Анализ 6 главы «евгения онегина» а.с. пушкина

Анализ 6 главы «Евгения Онегина» А.С. Пушкина

Анализ 6 главы романа Пушкина «Евгений Онегин» требует более глубокого осмысления событий, описанных в ней, потому что эта глава по праву считается кульминацией романа. В этой главе острее и глубже, чем в других главах проявляются характеры главных героев.

Евгений добился своего: Ленский взбешен, и он уехал. Заметив отсутствие Владимира, Онегин потерял интерес к Ольге, а вскоре и вовсе отправился домой. Ларины, тем временем разместили гостей, и дом уснул. Не спала только одна Татьяна, предчувствия беды тревожили ее.

В этой главе читатель знакомится с новым героем романа. Это известный дуэлянт хороший знакомый Ленского – Зарецкий. Пушкин изображает яркий образ этого героя, известного в юности шалопая, а теперь

Онегин тоже его знал, общался с ним, и не удивился его появлению в своем селе. Евгений даже побаивался злого языка известного трактирного трибуна. Владимир пригласил Зарецкого быть своим секундантом. Прочитав записку Ленского, Онегин ответил, не задумываясь: я готов.

Для Ленского, судя по всему, это была первая в его жизни дуэль. Сначала он переживает, что более опытный Евгений откажется от дуэли под благовидным предлогом. Решив не ездить к Лариным, он все-таки поехал туда.

На крыльце его встретила Ольга все такая же живая и непосредственная. В ее глазах Владимир видел прежние любовь и привязанность. Первый же вопрос Оленьки его смутил. Евгений понял, что в своей ревности был бесконечно глуп.

Он был готов раскаяться, но тут же нашел самооправдание: стреляюсь с другом, чтобы защитить невинную деву от развратителя.

Ночью Ленский не спит. Пробовал читать Шиллера, но мысли были далеки от книги. Написал глупое, по мнению Пушкина, романтическое стихотворение «Куда, куда вы удалились».

В отличие от писем и песни девушек Пушкин не стал отделять это «романтическое» произведение юного поэта, написав его в том же «онегинском» стиле, продолжив начатую строфу из 14 строк и написав его все тем же четырехстопным ямбом, и с тем же расположением рифмы.

Ленский только задремал под утро, но его разбудил Зарецкий.

Онегин, напротив, угрызениями совести мучился недолго, безмятежно проспал всю ночь, взял с собой своего слугу француза в качестве секунданта, и приехал к месту дуэли с опозданием. Наверное, сам Евгений относился к дуэли несерьезно, как к некоему фарсу.

Может быть, он ожидал, что Зарецкий попытается примирить дуэлянтов, как этого требовали правила дуэли. Он Онегин был готов признать свою неправоту. Ленский после встречи с Ольгой тоже понял, что погорячился, и тоже был готов к примирению. Но Зарецкий не предложил дуэлянтам мира.

Не попытался Зарецкий остановить дуэль и по той причине, что Онегин приехал на дуэль со своим слугой, что считалось неуважением к самому акту дуэли и противоположной стороне. В дуэли, в качестве секундантов могли участвовать лишь равные по сословию лица.

И можно предположить, что Онегин привел своего француза лишь с той целью, чтобы противоположная сторона сама отказалась от дуэли. Но этого не произошло. Противники сошлись, подняли пистолеты, прозвучал выстрел. Поэт погиб.

В этой главе до глубины души поражает пророчество. Пушкин в ней предсказал свою гибель. Правда, обстоятельства гибели Пушкина были иными, и в отличие от Ленского, Пушкин прожил два дня. Но причиной гибели великого русского поэта тоже стала дуэль, организованная самим Пушкиным с целью защитить честь жены.

Ленского похоронили за селом под двумя соснами. И поставили простой памятник. И тут у читателя, знакомого с христианскими традициями обязательно возникнет вопрос: почему не на кладбище, не в родовом склепе, а у дороги, как самоубийцу? Церковь не запрещала хоронить дуэлянтов на освященной земле. Почему же к Ленскому высказано такое неуважение?

Характеристика трупа молодого поэта тоже обращает на себя внимание. Почему обледенелый? Сколько же прошло времени после выстрела, если труп успел окоченеть?

В то время, когда происходила эта дуэль, они были запрещены в России. Поэтому дуэлянты никому не говорили о запланированном поединке. А гибель Ленского была выдана за самоубийство. Выполняя глубокий анализ шестой главы, можно предположить, что Ленский и Онегин предварительно позаботились о предсмертных записках, чтобы оградить оставшихся в живых участников дуэли от уголовного преследования.

Дело обставили так, что Зарецкий, якобы, нашел за мельницей уже обледенелый, окоченевший труп молодого поэта.

После строк

Источник: https://PoetPushkin.ru/evgeniy-onegin/analiz-6-glavy-evgeniya-onegina.html

Конспект урока по литературе на тему: «Анализ 6 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Дуэль»

Конспект урока по литературе на тему: «Анализ 6 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».Дуэль».

Цели урока:

обучающая: продолжить изучение романа; углубить работу над образами главных героев; проанализировать VI главу романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; разобраться в причинах событий, происходящих в данной главе романа; показать, почему 6 глава является кульминацией романа; рассмотреть, как раскрываются характеры героев во время дуэли;

  • совершенствовать навыки анализа художественного текста; навыки выразительного чтения; развивать устную монологическую речь учащихся;

развивающая:развить умения логически мыслить и самостоятельно делать выводы;

воспитывающая:углубить понятия об истинной ценности дружбы, воспитание чувства порядочности, чести; развивать чувство товарищества, взаимопомощи и поддержки; воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

 Ход урока

1.Оргмомент

Приветствие.

-Какой сейчас урок? -Сейчас урок литературы.

-Какое произведение мы изучаем? -Мы изучаем «Евгения Онегина»

—Кто автор « Евгения Онегина»? -Автор « Евгения Онегина»

Александр Сергеевич Пушкин

-Определите жанр « Евгения Онегина» -Это роман в стихах

-Назовите главных героев романа -Онегин, Ленский, Татьяна,Ольга

2.Проверка домашнего задания.

  • Перечитать 6 главу.
  • Рассказ с цитированием «Сон Татьяны».
  • Выполнить задания теста по 5 главе (Приложение №1)

3.Целевая установка, определение темы урока

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (Я думаю, что мы будем говорить о дуэли Ленского и Онегина).

-На уроке мы должны ответить на следующие вопросы:

Почему дуэль Онегина и Ленского закончилась трагически?

Можно ли было обойтись без неё?
С чего начался конфликт Онегина и Ленского? 

Можно ли назвать Онегина убийцей? 

Тема сегодняшнего урока – «Дуэль. Трагическая гибель Ленского».

Анализируя 6 главу романа, которая повествует о дуэли Евгения Онегина и Владимира Ленского, давайте попытаемся взглянуть на события главы глазами человека первой четверти 19 века, чтобы дать правильную оценку поступкам героев.

Итак, что значила дуэль для дворянина в 19 веке? Можно ли было ее избежать? Как оценить поступок Онегина? Эти вопросы и будут для нас ключевыми.

4. Беседа о Ленском и Онегине.

-Давай вспомним,  с чего начался конфликт.

-Какие отношения были вначале у Онегина и Ленского? (Вначале все было хорошо, они стали приятелями).

-Расскажите об их дружбе. (Онегин и Ленский были друзьями. Они стали друзьями от скуки. Онегину не нравилось бывать соседей. Ему было скучно, поэтому он обрадовался общению с Ленским).

-Из-за чего произошла ссора? (Ленский пригласил Онегина на именины Татьяны. Онегин не хотел ехать. Он не хотел никого видеть, слушать глупые разговоры. Ленский успокоил его, сказал, что будут свои. Когда Онегин появился в доме Лариных, он понял, что Ленский его обманул. Было очень много гостей. И Онегина посадили напротив Татьяны).

-Какие чувства испытал Онегин? (Онегин испытал обиду, досаду, раздражение, злость).

