«татьяна (русская душою, сама не зная почему)…» — отрывок из «евгения онегина» пушкина

Читаем и разбираем «Евгения Онегина». Глава V Часть 1

Здравствуйте уважаемые.
В прошлый раз мы с Вами закончили с IV частью: http://id77.livejournal.com/1380433.html, пожалуй, самое время заняться пятой.Как и у каждой главы, тут есть свой эпиграф.

О, не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана!

Жуковский.Это один из заключительных стихов баллады Жуковского «Светлана» (1812), которая в свою очередь вольная обработка сюжета баллады Бюргера «Ленора» (1773). «Светлана» считалась образцом романтического фольклоризма, отсюда понятно и направление V главы и кто по мнению автора, будет главным персонажем.

В тот год осенняя погодаСтояла долго на дворе,Зимы ждала, ждала природа.Снег выпал только в январеНа третье в ночь. Проснувшись рано,В окно увидела ТатьянаПоутру побелевший двор,Куртины, кровли и забор,На стеклах легкие узоры,Деревья в зимнем серебре,Сорок веселых на двореИ мягко устланные горыЗимы блистательным ковром.

Все ярко, все бело кругом.

Про поздний снег — это вообще очень большая редкость в те годы. Если же переводить действия романа в реальное время, сиречь в осень 1820 — зиму 1821 года, то как раз в ту зиму снег выпал очень рано, затем растаял, а затем выпал снова.Следующий отрывок один из самых цитируемых и узнаваемых. тысячи школьников многие поколения зубрили именно его. Почему — мне трудно ответить. Но факт остается фактом.

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,На дровнях обновляет путь;Его лошадка, снег почуя,Плетется рысью как-нибудь;Бразды пушистые взрывая,Летит кибитка удалая;Ямщик сидит на облучкеВ тулупе, в красном кушаке.Вот бегает дворовый мальчик,В салазки жучку посадив,Себя в коня преобразив;Шалун уж заморозил пальчик:Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно…

Никак не мог понять выражение плестись рысью. Рысь — это средняя скорость лошади, если это можно так назвать — быстрее шага, но медленнее галопа. Хотя некоторые лошади на рыси могли обходить даже галопирующих. Так что для меня плестись рысью — некий оксюморон.
В данном случае, кибитка — это крытая дорожная повозка для ямщика. Ну и соответственно облучок -толстая деревянная скрепа, огибающая верхнюю часть такой повозки. Что такое тулуп, наверное, Вы знаете, а вот кушак — это просто пояс. Часть, так сказать, форменной одежды ямщика. Ну и под конец скажу, что жучка обозначена с маленькой буквы потому что это просто тогдашнее обозначение дворняги, а не кличка животного.

Но, может быть, такого родаКартины вас не привлекут:Все это низкая природа;Изящного не много тут.Согретый вдохновенья богом,Другой поэт роскошным слогомЖивописал нам первый снегИ все оттенки зимних негОн вас пленит, я в том уверен,Рисуя в пламенных стихахПрогулки тайные в санях;Но я бороться не намеренНи с ним покамест, ни с тобой,

Певец финляндки молодой!

П.А. ВяземскийДругой поэт — это про Вяземского, и его стихотворение «Первый снег». А «певец финляндки молодой» — это аллюзия на «Эду» Баратынского. Почему именно финляндки- мы с Вами уже разбирали в одном из предыдущих постов.Дальше — без комментариев, ибо еще один всеми знаемый и многими учимый кусок

Татьяна (русская душою,Сама не зная почему)С ее холодною красоюЛюбила русскую зиму,На солнце иний в день морозный,И сани, и зарею позднойСиянье розовых снегов,И мглу крещенских вечеров.По старине торжествовалиВ их доме эти вечера:Служанки со всего двораПро барышень своих гадалиИ им сулили каждый годМужьев военных и поход.

Татьяна верила преданьямПростонародной старины,И снам, и карточным гаданьям,И предсказаниям луны.Ее тревожили приметы;Таинственно ей все предметыПровозглашали что-нибудь,Предчувствия теснили грудь.Жеманный кот, на печке сидя,Мурлыча, лапкой рыльце мыл:То несомненный знак ей был,Что едут гости.

