Южные поэмы а.с. пушкина (список)

«Южные поэмы» Пушкина: особенности произведений

Для следующего после создания «Руслана и Людмилы» периода в формировании Пушкина важнейшее значение имеют его южные поэмы.

Уже в первой из них, обращаясь к традиционной для романтической поэмы 1810-1820-х годов теме контрастного поэтического изображения двух разных культурно-исторических стихий — «Востока» и «Запада», Пушкин глубоко новаторски подходит к ее освещению.

Байрон в своих восточных поэмах стремился создать устойчивый, условно-поэтический образ мусульманского Востока.

Пушкин же в «Кавказском пленнике» с предельной смелостью и оригинальностью отходит от условного романтического канона в изображении «чужой», неевропейской национальной стихии. Вместо обобщенного красочного условно-поэтического мира гаремов и минаретов он рисует неповторимые, точные картины природы реального Кавказа, эпизоды повседневной — мирной и боевой — жизни черкесского селения.

Сложные взаимоотношения тогдашней России и горцев приобретают в изображении Пушкина свою подлинную историческую многозначность.

С нарисованными в эпилоге образами прославленных русских военачальников — от Цицианова и Котляревского до Ермолова (каждый из которых сохраняет в поэме свое особое лицо и которые по-разному оцениваются поэтом) в «Кавказском пленнике» соседствует образ сына «вольных станиц» — донского казака, а в ее герое поэтом впервые намечены черты сложного, раздвоенного и охлажденного «отступника света» (а вместе с тем и жертвы его «неприязни двуязычной»), для которого участие в войне с горцами, плен и освобождение из плена становятся этапами обретения внутренней, духовной свободы. Столь же дифференцированно обрисованы будни и праздники населения Кавказа — «племен, возросших на войне», их домашняя и боевая жизнь, их нравы, занятия и праздники. Отвечающим ударом кинжала на посягательство чужеземцев «мстительным грузинам» противопоставлена облагороженная поэтом в ее целомудренной и скромной любви, жертвующая своей жизнью ради счастья пленника героиня-черкешенка.

По пути, на который он встал в «Кавказском пленнике», Пушкин дальше пошел в других южных поэмах.

Мир крымской истории, преданий и легенд, как он представлен в «Бахчисарайском фонтане»,— мир, где на фоне изображенной в ее особой, неповторимой красоте природы Крыма сталкиваются три разные культурно-исторические стихии, воплощенные в татарском хане, грузинке Зареме и дочери другой цивилизации христианке-пленнице Марии.

Позднее в поэме «Цыганы» в образах и речах Земфиры и Старого цыгана Пушкин сумел исторически конкретно и этнографически точно запечатлеть уклад жизни, комплекс бытовых и нравственно-этических представлений вольного цыганского племени.

Характерное для всей эпохи романтизма в Западной Европе и России внимание к «местным краскам» и «национальному колориту» углубляется у Пушкина до стремления понять каждую национальную культуру, уклад жизни, весь строй представлений, свойственных каждому народу, в присущих им историческом своеобразии, неповторимости, уникальности — и в то же время чутко оценить и художественно раскрыть меру их общечеловечности, свойственный им уровень развития идеала гуманности.

Результаты своих длительных размышлений первой половины 20-х годов о народности в литературе Пушкин изложил в специальных заметках на эту тему, относящихся к 1825 — 1826 годам.

Споря с теми, кто сводил народность в первую очередь к «выбору предметов из отечественной истории», Пушкин вряд ли полемизировал в 1825— 1826 годах лишь с эпопеей эпохи классицизма и русской трагедией XVIII — начала XIX века от Сумарокова до Озерова.

Скорее можно предположить, что он критически отозвался в своих рассуждениях также на программную установку рылеевских «Дум» (которые он несколько раньше подверг придирчивому разбору в письмах), равно как и на ряд положений трактата «О романтической поэзии» О. М.

Сомова (1823) и статей критиков-декабристов (в том числе А. А. Бестужева и В. К. Кюхельбекера). Утверждая вместе с критиками-декабристами принципы национальной самобытности и народности в литературе, Пушкин понимал их более широко, чем писатели и критики декабристской ориентации.

Не отрицая значения для формирования новой русской литературы национально-исторических тем, Пушкин ориентировал ее на изображение не только национального прошлого, но и живой современности.

Требование же народности языка и стиля он, углубляя его, связывал с отражением в литературе «особой физиономии народа», присущего ему «образа мыслей и чувствований» (так же как его «обычаев, поверий и привычек»).

Поэма «Братья разбойники» должна была первоначально включать в себя, как свидетельствуют ее предварительные планы, близкую к разинской теме историю о нападении «молодцев»-разбойников и их атамана на Волге, под Астраханью на купеческий корабль.

Причем для направления исканий Пушкина характерно, что, в отличие от первых планов поэмы, где в центре фабулы находилась драма ревности и страсти — судьба разбойничьего атамана и его возлюбленной, в окончательном тексте поэмы он строит ее в форме рассказа об испытаниях рядового члена шайки, которого привели в нее нужда и сиротство, «горе» и «заботы», выпадающие в самодержавно-крепостной России на долю рядового, простого человека. Примечательно и то, что уже в первых строках опубликованного в «Полярной звезде» (1824) отрывка Пушкин подчеркивал разноплеменность изображаемого им разбойничьего семейства. Общая нужда и бесправие свели здесь вместе сынов разных угнетенных народов самодержавной России, объединив и спаяв их в борьбе с официальными законом и властью.

Источник: Источник: Пушкин. Достоевский. Серебряный век. / Фридлендер Г.М. СПб: «Наука», 1995

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/pushkin_a_s/juzhnye_poehmy_pushkina_osobennosti_proizvedenij/53-1-0-366

Александр Сергеевич Пушкин1799-1837

Главная → Пушкин А.С. → Южные поэмы

Создавая поэму «Руслан и Людмила», пародируя в ней превыспренность классицизма и меланхоличность «унылого» романтизма, Пушкин вступал на путь гражданско-героического романтизма.

Но в последующих поэмах, написанных им на юге, в ссылке, он обратился к средствам не героического, а гражданско-психологического романтизма. Это «Кавказский пленник» (1820— 1821), «Братья разбойники» (1821—1822) и «Бахчисарайский фонтан» (1821—1823).

«Братья разбойники» дошли до нас в виде небольшого отрывка из незавершенной и сожженной Пушкиным поэмы, вероятно, из-за ее социальной остроты, в предвидении цензурного запрета.

