Анализ стихотворения а.с. пушкина «туча»

Анализ стихотворения Пушкина Туча

В этом стихотворении А.С. Пушкин мастерски воспел Родину. Пейзажная зарисовка пропитана любовью к простой природе. Ее настроение неподвластно лирическому герою, а живет по своим законам. Герой знает, что появление тучи на небе после дождя неизбежно, но мимолетно. 

Пушкин радуется наступлению ясного дня после освежающей бури, оттого он жаждет, чтобы последняя туча ушла с небосклона и не скрывала солнца. Туча похожа на символ беды, угрозы, которая миновала, но оставила после себя след, неприятные воспоминания. Настроение лирического героя спокойное и умиротворенное. Тревога уходит из его души так же, как ветер гонит с неба запоздалую тучу.

Интересны средства, которыми Пушкин характеризует пейзаж. Описывая непогоду, он использует эпитеты с негативной окраской – «алчущая земля», «таинственный гром», «унылая тень», «рассеянная буря». После грозы же наступает «ликующий день», чему подобраны соответствующие описания. 

По принципу контраста строится и олицетворение тучи. Во время грозы она печалила, облегала небо, была обвита молнией, гремела. Потом пришло состояние покоя и уже легкий ветер и освеженная земля становятся действующими объектами стихотворения.

Основная мысль стихотворения – всему свое время. Туча была уместна во время грозы, но как только прошло ее время, ей нужно уйти и рассеяться.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Туча»

А.С. Пушкин написал стихотворение «Туча» в 1835 году. Скорее всего, он просто любовался природой после шумной грозы и увидел одинокую тучу, плывущую по уже ясному небу. Эта одинокая туча сподвигла его к написанию замечательного стихотворения.

«Туча» состоит из трех катренов. В первом катрене происходит кульминация. Автор говорит о туче, которая в одиночестве плывет «по ясной лазури». Здесь чувствуется уныние и тоска. Даже туча бросает «унылую тень». Присутствует много эпитетов, которые делают картину более живой и богатой.

Во втором катрене проявляется некая агрессия. Пушкин использует эпитеты, которые описывают прошедшую бурю. Кругом гроза, раскаты грома и даже землю он называет «алчной». Туча в восприятии автора это что-то пугающее, грозное, нехорошее, страшное. Хотя при этом она напоила «алчную землю» водой, т.е. принесла живительную влагу.

В третьем катрене автор как будто смилостивился над одинокой тучей. Он говорит ей, что уже хватит, довольно, пора ей уходить. Здесь чувствуется умиротворение. Только что Пушкин говорил о страшной непогоде, а в третьем катрене спокойно просит тучу уйти.

Все стихотворение наполнено эпитетами, метафорами и сравнениями. По литературному направлению его можно отнести к романтизму. Размер «Тучи» – четырехстопный амфибрахий. Если говорить о стопе, то здесь используется трехсложная стопа, в которой ударение на втором слоге. В стихотворении несколько рифмовок: перекрестная, гиперхолостая и смежная.

А.С. Пушкин «Туча». Анализ стихотворения

Одним из самых гениальных поэтов XIX века считается Александр Сергеевич Пушкин. «Туча» – это гимн дождю в летний день. Стихотворение излучает свежесть, которая появляется после грозы, оно проникнуто солнечным светом, обогревающим землю.

Поэт открыл новый стиль написания стихов, в его работах используется литературный прием отождествления природы с живыми существами. Деревья, камни, море, небо, земля – все они наделены способностью чувствовать, переживать, любить.

Словно к живым существам, к ним обращается Пушкин.

Туча – это главная героиня стиха, отношение автора к ней неоднозначно. В первом катрене он агрессивно настроен по отношению к ней. Облако наводит на поэта уныние, поэтому он ждет, когда оно скроется из вида, а небо станет чистым.

Автор укоряет тучу за то, что она вовремя не исчезла и нагоняет воспоминания о пережитой буре, ливне, грозе. Хоть и чувствуется восхищение тем, как устроен наш мир, но все же напоминает небесной страннице о завершении ее миссии Пушкин.

Туча во втором катрене предстает в образе владычицы неба, именно там она достигла небывалого величия. Автор признает тот факт, что она была нужна, ее прихода ждали люди и природа.

Туча напоила землю живительной влагой, она была в расцвете могущества, когда ее обволакивала ослепительная молния.

Но вот последние раскаты грома отгремели, ливень прекратился, и облако стало лишним на небе, оно мечется, ища пристанища, но все попытки тщетны.

Третий катрен уже более спокойным и наполненным умиротворением сделал Пушкин. Туча уже не кажется грозной и величественной, ее даже становится жалко. Автор не грозит никому, а лишь просит скрыться и не нагонять тоску.

Первый катрен является вводным, он рассказывает читателю о главной героине, задает настроение всему стихотворению. Здесь проскальзывает уныние, чувствуется досада. Во втором катрене преобладает боевой настрой, он является кульминацией, апофеозом. Поэт вдохновлен, он яркими красками описывает картину ливня в летний день.

Повторяющиеся рычащие согласные позволяют лучше воспринять настроение, которое пытался передать Пушкин.

Стихотворение «Туча» заканчивается в успокаивающей и умиротворяющей атмосфере. Автор уже ничего не требует — он просит уйти и не мешать. Александр Сергеевич очень ярко изобразил пробуждение природы после дождя, в строчках чувствуется свежесть.

Переменчивость, многообразие мира, подчиненность установленным законам – все это передало стихотворение «Туча».

Пушкин (анализ работы подчеркнул, что в понимании автора миром правят высшие силы, а не люди) показал, что нарушение гармонии лишает человека и природу счастья.

Всему свое время: в засуху все ожидали тучу, просили дождя, который смог бы напоить жаждущую влаги землю. После ливня люди хотят увидеть солнышко, чистое, голубое небо, а не грозовое облако.

Поэт настаивает на том, что все нужно делать вовремя, чтобы в будущем не быть изгнанным и не сожалеть о безвозвратно ушедших днях.

Тучка символизирует человека, который оказался не ко времени и не к месту, поэтому и не был понят.

Текст и анализ стихотворения туча пушкина (7-8 класс)

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkina/tucha

«Туча», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина

В пейзажной лирике Александра Сергеевича Пушкина есть немало прекрасных произведений. Стихотворение «Туча» – одно из них. Оно относится к позднему периоду творчества поэта, когда он начал отходить от романтических традиций и принципов. Но это стихотворение еще целиком выдержано в духе русского романтизма.

«Туча» была написана 13 апреля 1835 года.

