Столичное и поместное дворянство в романе а.с. пушкина «евгений онегин»: изображение и характеристика

Изображение столичного и поместного дворянства в романе «Евгений Онегин» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Великий русский критик В. Г. Белинский не случайно назвал роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Связано это конечно же с тем, что ни одно произведение русской литературы не может сравниться с бессмертным романом по широте охвата современной писателю действительности.

Пушкин описывает свое время, отмечая все, что было существенно для жизни того поколения: быт и нравы людей, состояние их душ, популярные философские, политические и экономические течения, литературные пристрастия, моду и т. д.

На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества, в том числе высший свет Петербурга, дворянская Москва и поместное дворянство.

Петербург того времени был настоящим центром культурной политической жизни, местом, где жили лучшие люди России. Там «блистал Фонвизин, друг свободы», покоряли публику Княжнин и Истомина.

Автор хорошо знал и любил Петербург, а потому он точен в описаниях, не забывая ни «о соли светской злости», ни о «необходимых глупцах», «накрахмаленных нахалах» и т. д. Петербург явно ориентирован на западный образ жизни, и это проявляется в моде, в репертуаре театров, в обилии «иноплеменных слов».

Жизнь дворянина в Петербурге с утра до ночи наполнена развлечениями, но при этом «однообразна и пестра».

При всей своей любви к Северной столице Пушкин не может не отметить, что именно влияние высшего петербургского света, принятые в нем система воспитания и образования и образ жизни накладывают неизгладимый отпечаток на сознание человека, делая его либо пустым и никчемным, либо преждевременно разочарованным в жизни. Главный герой романа – Евгений Онегин – конечно же столичный житель, даже несмотря на то что он на ступеньку выше светского общества.

Глазами жителя Петербурга показана в романе Москва – «ярмарка невест». Москва провинциальна, в чем‑то патриархальна. Ее образ складывается из существительных, что подчеркивает неподвижность этого города. И действительно, с того момента, как мать Татьяны покинула Москву, в ней по сути ничего не изменилось:

Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он подмечает «бессвязный пошлый вздор» и с грустью отмечает, что в разговорах людей, которых встречает в гостиных Татьяна, «не вспыхнет мысли в целы сутки».

Современная поэту Россия – Россия деревенская, и Пушкин подчеркивает это игрой слов в эпиграфе ко второй главе. Вероятно, поэтому в романе наиболее ярко показаны представители именно помесного дворянства.

Поместные дворяне живут по раз и навсегда заведенному жизненному порядку. В покоях своего дяди Онегин находит «календарь осьмого года», ибо «старик, имея много дел, в иные книги не глядел».

Жизнь поместного дворянства однообразна, один день похож на другой, да и сами помещики «похожи» один на другого.

Отличается от других поместных помещиков лишь Владимир Ленский, «с душою прямо геттингенской», да и то потому, что образование он получил в Германии. Впрочем, Пушкин замечает, что, не погибни Владимир на дуэли, он стал таким, как все поместные дворяне, через двадцать лет повторил жизнь старого Ларина или дяди Онегина:

С иронией описывает Пушкин и светское деревенское общество. Неслучайно некоторые гости имеют фамилии персонажей пьес Фонвизина. Провинциальное дворянство во многом смешно, смешон и жалок и круг их интересов. Деревенская жизнь располагает, по мнению Пушкина, к тому, чтобы из мира романтических грез перейти в мир будничных забот.

Но неслучайно именно в среде поместного дворянства появляется «милый идеал» Пушкина – Татьяна, в воспитании которой совмещены традиции высокой образованности и народной культуры.

По мысли Пушкина, именно поместное дворянство живет в непосредственной близости к народу, а потому в нем, вероятно, заложена идея возрождения России, возвращения ко всему русскому, к нашим корням.

Источник: http://resoch.ru/izobrazhenie-stolichnogo-i-pomestnogo-dvoryanstva-v-romane-evgenij-onegin/

Изображение жизни поместного и столичного дворянства в романе Пушкина «Евгений Онегин»

Изображение жизни поместного и столичного дворянства. Роман Пушкина «Евгений Онегин» — первый русский ре­алистический роман, правдиво и широко показывающий русскую жизнь в 20-е годы XIX века. Это было время подъема националь­ного самосознания, пробужденного войной 1812 года, усиления недовольства передовой дворянской интеллигенции самодержав­но-крепостническим строем.

Пушкин, передовой человек своей эпохи, не мог пройти мимо самых насущных злободневных тогда вопросов и откликнулся на них романом «Евгений Онегин», справедливо названным кри­тиком Белинским «энциклопедией русской жизни».

Одним из вопросов, поднятых на страницах романа, был воп­рос о русском дворянстве, провинциальном и столичном.

В своем романе Пушкин правдиво показал быт, жизнь, интересы дворян­ства и дал меткую характеристику представителям этого общест- ия.

За добродушием автора часто стоит весьма ироническое опи­сание того или иного героя. Например, когда речь заходит о дя­дюшке Онегина, который живет в своем имении, поэт пишет:

Лет сорок с ключницей бранился,

В окно смотрел и мух давил.

С такой же иронией поэт говорит и о «жизни мирной» семьи Лариных, но ему нравятся их «привычки милой старины». И за эту близость к народным обычаям Пушкин с симпатией относит­ся к семейству Лариных.

К ним еще не дошли веяния света, и все так же лихо у них отплясывают мазурку, пекут на масленицу блины, «два раза в год говеют» и «носят блюда по чинам». Сам Ларин Дмитрий «…был добрый малый, в прошедшем веке запоз­далый».

Он не читал книг, не вникал в хозяйство, в воспитание детей, «в халате ел и пил» и «умер в час перед обедом».

Очень образно показал нам поэт гостей Лариных, съехавших­ся на именины Татьяны.

Здесь и «толстый Пустяков», и «Гвоз- дин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков», и «уезд­ный франтик Петушков», и «отставной советник Флянов, тяже­лый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут».