-Что решил сделать Онегин? (Онегин решил отомстить Ленскому).

-Как он отомстил? (Онегин приглашает на танец невесту Ленского- Ольгу. Весь вечер танцует только с ней, развлекает ее).

-Как отреагировал на это Ленский? (Ленский стал ревновать, уехал домой и вызвал Онегина на дуэль).

-Как ведут себя герои? (Онегин мстит: для него это развлечение. Ленский решил, что его оскорбили: так друзья не поступают).

4. Анализ 6 главы «Дуэль»

Беседа по тексту.

— Какая причина заставила Ленского вызвать Онегина на дуэль? (художественный пересказ эпизода). Цель Онегина – позлить Ленского и только.

Словарная работа.

Дуэль поединок, парный бой, происходящий по определенным правилам. Цель дуэли — восстановление чести, снятие с обиженного человека позорного пятна, нанесенного оскорблением.

Картель — письмо с вызовом на дуэль.

Секундант — посредник, сопровождающий каждого из участников дуэли, ее свидетель.

Барьер — минимальное расстояние между противниками, к которому они сходятся.

— Думал ли Онегин о возможной дуэли, когда злил Ленского?(Увлеченный идеей мщения, он об этом и не думает. Умный, красноречивый, научившийся сдерживать охладительное слово в общении с Ленским, он, вероятно, был уверен, что после объяснится со своим приятелем. Но этого не произошло).

-Какой  новый  герой появляется? (Появляется Зарецкий).

-Кто это? (найдите в тексте и прочитайте). 4-8 строфа. («В пяти верстах от Красногорья, деревни Ленского, живет …»).

— Какую роль сыграл Зарецкий в поединке Онегина с Ленским? (Секундант).

— Какие же мысли занимают ум и сердце Онегина перед поединком? Желает ли он поединка с другом? В чём он себя обвиняет? Найти ответ в 10 строфе.

— Что же для Онегина становится причиной участия в дуэли? 11 строфа (Мнение света)

-А хотел ли дуэли Ленский? (Строфа 15 -23) (Нет. Он не видит в Ольге перемен и чувствует, что он любим. Но он убеждает себя, что Онегин – злой развратитель, искушающий молодое сердце. «Он мыслит: буду ей спаситель… Все это значило, друзья: с приятелем стреляюсь я»).

— Какой комментарий этой ситуации дает Пушкин? 28 строфа («Но дико светская вражда боится ложного стыда»).

-Как Ленский и Онегин собираются на дуэль? (Онегин пытается любыми способами избежать дуэли:он приезжает на дуэль с опозданием; он привозит в качестве секунданта своего слугу, господина Гильо, что было несовместимо с тогдашними правилами дуэли).

-Чем закончилась дуэль? (Онегин выстрелил первым и убил Ленского).

-Найдите в тексте и прочитайте. 31, 35 строфа. («… Онегин к юноше спешит, глядит, зовет его…напрасно: его уж нет… Убит! Сим страшным восклицаньем сражен, Онегин с содроганьем отходит и людей зовет»).

-Хотел ли он убить Ленского? (Нет, он считал Ленского своим другом).

— Если бы Ленский не погиб, как бы могла сложиться его жизнь? (Строфа 36 и далее).

-Давайте сделаем вывод.

Вывод: Онегин не может отказатьсяот дуэли из-за общественногомнения. Он соглашается надуэль против своего желания.

Он принимает нормы поведения, которые емунавязывает Зарецкий.Боится быть смешным исделаться предметом сплетен.

Становится убийцей не посвоей воле.

Подведение итогов.

— О чем говорили на уроке? (Мы говорили о дуэли Ленского и Онегина).

-Давайте подведем итог нашему разговору. (В этой главе мы видим борьбу Онегина со светскими правилами поведения, и он эту борьбу проигрывает. Он оказался слишком зависим от тех правил, которые сам так презирал).

5. Домашнее задание.

  • Перечитать 7 главу.
  • Татьяна в доме Онегина. Что дает для раскрытия образов Онегина и Татьяны этот эпизод (ХY-ХХY)?
  • Как передаёт Пушкин в 7-ой главе суетливый и стремительный темп жизни Москвы? Что же находит Татьяна в этом городе? Как она себя здесь чувствует? (Анализ строф XLVII- LIV.)
  • Выполнить тестовые задания по содержанию 6 главы.

Приложение №1

Тест по 5 главе

1.Какого времени года ожидала природа, по I строфе 5 главы?
а) зимы

б) весны

в) лета

2. Кто любовался из окна «зимы блистательным ковром»?

а) Ольга

б) Татьяна

в) Онегин

3. О каком народном празднике, длящемся от Рождества до Крещения, идет речь в начале пятой главы?

а) о святках

б) о Крещении

в) о Пасхе

4. Кого она видит за столом в хижине?

а) страшных чудовищ и Онегина

б) страшных чудовищ

в) гостей, которые должны приехать на её именины

5.Какое большое взъерошенное животное приходит во сне к Татьяне?

а) лев

б) собака

в) медведь

6.Кого убивает Онегин во сне Татьяны?

а) страшных чудовищ

б) Ленского

в) медведя

7.Какую книгу держала в руках Татьяна, проснувшись поутру после странного сна?

а) любовный роман

б) толкователь снов

в) стихи Пушкина

8.На каких транспортных средствах приехали гости на именины к Татьяне?

а) кибитки, брички

б) возки, кибитки, брички, сани

в) возки, кибитки, брички

9.Кого из соседей автор называет «тяжелым сплетником, старым плутом»?

а) Флянова

б) Буянова

в) Петушкова

10.Какое место за столом занимают Онегин и Ленский?

а) рядом с Ольгой

б) рядом с Татьяной

в) прямо против Тани

11.Какой пирог был на именинах Татьяны?

а) жирный, подгорелый

б) жирный, пересоленый

в) жирный, недосолёный

12. Каким образом Евгений поздравил Татьяну?

а) «он молча поклонился ей»

б) «он молча посмотрел на неё»

в) «он прочитал ей стихи»

13.Во время какого танца «в огромной зале все дрожало»?
а) во время польки

б) во время вальса

в) во время мазурки

14.Какой первый танец танцевал Онегин с Ольгой?

а) мазурка

б) вальс

в) котильон

15.К чему привели ухаживания Онегина за Ольгой?

а) к ссоре Ленского с Ольгой

б) к ссоре Онегина с Татьяной

в) к ссоре Онегина с Ленским и вызову на дуэль

Приложение №2

Тест по 6 главе романа «Евгений Онегин».

1.Где разворачиваются события в начале шестой главы?

а) в доме Онегина

б) в доме Ленского

в) в доме Лариных

2. Какой мирный помещик живет в пяти верстах от Красногорья, деревни Ленского?

а) Буянов

б) Зарецкий

в) Пустяков

3. Что нравилось Евгению Онегину в Зарецком?

а) «дух суждений, здравый толк»

б) доброта

в) «трибун трактирный»

4. Кто вручил Онегину записку от Ленского с вызовом на дуэль?
а) слуга Ленского

б) Зарецкий

в) слуга Онегина

5. Около какого строения планировалась дуэль?

а) возле мельницы

б) около леса

в) около речки

6. Каким был первый вопрос, заданный Ольгой Ленскому после именин Татьяны?

а) «Зачем вечор так рано уехали домой…»

б) «Зачем вечор так рано скрылись…»

в) «Зачем вечор так рано сбежали…»

7. Каким выглядел Ленский на свидании с Ольгой перед дуэлью?

а) был рассеян, то молчалив, то весел

б) был рассеянный

в) был весёлый

8. Какого немецкого поэта читал Ленский накануне дуэли?

а) Гёте

б) Шиллера

в) Томаса Манна

9. Стихи, на какую тему, читал Ленский накануне дуэли?

а) на тему любви

б) на тему природы

в) на тему дружбы

10. Кто был секундантами Онегина и Ленского?
а) слуга Гильо и Зарецкий

б) Зарецкий и Трике

в) Зарецкий и Гвоздин

11. Кто выстрелил первым?

