Евгений онегин — лишний человек?

Сочинение на тему: Онегин — лишний человек | Литерагуру

(362 слова)

В романе великого А.С. Пушкина «Евгений Онегин» перед нами изображён отрывок из жизни дворянина Российской империи XIX века. Именно через этого представителя высшего света автор даёт обширное описание быта и нравов привилегированного класса.

Роман начинается с рассказа о детстве Онегина. Отец нашего героя вёл праздную жизнь, что в конечном итоге привело к его разорению. Он мало интересовался своим сыном, поэтому молодой человек был отдан на попечение беспечному французу, который совершенно безответственно подошёл к его обучению.

Так что, хоть и являясь дворянином, Евгений был малообразованным человеком, однако всё равно прослыл в высшем свете настоящим интеллектуалом. Начав вести полноценную светскую жизнь, он без остатка отдался страстям и порокам. Особое предпочтение он отдавал любовным интригам, став настоящим похитителем женских сердец.

Но спустя какое-то время наш герой охладел к балам, искусству и романам. Потеряв интерес к развлечениям, он впал в уныние и хандру. К сожалению, его история отнюдь не исключение.

Пушкин показал, как праздность и безответственность целого сословия приводят к появлению множества молодых, красивых, воспитанных, но пустых и неприспособленных к жизни юношей – лишних людей.

Чувствуя бесцельность своего существования, Онегин покинул свет и вскоре перебрался в провинцию. Этой сменой обстановки Евгений надеялся развеять свою хандру, однако сельская природа и заботы о хозяйстве вскоре наскучили ему. Из всех соседей он смог сблизиться лишь с Ленским. Но в итоге всё оборачивается трагедией.

Если бы герой имел дело с высшим обществом, не произошло бы ничего страшного, ведь поведение, свойственное Онегину, являлось нормой для высшего общества его времени. Но в провинциальной помещичьей среде это вызвало бурю возмущения, а оскорбленный поэт в гневе вызвал своего лучшего друга на дуэль.

Кажется, можно было бы погасить нелепый конфликт, принеся извинения, но в столице раскаяние стало бы позором для Евгения, а этого он допустить не мог. В конце концов, юноша напрасно отдаёт свою жизнь. В этом и заключается главная трагедия Онегина.

Желая покинуть бездуховную среду, он не может избавиться от светских привычек, которые отдаляют его от обычных людей. Именно поэтому главный герой романа — лишний человек, обречённый на вечное одиночество.

Будучи дворянином, Пушкин ещё в XIX веке увидел разложение дворянского сословия. Лишние люди – его последствие. Поэт считал, что рано или поздно это приведёт к краху элиты и гибели империи. И, как мы знаем, он не ошибся.

Источник: https://LiteraGuru.ru/sochinenie-na-temu-onegin-lishnij-chelovek/

Сборник идеальных эссе по обществознанию

«Евгений Онегин» — первый русский реалистический социально-психологический роман, центральное произведение Пушкина, написанное им в 1830 году.
В романе в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина открывается новый, не встречавшийся ранее в русской литературе тип героя – «лишний человек». В данном произведении его роль играет заглавный герой.

Характерные черты этой личности: бессмысленность и бесцельность существования, непонимание своего места и роли в жизни, разочарованность, скука, хандра, «резкий, охлажденный ум», отличные от общепринятых суждения и интересы. Для того чтобы убедиться в том, что Онегин был «лишним человеком», рассмотрим его биографию.

Евгений – представитель дворянства, что было весьма принципиально для «лишнего человека», так как крестьянин не мог относиться к данному типу. Только представитель дворянства может вести образ жизни, подобный «лишнему человеку»: дворяне жили за счет труда других, не умели работать, были умны и образованы в отличие от крестьян.

Именно от большого ума к Евгению приходило осознание своего бессмысленного существования, которое приводило героя к страданиям. Онегин — светский человек, не обремененный службой.  Юноша ведет суетную, беззаботную, полную развлечений жизнь, но его не удовлетворяет то времяпрепровождение, которое вполне устраивает людей его круга.

Онегин был умнее их, тонко мыслил и чувствовал, поэтому его волновала и мучила бесцельная жизнь, он не хотел посвящать ее только развлечениям, как они. Поскольку Евгений был дворянином, он привык жить на всем готовом. Онегин не был приучен ни к чему упорному и долговременному, ему наскучивал однообразный труд. Любая планомерная деятельность приводит к разочарованию.

Воспитание не приучило его к усердной работе, ему всё надоедало, а это приводило к мыслям о никчемности его жизни, разочарованности в ней, скуке и грусти:

Короче: русская хандра Им овладела понемногу; Он застрелиться, слава Богу, Попробовать не захотел, Но к жизни вовсе охладел

Онегин пробовал занять себя творчеством, начинал читать книги, но и здесь его старания оказались тщетны: Читал, читал, а всё без толку: Там скука, там обман и бред; В том совести, в том смысла нет

Герой вынужден покинуть Петербург и переехать в деревню. Данное обстоятельство рождает в его судьбе надежду на лучшую жизнь. Приехав в деревню, Евгений попробовал заняться хозяйством, облегчил положение крестьян в своем имении: «ярем он барщины старинной оброком легким заменил». Но и это недолго занимает его. 

«Лишним человеком» отношения с другими людьми  воспринимаются как что-то скучное. Особенность такого человека – неспособность завязывать долгосрочные отношения, потому что они надоедают ему так же, как и любое занятие.

Он не хочет общаться с соседями, которые могут разговаривать только «о сенокосе и вине, о псарне и своей родне». Онегин предпочитает одиночество.

За это Евгений получает от помещиков нелестную характеристику: «Сосед наш неуч; сумасбродит; он фармазон…».  