Вдруг увидяМладой двурогий лик луныНа небе с левой стороны,Она дрожала и бледнела.Когда ж падучая звездаПо небу темному летелаИ рассыпалася, — тогдаВ смятенье Таня торопилась,Пока звезда еще катилась,Желанье сердца ей шепнуть.

Когда случалось где-нибудьЕй встретить черного монахаИль быстрый заяц меж полейПеребегал дорогу ей,Не зная, что начать со страха,Предчувствий горестных полна,Ждала несчастья уж она.Что ж? Тайну прелесть находилаИ в самом ужасе она:Так нас природа сотворила,К противуречию склонна.Настали святки.

То-то радость!Гадает ветреная младость,Которой ничего не жаль,Перед которой жизни дальЛежит светла, необозрима;Гадает старость сквозь очкиУ гробовой своей доски,Все потеряв невозвратимо;И все равно: надежда им

Лжет детским лепетом своим.

Продолжение следует…

Приятного времени суток.

Источник: https://id77.livejournal.com/1398336.html

Решу егэ

Задание 8 № 184

Почему автор «Евгения Онегина» стре­мит­ся отоб­ра­зить «низкую природу», жерт­вуя « высоким» слогом?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; C1—С2.

IВ тот год осенняя погодаСтояла долго на дворе,Зимы ждала, ждала природа.Снег выпал только в январеНа третье в ночь. Проснувшись рано,В окно увидела ТатьянаПоутру побелевший двор,Куртины, кровли и забор,На стёклах легкие узоры,Деревья в зимнем серебре,Сорок весёлых на двореИ мягко устланные горыЗимы блистательным ковром.Всё ярко, всё бело кругом.IIЗима!…Крестьянин, торжествуя,На дровнях обновляет путь;Его лошадка, снег почуя,Плетётся рысью как-нибудь;Бразды пушистые взрывая,Летит кибитка удалая;Ямщик сидит на облучкеВ тулупе, в красном кушаке.Вот бегает дворовый мальчик,В салазки жучку посадив,Себя в коня преобразив;Шалун уж заморозил пальчик:Ему и больно и смешно,А мать грозит ему в окно…IIIНо, может быть, такого родаКартины вас не привлекут:Всё это низкая природа;Изящного не много тут.Согретый вдохновенья богом,Другой поэт роскошным слогомЖивописал нам первый снегИ все оттенки зимних нег;Он вас пленит, я в том уверен,Рисуя в пламенных стихахПрогулки тайные в санях;Но я бороться не намеренНи с ним покамест, ни с тобой,Певец финляндки молодой!IVТатьяна (русская душою,Сама не зная, почему)С её холодною красоюЛюбила русскую зиму,На солнце иней в день морозный,И сани, и зарею позднойСиянье розовых снегов,И мглу крещенских вечеров.По старине торжествовалиВ их доме эти вечера:Служанки со всего двораПро барышень своих гадалиИ им сулили каждый годМужьёв военных и поход.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

Пояснение.

В романе «Евгений Онегин» перед нами в ярких реалистических красках предстают и столица, и провинция, и деревня, и город, и сама русская природа — во всем ее многообразии и изменчивости.

Однако природа в романе — это не просто картины, отражающие красоту и своеобразие того или иного времени года. Описаниям природы поэт придает намного более серьезное значение. Они призваны подчеркнуть те или иные особенности характера, поведения, взглядов героев, передать их душевный мир, мечты, стремления, нравственные идеалы.

Именно поэтому положительные герои произведения, как, например, Татьяна, рисуются в окружении природы. Татьяна, «русская душою», сама сродни русской природе во всем ее многообразии и несомненной прелести, для неё, как и для поэта природа и Родина неразрывны.

Легкая авторская ирония ощущается в обращении к читателю, который, возможно, не найдет в этих строках «изящного» («Все это низкая природа»), тем более что первый снег, как указывает Пушкин, уже описан «роскошным слогом» и изображен «певцом финляндки молодой».

Однако автор показывает нам, сколько прелести и поэтичности заключается в этих всем знакомых, родных, но не всегда замечаемых нами картинах.

Источник: https://lit-ege.sdamgia.ru/problem?id=184

Татьяна русская душою сама не зная почему?..

Имя Татьяна пришло к нам из Древнего Рима. У римлян не было женских собственных имен, да и мужских насчитывалось чуть менее двух десятков. Женщин звали именем всего рода (например, каждая женщина рода Юлиев была Юлией, а Эмилиев — Эмилией). Позднее имена возникали и от прозвищ, закрепившихся за мужчинами семьи.