Гражданско-психологический романтизм как одно из проявлений прогрессивного романтизма сказывается во всем строе этих произведений, начиная с тематики и кончая словесно-изобразительными средствами.

Их основная тема — «противуречия страстей» (Посвящение к «Кавказскому пленнику»), полная неудовлетворенность героев окружающими дисгармоничными условиями, всей действительностью и поиски социальной гармонии.

Активное отрицание всего того, что сковывает и калечит людей, борьба за свободу, за условия, способствующие раскрытию всех духовных возможностей человека, полноценного, отвечающего идеалу внутренней и внешней гармонии,— таков их основной идейный пафос.

Нравственно-эстетический идеал их творца — в гармоническом сочетании лучших достижений цивилизации и природы.

Сюжеты южных поэм весьма индивидуальны и исключительны. Нов основе каждого из них лежит реальный факт. Так, происшествие с разбойниками, переплывшими в кандалах реку, случилось в 1820 году в бытность Пушкина в Екатеринославе.

Критикуя господствующие общественные отношения, протестуя против них, воплощая мечту о свободе, Пушкин романтических поэм рисовал не только из ряда вон выходящих героев, положительных или отрицательных, но и придавал им широко масштабную обобщаемость.

Все герои этих поэм освобождены от строгой социально-бытовой обрисовки, от систематической обусловленности всех переживаний и поступков. Их характеристика по преимуществу эскизна, условна, в той или иной степени односторонне схематична, дана наиболее важными признаками.

Любой из них проявляется крупно и широко обозначенной сущностью: Пленник — разочарованностью; черкешенка — увлеченностью, любовью и преданностью любимому; братья разбойники — стремлением к воле; Мария — духовностью; Зарема — чувственностью и т.д.

Герой «Кавказского пленника», «отступник света, друг природы», типичен. Но его типичность не ограничивается характерными особенностями той или иной социальной группы. Пушкин оттенял в пленнике «увядшее сердце», «души печальный хлад», безучастность «к мечтам о лире», разочарованность. По его признанию, выраженному в письме ближайшему своему другу по Кишиневу В. П.

Горчакову в октябре — ноябре 1822 года, он хотел в нем «изобразить это равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодежи XIX-го века». В образе пленника Пушкин действительно отразил некоторые черты, присущие основному «герою века», подавляющей части прогрессивной дворянской молодежи преддекабристского времени.

И не случайно, что именно этот суммарный, общий, а не строго конкретный характер типизации и подчеркнул Белинский, раскрывая образ Алеко. Братья разбойники отражают в себе общие стремления той поры к воле. Именно поэтому П. А. Вяземский благодарит Пушкина за то, что он «не отнимает у нас, бедных заключенных, надежду плавать и с кандалами на ногах».

Основная идея поэмы «Бахчисарайский фонтан» — в победе осознанного духовного начала над стихийно чувственным, цивилизации — над варварством. В поэме сталкиваются две культуры: западнохристианская и восточномусульманская.

Мария олицетворяет нравственно-христианский идеал самоотречения, а хан Гирей воплощает власть необузданных страстей, деспотизма, жестокости, которые, по словам Белинского, просветляются и перерождаются «через высокое чувство любви».

Выражая типические для своей эпохи чувства, настроения, идеи, романтические герои южных поэм показываются в несвойственных для них условиях: человек из высшего света в плену у черкесов ( «Кавказский пленник»); мирные труженики полей в стане разбойников ( «Братья разбойники»); польская княжна в татарском гареме ( «Бахчисарайский фонтан»). Эта необычность, даже экзотичность положения героев давала возможность подчеркнуть их нравственно-волевую силу.

Протестуя против социального зла, мечтая о лучшем будущем, Пушкин строит образы южных поэм в последовательном противопоставлении отрицательным положительных.

В явном контрасте рисуются здесь душевная вялость Пленника и волевая сила черкешенки ( «Кавказский пленник»), обреченность на жизнь парий и их тоска по воле ( «Братья разбойники»), чувственность, страстность Заремы и духовность, целомудренность Марии ( «Бахчисарайский фонтан»).

Из ряда вон выходящие герои и сюжеты романтических поэм обусловили и необычную их архитектонику.

Будучи в сравнении с «восточными» поэмами Байрона в своей основе композиционно ясными, четкими, южные поэмы Пушкина развиваются при этом без строгой хронологической последовательности и мотивированности, прерывисто, лишь вершинными, наиболее эффектными эпизодами.

Их персонажи воплощаются в необычных, исключительных событиях своей жизни, в решающих, итоговых, кризисных ситуациях, при некоторой недосказанности, загадочности, таинственности. «Бессвязные отрывки» — так Пушкин в письме к П. А.

Вяземскому от 4 ноября 1823 года определял композицию «Бахчисарайского фонтана», характерную недомолвками и намеками, Романтизм Пушкина проникновенно, задушевно лиричен. В южных поэмах все время слышится голос автора, сочувствующий или осуждающий.

Он всюду: в лирических отступлениях, имеющих откровенно-автобиографический характер; в описаниях, комментариях, эпилогах «Кавказского пленника» и «Бахчисарайского фонтана»; во вступлении к «Братьям разбойникам». В черновом письме к Н. И. Гнедичу от 29 апреля 1822 года поэт сам признавался, что в «Кавказском пленнике» «есть стихи моего сердца». Но этот лирический голос автора отражал настроения передовой общественности и воспринимался прогрессивными современниками Пушкина как воплощение их переживаний и чувств.

Лиризм южных поэм весьма рельефно сказывается в возвышенно-эмоциональной, перифрастической изобразительности. Лексика южных поэм поразительно многоцветна. Пушкин пользуется в них, кажется, всем эмоциональным регистром родного языка.

Но, начиная с поэмы «Братья разбойники», задуманной в духе устно-народных песен о разбойниках, в его произведения более широко, нежели в «Руслана и Людмилу», проникает просторечная лексика: «харчевня», «ловитва», «кистень». Этой поэме свойственно и обилие народно-песенных эпитетов: «булатный нож», «темная ночь», «красных девушек», «в чистом поле», «месяц ясный». И недаром Н. Н.

Раевский, друг поэта, отличный знаток литературы, в письме от 10 мая 1825 года назвал се превосходным образцом «простого и естественного языка».

Романтическая тональность южных поэм создается также метафорической фразеологией. Пуля здесь — «гибельный свинец» ( «Кавказский пленник»), ночь — «теперь луна свой бледный свет на них наводит» ( «Братья разбойники»), пребывание героини в плену — «узрела небеса чужие» ( «Бахчисарайский фонтан»).

