Анализ поэмы а.с. пушкина «цыганы»

«Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина

Летом 1821 года во время кишиневской ссылки Пушкин несколько недель странствовал с табором цыган.

Под впечатлением от тех дней он начал писать поэму «Цыганы», которую завершил в конце 1824 года в Михайловском.

Впервые отрывки из поэмы были опубликованы в альманахе «Полярная звезда», затем в «Северных цветах». Ознакомиться с полным текстом «Цыган» читатели смогли только в 1827 году, когда произведение вышло отдельным изданием.

«Цыганы» завершают цикл «южных» поэм Пушкина. Это практически последнее произведение поэта, написанное в романтическом стиле. В нем отразился творческий кризис автора, глубинные изменения его мировоззрения. Основная тема поэмы – развенчание романтического героя. Но поэт не нашел, чем можно заменить привычные идеалы, потому так мрачен финал произведения.

Мотив бегства от цивилизации к свободным дикарям был в то время довольно популярен. В «Цыганах» Пушкин показал, насколько подобная идея фальшива и утопична.

Герой поэмы Алеко – изгнанник, преследуемый законом. Но юноша не только хочет избежать ответственности за совершенное преступление. Алеко разочаровался в цивилизации, возненавидел городскую жизнь.

Среди цыган он ищет свободу и искренность чувств.

Такая завязка сюжета типична для романтического произведения. Автор ничего не сообщает о прошлом Алеко, о преступлении, которое он совершил. Читатель может лишь догадываться об этом по отдельным моментам.

Ясно, что Алеко – человек образованный, поскольку осведомлен о судьбе Овидия. Наверняка он хорошо знает городскую жизнь, о которой отзывается следующим образом: «Толпы безумное гоненье или блистательный позор».

Алеко легко принимает примитивный быт цыган, быстро вписывается в их кочевую жизнь. «Изодранные шатры», «убогий ужин», лохмотья одежд и необходимость ходить по селам с ручным медведем, чтобы заработать на хлеб, его не пугают. Любовь прекрасной Земфиры и желанная свобода должны сделать Алеко полностью счастливым. Но этого не произошло.

Героем владеет «тайная грусть», причину которой даже сам Алеко не понимает. Это тоска по привычной жизни, комфорту, общению с образованными людьми. На самом деле Алеко так и не стал частью цыганской вольницы, потому что не понял и не принял суть этой воли – свободу чувств и поступков.

Героини поэмы Земфира и Мариула не имеют никаких нравственных обязательств перед мужчинами и детьми. Они слепо следуют своим желаниям, повинуются страстям. Пушкин намеренно создал образ матери Земфиры, которая оставила дочь ради новой любви. В цивилизованном обществе этот поступок вызвал бы всеобщее порицание, но Земфира не осуждает мать. Она поступает так же.

Цыгане не считают измену грехом, потому что никто не в силах удержать любовь. Для старика поступок дочери обычен. Но для Алеко – это покушение на его права, которое не может остаться безнаказанным. Убийство Земфиры и ее возлюбленного ясно показывает, что в душе герой поэмы так и не стал цыганом. «Я не таков», – признает Алеко.

Старик называет юношу гордым человеком, злым и смелым в противовес мирным и «робким душою» соплеменникам. Он ясно определяет причину поступка Алеко – эгоизм. «Ты для себя лишь хочешь воли», – обвиняет убийцу отец Земфиры. Считая себя свободным, Алеко не желает видеть свободными других.

Впервые Пушкин изобразил изгнание романтического героя не только из цивилизованного общества, но также из мира свободы. Алеко совершает преступление не против предрассудков и традиций, а против общечеловеческих ценностей. Его ревность и жестокость не вызывают сочувствия читателей. Герой оказывается эгоистом и убийцей.

Одновременно поэт разрушает романтический ореол цыганской воли. Красочно описанные подробности быта показывают нищету и невежество дикого народа, а свобода любви и действий не приносит им счастья. Такой поворот сюжета и оценка поступков героев позволили критикам назвать поэму «нетипичной».

Композиционно произведение построено вокруг цыганской песни Земфиры, которая не случайно занимает центральное место, так как является кульминацией конфликта. Поэма состоит из одиннадцати частей. Девять из них написаны четырехстопным ямбом, а песнь Земфиры – двустопным анапестом. Еще одна песня «Птичка божия не знает…» написана четырехстопным хореем.

Кроме двух песен, в поэме есть еще два рассказа старого цыгана: о сосланном поэте и о неверной жене Мариуле. Они служат развитию сюжета и хорошо раскрывают характеры героев. Части произведения имеют совершенно разную форму. Здесь есть повествование от лица автора, описания природы и быта цыган, диалоги. Все части мастерски соединены в одно целое и последовательно реализуют замысел поэта.

«Цыганы» не имели большого успеха в России, хотя некоторые фразы поэмы стали крылатыми. Произведение было восторженно принято европейской публикой. Именно «Цыганы» вдохновили Мериме написать «Кармен», а Рахманинова – свою первую оперу «Алеко». Песню «Птичка божия не знает…» переложили на музыку 32 композитора. Она вошла во многие детские книги и хрестоматии.

  • «Цыганы», краткое содержание по главам поэмы Пушкина
  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
  • «Евгений Онегин», краткое содержание по главам романа Пушкина
  • «Медный всадник», анализ поэмы Пушкина
  • «Няне», анализ стихотворения Александра Пушкина
  • «19 октября», анализ стихотворения Александра Пушкина
  • «Пророк», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Зимнее утро», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Анчар», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Свободы сеятель пустынный», анализ стихотворения Пушкина
  • «К морю», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Мадонна», анализ стихотворения Пушкина

По произведению: «Цыганы»

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

Источник: https://goldlit.ru/pushkin/793-tsigany-analiz

Анализ поэмы «Цыганы» Пушкина: суть, смысл, идея

Алеко, Земфира и ее отец.Художник Н. Альтман

Поэма «Цыганы» была написана Пушкиным в 1824 г., а впервые опубликована в 1827 г.В этой статье представлен анализ поэмы «Цыганы» Пушкина: суть, смысл, идея произведения.

Смотрите: 
Все материалы по поэме «Цыганы»Все материалы по творчеству Пушкина
(из статьи С. М.

 Бонди «Рождение реализма в творчестве Пушкина», 1978 г.)
…Сама по себе свобода не обеспечивает счастия — вот что хочет сказать Пушкин в поэме «Цыганы»…

Идейный смысл «Цыган», как документа мировоззренческого кризиса Пушкина, раскрывается не только в образе Алеко.