а) Ленский

б) Зарецкий

в) Онегин

12. Чем закончилась дуэль Онегина и Ленского?

Читайте также:  Анализ поэмы "кавказский пленник"

а) смертью Ленского

б) смертью Онегина

в) Ленский и Онегин помирились

Источник: https://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-po-litieraturie-na-tiemu-analiz-6.html

План-конспект урока по литературе (9 класс) по теме: «Евгений Онегин» анализ 6 главы.Дуэль

Урок в 9 класс. Анализ главы 6. Дуэль.

Цели:

1) продолжение работы над романом, анализ 6 главы;

2) расширение общекультурного кругозора, совершенствование навыков самостоятельной работы с информацией, развитие монологической речи; 3) воспитание любви к классической литературе, интереса к проектной деятельности, формирование нравственных основ личности старшеклассника.

Проблемный вопрос: «Онегин — хладнокровный убийца Ленского или жертва обстоятельств?»

                                                Ход урока.

  1. Проверочная работа(7 минут)
  2. Беседа по 5 главе.

Каково календарное время романа? Найдите в начале пятой главы указание на точные даты. С какой целью это делает автор, как вы думаете?

Какие новые стороны характера Татьяны открываются нам в пятой главе? Что роднит её с крепостными? Как Пушкин обосновывает эпитет «русская душою»?

 Для чего, по-вашему, Пушкин передаёт так подробно  сновидение Твтьяны?(5 глава центральная, переломная, в сне предсказание  трагической судьбы героев)

Как рисует Пушкин состояние Татьяны на празднике? Какие образы, сюжеты сна сбудутся на именинах Татьяны?

Как мог чувствовать себя Онегин, попав на этот «пир огромный»? Чем вызвано его раздражение и недовольство? На кого обращается его гнев? Что он сделал?

Что испытывал Ленский, видя игру Онегина с Ольгой? Почему Ольга так себя ведёт? Чьи переживания волнуют автора и почему?

III.Слово учителя.

Эпиграф шестой главы подготавливает смерть Ленского.

 Эпиграф-эпитафия, открывающий шестую главу романа – «Там, где дни облачны и кратки, родится племя, которому умирать не больно»,

— В русской классической литературе дуэль часто становится средством характеристики героя. Вспомним повести «Выстрел» и «Капитанская дочка». Это не случайно. Дуэль была весьма характерным явлением в жизни русского дворянства.

В 1837 году на Черной речке прозвучал выстрел. На дуэли от пули Дантеса погиб А.С.Пушкин. Горячим откликом на эту трагедию стало стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта». Обличая убийц поэта, Лермонтов вспоминает о гибели пушкинского героя — Владимира Ленского, сраженного, как и Пушкин, «безжалостной рукой»:

И он убит — и взят могилой,

Как тот певец, неведомый, но милый,

Добыча ревности глухой,

Воспетый им с такою дивной силой,

Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

Мы видим, что даже современники Пушкина не были единодушны в оценке главного героя романа — Евгения Онегина.

Был ли в действительности герой безжалостным, эгоистичным, хладнокровным убийцей «неведомого, но милого певца»? На этот вопрос мы ответим сегодня на уроке, тема которого — «Онегин — хладнокровный убийца Ленского или жертва обстоятельств?»

Для того чтобы понять замысел автора, необходимо глубже разобраться в художественном мире романа, открыть еще одну страницу «энциклопедии русской жизни».

Дуэль — поединок, парный бой, происходящий по определенным правилам. Цель дуэли — восстановление чести, снятие с обиженного человека позорного пятна, нанесенного оскорблением. Само слово дуэль переводится с латинского как война.

Идеалом российского дворянства 18 — нач. 19 вв. было полное изгнание страха и установление чести как основы поведения дворянина. Конечно, храбрость можно было проявить и на войне, но война была не каждый день, и в повседневности храбрость проявляли на дуэли. Опасность столкновения лицом к лицу со смертью снимала с обиженного оскорбление.

Дуэль проходила по определенным правилам, расскажите о них.

Правила были неписаные, т.к. по закону дуэль была запрещена. Их хранили живые носители традиций, знатоки дуэли.

 «Ход дуэли»:

1.Столкновение.

2.Обсуждение предстоящей дуэли с секундантом.

3.Вызов (картель).

4.Переговоры секундантов.

Какова же была роль секундантов?

-Секунданты должны были приложить максимальные усилия к примирению противников.

-Что оскорбленный обычно обсуждал со своим секундантом?

Насколько значительное оскорбление было нанесено. При незначительном оскорблении нужно было продемонстрировать бесстрашие, готовность к бою.

Более серьезное оскорбление должно быть смыто кровью, дуэль заканчивалась после первого ранения, чьего, не имело значения.

Наконец оскорбленный мог оценить обиду как смертельную, в этом случае дуэль могла закончиться лишь смертью одного из ее участников.

-Каким образом определялась степень оскорбления?

Все определяли неписаные законы и общественное мнение. Человек, легко идущий на примирение, мог прослыть трусом, слишком кровожадный — бретером.

Прочитать сцены дуэли. Обратить внимание на  «Дуэльную лексику».

Дуэль — поединок, способ защиты личной чести — вооруженная борьба двух противников по вызову одного из них, в присутствии секундантов.

Картель — письмо с вызовом на дуэль.

Секундант — посредник, сопровождающий каждого из участников дуэли, ее свидетель.

Барьер — минимальное расстояние между противниками, к которому они сходятся.

-Каковы причины дуэли Ленского и Онегина?(5 глава)

На именинах Татьяны Онегин, увидев ее смятение, только озлобился: ведь слезы влюбленной девушки могли нарушить его спокойствие! Герой озабочен только своими чувствами. Перед нами холодный, эгоистичный человек.

Он ищет виновного:

… надулся он и, негодуя,

поклялся Ленского взбесить

 и уж порядком отомстить.

.Ведь именно Ленский пригласил его к Лариным. Взбесить Ленского особого труда не составило. Ольга кокетка, ветреный ребенок, охотно принимает знаки внимания.

Обиженный Ленский покидает дом Лариных, теперь только дуэль:

Пистолетов пара,

две пули — больше ничего –

вдруг разрешат судьбу его.

Кстати, современники Пушкина считали, что оснований для вызова у

Ленского не было.

Утром, увидев Ольгу, Владимир понял, что все еще любим! «Он счастлив, он почти здоров.»

Ольга не почувствовала душевного состояния своего возлюбленного, не увидела тоски и беспокойства в его глазах. Вот если бы о предстоящей дуэли узнала Татьяна…

Юноша понимает, что погорячился, но назад пути нет. Поэт-романтик старается убедить себя в том, что должен защитить Ольгу от коварного искусителя — Онегина.

Выразительное чтение  XVII (гл.6)

Заметив, что Владимир скрылся, Евгений вполне доволен мщением своим и вновь скучает. Наутро Зарецкий с запиской от поэта. Это был вызов, картель. Ответ Онегина лаконичен: «Всегда готов!»

 Но что происходит в душе героя! В душе Онегина смятение. Может быть, впервые в жизни он задумывается об ответственности за свои поступки, о чувствах окружающих.

Выразительное чтение  X (гл.6)

-Мог ли Онегин сделать шаг к примирению или отказаться от дуэли?

Нет, теперь уж поздно! Время улетело. Употребление глаголов совершенного вида подчеркивает, что события приобрели фатальный характер. Механизм был запущен. Дуэль, как мы уже слышали, представляла целостное театральное действие и разыгрывалась по определенному сценарию. Как всякий жесткий ритуал, она лишала участников индивидуальной воли.

-Какова роль Зарецкого в романе? Выразительное чтение XI (гл.6)

Не последнюю роль в дуэли сыграл Зарецкий, «в дуэлях классик и педант». Он вел дело с большими упущениями.

• НЕ предпринял попытки к примирению при передаче картеля.

