История создания романа «евгений онегин» пушкиным

История создания романа «Евгений Онегин» Пушкина: история написания по главам

Роман «Евгений Онегин» является центральным произведением в творчестве выдающегося русского поэта А. С. Пушкина.
В этой статье представлена история создания романа «Евгений Онегин» Пушкина: история написания произведения по главам.

Смотрите: Все материалы по «Евгению Онегину»

Пушкин работал над романом «Евгений Онегин» свыше 7 лет. «Евгений Онегин» был начат 9 мая 1823 г. в Кишиневе и окончен 25 сентября 1830 г. в Болдине. По словам самого Пушкина, работа над романом длилась «7 лет 4 месяца 17 дней».

Ниже представлена краткая история создания «Евгения Онегина» по главам.

Глава первая


Пушкин начал первую главу «Евгения Онегина» 9 мая 1823 г. в Кишеневе. Глава была закончена 22 октября в Одессе. Первоначальный текст впоследствии подвергся переработке. Ряд строф Пушкин исключил, некоторые новые внес в уже законченный текст главы. Глава была напечатана отдельной книжкой и вышла в свет 18 февраля 1825 г. Втoрoе издание главы вышло в конце марта 1829 г. В этом издании глава была посвящена брату поэта — Льву Сергеевичу Пушкину.

Глава вторая


Вторая глава писалась в Одессе непосредственно после окончания первой. К 3 ноября 1823 г. были написаны первые 17 строф. Глава была закончена 8 декабря 1823 г. в составе 39 строф. В 1824 г. Пушкин доработал и дополнил ее новыми строфами. Отдельной книгой глава была напечатана в октябре 1826 г. с указанием «Писано в 1823 году». Глава была переиздана в мае 1830 г. 

Глава третья

Третья глава «Евгения Онегина» была начата 8 февраля 1824 г. в Одессе; к июню глава была написана до письма Татьяны. Дальнейшая часть главы писалась в Михайловском. Вся глава была окончена 2 октября 1824 г. В печати глава появилась около 10 октября 1827 г. 

Глава четвертая

Пушкин приступил к работе над четвертой главой «Евгения Онегина» в конце октября 1824 г. в Михайловском. Поэт писал эту главу с перерывами, так как в это же время работал над «Борисом Годуновым», «Графом Нулиным» и др. К 1 января 1825 г. была написана строфа XXIII.

Последнюю строфу Пушкин написал 6 января 1826 г. Позднее, уже в конце 1826 года, поэт переработал эту главу. Четвертая глава была издана вместе с пятой и вышла в свет 31 января 1828 года. Глава была опубликована с посвящением другу Пушкина — П. Плетневу.

Это посвящение впоследствии было перенесено в начало романа.

Глава пятая


Пятая глава «Евгения Онегина» была начата за два дня до окончания предыдущей — 4 января 1826 г. Пятая глава писалась с перерывами. 22 ноября 1826 г. глава была окончена и переписана. Глава была издана вместе с четвертой главой в одной книжке 31 января 1828 года.

Шестая глава «Евгения Онегина» писалась в Михайловском в 1826 г. Точные даты написания неизвестны, так как рукописи не сохранились. Предположительно, почти вся глава была написана Пушкиным до августа 1827 г. Глава вышла в свет 23 марта 1828 г.. 

Глава седьмая

Пушкин начал писать седьмую главу, судя по всему, непосредственно после завершения шестой главы, то есть в августе 1827 г. Глава писалась с перерывами. К 19 февраля 1828 г. было написано 12 строф. 4 ноября 1828 г. Пушкин закончил всю главу, находясь в Малинниках. Седьмая глава вышла в свет отдельной книжкой 18 марта 1830 г.

Глава восьмая


Пушкин начал работу над восьмой главой 24 декабря 1829 г. и закончил ее 25 сентября 1830 г. в Болдине. Позднее, 5 октября 1831 г. в Царском Селе было написано письмо Онегина Татьяне. Глава была издана около 20 января 1832 г. На обложке главы значится: «Последняя глава «Евгения Онегина»».

Глава о путешествии Онегина (не вошла в роман)


Изначально глава о путешествии Онегина должна была стать восьмой по счету, но позднее глава была убрана из романа. Частично глава о «Путешествии» была написаны еще в 1825 г. в Михайловском (описание Одессы). Эта часть была напечатаны в «Московском Вестнике» в марте 1827 г.

Другие отрывки (описание Крыма) появились в «Литературной газете» 1 января 1830 г. В качестве самостоятельной восьмой главы они были обработаны Пушкиным в Болдине осенью 1830 г. Вся глава была закончена 18 сентября 1830 г.

В окончательной редакции глава о путешествии Онегина на вошла в текст романа.

Глава десятая (черновики)

Пушкин задумывал написать десятую главу «Евгения Онегина», но глава не была опубликована и до нас дошли лишь ее отрывки и черновики. По словам современников, в десятой главе Пушкин, предположительно, хотел показать поездку Онегина на Кавказ и его гибель там. Пушкин зашифровал первые 16 строф главы. Эта зашифровка дошла до нас не полностью: по ней можно восстановить лишь часть текста. 

В 1833 г. Пушкин издал «Евгения Онегина» в окончательном виде и полном составе (одной книгой). Второе издание романа вышло в январе 1837 г. почти без всяких изменений.

Таким образом, отдельные главы «Евгения Онегина» выходили в следующие годы:

  • Первая глава — 1825 г., (второе издание — 1829 г.)
  • Вторая глава — 1826 г., (второе издание — 1830 г.)
  • Третья глава — 1827 г.
  • Четвертая и пятая главы — 1828 г.
  • Шестая глава — 1828 г.
  • Седьмая глава — 1830 г.
  • Восьмая глава — 1832 г.

(По материалам «Полного собрания сочинений А. С. Пушкина в 10 томах», том 5, 1950 г., примечания Б. В. Томашевского)

Такова история создания романа «Евгений Онегин» Пушкина: история написания произведения по главам.

Смотрите: Все материалы по «Евгению Онегину»

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/09/istorija-sozdanija-evgenij-onegin-pushkin.html

Евгений Онегин

Вступление
Глава первая
Глава вторая
Глава третья
Глава четвертая
Глава пятая
Глава шестая
Глава седьмая
Глава восьмая
Глава девятая (отрывки из путешествия Онегина)
Глава десятая (расшифровка)
Примечания

«Евгений Онегин» (1823—1831) — роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина, одно из самых значительных произведений русской словесности.