«Скотинины — чета седая» — как бы из «Недоросля» перекоче­вали в роман Пушкина. Таково провинциальное дворянство XIX ве­ка, недалеко ушедшее по своим взглядам и образу жизни от дво­рянства XVIII столетия.

Помещики жили по старинке, ничем не утруждали себя, вели пустой образ жизни. Они заботились только о своем благополу­чии, имели «наливок целый строй» и, собравшись вместе, говори­ли «…о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне» и осуждали друг друга.

Дальше этих разговоров интересы их не шли. Разве что раз­говор о новых людях, появлявшихся в их обществе, о которых со­чиняли массу небылиц. Помещицы же мечтали выгодно отдать за­муж дочек и буквально ловили для них женихов.

Так было с Лен­ским: «Все дочек прочили своих за полурусского соседа».

Культурные запросы провинциальных дворян тоже были очень низки. Пушкин всего в нескольких словах дает меткую и полную характеристику жестокости помещиков. Так, Ларина «брила лбы» провинившимся крестьянам, «служанок била осер­дясь».

Жестокая и жадная крепостница, она заставляла девушек петь при сборе ягод, «чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели».

Когда Евгений, приехав в деревню, «ярем… барщины старин­ной оброком легким заменил», то «…в углу своем надулся, уви­дя в этом страшный вред, его расчетливый сосед», наверное, такой, как Скотинины или тот же Гвоздин. Все, о чем рассказы­вает поэт, — правда; это и его личное наблюдение за жизнью провинциального дворянства, в ссылке в Михайловском он ви­дел это все своими глазами.

В романе изображается и жизнь столичного аристократиче­ского общества. Жизнь дворян — сплошной праздник. Именно система самодержавно-крепостнического строя позволяла им вес­ти такой образ жизни. Театры, балы, рестораны — это основное занятие столичного дворянства.

Трудиться они не хотели, так как «труд упорный им был тошен». Пустую, бездеятельную жизнь в светском обществе считали нормальным явлением.

Ав­тор романа подробно познакомил нас с «занятиями Евгения Онеги­на и на примере одного дня, проведенного им, показал, что жизнь общества была очень «однообразна и пестра, и завтра то же, что вчера». Пушкин же, критически относящийся к такой жизни, сатирически рисует типичных представителей высшего света.

Цвет столицы — это «необходимые глупцы», «на все сер­дитые господа», «диктаторы», «с виду злые дамы» и «не улы­бающиеся девицы». Без цели, без движения вперед — вот каки­ми мы увидели дворян-аристократов, наполнивших светские гостиные Петербурга и Москвы:

Все в них так бледно, равнодушно:

Они клевещут даже скучно,

В бесплодной сухости речей,

Расспросов, сплетен и вестей

Не вспыхнет мысли в целы сутки.

Хоть невзначай, хоть наобум.

Как поместное дворянство, так и столичное преклонялось пе­ред всем иностранным. В каждом доме дворянина были загра­ничные предметы роскоши, которые Париж и «Лондон щепе­тильный… за лес и сало возят нам». Везде носили одежду на за­граничный манер и говорили по-французски:

Но панталоны, фрак, жилет,

Всех этих слов на русском нет.

Татьяна, «русская душою», попав в петербургское общество, выучила науку «властвовать собою», о которой говорил ей Оне­гин. Высший свет может любого перевоспитать в светского чело­века, каким он должен быть в понимании «судей решительных и строгих», чтоб о нем «твердили целый век: какой прекрасный человек».

С раннего детства дворянам прививали черты человека- кирьериста, который должен быть хватом или франтом, чтоб «жизни холод с летами вытерпеть умел», чтоб «черни светской не чуждался» и в тридцать лет «был выгодно женат».

Характеристика дворян, данная поэтом, показывает, что они имели перед собой одну цель — добиться славы и чинов. Пушкин верен своим принципам и всегда в произведениях осуждающе от­носится к такого рода людям.

В романе «Евгений Онегин» он сатирически обличает образ жизни поместного и столичного дворянства.

При этом поэт точно указывает на главного врага, позволяющего дворянству вести такой образ жизни, — самодер­жавно-крепостнический строй.

Источник: https://prepodka.net/izobrazhenie-zhizni-pomestnogo-stolichnogo-dvoryanstva-v-romane-pushkina-evgenij-onegin/

Дворянство в романе Пушкина «Евгений Онегин» | Литерагуру

(376 слов) Пушкин в своем романе «Евгений Онегин» изображает столичное и поместное дворянство, определяя схожие и различные черты. В этом анализе мы действительно видим энциклопедию русской жизни, о которой писал В. Белинский.

Начнем со столичного дворянства. Автор отмечает, что жизнь Петербурга «однообразна и пестра». Это позднее пробуждение, «записочки» с приглашениями на бал, званый вечер или детский праздник. Герой неохотно выбирает какое-либо развлечение, затем заботится о своей внешности и едет в гости.

Именно так проводит время практически все дворянское общество Петербурга.

Здесь люди привыкли к внешнему блеску, заботятся о том, чтобы прослыть культурными и образованными, поэтому они много времени посвящают разговорам о философии, о литературе, но в действительности их культура является лишь поверхностной.

Например, посещение театра в Петербурге превращено в ритуал. Онегин приходит на балет, хотя его совершенно не интересует происходящее на сцене. Что касается духовной жизни, то Татьяна в финале называет светскую жизнь маскарадом. Дворянство в столице живет лишь наигранными чувствами.

В Москве, по мнению автора, меньше претензий на высокую европейскую культуру. В 7 главе он не упоминает ни о театре, ни о литературе, ни о философии. Зато здесь можно услышать множество сплетен.

Все обсуждают друг друга, но при этом все разговоры ведутся в рамках принятых правил, поэтому в светской гостиной не услышишь ни одного живого слова.

Автор также отмечает, что представители московского общества не меняются с течением времени: «Все белится Лукерья Львовна, все тоже лжет Любовь Петровна». Отсутствие изменений означает, что эти люди не живут по-настоящему, а лишь существуют.

