«я помню чудное мгновенье»: история создания стихотворения пушкина

«Я помню чудное мгновенье» А. Пушкин

Одно из самых знаменитых лирических стихотворений Александра Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» было создано в 1925 году, и имеет под собой романтическую подоплеку. Посвящено оно первой красавице Санкт-Петербурга Анне Керн (в девичестве Полторацкой), которую поэт впервые увидел в 1819 году на приеме в доме ее тетки, княгини Елизаветы Олениной.

Будучи по натуре человеком страстным и темпераментным, Пушкин сразу же влюбился в Анну, которая к тому времени была замужем за генералом Ермолаем Керн и воспитывала дочь. Поэтому законы приличия светского общества не позволили поэту открыто выразить свои чувства женщине, которой он был представлен всего несколько часов назад.

В его памяти Керн осталась «мимолетным виденьем» и «гением чистой красоты».

В 1825 году судьба вновь свела Александра Пушкина и Анну Керн. На этот раз – в Тригорском поместье, недалеко от которого находилось село Михайловское, куда поэт было сослан за антиправительственные стихи. Пушкин не только узнал ту, которая 6 лет назад пленила его воображение, но и открылся ей в своих чувствах.

К тому времени Анна Керн рассталась с «мужем-солдафоном» и вела довольно свободный образ жизни, который вызывал осуждение в светском обществе. О ее бесконечных романах ходили легенды. Однако Пушкин, зная об этом, все же был убежден, что эта женщина является образцом чистоты и благочестия.

После второй встречи, которая произвела на поэта неизгладимое впечатление, Пушкин и создал свое стихотворение «Я помню чудное мгновенье…».

Произведение является гимном женской красоте, которая, по мнению поэта, способна вдохновить мужчину на самые безрассудные подвиги.

В шести коротких четверостишьях Пушкин сумел уместить всю историю знакомства с Анной Керн и передать те чувства, которые испытал при виде женщины, которая на долгие годы пленила его воображение. В своем стихотворении поэт признается, что после первой встречи «звучал мне долго голос нежный и снились милые черты».

Однако по воле судьбы юношеские грезы остались в прошлом, и «бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты». За шесть лет разлуки Александр Пушкин стал знаменитым, но, вместе с тем, утратил вкус жизни, отмечая, что лишился остроты чувств и вдохновенья, которое всегда было присуще поэту.

Последней каплей в море разочарования стала ссылка в Михайловское, где Пушкин был лишен возможности блистать перед благодарными слушателями – владельцы соседних помещичьих усадьб мало интересовались литературой, предпочитая охоту и выпивку.

Поэтому неудивительно, когда в 1825 году в имение Тригорское пожаловала генеральша Керн с престарелой маменькой и дочерьми, Пушкин тут же отправился к соседям с визитом вежливости.

И был вознагражден не только встречей с «гением чистой красоты», но и удостоен ее благосклонности. Поэтому неудивительно, что последняя строфа стихотворения наполнена неподдельным восторгом.

Он отмечает, что «воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезу, и любовь».

Тем не менее, по утверждению историков, Александр Пушкин заинтересовал Анну Керн лишь как модный поэт, овеянный славой непокорности, цену которой эта свободолюбивая женщина знала очень хорошо. Сам же Пушкин неверно истолковал знаки внимания со стороны той, которая вскружила ему голову.

В итоге между ними произошло довольно неприятное объяснение, которое расставило все точки над «i» во взаимоотношениях.

Но даже несмотря на это, Пушкин посвятил Анне Керн еще множество восхитительных стихотворений, долгие годы считая эту женщину, посмевшую бросить вызов моральным устоям высшего общества, своей музой и божеством, перед которым преклонялся и которым восхищался, вопреки сплетням и пересудам.

Источник: http://pishi-stihi.ru/ya-pomnyu-chudnoe-mgnovenje-pushkin.html

«Я помню чудное мгновенье»: история создания стихотворения Пушкина

Чудное по красоте стихотворение, признание в своих чувствах впечатлительный и влюбчивый Пушкин посвятил Анне Петровне Керн. Она была почти его ровесницей.

К моменту встречи с Пушкиным в 1819 году в Санкт-Петербурге, Анна Петровна уже 2 года как была замужем за героем Отечественной войны 1812 года Ермолаем Фёдоровичем Керном. Герой войны с французами служил в Санкт-Петербурге в должности начальника 11-й пехотной дивизии.

Анна Петровна не была любовницей Пушкина. Но ее манеры, то, как она преподносила себя в обществе, обаяние покорили молодого, пылкого поэта.

В Ригу Ермолай Фёдорович был направлен через год. Пушкина сослали на юг, и пути Анны Петровны и Александра Сергеевича на долгие годы разошлись. Новые чувства и увлечения вытеснили Анну Керн из памяти и сердца поэта.

Тем неожиданней и сладостней оказалась встреча в 1825 году в доме Прасковьи Александровны Осиповой, приходившейся Анне Петровне двоюродной теткой со стороны матери. Пушкин был ограничен в общении.

Поэтому история создания стихотворения «Я помню чудное мгновенье…» достаточно проста. Душа его, стремившаяся к любви, была готова влюбляться во всех женщин и девушек, живших по соседству с Михайловским, и с которыми он общался.

Чувства в Анне вспыхнули в новой силой, и Пушкин посвятил ей строки, составившие классику русской литературы.

Пушкин перед отъездом Анны Петровны в Ригу, принес ей это стихотворение в подарок. Но потом он почему-то передумал и забрал листок. Молодой женщине пришлось уговаривать Пушкина, чтобы он вернул ей стихотворение. Она увезла его с собой.

Тот экземпляр стихотворения, к сожалению, не сохранился. То ли его нашел и изорвал ревнивый муж, которого Анна Петровна никогда не любила, то ли он затерялся в результате многочисленных переездов генерала и его семьи по военным гарнизонам. История о том умалчивает.

Впервые стихотворение было опубликовано в альманахе «Северные цветы», издававшемся другом и сокурсником Пушкина по лицею Антоном Дельвигом.

Примечателен тот факт, что через несколько лет эти удивительные строки положит на музыку Михаил Глинка, тот самый, который учился вместе с братом Пушкина, Львом Сергеевичем, и которому преподавал языки еще один сокурсник поэта по Царскосельскому лицею Вильгельм Кюхельбекер. И посвятил свой романс молодой композитор тоже женщине по фамилии Керн. Но это будет дочь Анны Петровны – Екатерина.

