«они сошлись. волна и камень, стихи и проза, лед и пламень…» — стихи пушкина

Онегин и Ленский

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Евгений Онегин / Онегин и Ленский

  Скачать сочинение

    Они сошлись. Волна и камень,      Стихи и проза, лед и пламень     Не столь различны меж собой.     Сперва взаимной разнотой     Они друг другу были скучны;      Потом понравились; потом     Съезжались каждый день верхом      И скоро стали неразлучны.     А.С. Пушкин.     Так описывает Пушкин героев своего романа, Онегина и Ленского.

И, действительно, они были совершенно разными людьми. Это хорошо видно из описания их характеров автором. Как пишет Пушкин, Ленский имел “пылкий и довольно странный” дух, его душа всегда была согрета “приветом друга, тоской дев”. Онегин же уже прошел через это. В Ленском он видит себя в прошлом, но сейчас он переменился.

Его уже не привлекают ни балы, ни шумные вечера, ни праздники, ему по душе одиночество. Он любил быть на природе, размышлять над философскими вопросами, которые никак не могли бы заинтересовать Ленского. Деревенские жители не понимали Онегина, для них он был неучем, сумасбродом, в отличие от Ленского, который представлялся им образованным дворянином из высшего общества.

В домах его принимали, как жениха.     Рассмотрев образы Ленского и Онегина, очень трудно представить, чем же они могли понравиться друг другу.

Встает вопрос: зачем сводит автор столь разных по характеру героев, двух людей, которые настолько отличались взглядами на жизнь, общество, любовь, отношением к людям?     Я думаю, нельзя правильно ответить на этот вопрос, не рассмотрев каждого героя, не сравнив их характеры, не проанализировав их поступки.

    Достаточно ярко, как мне кажется, разница характеров проявлялась в их отношении к обществу, светской жизни. Евгений Онегин вел достаточно пассивный образ жизни, после того как приехал в деревню. Он не любит разъезжать по гостям, да и у себя редко принимает кого-то. Ленский же знал всех в округе. Его привлекала бурная жизнь, насыщенная любовными приключениями.

Ленскому нравились веселые, красивые девушки, такой была и Ольга, его возлюбленная.     Всегда скромна, всегда послушна,     ' Всегда как утро, весела,     Как жизнь поэта, простодушна,     Как поцелуй любви мила;     Глаза, как небо, голубые,     Улыбка, локоны, льняные,      Движенья, голос, легкий стан…     Но Онегин видит Ольгу совсем в другом свете:     Я выбрал бы другую,     Когда б я был, как ты, поэт.     В чертах у Ольги жизни нет.

    Та, что понравилась Онегину, была совсем другая, необычная. Татьяна не отличалась особой красотой, но в глазах ее был какой-то огонек, который и привлек Онегина. Она всегда была задумчивой, печальной, молчаливой, любила одиночество, с ранних лет ей нравились романы.

Автор пишет: “Они ей заменяли все”. Из примеров мы видим, что жизнь Ленского не сильно отличается от жизни остальных молодых людей того времени. Онегин же был по натуре своей необычным человеком. Особенно хорошо это видно при сравнении характеров Ленского и Онегина.

Мне кажется, что автор сводит их вместе и показывает их характеры в сравнении, чтобы подчеркнуть особенности и отличия Онегина от других людей. Я считаю, что в образе Ленского автор показывает нам представителя общества, так как его образу присущи черты, характерные молодым людям того времени.

Образ Ленского помогает увидеть Онегина как личность, индивидуальность.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Евгений Онегин / Онегин и Ленский

Смотрите также по произведению «Евгений Онегин»:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00038501184864122149

Презентация к уроку по литературе (10, 11 класс) на тему: «Они сошлись.Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень…»

Слайд 1

Подготовка к сочинению 10 класс

Слайд 2

«Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень…» Направление: «Дружба и вражда» Дружба между людьми, значение и ценность дружеских отношений в человеческой жизни

Слайд 3

«ДРУЖБА И ВРАЖДА» Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.

Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

Слайд 4

Дружба между людьми, значение и ценность дружеских отношений в человеческой жизни Понятие «дружба» является одним из основополагающих в человеческом мироощущении и в системе ценностных ориентиров человека.

Это подтверждает обилие пословиц и поговорок, посвященных дружбе, афоризмов и крылатых фраз.

Начиная размышление над предложенной в данном направлении темой, учащиеся могут строить свои рассуждения, опираясь на известные им высказывания и определения.

Слайд 5

Пословицы: Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Старый друг лучше новых двух. Нет друга – ищи, а нашел – береги. Друг познается в беде. Друга узнать – вместе пуд соли съесть. Недруг поддакивает, а друг спорит.

Слайд 6

Афоризмы и высказывания известных людей: «Только настоящий друг может терпеть слабости своего друга» У . Шекспир «Все пройдет – и надежды зерно не взойдет, Все, что ты накопил, ни за грош пропадет. Если ты не поделишься вовремя с другом — Все твое достоянье врагу отойдет» Омар Хайям

Слайд 7

Афоризмы и высказывания известных людей: «Исполнять обязанности дружбы несколько трудней, чем восхищаться ею» Лессинг «Дружба должна быть прочною штукою, способною пережить все перемены температуры и все толчки той ухабистой дороги, по которой совершают свое жизненное путешествие дельные и порядочные люди» А.И . Герцен

Слайд 8

В словаре С.И. Ожегова дается следующее толкование слов «дружба» и «вражда»: ВРАЖДА – отношения и действия, проникнутые неприязнью, ненавистью ( Непримиримая вражда; питать вражду). ДРУЖБА – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов ( Давнишняя дружба; дружба народов).

Слайд 9

Синонимы слова ДРУЖБА – дружество, дружелюбие, доброжелательство, лад, мир, согласие, панибратство, короткое знакомство, побратимство, (благо) приязнь, амикошонство, любовь, братание, единение, общение; дружба искренняя, лицемерная, собачья, тесная.

Сделать что по дружбе. Быть в дружбе, водить дружбу, разорвать дружбу, сводить дружбу. Синонимы слова ВРАЖДА – антагонизм, злоба, недоброжелательство, нелюбовь, ненависть, неприязнь, неприязненность, рознь, недружелюбие, нелады. Иметь против кого зуб.

Питать вражду.

Слайд 10

Тезис-вопрос Что такое настоящая дружба? Кого можно считать истинным другом? В чем проявляется дружба? Какова роль дружбы в жизни человека и можно ли обойтись без неё? Дружба и предательство? А были ли отношения между героями произведения дружбой или нет?

Слайд 11

Тема дружбы в творчестве А.С.Пушкина Творчество и биография А.С. Пушкина; В произведениях лицейского периода (например, в стихотворении «Друзьям »); «Воспоминания в Царском Селе »; «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «К Чаадаеву», «К Языкову », «Во глубине сибирских руд …»; «19 октября »; «Евгений Онегин». Два «друга», Онегин и Ленский.

Слайд 12

Тема дружбы в творчестве А.С.Пушкина Эволюция романтического канона дружбы особенно наглядно выступает в творчестве и биографии А.С. Пушкина. Тема дружбы всегда занимала важное место в творчестве поэта, но на разных этапах его жизни и творческого пути она звучит по-разному.

Читайте также:  Образ татьяны лариной в романе "евгений онегин"

Слайд 13

Тема дружбы в творчестве А.С.Пушкина В произведениях лицейского периода (например, в стихотворении «Друзьям») дружба описывается преимущественно в анакреонтовских тонах бесшабашного группового веселья, перемежающегося настроениями элегической тоски и грусти.

