Ода «вольность» — читать стихотворение а.с. пушкина

Александр Пушкин

Беги, сокройся от очей, Цитеры слабая царица! Где ты, где ты, гроза царей, Свободы гордая певица? Приди, сорви с меня венок, Разбей изнеженную лиру… Хочу воспеть Свободу миру,

На тронах поразить порок.

Открой мне благородный след Того возвышенного Галла *, Кому сама средь славных бед Ты гимны смелые внушала. Питомцы ветреной Судьбы, Тираны мира! трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!

Увы! куда ни брошу взор — Везде бичи, везде железы, Законов гибельный позор, Неволи немощные слезы; Везде неправедная Власть В сгущенной мгле предрассуждений Воссела — Рабства грозный Гений

И Славы роковая страсть.

Лишь там над царскою главой Народов не легло страданье, Где крепко с Вольностью святой Законов мощных сочетанье; Где всем простерт их твердый щит, Где сжатый верными руками Граждан над равными главами

Их меч без выбора скользит

И преступленье свысока Сражает праведным размахом; Где не подкупна их рука Ни алчной скупостью, ни страхом. Владыки! вам венец и трон Дает Закон — а не природа; Стоите выше вы народа,

Но вечный выше вас Закон.

И горе, горе племенам, Где дремлет он неосторожно, Где иль народу, иль царям Законом властвовать возможно! Тебя в свидетели зову, О мученик ошибок славных, За предков в шуме бурь недавных

Сложивший царскую главу.

Восходит к смерти Людовик В виду безмолвного потомства, Главой развенчанной приник К кровавой плахе Вероломства. Молчит Закон — народ молчит, Падет преступная секира… И се — злодейская порфира

На галлах скованных лежит.

Самовластительный злодей! Тебя, твой трон я ненавижу, Твою погибель, смерть детей С жестокой радостию вижу. Читают на твоем челе Печать проклятия народы, Ты ужас мира, стыд природы,

Упрек ты Богу на земле.

Когда на мрачную Неву Звезда полуночи сверкает И беззаботную главу Спокойный сон отягощает, Глядит задумчивый певец На грозно спящий средь тумана Пустынный памятник тирана,

Забвенью брошенный дворец ** —

И слышит Клии страшный глас За сими страшными стенами, Калигулы последний час Он видит живо пред очами, Он видит — в лентах и звездах, Вином и злобой упоенны, Идут убийцы потаенны,

На лицах дерзость, в сердце страх.

Молчит неверный часовой, Опущен молча мост подъемный, Врата отверсты в тьме ночной Рукой предательства наемной… О стыд! о ужас наших дней! Как звери, вторглись янычары!.. Падут бесславные удары…

Погиб увенчанный злодей.

И днесь учитесь, о цари: Ни наказанья, ни награды, Ни кров темниц, ни алтари Не верные для вас ограды. Склонитесь первые главой Под сень надежную Закона, И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой. ____________________ * Галл — имеется в виду французский поэт А.Шенье.

** Дворец — Михайловский замок в Петербурге. Далее описывается убийство Павла I.

Анализ оды «Вольность» Пушкина

Пушкин стал автором целого ряда стихотворений, оказавших огромное влияние на будущих декабристов. Одним из них стало произведение «Вольность», написанное поэтом в 1817 г., сразу же после окончания Царскосельского лицея. Оно очень быстро распространилось в списках.

Автор сам обозначил жанр своего стихотворения – ода. Оно написано в торжественном стиле, изобилует возвышенными словами и фразами. Произведение имеет четко выраженную гражданскую направленность. Молодой поэт был горячим сторонником идеи всеобщего равенства и братства и открыто высказывал свои взгляды.

Пушкин уже в молодости почувствовал и оценил силу своего поэтического дара. Он хотел использовать его не для прославления великих деяний или описания утонченных чувств («разбей изнеженную лиру»), а для утверждения высшей ценности – Свободы. Поэт видит свой гражданский долг в порицании тирании. Своими произведениями он стремится пробудить дремлющий в народе дух справедливого сопротивления.

Пушкин понимает, что его задача невероятно трудна. Весь мир опутан цепями рабства, высшие законы попраны «неправедной Властью». Редкими исключениями являются государства, где правители подчиняются «Вольности святой».

Их власть основана не на произволе, а на уважении и признании законов, одинаково равных для всех граждан.

В таком обществе нет места несправедливости и обману, так как суровая, но справедливая рука правосудия настигнет любого преступника, невзирая на его знатность или богатство.