Трагически заканчивается и дружба Евгения с Ленским.

Источник: https://neznaika.info/check/lit-write/1695.html

Сочинение на 5.Ру

Евгений Онегин – «лишний» человек. Но так ли это? Я постараюсь доказать это утверждение в моём сочинении.
Следует отметить, что именно Пушкин стал основоположником образа «лишнего человека».

Ведь в тот период, когда происходит действие романа (а именно в 20-ые годы XIX века) складывается тип «непонятой личности», которая отвергает весь мир и переживает внутреннюю драму. Таковой личностью и является Онегин.<\p>

Будучи дворянином, он получил типичное для тех лет домашнее образование под присмотром французского гувернёра.

Его знания не были по-настоящему глубокими, но он умел правильно вести себя в свете, являясь представителем аристократии. Онегин способен блистать в знатной среде того века, демонстрируя знание моды, хороший вкус и утончённые манеры. Героя поначалу привлекали увеселения «сливок общества», он охотно посещал балы, театры и участвовал в любовных приключениях.

В общем, был обычнейшим молодым повесой. Но потом Евгений осознаёт, что такой образ жизни ему невыносимо надоел. С одной стороны, он следует законам общества того времени, отдаёт дань моде, а с другой – «ему наскучил света шум». Герой пытается начать писать, но из-за отсутствия желания трудиться он вскоре бросает это занятие.

У него просто нет настоящей цели в жизни, из-за этого персонаж тяготится одиночеством и скукой. Всё, написанное выше, является ярчайшим примером того, что Евгений лишний в светской среде. И он, гонимый смертной скукой, отправляется в деревню, благо подвернулся случай в виде больного дяди.

В деревне Онегин пытается заняться хозяйством, изменить что-то в жизни крестьян, но и это ему скоро надоедает. Ведь он «увидел ясно, что и в деревне скука та же». Выходит, что и здесь наш герой – лишний человек. Ему невыносимо скучны разговоры местных помещиков, и он находит утешение лишь в общении с Ленским.

Ещё хочу сказать немного о дружбе с Ленским, подтверждая, что и в ней Онегин лишний. Ведь он не умеет искренне дружить, ибо слишком эгоистичен. Он готов презреть дружбу ради собственной выгоды. Это видно из того, что герой застрелил своего «друга» на дуэли.

Ведь он был в состоянии её предотвратить, но испугался общественного мнения! Да и сам повод был, по сути, совершенно ничтожен, но зачинщиком являлся Онегин. Он разозлился, что Ленский поставил его в неловкое положение, пригласив на праздник.

Решая отомстить, герой ухаживает за Ольгой, сестрой Татьяны, в которую влюблён Ленский. С этого и начинается ссора, закончившаяся, как мы знаем, плачевно.

Потом появляется Татьяна Ларина с её любовью к Евгению. Он же отвергает её любовь, боясь потерять свою свободу и видя в Татьяне простую провинциальную девушку, которая не была равна ему по социальному положению.

Но следует оговориться, что герой поступил весьма благородно, объяснив Татьяне ситуацию, и мы не имеем права судить его. Спустя много лет, Онегин вновь встречает Татьяну, которая уже больше не та наивная девица, которая пылко любила его в деревне.

Теперь она светская дама, которая имеет высокое положение в обществе из-за чина её мужа. Она знает этикет, умеет красиво одеваться, ведёт себя достаточно сдержанно и кажется нашему герою недоступной. Этот образ уже весьма притягателен для Евгения, и он страстно влюбляется в неё.

Теперь настал и его черёд чувствовать то же, что и Татьяна, когда видела в нём недоступного принца. Он пишет ей письмо, но не получает ответа, и это подвигло его на действие, которое присуще лишь горячей юности: Онегин проникает к ней в дом.

И что же он увидел? Герой встретил прежнюю Таню, которая рыдала над его письмом, но нашла в себе сила дать ему твёрдый отказ, как и он когда-то… Это является заключительным доказательством, что даже в любви к Татьяне он – лишний.

Я надеюсь, что у меня получилось доказать тезис, написанный в заглавии.

Источник: http://sochinenie-na5.ru/sochinenie-onegin-lishnij-chelovek/

Первый «лишний человек» в русской литературе (по роману «Евгений Онегин»)

Характеристики, которые Пушкин дает главному герою своего романа Евгению Онегину свидетельствуют о том, что автор относится к нему с уважением. Он неоднократно сравнивает его с собой:

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность,

Неподражательная странность

И резкий, охлажденный ум.

Я был озлоблен, он угрюм;

Страстей игру мы знали оба,

Томила жизнь обоих нас;

В обоих сердца жар угас.

Тем не менее Онегин и Пушкин — это совсем не одно и тоже. Около девяти лет, почти половину своей творческой жизни, отдал Пушкин созданию романа, вложив в него плоды «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».

При всей широте тематики романа «Евгений Онегин» — это прежде всего роман об умственной жизни и исканиях русской дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века. К созданию образа своего современника Пушкин обращался в ранних романтических произведениях, например, в «Кавказском пленнике».

Однако герой этого произведения не удовлетворил автора, так как он получился романтичным. Обстоятельства, в которых он действовал, были тепличными, прошлое его оставалось туманным, причины разочарованности — неясными.

Поэтому к мысли создать типичный образ современника Пушкин возвратился в главном произведении — романе «Евгений Онегин».

Теперь перед нами также разочарованный герой, и в этом можно увидеть связь с романтическими поэмами, однако изображен он совсем иначе: подробно описано его воспитание, образование, среда, в которой он родился и живет. Поэт не только указывает явные признаки его разочарованности, но ставит своей целью объяснить причины, ее породившие.

