Образ татьяны лариной в романе «евгений онегин»

Образ Татьяны Лариной в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Образ Татьяны Лариной в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Пушкин назвал свой роман именем его главного героя — Евгения Онегина. Но на вопрос, кто в романее любимый герой автора, все отве­тят одинаково: Татьяна Ларина. И это сомнению не подлежит.

Наш интерес и внимание словно прикованы к Онегину и Татьяне. А ведь есть еще одно действующее лицо. По своему значению и по воздействию на читателя оно превосходит и Онегина и Татьяну. Это лицо — сам автор. В. Г.

Белинский отмечал, что личность поэта в этом произведении от­разилась так полно и ярко, что оценить роман и его героев — это зна­чит оценить самого Пушкина.

Нет ни одного героя, ни одной сцены, ни одного описания в рома­не, которому Пушкин не дал бы своей оценки. Так возникает перед нами общительный собеседник, заинтересованный в доверии читателя.

Каж­дое новое вступление Пушкина в рассказ радует, восхищает, поражает. В «Евгении Онегине» Пушкин уходит и от классицизма, и от романтиз­ма. Поэт в разгаре творческого освоения народности.

И не преувеличи­вая можно сказать, что стихия народности воплощена в романе в пер­вую очередь в образе главной героини — Татьяны Лариной.

Ведь если бы не Татьяна, мы так и не услыхали бы неторопливой речи ее няни, не узнали бы и другой крепостной крестьянки, онегинс­кой ключницы Аксиньи. Не услыхали бы и той «Песни девушек», кото­рая озорным своим содержанием резко контрастирует со смущением самой Татьяны.

Вот как впервые появляется героиня на страницах романа:

Итак, она звалась Татьяной,

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной _

Не привлекла б она очей.

В Татьяне Лариной пленяет совсем другое: задумчивость, мечтатель­ность, любовь к природе, искренность, цельность натуры.

… от небес озарена

Воображением мятежным,

Умом и волею живой.

И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нежным.

На всю деревенскую природу, на русскую весну, на русскую зиму Пушкин смотрит широко раскрытыми глазами милой Тани.

Благодаря ей любовно воспроизведены крещенские гаданья при луне, или какой- нибудь «жеманный кот», накликающий своим мурлыканьем гостей в дом, или «двурогий серп луны на небе с левой стороны», или загадыва­ние желания при виде падающей звезды, или, наконец, поэзия русских святок со странной песней о неизвестно где затерянном мужицком рае.

Там мужички-то все богаты,

Гребут лопатой серебро,

Кому поем, тому добро И слава!..

Благодаря Татьяне, благодаря тому, что Пушкин разделил с нею приснившийся сон, в роман входит русский фольклор. Юной барышне помогает Михаил Иванович Топтыгин собственной персоной. К тому же по сне медведь оказывается чуть ли не в родстве — во всяком случае, кумовстве с Онегиным.

И лесная заповедная мгла озарена дымными свечами и плошками в убогом шалаше. Татьяне снится, что она в шала­ше.

Бесовская шальная нечисть, которую в скором времени читатель разглядит в повестях молодого Гоголя, вся эта гогочущая шайка предъя­вит свои права на смертельно испуганную девушку и будет оспаривать ее у единственного суженого.

Но и дневные гости на именинах в Татьянин день недалеко ушли от призраков недавнего сна! И в глазах читателей зарябило от пестрой тол­чеи в доме Лариных:

Лай мосек, чмоканье девиц,

Шум. хохот, давка у порога…

Вот «уездный фанатик Петушков» — а в памяти героини «другой с петушьей головой», или «отставной советник Флянов, тяжелый сплет­ник, старый плут, обжора, взяточник и шут», или, наконец, залетная птица, «мосье Трике, остряк, недавно из Тамбова, в очках и рыжем па­рике», — все они неплохо чувствовали бы себя в той компании, где при­сутствуют «рак верхом на пауке» или «череп на гусиной шее». Все это одна компания, совсем не человеческая.

Никто не слушает, кричат,

Смеются, спорят и пищат .

Вдруг двери настежь. Ленский входит

И с ним Онегин…

События в тот памятный вечер развивались бурно и неизбежно вели к катастрофе, к ревности Ленского, к вызову на дуэль. Сон Татьяны неожиданно оказался пророческим:

…вдруг Евгений

Хватает длинный нож, и вмиг

Повержен Ленский…

В смене событий, предшествующих катастрофе, Пушкин дает раз­рядку — ритмическую и музыкальную. «Кружится вальса вихорь шум­ный»… Двухсложный ямб звучит в темпе трехтактного вальса. Эти стро­ки полны звуками: треск, гром, дребезг, читатель воочию видит «при­прыжки, каблуки, усы»…

Разыгрывается и любовная драма. Татьяна ждет от Онегина ответа на свое послание, но ответа нет. Возлюбленный, как это принято в сен­тиментальных романах, не бросается ей на грудь, а, напротив, читает Татьяне нравоучение:

«Учитесь властвовать собою!

Не всякий вас, как я поймет!

К беде неопытность ведет!»

Любовь Татьяны безнадежна. Чем могла привлечь опытного светс­кого льва молоденькая деревенская девушка? Татьяна получает хороший жизненный урок.

После отъезда Онегина из деревни, после гибели Ленского Пушкин поручает своей героине одно из важнейших в романе дел: разгадку того, что в конечном счете представляет собой Онегин. Правда, Татьяна лю­бит Онегина. Она бережна по отношению к любимому, ревнива ко все­му, что его окружает. Тем сильнее должно прозвучать ее решение:

Чудак печальный и опасный,

Созданье ада иль небес.

Сей ангел, сей надменный бес,

Что ж он? Ужели подражанье,

Ничтожный призрак, иль еще

Москвич в Гарольдовом плаще,

Чужих причуд истолкованье,

Слов модных полный лексикон?..

