Главные герои повести а.с. пушкина «станционный смотритель»

Характеристики главных героев произведения Станционный смотритель, Пушкин. Их образы и описание

­Характеристики главных героев произведения Станционный смотритель, Пушкин. Их образы и описание

Дуня

Дочка станционного смотрителя, всегда была всеобщей любимицей. Она всегда была умницей и красавицей, гордостью и радостью своего отца, Самсона Вырина. По словам отца, она была очень похожа на свою покойную мать, которая умерла уже очень давно. Подробнее>>>

­ Минский

Является собирательным героем. Он представляет собой не определенного человека, а тип молодого барина, который, в то время, в девятнадцатом веке, был распространен в России. Он был молод, хорош собой, по всему видно богат и, как следствие всего этого, самоуверен. Подробнее>>>

­ Самсон Вырин

Был настоящим русским человеком, гордым, спокойным, душевным, но не открывающим свою душу всем и каждому. Его главной гордостью и радостью была его дочка, Дуня, которая напоминала ему покойную жену, и оттого была еще более дорогой для него. Подробнее>>>

Рассказчик

Автор, что поведал нам эту историю. Он трижды проезжал мимо домика станционного смотрителя. В первый раз познакомился с хозяином и его дочерью Дуней, во второй раз узнал, что она сбежала с Минским, и в третий раз уже побывал на могилке Самсона Вырина и узнал о приезде Дуни на кладбище.

Лекарь

Приезжал лечить гусара Минского. После осмотра больного предписал ему покой, за что получил 25 рублей. Кроме этого, был приглашён отобедать, где они с Минским плотно поели и выпили бутылку вина. Позже признался, что он сразу понял, что гусар не болен, но побоялся об этом говорить.

Хорошо одетый молодой человек

Подобрал деньги, данные Минским Самсону Вырину и которые тот выкинул в гневе, но через минуту, всё же решил воротиться за ними.

Военный лакей

Слуга Минского, суровый мужчина. Вытолкал Самсона Вырина из передней Минского, когда тот пришёл, чтобы увидится с ним во второй раз.

Жена пивовара

Толстая женщина, которая поселилась вместе с мужем пивоваром в том же доме, где раньше жил Самсон Вырин с Дуней. Также она поведала рассказчику о смерти смотрителя и послала мальчика Ваньку показать его могилу.

Ванька

Оборванный и грязный мальчик, живущий вместе с мужем и женой пивоварами, возможно, их сын. Он показал рассказчику могилу Самсона Вырина и поведал рассказ о приезде красивой барыни, которая долго лежала у его могилы и плакала, а потом дала ему 5 копеек серебром.

­

см. также:
Краткое содержание Станционный смотритель, Пушкин

Сочинения по произведению Станционный смотритель, Пушкин

Краткая биография Александра Пушкина

Характеристики героев и персонажей других литературных произведений

Источник: http://www.sdamna5.ru/stantsionny_harakteristiki

Главным героем повести Пушкина «Станционный смотритель» является Самсон Вырин

Автор, описывая трагическую жизнь этого человека, сумел вызвать у читателей сочувствие и сопереживание к простому человеку. Вот история, описанная в повести. У бедного станционного смотрителя растет красавица дочка Дуня. Она нравилась всем, кто останавливался на станции, была всегда весела и приветлива.

Однажды один проезжий гусар ночевал на станции. Наутро он сказался больным и остался еще на несколько дней. Все это время Дуня ухаживала за ним, подавала питье. Когда гусар выздоровел и собрался уезжать, Дуня решила посетить церковь.

Гусар предложил ее подвезти. Самсон сам разрешил дочке ехать с молодым человеком, сказав: «Ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест, прокатись-ка до церкви». Дуня уехала и больше не вернулась.

Самсон понял, что гусар увез ее с собой, да и болезнь его была ложная, он притворялся, лишь бы подольше остаться на станции. Бедный старик слег от горя, а как только оправился, поехал в Петербург икать дочь. Он нашел гусара Минского, проследил за ним и ворвался в комнату к Дуне.

Та была в красивом платье, в богато обставленных покоях. Старик просит Минского отпустить с ним Дуню, но тот выгнал его, приказав больше никогда не появляться. Вернувшись на станцию, Самсон только и думал о том, что гусар погубит его дочь, натешится и выгонит ее на улицу, а там она совсем пропадет.

С горя он начал пить и вскорости умер. Пытаясь ответить на вопрос, кто же виноват в его гибели, мы находим ответ в самой повести. В начале повествования рассказчик, попав в дом Вырина, рассматривает висящие на стене картинки. Они рассказывают об истории блудного сына.

Сначала мы думаем, что они символизируют жизненный путь Дуни. Но, дочитав до конца, понимаем, что картинки созвучны с жизнью Самсона Вырина. Картинка, где сын уходит из дому, говорит о том, что Самсон «уходит» от дочери. Он не верит в ее счастье, подозревает, что гусар обманет ее.

Он не способен представить, что Минский женится на Дуне. На второй картинке сын окружен ложными друзьями. Так и Самсона обманул доктор, который приходил лечить якобы заболевшего гусара. Доктор подтвердил болезнь, побоялся рассказать Вырину правду.

А сам он поверил ему, не догадываясь, что доктор сговорился с Минским. На третьей картинке изображен скитающийся сын, пасущий свиней. Так и Вырин, оставшись без дочери, начал пить от тоски, превращаясь из бодрого мужчины в старика. Последняя картинка говорит о «возвращении» отца к дочери после смерти.

Дуня приехала навестить отца и нашла его на кладбище. А ведь Минский женился на ней, у них родились дети, жили они в достатке и любви. Так Самсон Вырин оказался сам виноват в своей нелегкой судьбе. Не веря в счастье дочери, он изводил себя мыслями о ее падении.

Воспоминания о Дуне вызывали в нем боль и горечь, он корил себя, что сам разрешил ей поехать с гусаром в церковь. Запив с горя, он пришел к плачевному концу. А мог бы общаться и с дочерью, и с мужем ее, и с внуками. Так автор, сочувствуя переживаниям старика, дает понять читателям, что осуждает ограниченность мыслей «маленького человека», не способного верить и надеяться на лучшее.

Но при этом Пушкин не презирает Вырина, а пытается понять природу этих самых мыслей. «Станционный смотритель» — одна из повестей, вошедших в известное произведение А. С.

Пушкина «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».