Понятие «лишний человек» появилось в 1850 году, когда вышел «Дневник лишнего человека» И. С. Тургенева. Однако же у Пушкина в его черновиках мелькает замечание о том, что Онегин на светском рауте «как нечто лишнее стоит», и именно Пушкин впервые в русской литературе создает образ «лишнего человека».

Читайте также:  А.с. пушкин. "борис годунов": краткое содержание

Онегин — «светский петербургский молодой человек», столичный аристократ. «Забав и роскоши дитя», он получил типичное для аристократической молодежи того времени домашнее образование и воспитание под руководством француза-гувернёра, который, «чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой…»

Онегин ведет типичную для «золотой молодежи» того времени жизнь: балы, рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. На это ушло у него восемь лет.

Но Онегин выделяется из общей массы аристократической молодежи. Пушкин отмечает его «мечтам невольную преданность, неподражательную странность и резкий, охлажденный ум», чувство чести, благородство души.

Это не могло не привести Онегина к разочарованию в жизни, в светском обществе.

Хандра и скука овладели Онегиным. Отойдя от «света пустого», он пробует заняться какой-либо полезной деятельностью. Из попытки писать ничего не вышло.

У Евгения не оказалось призвания: «зевая, за перо взялся», да и привычки к труду у него нет: «труд упорный ему был тошен». Попытка борьбы с «душевной пустотой» посредством чтения тоже оказалась безуспешной.

Книги, которые он читал, или не удовлетворяли, или оказывались созвучными его мыслям и чувствам и только укрепляли их.

И вот Онегин пытается заняться устройством жизни крестьян в имении, которое он получил в наследство от дяди:

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил…

Однако вся его деятельность помещика-хозяина этой реформой и ограничилась. Прежние настроения, хотя и несколько смягченные жизнью на лоне природы, продолжают владеть им. Он везде чувствует себя чужим и лишним и в великосветских, и в провинциальных гостиных. Ему было тяжело и несносно видеть пред собою

Одних обедов длинный ряд,

Глядеть на жизнь как на обряд

И вслед за чинною толпою

Идти, не разделяя с ней

Ни общих мнений, ни страстей.

Незаурядный ум Онегина, его свободолюбивые настроения и критическое отношение к действительности ставили его высоко над «светской чернью», особенно среди поместного барства, тем самым обрекая на полное одиночество. Порвав со светским обществом, в котором он не нашел ни высоких интересов, ни настоящих чувств, а лишь пародию на них, Онегин теряет связь с людьми.

От «душевной пустоты» не смогли спасти Онегина и такие сильные чувства, как любовь и дружба. Он отверг любовь Татьяны, так как выше всего ценил «вольность и покой», не сумел разглядеть всю глубину ее души и ее чувства.

Пресытившись любовью светских дам, Онегин разочаровался в этом чувстве. Его отношение к любви рассудочно и притворно.

Оно выдержано в духе усвоенных светских «истин», главная цель которых — обворожить и обольстить, казаться влюбленным.

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать…

И, наконец, дружба Онегина с Ленским окончилась трагически. Как бы благородный ум Онегина ни протестовал против поединка, верх все-таки взяли социальные условности, сформированные светом.

Онегин убил своего друга Ленского, так как не смог возвыситься над общественным мнением того поместного дворянства, которое он внутренне презирал.

Он испугался «шепота, хохотни глупцов», сплетен Зарецких, Петушковых, Скотининых.

И вот общественное мненье,

Пружина чести, наш кумир.

И вот на чем вертится мир!

—восклицает Пушкин.

Итог жизни Онегина безрадостен:

Дожив без цели, без трудов

До двадцати шести годов,

Томясь в бездействии досуга

Без службы, без жены, без дел,

Ничем заняться не умел…

В. Г. Белинский назвал Онегина «эгоистом поневоле», «страдающим эгоистом», потому что таковым сильную, недюжинную натуру» сделало общество. «Зло скрывается не в человеке, но в обществе», — писал критик.

Скептицизм Онегина, разочарование — это отражение общего «недуга новейших россиян», который охватил в начале века значительную часть дворянской интеллигенции.

Пушкин осуждает не столько героя, сколько светскую среду, сформировавшую его как личность.

Очевидно, что Онегины обречены на бездействие. Превращение Онегина в «лишнего человека», безусловно, было неизбежным в то время.

Он относился к той просвещенной части дворянской интеллигенции, которая избегала служить царизму, не желала быть в рядах молчалиных, но стояла и в стороне от общественной деятельности.

Несомненная заслуга Пушкина в том, что он в своем романе показал трагедию «лишних людей» и причины появления их в среде дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века.

Источник: http://vip-gdz.ru/pervy-j-lishnij-chelovek-v-russkoj-literature-po-romanu-evgenij-onegin/

Евгений Онегин — лишний или духовно ищущий человек

Евгений Онегин — «лишний» или духовно ищущий человек?

Автор: Пушкин А.С.

Знаменитый пушкинский роман в стихах не только очаровывал любителей российской словесности высоким поэтическим мастерством, но и вызывал споры по поводу тех идей, которые хотел выразить здесь автор. Не обошли эти споры и главного героя — Евгения Онегина.

К нему давно уже прикрепилось определение «лишний человек». Однако и сегодня толкуют его по-разному. И этот образ столь многогранен, что дает материал для самых различных прочтений.

Попытаемся же ответить на вопрос: в каком смысле Онегина можно считать «лишним человеком», и наличествовали ли в его жизни какие-нибудь духовные устремления?

В одном из черновиков к «Евгению Онегину» Пушкин отметил: «Герой, будь прежде человек». И его Онегин, конечно, в первую очередь человек. Никакой не лишний, а просто человек.

