Образ емельяна пугачева в повести «капитанская дочка» пушкина

Образ Емельяна Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Капитанская дочка Пушкин А. С

Образ Емельяна Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» В «Капитанской дочке» А. С. Пушкин обращается к событиям крестьянского восстания 1773—1774 гг. во главе с Емельяном Пугачевым. В этой повести Пушкин сумел нарисовать яркую картину стихийного крестьянского восстания, показать его на широком национальном и социальном фоне.

При этом он придерживался убеждений, согласно которым в повести должна быть «историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании». Предводитель восстания Емельян Пугачев изображен Пушкиным не кровожадным убийцей, каким показывали его историки XVIII—XIX веков, а талантливым и смелым народным вождем.

Природные ум, сметка, энергичность, выдающиеся способности этого человека способствовали тому, что он возглавил крестьянское восстание. К нему начали стекаться люди со всей страны: и белогорские казаки, и башкиры, и татары, и чуваши, и крестьяне с уральских заводов. Они уважали Пугачева, доверяли ему во всем.

Пугачев жестоко расправляется с теми, кого он считает угнетателями крестьян.

Для него нет хороших помещиков и представителей власти. В лице дворян он видит только врагов. Поэтому он так беспощаден к капитану Миронову и его подчиненным, хотя это были добрые люди. Но Пугачев помнит и добро, которое ему когда-то сделали. В награду за чарку водки, поднесенную «вожатому» во время бурана, и за заячий тулупчик Гринев получает жизнь.

Три раза испытывал судьбу Петр Гринев, и три раза Пугачев его миловал. «Мысль о нем неразлучна была во мне с мыслию о пощаде, — говорит Гринев, — данной мне им в одну из ужасных минут его жизни, и об избавлении моей невесты…

» И действительно, Пугачев проявляет великодушие, когда освобождает Машу Миронову из рук Швабрина, несмотря на то, что она капитанская дочка, и от — пускает Гринева вместе с ней.

При этом он наказывает Швабрина, приговаривая: «Казнить так казнить, жаловать так жаловать».

При знакомстве с Пугачевым Гринев убеждается в том, что это совсем не такой человек, каким считали его царские власти. Еще при первой их встрече, когда Пугачев выступает в роли «вожатого», Гринева поражает хладнокровие этого человека.

Тогда Гринев видит «вожатого» как простого человека, внешность которого тем не менее кажется ему «замечательной»: «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч.

В черной бороде его показалась проседь; живые большие глаза так и бегали.

Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское» — так описывает он внешность героя. Пушкин изображает Емельяна Пугачева не только как предводителя восстания, но и как простого казака.

Речь Пугачева наполнена пословицами, поговорками, иносказаниями, которых человеку из другой среды не понять. Он заставляет называть себя царем-батюшкой, потому что в народе всегда жила вера в «доброго царя».

В его отношениях с подчиненными полный демократизм, нет никакого чинопочитания, каждый может свободно оспорить мнение своего «государя». «Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры.

Мне должно держать ухо востро: при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою», — с горечью осознает Пугачев, которого уже не радует власть. Герой понимает, что он всего лишь самозванец. Он чувствует свою обреченность и живет только надеждой на будущее.

И все же главное в образе Емельяна Пугачева — это величие и героизм, что нашло выражение в символичном смысле сказки об орле и вороне. Герой считает, что лучше прожить жизнь короткую, но достойную, чем жить триста лет и питаться падалью.

Он ассоциирует себя с орлом, который живет «всего-навсего только тридцать три года», но зато пьет «живую кровь». Подчеркивая в Пугачеве храбрость и героизм, ум и смекалку, Пушкин показывает в этом человеке лучшие черты русского национального характера.

Но Пушкин далек от идеализации Пугачева — предводителя крестьянского восстания. Автор «Капитанской дочки» отдает предпочтение реформам перед революцией, он не приемлет кровопролития.

Именно поэтому мы читаем в повести его ставшие широко известными слова: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» Расценивая пугачевское восстание не иначе, как бессмысленный бунт, автор вместе с тем не ставил своей целью показать в повести злодейства пугачевцев. Он пытался воссоздать историю восстания и личность крестьянского вожака, и нужно отметить, что этот замысел Пушкин мастерски реализовал.

