дома то нет – землянка прежняя. А старуха в старом одеянии держит расколовшееся корыто.

Сказка учит тому, что, если запросы всё растут, можно остаться у разбитого корыта.

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/pushkin/skazka-o-rybake-i-rybke

Уроки произведения А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Тема: Оригинальная трактовка сказки Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Цель

Нравственные уроки

произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Тема: Оригинальная трактовка сказки Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Цель:

  1. Провести с детьми психологический анализ литературного произведения.
  2. Актуализировать сюжет классического произведения.
  3. Раскрыть основные нравственные качества героев произведения через их характер, привить положительные качества героев детям.
  4. Научить детей рассуждать, развивать их критическое мышление, умение видеть причинно следственные связи.
  5. Формировать образное мышление и ассоциативные навыки, расширять кругозор, словарный запас и творческий диапазон учащихся.
  6. Развивать внимание и эмоциональную сферу ребенка, умение высказывать свои мысли.
  7. Закрепить навыки цветоведения, использовать технику кляксографии.

Оборудование и материалы:

Для учителя:

Надпись на доске «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»; заготовленные цитаты о море: «Море слегка разыгралось», «Помутилося синее море», «Неспокойное синее море», «Почернело синее море», «На море чёрная буря: так и вздулись сердитые волны»

Фрагмент мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке» (Союзмультфильм 1959)

Аудиозапись: «Звуки моря»

Ноутбук, монитор, колонки (по возможности мультимедийный проектор).

Гуашь, бумага, кисти.

Для учащихся:

Гуашь, бумага, кисти.

План урока

1.Вступление: угадайте сказку.

2.Основная часть: работа над текстом сказки.

3.Практическая работа: создание кляксографии (цветных отпечатков, соответствующих психологическим характеристикам основных героев).

4.Заключение: какие уроки мы извлекли из сказки?

Ход урока

— Вы, любите сказки с картинками? Кто рисует иллюстрации к сказкам? (Художники, иллюстраторы).

— Что нужно, чтобы стать хорошим художником?

Чтобы проиллюстрировать сказку, нужно до конца понять её героев. Настоящий художник – тот, кто может глубоко проникнуть в душу героя.

— Представьте, что все вы – художники-иллюстраторы. Попробуем сегодня на уроке проделать следующую работу: проанализируем литературное произведение, постараемся как можно глубже раскрыть образы героев.

— Сказка, которую я хочу предложить, известна вам с детства. Попробуйте её узнать:

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря… (Сказка о рыбаке и рыбке)

Кто ее написал? (А. С. Пушкин)

— Давайте попробуем войти в сказку. Послушайте:

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

— Что мы можем сказать о жизни героев?

Семья пожилых людей прожила долгую совместную жизнь. Жили они бедно. Старик промышлял рыбалкой, старуха пряла пряжу. Их жизнь была размеренна и спокойна. И вдруг произошло чудо. Давайте вспомним, как это было.

Раз он в море закинул невод, —

Пришёл невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод, —

Пришёл невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод, —

Пришёл невод с одною рыбкой.

С непростою рыбкой, — золотою.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

«Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь чем только пожелаешь».

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

«Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

— Рассмотрим повнимательнее образ старика.

(На доске пишем слово «старик» и с помощью детей дописываем его характеристики).

Старик какой? Добрый (отпустил рыбку), трудолюбивый, любит свою работу, романтик, философ (много времени проводит один в море), здоровый (может заниматься таким трудным ремеслом как рыбалка, трижды забрасывает сеть в море), мужественный, честный, смиренный, благодарный, счастливый (ничего не попросил у рыбки, ему ничего не надо, он доволен тем, что у него есть)

При встрече с чудом он удивился и испугался. Почему? (Ответы детей) Старик осторожно относится к сверхъестественному. Он смиренный, понимает своё недостоинство для того, чтобы увидеть чудо, испытывает простую детскую радость, ничего не просит. Он всем доволен. Он счастлив. Ему больше в жизни ничего не надо. Богат не тот, у кого много денег, а тот, кому хватает.

То, что он поймал такую рыбку, говорит о его высоких профессиональных качествах, это своеобразный триумф его карьеры рыбака, его минута славы. Переполненный счастьем от встречи с чудом, возвращается он домой. Как же ему не поделиться радостью с самым близким дорогим человеком?

