Анализ 2 главы «евгения онегина» пушкина

Конспект урока по литературе на тему: «Анализ 2 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Онегин в деревне

Конспект урока по литературе на тему: «Анализ 2 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Онегин в деревне.

Цели урока:

  • обучающая: продолжить изучение романа; углубить работу над образом Онегина; совершенствовать навыки анализа художественного текста; навыки выразительного чтения; развивать устную монологическую речь учащихся;
  • развивающая:развивать умение работать с лиро-эпическим жанром;
  • воспитывающая:углубить понятия об истинной ценности дружбы и красоте, величии любви; воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

 Ход урока

1.Оргмомент

2.Проверка домашнего задания.

  • Перечитать 2 главу
  • Подготовить рассказ о жизни Онегина в Петербурге
  • Выполнить задания теста (Приложение №1)

— Давайте вспомним историю создания романа.

Опрос:

Сколько времени писал Пушкин свой роман? (Почти восемь лет создавал Пушкин свой роман).

Сколько глав в романе? А сколько было задумано автором? (В романе 8 глав, задумано было 10+отрывки из путешествия Онегина).

Сразу ли он был напечатан? (Он выходил отдельными главами).

-Каковы жанровые особенности произведения? (Роман в стихах)

Назовите основные сюжетные линии (Онегин и Ленский, Онегин и Татьяна).

Что говорил Белинский о романе Пушкина «Евгений Онегин»? («Энциклопедия русской жизни»).

Почему Белинский назвал роман Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни»? (В пушкинском романе сказано так много о жизни России в начале XIX века, что если бы мы ничего не знали об этой эпохе и только читали «Евгения Онегина» — мы бы все-таки знали многое).

2. – Расскажите о жизни Онегина в Петербурге

Главное действующее лицо романа – молодой помещик Евгений Онегин. Социальное положение и воспитание определили основные черты характера Онегина. Он сын богатого барина, «наследник всех своих родных», тоже богатых помещиков.

Ему не нужно было работать, он не умел и не хотел трудиться «труд упорный ему был тошен». В 1 главе мы узнаем о бездельной жизни этого умного и благородного юноши в Петербурге – встречи с друзьями в ресторане, посещение театра, балы, ухаживания за женщинами.

Он рос без матери; его воспитанием занимались отец, иностранные гувернеры. Они почти ничему не научили мальчика, никак не воспитывали его и только слегка бранили за шалости.

Из Онегина вырос эгоист, человек, думающий только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, не умеющий обращать внимание на чувства, интересы, страдания других людей, способный с легкостью обидеть, оскорбить, причинить горе человеку.

3.Целевая установка

На прошлом уроке мы с вами познакомились с Евгением Онегиным, как он жил в Петербурге, чем занимался, что его волновало, а что печалило, а сегодня наша задача – углубить работу над образом Евгения Онегина и попытаться проникнуть в художественное своеобразие романа.

  1. Анализ 2 главы «Онегин в деревне»

-Каким мы оставили героя по прочтении 1 главы? (Там скука, там обман иль бред… Ему наскучил света шум… ).

-Почему же так часто рядом с Онегиным мы видим слово скука? Ему скучно и в Петербурге, и в деревне. Но ведь прочитав 1 главу мы не находим других скучающих (за исключением автора) Почему же скучает Онегин, в то время, как других не тяготит праздная светская жизнь?

-Что же есть то главное, без чего не может быть полной жизни, по Пушкину. На доске появляется схема:

ДРУЖБАЛЮБОВЬ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (= ПОЛЬЗА)

-Есть ли всё это у Онегина в первой главе? Нет.

Подтверждаем примерами: «Друзья и дружба надоели», «Измены утомить успели», «Читал, читал, но всё без толку…», «труд упорный ему был тошен», «Нет, рано чувства в нем остыли…».

– Онегин переехал жить в деревню. Для чего Пушкин вводит Онегина в иную среду? (Чтобы показать героя в разной обстановке. Здесь, в деревне, Онегин нашел себе занятие, он решил учредить новый порядок).

– С чего начинается 2 глава? (С описания деревни и замка). Зачитывают (1-2 строфа)

– О ком идет речь в 3 строфе? (Рассказывается о жизни дяди Евгения, который «Лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил».)

– В двух строчках – целая жизнь: сорок лет без дела в глухой деревне! Попав в деревню, Евгений мог бы повторить дядину жизнь – что же ему еще остается делать, как не браниться с ключницей и смотреть в окно? Но Онегин на такое не способен.

-Какой первый шаг делает Онегин, чтобы не превратиться в своего дядюшку?

Чтение 4 строфы.<\p>

–Какие преобразования в своем хозяйстве совершил Онегин?