Источник: http://historylib.net/obraz-emelyana-pugacheva-v-povesti-a-s-pushkina-kapitanskaya-dochka-kapitanskaya-dochka-pushkin-a-s/

Образ Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка»

У каждого писателя есть в произведении главная тема, любимая мысль, ради которой он взял в руки перо. В «Капитанской дочке» это, кроме вопросов чести и долга, тема пугачевского восстания. Вернее, образ самого предводителя восстания.

Параллельно с «Капитанской дочкой» Пушкин работает над историческим исследованием «История Пугачева», разыскивая в архивах Казани и Оренбурга интересные материалы, беседуя со стариками — свидетелями событий.

За скупыми строчками архивных документов, за запретами чиновников, не допускавшим Пушкина к части архивов, он своим поэтическим даром угадал образ вождя, собравшего под свои знамена все Поволжье, Урал и всерьез угрожавшего столице.

То ли нареченное имя Петра III, то ли его обещания народу, то ли сама незаурядная личность привлекали к нему. Каков же он, Пугачев Пушкина?

Мужик с плутовскими черными глазами, нашедший во время бури дорогу к постоялому двору и сыпавший, как горохом, поговорками – иносказаниями, рассказывая о подготовке к восстанию. В пророческом сне он приснится Петруше в роли посаженого отца и станет махать топором, предлагая юноше подойти под его благословение.

Первый раз он появляется на страницах книги черным пятнышком на снегу в разгар бурана. Во второй раз мы увидим его на коне впереди толпы мятежников, потом — в креслах на крыльце комендантского дома, принимающего присягу и расправляющегося с непокорными.

Даже здесь, в водовороте кровавых событий, он узнает старого слугу и щадит юного офицера, отблагодарившего его за услугу заячьим тулупчиком. На следующий день Пугачев пытается произвести впечатление на Петрушу, но, столкнувшись с честным ответом Гринева, не настаивает на признании его царем.

Со страниц повести Пушкина перед нами предстает человек умный, отважный, решительный и сметливый.

Народная песня «Не шуми, мати зеленая дубравушка», исполняемая Пугачевым и его сторонниками, дает нам возможность увидеть не разбойничью шайку, не пьяные «красные рожи», а вдохновенные «грозные лица» участников стихийного восстания и его вождя.

Самая интересная встреча с Пугачевым происходит в повести, когда Гринев приезжает спасать Машу от Швабрина.

Мы видим искреннее, неподдельное возмущение Пугачева, так роднящее его с честными служаками Мироновым и Гриневым: «Кто из моих людей смеет обижать сироту?», и его горячее заступничество за Машу, радость, что она невеста полюбившегося ему Петруши.

Мы видим Пугачева в бутафорском дворце, где бревенчатые стены оклеены золотой бумагой, а в углу стоят ухват и лопаты. Мы видим его заложником собственного замысла, невольником своего положения, ибо казаки косо смотрят на его общение с дворянами, а его «енералы» пытаются диктовать ему свою волю.

Пугачев отлично понимает, что с ними «должно держать ухо востро, при первой же неудаче они свою шею выкупят его головою», что для него «не будет помилования». Поражает в устах этого смышленого человека этакая хвастливость, надежда на русское «авось», желание «с прусским королем потягаться».

Пугачев у Пушкина похож на доброго молодца — храброго и сильного, немного наивного и хвастливого, доброго и благородного. А калмыцкая сказка, которой он пытался объяснить юноше свой жизненный выбор, показывает его не просто борцом-орлом, но и поэтической натурой.

Это к его высокой, благородной, доброй душе трижды (как в сказке!) обращается помилованный им Гринев. И слова Петруши «Как тебя назвать не знаю, да и знать не хочу… Но бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал» — признание высоких человеческих качеств пушкинского Пугачева.

Не зря же, когда Петруша, искренне жалея, как заплутавшую добрую душу Пугачева, и не воспринимая его как врага, противника, страшного кровавого мстителя, обещает молиться за него, Пугачев воспринимает это серьезно. Видно, для него это не пустой звук.

Не зря же за минуту до казни Пугачев высмотрит в толпе именно Гринева и кивнет ему головою.