А вот еще одна версия удивительной истории этого стихотворения. Мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть ее, но, как версия, она имеет право на существование.

Анна Петровна познакомилась с Михаилом Глинкой. Она был в восторге от его музыки. Тот вначале оказывал ей некоторые знаки внимания. Женщина подарила листок со стихотворением Пушкина композитору, в надежде, что тот посвятит ей романс.

Глинка был моложе Анны Петровны на 4 года, и когда он увидел ее дочь, он влюбился в девушку без памяти. Это произошло в 1839 году. В этот же период он расстался со своей женой. Михаил Иванович написал романс, но посвятил его Екатерине Керн.

Романс также получил название «Я помню чудное мгновенье».

Источник: https://poetpushkin.ru/stihi/lyubovnaya-lirika/ya-pomnyu-chudnoe-mgnovene-istoriya-sozdaniya.html

«Я помню чудное мгновенье»

История создания.

Стихотворение написано в 1825 году, когда поэт находился в ссыл­ке в своем родовом имении Михайловское Псковской губернии. Оно адресовано Анне Петровне Керн. История создания этого послания весьма интересна. Известно, что Пушкин действительно был увлечен Анной Петровной, знакомство с которой состоялось еще в 1819 году в Петербурге в доме приятелей Пушкина Олениных.

Поэт был очарован красотой и обаянием молодой женщины. Но потом они надолго рас­стались: Пушкин отправился сначала в ссылку на юг, затем в Михай­ловское. Именно здесь «в глуши, во мраке заточенья» и произошла их новая встреча. Анна Петровна была племянницей Прасковьи Алексан­дровны Осиповой, хозяйки имения Тригорское, которое находилось по соседству с Михайловским.

Пушкин дружил с тригорскими соседя­ми, а когда к ним приехала Анна Петровна, тут же отправился в Три­горское, чтобы встретиться со своей давней знакомой. Перед отъез­дом Анны Петровны 19 июля 1825 года Пушкин вручил ей экземпляр одной из первых глав «Евгения Онегина», между неразрезанными страницами которого лежали стихи «Я помню чудное мгновенье…».

Сама Керн вспоминает об этом так: «Когда я сбиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго на меня смотрел, потом су­дорожно выхватил и не хотел возвращать; насилу выпросила я их опять; что у него промелькнуло тогда в голове, не знаю».

Эта история объясняет, почему некоторые современные исследователи высказы­вают сомнение в том, что стихотворение действительно посвящено конкретной женщине.

В соответствии с тематикой это стихотворение относят к жанру лю­бовного послания. В то же время в нем присутствуют и нехарактерные для такого рода произведений мотивы: это связано с большой философской насыщенностью размышлений поэта о любви. Вместе с тем лирический сюжет определяет композицию этого произведения.

По нему можно проследить основные этапы биографии Пушкина: I и II катрены — Петербург, III катрен — южная ссылка, ІV-VІ катрены — Ми­хайловское. Вначале поэт вспоминает о том «чудном мгновенье», когда впервые перед ним «явилась» прекрасная женщина, «как мимолетное виденье, как гений чистой красоты».

Затем вдет описание тех лет, кото­рые протекли «в томленьях грусти безнадежной, в тревогах шумный суеты» и завершились тем, что воспоминание о «голосе нежном», «не­бесных чертах» этой женщины исчезло.

«Прежние мечты» рассеялись, и, оказавшись «во мраке заточенья», поэт утратил не только прекрасное воспоминание о «мимолетном виденье», но и то, что оно принесло в его жизнь:

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Но «вот опять явилась» та, с которой связаны лучшие чувства поэта, душа его пробуждается, «сердце бьется в упоенье» и в нем возникает все то, что было связано с чувством любви.

Такова общая канва лирическо­го сюжета, но не случайно композиция стихотворения построена так, что в нем присутствуют рефренные элементы, создающие обрамление и акцентирующие внимание па выражаемой автором философской идее.

Тема стихотворения — не просто любовь к одной конкретной жен­щине — даже такой обаятельной, наделенной удивительной, чарую­щей красотой. В стихотворении создается художественное обобще­ние, которое выражает все то, что поэт связывает с самым прекрасным, самым главным человеческим чувством — любовью.

Вот почему в любовную тему органически вплетаются философские раз­мышления о самоценности каждого мгновения жизни, о миге и веч­ности, памяти, об истоках поэтического вдохновения и творчестве. Проследим, как развивается художественная идея стихотворения.

Уже в первых его строчках возникает главный образ стихотворения — «гений чистой красоты», который связывается с темой мгновения и памяти:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Известно, что поэтический образ «гения чистой красоты» заимство­ван Пушкиными из стихотворения В.А. Жуковского «Ларра Рук», где он связан с небесным видением, которое лишь иногда спускается на зем­лю:

Ах! Не с нами обитает

Гений чистой красоты;

Лишь порой он навещает

Нас с небесной высоты…

Но для Пушкина вся суть и состоит в том, что божество может су­ществовать на земле и дарить человеку вдохновение, слезы, саму жизнь.

Главная идея стихотворения состоит в том, что это божество и есть любовь. Она прекрасна и гуманна в своей основе, что бы ей ни препятствовало, какие бы испытания ни выпадали.

Она — любовь — воскрешает человека и дает ему жизненные силы, помогает обрести гармонию:

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Именно любовь позволяет в суетной и быстротечной жизни уви­деть и оценить мгновенье и великой силой художественного слова за­печатлеть (как в гетевском «Фаусте» — «остановить») «чудное мгнове­нье», наполненное чудом ожидания любви, творчества, встречи с божеством.

Художественное своеобразие.

В этом подлинном шедевре пушкинской лирики на удивление не­много средств поэтической выразительности — метафор, сравнений, эпитетов. Они очень тщательно отбираются, точно соответствуя основ­ной мысли стихотворения.

Среди них следует отметить эпитеты (чуд­ное мгновенье, гений чистой красоты, небесные черты), а также мета­фору: «Бурь порыв мятежный / Рассеял прежние мечты», — и сравнение. «Как мимолетное виденье, / Как гений чистой красоты».

Такая простота и непритязательность поэтических образов дает возможность акценти­ровать внимание на звучании стиха. Стихотворение необыкновенно мелодично, оно все наполнено музыкой.