Слайд 14

Тема дружбы в творчестве А.С.Пушкина В стихотворении Александра Сергеевича Пушкина, посвященном Лицею ( «Воспоминания в Царском Селе»), понятие «дружество», которое неоднократно использует поэт, имеет даже более широкий смысл, чем «дружба».

Это понятие представляет собой особый круг друзей, который, «как душа, неразделим и вечен», это поэты единомышленники – та сила, которая, несмотря ни на что, способна поддержать человека в самых трудных, порой кажущихся непреодолимыми, жизненных испытаниях.

Слайд 15

Тема дружбы в творчестве А.С.Пушкина «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «К Чаадаеву», «К Языкову», «Во глубине сибирских руд…». В этих произведениях человек, являющийся частью «поэтического братства», готов на самопожертвование, понимание и прощение в любой ситуации, а разве не это пример безграничной дружбы и преданности?

Слайд 16

Тема дружбы в творчестве А.С.Пушкина Горьким ощущением резко изменившейся обстановки, потери близких друзей и тяжелыми предчувствиями наполнены произведения, написанные после декабристского восстания. Это можно понять: круг друзей становится все уже, и с этим ничего нельзя поделать ( «19 октября »)

Слайд 17

Тема дружбы в творчестве А.С.Пушкина Свое отношение к товариществу Александр Сергеевич представляет читателю через образы героев романа «Евгений Онегин». Два «друга», Онегин и Ленский, в своем общении показывают нам, что друг – это понятие очень неоднозначное и противоречивое. В конце концов, мы даже начинаем сомневаться, друзья ли Евгений и Владимир или они враги.

В диалогах героев чувствуется присутствие автора, он не простой безмолвный наблюдатель, он непосредственный участник событий, его отношение к дружбе мы улавливаем в разговорах героев. Дружба Онегина и Ленского произошла, по словам самого Пушкина, «от делать нечего».

Действительно, они были совершенно противоположны по характерам, с различным жизненным опытом, с различными устремлениями .

Слайд 18

Композиция сочинения Вступление Основная часть Заключение

https://www.youtube.com/watch?v=g21yhui7JnQ

Слайд 19

Вступление Вступление – вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.

Во вступлении может: содержаться ответ на заданный по теме вопрос; представлено ваше мнение, если в названии есть отсылка к мнению пишущего (“как вы понимаете смысл названия…”); содержаться факт из биографии автора или охарактеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста; сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы (“тема судьбы”, “образ героя”…).

Слайд 20

Основная часть Основная часть : представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой.

В основной части следует избегать: Пересказа литературного произведения ; Изложение сведений, не имеющих прямого отношения к теме; В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументировано и стилистически правильно, грамотно излагать свои мысли; Основная часть – это проверка того, насколько верно понята тема.

Слайд 21

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/03/30/oni-soshlis-volna-i-kamen-stihi-i-proza-led-i-plamen

Они сошлись: волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень

Что такое дружба? Это союз людей, близких по своему духу, по своим интересам, духовным устремлениям. Однако порой притяжение возникает между натурами противоположными, личностями, взгляды которых на жизнь существенно различаются. Примеров тому существует немало в русской литературе.

Онегин и Ленский в романе являются друзьями. Однако отношения эти — не союз равных, а, скорее, союз людей, противоположных по своим взглядам, характеру, жизненному опыту. Ленский — это молодой, восторженный романтик, поэт, сохранивший веру в идеалы.

Вернувшись из Германии, он привез «учености плоды: Вольнолюбивые мечты, Дух пылкий и довольно странный, Всегда восторженную речь…». Ленский совершенно не имеет жизненного опыта, его душа не испорчена светом: «Он сердцем милый был невежда».

Он увлечен поэзией и своей любовью к Ольге.

Онегин по своим качествам прямо противоположен Ленскому. Евгений — скептик, с резким, охлажденным умом, уставший от светской суеты, разочаровавшийся в жизни, разуверившийся в любви, в дружбе. Основное чувство, которое владеет им, — это скука, «русская хандра», пресыщенность жизнью.