Читайте также:  Столичное и поместное дворянство в романе а.с. пушкина "евгений онегин": изображение и характеристика

Пугачев у Пушкина — это не просто образ борца, вожака восстания. Это воплощение доброго и поэтического, хитроватого и мудрого. Как в народных сказках.

(4 votes, average: 4.00

Источник: http://school-essay.ru/obraz-pugacheva-v-povesti-pushkina-kapitanskaya-dochka-2.html

Пугачев и народное восстание в романе Пушкина «Капитанская дочка»

Повесть «Капитанская дочка» рассказывает читателям о реальном событии, которое было в истории России — о восстании крестьян под предводительством Пугачева. Этот донской казак принимал участие в двух войнах, имея первый офицерский чин. Однако его не интересовала карьера военного, он обдуманно возглавил народный мятеж.

Александр Сергеевич Пушкин показывает Емельяна Пугачева с различных ракурсов. Он демонстрируется мудрым и великодушным, жестоким и решительным. Герой был и отзывчивым провожатым, который не бросил в беде Гринева, и самопровозглашенным императором Петром Третьим, и попавшимся в клетку преступником.

Эти разные образы складываются в общую картину: предводитель крестьян обладал непоколебимой волей, ярким темпераментом, был терзаем противоречиями внутри себя.

Он ожесточенно захватывал города, сея в них разгром и панику, но время от времени проявлял и положительные человеческие качества.

С уверенностью можно сказать, что Емельян Пугачев, хорошо осознавал, что восстание русского народа рано или поздно будет подавлено, однако чувствовал долг перед крестьянами, страстно желал улучшить их незавидное положение.

Читатель знакомится с будущим лжеимператором в снежную метель. Тогда он выручил заблудившегося Гринева со слугой, спасая их от разыгравшейся непогоды. В этот раз роль вожака удалась Пугачеву. Но уже тогда обреченность чувствуется в нем. Это можно понять из сказки, которую донской казал поведал юному Гриневу.

В ней орел испытывал зависть к ворону, которому была дарована долгая трехсотлетняя жизнь. Сам же орел жил всего тридцать три года. Однако он питался живой кровью, а ворон все свое существование поедал лишь мертвячину.

Емельян Пугачев считал, что короткий век, яркий и наполненный, лучше, чем долгое прозябание на земле со склоненной головой.

Донской казак знал цену свободе, а рабство казалось ему неприемлемым. Он хотел избавить крестьян от господского гнета, чтоб и бедные смогли расправить крылья. Путь к освобождению не может быть мирным, поэтому Пугачев и был порой чрезмерно жесток. Его беспощадный нрав Пушкин демонстрирует на примере сцены расправы в Белгородской крепости.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 400 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Однако доброе сердце иногда побеждало суровую натуру. Лжеимператор даровал милость Гриневу и Мироновой не в качестве своеобразного царского жеста, какие порой позволяют делать себе великие государи, а по велению души.

Даже то, что он не забыл о тулупчике, который дал ему молодой человек после спасения в снежный буран, является значимым моментом. Емельян Пугачев следует своему долгу, ему не чужды понятия чести и гуманности.

Он помнит добро, умеет помогать другим, а также жертвовать собой ради блага ближних.

В «Капитанской дочке» можно узнать не сухие факты о предводителе крестьянского восстания, а познакомиться с ним, как с человеком, безумно любящим свободу, стремящимся дать ее и другим.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/01/pugachev-i-narodnoe-vosstanie-v-romane-pushkina-kapitanskaja-dochka.html

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Образ Емельяна Пугачева в романе «Капитанская дочка»В романе Пушкина «Капитанская дочка» образ Емельяна Пугачева является символом власти. Известно, что в «Капитанской дочке» Пушкин противопоставил народ и власть.

Главной причиной пугачевского бунта он считал оторванность власти от народа, незнание и нежелание властьимущих знать потребности простого мужика. Отсюда – национальные трагедии, одной из которых является, по мнению Пушкина, бунт под предводительством Емельяна Пугачева.    Пугачев – народный герой. Он представляет народную власть, народного избранника.

Недаром простые казаки готовы отдать за него жизнь. В основе образа Пугачева – реальный прототип.    Романный Пугачев – казак, самозванец, предводитель восставших казаков, называвший себя государем Петром III. Чтобы подчеркнуть историзм своего произведения, писатель вводит некоторые события и детали, имевшие место в реальности.