Такой поразительный эффект создается за счет рефрена («как мимолетное виденье, как гений чистой красоты»), анафоры («без божества, без вдохновенья…»; «и сердце бьет­ся в упоенье, и для него воскресли вновь…

») и сквозных рифм (мгнове­нье — виденье — заточенья — вдохновенья — пробужденье), которые создают мягкие переходы от одного четверостишия к другому. Аллите­рация на сонорные «м», «л», «н» дополняет и усиливает эффект музы­кального звучания. Стихотворение написано любимым пушкинским размером — четырехстопным ямбом, катренами, причем каждое четве­ростишие является ритмической единицей.

Читайте также:  Стихотворение "эхо" - читать стихи пушкина

Значение произведения.

Даже среди шедевров пушкинской любовной лирики это стихотво­рение является подлинной жемчужиной. Оно стало образцом для мно­гих поколений русских поэтов, стремящихся говорить о любви не про­сто возвышенно, а глубоко философски. Его влияние очевидно в другом шедевре русской поэзии — стихотворении Ф.И.

Тютчева «Я встретил вас — и все былое…» Пушкинское послание поразило своей необыкновенной гармонией и музыкальностью уже его современников. Недаром так много композиторов создавали музыку к этим стихам. Са­мый известный романс был написан в 1840 году М.И. Глинкой и посвя­щен дочери Анны Петровны Керн.

Так сама жизнь завершила удиви­тельную историю, связанную с созданием этого поэтического шедевра, навсегда соединившегося для нас с чарующей музыкой, прекрасной женщиной и поэтом, который сумел отыскать самые точные и вырази­тельные слова для чувства столь всеобъемлющего, что оно кажется не­выразимым.



Источник: https://scribble.su/work/analiz/16.html

«Я помню чудное мгновенье»: история создания стихотворения

   В этот день – 19 июля  1825 года —  в день отъезда Анны Петровны Керн из Тригорского Пушкин вручил ей стихотворение «К*», которое является образцом высокой поэзии, шедевром пушкинской лирики. Его знают все, кому дорога русская поэзия.

Но в истории литературы найдется немного произведений, которые вызывали бы столько же вопросов у исследователей, поэтов, читателей.

Какой была реальная женщина, вдохновившая поэта? Что их связывало? Почему именно она стала адресатом этого стихотворного послания?

  История взаимоотношений Пушкина и Анны Керн  весьма путана и противоречива. Невзирая на тот факт, что их связь породила на свет одно из самых знаменитых стихотворений поэта, едва ли этот роман можно назвать судьбоносным для обоих.

   20-летний поэт впервые встретился с 19-летней Анной Керн, женою 52-летнего генерала Е. Керна, в 1819 г. в Петербурге, в доме президента Петербургской Академии художеств Алексея Оленина. Сидя за ужином невдалеке от нее, он старался обратить на себя ее внимание. Когда Керн садилась в экипаж, Пушкин вышел на крыльцо и долго провожал ее взглядом.

   Их вторая встреча произошла только через долгих шесть лет. В июне 1825 года, находясь в михайловской ссылке, Пушкин часто бывал у родственников в селе Тригорское, где он и повстречал снова Анну Керн.

В своих воспоминаниях она писала: «Мы сидели за обедом и смеялись… вдруг вошел Пушкин с большою толстою палкой в руках. Моя тетушка, подле которой я сидела, мне его представила. Он очень низко поклонился, но не сказал ни слова: робость видна была в его движениях.

Я тоже не нашлась что-то ему сказать, и мы не скоро ознакомились и заговорили».

   Около месяца гостила Керн в Тригорском, встречаясь с Пушкиным почти ежедневно. Неожиданная, после 6-летнего перерыва встреча с Керн произвела на него неизгладимое впечатление.

В душе поэта «настало пробуждение» – пробуждение от всех тяжелых переживаний, перенесенных «в глуши, во мраке заточенья» – в многолетнем изгнании.

Но влюбленный поэт явно не нашел верного тона, и, несмотря на ответную заинтересованность Анны Керн, решающего объяснения между ними не произошло.

   Утром перед отъездом Анны Пушкин вручил ей презент – только что вышедшую тогда первую главу «Евгения Онегина». Между неразрезанными страницами лежал листок с написанным ночью стихотворением…

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.  

   Из мемуаров Анны Керн известно, как она  выпросила у поэта листок с этими стихами. Когда женщина собиралась спрятать его в свою шкатулку, поэт вдруг судорожно выхватил его из ее рук и долго не хотел отдавать.

Керн насилу выпросила. «Что у него мелькнуло тогда в голове, я не знаю», – написала она в мемуарах.

По всему выходит, что мы должны быть благодарны Анне Петровне за то, что она сохранила для русской литературы этот шедевр.

Через 15 лет композитор Михаил Иванович Глинка написал романс на эти слова и посвятил его женщине, в которую был влюблён, — дочери Анны Керн Екатерине.

  Для Пушкина Анна Керн действительно была «мимолетным виденьем». В глуши, в псковском имении своей тетки, красавица Керн пленяла не только Пушкина, но и соседей-помещиков.

В одном из многочисленных писем поэт ей писал: «Ветреность всегда жестока… Прощайте, божественная, бешусь и падаю к вашим ножкам». Через два года Анна Керн уже не вызывала у Пушкина никаких чувств.

«Гений чистой красоты» исчез, и появилась «вавилонская блудница» — так назвал её Пушкин в письме к другу.

   Не будем анализировать, почему любовь Пушкина к Керн оказалась всего лишь «чудным мгновеньем», о чем он пророчески возвестил в стихах. Была ли повинна в этом сама Анна Петровна, виноват ли поэт или какие-то внешние обстоятельства – вопрос в специальных исследованиях пока остается открытым.

Источник: https://alisa2002marina.blogspot.com/2017/07/blog-post_74.html

История создания стихотворения «Я помню чудное мгновенье…»

Стихотворение  «Я помню чудное мгновенье…» — шедевр пушкинской лирики, его знают все, кому дорога русская поэзия. Но в истории литературы найдется немного произведений, которые вызывали бы столько же вопросов у исследователей, поэтов, читателей.

Какой была реальная женщина, вдохновившая поэта? Что их связывало? Почему именно она стала адресатом этого стихотворного послания? И главный вопрос: можно ли именно к ней отнести слова «гений чистой красоты»? В докладе рассмотрим историю создания этого поэтического шедевра и попытаемся понять, какова была роль Анны Петровны Керн в жизни Пушкина.