Уж не пародия ли он?

Это уничижительно для Онегина. Но Татьяна выросла духовно. Она уже не девочка. Это поняла и матушка ее. «Как быть? Татьяна не дитя…» и дело клонится к решению возможно скорее «пристроить» старшую дочку, так ли иначе выдать ее замуж. Всячески подчеркнута пассивность самой героини: у нее нет своей воли.

И снова Пушкин возвращается к своей любимице, чтобы отожде­ствить ее со своей музой.

И вот она в саду моем

Явилась барышней уездной

С печальной думою в очах,

С французской книжкою в руках.

В разные периоды жизни муза являлась поэту по-разному. Сейчас Пушкин видит свою музу в прозаическом освещении полудня, в деревенском саду. Романтические призраки поэта рассеялись. В лице уездной барышни мы узнаем Татьяну Ларину.

В начале последней главы романа Пушкин опасается за свою музу и героиню, когда она впервые появляется на светском рауте. Но опасе­ния напрасны.

Она была нетороплива.

Не холодна, не говорлива.

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей…

Татьяна в новом обличии прекрасна. Она безупречна. Чтобы завер­шить ее портрет, Пушкину пришлось прибегнуть к французскому язы­ку, к условно-светскому жаргону той среды, к которой теперь Татьяна принадлежит:

Она казалась верный снимок Du соmmе il faut…

Теперь она жена важного столичного сановника, пользуется успе­хом в свете. А это значит, что героиня по рукам и ногам связана прили­чием, «модой самовластной», условностями, которые налагает общество на людей одного круга.

Неожиданно Татьяна и Евгений встречаются вновь. И тут в Онеги­не пробуждается чувство!

Сомненья нет: увы! Евгений

В Татьяну как дитя влюблен;

В тоске любовных помышлений

И день и ночь проводит он.

Онегин старается бывать в гостях у Татьяны каждый день, он бук­вально преследует ее. Она же его как будто и не замечает: если и заго­ворит, то чтобы отдать дань обыкновенной светской любезности.

И наш герой пишет Татьяне страстное любовное письмо, хотя всегда счи­тал это занятие пустым и бесполезным. Онегин, раскрывающий душу перед Татьяной в письме, совсем не похож на того столичного денди, который когда-то в глуши деревенского сада дал холодную отповедь пылкой девушке.

Он стал не только старше, но и богаче духовно, со­держательнее, просто человечнее. Евгений теперь казнит самого себя:

Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан…

Но ответного письма Онегин так и не получает. Он пишет другое, третье письмо… Ответа нет. Евгений впадает в своего рода «усыпленье чувств». Пушкин с иронией описывает его состояние:

Как походил он на поэта,

Когда в углу сидел один,

И перед ним пылал камин

И он мурлыкал: Вenedett

Иль Idol mio и ронял

В огонь то туфлю, то журнал.

Уже одно это описание говорит о том, что в образе Онегина совсем нет черт самого поэта. Настоящая издевка звучит в строках:

Стихов российских механизма.

Едва в ту пору не постиг

Мой бестолковый ученик.

Читатели неизменно задаются вопросом, действительно ли высокое чувство посетило Онегина или это очередная прихоть избалованного человека? По мнению Белинского — в этом чувстве Евгения залог воз­рождения его к жизни. И что ж Татьяна?

Несомненно, она любит Евгения по-прежнему. Недаром она льет слезы, читая письмо Евгения. Такой он видит Татьяну, примчавшись к ней домой для решительного последнего объяснения. Но теперь перед ним не девочка, а замужняя женщина, судьба которой уже решена.

Ответ Татьяны произвел переворот в душе Онегина.

Она ушла. Стоит Евгений,

Как будто громом поражен.

Именно в таком состоянии оставляет Пушкин своего героя «надол­го… навсегда». Гениальна развязка сюжета. Откровенность и «откры­тость» слов Татьяны поражают героя. Она не кокетничает и не лукавит. Она в немногих словах раскрывает ему свою душу. Верность долгу, вер­ность мужу вопреки живому чувству любви делают образ Татьяны нео­быкновенно притягательным.

Жизнь научила Таню, что люди совсем не те, за кого себя выдают. А в свете тем более! И чувства, и люди — все здесь не настоящее, а мни­мое, кажущееся. Ведь и сама она только внешне окружена блеском и сиянием, а на самом деле — одинока.

В холодных пустых петербургских комнатах она мечтает о деревне, где осталась полка с любимыми книга­ми, где остался старый дикий сад, где похоронена любимая няня. Но она прекрасно понимает, что все это осталось в молодости.

Выбор сделан, и жить предстоит соответственно ему.

А счастье было так возможно,

Так близко!.. Но судьба моя Уж решена.

У Онегина также был выбор. И он однажды уже принял решение. «Дважды в одну воду не войдешь», — гласит древняя мудрость. И Тать­яна призывает его не быть рабом страсти. Она рисует ему подлинную картину создавшейся ситуации, взывает к его благородству.

Я знаю, в вашем сердце есть

И гордость и прямая честь.

И жизнь доказывает, что Татьяна права. Что ожидало бы ее, согласись  она на связь с Евгением? Разрыв с мужем, его позор, неопределен­ность , се собственного положения и полная зависимость от Онегина.

Долго ли они могли бы быть счастливы? Ответ, пожалуй, можно найти у Льва Толстого. Его героиня Анна Каренина бросила все ради любимого Вронского. Но жизнь ее вскоре закончилась трагически.

Законы светс­кого общества накладывали очень жесткую схему поведения на тех, кто к нему принадлежал.

