Стихотворение «эхо» — читать стихи пушкина

Александр Пушкин — Эхо: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Ревет ли зверь в лесу глухом, Трубит ли рог, гремит ли гром, Поет ли дева за холмом — На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом

Родишь ты вдруг.

Ты внемлешь грохоту громов, И гласу бури и валов, И крику сельских пастухов — И шлешь ответ; Тебе ж нет отзыва… Таков

И ты, поэт!

Анализ стихотворения «Эхо» Пушкина

А. С. Пушкин очень остро чувствовал огромное значение поэта в обществе. Большое количество произведений он посвятил важнейшим проблемам своего времени. При этом поэт видел, что его призывы к добру и справедливости не находят отклика в современниках. Свое горькое разочарование он описал в стихотворении «Эхо» (1831 г.).

Пушкин размышляет над самой природой эха, которое неизбежно отзывается на любые громкие звуки («ревет ли зверь», «трубит ли рог»). При этом у эха нет выбора, оно просто обязано раздастся в ответ. Этот феномен автор сравнивает с творчеством поэта.

Громкие звуки символизируют крупнейшие общественно значимые события. А эхом становится душа поэта, которая чутко реагирует на это. По мнению Пушкина, настоящий поэт никогда не должен оставаться в стороне.

Если он проповедует высшие идеалы, то любое проявление зла и несправедливости вызовет в нем чувство протеста и желание заявить о нем.

Автор косвенным образом упрекает поэтов «чистого» искусства, которые закрывали глаза на проблемы ради материального благополучия и признания в обществе. Их творчество никак не связано с жизнью народа и подчинено желаниям невежественной толпы.

Еще больше сближает поэта с эхом то, что оба не получают достойного отзыва. Эхо громко раздастся в ответ, но после многократного повторения постепенно смолкнет. В природе вновь воцарится тишина, как будто ничего и не произошло. Революционное заявление поэта также сначала произведет большой эффект.

Но оно не увеличит числа его сторонников и не приведет к распространению идей о справедливости. Равнодушная толпа не обратит внимания на безумную выходку поэта и постарается поскорее забыть о ней. Обществу гораздо спокойнее живется без бунтарей и революционеров.

Оно будет до конца цепляться за свое мнимое спокойствие и умиротворение.

В стихотворении «Эхо» ощущается огромная горечь Пушкина. Мотив разочарования в его творчестве появляется со времени подавления восстания декабристов. Мятежники считали, что если даже потерпят поражение, то своим примером пробудят народные массы. Этого не произошло.

В лучшем случае к декабристам испытывали жалость. Их попытка переворота никого не воодушевила и вызвала только презрение. Пушкин был горячим сторонником идей декабристов. Их провал он считал своим личным поражением.

После сибирской ссылки многих друзей поэт почувствовал одиночество, которое и описал в стихотворении.

Популярные тематики стихов

Читать стих поэта Александр Пушкин — Эхо на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник: https://rustih.ru/aleksandr-pushkin-exo/

«Эхо» А. Пушкин

Вплоть до 19 века русская поэзия носила развлекательный характер. Литераторы того времени сочиняли оды по случаю знаменательных событий и представляли свои стихи на светских раутах, что считалось достаточно модным и престижным событием.

Однако очень скоро поэзия приобрела социальные черты и стала затрагивать те аспекты жизни, которые не принято было открыто обсуждать в высшем свете. Поэты стали превращаться в бунтарей и изгоев, а их стихи сносили в общество смуту и раздор.

Александр Пушкин стал одним из первых русских литераторов, который не только нарушил светские правила, но и задался вопросом о роли поэта в современном обществе. В своем творчестве он неоднократно поднимал эту важную для себя тему, и каждый раз отмечал, что современный поэт в состоянии изменить мировоззрения людей и открыть перед ними правду, какой бы нелицеприятной и жестокой она ни была.

Однако Пушкина волновал не только вопрос значимости поэта и его общественной роли. Будучи человеком достаточно самолюбивым и очень болезненно воспринимающим критику в свой адрес, классик русской литературы понимал, что высший свет еще не готов к подобным стихотворным откровениям.