Татиан (и женский вариант — Татиана, Татьяна) значит буквально «происходящие от Тация», родового имени, которое носил персонаж ранних римских легенд — современник основателей города, Ромула и Рема, сабинский царь Тит Таций. Этимология имени не ясна.

Иногда его переводят как «устроительница», но это только по созвучию с греческим глаголом «татто» (однокоренным со словом «тактика»).

25 января Церковь отмечает день Святой великомученицы Татьяны. Согласно сохранившейся у христиан традиции, она родилась в семье знатного римлянина и одновременно тайного христианина. Ради служения Церкви Татьяна отказалась от брака и была поставлена диакониссой — то еесть могла исполнять даже пасторские обязанности.

Такая женская карьера была возможна только в иерархии ранней церкви. Во время гонений на христиан при императоре Александре Севере (222—235 гг. н. э.) Татьяна была схвачена, и даже под угрозой пыток отказываясь приносить языческие жертвы, явила много чудес.

Предание гласит, что после ее молитвы разрушались языческие храмы и статуи, а сама она укротила льва, которому была брошена на съедение.

3

«Ее сестра звалась…Наташа»

Самая известная Татьяна в русской культуре — бесспорно, героиня пушкинского «Евгения Онегина».

Наверно, много кто со школы помнит — поэт выбрал это «сладко» звучащее «греческое имя», бытовавшее, однако, только среди простолюдинов, чтобы противопоставить естественность своей героини жеманству аристократического света.

Менее известен факт, что в своих ранних черновиках Пушкин зовет девушку… Наташей, вполне обычным для эпохи дворянским именем, которое в повествование вводит «бесстрашно», а не как в чистовом варианте — словно извиняясь перед читателем за авторское «своеволие».

Однако во власти гения — не подстраиваться под вкусы аудитории, а изменять их. Роман Пушкина был неизменно моден у российской аристократии и, например, повлиял на выбор имен для старших дочерей Николая II и Александры Федоровны. Царь сам говорил, что девочки названы Ольгой и Татьяной, чтобы было, как у Пушкина в “Онегине”.

Подобно литературному прототипу, великая княжна Татьяна являла, по воспоминаниям современников, образец «искренности, прямолинейности и упорства, склонности к поэзии и абстрактным идеям».

Добавим только, что это имя, совершенно нехарактерное для Романовых, появляется не только на закате династии, но и в момент ее становления.

Михаила Федоровича — первого из Романовых на троне — окружали сразу две Татьяны: рано ушедшая из жизни сестра и нареченная в память о ней дочь, которая, дожив до преклонных лет, пользовалась неизменным уважением  своей племянницы — царевны Софьи, и впоследствии всячески поддерживала ее, заточенную Петром I в монастырь.

Татьянин день — это праздник всех студентов, но первоначально он отмечался как день основания Московского Университета. Указ о его создании, которого так добивался ученый Ломоносов, был подписан императрицей Елизаветой 12 (по новому стилю 25-го) января 1755 года.

Но без реальной Татьяны здесь тоже не обошлось, и дата была подобрана не случайно.

Указ стал подарком покровителю Ломоносова — фавориту императрицы графу Ивану Шувалову — на именины его матери, Татьяны Родионовны (в девичестве Ратиславской), небогатой московской дворянки, которая одна воспитала мальчика после ранней смерти мужа.

Благодаря развитию науки, Татьяны покорили и космическое пространство, дав названия четырем астероидам. Один из них (под номером 769) в 1913 году получил имя в честь героини пушкинского романа: астроном Григорий Неуймин в своих открытиях увековечил, кажется, всех родных ему женщин.

Как и немецкий ученый Карл Райнмут: впрочем, почему открытый им в 1929 году астероид 1109 зовется Тата, точно не известно. Как туманно и происхождение имени «Татьянина», которое носит малое небесное тело Солнечной системы под номером 4679.

Зато хорошо известно, что астероид Таня (2127) назван в память о погибшей в блокаду ленинградской школьнице Тани Савичевой, чей дневник стал одним из обвинительных документов на Нюрнбергском процессе.