• НЕ встретился со вторым секундантом накануне поединка.

• НЕ объявил Онегина неявившимся, хотя тот опоздал на 2 часа.

• НЕ отреагировал на то, что второй секундант — слуга Онегина.

• НЕ предпринял попытки к примирению противников перед началом дуэли.

Таким образом, мы видим, что Зарецкий заинтересован в максимально скандальном исходе дуэли.

Можно ли считать Зарецкого кровожадным?

Нет, для Зарецкого дуэль — это возможность развеять скуку, оказаться в центре сплетен и пересудов.

Итак, Зарецкий 32 шага отмерил с точностью отменной. Мы видим, что противники внешне хладнокровны (этого требовал ритуал). Каждый делает четыре, а потом пять шагов.

Таким образом, расстояние между ними примерно четырнадцать шагов. Онегин на ходу, не дойдя до барьера, поднимает пистолет. То же делает и Ленский. Именно в этот момент Онегин выстрелил.

Причем Пушкин не употребляет слово «целиться».

IV. Версия первая: Онегин — хладнокровный убийца, эгоист, жаждущий смерти Ленского. 

Вчерашние приятели избегают смотреть в глаза друг другу. Глаза бы выдали их собственные чувства. Ведь совсем недавно «меж ними все рождало споры и к размышлениям вело».

Выразительное чтение XXVIII (гл.6)

Версия вторая: гибель Ленского — трагическая случайность. Аргумент первый — опоздание. Онегин «постель покинул, когда солнце катилось высоко», и прибыл к месту дуэли с опозданием на два часа. Что это? Небрежность денди? Нет, скорее он не придавал дуэли серьезного значения и совершенно был лишен кровожадных намерений.

Евгений напрасно ожидал примирительных шагов со стороны Зарецкого. Показательно, что со словами: «Что ж начинать?» он обращается, вопреки всем правилам, прямо к Ленскому, демонстративно игнорируя опытного дуэлиста. Автор показывает, как Онегин, не уважая Зарецкого, в противоречии с самим собой действует по навязанному ему Зарецким сценарию.

Поведение Онегина определялось колебаниями между естественными человеческими чувствами к Ленскому и боязнью показаться смешным или трусливым, нарушив нормы поведения у барьера.

Выразительное чтение  XXX, XXXI (гл.6)

А я думаю, что Онегин мог выстрелить от волнения и случайно нажать на спусковой крючок. Такие случаи тоже были. Ведь под дулом пистолета противника, пред лицом смерти поведение человека становится непредсказуемым.

-С помощью каких средств художественной выразительности и с какими чувствами Пушкин пишет о смерти Ленского?

Пушкин с нескрываемым сожалением пишет о гибели Ленского. Для поэта — гуманиста нет ничего более страшного — погиб человек.

Выразительное чтение  XXXIII (гл.6)  

Реакция Онегина на смерть Ленского также очень показательна.  Видя поверженного приятеля, герой не владеет собой. Его невозмутимость и хладнокровие оборачиваются смертельным холодом ужаса перед происшедшим, перед собой.

V.Какая же из двух версий кажется вам наиболее вероятной? 

Мы считаем, что автор хотел показать Онегина «убийцей поневоле».

VI. ДЗ: 7 глава.

Татьяна в доме Онегина. Что дает для раскрытия образов Онегина и Татьяны этот эпизод (ХY-ХХY)?

Как передаёт Пушкин в 7-ой главе суетливый и стремительный темп жизни Москвы? Что же находит Татьяна в этом городе? Как она себя здесь чувствует? (Анализ строф XLVII- LIV.)

Глава №7.

  1. Как передаёт Пушкин в строфах I-ХIII 7-ой главы грустно- задумчивое настроение, чем оно вызвано?
  2. Перечитайте строфы ХY-ХХY ( Татьяна в доме Онегина. Что дает для раскрытия образов Онегина и Татьяны этот эпизод? Какое впечатление произвело на неё чтение книг?
  3. Воспроизведите, используя текст 7-ой главы, прощание Татьяны с деревней? Почему Пушкин задерживает наше внимание на этом эпизоде?
  4. Найдите в 7-ой главе строки, рисующие Въезд Лариных в Москву. Какое настроение охватывает поэта при воспоминании о картинах Москвы? Почему так неожиданно резко звучат  слова в элегическом описании?
  5. Какими предстают перед нами московские дворяне в изображении А.С.Пушкина? Сравните их с грибоедовскими персонажами.( строфы XLV- LV)
  6. Как передаёт Пушкин в 7-ой главе суетливый и стремительный темп жизни Москвы? Что же находит Татьяна в этом городе? Как она себя здесь чувствует? (Анализ строф XLVII- LIV.)

Глава №8.

  1. Проанализировать лирические отступления в начале 8-ой главы. О каких фактах биографии автора рассказано в начале восьмой главы? Какой предстаёт Муза поэта перед нами?
  2. Как показывает Пушкин отношение высшего света к вернувшемуся из путешествия Онегину? Почему свет настороженно его принимает? Какой совет дают представители света Онегину?  Почему поэт берёт его под защиту?
  3. Откуда приехал Онегин и что с ним произошло за время отсутствия? Что он видел в путешествии?
  4. Перечитайте новую встречу героев (Строфа ХIY- ХХYIII) Какое впечатление произвела на Онегина Татьяна? Как подготавливает Пушкин это впечатление? Чем она выделяется из светского общества?
  5. Что чувствует Онегин, увидев Татьяну?

Как передаёт Пушкин волнение Онегина при первой встрече, наедине с Татьяной, при ожидании нового свидания, после приглашения на вечер? 

  1. Что изменилось в Татьяне? Сохранились ли в ней прежние черты? Докажите текстом 8-ой главы.
  2. Сопоставьте, как рисует Пушкин чувства Татьяны, влюблённой в Онегина, и переживания Онегина, сейчас любящего Татьяну ( главы 3 и 8). Можно ли сравнить эти чувства по глубине и искренности. Почему Онегин, не полюбивший Татьяну в деревне, теперь охвачен такой всепоглощающей страстью?
  3. Перечитайте письмо Онегина. Каким предстаёт перед нами герой в этом послании?
  4. Перечитайте сцену объяснения Татьяны с Онегиным (8-ая глава). Какие чувства владеют героями? Возможно ли, было счастливое воссоединение Онегина и Татьяны?
  5. Как вы понимаете строфы ХLYIII-LI (прощание автора с героем и романом)?

Роль эпиграфа к пятой главе объясняется Ю. М. Лотманом в плане задания параллелизма образов Светланы Жуковского и Татьяны с целью выявления отличий их трактовки: «одного, ориентированного на романтическую фантастику, игру, другого – на бытовую и психологическую реальность».

В поэтической структуре «Евгения Онегина» сон Татьяны задает особый метафорический смысл для оценки внутреннего мира героини и самого повествования. Автор раздвигает пространство рассказа до мифопоэтической аллегории.

Цитирование Жуковского в начале пятой главы – «О, не знай сих страшных снов ты, моя Светлана!» – отчетливо вскрывает ассоциацию с творчеством предшественника, подготавливает драматическую фабулу.

 Поэтическая трактовка «чудного сна» – символический пейзаж, фольклорные эмблемы, открытая сентиментальность – предваряет трагическую неизбежность разрушения привычного для героини мира. Эпиграф-предостережение, осуществляя символическое иносказание, рисует и богатое духовное содержание образа.

В композиции романа, основанной на приемах контраста и параллелизма с зеркальными проекциями (письмо Татьяны – письмо Онегина; объяснение Татьяны – объяснение Онегина и т. д.), отсутствует противопоставление сну героини. «Бодрствующий» Онегин задан в плоскости реального социального существования, его натура освобождена от ассоциативно-поэтического контекста. И напротив, природа души Татьяны бесконечно многообразна и поэтична.

Эпиграф шестой главы подготавливает смерть Ленского.