Не менее важен с этой точки зрения и образ свободного цыганского общества и его представителей — старого цыгана и Земфиры.<\p>

Считается, что осуждаемому Пушкиным эгоисту-насильнику Алеко он противопоставляет как воплощение своего собственного идеала свободной жизни в обществе цыганский табор и его представителя — старого цыгана, а как воплощение своего идеала свободной любви — Земфиру.

К этому нередко присоединяется мысль о том, что, рисуя свободное цыганское общество, Пушкин дает (хотя и несколько идеализированное) изображение народа… Эта идея вызывает самые решительные возражения.<\p>

…Пушкин все время подчеркивает в поэме, что его цыганы свободны, вольны и не трудятся.

Какой неправдоподобной в устах Пушкина клеветой на народ (то есть крестьян) было бы отождествление с ним ленивых и вольных цыган! Пушкин в своей поэме давал не «изображение народа», а нарочитое противопоставление ему, искусственно созданное поэтом свободное общество, живущее без труда и общественного порядка («Мы дики, нет у нас законов»).

Пушкинские цыгане вольны, дики, то есть свободны от «оков просвещенья», они ленивы, не трудятся. Но не только. Пушкин рисует их трусливыми, робкими. Когда утром цыгане узнали, что пришедший в их табор чужой человек убил двух юных их товарищей — красавицу Земфиру и красавца молодого цыгана, — они почти никак не реагируют на это страшное преступление: они только встревожились и оробели.

Робость — характерная черта пушкинских цыган. Эту характеристику их Пушкин повторяет еще раз устами старого цыгана, прямо противопоставляющего робких и добрых цыган смелому, гордому и злому Алеко. У пушкинских цыган нет законов, поэтому они не организуют суда над Алеко. Но если они «дики», им было бы естественно просто, без суда расправиться с ним.

Однако они не только не убивают Алеко, они пальцем не касаются его, они даже не бранят, не упрекают его… И это вовсе не по каким-нибудь высоким принципиальным соображениям (у Пушкина нет и намека на это!), а просто потому, что они «робки и добры душою». Им до такой степени чуждо насилие, что они даже не изгоняют Алеко из своей среды, а просто сами уходят от него.

Дважды повторяющиеся слова старого цыгана — «Оставь нас, гордый человек» и «оставь же нас» — обозначают, очевидно, не требование к Алеко уйти из табора, а просьбу не следовать за ними, когда они уйдут от него… Пушкинские цыгане — это анархическая община непротивленческого характера.

Пушкин обнаружил удивительную глубину, ясность и проницательность мысли, когда именно такими чертами рисует общество, где царит полная, ничем не ограниченная свобода для действия его членов.

Люди, ставящие выше всего личную свободу, могут объединяться в группу, в коллектив только при тех условиях, которые показывает Пушкин в своей поэме: во-первых, если требования личности у них очень невелики, примитивны, и, во-вторых, если чье-нибудь посягательство на их свободу, на их счастье, даже на их жизнь не встречает активного сопротивления с их стороны, если их свобода, вольность — «смиренная вольность», если они робки и добры душою… Верно подчеркнуто Пушкиным и отсутствие трудовой деятельности у его безгранично свободных цыган. Как только их общество стало бы трудовым обществом (а труд при этом неминуемо стал бы коллективным трудом) — сейчас же возникли бы общественные связи между членами коллектива, возникли бы те или иные обязанности каждого члена, непременно была бы ограничена идеальная свобода действий каждого, и сочиненная поэтом анархическая община превратилась бы в реальное общество, подчиненное неумолимым законам социальной жизни. Таким образом, Пушкин в своих «Цыганах» показал, как выглядела бы в действительности та идеальная среда, где царит полная, неограниченная свобода для каждого и куда так жадно стремился его романтический герой, покидая «неволю душных городов». Неужели же эта среда, эта «толстовская» непротивленческая, анархическая община была для Пушкина в 1824 году положительным идеалом общественности? Неужели же Пушкин, осудивший злого и смелого Алеко как эгоиста, собственника и насильника, противопоставлял ему как положительный идеал добродушных и робких непротивленцев — цыган? Надо сказать, что никому из современников, первых читателей «Цыган», не приходила в голову эта мысль. Никто из них не понимал идею (или «цель», по тогдашней терминологии) поэмы в том смысле, что в ней, развенчав романтического героя — эгоиста и «неволю душных городов», Пушкин создает апофеоз «цыганской» свободы. Правда, современные читатели-романтики вообще неправильно понимали идею поэмы, видя в ней обычное (то есть возвышающее, идеализирующее) изображение традиционного романтического изгнанника. …Положение… о том, что для Пушкина эта цыганская община является общественным идеалом, который он противопоставляет индивидуализму Алеко — прочно вошло в наше литературоведение, хотя нет никаких оснований ни в самой поэме, ни в других высказываниях Пушкина считать, что он когда-нибудь мог видеть в ничем общественно не организованной, лишенной законов, трудовой деятельности общине ленивых, робких и добрых цыган — идеал общественного устройства! Мысль Пушкина, как уже сказано, совершенно иная. Он показывает, что в реальной действительности, а не в романтической мечте должна была бы представлять собой эта «свобода» в ее полном осуществлении. …Пушкин показал в своей поэме, что не только любимый его романтический герой не способен к истинной свободе, что он «для себя лишь хочет воли», но что и эта «свобода» (в ее романтическом понимании) ничего привлекательного в себе не заключает: она осуществима только в среде добрых, робких, ленивых, бездельных и примитивных по своим потребностям людей, да и им она вовсе не гарантирует счастья. Глубоко пессимистический вывод из этой поэтически доказанной «теоремы» Пушкин дает в заключительных стихах эпилога: …Главная тогдашняя мысль Пушкина о том, что нет никакого выхода из трагических противоречий жизни, что бегство романтического героя от городской жизни в природу, к простым, свободным племенам бесполезно; и там то же самое! …Конец эпилога, задуманный Пушкиным как подведение идейного итога всей поэме, точно соответствует ее содержанию.