Политические воззрения Пушкина еще довольно наивны. Он признает существование некоего высшего Закона. Поэт относится отрицательно и к безграничной власти народа, и к абсолютной монархии. Обе формы, по его мнению, приводят к произвольному толкованию всех законов.

Пушкин приводит два ярких примера: казнь Людовика XVI и Павла I. Оба монарха не считались с законами и управляли государствами единолично. В какой-то момент это переполнило чашу народного терпения. Возмездие опять же вышло из законных рамок и приняло характер обычного самосуда.

Пушкин нисколько не оправдывает тиранов, он описывает их словами: «самовластительный», «увенчанный злодей». Но и народная расправа подлежит осуждению.

Казнь Людовика связана с образами «плахи Вероломства» и «преступной секиры», а убийство Павла совершено низкими людьми, которые были «вином и злом упоенны» и вторглись «как звери».

В этих примерах Пушкин дает всем царям и правителям наглядный урок. Он уверен, что уважение к Высшему закону приведет к всеобщему благу. Народ, который чувствует, что им управляют в строгом соответствии со справедливостью, никогда не поднимет руки на своего монарха. По мнению поэта, в этом заключается залог счастливого существования всего мира.

Популярные тематики стихов

Читать стих поэта Александр Пушкин — Вольность на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник: https://rustih.ru/aleksandr-pushkin-volnost/

«Вольность» А. Пушкин

в произведениях этого автора, способных передать весь спектр чувств, испытываемых поэтом. Еще со времен своей лицеистской юности Пушкин искренне верил в то, что каждый человек изначально рождается свободным. Однако именно общество обрекает его на то, чтобы изменять своим принципам и соблюдать условности, которые тяготят любого здравомыслящего человека.

Вольнолюбивые взгляды поэта отчетливо можно проследить в произведениях раннего периода творчества, когда Пушкин еще не догадывается о существовании цензуры и свято верит в то, что может открыто высказывать свои мысли. К таким стихотворениям относится ода «Вольность», которая была написана поэтом в 1817 году сразу же после окончания лицея в Царском селе.

Читайте также:  Пушкин. «арап петра великого» (читать текст полностью)

К тому времени Пушкин уже вкусил первые плоды литературной славы и не сомневался, чему именно посвятит свою жизнь. Однако у него был высший идеал, который заключался во всеобщей свободе. Именно ее он призывает в первых строчках своего произведения, и даже готов ради этого пожертвовать своим талантом.

«Приди, сорви с меня венец, разбей изнеженную лиру», — заклинает поэт.

Именно в этом произведении Пушкин предопределяет свою судьбу, как поэта и гражданина. Он убежден, что если уж небесам угодно было наделить его литературным даром, то не стоит расходовать его по пустякам. Поэтому автор решает не размениваться на мелочи, его цель благородна и проста. «Тираны мира! Трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы!», — призывает автор.

Между тем, в свои неполные 18 лет Пушкин уже понимает, что изменить мир к лучшему ему будет совсем непросто. Он с сожалением отмечает, что везде царит «законов гибельный позор», с которым всем сословиям общества приходится мириться.

Но если власть имущие воспринимают это как должное, то для простого народа крепостное право, барщина и оброк сродни кандалам каторжан. Слава и рабство – вот, по мнению поэта, две основных движущих силы российского общества первой половины 19 века.

Да, россияне – доблестный народ, который сумел прославить свою родину ратными подвигами и победами. Но обратной стороной этой медали являются нищета и рабство. Поэтому поэт задается вопросом: каким бы стало современное общество, будь оно по-настоящему свободным.

Чтобы понять это, поэт обращается к истории и вспоминает Запорожскую Сечь, где «крепко с Вольностью святой законов мощных сочетанье».

Рассуждая на тему свободы выбора и предназначения каждого человека, поэт приходит к выводу, что власть не может наследоваться, она должна передаваться по закону тем, кто этого более всего достоин. Таким образом, Пушкин открыто выступает против самодержавия, считая его проявлением дремучести и покорности русского народа.

Причем, автор подчеркивает, что «стыдливое молчание» характерно не только для его современников. Именно так вели себя простые люди в Европе, Риме и Древней Греции, когда правители различных стран творили беззаконие. Но, вместе с тем, автор предрекает, что настанут те времена, когда могущественным правителям все же придется жить по закону, когда «станут вечной стражей трона народов вольность и покой».