Так, в главе «Пугачевщина» приводится казенный приказ о поимке Пугачева, существовавший на самом деле. Кроме того, в романе приводятся подлинные исторические факты: пленение и казнь Пугачева, например.    Но, безусловно, фигура Пугачева в «Капитанской дочке» не приравнивается к его историческому прототипу.

В романе это один из самых сложных и многомерных образов, представляющих собой сплав исторических, бытовых, символических и фольклорных элементов. В произведении фигура Пугачева перерастает в символический образ, олицетворяющий историю и судьбу.    Облик Емельяна Пугачева конкретен. Глазами Гринева мы видим его портрет, знаем о его происхождении.

Но, в то же время, реалистичность Пугачева только кажущаяся. С его появлением в роман входит атмосфера чего-то мистического и загадочного. Пугачев напоминает оборотня, постичь сущность которого не дано никому.    Из бродяги этот герой легко превращается в «государя-императора». В Пугачеве то проявляются черты плутоватого мужика, то мудрость, сила и величие народного вождя.

В таких главах романа, как «Незваный гость», «Мятежная слобода», «Сирота», метаморфозы Пугачева следуют одна за другой: то он властный и грозный государь, то справедливый и милосердный спаситель, то жестокий и скорый на расправу мужик, то мудрый и рассудительный государственный муж.    Образ Пугачева в романе трагичен. Причем герой сам осознает эту трагичность.

Это подчеркнуто и в казачьей песне, которую он поет, и в столь любимой им калмыцкой сказке.    Облик Емельяна Пугачева во многом овеян героическим ореолом. Вспомним, что он отвергает возможность милости государыни по отношении к нему, сам при этом милуя своих противников. Для него милосердие – это неприемлемое оскорбление.

    Интересно, что образ Емельяна Пугачева в романе дан в фольклорном ключе. В сознании Гринева он тесно связан с явлением чуда, с самой судьбой. В начале романа Пугачев появляется из метели, затем он станет главным героем пророческого сна Петра Гринева.

В нем лжегосударь предстает в облике вожатого, вождя, который невольно раскрыл мемуаристу глаза на законы жизни, истории, судьбы.    Таким образом, Пугачев в «Капитанской дочке» одновременно и реален, и фантастичен. Он соединяет два пласта: внешний, жизненный, и мистический, пласт судьбы и истории. Образ Емельяна Пугачева – центральный образ романа. С ним связаны размышления Пушкина об истории и судьбе, о соотношении частной жизни и жизни исторической.

Образ Емельяна Пугачева в романе «Капитанская дочка» (2 вариант)

А.С. Пушкина недаром называют гением. Этот человек был талантлив во многих сферах литературы. Пушкин писал гениальные стихи, замечательные романы, повести, рассказы, исторические произведения. Замечательным примером последних можно по праву назвать повесть «Капитанская дочка».

    В этой повести Пушкин показывает нам времена одного из самых страшных бунтов за всю историю России – период восстания крестьян под предводительством Емельяна Пугачева. На самом деле, фигуру Пугачева пытались осмыслить не только многие историки, но и писатели. Этот образ всегда представлялся сложным, неоднозначным.

Вот и Пушкин в своей повести пытается осмыслить не только роль Пугачева в истории России, но и его личностные особенности.    В центре произведения мы видим образ молодого барина Петруши Гринева. Петрушу отправляют служить. Его отец – человек строгих правил, не смотря на знатность рода, он настаивает на том, чтобы его сын служил по-настоящему, в глубинке, а не под родительским крылом.

Гринев младший перенимает от отца лучшие качества. Он серьезно воспринимает понятия чести и долга, отзывчив к людям, добр и благороден.    Можно сказать, что Емельяна Пугачева мы видим именно глазами Петруши. Первая их встреча происходит совершенно случайно. Гринев и Савельич во время страшного бурана заблудились и не могли найти дороги.

На помощь им приходит простой мужичок с хитрыми сверкающими глазами. Он выводит их к деревне и к ночлегу. В знак благодарности на следующий день Петруша дарит ему свой заячий тулуп, несмотря на недовольство Савельича. Тогда еще Петр даже не подозревал, кого он встретил и как важен будет в дальнейшей его судьбе этот подарок.