Несмотря на свой поэтический дар, Пушкин постоянно становился объектом насмешек со стороны более богатых и титулованных соотечественников, которые по-прежнему считали поэзию развлечением и не хотели признать тот очевидный факт, что она уже давно является мощным рычагом для управления общественным сознанием.

Конечно, часть передовых и просвещенных людей того времени это осознавала, хотя и воспринимала творчество Пушкина двояко. Кто-то открыто восхищался его смелыми и дерзкими стихами, другие же, наоборот, их осуждали. Поэта не удовлетворял ни тот, ни другой вариант, так как он мечтал о славе, до конца еще не осознавая, что его стихи опережают время и будут оценены по достоинству намного позже.

Не находя должной общественной поддержки и постоянно сталкиваясь с цензурой, в 1831 году Пушкин написал стихотворение «Эхо», в котором поднял вопрос о роли поэта в обществе в несколько ином ракурсе.

Русских литераторов и себя, в частности, автор сравнил с эхом, которое рождает «на всякий звук свой отклик в воздухе пустом». Эта фраза, в частности, свидетельствует о том, что современные поэты, остро чувствующие общественные перемены, выражают свои мысли и чувства по поводу происходящего в стихах.

Они чутко реагируют на любые события, трансформируя их в своем сознании в поэтические строки и давая оценку, пусть и не всегда объективную, но достаточно искреннюю. Однако смысл этих стихов понятен далеко не всем, а их важность и необходимость в обществе ставится под сомнение.

Рассказывая об особенностях эха, автор отмечает, что оно откликается на любой звук, однако это явление остается совершенно незамеченным и игнорируется теми, кому адресованы подобные послания.

«Тебе ж нет отзыва… Таков и ты, поэт!», — резюмирует Пушкин, подчеркивая тем самым, что рассчитывать на достойное к себе отношение со стороны общества ему не приходится.

Автор, не понаслышке знакомый с тем, как легко и быстро царская власть расправляется с инакомыслящими людьми, не боится очередной ссылки или же государева гнева.

Гораздо больше Пушкина волнует то, что сливки русского общества, которые в состоянии изменить государственный строй и, в частности, повлиять на отмену крепостного права, предпочитают закрывать глаза на очевидные факты и не откликаться на призывы поэта.

Более того, именно светское общество является той своеобразной лакмусовой бумажкой, по которой Пушкин безошибочно определяет, как именно к его творчеству относится царская семья. Поэтому поэт с завидной регулярностью попадает в опалу, и перед ним закрываются двери аристократических домов Москвы и Петербурга.

Но стоит опубликовать что-либо из любовной лирики, как Пушкина засыпают приглашениями на балы и в светские салоны. Эта тенденция раздражает поэта, которые понимает, что ему отведения роль эха, которое слышит общество, но предпочитает не воспринимать всерьез.

Источник: http://pishi-stihi.ru/eho-pushkin.html

Анализ стихотворения Пушкина Эхо



Размышление о роли поэта в судьбе общества лежит в основе поэтической работы А.С. Пушкина «Эхо». Предположительно творение было написано осенью 1831 года.

Примечательно, что главное слово стихотворения – его название, не встречается в самом содержании. Случайность ли это? Анализ семантической составляющей стиха позволяет ответить на этот вопрос. Эхо – вполне приземленное физическое явление, колебание звуковых волн, – приобретает у Пушкина иное значение. Для поэта эхо – ассоциация с ним самим.

В двух шестистишиях автор ведет перечисление явлений природы, порождающих звуковой отголосок, объектов, которые вторят услышанному.

Читайте также:  Анализ стихотворения а.с. пушкина "деревня"

Это и голоса диких животных где-то в глуши леса, и пронзительный созывающий гул музыкального инструмента – рога, и девичье пение за холмами.

Раскаты грома, сильные волнения ветра и воды на море, перекрикивание пастухов, – все находит себе отзвук… Кроме речей поэта. Так считает лирический герой: драматичный, но с готовностью и смелостью принимающий свою роль.

Поэт как эхо восприимчив ко всему в мире, любое незначительное изменение ощущается его чувствительной душой, он рождает отклик – пишет для людей. Но «отзыва» себе не находит. Горькое одиночество, непонимание, насмешки – вот удел стихотворца.