– Заменил непосильную для крестьян барщину (принудительный труд зависимого крестьянина, работающего собственным инвентарем в хозяйстве помещика) «легким» оброком (одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате дани помещику продуктами или деньгами). Онегин, который был «хозяином заводов», переведя крестьян на оброк, не только облегчил их труд, но и значительно уменьшил свои доходы.

– Как отнеслись к этому соседи Онегина, помещики? Найдите строчки. («Опаснейший чудак»).

-Почему соседи прекратили с ним дружбу? («Поступком оскорбясь таким»)

-Какое мнение о нём сложилось у соседей? («Сосед наш неуч, сумасбродит; он фармазон ..»).

Фармазон – член тайного общества; вольнодумец

– Онегин опять остается в полном одиночестве, его новшества никто не принял (5 строфа). И здесь Пушкин вводит новое лицо в свой роман Кто приезжает в деревню? (в деревню приезжает Владимир Ленский).

Чтение 6,7,8 строф.

-Опишите Владимира Ленского. (Ленский – помещик, богатый, красавец, кудри чёрные до плеч, в полном цвете лет, поэт. Он из Германии приехал в деревню).

— Как был принят Ленский в деревне? (XII) (Как жених, так как был богат и хорош собою).

— Что об этом думает Ленский? Хочет ли он жениться? («Ленский, не имев, конечно, охоты узы брака несть, с Онегиным желал сердечно знакомство покороче свесть»).

-Почему Ленский сближается с Онегиным? (Русское провинциальное дворянство было совершенно чуждо ему. И в этой «пустыне, где один Евгений мог оценить его дары…».

Ленский сближается с ним: «Они сошлись…» (строфа 13)

– Как говорит Пушкин о дружбе Ленского и Онегина? («От делать нечего друзья». То есть дружба их была случайной).

– Найдите в тексте, как Онегин относится к Ленскому.

Ленский – это душа чистая, восторженная, но в тоже время наивная в своих мечтах и совершенстве мира.

-О чем они спорят? Чтение XVI строфы. (Круг их разговоров серьезен. Темы, которые они затрагивают, – темы людей мыслящих).

– Что же сближало Онегина и Ленского? (Онегина привлекали в Ленском ум, эрудиция, стремление узнать что-то новое.

И хотя он «слушал Ленского с улыбкой», все, чем жил его новый приятель, чем дорожил, восторгался, — все это было дорого Онегину, ведь он сам когда-то был таким.

Все это сблизило Онегина и Ленского, они стали неразлучны. Ленский, впервые полюбив, открывает Онегину тайну своего сердца). Чтение 19 строфы.

Чтение 21,23.

-В кого влюблен поэт? Каков её портрет? Опишите её.

(Ольга выписана так подробно: глаза, локоны, улыбка, легкий стан – и так привычно! Она такая, как все! Самая обыкновенная провинциальная барышня, за внешностью которой нет ничего особенного, нет внутреннего содержания. В портрете нет ничего, что могло бы объяснить восторг Ленского).

С каким чувством рисует Пушкин этот образ? (С иронией относится к выбору: «надоел он мне безмерно»).

–А Татьяна? Какой была Татьяна? Чтение строф 24-28 (Пушкин рассказывает о том, какой она не была, подчеркивая тем самым её необычность, непохожесть. Если «все в Ольге…но любой роман возьмите…», то в Татьяне все своё, всё необычное, не похожа она ни на девиц из романов, ни на свою сестру Ольгу и ее подруг).

Дополните предложение:

Татьяна любила …

Татьяна не любила …

-Каким чувством наполнены строки о Татьяне? (Пушкин любит свою героиню, восхищается ею).

Чтение 29-35 строф.

– Что мы узнаем о семействе Лариных? (XXIX) (Отец Татьяны считал книги пустой игрушкой, хотя сам их никогда не читал, особо не заботился о дочке, жена его любила Ричардсона. Она всегда была одета по моде, её повели к венцу, не спрося её совета, она сначала плакала, с супругом чуть не развелась, но потом привыкла, хозяйством занялась и открыла тайну, как управлять мужем).

— Найдите строчки, описывающие то, что делала жена за спиной мужа. (XXXII) (Вела расходы, отдавала своих крестьян в солдаты, служанок била осердясь –всё это мужа не спросясь).

Читайте также:  Анализ стихотворения а.с. пушкина "туча"

— Как относился к ней муж? (34 строфа) (Он её любил, веровал ей, а сам в халате ел и пил).

— Как они относились к русским традициям? (XXXV) (У них были блины на масленицу, два раза в год постились, на Троицу «роняли слёзки три», за столом у них гостям носили блюда по чинам).

