Кюхельбекер вильгельм карлович

Вильгельм Кюхельбекер: биография друга Пушкина :

Среди тех, чьи имена связаны с Декабрьским вооружённым восстанием 1825 года, находится поэт и друг А.С. Пушкина Вильгельм Кюхельбекер, биография которого легла в основу этой статьи. Он не достиг высот ни в искусстве, ни в общественной деятельности, тем не менее подобные ему люди явились той духовно-нравственной основой российского общества, о которой так много говорят сегодня.

Юный отпрыск обрусевших немцев

Кюхельбекер Вильгельм Карлович, будущий поэт-декабрист, родился 21 июня 1797 года в Петербурге в семье обрусевших немецких дворян. Его детские годы прошли в Лифляндии в семейном имении Авенорм.

Начальное образование, как и было принято в дворянских семьях, мальчик получил дома, а когда ему исполнилось одиннадцать лет, продолжил занятия в частном пансионе эстонского города Верро.

Итогом трёх лет, проведённых в этом учебном заведении, стали серебряная медаль и радужные планы на будущее.

Их осуществлению посодействовал дальний родственник семьи, военный министр и будущий герой 1812 года – Барклай де Толли. По его протекции пятнадцатилетний Вильгельм Кюхельбекер был принят в самое привилегированное учебное заведение страны – недавно открывшийся Императорский Царскосельский лицей. Волею судьбы ему довелось быть в числе первых его учащихся.

Сам того не сознавая, Вильгельм Кюхельбекер, или как его называли однокурсники – Кюхля, оказался среди людей, которым суждено было своими именами ознаменовать целую эпоху в истории России.

Достаточно сказать, что его товарищами были такие же юные, как и он сам, князь А.М. Горчаков – будущая звезда российской дипломатии, литератор А.А. Дельвиг, декабрист И.И.

Пущин и, наконец, непревзойдённый корифей отечественной поэзии – Александр Сергеевич Пушкин.

Гадкий утёнок Царскосельского лицея

Как правило, в изданиях энциклопедического направления при рассказе о лицейских годах Кюхельбекера делается акцент на его раннем увлечении поэзией и первых публикациях в журналах «Сын отечества» и «Амфион». При этом в большинстве случаев опускается личная трагедия, пережитая в стенах прославленного учебного заведения.

Из воспоминаний современников известно, что по своей натуре Вильгельм Кюхельбекер был весьма стеснительным юношей, совершенно неспособным постоять за себя и обладавшим феноменальной способностью попадать в нелепые положения. Подобное сочетание качеств редко проходит безнаказанно в подростковой среде, пусть даже и дворянской.

В результате безответный Кюхля очень скоро стал мишенью для насмешек, а порой и весьма злых шуток своих товарищей. Естественно, это травмировало его самолюбие и причиняло порой нестерпимую боль. Результатом стала попытка суицида, предпринятая в ответ на очередную обиду. Несчастный попытался утопиться в одном из многочисленных царскосельских прудов, но и это не смог довести до конца.

В итоге под общий смех его вытащили на берег – мокрого, жалкого и ещё более нелепого, чем прежде. Однако отчаянный поступок заставил очень многих, в том числе самого Пушкина, изменить к нему отношение. Известно даже, что некоторые из прежних насмешников и обидчиков после происшедшего стали его покровителями.

С Александром Сергеевичем же Вильгельм Кюхельбекер сблизился благодаря поэзии.

В те годы среди лицеистов увлечение стихосложением было всеобщим явлением, и многие из них пробовали силы, подражая как древнегреческим авторам, так и прославленным соотечественникам, первенство среди которых принадлежало Г.Р. Державину. Именно Пушкин был первым читателем и беспристрастным критиком стихов будущего декабриста.

На новом поприще

Окончив в 1817 году учёбу в лицее с серебряной медалью, Вильгельм Карлович вместе со своим однокурсником и другом А.С. Пушкиным получил назначение в Коллегию иностранных дел, но вскоре дипломатической службе предпочёл педагогику, став преподавателем Благородного пансиона, созданного при Главном педагогическом институте.

И здесь судьбе было угодно свести его с людьми, оставившими свои имена в истории. Среди учеников Кюхельбекера был будущий «отец русской классической музыки» М.И. Глинка и родной брат А.С. Пушкина – Лев Сергеевич.

Парижские лекции и их печальный итог

Прослужив на педагогическом поприще три года, Вильгельм Кюхельбекер вышел в отставку и в качестве секретаря обер-камергера А.Л. Нарышкина уехал за границу, посетив Германию, а затем во Францию, где его путешествие было неожиданно прервано.

Причиной тому послужили лекции по русской литературе, которые он читал в Париже, сопровождая их собственными сочинениями, носившими крайне вольнолюбивый характер.

По требованию российского посла лекции были запрещены, и Вильгельм Кюхельбекер, стихи которого создали ему репутацию лица неблагонадёжного, был вынужден вернуться в Россию.

Служба на Кавказе

Неизвестно, как бы сложилась дальнейшая судьба дворянина, запятнавшего свою репутацию политической крамолой, но помогли бывшие лицейские друзья, и с их помощью Кюхельбекеру удалось получить место при штабе генерала Ермолова, командовавшего русскими войсками на Кавказе. Находясь в Тифлисе, он встретился и подружился с ещё одним выдающимся человеком своей эпохи – Александром Сергеевичем Грибоедовым, до конца жизни ставшим его кумиром.

Излишняя ранимость характера, проявившаяся в Вильгельме Карловиче ещё в лицейские годы, подвела его и на этот раз, заставив по незначительному поводу вызвать на дуэль одного из родственников Ермолова. Поединок окончился без пролития крови, но о дальнейшей службе в свите генерала не могло быть и речи. Пришлось подать в отставку.

Роковой день – 14 декабря

Ещё в бытность свою преподавателем Благородного пансиона Вильгельм Кюхельбекер, увлечённый идеей свержения самодержавия, вошёл в состав тайной, или, как иногда её называют, преддекабристской организации «Священная артель». В 1825 году за несколько дней до событий на Сенатской площади он был введён К.Ф. Рылеевым в состав Северного общества.

Утром 14 декабря вместе с остальными заговорщиками Вильгельм Кюхельбекер, друг Пушкина и Грибоедова, находился на Сенатской площади. Его участие в восстании не ограничилось лишь пассивным присутствием. Дважды он пытался стрелять в брата императора – великого князя Михаила Павловича, но, к счастью для обоих, пистолет упорно давал осечку.

Политический преступник

Когда стало очевидно, что восстание обречено, Кюхельбекер сумел незаметно покинуть площадь и спешно выехать за границу, надеясь таким образом скрыться от преследования властей, но этим лишь отсрочил свой арест. Через месяц Вильгельм Карлович был случайно опознан в предместье Варшавы и в кандалах доставлен в Санкт-Петербург, где его поместили в каземат главной политической тюрьмы России – Петропавловской крепости.

В июле следующего — 1826 года, решением суда он был приговорён к каторжным работам сроком на двадцать лет (впоследствии срок сократили до пятнадцати) и содержался сначала в печально известной Шлиссельбургской крепости, а затем был переведён в арестантские роты, состоявшие при Динабургской крепости на территории нынешнего латвийского города Даугавпилса.