В «Станционном смотрителе» автор знакомит нас с тяжелой, безрадостной жизнью простых людей, а именно — станционных смотрителей, во времена крепостного права.

Пушкин обращает внимание читателя на то, что во внешне бестолковом и бесхитростном исполнении своих обязанностей этими людьми кроется нелегкий, часто неблагодарный труд, полный хлопот и забот.

Что только не ставят в вину станционному смотрителю? «Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель…».

Мало кто из проезжающих принимает станционных смотрителей за людей, больше за «извергов рода человеческого», а ведь «сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые».

Мало кто из проезжающих интересуется жизнью станционных смотрителей, а ведь, как правило, у каждого из них — непростая судьба, в которой с избытком хватает слез, страданий и горя.

Жизнь Самсона Вырина ничем не отличалась от жизни таких же, как и он, станционных смотрителей, которые, чтобы иметь самое необходимое для содержания своей семьи, готовы были молча выслушивать и так же молча сносить бесконечные оскорбления и упреки в свой адрес. Правда, семья у Самсона Вырина была небольшой: он да красавица дочка.

Жена Самсона умерла. Ради Дуни (так звали дочь) и жил Самсон. В четырнадцать лет Дуня была настоящей помощницей отцу: в доме прибрать, приготовить обед, прислужить проезжему, — на все она была мастерица, все у нее в руках спорилось. Глядя на Дунину красоту, добрее и милостивее становились даже те, кто грубое обращение со станционными смотрителями взял себе за правило.

В первое наше знакомство с Самсоном Выриным он выглядел «свежим и бодрым». Несмотря на нелегкую работу и зачастую грубое и несправедливое обращение с ним проезжающих — неозлобленного и общительного. Однако как может изменить человека горе!

Всего через несколько лет автор, встретившись с Самсоном, видит перед собой старца, неухоженного, склонного к пьянству, тускло прозябающего в заброшенном, неубранном своем жилище. Его Дуня, его надежда, та, что давала силы жить, уехала с малознакомым гусаром.

Причем не с отцовского благословения, как это принято у честных людей, а тайком. Самсону было страшно подумать, что его милое дитя, его Дуня, которую он как мог оберегал от всяких опасностей, так поступила с ним и, главное, с собой — стала не женой, а любовницей.

Пушкин сочувствует своему герою и относится к нему с уважением: честь для Самсона превыше всего, превыше богатства и денег. Не один раз судьба била этого человека, но ничто не заставило его так опуститься, так перестать любить жизнь, как поступок горячо любимой дочери. Материальная бедность для Самсона ничто по сравнению с опустошенностью души.

На стене в доме Самсона Вырина висели картинки с изображением истории блудного сына. Дочь смотрителя повторила поступок героя библейской легенды. И, скорее всего, как и отец блудного сына, изображенного на картинках, станционный смотритель ждал свою дочь, готовый к прощению.

Но Дуня не возвращалась. А отец не находил себе места от отчаяния, зная, чем зачастую заканчиваются подобные истории: «Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу, вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы…

» Ничем хорошим не закончилась и попытка станционного смотрителя вернуть дочь домой. После этого, запив от отчаяния и горя еще больше, Самсон Вырин умер.

В образе этого человека Пушкин показал безрадостную, наполненную бедами и унижениями жизнь простых людей, самоотверженных тружеников, которых норовит обидеть каждый прохожий и проезжий.

А ведь зачастую такие простые люди, как станционный смотритель Самсон Вырин, — пример честности и высоких моральных устоев.

Источник: http://www.slavkrug.org/glavnym-geroem-povesti-pushkina-stancionnyj-smotritel-yavlyaetsya-samson-vyrin/

Жанр повести Станционный смотритель Пушкина

Произведение включено в цикл пушкинского творения «Повести Белкина» и, по мнению самого писателя, написано в жанре сентиментальной повести.

В литературном понимании значение жанра повести заключается в отношении повествователя к изображаемым событиям и происходит от древнерусского глагола «ведать», выражающее в авторских рассказах лично увиденное либо услышанное.

Сюжетная композиция произведений в жанре повести сосредотачивается вокруг многочисленных событий, происходящих с главным героем, раскрывая его личную характеристику и рассказывая о жизненном пути. Данной особенностью повесть отличается от рассказов или новелл, ключевым значением которых является, как правило, один описываемый жизненный факт.

В рассматриваемой повести описывается последовательность событийности жизни главного героя, отличающаяся злободневной реальностью.

  Тематическое содержание повести обладает многогранностью и разнообразием, выражающимися в основной любовной теме произведения, а также в проблематике нравственных отношений, роли маленького человека в обществе, взаимоотношениях классовых сословий, столкновения интересов родителей и детей, вечного поиска счастливой человеческой жизни.

В образе главного героя повести, описанным писателем емко и реалистично, изображается представитель маленьких людей, имеющих огромный диапазон чувств и обладающих истинной честью и достоинством, смирившихся с несчастной судьбой, беспощадно расправившейся с маленьким человеком.

Повествование в повести ведется от лица стороннего рассказчика, наблюдающего за происходящими событиями со слов их участников.

Во вступлении описывается профессия станционного смотрителя, а затем начинается изложение основной части повести, знакомящей читателей с ключевыми персонажами. Финал произведения состоит в трагической развязке эпилога повести, в которой главный герой умирает.

Вкрадчивая сентиментальность и суровая реалистичность талантливо сочетаются в повести, выстроившись в соответствии с общепринятым литературным каноном.

Писатель использует в произведении различные художественные приемы, изображая героев повести в идеалистическом образе, созданном в дидактической цели, сменяя сюжет произведения бытовой реальной картинкой с описанием радостных и горестных жизненных событий, раскрывая основной смысл повести, состоящий в духовном несоответствии отца и дочери.  Автор применяет в качестве изображения нравоучительный риторический язык, отличающийся манерностью и в то же время бесхитростным сентиментальным повествованием.

Читайте также:  Кюхельбекер вильгельм карлович

Анализируя содержание произведения отчетливо проявляется понимание случившейся драматической разлуки близких людей, заключающейся в неотвратимых проблемах классового различия существующего общества. Символичность повествованию придает картина, изображающая возвращение блудного сына, являющаяся воплощением евангелистской притчи.

Вариант 2

Произведение знаменовало собой переломный момент в развитии русской литературы. Пушкин обратился к жизненным реалиям, отвергнув господствовавший до этого нравоучительный тон.