Читайте также:  "гробовщик": читать "повести белкина" а.с. пушкина

Поместное дворянство изображается в связи с деревенской жизнью Онегина и бытом семьи Лариных. Помещики в восприятии автора являются людьми простыми и добрыми. Они живут в единстве с природой. Они близки к народным традициям и обычаям. Например, о семье Лариных говорится: «Они хранили в жизни мирной привычки милой старины».

Автор пишет о них с более тёплым чувством, чем о столичных дворянах, так как жизнь в деревне более естественна. Они просты в общении, способны дружить. Однако Пушкин не идеализирует их. Прежде всего, помещики далеки от высокой культуры. Они практически не читают книг.

Например, дядя Онегина читал лишь календарь, отец Татьяны вообще не любил читать, однако, он «в книгах не видал вреда», поэтому позволял дочери ими увлекаться.

Таким образом, помещики в изображении Пушкина являются людьми добродушными, естественными, но не слишком развитыми, а придворные предстают фальшивыми, лицемерными, праздными, но чуть более образованными дворянами.

Источник: https://LiteraGuru.ru/dvoryanstvo-v-romane-pushkina-evgenij-onegin/

Столичное и поместное дворянство в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

В романе «Евгений Онегин» Пушкин с замечательной полнотой раскрыл русскую жизнь столичного и поместного дворянства первой четверти XIX века.

Перед глазами читателя живой картиной проходят надменный, роскошный Петербург, уютные деревенские усадьбы, прекрасная в своей изменчивости природа. На этом фоне любят, страдают, разочаровываются и погибают пушкинские герои.

И та среда, и та атмосфера, в которой проходит их жизнь, нашли глубокое и полное отображение в романе.

В первой главе романа, знакомя читателя со своим героем, Пушкин детально описывает его обычный день, заполненный до и редела посещениями ресторанов, театров и балов. Так же «однообразна и пестра» жизнь других молодых петербургских аристократов, все заботы которых состоят в поисках новых, еще не приевшихся развлечений.

Желание перемен заставляет и Евгения уехать в деревню; затем, после убийства Ленского, он отправляется в путешествие, из которого возвращается в привычную обстановку петербургских салонов.

Здесь происходит его встреча с Татьяной, ставшей «равнодушной княгиней», хозяйкой изысканной гостиной, где собирается высшая знать Петербурга.

Здесь можно встретить и «заслуживших известность низостью души», и «перекрахмаленных нахалов», и «диктаторов больных», и «дам пожилых // В чепцах и розах, с виду злых», и «девиц; // Не улыбающихся лиц».

Это типичные завсегдатаи петербургских салонов, в которых царят надменность, чопорность, холодность и скука. Эти люди живут но строгим правилам «благопристойного лицемерия», играя какую-нибудь роль. Их лица, как и живые чувства, скрыты бесстрастной маской.

Это порождает пустоту мыслей, холодность сердец, зависть, сплетни, злобу. Поэтому такая горечь слышится в словах Татьяны, обращенных к Евгению:

А мне, Онегин, пышность эта,

Постылой жизни мишура,

Мои успехи в вихре света,

Мой модный дом и вечера,

Что в них? Сейчас отдать я рада 

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад 

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище…

Те же праздность, пустота и однообразие заполняют московские салоны, где гостят Ларины. Яркими, сатирическими красками рисует Пушкин портрет московского барства:

Но в них не видно перемены,

Все в них на старый образец:

У матушки княжны Елены 

Вce тот же тюлевый чепец;

Все белится Лукерья Львовна,

Все то же лжет Любовь Петровна,

Иван Петрович так же скуп…

Все это создает ощущение застойности жизни, которая остановилась в своем развитии. Естественно, здесь ведутся пустые, бессодержательные разговоры, хеоторых не может понять своей чуткой душой Татьяна.

Татьяна вслушаться желает 

В беседы, в общий разговор;

Но всех в гостиной занимает 

Такой бессвязный, пошлый вздор.

Все в них так бледно, равнодушно;

Они клевещут даже скучно.

В шумном московском свете задают тон «франты записные», «гусары отпускные», «архивны юноши», самодовольные кузины. В вихре музыки и танцев проносится жизнь без всякого внутреннего содержания.

Неоднозначно отношение автора к провинциальным помещикам, к которым принадлеяеит семейство Лариных. Описание их уклада жизни, привычек, нравов, занятий проникнуто мягким, добродушным юмором.

Они хранили в жизни мирной 

Привычки мирной старины;

У них на масленице жирной 

Водились русские блины;

Два раза в год они говели,

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод.

Авторскую симпатию вызывают простота и естественность их поведения, близость к народным обычаям. Но автор вовсе не идеализирует патриархальный мир деревенских помещиков. Наоборот, именно для этого круга определяющей чертой становится ужасная примитивность интересов.

Чем, например, запоминается покойный отец Татьяны? Только тем, что «был простой и добрый малый», «в халате ел и пил» и «умер в час перед обедом». Аналогично проходит в деревенской глуши жизнь дяди Онегина, который «лет сорок с ключницей бранился, // Смотрел в окно и мух давил».

Этим благодушным лентяям Пушкин противопоставляет энергичную и хозяйственную мать Татьяны. В нескольких строках умещается вся ее духовная биография.

Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам,

Служанок била, осердясь, 

Все это мужа не спросясь.

Сцена именин Татьяны позволила автору дать точную и емкую характеристику деревенских помещиков с их поразительным убожеством интересов, подавляющим однообразным существованием.

С своей супругою дородной 

Приехал толстый Пустяков;

Гвоздин, хозяин превосходный,

Владелец нищих мужиков…

Широкое и полное изображение всех групп дворянства в романе играет важную роль в мотивировке поступков героев, их судеб, вводит читателя в круг социальных и нравственных проблем.

