Биография а.с. пушкина. детство (1799-1811 годы)

Детские годы Пушкина

Жизнь Александра Сергеевича Пушкина началась в Москве – сердце России.

В 1799 году 26 мая (6 июня по новому стилю) в старинной дворянской семье, у Сергея Львовича Пушкина и супруги его, Надежды Осиповны, в доме на Немецкой улице, родился сын, которому дали имя Александр. Это и был будущий великий писатель А.С.

Пушкин. Род Пушкиных – древний: родословная их идёт со времён Александра Невского. Пушкины были известны и при Иване Грозном, и во времена Петра, и Екатерины Второй.

Мать Александра Пушкина, Надежда Осиповна, — внучка знаменитого арапа, любимца Петра Великого, Абрама Петровича Ганнибала. От прадеда по матери, будущий поэт унаследовал, отчасти, внешность, — смуглый цвет лица, курчавые волосы, частично и душевный облик: пылкость, прямоту, горячность слова.

Ребёнком до семи, восьми лет Пушкин почти ничем не выделялся; был молчалив, не любил шумных игр; был сосредоточен и наблюдателен, любил слушать в безмолвной тиши рассказы бабушки по матери, Марии Алексеевны Ганнибал и сказки няни, Арины Родионовны. Бабушка и няня его баловали и были по душе ближе отца и матери, так как родители не особенно ласкали его.

Мать и отец Пушкина жили сами по себе, своей светской, праздной жизнью, на даровом крестьянском труде; дети их жили своей, особой жизнью, предоставленные заботам наёмных гувернёров и крепостной дворни.

В то время домашнее образование у русских дворян, увлечённых всем французским, — французскими модами, остроумием, лёгкостью мысли, обычаями, вообще всем иностранным, поручалось, по большей части, французам – гувернёрам и старым дядькам да мамкам, из крепостных холопов. Так это было и в семье Пушкина.

Александр – мальчик достаточно замкнутый, жил в родительском доме в стороне от всех.

Он быстро научился читать и просиживал часто целыми днями, читая с жадностью всё, что ни попадалось ему под руку в библиотеке его отца, где по большей части были книги почти одних французских писателей.

Мальчик так увлёкся произведениями этих писателей, что на девятом году, подражая им, начал писать сам довольно звучные французские стихи. У него была отличная память, и, по словам брата его Льва, на одиннадцатом году знал наизусть почти все французские книги из библиотеки отца.

Был у Александра и особый интерес. Смирный ребёнок выказывал большое уважение к писателям, которые посещали дом Пушкиных. Саше не было ещё и шести годов от роду, но он уже понимал, что писатель Н.М.Карамзин – человек особый, не такой, как все.

Мальчуган Александр внимательно слушал Карамзина и не сводил с него глаз. И не только с него. Признанные литераторы – Жуковский, Дмитриев, Батюшков были частыми гостями у Надежды Осиповны и Сергея Львовича. Их речи были интересны юному Пушкину. Мэтры озвучивали свои новые работы, беседовали о литературе.

И Александр с книгой в руках прислушивался к их неторопливым речам.

Ни у одного русского писателя не было таких уникальных условий в детстве (в плане знакомства с литераторами), как у юного Пушкина. Четыре выдающихся личности – Карамзин, Жуковский, Батюшков, Дмитриев, окружающие его с детства, говорящие с ним – это что-нибудь да значит!

На двенадцатом году жизни дядя поэта, Василий Львович, отвёз Александра Пушкина в Санкт-Петербург для определения его в Царскосельский лицей. Закончил Лицей будущий поэт в 1817 году. Годы, проведённые Пушкиным в Лицее, были сложными, приходилось приложить немало усилий, осваивая математику, но счастливыми. Они остались в памяти Александра Сергеевича навсегда.

Детские годы Пушкина – это особая страничка в его жизни. Будущий великий поэт уже в детстве много читал и много знал. Великолепно владел французским языком, с гувернанткой-немкой изучал немецкий, с гувернанткой-англичанкой — английский язык.

Он писал стихи, и разыгрывал перед сестрой Ольгой маленькие комедии. Пробовал сочинять басни и изучал французскую литературу. Он внимательно слушал русские сказки и былины, обучался русскому языку.

Его преподавателем был священник Мариинского института, литератор-переводчик Александр Иванович Беликов.

В общем, будущая знаменитость России в детские годы даром времени не терял. Он освоил многое. И это ему очень пригодилось в жизни.

Источник: http://DetskiyChas.ru/school/pushkin/detskie_gody_pushkina/

Биография александра сергеевича пушкина детство 1799 -1811

БИОГРАФИЯ АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА ПУШКИНА

ДЕТСТВО (1799 -1811) Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года. Отец поэта, отставной майор Сергей Львович Пушкин, принадлежал к старинному, но обедневшему роду. Мать, Надежда Осиповна, была внучкой Ибрагима Ганннибала, выходца из Северной Абиссинии, нареченного в России Абрамом Петровичем.

Отец поэта слыл острословом, увлекался литературой. Сергей Львович имел большую библиотеку, состоящую в основном из сочинений французских авторов, писал стихи на русском и французском языках. Пушкин рос задумчивым и рассеянным, что вызывало у родителей недоумение. Воспитание поэта было французским.

Благодаря няне Арине Родионовне и бабушке Марье Алексеевне Пушкин выучил русский язык.

Лицей В 1811 году Пушкин поступил в Царскосельский лицей. Первые стихотворения датированы 1813 г. В 1814 г. публикуется в «Вестнике Европы» стих-ие «К другу стихотворцу» . В январе 1815 г. в присутствии Г. Р. Державина Пушкин читает стих-ие «Воспоминание в Царском Селе» , классик русской поэзии благословил начинающего поэта.

Пушкин увлекался боксом, фехтованием, играл в лапту, в мяч. Имя его стало известно за пределами лицея. В. А. Жуковский назвал молодого поэта «надеждой нашей словесности» . Пушкин буквально ворвался в литературу, он начал дружить с К. Н. Батюшковым и П. А. Вяземским. Но в лицейских стихах поэта еще много подражательности, Пушкин не стесняется своего ученичества.

ПЕТЕРБУРГ (1817 -1820) Прошли лицейские годы, и с ними окончилась юность Пушкина. Служба в Коллегии иностранных дел, куда был зачислен молодой дел коллежский секретарь Александр Пушкин, не обременяла его.

Поэт ощутил полноту жизни, наслаждался молодостью, здоровьем. Пушкин с увлечением отдался поэзии, искусству. В атмосфере петербургского вольномыслия формируется мировоззрение поэта; поэт дружит П. Я.

Чаадаевым, сближается с членами тайного общества «Союз благоденствия» .

ЮЖНАЯ ССЫЛКА (1820 -1824) До правительства дошли вольнолюбивые стихи Пушкина и резкие эпиграммы на царя. Александр I приказал генералгубернатору Милорадовичу арестовать поэта. Друзья приложили немало усилий, чтобы облегчить участь поэта. Наконец царь уступил.

И 6 мая 1820 года Пушкин выехал в южную ссылку. Поэт стал изгнанником, его окружает ореол мученика. В Кишиневе Пушкин общается с членами тайного Южного общества, ссылка не заставила его каяться, наоборот, он жаждет борьбы.

Вместе с семьёй генерала Раевского поэт путешествовал по Кавказу, где сформировался пушкинский романтизм. Поэмы «Кавказский пленник» , «Братья разбойники» , «Бахчисарайский фонтан» , «Цыганы» –главное из достижений Пушкина в период южной ссылки. В Кишиневе в 1823 г.