Настал черед познакомиться поближе со старухой. Какими словами она встречает старика? («Дурачина ты, простофиля!»). Чистое вдохновенное чудо старика старухе не понятно, ведь его нельзя положить в карман.

Мы видим, что в их отношениях старика и старухи нет понимания, они очень разные. Старик возвышенный, а старуха приземлённая, она оскорбляет старика, бранится, не уважает мужа. Рыбка поневоле разбудила спящие в ней страсти, т.е.

дурные качества.

После грубых слов жены старик идёт просить рыбку исполнить желание старухи. Почему? (Ответы детей) Он ее любит, хочет, чтобы ее жалание исполнилось.

Вспомните, как возрастали аппетиты старухи: корыто, изба, дворянство с имением, царица, владычица морская. О чём это говорит? (Ответы детей) Старуха жадная и ненасытная.

На доске пишем слово старуха и добавляем с помощью детей ее характеристики (сварливая, злая, жадная, жестокая, властолюбивая, ненасытная).

Как в душе старухи развивалось зло? Каковы были движущие силы старухиного падения? Давайте посмотрим.

Просмотр фрагмента мультфильма с последующим обсуждением

Чем больше получала старуха, тем больше становилось в ней злости, ненависти, жестокости, зависти к власти, молодости, богатству. Почему? (Ответы детей) Душа человека ничем материальным насытиться не может. Став богатой и знатной, старуха испытывает удовольствие от того, что слуг за «чупрун таскала», прогнала старика на конюшню, «по щеке ударила мужа».

В конце сказки старуха совсем обезумила, а ведь в начале сказки она еще не отделяла себя от мужа: «хоть бы, взял ты с неё корыто, наше то совсем раскололось».

Можно сделать вывод: пороки, страсти ненасытны. Если с ними не бороться, они уничтожают своего хозяина. Старуха мучается от своей гордыни, злобы и жадности. Она больна душой, какая уж тут радость. Её жалко.

Чем врачуется грех старухи? (Ответы детей) Любовью старика и рыбки. Как рыбка себя ведёт, какая она?

Читайте также:  Анализ 7 главы романа пушкина "евгений онегин"

На доске пишем слово «рыбка» и с помощью детей дописываем ее характеристики (добрая, щедрая, великодушная, не мстит, зло обращает в добро).

Скажите, зарвавшуюся старуху рыбка наказывает? (Ответы детей) Нет, она ее спасает.

Есть в этой сказке ещё один основной герой. А.С. Пушкин как великий художник показывает нам тьму человеческой души через стихию природы. О каком герое идёт речь? (Ответы детей) Конечно, море.

Физкультминутка (зарядка для глаз)

Нарисуем глазами меняющееся море. (В это время звучит аудиозапись «Звуки моря»)

Пишем на доске слово «море», располагаем таблички с цитатами.

Море в ходе сказки меняется, т.е. оно переживает за героев? Почему? (Ответы детей) Здесь гениальный поэт говорит об ответственности человека перед окружающим миром, неразрывной связи между природой и человеком, ведь вся природа томится от злодеяний человеческих.

В этой сказке нет дракона или кощея. Но все-таки в сказке присутствует одно чудовище. Что это? (Ответы детей) Главное чудовище – страсти, которые живут в душе старухи.

Скажите, пожалуйста, кто виноват в происшедшем? (Ответы детей) Старуха сама «кормила», «лелеяла» и «взращивала» свои страсти, которые чуть не поглотили ее.

В чём вина старика? (Он оказался малодушным, неразумным, не смог вовремя остановить старуху, допустил преступную безответственность). Как ему нужно было поступить, что попросить у рыбки? (Доброе сердце для своей старухи)

Практическая работа

Ребята, на доске мы с вами написали характеристики героев сказки. Давайте попробуем слово выразить цветом. Как вы думаете, какого цвета добро, терпение, прощение, счастье, труд, жадность, злоба, зависть?

Давайте попробуем выразить цветом характеристики героев. Берём лист, выкладываем два-три цвета, отпечатываем, разворачиваем. Эмоции каких героев вам удалось передать? Может вы увидели образ старика, старухи, рыбки или моря. При помощи графических линий помогите и нам увидеть их.