Но плата за такую печаль более чем достойная – возможность видеть, слышать и жить сильнее других, интенсивно, полно, взахлеб; оставлять строки, которые в будущем обязательно найдут понимание и вызовут искреннее восхищение, – безвременные, вечные.

Простота и торжественность сплетены в стихотворении. Лаконичность выражений дает возможность быстро и четко осознать поэтический замысел. Последние две строчки оснащены эмоционально насыщенными знаками препинания. Многоточие наводит на глубокие размышления, предоставляет время на формирование собственной точки зрения и сопоставление ее с мыслями Александра Пушкина.

Восклицательный финал акцентирует внимание на самой важной мысли, делает вывод из всего сказанного: «Таков и ты, поэт!», – вторящий жизни, одинокий среди современников странник, не воспринимаемый обществом всерьез, но который в действительности способен формировать мировоззрение целых поколений.

Анализ стихотворения Пушкина «Эхо»

Вплоть до 19 века русская поэзия носила развлекательный характер. Литераторы того времени сочиняли оды по случаю знаменательных событий и представляли свои стихи на светских раутах, что считалось достаточно модным и престижным событием.

Однако очень скоро поэзия приобрела социальные черты и стала затрагивать те аспекты жизни, которые не принято было открыто обсуждать в высшем свете. Поэты стали превращаться в бунтарей и изгоев, а их стихи сносили в общество смуту и раздор.

Александр Пушкин стал одним из первых русских литераторов, который не только нарушил светские правила, но и задался вопросом о роли поэта в современном обществе. В своем творчестве он неоднократно поднимал эту важную для себя тему, и каждый раз отмечал, что современный поэт в состоянии изменить мировоззрения людей и открыть перед ними правду, какой бы нелицеприятной и жестокой она ни была.

Однако Пушкина волновал не только вопрос значимости поэта и его общественной роли. Будучи человеком достаточно самолюбивым и очень болезненно воспринимающим критику в свой адрес, классик русской литературы понимал, что высший свет еще не готов к подобным стихотворным откровениям.

Несмотря на свой поэтический дар, Пушкин постоянно становился объектом насмешек со стороны более богатых и титулованных соотечественников, которые по-прежнему считали поэзию развлечением и не хотели признать тот очевидный факт, что она уже давно является мощным рычагом для управления общественным сознанием. Конечно, часть передовых и просвещенных людей того времени это осознавала, хотя и воспринимала творчество Пушкина двояко. Кто-то открыто восхищался его смелыми и дерзкими стихами, другие же, наоборот, их осуждали. Поэта не удовлетворял ни тот, ни другой вариант, так как он мечтал о славе, до конца еще не осознавая, что его стихи опережают время и будут оценены по достоинству намного позже.

Не находя должной общественной поддержки и постоянно сталкиваясь с цензурой, в 1831 году Пушкин написал стихотворение «Эхо». в котором поднял вопрос о роли поэта в обществе в несколько ином ракурсе.

Русских литераторов и себя, в частности, автор сравнил с эхом, которое рождает «на всякий звук свой отклик в воздухе пустом». Эта фраза, в частности, свидетельствует о том, что современные поэты, остро чувствующие общественные перемены, выражают свои мысли и чувства по поводу происходящего в стихах.

Они чутко реагируют на любые события, трансформируя их в своем сознании в поэтические строки и давая оценку, пусть и не всегда объективную, но достаточно искреннюю. Однако смысл этих стихов понятен далеко не всем, а их важность и необходимость в обществе ставится под сомнение.

Рассказывая об особенностях эха, автор отмечает, что оно откликается на любой звук, однако это явление остается совершенно незамеченным и игнорируется теми, кому адресованы подобные послания.

«Тебе ж нет отзыва… Таков и ты, поэт!», — резюмирует Пушкин, подчеркивая тем самым, что рассчитывать на достойное к себе отношение со стороны общества ему не приходится.

Автор, не понаслышке знакомый с тем, как легко и быстро царская власть расправляется с инакомыслящими людьми, не боится очередной ссылки или же государева гнева.

Гораздо больше Пушкина волнует то, что сливки русского общества, которые в состоянии изменить государственный строй и, в частности, повлиять на отмену крепостного права, предпочитают закрывать глаза на очевидные факты и не откликаться на призывы поэта.