На первый взгляд, может показаться, что никаких загадок здесь нет. Более того это тот редкий случай, когда мы знаем все об истории создания стихотворения от той, кому оно посвящено. Спустя много лет, когда уже не было в живых Пушкина >>>, Анна Петровна написала книгу воспоминаний, опубликованную в 1859 году.

Центральное место в ней занимает история, связанная с этим произведением. Есть и другие свидетельства людей, знавших и Анну Петровну, и Пушкина. На основании всех этих данных можно достаточно точно представить обстоятельства, в которых был создан поэтический шедевр.

Непосредственным толчком была неожиданная встреча Пушкина с Анной Петровной в 1825 году, когда он находился в Михайловской ссылке. Но знакомство их относится к более раннему периоду. Оно произошло в 1819 году в Петербурге в доме президента Академии художеств Оленина, жене которого Анна Петровна приходилось племянницей.

В то время Анна Петровна уже была замужем. Детство ее прошло в Полтавской губернии, в богатой дворянской семье: ее отец был уездным предводителем. Воспитывалась она в строгости, но ее любимым занятием было чтение книг — сентиментальных романов. Отец Анны, человек сумасбродный и тщеславный, мечтал породниться с каким-нибудь генералом.

И когда Анне не исполнилось еще 17 лет, он решил выдать ее замуж за генерала Ермолая Федоровича Керна, которому было уже 52 года. Генерал-служака, грубый и ревнивый, был в тягость молодой женщине, которая живо интересовалась литературой, искусством.

Жизнь с ним была для нее скучна и безотрадна, и при первой же возможности она стремилась вырваться и попасть в культурное, образованное общество. Не удивительно, что Анна воспользовалась случаем побывать в Петербурге, особенно в доме Олениных, где собирался весь цвет столичной элиты.

Там ее и увидел Пушкин. Поэт был очарован красотой и обаянием молодой женщины. Он пытался шутить, отпускал комплименты, но Анна Петровна не замечала юного, недавно окончившего лицей и мало кому известного поэта.

Потом Анна Петровна вынуждена была уехать с мужем к месту его службы. Пушкин тоже вскоре покинул Петербург: сначала он отправился в ссылку на юг, затем в Михайловское.

Именно здесь «в глуши, во мраке заточенья и произошла их новая встреча.

Анна Петровна была племянницей Прасковьи Александровны Осиповой, хозяйки имения Тригорское, которое находилось по соседству с Михайловским.

Пушкин дружил с тригорскими соседями, от которых не раз слышал рассказы об Анне Кери, приходившейся двоюродной сестрой молодым Вульфам. В письме от декабря 1824 года своему приятелю А.Г. Родзянко Пушкин писал о Анне.

Конечно, к этому времени имя Пушкина было уже известно всей России, и Анна Петровна, живя с мужем вдали от столиц, живо интересовалась творчеством знаменитого поэта. 

25 июня 1825 года, когда в Тригорское приехала Анна Петровна, Пушкин, узнав об этом, тут же помчался к соседям. Так возобновилось их знакомство.

Они весело проводили время всей компанией, а однажды вечером Прасковья Александровна, ее сын Алексей Николаевич и дочь Анна Николаевна Вульфы и Анна Петровна Кери поехали в Михайловское, которое находилось всего в трех километрах от Тригорского, — в гости к Пушкину. 

Исследователи до сих пор не сошлись во мнении о том, что это было: «чудное мгновенье», всплеск нахлынувшего чувства, мощным светом озарившего поэта и давшего импульс творческой энергии? А может, за ним стояла глубокая, «потаенная» любовь Пушкина, о которой до сих пор строят самые невероятные догадки? Все дело в том, что дальнейшее развитие отношений поэта и Анны Кери не дают однозначного ответа на этот вопрос. С одной стороны, кажется, что эта встреча оставила в сердце Пушкина глубокое яркое чувство. 

Каких-либо точных свидетельств о развитии этих отношений не осталось. Мы знаем лишь, что они поддерживали знакомство и позже, до самой смерти Пушкина. Когда в 1826 году Анна Петровна оставила мужа и перебралась в Петербург, поэт часто встречался с ней у Дельвигов, у своих родителей, у общих знакомых.

Но ничего похожего на то чувство, которое связано с образом «гения чистой красоты», больше не было. Анна Петровна пользовалась огромным успехом в светском обществе: ее красотой восхищались блестящие офицеры, богатые помещики, влиятельные аристократы, известные литераторы. Даже среди друзей Пушкина было немало ее поклонников.

Но поэт отзывался о женщине, вдохновившей его на удивительные стихи, весьма прохладно. Вскоре он встретил ту, кто стала его женой, матерью детей, кого он назвал «мадонной» — Наталью Николаевну Гончарову.

«Чистейшей прелести чистейший образец» — такой видел свою жену поэт, и быть может, именно в ней и нашел реальное воплощение тот «гений чистой красоты», о котором он писал в стихах, посвященных Анне Кери.

Судьба Анны Петровны тоже сложилась счастливо. Она прожила долгую жизнь — семьдесят девять лет — и нашла своего избранника. После развода с Керном она вышла замуж за любимого человека — им стал ее дальний родственник Александр Васильевич Марков — Виноградский.

Влюбленных не смущало то, что он был моложе Анны на двадцать лет, что их осуждали в свете, что пришлось отказаться от солидной генеральской пенсии и жить вдали от столиц, в стесненных материальных обстоятельствах. Книги были единственной роскошью, доступной бедному семейству.

Но зато Александр Васильевич окружил Анну Николаевну такой любовью, заботой и нежностью, которой она никогда не знала. Как в сказке, они «жили долго и счастливо», и всего на три месяца пережила Анна Петровна любимого супруга.

Так сложилась судьба той, которая когда-то была названа поэтом «гений чистой красоты». А значит, несмотря ни на что, исполнилось все, что было предречено в этом поразительном художественном прозрении, запечатлевшем не столько чей-то образ, а само великое чувство любви – «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь».

Уважайте права автора! Используя материал данного блога — ссылка обязательна

Источник: https://www.lang-lit.ru/2014/08/pomniu-chudnoe-mgnovenie.html

Анализ стихотворения Пушкина Я помню чудное мгновенье

«Я помню чудное мгновенье» – известное стихотворение А.С.Пушкина, которое он посвятил своей Музе – красавице Анне Керн. В стихотворении описаны реальные эпизоды из жизни писателя.