Повесть, как и большое количество произведений от отнесенных к классике до откровенно бульварных, построена вокруг соблазнения девушки богатым человеком. Однако Пушкин, судя по всему, намеренно избежал описания душевных коллизий и изложения душещипательных разговоров, выбрав в качестве формы изложения рассказ отца девушки, станционного смотрителя.

Автор не хотел прибегать к обморокам и слезам героини, предпочтя горький рассказ старого человека. На это же указывает и его профессия, не способствовавшая овладению изысканными выражениями и салонным стилем. Язык, которым пользуется писатель близок к используемому в обычной жизни.

Это обстоятельство должно создавать у читателя ощущение реальности происходящего.

Введение в повествование встречи рассказчика, дающее возможность дать описание обстановки почтовой станции, служит той же цели. Обстановка эта одновременно и знакома читателям и не относится к миру, к которому они принадлежат.

Как и в предшествующих, написанных в жанре сентиментализма, повестях и романах, Пушкин делает одним из действующих лиц  молодого офицера – представителя привилегированного сословия. Однако, если по канонам, господствующим раньше произведение заканчивалось печально для соблазнителя или его жертвы, то в данном случае все иначе.

О судьбе офицера, увезшего Дуню и прогнавшего ее отца, не говорится вообще ничего. Для девушки все кончилось хорошо – соблазнитель женился на ней.

Пострадал лишь отец Дуни. Пушкин, как и многие писатели после него, поднял тему «маленького человека». Не случайно автор специально говорит о нелегкой доле станционного смотрителя, который лишь формально относится к государственным служащим, но также бесправен, как и большинство народа.

Незащищенность человека из низов подчеркивается и тем, что ротмистр Минский просто выгнал смотрителя, ему не пришлось прибегать к использованию своих связей и привилегий. Сцена эта также не является надуманной, так как многие проезжающие именно таким же образом обращались с нижестоящими.

Жанр произведения можно определить, как повесть в стиле реализма. Внесение в  нее любовного элемента должно было не только заинтересовать читателей. В большей степени, целью этого было показать несчастие простого человека, претерпевшего не просто привычный произвол и пренебрежение, но потерю самого дорогого для него

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/pushkin/zhanr-povesti-stancionnyj-smotritel

Самсон Вырин. Характеристика главного героя и краткое содержание повести «Станционный смотритель» :

Судьба обычного человека, ничем не выделяющегося, с его горестями и радостями, издавна волновала многих творческих людей. С холстов художников на мир покорно и смиренно взирали посадские люди. То же самое касалось и литературы: смирение, покорность и безысходность простого народа воспринимались как нечто само собой разумеющееся.

Предпосылки создания персонажа по имени Самсон Вырин

Характеристика творчества начала XIX века свидетельствует о том, что романтизм как течение охватил прозу и поэзию, музыку и живопись. Писатели и поэты — люди образованные и в большинстве своем представители аристократии и дворянства — понимали, что романтические сюжеты, избитые характеры и образы далеки от суровой реальности. Необходимы перемены.

Беспросветный быт, доходящая до мракобесия суеверность, покорность, раболепство и смирение перед теми, кто выше по положению — это все оставалось за пределами творчества. В начале XIX века страну захлестнула идеология, отстаивающая право на жизнь и свободу каждого человека. Естественно, это не могло не сказаться на искусстве того времени.

В творчестве многих поэтов, художников и писателей этой эпохи совершается переход к реализму. У его истоков стоял и А. С. Пушкин. Он — один из первых писателей России, который привлек внимание к судьбе простого, обычного, одним словом, «маленького человека».

Таковым является герой одной из «Повестей Белкина» — Самсон Вырин. Характеристика этого персонажа позволит читателю понять, что общество равнодушно к проблемам таких людей. Оно уверено, что их удел – смирение, и глупо просить «маленькому человеку» защиты у сильных.

«Повести Белкина»: реализм в творчестве Пушкина

Появление сборника повестей некого И. П. Белкина в начале тридцатых годов не предвещало ничего из рук вон выходящего. Возможно, так и случилось бы, не будь автором этих строк А. С. Пушкин, который говорил всем, что выступает лишь издателем сборника.

«Повести Белкина» ознаменовали новый этап не только в творчестве Пушкина, но и открыли дорогу новому направлению в развитии русской литературы. Имя ему – реализм. Автор заставляет посмотреть на избитые сюжеты под иным углом зрения. Это был переход к реальной жизни. От традиционных, принятых в литературе норм и приемов, к миру и человеку.

С большой любовью автор знакомит читателя со скромными персонажами, с событиями их жизни. Но перо мастера придает им глубокую значительность и открывает сокровенные тайны души. Характеристика смотрителя Самсона Вырина в «Станционном смотрителе» очень хорошо раскрывает эту тему.

«Станционный смотритель»

Повествование в произведении ведется от имени рассказчика И. П. Белкина, который вводит читателя в бесправный мир мелкого чиновничьего сословия. Несмотря на все трудности, связанные с должностью смотрителя, они люди мирные, услужливые, не сребролюбивые и общительные.

Именно таков главный герой произведения – станционный смотритель Самсон Вырин. Характеристика представителей этой профессии с первых же слов дает общее представление о нем как о человеке спокойном, терпеливом, трудолюбивом.

Однажды в Н-ской губернии Белкина застал проливной дождь, и по приезде на станцию он вынужден был переодеться и выпить горячего чаю. Смотритель, бодрый мужчина лет пятидесяти, сказал своей дочери поставить самовар. Девочка лет четырнадцати, с огромными голубыми глазами, поразила Ивана Петровича своей необыкновенной красотой.

Пока хозяева выполняли свою работу, гость осматривал их бедное, но опрятное жилище – на окнах цвела герань, за пестрой занавеской была кровать, на стенах картинки из библейской истории о блудном сыне. Короткие, но меткие фразы рассказчика позволяют узнать лучше станционного смотрителя. Самсон – отставной военный, судя по медалям, он участвовал в боевых сражениях. Вдовец.

На вопросы гостя смотритель ответил, что Дуня — его дочь, разумная и работящая, вся в мать. Отец говорил «с видом довольного самолюбия». Этим небольшим замечанием дополняется характеристика станционного смотрителя Самсона Вырина, представляя его как любящего, заботливого отца, гордого за своего ребенка, которого он воспитывал сам. Это его единственная радость и надежда.