История создания

Пушкин работал над романом свыше семи лет. Роман был, по словам Пушкина, «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Работу над ним Пушкин называл подвигом — из всего своего творческого наследия только «Бориса Годунова» он характеризовал этим же словом. На широком фоне картин русской жизни показана драматическая судьба лучших людей дворянской интеллигенции.

Начал работу над «Онегиным» Пушкин в 1823 году, во время своей южной ссылки. Автор отказался от романтизма как ведущего творческого метода и начал писать реалистический роман в стихах, хотя в первых главах ещё заметно влияние романтизма.

Изначально предполагалось, что роман в стихах будет состоять из 9 глав, но впоследствии Пушкин переработал его структуру, оставив только 8 глав. Он исключил из произведения главу «Путешествие Онегина», которую включил в качестве приложения.

После этого была написана десятая глава романа, являющаяся зашифрованной хроникой из жизни будущих декабристов.

Публиковался роман в стихах отдельными главами, и выход каждой главы становился большим событием в современной литературе. В 1831 году роман в стихах был окончен и в 1833 году вышел в свет. Он охватывает события с 1819 года по 1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов.

Это были годы развития русского общества, времени правления царя Александра I. Сюжет романа прост и хорошо известен. В центре романа — любовная интрига. А главной проблемой является вечная проблема чувства и долга. В романе «Евгений Онегин» отразились события первой четверти XIX века, то есть время создания, и время действия романа примерно совпадают.

Александр Сергеевич Пушкин создал роман в стихах подобно поэме Байрона «Дон Жуан». Определив роман как «собранье пёстрых глав», Пушкин подчёркивает одну из черт этого произведения: роман как бы «разомкнут» во времени, каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение. И тем самым читатель обращает внимание на самостоятельность каждой главы романа.

Роман стал энциклопедией русской жизни 20-х годов позапрошлого века, так как широта охвата романа показывает читателям всю действительность русской жизни, а также многосюжетность и описание разных эпох. Именно это дало основание В. Г. Белинскому в своей статье «Евгений Онегин» сделать вывод:
«„Онегина“ можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».

В романе, как и в энциклопедии, можно узнать всё об эпохе: о том, как одевались, и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чём они разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская жизнь. Кратко, но довольно ясно, автор показал крепостную деревню, барскую Москву, светский Петербург.

Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа — Татьяна Ларина и Евгений Онегин. Автор воспроизвёл атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина.

Сюжет

Роман начинается брюзгливой речью молодого дворянина Евгения Онегина, посвящённой болезни его дядюшки, вынудившей его покинуть Петербург и отправиться к одру больного в надежде стать наследником умирающего.

Само повествование ведётся от имени безымянного автора, представившегося добрым приятелем Онегина.

Обозначив таким образом завязку, автор посвящает первую главу рассказу о происхождении, семье, жизни своего героя до получения известия о болезни родственника.

Евгений родился «на брегах Невы», то есть в Петербурге, в семье типичного дворянина своего времени —

«Служив отлично — благородно, Долгами жил его отец. Давал три бала ежегодно И промотался наконец».
Сын такого отца получил типичное же воспитание — сначала гувернантка Madame, затем гувернёр-француз, не утруждавший своего воспитанника обилием наук. Здесь Пушкин подчеркивает, что воспитанием Евгения с детства занимались чужие для него люди, к тому же иностранцы.
Жизнь Онегина в Петербурге была полна любовными интригами и светскими забавами, но теперь ему предстоит скука в деревне. По прибытии оказывается, что дядя умер, а Евгений стал его наследником. Онегин поселяется в деревне, и вскоре им действительно овладевает хандра.

Соседом Онегина оказывается приехавший из Германии восемнадцатилетний Владимир Ленский, поэт-романтик. Ленский и Онегин сходятся. Ленский влюблен в Ольгу Ларину, дочь помещика.

На всегда весёлую Ольгу не похожа её задумчивая сестра Татьяна. Встретив Онегина, Татьяна влюбляется в него и пишет ему письмо. Однако Онегин отвергает её: он не ищет спокойной семейной жизни. Ленский и Онегин приглашены к Лариным.

Онегин не рад этому приглашению, но Ленский уговаривает его поехать.

«[…] Надулся он и, негодуя, поклялся Ленского взбесить, И уж порядком отомстить».
На обеде у Лариных Онегин, дабы заставить Ленского ревновать, неожиданно начинает ухаживать за Ольгой. Ленский вызывает его на дуэль. Поединок заканчивается смертью Ленского, и Онегин уезжает из деревни.
Через два года он появляется в Петербурге и встречает Татьяну. Она важная дама, жена князя. Онегин воспылал к ней любовью, но на этот раз был отвергнут уже он, несмотря на то, что Татьяна так же любит его, но хочет остаться верной мужу.

Сюжетные линии

  1. Онегин и Татьяна:
    • Знакомство с Татьяной
    • Разговор с няней
    • Письмо Татьяны к Онегину
    • Объяснение в саду
    • Сон Татьяны. Именины
    • Посещение дома Онегина
    • Отъезд в Москву
    • Встреча на балу в Петербурге через 2 года
    • Письмо к Татьяне (объяснение)
    • Вечер у Татьяны
  2. Онегин и Ленский:
    • Знакомство в деревне
    • Разговор после вечера у Лариных
    • Визит Ленского к Онегину
    • Именины Татьяны
    • Дуэль (Смерть Ленского)

Действующие лица

  • Евгений Онегин — прототип Пётр Чаадаев, друг Пушкина, назван самим Пушкиным в первой главе. История Онегина напоминает жизнь Чаадаева. Важное влияние на образ Онегина оказал Лорд Байрон и его «Байроновские Герои», Дон Жуан и Чайлд Гарольд, которые также не раз упоминаются самим Пушкиным.
  • Татьяна Ларина — прототип Авдотья (Дуня) Норова, подруга Чаадаева. Сама Дуня упоминается во второй главе, а в конце последней главы Пушкин выражает свою скорбь по поводу её безвременной кончины. Из-за гибели Дуни в конце романа прототипом княгини, созревшей и преображённой Татьяны, выступает Анна Керн, возлюбленная Пушкина. Она же, Анна Керн, была прототипом Анны Керениной. Хотя внешность Анны Карениной Лев Толстой списал со старшей дочери Пушкина, Марии Гартунг, но имя и история очень близка к Анне Керн. Так, через историю Анны Керн, роман Толстого «Анна Каренина» является продолжением романа «Евгений Онегин».
  • Ольга Ларина, её сестра — обобщённый oбраз типичной героини популярного романа; красивый внешне, но лишённый глубокого содержания.
  • Владимир Ленский — сам Пушкин или скореe его идеализированный образ.
  • няня Татьяны — вероятный прототип — Яковлева Арина Родионовна, няня Пушкина
  • Зарецкий, дуэлянт — в числе прототипов называли Фёдора Толстого-Американца
  • Не названный в романе муж Татьяны Лариной, «важный генерал», генерал Керн, муж Анны Керн.
  • Автор произведения — сам Пушкин. Он постоянно вмешивается в ход повествования, напоминает о себе, водит дружбу с Онегиным, в своих лирических отступлениях делится с читателем своими размышлениями о самых разных жизненных вопросах, высказывает свою мировоззренческую позицию.
Читайте также:  Почему татьяна ларина - любимая героиня а.с. пушкина?