началась работа над романом в стихах «Евгений Онегин» .

МИХАЙЛОВСКОЕ (18241826) 8 августа 1824 года Пушкин приехал в Михайловское. Поэту запретили самовольно покидать Михайловское. Здесь он находился в полном одиночестве. За ним установлен двойной надзор – царский и церковный, потому что от имени царя поэту предъявили обвинение в атеизме.

Долгие осенние и зимние вечера он коротал с Ариной Родионовной, которая рассказывала ему сказки и напевала грустные мелодии песен. Это время смены ориентиров, его поэзия лишилась цельности, он исчерпал принципы романтизма и двигался к новым художественным принципам, которые позже назову реалистическими.

Пушкин пишет поэму «Граф Нулин» , продолжает роман «Евгений Онегин» , пишет историческую трагедию «Борис Годунов» .

В Тригорском. Только тесная дружба с помещицей села Тригорское П. А. Осиповой и ее дочерьми связывала Пушкина с внешним миром. Здесь произошла встреча с племянницей хозяйки Анной Петровной Керн и возникло стихотворение «Я помню чудное мгновенье» .

В 1828 г. Пушкин начинает думать о браке, делает браке предложение А. А. Олениной, получает отказ, знакомясь на балу с Н. Н. Гончаровой, поэт поражен ее красотой, в 1829 г. делает предложение, не получив определенного ответа, повторяет предложение в 1830 г, получив согласие, отправляется в родовое имение Болдино.

Болдинская осень ( 1830) Этот период оказался самым плодотворным в жизни Пушкина, количество написанного за три месяца сопоставимо с результатами труда за десятилетие.

Пушкин закончил роман “Евгении Онегин”, написал “Повести Белкина”, несколько небольших драматических произведений, названных в одном из его писем “маленькими трагедиями”, народно-лирическую драму “Русалку”, “Сказку о попе и работнике его Балде” и несколько прекрасных лирических стихотворений.

Лирика Пушкина в Болдинскую осень 1830 года достигает невиданных идейнохудожественных высот. Столь же велики достижения Пушкина в прозе и драматургии.

В ПЕТЕРБУРГЕ (18311833) 18 февраля 1831 года состоялось его венчание с Гончаровой. Вскоре вместе с женой он приехал в Петербург, поэт был вновь зачислен на государственную службу для работы над «Историей Петра» . В 1833 г.

, чтобы подробней узнать о восстании Емельяна Пугачева, Пушкин отправился в путешествие по России В первой половине 30 -ых годов Пушкин работал над большими прозаическими произведениями романом “Дубровский”, повестью “Капитанская дочка” и “Пиковая дама”.

Материальное положение семьи Пушкина стало катастрофическим. Ко всему этому прибавилось новое беспокойство: светские сплетни вокруг его жены.

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ(1834 -1837) В конце 1833 года поэт был пожалован в камер-юнкеры. Придворное звание оскорбило Пушкина. С этого времени поэт презрительно отзывается о царе. Но он вынужден был служить, чтобы прокормить семью. В 1834 г. Пушкин подал прошение об отставке.

В ответ на это правительство запретило ему работать в архивах, позже ему пришлось забрать прошение обратно. Светское общество продолжало интриги против его семьи. Пушкин не знал покоя.

Молодой француз Дантес, сын французского посланника Геккерена , стал оказывать Наталье Николаевне назойливые знаки внимания. Пушкин был взбешен.

Дантес был женат на сестре Натальи Николаевны Екатерине. Но 25 января Пушкин получил анонимное письмо, оскорблявшее его жену. В тот же день Пушкин написал гневное и резкое письмо Дантесу, в ответ на которое француз вызвал поэта на дуэль.

Дуэль состоялась 27 января 1837 года недалеко от Петербурга на Черной речке. Секундантом Пушкина был лицейский товарищ Канзас. Дантес выстрелил первым. Пушкин упал, но нашел в себе силы сделать ответный выстрел.

Француз был легко ранен, пуля попала в руку, которой он прикрывал грудь.

Истекающего кровью Пушкина положили в карету. По дороге домой начались сильнее боли. Рана оказалась смертельной. На квартире Пушкина собрались близкие и друзья. 28 января Пушкин простился с женой, детьми и друзьями. Его последние слова были : “Кончена жизнь”. 29 января 1837 года в 2 часа 45 минут полудни Александра Сергеевича Пушкина не стало.

3 февраля гроб с телом Пушкина был вывезен из Петербурга в Святогорский монастырь Псковской губернии, где 6 февраля состоялись похороны поэта.

Источник: http://present5.com/biografiya-aleksandra-sergeevicha-pushkina-detstvo-1799-1811/

Биография Пушкина. Краткое содержание главных событий :

Сколько бы еще ни прошло лет, хоть еще одна тысяча, но А. С. Пушкин навсегда останется для всего человечества непревзойденным мастером художественного слова и поэзии. «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!» — именно так он о себе однажды и воскликнет. Да, он всех обставил и поистине стал великим.

Александр Пушкин: биография. Краткое содержание основных событий

И совсем неудивительно, что никто не может оставаться равнодушным к его творчеству. Всегда неподдельный интерес вызывала биография Пушкина, краткое содержание которой обладает очень интересными фактами.

А именно его прадед, Абрам Петрович Ганнибал, был когда-то арапом Петра Великого, который его, собственно, сам и воспитал, дав ему великолепное образование и возможность командовать русской армией в должности генерала.

Известно также, что А. С. Пушкин — отпрыск старинного дворянского рода еще с самих времен Иоанна Грозного. Правда, род этот уже ко времени рождения поэта был обнищавшим.

Отцом писателя был Сергей Львович Пушкин. Будучи отставным майором, он женился на Надежде Осиповне Ганнибал, которая была намного младше своего мужа. Вдобавок к мезальянсу она была дальней родственницей (внучатой племянницей) своему мужу. В 1796 году они обвенчались, и в семье появилось восемь детей, но пять из них умерли еще в раннем детстве. Остались только трое: Ольга, Александр и Лев.

Биография Пушкина. Детство: краткое содержание

В 1799 году 6 июня (26 мая по старому) в семье Пушкиных родился мальчик, которого было решено назвать Александром. Отсюда и начинает развитие биография Пушкина. Краткое содержание повествует о том, что на то время семья жила в Москве.

В детстве будущий гений рос очень непоседливым и шаловливым, но не по годам умным и обаятельным ребенком, которого очень любила его родная бабушка Мария Алексеевна Ганнибал. Пушкин очень часто гостил у нее в имении Захарово. Именно она самая первая стала учить его грамоте.

Вторым большим другом будущего поэта стала его няня Арина Родионовна, привившая ему любовь к народному фольклору. Именно ей он посвятил одно из лучших своих лирических произведений, которое многие из нас знают наизусть: «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя».

Юность

Когда Пушкину исполнилось девять лет, он уже был хорошо знаком с библиотекой отца и к тому времени сильно увлекался творчеством таких известных мировых писателей, как Вольтер, Гомер, Плутарх и т.д. А под вдохновением творчества Мольера он написал стихотворение на французском языке, это были его первые шаги на пути большого творческого пути.

Дальше еще увлекательнее становится биография Пушкина, краткое содержание ее продолжается тем, что в 1811 году Пушкин едет учиться в Царскосельский лицей, это было очень престижное заведение для дворянской молодежи.

В это время у Пушкина формируются свои политические убеждения и взгляды. Он молод, восторжен и преисполнен радости жизни. Поэт начинает много писать. Язык его оригинален, манера изложения весьма проста.