– Для чего Пушкин так подробно показывает быт Лариных? (Чтобы показать, в какой среде росла Татьяна. Ведь здесь было все исконно русское) (35 строфа).

– Для чего Пушкин рядом с Татьяной показывает Ольгу? (Портрета Татьяны нет, потому что Пушкина интересует прежде всего ее внутренний мир).

– Что привлекает Ленского в Ольге? (Веселость, красота, жизнерадостность).

– А что может привлечь Онегина в Татьяне? (Онегин одинок, в деревне ему чуждо все русское, он воспитывался на французских образцах, светский щеголь, но все ушло, оставив в его душе лишь разочарование. В душе они были близки).

5. Подведение итогов.

– Что мы узнали нового об Онегине?

6. Домашнее задание: Перечитать 3 главу; выполнить тестовые задания; выписать материал к характеристике Татьяны и Ольги.

Перечитать 3 главу

  • Составить план сравнительной характеристики Онегина и Ленского, дополнив шаблон цитатами и подпунктами:
  1. Два типа героя в романе Пушкина «Евгений Онегин»

  2. Черты сходства и отличия героев:

А) Портрет

Б) Воспитание, образование

В) Отношение к дружбе

Г) Отношение к любви

Д) Отношение к ним поместных дворян

3. Причины их дружбы

А) …

Б) …

В) …

4. Отношение автора к героям

Приложение №1

Тест по 1 главе.

Дополните предложения:

1.Онегин, добрый мой …

2.Онегин родился на …

3.Француз учил его …

4.Онегин одевался по …

5.Он по – французски мог … и …

6.Свет решил, что он .. и ..

7.Онегин читал …

8.Евгений рано познал науку …

9.К Talon помчался: там уж ждёт его ..

10.Всё украшало кабинет для …, для …

11.Мой Онегин, … , в своей одежде был педант.

12.Рано … остыли, ему … света шум, … и надоели.

13.Им овладела понемногу …

14.Онегин за перо взялся, но …

15.Книги тоже надоели, потому что там …, там .. иль …

16.Онегин едет к дяде, чтобы …

Приложение №2

Тест по 2 главе

1.О ком это:«Ярем он барщины стариннойОброком лёгким заменил…»?
2.С чего начинается 2 глава?
3. Чья это характеристика: «Лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил»)?
4. Чья это характеристика: «И в голос все решили так, что он опаснейший чудак»?
5.О чём ведут разговоры Онегин и Ленский?
6.Чья это характеристика: «Всегда скромна, всегда послушна, всегда, как утро весела…»?
7. Чья это характеристика: «Красавец, в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт»?
8.О ком говорится в следующих строках: «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень …»?
9.Кто казался чужим (ой) в своей семье?
10.Кто любил Ричардсона?
11. Чья это характеристика: «Он пел разлуки и печаль, и нечто, и туману даль»?
12. Чья это характеристика: «Дика, печальна, молчалива, как лань лесная, боязлива»?
13. Чья это характеристика: «Богат, хорош собою, везде был принят как жених»?
14. О ком это: «Ей рано нравились романы; они ей заменили всё»?
15. О ком это: «Они хранили в жизни мирной привычки милой старины …»?

Источник: https://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-po-litieraturie-na-tiemu-analiz-2.html

Анализ 20-22 строфы второй главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

    Во второй главе романа Евгений Онегин меняет страсти высшего света на деревенский покой. Он приезжает к себе в имение в надежде найти новые ощущения и как-то разнообразить свою жизнь. Здесь он дичится своих соседей, избегает общения с ними. И только с молодым поэтом Владимиром Ленским у нашего героя складываются добрые отношения. 

    Образу Ленского Пушкин уделяет особое внимание в своем произведении. Во-первых, потому, что Ленский — тоже поэт. Автор, как никто другой, понимает тонкие порывы души молодого стихотворца.

Но отношение Пушкина к Владимиру Ленскому не столь однозначно. Признавая все его положительные черты, черты молодого романтичного идеалиста, поэт не видит будущего у такого характера.

Ленский погибает от руки Онегина, тем самым положив начало кардинальным переменам в судьбе главного героя.

    В 20-22 строфах второй главы «Евгения Онегина» описывается любовь Ленского к Ольге Лариной. Она окружена романтическим ореолом: ореолом тоски, слез, светлой грусти, страданий:

    Всегда, везде одно мечтанье, 

    Одно привычное желанье,
    Одна привычная печаль.