Ода «Вольность» никогда не публиковалась при жизни поэта, так как Пушкин понимал всю утопичность взглядов и идей, изложенных в этом произведении.

Тем не менее, автор до конца своей жизни продолжал верить в то, что когда-нибудь мир изменится настолько, что в нем станут царить справедливость, равенство и настоящая свобода.

Именно этим произведением Пушкин предсказал появление тайных обществ будущих декабристов, которым суждено было пошатнуть общественные устои.

Источник: http://pishi-stihi.ru/volnost-pushkin.html

Анализ стихотворения Пушкина Вольность



Ода «Вольность» была написана А.С. Пушкиным в 1817 году, а опубликована Герценом в сборнике «Полярная Звезда» (при жизни Пушкина издана не была). Также стоит отметить то, что весной 1820 г. она дошла до правительства и явилась одной из причин ссылки Пушкина. Это произведение оказало большое влияние на революцию 1917 года (Февральская буржуазно-демократическая революция).

Тема оды — протест против абсолютной монархии, которая была в то время в России. В своем произведении автор выражает свое негативное отношение к абсолютизму, не скрывает своих взглядов и чувств: «Самовластительный злодей! Тебя, твой трон я ненавижу, Твою погибель, смерть детей С жестокой радостию вижу.

Читают на твоем челе Печать проклятия народы, Ты ужас мира, стыд природы,

Упрек ты Богу на земле »

Главная мысль — протест против абсолютизма. В своем произведении Пушкин, прославляет вольность и политическую свободу. Автор пытается убедить и призвать людей к перевороту в стране, к свержению самодержавия. Окраска лексики — высокая. Отсутствуют афоризмы, риторические вопросы и др.

Ода написана в форме лирического монолога. Рифма — женская, рифмовка — смешанная. Размер: ямб. Он придает тексту динамичность и четкий ритм. Строгая композиция помогает следить за движением мыслей и чувств поэта. В этом произведении очень много различных художественных средств.

Например, эпитетов: «слабая царица», «благородный след», «неправедная Власть», «сгущенная мгла», «роковая страсть», «царскою главой», «Главой развенчанной», «злодейская порфира». Олицетворениий: «Молчит Закон», «Спокойный сон отягощает». Они помогают сделать текст ярче и красочнее.

Также мы можем заметить, что глаголы и деепричастия повторяются чаще других частей речи: «Беги, сокройся от очей… Разбей изнеженную лиру. А вы, мужайтесь и внемлите, Восстаньте, падшие рабы!» Это помогло автору придать особый ритм и динамизм действию. В своем произведении Пушкин открыто выражает свои чувства.

Он желает свободу для народа: «Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок

Негодует из-за тиранов и беззакония:

«Тираны мира! трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!»

«Увы! куда ни брошу взор — Везде бичи, везде железы, Законов гибельный позор, Неволи немощные слезы; Везде неправедная Власть В сгущенной мгле предрассуждений Воссела — Рабства грозный Гений

И Славы роковая страсть»

Автор смог очень точно и в тоже время понятно для каждого человека донести важные вопросы и проблемы, начать говорить о них. Ода «Вольность» состоит из трех частей. Она начинается с обращения к музе: «Хочу воспеть свободу миру,

на тронах поразить порок».

Далее автор выражает свои взгляды, недовольство властью, которая существовала в то время:

«Самовластительный злодей! Тебя, твой трон я ненавижу, Твою погибель, смерть детей С жестокой радостию вижу. Читают на твоем челе Печать проклятия народы, Ты ужас мира, стыд природы,

Упрек ты Богу на земле »

Заканчивается она обращением к царю:

«И днесь учитесь, о цари: Ни наказанья, ни награды, Ни кров темниц, ни алтари Не верные для вас ограды. Склонитесь первые главой Под сень надежную Закона, И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой»

Мне очень понравилось это произведение! Интересным для меня показалось то, что А. С. Пушкин не побоялся, открыто выразить свои мысли, взгляды и собственную точку зрения. Также мне понравился стиль написания оды: с одной стороны высокая, книжная лексика, а с другой стиль написания понятный и интересный для любого человека.

Читайте также:  Образ татьяны лариной в романе "евгений онегин"

48869 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Анализ стихотворения (оды) Пушкина «Вольность»

В 1817 году Пушкин оканчивает Царскосельский лицей и поступает на службу в Коллегию иностранных дел. После того, как поэт поселился в Петербурге он с головой ушел в общественно-политическую жизнь страны.