В романе упоминается также отец — Дмитрий Ларин — и мать Татьяны и Ольги; «княжна Алина» — московская кузина матери Татьяны Лариной; дядя Онегина; ряд комичных образов провинциальных помещиков (Гвоздин, Флянов, «Скотинины, чета седая», «толстый Пустяков» и проч.); петербургский и московский свет.

Образы провинциальных помещиков в основном имеют литературное происхождение. Так, образ Скотининых отсылает к комедии Фонвизина «Недоросль», Буянов — герой поэмы «Опасный сосед» (1810—1811) В. Л. Пушкина. «Среди гостей ещё намечались „Кирин важный“, „Лазоркина — вдова-вострушка“, „толстого Пустякова“ заменял „толстый Тумаков“, Пустяков был назван „тощим“, Петушков был „отставным канцеляристом“».

Поэтические особенности

Роман написан особой «онегинской строфой». Каждая такая строфа состоит из 14 строк четырёхстопного ямба.
Первые четыре строчки рифмуются перекрёстно, строки с пятой по восьмую — попарно, строки с девятой по двенадцатую связаны кольцевой рифмой. Оставшиеся 2 строчки строфы рифмуются между собой.

Источник: http://PushkinPoetry.ru/eo.htm

История создания романа Пушкина Евгений Онегин

Написанию произведения поэт посвящает долгих семь лет, начав работу над романом в период своей южной ссылки.

Первоначально по замыслу автора произведение структурируется девятью главами, однако впоследствии поэт перерабатывает содержание романа и оставляет в структуре лишь восемь глав, сюжет которых основан на собственных наблюдениях и заметках поэта.

Издание произведения происходит постепенно в виде опубликования отдельных глав, каждая из которых становится значительным событием в развитии современной литературы. По окончании написания романа в целом поэт подвергает первоначальное содержание глав изменению, исключая некоторый ряд строф, перерабатывая текст и внося в него дополнения.   

Каждая глава романа в стихах ограничена собственным временным промежутком и представлена в виде целостного, самостоятельного раздела, который может считаться оконченным, а может иметь продолжение.

Интересным фактом является событие, связанное с написанием пятой главы произведения, которую поэт проигрывает в карточной игре, а затем отыграв, теряет рукописный текст. Ситуацию спасает младший брат поэта, обладающий феноменальной памятью, который ранее прочитывает данную часть романа и помогает поэту восстановить ее, вспоминая отрывки стихов.

Отличительной особенностью поэтического произведения является разработка поэтом нового стихотворного метода, созданного исключительно для изложения романа в стихах, при котором поэтические мысли выражаются в виде определенной структуры, а не свободного полета мышления автора.

Тем самым поэт создает строфу, впоследствии названную онегинской, в форме рифмования четырехстопным ямбом четырнадцати строк, сочетающих в себе окончания женского и мужского родов.

С помощью использования данного метода поэт создает в романе аналоги прозаического произведения, переходя плавно из одной тематики в иную, а также периодически меняя стилистику содержания то в виде размышлений, то излагая сюжетную линию в динамичной форме.

Сюжетная линия романа связана с любовными отношениями, но при создании произведения поэт отходит от литературного жанра в виде романтизма, отдавая предпочтение изложению в реалистической форме.

Учитывая длительную работу поэта над произведением, заключающуюся в фрагментарности и прерывности, ряд критиков отмечает, что данное пушкинское творение является огромным поэтическим альбомом живого впечатления автора, нашедшие свое выражение в лирических отступлениях, авторских монологах и репликах, описанных в определенных текстовых фрагментах, отличающимися стройным композиционным стилем.

Данная особенность романа навеяна философскими рассуждениями поэта, чертами его духовного мира и представлениями о жизни, любви, обществе, мире, которые выражаются в создании поэтом принципа последовательного симметричного повествования. 

Роман насыщен глубинной духовностью и целостным восприятием жизнеощущения.

Вариант 2

Роман создавался в течение семи с небольшим лет. До Пушкина такое никто не писал, за исключением, англичанина сэра Джорджа Байрона. Пушкинский роман в стихах реалистичен. В нём он описывает человека, в которого он вложил идеи развития новой России.

Пушкин живо интересовался историей России. Он разделял идеи декабристов. Хоть он и не вышел с ними на Сенатскую площадь, но был сослан в ссылку за дружбу с ними в тёплую Бессарабию, а не в холодную и лютую Сибирь. Там он и начал писать свой роман.

Он писал роман о герое своего времени. После него пробовали такое писать Лермонтов о Печорине и Гончаров об Обломове А время тогда было такое, что низы не хотели жить по-старому, а верхи продолжали управлять по-старому и не хотели ничего менять. Назревал социальный и экономический кризис. Пушкин чувствовал его приближение.

Пушкин взвалил на свои плечи решение написать огромный труд. Такой до него написал только Радищев – «Путешествие из Петербурга в Москву», которое было запрещено цензурой и издавалось тайно. Автор постоянно присутствует на страницах романа. Он беседует с читателем.

Каждая глава – это отдельная по сюжету история. Они создавались не все сразу, а постепенно, в разное время и в разных местах, в разных жизненных ситуациях. «Евгений Онегин» охватывает четыре периода творчества поэта. Из некоторых черновиков романа получились впоследствии самостоятельные произведения. Некоторые фразы стали  к ним эпиграфами.

Каждая глава издавалась как самостоятельное произведение. Читающий люд с нетерпением ждал издания очередной главы. Люди пытались предсказать события. Пушкин постоянно ощущал интерес к «Евгению Онегину». Общество как-будто выступало свидетелем написания романа.