Последние годы жизни

Несмотря на то что до конца срока оставалось ещё пять лет, в 1836 году указом императора Николая I Вильгельм Кюхельбекер был переведён с каторжных работ на поселение в отдалённый город Баргузинск, расположенный в Иркутской губернии. Там он поселился у своего младшего брата Михаила Карловича и вёл с ним совместное хозяйство, открыв в своём доме бесплатную школу для местных детей.

Его дальнейшая судьба весьма печальна. Литературные занятия не принесли успеха у читателей, а женитьба на дочери баргузинского почтмейстера Дросиде Ивановне Артеновой, доброй от природы, но абсолютно не грамотной девушке, хоть и внесла определённое успокоение в его душу, но едва ли даровала счастье.

Последние годы жизни, не имея возможности вернуться в Петербург, Кюхельбекер неоднократно менял место жительства. Из Баргузина он перебрался в город Акшск Забайкальского края, затем в город Курган и, наконец, в Тобольск. Больной чахоткой и полностью потерявший зрение бывший декабрист скончался 23 августа 1846 года.

В последующие годы увидели свет многие стихи и поэмы, автором которых является Вильгельм Кюхельбекер.

Интересные факты из его жизни легли в основу ряда литературных произведений, написанных по мотивам этой трагической судьбы.

Вспоминая его, можно говорить о многом, но главное, что не даёт померкнуть имени этого человека, – безграничная готовность к самопожертвованию ради идеала, которому он посвятил свою жизнь.

Источник: https://www.syl.ru/article/281962/new_vilgelm-kyuhelbeker-biografiya-druga-pushkina

Кюхельбекер вильгельм карлович

Кюхельбекер вильгельм карлович — русский писатель, критик.

Сын сак­сон­ско­го дво­ря­ни­на. Дет­ст­во про­вёл в Эст­лян­дии — в от­цов­ском име­нии Ави­норм и (с 1808 года) в ча­ст­ном пан­сио­не в городе Вер­ро. В 1811 году по­сту­пил в Цар­ско­сель­ский ли­цей, где бли­жай­ши­ми его друзь­я­ми ста­ли А.С. Пуш­кин и А.А. Дель­виг.

С 1815 года по­ме­щал свои сти­хо­тво­ре­ния в жур­на­лах «Ам­фи­он» и «Сын оте­че­ст­ва». Окон­чив ли­цей с се­реб­ря­ной ме­далью (1817 год), по­сту­пил на служ­бу в Главный ар­хив Иностранной кол­ле­гии, пре­по­да­вал в Бла­го­род­ном пан­сио­не при Главном пе­да­гогическом институте в Санкт-Пе­тер­бур­ге.

Про­ник­шись ли­бе­раль­ным умо­на­строе­ни­ем, че­рез сво­его род­ст­вен­ни­ка Ф.Н. Глин­ку сбли­зил­ся с бу­ду­щи­ми де­каб­ри­ста­ми, в 1819 году стал чле­ном свя­зан­ной с ни­ми ма­сон­ской ло­жи «Из­бран­ный Ми­ха­ил» и Воль­но­го об­ще­ст­ва лю­би­те­лей рос­сий­ской сло­вес­но­сти.

На ссыл­ку Пуш­ки­на в 1820 году от­клик­нул­ся стихотворением «По­эты», вы­ра­зив­шим воль­но­лю­би­вые уст­рем­ле­ния дру­же­ско­го «сою­за по­этов» (в ко­то­рый, кро­ме Кюхельбекера, вхо­ди­ли Пуш­кин, Дель­виг, Е.А. Бо­ра­тын­ский).

В 1820-1821 годах пу­те­ше­ст­во­вал по Ев­ро­пе (Гер­ма­ния, Фран­ция, Ита­лия); в Па­ри­же в ап­ре­ле-мае 1821 года чи­тал лек­ции о русском язы­ке и ли­те­ра­ту­ре в ан­ти­мо­нар­хическом обществе «Ате­ней», по­сле че­го российским по­соль­ст­вом ему бы­ло ре­ко­мен­до­ва­но вер­нуть­ся на ро­ди­ну.

Осе­нью 1821 — вес­ной 1822 годов Кюхельбекер слу­жил на Кав­ка­зе чи­нов­ни­ком осо­бых по­ру­чений при А.П. Ер­мо­ло­ве, под­ру­жил­ся с А.С.

Гри­бое­до­вым, под влия­ни­ем ко­то­ро­го стал убе­ж­дён­ным «ар­хаи­стом», сто­рон­ни­ком вы­со­ко­го сла­вя­ни­зи­ро­ван­но­го сти­ля в по­эзии, со­от­вет­ст­вую­ще­го вы­со­кой гражданской или ре­лигиозной те­ма­ти­ке.

В сво­их про­грамм­ных сти­хо­тво­ре­ни­ях — «Про­ро­че­ст­во» (1822 год), «Смерть Бай­ро­на» (1824 год) и др. — Кюхельбекер пы­тал­ся об­но­вить жанр оды, вер­нуть ему бы­лую ак­ту­аль­ность, со­еди­няя биб­лей­скую об­раз­ность и ар­хаи­че­ский слог со зло­бо­днев­ной по­ли­тич.

про­бле­ма­ти­кой (вой­на гре­ков за не­за­ви­си­мость и др.). По­се­лив­шись в Мо­ск­ве, Кюхельбекер в 1823-1825 годах вме­сте с В.Ф. Одо­ев­ским из­да­вал альманах «Мне­мо­зи­на» (все­го вы­шло 4 час­ти).

Здесь опуб­ли­ко­ва­ны по­вес­ти Кюхельбекера «Адо» и «Зем­ля без­глав­цев», цикл пи­сем о ев­ропейских впе­чат­ле­ни­ях «Пу­те­ше­ст­вие» и др. Ста­тья «О на­прав­ле­нии на­шей по­эзии, осо­бен­но ли­ри­че­ской, в по­след­нее де­сяти­ле­тие» (1824 год), в ко­то­рой Кюхельбекер вы­сту­пил с кри­ти­кой «эле­ги­че­ской шко­лы» и апо­ло­ги­ей оди­че­ской по­эзии как ис­тин­но ро­ман­ти­че­ской, ста­ла зна­чительным со­бы­ти­ем в литературной жиз­ни.