Пушкин и сам стал жертвой тех отношений, что царили в свете. Ему пришлось отдать жизнь, чтобы защитить свою честь и честь своей жены. С чановится ясно, почему так близка и понятна Пушкину его Татьяна! В самом конце романа поэт признается:

Промчалось много, много дней

Читайте также:  "я помню чудное мгновенье": история создания стихотворения пушкина

С тех пор, как юная Татьяна

И с ней Онегин в смутном сне

Явилися впервые мне —

И даль свободного романа

Я сквозь магический кристалл

Еще не ясно различал.

Неясность, о которой говорит Пушкин, — в самой природе твор­чества. Поэт и его произведение зависят от того, как сложится дальше жизнь, что продиктует она. Горьким рисуется смысл и урок всего ро­мана. В героях его нет ничего Героического.

Они вовсе не образцы для подражания, они выхвачены поэтом из самой жизни. Чувство реальной жизни, чувство истории стало главным в позднем творчестве Алексан­дра Сергеевича Пушкина.

Это чувство и было тем «магическим крис­таллом», который дался Пушкину в руки, как никому другому.

Источник: https://prepodka.net/obraz-tatyany-larinoj-v-romane-a-s-pushkina-evgenij-onegin/

Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин» А.С.Пушкина

А.С.Пушкин.

Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин» А.С.Пушкина.

В.Г.Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской  жизни», так  как  в нем как в зеркале отразилась вся жизнь русского дворянства той эпохи. В центре внимания поэта жизнь, быт, нравы, поступки молодого человека Евгения Онегина. Евгений Онегин является первым литературным героем,  открывающим галерею так называемых «лишних людей».

Он об- разован,  умен,  благороден,  честен ,  но светская жизнь в Петербурге убила в нем все чувства,  стремления, желания. Он «до времени созрел», стал молодым стариком.  Ему неинтересно жить. В этом образе Пушкин показал болезнь века — «хандру». Онегин действительно тяжело болен социальной болезнью своего времени.

Даже искреннее чувство, любовь не спо-

собны воскресить его душу.

        Образ Татьяны Лариной — противовес образу Онегина.  Впервые  в русской литературе женский характер противопоставлен мужскому,  и, более того, женский характер оказывается сильнее и возвышеннее мужского.
Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны,  воплощая в ней лучшие черты русской женщины.

Пушкин в своем романе хотел показать обыкновенную русскую девушку. Автор подчеркивает отсутствие в Татьяне необычайных,  из ряда вон выходящих черт. Но героиня в то же время удивительно поэтична и привлекательна. Не случайно Пушкин дает своей героине простонародное имя «Татьяна».

  Этим он подчеркивает простоту  девушки,  ее близость народу.

        Татьяна воспитывается  в  усадебном  поместье в семье Лариных, верной «привычкам милой старины».  Характер  Татьяны  формируется  под влиянием няни, прототипом которой поэту послужила чудесная Арина Родионовна.

Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. Она рано пыталась понять окружающий мир,  но у старших не находила ответы на свои вопросы.

  И тогда она обращалась к книгам, которым верила безраздельно:

                Ей рано нравились романы;                 Они ей заменяли все:                 Она влюблялася в обманы

                И Ричардсона, и Руссо.

        Окружающая жизнь мало удовлетворяла ее требовательную душу.  В книгах она видела интересных людей,  которых мечтала встретить в своей жизни.

  Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни,  Татьяна знакомится с народной поэзией,  проникается любовью к ней.

  Близость к народу, к природе развивает в Татьяне ее нравственные качества: душевную простоту,  искренность,  безыскусность. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. От природы она одарена:

                Воображением мятежным,                 Умом и волею живой,                 И своенравной головой,

                И сердцем пламенным и нежным.

        Умом, своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей среды и светского общества.  Она понимает пошлость,  праздность,  пустоту жизни деревенского общества. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее  жизнь высокое содержание,  был бы похож на героев ее любимых романов.

  Таковым ей показался Онегин — светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей искренностью и простотой влюбляется в Онегина:  «… Все полно им; все деве милой без умолку  волшебной силой твердит о нем».  Она решается написать Онегину любовное признание.  Резкий отказ его является  полной  неожиданностью для девушки.

  Татьяна перестает понимать Онегина и его поступки. Татьяна находится в безнадежном положении:  она не может разлюбить Онегина

и в то же время убеждена, что он не достоин ее любви.

        Онегин не  понял всей силы ее чувства,  не разгадал ее натуры, так как выше всего ценил «вольность и покой»,  был эгоистом и себялюбцем.  Любовь приносит Татьяне одни страдания,  ее нравственные правила тверды и постоянны.

  В Петербурге она  становится  княгиней,  обретает всеобщее  уважение  и  преклонение в «высшем свете».  за это время она сильно меняется.  «Равнодушною княгиней,  неприступною богиней роскошной, царственной Невы» рисует ее Пушкин в последней главе. Но все равно она прелестна.

Очевидно, эта прелесть была не в ее внешней красоте,

а в ее душевном благородстве,  простоте,  уме, богатстве душевного содержания.  Но и в «высшем свете» она одинока.  И здесь она не  находит того,  к чему стремилась возвышенной душой.  Свое отношение к светской жизни она выражает в словах,  обращенных к Онегину, вернувшемуся после скитаний по России в столицу:

                …Сейчас отдать я рада,                 Всю эту ветошь маскарада,                 Весь этот блеск и шум, и чад                 За полку книг, за дикий сад,

                За наше бедное жилище…

        В сцене  последнего  свидания  Татьяны  с  Онегиным еще глубже раскрываются ее душевные качества:  нравственная  безупречность,  верность долгу, решительность, правдивость. Она отвергает любовь Онегина,
помня, что в основе его чувства к ней лежит себялюбие, эгоизм.

        Главные черты характера Татьяны — сильно развитое чувство долга,  которое берет верх над другими чувствами и душевное благородство.
Это и делает ее душевный облик таким привлекательным.