Источник: http://lit-helper.com/p_Stolichnoe_i_pomestnoe_dvoryanstvo_v_romane_A_S__Pushkina_Evgenii_Onegin_2

Изображение поместного дворянства в романе Пушкина «Евгений Онегин»

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — это энциклопедия русской жизни. Помимо основного сюжета и судьбы главных героев, мы узнаем обычаи и традиции, свойственные тому времени.

Поместное дворянство заслуживает пристального интереса и внимания. Те, кто относится к помещикам, значительно отличаются от городских аристократов, модных и высокомерных.

Помещики более близки к крестьянам, к их незатейливой простоте быта и обычаев.

Мы видим представителей поместного дворянства на празднике семьи Лариных. Пушкину нельзя отказать в хорошем чувстве юмора. Портреты представителей поместного дворянства вызывают у нас улыбку.

Впрочем, мы можем даже сказать, что поэт иногда бывает почти жесток, давая характеристику помещикам и членам их семей. Однако если приглядеться к портретам гостей повнимательнее, то становится ясно, что Пушкин ничего не приукрашивает.

Он просто очень правдив, и поэтому нам его ирония кажется едкой сатирой. Пушкин использует говорящие фамилии.

С своей супругою дородной Приехал толстый Пустяков…

Поэт ничего не говорит об этих людях, разве что указывает на их внушительные фигуры и называет фамилию. Но мы уже рисуем в своем воображении недалеких людей, примитивных, не слишком образованных. Впрочем, у нас нет повода упрекнуть их в чем-то.

Разве отсутствие высокого интеллекта является серьезным недостатком? Вполне возможно, что чета Пустяковых — простые, добрые и милые люди. Мы можем сами додумывать образ, который несколькими штрихами показал поэт.

Безусловно, его описание может вызвать у нас негативное отношение к чете помещиков. Но с другой стороны, патриархальная среда, в которой воспитывалась Татьяна Ларина, не может быть воспринята с резко отрицательной оценкой.

Если в такой патриархальной атмосфере выросла столь романтичная и нежная девушка, как Татьяна, то почему мы должны осуждать ее соседей и родных…

Безусловно, внимательно относясь к характеристикам поэта, нельзя не согласиться, что все гости семьи Лариных имеют свои недостатки. И даже, может быть, весьма значительные.

Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков…

Вот это уже более серьезная характеристика. «Превосходный» хозяин, который сделал своих крестьян нищими. Но с другой стороны, может быть, этот Гвоздин уже получил в наследство совершенно обнищавших мужиков.

И то, что ни он, ни крестьяне, еще не умерли с голоду, свидетельствует о его умении вести хозяйство. То есть, мы можем смотреть на характеристики Пушкина с разных точек зрения.

Поскольку поэт не счел нужным дать более подробные характеристики поместному дворянству, нам остается только додумывать прочитанное.

Скотинины, чета седая,

С детьми всех возрастов, считая

От тридцати до двух годов…

Об этой семье сказано очень мало. Семья с «прекрасной» фамилией Скотинины обременена большим количеством детей. Тут нельзя не согласиться, что Пушкин делает их похожими на животных.

Уездный франтик Петушков, Мой брат, двоюродный, Буянов, В пуху, в картузе с козырьком (Как вам, конечно, он знаком), И отставной советник Флянов, Тяжелый сплетник, старый плут, Обжора, взяточник и гиут.

Если соединить все характеристики гостей, то мы получим весьма интересную картину.

Провинциальные помещики глуповаты, пусты, необразованны; они либо не умеют вести хозяйство, либо просто не имеют возможности получить от своих нищих крестьян какой-то толк.

Но зато провинциальные помещики обладают большим количеством детей. Они живут своей простой, незатейливой и в принципе неинтересной жизнью. У них есть свой мир, замкнутый и незамысловатый.

Мы не можем не признать, что образы представителей поместного дворянства неразрывно связаны с пошлостью. Пушкин не слишком добр и снисходителен к тем, кого описывает. Он показывает, что они грубы, имеют ограниченное мышление, не думают ни о чем, что выходилр бы за рамки бытовых забот.

Мы, читатели, имеем полное право сформировать собственное мнение относительно представителей поместного дворянства, описанных в романе «Евгений Онегин». Я не могу согласиться с тем, что Пушкин безжалостно презирает провинциальных помещиков. Безусловно, они все не слишком симпатичны; может быть, даже неприятны.

Но с другой стороны, они живут своей жизнью и заслуживают право быть такими, какие есть. Сам Евгений Онегин на них, безусловно, не похож. Он умен, следит за модой, может вести светские беседы. Он хорош собой, обладает изысканным вкусом. Но разве все это делает его благородным, добрым? Отнюдь нет.

Он убивает Ленского, в сущности, из-за пустяка. Он с высокомерием относится ко всем окружающим, что, в сущности, совсем его не красит. Образы провинциальных помещиков необходимы для того, чтобы показать, в какой среде росла Татьяна Ларина, и почему Евгений Онегин оказал на нее такое впечатление. Не случайно она написала: «А мы…

Ничем мы не блестим, хоть вам и рады простодушно». Она в данном случае отождествляет себя со своими соседями, ничем не примечательными, простодушными. Конечно, она от них отличается. Но с другой стороны, она к ним намного ближе, чем к разочарованному и высокомерному Онегину. Так что если смотреть на «Пустяковых, Скотининых» и пр.

с этой точки зрения, они не будут казаться столь отвратительными и неприятными.

Источник: http://www.rlspace.com/izobrazhenie-pomestnogo-dvoryanstva-v-romane-pushkina-evgenij-onegin/

Изображение поместного дворянства в романе Пушкина «Евгений Онегин»

Прочитав роман Пушкина «Евгений Онегин», я действительно получил много информации о частной жизни дворян того времени. Причем в глаза бросилась большая разница между поведением, устремлениями и бытом столичных и провинциальных дворян.

Провинциальные дворяне любили читать, особенно девушки. Татьяна Ларина с ранних лет увлекалась сентиментальными романами, которые ей «заменяли все», да и Онегин, оказавшись в деревне, немало времени проводит за чтением.