Другая распространенная ошибка в понимании поэмы касается образа Земфиры. Пушкин будто бы рисует ее как свой идеал подлинной свободной любви, противопоставляемой эгоистической, собственнической любви Алеко. Стоит только внимательно прочитать «Цыган», чтобы стало ясно, как малоправдоподобна эта мысль.<\p>

Нет никакого сомнения, что для Пушкина (даже в мрачную эпоху его кризиса) поведение старого цыгана по отношению к изменившей жене выше с моральной точки зрения, чем поведение Алеко. Но какие у нас основания считать, что любовь Земфиры (и Мариулы), не создающая никаких духовных связей между любящими, не налагающая на них никаких моральных обязательств, что эта «цыганская любовь» была для Пушкина идеалом свободной любви, а Земфира — идеалом свободно любящей женщины? Как и в отношении общественной жизни, Пушкин показывает в поэме, что полная «свобода» любви, то есть возможность легко и без всяких препятствий внешних и внутренних отдаваться непосредственному чувству, осуществима только для общества примитивного, живущего почти животной жизнью. Абсолютная «свобода» в любви, говорит Пушкин своими «Цыганами», несовместима с подлинно человеческими отношениями, она отвергает всякие взаимные обязанности между любящими, всякие связи между ними — духовные, моральные, интеллектуальные, кроме физических. Неужели Пушкин такую любовь считал идеальным образцом свободной любви и женщину, подчиняющую все свои действия одной животной страсти, которая берет верх у нее даже над материнским чувством, рисовал как идеал женщины? Это совершенно неправдоподобно!.. Земфира никак не могла быть для Пушкина воплощением положительного идеала свободной любви. Да и вообще в поэме Пушкина нет ни одного «положительного», идеального образа. Она вся целиком критическая. В ней Пушкин с громадной лирической силой подвергнул «неумолимому суду», по выражению Белинского, и свой вчерашний идеал — образ романтического героя, и идеал романтической свободы как в общественной жизни, так и в любви. И приговор этого суда, окончательный вывод из поэмы был самый мрачный и безнадежный: романтический свободолюбивый герой — эгоист и нарушитель свободы; романтическая свобода в реальном осуществлении — удел ленивых, робких и добрых примитивных существ: абсолютная свобода в любви — это животные отношения, при которых неминуемо страдает сторона, любящая не «шутя», глубоко, по-человечески; счастья нигде нельзя найти, «и всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет». …Содержание «Цыган» отражает… едва ли не самую глубокую фазу пушкинского мировоззренческого кризиса…

Современники, как уже сказано, не поняли вовсе «Цыган» Пушкина (исключая, может быть, Жуковского).


(из статьи С. М. Бонди «Рождение реализма в творчестве Пушкина», 1978 г.)

Это был анализ поэмы «Цыганы» А. С. Пушкина: суть, смысл, идея произведения.

Смотрите: 

Все материалы по поэме «Цыганы»

Все материалы по творчеству Пушкина

Источник: http://www.literaturus.ru/2018/04/analiz-pojema-cygany-pushkin-sut-smysl-ideja.html

Анализ поэмы Пушкина «Цыганы»

Свою последнюю романтическую поэму «Цыганы» Александр Сергеевич Пушкин написал в 1824 году. Главным героем произведения является юноша по имени Алеко, судьба которого, как и героя «Кавказского пленника», весьма необычна. Он отворачивается от цивилизованного света и бежит прочь в отдаленные молдавские степи и находит пристанище у цыган.

О причине побега Алеко можно только догадываться из слов Земфиры: «Его преследует закон». Из слов самого героя можно сделать выводы о его отношении к обществу, частью которого и сам он был до недавнего времени.

По его мнению, люди в городах лишены утренней прохлады и манящего запаха лугов, там стыдятся чистой любви и живут, торгуя своей волей и преклоняясь «пред идолами».

Налицо недовольство героя и его протест существующим социальным строем.

Алеко и цыганка Земфира полюбили друг друга и поженились. В прежнем обществе воспитание Алеко накладывало на поведение героя некоторые условности, от которых герой, живя в таборе, освободился, как ему кажется, полностью. Но со временем изменчивость и непостоянство Земфиры приводят к тому, что цыганка влюбляется в другого.

Ее измена приводит к тому, что в порыве вспыхнувшей ревности и нежелания примириться с изменой своей жены, Алеко совершает страшную месть: соперник и возлюбленная убиты.

Но вольнолюбивым цыганам, далеким от просвещения, непонятны законы, которым руководствовался в своем поступке Алеко. И как следствие, изгнание Алеко из табора.

Герой, как оказалось, не смог полностью освободиться от привычек общества, которое он осудил и от которого он бежал в далекие степи. Отныне он обречен на одиночество.

Таким образом, можно говорить о том, что автор поэмы осуждает в своем герое присущие ему индивидуализм и эгоизм. Вместе с тем поэт затрагивает актуальную на ту пору тему, связанную с противоречиями между отдельной личностью и обществом. Но примечательно, что Пушкин, указывая проблему, не дает ее решения. Так что, вопрос о противоречиях между Алеко и средой остается для читателя открытым.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 400 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Поэма Пушкина необычайно динамична. Сюжет развивается быстро, так же быстро достигается кульминация, а развязка наступает неожиданно внезапно. Композицию поэмы составила череда небольших эпизодов.

Поэма явилась своего рода переправой, трамплином для поэта на пути создания драматических произведений. Не случайно после этой поэмы последовало создание «Бориса Годунова».

Источник: http://sochinyalka.ru/2014/12/analiz-poemy-pushkina-tsygany.html

Анализ поэмы «Цыганы» Пушкина

В этой статье мы проведем анализ поэмы «Цыганы» Пушкина. Произведение стало завершающей романтической поэмой. Ниже мы затронем тему истории создания поэмы, ее композиции и проблематики. Поэма «Цыганы» до сих пор остается популярной, ее также изучают по школьной программе.

История создания и другие особенности поэмы

Произведение «Цыганы» было написано в Кишинёве в 1824, где Пушкин был в изгнании. Находясь несколько недель в цыганском таборе, поэт проникся их жизнью и написал эту поэму. Это некий ответ на южную поэму «Кавказский Пленник». В этот период было написано много мрачных и странных, но и неоконченных произведений.

Если проводить анализ композиция поэмы «Цыганы», то стоит заметить, что она написана по правилам романтизма. Но в этом произведении поэт продолжает конфликт с Байроном и делает романтизм более критичным. Для Пушкина, возвращение к естественной среде не выход, а затормаживание в развитие личности и творчества.

Главный конфликт поэмы — столкновение двух миров: современного цивилизованного и просто первобытного. В одном есть законы, которые регулируют порядок жизни, а в другом есть ритуалы, которые тоже осуществляют контроль. В произведении прослеживается любовная линия Земфиры и Алеко.