«Его тоскующую лень» ничто не занимает — книги он вскоре оставил, пробовал писать, но «труд упорный ему был тошен». Отсюда холодность Онегина, его угрюмость, мрачный взгляд на вещи. Евгений старше Ленского, позади у него — бурная светская жизнь, полная страстей, измен, интриг, сожалений о прошлом.

Не общаясь в деревне ни с кем из соседей, Онегин сходится с Ленским.

Они сошлись: волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

Пушкин называет эту дружбу дружбой «отделать нечего». Однако вскоре Онегин и Ленский стали неразлучны. Они каждый день съезжались верхом и беседовали на самые разные темы:

Меж ними все рождало споры

И к размышлению влекло:

Племен минувших разговоры,

Плоды наук, добро и зло,

И предрассудки вековые,

И гроба тайны роковые,

Судьба и жизнь в свою чреду, —

Все подвергалось их суду.

Однако скоро между друзьями возникает конфликт. Не зная о чувстве Татьяны к Онегину, Ленский зазывает приятеля на именины к Лариным. Увидев смущение Татьяны и большое количество гостей, Евгений начинает злиться на своего друга, уговорившего его поехать на праздник. Замыслив интригу против Ленского, Онегин делает вид, что увлечен Ольгой.

Заметив флирт Онегина с Ольгой, Ленский оскорблен в своих чувствах. Он вызывает приятеля на дуэль. И Евгений, следуя законам дворянской чести, принимает вызов. Примирение их еще было возможно: Онегин мог еще предотвратить поединок, но он этого не сделал, испугавшись светской молвы, «общественного мненья».

Так из- за интриги на балу, из-за минутной обиды, из-за недоразумения дружба героев перешла во вражду:

Враги! Давно ли друг от друга

Их жажда крови отвела?

Давно ль они часы досуга,

Трапезу, мысли и дела

Делили дружно? Ныне злобно,

Врагам наследственным подобно,

Как в страшном, непонятном сне,

Они друг другу в тишине

Готовят гибель хладнокровно…

И Онегин убивает Ленского. Как же непрочна дружба в светском обществе, моральные устои которого так безнравственны и бесчеловечны! Пушкин замечает, что друзья могли бы примириться, но «дико светская вражда Боится ложного стыда».

Ленский вызывал Онегина на дуэль, так как чувствовал себя оскорбленным, хотел защитить Ольгу, как ему казалось, от легкомыслия, ветрености своего приятеля.

Онегин же старше и опытнее, он должен был объясниться с молодым человеком, открыть ему истинное положение вещей, ибо дружба предполагает взаимную откровенность.

Итак, всему виной — «общественное мненье»? Но «общественное мненье», думается, явилось лишь внешней, формальной причиной поединка.

Онегин боялся сплетен. Но на самом деле «дуэльный кодекс» не требовал слишком многого: как отмечает В. Набоков, «честь джентльмена очищалась от позора не столько его собственным выстрелом, сколько способностью хладнокровно выдержать выстрел противника».

Собственный выстрел уже играл второстепенную роль. Получается, что герой пусть бессознательно, но хотел убить своего приятеля (такая точка зрения существует в литературоведении). И если мы глубже проанализируем данную ситуацию, то увидим правильность нашего предположения.

Читайте также:  Ода "вольность" - читать стихотворение а.с. пушкина

На первый взгляд, Евгений благороден по отношению к своему юному другу:

Он охладительное слово

В устах старался удержать

И думал: глупо мне мешать

Его минутному блаженству;

И без меня пора придет;

Пускай покамест он живет

Да верит мира совершенству…

Однако Ленский все время как будто чем-то раздражает его, мешает ему. Онегин не спешит разубеждать Ленского в словесной дуэли, в споре, но все его поступки подчеркивают его крайнее раздражение своим приятелем. На самом деле Евгений уже давно хочет «Ленского взбесить». Вспомним онегинское мнение об Ольге.

