Пушкин, «борис годунов»: анализ произведения

Замысел трагедии «Борис Годунов» Пушкина | Инфошкола

Изучение летописей всего ярче отразил ось на образе Пимена, в лице которого Пушкин создал художественно законченный тип древнерусского летописца, проникнутого глубоким религиозно-нравственным настроением, детской верой и теплой любовью к родной земле, со смирением и простосердечной правдивостью, «не мудрствуя лукаво», в тишине монастырской кельи заносящего на страницы летописи «войну и мир, управу государей, угодников святые чудеса, пророчества и знамения небесные.

Влияние Карамзина сказалось преимущественно в изображении характеров и событий.

В 1824 году вышли в свет Х и ХI тома «Истории Государства Российского», заключающие в себе описание эпохи Феодора Иоанновича, Бориса Годунова и Смутного времени.

Пушкин прочел их уже в Михайловском, и это чтение навело его на мысль написать драму об изображенных здесь событиях. В своей трагедии он почти шаг за шагом следует изложению Карамзина, перелагая его рассказ в живые и яркие сцены.

Точно так же следует он Карамзину в изображении отдельных исторических лиц: Так, например, изображая характер Царя Бориса, он понимает его так же, как понимал Карамзин: подобно Карамзину, считает Бориса прямым виновником убиения Царевича Димитрия, смотрит на него как на преступника, терзаемого угрызениями совести. Из «Истории» Карамзина Пушкин усвоил и главную идею своей трагедии: преступление, подобное совершенному Борисом, не может остаться безнаказанным, а должно привести к гибели преступника и повлечь за собой тяжелые бедствия для всего государства.

Эта мысль Карамзина является естественным выражением той общей моральной тенденции, которою проникнута вся его «История».

Но, заимствуя из «Истории» Карамзина основу действия своей трагедии, Пушкин обнаруживает самостоятельное отношение к источнику.

В некоторых случаях он сумел даже глубже понять смысл исторических явлений, чем Карамзин: так, например, он очень верно оценил выдающуюся  роль боярства в деле подготовки первого самозванца.

Современная наука выяснила, что этот самозванец был ставленником боярской партии, которая воспользовалась им, как орудием для низвержения ненавистного ей Бориса.

Поэтому, выводя в первой сцене своей трагедии беседующих бояр (Шуйского и Воротынского), изображая их настроение в момент избрания Бориса на царство, Пушкин обнаружил замечательное историческое чутье, угадав значение боярства в ходе развития исторических событий.

Эта сцена сразу вводит нас в историческую обстановку, раскрывает тайное недоброжелательство бояр к Борису, подготовившее его падение.

Кроме Карамзина, Пушкин пользовался также и другими историческими источниками: летописями, сказаниями и т. п. Из «Истории» князя Щербатова он заимствовал, например, эпизод с конем Самозванца.

Другой источник ((Краткая повесть о самозванцах») дал ему основу для характеристики Марины Мнишек, о которой этот памятник отзывается, как о «деве гордой, хитрой и дерзновенной».

Влияние Шекспира имело большое значение для Пушкина.

В произведениях Шекспира Пушкин видел высокохудожественные образцы трагедий, свободных от стеснительного влияния «правил» классицизма и всевозможных условностей.

В «Борисе Годунове» Пушкин хотел дать русской литературе такой же образец «романтической трагедии», как он его называл в письмах к друзьям, подразумевая под этим выражением, что его произведение по форме и по духу будет резко отличаться от обычного типа классицистической трагедии.

Но, подчиняясь влиянию Шекспира, Пушкин был чужд рабской подражательности или прямых заимствований: он принял лишь шекспировские приемы творчества, его простоту и естественность, его «широкое и вольное изображение характеров» — не с точки зрения какой-либо одной господствующей страсти, а во всей полноте и многообразии, свойственных живой человеческой личности.

Сравнивая Шекспира с писателями классицизма с точки зрения изображения характеров, Пушкин говорит: «Лица, созданные Шекспиром, не суть, как у Мольера, типы такой-то страсти, такого-то порока; но существа живые, исполненные многих страстей, многих пороков; обстоятельства развивают перед зрителями их разнообразные и многосторонние характеры. У Мольера скупой скуп — и только; у Шекспира  Шайлок скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен.

У Мольера лицемер волочится за женой своего благодетеля, лицемеря; принимает имение под хранение, лицемеря; спрашивает стакан воды, лицемеря» . Гораздо полнее и жизненнее, по мнению Пушкина, изображен тип  лицемера у Шекспира, и эта широта характеристики составляет одно из главных достоинств великого драматурга.

«Истина страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах — вот чего  требует наш ум от драматического писателя», — говорит Пушкин в своих заметках «О народной драме», ту же мысль повторяет и в одном  частном письме: «Правдоподобие положений, естественность диалога  — вот настоящие законы трагедии». В своей трагедии Пушкин постарался осуществить те требования, которые ставил перед драматическим писателем и которые находил осуществленными у Шекспира.

Пушкин серьезно изучал Шекспира и глубоко понимал его произведения. В одном из писем по поводу своей трагедии Пушкин говорит: « … Я пишу и вместе думаю. Большинство сцен требовало только обсуждения;  когда доходил я до сцены, требовавшей вдохновения, я или пережидал,  или просто перескакивал через нее.

Этот способ работы совершенно нов для меня». Сцены, писанные по вдохновению, и есть именно те, которые создались под влиянием Шекспира и в которых сосредоточиваются главнейшие моменты действия.

Таковы все монологи Бориса, сцена его с Шуйским при вести о появлении Самозванца, сцена с Патриархом, когда последний советует перевезти тело царевича в Москву, сон Григория — те места трагедии, которые послужили поэту для «вольного и широкого изображения характеров».

В этих сценах Пушкин отступал от истории; так, он допускает в трагедии любовную интригу, когда Димитрий влюбляется в  Марину Мнишек.

Так появляется созданная вдохновением поэта и замечательная в художественном отношении «Сцена у фонтана», которая была необходима, с одной стороны, для характеристики Марины, с другой — для разъяснения некоторых черт характера Самозванца, его решительности, уверенности в успехе своего дела, наконец, его самолюбия.

Даже незначительные сцены необходимы или для развития действия, или для объяснения эпохи и характеров. Такова, например, сцена «Корчма на литовской границе»; в ней мастерски представлено современное Самозванцу монашество, где рядом с высоконравственными личностями, вроде старца Пимена, были и «злые чернецы», бродяги, подобные Михаилу и Варлааму.