Мне кажется, что Пушкин вёл дневник или у него была какая-то записная книжка. В неё он заносил пометки, свои впечатления о людях, событиях, интересные мысли, фразы, цитаты. Потом из этих записей и рождались главы романа.

Иначе, почему роман был назван критиками «энциклопедией русской жизни». Не возможно удержать в уме всю информацию. Все мелочи и нюансы жизни в России того времени. А в романе с точностью описана и мода, и как солить грибы, и занятия милых девушек, о чём разговаривали.

Собственно говоря, он сам об этом намекает в одной из глав. Якобы Онегин писал мысли, замечания, портреты, числа, имена, черновики писем, портретные зарисовки. И сам Пушкин так делал на черновиках романа.

Пушкин вводит в роман образ автора. Он выступает в роли рассказчика. Но это не сам Пушкин, это – художественный образ. Это примерно так, как герой какого-нибудь произведения и его прототип в реальной жизни. Да его биография частично совпадает с биографией Пушкина.

Изначально поэт планировал написать 9 глав романа, но в процессе написания осталось только 8 глав. Он убрал главу, в которой рассказывал о путешествии Онегина. Потом написал 10 главу о жизни будущих декабристов. Но её понять сложно, Пушкин зашифровал её. А потом из соображений безопасности вообще сжёг её.

После окончания романа Пушкин дописывает его, включает в текст одной из глав письмо Онегина к Татьяне. И больше к роману не возвращается.

Также читают:

← Смысл названия романа Капитанская дочка ← Анализ романа Дубровский↑ ПушкинКритика о романе Евгений Онегин → Композиция произведения Евгений Онегин →

  • Характеристика и образ Лойко Зобара в рассказе Горького Макар Чудра сочинениеОдним из основных персонажей произведения является Лойко Зобар, представитель цыганского племени. Писатель представляет Лойко в образе молодого, красивого цыгана с ясными светящимися глазами
  • Характеристика Пискарева и его образ в повести Невский проспект ГоголяОдин из главных героев «Невского проспекта» Гоголя — художник Пискарёв. Только художник этот был характером, не как все итальянские художники, гордые и величественные, он был скромным
  • Сочинение Анализ рассказа Ванька ЧеховаУгнетение людей и социальное неравенство – тематика, которая всегда интересовала представителей интеллигенции и так называемый высокий класс. Некоторые представители социальной элиты и аристократии заботятся о том как оправдать систему угнетения
  • Характеристика и образ Главной героини в рассказе Чистый понедельник Бунина сочинениеРассказ «Чистый понедельник» Бунина имеет четкие временные рамки, он описывает период до 1914 года, когда главные герои встречаются в одной из церквей. Эти годы являлись трудными для России
  • Характеристика и образ Старухи Изергиль в рассказе Горького сочинениеОсновным персонажем произведения является старуха по имени Изергиль, представленная писателем в образе пожилой женщины, прожившей тяжелую и сложную жизнь.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/pushkin/evgenij-onegin-istoriya-sozdaniya

Готовые школьные сочинения

Янв 24 2011

Творческая история создания романа «Евгений Онегин»

Роман “Евгений Онегин” писался Пушкиным в течение 8 лет. В нем описываются события первой четверти XIX века, то есть время создания и время действия романа примерно совпадают.

Читая его мы понимаем, что роман является уникальным, ведь ранее в мировой литературе не существовало ни одного романа в стихах.

Лиро-эпический жанр произведения предполагает переплетение двух сюжетов — эпического, главные герои которого Онегин и Татьяна, и лирического, где главный герой — персонаж, называемый Автором, то есть лирический герой романа. “Евгений Онегин” — реалистичный роман.

Метод реализма предполагает отсутствие заданности, изначального четкого плана развития действия: образы героев развиваются не просто по воле автора, развитие обусловлено теми психологическими и историческими чертами, которые заложены в образах. Завершая VIII главу, автор сам подчеркивает эту особенность романа:

  • И даль свободного романа
  • Я сквозь магический кристалл
  • Еще неясно различал.

Определив роман как “собранье пестрых глав”, Пушкин подчеркивает еще одну сущностную черту реалистичного произведения: роман как бы “разомкнут” во времени, каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение. Тем самым акцентируется внимание читателя на самостоятельной ценности каждой главы.

Уникальным этот роман делает и то, что широта охвата действительности, многосюжетность, описание отличительных особенностей эпохи, ее колорита приобрели такую значимость и достоверность, что роман стал энциклопедией русской жизни 20-х годов прошлого века. Читая роман мы, как в энциклопедии, можем узнать все о той эпохе: о том, как одевались и что было в моде (”широкий боливар” Онегина и малиновый берет Татьяны), меню престижных ресторанов, что шло в театре (балеты Дидло).

На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества того времени: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство, крестьянство. Это позволяет нам говорить об “Евгении Онегине” как об истинно народном произведении.

Петербург того времени собирал в себе лучшие умы России. Там “блистал Фонвизин”, люди искусства — Княжин, Истомина. Автор хорошо знал и любил Петербург, он точен в описаниях, не забывая ни о “соли светской злости”, “ни о необходимых нахалах”.

Глазами столичного жителя показана нам и Москва — “ярмарка невест”. Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он подмечает “бессвязный, пошлый вздор”.

Но вместе с тем поэт любит Москву, сердце России: “Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось” (читать такие строки москвичу должно быть вдвойне приятно).

Современная поэту Россия — деревенская. Вероятно, поэтому галерея персонажей поместного дворянства в романе наиболее представительная. Посмотрим на персонажей, представленных нам Пушкиным. Красавец Ленский, “с душою прямо геттингенской”, — романтик немецкого склада, “поклонник Канта”. Но стихи Ленского подражательны.

Они насквозь пародийны, но в них пародируются не отдельные авторы, а сами штампы романтизма. История матери Татьяны достаточно трагична: “Не спросясь совета, девицу повезли к венцу”. Она “рвалась и плакала сначала”, но заменила счастье привычкой: “Солила на зиму грибы, вела расходы, брила лбы”.

Отставному советнику Флянову поэт дает красочную характеристику: “Тяжелый сплетник, старый шут, обжора, взяточник и плут.” Появление романа Пушкина “Евгений Онегин” оказало огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы.

Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею “лишних людей” в русской литературе: Печорин, Обломов продолжат ее.