Более того, именно светское общество является той своеобразной лакмусовой бумажкой, по которой Пушкин безошибочно определяет, как именно к его творчеству относится царская семья. Поэтому поэт с завидной регулярностью попадает в опалу, и перед ним закрываются двери аристократических домов Москвы и Петербурга.

Но стоит опубликовать что-либо из любовной лирики, как Пушкина засыпают приглашениями на балы и в светские салоны. Эта тенденция раздражает поэта, которые понимает, что ему отведения роль эха, которое слышит общество, но предпочитает не воспринимать всерьез.

©»» .

Литературный анализ: стихотворение Пушкина «Эхо»

February 17, 2017

О роли поэтов в обществе было написано немало стихотворений, и, конечно же, этой теме были посвящены произведения и в творчестве А. С. Пушкина.

Предисловие

Стоит упомянуть, что те стихи, которые появлялись до 19 века, в основном носили развлекательный характер и прославляли какие-то события и героев, прежде чем начать анализ. Стихотворение Пушкина «Эхо» — не исключение. Такие произведения зачитывались на светских мероприятиях, потому что это было модно и престижно.

Но все изменилось, когда поэты в своих произведениях стали поднимать проблемы общества, обращаться к властям и бросать им вызов, вносить в общество раздор и смуту.

Первым поэтом, который нарушил светские правила и задумался о том, какую роль он занимает в обществе и как может повлиять на него, был Александр Сергеевич Пушкин.

Роль поэта в обществе

Давайте проведем анализ. Стихотворение Пушкина «Эхо» было написано в 1831 году. Автор поднял в нем вопрос о роли поэта. Но рассматривал он роль немного с другой точки зрения, учитывая свои личные чувства. Пушкин мечтал о славе и признании, но не мог догадаться о том, что его стихи опережают время и будут оценены по достоинству гораздо позже.

Кто-то считал его еще незрелым и воспринимал стихи как развлечение, а кто-то считал его творчество дерзким и смелым, восхищался им и осуждал. Он не мог найти поддержки ни у кого, постоянно сталкивался с цензурой, и решил написать стихотворение, рассказав о том, какое место занимает поэт в обществе.

Анализ стихотворения «Эхо» Пушкина по плану

Схема анализа любого произведения помимо истории создания включает также определение жанра (литературного направления).

Данное стихотворение относится к реалистической поэзии, но в то же время и к философской лирике. Автор пытается раскрыть значение поэта и сравнивает его с эхом, используя образ звука. Такой вывод позволяет нам сделать анализ.

Стихотворение Пушкина «Эхо» раскрывает главную мысль: если поэт — это эхо, значит его роль в жизни общества трагична, он показывает и отражает мир так, как может, а не так, как диктует общество и власть, и нельзя его судить за такие действия, как нельзя судить и природное явление. Эхо мимолетное, его мало кто слышит, как мало слушают и поэта.

В стихотворении автор использует композицию параллелизма, где сравнивает себя с эхом, которое сначала звучит громко, а потом все тише и тише.

Нами был сделан лишь беглый анализ. Стихотворение Пушкина «Эхо» стоит изучить и попробовать истолковать каждому, кто интересуется поэзией.

Читайте также:  Стихи пушкина о зиме

«Эхо» А.Пушкин

«Эхо» Александр Пушкин

Анализ стихотворения Пушкина «Эхо»

Вплоть до 19 века русская поэзия носила развлекательный характер. Литераторы того времени сочиняли оды по случаю знаменательных событий и представляли свои стихи на светских раутах, что считалось достаточно модным и престижным событием.

Однако очень скоро поэзия приобрела социальные черты и стала затрагивать те аспекты жизни, которые не принято было открыто обсуждать в высшем свете. Поэты стали превращаться в бунтарей и изгоев, а их стихи сносили в общество смуту и раздор.

Александр Пушкин стал одним из первых русских литераторов, который не только нарушил светские правила, но и задался вопросом о роли поэта в современном обществе. В своем творчестве он неоднократно поднимал эту важную для себя тему, и каждый раз отмечал, что современный поэт в состоянии изменить мировоззрения людей и открыть перед ними правду, какой бы нелицеприятной и жестокой она ни была.