 Эпиграф-эпитафия, открывающий шестую главу романа – «Там, где дни облачны и кратки, родится племя, которому умирать не больно», – привносит пафос «На жизнь мадонны Лауры» Петрарки в сюжет романтика Владимира Ленского, чуждого российской жизни, создавшего иной мир в душе, отличие которого от окружающих и подготавливает трагедию персонажа. Мотивы поэзии Петрарки необходимы автору, чтобы приобщить персонаж к разработанной западной культурой философской традиции приятия смерти, прерывающей краткосрочность жизненной миссии «певца любви». Но Ю. М. Лотман показал и еще один смысл этого эпиграфа. Пушкин не полностью взял цитату у Петрарки, а выпустил стих, говорящий, что причина отсутствия страха смерти – во врожденной воинственности племени. При таком пропуске эпиграф применим и к Онегину, равно рисковавшему на дуэли. Опустошенному Онегину, может быть, тоже «не больно умирать».

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/01/18/evgeniy-onegin-analiz-6-glavyduel

«Евгений Онегин», анализ романа Александра Пушкина

Первые строки романа в стихах «Евгений Онегин» легли на бумагу в мае 1823 года во время кишиневской ссылки. В основном произведение было окончено в сентябре 1830 года, но работу над текстом Пушкин не прекращал до своей трагической дуэли. Можно сказать, что это был труд всей его жизни, который Александр Сергеевич назвал «подвигом».

Читайте также:  История создания романа "евгений онегин" пушкиным

За семь лет несколько раз менялся замысел произведения, менялся и сам автор.

Если в первых главах чувствуется сильное влияние романтизма на творчество Пушкина, то в конце романа поэт предстает перед читателями реалистом.

В целом «Евгений Онегин» – картина русской жизни, где представлены Петербург, Москва и провинция, а также все сословия – от высшего света до крестьянства.

Роман «Евгений Онегин» в некотором роде является энциклопедией России первой четверти XIX века. Внимательно его читая, можно узнать меню ресторанов того периода, репертуары театров, народные обычаи, светские манеры, капризы моды и многое другое.

Сама форма произведения (роман в стихах) была новаторской. До этого русская литература не знала похожих образцов. Первоначально в «Евгении Онегине» было девять глав, но, по требованию цензуры, Пушкин убрал одну из них, опубликовав отдельные ее части под названием «Отрывки из путешествия Онегина».

Для своего произведения поэт разработал особую стихотворную строфу, которая получила название «онегинской». В ней четырнадцать строк, написанных четырехстопным ямбом: три четверостишия и заключительная пара.

Первое четверостишие имеет перекрестную рифмовку и задает тему, второе с парной рифмовкой эту тему развивает. В третьем четверостишии с опоясанной рифмой наступает кульминация фрагмента, которая получает завершение в итоговом двустишии.

Онегинской строфой написано все произведение, кроме песни девушек, писем Татьяны и Евгения.

Пушкин беседует с читателем непринужденно, сочетая повествование о судьбе героев с краткими или довольно пространными лирическими отступлениями. Автору с легкостью удается разговорный тон, в котором присутствуют все оттенки речи: шутки, размышления, признания, жалобы.

Поражает разнообразие рифм в романе:

  • традиционные: любовь – кровь;
  • глагольные: хранила – ходила;
  • составные: и я – меня;
  • с иностранными словами: дыша – entrechat;
  • и даже с инициалами: стекле – О. да Е.

Пушкин почти не прибегает к метафорам и гиперболам, применяя в основном эпитеты. И этого оказывается достаточно для создания неповторимых картин русской природы, описания балов, театральных представлений, деревенского быта и городской жизни.

В романе есть три главных героя: Онегин, Татьяна и Автор. Причем, образ Автора не следует ассоциировать с самим Пушкиным. В нем отразились многие черты поэта, но все же – это литературный персонаж. Перед читателем предстает образ человека мудрого, жизнелюбивого, чуть ироничного, доброго и обаятельного. Он выступает свидетелем описываемых событий, а иногда – их участником.

Поэт создал роман о своем современнике, типичном молодом дворянине. Портрет Онегина легко узнаваем.

Модные гостиные того времени были заполнены такими молодыми людьми: скучающими франтами с острым умом и холодным сердцем.

Получив воспитание и образование, пушкинский герой ведет светскую жизнь, заполненную бесконечными развлечениями и любовными романами, но пустую и однообразную.

Особенность Евгения в том, что такое бесцельное существование его не устраивает. «Томясь душевной пустотой» он отгораживается от света, пытается что-то изменить в своей жизни. Чтение, пробы пера, хозяйственные реформы в поместье показывают его стремление быть полезным. Но Онегин с детства не приучен к работе: «труд упорный ему был тошен». Поэтому он так и остался скучающим созерцателем.

Отвергнув ложные ценности светского общества, Евгений не нашел для себя ценности подлинные – любовь и дружбу. Столкнувшись с настоящими чувствами, он не может их распознать, не выдерживает испытания дружбой Ленского и любовью Татьяны.

Вступив в борьбу с общественным мнением, Онегин остается от него зависимым. Его недостойное поведение на именинах Татьяны – холодный расчет и тщеславие, а согласие на дуэль – следствие эгоизма и страха перед сплетнями.

Только убийство Ленского пробуждает в Онегине человеческие чувства, а любовь к Татьяне – завершает перерождение героя.

Романтическая восторженность и наивная вера в дружбу, а также благородство отличают Ленского от рационального скептика Онегина. Но у этих героев есть и нечто общее.

Пылкий идеалист Ленский, как и Евгений, получил европейское воспитание. Он тоже чувствует себя лишним в провинциальном обществе, бежит от него. Вовсе не случайно эти молодые люди сошлись.

Оба – незаурядные личности, поэтому им интересно друг с другом.

Самый любимый персонаж Пушкина – Татьяна Ларина. Она стала первой в русской литературе героиней с подчеркнуто национальным характером. Татьяна – «русская душою», воспитанная на народных традициях и обычаях, представляется автору «милым идеалом». Она любит природу, старинные сказки и предания, следует народным обрядам.

Эта простая провинциальная барышня, воспитанная на романах, наделена «сердцем пламенным и нежным», высокой нравственностью, чувством долга и сильной волей. Татьяна, как и Онегин, чувствует себя чужой в водовороте провинциальных мелких интриг и сплетен. Она «странная» и совсем не похожа на свою сестру – милую простушку Ольгу.

Как чистая и открытая девушка стала изысканной светской дамой, Пушкин не показывает. До последнего монолога «новая» Татьяна остается загадкой. Жаль, что ей так и не удается понять Онегина, поверить в его любовь. Фальшь и мелочность высшего света смогли отравить даже ее, заразить той болезнью, от которой мучительно избавлялся Евгений.

Пушкин стремится представить своих героев реальными персонажами. Для этого он использует несколько приемов: описывает известные места, упоминает знаменитых современников – Каверина, Истомину, Вяземского. Рассуждения на злободневные темы, прямое обращение к читателю создают атмосферу реальности, обостряют восприятие, заставляют сопереживать героям.

Простая любовная драма в изложении Пушкина превращается в философские размышления о судьбах поколений, о месте человека в жизни, об ответственности за близких людей. Открытый финал и многочисленные недосказанности в ходе повествования заставляют задуматься над образом мыслей и поступками героев, чтобы «превосходным образом воспитать в себе человека».

  • «Евгений Онегин», краткое содержание по главам романа Пушкина
  • Образ Татьяны в романе Пушкина «Евгений Онегин»
  • Образ Евгения Онегина в одноименном романе Пушкина
  • Образ Ленского в романе Пушкина «Евгений Онегин»
  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
  • «Медный всадник», анализ поэмы Пушкина
  • «Няне», анализ стихотворения Александра Пушкина
  • «19 октября», анализ стихотворения Александра Пушкина
  • «Пророк», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Зимнее утро», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Анчар», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Свободы сеятель пустынный», анализ стихотворения Пушкина

По произведению: «Евгений Онегин»

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

Источник: https://goldlit.ru/pushkin/768-evgenii-onegin-analiz

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Пушкинский роман в стихах воспринимается легко и естественно, как дыхание, но его «воздушная громада» (А. Ахматова) требует от нас вдумчивости, пытливости мыслей.
     При чтении первой главы Пушкин сам подсказывает вопрос, вокруг которого должно быть сосредоточено наше внимание: «Недуг, которого причину давно бы отыскать пора…»

В итоге чтения первой главы обнаруживается противоречие: при всех блистательных возможностях столичной жизни герой не увлечен ею.