С другой стороны, противопоставляя бесшабашно удалых бродяг мрачному Григорию, Пушкин яснее оттеняет душевное настроение последнего, его внутреннюю борьбу.

Такого же рода отступления от истории встречаются  и в исторических хрониках Шекспира.

 Другим источником при создании трагедии Пушкина была «История» Карамзина, где изображено царствование Феодора, Бориса Годунова и Лжедимитрия — почти вся история Смутного времени.

Многие места трагедии Пушкина не только сходны с «Историей» Карамзина, например все сцены избрания Бориса на царство, но представляют иногда простой пересказ слов историка; таковы слова Воротынского о том,  что Борис, покинув все мирское, затворился в монастыре, где жила его сестра Ирина, а равно и слова «в невестах уж печальная вдовица», с  которыми Борис обращается к своей дочери.

Пушкин, согласно Карамзину, представляет Бориса Годунова убийцей царевича Димитрия. Но нельзя, однако, сказать, что Борис Пушкина абсолютно схож с Борисом Карамзина.

Пушкин объективен и беспристрастен в своей драме, как Шекспир, тогда как Карамзин негодует на Бориса и упрекает его.

Если в чем Пушкин и следовал Карамзину, так это в содержании своей драмы, в «развитии ее происшествий», как он сам указал.

Кроме Шекспира и Карамзина, Пушкин пользовался еще и древне-русскими летописями: по ним поэт не только изучил образ мыслей и язык  времени, но и создал замечательный тип монаха-летописца. Насколько  удачен образ Пимена, свидетельствуют воспоминания известного русского историка Погодина. Погодин услышал «Бориса Годунова» впервые из уст самого автора, и сцена с Пименом его «ошеломила».

«Мне показалось, — пишет Погодин, — что мой родной и любезный Нестор поднялся из могилы и говорит устами Пимена, мне послышался живой голос русского древнего летописца».

И действительно, характер Пимена обрисован мастерски как в начале сцены, где Пимен дает характеристику летописи, указывая на ее цель и содержание, так и в той сцене, где летописец говорит о суете света, о преимуществах затворнической жизни, рисуя образ Иоанна Грозного, искавшего успокоения «в подобии монашеских трудов», и рассказывая Григорию о Феодоре и его смерти.

Источник: https://info-shkola.ru/zamysel-tragedii-boris-godunov-pushkina/

Анализ драмы «Борис Годунов»

Анализ трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»

План

  • История создания трагедии
  • Место и время произведения
  • Конфликт в трагедии
  • Реализм в произведении
  • Видение автора
  • Судьба произведения
  • Жанр

История создания. 

В декабре 1824 году Пушкин начинает работу над трагедией «Борис Годунов». В размышлении над актуальными проблемами современности Александр Сергеевич нацеливает свое внимание на один из самых драматических периодов новейшей истории России — время правления Бориса Годунова в конце XVI — начале XVII в.

Перед писателем встают трудные задачи: постичь объективную логику событий, достичь исторической достоверности в изображении прошлого. Михайловский «отшельник» изучает наследие русских летописцев, читает исторические хроники Шекспира, просит прислать произведения «отца исторического романа» В. Скотта.

Фактический материал для осмысления «смутного времени» дают доставленные в Михайловское новые тома «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина.

На пути создания реалистического текста, для достижения реалистичного изображения лиц, исторических характеров, времени и событий избирается драматический жанр.

Полно и объективно возродить минувший век во всей его истине помогает сценическое действие, где все события протекают на глазах публики, характеры самораскрываются с разных сторон.

Место и время произведения

Трагедия «Борис Годунов» разрушает догмы классицизма. Здесь события происходят в разное время, в пространстве и месте — в лесах, московских площадях, в царских покоях, на литовской границе, в год коронации Годунова и приход на престол Лжедмитрия.

В трагедии нет явного романтического разделения настоящего и прошлого, отсутствует авторский субъективизм. Однако позиция автора улавливается ясно.

Злободневно и остро звучат вопросы: какую роль играет народ в истории? какова роль дворянства в России? Пушкин позже признавался, что ему так и не удалось упрятать «уши под колпаком юродивого. Торчат».

В «Борисе Годунове» драматург-реалист развивает шекспировскую многогранность и вальтер-скоттовский историзм в освещении явлений, стремится найти реальные причины и следствия поступков людей и событий.

Конфликт в трагедии

Глобальный конфликт, в разрешение которого оказываются, втянуты все действующие лица — бояре, церковь, народ, внешние силы — сконцентрирован вокруг образа заглавного персонажа. «Борис Годунов — вчерашний раб, зять Малюты, татарин…» — достиг верховной власти, стал царем.

Вступая на престол, Годунов ведет себя лицемерно, заигрывая с народом и скрывая истинные намерения. Тайна «ужасного злодейства», совершенного над младенцем Дмитрием, дамокловым мечом висит над ним.

Не складываются отношения Бориса с народом. Царь умеет «…

и любовью, и страхом, / И словом народ очаровать». Все делает, чтобы «щедротами любовь его найти». В ответ же получает презрение народное: «Я отдал им житницы, я золото / Рассыпал им, я им нашел работы — / А они меня, беснуясь, прокляли».

В глазах народа он виновник всех бед на Руси: «Кто не помрет, я всем убийца тайный…»

Почему не понят и не принят народом Борис Годунов, правитель, готовый отдать ему последнюю рубашку? По ходу действия в пушкинской народной драме вырисовывается истинный облик правителя.

Борис узаконил отмену Юрьева дня, закрепившего крепостное право. Осуждая тиранию Ивана Грозного, сам насаждает систему доносов.

Именно из-за его политических ошибок власть завоевана самозванцем Гришкой Отрепьевым.

Реализм в произведении

Реалистическое изображение народа — важнейшее открытие трагедии. Он показан как противоречивое и сложное единство.

Народ — шут, когда проливает луковые (и лукавые) слезы, радуясь воцарению Бориса; «толпа», «чернь» — когда поддается стихийным рефлексам; судья, нравственная сила — когда «народное мнение» решает участь содеявших преступлений.

Народ разноязычен и многолик: выписан в конкретных лицах, дан как собирательный образ, представлен как реальная историческая сила.