Однако Пушкина волновал не только вопрос значимости поэта и его общественной роли. Будучи человеком достаточно самолюбивым и очень болезненно воспринимающим критику в свой адрес, классик русской литературы понимал, что высший свет еще не готов к подобным стихотворным откровениям.

Несмотря на свой поэтический дар, Пушкин постоянно становился объектом насмешек со стороны более богатых и титулованных соотечественников, которые по-прежнему считали поэзию развлечением и не хотели признать тот очевидный факт, что она уже давно является мощным рычагом для управления общественным сознанием.

Конечно, часть передовых и просвещенных людей того времени это осознавала, хотя и воспринимала творчество Пушкина двояко. Кто-то открыто восхищался его смелыми и дерзкими стихами, другие же, наоборот, их осуждали. Поэта не удовлетворял ни тот, ни другой вариант, так как он мечтал о славе, до конца еще не осознавая, что его стихи опережают время и будут оценены по достоинству намного позже.

Не находя должной общественной поддержки и постоянно сталкиваясь с цензурой, в 1831 году Пушкин написал стихотворение «Эхо», в котором поднял вопрос о роли поэта в обществе в несколько ином ракурсе.

Русских литераторов и себя, в частности, автор сравнил с эхом, которое рождает «на всякий звук свой отклик в воздухе пустом». Эта фраза, в частности, свидетельствует о том, что современные поэты, остро чувствующие общественные перемены, выражают свои мысли и чувства по поводу происходящего в стихах.

Они чутко реагируют на любые события, трансформируя их в своем сознании в поэтические строки и давая оценку, пусть и не всегда объективную, но достаточно искреннюю. Однако смысл этих стихов понятен далеко не всем, а их важность и необходимость в обществе ставится под сомнение.

Рассказывая об особенностях эха, автор отмечает, что оно откликается на любой звук, однако это явление остается совершенно незамеченным и игнорируется теми, кому адресованы подобные послания.

«Тебе ж нет отзыва… Таков и ты, поэт!», — резюмирует Пушкин, подчеркивая тем самым, что рассчитывать на достойное к себе отношение со стороны общества ему не приходится.

Автор, не понаслышке знакомый с тем, как легко и быстро царская власть расправляется с инакомыслящими людьми, не боится очередной ссылки или же государева гнева.

Гораздо больше Пушкина волнует то, что сливки русского общества, которые в состоянии изменить государственный строй и, в частности, повлиять на отмену крепостного права, предпочитают закрывать глаза на очевидные факты и не откликаться на призывы поэта.

Более того, именно светское общество является той своеобразной лакмусовой бумажкой, по которой Пушкин безошибочно определяет, как именно к его творчеству относится царская семья. Поэтому поэт с завидной регулярностью попадает в опалу, и перед ним закрываются двери аристократических домов Москвы и Петербурга.

Но стоит опубликовать что-либо из любовной лирики, как Пушкина засыпают приглашениями на балы и в светские салоны. Эта тенденция раздражает поэта, которые понимает, что ему отведения роль эха, которое слышит общество, но предпочитает не воспринимать всерьез.

«Эхо», анализ стихотворения Александра Пушкина

История создания

Стихотворение «Эхо» написано в 1831 г. и напечатано в альманахе «Северные цветы» за 1832 год. Пушкин осенью 1831 г. жил с женой в Царском Селе, где они пережидали холерный карантин. Это было счастливое время в жизни поэта, занятое работой и общением с семьёй и с друзьями.

Литературное направление, жанр

Стихотворение «Эхо» — образец реалистической поэзии. Оно раскрывает сущность поэта, сопоставляя его деятельность с физическим явлением эха. Реалисты-прозаики описывали труд писателя как воспроизведение всего того, что он видит в зеркале, которое несут по дороге. Реалист Пушкин описывает дело поэта, используя образ звука, а не света, но суть остаётся той же: писатель отражает жизнь.

Стихотворение относится к жанру философской лирики.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – сущность поэта, роль поэта в обществе. Основная мысль: поэт открывает все прелести и несовершенства жизни, но судьба поэта всегда трагична. Он подобен эху, природному явлению. Он отражает мир так, как умеет, как ему дано. Невозможно судить поэта, как нельзя судить природное явление. Кто внимает эху, кто слушает его? Общество глухо к поэзии.