Читайте также:  Образ татьяны лариной в романе "евгений онегин"

Названием романа Пушкин подчеркивает центральное положение Онегина среди других героев произведения.

Онегин — светский молодой человек, столичный аристократ, получивший типичное для того времени воспитание под руководством француза — гувернера в духе литературы, оторванной от национальной и народной почвы. Он ведет образ жизни “золотой молодежи”: балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров.

Хотя Онегин и учился “чему-нибудь и как-нибудь”, он все же имеет высокий уровень культуры, отличаясь в этом отношении от большинства дворянского общества. Пушкинский герой — порождение этого общества, но вместе с тем он и чужд ему.

Благородство души, “резкий охлажденный ум” выделяют его из среды аристократической молодежи, постепенно приводят к разочарованию в жизни и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой: Нет, рано чувства в нем остыли, Ему наскучил света шум…

Пустота жизни мучает Онегина, им овладевает хандра, скука, и он покидает светское общество, пробуя заняться общественно-полезной деятельностью.

Барское воспитание, отсутствие привычки к труду (”труд упорный ему был тошен”) сыграли свою роль, и Онегин не доводит до конца ни одного из своих начинаний. Он живет “без цели, без трудов”.

В деревне Онегин ведет себя гуманно по отношению к крестьянам, но он не задумывается над их судьбой, его больше мучают свои собственные настроения, ощущение пустоты жизни.

Порвав со светским обществом и будучи оторван от жизни народа, он теряет связь с людьми. Он отвергает любовь Татьяны Лариной, одаренной, нравственно чистой девушки, не сумев разгадать глубины ее запросов, своеобразие натуры. Онегин убивает своего друга Ленского, поддавшись сословным предрассудкам, испугавшись “шепота, хохотни глупцов”.

В подавленном состоянии духа Онегин покидает деревню и начинает странствия по России. Эти странствия дают ему возможность полнее взглянуть на жизнь, переоценить свое отношение к окружающей действительности, понять сколь бесплодно растратил он свою жизнь. Онегин возвращается в столицу и встречает ту же картину жизни светского общества.

В нем вспыхивает любовь к Татьяне — теперь уже замужней женщине. Но Татьяна разгадала себялюбие и эгоизм, лежащие в основе чувства к ней, и отвергает любовь Онегина.

Любовью Онегина к Татьяне Пушкин подчеркивает, что его герой способен к нравственному возрождению, что это не охладевший ко всему человек, в нем еще кипят силы жизни, что по замыслу поэта, должно было пробудить в Онегине и стремление к общественной деятельности.

Образ Евгения Онегина открывает целую галерею “лишних людей”. Вслед за Пушкиным были созданы образы Печорина, Обломова, Рудина, Лаевского. Все эти образы являются художественным отражением русской действительности.

“Евгений Онегин” — реалистический роман в стихах, так как в нем предстали перед читателем подлинно живые образы русских людей начала XIX века.

В романе дано широкое художественное обобщение основных тенденций русского общественного развития. Можно сказать о романе словами самого поэта — это произведение, в котором “отразился век и современный человек”.

“Энциклопедией русской жизни” назвал В. Г. Белинский роман Пушкина.

В этом романе, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе, о культуре того времени: о том, как одевались и что было в моде (”широкий боливар”, фрак, жилет Онегина, малиновый берет Татьяны ), меню престижных ресторанов (”бифштекс окровавленный”, сыр, шипучее аи, шампанское, страсбургский пирог), что шло в театре (балеты Дидро), кто выступал (танцовщица Истомина). Можно даже составить точный распорядок дня молодого человека. Недаром П. А. Плетнев, друг Пушкина, писал о первой главе “Евгения Онегина”: “Онегин твой будет карманным зеркалом русской молодежи”.

На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества того времени: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство, крестьянство — то есть весь народ. Это позволяет говорить нам об “Евгении Онегине” как об истинно народном произведении.

Петербург того времени был местом обитания лучших людей России — декабристов, литераторов. Там “блистал Фонвизин, друг свободы”, люди искусства — Княжнин, Истомина. Автор хорошо знал и любил Петербург, он точен в описаниях, не забывая ни “о соли светской злости”, “ни о необходимых глупцах”, “накрахмаленных нахалах” и тому подобное.

Глазами столичного жителя показана нам Москва — “ярмарка невест”. Москва провинциальная, в чем-то патриархальная. Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он подмечает “бессвязный пошлый вздор”.

Но вместе с тем поэт любит Москву, сердце России: “Москва… Как много в этом звуке для сердца русского слилось”.

Он гордится Москвой 12-го года: “Напрасно ждал Наполеон, последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной с ключами старого Кремля”.

Современная поэту Россия — деревенская, и он подчеркивает это игрой слов в эпиграфе ко второй главе. Вероятно, поэтому галерея персонажей поместного дворянства в романе наиболее представительна. Попробуем рассмотреть основные типы помещиков, показанные Пушкиным. Как напрашивается сразу сравнение с другим великим исследованием русской жизни XIX века — поэмой Гоголя “Мертвые души”.

Красавец Ленский, “с душой прямо геттингемской”,- романтик немецкого склада, “поклонник Канта”, не погибни на дуэли, мог бы по мнению автора, иметь будущность большого поэта или через двадцать лет превратиться в этакого Манилова и закончить свою жизнь так, как старый Ларин или дядя Онегина.

Десятая глава Онегина полностью посвящена декабристам. Пушкин объединяет себя с декабристами Луниным и Якушкиным, предвидя “в сей толпе дворян освободителей крестьян”.

Появление романа Пушкина “Евгений Онегин” оказало огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы. Проникновенный лиризм, присущий роману, стал неотъемлемой чертой “Дворянского гнезда”, “Войны и мира”, “Вишневого сада”.

Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею “лишних людей” в русской литературе: Печорин, Рудин, Обломов.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Творческая история создания романа «Евгений Онегин» . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/tvorcheskaya-istoriya-sozdaniya-romana-evgenij-onegin/

История создания романа Пушкина “Евгений Онегин”

Роман “Евгений Онегин” занимает центральное место в творчестве Пушкина. Это самое крупное художественное произведение, самое богатое содержанием, самое популярное, оказавшее наиболее сильное влияние на судьбу всей русской литературы. Пушкин работал над своим романом больше восьми лет – с весны 1823 до осени 1831 года.