Провинциалы наслаждаются поэзией сельской народной жизни. Татьяна увлекается гаданиями. Словом, присутствие сказочного духа сильно украшало жизнь селян-помещиков.

Провинциалы лучше знали и чувствовали народ, его проблемы и надежды.

На Онегина деревня повлияла самым лучшим образом: он стал замечать трудности крестьян и начал предпринимать реформы, чтобы облегчить их жизнь:

Ярем он барщины старинной

Читайте также:  Пушкин. «я вас любил: любовь еще, быть может…» (анализ стиха)

Оброком легким заменил.

Большой популярностью и любовью пользовалась среди провинциальных дворян и народная песня. Например, «песня девушек». Дело в том, что при сборе ягод девушкам, по распоряжению суровой помещицы, запрещалось их много есть, и, чтобы девушки не нарушали приказание, их заставляли петь.

Типичный представитель столичного дворянства Онегин в городе был «порядка враг и расточитель» и уж, конечно, не замечал народные нужды, проводя время в светских салонах.

А сейчас он:

…сельский житель

Заводов, вод, лесов земель

Хозяин полный…

Жизнь помещичьих семей протекала в тишине и покое. С соседями они были как «добрая семья». Могли и посмеяться и позлословить, но это совсем не то, что столичные интриги.

В семьях дворян «…хранили в жизни мирной привычки милой старины». Соблюдали традиционные народные праздничные обряды. На масленице у них блины водились. Любили песни, хороводы.

Уходили они из жизни тихо, без суеты. Имели скромные надгробья со столь же сромными надписями:

Смиренный грешник, Дмитрий Ларин,

Господний раб и бригадир,

Под камнем сим вкушает мир.

По надгробным надписям можно судить, что селяне-помещики не были людьми тщеславными, хотя среди них было немало достойных высоких слов людей.

Тот же Дмитрий Ларин, например, имел за мужество Очаковскую медаль, но об этом мы узнаем только из уст Ленского, которому Ларин в детстве давал ею поиграть.

Такой факт свидетельствует о высоких духовных качествах этого дворянина и нравственной чистоте и скромности.

Нравственное начало особенно ярко проявилось в образе Татьяны Лариной. Я бы добавил еще к ее отличительной черте удивительную тонкость и чуткость натуры, которой не сыщешь среди столичных девушек.

Итак, Онегин, описав очередной жизненный круг, полный разочарований и пустых увлечении, вновь встречает Татьяну и всей душой устремляется к ней, поняв и, наконец, оценив ее в полной мере. Но, увы, в ответ он услышал:

Я знаю, в вашем сердце есть

И гордость и прямая честь.

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

И буду век ему верна.

Татьяне и в этот момент не приходит в голову лукавить, кокетничать, скрывать свои чувства. Она искренна в любви.

Мне кажется, проживи она большую часть жизни в столице, духовный мир ее не был бы так крепок.

Взглянув под таким углом на жизнь столичных и городских дворян того времени, становится ясно что их духовный мир был гораздо богаче, ближе к народу, и такие герои Пушкина, естественно, вызывают больше симпатии, нежели столичная золотая молодежь пушкинской эпохи.

(1 votes, average: 4.00

Источник: http://school-essay.ru/izobrazhenie-pomestnogo-dvoryanstva-v-romane-pushkina-evgenij-onegin.html

Столичное и поместное дворянство в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Столичное и поместное дворянство в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Примерныйтекстсочинения

В романе «Евгений Онегин» Пушкин с замечательной полнотой развернул картины русской жизни первой четверти XIX века.

Перед глазами читателя живой, движущейся панорамой проходят надменный роскошный Петербург, милая сердцу каждого русского человека древняя Москва, уютные деревенские усадьбы, прекрасная в своей изменчивости природа.

На этом фоне любят, страдают, разочаровываются, погибают пушкинские герои. И та среда, которая их породила, и та атмосфера, в которой проходит их жизнь, нашли глубокое и полное отображение в романе.

В первой главе романа, знакомя читателя со своим героем, Пушкин детально описывает его обычный день, заполненный до предела посещениями ресторанов, театров и балов. Так же «однообразна и пестра» жизнь других молодых петербургских аристократов, все заботы которых состояли в поисках новых, еще не приевшихся развлечений.

Желание перемен заставляет Евгения уехать в деревню, затем, после убийства Ленского, он отправляется в путешествие, из которого возвращается в привычную обстановку петербургских салонов.

Здесь происходит его встреча с Татьяной, ставшей «равнодушною княгиней», хозяйкой изысканной гостиной, где собирается высшая знать Петербурга.

Здесь можно встретить и проласовых, «заслуживших известность низостью души», и «перекрахмаленных нахалов», и «диктаторов бальных», и пожилых дам «в чепцах и розах, с виду злых», и «девиц, не улыбающихся лиц».

Это типичные завсегдатаи петербургских салонов, в которых царят надменность, чопорность, холодность и скука. Эти люди живут по строгим правилам благопристойного лицемерия, играя какую-нибудь роль. Их лица, как и живые чувства, скрыты бесстрастной маской.

Это порождает пустоту мыслей, холодность сердец, зависть, сплетни, злобу. Поэтому такая горечь слышится в словах Татьяны, обращенных к Евгению:

А мне, Онегин, пышность эта,

Постылой жизни мишура,

Мои успехи в вихре света,

Мой модный дом и вечера,

Что в них? Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище…

Та же праздность, пустота и однообразие заполняют московские салоны, где гостят Ларины. Яркими сатирическими красками рисует Пушкин коллективный портрет московского барства:

Но в них не видно перемены,

Все в них на старый образец:

У тетушки княжны Елены

Все тот же тюлевый чепец;

Все белится Лукерья Львовна,

Все то же лжет Любовь Петровна,

Иван Петрович так же глуп,

Семен Петрович так же скуп…

В этом описании обращает на себя внимание настойчивое повторение мелких бытовых деталей, их неизменность. А это создает ощущение застойности жизни, которая остановилась в своем развитии. Естественно, здесь ведутся пустые, бессодержательные разговоры, которых не может понять своей чуткой душой Татьяна.