    Пушкин ценит в своем герое редкое во все времена умение искренно и сильно любить:

    Ах, он любил, как в наши лета

    Уже не любят; как одна
    Безумная душа поэта
    Еще любить осуждена…

    В 21 строфе автор говорит нам о том, что Ленский знал Ольгу с раннего детства. Они были соседями, и их родители прочили им свадьбу. Также в 21 строфе дано ироническое описание маленькой Ольги. В его стиле прослеживается спор Пушкина с поэтами-романтиками: 

    В глуши, под сению смиренной,

    Невинной прелести полна,
    В глазах родителей, она
    Цвела, как ландыш потаенный,

    В 22 строфе мы видим зарождение любви молодого поэта к выдуманному им образу Ольги: 

    Она поэту подарила 

    Младых восторгов первый сон…

    Ленский наполнил Ольгу теми чертами, которые хотел видеть в своей возлюбленной. К сожалению, мечта расходилась с действительностью. Это читатель поймет позже, после смерти поэта. А пока Владимир весь поглощен своей любовью:

    Он рощи полюбил густые,

    Уединенье, тишину,
    И ночь, и звезды, и луну…
    Ольга стала музой Ленского. 

    Давая описание такой поглощенности молодого поэта своим чувством, Пушкин иронизирует над его оторванностью от реальности, вечном витании в облаках, незнании действительной жизни: 

    Луну, небесную лампаду,

    Которой посвящали мы
    Прогулки средь вечерней тьмы,
    И слезы, тайных мук отраду…
    Но нынче видим только в ней
    Замену тусклых фонарей.

    Таким образом, в 20-22 строфах второй главы «Евгения Онегина» дается описание любви Владимира Ленского, молодого романтичного поэта. Через это описание нам раскрываются самые существенные черты его характера, как положительные, так и отрицательные. Важно отметить, что в этих строфах дается отношение автора к своему герою, которое можно охарактеризовать как сочувственно-ироническое.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/pushkin-a-s/evgenij-onegin/5915-analiz-20-22-strofy-vtoroj-glavy-romana-a-s-pushkina-evgenij-onegin

Сочинение «Анализ второй главы романа «Евгений Онегин»»

Вторая глава посвящена в основном Ленскому. Содержание ее: занятия Онегина в деревне, его взаимоотношения с соседями; характеристика Ленского, его любовь к Ольге; характеристика Ольги и Татьяны; характеристика Лариных. Глава статична, в ней почти нет движения.

Она вся построена по принципу параллелизма: Онегин — Ленский, Ленский — Ольга, Ольга — Татьяна, Татьяна — Онегин. Оказавшись в деревне, Онегин сближается с Ленским, и они становятся «от делать нечего друзья».

Ленский и Онегин противоположны по восприятию жизни, по отношению к ней: с одной стороны, романтик, идеализирующий жизнь, с другой — холодный скептик, во всем разочаровавшийся. «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой».

Их сближает тот круг социально-политических, этических и философских вопросов, который был общим для всей передовой дворянской молодежи:

* Меж ими все рождало споры * И предрассудки вековые, * И к размышлению влекло: * И гроба тайны роковые, * Племен минувших договоры, * Судьба и жизнь в свою чреду, * Плоды наук, добро и зло,

* Все подвергалось их суду.

Другая параллель: Ленский — Ольга. Они не противоположны, по они и не сходны. Ольга — заурядная, посредственная натура, хотя и очень мила. Пока непонятно, как Ольга могла стать предметом безумной любви поэта. Они сходны только в одном: в отношении к предмету своей любви.

* Ах, он любил, как в наши лета * Уже не любят; как одна * Безумная душа поэта

* Еще любить осуждена.

Жажда любви, стремление быть любимым, свойственные юному возрасту (Ленскому нет еще и восемнадцати лет), не позволяют Ленскому разглядеть, что Ольга не стоит такой любви, на какую он, поэт, способен. Понятно, почему он «сухо отвечал» на замечание-вопрос Онегина: «Неужто ты влюблен в меньшую?.. Я выбрал бы другую, когда б я был, как ты, поэт». А Ленский, собственно, и не выбирал:

* Чуть отрок, Ольгою плененный, * В тени хранительной дубравы * Сердечных мук еще не знав, * Он разделял ее забавы, * Он бил свидетель умиленный * И детям прочили венцы * Ее младенческих забав;

Читайте также:  Почему татьяна ларина - любимая героиня а.с. пушкина?

* Друзья-соседы, их отцы.

Таково его душевное состояние: неважно, кого любить, лишь бы любить и быть любимым. Это то, что Онегин называет «горячкой юных лет». И Ольга любит Ленского потому, что хочет любить, потому, что видит, чувствует его любовь к себе.

Она и не подозревает, какой огонь зажгла в душе поэта, ей недоступны такие тонкие его размышления, как, например: «Он верил, что душа родная соединиться с ним должна».