Ра­ди­каль­ные по­ли­тические убе­ж­де­ния Кюхельбекера это­го вре­ме­ни, от­ра­зив­шие­ся, в ча­ст­но­сти, в ти­ра­но­бор­че­ской тра­ге­дии на ан­тич­ный сю­жет «Ар­ги­вя­не» (1-я редакция — 1822-1823 годы, опубликована в 1967 году; 2-я редакция — 1825 год, пол­но­стью опубликована в 1939 году), обу­сло­ви­ли его уча­стие в вос­ста­нии де­каб­ри­стов 14(26) декабря 1825 года (не­за­дол­го до это­го Кюхельбекер был при­нят К.Ф. Ры­лее­вым в чле­ны Северного общества). На Се­нат­ской площади Кюхельбекер пы­тал­ся стре­лять в великого князя Ми­хаи­ла Пав­ло­ви­ча и генерала А.Л. Вои­но­ва (оба раза пис­то­лет дал осеч­ку). По­сле вос­ста­ния бе­жал из Санкт-Пе­тер­бур­га, был пой­ман в Вар­ша­ве и дос­тав­лен в Пе­тро­пав­лов­скую кре­пость. Осу­ж­дён по 1-му раз­ря­ду (смерт­ная казнь за­ме­не­на на 15 лет оди­ноч­но­го за­клю­че­ния и по­жиз­нен­ную ссыл­ку в Си­бирь). С ию­ля 1826 года по декабрь 1835 года на­хо­дил­ся в кре­по­стях Кекс­гольм, Шлис­сель­бург, Ди­на­бург, Ре­вель, Свеа­борг. С января 1836 года на по­се­ле­нии в Си­би­ри (в городе Бар­гу­зин Ир­кут­ской губернии, с 1839 года — в ста­ни­це Ак­ша, с 1844 года — в городе Кур­ган, по­след­ние пол­го­да — в То­боль­ске).

Твор­че­ст­во Кюхельбекера в за­клю­че­нии и ссыл­ке от­ли­ча­лось не­обык­но­вен­ной ин­тен­сив­но­стью. С 1831 года поч­ти до кон­ца дней он вёл «Днев­ник» (опубликован с ку­пю­ра­ми в 1929 году, пол­но­стью в 1979 году) — сви­де­тель­ст­во на­пря­жён­ной ду­хов­ной жиз­ни уз­ни­ка, вклю­чаю­щее мо­лит­вен­ные воз­зва­ния к Бо­гу, су­ж­де­ния о ли­те­ра­ту­ре и язы­ке и др.

В позд­ней ли­ри­ке Кюхельбекер пре­об­ла­да­ют хри­сти­ан­ские мо­ти­вы са­мо­от­ре­че­ния, сми­ре­ния и по­кая­ния, па­ра­док­саль­но со­че­таю­щие­ся с ут­вер­жде­ни­ем ге­ро­ической мис­сии по­эта в ми­ре, соб­ст­вен­ной пра­во­ты и вер­но­сти преж­ним идеа­лам; вос­по­ми­на­ния об умер­ших друзь­ях со­сед­ст­ву­ют с жа­ло­ба­ми на бы­то­вые тя­го­ты, фи­зичкую не­мощь и др.

Читайте также:  История создания романа а.с. пушкина "дубровский"

В по­эмах и дра­мах Кюхельбекер так­же пре­об­ла­да­ет ре­лигиозно-фи­лософская про­бле­ма­ти­ка, ино­гда ос­лож­нён­ная са­ти­рическими бы­то­пи­са­тель­ны­ми и ав­то­био­гра­фическими эле­мен­та­ми.

По­эма «Да­вид» (1826-1829 годы; опубликована не пол­но­стью в 1939 и 1967 годах) — ре­лигиозная эпо­пея в 10 кни­гах (пес­нях), по­этическое из­ло­же­ние ис­то­рии вет­хо­за­вет­но­го ца­ря и про­ро­ка.

На биб­лей­ский сю­жет на­пи­са­на по­эма «Зо­ро­ва­вель» (1831 год; опубликована в 1836 году), на ос­но­ве хри­сти­ан­ской ле­ген­ды — по­эма «Семь спя­щих от­ро­ков» (начало 1830-х годов), на сю­жет древнерусской «По­вес­ти о Твер­ском От­ро­че мо­на­сты­ре» — по­эма «Юрий и Ксе­ния» (1832-1835 годы, пол­но­стью опубликована в 1939 году).

Жиз­ни про­винциального ме­щан­ст­ва и не­бо­га­тых дво­рян по­свя­ще­на бы­то­пи­са­тель­ная, по­лу­шу­точ­ная по­эма «Си­ро­та» (1833-1834 годы, пол­но­стью опубликована в 1939 году). По­след­няя и важ­ней­шая по­эма Кюхельбекера — «Агас­вер» («Веч­ный жид») (1832-1846 годы, опубликована в 1878 году) по­ве­ст­ву­ет о клю­че­вых мо­мен­тах ис­то­рии хри­сти­ан­ст­ва и про­ни­за­на эс­ха­то­ло­гичесими мо­ти­ва­ми.

В тра­ге­дии «Про­ко­фий Ля­пу­нов» (1834 год, опубликована в 1938 году) о со­бы­ти­ях Смут­но­го вре­ме­ни и в дра­ма­тической сказ­ке «Иван, ку­пец­кий сын» (1832-1842 годы, опубликована в 1939 году) о нра­вах и суе­ве­ри­ях русского про­сто­на­ро­дья Кюхельбекер по­пы­тал­ся ос­мыс­лить про­бле­мы национальной ис­то­рии и ха­рак­те­ра.

В дра­ме о древнегреческом по­эте «Ар­хи­лох» (1845-1846 годы, не окон­че­на; опубликована в 1939 году) от­ра­зились судь­ба и пси­хический склад са­мо­го Кюхельбекера.

Круп­ней­шее дра­ма­тическое про­из­ве­де­ние Кюхельбекера — мис­те­рия «Ижор­ский» (части 1-2 опубликованы в 1835 году; часть 3 на­пи­са­на в 1841 году, опубликована в 1939 году), итог раз­мыш­ле­ний пи­са­те­ля о ро­ман­тическом ге­рое, мя­теж­ные по­ры­вы ко­то­ро­го сме­ня­ют­ся ох­ла­ж­де­ни­ем и ску­кой.

По­ле­ми­зи­руя с ев­ропейской и русской ли­те­ра­тур­ной тра­ди­ци­ей (от Дж. Бай­ро­на и А.С. Пуш­ки­на до «Ге­роя на­ше­го вре­ме­ни» М.Ю.

Лер­мон­то­ва), Кюхельбекер трак­ту­ет ду­шев­ную жизнь современного че­ло­ве­ка, его «реф­лек­сию» как борь­бу в нём Бо­же­ст­вен­но­го и дья­воль­ско­го на­чал, ис­ход ко­то­рой за­ви­сит не столь­ко от соз­на­тель­ных уси­лий са­мо­го че­ло­ве­ка, сколь­ко от его го­тов­но­сти бе­зо­го­во­роч­но при­нять спа­се­ние из рук Ис­ку­пи­те­ля-Хри­ста. Те же идеи по-ино­му от­ра­зи­лись в ро­ман­тической «фи­ло­соф­ской» по­вес­ти Кюхельбекера «По­след­ний Ко­лон­на» (1832-1845 годы, опубликована в 1937 году) — наи­бо­лее зна­чи­тель­ном его про­за­ическом со­чи­не­нии. Про­из­ве­де­ния Кюхельбекера, на­пи­сан­ные пос­ле 1825 года, при жиз­ни ав­то­ра поч­ти не из­да­ва­лись; бо́ль­шая их часть со­б­ра­на и из­да­на Ю.Н. Ты­ня­но­вым.