Читайте также:  Стихотворение а.с. пушкина "к чаадаеву": история создания

Анна покорила сердце поэта в Петербурге, во время одного из светских приемов, в доме ее тети Елизаветы Олениной. Эта встреча была короткой, так как Анна в то время была уже занята другим мужчиной и воспитывала ребенка от него. Согласно законам тех времен, было неприлично показывать свои чувства к женщине, состоящей в браке.

Спустя шесть лет, Пушкин снова встречает Анну, недалеко от Михайловского, куда он был сослан властями. На этот момент, Анна уже ушла от мужа, и Александр со спокойной душой мог признаться ей в своих чувствах. Но Анну Пушкин интересовал, лишь как известная личность и все. О ее романах давно было известно. После этих событий, отношения Анны и Александра прекратились.

Композицию стихотворения можно поделить на три части. В первом фрагменте говорится о встрече автора с великолепным созданием. Во втором фрагменте стихотворения речь идет о черной полосе в жизни Пушкина, его изгнании и других испытаниях, которые приготовила ему судьба. В последнем фрагменте описывается духовное облегчение лирического героя, счастье и любовь которую он снова испытывает.

Жанр произведения – любовное признание. В стихотворении читатель может наблюдать часть биографии А.С.Пушкина: первые две строфы – жизнь в Петербурге, затем ссылка на юг страны и последние строфы – Михайловское, куда он был также сослан.

Для описания внутреннего состояния своего лирического героя, А.С.Пушкин в стихотворении использует такие выразительные средства как: эпитеты, сравнения, метафоры.

Стихотворение написано с перекрестной рифмой.  Размер данного произведения – пятистопный ямб. Читая стихотворение, можно наблюдать четкий музыкальный ритм.

 «Я помню чудное мгновенье» – одно из лучших лирических произведений всех времен.

8, 9, 10 класс

Анализ стихотворения Я помню чудное мгновенье (К ***) Пушкина

«Я помню чудное мгновенье» — более привычное название стихотворения Пушкина «К ***», написанное им в 1825 году.

Это стихотворение можно отнести к жанру любовное послание с небольшой ноткой философских размышлений. Несложно заметить, что в композиции прослеживаются этапы жизни поэта: первая и вторая строфа — время, проведенное в Петербурге; третья строфа — пребывание в южной ссылке; и ссылка в Михайловском — в четвертой и пятой строфе.

Размер стихотворения — пятистопный ямб, рифма в стихотворении перекрестная.

Темой стихотворения является неожиданная любовь лирического героя, вызванная «мимолетным видением чистой красоты». Эта девушка представляется в образе некоего «воздушного», неосязаемого существа. Герой же с этого мига пребывает в «томлениях грусти безнадежной», мечтая вновь встретить эту девушку с милыми чертами, что постоянно ему снится.

Но по прошествию времени, все чувства утихают, и юноша забывает «голос нежный» и «небесные черты» той особы. И, потеряв все те эмоции и ощущения, герой пребывает в отчаянии, не в силах смирится с утратой. Бесконечное течение дней «во мраке заточения» становится невыносимым испытанием. Жизнь»без вдохновения» для поэта хуже смерти.

И это вдохновение является в то же время и божеством, и любовью героя.

Но спустя долгое время «мимолетное виденье» вновь посетило героя, он воспрял духом и его душа наконец «пробудилась». Для него воскресли «божество, вдохновение, любовь», это дало лирическому герою силы снова начать жить с радостью. «Сердце бьется в упоение», на душе становится спокойно. И поэт снова начинает творить, вдохновляясь своей музой.

А.С.Пушкин попытался передать в этом стихотворении все те чувства, испытываемые творцом в процессе создания своих произведений. Да, порой случается так, что муза, в роли которой часто выступает любовь, покидает поэта, но это не является поводом оставлять все творчество. Душевный кризис, поражающий творца, однажды закончится, и вдохновение обязательно вернется.

Также в этом стихотворении высказывается идея о всесильности любви, которую невозможно окончательно потерять, ведь настоящая любовь будет жить несмотря ни на что, несмотря на невзгоды и жизненные обстоятельства. Эта история любви не является единичным случаем и выдуманной ситуацией, подобные вещи случаются со многими влюбленными, поэтому некоторые люди могут ассоциировать себя с образом главного героя стихотворения.

Анализ стихотворения Я помню чудное мгновенье по плану

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/ya-pomnyu-chudnoe-mgnovene

«Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина

«Я помню чудное мгновенье…» – одно из самых замечательных стихотворений Пушкина. Оно было написано между 16 и 19 июля 1825 года, а посвящено красавице Петербурга Анне Керн. Впервые будущую возлюбленную поэт увидел в 1819 году на торжественном приеме.

Пушкин сразу воспылал страстью к прекрасной женщине. Но Анна состояла в браке. Поэту, согласно законам светского общества, непозволительно было выражать свои нежные чувства к замужней даме.

Поэтому в памяти Александра Пушкина Анна Керн осталась «гением чистой красоты», «мимолетным виденьем».

В 1825 году они снова встретились в поместье Тригорское. В то время поэт отбывал ссылку в соседнем селе Михайловское. Анна уже развелась, и ничто не мешало Пушкину признаться в любви. Но Александр Сергеевич интересовал Анну Керн всего лишь как молодой поэт, овеянный славой.

В округе ходили слухи о постоянных романах Анны, о чем стало известно и Пушкину. Между молодыми людьми произошло неприятное объяснение, которое поставило точку в их отношениях. Но Пушкин все-таки посвятил Анне Керн несколько стихотворений, среди которых «Я помню чудное мгновенье…» занимает особое место.

В 1827 году оно было опубликовано Дельвигом в альманахе «Северные цветы».

В небольшом стихотворении Пушкину удалось раскрыть всю историю знакомства с Анной Керн и те чувства, которые он испытывал к женщине, пленившей его воображение на долгие годы.

Композицию произведения можно условно разделить на три фрагмента, которые отличаются по смыслу и по настроению лирического героя. В первой части речь идет о том, как в сердце поэта живут воспоминания о встрече с прекрасным созданием.

Затем Пушкин описывает черные дни в плену заточения, что протекают без вдохновения, без божества. А в третьей части стихотворения душа лирического героя вновь обретает счастье, готова любить и творить.

Смысловой повтор и перекличка строк в начале и конце произведения дают основание считать композицию кольцевой.