Представитель определенной эпохи — 1810-х годов, определенной сословной группы — петербургского светского дворянства, определенного образа жизни, когда требовалось мучительно придумывать себе занятия и развлечения, чтобы убить всепоглощающую скуку. Поэт рисует нам круг онегинских интересов:

Ученый малый,но педант:

Имел он Счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С ученым видом знатока

Хранить молчанье в важном споре,

И возбуждать улыбку дам

Огнем нежданных эпиграмм.

Он рыться не имел охоты

В хронологической пыли

Бытописания земли;

Но дней минувших анекдоты

От Ромула до наших дней

Хранил он в памяти своей.

Высокой страсти не имея

Для звуков жизни не щадить,

Не мог он ямба от хорея;

Как мы Ни бились, отличить.

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита,

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.

Бросается в глаза определенная разбросанность и поверхностность интеллектуальных запросов Евгения, тем более что особо преуспел он в воспетой Овидием Назоном «науке страсти нежной». Да и образован Онегин был не слишком систематически, не отличаясь, впрочем, в этом отношении от большинства людей своего поколения.

Как подчеркнул Пушкин: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…» Не стоит, однако, слишком строго судить пушкинского героя. Хотя Онегин так и не осилил основы поэтической теории, это не помешало ему создавать острые и небесталанные эпиграммы, пользовавшиеся успехом в обществе.

А интерес к передовым для того времени работам английского политэконома Адама Смита свидетельствует о стремлении молодого человека к практическим знаниям, которые он потом пытается применить на практике. Вспомним, как Онегин в своем имении «ярем… барщины старинной оброком легким заменил, и раб судьбу благословил».

Герой явно не чужд духу времени и готов хоть в малом облегчить положение народа. Но не стоит производить его и в декабристы — политические вопросы для Онегина не столь значимы, как успехи на любовном фронте.

Содержание «Евгения Онегина» общеизвестно. Пресытившись светской жизнью, Евгений удаляется в деревню, где ему вскоре становится столь же скучно. Онегин сперва отвергает любовь Татьяны, а потом безуспешно пытается соединиться с ней.

Между делом убивает на дуэли друга, отправляется путешествовать, возвращается, вновь встречает на петербургском балу Татьяну, уже жену знакомого генерала. Объясняется ей в любви, получает признание во взаимности вместе с отказом от адюльтера. Героиня супружеский долг теперь ставит выше любовного чувства. Онегин жестоко наказан.

Но только ли светские пороки обличает в нем Пушкин? Нет, поэт сам признавал в одном из писем, что в «Евгении Онегине» и «помина нет» о сатире. А в другом письме, в октябре 1824 г.

, сообщал, что среди соседей в Михайловском пользуется «репутацией Онегина», одновременно подвержен вполне онегинскому настроению: «Я нахожусь в наилучшем, какое только можно себе представить, положении для того, чтобы окончить мой поэтический роман, но скука — холодная муза, и поэма моя совсем не подвигается…

» В письмах друзьям Пушкин не раз подчеркивал, что в «Евгении Онегине» не должно упоминаться само слово «сатирический», в частности, чтобы не мешать прохождению романа через цензуру. Однако здесь именно замысел поэта, а не боязнь цензурных рогаток, отодвинул сатирическое начало на второй план.

Онегин, в отличие от Пушкина, — не поэт. Его скука не озаряется проблесками подлинного поэтического вдохновения. Можно сказать, конечно, что Евгений — «лишний человек» в том смысле, что не выполняет никакой очевидной общественно полезной функции, не востребован обществом.

Пушкин знал, что в таком же положении мог бы оказаться и сам, подобно многим товарищам по Петербургу, не обладай он Божьим даром творчества. Однако ведь Онегин все время чего-то ищет, им владеет «охота к перемене мест».

Вот Евгений вернулся из своих странствий, и автор задается вопросом:

Все тот же ль он,иль усмирился?

Иль корчит так же чудака?

Скажите,чем он возвратился?

Что нам представит он пока?

Чем ныне явится?

Мельмотом,

Космополитом,патриотом,

Гарольдом, квакером ,ханжой,

Иль маской щегольнет иной,

Иль просто будет добрый малый,

Как вы да я, как целый свет?

У Онегина в романе много масок, и многим он приносит зло, нелепо убивая Ленского и делая в конечном счете несчастной Татьяну, но в сущности, как намекает Пушкин, он в душе человек добрый и осознанно никому вреда не причиняет.

Что же движет Онегиным? Думаю, по большому счету, — стремлением духовной свободе, к «свободе мечты», к недостижимому идеалу красоты. И в финале он оказывается еще более несчастным, чем покинувшая его возлюбленная.

Герой вместе с самим Пушкиным признает:

Я думал: вольность и покой —

Замена счастью.Боже мой!

Как я ошибся,как наказан!

Таков неутешительный итог духовных исканий Онегина. Но не Пушкина. Ведь в 1836 г., незадолго до смерти, Александр Сергеевич написал знаменитое: «На свете счастья нет, а есть покой и воля». Для гениального поэта творческий покой, творческая свобода могут быть высшей ценностью, тогда как для простого смертного вроде Евгения таковой все-таки остается счастье.

Источник: https://botanim.ru/content/evgenij-onegin—lishnij-ili-duxovno-ishhushhij-ch-477.html

Сочинение на тему Лишний человек в романе Евгений Онегин, Пушкин читать бесплатно

­Лишний человек

А. С. Пушкин — самое значимое имя в истории русской литературе. До него никто не соединял два жанра в одном произведении, а он смог создать превосходный роман в стихах «Евгений Онегин».