Сохранившиеся рукописи “Евгения Онегина” показывают, какой громадный труд вложил Пушкин в свое создание, как упорно и тщательно, заменяя по многу раз одно слово другим, один оборот другим, добивался он наиболее точного и поэтического выражения своей мысли и чувства, как не раз менял он в процессе работы и план своего романа, и отдельные его подробности.

Целые дни, не выходя из дому, целые ночи до зари проводил Пушкин в этой трудной и радостной работе. В самом начале своей работы над “Евгением Онегиным” Пушкин писал поэту П. А. Вяземскому: “Я пишу теперь не роман, а роман в стихах-дьявольская разница”.

В самом деле, стихотворная форма придает “Евгению Онегину” черты, резко отличающие его от прозаического романа. В стихах поэт не просто рассказывает или описывает, он при этом как-то особенно волнует нас самой формой своей речи: ритмом, звуками. Стихотворная форма гораздо сильнее, чем прозаическая, передает чувства поэта, его волнение.

Каждый поэтический оборот, каждая метафора приобретают в стихах особую яркость, убедительность. В известных строчках:

Гонимы внешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга…

Мы непосредственно чувствуем победоносную силу весны, которая гонит зимние снега с гор, и снега бегут от нее, превращаясь в мутные ручьи…

Все действие романа, все описания, все речи действующих лиц, несмотря на их простоту, полное отсутствие нарочитых эффектов, все же благодаря стихотворной форме овеяны особой поэтичностью, музыкальностью. Своеобразный характер придает “Евгению Онегину” и постоянное участие в романе самого поэта.

Онегин встречается с Пушкиным в Петербурге и в Одессе, письмо Татьяны хранится у Пушкина (“его я свято берегу”), он рассказывает нам, прерывая ход событий романа, эпизоды своей биографии, делится своими размышлениями, чувствами, мечтами.

В форме лирических отступлений Пушкин включил в свой роман множество прекрасных лирических стихотворений, поэтическое выражение его души –

Ума холодных наблюдений И сердца горестных замет.

Пушкин Создал особую форму лирического романа. Стихи в “Евгении Онегине” не текут непрерывным потоком, как почти во всех пушкинских поэмах, а разбиты на небольшие группы строчек – строфы, по четырнадцати стихов (строк) в каждой, с определенным, постоянно повторяющимся расположением рифм.

Этой сложной, трудной формой, при которой ход изложения должен был бы постоянно прерываться, Пушкин пользуется с величайшим искусством.

Она помогает ему с легкостью переходить от одной темы к другой, от рассказа к лирическому излиянию или размышлению, а когда ему нужно вести непрерывный рассказ, он делает это так мастерски, что мы вовсе не замечаем перехода от одной строфы к другой.

Сюжет “Евгения Онегина” очень прост и хорошо известен. Татьяна сразу полюбила Онегина, а он сумел полюбить ее только после глубоких потрясений, происшедших в его охлажденной душе. Но, несмотря на то что теперь они любят друг друга, они не могут стать счастливыми, не могут соединить свою судьбу.

И виноваты в этом не какие-нибудь внешние обстоятельства, а их собственные ошибки, их неумение найти правильный путь в жизни. Над глубокими причинами этих ошибок заставляет Пушкин… размышлять своего читателя. Этот простой сюжет излагается у Пушкина по очень четкой, строгой композиционной схеме.

Любовное письмо Татьяны и жестокая отповедь Онегина в первой части романа раскрывают драму Татьяны. Письмо Онегина и ответный монолог Татьяны во второй части рисуют крах любовных надежд Онегина.

Между этими главными сюжетными эпизодами – ряд событий, которые должны были навсегда разлучить Онегина и Татьяну: убийство на дуэли Ленского и замужество Татьяны.

На эту простую сюжетную схему нанизано в “Евгении Онегине” множество картин, описаний, показано множество живых людей с их различной судьбой, с их чувствами и характерами. И все это “собранье пестрых глав, полусмешных, полупечальных, простонародных, идеальных” насыщено лирическими излияниями автора, по большей части очень грустными…

В течение восьми лет работы над романом Пушкин несколько раз изменял и содержание его и композицию. Надо сказать несколько слов об этих изменениях.

“Евгений Онегин” начат был Пушкиным в период перелома в его творчестве, когда он уже разочаровался в романтизме, в его “возвышенных” героях и сюжетах, но не пришел еще к новой, реалистической задаче – познания самой жизни, отражения ее в существенных, типических чертах.

В эту переломную эпоху (1823-1824) Пушкин написал много мрачных, злых, раздраженных стихотворений, таких, как “Сеятель”, “Демон”, “Разговор книгопродавца с поэтом” и другие.

Он решительно отошел от своих прежних, столь любимых им самим и читателями романтических героев и героинь, в которых так поэтически и искренне выражались его собственные высокие чувства и думы.

Но этот отход, это разочарование в романтизме он ощущал очень болезненно, так как не дошел еще до того, чтобы увидеть поэтическую прелесть в описании, изображении простой жизни, простых, обыкновенных людей,- он еще по старой романтической привычке относился к этой простой жизни насмешливо, иронически.

Так он и начал в 1823 году свой роман, где хотел полемически, в споре с господствовавшим тогда возвышенным романтизмом показать обыкновенных людей, обыкновенную жизнь во всей ее прозаической наготе, без всякой идеализации, без всякого романтического прикрашивания.

Героем романа он сделал не какого-то таинственного “пленника”, или хана Гирея, или изгнанника Алеко, а петербургского молодого франта, героиней – провинциальную барышню, не очень красивую, с деревенским, непоэтичным именем. Весь тон рассказа сначала был насмешливый.

“Я на досуге пишу новую поэму, “Евгений Онегин”, где захлебываюсь желчью”,- сообщал Пушкин друзьям в 1823 году. В письме к брату в 1824 году он называет начатый им роман своим лучшим произведением. “Не верь Н.

Раевскому, который бранит его’, – пишет Пушкин,- он ожидал от меня романтизма, нашел сатиру и цинизм и порядочно не расчухал”. Издавая в 1825 году отдельной книжкой первую главу “Евгения Онегина”, Пушкин в предисловии называет себя, как автора этого произведения, “сатирическим писателем”.

“Сатира” эта была направлена против романтической теории “возвышенного предмета”, “возвышенного героя”.