Сочинения:

Со­чи­не­ния: В 2 т. Л., 1939;

Избр. про­из­ве­де­ния: В 2 т. М.;

Пу­те­ше­ст­вие. Днев­ник. Ста­тьи. Л., 1979; Со­чи­не­ния. Л., 1989.

Литература

  • Ты­ня­нов Ю.Н. Ар­хаи­сты и но­ва­то­ры. Л., 1929
  • Ба­за­нов В.Г. По­эты-де­каб­ри­сты К. Ф. Ры­ле­ев, В. К. Кю­хель­бе­кер, А. И. Одо­ев­ский. М.; Л., 1950
  • Ты­ня­нов Ю.Н. Пуш­кин и его со­вре­мен­ни­ки. Л., 1969
  • Се­мен­ко И.М. По­эты пуш­кин­ской по­ры. М., 1970
  • Ты­ня­нов Ю.Н. Кюх­ля. Ро­ман и ста­тьи. М., 1975
  • Ар­хи­по­ва А.В. Ли­те­ра­тур­ное де­ло де­каб­ри­стов. Л., 1987
  • Гор­бу­но­ва Л.Г. Твор­че­ст­во В. К. Кю­хель­бе­ке­ра. Про­бле­мы фан­та­сти­ки и ми­фо­ло­гии. Са­ра­тов, 1991

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/kiukhielbiekier_vilghielm_karlovich

Кюхельбекер, Вильгельм Карлович // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович (10 июня 1797, Санкт-Петербург — 11 августа 1846, Тобольск), русский по­эт, декабрист, отставной коллежский асес­сор.

Друг А.С. Пушкина. Из дворянской семьи обрусевших немцев. Окончил Царскосельский лицей (1817). С 1815 стихотворения Кюхельбекера публикуются в пе­чати. На службе в Коллегии иностранных дел (1817—20). В качестве секретаря обер-камергера А.Л. Нарышкина нахо­дился в Германии и Южной Франции (1820—21).

В 1821 читал в Париже публичные лекции о русской литературе, обосно­вывая необходимость политических преобразований в Рос­сии (лекции прерваны по приказу российского посольства, Кюхельбекер отозван в Россию). Чиновник особых поручений при П. Ермолове на Кавказе (1822), затем преподавал в Московском университетском пансионе и занимался литературной деятельностью (с 1823).

Издатель сборника «Мнемозина» (совместно с князем Ф. Одоевским). Член Вольного общества любителей российской словесности. Член Северного общества (1825). Активный участник восстания на Сенатской площади (1825). Пытался бежать, но арестован в предместье Варшавы. Осужден по I разряду, по конфирмации приговорен к 20 годам каторги, срок сокращен до 15 лет.

Содержался в Кексгольмской и Шлиссельбургской крепостях. Вместо Сибири отправ­лен в арестантские роты Динабургской крепости (1827-31), позже в Вышгородский замок (Ревель), затем в Свеаборг (1831-35). На поселении в Баргузине Иркутской губернии (1836-40), переведен в Акшинскую крепость (1843), где давал частные уроки. Затем жил в Кургане (1845-46) и Тобольске. Жена (с 1837) — Д.И.

Артенова, дочь баргузин. почтмейстера. После смерти Кюхельбекера его дети Михаил и Юстина взяты на воспитание его сест­рой Ю.К. Глинкой.

На раннем этапе творчества Кюхельбекер следовал традициям элегической поэзии В.А. Жуковского. В начале 1820-х гг.

вы­ступил против сентиментализма, став представителем одного из течений романтизма, открытой гражданствен­ностью активно противостоял камерной лирике (статья Кюхельбекера «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие», опубликованная в альманахе «Мнемозина», 1824).

Основные произведения (до 1825): «К друзьям на Рейне» (1821), «К Ахатесу» (1821), тираноборческая траге­дия «Аргивяне» (1822-25), «Смерть Байрона» (1824), «Шекспировы духи» (1825), романтическая драма «Ижорский» (1825). После поражения восстания декабристов почти не печатался.

Остался верен прежним идеалам творчества, хотя появились новые черты — мотивы обре­ченности и одиночества, идея предопределенности трагической судьбы. Основные произведения сибирского периода: стихотворения «19 октября» (1838), «Участь русских поэтов» (1845), «На смерть Якубовича» (1846); поэма «Вечный жид» (1842); роман «Последний Колонна» (1832-42).

Соч.: Последний Колонна. Л., 1937; Избранные произведения. М.; Л., 1967. Т. 1-2;

Лит.: Базанов В.Г. Поэты-декабристы. М.; Л., 1950; Тыня­нов Ю.Н. Кюхля. Пушкин и Кюхельбекер. Французские отноше­ния Кюхельбекера. М., 1975.

Е.Н. Туманик

Семья

Вильгельм Кюхельбекер родился 10 (21) июня в Петербурге, в семье обрусевших немцев-дворян.

Отец — статский советник Карл Кюхельбекер (28 декабря 1748 — 6 марта 1809), саксонский дворянин, агроном, первый директор Павловска (1781—1789).

Мать — Юстина Яковлевна Ломен (Lohmen) (20 марта 1757 — 26 марта 1841).

Младший брат — Михаил Карлович Кюхельбекер.

Старшая сестра — Устинья Карловна Глинка (1786—1871).

Сестра — Юлия (ок. 1789 — после 1845), классная дама Екатерининского института

Ссылка Кюхельбекера

По указу от 14 декабря 1835 года определён на поселение в заштатный город Баргузин Иркутской губернии (ныне село Баргузин Баргузинского района Бурятии).

В Баргузине

Прибыл в Баргузин 20 января 1836 года. В Баргузине уже жил его младший брат — Кюхельбекер, Михаил Карлович. Братья Кюхельбекеры завели большое хозяйство, выращивали новые для Сибири сельскохозяйственные культуры. Михаил Карлович открыл в своём доме для местных жителей бесплатную школу. По предположениям В. Б. Бахаева, Вильгельм Карлович преподавал в этой школе.

Продолжал заниматься литературной деятельностью: писал стихотворения, поэмы, элегии, критические статьи, переводил с европейских и древних языков, завершил «Дневник», этнографический очерк «Жители Забайкалья и Закаменья», поэму «Юрий и Ксения», историческую драму «Падение дома Шуйского», роман «Последний Колонна» и другие. В письме Пушкину сообщил интересные наблюдения о тунгусах.

15 января 1837 года женился на дочери баргузинского почтмейстера Дросиде Ивановне Артеновой (1817—1886).

Источник: http://irkipedia.ru/content/kyuhelbeker_vilgelm_karlovich_istoricheskaya_enciklopediya_sibiri_2009

Биография Вильгельма Кюхельбекера

Вильгельм Кюхельбекер Wilhelm Küchelbecker 1820-е гг. Псевдонимы: Кюхля Дата рождения: 10 (21) июня 1797 Место рождения: Санкт-Петербург, Санкт-Петербургская губерния, Российская империя Дата смерти: 11 (23) августа 1846 Место смерти: Тобольск, Тобольский округ, Тобольская губерния, Российская империя

Род деятельности: поэт, педагог, декабрист

Вильге́льм Ка́рлович Кюхельбе́кер (10 (21) июня 1797, Санкт-Петербург, Российская империя — 11 (23) августа 1846, Тобольск, Российская империя) — русский поэт, писатель и общественный деятель, друг и одноклассник Пушкина по Царскосельскому лицею, коллежский асессор, декабрист.