Читайте также:  Детство татьяны лариной в романе пушкина "евгений онегин"

Кстати, мне кажется, что Пушкин не случайно впервые знакомит читателя с Пугачевым именно в момент страшного бурана. Это символичный образ, означающий буран, вьюгу, страшную стихийность тех событий, в которых будет в дальнейшем замешан Пугачев. И недаром именно он смог найти дорогу среди непогоды. Этот герой близок к простому народу, а, значит, и к земле, к природе.

Ему ничего не стоит найти тропинку даже в самом непролазном лесу. Именно поэтому крестьяне пошли за ним, поэтому бунт под его предводительством оказался такой силы и мощи.    К Пугачеву невозможно относиться однозначно.

Если в первый раз встречи его с Гриневым этот хитрый мужичок вызывает симпатию, то во время второй встречи их с Петрушей, в Белогорской крепости, этот разбойник пугает нас своей жестокостью, звериной мощью. Под его предводительством совершаются просто страшные деяния.

Взяв штурмом Белогорскую крепость, Емельян Пугачев начинает безжалостно убивать тех людей, которые отказались видеть в нем государя императора Петра III. Он не милует никого: ни молодых, ни старых. Страшна смерть жены коменданта крепости Василисы Егоровны.

В этих сценах Пугачев предстает жестоким человеком с железной волей и непоколебимым характером: «Пугачев грозно взглянул на старика и сказал ему: «Как ты смел противиться мне, своему государю?» Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком.

Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице». «Унять старую ведьму!» — сказал Пугачев. Тут молодой казак ударил ее саблею по голове, и она упала мертвая на ступени крыльца».    Но, в тот же самый момент, узнав в Петруше того молодого барина, который подарил ему тулуп, Пугачев милует Гринева, освобождает его от страшной казни.

Тем самым, Пушкин показывает нам, что его герой может быть не только безмерно жесток, но и благодарен. Разбойник крепко запоминает добро, сделанное ему, и платит за это тем же.    Прекрасно раскрывается образ Пугачева и в сцене его беседы с Гриневым. Здесь видны такие его положительные качества, как близость к народу, справедливость. Он мудр и проницателен.

Пугачев трезво, без иллюзий оценивает возможности и силы народного войска. Пугачев говорит: «Улица моя тесна; воли мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро, при первой неудаче свою шею выкупят своею головою». Герой прекрасно осознает неизбежность своей страшной участи.

Это можно понять и в тот момент, когда разбойник со своими приближенными поет народную песню: «Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице».    С удивительной стороны мы видим Пугачева и в тот момент, когда он помогает Петруше вызволить из плена Машу Миронову. В этом эпизоде ярко проявились справедливость, благородство, понимание, душевность Пугачева. Он благословляет союз этих молодых людей и желает им счастья.    Таким образом, к личности Пугачева невозможно относится однозначно. Это сложный, противоречивый герой с тяжелым жизненным путем. Пушкин объективно показал нам этого человека, его добрые дела и злодеяния. Нельзя отрицать главного: фигура Пугачева ярко отпечаталась в истории нашей страны.

Образ Емельяна Пугачева в романе «Капитанская дочка» (3 вариант)

Одним из самых страшных в истории России был бунт под предводительством Емельяна Пугачева. Этой исторической фигурой интересовались многие историки и писатели. Одним из них был и Александр Сергеевич Пушкин. В 1836 году он написал историческую повесть «Капитанская дочка», посвященную восстанию под предводительством Емельяна Пугачева.

    В центре этой повести находится сложная личность бунтаря Пугачева. Несомненно, это очень интересный и незаурядный образ. С одной стороны, предводитель крестьянского восстания – безжалостный человек. Взяв штурмом Белогорскую крепость, он начинает убивать тех людей, которые отказались видеть в нем государя императора Петра III.

    Пугачев не милует никого: ни молодых, ни старых. Здесь он предстает жестоким человеком с железной волей и непоколебимым характером: «Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком. Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице». «Унять старую ведьму!» — сказал Пугачев.