В южных поэмах властвуют эпитеты мажорно-мятежной ( «вольность», «свобода»), идеально-этической ( «пламенной мольбой», «совести мученье») и элегической ( «унылый», «мрачный», «печальный», «угрюмый») окраски.

Их сравнения необычны, предельны в своей отрицательности или идеальности: «как тень», «гробом», «как во сне» ( «Кавказский пленник»), «как в тюрьме» ( «Братья разбойники»), «яснее дня, чернее ночи», «как вешний день» ( «Бахчисарайский фонтан»).

Южным поэмам придает оригинальность и стих. Четырехстопный ямб применен в них со всеми своими возможностями динамизма. Он энергичен, благозвучен, музыкален.

При главенствующем субъективно-лирическом отношении к изображаемым событиям в южных поэмах более или менее отчетливо проявляются эпические и объективно-повествовательные реалистические тенденции.

Например, в пластически точных, колоритных описаниях кавказской природы и черкесских нравов ( «Кавказский пленник»), уподобленных самим Пушкиным «географической статье»; в правдивой и рельефной характеристике гаремного быта и природы Крыма ( «Бахчисарайский фонтан»).

Читайте также:  А.с. пушкин "метель". повести белкина. краткое содержание

Современники создателя южных поэм зачисляют его в «планетную систему Байрона». Пушкин и сам не скрывал своего увлечения автором «Гяура» и «Абидосской невесты». Вспоминая в 1830 году южные поэмы, он признавался, что «Бахчисарайский фонтан», как «Кавказский пленник», «отзывается чтением Байрона, от которого я с ума сходил».

Но, испытав сильное влияние великого английского поэта, создатель южных поэм не стал его подражателем и шел собственной дорогой. Этому весьма содействовала социально-политическая атмосфера, в которой он жил и творил. Байрон выступал в послереволюционной буржуазной обстановке, не принимая ее, протестуя против нее, но не видя из нее реального выхода.

В этом причина определяющего пафоса его «восточных» поэм — мрачного пессимизма и скептицизма. Пушкин выступал в условиях подъема декабристского движения, что обусловливало светлый, жизнеутверждающий, оптимистический пафос его южных поэм.

Пушкину «были ведомы, — писал Герцен, — все страдания цивилизованного человека, но он обладал верой в будущее, которой человек Запада уже лишился».

В основе тематики и конфликтов восточных поэм Байрона — любовь, а южные поэмы Пушкина отличаются единством любовной и социальной проблематики при главенстве социальных мотивов.

В центре «восточных» поэм самодовлеющая, «единодержавная» и во многом абстрактная личность, для которой эффектно-экзотические картины природы лишь фон. В южных поэмах изображаются глубоко жизненные события и лица, природа и нравы в свойственных им «местных красках».

Демоническому, загадочному, таинственному миру и патетической декламации восточных поэм Пушкин противопоставляет человеческий мир и непосредственный лиризм. Лиризм героев, их переживания, патетика даются Пушкиным в единстве с эпической характеристикой их жизненных обстоятельств.

Белинский прав: «Трудно найти двух поэтов, столь противоположных по своей натуре, а следовательно, и по пафосу своей поэзии, как Байрон и Пушкин».

Южные поэмы не лишены недостатков, например мелодраматичности, аффектации в изображении больного брата в «Братьях разбойниках» и Гирея в «Бахчисарайском фонтане».

В них встречаются неточные выражения, вроде «обнял грозное страданье» ( «Кавказский пленник»), неудачные обороты, подобные «меж ними зрится и беглец» ( «Братья разбойники».

) Однако при наличии некоторых частных погрешностей они пленяют своей идейной зрелостью и поэтическим мастерством.

Среди них гармонией языка, прелестью стиха и чудесными зарисовками природы в особенности выделяется «Бахчисарайский фонтан», о котором Белинский сказал: «…великое, мировое создание!». При этом наибольший успех выпал на долю «Черкесской песни», дважды переложенной на музыку (И. Геништом и А. Алябьевым). Отдельные эпизоды «Братьев разбойников» вошли в народную пьесу «Лодка».

Романтизм Пушкина конкретно-исторически достовернее романтизма Рылеева и Марлинского. В большей степени опираясь на точные факты, в верности описаний природы и быта, в более определенной (локальной) типичности характеров он явно тяготеет к реализму.

Художественные достижения южных поэм еще более возвысили Пушкина на литературном Олимпе. Его окончательно признали главой прогрессивной литературы России, поэтом, наиболее ярко воплощающим передовые идеи своей эпохи.

Жадно читаемые всей грамотной Россией романтические поэмы Пушкина подняли русскую литературу на новую высоту и оказали огромное влияние на все ее дальнейшее развитие. Только после них могли появиться поэмы «Чернец» И. И. Козлова, «Эда» Е. А.

Баратынского и «Войнаровский» К. Ф. Рылеева.

Романтические надежды Пушкина на скорый приход революции были развеяны новым наступлением отечественной реакции, наметившимся в 1823 году. В Западной Европе французские войска по поручению реакционного Священного союза разгромили последний бастион свободы — испанское конституционное правительство и восстановили здесь абсолютную монархию.

Оставаясь верным идеям свободы, Пушкин в 1823 году пишет стихотворения «Кто, волны, вас остановил», «Демон», «Свободы сеятель пустынный», «Недвижный страж дремал на царственном пороге».

От гражданского романтизма, от культа героической личности, противопоставляемой толпе, народу ( «Вадим», 1821 — 1822; «Зачем ты послан был и кто тебя послал?», 1824), поэт обращается к более объективному осознанию противоречий действительности, к признанию правоты «взглядов Шекспира» на историю.

Наступающая реакция все более и более усиливала недовольство и резкость противоправительственных высказываний Пушкина. Он вел себя вызывающе даже со своим непосредственным начальником графом Воронцовым, называя его «полуневеждой» и «полуподлецом» ( «На Воронцова», 1824, 1861, 1876).

И тот, воспользовавшись письмом поэта, в котором он выражал сочувствие атеизму, добился исключения его со службы и ссылки в село Михайловское Псковской губернии под надзор духовенства и гражданских властей.

Так граф не только свел личные счеты с поэтом, но и угодил его влиятельным врагам при императорском дворе.

Реклама от Literature-XIX.Ru

Источник: http://www.literature-xix.ru/pushkin/juzhnye-poemy/

Сочинение на тему «южные поэмы пушкина»

Пушкин находился в южной ссылке в течение 4 лет, с 1820 по 1824 годы. За этот период им были созданы ряд произведений, которые составили своего рода цикл. Сюда вошли «Кавказский пленник», Братья разбойники» и «Бахчисарайский фонтан».