Здесь он совсем не щадит чувств своего юного друга: «Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна На этом глупом небосклоне». Получается, что все благородство Евгения («он охладительное слово в устах старался удержать») декларативно. Это не более чем внутренний порыв героя. В жизни же он не реализует своего доброго порыва.

Ленский раздражает Онегина своим идеализмом, его убийство — это неосознанная месть за иное восприятие мира, за веру, дающую возможность иных чувств и впечатлений. Интересно, что, в отличие от Онегина, Ленский в своем внешнем поведении «свободен от своих романтических идеалов».

Так, он влюбляется в «прозаическую» Ольгу, не обратив внимания на «романтическую» Татьяну. Онегин же не может вырваться, освободиться от пут навязанного ему образа жизни и философии.

Онегин и Ленский слишком «различны меж собой» для того, чтобы сосуществовать вместе. Если бы не было злосчастной дуэли, Евгений нашел бы другой повод для конфликта.

Именно поэтому Онегин воспринимает эту дуэль как убийство и тяжело переживает случившееся — «окровавленная тень Ему являлась каждый день». И смерть Ленского становится настоящим потрясением для него, она открывает ему собственную душу.

Так дружба переходит у Пушкина во вражду, заканчивается трагедией.

«Ничто так наглядно не определяет лицо государства, как существо и облик чиновника»

(Б. Андреев)

Чиновник — это в российской действительности персонаж почти мифический, знаменитый своим бюрократизмом, равнодушием к делу и людям, отсутствием интереса к работе.

Традиционно (и небезосновательно) в России сформировалось негативное отношение к чиновникам. Взяточничество, кумовство, произвол процветают в этой среде. «Чтоб чины добыть, есть многие каналы», — писал еще А.С. Грибоедов.

А ведь именно облик чиновника определяет лицо государства. Об этом часто размышляли русские писатели.

Так, тему бюрократизма и чиновничьего произвола развивает Н.В. Гоголь в комедии «Ревизор». В гоголевском городе царят беспорядки, кругом — воровство и произвол.

Городничий берет взятки с купцов, с родителей рекрутов, присваивает деньги, предназначенные на строительство церкви, подвергает розгам унтер-офицерскую вдову, не выдает продуктов арестантам. На улицах города — «кабак, нечистота».

Судья, занимающий эту должность в течение 15 лет, берет взятки «борзыми щенками». В бумагах его «сам Соломон не разрешит, что… правда и что неправда». Попечитель богоугодных заведений Земляника считает, что простой человек «если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет».

Вместо овсяного суда он дает больным одну капусту. Почтмейстер Шнеки н вскрывает чужие письма и оставляет их у себя. Словом, за каждым из чиновников водятся грехи, которые и порождают в душе у них чувство страха.

Семейственность, кумовство, взяточничество, карьеризм, чинопочитание, формальное отношение к делу и неисполнение своих прямых обязанностей, невежество, невысокий интеллектуальный и культурный уровень, пренебрежительное отношение к народу — эти черты свойственны миру городских чиновников в комедии Гоголя.

Тему чиновничьего произвола развивает и М.Е. Салтыков-Щедрин в книге «История одного города». В основе изображения города Глупова и городских чиновников лежат гротеск, гипербола и фантастика. Так, один из градоначальников, Брудастый, по прозвищу Органчик, имеет в своей голове механизм, воспроизводящий два окрика: «Разорю!» и «Не потерплю!».

Основные черты Брудастого — угрюмость, жесткость, механистичность действий, манера управлять с помощью угроз и насилия. Каковы же итоги деятельности этого градоначальника? «Пересек уйму ямщиков», «все что-то скреб пером», «Неслыханная деятельность вдруг закипела во всех концах города: частные пристава поскакали; квартальные поскакали, заседатели поскакали…».