Дуня – дочь Самсона Вырина

Вскоре Дуня, дочь смотрителя, вернулась с самоваром, гость стал разговаривать с девушкой. Маленькая кокетка быстро сообразила, что произвела на него большое впечатление, и отвечала на его вопросы безо всякой робости. За стол садиться гость один не пожелал и пригласил хозяев. За чашкой чая они беседовали, как будто знают друг друга много лет.

Лошади были давно готовы, но расставаться с хозяевами не хотелось. Наконец, собравшись, гость попросил у девушки разрешения поцеловать ее в щеку на прощание. Повидавший многое Белкин говорит, что этот поцелуй он не мог забыть очень долго.

Короткие фразы рассказчика прекрасно раскрывают образ Дуни, на которой держится все хозяйство. Внимательная девушка сразу оставила шитье, когда Минский появился впервые на станции и возвысил голос. Ласково спросила, не хочет ли он покушать. Трудолюбивая и работящая, она делает всю работу по дому, шьет сама себе платья, отцу в работе помогает.

Красавица Дуня всем нравится. И барыням, которые одаривали то платочком, то сережками. И господам, которые останавливались под предлогом пообедать, а на самом деле – полюбоваться на нее. Девушка прекрасно об этом знает. Но втайне от отца позволяет поцеловать себя малознакомому мужчине.

Трагедия Самсона Вырина

Через несколько лет Иван Петрович возвращается на ту же станцию и входит в знакомый дом. Но видит совсем иную картину, вроде попал не туда. На окнах нет цветов, вокруг небрежность и ветхость. Спавший под тулупом смотритель проснулся, и гость с трудом узнал Самсона Вырина. Три-четыре года, пока они не виделись, превратили его в хилого, седого старика.

Дочки не было нигде видно. На вопросы о ней старик отмалчивался. Расшевелил его лишь стакан пунша. И гость услышал печальную историю. Как-то раз заехал на станцию молодой офицер. Притворившись больным, несколько дней находился в доме смотрителя. Приехавший лекарь, переговорив с гостем на немецком языке, подтвердил, что тот нездоров.

В этом эпизоде раскрывается характеристика Самсона Вырина как человека доброго и доверчивого. Не замечая обмана, он уступает кровать якобы больному Минскому. Когда гусар собрался уезжать и взялся подвезти Дуню до церкви, отец сам позволил дочери поехать с ротмистром. В результате гусар увозит ее в Петербург.

Отец не находит себе места. Выпросив отпуск, он пешком отправляется на поиски дочери. Разыскав Минского, Вырин в слезах умоляет вернуть его дочь. Гусар начал уверять отца, что любит ее и никогда не оставит. Сунул в руку Самсона несколько ассигнаций и выпроводил его. Но Вырин разгневанно растоптал деньги.

Несколько дней спустя Самсон Вырин увидел проезжающие по улице дрожки Минского. От кучера узнал, что в доме, куда вошел гусар, живет Дуня. Вырин зашел в дом и увидел свою дочь, модно одетую и смотрящую неясно на ротмистра. Дуня, заметив отца, упала без памяти. Минский разгневался и вытолкал Самсона на улицу. Смотритель в глубокой печали возвращается домой.

Гусар Минский

Минский – один из главных героев произведения «Станционный смотритель». Рассказчик представил его как человека бойкого, веселого и состоятельного барина. Молодой офицер, дворянин, дает щедрые чаевые. Чтобы побыть с красавицей Дуней подольше, притворяется больным и в результате увозит Дуню из родного дома.

В Петербурге снимает ей отдельную квартиру, как того требовали приличия. Дуня любит его. Очевидно, и Минский отвечает тем же.

Убитому горем отцу говорит, что не собирается бросать его дочь, и дает ему честное слово, что она будет счастлива. Став спутницей Минского, девушка живет в роскоши, у нее своя прислуга.

И тем не менее, когда отец хочет встретиться с дочерью, ротмистр пытается избавиться от него и дает ему денег.

Через некоторое время случилось рассказчику Белкину вновь посетить эти места. Станции уже не было, а мальчик, поселившийся в доме Вырина, сказал, что Самсон уже с год как помер. Проводил гостя на могилу смотрителя и рассказал, что приезжала летом прекрасная барыня с тремя детьми. Отправилась на сельское кладбище и долго плакала на могиле.

Характер конфликта

В центре повести — «маленький человек», смотритель Самсон Вырин. Характеристика его на всем протяжении повествования представляет человека честного, порядочного, добродушного.

Охотно общается с людьми, любит соседских детей, вырезает им дудочки и угощает орехами.

Открытый и милый человек, он, тем не менее, знает свое место, смиренно выполняет свою нелегкую работу, терпит крики и толчки постояльцев.

Покорный Самсон не выносит обиды, нанесенной ему офицером и дворянином Минским.

Не примирившись с потерей дочери, он отправляется в Петербург спасать Дуню, которую, как он полагал, коварный соблазнитель скоро выкинет на улицу. Но все оказалось намного сложнее.

Гусар полюбил его дочь и даже оказался человеком совестливым. При виде обманутого отца он покраснел. И Дуня ответила молодому офицеру взаимным чувством.

Слезы негодования навернулись на глаза Самсона, когда Минский сунул ему денег. Бросил их наземь, но немного погодя вернулся, и ассигнаций уже не было. Этот эпизод позволяет увидеть не только бесправное положение Вырина, но и наблюдать невидимую схватку между дворянином Минским и «маленьким человеком».

«Притоптал каблуком» — фраза ясно показывает негодование, моральное превосходство Вырина. Но, опять же, слова «подумал» и «воротился» несколько разочаровывают читателя. Да. Не созрел еще до осознанного бунта «маленький человек».

Белкин, в следующее свое посещение, пытаясь разговорить смотрителя, наливает ему пунш, «коего вытянул он пять стаканов». Неприметные слова — «живописно» отирал слезы, «вытянул» вместо привычного «выпил» — лишний раз указывают на слабость русского мужика. Человека, привыкшего к твердой руке жестокого барина. В данном случае – любви дочери.

Ничего не добившись, убитый горем отец, уверенный в том, что дочь несчастна, после возвращения домой тихо спивается. Утрата лишила его смысла жизни. Общество равнодушно и молча взирало на него. Глупо просить маленькому, слабому человеку защиты у сильного. И умер смотритель от собственной беспомощности.