Для прогрессивного романтизма был характерен гражданский психологизм. Будучи прогрессивным романтиком, Пушкин не мог не пронизать свои произведения, начиная от тематики и кончая словесно-изобразительными средствами, этим проявлением данного литературного течения.

Герои южных поэм полностью не удовлетворены окружающими дисгармоничными условиями, существующей действительностью, находятся в поисках социальной гармонии. Пушкин акцентирует свое внимание на таких аспектах, как борьба за свободу, за условия, которые дают возможность раскрыть все духовные возможности людей, активное отрицание всего того, что уродует людей, морально их разлагает.

Сюжеты поэм полностью оригинальны. Каждая из поэм основывается на реальных фактах. Так, например, когда в 1820 году поэт находился еще в Екатеринбурге и не был пока сослан, произошло здесь происшествие с разбойниками, которые сумели переплыть реку в кандалах.

Поэт подвергает критике существующие общественно-социальные отношения, протестует против них, воспевает мечту о свободе. Герои поэта не только исключительные, просто положительные или отрицательные. Они представляют собой и широкую обобщенность.

Например, в герое «Кавказского пленника» невозможно не почувствовать черты, присущие подавляющему большинству прогрессивно настроенной дворянской молодежи эпохи преддекабризма.

Братья разбойники воплотили в себе бытующее в ту пору общее стремление к воле.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 400 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Идеи о господстве рационального, осознанного, духовного начала над чувственным, спонтанным и стихийным, цивилизации над варварством легли в основу «Бахчисарайского фонтана».

Поэт в своем произведении сталкивает две культуры, две цивилизации, которые обладают своими специфическими свойствами: восточномусульманскую и западнохристианскую. Хан Гирей представитель первого, а Мария — второго. Хан является деспотом, олицетворяет необузданные страсти, жестокость.

Марии присуще христианское самоотречение. Высокое чувство любви к Марии облагородило Гирея, просветлило и переродило его самосознание.

Хотя творения поэта периода южной ссылки и относятся к романтическим произведениям, но в них уже проявляются элементы реализма, чувствуется тяготение Пушкина к этому явлению, которому суждено будет стать новым направлением в литературе. Эта тяга проявляется в том, что произведения основываются на событиях, имевших место в действительности, в соответствии описаний природы и быта реальной действительности, придании изображенным характерам определенной типичности.

Источник: http://sochinyalka.ru/2014/07/yuzhnye-poemy-pushkina.html

Поэтика «южных поэм» А.С. Пушкина

«Южные поэмы» – романтические произведения, написанные А.С. Пушкиным во время ссылки 1820–1824 годов. Традиционно к южным поэмам относят: «Кавказский пленник» (1820–1821), «Бахчисарайский фонтан» (1821–1823), «Братья разбойники» (1821–1822), «Цыганы» (1824).

Сюжетная схема

«Южные поэмы» Пушкина часто сравнивают с «восточными поэмами» Байрона, это проявляется, в первую очередь, в сюжете произведений, которые с поразительным однообразием повторяют одну и ту же основную схему. В большинстве поэм три действующих лица:

  1. Герой (изгнанник, преступник).
  2. Его возлюбленная (восточная красавица или прекрасная христианка).
  3. Его антагонист.

В центре действия стоит герой, и все внешние события определяются его переживаниями и поступками.

Герой любит героиню, но они встречают препятствие в третьем лице (отце или муже героини, антагонисте героя); несмотря на внешние препятствия, герой стремится разными путями к осуществлению своего чувства – это составляет внешнюю фабулу поэмы. В результате герой становится причиной гибели возлюбленной, а в некоторых случаях и своего трагического конца.

Композиция

«Южные поэмы» Пушкина строятся по определенному композиционному плану.

Начало поэмы сразу переносит нас в середину действия, в момент драматического подъема (появление черкеса с пленным русским; Гирей, полюбивший Марию, сидит в задумчивости, окруженный толпою слуг; Земфира приводит юношу к своему отцу). Поэт внезапным зачином вводит нас в конкретную, законченную драматическую ситуацию, относящуюся к середине повествования, предшествующие события рассказываются уже в дальнейшем.

Композиция поэмы строится на основе, так называемых, «самостоятельных вершин». Например, в «Кавказском пленнике»:

  1. черкес приводит в аул пленного русского;
  2. первое посещение черкешенки;
  3. сцена любовного признания;
  4. последнее свидание и побег.

В «Цыганах»:

  1. Алеко приходит к цыганам и остается жить с Земфирой и стариком;
  2. Алеко узнает об изменившемся чувстве Земфиры;
  3. Алеко убивает Земфиру;
  4. Цыганы покидают Алеко.

По примеру Байрона Пушкин многозначительно обрывает свой рассказ на последней драматической вершине. О судьбе Алеко после убийства Земфиры или русского после бегства из аула мы можем только догадываться.

В некоторых случаях, как у Байрона, эта недоговоренность, загадочность исхода намеренно подчеркивается. Как погибла Мария? Пушкин признается, что это ему неизвестно, и только намекает на различные возможности: «Промчались дни. Марии нет. Мгновенно сирота почила…

Но что же в гроб ее свело? Тоска ль неволи безнадежной, Болезнь или другое зло, Кто знает? Нет Марии нежной!..».

Подобно Байрону, Пушкин открывает свои поэмы лирическим вступлением. Темы у обоих поэтов сходные: изображение экзотической обстановки действия, его художественной декорации – природы дальнего юга пли востока и этнографических картин из жизни полудикого народа.

Сходным является общее значение этого лирического описания в композиционном целом: оно вводит нас не только в обстановку действия, но также в его настроение, подготовляя к переживанию напряженных и ярких страстей. Но в поэмах Пушкина отсутствует обобщенная, вневременная и не связанная с действием увертюра, как это было у Байрона.

Александр Сергеевич начинает, по принятой выше терминологии, со «вступления», которое изображает конкретную ситуацию, живописную картину, приуроченную к началу действия.

За введением следует начало действия: после «запева» – «зачин». Поэт переводит нас резко и внезапно из длительного состояния как бы остановившейся во времени картины в драматическое движение развертывающегося во времени рассказа.

В окончании поэм необходимо различать «исход» и «эпилог». Выше было отмечено, что развитие сюжета в большинстве поэм лирически обрывается, оставляя простор для эмоционального вчувствования в недосказанную поэтом судьбу героев.