И неудивительно, что, оплакав его гибель, Ольга вскоре выходит замуж за улана: ею руководит та же потребность любить и быть любимой.

Ленский и Повествователь… Повествователь критически относится к Ленскому как поэту-романтику и судит его поэзию за бессодержательность и слащавость:

* Так он писал темно и вяло. * Что романтизмом мы зовем, * Хоть романтизма тут нимало

* Не вижу я…

Но Ленский дорог ему как человек особого душевного склада; ему мила его душевная тонкость, «пылкий и довольно странный ум»:

* Цель жизни нашей для него * Была заманчивой загадкой, * Над ней он голову ломал

* И чудеса подозревал.

Ленский близок Повествователю и своим поэтическим вдохновением. Повествователь любит в нем свою собственную юность, любит то душевное состояние, которое с годами безвозвратно уходит, — состояние возвышенной мечтательности. Не всем дано пережить в юности такое состояние, а кто пережил его, тот дорожит им хотя бы как воспоминанием. Не потому ли и Онегин так снисходительно слушает Ленского:

* Он слушал Ленского с улыбкой. * Поэта пылкий разговор, * И ум, еще в суждепьях зыбкой, * И вечно вдохновенный взор,- * Онегину все было ново; * Он охладительное слово

* В устах старался удержать

Попробуем, забегая вперед, разобраться, что означает гибель Ленского. В Ленском персонифицировано особое душевное состояние, свойственное юности. Он уходит из жизни так же закономерно, как уходит из жизни человека эта прекрасная пора. Поэтому так трогательно-возвышенно описана его смерть:

* Онегин выстрелил… Пробили Часы урочные: поэт Роняет молча пистолет, На грудь кладет тихонько руку И падает. Туманный взор Изображает смерть, не муку.

Так медпешю по скачу гор, Па солнце искрами блистая, Спадает глыба снеговая.
* Мгновенным холодом облит, Онегин к юноше спешит, Глядит, зовет его… напрасно: Его уж нет.

Младой певец Нашел безвременный конец! Дохнула буря, цвет прекрасный Увял па утренней заре, Потух огонь па алтаре!..

Автор «уводит» Ленского из жизни потому, что он интересен и дорог ему (и читателю) только своим душевным состоянием юношеской возвышенности. Такое состояние не вечно.

В каком направлении мог развиваться Ленский? Две возможные дороги жизни Ленского предсказаны автором: одна — путь великого поэта или крупного общественного деятеля, другая — удел помещика маниловского типа. Обе ведут к гибели: первая — к физической, вторая — к моральной.

Ленский же «из Германии туманной привез учености плоды: вольнолюбивые мечты, дух пылкий и довольно странный».

Трагическая гибель Ленского намечена эпиграфом к шестой главе. «Там, где дни облачны и кратки, родится племя, которому умирать не больно» (Петрарка). А вот как объясняет неизбежность трагической гибели Ленского А. И. Герцен: «Рядом с Онегиным Пушкин поставил Владимира Ленского, другую жертву русской жизни, оборотную сторону Онегина. Это — острое страдание рядом с хроническим.

Это — одна из тех целомудренных, чистых натур, которые не могут акклиматизироваться в развращенной и безумной среде; приняв жизнь, они больше ничего не могут принять от нечистой почвы, разве только смерть.

Эти отроки — искупительные жертвы — юные, бледные, с печатью рока на челе, проходят как упрек, как угрызение совести, и печальная ночь, в которой «они существовали», становится еще чернее».

Источник: http://litsochinenie.ru/analiz-vtoroy-glavyi-romana-evgeniy-onegin.html

Читаем и разбираем «Евгения Онегина». Глава I Часть 9

Здравствуйте уважаемые.

Сегодня мы с Вами, наконец то, заканчиваем 1 главу великого романа Александра Сергеевича Пушкина, и его чтение и разбор, я надеюсь, приносят Вам столько же удовольствия, сколько и мне :-)))Прошу прощения у тех, кто будет несколько фраппирован моей наглостью и панибратством по отношению к «Светочу русской поэзии». Я не со зла. Александра Сергеевича я очень уважаю, и считаю чистым и солнечным гением. Но немного троллинга не повредят 🙂

Предыдущую часть мы с Вами разбирали вот тут вот: http://id77.livejournal.com/881483.html

Итак…

Придет ли час моей свободы?Пора, пора! — взываю к ней;Брожу над морем, жду погоды,Маню ветрила кораблей.