Жанр стихотворения «Я помню чудное мгновенье…» – любовное послание. Но в нем присутствуют и серьезные философские размышления. Кроме того, в произведении прослеживается часть биографии поэта. Можно четко проследить ее этапы: первая и вторая строфа – Петербург; третья – южная ссылка; четвертая и пятая – ссылка в Михайловское.

Пушкин признается, что после первой встречи в его воображении долго звучал нежный голос возлюбленной и снились «милые черты». Но юношеские мечты остались в прошлом. За время разлуки поэт стал знаменит, хотя и не утратил прежней остроты чувств.

Ссылка в Михайловское была последней каплей, переполнившей чашу уныния. Поэт лишился общества друзей и близких, возможности блистать своим талантом в свете.

Вторая встреча с почти забытой возлюбленной оживила чувства, после долгого душевного кризиса вновь явилось вдохновение.

Силою великого пушкинского таланта эта история любви перестает быть сюжетом местного масштаба. У читателя создается впечатление, что стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» – это обращение ко всем возлюбленным. Героиня в образе Анны Керн возвышается до поэтического идеала.

Для детальной характеристики душевного состояния героя автор успешно использует эпитеты: «небесные черты», «безнадежная грусть», «чудное мгновенье».

Но в целом произведение поражает литературных критиков малым набором выразительных средств.

В нем всего одна метафора – «бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты», а еще два сравнения – «как мимолетное виденье, как гений чистой красоты».

Написано стихотворение пятистопным ямбом с перекрестной рифмовкой – АВАВ. Каждая строфа содержит законченную мысль. Ритм стиха очень четкий и музыкальный. Этому способствуют сквозные рифмы (виденье – заточенья – вдохновенья – пробужденье) и аллите­рация на согласные «м», «л», «н». Усиливает мелодичное звучание строк волнообразное чередование ямбических стоп.

Неудивительно, что столь музыкальное стихотворение более двадцати раз было положено на музыку. Самым известным стал романс, созданный в 1840 году знаменитым композитором Михаилом Ивановичем Глинкой. Так у блистательного произведения появилась не менее великолепная оправа. Интересно, что Глинка написал свой романс под впечатлением от знакомства с дочерью Анны Керн – Екатериной.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
  • «Евгений Онегин», краткое содержание по главам романа Пушкина
  • «Медный всадник», анализ поэмы Пушкина
  • «Няне», анализ стихотворения Александра Пушкина
  • «19 октября», анализ стихотворения Александра Пушкина
  • «Пророк», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Зимнее утро», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Анчар», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Свободы сеятель пустынный», анализ стихотворения Пушкина
  • «К морю», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Мадонна», анализ стихотворения Пушкина
  • «Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина
  • «Пора, мой друг, пора!», анализ стихотворения Пушкина

По произведению: «Я помню чудное мгновенье»

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

Источник: https://goldlit.ru/pushkin/735-ya-pomnu-chudnoe-mgnovenie-analiz

Проектная работа «История одного шедевра» (романс «Я помню чудное мгновенье»)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

Проектная работа:

«История одного шедевра»

(романс «Я помню чудное мгновенье» М.И. Глинка)

Автор: Мкртчян Диана,

6в класс

Руководитель: Вакуленко Галина Александровна,

учитель музыки

2017 год

План:

I.Введение

II.Основная часть

2.1. Что такое романс? Отличие романса от песни.

2.2. История создания стихотворения А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье».

2.3. История создания романса «Я помню чудное мгновенье» М.И. Глинки.

2.4 Музыкально-теоретический анализ романса.

III. Заключение

IV. Список литературы

I.Введение

В первой четверти мы знакомились с романсами русских композиторов. Мне понравился романс Михаила Ивановича Глинки «Я помню чудное мгновенье» на стихи Александра Сергеевича Пушкина. Я решила узнать историю создания этого шедевра.

К этому стихотворению неоднократно обращались многие русские музыканты, но все их сочинения канули в Лету. Лишь глинкинское творение обрело вечность жизни. Почему? Это проблема моего проекта. Попробую её решить.

Цель моего исследования – узнать, что определяет вечность жизни вокальных произведений?

Для реализации поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

1.  Вспомнить что такое романс, особенности этого камерного жанра музыки.

2.  Изучить историю создания стихотворения А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье».

3.  Изучить историю создания М.И. Глинкой романса «Я помню чудное мгновенье».

4. Послушать его запись, посмотреть видео

5.  Проанализировать выразительные средства романса Глинки.

6. Подготовить презентацию для отчёта по теме проекта.

Для реализации представленных задач используются следующие методы исследования:

— слушание романса Глинки в разных исполнениях;

— анализ выразительных средств, используемых композитором;

— изучение и анализ методической литературы по теме проекта (жанр романса).

II.Основная часть

2.1. Что такое романс?

Слово романс пришло к нам из Испании. Так в Испании назывались «светские песни», которые пелись на родном испанском (романском) языке.

Романс – это камерное вокальное произве­дение для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе.

Из Испании они распространились по всей Европе. Попали они и в Россию. Здесь так сначала называли произведения, которые имели не русский, чаще всего французский текст. Произведения. Певшиеся с русскими словами называли «российские песни». Со временем композиторы стали создавать романсы на стихи русских поэтов.

Вывод об отличие песни и романса:

1. Романс никогда не исполняют хором. Его исполняет певец-солист.

2. Романс исполняется только с сопровождением какого-нибудь инструмента. а песня может исполняться а капелла.

3. В песне почти всегда куплетное строение, а в романсе мелодия и аккомпанемент не только передают общее настроение текста. но как бы развивают и углубляют его.

2.2. История создания стихотворения А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье».

Аннушку Полторацкую, красивую 16летнюю девушку выдали замуж за 72летнего генерала Керна. Родители радовались: дочь — генеральша. Но Анна Петровна Керн счастья не познала. Через 2 года после замуже­ства, будучи в Петербурге у своей родственницы, она встретилась с мо­лодым А. С, Пушкиным. Тогда юный Пушкин постоянно бывал в доме Оленина.

Как-то вечером, придя к Олениным, Пушкин заметил среди гостей молодую незнакомку. Её нельзя было не заметить — прелестное лицо, ясные голубые глаза, мелодичный голос. Весь вечер Пушкин не сводил с неё глаз, но ему не удалось привлечь внимание красавицы.

Когда Анна Петровна уезжала и садилась в карету, она видела: Пушкин стоит на крыльце и провожает её долгим взглядом.