Алеко — главный герой поэмы, основной образ. Он бежит из города, в котором он не может смириться с несправедливостью и лицемерием, фальшей. Образ Луны является отражением души Алеко. После его сна, Луна была затемненной, как и состояние души главного героя.

Общий анализ поэмы «Цыганы» Пушкина

Поэма содержит сюжет бегства молодого человека от гниющего общества в свободный цыганский табор. Герой по натуре романтик, который не хочется мириться со злодеяниями культурного общества.

Юноша, удрученный своими проблемами, сначала не приметил красавицу-цыганку. Вольный Алеко влюбляется в Земфиру, но и тут он сталкивается с человеческими пороками, такими как блуд. Его возлюбленная поет ему песню, которую пела ей в детстве мать.

Она поет о муже, о котором никогда не узнает Алеко, ведь он сильно ее любит. В одну из ночей, он ждал ее. Но Земфира не пришла, и он сам нашел влюбленную парочку. На глазах у цыганки он убил любовника, а затем и ее.

Он умирала с любовью к Алеко, умирала любя.

Алеко не находит того, что он искал в таборе, у них также нет полной свободы. Это было его ошибочная позиция. Но, есть и такие в таборе, как старый цыган, который уже смирился с участью своего общества и довольствуется тем, что есть.

Но и сущность странника раскрывается не с лучшей стороны. Он раскрывается как эгоист и убийца. Возможно, ему нужно было искать проблему в себе, а не в обществе. Ведь, человек украшает мир, а не наоборот.

Финальная сцена поэмы показывает, что ни один человек не из одного мира не сможет уйти от того, что ему предначертано свыше.

Мы провели сравнительно небольшой анализ поэмы «Цыганы» Пушкина. Мы рассмотрели, что побудило Александра Пушкина написать произведение, а также основные темы, которые поднимаются.

Хотя поэма «Цыганы» была написана почти двести лет назад, но проблемы, которые поднимаются писателем остаются актуальными до сих пор. Надеемся, что этот анализ поэмы «Цыганы» помог вам более точно понять замысел Пушкина.

Если вы хотите более подробно узнать сюжет произведения, то можете прочитать краткое содержание поэмы.
 

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-poemy-cygany-pushkina

Анализ поэмы Пушкина Цыганы сочинение 9 класс

История, описанная Пушкиным в Цыганах – рассказ о неразделенной любви, о переменчивости цыганской любви, о разном понимании любви. Главные герои Алеко и цыганка Земфира, они полюбили друг друга, но разной любовью.

Алеко любит как водится человеку цивилизованному, в рамках чего-то, он сильно привязан к Земфире и не хочет отпускать свою избранницу, Земфира любит как водится цыганке, шутя и легко, подобно Луне она озаряет юношу, но потом также свободно как Луна идет дальше и наполняет своим красивым светом другие сердца.

Характерной деталью является упоминание в эпилоге поэмы Константинополя (Стамбула) города, который располагается на стыке двух цивилизаций. Как известно, условная граница, которая разделяет Запад и Восток, пролегает именно через Босфорский пролив, который также делит и этот древний город.

В поэме этим Босфорским проливом является Алеко и его отношение к миру. Он остается одиноким на протяжении всей поэмы, он не может примкнуть ни к одному миру. Как говорит старый цыган, «он хочет только для себя воли» и не рожден для дикой доли, но тут имеется в виду дикая цыганская доля.

Мир цыган существует в гармонии с природой, в поэме он описывается через элементы стихий, через сравнения с чем-то свободным и не ограниченным. Цыгане – вольный народ, который живет согласно собственной свободной природе.

Мир цивилизации описывается только через то от чего Алеко убегает. Молодой человек не хочет более существовать в мире лжи, глупых законов. Ведь, по сути, люди цивилизации существуют именно во лжи, так как (в отличие от цыган) обманывают собственную природу, придумывают нечто дополнительное, какие-то условные надстройки к простому человеческому существованию.

Именно поэтому для Алеко любовь так трудна и так тяжела. По сути, для него любовь тоже остается сводом правил, но, так как он является свободолюбивой личностью, сводом правил для других. Он навязывает вольной цыганке свое понимание любви и хочет сам определить для нее вольную долю и такое намерение является само по себе абсурдным.

Именно поэтому для Земфиры любовь легка и шутлива. Более того, она не перестает любить даже на границе мира живых. Когда Алеко из ревности губит цыганку, она произносит «Умру любя» и подчеркивает «Я песню для себя пою», говоря и своей песне любви.

Цыганка не привязывается ни к чему, хотя ее любовь и является «шуткой», наверное, ее чувство более настоящее по сравнению с ограниченной твердостью Алеко. Земфира пребывает в любви и купается в ней подобно Луне, купающейся в своем свете, также она излучает любовь по собственной воле. Алеко в этом смысле потребитель, он представитель того мира, где вольной любви не осталось.

Вариант 2

Сюжетная композиция произведения выстроена вокруг любовных отношений двух главных персонажей поэмы, Алеко и Земфиры, раскрывающихся в ключевом конфликте поэмы, заключающемся в столкновении двух частей человеческого существования в виде современного, цивилизованного мира и первобытного, простого.

Фабула произведения демонстрирует закон, регулирующий определенный жизненный порядок и установленные у отдельных категорий населения ритуалы, осуществляющие своеобразный контроль.  

Во вступлении произведения поэт представляет красивую и лиричную экспозицию в виде описания природного ландшафта и организации непритязательного быта цыганского табора, счастливого в своей свободе, единении с природой.

Поэма повествует о бегстве главного персонажа Алеко от влияния загнивающего современного мира в свободное общество цыганского табора, где не существует, с его точки зрения, злодеяний общества и где он находит свою любовь в лице прекрасной Земфиры.

Поэт подчеркивает свободолюбие, вольность представителей цыганского табора, но в то же время отмечает их лень, непросвещенность, дикость, нежелание работать, отсутствие любых общественных законов, а также описывает в качестве характерных черт цыган их трусость и робость.

Однако и здесь герой сталкивается с людскими пороками в виде блуда его возлюбленной, тем самым доказывая бесполезность поступков главного героя, желающего обрести личную свободу, покинув неволю душного города, которая даже в среде примитивных людей не дает гарантии обретения истинного человеческого счастья. Поэт изображает образ Алеко в сравнении с перелетными птицами, не имеющими постоянного гнездования.