        Татьяна Ларина  открывает  собой  галерею  прекрасных  образов русской женщины,  нравственно безупречной, ищущей глубокого содержания в жизни.

        Сам поэт считал образ Татьяны «идеальным» положительным  образом русской женщины.
 

Источник: http://kartravel.ru/larinatany.html

Образ Татьяны Лариной в романе Пушкина «Евгений Онегин» | Инфошкола

11 Август 2012       админ      Главная страница » Сочинения      Просмотров:   3562

Образ Татьяны Лариной в романе Пушкина «Евгений Онегин»

  Белинский назвал роман Пушкина «Евгений Онегин» «самым задушевным произведением» Александра Сергеевича. Да и сам автор считал этот роман самым лучшим своим творением. Пушкин работал над ним с огромным увлечением, отдавая творчеству всю свою душу, всего себя.

И, несомненно, образы главных героев романа очень близки автору. В каждом из них он отразил какие-то присущие ему самому черты. Они стали для Пушкина почти родными. Наиболее близок автору образ Татьяны, которая, по’сути своей, является идеалом русской женщины для Пушкина.

Именно такой представлял он себе истинную русскую женщину: искренней, пламенной, доверчивой и, в то же время, обладающей душевным благородством, чувством долга и сильным характером.
  В портрете Татьяны Пушкин дает не внешний облик, а скорее внутренний ее портрет: «…Дика, печальна, молчалива…».

Это нетипичный образ, привлекающий не красотой своей, а внутренним миром. Пушкин подчеркивает разницу между Татьяной и Ольгой:

Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной

  Не привлекла б она очей — говорит он о Тане и далее еще не раз повторяет, что Татьяна некрасива. Но образ этой кроткой, задумчивой девушки притягивает читателя и самого автора своей прелестью и необычностью.
  Во второй главе романа мы встречаем девушку, чей любимый круг жизни составляют природа, книги, деревенский мир с рассказами сказками няни, с ее теплотой и сердечностью.

Задумчивость, ее подруга От самых колыбельных дней,Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей.

  Читая роман, можно заметить, что в тех строфах, где речь идет Татьяне, обязательно присутствует описание природы.

Недаром Пушкин много раз передает душевное состояние Тани через образы природы, он подчеркивает этим ту глубокую связь, которая существует между деревенской девушкой и природой. Например, после суровой проповеди Онегина «меркнет милой Тани младость: так одевает бури тень едва рождающийся день».

Прощание Тани с родными местами, родными полями, лугами сопровождается трагическим описанием осени:

Природа трепетна, бледна,
Как жертва пышно убрана…

  Весь внутренний мир Тани созвучен с природой, со всеми ее изменениями. Такая близость является одним из признаков глубокой связи с народом, которую Пушкин очень ценил и уважал. Песня Девушек, утешающая Таню, привязанность к «Филлипьевне седой», гаданье, — все это снова говорит нам о живой связи Тани с народной стихией.

Татьяна (русскою душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму.

  Одиночество, отчуждение от окружающих, доверчивость и Наивность позволяют «мечтательнице нежной» путать Онегина с героем романа, присваивать себе «чужой восторг», «чужую грусть».
  Но, увидев вскоре, что герой ее мечтаний вовсе не такой, каким она себе его вообразила, пытается понять Онегина. Девушка пишет Онегину пылкое, страстное письмо и получает в ответ суровую проповедь.

Но эта холодность Евгения не убивает Танину любовь, «строгий разговор» в саду лишь открыл Тане жестокосердечность Онегина, его способность безжалостно отвечать на искренние чувства. Вероятно, уже здесь начинается рождение «той равнодушной княгини», которой поражен и ранен Онегин в восьмой главе.

  Но, между тем, даже смерть Ленского не разрушила то глубокое чувство, которое Татьяна испытывала к Онегину:

И в одиночестве жестоком Сильнее страсть ее горит,И об Онегине далеком
Ей сердце громче говорит.

  Онегин уехал, и, кажется, безвозвратно.

Но Татьяна до посещения его дома продолжает отказывать всем, кто к ней сватается.

Лишь побывав в «молодой келье», увидев как и чем жил Евгений, она соглашается ехать на «рынок невест» в Москву, потому что начинает подозревать нечто страшное для себя и для своей любви:

Что ж он? Ужели подражанье?
Ничтожный призрак, иль еще —
Москвич в Гарольдовском плаще?
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных лексикон?
Уж не пародия ли он?

  Хотя внутренний мир Евгения и не исчерпывается книгами, которые он прочел> Таня этого не понимает и, делая ошибочные выводы, разочаровывается, в любви и в своем герое. Теперь ей предстоят скучная дорога в Москву и шумная суета столицы.
  В «уездной барышне» Татьяне «все наруже, все на воле». В восьмой же главе мы встречаем равнодушную княгиню», «законодательницу зал».

Прежняя Таня, в которой было «все тихо, все просто», теперь стала образцом «безупречного вкуса», «верным слитком» благородства и изысканности.
  Но нельзя сказать, что теперь она действительно «равнодушная княгиня», не способная испытывать искренние чувства, и что от прежней наивной и робкой Тани не осталось и следа. Чувства есть, просто теперь они хорошо и прочно спрятаны.

И та «беспечная прелесть» Татьяны — маска, которую она носит с искусством и естественностью. Свет внес свои коррективы, но только внешние, душа Татьяны осталась прежней. В ней все еще живет та доверчивая «девочка», любящая «русскую зиму», холмы, леса, деревню, готовая отдать «весь этот блеск, и шум, и чад за полку книг, за дикий сад…».

Читайте также:  "пиковая дама", повесть пушкина: читать полностью

Теперь порывистость и безоглядность чувств сменилась в ней самообладанием, которое помогает Тане выдержать тот момент, когда смущенный, «неловкий» Евгений остается с ней один ни один.
  Но все-таки главное достоинство Татьяны — это душевное благородство ее истинно русский характер.