На следующий день Пушкин получил приглашение к начальнику III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии Александру Бенкендорфу по поводу ходатайства о разрешении издавать газету.

Свои надежды, что тучи над головой рассеются, поэт отобразил в стихотворных строках. В мае того же года «Туча» была опубликована в журнале «Московский наблюдатель».

Композиционно произведение можно разделить на три части по количеству строф. В первом четверостишии автор обращается к туче, которая, по его мнению, наводит уныние на ясный день. Вторая строфа повествует о прошедшей буре. В это время туча пролила на землю долгожданный дождь.

В третьей части туча исчезает, поскольку ее пора «миновалась». Такое композиционное построение указывает на временность житейских бурь и неприятностей в судьбе человека. Образ тучи типичен для романтической поэзии.

Он символизирует тревогу, надвигающуюся опасность, печаль.

Произведение построено на антитезе: недавняя буря противопоставляется наступившему покою. Пушкину удалась почти акварельная пейзажная зарисовка, пронизанная глубоким философским смыслом.

Вечный закон жизненного круговорота изображен здесь аллегорически. Вчерашний кумир, который был важен и необходим обществу, сегодня должен сойти со сцены, уступив место молодым талантам.

Главное – уметь вовремя остановиться, считает автор.

В такой трактовке легко предположить, что Пушкин в стихотворении «Туча» поведал читателям о своих творческих проблемах. К тому времени восхищение мастерством поэта стало угасать. Критики начали высказывать мнение, что Пушкин «уж не тот». Его произведения больше не казались бесспорными шедеврами.

Есть и другая точка зрения. Некоторые исследователи пушкинского наследия считают стихотворение «Туча» своеобразным откликом на памятную дату восстания декабристов. С момента события, всколыхнувшего всю Россию, прошло уже десять лет.

Но за это время поэт не изменил идеалам юности, остался «последней тучей рассеянной бури». Во времена декабристов его творчество было необходимо, оно «алчную землю поило дождем». Теперь все изменилось, буря революционных настроений прошла.

Стихотворение написано четырехстопным амфибрахием с парным чередованием женских и мужских рифм. Такая форма не часто встречается в сочинениях Пушкина. Амфибрахий в сочетании с многочисленными союзами создает плавный, успокаивающий ритм повествования. Даже восклицания не нарушают размеренного развития сюжета.

Пушкин использует в тексте «Тучи» много эпитетов. Одни из них описывают непогоду: «унылая тень», «рассеянная буря», «таинственный гром». Другие эпитеты дают характеристику состоянию покоя, который установился после бури.

Эти пары символизируют позитивное настроение: «ясная лазурь», «ликующий день», «успокоенные небеса». Интересно, что в произведении нет эпитетов, которые обозначают цвет, что редко случается в пейзажной лирике.

Более четверти слов в «Туче» являются глаголами, что также нетипично для этого жанра.

Пушкин очеловечивает природу точными и выразительными олицетворениями: «молния обвивала», «земля освежилась», «буря промчалась», «ветер гонит». Чаще всего этот троп применяется к туче: «несешься», «наводишь», «печалишь», «облегала», «издавала», «поила». Повторное обращение к туче «одна ты» подчеркивает ее неуместность и одновременно одушевляет главный персонаж произведения.

Вторая строфа стихотворения содержит много гласных звуков «о» и «а», а также согласных «р» и «г». Они имитируют шум бури и раскаты грома. В третьей строфе большое количество звуков «с» и «л» создают атмосферу света, свежести и покоя.

Стихотворение «Туча» поражает литературных критиков глубиной содержания и совершенством художественных образов. Оно полностью оправдывает характеристику, данную Виссарионом Белинским пушкинским пейзажам: «полные невыразимого, но безмолвного очарования картины».

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
  • «Евгений Онегин», краткое содержание по главам романа Пушкина
  • «Медный всадник», анализ поэмы Пушкина
  • «Няне», анализ стихотворения Александра Пушкина
  • «19 октября», анализ стихотворения Александра Пушкина
  • «Пророк», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Зимнее утро», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Анчар», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Свободы сеятель пустынный», анализ стихотворения Пушкина
  • «К морю», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Мадонна», анализ стихотворения Пушкина
  • «Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина

По произведению: «Туча»

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

Источник: https://goldlit.ru/pushkin/751-tucha-analiz

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Туча»

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.

1835 год

«Туча» Александра Сергеевича Пушкина написана в 1835 году.

«Поздний Пушкин достигает удивительной духовной просветленности в прозе и в лирическом творчестве. Исчезает восторг перед мятежной красотой чувственных страстей, уходят темные тучи и метели суетных земных тревог, появляется умиленное созерцание духовной красоты в природе и в человеке.

Как природа очищается и обновляется в грозовом ненастье, так и душа (в стихотворении ее символизирует образ тучи), проходя через бурные чувственные искушения, обновляется и возрож¬дается, приобщается к гармонии и красоте окружающего мира. В стихотворении «Туча» Пушкин радостно приветствует эту гармонию, это душевное просветление» .
«Образы бури в прямом и переносном смысле не раз использовал великий поэт в своих произведениях, например, в стихотворении «Буря», «Зимний вечер», «Туча» и других… Философский смысл стихотворения А.С. Пушкина «Туча» состоит в том, что автор показывает, что природа и человек связаны неразрывно… В стихотворении «Туча» (1835) Пушкин радостно приветствует эту гармонию, это душевное просветление» .Стихотворение А.С. Пушкина «Туча» можно рассматривать не только как зарисовку природы, как философское размышление, но и как отклик на десятилетие восстания декабристов. С исторической точки зрения, поэт вспоминает события недавнего прошлого (восстание декабристов, изгнание), видит отзвуки тех событий и в настоящем (запрет на издание его произведений). В связи с этим, образ грозы – смысловой центр стихотворения, так как образы тучи, бури, грозы символичны. Гроза – это преследования, которым подвергался поэт за вольнолюбивые стихи.Из вышесказанного следует, что тема стихотворения «Туча» — созерцание природы лирическим героем, а идея – отражение социальных потрясений и невзгод, которые пришлось пережить поэту, через неразрывную связь и единение с природой. Природа очищается и обновляется в грозовом ненастье – так и душа человека (лирического героя) воскресает в любовании красотой и гармонией окружающего мира.Рассмотрим текст стихотворения подробнее.Своеобразна композиция стихотворения. Перед нами три картины, три части, связанных воедино по смыслу. Условно их можно обозначить так:

Читайте также:  Анализ стихотворения а.с. пушкина "во глубине сибирских руд"

1. Настоящее (одинокая туча несется по небу / запрет на издания произведений);

2. Прошлое (недавняя гроза / восстание декабристов);
3. Умиротворение (последний след тучи на успокоенных небесах / душа лирического героя ищет успокоения, приобщения к гармонии и красоте окружающего мира).В каждой части есть свои ключевые слова, присущ определенный стиль.