Повествование в поэме осуществляется с использованием четырехстопного ямба и четырехстопного хорея, которым излагается песня о птице в виде лирического отступления, напоминающего евангелистский текст. Тем самым поэт подчеркивает величайшую божью заповедь о запрете на убийство себе подобного.

Кульминацией произведения является описание сцены у кладбищенской могилы, в которой похоронены главная героиня и ее истинный возлюбленный, убитые ревнивый Алеко, но пред этим этому событию предшествует песня девушки, изложенная поэтом в виде двустопного ямба и представленная в качестве своеобразного предисловия к трагическому финалу.

Передаваемый поэтом смысл поэмы состоит в вечном человеческом поиске счастья, сопровождающегося совершением низменных поступков.

Сочинение по произведению Цыганы

В отличие от многих произведений, входящих в школьную программу, поэма А.С. Пушкина «Цыганы» очень легка в прочтении. Здесь и накал страстей, и очень динамично развивающийся сюжет. Словом, есть всё, что нужно, чтобы захватить читателя и держать его в напряжении до самого конца произведения – до трагической развязки, которая наступает внезапно, но неотвратимо.

Цыгане – вольнолюбивый народ, они не терпят ограничения свободы даже в самом малом. Алеко же грезил о свободе, но это была свобода в его понимании – свобода, по сути, только для него. Он не слишком задумывался о том, что у окружающих тоже есть потребность в свободе – пусть в цыганском понимании она и довольно своеобразна, эта свобода.

Мы не знаем, за какие преступления Алеко вынужден был скрываться среди цыган, об этом в поэме не говорится ни слова. Но то, что в своей прошлой жизни он кому-то чем-то навредил – факт. Из этого можно сделать вывод, что понятие свободы и у него очень своеобразное – свобода только для себя. Он может делать, что хочет. Про окружающих здесь ничего не сказано.

Можно предположить, что именно из-за этой особенности его характера от него и отдалилась так полюбившая его поначалу вольнолюбивая цыганка Земфира. Её поступок, измену, конечно, сложно оправдать. Не смотря ни на что.

Но в её образе явно прослеживается, что свобода, воля для неё дороже всего – больше ей ничего не нужно. А Алеко – не тот человек, который считается с чужими личными границами. Как он ни старался влиться в цыганское общество, у него ничего не вышло.

Он просто другой, не такой, как они. И никогда таким, как они не станет.

Как итог – Земфира влюбляется в другого. Алеко чувствует, что его любимая женщина уже не с ним, что она не верна ему. Но он не может ничего с этим поделать, потому что у него нет доказательств. Вернее, не было, пока однажды ночью он не проснулся и не пошёл по следам ушедшей к любовнику Земфиры.

Дальше события развиваются стремительно – взбешённый Алеко убивает влюблённых. Как бы сказали сейчас, будучи «в состоянии аффекта». Заканчивается произведение тем, что за своё преступление Алеко был изгнан из табора – пусть его свобода проявляется где-то в другом месте.

Также читают:

← Зарецкий в романе Евгений Онегин ← Образ Княжны Алины в романе Евгений Онегин↑ ПушкинОбраз и характеристика Генерала в романе Капитанская дочка → Спицын в повести Дубровский →

  • Сочинение по картине Воззвание Минина к нижегородцам К.Е. МаковскогоЕсли несведущий в истории России человек посмотрит на эту громадную картину (ведь площадь её 40 кв.м.), то он сразу ничего не поймёт. Картина, по цвету, какая-то блеклая, не яркая. Ничем не привлекает.
  • Образ и характеристика Евгения Листницкого в романе Тихий Дон Шолохова сочинениеЛистницкий – один из персонажей романа Шолохова « Тихий Дон». Он дворянского происхождения, помещик. Имение, которым он обладал, называлось Ягодное, и было расположено не очень далеко от татарской столицы.
  • Сочинение рассуждение БиблиотекаНаше время занимательно тем, что практически любую нужную в данный момент информацию можно найти с помощью интернета. Также, конечно, в глобальной сети можно найти и прочитать интересующую книгу.
  • Сочинение по картине Сыромятниковой Первые зрители 6 классКартина очень светлая. На ней изображено окно. Интересно, так как картина сама, в некотором смысле, окно в другой мир.
  • Сочинение на тему Гениальность рассуждениеГениальность, как правило, ассоциируется с великими деятелями науки и искусства, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Исаак Ньютон, Франц Петер Шуберт, Имре Кальман, Г. М. Фихтенгольц и другими известными людьми, чьи творения

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/pushkin/analiz-poehmy-cygany

Поэма «Цыганы» (Пушкин): анализ произведения

Работая над поэмой «Цыганы» (1824), Пушкин создавал характеры и описывал быт цыган не с чужих слов — он тщательно изучал их жизнь и даже сам несколько дней жил в цыганском таборе. В 1823— 1824 годах, которые пушкинисты называют временем мировоззренческого кризиса Пушкина, перед ним стоял ряд острых жизненных и творческих вопросов.

Они прежде всего касались выбора жизненного пути (Пушкин задумывался об отъезде из России) и литературного стиля (поэт переживал глубокие сомнения в перспективности романтического стиля).

В этой непростой атмосфере раздумий и выбора создавались «Цыганы», элегия «К морю» (1824) и продолжалась работа над первыми главами романа в стихах «Евгений Онегин».

Сюжет «Цыган» может показаться совсем далёким от реальной жизни.

Почему Пушкин обратился к столь экзотичной и малореальной истории? Конечно, в момент создания произведения поэт живёт на юге России и встречает много необыкновенного, а нравы кочевого народа интересны читателю из далёких столиц.

Однако описание цыганской жизни занимает в поэме не первое по значимости место. В основе конфликта поэмы — столкновение двух противоположных укладов жизни людей — цивилизации и примитивной культуры. В начале поэмы Пушкин изображает цыганский табор и описывает появление героя Алеко в нём.

Завязка конфликта поэмы намечена в рассказе Земфиры о желании Алеко остаться у цыган. Она обозначена через противопоставление вольной жизни цыган:

Как вольность, весел их ночлег

И мирный сон под небесами

и причины, приведшей к ним Алеко:

Он хочет быть, как мы, цыганом;

Его преследует закон…

На условном языке романтической поэмы слова Земфиры о том, что Алеко «преследует закон», не нужно понимать так, что тот совершил преступление.

Герой — добровольный изгнанник, это основной тип романтического героя, таков Чайльд-Гарольд у Байрона, пленник в «Кавказском пленнике» Пушкина и другие.