Народная мудрость, дух народа явлены в образе летописца Пимена, устами которого глаголет истины идеальный историк.

В народном сознании хранятся нравственные заповеди, вложенные в уста Юродивого: «Нет, нет! Нельзя за Царя молиться он же Ирод — богородица то не велит». Молчание народа предрекает трагедию очередному царю-самозванцу. Словесной формулы достаточно драматургу, чтобы передать сложность понимания народа и его роль в истории: «Народ безмолвствует… Народ в ужасе молчит».

Читайте также:  Евгений онегин - лишний человек?

Однако Пушкин

Источник: https://www.lang-lit.ru/2015/11/analiz-dramy-boris-godunov.html

Анализ трагедии «Борис Годунов» Пушкина: суть, смысл, идея

«Борис Годунов».Иллюстрация Е. Кибрик

«Борис Годунов» является одним из самых известных драматических произведений великого русского поэта А. С. Пушкина.

В этой статье представлен анализ трагедии «Борис Годунов» Пушкина: суть, смысл, идея произведения.

Смотрите:
Все материалы по драме «Борис Годунов»Все материалы по творчеству Пушкина

(С. Бонди, комментарии к книге «А. С. Пушкин. Драматические произведения», 1943 г.

)

«Борис Годунов» написан Пушкиным в важный для него момент перелома в его творчестве: он знаменует переход Пушкина от романтизма к реализму, к объективности, к истории, к народности… Основный замысел трагедии…

показать на историческом примере, как происходят восстания, какие исторические силы играют роль в судьбе государства, какова роль отдельных общественных групп в подобных бурных событиях — роль народа, высших классов и иностранного вмешательства.

Эпоха, выбранная Пушкиным, казалась ему крайне поучительной для понимания современности: Борис Годунов, достигший престол с помощью преступления, напоминал Александра I, также вступившего на престол после убийства его отца, в котором он принимал косвенное участие; аналогичным было и недовольство царем.<\p>…

Пушкин вовсе не имел в виду включать историческую пьесу какие-либо намеки на современность… Связь с современностью в замысле Пушкина была не в намеках и иносказаниях, а в том, что, изображения…

события XVII века, он тем самым отвечал на вопросы, которые волновали его самого и его передовых современников, декабристов: как происходят революции в истории? что ими движет? какую роль в них играет народ? чем вызывается их успех? Таков был у Пушкина замысел исторической трагедии.

Пушкин в ней стремился полностью отказаться от всяких литературных и театральных эффектов, от выражения собственного мнения об изображаемых событиях; ему хотелось просто «воспроизвести историческую эпоху и исторических лиц»… Конечно, в полной мере Пушкину не удалось «отказаться от своего образа мыслей, дабы полностью переселиться в век изображаемый»…

Точно также не удалось Пушкину избежать и фактических исторических ошибок: они были вскрыты позднейшей наукой. Создавая свою трагедию, Пушкин нашел образец для нее в драмах Шекспира, преимущественно в… «Ричард II», «Генрих IV»… Пушкин и самую форму своего «Бориса Годунова» заимствовал у Шекспира.

Он отказался от единства места и времени, ввел в трагедию комические сцены, заменил обязательные пять длинных актов большим количеством маленький сцен и вместо рифмованного шестистопного ямба написал драму белым, нерифмованным стихом, а отдельные сцены — и прозой.

Основным источником для Пушкина при изображении исторических событий царствования Бориса Годунова была «История Государства Российского» Карамзина. Весь ход действия «Бориса Годунова», речи действующих лиц полны намеками на те или иные события той эпохи, на различные связанные с ними обстоятельства и отношения.

Для того чтобы полностью понимать содержание пушкинской драмы, необходимо знать эти события, обстоятельства и отношения.
Построив свою трагедию на перечисленных событиях, Пушкин в основу ее положил определенную идею, которая состояла в том, что не боярские интриги, не польская интервенция, не слабость сопротивления Бориса…

являются причинами успеха восстания, руководимого Самозванцем, и гибели Бориса Годунова, а народ, его настроение, его участие в этом восстании. Пушкина упрекали современные ему (а также позднейшие) критики в том, что он неудачно выбрал героем трагедии такое лицо, как Борис Годунов, который с самого начала ведет себя как обреченный, почти не сопротивляется, не борется.

Кроме того, по словам критиков, внимание зрителя и читателя двоится между двумя героями, Годуновым и Отрепьевым, и трудно сказать, кто из них настоящий герой пьесы. Эти упреки несправедливы и основаны на непонимании главной мысли пушкинской драмы.

Ни Борис, ни Отрепьев не являются героями трагедии: ее герой — народ, который в конечном счете и решает судьбу всех действующих лиц. Глубокий трагический образ Бориса Годунова, страстного честолюбца, не останавливающегося перед преступлением для достижения намеченной цели, способного на хитрую и сложную интригу — и в то же время умного, искренне желающего делать добро России и ее народу, любящего и нежного отца. Все эти противоречивые качества его характера прекрасно разработаны в ходе драмы.

Ему противопоставлен смелый, веселый, решительный и несколько легкомысленный авантюрист Григорий Отрепьев, привлекательный своей всесторонней талантливостью и простодушием баловня судьбы. Рядом с этими главными лицами Пушкин рисует образы бояр, духовенства, монахов, поляков, простого народа, иностранных офицеров-наемников. Среди них самые замечательные — Шуйский, хитрый и бесцеремонный интриган, «лукавый царедворец», монах-летописец Пимен, бродяга и пьяница Варлаам с его колоритной народной речью, честолюбивая, холодная авантюристка Марина.

Создав в своей драме целый мир живых людей… показав яркую картину исторической эпохи, насыщенную глубокой и верной мыслью, Пушкин имел все основания быть довольным.

(Источник: С. Бонди, комментарии к книге «А. С. Пушкин. Драматические произведения», 1943 г.)

Это был анализ трагедии «Борис Годунов» Пушкина: суть, смысл, идея произведения.

Смотрите:
Все материалы по драме «Борис Годунов»

Все материалы по творчеству Пушкина

Источник: http://www.literaturus.ru/2018/03/analiz-boris-godunov-pushkin-sut-smysl-ideja.html

Анализ трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»

Трагедия «Борис Годунов» писалась А.С.Пушкиным во время его ссылки в село Михаиловское. Она была начата им в декабре 1824 года и закончена в ноябре 1825 года.