Из-под его пера вышло около 130 стихов, среди них «К другу-стихотворцу», «Желание», «Окно» и т.д.

Читайте также:  Пушкин. «я вас любил: любовь еще, быть может…» (анализ стиха)

Державин

В лицее Пушкина принимают в литературный кружок «Арзамас», потом его произведения начинают печатать в журнале «Русский музеум».

Очень важную встречу с Державиным описывает биография Пушкина, краткое содержание повествует о том, что сам учитель не смог устоять перед талантливым лицеистом, который очень браво и смело читал на экзамене свое собственное стихотворение.

Сразу стоит упомянуть тот факт, что многие лицеисты в 1825 году принимали участие в восстании на Сенатской площади в Петербурге.

После выпуска из лицея набирает новый оборот биография АС. Пушкина, краткое содержание указывает на его самостоятельную жизнь.

Новая жизнь

С 1817 по 1820 год Пушкин живет уже в Петербурге и служит в Государственной коллегии по иностранным делам. Он полон патриотизма, у него формируются либеральные взгляды, появляется вольнодумство, за это он чуть не попадет на каторгу.

В это время он пишет оду «Вольность», стих «К Чаадаеву» и т.д. Его захлестывает популярность. Дальше он едет служить на Кавказ, в так называемую Южную ссылку, с 1820 по 1822 год.

Там он работает над такими произведениями, как «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан».

Потом отмечается то, что поэт каким-то таинственным образом был связан с масонством. За это царь Александр отправляет его в ссылку в Михайловское — его родовое имение.

Наверное, после лицеистского периода это время стало для него самым спокойным и благоприятным для его творчества, о чем, собственно, и говорит биография Пушкина (краткое содержание).

Фотографии села Михайловского, что на Псковщине, буквально поражают красотой и живописностью. Это был для поэта поистине «приют сияньем муз одетый…»

Дуэль

Потом Пушкин встречает совсем еще юную Наталью Гончарову и до смерти влюбляется в нее. После долгих ухаживаний он все же добивается ее сердца. В 1831 году происходит венчание. Она дарит поэту троих детей. Но их семейному счастью долго продлиться было не суждено.

Именно из-за флирта Дантеса с Натали на балах у Пушкина начинаются проблемы, и он был вынужден вызвать Дантеса на дуэль. Дуэль случилась 27 января 1837 года. В итоге поэт получил смертельную рану и в тяжелых муках скончался.

Его похоронили 6 февраля в 1937 году на кладбище Святогорского Успенского монастыря в 5 км от Михайловского.

В это время убитый таким горем Лермонтов напишет: «Погиб Поэт! — невольник чести. Пал оклеветанный молвой…»

Источник: https://www.syl.ru/article/185282/new_biografiya-pushkina-kratkoe-soderjanie-glavnyih-sobyitiy

Презентация на тему «Детство А.С. Пушкина (1799 – 1811)»

  • Скачать презентацию (0.84 Мб)
  • 219 загрузок
  • 3.9 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Продуманная, логичная, хорошо скомпонованная работа. Ничего лишнего, все строго по теме, поэтому будет запоминаться. Текстовый материал соответствует иллюстративному, дает представление о семье, доме и атмосфере, в которых рос Пушкин, и о людях, которые оказали на него влияние.

21.11.17 00:05

Добавить свою рецензию

Презентация для школьников на тему «Детство А.С. Пушкина (1799 – 1811)» по литературе. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

  • Форматpptx (powerpoint)
  • Количество слайдов13
  • Слова
  • КонспектОтсутствует
  • Слайд 1Выполнили ученики5В классаЗятева Кристина,Аллахвердиева Сабинаруководительучитель МОУ«СОШ № 19»Гузенкова М.Н.
  • Слайд 2В московской церкви Богоявления, что в Елохове, 8 июня 1799 года дьячок вывел: «У майора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр. Крещён 8 дня…» Метрическая запись о рождении гениального русского поэта была помечена днём позже, как он родился, 26 мая (6 июня по новому стилю) после захода солнца.
  • Слайд 3Сергей Львович Пушкин служил в армии, окончил службу в 1817 году в чине капитан –поручика, а затем был военным советником. Имел писательское дарование, участвовал в домашних спектаклях, мастерски читал французских авторов. Вёл праздную жизнь, запустил управление своими имениями. Воспитанием детей занимался мало.
  • Слайд 4Надежда Осиповна Пушкина (урождённая Ганнибал) от деда унаследовала смуглый цвет лица и курчавые волосы, была вспыльчива и раздражительна. Мать не принимала близкого участия в воспитании детей. Особенно её раздражал Александр, так как унаследовал черты своего прославленного прадеда и казался матери некрасивым.
  • Слайд 5Сестра Ольга была двумя годами старше А.С. Пушкина. В детстве была дружна с братом, являлась слушательницей и ценителем его первых литературных опытов. Младший брат Лев был шестью годами моложе Александра. «Его наружность представляла негра, окрашенного белою краскою». Пушкин питал к брату всю жизнь почти отеческую любовь и заботу.
  • Слайд 6Ибрагим Петрович Ганнибал, прадед Пушкина со стороны матери, был личностью легендарной. Африканец, в детстве похищенный и посланный в подарок турецкому султану, оказавшийся затем в России при Петре I, он стал лицом близким к Петру, исполняя при нём обязанности секретаря, неотлучно находился при нём в путешествиях, боевых походах, сражениях. Получил военно-инженерное образование во Франции, был главой инженерного ведомства и генерал-аншефом. Пушкин изобразил его в романе «Арап Петра Великого»
  • Слайд 7Имение бабушки со стороны матери Марии Алексеевны Ганнибал. Именно от неё Пушкин узнал русскую грамоту. В 1805-10 годах Пушкины жили в Захарове каждое лето – с мая по сентябрь. Здесь будущий поэт узнал и полюбил русскую деревню с её природой, крестьянским трудом, песнями, обрядами, праздниками.
  • Слайд 8В доме родителей собирались самые известные писатели: Карамзин, Батюшков, Жуковский, Дмитриев, Вяземский. Они читали свои произведения, играли спектакли, говорили о литературе. С юных лет Пушкин рос в этой атмосфере творчества.
  • Слайд 9Кроме отца Пушкина, известным поэтом своего времени был дядя, Василий Львович. Стихи слагали и старшая сестра Ольга и младший брат Лев.
  • Слайд 10Будущий поэт рано ознакомился с русской и французской литературой: в их доме была большая библиотека. А на восьмом году жизни он уже сочинял на французском языке маленькие комедии, запирался в библиотеке и «пожирал книгу за книгой». Обладал памятью невероятной, а на одиннадцатом году «знал наизусть всю французскую литературу». Так вспоминал о нём брат.
  • Слайд 11Благотворное влияние оказала на юного Пушкина няня Арина Родионовна. Она ознакомила поэта с устным народным творчеством. В основе сюжета знаменитых сказок Пушкина лежат сказки, рассказанные Ариной Родионовной.
  • Слайд 12Мы узнали о детских годах А.С. Пушкина, о его увлечениях детства, познакомились с его семьёй, с той атмосферой, в которой рос юный поэт; узнали о людях, которые оказали влияние на будущего великого русского поэта. А теперь приступим к изучению волшебного мира пушкинских произведений.
  • Слайд 131.Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература 5 класс.- М., Просвещение, 2007., ч.I.2.А.С. Пушкин Школьный энциклопедический словарь. Под редакцией В.И. Коровина. 1999.3. Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007.4.Интернет-ресурсы.