Читайте также:  Образ петра гринева в повести пушкина "капитанская дочка"

Художественное своеобразие повести

Многие поступки героев сегодня непонятны. Но во времена Пушкина они были естественны. Судя по всему, ротмистр сдержал слово. Но, по каким-то причинам, он не мог сразу жениться на девушке. В те времена женитьба грозила отставкой, а у Минского чин был немалый. Опять же, Дуня — бесприданница, возможно, его родителям это бы не понравилось.

Автор пожелал не сообщать этого читателю. Но ясно одно: каковы бы ни были причины, на их решение требовалось время. И Дуня приезжает к отцу только тогда, когда сбылась ее тайная надежда. Трое детей, кормилица, шестерка лошадей, деньги свидетельствуют о благополучном исходе этой истории. Тем не менее автор не говорит ни слова о замужестве девушки.

Автор много оставил «недосказанных» мест. Возможно, его замысел заключался не в раскрытии своих героев, не в их обличении? А в том, чтобы сосредоточить внимание читателя на «маленьком человеке». Открыть его сострадательную и чуткую душу, откликающуюся на чужую боль и несчастья.

Дуня винит себя в смерти отца. Вся в слезах, блудная дочь просит на его могиле прощения. Но уже поздно. Возможно, читатель простит Дуню, как простил ее рассказчик Белкин, который «дал мальчишке пятачок и не пожалел» ни о поездке, ни о потраченных деньгах…

Источник: https://www.syl.ru/article/303201/samson-vyirin-harakteristika-glavnogo-geroya-i-kratkoe-soderjanie-povesti-stantsionnyiy-smotritel

Сюжет и основная мысль повести Александра Пушкина «Станционный смотритель»: краткое содержание и анализ

Главная > Литература > Краткое содержание повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

В творчестве Александра Пушкина завершающим произведением принято считать «Повести Белкина».

Данный цикл включает несколько новелл, которые связаны между собой одним рассказчиком – Иваном Петровичем Белкиным.

Этот персонаж вымышленный, как писал Пушкин, перенос лихорадку и умер в 1828 году.

О судьбе повествователя читатель узнаёт, когда только начинает знакомство с циклом повестей, которые можно читать и онлайн. Автор в своём произведении выступает как издатель и в «Предисловии» рассказывает о судьбе самого рассказчика Белкина. Из печати этот пушкинский цикл повестей вышел в 1831 году. В него вошли следующие произведения:

История создания повести

Александр Пушкин работал над произведением, находясь в 1830 году в Болдино. Повесть была написана быстро, всего за несколько дней, и уже 14 сентября она была окончена. Известно, что в Болдинское имение его привели некоторые денежные вопросы, но эпидемия холеры заставила его задержаться.

В это время было написано много прекрасных и замечательных произведений, среди которых самым выдающимся является «Станционный смотритель», краткий пересказ которой можно прочитать в этой статье.

Сюжет и композиция повести

Это история о простых людях, которые переживают и минуты счастья, и трагедию в своей жизни. Сюжет повести показывает, что счастье для каждого человека своё и что оно иногда скрывается в малом и обычном.

Вся жизнь главного героя связана с философской мыслью всего цикла. В комнате Самсона Вырина находится много картинок из известной притчи о блудном сыне, которые помогают не только понять содержание всей повести, но и его идею. Он ждал, что его Дуня вернётся к нему, а девушка все не возвращалась. Отец прекрасно понимал, что его дочь не нужна тому, кто увёз её из семьи.

Повествование в произведении идёт от лица титулярного советника, который знал и Дуню, и ее отца. Всего в повести несколько основных героев:

  1. Рассказчик.
  2. Дуня.
  3. Самсон Вырин.
  4. Минский.

Рассказчик несколько раз проезжал в этих местах и пил чай в доме у смотрителя, любуясь его дочкой. По его словам, всю эту трагическую историю ему поведал сам Вырин. Завязка всей трагической истории происходит в тот момент, когда Дуня тайно убегает из дома с гусаром.

Финальная сцена произведения происходит на кладбище, где теперь покоится Самсон Вырин. Просит прощения у этой могилы и Дуня, которая теперь глубоко раскаивается.

Основная мысль повести

Александр Сергеевич Пушкин постоянно подчёркивает в своей повести: все родители мечтают о том, чтобы их дети были счастливы. Но Дуня несчастна, и её грешная любовь приносит отцу муки и переживания.

Поведение Дуни и Минского доводят Вырина до могилы.

Самсон Вырин умирает, так как он, продолжая любить свою дочь, потерял веру в то, что когда-нибудь ещё увидит её.

Дуня словно вычеркнула отца из своей жизни и эта неблагодарность и потеря смысла жизни, который заключался в дочери, приводит к такому печальному завершению истории.

Краткий пересказ повести

Каждый человек встречался со смотрителями , отправляясь в дорогу. Обычно такие люди вызывают лишь только гнев и грубость. Мало кто из тех, кто находится в дороге, почитает их, считая либо разбойниками, либо извергами.

Но если задуматься о том, какова их жизнь, вникнуть в неё, то начнёшь более снисходительно к ним относиться.

Целыми сутками им нет покоя, а некоторые раздражённые проезжающие могут и избить, срывая свою досаду и злость, которую накопили во время езды.

Жилище такого смотрителя бедное и убогое. В нём никогда не бывает покоя, так как постояльцы в ожидании лошадей проводят там время.

Только сострадание может вызывать такой смотритель, который, невзирая на погоду, ищет лошадей, пытаясь угодить всем проезжающим.

Рассказчик, который уже двадцать лет путешествует, часто бывает в таких жилищах и ему прекрасно известно, как тяжёл и неблагодарен эот нелегкий труд.

Рассказчик в 1816 году опять ехал по службе. В то время он был молод и горяч и часто ругался со станционными смотрителями.

В один из дождливых дней он остановился на одной из станции, чтобы отдохнуть с дороги и переодеться. Чай подала девушка, которая была прекрасна. В то время Дуне было 14 лет.

Привлекли внимание посетителя и картинки, которые украшали стены бедного жилища смотрителя. Это были иллюстрации из притчи о блудном сыне.

Самсон Вырин был свеж и бодр, ему уже исполнилось пятьдесят лет. Он любил свою дочь и воспитывал её вольно и свободно. Они втроём долго пили чай и весело беседовали.