Однако Пушкин в исходе поэмы охотно помещает объективный, пластический образ, картину, которая в синтетической форме подводит итог лирическому развитию рассказа. Этим законченным пластическим образом, полным эмоционального смысла, должна отзвучать его поэма. В «Кавказском пленнике» после романтически неясного описания смерти черкешенки – картина рассвета.

В «Бахчисарайском фонтане» повествование обрывается романтически неясными словами о судьбе Марии и Заремы, но исход поэмы образует пластический, эмоционально содержательный образ – описание фонтана, воздвигнутого Гиреем как память о Марии.

В «Цыганах» судьба Алеко после убийства Земфиры остается недосказанной, но исход поэмы образует законченный пластический образ: одинокая телега Алеко на месте веселого ночлега кочевников, картина безлюдия и покинутости и надвигающейся ночи.

Присутствие в поэмах Пушкина особого, самостоятельного эпилога существенным образом отличает их построение от «восточных поэм». Эпилог в «южных поэмах» обычно образует самостоятельную заключительную главу, за исключением «Бахчисарайского фонтана», где все же границы его вполне отчетливы («Покинув север, наконец…»).

Пушкин переносит в эпилог те признания биографического характера, которые у Байрона встречаются в середине рассказа или в прологе. В «Бахчисарайском фонтане» эти признания носят интимно лирический характер, вызванный воспоминанием о крымской любви.

Читайте также:  Биография а.с. пушкина: интересные факты из жизни

Чаще они непосредственно связаны с сюжетом: поэт описывает те личные впечатления, которые привели его к данной теме. Он говорит о своем пребывании на Кавказе («Так Муза, легкий друг мечты, / К пределам Азии летела…/ Ее пленял наряд суровый Племен, / возросших на войне…

»); он вспоминает крымское путешествие («Я посетил Бахчисарая / В забвеньи дремлющий дворец») и встречи с цыганами в бессарабских степях («За их ленивыми толпами / В пустынях часто я бродил»).

Рядом с этим мы находим у Пушкина в эпилоге те отступления сентенциозного, обобщающего, морализующего характера, которые у Байрона вплетаются в самый рассказ, сопровождают психологический портрет героя, описание его душевных состояний и действий. Пушкин в этом отношении гораздо сдержаннее в самой поэме; но в эпилоге он сообщает свои выводы и произносит суд над своими героями.

К числу особенностей лирико-драматической композиции «южных поэм» относится присутствие в них лирических песен: эти песни имеют строфическое строение и иногда написаны особым размером. В «Кавказском пленнике» мы имеем «Черкесскую песню»; в «Бахчисарайском фонтане» «Татарскую песню»; в «Цыганах» – песню о птичке и молдаванский романс («Старый муж…»).

Манера повествования

При такой композиции в самой манере повествования появляется что-то отрывочное, незаконченное, недосказанное. Обилие лирических многоточий, многозначительных пауз характерно для романтической поэмы Пушкина, особенно в местах наибольшего драматического напряжения.

Манеру повествования Пушкина можно назвать лирической.

Под ней понимается система приемов, которые придают рассказу повышенную эмоциональную окраску, создавая впечатление заинтересованности поэта, его эмоционального участия в судьбе своих героев, интимно личного, взволнованно лирического отношения к их словам и переживаниям, нередко даже как бы эмоционального отождествления поэта с личностью и судьбой того или иного из действующих лиц.

Морфологическим признаком такой манеры повествования являются:

  1. вопросы поэта, прерывающие рассказ и обнаруживающие его лирическую заинтересованность;
  2. восклицания как непосредственное выражение эмоционального волнения;
  3. обращения поэта к своему герою, нередко в форме вопроса и восклицания;
  4. лирические повторения, то есть различные формы анафоры и синтаксического параллелизма;
  5. лирические отступления, в которых поэт говорит уже непосредственно от себя, раскрывая эмоциональное воздействие рассказа на его собственный душевный мир.

В «южных поэмах» Пушкина нередко объективное течение рассказа прерывается эмоциональным суждением рассказчика, лирическим выражением непосредственного чувства. Например, в «Бахчисарайском фонтане»: «Увы! дворец Бахчисарая / Скрывает юную княжну…» или: «Увы, Зарема, что с тобой?..».

Герои поэм

У Байрона герой стоит в центре внимания: навязчивый образ его царит в воображении поэта и читателя, как бы окрашивая все произведение своим мрачным величием. У Пушкина нет этого единодержавия: описание природы Кавказа и гаремные сцены, душевный мир и внешний облик Заремы, Марии, черкешенки не менее важны для поэта, чем движения и жесты, переживания и действия героя.

Байрон обращает большое внимание на описание внешности своих героев. Мелодраматическая экспрессивность лица, движений и жестов, выразительная поза занимают его не менее, чем изображение романических происшествий и необычайных переживаний.

Пушкин, по сравнению с Байроном, кажется бедным такими описаниями; внешность героя занимает его очень мало; но зато в тех отдельных случаях, когда он находит нужным остановить внимание читателя на таких мотивах, они кажутся реминисценциями из привычного круга байронических тем.

Так, при случае Пушкин скажет и о «высоком челе» пленника, и о «строгом челе» Гирея, «задумчивого властителя». В рассказе Заремы промелькнет упоминание о «светлом взоре» хана, в любовных признаниях черкешенки – об «унылом взоре» пленника.

Статический «портрет» героя, стоящий вне конкретной ситуации и как бы предваряющий рассказ, не встречается у Пушкина.

Литература:

1.Жирмунский, В.М. Байрон и Пушкин. – Ленинград: Наука, 1978. – 424 с.

Источник: https://helperia.ru/a/poetika-juzhnyh-poem-as-pushkina

Южная ссылка Пушкина

В мае 1820 года, спустя три года после окончания Лицея, Пушкин был выслан из Петербурга и отправлен в ссылку на Юг (официально – переведен на новое место службы). На момент отъезда поэту был почти 21 год.

Какие события привели к тому, что Пушкин получил статус «ссыльного»?

К маю 1920 года А.С.Пушкин закончил поэму «Руслан и Людмила», и следовало было приступить к её изданию, но над поэтом сгустились грозные тучи. По Петербургу поползли слухи, что вольнодумство Пушкина приобрело широкий размах, обратило на себя внимание властей, и правительство планирует отправить его в Соловецкий монастырь.

Друзья, уважающие и ценившие поэта, начали хлопотать за него. Чаадаев в неурочное время был принят Карамзиным, Карамзин немедля отправился просить за Пушкина у вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Хлопоты были не напрасными.