Алеко бежит от культуры, где властвует закон, принуждение, подавляется личность, свобода совести, мысли и слова, — всё это Алеко высказывает в своём страстном монологе Земфире.

Бегство Алеко — безусловный протест против неприемлемых для дворянина порядков в России, имеющий политическую основу, ведь именно в 1824 году возросло недовольство прогрессивной части общества и активизировались тайные политические общества. В 1824 году А.С. Грибоедов закончил комедию «Горе от ума», в которой подверг резкому осмеянию косное и консервативное общество того времени.

Бегство Алеко является также и протестом против цивилизации, лишающей человека естественной свободы, простых чувств и отношений — дружбы и любви.

Герой надеется найти достойную и свободную жизнь в среде вольных цыган, жизнь которых не тронута ни цивилизацией, ни культурой с её условными законами и ограничениями личности.

Образ Алеко, безусловно, содержит биографические черты — недаром Пушкин даёт герою своё имя, не исключено, что кто-нибудь именно так называл Пушкина во время его пребывания в таборе. Более того, судьба литературного героя Алеко напоминает судьбу находящегося в ссылке Пушкина.

Между тем не стоит упрощать ситуацию конфликта, поскольку герой не просто по своей воле бежит из «душных городов», его вынуждают обстоятельства. В поэме присутствуют два основных романтических мотива, к которым поэт прибегает при создании образа героя, — мотив бегства и мотив изгнанничества.

Пушкин не останавливается на простом противопоставлении природы, вольной жизни табора и «неволи душных городов».

Если бы поэт не различал романтический вымысел и реальность, то, вероятно, оставил бы Алеко среди цыган и тем самым разрешил конфликт в пользу простой, естественной жизни без законов, без развитой культуры.

«Поэтическая дикость» цыган, по выражению Вяземского, привлекала Пушкина как яркий фон для изображения конфликта. Но сможет ли Алеко принять не только быт, но и сами нравы, неписаные правила жизни цыган? Что означает их вольность?

Развитие сюжета приводит к тому, что через два года жизни Алеко в «мирной толпе» цыган произошло событие, которое для него стало катастрофой, но для цыганских нравов и их природной «философии» было лишь естественным эпизодом: Земфира охладела к Алеко и изменила ему, притом так же легко и бездумно, как ранее привела его в табор.

Земфира поёт песню, называя Алеко «старым мужем», однако не надо понимать это выражение буквально: Алеко не стар по возрасту, он муж, который долго живёт с ней, то есть муж надоевший.

Теперь же она встретила другого, «свежее весны, жарче летнего дня», и, как молодое растение, тянется к нему. Алеко неистовствует, безумствует, но это вызывает в Земфире не сочувствие, а страх.

Отец Земфиры, чтобы утешить ревнивца, рассказывает Алеко свою историю.

Заметим, что и Земфира, и её мать Мариула оставляют своих мужей с маленькими дочерьми, то есть поступают по своей воле, подчиняясь только природному зову, не зная ни ответственности, ни долга. Отец Земфиры принимает эту вольность безропотно, как естественный закон жизни. Такова цыганская жизнь, которую Алеко постичь не мог, сколько бы ни жил среди этого племени.

Он непримирим, внося в жизнь цыган свои требования, законы и волю. Таким образом, основной нравственный конфликт поэмы связан с разным пониманием воли: «воля» как желание и его свободное исполнение и «воля» как подавление другого, принуждение. Конфликт этот также неразрешим.

Кульминация конфликта в поэме традиционна для романтической поэтики, происходит в атмосфере неистовых страстей и драматических поступков. Так, в самый разгар ночного свидания Земфиры с молодым цыганом появляется Алеко.

Земфира умирает непокорённой, верной своей естественной вольности, в её чувстве нет оттенка вечной любви и преданности, которыми наделяли своих героинь романтики. Она вольна любить любого, кто пленит её воображение, глубины же её души остаются незатронутыми.

Таким образом, несовместимость культуры и дикой вольности, высокого духа и грубой наивности и, как следствие, неразрешимость конфликта показаны Пушкиным через любовную ситуацию. Развязкой поэмы служит изгнание Алеко из табора.

Мысль Пушкина состоит в том, что ни бегство от реальной жизни, ни самая решительная смена места и образа жизни, ни философия или убеждения не защитят человека от него самого, от «страстей роковых», то есть невозможно угадать будущее и отгородиться от него, «от судеб защиты нет», надо смело идти вперёд. Это объясняет, почему Пушкин подчинился воле царя и отправился в ссылку в Михайловское, а не выбрал бегство. Поэма также отражает отход от романтизма и формирование нового художественного стиля поэта.

Источник (в сокращении): Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. — М.: Вентана-Граф, 2016

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/pushkin_a_s/poehma_cygany_pushkin_analiz_proizvedenija/53-1-0-1951

Сочинение Анализ поэмы Цыганы Пушкина

Нередко писатели черпают вдохновение из действительности и обстоятельств, в которых пребывают. Пушкин в 1824 году пребывал в ссылке в городе Кишинев и там сумел пробыть более двух недель в цыганском таборе. Этот опыт позволил ему создать поэму Цыгане, которая описывает существование цыганского табора.

По сути, эта поэма предлагает читателям рассмотреть проблематику двух разных миров. С одной стороны мы видим мир цивилизации и культуры, выходцем из которой является Алеко. С другой стороны перед нами цыганский табор – фактически дикое существование.

Мир цивилизации существует по законам и правилам, от которых, по сути, и ежит Алеко. Ведь принятые правила вырождаются в низость и грязь под воздействием человеческой природы (имеется в виду, конечно, отрицательная сторона этой природы).

Формально Алеко убегает от закона, от людского закона. Однако, вероятно, в этом Пушкин также имеет в виду не только преследование законом как таковым, но и бегство от человеческого закона подлости. Главный герой поэмы сетует на низость устоев и скованность людей, которые как бы сами себя держат в загоне фальши.

Бежит главный герой в цыганский табор, который существует как бы вне закона. Там действует традиция и ритуал. Некая подлинная человечность, которая регулирует повседневность свободных людей.

Представительницей цыганского табора в поэме по большей части являются цыганка Земфира, которая становится возлюбленной Алеко и рождает ему сына и мудрый отец Алеко, который наставляет героя касательно цыганских порядков. Сначала главный герой принимает новый мир, он становится его частью, обосновывается, получает семью и источник заработка.