Через несколько лет рассказчик вскоре снова оказался в тех же местах и решил навестить станционного смотрителя и его прелестную дочь. Но Самсона Вырина невозможно было узнать: он постарел, глубокие морщины были на его небритом лице, сгорбился.

В беседе выяснилось, что три года назад один из проезжающих, увидев Дуню, разыграл обморок и болезнь. Два дня Дуня за ним ухаживала. А в воскресенье он собрался уезжать, предложив подвести девушку к церковной обедне. Дуня на минутку задумалась, но сам отец уговорил сесть в кибитку с молодым и стройным гусаром.

Вскоре Самсон заволновался и отправился к обедне, но оказалось, что Дуня там так и не появилась. Не вернулась девушка и вечером, а пьяный ямщик рассказал, что она уехала с молодым гусаром.

Смотритель тут же слег, а когда выздоровел, тот тут же отправился в Петербург, чтобы разыскать ротмистра Минского и вернуть дочь домой.

Вскоре он оказался на приёме у гусара, но тот просто решил от него откупиться и потребовал, чтобы он больше никогда не искал встреч с дочерью, и не беспокоил её.

Но Самсон совершил ещё одну попытку и пробрался в дом, где жила Дуня. Он увидел её среди роскоши, счастливую. Но как только девушка узнала отца, то тут же упала в обморок.

Минский потребовал выставить Вырина и больше никогда не пускать его в этот дом. После этого, вернувшись домой, станционный смотритель постарел и больше никогда не беспокоил Дуню и Минского.

Эта история поразила рассказчика и не давала покоя долгие годы.

Когда через время он снова оказался в этих краях, то решил узнать о том, как поживает Самсон Вырин. Но оказалось, что он год назад умер и похоронен на местном кладбище. А в его доме разместилась семья пивовара.

Сын пивовара проводил рассказчика к могиле. Ванька рассказал, что летом приезжала какая-то барыня с тремя детьми и ходила к нему на могилу. Когда она узнала, что Самсон Вырин умер, то сразу же заплакала.

А затем сама пошла на кладбище и долго лежала на могиле своего отца.

Анализ повести

Это произведение Александра Пушкина самое сложное и печальное из всего цикла. В новелле рассказывается о трагической судьбе станционного смотрителя и счастливой судьбе его дочери.

Самсон Вырин, изучив библейскую притчу о блудном сыне по картинкам, постоянно думает о том, что и с его дочерью может произойти несчастье. Он постоянно вспоминает Дуню и думает о том, что она тоже будет обманута и однажды её бросят. И это тревожит его сердце.

Эти мысли становятся губительными для станционного смотрителя, который умер, потеряв смысл своей жизни.

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/kratkoe-soderzhanie-povesti-a-s-pushkina-stantsionnyj-smotritel.html

«Станционный смотритель» — краткое содержание повести А.С. Пушкина

В данной работе представлено краткое содержание повести «Станционный смотритель», которое может быть использовано как для читательского дневника, так и для написания письменных работ по предлагаемому плану.

Так же вкратце даны характеристики всех героев, определение главной мысли произведения и вывод.

А.С. Пушкин «Станционный смотритель» — история создания

В 1830 году, задержавшись из-за эпидемии холеры в Болдино, Пушкин много и увлеченно работает. Там он задумывает написать цикл из пяти, совершенно непохожих друг на друга, повестей от имени вымышленного автора и называет их «Повести Белкина».

9 сентября, на пятый день пребывания в деревне, закончена повесть «Гробовщик», на последнем листе которой Пушкин набрасывает план новой, под названием «Станционный смотритель» с очень незатейливым сюжетом.

14 сентября 1830 года, после внесения последних исправлений, был написан этот труд.

Это произведение отличается от остальных повестей своим настроением, оно пронизано чувством грусти и трагично. Композиция повести соответствует традиционным канонам: завязка, развитие, кульминация и завершение. Но повествование ведется не по главам.

Начинается лирическими размышлениями путника о неблагодарной доле смотрителей, потом следует его рассказ о Самсоне Вырине и его дочери, далее откровения смотрителя о коварстве проезжего гусара и Дуниной участи, завершается описанием последнего приезда рассказчика и посещением могилы старика, где он узнает о запоздалом раскаянии Дуни.

Главные герои и их характеристика

Иван Петрович Белкин — чиновник, путешествующий по делам и поведавший историю Самсона Вырина. Человек неравнодушный и интересующийся жизнью встречающихся ему людей.

Он родился в семье почтенного секунд-майора и, воспитанный деревенским дьячком, склонен был к чтению и занятиям русской словесностью. Служил, после выхода в отставку к управлению имением покойных родителей склонностей не проявил.

Честен, кроток, стыдлив, умерен в излишествах, склонен к сочинительству.

Самсон Вырин — его именем названа повесть и так звали отца Дуни. Маленький человек, честно выполняющий свой долг. Он терпит притеснения и унижения от проезжающих господ. Станционному смотрителю около пятидесяти лет. Он вдовец, но очень любит свою единственную дочь. Все невзгоды сносит с чувством собственного достоинства.

Дуня — его дочь, очень разумна и расторопна. Понимая положение отца, старается облегчить его участь. Портрет Дуни: молода, красива, кокетлива, держится не хуже светских девиц.

Часто ей удается смягчить гнев постояльцев своей услужливостью. Но, однажды, поддавшись чувствам, она бросает отца и уезжает с гусаром, рискуя своей репутацией.

Все же ей удается избежать позорной жизни, обрести семейный покой и счастье.

Ротмистр Минский — тот, кто похитил Дуню – молод, красив, богат. Но, полюбив Дуню, не видит в их жизни ее отца, хотя и дворянина, но состоящего на плебейской, по его понятиям, службе. За честь его дочери пытается откупиться деньгами, не поняв, что даже у смотрителя есть свое достоинство, которое он растоптал. Отчасти его можно считать второстепенным персонажем.

Второстепенные персонажи

Лекарь — немец, который сыграл свою лукавую роль в истории похищения Дуни. В отрывке, повествующем о мнимой болезни Минского, понятно, что он невольный соучастник гусара. Получив щедрое вознаграждение, даже пообедав и распив вино с больным, он, скрыв истинное положение дел, косвенно участвовал в хитроумном замысле ротмистра.

Читайте также:  Столичное и поместное дворянство в романе а.с. пушкина "евгений онегин": изображение и характеристика

Ваня — сынок пивовара, помнивший смотрителя за его доброту. Он не забыл, где могила этого человека, который был для него не чужим.