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/literatura/detstvo-a-s-pushkina-1799-1811

Детство (1799-1811) детство (1799-1811) александр сергеевич пушкин родился 26 мая 1799 года. александр сергеевич пушкин родился 26 мая 1799 года. отец. — презентация

1<\p>

2 ДЕТСТВО ( ) ДЕТСТВО ( ) Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года. Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года. Отец поэта, отставной майор Сергей Львович Пушкин, принадлежал к старинному, но обедневшему роду. Мать, Надежда Осиповна, была внучкой Ибрагима Ганннибала, выходца из Северной Абиссинии, нареченного в России Абрамом Петровичем. Отец поэта слыл острословом, увлекался литературой. Сергей Львович имел большую библиотеку, состоящую в основном из сочинений французских авторов, писал стихи на русском и французском языках. Пушкин рос задумчивым и рассеянным, что вызывало у родителей недоумение. Воспитание поэта было французским. Благодаря няне Арине Родионовне и бабушке Марье Алексеевне Пушкин выучил русский язык.<\p>

3 Лицей помещался в Царском Селе — летней императорской резиденции, во флигеле Екатерининского дворца. Уже само местоположение делало его как был придворным учебным заведением. Лицей на всю жизнь узами дружбы соединил Пушкина с И. И. Пущиным, А. А. Дельвигом, К. К. Данзасом и В. К. Кюхельбекером.<\p>

4 В 1811 году Пушкин поступил в Царскосельский лицей. В 1814 г. публикуется в « Вестнике Европы » стих — ие « К другу стихотворцу ». В 1811 году Пушкин поступил в Царскосельский лицей. Первые стихотворения датированы 1813 г. В 1814 г. публикуется в « Вестнике Европы » стих — ие « К другу стихотворцу ». В январе 1815 г. в присутствии Г. Р. Державина Пушкин читает стих — ие « Воспоминание в Царском Селе », классик русской поэзии благословил начинающего поэта.<\p>

5 Пушкин увлекался боксом, фехтованием, играл в лапту, в мяч и очень сердился, когда его побеждали. Он легко забывал пустяковые обиды, но долго помнил серьёзные, нанесённые ему как человеку и унижающие его личное достоинство. Имя его стало известно за пределами лицея. В. А. Жуковский назвал молодого поэта « надеждой нашей словесности ». Пушкин буквально ворвался в литературу, он начал дружить с К. Н. Батюшковым и П. А. Вяземским. Но в лицейских стихах поэта еще много подражательности, Пушкин не стесняется своего ученичества. А. С. Пушкин<\p>

6 ПЕТЕРБУРГ ( ) Служба в Коллегии иностранных дел Прошли лицейские годы, и с ними окончилась юность Пушкина. Служба в Коллегии иностранных дел, куда был зачислен молодой коллежский секретарь Александр Пушкин, не обременяла его. Поэт ощутил полноту жизни, наслаждался молодостью, здоровьем. Пушкин с увлечением отдался поэзии, искусству. В атмосфере петербургского вольномыслия формируется мировоззрение поэта; поэт дружит П.Я. Чаадаевым, сближается с членами тайного общества «Союз благоденствия». А.С.Пушкин<\p>

7 Участники «Союза благоденствия» мечтали об ограничении власти царя конституцией. Пушкин охотно читал здесь свои политические стихи, знал, что в этом обществе поймут пламенные порывы его мятежного сердца. Под этим влиянием написаны стихотворения «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву». Поэзия Пушкина в этот период носит разноплановый характер, он пишет и оды, и элегии, и гражданские стихи.. Происходит формирование стиля А.С. Пушкина.<\p>

8 ЮЖНАЯ ССЫЛКА ( ) 6 мая 1820 года Пушкин выехал в южную ссылку. До правительства дошли вольнолюбивые стихи Пушкина и резкие эпиграммы на царя. Александр I приказал генерал- губернатору Милорадовичу арестовать поэта. Друзья приложили немало усилий, чтобы облегчить участь поэта. Наконец царь уступил. И 6 мая 1820 года Пушкин выехал в южную ссылку. Поэмы «Кавказский пленник», «Братья разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» –главное из достижений Пушкина в период южной ссылки. В Кишиневе в 1823 г. началась работа над романом в стихах«Евгений Онегин». Поэт стал изгнанником, его окружает ореол мученика. В Кишиневе Пушкин общается с членами тайного Южного общества, ссылка не заставила его каяться, наоборот, он жаждет борьбы. Вместе с семьёй генерала Раевского поэт путешествовал по Кавказу, где сформировался пушкинский романтизм. Поэмы «Кавказский пленник», «Братья разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» –главное из достижений Пушкина в период южной ссылки. В Кишиневе в 1823 г. началась работа над романом в стихах«Евгений Онегин». А.С.Пушкин<\p>

9 В июле 1823 г Пушкина перевели в Одессу в распоряжение графа Воронцова М. С. В июле 1823 г Пушкина перевели в Одессу в распоряжение графа Воронцова М. С. Пребывание здесь было наполнено светской жизнью. Поэт испытал здесь увлечения Амалией Ризнич и Каролиной Собаньской, страсть к Е. К Воронцовой, тем самым нажив врага в лице графа Воронцова. Стараниями последнего поэт был направлен в Михайловское.<\p>

10 МИХАЙЛОВСКОЕ ( ) МИХАЙЛОВСКОЕ ( ) 8 августа 1824 года Пушкин приехал в Михайловское. 8 августа 1824 года Пушкин приехал в Михайловское. Поэту запретили самовольно покидать Михайловское. Здесь он находился в полном одиночестве. За ним установлен двойной надзор – царский и церковный, потому что от имени царя поэту предъявили обвинение в атеизме. Пушкин пишет поэму «Граф Нулин», продолжает роман «Евгений Онегин», пишет историческую трагедию «Борис Годунов». Долгие осенние и зимние вечера он коротал с Ариной Родионовной, которая рассказывала ему сказки и напевала грустные мелодии песен. Это время смены ориентиров, его поэзия лишилась цельности, он исчерпал принципы романтизма и двигался к новым художественным принципам, которые позже назову реалистическими. Пушкин пишет поэму «Граф Нулин», продолжает роман «Евгений Онегин», пишет историческую трагедию «Борис Годунов». Пушкин в Михайловском.<\p>

11 Только тесная дружба с помещицей села Тригорское П. А. Осиповой и ее дочерьми связывала Пушкина с внешним миром. Здесь произошла встреча с племянницей хозяйки Анной Петровной Керн и возникло стихотворение « Я помню чудное мгновенье ». В Михайловском Пушкин получил известие о смерти Александра I, узнал о восстании на Сенатской площади и следствии над участниками восстания. В сентябре он был вызван для разговора с царем Николаем I.<\p>

12 После ссылки ( ) Знакомые и друзья Пушкина числились в списках государственных преступников, их ждало суровое наказание, а пятеро из них были казнены. Пушкин их не забудет. Он ободрит Кюхельбекера, Пущина. Он посвятит декабристам немало строк. 8 сентября 1826 года Пушкин прибыл в Москву. 8 сентября 1826 года Пушкин прибыл в Москву. Беседа с царём продолжалась довольно долго, около 2 часов. Пушкин пообещал воздержаться от цензурной критики правительства. Николай I разрешил поэту жить в 2 столицах и пообещал быть личным цензором поэта. Но прощенный царем, Пушкин не склонил головы, он послал своим друзьям в Сибирь слова участия (стих-ия «Во глубине сибирских руд», «И.И. Пущину»)<\p>