«Писанная мною в строгом уединении, вдали охлаждаю­щего света, — вспоминал Пушкин позже, — трагедия сия доставила мне все, чем писателю насладиться дозволено: живое вдохновенное занятие, внутреннее убеждение, что мною употреблены были все усилия, наконец, одобрение малого числа людей избранных».

Основной замысел «Бориса Годунова» — первой рус­ской реалистической трагедии — был в высшей степени современным. Пушкин поднимал самый злободневный вопрос, волновавший в то время передовую дворянскую интеллигенцию, — вопрос о самодержавии и крепостном праве и главным образом об участии самого народа в борьбе за снос освобождение.

Пушкин взял нужный ему материал в только что вышедших X и XI томах «Истории государства Российско­го» Карамзина.

Там описывались события так называемого «смутного времени» (начало XVII века) — широкое народ­ное восстание против царя Бориса Годунова, утвердившего (как считал Карамзин, а вслед за ним и Пушкин) крепост­ное право в России, восстание, приведшее к свержению с престола царя Федора, сына Бориса Годунова (сам Борис умер незадолго до этого).

Главную идею трагедии Пушкин стремился провести, показывая в двадцати трех ее сценах подлинные, верно угаданные поэтом-историком картины того времени. Свою задачу он видел не в том, чтобы использовать исторический материал для создания волнующей, интересной драмати­ческой ситуации, а в том, чтобы точно и верно воспроиз­вести подлинную историческую действительность.

Начало пьесы изображает Москву 1598 года. Только что умер царь Федор Иоаннович, сын Иоанна IV (Грозно­го), не оставив наследника. В последние годы царствования Иоанна IV возвысился молодой, умный и энергичный Борис Годунов, на сестре которого царь женил своего сына и наследника Федора. После смерти Иоанна (1584 год) значение Годунова еще более возросло.

Царь Федор был по своему уму и характеру совершен­но неспособен царствовать. Он тратил все свое время и силы на молитвы и церковные службы, а государством управлял Борис Годунов, получивший титул правителя.

Так как Федор был бездетен, вступить на престол после него должен был его младший брат Дмитрий, бывший еще ребенком. Годунов добился удаления царевича с матерью и другими родственниками из Москвы в Углич.

В 1591 году маленький Дмитрий внезапно умер. Распространились слухи, что он был зарезан по приказу Годунова.

В резуль­тате расследования, которым руководил тайный враг Году­нова Василий Шуйский, народу было объявлено, что царе­вич сам зарезался в припадке падучей болезни.

Со смертью Федора надо было выбирать нового царя, так как законного наследника не было. Предложен был престол Борису Годунову; он долго отказывался, очевидно желая, чтобы его избрание было как можно более торже­ственным и всенародным, и зная об интригах против него знатных бояр и князей. Об этом у Пушкина говорится в первых четырех сценах его пьесы.

Царствование Бориса Годунова (1598-1603) было про­должением его правления в предыдущее царствование.

Он стремился завоевать популярность среди народа, оказывал ему всяческие «милости»; он продолжал укреплять связи с Западной Европой, обручив свою дочь Ксению с датским принцем; посылал молодых людей за границу для обуче­ния, приглашал на службу иностранных знатоков военного дела (сцена «Равнина близ Новгорода Северского»).

Но Бориса преследовали неудачи. В его царствование случился неурожай и страшный голод; в Москве вспыхнул громадный пожар, уничтоживший часть города и лишив­ший крова множество людей. Датский принц, жених Ксе­нии Годуновой, неожиданно умер. Народ, измученный крепостным правом, виновником которого считал Бориса, копил против него глубокое недовольство.

В последние годы царствования Борис резко усилил репрессии, высылал и сажал в тюрьмы представителей оппозиционных семейств (Романовых, Сицких, Шестуно-вых), окружил бояр шпионами, ввел особую молитву о здоровье царя, которую было обязательно читать за каждым обедом (сцена «Москва. Дом Шуйского»).

Недовольство не утихало. Оно выявилось, когда в Польше появился молодой человек, выдававший себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия. Правительство Году­нова объявило, что это бежавший из московского Чудова монастыря монах Григорий Отрепьев. Пушкин верил в правильность этой версии.

Самозванец стал собирать войско для войны с Бори­сом за «отнятый» у него престол. Началась война, в которой царские войска не хотели сражаться против Самозванца, а народ его поддерживал, потому что рассчитывал на отмену крепостного права. Московские бояре также втайне сочув­ствовали его борьбе против ненавистного им Годунова.

Скоропостижная смерть Бориса во время этих событий ускорила развязку.

Вступивший на престол юноша Федор, сын Бориса, не имел никакой поддержки. Его главный полководец Басманов перешел со своим войском на сторону Самозванца, а бояре в угоду ему убили и Федора и мать его, вдову Бориса Годунова. Самозванец занял Москву и стал царем.

Но ни Борис, ни Самозванец не являются героями трагедии: ее герой — народ, который в конечном счете и решает судьбу всех действующих лиц.

В одной из последних сцен, «Ставка», эту идею прямо выражает приближенный Самозванца Гаврила Пушкин в разговоре с Басмановым. Он говорит:

Я сам скажу, что войско наше дрянь,

Что казаки лишь только села грабят,

Что поляки лишь хвастают да пьют,

А русские… да что и говорить…

Перед тобой не стану я лукавить;

Но знаешь ли, чем сильны мы, Басманов ?

Не войском, нет, не польскою помогай,

А мнением; да!мнением народным…

С точки зрения развития этой идеи становится ясен и, казалось  бы,  разбросанный,  непоследовательный  ход драмы, чередование ее двадцати трех сцен. Басманов со­глашается с суждением Гаврилы Пушкина о решающей роли народа, и оно выражает основную оценку всей исто­рической ситуации и основной политический вывод самого автора.

В двух последних картинах народ действует как актив­ная, решающая сила: в виде бушующей мятежной толпы в сцене у Лобного места и как моральная сила грозной в своем единодушном молчании толпы в последней сцене.

Народ, увидевший, что и новый царь, Дмитрий, начи­нает свое царствование с кровавого злодеяния — убийства безоружного юноши и его матери, — отказывается привет­ствовать этого царя. «Народ безмолвствует…»

Источник: http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/372-tragediya-as-pushkina-boris-godunov.html

«Борис Годунов» — анализ пьесы Пушкина

В трагедии «Борис Годунов» поднимается широкий спектр вопросов: народ и власть, совесть и покаяние, преступление и наказание, любовь и предательство.