Под ризой бурь, с волнами споря,По вольному распутью моряКогда ж начну я вольный бег?Пора покинуть скучный брегМне неприязненной стихииИ средь полуденных зыбей,Под небом Африки моей,Вздыхать о сумрачной России,Где я страдал, где я любил,Где сердце я похоронил.Онегин был готов со мноюУвидеть чуждые страны;Но скоро были мы судьбоюНа долгой срок разведены.

Отец его тогда скончался.Перед Онегиным собралсяЗаимодавцев жадный полк.У каждого свой ум и толк:Евгений, тяжбы ненавидя,Довольный жребием своим,Наследство предоставил им,Большой потери в том не видяИль предузнав издалека

Кончину дяди старика.

А. П. Ганнибал

Пушкин вспоминает о происхождении своего прадеда, знаменитого Арапа Петра Великого — Абрама Петровича Ганнибала, который судя по всему был потомком абиссинских (эфиопских) кровей, отсюда и «Моя Африка».

Дальше, мы почти что возвращаемся к самому начали романа и у меня всегда вызывал вопрос только один момент. Смотрите, отец Евгения разорился, сам Онегин нигде не служил и никакой деятельностью, приносящий доход, не занимался.

Наследство выморачивать он не стал, ну и с чего он жил? Видимо исключительно в долг.ибо других вариантов я не вижу особых. так что в деньгах дядюшки он нуждался отчаянно….

Вдруг получил он в самом делеОт управителя доклад,Что дядя при смерти в постелеИ с ним проститься был бы рад.Прочтя печальное посланье,Евгений тотчас на свиданьеСтремглав по почте поскакалИ уж заранее зевал,Приготовляясь, денег ради,На вздохи, скуку и обман(И тем я начал мой роман);Но, прилетев в деревню дяди,Его нашел уж на столе,Как дань готовую земле.

Нашел он полон двор услуги;К покойнику со всех сторонСъезжались недруги и други,Охотники до похорон.Покойника похоронили.Попы и гости ели, пилиИ после важно разошлись,Как будто делом занялись.Вот наш Онегин — сельский житель,Заводов, вод, лесов, земельХозяин полный, а досельПорядка враг и расточитель,И очень рад, что прежний путь

Переменил на что-нибудь.

Дядя у нас получается был ооооочень не бедный помещик, и Евгению, как единственному наследнику досталось немало. Кстати, представляю какие у Вас картинки в воображении вызвала строчка «по почте поскакав». Нет, хулиганкой Евгений на занимался и на крышу казенного учреждения не лазил — просто взял казенных лошадей, о чем мы с Вами уже говорили ранее.

Два дня ему казались новыУединенные поля,Прохлада сумрачной дубровы,Журчанье тихого ручья;На третий роща, холм и полеЕго не занимали боле;Потом уж наводили сон;Потом увидел ясно он,Что и в деревне скука та же,Хоть нет ни улиц, ни дворцов,Ни карт, ни балов, ни стихов.Хандра ждала его на страже,И бегала за ним она,

Как тень иль верная жена.

Собственно говоря, как человек праздный и не способный не к созиданию, не к радости, Евгений и тут начал заниматься тем, что любил больше всего — хандрить. И дело не в финансовой благополучии/неуспехе.

Дело, видимо, в состоянии души 🙂

Я был рожден для жизни мирной,Для деревенской тишины;В глуши звучнее голос лирный,Живее творческие сны.Досугам посвятясь невинным,Брожу над озером пустынным,И far niente мой закон.Я каждым утром пробужденДля сладкой неги и свободы:Читаю мало, долго сплю,Летучей славы не ловлю.

Не так ли я в былые годыПровел в бездействии, в тениМои счастливейшие дни?Цветы, любовь, деревня, праздность,Поля! я предан вам душой.

Всегда я рад заметить разностьМежду Онегиным и мной,Чтобы насмешливый читательИли какой-нибудь издательЗамысловатой клеветы,Сличая здесь мои черты,Не повторял потом безбожно,Что намарал я свой портрет,Как Байрон, гордости поэт,Как будто нам уж невозможноПисать поэмы о другом,

Как только о себе самом.

Ну тут собственно говоря и пояснять ничего не надо. Пушкин как говорит любит время far niente, сиречь, ничего не делая. Ну-ну…ну-ну…:-)

Замечу кстати: все поэты —Любви мечтательной друзья.

Бывало, милые предметыМне снились, и душа мояИх образ тайный сохранила;Их после муза оживила:Так я, беспечен, воспевалИ деву гор, мой идеал,И пленниц берегов Салгира.