Татьяна вслушаться желает

В беседы, в общий разговор;

Но всех в гостиной занимает

Такой бессвязный, пошлый вздор,

Все в них так бледно, равнодушно;

Они клевещут даже скучно…

В шумном московском свете задают тон «франты записные», «гусары отпускные», «архивны юноши», самодовольные кузины. В вихре музыки и танцев проносится суетная жизнь, лишенная всякого внутреннего содержания.

Неоднозначно отношение автора к провинциальным помещикам, к которым принадлежит семейство Лариных. Описание их уклада жизни, привычек, нравов, занятий проникнуто мягким, добродушным юмором.

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели,

Любили русские качели,

Подблюдны песни, хоровод…

Авторскую симпатию вызывают простота и естественность их поведения, близость к народным обычаям, радушие и хлебосольство. Но Пушкин вовсе не идеализирует патриархальный мир деревенских помещиков.

Наоборот, именно для этого круга определяющей чертой становится ужасающая примитивность интересов, которая проявляется и в обычных темах разговоров, и в занятиях, и в абсолютно пустой и бесцельно прожитой жизни.

Чем, например, запоминается покойный отец Татьяны? Только тем, что был простой и добрый малый», «в халате ел и пил» и «умер в час перед обедом». Аналогично проходит в деревенской глуши жизнь дяди Онегина, который «лет сорок с ключницей бранился, смотрел в окно и мух давил».

Этим добродушным лентяям Пушкин противопоставляет энергичную и хозяйственную мать Татьяны. В нескольких строфах умещается вся ее духовная биография, состоящая в довольно быстром перерождении жеманной сентиментальной барышни в заправскую полновластную помещицу, портрет которой мы видим в романе.

Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам,

Служанок била осердясь

Все это мужа не спросясь.

Сцена именин Татьяны позволила автору дать точную и емкую характеристику деревенских помещиков с их поразительным убожеством интересов, подавляюще однообразным существованием.

С своей супругою дородной

Приехал толстый Пустяков;

Гвоздин, хозяин превосходный,

Владелец нищих мужиков…

Эти герои настолько примитивны, что не требуют развернутой характеристики, которая может заключаться даже в одной фамилии. Интересы этих людей ограничива�

Источник: https://www.studsell.com/view/171369/

Изображение столичного и поместного дворянства в романе: а. с. пушкина “евгений онегин”

КЛАССИКА

А. С. ПУШКИН

Изображение столичного и поместного дворянства в романе: а. с. пушкина “евгений онегин”

Великий русский критик В. Г. Белинский не случайно назвал роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” “энциклопедией русской жизни”. Связано это, конечно же, с тем, что ни одно произведение русской литературы не может сравниться с бессмертным романом в стихах по широте охвата современной писателю действительности.

Пушкин описывает свое время, отмечая все, что было существенно для жизни поколения: быт и нравы людей, состояние их душ, популярные философские, политические и экономические течения, литературные пристрастия, моды и так далее.

На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества, в том числе высший свет Петербурга, дворянская Москва и поместное дворянство.

Петербург того времени был настоящим центром культурной и политической жизни, местом, где жили лучшие люди России. Там “блистал Фонвизин, друг свободы”, покоряли публику Княжнин и Истомина.

Автор хорошо знал и любил Петербург, а потому он точен в описаниях, не забывая ни “о соли светской злости”, ни о “необходимых глупцах”, “накрахмаленных нахалах” и тому подобном. Петербург. явно ориентирован на западный образ жизни, и это проявляется и в моде, и в репертуаре театров, и в обилии “иноплеменныхслов”.

Жизнь дворянина в Петербурге с утра до ночи наполнена развлечениями, но при этом “однообразна и пестра”.

При всей своей любви к северной столице Пушкин не может не отметить, что именно влияние высшего петербургского света, принятые в нем система воспитания и образования и образ жизни накладывают неизгладимый отпечаток на сознание человека, делая его либо пустым и никчемным, – либо преждевременно разочарованным в жизни. Главный герой романа, Евгений, конечно же, столичный житель, даже несмотря на то что он стоит на ступеньку выше светского общества.

Глазами жителя Петербурга показана нам Москва – “ярмарка невест”. Москва провинциальна, в чем-то патриархальна.

Если при описании Петербурга поэт использует большое количество глаголов, то образ Москвы складывается из существительных, что на художественном уровне подчеркивает неподвижность этого города.

И действительно, с того момента, как мать Татьяны Лариной покинула столицу, в ней, по сути, ничего не изменилось:

Но в них не видно перемены

В них все на старый образец…

Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он подмечает “бессвязный пошлый вздор” и с грустью отмечает, что в разговорах людей, которых встречает в гостиной Татьяна, “не вспыхнет мысли в целы сутки”.

Современная поэту Россия – Россия деревенская, и Пушкин подчеркивает это игрой слов в эпиграфе ко второй главе. Вероятно, поэтому галерея персонажей поместного дворянства в романе наиболее представительна. Поместные дворяне живут жизнью, распорядок которой заведен раз и навсегда много лет назад.

В покоях своего дяди Онегин находит “календарь осьмого года”, ибо “старик, имея много дел, в иные книги не глядел”. В их жизни ничего не происходит, один день похож на другой. Отличается от других помещиков, пожалуй, лишь Ленский, “с душою прямо геттингенской”, да и то потому, что образование Владимир получает в Германии.

Впрочем, Пушкин предвидит, что, не погибни Ленский на дуэли, он мог бы через двадцать лет повторить жизнь старого Ларина или дяди Онегина:

Узнал бы жизнь на самом деле,

Подагру в сорок лет имел.

Пил, ел, скучал, толстел, хирел

И наконец в своей постеле

Скончался б посреди детей,

Плаксивых баб и лекарей.

С иронией Пушкин описывает и светское деревенское общество, собравшееся в доме Лариных. Не случайно некоторых гостей автор наделяет фамилиями персонажей пьес Фонвизина. Провинциальное дворянство во многом смешно, смешон и жалок и круг их жизненных интересов.