И у нас возникает вопрос: Почему Онегин, «забав и роскоши дитя», «к жизни вовсе охладел»?      Вторая глава, посвященная портретным характеристикам героев и взаимоотношениям их со средой, рождает новый вопрос: почему Онегин чуждается соседей, но сближается с Ленским, хотя они похожи друг на друга, как лед и пламень?

     Третью главу принято считать завязкой конфликта. Но вряд ли Пушкин, с его художественной энергией, растянул бы экспозицию на две главы. Пушкин начал роман решительно. Завязка романа – противоречие в характере героя, странности его хандры при внешнем благополучии условии жизни. Вторая глава ведет к «перемене мест» — смене среды.

Однако в усадьбе герой скучает почти также, как в столице. Третья глава – лишь следующий шаг сюжета: герой сталкивается не с деревней, как раньше, но с внутренней природной стихией человеческого сердца – любовью. Вспыхнувшее в Татьяне чувство к Онегину и первый поступок её любви – письмо – и составляют центр главы.

Естественно спросить себя: почему любовь проснулась в Татьяне так неожиданно? И почему Татьяна решилась написать письмо Онегину?

     Четвертая глава открывает реакцию героя на любовь. Одинаково ли оценивают объяснение Онегина в саду Татьяна и автор романа? За чем Пушкин в этой главе рисует «святую жизнь» Онегина и «картину счастливой любви» Ольги и Ленского?      При чтении пятой главы нас вопросы о том, почему Татьяна смогла предугадать столкновение Онегина с Ленским, в чем сходство именин со сном Татьяны.      В сюжете романа пятая глава оказывается новым испытанием героя: что окажется сильнее – желание внутреннего покоя, основанное на сознании превосходства над другими, или сочувствия к чужой любви, снисходительность дружбы?      Шестая глава обнаруживает мнимость онегинского «чувства превосходства». Это развязка того поединка с обществом, который смутно наметился в хандре у Онегина и разрешился убийством юного поэта, друга. Онегин выжил лишь физически, нравственно он сломлен: предрассудки среды, им презираемым. Оказались сильнее его искренних желаний и затаенных чувств. Почему друзья стали врагами и сталкиваются поединке? Кто виноват в дуэли и ее трагическом исходе?      Седьмая глава нам представляется паузой, усиливающей колебания нас в оценке Онегина. Общий мотив главы, построенной на двух событиях (посещение Татьяны дома Онегиных и её приезд в Москву), подчеркивает отсутствие героя: «его здесь нет». Это усиливает загадочность, неопределенность фигуры главного героя. Потерпевший нравственную катастрофу, он как будто должен быть безоговорочно осужден нами. Сомнение, одолевающие Татьяну («Уж не пародия ли он?»), повергающие ее в равнодушное оцепенение, казалось бы, еще более способствует осуждению Онегина. Но Пушкин, верный художественной объективности, восьмой главой опровергает поспешные наши заключения, обнаруживает неверность его «прогноза». Гуманизм Пушкина не позволяет торопливо осудить героя, который в финале романа окажется свободным на искреннее чувство, глубокое сострадание.      После чтения седьмой главы зададимся вопросом: Изменили ли смерть Ленского, отъезд Онегина, неоднократные посещения его дома, переезд в Москву отношение Татьяны к герою?

     Восьмая глава обнаруживает в Онегине возможности, которые за ним прежде не было. Это взлет героя, в котором открылась самозабвенная, непосредственная и поэтическое чувство. Но оно привело его тем не менее к трагическому тупику.

«Уход в любовь», как холодное призрение к обществу, помысли Пушкина, не может быть спасительным. В этом развязка внутренней мысли романа. Но все-таки приходится решать вопросы: Любит ли Онегин Татьяну, и от чего она отвергает его.

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/sochineniya-po-proizvedeniyam/pushkin-a-s/evgenij-onegin/4487-analiz-evgeniya-onegina-a-s-pushkin

Анализ Евгения Онегина

В данной статье мы сделаем краткий анализ «Евгения Онегина», но больше не самого главного героя поэмы Онегина, а непосредственно поэмы Александра Пушкина «Евгений Онегин». Кроме того обсудим главных героев «Евгения Онегина» и всех действующих лиц.

Краткий анализ «Евгения Онегина»

Роман «Евгений Онегин» — это произведение, которое является одним из самых главных и важных в творчестве Александра Пушкина, причем таковым его считал даже сам Пушкин и называл «подвигом» наравне с пьесой «Борис Годунов».

Можно смело утверждать, что «Евгений Онегин» оказал мощное влияние на всю русскую литературу.

Пушкин работал над поэмой «Евгений Онегин» около восьми лет, и это гигантский срок, учитывая талант писателя и его возможности — Пушкин мог за один день создать шедевр, а здесь он трудился целых восемь лет.

К тому же, говоря об анализе «Евгения Онегина», надо отметить, что эти годы, а именно конец 1820-х, считаются годами, где особенно глубоко проявилась творческая зрелость Пушкина. Наконец в 1831 году Пушкин закончил работу над романом, и в 1833 году «Евгений Онегин» был опубликован.

Сюжетная линия романа «Евгений Онегин» хороша известна, центральный сюжет заключается в любовной интриге, а главной идеей во время анализа «Евгения Онегина» ярко становится видна идея о том, что счастливыми могут стать только те, кото мало думают, мало размышляют, мало знают, и которые не стремятся к высоким духовным идеалам. И наоборот, те, у кого тонкая душевная натура, будут страдать.

Главные герои «Евгения Онегина»

Главными героями романа «Евгений Онегин» являются Евгений Онегин, Татьяна Ларина, Владимир Ленский и Ольга Ларина. Эти персонажи представляют две любовные пары, которые так и не становятся счастливыми.

Главный герой романа «Евгения Онегина» — это, конечно, сам персонаж Онегин, но то, что роман и главный герой одинаково названы, показывает задумку Пушкина подчеркнуть важность главного героя, значимость в романе именно этого персонажа.

Действительно, составляя анализ Евгения Онегина, сразу видно, что образом главного героя «Евгения Онегина» Пушкин хотел показать образ героя того времени.

Пушкин считал, что молодое поколение XIX века отличалось равнодушием к жизни, ее наслаждениям, и дал этому состоянию молодежи даже такую формулировку, как «преждевременная старость души».

Еще один главный герой «Евгения Онегина» — Ларина Татьяна. Пушкин создал ее, как «милый идеал», и в ее характере нашли отражение представления Пушкина о русской женщине, о русской душе.

Владимир Ленский также представляется главным героем «Евгения Онегина». Он выступил представителем русского дворянства, однако Ленский совсем не похож на Онегина и остальных — он юный мечтательный романтик.

Все герои романа «Евгений Онегин»

Упомянем и о других действующих лицах романа, помимо главных героев «Евгения Онегина»:

  • Евгений Онегин
  • Владимир Ленский
  • Татьяна Ларина
  • Ольга Ларина
  • Няня Татьяны
  • Зарецкий (секундант)
  • Муж Татьяны Лариной (его имя Пушкин не указывает)
  • Автор (сам Александр Сергеевич Пушкин)

В заключении можно сказать, что роман «Евгений Онегин» — это энциклопедия жизни русского человека с тонкостями характеров героев, с полным раскрытием образов и с удивительной исторической точностью. Если вы еще не прочитали полностью роман «Евгений Онегин», настоятельно рекомендуем вам сделать это.