Татьяна обладает высоким чувством долга и собственного достоинства, именнопоэтому она нашла в себе силы подавить свои чувства и сказать Онегину:

Я вас люблю (к чему лукавить?)
Но я другому отдана;
И буду век ему верна.

  Пушкин восхищался образом, столь искусно созданным им самим. Он воплотил в Татьяне идеал настоящей русской женщины.

  Писатель видел жен многих декабристов, которые из любви своей и чувства долга отправлялись в Сибирь за мужьями. Вот таким душевным благородством наделил он свою героиню.

  Образ Татьяны является самым глубоким и серьезным в романе. Высота, одухотворенность, глубина Татьяны Лариной позволили Белинскому назвать ее «гениальной натурой».

Источник: https://info-shkola.ru/obraz-tatyany-larinoj-v-romane-pushkina-evgenij-onegin/

Образ Татьяны Лариной в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Сочинение по литературе

Татьяна – существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная.
В.Г. Белинский.

В своих произведениях Александр Сергеевич Пушкин создал целую галерею образов прекрасных русских женщин. Это Лиза из повести «Барышня-крестьянка», Маша из романа «Дубровский», Дуня из «Станционного смотрителя». Но самой любимой героиней Пушкина была Татьяна Ларина из романа «Евгений Онегин».

Внешность своей любимой героини автор передает в сравнении с обликом Ольги, сестры Татьяны. Пушкин подчеркивает вторичность физического по отношению к духовному, утверждая, что только озаренность лица духовным огнем делает его прекрасным.

На долгие годы образ этой девушки станет эталоном красоты, благодаря таланту Александра Сергеевича.

Так начинает автор романа описание своей героини. Татьяна любит и великолепно чувствует природу, она живет просто и естественно, в полной гармонии с восходами и закатами, с холодной красотой зимы и пышным убранством осени.

Природа питает её духовный мир, способствует уединенной мечтательности, сосредоточенности на движениях своей души, простоте и естественности поведения.

Забавам и развлечениям сверстников она предпочитает «страшные рассказы зимою в темноте ночей», красочные, полные глубокого, таинственного смысла народные песни и обряды:

Татьяна увлеченно читала сентиментальные романы, искренне сопереживая их героям, восхищаясь накалам чувств. И когда пришла пора влюбиться, огонь её любви вспыхнул ярким, неугасимым пламенем.

Его питали и романтические чувства любимых персонажей, и неутолимый жар одинокой, стремящейся к высокому общению души, цельность и самобытность органичной натуры.

Искренне и непосредственно выражает она сумбур своей души, глубину чувств, стыд, надежду и отчаяние в письме к Онегину:

И Татьяна оказалась верна своей первой любви, в отличие от Ольги, очень скоро утешившейся в замужестве («Мой бедный Ленский! изнывая, не долго плакала она. Увы! Невеста молодая своей печали неверна»). Правда, судьба распорядилась так, что Татьяна стала женой другого, но в этом не её вина.

Молодая женщина отвергает любовь Онегина из-за верности устоям впитанной с детства народной морали, нежелания разрушить жизнь любящего её человека. В этом её жизненная драма.

Решительно, с достоинством отвергает она запоздалое признание Онегина, утверждая, что добродетель, честь, чувство долга, нравственные обязанности дороже любви:

Оказавшись после замужества в высшем свете, Татьяна ничуть не меркнет в окружении блестящих красавиц, она «беспечной прелестью мила». Эта прелесть не внешняя, а богатый внутренний мир нашей героини. В любой обстановке она чувствует себя естественно, так как не является пустым сосудом, требующим наполнения.

Татьяна цельная и богатая натура. В деревне она чувствовала свою органическую связь с природой, никогда не скучала, находя себе занятие в чтении книг, прогулках, тайных мечтах. Став светской дамой, Татьяна осталась верна себе.

Видя запоздалую любовь Онегина, героиня лучше его самого понимает причину этой любви:

Поражает проницательность этой женщины. Она хорошо усвоила урок, данный ей Онегиным в деревне. Татьяна научилась властвовать собой. Её любовь к Онегину не прошла. Татьяна усилием воли подавила в себе это чувство, но тем губительнее оно для неё.

Этот внутренний огонь, по словам Белинского, сжигает героиню тем больше, чем больше она его подавляет. Но в том-то и прелесть этой женщины, что она никогда не даст этому огню вырваться наружу. Верность слову – принцип Татьяны, она никогда не переменит своих идеалов.

Эти идеалы ставят пушкинскую героиню выше окружающего светского общества и помогают переносить ей свое горе.

Источник: http://litera.su/learner/all-works/pushkin-a-s/tatyana-larina-in-pushkins-novel-eugene-onegin

Характеристика и образ Татьяны Лариной в романе Евгений Онегин Пушкина сочинение

Татьяна в произведении Александра Сергеевича Пушкина олицетворяет идеальную русскую девушку. Её принципы сохраняются, хотя поведение кардинально меняется на протяжении всего повествования. В самом начале повествования, Татьяна показала себя в роли ещё совсем юной и наивной девушки, но к концу стала совершенно другой — разумной женщиной. 

Татьяна — старшая дочь в семье Лариных. Она пронизывается чтением с ног до головы и проникается судьбами всех героев. Татьяну привлекает все мистическое и потустороннее, с этим связано её вера в придания и вещие сны.

Пушкин с точностью отметил характер Татьяны, сравнив её образ с образом сестры, которая не может похвастаться своим умом. В Татьяне, он видит то, что должно привлекать практически все общество, но многие просто не замечают некоторых качеств.

Он делает из неё ранимую и мудрую девушку, у которой множество переживаний и страданий на душе. Хоть образ её тихий и умиротворенный, в ней скрывается изобилие чувств. Она хочет подарить их единственному человеку, который действительно будет любить её.