13 Поэт почувствовал железные тиски нового режима. За каждым его шагом бдительно следило 3 отделение и его шеф Бенкендорф. В этот период написаны произведения о Петре I «Арап Петра Великого», «Полтава», Пушкин осознает уровень ответственности поэта перед народом («Поэт», «Поэт и толпа» и др.) В 1828 г. Пушкин начинает думать о браке В 1828 г. Пушкин начинает думать о браке, делает предложение А.А. Олениной, получает отказ, знакомясь на балу с Н.Н. Гончаровой, поэт поражен ее красотой, в 1829 г. делает предложение, не получив определенного ответа, повторяет предложение в 1830 г, получив согласие, отправляется в родовое имение Болдино.<\p>

14 Болдинская осень ( 1830) Пушкин закончил романЕвгении Онегин, написал Повести Белкина, несколько небольших драматических произведений, названных в одном из его писем маленькими трагедиями, народно-лирическую драмуРусалку, Сказку о попе и работнике его Балде и несколько прекрасных лирических стихотворений. Этот период оказался самым плодотворным в жизни Пушкина, количество написанного за три месяца сопоставимо с результатами труда за десятилетие. Пушкин закончил романЕвгении Онегин, написал Повести Белкина, несколько небольших драматических произведений, названных в одном из его писем маленькими трагедиями, народно-лирическую драмуРусалку, Сказку о попе и работнике его Балде и несколько прекрасных лирических стихотворений. Лирика Пушкина в Болдинскую осень 1830 года достигает невиданных идейно- художественных высот. Столь же велики достижения Пушкина в прозе и драматургии.<\p>

15 В ПЕТЕРБУРГЕ ( ) В ПЕТЕРБУРГЕ ( ) 18 февраля 1831 года состоялось его венчание с Гончаровой. В 1833 г., чтобы подробней узнать о восстании Емельяна Пугачева, Пушкин отправился в путешествие по России 18 февраля 1831 года состоялось его венчание с Гончаровой. Вскоре вместе с женой он приехал в Петербург, поэт был вновь зачислен на государственную службу для работы над «Историей Петра». В 1833 г., чтобы подробней узнать о восстании Емельяна Пугачева, Пушкин отправился в путешествие по России. Пушкин работал над большими прозаическими произведениями — романом Дубровский, повестьюКапитанская дочка и Пиковая дама. В первой половине 30-ых годов Пушкин работал над большими прозаическими произведениями — романом Дубровский, повестьюКапитанская дочка и Пиковая дама. Материальное положение семьи Пушкина стало катастрофическим. Ко всему этому прибавилось новое беспокойство: светские сплетни вокруг его жены.<\p>

16 В конце 1833 года поэт был пожалован в камер-юнкеры. В конце 1833 года поэт был пожалован в камер-юнкеры. Придворное звание оскорбило Пушкина. С этого времени поэт презрительно отзывается о царе. Но он вынужден был служить, чтобы прокормить семью. В 1834 г.Пушкин подал прошение об отставке. В ответ на это правительство запретило ему работать в архивах, позже ему пришлось забрать прошение обратно. Светское общество продолжало интриги против его семьи. Пушкин не знал покоя. Молодой француз Дантес, сын французского посланника Геккерена, стал оказывать Наталье Николаевне назойливые знаки внимания. Пушкин был взбешен. Позже поэт получил письмо, оскорблявшее честь его и жены. Поэт пришел к заключению, что письмо послано Дантесом. Пушкин вызвал француза на дуэль, но друзьям удалось предотвратить кровавую развязку<\p>

17 Дантес был женат на сестре Натальи Николаевны Екатерине. Но 25 января Пушкин получил анонимное письмо, оскорблявшее его жену. В тот же день Пушкин написал гневное и резкое письмо Дантесу, в ответ на которое француз вызвал поэта на дуэль. Дуэль состоялась 27 января 1837 года недалеко от Петербурга на Черной речке. Секундантом Пушкина был лицейский товарищ Канзас. Дуэль состоялась 27 января 1837 года недалеко от Петербурга на Черной речке. Секундантом Пушкина был лицейский товарищ Канзас. Дантес выстрелил первым. Пушкин упал, но нашел в себе силы сделать ответный выстрел. Француз был легко ранен, пуля попала в руку, которой он прикрывал грудь. ДУЭЛЬ А.С.ПУШКИНА И ДАНТЕСА<\p>

18 Истекающего кровью Пушкина положили в карету. По дороге домой начались сильнее боли. Рана оказалась смертельной. На квартире Пушкина собрались близкие и друзья. 28 января Пушкин простился с женой, детьми и друзьями. Его последние слова были : Кончена жизнь. 29 января 1837 года в 2 часа 45 минут полуполудни Александра Сергеевича Пушкина не стало.<\p>

19 3 февраля гроб с телом Пушкина был вывезен из Петербурга в Святогорский монастырь Псковской губернии, где 6 февраля состоялись похороны поэта.<\p>

20<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/217843

Биография А.С. Пушкина



Содержание

Введение
Биография А.С. Пушкина.
Поэзия А.С. Пушкина
«Пушкинская школа»
Заключение

Список литературы

Детство (1799-1811) А.С.Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года. Отец поэта, отставной майор Сергей Львович, принадлежал к старинному, но обедневшему роду. Мать Надежда Осиповна, была внучкой Ибрагима Ганнибала, выходца из Северной Абиссинии. Пушкин рос задумчивым и рассеянным, что вызывало у родителей недоумение.

А между тем эти черты свидетельствовали о внутренней сосредоточенности мальчика, его полном погружении в свой особый, еще детский, но уже поэтический мир. Впоследствии, однако, все изменилось: Пушкин стал живым, шаловливым ребенком, поражавшим родителей своим «пылким нравом, необыкновенной памятью и, в особенности, наблюдательным не по годам умом».

Родители читали детям французские книги и разговаривали дома только по-французски. Детям они дали французское воспитание. В раннем детстве поэт почти не говорил по-русски и не знал русского языка.

Его учителями родного языка были бабушка Марья Алексеевна, великолепно владевшая русской речью, няня Арина Родионовна, сказочница и певунья, и дядька Никита Козлов, прошедший с Пушкиным весь его жизненный путь. Атмосфера родительского дома стала превосходной умственной школой для пытливого ребенка.

Она развивала поэтическое воображение, обогатила ум и чувства поэта знанием великих достижений мировой культуры. Лицей(1811-1817) В 1811 году Пушкин поступил в Царскосельский лицей, на который возлагались большие надежды: он должен был готовить воспитанников для государственной деятельности и приравнивался к российским университетам.

Лицей был основан в грозную для России пору: огромная французская армия стояла у западных границ страны. Вскоре началась Отечественная война 1812 года. В свободные от уроков часы воспитанники вместе с педагогами спешили в газетную комнату, чтобы узнать свежие новости о движении неприятеля. Всех охватило глубокое патриотическое воодушевление.

Оно сблизило лицеистов и одухотворило их дружбу. После заграничных походов вернулись русские офицеры, и лицеисты стали встречаться с ними. Пушкин познакомился с П.Я.Чаадаевым, блестящим гусарским офицером, философом, человеком острого ума, мятежного духа и поистине революционного темперамента, который с увлечением говорил о пагубности самодержавия. Юный лицеист восхищался им.

Он гордился знакомством с ним и горько сожалел о том, что судьба не представила этому умному и образованнейшему человеку обширного поля государственной деятельности. Пушкину хотелось скорее принять участие в многообразной и кипучей общественно-литературной жизни. В его стихотворениях все чаще прорываются жалобы на вынужденное невольничество в лицее.