На выполнение работы две-три минуты. Удачные варианты вывешиваем на доске.

Важны ли для нас уроки этой сказки А.С. Пушкина? Как вы думаете, могла ли такая история произойти в наше время? Все ли в наше время счастливы и довольны тем, что у них есть? Никто ли не завидует тем, у кого больше богатства? Давайте сядем вместе со старухой у разбитого корыта и подумаем об этих уроках.

Урок старухи: будьте осторожны со своими желаниями, берегите близких.

Урок старика: правильно относитесь к чудесам, умейте быть благодарными, воспитывайте в себе мужество и ответственность, умейте рассуждать, будьте бдительны.

Урок рыбки: любовь, доброта, милосердие, терпение, труд и прощение.

Сегодня на уроке мы с вами по-новому посмотрели на известную сказку. Надеюсь, что теперь старые добрые сказки будете перечитывать с интересом и обязательно воспользуетесь их мудростью.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник: http://dogmon.org/uroki-proizvedeniya-a-s-pushkina-skazka-o-ribake-i-ribke-tema.html

Технологическая карта к уроку литературного чтения по произведению А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

План — конспект

урока литературного чтения

по произведению А.С. Пушкина

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Тема: «Кто они — герои сказки?»

Технологическая карта изучения темы.

Методический комментарий к уроку.

Это урок-дискуссия. Коммуникативная направленность урока предполагает готовность к диалогу с учителем, со сверстниками. Посредством диалога ставится учебная задача.

У школьников вызывается интерес к теме урока, к поиску решения проблемы, к открытию нового. Суждения о героях выходят за рамки обычного «плохой — хороший». Дети пытаются понять поступки героев, найти причину того или иного поведения.

А это еще один шаг к формированию нравственно-этических ценностей.

Формирование УУД:

Личностные:

  • жизненное самоопределение;

  • нравственно-этическая ориентация

  • оценивание содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор

Познавательные:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

  • поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное

построение речевого высказывания в устной и письменной форме

  • смысловое чтение и выбор вида чтения в зависимости от цели

  • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов

  • выстраивание логических цепей в поведении героев

Регулятивные:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно

  • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий

  • прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний

  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

  • самоконтроль и самооценка работы на уроке

  • прогнозирование содержания произведения

Коммуникативные

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация

  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации

  • участие в дискуссии, коллективной беседе

  • умение отстаивать свою точку зрения

Цели урока:

Образовательные:

— продолжить работу по сказке

— развивать умение выразительно читать произведения, передавая интонационно настроение

— учить выделять главную мысль произведения

— учить характеризовать героев по плану

-находить нужный отрывок в тексте по заданию

Развивающие:

— развивать кругозор детей

— обогащать словарный запас

— соотносить поступки героев сточки зрения общечеловеческих норм

— развивать умения делать логические выводы из сказанного

— развивать фантазию путем домысливания сюжета сказки

Воспитательные:

— воспитание личностных качеств: толерантности, децентрации, ответственности, инициативности при организации учебного диалога

— воспитание любви к чтению классической литературы

— воспитание любви, милосердия

— воспитание умения отстаивать свою точку зрения

Планируемый результат.

В предметной области:

— дать характеристику героев по плану.

В личностной области:

— иметь внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;

— устойчивую учебно-познавательную мотивацию, способность к самооценке.

В метапредметной области:

— в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения

-строить речевые высказывания, рассуждения;

— формулировать собственное мнение, учитывая разные мнения.

Основные понятия:

главные герои, положительные и отрицательные герои, герои-помощники.

Межпредметные связи:

русский язык, изобразительное искусство.

Ресурсы:

Основные –

книга «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова.М.Просвещение.2011г.

Дополнительные –

аудиозапись «шум моря», презентация – слайды к уроку, портрет А.С. Пушкина

Организационные формы работы:

— фронтальная работа,

— работа в парах,

-работа в группах,

— самостоятельная работа

Метадологический анализ актуальных знаний учащихся и прогнозируемых трудностей освоения темы.