Написанное в первой половине 19-го века, оно прекрасно описывает быт и нравы дворянского сословия того времени. Главным героем произведения является молодой дворянин, наследник всех своих родственников и беспечный повеса Евгений Онегин.

Есть версия, что именно этот персонаж стал родоначальником всех последующих «лишних людей» в русской литературе.

Читайте также:  Детство татьяны лариной в романе пушкина "евгений онегин"

Несмотря на то, что он был хорошо воспитан и в меру образован, жизнь Онегина была сплошным праздником и никакого труда:

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно…

Герой был вхож в светское общество, умел грамотно вести беседу, был последователем моды и читал современную литературу. Однако единственное, в чем он добился совершенства, это «наука страсти нежной».

Онегин много гулял, посещал все балы и светские рауты, приходил домой под утро и так изо дня в день. Как отмечает сам автор, он жил «без цели, без труда».

Он не видел никакого смысла в своем существовании, а просто бесцельно прожигал свою жизнь.

Так продолжалось до тех пор, пока он не уехал в деревню, где покойный дядюшка оставил ему в наследство большое имение и целый двор крестьян.

Несмотря на его скептическое отношение к жизни, были в Онегине и положительные черты. Например, он хорошо относился к крестьянам и дабы облегчить им участь, заменил барщину оброком.

После таких нововведений соседи стали называть его «опаснейшим чудаком».

Вскоре в деревню из Германии приехал еще один молодой дворянин, читающий современную литературу и имеющий хорошее образование. Ленский быстро подружился с Онегиным, несмотря на разницу в характерах и мировоззрении. Это был полный антипод главного героя.

Романтичный, открытый, чувствительный Ленский видит высшее предназначение каждого на земле и верит в настоящую любовь. В противовес ему Онегин не знал и не знает любви.

Ему так наскучили жеманные столичные барышни, что он просто устал лицемерить и отказался от всяческих отношений.

На мой взгляд, этот герой чувствует себя лишним в сложившемся к началу 19-го века обществе. Он сторонится соседей-помещиков, не хочет заводить серьезные отношения с дамами, не строит планов на будущее.

Таким образом, единственным человеком, с которым он хоть время от времени общается, становится Ленский. Но и эта дружба к хорошему не приводит.

Впоследствии между ними завязывается конфликт и Ленский умирает во время дуэли от руки друга.

Другой человек, который чувствует себя лишним в обществе, это Татьяна:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Она могла бы стать верной спутницей Онегина и озарить собой его жизненный путь. Ведь, в отличие от него, она умела любить и не отрицала этого чувства. Но так как герой выбрал оставаться эгоистом и закоренелым холостяком, он отказал ей во взаимности, о чем потом сильно жалел.

Все изменилось со смертью Ленского. Этот несчастный случай заставил Онегина пересмотреть взгляды на жизнь.

Возможно, со временем он даже смог найти свое счастье, но мы его видим только в рамках пушкинского романа, где он до конца так и остается «лишним человеком», не находящим применения своему уму и способностям.

см. также:
Другие сочинения по произведению Евгений Онегин, Пушкин

Характеристики главных героев произведения Евгений Онегин, Пушкин

Краткое содержание Евгений Онегин, Пушкин

Краткая биография Александра Пушкина

Источник: http://www.sdamna5.ru/lishny_chelovek_onegin

Онегин – лишний человек?

Публикуя цикл сочинений, по объему и формату соответствующих требованиям учебной программы, мы стремимся помочь школьникам. Помещённые на сайте сочинения могут послужить образцом для самостоятельного написания работ.

Дорогие ребята! По вашему заказу мы готовы написать сочинение по русскому языку на любую тему.

Евгений Онегин – это герой, образ которого, как ни старайся, истолковать бесспорно и однозначно не получится. Сколько ни перечитывай роман, всякий раз, подвергая критике сделанные ранее собственные и чужие наблюдения и выводы, будешь открывать новые грани этого дивного характера.

Рассказывая об Онегине, Пушкин создал загадочный — во многом автобиографический — образ, который до сих пор трактуется читателем неоднозначно. Одни Онегина жалеют, другие по прочтению романа испытывают к нему острую неприязнь, третьи осуждают, видя в нем недалекого и ленивого человека. Так же относились современники и к автору…

Даже в стане критиков не наблюдается единодушия. Виссарион Белинский присвоил Онегину статус «страдающего эгоиста», а современная критика считает, что именно Пушкин (а не Тургенев) создал в русской литературе образ лишнего человек. После смерти поэта его дело продолжит другой молодой гений, М.Ю. Лермонтов, который пишет о Печорине – мучительно и безысходно страдающем герое своего времени.

Так почему же Онегин – лишний человек? Как отдалился он от той среды, которая его породила? Почему не приживается в обществе?

Он рожден хоть и в небогатом, но благородном семействе, глава которого служил честно отечеству и государю, но тратил денег много и без счета, что его и погубило.

Сам Евгений рос в довольстве под опекой няньки и не слишком досаждавших науками учителей.

Повзрослев, он приобрел все лучшие качества светского бездельника, наделенного недюжинным умом — но умом непонятным, невостребованным, острым и немножко пугающим.

Онегин был по мненью многих (Судей решительных и строгих) Ученый малый, но педант: Имел он счастливый талант Без принужденья в разговоре Коснуться до всего слегка, С ученым видом знатока Хранить молчанье в важном споре И возбуждать улыбку дам

Огнем нежданных эпиграмм.

В этом обществе приложение ума если и требуется, так только для интриг да любовных приключений, а потому «в науке страсти нежной» Евгений необычайно преуспел. Однако он наделен живой, ищущей натурой, а потому неудивительно, что к пустым великосветским развлечениям и забавам герой быстро потерял интерес.