Семья
Вильгельм Кюхельбекер родился 10 (21) июня в Петербурге, в семье обрусевших немцев-дворян.

Отец — статский советник Карл Кюхельбекер (28 декабря 1748 — 6 марта 1809), саксонский дворянин, агроном, первый директор Павловска (1781—1789). Мать — Юстина Яковлевна Ломен (Lohmen) (20 марта 1757 — 26 марта 1841).

Младший брат — Михаил Карлович Кюхельбекер. Старшая сестра — Устинья Карловна Глинка (1786—1871).

Сестра — Ульяна (Юлия) Карловна Кюхельбекер (1.02.1795 – 9. 07.1869), из-за брата она была уволена из Екатерининского института, где состояла классной дамой.

Образование
Его детство прошло в Лифляндии, на берегу реки Авенорм. В 1808 году поступил в частный пансион в городе Верро (Эстляндия), который закончил с серебряной медалью.

В 1811 году по рекомендации своего родственника военного министра Барклая-де-Толли был принят в Императорский Царскосельский лицей (лицейские прозвища — «Кюхля», «Гезель», «Бекеркюхель») воспитанником первого курса. Товарищ А.С. Пушкина по Лицею.

Рано проявил интерес к поэзии и начал печататься в 1815 году в журналах «Амфион» и «Сын Отечества». Окончил лицей в 1817 году с чином IX класса. На выпускном акте 9 июня 1817 года удостоен серебряной медали за успехи и учёность.

Служба
По окончании Лицея в 1817 году зачислен вместе с А. С. Пушкиным в Коллегию иностранных дел. С 1817 по 1820 год преподавал русский и латинский языки в Благородном пансионе при Главном Педагогическом институте, где среди его учеников были Михаил Глинка и младший брат А. С. Пушкина, Лев. 9 августа 1820 года вышел в отставку.

8 сентября выехал за границу в должности секретаря обер-камергера А. Л. Нарышкина. Побывал в Германии и Южной Франции. В марте 1821 года приехал в Париж, где читал публичные лекции о славянском языке и русской литературе в антимонархическом обществе «Атеней». Лекции были прекращены из-за их «вольнолюбия» по требованию русского посольства.

Кюхельбекер вернулся в Россию.

С конца 1821 года до мая 1822 года служил чиновником особых поручений с чином коллежского асессора при генерале Ермолове на Кавказе, где познакомился с Грибоедовым.

Схожесть характеров и судеб вскоре сблизило литераторов — добрую память о дружбе с Грибоедовым, быстро перешедшей в преклонение, Кюхельбекер пронёс через всю свою жизнь.
После дуэли с Н. Н.

Похвисневым (дальним родственником Ермолова) был вынужден покинуть службу и вернуться в Россию.

В отставке После отставки год прожил в имении своей сестры в Смоленской губернии. 30 июля 1823 года переехал в Москву. Преподавал в женском пансионе Кистера, давал частные уроки.

В апреле 1825 года переехал в Санкт-Петербург. Жил у своего брата Михаила Карловича, а с октября 1825 года у князя А. И. Одоевского.

Декабрист
С 1817 года член тайной преддекабристской организации «Священная артель». За две недели до восстания 14 декабря 1825 г. был введён Рылеевым в Северное общество.

Был на Сенатской площади с восставшими, покушался на брата императора (великого князя Михаила Павловича), пытался два раза стрелять в генералов, но оба раза пистолет дал осечку.

После поражения восставших предпринял побег за границу, но был опознан и арестован 19 января 1826 года при въезде в предместье Варшавы унтер-офицером Григорьевым. С ним был арестован его крепостной слуга Семен Балашов, который был закован в железа, снятые с него 30 апреля 1826 года.

25 января доставлен в Санкт-Петербург в кандалах. Помещён в Петропавловскую крепость 26 января 1826 года, в №12 Алексеевского равелина. Мемориальная таблица в память Вильгельма Кюхельбекера в бывшей Динабургской крепости

Читайте также:  "моцарт и сальери" (маленькие трагедии а.с. пушкина): сравнительная характеристика героев

Тюремное заключение

Осужден по I разряду 10 июля 1826 года. Приговорён к каторжным работам сроком на 20 лет. 27 июля 1826 года переведён в Кексгольмскую крепость. Приметы: рост 2 аршина 9 4/8 вершков, «лицом бел, чист, волосом черн, глаза карие, нос продолговат с горбиною»

22 августа 1826 года срок каторги был сокращён до 15 лет. 30 апреля 1827 года переведён в Шлиссельбургскую крепость.

12 октября 1827 года по указу императора вместо Сибири отправлен в арестантские роты при Динабургской крепости (ныне в Даугавпилсе, Латвия). 15 апреля 1831 года Кюхельбекер был отправлен в Ревель через Ригу.

Из Ревеля 7 октября 1831 года отправлен в Свеаборг, куда прибыл 14 октября 1831 года.

Ссылка
По указу от 14 декабря 1835 года определён на поселение в заштатный город Баргузин Иркутской губернии (ныне село Баргузин Баргузинского района Бурятии).

В Баргузине
Прибыл в Баргузин 20 января 1836 года. В Баргузине уже жил его младший брат — Кюхельбекер, Михаил Карлович. Братья Кюхельбекеры завели большое хозяйство, выращивали новые для Сибири сельскохозяйственные культуры. Михаил Карлович открыл в своём доме для местных жителей бесплатную школу. По предположениям В. Б. Бахаева, Вильгельм Карлович преподавал в этой школе[5].

Продолжал заниматься литературной деятельностью: писал стихотворения, поэмы, элегии, критические статьи, переводил с европейских и древних языков, завершил «Дневник», этнографический очерк «Жители Забайкалья и Закаменья», поэму «Юрий и Ксения», историческую драму «Падение дома Шуйского», роман «Последний Колонна» и другие. В письме Пушкину сообщил интересные наблюдения о тунгусах.

15 января 1837 года женился на дочери баргузинского почтмейстера Дросиде Ивановне Артеновой (1817—1886).

Источник: http://sta-sta.ru/?p=25538

Кюхельбекер Вильгельм Карлович (1797–1846)

«Да сохранит тебя твой добрый гений
Под бурями и в тишине».

14 декабря 1825 года Вильгельм Кюхельбекер – на Сенатской площади. Он пытается стрелять в Великого Князя Михаила Павловича, но пистолет дважды дает осечку. Будь пистолет исправен, висеть Кюхельбекеру 13 июля 1826 года на кронверке Петропавловки – шестым.

Он бежал и, намереваясь скрыться за границу, прибыл в Варшаву, где был узнан по приметам, сообщенным его бывшим другом — Булгариным. Приговоренный к смертной казни, он был помилован, по просьбе великого кн. Михаила Павловича, и осужден на вечные каторжные работы, замененные одиночным заключением в крепости.