Щедрин подчеркивает, что при Брудастом в городе воцарился полицейский произвол:

«Хватают и ловят, секут и порют, описывают и продают… А градоначальник все сидит и выскребает все новые и новые понуждения…». Жители города, ликовавшие вначале, затем ужаснулись, почувствовали они «только зловещий и безотчетный страх».

Врагом просвещения, настоящим самодуром предстает у писателя майор Перехват-Залихватский. Он «въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназии и упразднил науки».

Другой выразительный и яркий образ — Угрюм-Бурчеев. Основные свойства градоначальника — примитивность мышления, прямолинейность, ограниченность, неуемная энергия и решительность, твердость, доходящая до фанатизма, следование казарменным нормам.

Идеалом героя являлась «прямая линия», он принадлежал к числу «самых фанатических нивелляторов», пытающихся уравнять и обезличить все вокруг. Планы Угрюм-Бурчеева — не что иное, как «систематический бред», «кантонистская фантазия».

Он мечтает построить новый город Непреклонск, в котором не будет «ни реки, ни ручья, ни оврага, ни пригорка», построить в нем одинаковые типовые дома, поселив в каждом «по двое престарелых, по двое взрослых, по двое подростков и по двое малолетков».

Школы, по его мнению, нужно упразднить, детей, слабых при рождении, «не обещающих быть твердыми в бедствиях», умерщвлять, как и стариков. Брачные союзы должны совершаться сообразно росту и телосложению, женщинам нужно запретить рожать в летнее время, так как это препятствует «успешному ходу летних работ».

Гипербола в обрисовке этого образа переходит в гротеск. Угрюм-Бурчеев воплощает в себе не только гротесковый образ «мрачного идиота», но и разрушительное начало. В его поведении постоянная готовность «упразднить естество», «взять в руки топор и, помахивая этим орудием творчества направо и налево, неуклонно идти, куда глаза глядят…».

Именно этот градоначальник попытался повернуть вспять течение глуповской реки. Однако его постигла неудача: река не замерла, не унялась, но продолжала «двигаться, колыхаться и издавать какие-то особенные, но несомненно живые звуки». Угрюм-Бурчеев пытается покорить реку, символизирующую саму жизнь, однако ход истории невозможно повернуть вспять. Именно такова здесь мысль автора.

Таким образом, поведение чиновников определяет состояние государства, жизнь его граждан. И невольно вспоминаются стихи Маяковского: «разорвем // сплетенную чиновниками // паутину кумовства, // протекций, // волокит».



Источник: https://scribble.su/ege/final-essay-2017-18/33.html

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»).

Противопоставление не всегда четко выражено грамматически — в виде парных слов, противоположных по значению. Развернутое суждение может содержать в себе противопоставляемые по смыслу явления.

Задание:

Прочтите примеры, выделите в них противопоставляемые явления и передайте это в чтении вслух.

Пример 1.

Лаура

Приди — открой балкон.

Как небо тихо;

Недвижим теплый воздух, ночь лимоном

И лавром пахнет, яркая луна

Блестит на синеве густой и темной,

И сторожа кричат протяжно: «Ясно!…»

А далеко на севере

— в Париже —

Быть может, небо тучами покрыто,

Холодный дождь идет и ветер дует.

(А.С.Пушкин «Каменный гость»)

Борис

… Безумны мы, когда народный плеск

Читайте также:  Анализ стихотворения а.с. пушкина "деревня"

Иль ярый вопль тревожит сердце наше!

Бог насылал на землю нашу глад,

Народ завыл,

в мученьях погибая;

Я отворил им житницы, я злато

Рассыпал им, я им сыскал работы —

Они ж меня,

беснуясь, проклинали!

Пожарный огнь их домы истребил,

Я выстроил им новые жилища.

Они ж меня пожаром упрекали!

Вот черни суд:

ищи ж ее любви.