Что так возмутило правительство? Какие произведения поэта были неугодны царствующему режиму? «Рождественская сказка» («Ура! в Россию скачет кочующий деспот…») целила в самого императора.

Недовольство вызывали и эпиграммы на одного из столпов православно-монархической реакции архимандрита Фотия, на князя А. Н. Голицына, на графа Аракчеева, а также на яростного реакционера, монархиста Стурдзу.

Отмеченные эпиграммами были возмущены, и требовали наказания Пушкина.

И наказание последовало. Но не такое суровое. В том, что это был не Соловецкий монастырь, была большая заслуга П.Я.Чаадаева, Н.М.Карамзина, В.А.Жуковского, А.И.Тургенева.

Внешне всё походило на обычный перевод по службе. Но по сути дела это было изгнание, ссылка. Из столицы Пушкин направился в провинцию.

Его путь лежал на юг России, в распоряжение генерал-лейтенанта Инзова, главного попечителя колонистов Южного края России.

6 мая 1820 года Пушкин выехал в Екатеринослав.

Начальник Пушкина, граф И.А.Каподистрия заготовил генералу Инзову письмо, в котором сбивчиво и сумбурно отмечал, что благонадежность Пушкина под вопросом, но его стоит беречь. И что правительство надеется на такт и понимание генерала Инзова.

Начальное пребывание Пушкина в Екатеринославе было омрачено его болезнью. Бледный, худой, мучаемый жаром и лихорадкой, он лежал на жестком деревянном диване в бедной душной хате. За ним ухаживал его верный человек Никита Козлов. Лечения никакого не было.

В таком состоянии его застали отец и сын Раевские, которые направлялись из Киева на юг, проездом через Екатеринослав. С младшим сыном героя Отечественной войны 1812 года Николаем Раевским Пушкин познакомился в 1814 году в Царском Селе.

Видя, в каком состоянии пребывает Александр, Раевские приняли решение взять его с собой. Получив разрешение Инзова, оформив официальные бумаги, 28 мая кортеж Раевских, приняв А.С.Пушкина и его слугу Никиту Козлова, двинулся на Кавказ.

Внимание Раевских и докторские лекарства помогли Пушкину, он пошел на поправку.

На Кавказе А.С.Пушкин творил; он закончил эпилог к поэме «Руслан и Людмила» и добавления к шестой песне поэмы, которые увидели свет в журнале «Сын Отечества».

После имени автора было уточнение «26-го июня 1820 года. Кавказ». В этот день поэт с Раевскими находился в Кисловодске.

Кроме Кисловодска, путешественники посетили Горячие Воды (Пятигорск), Железноводск, побывали в немецкой колонии Каррас у подножия горы Бештау.

Покинув Кавказ, Раевские и Александр направились в Крым. Из Керчи они ехали в каретах до Кефы (Феодосии), а от Феодосии до Гурзуфа морем. Они двигались на военном бриге. Природа Крыма захватила поэта, всю ночь он не спал. В его душе сложилась элегия, которую он в издании 1826 года назвал «Подражанием Байрону» (позднее название элегии «Погасло дневное светило»).

В период южной ссылки Пушкин вообще был захвачен байроническим романтизмом. Это направление романтизма отвечало его собственным идейно-художественным потребностям и устремлениям того периода.

В Гурзуфе Раевские и Пушкин пробыли три недели. Здесь с радостью встречали путешественников супруга генерала Раевского Софья Алексеевна (внучка М.В.Ломоносова) и две старших дочери — Екатерина и Елена.

24 сентября 1820 года Пушкин, уже из Кишинева, писал брату Льву о той радости, которая охватывала его, когда он находился вместе с почтенным семейством Раевских. Он замечал, что был беспечен и наслаждался той счастливой семейной жизнью, которую сам доселе не познал.

Пушкин пробыл в Кишиневе, с отбытиями и прибытиями, с 21 сентября 1820 года по 2 июля 1823 года. Поэт томился в Кишиневе, а между тем он пользовался там относительной свободой. Иван Никитич Инзов относился к Пушкину добродушно.

Он не только предоставил ему возможность в первые два месяца уехать на Кавказ и в Крым, но и позднее разрешил пользоваться долгосрочными отпусками.

Какую работу выполнял Пушкин у Инзова? Он брал из канцелярии некоторые старые законодательные акты Бессарабии, написанные по-французски, и переводил их на русский язык.

В ноябре 1820 года Пушкин покинул Кишинев и прибыл в киевское имение Давыдовых – Каменку. Усадьба, принадлежавшая матери генерала Н.Н.Раевского, была одним из важнейших центров южного филиала общества декабристов.

Вместе с Пушкиным туда приехали будущий декабрист М.Ф.Орлов и один из самых активных участников кишинёвской группы членов Союза благоденствия К.А.Охотников. В Каменке поэт имел встречи с будущим декабристом И.Д.Якушкиным и А.Н.

Раевским.

С июня 1823 года по июль 1824 года Пушкин находился в Одессе. На смену Инзову пришел граф М.С.Воронцов, нравственный склад и практический государственный ум которого не мирился с резвостью и свободолюбием пушкинской музы.

Облеченный властью граф Воронцов видел в Пушкине «коллежского секретаря», но поэт мыслил о себе выше.

Граф вынужден был принимать Пушкина, так как тот был рекомендован Петербургом, но сам он считал поэта легкомысленным, несерьезным, автором эпиграмм на ближайших Воронцову лиц.

Несогласие между ним и Пушкиным не замедлило обнаружиться. 28 марта 1824 года Воронцов отправил письмо графу К.В.Нессельроде, в котором настаивал на отъезде Пушкина из Одессы, подкрепив свое требование очень хитрыми и довольно ядовитыми доводами.

В конце концов, министр Нессельроде в письме от 11 июля 1824 года оповестил графа Воронцова, что согласно воле императора, Пушкин не только будет удален из Одессы, но и, будучи исключенным из списков чиновников министерства, подлежит высылке в Псковскую губернию, в имение родителей под надзор местного начальства.

Пребывание Пушкина в южной ссылке завершилось.

Какие произведения написал Пушкин, пребывая на юге России?

Первая южная поэма Пушкина «Кавказский пленник» создавалась поэтом в 1820-21 годах. Эта поэма с оригинальным сюжетом является поэтическим зеркалом современной Пушкину русской жизни. Декабристами Рылеевым и Бестужевым, которые ратовали за серьезную, мыслящую поэзию, «Кавказский пленник» был высоко оценен.