Найдя такого человека в Онегине, можно увидеть, какие трепетные и возвышенные чувства она испытывает по отношению к нему. Но к несчастью, он не может принять Татьяну. 

Татьяна очень сильно переменилась после отказа Онегина и брака с нелюбимым для неё человеком. Детская наивность и нерешительность покинули её, теперь в ней присутствует грамотность в совершении каких-либо действий.

Она стала очень востребована среди высших слоёв общества и при этом не потеряла своё собственное кредо, как это сделал её возлюбленный Онегин. Татьяна до безумия верна своему мужу, Евгений для неё ещё не забыт, но она не может изменить своему законному мужу. Это говорит лишь о том, что она честна как перед собой, так и перед остальными людьми.

Своим отказом, Онегин убил в ней ту юношескую доверчивость и открытость к окружающим людям. После того случая, она научилась «читать» людей. 

В романе «Евгений Онегин», Александр Сергеевич Пушкин создал образ несокрушимой женщины, которую невозможно сломить никакими обстоятельствами. Татьяна — идеальный пример женщины и просто человека. 

Сочинение про Татьяну Ларину

Татьяна Ларина, героиня романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, является одним из ярчайших женских образов в русской литературе XIX века.

Сам Пушкин с восхищением пишет о ней: «Татьяны милый Идеал». Для автора она – воплощение женственности, положительный пример русского женского характера.

Татьяна Ларина, девушка из небогатой семьи, живёт в деревне. В отличие от сестры, свежей и румяной Ольги, Татьяна худа, бледна и не особо красива, хотя и не дурна собой. «Дика, печальна, молчалива», – так пишет о ней поэт.

Как и многие дворяне того времени, она лучше говорит по-французски, чем по-русски. При этом Татьяна очень суеверна: верит в приметы, зачитывается сонником, гадает на Святки. В тайне она мечтает о любви, известной ей по романам. Воображение рисует ей идеального героя.

И когда к ним в гости приезжает Онегин, Татьяна влюбляется в него.

Девушка достаточно смела, чтобы написать ему письмо и первой признаться в любви. Но Онегин не способен оценить этого, при встрече он читает ей проповедь о том, как правильно себя вести.

Несмотря на этот удар, Ларина находит в себе силы совладать с чувством и смириться.

Ей уже все равно, с кем связать судьбу, и поддавшись на уговоры матери, героиня выходит замуж за приближенного ко двору князя.

Впоследствии, встретив Татьяну в свете, Евгений поражается, как она изменилась. Спокойная, величественная, привыкшая к светскому обожанию женщина – неужели это она? И тут Онегин влюбляется. Он с нетерпением ждёт встречи, посылает ей любовные письма. Но княгиня остаётся внешне холодной.

Лишь случайно увидев, как она плачет, читая его письмо, Онегин понимает, что Татьяна по-прежнему испытывает к нему сильное чувство. Она этого и не скрывает, но отвергает возможность всякой связи между ними: «Но я другому отдана; / Я буду век ему верна».

Татьяна живёт по строгим принципам, для неё супружеский союз является священным и нерушимым. Подобный ответ становится для Евгения потрясением: он не привык встречать в дамах высшего света такую нравственную чистоту и порядочность.

Глядя на новую Татьяну, он осознаёт, что упустил свой шанс тогда, в деревне, и теперь эта удивительная женщина потеряна для него навсегда.

Образ Татьяны Лариной, целостный и притягательный, навсегда вписан в сокровищницу русской литературы. Эта героиня прошла большой путь от невинной девочки до зрелой, сильной женщины, она нравственно выросла на страницах романа благодаря своей любви и твёрдости духа.

Также читают:

← Характеристика и образ Петра 1 в поэме Медный всадник ← Характеристика и образ Марьи Гавриловны в повести Метель↑ ПушкинОтношение Гринева к Пугачеву → Характеристика и образ Савельича в романе Капитанская дочка →

  • Партизанская война в романе Война и мир 10 класс сочинениеВо время войны, люди которые просто не могли сидеть, сложа руки, начали партизанскую войну против армии Наполеона.
  • Сочинение Письмо Деду Морозу 2, 3, 4, 5, 6, 7 классЗдравствуй, дорогой дедушка Мороз! Я не знаю, веришь ли ты в меня, но я в тебя всё ещё верю. Прошедший год был очень удачным. Я без троек закончил четвёртый, и перешёл в пятый класс
  • Сочинение Моя семья (2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 класс)Меня зовут Руслан, и я хотел бы вам рассказать о своей семье. Она у меня не большая и не маленькая. Мою маму зовут Ирина. Она работает менеджером в агентстве туризма. Её обязанность – консультировать людей, куда им стоит поехать отдохнуть
  • Дружба и друзья в лирике Пушкина сочинение, сообщение, доклад 9 классТема Дружбы занимает очень большое место в творчестве Пушкина, как и сама дружба занимала огромное место в его жизни. Очень сильно повлияли на Александра Сергеевича друзья
  • ТургеневТворческий труд Тургенева представить вкратце не лёгкая задача, очень сильно повлияли его творения на всю отечественную литературу тех времён. Он был известен за рубежом, его имя знали многие в Европе.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/pushkin/harakteristika-i-obraz-tatyany-larinoj-v-romane-evgenij-onegin

Характеристика образа Татьяны Лариной

Татьяна Ларина — любимая героиня Пушкина, «милый идеал» автора, образ настолько значимый в романе, что, безусловно, во многом правы те, кто считает: роман надо было назвать ее именем. Пушкинская Татьяна настолько жизненна, ее образ настолько богат смыслом, что не укладывается в схемы, взывает к внимательному прочтению текста, строгому анализу и обобщению.