Главный персонаж стихотворного романа сложен не только из недостатков. Ему свойственна мечтательность, нежелание подражать, холодность ума и обостренное чувство чести. Отойдя от путоты и суетности светского общества, Онегин пытается добавить своей жизни смысла. Он начинает читать, берётся за перо, но не из необходимости, а от скуки. Неудивительно, что эти потуги терпят фиаско.

Испытывая отвращение к праздной столичной жизни, Онегин без сомнений отрекается от света, легко расстается с Петербургом и отправляется в деревню.

Здесь он показывает себя барином-реформатором, пытается управлять доставшимся ему от дяди имением, однако получается у него лишь замена барщины оброком.

Вырвавшись из омута светской скуки, он погружается в болото сельской тоски. Здесь, в деревне, он снова оказывается чужим.

Судьба дарит Онегину подарок: у него появляется возможность познать истинную любовь и настоящую дружбу. Против читательских ожиданий, Онегин оказывается неготовым к таким изменениям собственного отношения к жизни. В любви привык он

… лицемерить, Таить надежду, ревновать, Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать.

Онегин по привычке (к явной душевной близорукости) играет с чувствами Татьяны и Ленского, но развлечение оборачивается трагедией. Результатом жестокой забавы становится дуэль и убийство.

Эгоизм и показная душевная черствость ставит Онегина в оппозицию к сельскому обществу. Отныне он обречен на одиночество. Он мог бы иметь друга, если бы знал и верил, что дружба существует. Он мог бы любить и был бы любимым, если бы верил в это великое чувство.

Онегин жестоко наказан самой жизнью за своей эгоизм, за свою душевную и духовную ущербность. Спустя время, судьба снова сводит его с Татьяной, и теперь уже его захлёстывает любовь.

Он падает к ногам Татьяны, но она уже не та девочка, горячий пыл которой он охлаждал холодом небрежения и равнодушия. Теперь она отплачивает ему той же монетой.

Она прежняя, а потому от Татьяны и не приходится ждать другого, кроме

«…Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана;

Я буду век ему верна».

Однако изменился ли Евгений, познав любовь? Одной строчки из его письма к Татьяне понятно, что он все тот же эгоист.

«Когда б вы знали, как ужасно
Томиться жаждою любви…»

Он смеет такое писать Татьяне, которая совсем недавно с подростковым пылом признавалась ему в своих чувствах! Татьяна имела полное право наказать Евгения, но она отказывает ему во взаимности не из жажды мщения, а лишь потому, что понимает: человек этот стоит немногого. Татьяна знает: Онегина — не переделать…

Мне Онегина всей душой жаль, как и всех главных героев романа.

Мне грустно думать о гибели романтика Ленского, о судьбе Ольги, которая лишь на чуточку разминулась со своим счастьем, и конечно же, о Татьяне, которая осталась с нелюбимым, хотя могла поступить иначе.

Онегин же оказался на обочине жизни. Он уже не вернется в свет, потому узнал настоящую жизнь. Однако и мир, где царила искренняя любовь дружба, он тоже разрушил.

Онегин – настоящий лишний человек, и в этом трагедия этого человека.

Источник: http://sevorop.ru/onegin-lishniy-chelovek/

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «Евгений Онегин – лишний человек»

       Термин «лишний человек»  в русской литературе обозначает героя, который наделен определенными способностями, имеет огромный потенциал для развития, но не может реализовать себя в тех условиях, в которых он находится. Это приводит к цинизму и разочарованности в жизни. Утомление светской жизнью и развлечениями заставляют такого героя испытывать ощущение неприкаянности и раздражения.

       Герой романа А.С. Пушкина, Евгений Онегин, является одним из первых и ярчайших представителей «лишних людей» в русской литературе. Это становится очевидным во время прочтения романа. Он воспитывается в традициях дворянских семей. Вначале за ним «ходит» мадам, позже ее сменяет французский учитель, который не желает истязать ребенка знаниями и не особо усердствует в его обучении. 

       Результатом подобной системы воспитания становятся молодые франты, которые начисто лишены любви к труду и способности испытывать глубокие чувства. Достоинствами Онегина считается его талант непринужденно вести светские беседы, демонстрировать свои манеры и танцевальные способности.

Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно; Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил.

       Самым главным талантом Евгения становится «наука страсти нежной». Он с удовольствием предается любовной игре, при этом легко обманывая и лицемеря. Истинные чувства этого молодого человека никогда не выходят на поверхность.

       Рестораны, балы, театры, любовные интриги, — все это быстро наскучивает герою, порождая в нем циничное отношение к миру и утомление от жизни. Пытаясь скрыться от этого разочарования, он уезжает в «глушь». И там встречает Татьяну.

Онегин, несмотря на его воспитание и образ жизни, все же не является совершенно бездарным и пустым человеком. Именно это помогает ему сразу выделить Татьяну как удивительную и неординарную девушку. Но она не смогла пробиться сквозь его цинизм, ее любовь осталась безответной.

Однако он проявил благородство, не воспользовавшись неопытностью юной девушки, и дал ей суровую отповедь. 

       Глубина и неоднозначность образа Онегина проявляются через его дружеские взаимоотношения с романтичным юношей, поэтом Владимиром Ленским. Несмотря на разность натур, они становятся близкими друзьями. Именно поэтому роковая дуэль после нелепой ссоры кажется Онегину глупой и ненужной, но он, поддавшись страху общественного порицания, не находит в себе сил на примирение.

       Новая встреча с повзрослевшей Татьяной рождает в душе Онегина невиданные ранее чувства, но отказ женщины уничтожает его.