Тут молодой казак ударил ее саблею по голове, и она упала мертвая на ступени крыльца».    Но, несмотря на все отрицательные черты, образ Емельяна Пугачева не лишен и достоинств. В повести показаны замечательные способности Пугачева как руководителя. Его действия противопоставлены бездарным действиям царских генералов.

    В «Капитанской дочке» Пугачев показан не только как военный начальник, но и как человек. Когда, по дороге на службу, Петруша Гринев и Савельич заблудились, на помощь им приходит простой мужик с хитрыми сверкающими глазами. В знак благодарности на следующий день Гринев дарит ему свой заячий тулуп, несмотря на недовольство Савельича.

Тогда еще Петр не подозревал, кого он встретил и какую роль сыграет этот подарок в его судьбе.    В следующий раз Гринев встречается с Пугачевым уже в Белогорской крепости, во время страшных событий. Именно тогда-то Пугачеву и вспомнилась щедрость молодого барина Петра Гринева. Узнав Петрушу, разбойник дарит ему жизнь.

    В сцене беседы Пугачева с Гриневым раскрываются многие положительные качества предводителя восстания. Мы видим, что Пугачев близок к народу, справедлив. Ему свойственны народная мудрость и проницательность. Это позволяет герою трезво оценивать и свои силы, и возможности народного войска. Пугачев говорит: «Улица моя тесна; воли мало. Ребята мои умничают. Они воры.

Мне должно держать ухо востро, при первой неудаче свою шею выкупят своею головою». Я думаю, Емельян Пугачев понимает свою неизбежную участь.    В страшной ситуации, в которую попала Маша Миронова, Гринев находит помощь именно у Пугачева. В этих эпизодах особенно ярко проявились справедливость, благородство, понимание, душевность Пугачева.

Он освобождает Машу от страшного плена и благословляет ее союз с Петром Гриневым.

    Таким образом, Пушкин изображает Пугачева как противоречивый характер, в котором сочетаются и положительные и отрицательные качества. Мне кажется, что Емельян Пугачев — незаурядная личность, с очень сильным характером и яркими талантами.

ActionTeaser.ru — тизерная рекламаActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/russkaya-literatura/10-000-samykh-luchshikh-sochinenij/sochineniya-po-a-s-pushkinu/6359-obraz-emelyana-pugacheva-

Образ Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина

Основа повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина — события, произошедшие в 1773-1774 гг. Автор изображает крестьянское восстание, которое возглавил Емельян Пугачев.

Образ Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка». Краткое содержание книги

Для более глубокого понимания того образа, который был воссоздан гениальным писателем, обратимся к основным моментам книги.

https://www.youtube.com/watch?v=aK7LP2ipWQY

Молодой дворянин Петр Гринев отправляется служить в Белогорскую крепость. Он знакомится с дочкой капитана, Марией Мироновой, в которую позднее влюбляется. Петр дружит с офицером Швабриным, также влюбленным в капитанскую дочку. Между молодыми людьми происходит дуэль, в ходе которой Гринев получил сильное ранение. Мария и Петр любят друг друга, но родители недовольны выбором сына.

Емельян Пугачев захватывает крепость, погибают родители Маши, которая прячется у попадьи. Швабрин пытается вынудить Марию выйти за него замуж. Петр освобождает девушку и попадает под арест. Мария отправляется в Петербург и спасает своего жениха. Гринева освобождают. Молодые люди становятся счастливыми мужем и женой.

Примерно так выглядело бы краткое содержание повести, если бы в ней не было Емельяна Пугачева. Не сказано ни слова об этом персонаже, и, казалось бы, суть повествования не нарушена.

Каков же образ Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка»? В сокращении, передавая только краткое содержание, трудно рассказать об этом герое. Портрет Пугачева наиболее полно прорисовывается во время встреч с Гриневым, которые, по сути, могли быть оформлены в отдельное произведение.

Четыре встречи Гринева с Пугачевым

Как уже говорилось выше, Образ Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка» раскрывается в ходе четырех встреч с Гриневым.

Читайте также:  Опыт и ошибки героев в романе пушкина "евгений онегин"

Первая встреча определила ход их дальнейших взаимоотношений. Пугачев вывел Гринева из степи во время бурана. Петр думал, что его провожатый — простой путник. Он отдал Пугачеву заячий тулуп, что и положило начало отношениям, основанным на христианских понятиях.