Так для первого четверостишия характерно уныние. Это помогают нам понять такие слова как «одна ты», «унылую тень», «печалишь… день».

Второе четверостишие агрессивное. Об этом говорит употребление таких словосочетаний, как «грозно тебя обвивала», «издавала таинственный гром», «алчную землю». Кроме того агрессию создают повторяющиеся «рычащие» согласные в словах «кругом», «грозно», «гром».
В последней строфе чувствуется умиротворение благодаря таким словам, как «миновалась», «освежилась», «промчалась», «с успокоенных гонит небес».Стихотворение написано четырехстопным амфибрахием с усечением (в данном случае с неполной стопой в конце последних двух строк каждой строфы), благодаря чему стихотворение становится похожим на философское размышление лирического героя. С другой стороны, плавно звучащие строки как бы успокаивают разбушевавшуюся стихию.

Обратим внимание на лексику. На первый взгляд, все слова в тексте простые и понятные, но если вчитаться внимательнее, то мы заметим такие слова, как «лазурь», «сокройся», «миновалась», «древес».

«Лазурь» — это один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день. По мнению некоторых ученых, это слово заимствовано из польского или чешского языка.Экспрессивный оттенок тексту стихотворения придают устаревшие формы слов «сокройся» и «миновалась».

«Древес» – т.е. деревьев, это слово не употребляется в современном русском языке.

Данные слова настраивают читателя на торжественный лад, служат для большей полноты раскрытия смысла стихотворения.

Для придания тексту особой изящности автор использует семантические повторы: точные лексические повторы («одна ты», «и»), синонимические повторы («облегала» — «обвивала», «миновалась» — «промчалась»), корневые повторы («небо» — «небес», «землю» — «земля», «буря» — «бури»).

Особо следует отметить местоимение «ты» и его формы «тебя», которое является содержательным центром стихотворения. Это ключевое слово встречается шесть раз в тексте; в нем сконцентрировано идейное содержание текста стихотворения.
Большую часть текста составляют глаголы. Насыщенность глаголами (плюс одно деепричастие) придает стихотворению динамизм, энергичность, напряженность ритма, указывают на быструю смену действия: несешься, наводишь, печалишь, облегала, обвивала, издавала, поила, сокройся, миновалась, освежилась, промчалась, гонит, лаская. Интересно время и вид глаголов. В первой строфе глаголы настоящего времени, во второй – прошедшего. Тем самым мы видим отклик на события прошлого и отражение явлений реальности. Для стихотворения характерна параллельная рифмовка. Удачно чередуются мужская и женская рифма: первые две строки каждой строфы женская – последние две строфы – мужская рифма. Благодаря женской рифме стихотворение произносится нараспев. Завершение каждой строфы мужской рифмой, с одной стороны, придает завершенность каждому абзацу, с другой стороны, делает стихотворение более торжественным и звучным.

Обратим внимание на фонетическую сторону текста. Не трудно заметить аллитерацию на сонорные согласные р, л, м, н:

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.

Сочетание этих согласных очень удачно. Благодаря этому приему читателю кажется, что лирический герой произносит эти слова легко, нараспев; они словно музыка льются из его сердца.
Своеобразен синтаксис стихотворения. В первых двух абзацах наблюдаем анафору:

Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день…
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.

Анафора «одна ты» задает стихотворению определенный ритм. За троекратным повтором слов звучит упрек и негодование. Анафора на «И» показывает нанизывание простых предложений в составе сложного. Такая стилистическая фигура называется многосоюзием. Троекратное употребление союза здесь не случайно, а намеренно.

Благодаря этому приему речь замедляется вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи.
В тексте два восклицательных предложения, причем первое из них номинативное. Это предложение-обращение «Последняя туча рассеянной бури!».

Второе – побудительное восклицательное предложение «Довольно, сокройся!». Риторическое обращение и риторическое восклицание создают содержательный центр произведения, передают настроение поэта, испытывающего чувство негодования по отношению к тем, кто лишает его возможности свободно творить.

Предложения первого абзаца построены четко и лаконично, по определенной схеме: подлежащее – сказуемое – второстепенные члены (определение – дополнение).

Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Такая же строгость в построение предложений наблюдается и в последней строфе: подлежащее-сказуемое:

… Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась…

Целостность текста достигается благодаря сочинительным союзам «и», а также бессоюзным предложениям, соединенным по смыслу.

В тексте присутствуют эпитеты, обозначающие внутреннее состояние: «последняя туча», « рассеянной бури», «ясной лазури», «унылую тень», «ликующий день», «таинственный гром», «алчную землю», «с успокоенных небес». Своеобразен эпитет «алчную землю». Чтобы усилить впечатление читателя, поэт использует гиперболизированное слово «алчную». Перед нами предстает преувеличенная жадность, желание, что-либо поглотить. Неожиданная сочетаемость лексико-семантических слов ясная лазурь, успокоенные небеса, рассеянная буря, таинственный гром наполняет их новым содержанием.
Одушевленность тучи проступает не только в четком пейзажно-символическом характере стихотворения, но и в наличии олицетворений «ты несешься», «ты наводишь», «ты печалишь», «ты облегала», «молния…обвивала», «ты издавала… поила», «ветер… гонит», «земля освежилась», «пора миновалась». Туча – это живое существо, символизирующее душу лирического героя, которая проходит через бурные чувственные искушения, обновляется и возрождается, приобщается к гармонии и красоте окружающего мира.
Таким образом, эта лирическая миниатюра – возможность поговорить о мире человека, его душе. Проанализировав текст, нетрудно заметить, что в основе стихотворения лежит прием иносказания – аллегория. В образах тучи и бури нашли отражение социальные потрясения и невзгоды, которые пришлось пережить поэту. Лексические средства, синтаксические конструкции, морфологические особенности, средства выразительности содействуют этому, делают текст более богатым и неповторимым. Метрика, рифма и тип рифмовки вводят в стихотворение элемент философского размышления.

Источник: http://rusteacher.ru/poleznye-materialy/119-analiz-stikhotvoreniya-a-s-pushkina-tucha

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Туча»

Последняя туча рассеянной бури!Одна ты несешься по ясной лазури.Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,И молния грозно тебя обвивала;И ты издавала таинственный гром

И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,Земля освежилась, и буря промчалась,И ветер, лаская листочки древес,Тебя с успокоенных гонит небес.