Как и все исторические тексты Пушкина («Капитанская дочка», «История Пугачёва, Полтава»), пьеса сохраняет связь с современностью. В 1824 – 1825 гг.

центральный вопрос ответственности власти и роли народа был особенно актуален. Сделав анализ пьесы «Борис Годунов», мы убедимся в этом.

Историческая основа пьесы Пушкина

Действие пьесы происходит в период правления Бориса Годунова. Молва приписывала ему виновность в смерти царевича Димитрия, сына Ивана Грозного. Говорили, что Борис подослал убийц к семилетнему наследнику, находящемуся с матерью и няньками в городе Угличе.

Читайте также:  Образ емельяна пугачева в повести "капитанская дочка" пушкина

Боярин Василий Шуйский, проводивший следствие, сделал вывод, что в припадке падучей болезни (эпилепсии) ребёнок случайно заколол себя ножом, которым в тот момент играл. Но современники не поверили подобному объяснению. Историки XX и XXI вв.

склонны считать Бориса Годунова невиновным в смерти царевича, и это интересная деталь в анализе пьесы «Борис Годунов».

В 1598 г. после смерти последнего царя из династии Рюриковичей, Фёдора Иоанновича, на трон был избран Борис Годунов. Но другие бояре посчитали себя вправе претендовать на трон. К тому же обнаружились ловкие мошенники, выдающие себя за чудом спасшегося царевича. Таковых было три. Наиболее известен Лжедмитрий I, именно он появится в пьесе Пушкина. Всё это впоследствии привело к Смуте.

Образ главного героя пьесы «Борис Годунов»

Теперь, продолжая анализ «Борис Годунов», поговорим о главном герое. Царь Борис предстаёт в пьесе сложным и неоднозначным персонажем. Он показан умным правителем, стремящимся как можно лучше выполнить свой долг перед народом. Он заботиться о благоденствии людей и о помощи им в дни бедствий.

Об этом мы слышим в монологе «Достиг я высшей власти…» Так, по приказу Годунова были выстроены «новые жилища» пострадавшим от пожаров. На время его правления пришлись засухи, и царь «отворил житницы» голодным. Но все старания «свой народ в довольствии, во славе успокоить» оказались напрасными.

В ответ правитель встречает только ненависть.

Борис показан мудрым, любящим отцом. Он трогательно успокаивает дочь, потерявшую жениха, и обвиняет себя, грехами навлёкшего бедствия на семью. Царь, умирая, даёт важные советы сыну, которого оставляет править в сложный момент.

Понятна ненависть и зависть бояр. Не упустите их роль, если вы даже делаете краткий анализ пьесы «Борис Годунов». Их роды более знатны, чем род Годунова, но у них не хватило смелости претендовать на престол.

Показателен диалог Воротынского и Шуйского, рассуждающих о том, что в Борисе есть смелость и твёрдость. Неслучайно один боярин замечает, что Годунов правит, как покойный Иван Грозный, только казней нет.

То есть страх и покорность – вот на чём держится отношение к власти у боярской верхушки.

Но почему же народ не доверяет Годунову? Анализ пьесы помогает это понять, ведь стремления царя быть хорошим правителем вполне искренни. Вот здесь и кроется главная мысль пьесы. Борису власть представляется высшим счастьем. Он желает достичь власти ради власти.

На самом деле царское положение – это тяжёлое бремя («тяжела ты, шапка Мономаха»), это долг, божественное избранничество на трудный путь. Но могущество, полученное путём преступления, лишено божьего благословения. А преступная власть не может принести счастья и народу.

Знаменательна в этом смысле сцена с юродивым. Борис, выходя из собора, просит юродивого помолиться за него, на что тот отвечает: «Нельзя молиться за царя Ирода, Богородица не велит».

Нечистая совесть – главная причина трагедии Бориса, и искупить свою вину благодеяниями он не может.

Образ народа при анализе «Борис Годунов»

Народ в пьесе Пушкина играет важнейшую роль. В сцене избрания Бориса на царствование народ показан равнодушным к происходящим событиям, наивным и простодушным. Комичен диалог двух участников действа: «Один: Все плачут. Заплачем, брат, и мы.

Другой: Я силюсь, брат,  да не могу. Первый: Я также. Нет ли луку?» Они полностью снимают с себя ответственность, им кажется, что боярам лучше известно, что делать: «Один (тихо): О чем так плачут?  Другой: А как нам знать? То ведают бояре.

Не нам чета».

Выражением народного мнения о преступной власти становятся слова юродивого о царе Ироде. Летописец Пимен, мудрый старец, размышляет о том, что народ разделяет с властителями их грехи и также несёт ответственность за свершившиеся события. Анализ пьесы «Борис Годунов» Пушкина был бы неполным, если бы мы упустили еще одну деталь.

Самой загадочной фразой, имеющей множество толкований, является заключительная ремарка «народ безмолвствует». Самозванец захватил Москву. Бояре перешли на сторону Лжедмитрия. Люди, столпившиеся у крыльца Борисова дома, слышат крики и женский визг внутри. Когда отворяются двери, на крыльцо выходит Моссальский и сообщает, что Фёдор и Мария Годунова «отравили себя ядом».

Все в ужасе молчат. Моссальский требует, чтобы кричали: «Да здравствует царь Димитрий Иванович!» Народ безмолвствует». В этой реплике отразился не только ужас людей, ставших свидетелями только что совершённого преступления. В ней и безысходность ситуации, невозможность вырваться из замкнутого круга. И самое главное – нравственная оценка беззаконных деяний нового правителя.

Помимо того что вы прочитали анализ пьесы «Борис Годунов», которую написал Александр Пушкин, мы предлагаем вам посетить наш литературный Блог — там вы найдете множество интересных статей.

Скорее всего, вас также заинтересует по теме:

  • Краткое содержание «Борис Годунов»
  • Биография Александра Пушкина

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/boris-godunov-analiz-pesy-pushkina

Сочинение Анализ трагедии Пушкина Борис Годунов

Писать пьесу «Борис Годунов» Пушкин начал зимой в 1824 и закончил 1825 году. В этот период Пушкин находился в ссылке, в Михайловском. Это был переломный момент для писателя, он уходил от романтизма к реализму.