Имя Татьяна редко встречается за пределами славянских стран. Надо думать, именно этим обстоятельством руководствовался английский отставной разведчик Ян Флеминг, когда именно Татьяной назвал сотрудницу советских спецслужб в очередной своей книге о Джеймсе Бонде «Из России с любовью».

Для убедительности героиня получила самую узнаваемую в Западной Европе русскую фамилию – Романова, а работать была отправлена шифровальщицей к руководителю 2-го отделения СМЕРШ.

Биографы Флеминга считают, что прототипом героини стала  работавшая на британцев во время Второй мировой войны польская разведчица Кристин Грэнвилл (Скрибек).

Артем Анохин

Источник: https://li111.livejournal.com/518539.html

Сочинение на тему Татьяна — «милый идеал»

Пропустить и перейти к содержимому

В романе «Евгений Онегин» Пушкин демонстрирует не только дворянский уклад жизни, но и вторую менее освещаемую культуру простонародья. Пушкин освещает его быт, нравы, обычаи и фольклор, показывая семью Лариных, а точнее Татьяну.

Образ юной девушки, созданный Александром Сергеевичем, не менее важен, чем образ самого Онегина. Становление Татьяны, ее характера и души, происходило под воздействием мира окружающего ее: простонародной культуры, обычаев, быта, преданий и нравов.

Читайте также:  "метель". повести белкина а.с. пушкина. главные герои и их характеристики

Из этого следует, что Пушкин хотел воплотить в ней самые яркие и одновременно самые лучшие черты русской женщины. Татьяна любит природу, но это не обычное поклонение и вознесение природы, в ее чувствах есть отголосок чего-то личного и индивидуального.

Все относились к ней по-иному, но Таня — необычная.

Татьяна любит зиму безотчетно. Пушкин отмечает, что его «милый идеал» не похож на «красавиц недоступных, холодных, чистых как зима». Для нее характерны такие черты, как сдержанность в проявлении чувств, строгость, но ясность и искренность души и взгляда на мир.

Кроме того, она способна на «безумные страданья» любви, и, как обнаружится в VIII главе, она склонна к тайной, спрятанной, но не умершей любви. Все эти черты помогают Пушкину показать на почему героине так близка зима.

В любви Татьяны к природе нет привычности: каждый раз она воспринимается ей по-новому и оценивается в зависимости от сердечного, душевного состояния. Однако у Татьяны есть вечный неизменный спутник — луна, которая сопровождает ее на всем протяжении романа.

Луна озаряет весь путь Татьяны, всю ее жизнь сопутствует ей.

В мире существовали, существуют и будут существовать люди «дневные» и «лунные». «Лунных» делят на 2 категории:

Люди, у которых существует «естественная» близость с луной;
Люди, которые «намеренно» поклоняются, боготворят луну.

Татьяна относится к первой группе, так как помимо естественной любви к ночному светило, она также бледна, как луна. Это подчеркивается тем, что Пушкин часто показывает бледность лица своей героини.

Татьяна погружена в свет своей покровительницы целиком, полностью, привязана к «хладной красе» зимы. Это совместимость всех черт Татьяны создает впечатление гармонии, хоть и печальной, и позволяет автору назвать героиню своим «милым идеалом».

Татьяна росла, воспитывалась в усадьбе своих родителей — помещиков Лариных.

Она рано пыталась узнать побольше об окружающем мире, но, видимо, родители и люди старше ее не могли ответить на многочисленные вопросы девочки. И тогда она обратилась к книгам, которым доверяла полностью.

У нее просыпается небывалый интерес к романам, которые читает с жадностью, представляя себя героиней то одного, то другого произведения.

Жизнь, которой жила Татьяна, стала не удовлетворять ее требовательную душу. Читая французские романы, мечтала встретить человека, похожего на Ромео, Дон Жуана. И вот ее мечта сбылась, она встретила Онегина — светлого молодого человека, приехавшего из Петербурга, умного и благородного. Девушка влюбляется в него, но сначала видит в нем только героя романа.

Татьяна решается на смелый шаг и пишет Онегину любовное послание. Резкий отказ Евгения — неожиданный для Татьяны поворот событий. Но именно этот шоковый отказ, помогает Татьяне понять, что объект ее желаний — не герой ее романа, и далеко не романтический персонаж. По-прежнему питая к Евгению нежные чувства, Ларина не может понять ни одно из его действий.

Татьяна находится на распутье: она не может разлюбить естественного Онегина, и в то же время убеждена, что была раньше влюблена в вымышленный образ.