Что знают

Знакомы с сюжетом сказки, основными героями

Что должны знать

Море – герой сказки

Старик – не положительный и не отрицательный герой

Старуха – отрицательный образ

Рыбка — образ истинного благородства

Возможные трудности

Затруднятся в выборе слов для характеристики старика: малодушный, бесхарактерный, безвольный

Ход урока.

Задачи этапа.

Проверка готовности.

Мотивация к учебной деятельности.

Планируемые результаты.

Уметь выполнять требования к уроку.

Деятельность учеников.

Настроиться на учебную деятельность.

Деятельность учителя.

Организует и создает условия для мотивированной учебной деятельности.

2. Проверка изученного.

Задачи этапа.

Повторение изученного материала

Включение в учебную деятельность

Планируемые результаты

Уметь излагать ответы, слушать других, оценивать правильность

Сравнивать,анализировать, синтезировать

Деятельность учеников

Отвечают на вопросы

Восстанавливают в памяти произведения А.С. Пушкина

Деятельность учителя

Организует беседу

Обращает внимание на правильность ответов

-Послушайте стихотворные строки. Кому они посвящены?

Сколько жив на свете человек?

Ровно столько, сколько помнят люди.

Кто-то год, а кто-то целый век,

Кто-то вечно в этом мире будет.

-Почему поэт Пушкин вечно будет в этом мире?

-Как мы, современные люди храним память о великом поэте?

-6 июня – день рождения Пушкина объявлен Днем русского языка,

-охрана памятных мест,

-но, самое главное, мы читаем и будем читать замечательные его книги

-мы работаем над проектом, чтобы больше узнать о нем

3. Актуализация темы.

Задачи этапа урока

Актуализация темы

Постановка проблемы

Планируемые результаты

Определять характер героев, опираясь на анализ их поступков

Уметь слушать вопросы, осмысленно отвечать на них

Действовать по плану

Уметь добывать новые знания.

Деятельность учеников

Определяют проблему

Отвечают на вопросы

Обращаются к источнику знаний

Деятельность учителя

Организует диалог, в ходе которого определяется проблема урока

-Можно ли Пушкина назвать детским писателем?

-Да, действительно, специально для детей он не писал, но его замечательные сказки мы знаем с детства. Назовите их.

-Что общего в них?

Откуда брал поэт сюжеты для сказок?

-Да, именно народные сказки вдохновляли поэта.

Слайд «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ!»

-По какой сказке мы продолжаем путешествие?

СЛАЙД «Сказка о рыбаке и рыбке»

4. Составление характеристики героев.

-Задача сегодняшнего урока – поближе познакомиться с героями сказки, постараться понять и оценить их поступки. А для этого нам нужно пройти 3 испытания.

Задачи этапа

Продолжение реализации поставленной цели

Определение положительных, отрицательных, главных героев, героев-помощников

Планируемые результаты

Уметь выполнять работу по плану

Прослеживать сюжетную линию произведения

Логически мыслить, сравнивать, обобщать, делать выводы

Уметь работать в парах

Уметь отстаивать свою точку зрения

Деятельность учеников

Работают в группе

Подтверждают свое мнение о герое словами из текста

Наблюдают за развитием событий

Работают в парах

Деятельность учителя

Организует самостоятельную работу в парах, в группах

Способствует самостоятельному обобщению, выводу

Необходимое снаряжение в литературном путешествии – закладки в книге. Вижу вашу абсолютную готовность.

Аудиозапись «ШУМ МОРЯ»

-Слышите?.. Море зовет нас в путешествие. А может ли море позвать?

ПЕРВОЕ ИСПЫТАНИЕ. Море – пейзаж в сказке или ее герой?

Слайд «МОРЕ»

-Когда впервые мы читаем о нем в сказке?

-Море посылает испытание старику. Проследим за состоянием моря в сказке.

Дети читают. МЕНЯЮТСЯ СЛАЙДЫ.

-разыгралось

-помутилось

-не спокойно

-почернело

-на море черная буря

-Почему нарастает волнение? Оно будто предупреждает старика.

Мы назвали много слов-действий, характеризующих море. В сказке оно оживает, действует, возмущается, протестует и .т.д. Какой можем сделать вывод?

Море – герой сказки.