Всё стихотворение, кроме последнего предложения, отделённого многоточием – это обращение к эху. Но синтаксически обращение в стихотворении отсутствует. Читатель понимает, к кому обращается лирический герой, только по заголовку. Стихотворение похоже на загадку, если оставить его без названия.

В последнем предложении, выводе из всего стихотворения, который начинается указательным словом таков – суть стихотворения.

Композиционную основу стихотворения составляет психологический параллелизм. Природное явление – эхо – сопоставляется с поэтом. В первой строфе перечисляются обычные, не очень громкие звуки: рёв зверя, звук рога, гром, пение девы.

Во второй строфе речь идёт о громких звуках: грохот громов, глас бури и валов и, для контраста – крик сельских пастухов.

Как эхо отзывается на каждый звук, так поэт отражает все жизненные явления, с которыми соприкасается, даже если они обычны и малозначительны, а тем более если они величественны и значимы.

Размер и рифмовка

Сложная философская мысль потребовала непростой формы. Стихотворение написано секстинами – строфами из шести стихов на две рифмы. Рифмовка редкая для секстин: ааабаб, все рифмы мужские, что создаёт рубленый ритм. В стихотворении две строфы.

Стихотворение написано разностопным ямбом, причём строки с рифмой а – это четырёхстопный ямб, а строки с рифмой б – двустопный. Первые три четырёхстопные строки с одинаковой рифмовкой в каждой строфе – это описание звуков, которые повторяет эхо. Последние три разностопные строки с разной рифмовкой в каждой строфе – обобщения и выводы.

Тропы и образы

Стихотворение построено как загадка, в которой не называется то, что описывается. То есть в основе его – метафора. Особую роль в стихотворении играет разновидность метафоры – олицетворение. Эхо рождает отклик на любой звук и шлёт ответ. Оно кажется живым, но это только видимость. Обман раскрывается, если пробуешь поговорить с эхом: «Тебе ж нет отзыва».

Читайте также:  Анализ 2 главы "евгения онегина" пушкина

Два качественных прилагательных, которые могли бы быть эпитетами, таковыми не являются. Они характеризуют существительные с точки зрения возможности проводить звук. Лес глухой. потому что в нём тихо, воздух пустой. потому что не наполнен звуками.

Высокий стиль речи обеспечивают старославянизмы дева, внемлешь, глас .

Стихотворение наполнено разнообразными звуками. Реализм стремился к отражению действительности, то есть поэт мыслился скорее как зеркало. У Пушкина поэт оглашает действительность и, как эхо (как зеркало), не может выразить ничего иного.

Он только отражает те звуковые волны (то есть настроения и состояния), которые слышит и чувствует в обществе. Но нельзя отвечать эху, говорить с ним, критиковать.

Так и поэт не вступает в диалог с миром, а только повторяет увиденное, услышанное и угаданное, сам оставаясь непонятым и не раскрывая своей личности.

Как истинный гений, Пушкин отразил и предугадал неизбежное одиночество поэта прошлых и будущих эпох, его отторжение обществом. Если трактовать стихотворение шире, речь идёт о судьбе любого творца.

Послушайте стихотворение Пушкина Эхо

Темы соседних сочинений

← Элегия↑ ПушкинЯ вас любил →

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkina/eho

Короткие стихи Пушкина

Короткие стихи Пушкина, поэта, который не нуждается в особом представлении, уже при первом прочтении становятся близки и понятны нам. Работая над стихами, поэт всегда видел цель своей работы. Он осознавал не только как писать, но и что должно в результате получиться.

Удивительным в его стихах является сочетание максимальной искренности, открытости с искусством обобщения. Пушкин — мастер оставить в окончательном варианте стихотворения то, что являлось выражением состояния его собственной души, и вместе с тем было понятно и мило читателю.

«Эхо» Ревёт ли зверь в лесу глухом, Трубит ли рог, гремит ли гром, Поёт ли дева за холмом — На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом

Родишь ты вдруг.

Ты внемлешь грохоту громов, И гласу бури и валов, И крику сельских пастухов — И шлёшь ответ; Тебе ж нет отзыва… Таков И ты, поэт!