Тем не менее, в действительности этот герой не меняется полностью и в завершение поэмы мы понимаем – он убегал не только от человеческого общества, но и от самого себя. Он остается один, и даже цыгане уходят этого ревнивца, который уничтожает свою супругу и ее любовника. Алеко не может примириться и с новым миром и его порядками, которых как бы и не существует.

Мудрый цыган рассказывает герою о любви цыганок и просит не сетовать на временность этого феномена. Цыганки могут полюбить другого и не стоит ждать чего-то другого.

Традиция цыган заключается в свободе, в том числе и в том, чтобы предоставить свободу другому. Они предоставляют Алеко сделать собственный выбор, но не хотят больше иметь с ним ничего общего. Алеко в свою очередь не понимает этого неписанного закона свободы и не может предоставить свободы другим, хотя и хочет свободы для себя.

Поэма завершается сценой его одиночества. Он как бы оказывается между двумя мирами в полной пустоте, в которой ему предстоит понять себя.

По структуре поэма близка к романтизму, хотя Пушкин и вносит некоторое новаторство для своего времени. Из основных образов, которые использует автор, следует отметить образ Луны, который также представляет собой душу главного героя.

Анализ произведения Цыганы

Часто авторы берут свое вдохновение из той среды, в которой обитают. Такой легендарный автор, как Пушкин, точно также вдохновился на написание поэмы «Цыганы». В 1824 году автор был в городе Кишинёве и там пробыл две неделе в цыганском таборе. Благодаря этому опыту он и создал поэму, которую знаю все.

Этот рассказ помогает читателю рассмотреть поближе проблему двух миров. Один мир – это цивилизация, культура и законы. Другой мир – дикость цыганского табора.

Вся цивилизация держится только на писаных законах и различных правилах. Именно от этого всего и хотел убежать главный герой произведения – Алеко. Он хотел окунуться в мир дикости и свободы и попал в цыганский табор.

 Можно сказать, что Алеко хочет убежать от законов.  Ему все это дико, он хочется скрыться от всех.

Сбежал Алеко к цыганам, которые, по его мнению, не подчиняются законам. Ведь там нет закона, там есть традиции.

Представительницей данного табора в поэме Пушкина является Земфира, в которую влюбляется Алеко. Женщина родила ему сына. Изначально главный герой поэмы принял этот новый пир, он хочет стать частью всего этого. Он создал семью и нашел работу, чтобы обеспечивать жену и ребенка.

Однако, читатель понимает, что герой не изменился в полной степени. В конце произведения становиться ясно, что герой убегал не от людей, а от самого себя. Алеко никак не может смириться с новыми миром, со всеми порядками и неписаными законами. Он не готов к такой жизни.

Один мудрый цыган разъяснил главному герою то, что цыганки очень любвеобильные. Сначала они любят одного, затем другого. Не стоит это принимать близко к сердцу.

Цыгане ценят свободу и ставят ее на первое место. Они за права выбора во всем, даже в отношениях. Алеко должен сделать выбор, ведь с ним больше не хотят иметь дело. Даже не хотят его больше видеть.  Герой не понимает, почему так. Он не понимает этих законов и не хочет дарить кому-то свободу, хоть и сам в поисках этой свободы для самого себя.

Поэма Пушкина оканчивается тем, что главный герой остается в одиночестве. Он оказался между двумя мирами, в какой-то пустоте. Ему еще предстоит понять самого себя и это будет непросто.

По своей структуре данная поэма очень близка к романтике. Пушкин экспериментировал и вносил множество коррективов, чтобы произведение получилось удачно. Все образы подобраны довольно точно и удачно. Каждый герой несет в себе некую историю, которую хочется узнавать. Так же, произведение очень поучительное и интересное.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/pushkin/analiz-poehmy-cygany-pushkina

Анализ поэмы А.С.Пушкина «Цыганы»

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Анализ поэмы А.С.Пушкина «Цыганы»

  Скачать сочинение

    Поэма «Цыганы» — завершение спора с Байроном, который наметился в первой южной поэме Пушкина «Кавказский пленник». Не выходя за рамки романтизма, но превращая его в «романтизм критический», Пушкин показывает в этой поэме, что мечты Байрона и его кумира Руссо о возврате человека в «естественное состояние», по существу, являются игрой «на понижение».

Она ведет человека не вперед, а назад: это измена высшему предназначению, к которому зовет нас морская стихия голосом Творца, заключенным в ней.     Пушкин на собственном опыте испробовал возможность возврата человека в природу. Будучи в Кишиневе, он несколько недель провел в цыганском таборе.

В «Цыганах» Пушкин осудил эту прихоть как слабость, как самодовольство и эгоизм. Алеко, утверждающий свободу для себя среди нетронутых цивилизацией «естественных» людей в цыганском таборе, не терпит никаких ограничений этой свободы и тем самым становится деспотом по отношению к Земфире и молодому цыгану, ее любовнику.

Двойное убийство, совершенное Алеко, вызывает осуждение старого цыгана:     Оставь нас, гордый человек!     Мы дики, нет у нас законов,     Мы не терзаем, не казним,     Не нужно крови нам и стонов;     Но жить с убийцей не хотим.     Ты не рожден для дикой доли,     Ты для себя лишь хочешь воли…     Но Пушкин, по словам Д. Д.

Благого, вскрывает и «тщету руссоистско-байроновской иллюзии о возможности для цивилизованного человека вернуться назад, в «природу», на не тронутую «просвещением» первобытную почву. Независимо от Алеко самый быт цыган не так уж безоблачно идилличен. «Роковые страсти» и связанные с ними «беды» существовали в таборе и до прихода Алеко.

«Счастья нет» и у носителя простоты, мира и правды в поэме — старика цыгана, уход от которого Мариулы, охваченной неодолимой любовной страстью к другому, при всей «естественности» этой страсти, с точки зрения самого же старика цыгана, навсегда разбил его личную жизнь. «Я припоминаю, Алеко, старую печаль».

И эта «старая печаль» живет в душе цыгана на протяжении всего его жизненного пути. Тем самым разбивается иллюзия руссоизма о ничем не омрачаемом счастье «золотого века» — докультурного, дикого человечества».

    Зрелый Пушкин, опережая восторги своих современников, видевших в нем «русского Байрона», решительно одолел искус «байронизма» и вышел к новому, трезвому и реалистическому взгляду на жизнь.