Эту грусть скрашивала дружба лицеистов, которая питалась патриотическими чувствами, а так же играми, забавами и общими духовными интересами. Пушкин увлекался борьбой, фехтованием, играл в лапту, в мяч и очень сердился, когда его побеждали. Надолго запоминал серьезные обиды, нанесенные ему как человеку и унижающие его личное достоинство – этого он не прощал. А.С.

Пушкин отличался в лицее веселостью и насмешливостью. Он любил подтрунивать над лицеистами, но его шутки никогда не затрагивали чести и достоинства товарищей. Особенно мужали и сплачивались лицеисты в спорах и поэтических состязаниях. Педагоги поощряли литературное творчество.

Пушкина признали все и именно ему предложили написать стихотворение и прочесть его на экзамене 1815 года в присутствии знатных вельмож. Лицеисты знали, что сам Державин будет среди именитых гостей. Пушкин прочел оду «Воспоминания в Царском селе», где он впервые поставил полную подпись: Александр Пушкин. Его имя стало известно за пределами лицея.

Лицейская лирика отразила сложный путь рождения гениального поэта. Лицейский период запомнился Пушкину и патриотическим подъемом 1812 года, тесной лицейской дружбой, первыми волнениями сердца, свободолюбивыми мечтами, и началом его поэтической славы. Послелицейский период(1817-1820) Полным творческих замыслов поэт вступил в новую пору своей жизни.

Видные русские литераторы и поэты: Карамзин, Жуковский, Батюшков, Вяземский – пророчили Пушкину поэтическую славу. Служба в коллегии иностранных дел, куда был зачислен молодой коллежский секретарь Пушкин по выходе из лицея, не обременяла его. Первоначально поэт уехал в Михайловское, но в Августе 1817 вернулся в Петербург и поселился с родителями на окраине столицы.

Поэт ощутил полноту жизни, наслаждался молодостью, здоровьем, избытком душевных сил. Круг знакомых Пушкина расширялся: здесь и друзья-лицеисты, и новые ценители его таланта. Пушкин сблизился с самыми передовыми людьми своего времени, вошел в круг вольномыслящей молодежи, которая мечтала об ограничении власти царя конституцией. В 1819 году Пушкин стал посещать дом Н.В.

Всеволожского, друга поэта, любителя театра, у которого собирались члены кружка «Зеленая лампа», проходившие собрания держались в тайне. На них обсуждались политические, экономические, социальные вопросы. Каждая тема сводилась к необходимости устранить или ограничить монархическое правление и уничтожить крепостное состояние.

В кругу этих политических вопросов возникает и питается ими вольнолюбивая лирика Пушкина. Именно в этот период были написаны такие произведения, как: «Вольность» (1817), «Деревня»(1819), «К Чаадаеву»(1818), Руслан и Людмила (1820) и др. Южная Ссылка(1820-1824) Гроза над Пушкиным разразилась внезапно.

Александр I упрекнул директора лицея Энгельгардта в том, что бывший царскосельский воспитанник «наводил Россию возмутительными стихами», и приказал генерал-губернатору Милорадовичу арестовать поэта. В апреле 1820 Милорадович пригласил к себе Пушкин и доверительно оповестил об опасности. Милорадович просил царя простить молодого поэта. Но царь был неумолим.

Александр I колебался, куда сослать или – в Сибирь или в Соколовский монастырь. Друзья приложили немало усилий, чтобы облегчить участь поэта. В итоге Пушкин направлялся в Южные губернии под начальство генерала И.Н. Инзова. В мае 1820 Пушкин выехал в южную ссылку. В середине мая 1820 года он прибыл в Екатеринослав, где вскоре тяжело заболел.

В это же время туда приехала семья героя войны 1812 года генерала Раевского. Путь ее лежал на Кавказские воды. Инзов согласился отпустить Пушкина для лечения, и поэт поехал на юг. Путешествие увлекло Пушкина. Сначала он увидел степь, затем море, потом Кавказские горы… Кавказская природа, древние легенды взволновали его.

Здесь и возник пушкинский романтизм, в котором неудовлетворенность российской действительностью и слабой активностью разочарованного дворянского интеллигента совмещается с горячим личным порывом к свободе. На Кавказе путешественники пробыли до начала августа. Затем они отправились в Крым. Пушкин побывал в Феодосии, Гурзуфе, Бахчисарае, Семфирополе.

Произведения этого периода: «Погасло дневное светило» (1820), «Кавказский пленник» (1821), «Цыганы» (1824) и др. Северная ссылка (Михайловское) (1824-1826) 8 августа 1824 года Пушкин приехал в Михайловское. Ему запретили самовольно покидать Михайловское. Здесь он находился в полном одиночестве, вдалеке от друзей, от культуры.

Мрачное состояние духа Пушкина в Михайловском еще более углубилось вследствие ссоры с отцом. Долгие осенние и зимние вечера он коротал с Ариной Родионовной. Первоначальное пушкинское творчество в Михайловском проникнуто глубокой печалью. Но весной 1825 года и особенно летом настроение Пушкина меняется: он бодр, жизнерадостнее, душевно способен и сосредоточен.

Немалая роль в душевном возрождении поэта принадлежит его друзьям И.И. Пущину, А.А. Дельвигу. но больше всего он обязан самому себе: неустанному труду. Произведения: «Я помню чудное мгновение» (1825), «К морю» (1824), «Пророк» (1826), «Борис Годунов» (1825) и др. «Годы скитаний» (1826-1830) Последние дни в Михайловском он доживал с трудом.

Он узнал о разгроме восстания декабристов в Петербурге. Его знакомые и друзья числились в списках государственных преступников, их ждало суровое наказание, а пятеро из них было казнено. Пушкин не забудет их. На страницах его рукописей возникнут впоследствии быстрые рисунки пяти повешенных. Он посвятит декабристам немало стихотворных строк.

Все лето 1826 года прошло в тяжелых и мучительных раздумьях. А третьего сентября прибыл курьер и передал поэту приказ немедленно явиться в Псков. Губернатор отправил Пушкина в Москву, где короновался на царство Николай I . 8 сентября 1826 года Пушкин вошел в кабинет царя в Чудовом монастыре. Беседа продолжалась около двух часов.

Пушкин обещал царю воздержаться от публичной критики правительства, но не скрыл от царя своего сочувствия декабристам. Николай I разрешил жить поэту в обеих столицах и вызвался быть единственным цензором его сочинений. Поэт в свою очередь надеялся убедить царя пойти по пути реформ, и простить декабристов.

Но надежды на перемену политических взглядов Пушкина не оправдались: он вовсе не намеревался стать официальным поэтом. За каждым его шагом бдительно следили: письма поэта просматривались, Свободные поездки по стране ему не разрешались, он не имел право публично читать свои рукописи, не смотря на обещания Николая I.