***

Существовал старинный обычай – весной, 25 марта, выпускать на волю птиц из клеток. В последних строках этого стихотворения Пушкин с большой силой и поэтичностью выражает своё горячее стремление к свободе – не только для себя, но и для других.

«Птичка» В чужбине свято наблюдаю Родной обычай старины: На волю птичку выпускаю

При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью; За что на бога мне роптать, Когда хоть одному творенью Я мог свободу даровать.

***

Наступил сентябрь 1826 года. В Михайловское нежданно-негаданно приезжает жандарм и увозит Пушкина в Москву, где пребывает в то время царь Николай.

В следующем стихотворении поэт, после непростого разговора с царём, вспоминает об Арине Родионовне, которая не покинула Михайловского.

Няня Родионовна любила поэта всей душой, искренне переживала за него. В адрес поэта от неё всегда исходило тепло.

«Няне» Подруга дней моих суровых Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня. Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь; Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь… То чудится тебе…

***

Ясное, зимнее утро заглядывает в комнату. Ветер стих. Снег ослепительно блистает в янтарных лучах восходящего солнца. Яркое, голубое небо раскинулось над землей. Вьюга умчалась, как сон; как её не бывало. Зима… Верные и броские образы солнечного зимнего утра сплетены в стихотворении Пушкина с любовными напевами.

«Зимнее утро» Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела —

А нынче….. погляди в окно:

Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

***

В стихотворении «Осень» красочными зарисовками осенней природы поэт хочет заразить читателя свой безудержной любовью к осени.

Отрывок из стихотворения «Осень» …Октябрь уж наступил — уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад — дорога промерзает. Журча еще бежит за мельницу ручей, Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает В отъезжие поля с охотою своей, И страждут озими от бешеной забавы, И будит лай собак уснувшие дубравы…

***

А эти стихи написаны в 1829 году, во время второго путешествия Пушкина на Кавказ (первый раз он был там в 1820 году). Чудесное поэтическое выражение сильного и противоречивого чувства, овладевшего поэтом при воспоминании о прежней любви на Кавказе любви, снова вспыхнувшей в его сердце.

«На холмах Грузии» На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой…Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит – оттого,

Что не любить оно не может.

***
«Ещё дуют холодные ветры…» Еще дуют холодные ветры И наносят утренни морозы.

Только что на проталинах весенних Показались ранние цветочки, Как из чудного царства воскового, Из душистой келейки медовой Вылетела первая пчелка, Полетела по ранним цветочкам О красной весне поразведать, Скоро ль будет гостья дорогая, Скоро ли луга позеленеют, Скоро ль у кудрявой у березы Распустятся клейкие листочки, Зацветет черемуха душиста.

***

«Прозаик и поэт» О чём, прозаик, ты хлопочешь? Давай мне мысль какую хочешь: Её с конца я завострю, Летучей рифмой оперю, Взложу на тетиву тугую, Послушный лук согну в дугу, А там пошлю неудалую, И горе нашему врагу!

***

«Туча» Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала, И молния грозно тебя обвивала; И ты издавала таинственный гром

И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась, Земля освежилась, и буря промчалась, И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес.

***

«Возрождение» Художник-варвар кистью сонной Картину гения чернит И свой рисунок беззаконный

Над ней бессмысленно чертит.

Но краски чуждые, с летами, Спадают ветхой чешуей; Созданье гения пред нами

Выходит с прежней красотой.

Так исчезают заблужденья С измученной души моей, И возникают в ней виденья Первоначальных, чистых дней.

***

Несмотря на тяготы жизни, Пушкин не охладел к великолепной игре под названием «жизнь». Жизнелюбивое настроение сохранялось в нём до конца. Душа его не охладела, страсть к познанию жизни, поэтическое творчество продолжали питать в нём чувство любви к жизни.

О нет, мне жизнь не надоела, Я жить люблю, я жить хочу, Душа не вовсе охладела,

Утратя молодость свою.

Ещё хранятся наслажденья Для любопытства моего, Для милых снов воображенья,

Для чувств ……….всего.

Этот поэтический набросок остался неоконченным.

Источник: http://DetskiyChas.ru/school/pushkin/korotkie_stihi_pushkina/

Ссылка на основную публикацию