Последовали десять мучительных лет в каменных мешках. Затем – поселение в Сибири. Тяжелейший удар – известие о гибели Пушкина:

Гордись! Никто тебе не равен, Никто из сверстников-певцов. Не смеркнешь ты во мгле веков…,

– писал после смерти друга безутешный Кюхельбекер.

В 1837 году Вильгельм Карлович женился на Дросиде Ивановне Артеневой, дочери баргузинского почтмейстера. Их семейная жизнь не была счастливой: первенец родился мертвым, душила нужда, изводило вымогательство тестя. В 1845 году Кюхельбекер ослеп. Умер он в Тобольске, 11 августа 1846 года.

Литературное наследие Кюхельбекера огромно, но почти не востребовано потомками. Очарование же его личности несомненно. Неуравновешенный, чувствительный, вечно восторженный, Кюхельбекер был образцом романтика в жизни и в литературе. Пушкин отозвался о нем: «человек дельный с пером в руках, хоть и сумасброд».

Основные черты его творчества – идеализм и благочестие с мистическим оттенком.

Среди основных тем поэзии Кюхельбекера, как впрочем и большинства декабристов, существенное место занимала религия. Разработка библейских мотивов была очень важна для их романтических устремлений. Примечательно, что страницы Ветхого Завета вдохновляли их чаще, чем образы Евангелия, особенно до 14 декабря. Ведь эти книги почитаются не только христианами, но и представителями других религий.

Егова, случай ли, Ормузд или Зевес Царя небес Святое имя? — Но вовеки Всему начало он, всему конец, —

писал Кюхельбекер в юношеском стихотворении «Бессмертие есть цель жизни человеческой». Идея веротерпимости вообще входила в этическую и политическую программу декабристов.

Как и другие поэты складывающегося романтизма, они видели в Библии источник высоких тем и образов, близких их идеалам, и в то же время – памятник архаичной эпохи, чью культуру отличают простота и естественность. Именно с этих позиций в начале 1820-х гг. обращается к изучению Библии Кюхельбекер.

Плодом этого изучения явился ряд библейских стилизаций Кюхельбекера («Пятая заповедь», «Упование на Бога» и др.). Следует отметить два момента. В Библии Кюхельбекера привлекали образы пророков, провозвестников слова Божия.

Он видел в них идеальную ипостась поэта, который «вещает правду и суд промысла, торжествует о величии родимого края, мечет перуны в супостатов, блажит праведника, клянет изверга». Особенно дорог ему был образ псалмопевца Давида.

Вторая особенность в интерпретации Библии Кюхельбекером — стремление воспроизвести исторический и национальный колорит древнего памятника. Этому служил намеренно архаизированный язык, который и отражал дух изображаемой эпохи. Архаизмы употреблялись не для придания языку традиционной высокости, а для стилизации.

Хотя ревнители «новой поэзии» увидели в этом возврат к старым языковым нормам и, не почувствовав языкового эксперимента, осудили Кюхельбекера за его пристрастие к архаизмам, позднее русские поэты воспользовались результатами этого эксперимента и широко использовали архаизмы.

Известно, что время заключения было в творчестве Кюхельбекера наиболее плодотворным. Он писал во всех жанрах: лирические стихи, поэмы, драмы, художественную прозу и литературную критику. Произведения на религиозные темы занимают в творчестве этого периода большое место.

Это и поэмы на библейские сюжеты («Давид», «Семь спящих отроков»), и лирические стихотворения, написанные в форме непосредственных обращений к Богу или связанных с церковными праздниками. Религиозное чувство в той или иной степени пронизывает все творчество Кюхельбекера тюремного периода, хотя чувство это отнюдь не становится ортодоксально церковным.

Будучи лютеранином по своему вероисповеданию, Кюхельбекер отличался широкой веротерпимостью и в конце жизни, в ссылке, посещал православную церковь, женившись на православной. Религиозные настроения Кюхельбекера после 14 декабря, видимо, прошли ту же эволюцию, что и у других декабристов: колебания между отчаянием и надеждой в период следствия, состояние глубокой душевной депрессии в первые годы заключения и возрождение к новой жизни, новое обретение себя и своей связи с миром. Кюхельбекеру помогло в этом его творчество.

Поэзия Кюхельбекера проникнута состоянием покинутости и отчаяния, но благодаря обострению религиозного чувства оно преображается в ощущение единения со всей вселенной.

Бог — податель вдохновения — спасает узника от нравственной гибели. Душа человеческая как бы растворяется во вселенной, роднится с ней.

Этот примиряющий и возвышающий мотив очень характерен для Кюхельбекера и возникает не только в религиозном оформлении.

Один из вещих гулов я Рыданий плача мирового,

— говорит он в одном из своих стихов. Это ощущение своего родства с миром ярко выражено в одном из лучших стихотворений Кюхельбекера «Поминки». Подзаголовок его «Свеаборгская крепость. 29 сентября 1833 года» — подчеркивает лирическое, автобиографическое начало стихотворения.

Чувство любви ко всем, кого мы знали, но кого уже нет с нами, как и к тем, кто идет за нами следом,— главный пафос этого стихотворения, написанного необычайно проникновенно.

Напевность интонации, метр, напоминающий народных стих, простота лексики, четкое ритмическое построение придают «Поминкам» какую-то наивность, народный, фольклорный отсвет, хотя в стихотворении нет и намека на стилизацию:

Помянем же родимых, Ушедших в мир иной, Возлюбленных, незримых, Вкушающих покой! Для них уж нет печали, Заботы нет для них Мы только — мы отстали От спутников своих.… Еще мы не в пустыне… Умолк не всех же глас… Не все друзья поныне Опередили нас… Не огорчим ни словом, Ни взглядом остальных: Ты, Боже, будь покровом

И мертвых, и живых!

Этот мотив бессмертия и единения со всеми, жившими и оставившими этот мир, – характерный христианский мотив. В творчестве заключенных и сосланных декабристов он получил новую силу.

Для Кюхельбекера характерен подход к народному мировосприятию как мировосприятию прежде всею христианскому, православному, для которого очень значимы идеи смирения и покаяния. Это ярко проявилось в его опытах по созданию больших проблемных произведений, насыщенных философским содержанием.

Можно сказать, что все творчество Кюхельбекера 1830–1840-х гг. проникнуто в той или иной мере религиозным мироощущением. В отличие от Бестужева или Одоевского, он был изолирован и от друзей декабристов и от внешнего мира, проведя в одиночном заключении десять лет.

Его творчество питалось в основном чтением книг и журналов, разными путями попадавших к узнику. Большинство его поэм написано на историческом материале.

Часть их воплощает историю религии: библейские мифы, легенды о первых христианах, евангельские предания («Давид», «Зоровавель», «Семь спящих отроков», «Агасвер»). Эти произведения отражают как религиозные устремления Кюхельбекера, так и его общефилософские интересы, трактовку им исторического процесса. Особенно относится это к поэме «Агасвер» («Вечный жид»).

В основу поэмы положено предание об иерусалимском сапожнике Агасвере, оттолкнувшем Христа, который по дороге на Голгофу остановился передохнуть у порога его дома. За это Агасвер был наказан вечным скитанием по земле.