Читайте также:  Анализ поэмы "кавказский пленник"

Но вот прошло время, Пушкин понял необычайную важность верного, точного, без прикрас изображения простой, обыденной жизни, окружающей нас, важность познания с помощью искусства реальной действительности, какая она Друг Пушкина Николай Раевский приезжал в конце 1823 года в Одессу, и Пушкин читал ему первые главы “Евгения Онегина” есть, и продолжал писать свои роман уже спокойно, без “желчи”, без полемики, без нарочитого, “сатирического”, “цинического” выпячивания самых прозаических подробностей жизни.

Роман “Евгений Онегин” сделался первым подлинно реалистическим Русским романом.

(No Ratings Yet)
Loading…
История создания романа Пушкина “Евгений Онегин”

Другие сочинения по теме:

  1. Композиция и сюжет романа Пушкина “Евгений Онегин” Мы не знаем, как следует ни первоначального плана “Евгения Онегина”, ни подробностей изменения его содержания и композиции. Из того, что…
  2. Евгений Онегин Евгений Онегин – главный герой романа, молодой Евгений Онегин – главный герой романа, молодой франт с богатым наследством, “наследник всех своих родных” , как говорит о нем…
  3. Каковы нравственные уроки финальной сцены романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин”? Татьяна Ларина, героиня романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, открывает собой галерею прекрасных образов русских женщин. Она нравственно безупречна, ищет…
  4. Татьяна и Онегин в романе Пушкина “Евгений Онегин” Татьяна и Онегин. Они пока не встретились, но в нашем читательском восприятии оказались рядом: мы догадались, что будет еще одна…
  5. Дайте характеристику образа Татьяны Лариной в романе Александра Пушкина “Евгений Онегин” Образ Татьяны Лариной в романе “Евгений Онегин” изображен Пушкиным с большой сердечностью и теплом. Сначала мы встречаемся с Татьяной –…
  6. Собственные размышления о романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Роман “Евгений Онегин” создавался в течение восьми лет. Начал писать свой роман Пушкин, когда общественное движение набирало силу, в период…
  7. Время и действие романа Пушкина “Евгений Онегин” В какое время живут и действуют персонажи пушкинского романа? Рассчитать нетрудно: Онегин не участвовал в Отечественной войне 1812 года. Она…
  8. “Евгений Онегин” А. С. Пушкина: автор и герои; фабула, сюжет, жанровое своеобразие; человек и среда, особенности реализма романа Во второй половине 20-х годов А. С. Пушкин работал над своим романом стихах “Евгений Онегин”. Роман, начатый еще в южной…
  9. Сюжетная линия Онегин и Ленский в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Сюжетная линия Онегин и Ленский выполняет очень важную функцию в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Что объединило этих двух…
  10. Общий смысл романа “Евгений Онегин” Все лучшее в русском обществе – возвышенные души, как Ленский, умные люди, как Онегин, верная своему долгу и своему сердцу…
  11. “Евгений Онегин” величайшее творение Пушкина Первые строфы “Евгения Онегина” возникли еще в Кишиневе в 1823 г. Работа над романом развертывается в Одессе и в Михайловском….
  12. “Евгений Онегин” – “Поэзия действительности” Это одна из важнейших особенностей романа. С ней связано определение этого романа самим Пушкиным как “свободного”, а кроме того своеобразие…
  13. “Евгений Онегин” самое задушевное произведение Пушкина У Пушкина чувствуется и критическое отношение к героям романа. В изображении поэта Онегин близок к тем персонажам западноевропейского реалистического романа,…
  14. Охарактеризуйте произведение “Евгений Онегин” Александра Пушкина как социально-психологический роман в стихах Немало литературоведов старались определить жанр романа “Евгений Онегин”. Его называли и социально-бытовым, и социально-психологическим, и социально-аналитическим, даже “энциклопедией” русской жизни….
  15. Идейное построение романа “Евгений Онегин” Идейное построение “Евгения Онегина” основано на сопоставлении, а в первых главах и противопоставлении Онегина и Татьяны, то есть двух типов…
  16. Тема урока: “Евгений Онегин” Особое место в творческом наследии поэта занимает роман в стихах “Евгений Онегин” (9 мая 1823 года – 5 октября 1831…
  17. Белинский о романе Пушкина “Евгений Онегин”; Говоря Белинский о романе Пушкина “Евгений Онегин” Говоря о романе, в целом Белинский отмечает его историзм в воспроизведенной картине русского общества….
  18. Образ разочарованного героя в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Роман “Евгений Онегин” занимает центральное место в творчестве Пушкина. Это его самое крупное художественное произведение, оказавшее наиболее сильное влияние на…
  19. Роль образа Ольги в романе “Евгений Онегин”; Евгений Онегин Пушкин А. С Роль образа Ольги в романе “Евгений Онегин” Пушкин работал над романом “Евгений Онегин” в течение семи лет, с 1823 до…
  20. Педагогические взгляды А. С. Пушкина (на примере романа “Евгений Онегин”) Частные пансионы, как и уроки домашних учителей, не имели ни общей программы, ни каких-либо единых требований. Здесь были дорогостоящие и…

Источник: https://ege-russian.ru/istoriya-sozdaniya-romana-pushkina-evgenij-onegin/

План-конспект урока литературы (9 класс) по теме: «Евгений Онегин» — первый реалистический роман в русской литературе. История создания

9 класс

Тема:  «Евгений Онегин» — первый реалистический роман в русской литературе. История создания.

Цели:  1) ознакомить учеников с творческой историей романа «Евгений Онегин»; показать, что «Евгений Онегин» — первый реалистический роман; дать понятие об «онегинской строфе»

2) развить художественный вкус учащихся; развить навыки конспектирования;

3) воспитать интерес к творчеству и личности писателя.

Тип урока: урок-лекция.

Оборудование: учебник-хрестоматия для 9 класса, портрет писателя, выставка книг, посвященная роману «Евгений Онегин».  

Методические приемы: лекция учителя, работа с учебником, конспектирование.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.

Учитель: Ребята, сегодня мы приступаем к изучению романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Запишем план лекции.

  1. История создания романа.
  2. Реализм романа.

Роман «Евгений Онегин» был начат поэтом в южной ссылке (9 мая 1823 г.) и закончен Болдинской осенью (25 сентября 1830 г.).

Но на этом работа над романом не прекратилась. В 1831 году поэт переделал последнюю восьмую главу и написал письмо Онегина к Татьяне. Вполне естественно, что в течение семи лет план романа менялся. Последний набросок плана «Евгения Онегина» (26 сент. 1830 г.) включает десять глав. Восьмая глава должна была стать десятой, а вместо нее после седьмой главы Пушкин намеревался

подробно описать путешествие Онегина. Заключался роман десятой главой, где говорилось о зарождении тайных декабристских обществ. Десятая глава и «Путешествие Онегина» не были завершены поэтом, хотя он придавал своему замыслу большое значение и не раз впоследствии возвращался к нему.