Поэма «Бахчисарайский фонтан» — произведение, работа над которым была закончена в 1823 году, имеет особую романтическую окраску. События и характеры в поэме отличаются романтической предельностью. Тонко чувствуется музыкальное начало. Отдельные части поэмы «Бахчисарайский фонтан» подчиняются законам музыкальной композиции – с четко выраженным и как будто бы движущимся звуковым рядом.

Читайте также:  "он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звезды, и луну..." - отрывок из "евгения онегина"

Одна из самых значимых поэм южного периода — поэма «Цыганы». К работе над ней Пушкин приступил в Одессе, а закончил уже в Михайловском.

Эта поэма романтического направления, но вместе с тем она знаменует наступление реалистического этапа в творчестве Пушкина, ведь в эти годы поэт уже приступает к написанию «Евгения Онегина».

По свидетельству современников, Пушкин подчеркивал то, что, только написав «Цыган», он по-настоящему почувствовал в себе призвание к драме. Линия развития пушкинской драматургии ведет от «Цыган» к «маленьким трагедиям».

Какие ещё произведения написаны в Южной ссылке?

«Редеет облаков летучая гряда…» (1820), «Наполеон» (1821), «Муза» («В младенчестве моем меня она любила…») (1821), «К Овидию» (1821), «Генералу Пущину» (1821), «Песнь о Вещем Олеге» (1822), «Свободы сеятель пустынный…» (1823), «Демон» (1823), Простишь ли мне ревнивые мечты (1823). К сожалению, ряд стихотворений поэта до нас не дошел, как и не дошла работа «Замечания на черноморских и донских казаков», работа над историей Отечественной войны 1812 года.

Южная ссылка поэта. Итоги и выводы

Первая ссылка Пушкина выразилась в его отправке в распоряжение генерала Инзова и, благодаря сердечности и великодушию которого, дала возможность Пушкину познакомиться с Крымом и Кавказом, с Украиной и Бессарабскими степями, создать «Кавказского пленника», «Бахчисарайский фонтан», «Братьев-разбойников», «Цыган». В Крыму родился замысел «Евгения Онегина», было сочинено немало стихотворений.

Южная ссылка поэта – период его романтических настроений. И это определенный замысел судьбы. В период романтизма продолжалось творческое совершенствование поэта. Он много путешествует.

Пушкин, ранее не видавший ничего, кроме псковской деревни и подмосковного Захарова (исключением являются Царскосельские дворцы и парки), оказывается посреди великолепной, пышной, роскошной южной природы. Его взору предстает море. Он влюбляется, поддается новым эмоциям, охладевает и влюбляется вновь.

Он поэтизирует свои чувства, и это отражается в его стихах, поэмах. На юге раскрывается, совершенствуется натура очень одаренного человека.

Вместе с окончанием южной ссылки заканчивается период поэта-романтика, наступает время поэта-реалиста.

Источник: http://DetskiyChas.ru/school/pushkin/yuzhnaya_ssylka_pushkina/

Южные поэмы Пушкина

Лирика Пушкина Михайловской ссылки.

1824-1826: За П. установили двойной надзор: полицейский и церковный, ведь от имени царя ему предъявили одно из самых страшных обвинœений — в атеизме и растлевающем воздействии на умы молодежи. Никаких сроков ссылки не было оговорено.

Попытка выехать из Михайловского под предлогом болезни к успеху не привела. Пушкин оказался фактически вычеркнутым из жизни. Только тесная дружба с помещицей села Тригорское Осиповой и ее дочерьми и интенсивная переписка связывали поэта с внешним миром.

Всякая переписка с ним свидетельствовала о полит неблагонадежности. Но несмотря на это, его посœетили Пущин, Дельвиᴦ. В Михайловском П. получил известие о внезапной смерти своего гонителя Александра I. Дошли слухи о событиях 1825. П.

предался размышлениям о том, как трагедия декабристов и новое царствование повлияют на его судьбу. В 1826 ᴦ. он был вызван в Москву для разговора с царем.

В это время П читает ʼʼИсторию государства Российскогоʼʼ Карамзина. Циклы стихотворений: ʼʼПодрожание корануʼʼ, ʼʼПророкʼʼ. Он размышляет о предназначении поэта-пророка. И обращается к Библейским мотивам.

В Михайловском была завершена лучшая романтическая поэма “Цыганы”, написано стихотв. “К морюʼʼ. Но в лирике наблюдается уже стремление преодолеть жанровые и стилевые каноны романтизма.

Веха в творческом самоопределœении Пушкина-реалиста — историч. трагедия “Борис Годунов”. В ней отразились новые представления поэта о соотношении истории и личности, истории и народа.

“Бориса Годунова”, высоко оцененного самим писателœем, многие современники признали неудачным, не соответствующим законам сцены. И это весьма примечательный факт: именно в михайловский период тв-ва между Пушкиным и соврем.

романтической лит-рой наметились первые противоречия, которые впоследствии привели к непониманию многих его произведений. Произведения, созданные в Михайловском, ясно определили реалистическую перспективу творческого развития.

В поэмах, написанных на юге, в ссылке, Пушкин обращается к средствам гражданско-психологического романтизма. Это ʼʼКавказский пленникʼʼ, ʼʼБратья разбойникиʼʼ и ʼʼБахчисарайский фонтанʼʼ. ʼʼБратья разбойникиʼʼ дошли до нас в виде небольшого отрывка из незавершенной и сожженной Пушкиным поэмы, вероятно, из-за ее социальной остроты, в предвидении цензурного запрета.

Их основная тема — ʼʼпротивуречия страстейʼʼ (Посвящение к ʼʼКавказскому пленникуʼʼ), полная неудовлетворенность героев окружающими дисгармоничными условиями, всœей действительностью и поиски социальной гармонии.

Активное отрицание всœего того, что сковывает и калечит людей, борьба за свободу, за условия, способствующие раскрытию всœех духовных возможностей человека, полноценного, отвечающего идеалу внутренней и внешней гармонии,— таков их основной идейный пафос.

Сюжеты южных поэм весьма индивидуальны и исключительны. Но в базе каждого из них лежит реальный факт. Так, происшествие с разбойниками, переплывшими в кандалах реку, случилось в 1820 году в бытность Пушкина в Екатеринославе.

Любой из героев проявляется крупно и широко обозначенной сущностью: Пленник — разочарованностью; черкешенка — увлеченностью, любовью и преданностью любимому; братья разбойники — стремлением к воле; Мария — духовностью; Зарема — чувственностью и т.д.