Произведения: «Во глубине сибирских руд» (1827), «Арион» (1827), «Анчар» (1828), «На холмах Грузии…» (1829), «Я Вас любил…» (1829) и др. Болдинская осень. (1830) Весной 1829 года Пушкин получает согласие на брак с Н.Н.Гончаровой. Летом 1830 года поэт приехал в Болдино, чтобы войти во владение имением. Там ему пришлось пробыть не месяц, как предполагалось, а целых три: началась эпидемия холеры. Вынужденное пребывание в Болдине отмечено невиданным взлетом пушкинского гения. Он закончил роман «Евгений Онегин», написал «Повести Белкина», «Историю села Горюхина», несколько небольших драматических произведений, названных им «маленькими трагедиями», народно-лирическую драму «Русалка», поэму «Домик в Коланне», «Сказку о попе и работнике его Балде» и несколько лирических стихотворений. Известный доносчик и агент Ф.Б. Вулгарин в 1830 году опубликовал фельетон, в котором утверждал, что Пушкин «в своих сочинениях не обнаружил не одной высокой мысли, ни одного возвышенного чувства, ни одной полезной истины…». В журналах пишут об упадке его таланта, обвиняют в подражательстве, бессовестно клевещут на него и унижают его человеческое достоинство. Травля началась. Пушкин принял вызов. Он не мог не ответить на наглые выпады журналистов, а правительство в свою очередь не упускало случая, чтобы не напомнить поэту о своем недоверии. Все это определяло отношение поэта к русской жизни николаевского царствования.

Лирика Пушкина в Болдинскую осень достигает невиданных идейно-художественных высот.

Последние годы жизни (1831-1837) В ноябре 1830 года Пушкин покидает Болдино. В начале декабря он приехал в Москву, а 18 февраля 1831 состоялось венчание его с Гончаровой. Вскоре с женой он переехал в Петербург. Правительство в 30-е годы продолжало бдительно следить за пушкинским творчеством, за образом жизни поэта.

В 1833 году, когда Пушкин отправился в Оренбург и Казань, следом за ним шла бумага, предписывающая местным властям следить за его поведением. Пушкин видел, что дела его всё ухудшаются. Семья росла, жизнь в Петербурге стоила дорого. Материальное положение поэта вскоре стало катастрофическим.

Ко всему этому прибавилось новое серьёзное беспокойство: сплетни вокруг имени его жены. 1834 год явился переломным годом жизни Пушкина. Накануне нового года он был пожалован в камер-юнкеры. Это звание оскорбило Пушкина – обычно такие звания давались юношам, а А.С. Пушкин был уже не молод. Поэт знал, что этим царь преследует определенные цели.

С этого времени Пушкин презрительно отзывается о Николае I. Пушкин вынужден был служить, чтобы содержать семью. Его угнетало светское окружение, но придворное звание обязывало посещать балы и вечера. Летом 1834 года он подал прошение об отставки, но ему пришлось забрать его обратно, так как ему запрещали работать в архивах.

Пушкина травили чёрной завистью, клеветой, сплетнями, и это вело к кровавой развязки. Поэт это знал. Молодой француз Дантес, усыновлённый бароном Геккерном, зимой 1836 года стал оказывать Наталье Николаевне знаки внимания, Пушкин был взбешен. В начале ноября поэт получил по почте циничный пасквиль, оскорблявший его честь, а также честь Натальи Николаевны.

Пушкин пришёл к заключению, что пасквиль послан Геккерном. Он отправил Дантесу вызов на дуэль, но тот заявил, о своей любви к сестре Натальи Николаевны Екатерине и женился на ней. Свет выступил не на стороне Пушкина. Дантес не переменил отношения к его жене.

25 января Пушкин получил новое анонимное письмо, оскорблявшее его жену, в тот же день, он написал гневное и резкое письмо Геккерну с явным намерением оскорбить посланника и его сына, в ответ Дантес вызвал Пушкина на дуэль. Дуэль состоялась 27 января 1837 году в нескольких верстах от Петербурга. Секундантом Пушкина был его лицейский товарищ Данзас.

Дантес выстрелил первым, Пушкин упал, но нашёл в себе силы сделать ответный выстрел, достигший цели. Поэт воскликнул: «Браво!», однако Дантес был лишь легко ранен. Истекающего кровью Пушкина положили в карету. Рана оказалась смертельной. Доктора не скрывали от него трагического исхода. 28 января Пушкин простился с женой, детьми, близкими друзьями.

В предсмертный час он просил простить своего секунданта. Его последние слова были: «Кончена жизнь». 29 января 1837 года в 2 часа 45 минут по полудню Пушкина не стало. В святогорском монастыре 6 февраля 1837 года рядом с могилами деда, бабки и матери Пушкина похоронили. Произведения:

«Осень» (1833), «Медный всадник» (1833), «Вновь я посетил…» (1835), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836) и др.



Вернуться на предыдущую страницу

Источник: http://gumfak.ru/otech_html/pushkin/referat/081-2.html

Детство А.С. Пушкина: Эссе

Федорова Кристина Николаевна, читательница филиала № 28 МБУК г.о. Самара «Самарская муниципальная информационно-библиотечная система» (25 лет, по профессии — медицинский работник), представляет эссе о детстве поэта.

Детство А.С. Пушкина

Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в семье Сергея Львовича Пушкина и жены его Надежды Осиповны (урождённой Ганнибал). Кроме него в семье были старшая сестра Ольга и три младших брата.

Далеко не всё в детстве Пушкина было идиллическим. Сложными были его отношения с матерью. Она отличалась вспыльчивостью и эксцентричностью, часто раздражалась по пустякам. Надежда Осиповна и к детям относилась неодинаково.

Её любимцами были младшие, особенно Лев, а к старшим она была холодна.

Малолетнему Саше мать любила придумывать особые наказания: например, в течение целого года она не разговаривала с мальчиком, потому что была раздражена его неуклюжестью, рассеянностью и неизящной внешностью. (1)

Взаимоотношения с матерью у Пушкина были сложные, а вот с бабушкой наоборот, очень нежные. Была у него и добрая, любящая няня Арина Родионовна.

Бабушка и няня спешили утешить и приласкать мальчика, рассказывали ему сказки.

Арина Родионовна была настолько предана Пушкину, что даже отказалась от вольной, которую предлагали ей хозяева. Она до конца жизни жила с ними. Пушкин часто упоминал няню в своих стихах, многие образы в его произведениях списаны именно с неё.

Очень любил Сашу и его дядька, крепостной крестьянин Никита Тимофеевич Козлов: он рассказывал маленькому Пушкину сказки, гулял с ним, показывал ему Москву: Кремль, Красную площадь. Он был добрым и заботливым. Пушкин уважал и любил его.

Говоря о детстве Александра Сергеевича, необходимо сказать о его семье.

Она была литературной. И не просто литературной, но поэтической. «Три Пушкина в Москве, и все они – поэты», — писал Батюшков. Это Сергей Львович Пушкин, его брат Василий Львович и их родственник Алексей Михайлович. При этом французские стихи Сергея Львовича не печатались, но входили в быт и жили в самой атмосфере этой семьи. (3)

Семья Пушкиных была образованной и владела прекрасной библиотекой. Важно также и то, что эта семья оказалась не только литературной, но и приобщённой к самым верхам литературы.

При детстве и отрочестве Пушкина стояли и Батюшков, и Жуковский, и Дмитриев, и сам Карамзин. Таким образом, будущий глава русской литературы с самого раннего возраста и потому, может быть, особенно насыщенно и органично питался личными впечатлениями от своих литературных предшественников – подобного дара детства потом уже не получит ни один из русских поэтов и писателей. (3)

«В самом младенчестве, — засвидетельствовал отец поэта, — он показал большое уважение к писателям. Не имея шести лет, он уже понимал, что Николай Михайлович Карамзин – не то, что другие. Одним вечером Николай Михайлович был у меня, сидел долго, — во всё время Александр, сидя против него, вслушивался в его разговоры и не спускал с него глаз. Ему был шестой год». (3)

По воспоминаниям М.Н. Макарова, один учёный француз Жиле сказал ему о маленьком Пушкине: «Чудное дитя! Как он рано всё начал понимать! Дай бог, чтобы этот ребёнок жил и жил; вы увидите, что из него будет». (2)

На формирование личности маленького Пушкина оказала большое влияние атмосфера семьи, в которой он рос. Он был окружён любовью и вниманием со стороны бабушки, няни, дядьки Никиты Козлова. Бабушка и няня открыли ему богатство и красоту родного языка. Огромное влияние на будущего поэта оказало и то, что семья, в которой он воспитывался, была литературной, поэтической.