Эта мимолётная встреча не прошла бесследно: стихи поэта, его лич­ность, заинтересовали Анну Петровну. Прошло 6 лет. На этот раз Анна Керн, восхищённая стихами Пушкина, сама мечтала видеть его. Летом 1825 года она прие­хала погостить к своей тёте в село Тригорское. Там она снова увиделась с Пушкиным.

Читайте также:  Стихи пушкина о зиме

Он жил в ссылке в селе Михайловском и часто навещал их. Поэта вновь очаровали её ум и красота. Когда Анна Петровна уезжала, Пушкин по­дарил ей отпечатанную главу романа «Евгений Онегин». В неразрезан­ных страницах лежал вчетверо сложенный листок.

Это было посвящённое ей стихотворение «Я помню чудное мгновенье».

Я помню чудное мгновенье:Передо мной явилась ты,Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежнойВ тревогах шумной суеты,Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежныйРассеял прежние мечты,И я забыл твой голос нежный,

Твой небесные черты.

В глуши, во мраке заточеньяТянулись тихо дни моиБез божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:И вот опять явилась ты,Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,И для него воскресли вновьИ божество, и вдохновенье,И жизнь, и слезы, и любовь.

1825

В стихотворении три части. В них отражены три важных момента душевной жизни героя:

1. Первая встреча;

2. Горечь разлуки;

3. Радость вновь наступившего свидания.

2.3. История создания романса «Я помню чудное мгновенье» М.И. Глинки.

Вскоре, оставив нелюбимого мужа, А.П. переехала в Петербург и вместе с двумя дочерьми Аней и Катей поселилась у отца. Девочки были отданы в смольный институт. У Анны Петровны заводится новый круг знакомых и среди них М.И.Глинка. В 1930 году жизненные пути Керн и Глинки разошлись. Чтобы ещё раз пересечься только через 8 лет.

За это время Глинка 4 года проводит за границей в Италии, Германии, а по возвращении создаёт 2 свои замечательные оперы. Женится на М.П.Ивановой, но брак оказался неудачным и после 4 лет семейной жиз­ни композитор вынужден возбудить дело о разводе. И вот в 1838 году произошла встреча, оставившая заметный след в жизни и творчестве композитора.

Глинка живёт у своего друга, который служит в Смольном институте. Там встречает Екатерину Керн, теперь уже 20летнюю барышню, служившую в Смольном воспитательницей, классной дамой. Глинка увлёкся Екатериной Керн. Чтобы иметь возможность чаще ви­деться с девушкой, он взялся руководить хором и оркестром.

Частые встречи молодых людей, горячая искренняя любовь композитора не ос­талась безответной. Глинка серьёзно помышлял о женитьбе на Екате­рине, но его мечта не осуществилась. Помешали многие причины: бо­лезнь (врачи подозревали чахотку), из-за которой её с матерью при­шлось уехать на длительное время.

Когда Екатерина вернулась в Петер­бург, Глинка продолжал видеться с ней часто, но дружки. Прежние их отношения уже не возобновились.

Прекрасным памятником дней поэтической влюблённости Глинки остались два произведения. Одно из них романс «Я помню чудное мгновенье», и «Вальс-фантазия». Стихотворение посвящено Анне Петровне Керн, а музыка много лет спустя — её взрослой дочери Екатерине Керн.

Другое произве­дение «Вальс-фантазия» тоже посвящено Глинкой Екатерине Керн. Два произведения М. Глинки — романс «Я помню чудное мгновенье» и «Вальс-фантазия» для симфонического оркестра отражают жизненные события, происходившие непосредственно с композитором.

2.4 Музыкально-теоретический анализ романса.

Одно из поразительных чудес в русском искусстве — романс Ми­хаила Ивановича Глинки «Я помню чудное мгновенье», в котором му­зыка изумительно соответствует гениальному творению Пушкина, при­давая ему еще большую глубину и силу чувства.

Музыку можно разделить на три части, две из них с одинаковой мелодией – первая и третья, совершенно новая мелодия в средней части. Можно определить трехчастную форму романса.

Слушая романс, я постаралась, ориентируясь на нотную запись, проследить за музыкальным воплощением стихотворного образа.

Давайте вместе проследим, как Глинка передал смену чувств и пережива­ний героя в романсе, какими выразительными средствами он подчерк­нул различные эмоциональные состояния человека.

В начале романса музыка звучит плавно, почти невесомо, как «пух, летящий с весенних цветов, воз­никает мелодия» начинающая романс:

Я помню чудное мгновенье;

Передо мной явилась ты…

Лёгкие, похожие на звуки арфы, немного грустные аккорды оттеняют напевное звучание голоса, передающего мимолетность видения, явив­шегося поэту.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты.

Наступает перелом. Словно бурь порыв мятежный, врываются взволно­ванные, настороженные звуки фортепиано.

Дальше распевная мелодия сменяется вокальной декламацией, поч­ти речитативом. Волшебный женский образ стёрся в памяти, его погло­тили тревоги шумной суеты.

И я забыл твой голос нежный

Твои небесные черты.

Теперь в музыке звучит усталая покорность и печаль. На слова:

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои —

Тёмное, безотрадное настроение души передаётся минорными и диссонансными гармониями. Словно преодолевая какое-то внутреннее пре­пятствие, пытается подняться мелодия. Почти отчаяние слышится в словах:

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви».

Дальше меняется настроение поэта.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Музыка тоже опять меняется потому, что блеснула и засияла своим кротким светом та, которая уже являлась певцу —

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Это отрадное возвращение к свету после тягостного мрака, это радост­ное «пробуждение души». Музыка тоже пробуждается. Ей возвращается прежняя вдохновенная сила. Снова возникла мелодия, которой начинал­ся романс. Она уже звучит не мечтательно, не лирическим воспоминани­ем. В ней — радость встречи, возрождение любви, а следовательно — жизни и творчества,

И сердце бьётся в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слёзы, и любовь.

Конец романса звучит восторженно, страстно, жизнеутверждающе. Мы видим, что композитор следит за каждою мыслью поэта, рисует ка­ждую строфу отдельною картиной, не нарушая между тем цельности формы и ее простой пластичности.

Сочетание широкой мелодии и выразительной декломации от­личает этот романс и является важной отличительной чертой во­кального творчества Глинки.

Почти невозможно представить себе эти стихи без музыки Глинки. Кажется, что музыка и слова создавались одновременно и даже одним и тем же человеком. На самом деле слова и музыка написаны в разное время, разными людьми и даже посвящены двум разным женщинам.