1835

Значение А.С. Пушкина для русской культуры трудно переоценить. Поэт, прозаик, драматург, основоположник современного литературного языка. Начал писать стихотворения в 1814 году, когда ему было 12 лет. Первые стихи были написаны в стиле французского классицизма и сентиментализма. Он писал легкие, сладострастные миниатюры, эпизодические пьесы, эпиграммы.

Поэт один из первых в отечественной литературе использовал прием отождествление природы с живым существом, сделав ее полноправной героиней своих произведений. Сначала, вдохновленный путешествием на юг, где красота Кавказа переполняла его, он видит свободу, широкие просторы, крутые горы. Позже, вспоминает игривые реки, низкие облака, серебристые вершины гор.

Пушкин очень любил природу родной страны. Особенно его радовали поездки в деревню. Морозные деньки, зимние катания на санях, реки, скованные льдом, золотой пожар осенних красок, запах прелой листвы, первое дыхание весны, звонкие ручьи, первые листья – все это воспевал великий поэт в своих творениях.

Стихотворение «Туча» принадлежит поздней лирике автора. Появилось в 1835 году. В тот период Александр Сергеевич уже отошел от романтических традиций и восторженной пейзажной лирики. Но это произведение выдержано в стиле романтизма.

Это ода летней буре, мощной, волнующей, но кратковременной. С первой строки звучит эмоциональное обращение к туче, как живому существу. Поэт будто ругает, обвиняет ее в том, что она портит, «печалит» солнечный день.

Она осталась, как напоминание о пролетевшей, нашумевшей буре. Ненастье сменилось хорошей погодой. Сейчас небо ясно, лазурно, но несколько минут назад была гроза, сверкали злые молнии, слышались раскаты грома, шел ливень.

Но туча не просто издавала «таинственный гром», она поила водой ненасытную, «алчную» землю. Видимо, до этого ливня был длительный засушливый период. Стихотворение построено на антитезе. В каждой строфе звучит контраст. Использованы яркие, меткие эпитеты, метафоры для изображения природных явлений.

Картина становится живой, богатой, эмоционально насыщенной. Сама туча олицетворяется с живым существом, сильным, могущественным, таинственным. Чувствуется древний, языческий страх перед ненастьем, громом, смешанный с восхищением.

Отношение автора к этой своеобразной героине противоречиво. В первом четверостишие он негодует, обвиняет тучу, что вовремя не исчезла с неба, как ее подруги. Поэт возмущен, что она портит погожий день.

Во втором катрене Пушкин более снисходителен. Он вспоминает грозную бурю и то, что туча освежила природу, напоила сухую землю влагой.

В этот момент из невинного облачка, она превратилась в грозную, величественную владычицу неба.

В третьем – лирик просит исчезнуть свою молчаливую собеседницу. Она выполнила свою миссию. Все обновилось, омылось дождем, а теперь радуется солнцу. Наступила гармония, умиротворение. Поэтому вечной небесной страннице стоит отправиться дальше.

Лирическое произведение состоит из трех катренов, которые составляют композицию стиха. Первый задает тон всему произведению. Ритм спокойный, гармоничный, плавный. Написано четырехстопным амфибрахием.

Яркая пейзажная зарисовка напоминает читателю о круговороте происходящих событий, явлений. И это касается не только природы. Все в жизни циклично. Непогода сменяется солнцем, теплом, а горе – радостью, благополучием.

И чем злее была буря, тем глубже, гармоничнее, мощнее то, что придет ей на смену. Ведь, не зная зла, невозможно оценить добро. А самое холодное, темное время перед рассветом. Так и в стихотворении, ненастье обновило природу, омыла зелень травы, листьев, напитала почву влагой, напоила животных.

Всему свое время, своя миссия, поэтому А.С. Пушкин просит тучу удалиться.

Источник: https://natworld.info/o-prirode-dlja-shkoly/stihotvorenija-o-prirode/a-s-pushkin-tucha-chitat-onlajn-analiz-stihotvorenija

Анализ стихотворения Пушкина Туча 7, 8 класс

Стихотворение «Туча» написано Пушкиным в 1835 году. Это произведение не большое, но он вмещает в себя очень много интересного и приятного, что очень важно как для читателей, так и для самого поэта.

Это произведение, как считают критики, считается гимном летнему дождю, так как оно красиво и посвящается именно этому явлению природы летом. Пушкин смог правильно и весьма своеобразно описать те эмоции, те впечатления, которые происходят у людей в душе, когда они смотрят на дождь, а также, чувствуют его.

Люди способны видеть многое, но все же не каждый. Но Пушкин прекрасно все описал в летнюю пору.

Первые строки стихотворения посвящены от автора прямо к туче. Эта туча – очень одинока, потому что она сама по себе плывет спокойно по небу, которое в тот момент – цвета лазури. Она как будто бы ищет места, где смогла бы остановиться, отдохнуть. Но все не находит.

Пушкин, как герой произведение как лирический герой, не слишком справедлив, так как он обращается к туче, говоря ей, чтобы она убралась с неба, так как мешает.

Это подчеркивает то, что все в мире делает что-то свое определенное, и уходит, не мешая другим делать свое дело.

Александр Пушкин – это писатель, который был в свое время очень известен, как и в простом обществе, так и в высшем. Именно этот человек, писатель и поэт очень талантлив. Его творчество почитают даже сейчас.

И именно он считается самым первым из всех русских писателей и поэтов, который начал использовать дл своих творческих произведений интересный и очень хороший прием литературный, который как бы соединяет живое существо и природу вокруг.

Читайте также:  "любви все возрасты покорны..." - стихи пушкина (текст)

Поэтому в этом произведение, которое называется «Туча» можно увидеть такой литературный прием. Он использован не только в этом произведении. Но именно в этом он был первым применен.

Анализ стихотворения Туча Пушкина №2

Стихотворение построено на обращении автора к единственной туче, оставшейся на небе после бури. Он наблюдает за ней и удивляется тому, что она одна на небе. Это подчеркивается при помощи анафоры – «одна ты».

В первой строфе присутствует яркое противопоставление, туча у поэта ассоциируется с чем-то грустным и угнетающим, недаром ее тень «унылая».

Туче противопоставлена природа после дождя и ее состояние передано при помощи эпитетов («ясной лазури», «ликующий день»).

Вид тучи заставляет поэта вспомнить о самой буре, когда туча закрывала все небо, виднелись «грозные» молнии и раздавался «таинственный» гром. Автор подчеркивает достоинство и необходимость тучи, ведь именно она напоила жаждущую землю живительной влагой – дождем. Ожидание дождя всей природой, его необходимость, нужность передается при помощи использованного эпитета «алчная».