Краткий пересказ повести «Станционный смотритель»

Станционных смотрителей притесняют и унижают почти все проезжающие и бранятся с ними, жалуются, почитая их «извергами» или разбойниками. Но по справедливости нужно относиться к ним более снисходительно.

Ведь их низший чин четырнадцатого разряда может, да и то не всегда, оградить только что от побоев. Служба у него каторжная, а и днем, и ночью покоя нет.

Уставшие в пути путники всю досаду вымещают на смотрителе за скверную погоду, плохую дорогу, уставших лошадей, строптивых ямщиков. Для всех он хуже врага, какими ругательствами его только не бранили. В любую погоду бегает в поисках лошадей, прячется в сенях от рассерженных постояльцев.

Рассказчик, почти двадцать лет разъезжая по России, был знаком со многими смотрителями. Собирая и записывая путевые наблюдения, решил развеять ложные представления об этих скромных тружениках, отзываясь об их услужливости, уживчивости и неприхотливости.

Особенно ему были интересны беседы с ними, из которых он узнал немало занимательного и поучительного. О судьбе одного из них поведал он читателям.

Случилось ему в 1826 году проездом промокнуть под дождем и решил на попутной станции обсохнуть и выпить чаю. Смотритель кликнул свою дочку, наказав поставить самовар. Красота четырнадцатилетней девочки произвела впечатление на повествователя. Дожидаясь чаю, стал он осматривать скромное, но опрятное жилище.

Особенно его заинтересовали три картинки на стене, изображавшие библейскую историю блудного сына. Пятидесятилетний Самсон Вырин, бодрого нрава и свежий, и его дочь за чаем долго беседовали с путником, которого на прощание Дуня поцеловала.

Спустя несколько лет опять довелось рассказчику побывать на этой станции. Войдя в домик, он обратил, как изменилось жилище: исчезли цветы на окнах, во всем чувствовалось запустение и ветхость.

Очень постаревший за последние годы смотритель на вопрос о здоровье Дуни ничего не ответил, нахмурился.

Но, выпив предложенного пунша, поведал печальную и трогательную историю дочери, вспоминая, как не мог он нарадоваться на свою Дуню, как проезжающие любили поговорить с ней, любовались ее красотой и разумностью.

Три года назад, зимой, подъехала тройка, и в комнату вошел военный, требуя лошадей.

Дуня смягчила гнев молодого гусара, которого звали Минский, ласково предложив поужинать. Тот согласился. Но, когда подали лошадей, проезжему внезапно стало дурно, и он лишился памяти.

На следующий день вызвали лекаря, с которым больной с аппетитом отобедал, распив бутылку вина и щедро заплатив.

Через день гусар совсем поправился, стал весел, напевал и много шутил. В воскресенье Дуня собиралась на церковную службу, и гусар вызвался подвезти ее. Смотритель и сам не понимал, как мог он разрешить дочери ехать с гусаром. Беспокоясь, сам пошел в церковь, но оказалось, что Дуни не было в церкви.

Надеясь, что она просто решила проехаться до следующей станции, получает от вернувшегося ямщика известие, что Дуня уехала с гусаром. Самсон Вырин с горя заболел. Поправившись, выпросил отпуск и отправился пешком за дочерью.

В пути он узнал, что ротмистр Минский следовал в Петербург, а Дуня ехала без принуждения, но все время плакала. В Петербурге отыскал он трактир, в котором жил Минский, и пошел к нему.

Со слезами умолял он его вернуть ему дочь, не губить ее. Но Минский заверил, что Дуню не оставит, а вернуться к прежней жизни она уже не сможет. Сунув несчастному отцу денег, выставил на улицу.

С негодованием выбросил и растоптал эти деньги смотритель.

Через два дня увидел, как его обидчик вбежал на крыльцо одного дома. Разведав, что Дуня живет на втором этаже, обманув кучера и служанку, проник в ее квартиру. Потрясенная Дуня, внезапно увидев отца, падает в обморок. А Минский выталкивает старика на улицу. Самсон Вырин возвращается на свою станционную службу.

В завершении своего рассказа смотритель поведал, что уже три года живет он один и о судьбе дочери ничего не знает, но предполагает, что постигла ее участь многих молоденьких дурочек, для которых уготована уличная кабацкая жизнь и нищета. После расставания долго вспоминал рассказчик печальную историю смотрителя и его дочери.

Спустя еще несколько лет узнал он, что станция уничтожена, старый смотритель умер, а в его доме поселился пивовар. Хозяйский сынок по его просьбе отвел на могилу старика.

От мальчишки узнал, что приезжала молодая и красивая барыня, с тремя детишками, ходила на погост, лежала на могиле и плакала. После дала попу денег на поминание и мальчишке пятачок.

Услышав эту историю, не пожалел уже рассказчик о своей поездке.

Главная мысль повести

Основная подсказка, определившая главную мысль, определена в описании комнаты смиренной обители смотрителя, которую украшали картинки из библейского сюжета.

Дуня повторила участь блудного отрока. Но ее раскаяние пришло слишком поздно. Ей повезло, она избежала банальной участи содержанки, обрела семейное и материнское счастье.

Но чувство вины будет мучить ее до конца жизни. Ей никогда уже не получить прощения отца.

Чему же учит эта книга? Невозможно стать счастливым, если тебе не дано получить прощение и обрести душевный покой.

Заключение

В повести удивительно трогательно нарисован образ «маленького человека», честного и бескорыстного труженика, доброго, с достоинством переносящего свое незавидное положение, но не способного защитить себя и своих близких. Эту тему, поднятую Пушкиным, будут в будущем развивать в своем творчестве многие русские писатели.

Для более полного восприятия произведения и создания своего собственного мнения, рекомендуем прочитать не только повесть в сокращении, но и в оригинале.

Источник: https://1001student.ru/literatura/stancionnyj-smotritel.html

Главные герои произведения станционный смотритель пушкин

Повесть «Станционный смотритель» входит в пушкинский цикл рассказов «Повести Белкина», изданный в качестве сборника в 1831 году.

Работа над повестями велась в знаменитую «болдинскую осень» — время, когда Пушкин приехал в родовое имение Болдино побыстрее решить финансовые вопросы, а остался на целую осень из-за разразившейся в окрестностях эпидемии холеры.