Именно в этот период Пушкиным написан ряд стихов с очень прогрессивным и свободолюбивым настроем. Именно таким произведением стала ода «Вольность». Пушкин посещает заседания «Арзамаса», становится членом «Зеленой лампы», однако в ряды тайного общества, о существовании которого поэт уже догадывался его так и не приняли за общение с «ненадежными» людьми.

Однако внешне беспечная светская жизнь не умоляла силы поэзии Пушкина, а поэзия эта действительно вдохновляла многих. Будучи певцом революционной энергии, стихи Пушкина стали воплощением на бумаге идей декабристов, он видел глубже их и стал литературным и политическим вождем этого движения.

В стихах Пушкина, и в «Вольности», все чаще появляется слово «свобода», однако у поэта она обретает разные грани — это и личная независимость, и возможность вольно мыслить и действовать. Александр Сергеевич был крайне возмущен существованием рабства, ведь порабощение человека человеком идет в разрез с самой природой.

В стихотворении «Вольность» он поднимает вопрос об ограничении влияния царей законами. Сам поэт считал себя продолжателем идей Радищева, о чем прямо заявлял.

Однако, если первый рассматривал революцию единственным возможным вариантом обретения свободы крепостными, то Пушкин надеялся на законный вариант разрешения ситуации. В «Вольности» он осудил убийства французами своего короля Людовика XVI и дворянами Павла I.

Однако в самой оде он не исключает силового вмешательства народа, автор призывает царя одуматься и восстановить справедливость принятием Конституции.

Стихотворения Пушкина с 1917 по 1920 свободно распространялись среди интеллигенции, рабочих, крестьян. Очень дерзкие и мятежные строки не могли не смутить Александра I, в гневе царь хотел сослать Пушкина в Сибирь, однако за него вступились друзья и 6 мая 1820 года он отравился в ссылку на юг России.

Стихотворение «Вольность» являлось прямым отражением мыслей декабристов, оно, как и другая поэзия Пушкина, будоражила умы людей, возбуждала в обществе революционные настроения. Оно стало кличем о борьбе за независимость, демократию и свободу.

Анализ стихотворения «Вольность» Пушкина А.С

January 10, 2014

Александр Сергеевич, хоть прожил сравнительно недолго, успел создать огромное количество поэтических и прозаических произведений разных жанров. Великий писатель всячески пытался сделать мир лучше, а людей — добрее.

Стихотворение «Вольность» Пушкина принадлежит к ранним произведениям, когда поэт еще верил в возможность изменить мир к лучшему, искоренить тиранию и избавить народ от каторжных пут.

Стихотворение было написано в 1817 году, когда Александр Сергеевич вернулся домой из лицея.

Юный лицеист всегда верил, что абсолютно каждый человек рождается свободным, а вот в том, что ему приходится соблюдать условности и изменять своим принципам, виновато общество. Всех здравомыслящих людей тяготят придуманные кем-то правила.

Молодой поэт даже не подозревал о наличии цензуры, поэтому наивно полагал, что сможет открыто говорить о своих мыслях и направлять людей на путь истинный. Пушкин «Вольность» написал в свои неполные 18 лет.

Но уже тогда он понимал, что самостоятельно изменить мир ему будет очень сложно.

Во время учебы в лицее Александр Сергеевич снискал литературную славу, поэтому, не раздумывая, решил посвятить свою жизнь писательству. Но у него есть высший идеал, заключающийся во всеобщей свободе, ради него он даже готов пожертвовать своим талантом.

Стих «Вольность» Пушкина является предопределяющим в судьбе поэта. После его написания он решает не размениваться на мелочи и идти к благородной цели. Александр Сергеевич решает, что если Бог наделил его литературным талантом, то нельзя его тратить на мелочи.

В стихотворении «Вольность» Пушкина раскрывается жизнь России того периода. Поэт отмечает, что в стране царит «законов гибельный позор», и если богатые люди поддерживают власть, то простой народ томится от оброков, барщины и крепостного права.

Россия в XIX веке прославилась ратными подвигами и рабством. Александру Сергеевичу становится интересно, каким было бы общество, избавившееся от кандалов каторжан. В своем произведении писатель развивает тему свободы выбора.

Он считает, что каждый должен решать самостоятельно, чем ему заниматься в жизни, выбирать свой путь, а не покоряться чьим-то приказам.

«Вольность» Пушкина – это открытое противостояние самодержавию. Писатель делает вывод, что власть в стране не должна передаваться по наследству, управлять государством должны достойные люди.