Современники, которым Пушкин читал десятую главу, и сам поэт понимали, что по цензурным причинам она не могла появиться в печати. 19 октября 1830 г., в день очередной лицейской годов щины, Пушкин сжег десятую главу, как об этом свидетельствует: пометка на рукописи «Метели».

Но, по-видимому, Пушкин оставит в своем распоряжении какие-то копии десятой главы, потому что  отрывки из нее он читал П.А. Вяземскому и А.И. Тургеневу.

Кроме того, в бумагах поэта были обнаружены текст начальных четверо стиший первых шестнадцати строф, тщательно зашифрованных, и недоработанный черновой текст трех строф (XV, XVI, XVII).

         Пушкинисты нашли ключ к шифру автора, и теперь нам известны в отрывках и с пропусками семнадцать строф десятой главы.

Однако ни «Путешествие Онегина», ни десятая глава в окончательный текст романа не вошли, хотя отрывки из «Путешествия Онеги на» Пушкин опубликовал в примечании к роману.

Таким образом «Евгений Онегин», состоящий из восьми глав, представляет собор законченное произведение.

Действие романа развивается с 1819 по 1825 год. Именно в это время, насыщенное большими политическими событиями в истории России и Европы, складывался и сложился тип человека, подобного герою пушкинского произведения. Поэт хотел воссоздать духовную атмосферу, в которой рождался тип Евгения Онегина.

В течение семи лет и сам Пушкин не оставался неизменным Поэт запечатлел в произведении и собственный духовный рост и развитие своих героев. Пушкин смотрел на них глазами современ ника и глазами человека, для которого они стали уже историческими типами. Так в романе Пушкина объединились история и современ ность. В «Евгении Онегине» предстала реально движущаяся история  русского общества.

2.Реализм романа.

Когда Пушкин задумал писать роман «Евгений Онегин», у него была  напечатана только первая из романтических поэм — «Кавказский пленник». Над другой поэмой — «Бахчисарайский фонтан» — он еще не работал и к «Цыганам» не приступал. И все же «Евгений Онегин» у же с первой главы представлял собой произведение новаторского типа творчества  — не романтического, а реалистического.

В ходе работы над романом «Евгений Онегин» Пушкин перешел от   романтизма к реализму. Даже гениальному Пушкину этот переход дался нелегко, так как в те годы ни в России, ни в Европе реализм еще не сформировался как направление. Создав «Евгения Онегина», поэт дал первый высокий образец подлинно реалистического произведения.

Южные  поэмы не могли осуществить творческий замысел Пушкина  создать образ типичного представителя прогрессивного  молодого дворянского поколения, показать его жизнь и русскую действительность той поры. Кроме того, поэт хотел разъяснить, истолковать читателям этот образ. Все это обусловило следующие художественные особенности романа как реалистического произведения

1.Введение  широкого исторического, общественного, бытового и культурно-идейного фона. В романе дается широкая картина жизни того времени, ее разнообразных связей с Европой, общественно-политическая, экономическая и культурная обстановка той эпохи.

Действие романа разворачивается и в столичных центрах — Петербург и Москва, и в помещичьих усадьбах, и в разных уголках провинциальной России («Путешествие Онегина»).

Перед нами проходят различные группы дворянства, городского населения, крепостного крестьянства.

2. Наряду  с повествовательной в романе есть и лирическая часть, очень обширная по своим размерам и крайне разнообразная по своему содержанию. Это так называемые большие лирические отступления (их в романе 27) и небольшие вставки (их около 50).  

3.Чтобы органически сочетать повествовательную и лирическую

части в одном реалистическом произведении, чтобы можно было легко и во всякое время переходить от рассказа о героях к вы ражению своих мыслей, чувств и настроений, Пушкину нужно было решить сложнейший вопрос о форме изложения того богатейшего материала, который включается в роман. Решая этот вопрос, Пуш кин остановился на форме непринужденной беседы с читателем, представителем той среды, с которой связаны своим происхожде нием и своей жизнью автор и его герои.

4. Уникальность положения Автора в романе. Автор — не тради ционный рассказчик, ведущий повествование о героях и событиях четко отделяя себя от них и от читателей. Автор является и создате лем романа, и одновременно его героем.

Он напоминает читателям о «литературности» романа, о том, что создаваемый им текст — новая реальность, которой нужно доверять. Герои романа — вымышлен ные, все, что о них сказано, не имеет отношения к реальным людям Мир, в котором живут герои, — тоже плод творческой фантазии Автора.

Реальная жизнь — только материал для романа, отобранный и организованный им, творцом романного мира.

Роман, по мысли Пушкина, должен иметь четкую структуру, должен быть отчетливо расчленен на части. И Пушкин делит роман на главы (а в черновике еще и на части с заглавием для каждой главы). Глава, заканчиваясь каким-либо авторским рассуждением в свою очередь, делится на строфы.

Эта строфа должна была обла дать такой гибкостью, чтобы можно было не только в новой главе, но и с каждой новой строфой, даже с каждой ее частью свободно переходить от одной мысли к другой, не превращая роман в груду не связанных между собой отрывков.

Поэт блестяще разрешил эту сложную задачу, найдя в созданной им «онегинской строфе» возможность такого изложения тематического богатства своего романа.

  1. Анализ «онегинской строфы»

Ученики самостоятельно анализируют одну строфу.

Учитель: Итак, «Евгений Онегин» — роман-импровизация. Эффект непринужденного разговора с читателем создается выразительными возможностями четырехстопного ямба. «Онегинская» строфа включает 14 стихов четырехстопного ямба со строгой рифмовкой AbAb CCdd EffB gg.

Онегинская строфа – гибкая форма. Она позволяет передавать разнообразные интонации: эпические, повествовательные, разговорные. Онегинской строфой написан весь роман, за исключением некоторых вставных элементов: писем Татьяны и Онегина и песни девушек. Каждая онегинская строфа является определенным элементом в движении сюжета.

Написать сочинение-миниатюру «Какое впечатление произвел на меня роман «Евгений Онегин».

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/09/28/evgeniy-onegin-pervyy-realisticheskiy-roman-v-russkoy

Ссылка на основную публикацию