       Изначально Евгений Онегин обладает большим потенциалом, который мог бы реализоваться при правильном воспитании. Но, к сожалению, он стал рабом общества, это сделало его «лишним человеком» и принесло страдания многим людям.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/600-sochinenie-na-temu-evgenij-onegin-lishnij-chelovek.html

Евгений Онегин – «лишний человек» (по одноименному роману А

…Но силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла.

Читайте также:  Кюхельбекер вильгельм карлович

Онегин, дворянин по происхождению, получил типичное для того времени домашнее воспитание и образование. Его обучал французский гувернер, который, «чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой, слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил».

Такое образование было весьма поверхностным и бессистемным, но талант Евгения «без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка» позволял ему в глазах окружающих выглядеть просвещенным человеком. Поэтому Онегина охотно принимали в свете, считая, что «он умен и очень мил».

Воспитание, полученное Онегиным, определило его отношение к труду. Он не умеет и не хочет работать, «труд упорный ему… тошен».

Но зато он может блистать в свете, демонстрируя там утонченные манеры, знание моды, отменный вкус.

В соответствии с условностями светского общества Онегину не свойственна искренность, он умеет скрывать свои чувства:

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать.

В Петербурге Онегин ведет типичный для столичной аристократии образ жизни: рестораны, балы, театры, любовные приключения. Такая жизнь однообразна и пуста. Постепенно «…ему наскучил света шум…измены утомить успели; друзья и дружба надоели…».

Бесцельное, праздное существование приводит Онегина к разочарованию в жизни. Ему становится скучно повсюду, он испытывает презрение к светскому обществу.

Стремясь отгородиться от этого общества, Онегин уединяется. «Томясь душевной пустотой», он пытается заняться чем-нибудь полезным и таким образом удовлетворить свои духовные потребности.

Сначала он делает попытку писать, но отсутствие желания трудиться приводит к тому, что «ничего не вышло из пера его». Чтение книг также не приносит удовлетворения, потому что в них он видит ту самую жизнь, из которой хотел бы вырваться:

…Там скука, там обман иль бред;

В том совести, в том смысла нет…

Приехав в деревню, Онегин попробовал заняться хозяйством, облегчил положение крестьян в своем имении: «ярем он барщины старинной оброком легким заменил». Но и это недолго занимает его.

Евгений Онегин представлен Пушкиным как человек сложный, с противоречивым характером.

Обстановка и воспитание сделали главного героя эгоистом, думающим только о себе, о своих желаниях и удовольствиях.

Он не обращает внимания на чувства и страдания других людей, способен легко обидеть человека и даже не заметить этого. Онегин отвергает любовь Татьяны, просто боясь потерять свою «постылую свободу».

А эгоистичное желание досадить своему другу приводит к убийству Ленского на дуэли.

Но Евгений Онегин – не отрицательный герой. У него много положительных качеств.

Пушкину нравится «…мечтам невольная преданность, неподражательная странность и резкий, охлажденный ум». К сожалению, этот ум не востребован обществом.

Онегин не лишен благородства. Он честен по отношению к Татьяне, не желает воспользоваться ее неопытностью.

Евгений – наблюдательный человек и тонкий психолог. При первой же встрече он оценил Татьяну, выделил ее среди других женщин. Несмотря на «взаимную разноту», он сблизился лишь с романтичным, восторженным, мечтательным Владимиром Ленским, так как увидел в нем близкое для себя неприятие окружающего мира.

Противоречивость характера Онегина определяет его отношение к окружающим людям.

Болезнь дяди привела Евгения в среду поместного дворянства. Но он не хочет поддерживать отношения с ограниченными соседями-помещиками, которые могут разговаривать только «о сенокосе и вине, о псарне и своей родне». Он предпочитает одиночество. За это Евгений получает от помещиков нелестную характеристику: «Сосед наш неуч; сумасбродит; он фармазон…».

Встреча Онегина с Татьяной Лариной могла бы изменить его жизнь, наполнить ее смыслом. Искренняя, глубокая любовь Татьяны поразила Евгения.

Однако эгоизм и желание избежать сильных эмоциональных переживаний заставило его отвергнуть эту любовь. Онегин убеждает Татьяну, что не создан для размеренной и однообразной семейной жизни.

Только через несколько лет, вновь встретившись с Татьяной, Онегин понимает, что «счастье было так возможно».

Трагически заканчивается и дружба Евгения с Ленским. Из-за глупой размолвки Онегин убивает друга на дуэли, не найдя в себе сил подняться выше предрассудков того общества, которое сам же и презирает. Не в силах оставаться там, где совершено преступление, мучаясь угрызениями совести, Онегин покидает свое поместье.

Он вынужден метаться по свету, везде лишний, не находящий применения своим недюжинным способностям и уму, страдающий от своей ненужности. И в этом заключается трагичность образа Онегина. Крушение надежд на счастье, трагедия личной жизни – это расплата за бесцельно прожитую жизнь, за неспособность выступить против условностей того общества, которое он осуждает.

107083 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Евгений Онегин / Евгений Онегин – «лишний человек» (по одноименному роману А.С. Пушкина)

Смотрите также по произведению «Евгений Онегин»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Источник: http://rus-poetry.ru/evgenij-onegin-lishnij-chelovek-po/

Евгении онегин — образ «лишнего человека»

Евгении онегин — образ «лишнего человека»

Роман «Евгений Онегин» создавался Пушкиным в течение восьми лет (с 1823 по 1831). Если первые главы романа бьши написаны молодым поэтом, почти юношей, то заключительные главы писал уже человек с немалым жизненным опытом.

Главный герой — Евгений Онегин — так же, как и сам поэт, взрослеет, умнеет, набирается жизненного опыта, теряет друзей, заблуждается, страдает. Как же показаны этапы жизни героя в произведении? Названием романа -Пушкин подчеркивает центральное положение Онегина среди других героев произведения.