Теперь от вас, мои друзья,Вопрос нередко слышу я:«О ком твоя вздыхает лира?Кому, в толпе ревнивых дев,Ты посвятил ее напев?Чей взор, волнуя вдохновенье,Умильной лаской наградилТвое задумчивое пенье?Кого твой стих боготворил?»И, други, никого, ей-богу!Любви безумную тревогуЯ безотрадно испытал.Блажен, кто с нею сочеталГорячку рифм: он тем удвоилПоэзии священный бред,Петрарке шествуя вослед,А муки сердца успокоил,Поймал и славу между тем;

Читайте также:  Анализ поэмы "кавказский пленник"

Но я, любя, был глуп и нем.

Кто о чем, а Пушкин о девах…. Любитель, однако 🙂 Дева гор — это черкешенка в «Кавказском пленнике», а пленницы берегов Салгира — Мария и Зарема в «Бахчисарайском фонтане». Этакий кроспостинг 19 столетия на себя самого :-))

Прошла любовь, явилась муза,И прояснился темный ум.Свободен, вновь ищу союзаВолшебных звуков, чувств и дум;Пишу, и сердце не тоскует,Перо, забывшись, не рисует,Близ неоконченных стихов,Ни женских ножек, ни голов;Погасший пепел уж не вспыхнет,Я всё грущу; но слез уж нет,И скоро, скоро бури следВ душе моей совсем утихнет:Тогда-то я начну писать

Поэму песен в двадцать пять.

Опять ножки….правда еще и головы.

Головы и ножки 🙂

Я думал уж о форме планаИ как героя назову;Покамест моего романаЯ кончил первую главу;Пересмотрел все это строго:Противоречий очень много,Но их исправить не хочу.

Цензуре долг свой заплачуИ журналистам на съеденьеПлоды трудов моих отдам:Иди же к невским берегам,Новорожденное творенье,И заслужи мне славы дань:

Кривые толки, шум и брань!

На этом мы с Вами закончим первую часть, уважаемые. Но вторая не за горами 🙂

Приятного времени суток.

Источник: https://id77.livejournal.com/882881.html

Характеристика Евгения Онегина в I и II главе романа

Впервые характеристика Онегина дается в I главе романа, где Пушкин не только знакомит нас со своим героем, но и раскрывает важный этап его эволюции. И каким же он явился?

Мы отмечаем честность и прямоту Онегина: он не пытается внушить себе родственные чувства или жалость к богатому старику-дяде. С присущим ему язвительным остроумием Онегин издевается над лицемерием родственников, проявляющих показную заботу о больном: «Какое низкое коварство…»

Но Евгений иронизирует и над самим собой: ведь это он едет к умирающему,

Приготовляясь, денег ради,
На вздохи, скуку и обман…

Прямота Онегина — характеристика, которая вряд ли извиняет его цинизм, развязность, с которыми «молодой повеса » говорит об умирающем старике.

Так в одной только строфе, в одном высказывании героя раскрывается сложный, противоречивый характер: Онегин язвителен, умен, не считается с некоторыми общественными условностями и предрассудками, способен к саморазоблачению, зол и циничен. Слова героя язвительны, полны мрачной иронии. Но не такова была речь Онегина при первом вступлении в свет.

Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал…

Юный Онегин говорит изящно, легко, чаще по-французски, чем по-русски, умеет вести непринужденную беседу на любую тему. Без сомнения, содержание высказываний Онегина свидетельствует о некотором его свободомыслии, но вместе с тем ясно, что это свободомыслие неглубоко, легковесно.

В рассказе о воспитании и светских успехах Евгения несколько насмешливых стихов рисуют его с головы до ног и заставляют догадываться о его происхождении, образе жизни, окружении. Например: «Служил отлично-благородно».

Слова «отлично-благородно» — обычный термин, у потребляющийся в послужных списках и других официальных документах, — помогают представить себе блестящего и, возможно, храброго офицера в отставке.

Но нельзя не почувствовать иронического оттенка этих слов, особенно когда читаешь следующий стих — «долгами жил». Жить в долг — тонкое искусство, которым великолепно владели многие тогдашние аристократы, но с благородством оно мало вяжется.

Отец Онегина — один из множества ему подобных: беспечный, общительный и хлебосольный прожигатель жизни.

В эпиграмматическом стиле изображен и учитель Онегина. Изображение учителя и его педагогической деятельности помогает нам разобраться в характере Онегина, понять, почему он был способен «коснуться до всего слегка», «но труд упорный ему был тошен».

Самого Онегина в период его светских успехов автор также делает мишенью дружеских, но беспощадных насмешек. Сами по себе качества, приобретенные Онегиным к моменту вступления «в свет», не смешны, не ироничны. Смешно то, что этого багажа пока достаточно и самому Евгению, и вполне достаточно свету: «Чего ж вам больше?» — иронически спрашивает автор, вскрывая круг интересов и героя, и среды.