Но пора бури уже прошла, дождь пролился, весь мир умылся и напитался влагой, и поэтому автор, обращаясь к небесной туче говорит:

Довольно, сокройся! Пора миновалась…

Это обращение к туче носит оттенок фамильярности, что подчеркивает употребление просторечных глаголов («миновалась», «сокройся»). Риторическое восклицание и использованное в обращение наречие «довольно» помогают передать нетерпение автора, который радуется окончанию бури и потому не желает, чтобы туча оставалась посреди ясного неба.

Для него она на чистом небе инородна, потому что все в природе устроено разумно и по определенным закономерностям. Поэтому нарушение их ведет к нарушению гармоничности мира, которая позволяет человеку чувствовать себя счастливым в природе. Туча выполнила полностью свое предназначение и освежила землю, более она не нужна на небесном небосклоне.

И именно поэтому ветер прогоняет ее с «успокоенных» небес.

Настроение автора переменчиво на протяжении всего стихотворения, и это придает живость, непосредственность стихотворению. Перед нами гимн природе после дождя. Это стихотворение автора можно отнести к литературному направлению -романтизм. Стихотворение насыщено сравнениями и метафорами, но более всего распространены в стихотворении эпитеты.

Стихотворный размер – амфибрахий с использованием четырехстопной стопы. Живость стихотворения достигается комбинированием рифмовок – смежной, перекрестной и гиперхолостой.

4, 6, 7, 8 класс

Анализ стихотворения Туча по плану

  • Анализ стихотворения Творчество БрюсоваВалерий Брюсов является приверженцем символизма. Его произведения нельзя воспринимать буквально, нужно суметь разгадать символы, которые он в них вложил. В стихотворении «Творчество»
  • Анализ стихотворения Весенние строчки ТвардовскогоСтихотворение «Весенние строчки» незамысловатое произведение, написанное незатейливыми фразами, простыми словами, не избитыми, понятными каждому. Это своеобразная живопись словом. В нём автор рисует обыкновенное весеннее утро.
  • Анализ стихотворения Когда волнуется желтеющая нива Лермонтова 7 классПоиском счастья человек занимается всю свою жизнь. Каждый ищет счастье в чем-то своем: в семье, в работе, в мечтах, в идеях, в помощи другим… Лирический герой Лермонтова постигает истинное счастье, созерцая природу вокруг себя.
  • Анализ стихотворения Батюшкова К ДашковуПроизведение формально относится по жанровой направленности к форме дружеского послания с элементами элегии, но по сути поэтического содержания является разновидностью гражданско-патриотической лирики поэта.
  • Анализ стихотворения Дедушка Мазай и зайцы Некрасова (дед Мазай)Николай Алексеевич Некрасов — поэт, у которого детская поэзия явилась новой вехой в творчестве. Поэт прекрасно понимал, какую огромную роль в становлении личности ребенка и её личностных качеств играет детское чтение

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/tucha-8-klass

Анализ стихотворения Пушкина “Туча” (1)

Стихотворение Пушкина “Туча” проникнуто свежестью летнего дня после грозы, пронизано солнечным светом, лишь задержавшаяся, почему-то, на небе туча “наводит унылую тень”. Стихотворение “нетерпеливое”: и поэт, и природа, словно ждут, когда небо станет чистым, туча скроется за горизонтом.

Интересно построение стихотворения. В первом катрене поэт точно укоряет тучу за то, что она еще не скрылась, нагоняя тоску и воспоминания о минувшем ливне.

Во втором четверостишии автор вспоминает минувшую грозу, когда земля жадно глотала живительную влагу, когда ослепительно сверкала молния, звучали раскаты грома… Когда эта туча была в расцвете своего могущества.

В последних четырех строках поэт обращается к туче, говорит, что ее время прошло и призывает скорее скрыться с глаз.

Не случайно стихотворение так построено. 1 катрен повествует нам о туче, главной героине, это своеобразное “вводное” четверостишие. Здесь автор сожалеет, что туча еще омрачает “ясную лазурь” неба.

1 катрен – апофеоз, кульминация стихотворения. Воспоминания о вдохновляют поэта, он яркими сочными, красками рисует нам ее картину. Можно сказать, что эти четыре строки – самые агрессивные во всем стихотворении.

Последний, 3 катрен наполнен умиротворением. Автор уже никому не грозит, а лишь уговаривает тучу скрыться. Это и есть подходящее завершениестихотворения.

В стихотворении мы видим разнообразие стилистических фигур и тропов. Несмотря на то, что тема и идея стихотворения одна, каждый катрен имеет собственный стиль.

1 катрен – немного унылый; почувствовать его настроение помогают стилистические образы, созданные поэтом: “унылую тень”, например, или целая строка “Одна ты печалишь ликующий день”.

С другой стороны, это четверостишие словно подготавливает нас к следующему, более “боевитому”. Здесь чувствуется и досада поэта на непокорную тучу. Это дает нам понять и обращение к туче, и троекратное повторение “одна ты”.

Стиль 2 катрена – агрессивный “боевой”. Об этом свидетельствуют и некоторые словосочетания: “грозно тебя обвивала”, “издавала таинственный гром”, “алчную землю”. Помогают нам лучше воспринять настроение катрена и повторяющиеся “рычащие” согласные в словах “кругом”, “грозно”, “гром”. Надо заметить, что они отсутствуют в последней строке, которая является главным переходом к 3 катрену.

Его стиль и ключевое слово – умиротворение. Автор не требует, а просит тучу: “Довольно”. Стилистические образы здесь тоже спокойные. Мы словно представляем себе “листочки древес” и “успокоенные небеса”.

Здесь употреблены и характерные слова со словосочетаниями: “миновалась”, “освежилась”, “лаская листочки древес”, Все это помогает нам лучше прочувствовать свежесть и стиль завершающего катрена.

В стихотворении можно отметить категориальное различие и сходство глагола времен глагола. Настоящее время глагола употреблено и в 1, и в 3 четверостишиях.

Нужно заметить, что и по стилю они схожи: поэт то требует, то просит тучу не омрачать солнечного дня. Во 2 катрене автор употребил прошедшее время глагола, вспоминая минувшую грозу.

Этим он как бы подчеркнул различие между спокойными 1, 3 и “воинственным” 2 катренами.

В лирической миниатюре А. С. Пушкина “Туча” мы можем отметить и индивидуально-авторское сочетание слов. Поэт употребил здесь множество ярких эпитетов, кроме него не свойственных никому другому.

Среди них выделяются следующие сочетания: “рассеянной бури”, “ясной лазури”, “унылую тень”, “ликующий день”. Заметьте: не радостный, не веселый, а именно “ликующий” день.