(А.С.Пушкин «Борис Годунов»)

Как правило, выделяется логическим ударением и сравнение(то, с чем сравнивается явление), так как оно позволяет очень точно раскрыть сущность явления, нарисовать образ:

… Он, местью пламенея,

Достиг обители злодея.

Уж витязь под горой стоит,

Призывный рог, как буря, воет,

Нетерпеливый конь кипит

И снег копытом мощным роет.

Князь Карлу ждет.

Внезапно он

По шлему крепкому стальному

Рукой незримой поражен;

Удар упал, подобно грому…

(А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»)

Задание:

Внимательно прочтите примеры, найдите в них сравнения и при чтении вслух выделите их.

Пример 1.

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда, как утро, весела,

Как жизнь поэта, простодушна,

Как поцелуй любви, мила;

Глаза, как небо, голубые;

Улыбка, локоны льняные,

Движенья, голос, легкий стан

Все в Ольге… Но любой роман

Возьмите и найдете, верно,

Ее портрет…

(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

Пример 2.

«Масса ворочалась, гудела, волновалась, словно огромный шерстистый зверь — тысячелапый, тысячеглазый, податливый, как медведь-мохнач».

(Д.Фурманов «Чапаев»).

Когда в рассказе появляется новое понятие, оно также выделяется логическим ударением. Так, логическое ударение падает на имя, впервые появившееся в произведении:

Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы,

Где, может быть, родились вы

Или блистали, мой читатель.

(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

Когда герои впереди уже названы, при дальнейшем упоминании нет надобности их особо выделять:

По деревне ехал царь с войны.

Едет — черной злобой сердце точит.

Слышит — за кустами бузины

Девушка хохочет.

Грозно брови рыжие нахмуря,

Царь ударил шпорами коня,

Налетел на девушку, как буря,

И кричит, доспехами звеня…

(М.Горький «Девушка и смерть»)

НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНЫ УСТНОЙ РЕЧИ

При наличии определяемого слова (существительного) и определения (прилагательного) и обычном порядке слов (прилагательное перед существительным) выделяется обычно определяемое слово:

«зимняя вьюга», «темная ночь», «симпатичный человек».

Когда в предложении использована инверсия(обратный порядок слов), выделяется определение:

«человек симпатичный, да малознающий».

Если понятие представляет собой существительное с определением, выраженным тоже существительным в родительном падеже (т.е. мы имеем так называемое «несогласованное определение»), то логическое ударение падает на определение:

«брат жены», «дом соседа», «книга сестры».

Логическим ударением обычно не выделяется местоимение. Только в случае противопоставления или при особой смысловой нагрузке делается исключение:

В наши вагоны

На нашем пути

Наши

грузим

дрова.

(В.В.Маяковский «Хорошо»)

При сочетании глагола с наречием ударение падает на наречие:

«Стало тихо»; «Вьюга бушевала непрерывно».

Однако, учитывая эти общие закономерности речи, нельзя соблюдать их механически. При определении важных по смыслу слов надо сначала выяснить их значимость по отношению ко всему тексту.

Не следует перегружать фразу большим количеством одинаковых по силе ударений, так как это делает речь однообразной, монотонной.

Передавая каждую фразу в логической связи с предыдущим текстом, продумывая перспективу развития мысли, мы заранее рассчитываем силу голоса и намечаем интонационный рисунок текста: видим, где нужно оставить «резерв» для усиления голоса, а где усилить его максимально.

Постоянные упражнения вырабатывают навыки грамотной передачи авторского текста, донесения до учащихся существа авторской мысли. Эта работа нужна будущему учителю так же, как упражнения по правописанию в школе.

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ И РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ПЕРСОНАЖЕЙ.

Задания:

1).Обратившись к словарям, уточнить одержание следующих понятий:

Реплика, ремарка, текст и подтекст, речевое поведение, словесное действие, интенция.

2).Подготовить выразительное чтение явлений VII — VII 2-го акта комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», ориентируясь на их место в сюжете.