Такой сюжет позволил Кюхельбекеру изобразить различные моменты мировой истории от времен Христа до XIX в. Поэма состоит из семи отдельных отрывков, каждый из которых посвящен драматическим событиям истории, так или иначе связанных с противоборством между последователями Христа и его противниками.

В основе ее – противопоставление двух отношений к миру, два понятия об истине и смысле жизни. В первом «отрывке» Агасвер, бунтарь, погруженный в мирские дела и политическую борьбу, мечтает об освобождении Иудеи из-под владычества римлян. Он идет за Христом с надеждой, что тот осуществит это освобождение.

Христос же посвятил себя вечному. Социальное угнетение, национальные проблемы не волнуют его:

Нет, и не мыслит возвратить свободу Спаситель всех Адамовых сынов Не терпящему временных оков,

Но к вечным равнодушному народу!

Убедившись в этом, Агасвер покидает Христа и становится его врагом. Эта дилемма: мирское—небесное, временное — вечное — рассматривается во всех последующих отрывках на различном историческом материале. Духовное превосходство последователей чистой веры, пусть даже преследуемых и гонимых, везде подчеркивается Кюхельбекером.

Вместе с тем поэма содержит и социальные мотивировки целого ряда исторических событий, показывает закономерность их возникновения. Показав первый этап Французской революции как широкое движение народных масс, Кюхельбекер делает вывод, что якобинский террор стал гибелью идеалов революции.

Якобинцы показаны им как душители свободы, жестокие лицемеры, меньше всего на деле обеспокоенные действительным положением народа. И наоборот, католические священники, бывшие до революции оплотом несправедливой власти, через страдания и гибель искупают свои грехи и погибают за веру, духовно преображенные.

Читайте также:  Отношения гринева и пугачева в повести "капитанская дочка" а.с. пушкина

Тема искупления грехов страданием вообще характерна для последекабрьского творчества Кюхельбекера и встречается в ряде его произведений. С наибольшей последовательностью сказалась она в мистерии «Ижорский», центральной вещи Кюхельбекера, которой было отдано много сил и много лет работы.

Главный герой драмы «богатый русский дворянин» Лев Петрович Ижорский — пресытившийся жизнью и ее наслаждениями, разочарованный и циничный молодой человек. В «Ижорском», как и в «Фаусте» Гете, героя сопровождает бес, который в обмен на душу его, исполняет все желания и прихоти этого рано соскучившегося человека.

Кюхельбекер проводит своего героя через разные этапы греха. Обозначив свое драматическое произведение как мистерию, он хотел подчеркнуть связь ее со средневековыми драмами религиозного характера и показать мытарства грешной души, ведомой дьяволом.

Первая часть произведения изображает «землю», вторая — «ад», и третья – «рай». Три части «Ижорского» — это три разных стадии состояния души героя, которые можно условно обозначить как «сомнение», «падение» и «возрождение». Поэт приходит к заключению, что только искренняя религиозность является залогом духовного воскрешения.

Повсюду вижу Бога моего, Он чад своих отец – и не покинет, Нет, не отвергнет никогда того, В ком вера в Милосердного не стынет. Господь, мой Бог – на суше, на водах, И в шумном множестве, в мирском волненьи, И в хижине, и в пышных теремах, И в пристани души – в уединеньи… Нет места, коего лучом Своим Не озарял бы Он, повсюду-сущий; Нет мрака, нет затменья перед Ним:

Всем близок Благостный и Всемогущий.

Тэги: Кюхельбекер В.К., Библия в литературе

Ещё по теме:

Источник: http://ros-vos.net/christian-culture/lit_prav/duh_poisk/kuhelbeker/2/

Биография Кюхельбекера Вильгельма Карловича

Родился 10 июня 1797 года в Петербурге в семье саксонскою дворянина. Отец Вильгельма Карловича был военным, детство его прошло в Эстонии, в имении Авинорм, где семья поселились после отставки отца. В 1808 году Кюхельбекера отдали в частный пансион в городе Верро.В 1811 году по рекомендации Барклая де Толли Кюхельбекер поступает В 1 (арскосельский лицей.

Здесь он подружился с Дельвигом и Пушкиным. Лицей Вильгельм Карлович заканчивает с серебряной медалью, служит в Главном архиве иностранной коллегии и читает лекции в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте. Уже в это время он горячо проповедует свободу и конституцию.

В 1819 году Кюхельбекер избран членом Вольного общества любителей российской словесности и вошёл в это же время в массонскую ложу «Избранного Михаила», где видную роль играли декабристы. Свободолюбие Кюхельбекера не осталось незамеченным и за стихотворение «Поэты» в 1820 году на него последовал донос, что осложнило его общественное положение.

В 1820 году Вильгельм Карлович отправляется на год в путешествие в I ерманию, Италию и Францию. Возвратившись в Россию и оставаясь на подозрении у властей, Кюхельбекер поступает на службу и отправляется на Кавказ, где в Тифлисе знакомится с Грибоедовым.В 1821 году Кюхельбекер просит об отставке и переезжает к сестре в имение Смоленской губернии.

На то время материальное положение Вильгельма Карловича было сложным, встретив Авдотью Пушкину, он влюбляется, но жениться не сможет.В 1823 году Кюхельбекер переезжает в Москву. Здесь он сближается с Одоевским и они вместе издают альманах «Мнемозина», в котором печатаются Пушкин, I .лратынский, Вяземский, печатает свои произведения и Вильгельм Карлович.

В 1825 году Кюхельбекер переезжает в Петербург и вступает в «Северное обще-i гоо», руководимое Рылеевым. Свой поступок он объясняет желанием перемен в обществе. Участвует Кюхельбекер в декабристском восстании. После подавления восстания декабристов был схвачен в Варшаве, закован в кандалы и переправлен в I кчропавловскую крепость.

Кюхельбекера приговаривают к смертной казни, но потом заменяют приговор на двадцатилетнюю каторгу с пожизненным поселением и ( нбири. Потом ему ещё раз изменили срок до пятнадцати лет, и ещё раз до десяти | | одиночного заключения с последующей бессрочной ссылкой. В 1835 году Кюхельбекера отправляют в Сибирь.

В творчестве Кюхельбекера говорится о высоком назначении поэта, о великом служении, о страдальческой судьбе, сочетаются гражданские традиции русского классицизма и принципы декабристского романтизма. После 1825 ш ла в его лирике звучат ноты скорби, отчаяния, примирения. В произведения сибирской ссылки проявляется интерес поэта к народным преданиям, к простонародной жизни.

В ссылке Вильгельм Карлович женился на дочери почтмейстера Дросиде Артёмовой, которая была неграмотна. Кюхельбекер учит и воспитывает жену, переезжает по Сибири и, наконец, поселяется в Тобольске. К этому времени он болеет туберкулёзом и слепнет.Но его не сломили ни болезни, ни тяжёлое материальное положение, ни угнетённое моральное состояние.

Умер Вильгельм Карлович 11 августа 1846 года в Тобольске.