Романс проникнут волнением светлой восторженности, лишь ненадолго уступающей место печальным раздумьям. Это произведение есть совершенное слияние высокой поэзии текста с музыкальным его выражением, в нем сплелись любовные страсти двух великих людей – поэта и композитора. Романс «Я помню чудное мгновенье…» по праву является одной из жемчужин творчества М.И. Глинки.

III. Заключение

Исследовав весь материал, я сделала вывод о том, что не каждое стихотворение может стать основой музыкального про­изведения. Оно должно быть по-особенному мелодичным и ритмичным, состоять из благозвучных, приятных на слух слов, которые легко поют­ся. Творчество композитора превращает стихотворение в музыкальное произведение. Так поэзия становится частью музыки.

Кроме того, произведения предназначаются всегда для определённого голоса – сопрано, контральто, тенора, баритона или баса.

В хороших романсах мелодия более гибко следует за содер­жанием поэтического произведения и отражает малейшие нюансы, оттенки в движении стиха.

В романсе музыка словно прислушивается к каждой поэтической фразе, чутко откликается на всё, о чём в ней говорится и всё время меняется. Мелодия романса больше похожа на напевную декломацию.

Композиторы стараются передать в музыке интонации человеческой речи.

Гармония слова и звука позволяет выразить художественную идею и передать непосредственность чувств, вызывая душевный отклик в сердце слушателя. Именно гармония слова и звука определяет вечность жизни произведений вокальной музыки.

IV. Список литературы

  1. «Музыкальная литература» 1 год обучения (Музыка, её форм и жанры) М. Шорникова;

  2. «Музыкальная литература» 3 год обучения (Русская музыкальная классика) М. Шорникова;

  3. «Музыкальный словарь в рассказах» Л. Михеева.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/muzika/prochee/proiektnaia_rabota_istoriia_odnogho_shiedievra_romans_ia_pomniu_chudnoie_mghnovi

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»

Тема любви в лирике Александра Сергеевича Пушкина занимает особое значение.

Если у Некрасова, например, была Муза, которую тот отождествлял с крестьянкой, то у «солнца русского поэзии» Музы как таковой не было — зато была любовь, которая нужна поэту словно воздух, ведь без любви он не был способен творить. Так что Музами Пушкина становились вполне земные женщины, однажды покорившие поэта.

Стоит отметить, что Пушкин был влюблен много раз — зачастую его избранницами становились замужние женщины, например, Елизавета Воронцова или Амалия Ризнич.

Несмотря на то, что все эти великосветские дамы попали в так называемый дон-жуанский список Пушкина, составленный им лично, он вовсе не предполагал близости поэта с его возлюбленными, за исключением духовной, нежной дружеской.

Однако самой известной Музой Пушкина становится Анна Петровна Керн, которой посвящено бессмертное «Я помню чудное мгновенье…».

Эта женщина покорила поэта в Петербурге, в 1819 году на одном из светских раутов. На тот момент Керн уже рассталась с нелюбимым мужем, поэтому между ней и талантливым потомком «арапа Петра Великого» завязался роман, который высшее общество не в силах было осудить.

Но эпохальное стихотворение было создано намного позже, в 1825 году, когда Пушкин вновь встречает бывшую возлюбленную, и его чувства вспыхивают с новой силой.

Подобно Катерине, ставшей лучом света в тёмном царстве, Анна Петровна оживила поэта, подарила ему наслаждение чувством любви, вдохновение, придала поэтические силы.

Благодаря ей родилось на свет одно из самых прекрасных произведений русской любовной лирики.

Итак, история его создания вполне известна, что, впрочем, не мешает историкам литературы выдвигать иные предположения о возможном адресате нежного послания, включая даже некую крепостную девушку Настеньку, о которой, впрочем, ничего не известно дневникам Пушкина, его личным письмам и т.д.

Важно отметить, что стихотворение носит автобиографичный характер, поэтому в нём так легко прослеживаются эпизоды жизни великого поэта, однако полное отождествление лирического героя с автором, как и лирической героини с А.П. Керн, будет некорректным, так как образ последней, разумеется, идеализирован.

Несомненно, темой послания «Я помню чудное мгновенье…» является интимное откровение, любовное признание. Как уже было сказано, Пушкин нуждался в любви, не обязательно разделённой. Благодаря чувствам он способен был творить. При этом в стихотворении можно обнаружить и философскую тему значения любви в жизни человека.

«Я помню чудное мгновенье…» — сюжетное стихотворение. В нём лирический герой встречает прекрасную возлюбленную, которая оживляет в его душе лучшие чувства, но со временем теряет её.

Вместе с девушкой уходят и романтические мечтания героя, вдохновение, сворачиваются крылья за спиной.

С течением лет опустошение только усиливается, но вот прелестница снова появляется в жизни возлюбленного, вновь принося с собой прекрасное, одухотворённое.

Итак, если перенести этот сюжет на биографию его автора, то заметим, что в первой строфе описывается первая встреча с Керн в Петербурге. Второй и третий катрены повествуют о южной ссылке и периоде «заточения» в Михайловском. Однако происходит новая встреча с Музой, которая воскрешает лучшее в душе поэта.

Автобиографичность послания обусловливает его композицию. Средства художественной выразительности довольно скромны, но при этом живописны.

Поэт прибегает к эпитетам («чистая» красота, «чудное» мгновенье, «мятежный» порыв бурь и т.д.), метафорам («гений чистой красоты», «пробужденье души»), олицетворению (одушевлён порыв бурь).

Особая выразительность и мелодичность достигается путём использования стилистических фигур, например, антитезы.

Так, герой живёт «без божества, без вдохновенья», которые воскресают, как только в его жизнь возвращается возлюбленная. В последнем катрене можно увидеть анафору, а во втором — ассонанс («звучал мне долго голос нежный»). Всё стихотворение написано с использованием приёма инверсии.

Лирическая героиня Пушкина представляет собой образ некоего неземного существа, ангельского, чистого и нежного. Недаром поэт сравнивает её с божеством.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 400 выполненных заказов!

Заказать сочинение

«Я помню чудное мгновенье…» написано любимым Пушкиным 4-стопным ямбом с перекрёстным чередованием женской и мужской рифмы.

Удивительная нежность, трогательность послания к Керн делают романтическое произведение одним из лучших образцов любовной лирики — в мировом масштабе.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/01/analiz-ja-pomnju-chudnoe-mgnovene.html

Ссылка на основную публикацию