После того, как Евгений отверг любовь Татьяны и на дуэли убил Ленского, девушка, посещая дом любимого, понимает, что человек, которого любила был совсем другим, чем она его себе представляла.

Татьяна понимает, что любимый ею образ Онегина был ей самой и придуман.

Именно тогда Таня соглашается ехать на «ярмарку невест», но после этого героиня спешит к природе, ищет понимания среди ее красот и естественности:

В Москве Татьяна выходит замуж. Став княгиней, вместе с титулом она получает уважение и преклонение перед ней «высшего света».

К сожалению, социальные изменения и отказ во взаимных чувствах от горячо любимого человека, не могли не сказаться на Татьяне. Она, как и раньше прелестна, как и раньше в ней жива любовь к Онегину, природе, книгам, родным местам, няне…

Вновь представшая перед нами Татьяна — княгиня, которой на балах восхищаются все. Она становится образом безупречного вкуса, «верным снимком du comme il faut». Она слишком много и умело играет на публику.

«Беспечная прелесть» — такую роль для себя определила Татьяна. Исполняла она ее безукоризненно, поразительно естественно.

Мы понимаем, что подлинная целостность уже потерянна, прямое и доверчивое проявление чувств исчезло.

Изменения Ззатронули не только душу девушки, но и ее внешность, не зря Онегин едва разглядел в Татьяне «забытые черты».

Но что мы видим? Едва увидев Онегина, Татьяна встрепенулась, хотя виду не подала:

Душа раскрывается только при личном разговоре с Онегины. Она сказала ему все, что накипело в ее сердце, но даже эти «все» было заключено в рамки светских приличий. Но она не скована приемами «утеснительного сана», почти свободна и преодолевает неловкость неожиданной встречи, которой смущен Евгений. Эта свобода в ограничивающих рамках совершенно поразила Онегина, привела его в оцепенение.

Мы видим, что чувственность и пылкое проявление чувств, характерное для прежней Татьяны, сменилось достаточно холодным самообладанием. Это самообладание не покидает ее и во время визита Онегина. Теперь она, хоть и не полностью, но зависит от мнения света, опасается его.

Татьяна — «неприступная богиня» не показывает, что прежние чувства по-прежнему пылают в ее сердце. Но никто, кроме автора и нас, читателей, не видит и не понимает каких внутренних усилий ей это стоит. Одно только появление Онегина заставляет ее меняться.

Ее беспечность, наигранная перед обществом, улетучивается, едва она видит Евгения:

Татьяна по-прежнему любит Евгения, она просто перестала ждать его, разочаровалась в нем.

Последний монолог Татьяны — последний шаг в изучении характеров романа в целом. Первые слова Татьяны очень важны для дальнейшего толкования разговора.

Кажется, что раз мы слышим их в обыденной жизни, то они обыкновенные, но, нет, здесь несут определенную символику. Это «довольно» звучит, как призыв очнуться от забытья чувств.

Татьяна не скажет: «Я хочу объясниться с вами», — как это сделал Евгений в саду:

Теперь Татьяна стала «равнодушною княгиней», так как свет, видимо, все-таки повлиял на ее характер, ожесточил его. Она говорит: «Я должна вам объясниться откровенно». «Должна», а не «хочу».

А все потому, что Татьяна хоть и любит Евгения, но лишена возможности следовать своим чувствам. Теперь в ней есть то, что не подчиненно Онегину — семья, положение в обществе.

В Татьяне любовь жива, но она «другому отдана»:

Слова:

Это вовсе не риторический вопрос. С недоумением произносит эти слова Татьяна. С недоумение, так как она уже поверила, решила, что Онегин не создан для блаженства.

Еще в деревне девушка поняла: «Не может он мне счастье дать». И теперь она судит Онегина по представлениям, которые сложились еще тогда несколько лет назад.

В этом ее заблуждении, эта запоздалость «отзыва», ставшая виной Онегина, заставляет Татьяну отвергнуть его.

Начиная объясняться, Татьяна с горечью говорит: «Сегодня очередь моя». Лавры холодного, бессердечного проповедника ее не прельщают. Но ведь она исполняет долг не только перед мужем, обществом, самой собой — перед Онегиным.