“Грозно обвивала”, “алчную землю”, “таинственный гром”, “успокоенных небес”.

Данные художественные средства играют огромную роль: они помогают нам понять и прочувствовать настроение стихотворения. Они делают его богаче и ярче, Не будь их, было бы стихотворение?

Давайте проведем небольшой эксперимент: из 1 катрена удалим лишь эпитеты. Что получится?

Последняя туча… бури!

Одна ты несешься по небу,

Одна ты наводишь… тень,

Одна ты печалишь… день.

Ну разве это стихотворение? Нет, конечно. Нельзя забывать, что мы убрали только эпитеты, а что будет, если оставить стихотворение без метафор, инверсий, сравнений, гипербол?! Теперь, я думаю, ясно, что без художественных и языковых средств в стихотворении никак нельзя!

Лазурь – слово обозначает яркую, чистую синеву. В стихотворении это очень важное слово. Сравните: “по ясной лазури” и “по ясной синеве”. Алчная – значит “жадная”, это слово не менее важно в стихотворении.

Миновалась – то есть минула, прошла. Это слово устаревшее, теперь не употребляется.

Скройся – скройся, удались, это слово тоже устаревшее.

Древес – деревьев, это слово не употребляется в современном русском языке.

Эти слова, мне кажется, настраивают читателя на торжественный лад, служат для большей полноты раскрытия смысла стихотворения.

Именно на начало XIX в. приходится расцвет романтизма. Стихотворение, как говориться, соответствует. Оно проникнуто восторгом от ясного “ликующего” дня, от “ясной лазури”, поэт в восхищении от природы. Да и недавнюю грозу описывает он ярко, красочно, что не менее характерно для романтизма.

(No Ratings Yet)
Loading…

Анализ стихотворения Пушкина “Туча” (1)

Источник: https://goldsoch.info/analiz-stixotvoreniya-pushkina-tucha-1/

Александр Пушкин — Туча: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала, И молния грозно тебя обвивала; И ты издавала таинственный гром

И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась, Земля освежилась, и буря промчалась, И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес.

Анализ стихотворения «Туча» Пушкина

Стихотворение «Туча» (1835 г.) является блестящим образцом пейзажной лирики Пушкина. В нем он использует прием олицетворения, обращаясь к туче, как к живому существу. Благодаря этому стихотворение обладает большой выразительностью и художественной красотой.

По поводу скрытого смысла произведения существует две точки зрения. Первая связана с романтическим толкованием образа тучи. Поэты-романтики считали тучи символами житейских проблем и несчастий, которые собираются над головой человека.

Сгущение туч означало непосредственную опасность. Буря с громом и молнией символизировала борьбу романтического героя с враждебными силами. Также непогода связывалась с отрицательными эмоциями, захлестывающими душу человека. Но погода – быстро меняющееся явление.

На смену буре приходит ясный солнечный день. Так же и человек находит в себе силы, чтобы справиться со своими проблемами. Изгнав из своего сердца страх и ненависть, он вновь испытывает радостные и светлые чувства. В нем просыпаются новые жизненные силы.

После прошедшего урагана все человеческие ощущения наполняются особой свежестью восприятия.

Согласно другой точке зрения стихотворение посвящено десятилетию со дня восстания декабристов («рассеянная буря»). Декабристы рассматриваются в качестве необходимого обществу сотрясения.

Поэт полностью разделял взгляды восставших, поэтому туча «издавала таинственный гром» и «поила дождем» истосковавшуюся по влаге землю. «Таинственный гром» и «дождь» — идеи декабристов о справедливом общественном устройстве.

Они должны были повлиять на человеческое общество («алчную землю»), направить его на правильный путь. Восстание провалилось, и декабристы, подобно тучам, были рассеяны. Общество успокоилось, и вновь воцарилось мнимое благополучие. Идеалы декабристов и их мятеж подверглись осуждению.

Пушкин остается верен этим идеалам, поэтому сравнивает себя с последней тучей. Он испытывал неудовлетворение, поэтому среди беззаботного общества («ликующий день») казался странно и подозрительно задумчивым («наводишь унылую тень»).

Независимо от того, какой смысл вкладывал в стихотворение сам Пушкин, оно является прекрасным произведением, посвященным природе. Кроме олицетворения поэт удачно применяет антитезу, противопоставляя картину грозной бури спокойному дню. Очень ярко выглядит образ именно последней тучи, которая становится пограничным явлением между двумя противоположными состояниями природы.

Популярные тематики стихов

Читать стих поэта Александр Пушкин — Туча на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник: https://rustih.ru/aleksandr-pushkin-tucha/

Анализ стихотворения Пушкина — Туча

Александр Пушкин по праву считается одним из первых русских поэтов, который в своих стихах использовал весьма распространенный сегодня литературный прием отождествления природы с живым существом. Примером этому может служить лирическое произведение «Туча», написанное в 1835 году и ставшее своеобразным гимном летнему дождю.

С первых его строк автор обращается в туче, которая после бури одиноко несется по лазурному небу, словно бы ища пристанища. Наблюдая за ней, Пушкин восхищается тем, насколько продуманно устроен наш мир, но при этом напоминает небесной страннице, что ее миссия уже завершена, и теперь пришло время покинуть небо. «Одна ты наводишь унылую тень, одна ты печалишь ликующий день», — отмечает поэт.

Пытаясь прогнать тучу, которая так омрачает ему настроение, Пушкин, тем не менее, прекрасно понимает, что все в этом мире взаимосвязано, и еще недавно эта небесная странница была такой необходимой и долгожданной.

Поэт подчеркивает, что именно она «алчную землю поила водой», когда все вокруг нуждалось в живительной влаге.

А гром и молнии, сопровождающие этой удивительное явление, служили всем нам напоминанием о том, что даже к обычной туче нужно относиться.

Читайте также:  Ода "вольность" - читать стихотворение а.с. пушкина

трепетно, возвышенно и с определенной долей уважения.

Однако автор тут же зам себе противоречит и обращается к своей собеседнице достаточно фамильярно: «Довольно, сокройся! Пора миновалась», — призывает поэт, подчеркивая при этом, что свою миссию туча уже выполнила, и теперь «ветер, лаская листочки древес, тебя с успокоенных гонит небес».

Этим обращением Пушкин хочет подчеркнуть не только тот факт, что мир переменчив и многообразен, но и обратить внимание читателей на простую истину — все в жизни должно подчиняться определенным законам, установленным не людьми, а некими высшими силами.

Автор подчеркивает, что их нарушение лишает и природу, и человека той удивительной гармонии, которая и дарит ощущение подлинного счастья.