Таким, образом, можно сказать, что маленький Пушкин развивался в семье под воздействием двух начал, казалось бы, противоположных, но на самом деле между собой взаимосвязанных.

Одно из этих начал – это литературная, поэтическая атмосфера, его окружавшая. При этом литературная стихия тогда была французской. На французском писали стихи и письма, на французском читали книги, по-французски говорили в семье и в «классе». Да и гувернёрами у маленького Саши были образованные французы, сначала Монфор, потом Русло.

В детстве Пушкин упивается не только французской литературой, а именно французским языком, на котором пишутся и первые стихи. В Лицее он получит кличку Француз. «Воспитание, — писал А.В.

Дружинин, — полученное Александром Сергеевичем в доме родительском, при всей его французской односторонности, имело свои хорошие стороны. Разбирая влияние домашнего воспитания на талант Пушкина, мы всё-таки признаём его полезность.

Оно… сообщило его уму ту остроумную гибкость, без которой поэту невозможно творить на языке, ещё не вполне установившемся, каков был русский язык в эпоху деятельности Пушкина».

В деле практического усвоения законов русского языка очень важно, что Пушкину, как писал тот же Дружинин, «законы французского языка, столь определённого, сжатого, обработанного и в совершенстве развивающего умственную гибкость пишущего, были… знакомы до тонкости». (3)

В отцовском доме Пушкиным будет освоена и французская литература, прежде всего в лице французских писателей-классиков XYII – XYIII веков. Во французских же переводах предстанут древние: и с девяти лет читавшиеся «Сравнительные жизнеописания» Плутарха, и «Илиада», и «Одиссея».

Не слишком много занимавшиеся детьми родители, во всяком случае, горячо поощряли и развивали в них, по воспоминаниям сестры поэта, страсть к чтению, сами читали им вслух занимательные книги, а особо любимого им Мольера отец даже и разыгрывал перед сыном: великого французского комедиографа Сергей Львович почти всего знал наизусть.

Не случайно, конечно, что и первые творческие попытки будущего поэта были сделаны на французском языке, при этом в Пушкине-ребёнке комедиограф едва ли не предшествовал поэту.

«…Любимым его упражнением, — вспоминает сестра, — сначала было импровизировать маленькие комедии и самому разыгрывать их перед сестрою, которая в этом случае составляла всю публику и произносила свой суд». (3)
Пушкин именно в детстве своём и в семье своей прошёл великую литературную школу.

Но большого смысла это обстоятельство не имело бы, если бы тогда же и там же, то есть дома, не была пройдена другая школа, ещё не собственно литературная, но тоже школа: русской жизни, русского языка и, соответственно, русского миросозерцания.

Учителя у Пушкина здесь с детства были великолепные. Это его бабушка по матери, Мария Алексеевна и его няня Арина Родионовна.

Мария Алексеевна учила внука русскому языку. С 1805 по 1810 год летом Саша жил у бабушки в подмосковном селе Захарово. Там он имел возможность увидеть, как живут простые русские люди. Пушкину очень нравилось жить в бабушкином имении, он часто будет вспоминать Захарово в своих стихах. Так, например, в стихах 1815 года он напишет:

Общение с бабушкой оказало большое влияние на творчество Пушкина. Мария Алексеевна была дочерью Ганнибала – арапа Петра Великого, и её воспоминания о первом императоре и своём отце зародили у будущего поэта интерес к той эпохе.

Роман «Арап Петра Великого» — это уникальное для того времени произведение.

Пушкин провёл титанический труд, он изучил все архивные документы начала XYIII века и старался как можно точнее воспроизвести нравы и традиции того времени, превратив исторические факты в интересный роман.

Кроме бабушки огромное влияние на творчество Пушкина оказала его няня Арина Родионовна. Эта удивительная женщина сначала нянчила мать поэта, а потом и её детей. Особенно Александр Сергеевич сблизился с ней во время своей ссылки в Михайловское.

Крестьянка знала бесконечное число сказок, песен, пословиц и поговорок и была сильно привязана к господским детям.

Александр сказки эти записывал и сюжеты их использовал: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о Кощее» в прологе «Руслана и Людмилы», «Сказка о мёртвой царевне».

Няню поэт всегда вспоминает и пишет о ней очень трепетно, с очень большой любовью.

Именно бабушка А.С. Пушкина Мария Алексеевна и его няня Арина Родионовна были теми людьми, которые приобщили его к русскому языку: Пушкин изумительно и виртуозно владел и просторечием, и бытовой русской речью.

В Лицее юный Пушкин будет возвращаться к впечатлениям детских долицейских лет – домашним, русским, деревенским, сказочно-народным:

Это стихотворение написано в 1816 году и называется «Сон».

Значение старинного слова «мамушка» («кормилица» буквально) в этом стихотворении вбирает и несёт всевозможные значения, когда «мамушка» — и няня, и мать, и бабушка – вообще кормилица, но уже говоря очень широко.

Недаром кто-то из исследователей и биографов Пушкина усматривает за пушкинской «мамушкой» няню Арину Родионовну, а кто-то бабушку Марию Алексеевну. Те и другие в конце концов правы, ибо дело здесь уже не столько в реалиях, стоящих за пушкинским словом, сколько в самом пушкинском слове, в пушкинском стихе, в пушкинском образе. (3)

И много позднее, уже в стихах 1822 года, то есть в романтическую пору своей жизни, поэт снова будет возвращаться к этим мотивам раннего детства, детских сновидений, как постоянно живущим и питающим его впечатлениями русской старины. Бабушка ли, Мария Алексеевна, няня ли, Арина Родионовна, поэтизировались, возвышались и сливались в образе «наперсницы волшебной старины», первой музы поэта, осенившей его раннее детство:

Пушкина в семье хорошо подготовили к Лицею, и тогдашние лицеисты это понимали.

«Все мы, — писал один из лучших учеников Лицея Иван Пущин, — видели, что Пушкин нас опередил, многое прочёл, о чём мы и не слыхали, всё, что читал, помнил; но достоинство его состояло в том, что он отнюдь не думал выказываться и важничать, как это очень часто бывает в те годы (каждому из нас было 12 лет) с скороспелками, которые по каким-либо обстоятельствам и раньше, и легче находят случай чему-нибудь выучиться. Обстановка Пушкина в отцовском доме и у дяди, в кругу литераторов, помимо природных его дарований, ускорила его образование, но нисколько не сделала его заносчивым, признак доброй почвы». (3)

Список использованной литературы

  1. Лотман, Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя: Пособие для учащихся. – Л.: Просвещение, 1983.
  2. Лотман, Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988.
  3. Скатов, Н.Н. Пушкин: Очерк жизни и творчества / Оформл. А. Гасникова. – Л.: Дет. лит., 1991.

Федорова Кристина Николаевна,

25 лет,

медицинский работник

Источник: http://inter.pskovlib.ru/pushkin180/raznoe/359-detstvo-a-s-pushkina-esse

Ссылка на основную публикацию