Мы представили краткий анализ романа «Евгений Онегин», а также главных героев. Тем, кто уже читал полностью роман и хочет вспомнить основные события, предлагаем прочесть краткое содержание романа «Евгений Онегин».

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-evgeniya-onegina

Анализ романа «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина

Роман «Евгений Онегин» является ключевым произведением в контексте литературы и культуры. Соединение нескольких направлений, необычная форма изложения и наличие автора в качестве персонажа произведения делает роман необычным и привлекательным.

Жанр произведения

Александр Сергеевич Пушкин сам дал определение жанра своего произведения. По его мнению, это роман в стихах, привязанный к лиро-эпосу.

В то время как вопросов к определению «Онегина» как романа не возникало – несколько сюжетных линий, продолжительность действия, определенное количество героев, то вопрос о лиро-эпической принадлежности вызывал сомнения. Развеял их сам Пушкин.

Свою позицию на этот счет он объяснил так: в романе лирическое начало занимают размышления автора и разнообразные лирические отступления, а эпическое представлено развитием событий, связанных с любовной линией героев.

Потребность в выборе формы произведения, по мнению исследователей, также закономерна и предсказуема.

Пушкин сам неоднократно упоминал о том, что в его время русская проза была фактически неразвита, так как русский язык у аристократов, как, впрочем, и у писателей, в большинстве случаев был не востребован, поэтому вопрос о развитии языка и обретении им специфических форм и оборотов, позволяющих широко осветить мысль, был абсурдным. В противовес этому, стихотворная форма была популярна и обрела определенную лингвистическую базу.

Читайте также:  "они сошлись. волна и камень, стихи и проза, лед и пламень..." - стихи пушкина

Структура «Евгения Онегина»

Роман Пушкина состоит из 10 глав. Однако в самом романе невозможно отыскать все 10 глав. На это есть вполне объективные причины.

Первые семь глав не вызывают особых трудностей и недоразумений – предположительно они все соответствуют первоначальному замыслу автора (этот постулат не может быть абсолютной уверенностью, так как некоторые части, как, например, 6-я глава не дошли до нас в виде рукописи).

Восьмая же глава «Евгения Онегина» должна была повествовать о путешествии главного герое после дуэли с Ленским, и описывать Одесу и окрестные населенные пункты.

Некоторые фрагменты этой главы были опубликованы в «Московском вестнике», однако позже Пушкин отказался от ее размещения в романе. Место 8-ой главы заняла 9-я, которая по замыслу Пушкина должна была стать последней главой. В этой главе идет речь о встрече Онегина и Татьяны после поездки Евгения.

Спустя некоторое время, после публикации романа Пушкин решил написать продолжение. До нас дошли фрагменты 10-ой главы. Незаконченность главы и зашифровка ее текста значительно затруднили заботу исследователей творчества Пушкина.

По мнению литературоведов, в 10 главе Пушкин планировал рассказать о поездке Онегина после встречи с Татьяной в Москве и его смерти.

Эта глава должна была поставить окончательную точку в его романе, но осуществить свой замысел Пушкин не успел.

Герои романа

Как и любой другой роман, произведение Пушкина имеет широкую систему образов, которые можно распределить на две категории – главные и второстепенные.

Главные герои романа

Главными героями романа Пушкина «Евгений Онегин» являются всего два персонажа – Евгений Онегин и Татьяна Ларина.

Евгений Онегин

Евгений Онегин – молодой аристократ по происхождению (на момент повествования, ему около 26 лет). Он не состоит на какой-либо службе. Онегин все свое время посвящает светской жизни. Последнее время такой образ жизни вызывает у него отвращение, но по привычке Онегин все также следует привычному ритму жизни.

Татьяна Ларина

Татьяна Ларина – аристократка по происхождению, это девушка, которая заметно выделяется в обществе и внешностью (ее красота отлична от канонов аристократического общества), и любимыми занятиями (Ларина не занимается рукоделием, не умеет жеманничать). Татьяна мечтает стать героиней любовного романа, но ее мечты грубо разбиваются о невзаимность и порядки общества.

Второстепенные герои романа

К второстепенным героям романа относятся Ольга Ларина, Владимир Ленский, Полина Ларина, Фильпьевна, Зарецкий, княжна Алина, князь N.

Ольга Ларина

Ольга Ларина приходится главной героине романа родной сестрой. Однако она совсем не похожа на свою старшую сестру – Ольга классический пример аристократки того времени. Девушка обладает внешними данными, которые являются эталоном и примером для подражания, она обожает светскую жизнь, да и в целом это ветреная особа, жеманная кокетка.

Владимир Ленский

Владимир Ленский – сосед Онегина и Лариных. Молодой человек влюблен в Ольгу и собирается жениться на девушке. Он вспыльчив и очень ревнив. Владимир не умеет сдерживать свои эмоции, а также здраво мыслить в моменты эмоционального напряжения.

Полина Ларина

Полина Ларина – мать Татьяны и Ольги. Женщину принудительно выдали замуж за Дмитрия Ларина. Со временем она смогла полюбить своего мужа и прожить счастливо с ним в браке.

Филипьевна

Филипьевна – няня Татьяны Лариной. Это милая и добрая старушка, которая знает множество необычных и таинственных историй.
Зарецкий

Зарецкий приходится Владимиру Ленскому другом и соседом. Он присутствует на дуэли Владимира и Евгения, а затем увозит тело умершего Ленского в родовое имение.

Княжна Алина

Княжна Алина – сестра Полины Лариной. Женщина не смогла в своей время выйти замуж и осталась старой девой. Она приютила у себя Татьяну и Полину Лариных, во время ярмарки невест.

Князь N

Муж Татьяны Лариной. Военный генерал. Судя по всему вполне добродетельный человек.

Сюжет

Евгений Онегин – сирота, его отец в наследство сыну оставил только кучу долгов, поэтому кредиторы охотно требовали возвращения денег с сына. Проблему Онегина решает болезнь и возможность преждевременной кончины дяди – как единственный наследник, Онегин получает в наследство имение дяди.

Это позволило расплатиться с кредиторами и остаться с имением. Онегин не состоит на службе – вся его жизнь посвящена светской жизни.

Что правда Евгений не получает удовольствие от этого – балы, театры, женщины – это все вызывает у него отвращение, поэтому Онегин полагает большие надежды на переезд в деревню – он думает, что сможет здесь отдохнуть от этого всего и найти умиротворение.

В деревне Евгений знакомится со своими соседями – Владимиром Ленским и сестрами Лариными. Несмотря на то, что Владимир и Евгений совершенно разные и в плане темперамента и в плане взглядов на жизнь, люди, они все же находят способ заинтересовать друг друга во время общения.

Между молодыми людьми завязывается дружба. Владимир Ленский давно влюблен в младшую Ларину – Ольгу. Молодой человек давно пленен девушкой и даже сделал ей предложение. Онегин крайне удивлен таким поступком Ленского – ему кажется немыслимым, что такой интересный и умный человек в жены выбрал Ольгу, в то время как ее сестра Татьяна намного интереснее как личность.

Однако разубедить в такой сомнительной позиции по поводу выбора жены Онегин Ленского не пытается. Евгений воспринимает происходящее как факт, не вмешиваясь в процесс. В это время Татьяна Ларина влюбляется в Евгения.

Девушка пишет Онегину письмо, в котором рассказывает о своих чувствах – Евгений сохраняет факт написания этого письма в тайне, но взаимностью девушке не отвечает.

На именинах Татьяны, куда Онегин попал по прихоти Ленского, Евгений решает наказать Владимира за то, что он притащил его к Лариным – он кокетничает с Ольгой, что возмущает Владимира. Ленский вызывает Онегина на дуэль. На дуэли Владимир погибает, а Онегин, после этого события уезжает в путешествие.

Вернувшись в Москву, Онегин наносит визит своему родственнику и узнает, что Татьяна стала его женой. Евгений осознает, что влюблен в Татьяну, но теперь их отношения невозможны – женщина хоть и не любит мужа, но изменять ему не будет.