5. Физкультминутка «МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ РАЗ…»

-А кто в сказке вызывает у вас наибольшую симпатию?

Слайд «РЫБКА»

Детям предлагается выбрать из столбика слов наиболее подходящие для характеристики рыбки.

Благодарная

Добрая

Терпеливая

Справедливая

Все эти черты можно объединить одним замечательным русским словом – благородство.

Итак, безусловно, рыбка – положительный герой сказки.

Слайд «СТАРУХА»

ВТОРОЕ ИСПЫТАНИЕ. Старуха захотела жить лучше. Что же тут плохого? Сколько можно мерзнуть в землянке?

Проследим по сказке, как старуха достигает своей цели.

Дети читают отрывки из сказки. Делают вывод: идя к своей цели,

-старуха унижает старика,

-требует, заставляет, кричит,

-став богатой, не нуждается в нем, выгоняет

Так к цели идти нельзя. Старуха жестокая, злая, жадная, властная. Она – отрицательный герой.

Слайд «СТАРИК»

Самое трудное испытание выпало на долю третьей группы.

СТАРИК – ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ?

У ребят этой группы возникли сомнения, почему?

-А как вы думаете?

Дети работают с сигнальными карточками.

-Предоставим слово третьей группе.

Первая встреча со стариком. Старик — добрый, отпускает рыбку

А дальше? Не может сказать «нет», хотя не согласен со старухой. Понимает, что она не права, но лишь перечит, не настаивает, подчиняется.

-Чего не хватает? Смелости. Старик проявил себя бесхарактерным, безвольным. Лишь однажды попытался остановить старуху.

Книга. Дети читают по ролям.

-Можно ли бесхарактерность назвать положительной чертой? Нет. Значит, старик — не положительный, но и не отрицательный герой .Он вызывает жалость.

На доске – таблица «Герои сказки».

-А легко ли вам бывает сказать «нет»? Когда обязательно нужно проявить волю? Расскажите.

6. Итог

Итак, что же привело к такому концу?

СЛАЙД «СТАРУХА У РАЗБИТОГО КОРЫТА».

-Не только жадность старухи, но и слабость, безволие старика.

Дети читают концовку сказки.

7. Рефлексивно-оценочный этап

Задачи этапа

Формирование первоначальных представлений о нравственных понятиях

Рефлексия учебной деятельности.

Организация самооценки учениками учебной деятельности.

Планируемые результаты

Уметь самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий

Вносить коррективы в исполнение в конце действия

Проявлять способность положительной, адекватной самооценки на основе успешной учебной деятельности

Деятельность учеников

Отвечают на вопросы.

Дают самооценку.

Получают задание.

Деятельность учителя

Организует самооценку деятельности, рефлексию.

-Сегодня у нас было непростое путешествие. Мы прошли все испытания. Попытались понять и объяснить поступки героев.

-В какой момент вам было трудно?

-Что удивило?

-Когда хотелось поспорить?

-Зачем нужно разбираться в поступках героев?

-Вместе мы подошли к главной мысли сказки.

Какие строки из сказки стали крылатым выражением? К какой жизненной ситуации они применяется?

-Я желаю, чтобы с вами таких ситуаций не происходило. Пусть желания ваши будут добрыми и пусть они исполняются.

А сейчас представьте, что перед вами сама золотая рыбка.

У детей на столах листочки с нарисованной рыбкой.

-С какой просьбой вы бы к ней обратились?

Дети записывают, а затем по желанию зачитывают.

Самое удивительное в ваших желаниях то, что вы думаете не только о себе, но и о своих близких, друзьях и даже о человечестве.

Спасибо всем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Учебник Л.Ф. Климановой (М., Просвещение), 2 класс.

Поурочные разработки по литературному чтению С.В. Кутявиной.

Атрихалова Е.В., Ксенофонтов И.В. Использование потенциала фильмов духовно-нравственной направленности в современной школе. Методическое пособие. – Калуга, КГИМО, 2010.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/planirovanie/tiekhnologhichieskaia-karta-k-uroku-litieraturnogho-chtieniia-po-proizviedieniiu-a-s-pushkina-skazka-o-rybakie-i-rybkie

Ссылка на основную публикацию