«Борис Годунов» это первая реалистичная трагедия, для написания Пушкин изучал материал, где были описаны факты о смутном времени. Главная тема в произведении это вопрос самодержавия и крепостного права. Замыслом автора было не использовать исторические данные для острого сюжета, а показать реальные исторические события.

Пьеса начинается с описания Москвы в 1598 году, когда умирает царь Федор, сын Ивана Грозного, не оставив после себя наследников. Незадолго до его смерти возвысился сам Борис Годунов, брат жены Федора. Царь Федор был верующим, и почти все время молился и был не способен царствовать, вместо него этим занимался Годунов, чье значение возросло после гибели Ивана Грозного.

Не имея детей после смерти Федора, на престол должен взойти его брат. Будучи ребенком не способным править, Дмитрий был отправлен Годуновым с матерью в Углич. В 1591 году появляется слух, что царевич погибает по указанию Годунова. После расследования, которым занимался Василий Шуйский, народу объявляют, что царевич Дмитрий во время припадка зарезался сам.

В результате встал вопрос об избрании царя. Бориса Годунова долго уговаривали, он отказывался, зная, что против него строят козни бояре.

Во время царствования Годунов терпит неудачи, в это время происходит неурожай, произошел страшный пожар в Москве. Народ, уставший от крепостного права, набирал недовольство. К концу своего правления Борис стал более жестоким, усилил гонение оппозиционных семей, повсюду отправлял шпионов.

Пиком стало появление Лжедмитрия в Польше. Годунов объявил, что это бежавший монах Григорий Отрепьев. Собрав войско, Лжедмитрий пошел на царя войной, народ его поддержал в надежде на упразднение крепостного права.

В этот период скоропостижно умирает Годунов. В результате главный полководец предает семью Годуновых и переходит на сторону Лжедмитрия, а бояре чтоб угодить ему убивают жену и сына царя.

И Лжедмитрий становиться правителем.

Но у Пушкина главным героем является сам народ, который и решают будущее государства. Именно безмолвие народа показывает, что они не принимают нового царя. В последних сценах трагедии отчетливо видна роль народа. Они как мощная сила и моральная составляющая, за ним стоит последнее слово.

Вариант 2

Трагедия Пушкина «Борис Годунов» является самой загадочной историей и самой сложной как для читателя, так для различных критиков.

Многие люди, которые пытались снять фильм, по этой трагедии не улавливали саму суть, саму загадку и сложность «Бориса Годунова», поэтому чаще всего фильмы выходили не такими потрясающими как книга. Многие литературоведы писали, что многие моменты из книги напоминают определённых людей в истории, а также события.

Например, что в персонаже Самозванец, Пушкин на самом деле показал себя, в образе Бориса — правителя Александра 1, а Гришка Отрепьев — это некий предвестник восстания декабристов.

Главная тема трагедии «Борис Годунов» — это тема власти и величия, к которой стремятся персонажи повести. Они идут к ней, невзирая на других и на правила приличия, они показывают свой настоящий характер, свою гордость и самолюбие.

Герои забывают о том что царская власть для всех верующих означает, что царь некий посланник Бога, который должен защищать свой народ, от различных бед забыв о своих личных проблемах.

Но не один из героев, не подходит для этого, ведь они все это делают лишь для собственного величия.

Народ великой страны молиться всевышнему за царя, чтобы он правил долго и светло. Подданные подают в отчаянье и начинают презирать себя после того как убили Дмитрия, и на престол зашел Годунов. Самое интересное, что еще неясно, что царевича убили, а также кто это сделал, поэтому многих людей привлекает эта загадочность, которая есть в трагедии Пушкина.

Основная идея трагедии «Борис Годунов», тем, что царя, Бориса погубила его гордыня, ужасный характер, но самое главное властолюбие. Во время всей истории, он конфликтует со своей совестью, и всеми силами пытается выйти из этого конфликта победителем.

Но все заканчивается тем, что он находит выход только в покаянии. Но не в обычном покаянии перед Богом, рассказывая обо всех своих ошибках и неудачах. Для Годунова покаяние — это отказаться от власти, от престола и величия.

Но он не готов каяться  перед Богом и лишиться власти, даже перед смертельной опасность, но не готов это делать: «Повремени, Владыка патриарх, // я царь ещё…». Годунов передает свою власть сыну и дает ему советы, что и как нужно делать, когда ты царь.

Можно подумать, что он любит своего ребенка, но даже это делается из собственной гордыни: «кто любит сына или дочь более, нежели Меня, тот не достоит Меня…».

В конце понятно, что стремление Бориса к власти, собственного величия над другими людьми сделали его очень гордым и нанесли на него некое проклятие судьбы. Может если бы он отрекся от власти, покаялся Богу, он бы смог жить дальше, но из собственных противоречий, он не смог это сделать.

Сочинение по произведению Борис Годунов

Пушкин одно из своих самых выдающихся произведений находясь в изгнании. Поэт работает над произведением-трагедией «Борис Годунов». Данное произведение было действительно современным по тем времена и освещало проблемы того времени. Поднимался вопрос самодержавия и крепостного права. Самое главное то, что Пушкин рассматривает народ, как полноценного участника в борьбе за освобождение. 

В 10 и 11 томах вышла «История государства Российского», которая и стала источником информации для Пушкина. В этих томах было описано «смутное время». В эти времена народ восстал, против закона о крепостном праве.

С трона убрали сына Годунова – Федора, а Борис перед этим событием умер. Поэт, написав свое произведение, показал читателю подлинные действия тех времен.

Пушкин использовал исторический материал не для украшения своего произведения, а лишь с одной целью, показать людям правду.

Нынешний царь Федор не имел детей, поэтому его наследником был брат Дмитрий. Годунов сделал все так, чтобы ему никто не мешал прийти к власти. Из Москвы выдворяют царевича, а Дмитрий как-то странно умер. Теперь нужно было выбрать царя и им стал Годунов. Первые четыре части произведения Пушкина рассказывают об этих событиях.

На троне у Бориса начались неудачи. Во-первых, в государстве был неурожай и соответственно голод, во-вторых горела Москва и много людей остались без дома. Люди устали от такой власти, от крепостного права.

Злость и ненависть к Борису росла. На закате своего правления царь усилил нажим на людей. Людей сажали, изгоняли.  Так же Годунов придумал молитву, в которой просилось за его здоровье.