Цель работы:рассмотрение текста как «динамической единицы» речетворческого процесса.

Примерный план анализа речевой деятельности

Хлестаков, Городничий и Добчинский. Городничий, вошед, останавливается. Оба в испуге смотрят несколько минут один на другого, выпучив глаза.

Активное начало невербального общения: каждый увидел опасного противника в лицо.

Внимательно оглядываются. Паузазатянулась. Оба растеряны и испуганы.

Городничий /немного оправившись и протянув руки по швам/

Желаю здравствовать!

Приходит в себя первым. Поза и жестбывалого служаки подчеркивают официальный характер визита.

Хлестаков /кланяется/

Мое почтение…

Жест штатского человека. Неуверенность реплики-реакции на приветствие /многоточие/ Жест штатского человека. Неуверенность реплики-реакции на приветствие /многоточие/

Городничий

Обязанность моя, как градоначальника здешнего города, заботиться о том, чтобы проезжающим и всем благородным людям никаких притеснений…

Подтекст/ П/: я побеспокоил вас, но причина уважительна.

Намерение/ Н/: установить контакт, представиться, убедить в благородстве своих намерений.

Интонация /Ин/: внутренне напряженная.

Городничий /в сторону/

О господи ты боже, какой сердитый! Все узнал, все рассказали проклятые купцы!

Услышал именно интонацию, а не слова. Ожидание сбывается: ревизор уже все знает, уже гневается.

П: что делать?

Хлестаков / храбрясь/

Да вот вы хоть тут со всей своей командой — не пойду! Я прямо к министру! /Стучит кулаком по столу/.

Что вы? Что вы?

Растерянность противника придает силы: агрессивность угроз возрастает, хотя главными средствами воздействия остаются интонация и жесты.

Городничий /вытянувшись и дрожа всем телом/.

Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие… не сделайте несчастным человека.

Н: оправдаться любым способом, вызвать жалость.

Тексти П.совпадают.

Ин.: умоляющая.

Хлестаков

Нет, я не хочу! Вот еще! Мне какое дело? Оттого, что у вас жена и дети, я должен идти в тюрьму, вот прекрасно!

Н: закрепить инициативу, усилить нажим на противника.

Ин.: уверенная, можно даже чуть-чуть иронии.

Городничий /дрожа/

По неопытности, ей-богу, по неопытности. Недостаточность состояния… сами изволите посудить: казенного жалованья не хватает даже на чай и сахар. Если ж и были какие взятки, то самая малость: к столу что-нибудь да пару платья. Что же до унтер-офицерской вдовы

Это выдумали злодеи мои; это такой народ, что на жизнь мою готовы покуситься.

П: не погубите! Готов признать «грешки», преуменьшив их /что, интересно, успел узнать ревизор?/.

Н: разжалобить, оправдаться, переключить внимание на «злодеев».

Ин.: игра в раскаяние и искренность, голос дрожит.

Городничий /в сторону/

О, тонкая штука! Эк куда метнул Ну, да уж попробовать не куды пошло! Что будет, то будет, попробовать на авось.

/Вслух/

Если вы точно имеете нужду в деньгах или в чем другом, то я готов служить сию минуту. Моя обязанность помогать проезжающим.

П: так я тебе и поверил. А вдруг это намек? Здесь и дальше почти каждая реплика Городничего предваряется ремаркой «в сторону». Идет борьба мотивов: не прогадать! /Убедительный пример внутренней интенции/. Решение принято.

Хлестаков

Дайте, дайте мне взаймы! Я сейчас же расплачусь с трактирщиком. Мне бы только рублей двести или хоть даже и меньше.

Реакция немедленная и ожидаемая. Наконец-то контакт установлен.

Тексти П. совпадают. Партнеры поняли друг друга — с их точки зрения.

Источник: https://stydopedia.ru/4×8514.html

Ссылка на основную публикацию