Александр Сергеевич считает, что царский режим является символом покорности и «дремучести» народа. Он упрекает русских в излишней покорности и молчаливости, но отмечает, что они не первые, кто терпит беззаконие.

Именно так поступали в Древней Греции, Риме, Европе, в то время как правители творили, что душе угодно.

В стихотворении «Вольность» Пушкина можно найти пророчество о возникновении тайных организаций, способных пошатнуть общественные устои. Поэт верит, что придут времена, когда правителям и чиновникам тоже придется подчиняться закону. Александр Сергеевич понимал всю утопичность идей и взглядов, описанных в этом произведении, поэтому при его жизни «Вольность» никогда не публиковалась.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Вольность»

Именно из-за стихотворения «Вольность» А.С. Пушкин попал в ссылку. Он написал это произведение после окончания лицея. Поэт всегда боролся за свободу и справедливость, за что все время получал наказание. Он считал, что каждый человек рождается свободным, а общество помещает его в некие рамки условностей, которым должен следовать человек.

Пушкин рьяно ненавидел всех правителей и руководителей. Он переживал за простой народ, который страдал больше всех. Люди из высшего общества жили, как хотели, а обычные люди были как самые настоящие рабы.

Конечно, страна была самой могучей, но это могущество меркнет перед нищетой народа. Поэт считал, что все люди рождаются одинаковыми, и никто не вправе подчинять себе кого-либо. Он призывал к свержению власти.

Он понимал, что его «Вольность» может привести к печальным последствиям, поэтому не публиковал данное стихотворение. Однако в 1820 году каким-то образом это стихотворение дошло до высших чинов и Пушкина сослали в ссылку. Поэт не понимал, как общество докатилось до такого, и до конца верил, что когда-нибудь в мире будут царить справедливость и свобода.

Жанр «Вольности» – ода. Повествование идет в виде лирического монолога. Для того чтобы стихотворение имело четкий ритм был использован такой размер как ямб. Используется смешанная рифмовка, а если говорить о рифме, то здесь она женская. Пушкин использует множество эпитетов, чтобы добавить яркости стихотворению, а также глаголы и деепричастия, которые призывают к действию.

Читайте также:  Стихотворение "эхо" - читать стихи пушкина

«Вольность», анализ произведения Александра Пушкина

В 1817 году, сразу после блестящего окончания Царскосельского лицея русский поэт и писатель А. С. Пушкин написал оду под названием «Вольность». Местом написания стала квартира братьев Тургеневых на набережной Фонтанки в Санкт-Петербурге. Им же (местом) был навеян и исторический сюжет произведения.

Окна Тургеневского жилища открывали взору Михайловский замок, в котором некогда был убит император Павел I. При жизни Александра Сергеевича ода не была издана, напротив – стала одной из главных причин его ссылки на юг, когда дошла до правительственных органов в 1820 году.

Впервые «Вольность» была напечатана только в 1856 году Герценом в сборнике «Полярная звезда» в Лондоне.

На момент написания Пушкину было 18 лет. Многие произведения раннего творчества поэта были уже пронизаны свободолюбивыми и благородными настроениями. В то время Александр Сергеевич еще не знал о действии цензуры, думая, что имеет право открыто говорить о своих помыслах.

Юный Пушкин считал литературный дар даром свыше, предназначенным для честных, благородных и простых целей. Идей раскрепощения личности, утверждения духовной свободы и равенства придерживались и другие лучшие представители дворянского сословия в России.

Французская революция вдохновила многих прогрессивных деятелей российского государства.

Тема произведения

Тема произведения – утверждения Закона, перед которым все равны, идеалов свободомыслия, духовной свободы, равенства и гуманности.

Идейным вдохновителем Пушкинской «Вольности» стала «Вольность» Радищева, в которой поэт отстаивает власть и интересы народа.

Поэтическими строками Александр Васильевич гневно обрушивается на тиранию, беззаконие и вседозволенность господствующих правителей. Ода отражает гражданского чувство творца и боль за несправедливо ущемленные права человеческой личности.

В создании единого для всех закона (конституции) художник видит ключевое решение проблемы социального неравенства и несправедливой власти.

Во многом источником подобных умозаключений являются лекции Александра Куницына, в которых есть высказывания о «естественном праве человека», праве на независимость и равное социальное положение с другими людьми в обществе. Пушкин провозглашает высокие идеи с великой эмоциональной силой.