Основная идея поэмы ʼʼБахчисарайский фонтанʼʼ — в победе осознанного духовного начала над стихийно чувственным, цивилизации — над варварством.

В поэме сталкиваются две культуры: западнохристианская и восточномусульманская.

Мария олицетворяет нравственно-христианский идеал самоотречения, а хан Гирей воплощает власть необузданных страстей, деспотизма, жестокости, которые просветляются и перерождаются ʼʼчерез высокое чувство любвиʼʼ.

Выражая типические для своей эпохи чувства, настроения, идеи, романтические герои южных поэм показываются в несвойственных для них условиях: человек из высшего света в плену у черкесов (ʼʼКавказский пленникʼʼ); мирные труженики полей в стане разбойников (ʼʼБратья разбойникиʼʼ); польская княжна в татарском гареме (ʼʼБахчисарайский фонтанʼʼ). Эта необычность, даже экзотичность положения героев давала возможность подчеркнуть их нравственно-волевую силу.

18. Драматургия Пушкина ʼʼБорис Годуновʼʼ.

Истор.

драма о событиях 16 века, связанных с приходом Бориса Годунова, которого обвиняют в смерти царевича Дмитрия и наступлением Гришки, сбежавшего монаха и поднявшего восстание.

Основными источниками истор.
мат-ла для Пушкина, как уже было сказано, были ʼʼИстория государства Российскогоʼʼ Карамзина и подлинные памятники летописного хар-ра. Пушкин обращался к летописям и др.

памятникам древнерус. письменности главным образом для того, чтобы уловить интонационные особенности языка того времени, в поисках колорита эпохи.

Мучимый угрызениями совести, страдающий царь Борис пытается найти утешение в обращении к силам потусторонним, в гадании и ворожбе. Также он ищет опоры и в религии.

Даже дочери Годунов говорит о своей винœе, хотя и не открывает, в чем именно она состоит. После признания Ксении Годунов умирает. Годунов признаётся в преступлении лишь самому себе, только тогда, когда остаётся один на один со своей совестью.

В одиночестве страдания – сила духа Годунова, но и трагизм его человеческой судьбы.

Пимен не равнодушен к тому, о чем повествует, тем более – к ʼʼдобру и злуʼʼ. Стоит сказать, что для него зло есть зло, а благо – величайшее человеческое счастье. С болью он рассказывает Григорию о Кровавом грехе, которому был свидетелœем. Как ʼʼгореʼʼ воспринимает Пимен совершенное противно законам божеским и человеческим ʼʼвенчаниеʼʼ Бориса на престол.

В стремлении приблизить языковой строй трагедии к строю бытовой, разговорной речи Пушкин решает заменить традиционный для трагедии классицизма 6-стопный рифмованный стих 5-стопным ʼʼбелымʼʼ, ᴛ.ᴇ. нерифмованным, стихом.

Самое остриё трагического в пушкинской драме – гибель прекрасного, подлинно человеческого. Придающий драматургии Пушкина целостное единство взгляд на жизнь связан с историч.

временем, поэтическим мироощущением автора, светлый пушкинский гений проявился и в изображении трагического.

20. Проза Пушкина (ʼʼКапитанская дочкаʼʼ, ʼʼДубровскийʼʼ).

Общая тема произведений: место дворянина в крестьянском восстании ʼʼКапитанская дочкаʼʼ (1832-1833) Пушкина давно привлекал замысел произведения о пугачевском бунте. Он штудировал печатные источники о Пугачеве.

В 1833 году он даже предпринял поездку на Волгу и Урал, чтобы воочию увидеть места грозных событий, услышать живые предания о пугачевщинœе.

Эта поездка дала незаменимые живые впечатления, позволила встретиться с участниками крестьянской войны 1773—1775 годов, услышать народные предания о пугачевском бунте.

Он первый из литераторов и историков увидел в Пугачеве выдающегося человека из народа; с сочувствием изображая в своем романе простых, незнатных людей, Пушкин раскрывает роль народных масс как главной движущей силы истории.

Истор.

основу повести составляют реальные события крестьянской войны; подробно описан Пушкиным весь ход восстания: взятие крепостей, осада Оренбурга. В худ. мире повести тесно переплелись историч.

личности той эпохи, — Пугачев, Хлопуша, Белобородов, Екатерина II — и вымышленные персонажи — Гринœев, Швабрин, Маша Миронова.

Потому что образ каждого помогает ярче и насыщеннее увидеть и понять события тех лет.

До начала XIX века имя Пугачева было под запретом, а те исторические сочинœения, повести и романы о пугачевщинœе, которые стали появ-ся во времена Пушкина, искажали личность крестьянского вождя; о нем писали как о ʼʼзлодееʼʼ, ʼʼубийцеʼʼ, ʼʼвраге отечестваʼʼ.

И только народные сказания и легенды хранили память о нем как о народном заступнике. По этой причине многое в поведении и хар-ре Пугачева Пушкину пришлось домысливать. С помощью худ. вымысла Пушкин правдиво передал дух и нравы рус. общества екатерининской эпохи, смело проник в хар-ры, переживания и мысли людей 18 века.

В повести тесно переплетены худ. вымысел и историч. правда.

В ʼʼДубровскомʼʼ крепостники-помещики, продажные чиновники были изображены с реалистической точностью и конкретностью. Жестокий самодур Троекуров, внешне культурный князь Верейский даны на широком социально-бытовом фоне, что подчеркивало их типичность.

Зато с неизменным и несомненным сочувствием нарисованы Пушкиным образы крестьян, в частности кузнец Архип, спасающий с риском для жизни кошку после того, как он же поджег избу с находившимися там судейскими чиновниками.

Крестьяне у Пушкина оказались более жизненно и психологически достоверными, чем их предводитель Владимир Дубровский, образ которого был создан в соответствии с традициями романтич. ис-ва. По существу, у Дубровского нет ничего общего с крестьянами. Он горит желанием отомстить Троекурову за личную обиду.

Бунт же крестьян носит соц. хар-р.

И закономерно, что как только восстание подавлено, Дубровский покидает своих крестьян. Очевидно, дальнейшие личные приключения Дубровского (они были намечены в сохранившихся планах) Пушкина уже не очень интересовали. Худ.

структура романа получилась неоднородной: реалистическое изображение рус. жизни с массой колоритных бытовых подробностей не сочеталось с традиционным образом ʼʼблагородного разбойникаʼʼ, с которым были связаны всякого рода романтич. приключения.

Источник: http://referatwork.ru/category/literatura/view/580236_yuzhnye_poemy_pushkina

Ссылка на основную публикацию