Онегин — светский молодой человек, столичный аристократ, получивший типичное для того времени воспитание под руководством гувернера-француза. Он ведет образ жизни «золотой молодежи»: балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров.

Хотя Онегин и учился «чему-нибудь и как-нибудь», он все же имеет достаточно высокий уровень культуры, отличаясь в этом отношении от большинства дворян. Пушкинский герой — порождение общества, но вместе с тем он и чужд ему.

Благородство души, «резкий охлажденный ум» выделяют его из среды аристократической молодежи, постепенно приводят к разочарованию в жизни и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой: «Нет, рано чувства в нем остыли. Ему наскучил света шум…».

Пустота жизни мучает Онегина, им овладевает хандра, скука, и он покидает светское общество, пробуя заняться общественнопо-лезной деятельностью. Барское воспитание,

199

отсутствие привычки к труду («труд упорный ему был тошен») сыграли свою роль, и Онегин не доводит до конца ни одного из своих начинаний, Он живет «без цели, без трудов».

В деревне Онегин ведет себя гуманно по отношению к крестьянам, но не задумывается над их судьбой, его больше мучают свои собственные настроения, ощущение пустоты жизни. Порвав со светским обществом и будучи далек от жизни народа, он теряет связь с людьми.

Евгений отвергает любовь Татьяны Лариной, одаренной, нравственно чистой девушки, не сумев разгадать глубину ее чувства, своеобразие натуры. Онегин убивает своего друга Ленского, поддавшись сословным предрассудкам, испугавшись «шепота, хохота глупцов».

В подавленном состоянии духа Евгений покидает деревню и начинает странствия по России. Это позволяет ему узнать жизнь, переоценить свое отношение к окружающей действительности, понять, сколь бесплодно растратил он свою жизнь.

Онегин возвращается в столицу и видит, что ничего не изменилось в жизни светского общества. В нем вспыхивает любовь к Татьяне — теперь уже замужней женщине. Но она отвергает любовь Онегина.

Любовью Онегина к Татьяне Пушкин подчеркивает, что его герой способен к нравственному возрождению, что это не охладевший ко всему человек, в нем еще кипят силы жизни, и это, по замыслу поэта, должно было пробудить в Онегине и стремление к общественной деятельности.

Образ Евгения Онегина открывает галерею «лишних людей» в русской литературе. Вслед за Онегиным были созданы образы Печорина, Рудина, Обломова. Все эти образы являлись художественным отражением русской действительности.

Источник: http://sochinenie.do.am/publ/skachat_besplatno/evgenii_onegin_obraz_lishnego_cheloveka/2-1-0-238

Евгений Онегин – лишний человек

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Евгений Онегин – лишний человек.

«И жить торопится и чувствовать спешит»



План.

Евгений Онегин — выразитель особенностей содержания жизни русского общества 20-х годов XIX века.Утверждение мысли о влиянии ума, уровня образованности на характер главного героя.Умение различать истинные и мнимые ценности как показатель глубины личности и способности ее к дальнейшему развитию.

Все вложено в эту книгу: ум, сердце, молодость, мудрая зрелость, минуты радости и горькие часы без сна — вся жизнь прекрасного, гениального и веселого человека. Вот почему я всегда, каждый раз с трепетом открываю ее страницы.

Кто главный герой романа «Евгений Онегин»? Ответ на этот вопрос кажется вполне ясным: конечно, тот, чьим именем назвал Пушкин свою книгу; конечно, Евгений — кто же еще? Даже Татьяна, даже Ленский играют в романе менее важную роль, а уж тем более Ольга, старики Ларины, соседи-помещики, светские денди, крестьяне…

И в школьных учебниках мы читаем: главный герой романа — Евгений Онегин, типичный молодой дворянин начала XIX века. Это, разумеется, правильно: без Онегина и

романа бы не было.

Вся первая глава, казалось бы, рассказывает об Онегине: его детстве, юности,
привычках, развлечениях, друзьях. Эпиграф к этой главе: «И жить торопится и чувствовать спешит» (князь Вяземский)- тоже про Онегина, это он «жить торопится»…

Но, если прочесть главу повнимательней, мы увидим, что в ней не один, а два героя: Онегин и Пушкин. Им не только уделено почти равное количество строф, мы узнаем о каждом из них очень много — об авторе почти столько же, сколько о герое.

Они во многом похожи, недаром Пушкин сразу скажет об Онегине: «добрый мой приятель». Но много у них и разного.

Трудно, конечно, сравнивать реально жившего великого человека с другим, созданным его фантазией, а мне все-таки каждый раз, когда я читаю роман, думается: насколько же Пушкин ярче, умнее, значительней человека, которого мы называем «типичным представителем» его эпохи!

Белинский назвал роман Пушкина «энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».На самом деле, прочтя только двадцать строф, мы уже узнали, как воспитывали молодых дворян, где они гуляли в детстве, куда ездили развлекаться, став взрослыми, что ели и что пили; какие пьесы шли в театре, кто была самая знаменитая балерина и кто самый знаменитый балетмейстер.

Теперь нам хочется знать, что покупала за границей и что вывозила за границу Россия ХIХ века. Пожалуйста: «за лес и сало» ввозились предметы роскоши: «янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза… духи в граненом хрустале» и многое другое, необходимое «для забав, … для неги модной».

Хотим узнать, как одевались молодые люди, как шутили, о чем думали и беседовали — скоро мы все это узнаем.

Пушкин подробно и точно расскажет обо всем.

Источник: https://refdb.ru/look/1267826.html

Ссылка на основную публикацию