Ведь если безобидная тучка смогла омрачить настроение поэта, что уж говорить о человеческих мыслях и поступках, которые могут принести гораздо больше боли и разочарования? Понимая это, Пушкин на простом и очень доступном для понимания примере объясняет, насколько важно делать все своевременно, чтобы потом не сожалеть о произошедшем и не быть изгнанным, как дождевая тучка, оказавшаяся не к месту и не ко времени на небесном небосклоне.

Другие работы по этой теме:

  • Что определяет эмоциональный фон стихотворения А. С. Пушкина «Туча»?Что определяет эмоциональный фон стихотворения А.С. Пуш­кина «Туча»? Стихотворение повествует о том, какова философия автора, как он воспринимает жизнь, к чему должны быть сведены ко­нечные.

  • Анализ стихотворения Пушкина «Поэт»В 1827-ом году Александр Сергеевич Пушкин пишет своё знаменитое стихотворение «Поэт». В своём творчестве автор неоднократно обращался к теме предназначения поэта, к его роли в.
  • Анализ стихотворения «Эхо» Пушкина«Эхо» (1831).

    По своему содержанию произведение близко пушкинскому «Пророку»: поэт должен вбирать жизнь во всем ее многообразии. Поэт уподобляет себя эху, которое не полностью воспроизводит.

  • Анализ стихотворения Пушкина «Сожжённое письмо»В 1825-ом году, пребывая в ссылке в своём имении в селе Михайловское, великий русский писатель и поэт Александр Сергеевич Пушкин написал немало прекрасных произведений. Одним.

  • Анализ стихотворения Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»К 30 годам Александр Пушкин уже был достаточно известным поэтом, чье творчество являлось предметом салонных споров. Однако светское общество относилось к стихам будущего классика русской.

  • Анализ стихотворения Пушкина «В поле чистом серебрится…»Александр Пушкин вырос на русских народных сказках и преданиях. К тому же, эстетика села ему была знакома не понаслышке, ведь детские годы поэта прошли в.
  • Анализ стихотворения «Сожженное письмо» Пушкина«Сожженное письмо» (1825).

    Стихотворение относится к любовной лирике Пушкина. В начале октября 1824 года поэт по­лучил от Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой (жены одесского губернатора, с которой.

  • Анализ стихотворения Пушкина «Вольность»Великий русский писатель и поэт, создатель русского литературного языка Александр Сергеевич Пушкин после окончанию Царскосельского Лицея в 1817-ом году начал служить в Петербургской коллегии иностранных.
  • Анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Я Вас любил»«Читая Пушкина, — писал Белинский, — можно превосходным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей.»; В 1819 году на.
  • Анализ стихотворения Пушкина «Я вас любил: любовь еще, быть может…»Любовная лирика Пушкина насчитывает несколько десятков стихотворений, написанных в различные периоды и посвященных нескольким женщинам. Чувства, которые испытывал поэт к своим избранницам, поражают своей силой.

    Свежие записи

    Копирование материалов сайта на сторонние ресурсы без указания активной ссылки запрещено!

  • Источник: http://rus-poetry.ru/analiz-stihotvoreniya-pushkina-tucha/

    referat5vip.ru

    ActionTeaser.ru — тизерная рекламаТуча

    Последняя туча рассеянной бури!Одна ты несешься по ясной лазури,Одна ты наводишь унылую тень,Одна ты печалишь ликующий день.Ты небо недавно кругом облегала,

    И молния грозно тебя обвивала;

    И ты издавала таинственный громИ алчную землю поила дождем.Довольно, сокройся! Пора миновалась,Земля освежилась, и буря промчалась,

    И ветер, лаская листочки древес,

    Тебя с успокоенных гонит небес.—————————————————————В данном стихотворении 3 четверостишия.В 1-м идет описание текущей ситуации, которую автор видит перед собой.Это одинокая туча, которая осталась последним напоминанием о былой бури. Очень сильно чувствуется контраст: туча (как осколок бушевавшей стихии) и ясная лазурь, по которой туча несется словно некое напоминание о недавно бушевавшей стихии.Так же контраст в 1м четверостишии дается следующими сравнениями:»Одна ты наводишь унылую тень,
    Одна ты печалишь ликующий день.»
    Есть спокойный пейзаж, есть ликующий день с его ясной лазурью, и лишь туча его омрачает. Особое внимание следует обратить на то, что автор обращается к туче как к живому существу. (ты обращение).Во втором четверостишии А.С. Пушкин приводит описание грозы, этой могучей стихии, которая недавно закончилась. Он словно вспоминает грозу. Небо было полностью затянуто тучами, грозная молния — как символ величия и силы стихии. Это очень сильные образы, показывающие силу природы, ее мистическую власть (таинственный гром), а так же необходимость природы в этой грозной силе — алчная земля, нуждающаяся во влаге.Но время этой силы прошло (3 четверостишие). Автор вновь после воспоминания о былой грозе возвращается к текущей ситуации. И словно опомнившись от воспоминания мощи грозы, он не хочет видеть на небе осколок этой рассеяной бури, это напоминание о грозной силе.Здесь чувствуется, что автор в своем порыве сливается с природой, он тонко чувствует изменения, происходящие в ней. Он чувствует необходимость в грозе, но так же он ощущает, что природа переродилась и готова к ясному дню. Поэтому в этом порыве единения с силами природы он восклицает, обращаясь к туче: «Довольно, сокройся!… Пора миновала…» Земля обновлена, и в бури необходимости больше нет.И используемые в этом четверостишии слова отражают переход от бури к спокойствию природы:Довольно! Сокройся! Буря промчалась. — идет очень мощный ритм, отражающий волю автора и состояние природы.Ветер, лаская, листочки — вновь переход к покою.»…с успокоенных гонит небес» — спокойная картина природы.

    По сути своей — это стихотворение эмоционально очень яркое, в нем видна радость автора от единения с природой, от того, что он чувствует в этот момент окружающую себя действительность. И эта радость буквально взрывается в строках…

    ActionTeaser.ru — тизерная реклама

    Источник: https://referat5vip.ru/analiz-stikhotvoreniya/analiz-stikhotvorenij-pushkina/6994-analiz-stikhotvoreniya-pushkina-tucha

    Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи». Сравнение со стихотворением А.С. Пушкина «Туча» :

    Михаил Юрьевич Лермонтов часто задумывался над вопросами о свободе, одиночестве, гармонии. И эти размышления находили отражение в его творчестве. В стихотворении «Тучи» Лермонтова, анализ которого представлен ниже, тема свободы, одиночества, любви к Родине являются центральными.