Вторая встреча этих персонажей происходит в Белогорской крепости, которую заняли повстанцы. Пугачев узнал в дворянине молодого человека, подарившего ему в благодарность тулуп.

Гринев отказался присягнуть атаману, чувство долга перед отечеством оказалось выше страха за собственную жизнь.

Об этом Петр откровенно говорит Пугачеву, интуитивно чувствуя, что у самозванца есть свои понятия о чести и долге.

Шокирующее впечатление произвело на Гринева заседание военного совета. Было видно, что со своей «свитой» самозванец общается на равных. Отношения между всеми присутствующими, скорее, походили на дружеские. Больше всего Петра потрясло исполнение участниками «заседания» песни о виселице. Казалось, все присутствующие, в том числе Пугачев, понимают исход своей судьбы.

Третья встреча двух героев повести произошла, когда Гринев воевал против самозванца в Оренбурге и получил весточку от Маши, которая написала ему о том, что Швабрин вынуждает ее обвенчаться с ним.

Петруша поспешил на помощь девушке, но по дороге его остановили посты Пугачева и отправили к самозванцу. Емельян узнал Гринева и тепло поприветствовал.

К счастью Петра, в силу снова вступили его дружеские отношения с Пугачевым, и самозванец оказал помощь Гриневу в освобождении любимой, как только услышал, что обижают сироту.

Даже Швабрин не помешал благородному поступку атамана, сообщив Пугачеву, что Мария – дочь Миронова. Емельян рассердился, что от него был скрыт этот факт, но откликнулся на призыв Гринева отпустить его и сироту.

Последняя встреча молодого дворянина с атаманом состоялась во время казни последнего. Пугачев узнал своего друга, кивнул ему, а спустя мгновение его мертвая голова была выставлена напоказ.

Сочинение на тему «Образ Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка» часто воспринимается учениками как довольно простое.

Однако данный персонаж настолько сложен и многогранен, что более углубленный анализ приводит учащихся к непростым выводам, вызванным многогранностью личности Пугачева.

Так, например, он показывает себя беспощадным в отношении родителей Маши Мироновой, но к ней проявляет великодушие.

Образ Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка». Отношение автора к герою

Емельян Пугачев на страницах книги изображен Пушкиным не убийцей, показанным историками XVIII-XIX веков, а умным и смелым вожаком народа. Смекалистый, энергичный, способный вести за собой — таков образ Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка». Сочинение каждого школьника обязательно должно упоминать об этих качествах героя.

В отношении дворянского сословия и представителей власти Пугачев беспощаден, в их лице он видит врагов. Кровожадный, жестокий – эти черты также определяют образ Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка».

Сочинение об этом персонаже обязательно затрагивает тему убийства капитана Миронова и его жены, с которыми самозванец обошелся беспощадно. Хладнокровие, с которым он убивает людей, поражает.

Образ Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка» немного комичен. А. С. Пушкин изображает самозванца как простого казака. Речь его полна народными пословицами и поговорками.

Он велит своим «ребятам» называть его царем-батюшкой. При этом в его отношениях с людьми отсутствует чинопочитание, и каждый может оспорить его мнение.

Пугачев осознает, что обречен на погибель, и понимает, что его могут легко предать.

Пушкин симпатизирует Пугачеву, но за его иронией легко уловить насмешку над этим персонажем.

Национальный русский характер

Сочинение на тему «Образ Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка»» обязательно должно содержать идею, которую выражает этот герой сказкой об орле и вороне. Самозванец считает, что лучше жить недолго, но достойно, чем существовать много лет, питаясь падалью.

Подчеркивая в этом герое ум, храбрость, смекалку, автор показывает лучшие черты характера русского народа.

Отношение Пушкина к крестьянскому восстанию

Образ Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка», безусловно, наделен множеством положительных характеристик. Однако Пушкин вовсе не идеализирует этого героя.

Автор повести негативно относится к разного рода кровопролитиям и отдает предпочтение реформам. Он называет русский бунт бессмысленным и беспощадным.

Автор не ставил себе задачу показывать в своем произведении злодеяния бунтарей, а просто пытался воссоздать историю.