Источник: http://lit-helper.com/p_Biografiya_Kyuhel-bekera_Vil-gel-ma_Karlovicha

Стихи: Вильгельм Кюхельбекер: Кюхельбекер Вильгельм Карлович

Кюхельбекер Вильгельм Карлович [10 (21) июня 1797, Петербург – 11 (23) августа 1846, Тобольск] — русский поэт, писатель и общественный деятель, декабрист, товарищ Пушкина по Царскосельскому лицею.

Вильгельм Кюхельбекер родился в Петербурге, в семье обрусевших немцев-дворян. Его детство прошло в Лифляндии, на берегу реки Авенорм. С 1808 г. Вильгельм учится в частном пансионе в Верро, который закончил с серебряной медалью.

В 1811 году он поступает в Царскосельский лицей (лицейское прозвище — «Кюхля»). Служил недолго в министерстве иностранных дел; преподавал русский и латинский языки в Педагогическом институте. С 1815 г.

Кюхельбекер публикует стихи в разных журналах.

Уехав секретарем обер-камергера Нарышкина в 1820 году за границу, читал в Париже в 1821 г. лекции по русской литатуре, прекращённые из-за их «вольнолюбия» по требованию русского посольства. В 1821—1822 г.г. Вильгельм Кюхельбекер служил при генерале Ермолове на Кавказе, где сошелся с Грибоедовым.

1823-1824 годы провел в Москве, давая уроки и занимаясь литературой (издал вместе с князем В.Ф. Одоевским сборник «Мнемозина», (1824). В начале 20-х годов активно выступает против сентиментализма. Его перу принадлежат следующие сочинения: трагедия «Аргивяне» (1822—1825), «Смерть Байрона» (М. 1824), «Шекспировы духи» (1825), «Ижорский» (1825), отрывки из дневника и поэма «Вечный жид».

Неуравновешенный, чувствительный, вечно восторженный, Вильгельм Кюхельбекер был образцом романтика в жизни и в литературе. Пушкин отозвался о нем: «человек дельный с пером в руках, хоть и сумасброд».

Как издатель «Мнемозины», Кюхельбекер был одним из распространителей шеллингизма в России.

От искусства он требовал самобытности: «для славы России нужна поэзия истинно русская; вера праотцев, нравы отечественности, летописи, песни и сказания народные — лучшие, чистейшие, вернейшие источники для нашей словесности».

Основные черты его творчества — идеализм и пиетизм с мистическим оттенком. В крупных произведениях Кюхельбекер мало самостоятелен как по мысли, так и по исполнению; лучшая часть его наследия — стихотворная лирика, где редки гражданские мотивы и преобладают религиозные и космические.

Радикальное настроение сблизило Вильгельма Кюхельбекера с некоторыми участниками Северного Общества, но членом его Кюхельбекер не был и в дело 14 декабря замешался случайно, «охмелел в чужом пиру», как выразился Пушкин. Был на Сенатской площади с восставшими, покушался на брата царя (великого князя Михаила Павловича).

После поражения восставших предпринял побег за границу, но был опознан и арестован в Варшаве. Был приговорён к смертной казни, заменённой одиночным заключением в Шлиссельбурге и Кексгольме. Провёл десять лет в заключении в крепостях Европейской России, в 1835 г. был сослан на поселение в Сибирь, в Баргузин.

Ослеп и умер от чахотки 11 (23) августа 1846 в Тобольске.

Источник: http://ouc.ru/kuhelbeker/

Кюхельбекер В. К. Биография кратко. Кюхельбекер Вильгельм Карлович

Кюхельбекер Вильгельм Карлович

(1797 – 1846)

Кюхельбекер Вильгельм Карлович (1797 – 1846), поэт, прозаик. Родился 10 июля (21 н. с.) в Петербурге в дворянской семье обрусевших немцев. Детство провел в Эстонии, где семья поселилась после отставки отца.

В 1808 был отдан в частный пансион, а через три года поступил в Царскосельский лицей, где его друзьями стали Пушкин и Дельвиг. С ранних лет проявлял черты вольнолюбия, был членом кружка декабриста Бурцева, глубоко изучал общественные науки, составлял словарь политических терминов, серьезно занимался литературой.

Считался одним из признанных лицейских поэтов. Уже в 1815 печатается в журналах “Сын Отечества”, “Амфион”, принимает активное участие в “Вольном обществе любителей российской словесности”, на одном из заседаний которого в 1820 читает стихи, посвященные ссыльному Пушкину, что послужило поводом для доноса на Кюхельбекера.

Чувствуя надвигающуюся опасность, по совету друзей отправляется за границу в качестве секретаря вельможи А. Нарышкина. Побывал в Германии, где посетил Гёте, которому посвятил стихотворение “К Прометею”. В Париже читает лекции по русской литературе, имевшие большой успех.

Вольнолюбивая направленность этих лекций вызывает недовольство царского посланника, добившегося немедленного возвращения поэта в Россию.

Друзья помогли ему поступить на службу к генералу Ермолову, и он в 1821 отправился на Кавказ, в Тифлисе встретился и подружился с А. Грибоедовым. Однако уже в мае 1822 подал прошение об увольнении и уехал к сестре в имение Закуп Смоленской губернии. Здесь пишет несколько лирических стихотворений, заканчивает трагедию “Аргивяне”, сочиняет поэму “Кассандра”, начинает поэму о Грибоедове.

Обстоятельства материального порядка побудили его летом 1823 приехать в Москву. Поэт сблизился с В. Одоевским, вместе с которым издает альманах “Мнемозина”, где печатались Пушкин, Баратынский, Языков.

Кюхельбекер пишет стихи о восстании в Греции, на смерть Байрона, послания Ермолову, Грибоедову, стихотворение “Участь русских поэтов”. В 1825 поселился в Петербурге, вошел в круг декабристов, был принят в тайное общество.

14 декабря Кюхельбекер, один из немногих “штатских” среди военных, проявлял бурную деятельность: посещал восставшие части, мужественно вел себя на площади, стрелял в великого князя Михаила Павловича.

Когда войска восставших были рассеянны, переодевшись в крестьянское платье, он пытался бежать за границу. Арестованный в Варшаве, был приговорен к смертной казни, впоследствии замененной длительной каторгой.

После десяти лет одиночного заключения он был сослан в Сибирь.

Однако и в крепости, и в ссылке он продолжал заниматься творчеством, создав такие произведения, как поэма “Сирота”, трагедии “Прокофий Ляпунов” и “Ижорский”, повесть “Последняя Колонна”, сказку “Иван, купецкий сын”, воспоминания “Тень Рылеева”, “Памяти Грибоедова”. Некоторые из его произведений Пушкину удалось напечатать под псевдонимом. После смерти своего великого друга Кюхельбекер потерял и эту возможность.

В ссылке Кюхельбекер женился на дочери почтмейстера Артемова, неграмотной женщине, которую учил и воспитывал. Вместе с семьей перебирался из одного сибирского местечка в другое и, наконец, уже больной туберкулезом и слепой, поселился в Тобольске. Умер Кюхельбекер 11 августа (23 н. с.) 1846 в Тобольске.

Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

kjuheljbeker

Источник: http://www.slavkrug.org/kyuxelbeker-v-k-biografiya-kratko-kyuxelbeker-vilgelm-karlovich/

Ссылка на основную публикацию