    История создания

    Анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова стоит начать со знакомства с историей его написания. Оно было написано в 1840 году и относится к позднему периоду творчества Лермонтова. Мотив изгнания и тоски по Родине не случаен: Лермонтова высылали на Кавказ.

    Причиной этого стала дуэль поэта с сыном французского посла. По утверждениям очевидцев, Лермонтов написал стихотворение в тот день, когда он должен был покинуть Петербург, находясь на квартире у Карамзиных. Поэта вдохновили проплывающие над Невой тучи. Это стихотворение стало завершающим в его сборнике, который был опубликован в 1940 году.

    Мотивы в произведении

    Следующий пункт анализа стихотворения «Тучи» Лермонтова – какие темы затрагиваются в произведении. Это характерная для творчества Михаила Юрьевича тема одиночества и свободы. Лирический герой завидует тучам, которые свободны от любых предрассудков и вольны плыть туда, куда им хочется.

    Тема изгнания связана с тем, что на долю поколения поэта не выпало никаких подвигов. Кавказская война была глупой затеей, за участие в которой солдатам нечем было гордиться. Лермонтов считал свое поколение людьми холодными, циничными, равнодушными.

    Неудивительно, что в его известном «Герое нашего времени» главное действующее лицо – это Печорин, надменный человек, которому все наскучило. Людей поэт сравнивает с тучами, которые такие же равнодушные, не имеющие ни к чему и ни к кому привязанности.

    В анализе стихотворения «Тучи» Лермонтова следует отметить, что тема одиночества перекликается с любовью и тоской по родным краям. Чем сильнее герой ощущает себя ненужным и одиноким, тем больше он тоскует по Родине. Сильно любить и страдать от изгнания можно только имея пылкое сердце.

    Образы в стихотворении

    Важным пунктом в анализе по плану стихотворения «Тучи» Лермонтова являются образы, созданные поэтом. Недаром тучи были выбраны описанием странников, которые вечно путешествуют.

    Они всегда находятся в движении, и нет в природе такой силы, которая бы смогла их остановить. Герой сравнивает себя с ними: он ощущает себя таким же, как они. Неудивительно, что Лермонтов выбрал такое сравнение.

    Это была уже вторая его ссылка на Кавказ.

    Герой задает вопросы о причинах его изгнания: политические мотивы или причина в людских пороках? Или же это его судьба – быть вечным странником? Он завидует тучам, потому что они покинули края из-за скуки, просто им так захотелось.

    Они свободны от предрассудков, пороков, они лишь сторонние наблюдатели. Тучи со своей высоты равнодушно взирают на людей, которыми управляют чувства.

    В то же время, герой понимает, что людям не стать молчаливыми созерцателями из-за своих пороков и страстей.

    Гармония между человеком и природой

    В кратком анализе стихотворения «Тучи» Лермонтова следует рассмотреть важный вопрос для героя – достижение гармонии. Он уверен, что человек не умеет жить в согласии с природой. Люди могут лишь наблюдать за ее волшебными изменениями и явлениями.

    Но стать таким же совершенными им мешают гнев, зависть, обиды и другие пороки. Лишь отказавшись от них, человек сможет обрести внутреннее равновесие и гармонию. Люди не могут подобно тучам подняться выше своих желаний, гордыни и стать таким же свободными, как они. Поэтому в человеческих отношениях редко встречаются взаимопонимание и любовь.

    Литературные тропы и средства выразительности

    В анализе стихотворения М.Ю. Лермонтова «Тучи» одним из пунктов являются литературные приемы, который использовал поэт. Произведение насыщено эпитетами, что придает большую экспрессию картине. А использование метафорических сравнений и приёмов одушевления помогает поэту показать тучи не как природное явление, а создать образ странников, равнодушных созерцателей.

    Метафоры, которые использовались для описания туч, так же раскрывают внутренний мир героя. В стихотворении имеется олицетворение – поэт называет тучи странниками.

    Лермонтов прибегает к анафоре, что усиливает важность вопросов для героя. Данные литературные тропы делают стихотворение выразительным, экспрессивным.

    Поэтому читая его, читатель может представить себе диалог между лирическим героем и тучами.

    Сравнение стихотворений

    Бывает так, что в творчестве двух поэтов встречаются произведения, которые кажутся на первый взгляд похожими. Но при более внимательном и детальном прочтении обнаруживаются некоторые различия. Ниже представлен сравнительный анализ стихотворений Пушкина и Лермонтова «Тучи».

    В творении Александра Сергеевича туча представляется герою как предвестие чего-то грозного. Поэтому он так рад тому, что грозовые тучи рассеялись, и небо вновь стало чистым и светлым. Вначале туча была хозяйкой на небе, потому что нужно было напоить землю дождем. Но потом время ее правления заканчивается, и уже свежий ветер прогоняет ее с небосклона.

    В представлении Пушкина, туча – нежеланная гостья, которая ассоциировалась у него с каким-то грозным или неприятным событием. Но он понимал, что все пройдет, и вновь будет сиять солнце. Для героя является привычным состояние спокойствия, счастья, равновесия.

    Другое отношение к тучам у Михаила Юрьевича. Для него они – близкие подруги, но в тоже время являются его противоположностями. Они ему кажутся близкими, потому что являются такими же странниками, как и он. Но, в отличие от него, тучи свободны от проявлений чувств, беспристрастны. И, возможно, в этом и состоит их преимущество.

    В зависимости от отношения к этому явлению природы, поэты подбирали соответствующие литературные приемы. Эпитеты, подобранные Пушкиным для описания туч, отличаются мрачными, унылыми оттенками.

    Им противопоставляются эпитеты описания ветра и светлого небосклона. Метафоры одушевления в стихотворении Пушкина, показывают тучи как какое-то разъяренное существо.

    И, опять же, им противопоставляется свежий ветер.

    Лермонтов же относится к ним как к вечным странникам, равнодушным наблюдателями. В эпитетах, имеющих отношение к тучам, часто употребляется слово вечно. Это подчеркивает их бессмертие, их космическую природу. Метафоры в стихотворении Лермонтова одновременно описывают и тучи, и внутренний мир лирического персонажа.

    Таким образом, эти два стихотворения являются разными по своему настроению, но в то же время тучи являются возможностью раскрыть внутренний мир героя. В стихотворении Лермонтова затрагиваются не только темы одиночества и свободы, но и философские размышления о достижении гармонии с природой.

    Источник: https://www.syl.ru/article/356608/analiz-stihotvoreniya-lermontova-tuchi-sravnenie-so-stihotvoreniem-a-s-pushkina-tucha

    Ссылка на основную публикацию