Читайте также:  Анализ поэмы а.с. пушкина "цыганы"

Верный ключ к разгадке образа Татьяны Лариной подсказан самим автором в заключительных строфах произведения: «Прощай и ты, мой странный спутник, / И ты, мой верный идеал…» Верный — значит, преданный, соответствующий представлениям о прекрасном, не изменивший тебе, правильный, выдержавший испытание временем.

Эпитет «верный» также вызывает ассоциации с поиском идеала в творчестве и личной жизни Александра Сергеевича. Прекрасны женские образы пушкинской лирики. В южной поэме «Кавказский пленник» им уже создан образ-идеал «девы гор» — черкешенки, нарушившей законы рода и пожертвовавшей собой во имя любви к русскому пленнику.

О замысле создать в «Евгении Онегине» необычный женский образ говорит уже выбор имени — Татьяна, которое бытовало только в простонародье. Портрет героини противопоставлен и общепринятому эталону красоты. Внешнюю привлекательность Ольги затмевает неброская, излучающая духовный свет красота Татьяны.

Возвращение в детство Татьяны, ее поражающая непохожесть на других детей также полны предзнаменования о формировании незаурядной личности.

Психологическое истолкование характера Татьяны-ребенка, которая в своей родной семье оказалась чужой, приводит к мысли, что уже в детстве и отрочестве в ней идет бурный процесс самовоспитания и самопознания.

Татьяна самостоятельно строит свое «я», которое развивается очень сложно – в подражании книжным образцам, в непрестанном обобщении различного опыта, в противостоянии обыденности мелкопоместного быта.

Знаменательно, что первое признание автора в любви к Татьяне звучит после ее письма любви, свидания с Онегиным, в которых разом открылись характер, жизненная позиция, нравственные Ценности, идеал самой героини.

Чем вызвано столь теплое, восхищение отношение автора? Не тем ли, что первое жизненное испытание героиня проявила характер, который во многом импонирует автору? Татьяна способна отдаться истинному чувству – «Любит не шутя». Подкупают ее решительность, самостоятельность, открытость, активность.

Не может не радовать и то, что нравоучительная «отповедь». Онегина воспринята его с глубоким спокойствием и достоинством, без слез, без жалоб, без стенаний. Интересно, что жизненную силу, «совершенство» у старшей из сестер Лариных отличил первым Онегин.

Но у Евгения явно нет той твердой веры в ее достоинства, которой уже живет автор, все более убеждающийся в верном выборе своего идеала.

Татьяна обладает теми ценными качествами, что особенно дороги автору. Она, как и автор, ищет идеал, возвышающий над прозой жизни.

«Дика, печальна, молчалива» находит идеальное в опасных книгах, в которых достоинство женщины проявляется, прежде всего, в умении искренне и преданно любить.

Ее первая влюбленность — это и вспыхнувшее естественное чувство, и долгожданная встреча с возлюбленным, в образе которого соединились лучшие черты литературных героев.

Нельзя упускать и то, что Татьяна, наделенная от природы «воображением мятежным», способна не только чувствовать, но и аналитически мыслить. Провинциальной барышне удалось разгадать мотивы странного поведения петербургского аристократа, отыскать истоки озлобленного ума.

Верный путь к разгадке подсказан ее собственным опытом и интеллектом. Чтение настольных книг Евгения приоткрыло ход его мыслей, причины иронии, скепсиса и хандры. Что заставило ее усомниться.

Только поняв тайну москвича в Гарольдовом плаще, освободившись от не проясненных вопросов, она дает согласие ехать в Москву, на сватанье «ярмарку невест».

Татьяна совершает поступки, казалось бы, несоответствующие идеалу. Но они не только не противоречат замыслу автора, но и радуют его возможностью познания новых качеств женской натуры. Татьяна непредсказуемо, даже для автора, выходит замуж.

По признанию Пушкина, Татьяна неожиданно для всех выходит замуж за генерала. Понятна внутренняя логика ее решения. Ведь в отличие от Ленского, Татьяна не отдалена от реальной действительности, цель жизни нашей не является для нее романтической загадкой.

Не отказываясь от возвышенных идей, она понимает, что ее высокие помыслы могут реализоваться только в роли жены, матери. В ситуации, когда, она выбирает не Петушкова, не Буянова, не гусара Пыхтина.

Она становится женой боевого генерала, принимая на себя обязанности преданного друга и надежной спутницы жизни достойного человека.

Замужество Татьяны, внезапно вспыхнувшая любовь Онегина, твердый отказ Татьяны — самые сложные психологические ситуации в «Евгении Онегине», предваряющие лучшие образцы психологических романов, многосторонне мотивирующих поведение героев. Сколько копий сломано в споре: кто прав, кто виноват в том, что счастье было так близко, но не состоялось!

Как автор относится к противоречивым, неординарным поступкам своего «милого идеала»? В тексте есть ответ: ведь слова «верный идеал» произнесены после всех сюжетных перипетий.

И для Пушкина, и для читателя ценно то, что героиня не идеализирована в духе классицизма или романтизма ей присуща противоречивость, столь свойственная реальным людям: любит Онегина, но должна отказаться от него; законодательница зала, но ей не чужды романтические мечты.

Жизненно правдоподобно героиня не застыла в своем развитии, а меняется в соответствии с возрастом и социальным положением.

Живя в реальном мире, она должна считаться с обстоятельствами и законами времени, что во многом разъясняет удивление Онегина княгиней: «Как изменилась Татьяна», «Татьяны прежней не узнать!».

Несмотря на трудности и противоречия, переживаемые Татьяной, в ней выработаны те особо притягательные для Пушкина качества, которые он стремился воспитать в самом себе. Это — душевное равновесие, гармония с собой. Внешние перемены не разрушили сущность и цельность натуры Татьяны.