30552 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Анализ поэмы А.С.Пушкина «Цыганы»

Смотрите также по разным произведениям Пушкина:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00029801184864154335

Поэма Пушкина «Цыганы»: краткое содержание, пересказ и анализ произведения

Одной из самых известных поэм А. С. Пушкина является поэма «Цыганы». Произведение появилось на свет после того, как писатель провел несколько суток в таборе бессарабских цыган.

Стихотворец работал над поэмой около десяти месяцев — с января по октябрь 1824 года. Начал писать поэму Александр Сергеевич в атмосферной Одессе, а закончил работу уже в Михайловском.

Последняя редакция «Цыган» датируется декабрем 1824 года.

Именно на сюжет пушкинских «Цыган» С. Рахманинов написал в 1892 году свою первую оперу под названием «Алеко». Поэма привлекла многих талантливых композиторов и музыкантов, благодаря ритмичному слову автора и глубокой чувственной теме.

https://www.youtube.com/watch?v=JoZGpEzpShM

Поэма «Цыганы» оставила значительный след в творчестве писателя. Именно в «Цыганах» А. С. Пушкин прощается с былым «байронизмом», описывая своего героя немного разочарованным и неспособным раствориться в среде «благородных дикарей».

В поэме виден рост от ласкающего и сладкозвучного стиля к суровому и прекрасному написанию последних произведений автора.

Цель краткого пересказа

Краткое содержание поэмы «Цыганы» помогает читателю:

  • познакомиться с сюжетом поэмы или рассказа, романа;
  • узнать основную мысль и тему произведения;
  • ознакомиться с характерами главных героев, их переживаниями и способностями.

Для кого нужен краткий пересказ?

  • для студентов и учеников;
  • для литературных блогеров, которые выбирают произведение для прочтения;
  • для филологов и учителей, который с помощью краткого описание могут по-новому взглянуть на написанное известным писателем.

Начало поэмы

По степям Бессарабии кочует цыганский табор. Обычная цыганская семья готовит ужин у костра. Недалеко пасутся кони, а за шатром отдыхает дрессированный медведь. Постепенно шум и песни угасают, табор поглощает сон.

Только в одном шатре не спит старый цыган. Он ждет свою дочь Земфиру, которая ушла гулять в поле. И тут неожиданно возвращается его дочка вместе с неизвестным юношей.

Земфира рассказывает отцу, что встретила парня за курганом и пригласила в табор, ведь его преследует закон, и он мечтает стать цыганом, сбежать от городской суеты и стать по-настоящему свободным.

Парня зовут Алеко. Старик любезно позволил молодому человеку остаться в таборе столько времени, сколько будет нужно. Он сказал Алеко, что готов делить с ним и кров, и хлеб.

Середина произведения

Наутро старый цыган разбудил дочь и юношу. Табор собирается отправиться дальше в путь. И сердце Алеко сжимается от грусти при виде опустевшей равнины.

Почему же он тоскует? Почему ему так горько? Земфире любопытно узнать, о чем грустит ее любимый. Они начинают разговаривать. Земфира переживает, что Алеко скучает по прежней жизни, от которой он решил отказаться. Но парень успокаивает ее и утверждает, что счастлив оставить в прошлом «неволю душных городов».

В прошлой, брошенной им жизни, не было любви и веселья, а теперь он желает всегда быть рядом с Земфирой.

Старик услышал их разговор и рассказал старое как мир предание про поэта, которого отправил в ссылку царь. Но сердце поэта скучало по родным краям, даже невзирая на гостеприимство и заботу местного населения. Алеко угадывает в герое рассказа Овидия, он поражен эфемерности славы и превратностями человеческой судьбы.

Два года Алеко живет в таборе и кочует вместе с ним. Он чувствует себя свободным и счастливым и совсем не тоскует о прошлой жизни. Зарабатывает на хлеб тем, что водит по деревням дрессированного медведя и веселит местное население.

Ничего не нарушает покой его души. Пока в один обыденный день Алеко не слышит песню Земфиры «Старый муж, грозный муж, режь меня, жги меня».

Песня вызвала в душе Алеко смятение. В этой песне девушка поет о том, что разлюбила его. Парень просит прекратить петь, но девушка продолжает. И в этот момент Алеко осознает, что Земфира своим поведением и пением подтверждает самые скрытые его страхи — она неверна ему. Она разлюбила!

Этой же ночью девушка будит своего отца и говорит, что Алеко зовет ее во сне и горько плачет. Но ее сердце просит воли, любовь Алеко уже надоела ей. Парень просыпается, и Земфира подходит к нему.

Юноша интересуется, где была его возлюбленная? И она отвечает, что была у отца, так как не могла выдержать душевных терзаний Алеко во сне. Парень рассказывает, что ему приснилось будто Земфира изменила ему с другим.

Но девушка просит не верить лукавости сновидений.

Алеко отправляется поговорить со старым цыганом. И старик просит парня не предаваться сильно грусти, ведь она способна погубить душу. В этот момент парень признается, что причина его душевных мук — это равнодушие возлюбленной.

Цыган утешает Алеко, утверждая, что Земфира, словно ребенок. А сердце женщины любит, играя, и никто не волен приказать женскому сердцу, любить или нет. Но юноша вспоминает дни и часы любви и страсти, он безутешен в своих страданиях.

Парень накручивает себя, что Земфира к нему охладела и, скорее всего, нашла другого. Плюс ко всему старый цыган рассказывает разбитому горем юноше свою историю.

Его история о том, как он в молодости любил прекрасную и неземную Мариулу, как с трудом добился взаимности. Но молодость прошла быстро, а еще быстрее закончилась любовь Мариулы. И в один прекрасный день Мариула ушла с другим табором, а ему оставила маленькую дочь Земфиру и разбитое сердце.

И с того дня все женщины мира постылы ему. Алеко спросил, почему он не отомстил обидчику? Почему не вонзил кинжал в грудь неверной жены и ее любовнику? Но старик ответил, что любовь удержать или вернуть невозможно. Что было, то утеряно! Алеко сказал старику, что сам он не настолько благороден и жаждет мести.

В это время Земфира находится на свидании с молодым и красивым цыганом. И они договариваются о новой встрече сегодня ночью, когда взойдет луна. Алеко очень беспокойно спит и, проснувшись, не находит рядом Земфиры. Он поднимается и выходит из шатра. Его окутывает страх, тревога и подозрения. Алеко ходит вокруг шатра, размышляет и тут замечает едва заметные следы, идущие из кургана.

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/kratkoe-soderzhanie-poemy-pushkina-tsygany.html

Ссылка на основную публикацию