Рассмотрим самый главный жизненный интерес юного Онегина — любовную игру. Почему «наука страсти нежной»? Почему не сказать « любовь»? Разве возможно соединение слов «наука» и «страсть»? Ведь страсть предполагает неудержимое чувство, с которым подчас и разум совладать не может.

Дело в том, что здесь нет такого чувства, а есть искусная подделка, сложная « наука », подменяющая истинное страдание и счастье. И дальше: «Как рано мог он лицемерить», «Казаться мрачным, изнывать», «Как он умел казаться новым» и т.д.

Каждое слово говорит о ложном, показном характере чувств, о том, что Онегин в совершенстве владел всем арсеналом любовной науки, но сердце его при этом молчало.

Велика ли его вина в том, что он, «забав и роскоши дитя», не нашел в жизни серьезного дела? Весь ход повествования заставляет нас понять, что милый юноша, «философ в осьмнадцать лет» жил так, как это было привычно, как было принято в его кругу.

Пушкин и о своем пребывании в свете вспоминает в том же тоне, как о юности Онегина. Сын своего времени и круга, поэт не мог избежать общения со светом. Отступления помогают нам полнее почувствовать атмосферу веселой, легкомысленной пустоты и пошлости, окружавшую Онегина, увидеть типичную картину нравов светского общества.

Поэт передает стремительный, неудержимый темп однообразной и пестрой жизни Евгения: «Куда поскачет мой проказник?», «Онегин полетел к театру». Евгений еще полон жизни, он еще жадно гонится за ее радостями. Но чем ближе повествование подходит к моменту разочарования героя, тем больше нарастает чувство грусти, горечи, тревоги.

Нередко разочарование Онегина объясняется пресыщением. Но дело, конечно, не только в этом. Ведь большая часть молодежи его круга не испытывала пресыщения и шла по проторенному пути.

Появление разочарованных молодых людей было обусловлено определенной исторической обстановкой, вызвавшей к жизни и движение декабристов.

Но чтобы разочароваться в жизни, надо было обладать недюжинной натурой, иметь запросы поглубже, чем у тех, кто великолепно чувствовал себя в светском омуте. Такова характеристика Онегина.

Однако угрюмость Евгения — результат его отвращения к светскому обществу — еще не свидетельствует об активном протесте. Одним из средств изображения «молодого повесы» в I главе является описание бытового фона. Например, описывая то, что украшало его кабинет, Пушкин прямо не высказывает своего осуждения, а, напротив, скорее оправдывает Евгения.

Онегина характеризуют не только бытовые детали, непосредственно относящиеся к нему, но и изображение быта, от него далекого, — быта мелкого петербургского люда. Этот бытовой фон, противопоставленный картинам жизни Онегина, косвенно бросает свет на героя романа.

В строфах, рисующих разочарование Онегина, меняется и сам фон. Это все тот же Петербург, но не залы и гостиные, не театр, не бытовые картины, а поэтический невский пейзаж, который гармонирует с настроением героя.

Везде блистают фонари;
Еще, прозябнув, бьются кони…

В последующих строфах I главы, нарастая, все громче звучит тема свободы. В атмосфере тоски по свободе, чувствуя себя узниками, колодниками, жило поколение передовой интеллигенции 20-х годов.

Знакомство с дядей Онегина во II главе романа помогает нам глубже понять тот злой сарказм героя, который звучал в начале романа.

Дяде посвящена всего одна строфа, в которой поэт в нескольких строках раскрывает сущность человека, дает возможность вообразить и жизненный путь персонажа и его окружение.

Образ жизни, характер, душевный мир, уровень интересов старого помещика — все дано в двух последних строках этого четверостишия.

Такова та среда, в которую попал Онегин. По-видимому, большинство степных помещиков по духу и образу жизни мало чем отличались от дяди Евгения. Их характеристика Онегина, как и суждения светских судей, во многом напоминает сплетни недругов. Вот что говорят соседи об Онегине: «Сосед наш неуч, сумасбродит» и т.д.

Критика соседей в адрес героя касается и его манеры говорить. Помещиков возмущает независимый, свободный тон Евгения, отсутствие в его речи почтительных интонаций. Понятно, что в такой среде хандра Онегина могла только усугубиться. А иных сторон деревенской жизни он не мог оценить. В дальнейшем развитии образа Онегина важную роль приобретает его сопоставление с другими персонажами романа.

Источник: Пишем сочинения по роману в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». М.: «Грамотей», 2006

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/pushkin_a_s/kharakteristika_evgenija_onegina_v_i_i_ii_glave_romana/53-1-0-258

Ссылка на основную публикацию