Деревенская жизнь располагает, по мнению Пушкина, к тому, чтобы из мира романтических грез перейти в мир будничных забот. Но неслучайно именно в среде поместного дворянства появляется “милый идеал” Пушкина – Татьяна Ларина, в воспитании и образовании которой совмещены традиции высокой образованности и народной культуры.

Читайте также:  Кюхельбекер вильгельм карлович

Именно поместное дворянство живет в непосредственной близости к народу, а потому в нем, вероятно, заложена идея возрождения.

(No Ratings Yet)
Loading…

Изображение столичного и поместного дворянства в романе: а. с. пушкина “евгений онегин”

Источник: https://goldsoch.info/izobrazhenie-stolichnogo-i-pomestnogo-dvoryanstva-v-romane-a-s-pushkina-evgenij-onegin/

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Все вложено в эту книгу: ум, сердце, молодость, мудрая зрелость, минуты радости и горькие часы без сна — вся жизнь прекрасного, гениального и веселого человека. Роман «Евгений Онегин», мне кажется, занимает центральное место в творчестве Пушкина.

Это не только самое крупное по размерам, но и самое широкое по охвату тем, характеров, картин, мест произведение. Оно оказало огромное влияние на становление русского реализма.Писатель работал над ним более восьми лет. За широту изображения русской жизни, за глубину типических образов и богатство мыслей В. Г. Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни».

По нему действительно можно судить об эпохе, изучать жизнь России начала XIX века.

В это время происходил подъем национального самосознания, зарождалось организованное революционное движение. Вспомним хотя бы декабристов. Однако абсолютное большинство дворян не было затронуто этими процессами.

Поэт нарисовал яркие картины жизни столичного и провинциального дворянства. Уже с первых строк мы чувствуем пышность и пустоту, «блеск и нищету» петербургского света. Вот отец Онегина, который «давал три бала ежегодно и промотался наконец». Вот и сам Онегин, который «легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно», и «свет решил, что он умен и очень мил».

Дни его проходят весело: «три дома на вечер зовут». Он легко вписывался в высшее общество, где присутствуют «необходимые глупцы», «моды образцы», «с виду злые дамы», «неулыбающиеся» девицы. Балы, обеды, опера, всевозможные празднества — вот основное времяпрепровождение. Жизнь «однообразна и пестра», и «завтра то же, что вчера».Московское дворянство тяжеловеснее.

Хотя и здесь Шум, хохот, беготня, поклоны,Галоп, мазурка, вальс… И понятно, почему простодушной Татьяне «душно здесь». Московские знакомые Лариных наперебой говорят им о том, как выросла Таня. Сами они, однако, не меняются. Пушкин с убийственной иронией замечает: Но в них не видно перемены; Все в них на старый образец…

Пушкин начинает перечислять их «неизменные» качества так, что читатель невольно чувствует содроганье перед такой поразительной пустотой, и что характерно, «они клевещут даже скучно».Поместное дворянство всегда считалось главной опорой трона. Посмотрим, как рисует его Александр Сергеевич. Перед нами проходит галерея образов и типов.

Как ни убога жизнь помещиков по сравнению с человеческим идеалом, все же, на мой взгляд, они симпатичнее, чем столичная знать. Уже хотя бы потому, что большинство из них занимаются хозяйством, а значит, у них есть дело. Ведь у высшего света дела-то никакого нет. То, что барин живет рядом, следит за благосостоянием крестьян, тоже не мало.

Эти люди живут в ладу с природой, ведут здоровый образ жизни, не превращая утро в полночь. И, может быть, поэтому здесь и рождаются такие поэтические натуры, как Татьяна.Но это лишь несколько скрашивает поразительную убогость. Глядя глазами образованного человека, Онегина, мы видим портреты сельских прожигателей жизни.

Вот дядя Онегина, который «лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил». Вот помещики, которые только и говорят о хозяйстве, псарне, вине и своей родне.Низкая культура, отсутствие высоких духовных интересов, боязнь нового и душевная лень — вот характерные черты многих из них. Их образование очень поверхностно.

Так, мать Тани «русский Я, как N французский произносить умела в нос», знала иностранных авторов не потому, что их прочла, а потому, что московская кузина «твердила часто ей о них». Подражание иностранному у многих проявляется даже в смешных мелочах.Зато уж спеси помещикам не занимать. И крестьян они за людей не считают.

В них много жестокости, причем часто неосознанной. Это, по определению поэта, «барство дикое». Так, мать Лариной сама «служанок била осердясь».И конечно же, все они боятся нового, которое может ограничить их власть. Это особенно отчетливо видно по их отношению к Онегину.

Когда «ярем он барщины старинной оброком легким заменил», соседи-помещики увидели в этом «страшный вред», а его ославили как «опаснейшего чудака».С другой стороны, в этих людях видно и то, что не может не нравиться: простота, хлебосольство, сохранение старых русских традиций.И столичное, и поместное дворянство представлено в романе в остросатирическом плане.

При всем различии их объединяют паразитизм, убогость внутреннего мира, пренебрежение интересами других людей, пустота времяпрепровождения, сплетни и прочее.Пушкин открыто смеется над этим обществом, хотя порой с грустью говорит о сельской простоте или с умилением вспоминает свои забавы.

Будучи сам человеком дела, он не может и не хочет принять пустоту светской жизни, хотя, конечно, и не чурается ее. «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей», — говорит он.Но ведь прежде-то — дельным!Несомненно, в этом своем романе, как и в других произведениях, Пушкин является продолжателем сатиры Фонвизина и Грибоедова. И темы, и ситуации у трех этих писателей порой сильно похожи. Это значит, что они отражали то типичное, что было характерным для тогдашней России.

Заложенные традиции сатиры стали основой для ее расцвета позже. Белинский говорил, что без «Онегина» был бы невозможен «Герой нашего времени». Безусловно, без «Евгения Онегина» и «Горя от ума» Гоголь не чувствовал бы себя готовым на изображение русской действительности, исполненное такой глубины.