Роман заканчивается сценой объяснений в чувствах Онегина и Лариной – Евгений слишком поздно осознал, что любит Татьяну и это спровоцировало трагедию в их жизни.

Композиция

Анализ композиции романа Пушкина «Евгений Онегин» осложняется наличием двух сюжетных линий. В связи с этим происходит смещение некоторых композиционных элементов.
Первая глава романа является экспозицией и для первой линии, и для второй. Здесь мы знакомимся с главным героем и его привычками.

Вторая глава является завязкой для первой сюжетной линии – «Онегин-Ленский». В этой главе Евгений впервые видит Ленского, между молодыми людьми складываются дружеские взаимоотношения.
Третья глава является завязкой для второй сюжетной линии – «Онегин- Ларина». Евгений впервые попадает в дом Лариных и знакомится с Татьяной и ее семьей.

Четвертая и пятая главы закономерно представлены в качестве развития действия – череда событий обрисовывает общую ситуацию вокруг личности главного героя, обличает его сущность.

Шестая глава является кульминацией и в то же время развязкой для сюжетной линии «Онегин-Ленский»: в этой главе происходит ссора Владимира с Евгением, дуэль и, как ее результат, смерть Владимира.

Седьмая глава в сюжетной линии «Онегин-Ларина» является продолжением развития действия – после отъезда Онегина, Татьяна открывает новые, до тех пор неведомые ей качества Онегина.

Восьмая глава – кульминация и развязка в рамках сюжетной линии «Онегина-Ларина».

Темы

Тема лишнего человека

В рамках литературы Евгений Онегин является классическим примером лишнего человека – это личность в искусстве, которая «опережает» свое время.

Именно поэтому и жизненная позиция Онегина и его уныние, и разочарование не понятны всем окружающим.

Высшее общество воссоздало ошибочную позицию по поводу смысла жизни у сути аристократов – фактически, можно сказать, что именно это и спровоцировано апатию Онегина.

Тема любви

Тема любви, по сути, является второй по значимости в романе. Любовь в жизни людей является одним из самым сильных чувств, поэтому не удивительно, что Пушкин также уделяет этой теме много внимания. В «Евгении Онегине» эта тема имеет воплощение в двух ипостасях – Онегин и Татьяна и Владимир и Ольга.

И в первой, и во второй паре присутствует элемент истиной, бескорыстной любви. В случае в Онегиным и Татьяной ее представляет Татьяна, которая любит Евгения, несмотря на все его негативные качества. В случае Ленский – Ольга таким человеком является Владимир.

Тема дружбы и преданности

Эта тема, подобно теме любви освещается двояко: Владимир Ленский искренне верит в дружбу и преданность. Евгений Онегин, напротив, считает, что истинная дружба, как и истинная любовь – сущая выдумка. Евгений эгоистично занят своими чувствами и мыслями, ему нет дела до чувств других людей.

Он не ценит людей и не испытывает привязанности к ним – Онегин с легкостью «прощается» с людьми. Ольга Ларина в этой позиции является схожем с Евгением персонажем – девушка, которая с трепетом ждала своей свадьбы с Ленским, легко забывает возлюбленного и выходит замуж за другого человека.

Тема воспитания и способа жизни

Пушкин на страницах романа обличает традиционные принципы воспитания и их результаты. Основные положения в жизни аристократов, типичное поведение людей этой категории. Автор размышляет о необходимости некоторых принятых в обществе позиций и их абсурдности.

Проблемы

Влияние общества на личность

Пушкин утверждает, что в жизни человека действуют определенные стереотипы и правила.

Очень часто люди в своих действиях руководствуются именно ими, так как боятся осуждения, или же бездумно живут по принципу «так принято». Очень часто при этом человек чувствует себя некомфортно, он понимает, что эта система не позволяет ему обрести счастье, но отступить от стереотипов не решается.

Проблема счастья

Каждый человек стремиться к счастью. Раскрывая эту проблему в романе, Пушкин наталкивает читателя на мысль, что проблема счастья заключает в себе много составляющих – этического, политического, религиозного характера и прочее. Только в том случае, если человек испытывает гармонию во всех ипостасях, он сможет обрести истинное счастье.

Суть жизни

Этот вопрос является философским, как в общесоциальном плане, так и в романе Пушкина. На примере жизненного пути Онегина Пушкин пытается разобраться, что делает нашу жизнь бесполезной. Есть ли в мире такие занятия и дела, которые бы не просто развлекали нас, а были бы полезными и целесообразными.

Байроническое уныние

Эта проблема очень тесно связана с предыдущей. Очень часто в жизни мы испытываем неудовлетворенность, как кажется на ровном месте (Онегин богат, знатен, красив – у него есть все, чтобы быть счастливым, но в результате он глубоко несчастен). Каковы причины такой неудовлетворенности и возможно ли от нее избавиться – вот что занимает Пушкина.

Личность и эгоизм

В то время как общество стремиться воспитать людей индивидуалистов, оно тут же воспитывает эгоистов, которые равнодушны к жизни и к чувствам других людей. Они готовы пожертвовать всем, из-за сущего пустяка или скуки, при этом эти жертвы не носят обоснованный характер – их можно было с легкостью избежать.

Идея романа

Идеей «Евгения Онегина» является описание современного Пушкину способа жизни аристократии в контексте предреволюционного времени. Исходя из этой позиции, роман обретает важное историческое и социальное значение.

Выделяющаяся из толпы Татьяна Ларина, вынуждена была смириться с порядками и скрыть свою истинную суть. Александр Сергеевич в романе показывает, что общество пытается положить на прокрустово ложе всех, кто хоть как-то выделяется из общей массы. В результате социум теряет необычные личности, которые бы могли активно развивать окружающую среду и систему взаимоотношений.

Направление в литературе

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» необычен не только своей формой и проблемами, но и своей направленностью в литературе. Именно это произведение олицетворяет переход от романтизма к реализму. Логично, что такой переход осуществлялся плавно, а значит, в произведении Пушкина возможно отыскать как черты романтизма, так и черты реализма.

Первые главы романа ярко обозначены романтизмом – это отображается в описании образа Татьяны, ее манере изложения информации и образах, используемых в письме к Евгению.

Да и сам образ Евгения в первой половине романа сугубо романтичный и сродный с байроническими образами Чайльд Гарольда и Дон Жуана. Затем Пушкин начинает использовать реалистическую манеру написания.

Вряд ли автор специально планировал такой переход, вполне вероятно, что это осуществилось исторически – роман писался почти 7 с половиной лет, поэтому переход от романтизма к реализму был обусловлен реальными историческими событиями и новыми позициями в обществе.

В последних главах Пушкин добавляет прагматики, которая бы была вполне закономерна для реализма, но на фоне романтического начала выглядит трагично и брутально.

Влияние на дальнейшее развитие литературы

Роман Пушкина, как, впрочем, и все его произведения, имели существенное влияние на развитие литературы. Фактически этот роман, несмотря на то, что он был написан в стихах, стал катализатором для развития прозы. Однако на этом парадоксы не закончились – чем больше стало выходить романов в прозе, чем меньшее значение придавали современники значение работе Пушкина.

Пушкин проявил новаторство в создании образов главных героев. Евгений Онегин стал первым образом «лишнего человека» – персонажа, который имел существенное отличие от классического байронического персонажа, но был также наделен чувством неудовлетворенности миром.

Образ Татьяны Лариной по своей сути является также новаторским – впервые в литературе читателю был предоставлен женский образ, наделенный «мужскими» чертами характера наряду с традиционно женскими.

Таким образом, Александру Сергеевичу Пушкину удалось создать неповторимый и уникальный роман.

Описанные события в нем заставили задуматься об истинности человеческой жизни и спровоцировали появление нового вида людей, готовых изменять окружающую среду в сторону лояльности и гуманности.

В области литературоведения и искусства это произведение также имело существенное влияние – оно стало толчком для развития нетипичных образов.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-pushkin/evgenij-onegin-analiz-romana.html

Ссылка на основную публикацию