Писателю казалось, что не будет времени скучнее, но внезапно явилось вдохновение, и повести стали выходить из-под его пера одна за другой. Так, 9 сентября 1830 года завершилась повесть «Гробовщик», уже 14 сентября был готов «Станционный смотритель», а 20 сентября закончил «Барышню-крестьянку».

Затем последовал небольшой творческий перерыв, и в новом году повести были изданы. Повести переиздали в 1834 году под подлинным авторством.

Анализ произведения

Жанр, тема, композиция

Исследователи отмечают, что «Станционный смотритель» написан в жанре сентиментализма, но в повести много моментов, демонстрирующих мастерство Пушкина-романтика и реалиста. Писатель сознательно выбрал сентиментальную манеру повествования (точнее, вложил сентиментальные нотки в голос своего героя-рассказчика, Ивана Белкина), в соответствии с содержанием повести.

Тематически «Станционный смотритель» очень многогранен, несмотря на небольшое содержание:

  • тема романтической любви (с побегом из отчего дома и следованием за любимым вопреки родительской воле),
  • тема поиска счастья,
  • тема отцов и детей,
  • тема «маленького человека» — величайшая тема для последователей Пушкина, русских реалистов.

Тематическая многоуровневость произведения позволяет назвать его миниатюрным романом. Повесть гораздо сложнее и выразительнее по смысловой нагрузке, чем типичное сентиментальное произведение. Здесь затронуто много проблем, помимо генеральной темы любви.

Композиционно повесть выстроена в соответствии с остальными повестями – вымышленный автор-рассказчик рассуждает о судьбе станционных смотрителей, людей забитых и состоящих на самых низких должностях, затем рассказывает историю, случившуюся около 10 лет назад, и её продолжение. То, как начинается

«Станционный смотритель» (рассуждение-зачин, в стиле сентиментального путешествия), свидетельствует о принадлежности произведения к сентиментальному жанру, однако позже в конце произведения присутствует суровость реализма.

Белкин сообщает, что станционные служащие – это люди нелегкой доли, с которыми обращаются невежливо, воспринимают как слуг, жалуются и грубят им. Один из смотрителей, Самсон Вырин, был симпатичен Белкину. Это был мирный и добрый человек, с печально сложившейся судьбой – родная дочь, устав жить на станции, убежала с гусаром Минским.

Гусар, по мнению отца, мог сделать её только содержанкой, и теперь, спустя 3 года после побега, он не знает, что и думать, ибо страшна судьба у соблазненных молоденьких дурочек. Вырин ездил в Петербург, пытался найти дочь и вернуть её, но не смог – Минский выпроводил его.

То, что дочь живет не с Минским, а отдельно, явно указывает на её статус содержанки.

Автор, лично знавший Дуню еще 14-летней девочкой, сопереживает отцу. Вскоре он узнает, что Вырин умер. Еще позднее, посетив станцию, на которой когда-то работал покойный Вырин, он узнает, что дочь приезжала домой с тремя детьми. Долго плакала на могиле отца и уехала, наградив местного мальчишку, указавшего ей дорогу к могиле старика.

Герои произведения

Основных героев повести двое: отец и дочь.

Самсон Вырин – старательный работник и отец, нежно любящий свою дочь, воспитывающий её в одиночку.

Самсон – типичный «маленький человек», не питающий иллюзий как насчет себя (прекрасно осознает свое место в этом мире), так и насчет дочери (таким, как она, не светит ни блистательная партия, ни внезапные улыбки судьбы). Жизненная позиция Самсона – смирение.

Его жизнь и жизнь его дочери проходит и должна проходить на скромном уголке земли, станции, отрезанной от остального мира. Здесь не встречаются прекрасные принцы, а если и показываются таковые на горизонте – девушкам они сулят только грехопадение и опасность.

Когда Дуня исчезает, Самсон не может поверить этому. Хотя дела чести и важны для него, любовь к дочери – важнее, поэтому он едет искать её, забрать и вернуть. Ему рисуются страшные картины несчастий, ему кажется, что теперь его Дуня метет где-то улицы, и лучше умереть, чем влачить столь жалкое существование.

В противовес своему отцу, Дуня – более решительное и стойкое существо. Внезапное чувство к гусару – это скорее обостренная попытка вырваться из глуши, в которой она прозябала. Дуня решается покинуть отца, пусть даже это шаг дается ей нелегко (поездку якобы в церковь оттягивает, уезжает, по словам свидетелей, заплаканной).

Не вполне ясно, как сложилась жизнь Дуни, и в итоге она стала женой Минского или кого-то другого. Старик Вырин видел, что Минский снял для Дуни отдельное жилье, а это явно указывало на её статус содержанки, да и при встрече с отцом Дуня «значительно» и грустно смотрела на Минского, потом упала в обморок.

Минский вытолкал Вырина, не дав ему общаться с Дуней – видимо, опасался, что Дуня вернется с отцом и видимо, она была к этому готова. Так или иначе, Дуня добилась счастья – она богата, у неё шестерка лошадей, прислуга и главное, трое «барчат», так что за ее оправдавшийся риск остается только порадоваться.

Единственное, чего она никогда себе не простит – это смерть отца, который приблизил свою кончину сильной тоской по дочери. На могиле отца к женщине приходи запоздалое раскаяние.

Повесть пронизана символикой. Само название «станционный смотритель» имело во времена Пушкина такой же оттенок иронии и легкого презрения, какой мы сегодня вкладываем в слова «кондуктор» или «вахтер». Это означает человека маленького, способного выглядеть в глазах окружающих прислугой, работать за копейки, не видя мира.

Таким образом, станционный смотритель – это символ «униженного и оскорбленного» лица, букашка для меркантильных и властных.

Символика повести проявилась в картине, украшающей стену дома – это «Возвращение блудного сына».

Станционный смотритель жаждал только одного – воплощения сценария библейской истории, как на этой картине: Дуня могла вернуться к нему в каком угодно статусе и каком угодно виде.

Отец простил бы её, смирился бы, как смирялся всю свою жизнь под обстоятельствами судьбы, беспощадной к «маленьким людям».

«Станционный смотритель» предопределил развитие отечественного реализма в направлении произведений, защищающих честь «униженных и оскорбленных». Образ отца-Вырина – глубоко реалистичен, поразительно емок. Это маленький человек с огромным диапазоном чувств и с полным правом на уважение его чести и достоинства.

Источник: http://rus-poetry.ru/glavnye-geroi-proizvedeniya-stantsion/

Ссылка на основную публикацию