Каждый должен был читать ее за обедом.

Однажды объявился самозванец, который представился как Дмитрий (который погиб). Люди поверили ему, и он начал собирать войско против Годунова. Народ был за него, так как самозванец выступал за отмену крепостного права.

Вскоре умер Борис и это способствовало скорому концу нынешней власти. Место правления занял сын Бориса – Федор. Но, его никто не поддерживал, да и лучший полководец Басманов принял сторону самозванца.

Бояре так же не стояли в стороне им в конце концов убили Федора и его мать. Теперь Москву занял самозванец со своими людьми.

Читайте также:  "кавказский пленник": читать поэму а.с. пушкина

Но, все главные герои произведения не являются его ключевыми фигурами, главным является народ. Именно люди решают судьбу всех героев.

В конце произведения народ превращается в страшную силу, которая крушит все на своем пути. Теперь люди решают свою судьбу и дальнейшую судьбу действующих лиц.

Но, народ не поприветствовал нового царя Дмитрия, ведь они увидели, что тот тоже начал править с убийством безоружного мальчика и его матери.  

Анализ 4

Одним из трагических произведений великого писателя А.С.Пушкина является поэма «Борис Годунов», в нее он внес массу трагедий как между героями, но так же и заключил в нее трагедию всего общества. Народ и царь — это основная тема, которая вошла в основу произведения Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов».

Сам же Борис Годунов был описан как положительный персонаж, на первый взгляд он казался не только хорошим царем, но и являлся прекрасным отцом и семьянином. Который очень сильно старался поддерживать своих детей во всех историях. Вместе со своей любимой дочерью переживает горе о потере ее жениха. Поддерживает своего сына в его желании получать большие знания в науке.

Он очень умен, его желанием было, принести довольствие народу своему, после получения престола.

Борис был хорошим продуманным политиком, душевным человеком в отношении людей, просчитывал шаги наперёд зная всю обстановку страны. Даже, несмотря на все плюсы и положительные качества, население страны его не особо то и любили.

Думая об укреплении связей и западными европейскими государствами, он просватал свою дочь за шведского королевича. В отношении к народу он продолжает политику некоторых московских монархов, он настаивает на том чтобы каждый крестьянин принадлежал одному помещику и не имел ни каких прав.

Тем самым он полностью переходит к враждебному отношению людей к его персоне.

Борис отличался от своих предшественников, тем что завоевал свои престол не честным путем, он не получил его по наследству, а совершил преступление, убив младенца Дмитрия. Так считали не только народ, но и многие писатели того времени.

Это абсолютно не красило его образ, как правителя, но и очень мучительно терзало его душу, это было лишь маленькой частью огромной трагедии его судьбы.

Активную борьбу с его персоной вели не только бояре, донские казаки и польская шляхта, но и во главе стоял сам народ, это и было основной причиной его трагической кончины.

Тем самым Александр Сергеевич, показывает в своем произведении, если правитель лишится поддержки и уважения своего народа, ухудшая сам свое положение, обманывая крестьян, которые впоследствии его тирании не только возненавидели его, но и считали деспотом. Конечно же ничем хорошим для такого представителя правления как Борис Годунов это закончиться не могло, кроме как смерти от рук тех кого он пытался приручить под собственную власть.

Первое появление этого произведения на свет, где Пушкин, так же являлся героем. Произвело огромное впечатление на общество, которому он впервые его прочитал, кто-то был в недоумении от исходящей импульсивности и в ошеломлении.

И по сей день уникальность этого произведение затягивает читателя в глубину истории, завораживает своим интригующим сюжетом. Образ мыслей писателя не оставляет никого равнодушным, даже критики высказывали свое мнение в воодушевлении.

Также читают:

← История создания драмы Борис Годунов ← Анализ произведения Полтава↑ ПушкинАнализ особенностей литературного языка Пушкина → Жанр произведения Дубровский →

  • Анализ комедии Недоросль Фонвизина сочинениеВ 1782 году, один из известных русских авторов, Денис Фонвизин написал свою известную комедию, которую он назвал «Недоросль». Автор затронул множество проблем человека и перевёл их в понятную для читателя форму.
  • Сочинение по картине Новые хозяева Богданова-Бельского 5 классНа картине изображено чаепитие большой семьи. Центральное место на полотне занимает круглый стол, покрытый светлой скатертью. На скатерти есть голубые полоски, по краям – кисти.
  • Тема Родины в творчестве Есенина сочинение 11 классБольшинство талантливых людей решались говорить о родине как о долге, как о патриотической любви, как о нечто близком. Среди таких индивидуумов ярко проявил себя на литературном поприще
  • Основные причины Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов краткоОчень тяжёлое экономическое состояние настигло Германию по причине её краха в Первой Мировой Войне. Но к власти приходит Гитлер, проводит ряд реформ, благодаря чему государству удалось вернуть былую военную мощь и восстановить экономику.
  • Сочинение по картине Васнецова Богатырский скок 4 классБольшинство картин В.М. Васнецова пронизаны чувством патриотизма, величия русской земли и её защитников. Так и на картине «Богатырский скок» мы можем увидеть статного, сильного, мужественного и серьёзного богатыря

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/pushkin/analiz-proizvedeniya-boris-godunov

Анализ исторической трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»

Первая в русской литературе реалистическая и подлинно историческая трагедия «Борис Годунов» Пушкина является одним из образцов взаимопроникновения в его творчестве традиций и новаторства.

Опираясь в своей трагедии на огромный фактический материал, почерпнутый из русских летописей и исторических исследований, в том числе «Истории государства Российского» Карамзина, Пушкин сознательно отталкивался от канонов классицистических традиций, отказавшись от деления ее на 5 актов, соблюдения в ней единства места и времени, использования обычного для классицистической трагедии тяжеловесного александрийского стиха (шестистопного ямба). Следуя за Шекспиром «в вольном и широком изображении характеров», Пушкин не просто продолжал, а развивал и обогащал шекспировские традиции, показывая глубинные связи между судьбами отдельных людей и народа, человека и человечества в их непрестанном историческом развитии. В этом плане чрезвычайно важна мысль Пушкина: «Что развивается в трагедии? Какая цель ее? Человек и народ. Судьба человеческая, судьба народная» (VII, 632).