ActionTeaser.ru — тизерная рекламаActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/russkaya-literatura/10-000-samykh-luchshikh-sochinenij/sochineniya-po-a-s-pushkinu/3106-dvoryanstvo-stolichnoe-i-pomestnoe-po-romanu-a-s-pushkina-evgenij-onegin

Столичное и поместное дворянство в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Поэт Александр Пушкин был выслан на юг весной 1820 года. Онегин уехал из Петербурга тогда же. До этого «убил он восемь лет» в свете — значит, появился в обществе примерно в конце 1812 года. Сколько лет могло быть Онегину в это время? В пушкинских черновиках сохранилось прямое указание на этот счет: Онегин «шестнадцати не больше лет» появился в свете.

Значит, Онегин родился в 1796 году, он старше Пушкина на три года. Встреча с Татьяной, знакомство с Ленским происходят весной и летом 1820 года — Онегину уже 24 года, он не мальчик, а взрослый мужчина, особенно по сравнению с восемнадцатилетним Ленским.

Неудивительно поэтому, что он относится к Ленскому чуть покровительственно, по-взрослому смотрит на его «юный жар и юный бред».

Как же нелепа и — внешне, во всяком случае, — незначительна ссора Онегина и Ленского, и нам хочется верить: все еще обойдется, друзья помирятся, Ленский женится на своей Ольге… Однако дуэль состоится, кто-то из друзей погибнет. Но кто? Даже самому неискушенному читателю ясно: погибнет Ленский. Пушкин незаметно, исподволь подготовил нас к этой мысли.

Случайная ссора — только повод для дуэли, а причина ее, причина гибели Ленского гораздо глубже.

В ссору Онегина и Ленского вступает сила, которую уже нельзя повернуть вспять, — сила «общественного мнения». Носитель этой силы ненавистен Пушкину больше, чем Пустяков, Гвоздин, даже Флянов, — те только ничтожества, угнетатели, взяточники, шуты, а теперь перед

нами — убийца, палач:

Зарецкий, некогда буян,

Картежной шайки атаман,

Глава повес, трибун трактирный,

Теперь же добрый и простой

Отец семейства холостой,

Надежный друг, помещик мирный

И даже честный человек:

Так исправляется наш век!

На таких людях, как Зарецкий, стоит мир Петушковых и Фляновых; он — опора и законодатель этого мира, охранитель его законов и свершитель приговоров. В каждом слове Пушкина о Зарецком звенит ненависть, и мы не можем не разделять ее.

Но Онегин! Он-то знает жизнь, он отлично все понимает. Сам говорит себе, что он

Был должен оказать себя

Не мячиком предрассуждений,

Не пылким мальчиком, бойцом,

Но мужем с честью и с умом.

Пушкин подбирает глаголы, очень полно рисующие состояние Онегина: «обвинял себя», «был должен», «он мог бы», «он должен был обезоружить младое сердце…» Но почему все эти глаголы стоят в прошедшем времени? Ведь еще можно поехать к Ленскому, объясниться, забыть вражду — еще не поздно… Нет, поздно! Вот мысли Онегина: …в это дело

Вмешался старый дуэлист;

Он зол, он сплетник, он речист…

Конечно, быть должно презренье

Ценой его забавных слов,

Но шепот, хохотня глупцов…

Так думает Онегин. А Пушкин объясняет с болью и ненавистью:

И вот общественное мненье!

Пружина чести, наш кумир!

И вот на чем вертится мир!

Пушкин не любит нагромождения восклицательных знаков, но здесь он венчает ими подряд три строки: вся его мука, все негодование — в этих трех восклицательных знаках подряд. Вот что руководит людьми: шепот, хохотня глупцов — от этого зависит жизнь человека! Ужасно жить в мире, который вертится на злой болтовне…

«Наедине с своей душой» Онегин все понимал. Но в том-то и беда, что умение остаться наедине со своей совестью, *на тайный суд себя призвав», и поступить так, как велит совесть, — это редкое умение. Для него нужно мужество, которого нет у Евгения. Судьями оказываются Пустяковы и Буяно-вы с их низкой моралью, выступить против которой Онегин не смеет.

В первой главе романа был показан петербургский бал глазами Пушкина — но мельком, в сущности, с улицы, через окно: «По цельным окнам тени ходят…» Мы успели увидеть, как вошел Онегин, как «летают ножки милых дам», но не видели петербургского света близко и не слышали его суждений.

Зато в восьмой главе нас приводят на «светский раут» вместе с музой и заставляют смотреть вокруг ее любопытным и чистым взглядом. Но ведь и этот взгляд — пушкинский! Онегину первой главы свет наскучил, опостылел, но он был там своим.

А теперь и он чужой, и ему привычные лица кажутся «рядом докучных привидений».

Свет старается подогнать Онегина под привычный шаблонный тип — то, что человек может быть не таким, как все, и в то же время самим собой, непонятно свету. Все, что не похоже на общий уровень, объявляется маской, и никому не приходит в голову, что именно люди общего уровня — маски, а те, кто не похАк на них, — живые…

И конечно, как всякая ограниченная душа, человек света считает себя всеведущим и дает указания:

Иль просто будет добрый малый,

Как вы да я, как целый свет?

Посредственности страх как не любят тех, кто выделяется. Им обязательно нужно, чтобы все были похожи друг на друга, чтобы все были «средними», обычными, не «выскакивали»… Вот и советуют Онегину быть «добрым малым», как все…

Вмешавшись в светскую беседу об Онегине, Пушкин горько смеется над тем идеалом, который создали себе «важные люди». Посредственность, самолюбивая ничтожность — вот кто счастлив, вот кто не вызывает удивления или недовольства. «Молчалины блаженствуют на свете!»

Источник: https://sochineniya-na5.ru/stolichnoe-i-pomestnoe-dvoryanstvo-v-romane-a-s-pushkina-evgenij-onegin/

Ссылка на основную публикацию