Для современников поэта «Вольность» стала подлинным революционным гимном, призывом к решительным действиям. Среди остро сопереживающих провозглашенным идеям были и будущие декабристы, в которых строки Пушкинского произведения пробуждали патриотическое чувство и стремление свершениям.

Сюжет и структура произведения

Оду условно можно разделить на три части. Первая часть является своего рода вступлением, преамбулой к основному повествованию. В нем Пушкин говорит о своей задаче:

Хочу воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок.

После вступления разворачивается основная идея стихотворения. Вторая часть оды напоминает читателю о Людовике, Наполеоне, Павле I, заставляя воображение рисовать яркую, реалистичную картину судьбы русского императора. Заключительная часть произведения – вывод, горячий призыв к правителям склониться перед Законом:

Ни кров темниц, ни алтариНе верные для вас ограды.Склонитесь первые главойПод сень надежную закона,И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой.

Стихотворный размер, которым написано произведение – четырехстопный ямб. Пушкин использует различные средства художественной выразительности: метафоры (например, «молчит закон» ), эпитеты («гибельный позор». «изнеженная лира» ), риторические фигуры («Тираны мира! Трепещите!» ), анафору («Где дремлет он неосторожно, где иль народу, иль царям Законом властвовать возможно!» ).

Послушать стихотворение Пушкина Вольность

Темы соседних сочинений

← Вольнолюбивого↑ ПушкинВорон к ворону летит →

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkina/volnost

Вольность. Ода

Беги, сокройся от очей,Цитеры слабая царица!Где ты, где ты, гроза царей.Свободы гордая певица? –Приди, сорви с меня венок,Разбей изнеженную лиру…Хочу воспеть Свободу миру,

На тронах поразить порок.

Открой мне благородный следТого возвышенного галла,Кому сама средь славных бедТы гимны смелые внушала.Питомцы ветреной Судьбы,Тираны мира! трепещите!А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!

Увы! куда ни брошу взор –Везде бичи, везде железы,Законов гибельный позор,Неволи немощные слезы:Везде неправедная ВластьВ сгущенной мгле предрассужденийВоссела – Рабства грозный Гений

И Славы роковая страсть.

Лишь там над царскою главойНародов не легло страданье,Где крепко с Вольностью святойЗаконов мощных сочетанье;Где всем простерт их твердый щит,Где сжатый верными рукамиГраждан над равными главами

Их меч без выбора скользит

И преступленье с высокаСражает праведным размахом;Где не подкупна их рукаНи алчной скупостью, ни страхом.Владыки! вам венец и тронДает Закон – а не природа;Стоите выше вы народа,

Но вечный выше вас Закон.

И горе, горе племенам,Где дремлет он неосторожно,Где иль народу иль царямЗаконом властвовать возможно!Тебя в свидетели зову,О мученик ошибок славных,За предков в шуме бурь недавных

Сложивший царскую главу.

Восходит к смерти ЛюдовикВ виду безмолвного потомства,Главой развенчанной приникК кровавой плахе Вероломства.Молчит Закон – народ молчит,Падет преступная секира…И се – злодейская порфира

На галлах скованных лежит.

Самовластительный Злодей!Тебя, твой трон я ненавижу,Твою погибель, смерть детейС жестокой радостию вижу.Читают на твоем челеПечать проклятия народы,Ты ужас мира, стыд природы;

Упрек ты богу на земле.

Когда на мрачную НевуЗвезда полуночи сверкает,И беззаботную главуСпокойный сон отягощает,Глядит задумчивый певецНа грозно спящий средь туманаПустынный памятник тирана,

Забвенью брошенный дворец –

И слышит Клии страшный гласЗа сими страшными стенами,Калигуллы последний часОн видит живо пред очами,Он видит – в лентах и звездах,Вином и злобой упоенныИдут убийцы потаенны,

На лицах дерзость, в сердце страх.

Молчит неверный часовой,Опущен молча мост подъемный,Врата отверсты в тьме ночнойРукой предательства наемной…О стыд! о ужас наших дней!Как звери, вторглись янычары!..Падут бесславные удары…

Погиб увенчанный злодей.

И днесь учитесь, о цари:Ни наказанья, ни награды,Ни кров темниц, ни алтариНе верные для вас ограды.Склонитесь первые главойПод сень надежную Закона,И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой.

Источник: http://stihi-poetov.ru/aleksandr-sergeevich-pushkin/445-volnost-oda.html

Ссылка на основную публикацию