Центральными в трагедии «Борис Годунов» являются проблемы отношений власти и народа, роли личности и народа в истории, места личности в социально-иерархическом обществе и государстве, столь актуальные в наше время.

С одной стороны, всем ходом развития действия в трагедии утверждается определяющая общеисторическая роль позиции и «мнения народного»; с другой же — ограниченность народных позиций, особенно в тех конкретных исторических условиях, когда по тем или иным причинам «народ безмолвствует».

Однако наиболее существенной и недостаточно изученной проблемой в «Борисе Годунове» представляется пушкинская концепция человека, соотношение в нем сословного и общенародного, социально-ролевого и целостно-личностного начала.

Здесь следует вспомнить характеристику Белинским Бориса Годунова как «человека замечательного», но взявшего, в отличие от гениального Петра I, «роль не по себе». Царский сан дерзко взят Годуновым с высокой целью: «…народ В довольствии, во славе успокоить, Щедротами любовь его снискать» (V, 242).

Но «шапка Мономаха» оказывается непомерно тяжелой ношей, она деформирует его человеческую личность, подчиняя себе, превращая в такого же чуждого народу самодержавного царя-деспота, как и его «законные» предшественники.

В итоге Годунов приходит к неутешительному выводу: «Живая власть для черни ненавистна, Она любить умеет только мертвых» (V, 242). И еще: «Лишь строгостью мы можем Неусыпной сдержать народ. Так думал Иоанн, Смиритель бурь… Так думал и его свирепый внук» (V, 310).

Социально-политическая проблематика в анализируемой нами трагедии «Борис Годунов» Пушкина тесно переплетается с нравственно-психологической.

Добиваясь царского престола во имя народного благоденствия, Борис использует безнравственные средства, принеся в жертву своей цели жизнь невинного младенца — царевича Дмитрия.

И в этом другая причина его крушения как государственного деятеля и человека («Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»), обретающая в нашу эпоху повышенную значимость. Причастность к убийству царевича — это по сути убийство Борисом в себе человека, незаурядной по своим задаткам и возможностям личности.

Не менее знаменателен и характерен для пушкинской концепции человека путь наверх, к престолу, и другого героя трагедии — Самозванца. Обладая, как и Борис Годунов, сильным, незаурядным характером, Григорий Отрепьев, не желая мириться с отведенной ему слепой судьбой ролью «бедного инока», принимает дерзкое решение преступить существующие незыблемые социально-иерархические перегородки.

Этот «еретический» замысел рождается у него в разговоре с Пименом, поведавшим ему о своей жизни до монашества. «Как весело провел свою ты молодость! — восклицает Григорий.

— Ты воевал под башнями Казани, Ты рать Литвы при Шуйском отражал, Ты видел двор и роскошь Иоанна! Счастлив! А я от отроческих лет По келиям скитаюсь, бедный инок! Зачем и мне не тешиться в боях, Не пировать за царскою трапезой?» (V, 233-234).

Как и в случае с Борисом Годуновым, в судьбе Григория Отрепьева автора интересует не только внешний социально-исторический конфликт с различными силами и группами общества, но и конфликт глубоко внутренний, социально-психологический и нравственно-духовный.

Живущий в нем внутренний человек, воплощающий его ум, чувство, волю, его душевные силы, вступает в противоборство с живущим в нем же внешним человеком, с его социальным происхождением, ролью в обществе. Григорий в какой-то момент прозревает условность, относительность сословных, кастово-групповых различий между людьми.

Своевольно переступая через них, вознося себя через это «преступление» на самую вершину социально-иерархической лестницы, он вместе с тем как бы бунтарски утверждает равноправность своего «я», своей общечеловеческой сущности как самоценной личности. И этим он вызывает первоначально, как и Годунов, определенные симпатии автора. Однако и Григорий Отрепьев не выдерживает испытания на прочность в нем человеческого начала. Он тоже приносит себя как личность в жертву избранной им социальной роли — царскому сану, который вытесняет, подменяет в нем внутреннего человека, целостную личность.

В этом аспекте чрезвычайно показательна в трагедии «Борис Годунов» «Сцена у фонтана», чаще всего расцениваемая как второстепенная. Тут важен поединок не только между двумя сильными характерами, но и между внутренним и внешним человеком в Григории.

Желание утвердить себя в глазах Марины не как царевича, а как человека, быть обязанным в любовном счастье не своему якобы царскому сану, а себе как личности, терпит полное крушение.

В ответ на его мольбу видеть в нем не царевича, а любовника, для которого чувство взаимной человеческой любви превыше всего на свете («Что Годунов? Во власти ли Бориса Твоя любовь, одно мое блаженство?.. Теперь гляжу я равнодушно На трон его, на царственную власть»), Марина холодно отвечает: «Стыдись…

Тебе твой сан дороже должен быть радостей, всех обольщений жизни…» (V, 280). Григорий пытается какое-то время бороться за свое чувство, за себя как самоценную личность, страстно убеждая свою возлюбленную: «Не говори, что сан, а не меня Избрала ты, Марина!..» (V, 281).

Он признается в своем самозванстве, которое, на его взгляд, не принижает его как человека, а возвышает: «Не презирай младого самозванца; В нем доблести таятся, может быть, Достойные московского престола, достойные руки твоей бесценной…» (V, 283). Но все тщетно.

И после мучительной борьбы Отрепьев делает свой окончательный выбор между человеком и саном, надменно заявляя Марине: «Тень Грозного меня усыновила, Димитрием из гроба нарекла… Царевич я. Довольно, стыдно мне Пред гордою полячкой унижаться», на что Марина удовлетворенно и примиренно отвечает: «Постой, царевич. Наконец я слышу речь не мальчика, но мужа» (V, 284-285). Самозванец одерживает победу. Но это пиррова победа, ведущая его к духовному самоубийству.

Трудно переоценить новаторство Пушкина в реалистическом изображении не только судьбы народной, о чем достаточно много верного сказано в пушкинистике, но и судьбы человеческой, которая зависит не только от обстоятельств, социальных и исторических, но и от самого человека, от меры его очеловеченности.

Источник: Русская литературная классика XIX века: Учебное пособие / Под ред. А.А. Слинько и В.А. Свительского. — Воронеж: Родная речь, 2003

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/pushkin_a_s/analiz_tragedii_pushkina_boris_godunov/53-1-0-1586

Ссылка на основную публикацию