Пугачёв на страницах истории и в произведении Пушкина

Обратившись к работам историков, можно выяснить, что Пугачев — уроженец станицы Зимовейской Донской области. Его фамилия произошла от прозвища деда самозванца — Михаила Пугача.

В официальных исторических документах Пугачев характеризуется исключительно как вор, убийца и самозванец.

Однако Пушкин показал Емельяна Пугачева талантливым народным вождем. Он обратил внимание на другую сторону этой личности и, скорее всего, был прав, наделив его умом, энергичностью, харизмой, ведь не будь самозванец таковым, он не смог бы возглавить крестьянское восстание подобного масштаба.

Идея бунта в книге «Капитанская дочка» находит отголоски в романе Пушкина «Дубровский». Емельян Пугачев — более колоритная фигура, чем Владимир Дубровский. Тем не менее, оба героя – бунтари, вышедшие из разных сословий, но обладающие общими чертами «разбойничьего благородства».

Источник: http://4u-pro.ru/iskusstvo-i-razvlecheniya/obraz-emelyana-pugacheva-v-povesti-kapitanskaya-dochka-a-s-pushkina

Образ Емельяна Пугачева. Сочинение по роману Пушкина «Капитанская дочка»

Хронология Пучаевского бунта хорошо известна – 1773-1775 гг. Именно в это время необходим был вождь, который смог бы встать во главе народа, выразить интересы крепостного крестьянства и повести за собой.

Таким человеком оказался Емельян Пугачев, и этот выбор истории нельзя назвать случайным. Образ и характеристика Емельяна Пугачева представлена в романе «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина.

Это последнее завершенное и опубликованное при жизни прозаическое произведение поэта.

Емельян Пугачев – донской казак. Возраст около 40 лет. Он – самозванец, пьяница и бродяга, выдающий себя за императора Петра III «… пьяница, шатавшийся по постоялым дворам, осаждая крепости и потрясая государство!», «…учиня непростительную дерзость принятием на себя имени покойного императора Петра III…»

Харизма Пугачева органично соединилась с сакральной ценностью царской власти. Это усиливало ощущение им своей избранности. Ему необходимо было постоянно «лепить» в сознании «подданных» свой образ как истинного царя. Вживанию Пугачева в роль Петра III способствовал и внешний вид. О внешности Емельяна Пугачева известно следующее:

Нарядная, изукрашенная одежда – важный элемент в формировании образа Емельяна Пугачева.

Названный император в глазах поданных непостижимым Божественным образом соединялся с Богом. Поскольку сакральная природа вождя сомнений у повстанцев долгое время не вызывала, он полагал возможным распоряжаться душами людей: печься об их спасении, либо лишать их возможности жить.

Вероятно, сознанием права вершить «высший суд», следует объяснить тот факт, что самозваный император публично призывал к насильственным расправам. Казни становились основой народной веры в Пугачева, как «истинного царя», их часто приурочивали к приезду названного.

Он – жестокий, кровожадный человек: «…я вспоминал об опрометчивой жестокости, о кровожадных привычках того, кто вызвался быть избавителем моей любезной!..»

У Пугачева на теле есть шрамы, которые он называет «царскими знаками» (как если бы он был настоящий царь): «…А в бане, слышно, показывал царские свои знаки на грудях: на одной двуглавый орел величиною с пятак, а на другой персона его…» Пугачев понимает, что он злодей, но он уже не может остановиться. «Поздно мне каяться. Для меня не будет помилования. Буду продолжать, как начал».

Таким образом, образ Емельяна Пугачева в романе «Капитанская дочка» создан А.С. Пушкиным на основе глубокого, разностороннего изучения исторических источников. Основными принципами отбора исторического материала являются детализация в описании образа, связь с мифологией и фольклором.

В сюжетно-содержательном плане роман разносторонне изображает главного героя.

В образе Пугачева проявляются мистические черты (намеки на оборотничество и связь с нечистой силой) вместе с тем, материал отобран так, что законность власти Пугачева в глазах народа представляется неоспоримой, а характеристики его образа соответствуют народным представлениям о царе.

Источник: http://litera.su/learner/all-works/pushkin-a-s/the-image-of-pugachev

Ссылка на основную публикацию