«В вихре света» она сохранила, независимость, индивидуальность и внутреннюю свободу. Осталась верной своим идеалам и самой себе. Трудно представить Татьяну, отказавшуюся от прежних идеалов: высокого смысла, высокой цели жизни.

У нее есть все основания связывать их с деятельностью мужа, достойно служащего Отечеству.

Татьяна уверена в себе и ее уверенность, спокойствие, духовная красота облагораживают окружающих. (Примите во внимание: в восьмой главе нет той иронии, что присуще описанию света в первой.

) Татьяна — «русская душою» — вобрала в себя лучшие духовные качества национального идеала женщины.

Ее жизненной позицией стало святое чувство честности, долга, супружеская верность и ответственность за близкого человека. 

Завершая «труд многолетний» и прощаясь со своим «верным идеалом», Пушкин уже ясно осознает, что ему удалось создать свое «лучшее произведение» и лучший женский образ. Время подтвердило реалистичность пушкинского «верного идеала».

Александру Сергеевичу посчастливилось убедиться в жизненности своего художественного вымысла. Жены декабристов, рискуя жизнью, выполняя супружеский долг, проследовали за мужьями в Сибирь.

Автор «Евгения Онегина» сам проводил в ссылку одну из тех, с кого был списан «Татьяны милый идеал».

Источник: https://www.lang-lit.ru/2015/12/kharakteristika-obraza-tatyany-larinoy.html

Образ Татьяны Лариной в романе А. Пушкина “Евгений Онегин”

В. Г. Белинский назвал роман “Евгений Онегин” “энциклопедией русской жизни”, так как в нем, как в зеркале, отразилась вся жизнь русского дворянства той эпохи. В центре внимания поэта жизнь, быт, нравы, поступки молодого человека Евгения Онегина.

Евгений Онегин является первым литературным героем, открывающим галерею так называемых лишних людей. Он образован, умен, благороден, честен, но светская жизнь в Петербурге убила в нем все чувства, стремления, желания. Он “до времени созрел”, стал молодым стариком.

Ему неинтересно жить.

В этом образе Пушкин показал болезнь века—“хандру”. Онегин действительно тяжело болен социальной болезнью своего времени. Даже искреннее чувство — любовь — неспособно воскресить его душу. Образ Татьяны Лариной — противовес образу Онегина. Впервые в русской литературе женский характер противопоставлен мужскому, и, более того, женский характер оказывается сильнее и возвышеннее мужского.

Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Он в своем романе хотел показать обыкновенную русскую девушку. Автор подчеркивает отсутствие в Татьяне необычайных, из ряда вон выходящих черт.

Но героиня в то же время удивительно поэтична и привлекательна. Неслучайно Пушкин дает своей героине простонародное имя Татьяна. Этим он подчеркивает простоту девушки, ее близость народу.

Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных, верной “привычкам милой старины”.

Характер Татьяны формируется под влиянием няни, прототипом которой поэту послужила чудесная Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и переживания.

Она рано пыталась понять окружающий мир, но у старших не находила ответы на свои вопросы. И тогда она обращалась к книгам, которым верила безраздельно: Ей рано нравились романы; Они ей заменяли все: Она влюбляла ся в обманы И Ричардсона, и Руссо. Окружающая жизнь мало удовлетворяла ее требовательную душу.

В книгах она видела интересных людей, которых мечтала встретить в своей жизни. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью к ней. Близость к народу, к природе развивает в ней нравственные качества: душевную простоту, искренность, безыскусность.

Татьяна умна, своеобразна, самобытна.

От природы она одарена: Воображением мятежным, Умом и волею живой, И своенравной головой, И сердцем пламенным и нежным. Умом, своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни деревенского общества. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов.

Таковым ей показался Онегин — светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный.

Татьяна со всей искренностью и простотой влюбляется в Онегина: “…Все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем”. Она решается написать Онегину любовное признание.

Резкий отказ его является полной неожиданностью для девушки. Татьяна перестает понимать Онегина и его поступки.

Героиня находится в безнадежном положении: она не может разлюбить Онегина и в то же время убеждена, что он не достоин ее любви.

Онегин не понял всей силы ее чувства, не разгадал ее натуры, так как выше всего ценил “вольность и покой”, был эгоистом и себялюбцем. Любовь приносит Татьяне одни страдания, ее нравственные правила тверды и постоянны.

В Петербурге она становится княгиней, обретает всеобщее уважение и преклонение в “высшем свете”. За это время она сильно меняется.

“Равнодушною княгиней, неприступною богиней роскошной, царственной Невы” рисует ее Пушкин в последней главе. Но все равно она прелестна. Очевидно, эта прелесть была не в ее внешней красоте, а в ее душевном благородстве, простоте, уме, богатстве душевного содержания. Но и в “высшем свете” она одинока. И здесь она не находит того, к чему стремилась возвышенной душой.

Свое отношение к светской жизни она выражает в словах, обращенных к Онегину, вернувшемуся после скитаний по России в столицу: …Сейчас отдать я рада Всю эту ветошь маскарада, Весь этот блеск, и шум, и чад За полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище… В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще глубже раскрываются ее душевные качества: нравственная безупречность, верность долгу, решительность, правдивость. Она отвергает любовь Онегина, помня, что в основе его чувства к ней лежит себялюбие, эгоизм. Главные черты характера Татьяны — сильно развитое чувство долга, которое берет верх над другими чувствами, и душевное благородство.

Это и делает ее облик таким привлекательным. Татьяна Ларина открывает собой галерею прекрасных образов русской женщины, нравственно безупречной, ищущей глубокого содержания в жизни. Сам Поэт считал образ Татьяны “идеальным” образом русской женщины.

Источник: http://www.slavkrug.org/obraz-tatyany-larinoj-v-romane-a-pushkina-evgenij-onegin/

Ссылка на основную публикацию