Ее первое движение в монологе — желание заставить Онегина очнуться от «обидной страсти» вдохновлено любовью. Нет, Татьяна не забыла время, когда она была «влюбленной, бедной и простой», ей дороги «места, где в первый раз» увидела Онегина.

Воспоминания живы, Татьяна живет ими, и, может быть, они позволяют ей выжить в «вихре света», а на языке самого поэта — «в мертвящем упоенье света».

Зачем в объяснении Татьяна так сурова с покорным ей Евгением? Зачем отвергает его любовь? Первая причина, наверное, заключается в том, что сердце Татьяны боль от холодного отказа Онегина еще не забыта.

Вторая — свет, который Татьяна знает и не сомневается, что общество истолкует его страсть в тонах далеких от благородства.

«Высший свет» судит низко, и в вопросах, обращенных к Онегину, звучит возможное мнение «суетной молвы».

Эти слова оскорбительны. И не будь они выражены в форме вопроса, Татьяна, по-моему, уже не смогла бы сказать: «я вас люблю» …

Третья причина: Татьяной руководит ошибочное мнение об Онегине. Она ценит его прежнюю холодность больше, чем нынешнее состояние. Складывается ощущение, что Татьяна не видит, что он полностью изменился.

Она сама забыла, какой была та Таня, милая Таня. Татьяна теперь далека от себя прежней. Эта отчужденность, отвержение от себя прежней — еще одной препятствие любви.

И, наконец, последнее и самое важное:

Еще в письме Онегину она мечтала стать «верной супругой и добродетельной матерью». Татьяна подчинила свою жизнь дому, обманувшись в счастье. Это подчинение дому делает Татьяну «смиренной» перед судьбой.

Онегин «погребен» под стеной, которую в своей исповеди возводила Татьяна между ними и в конце разрушила одной фразой:

Добившись взаимной любви, Евгений остается одиноким «чудаком», чужим и обществу и самому себе. Он этими последними словами Татьяны поднят на вершину и сброшен в бездну. Его душевные потрясения даны как образы стихийных сил природы:

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 400 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Теперь он поставлен на место Татьяны. Он отвержен. Татьяна Ларина — это первооткрыватель в галерее прекрасных образов русских женщин, созданных писательской мыслью. Она нравственно безупречна и стремится к высоконравственным жизненным целям. Наряду с ней стоят Ольга Ильинская из романа Гончарова «Обрыв»; героини романов И.С. Тургенева: Наталья из «Руднева», Елена из «Накануне».

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/02/sochinenie-na-temu-tatjana-milyj-ideal.html

План-конспект урока по литературе (9 класс) на тему: конспект урока по литературе «Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна — нравственный идеал А.С. Пушкина»

Конспект  урока по литературе в 9 классе.

Тема «Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина»

Цель – компаративный анализ образов Татьяны и Ольги Лариных, утверждение нравственного идеала А.С. Пушкина.

Задачи: 

  • обучение приёмам характеристики героя произведения,
  • развитие навыков пересказа, анализа стихотворного текста,
  • воспитание любви к родной природе, благородства, верности.

Оборудование:

  • ИКТ, презентация к уроку;
  • Отрывок из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин».

 Тип урока — урок-практикум.

Урок № 41 по календарно-тематическому планированию. Количество часов – 1.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и целей урока.

     На сегодняшнем уроке мы вновь обратимся к страницам гениального пушкинского творения – романа «Евгений Онегин».

   Татьяна Ларина…Именем этой героини открывается галерея пленительных женских образов в русской классической литературе. Сколько таланта и мастерства вложил А.С.

Пушкин в создание этого замечательного образа! Поэтому Татьяна более 150 лет очаровывает читателей благородством, искренностью, чистотой, высокими нравственными принципами.   «Татьяна и Ольга Ларины.

Татьяна – нравственный идеал Пушкина» — тема урока.

    К уроку вы подбирали цитаты к образу Татьяны и Ольги, готовили рассказ о детстве Татьяны, её увлечениях. Итак, сёстры Ларины. Обратимся к Ольге.

  1. Индивидуальный опрос, чтение  наизусть:

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда, как утро, весела…

  1. Какой предстаёт перед нами Ольга?  

  Мы видим в Ольге красивую беспечную, беззаботную, легкомысленную девушку. Она красива, но обыкновенна, как другие уездные барышни, портрет подобной красавицы есть в любом романе, и поэт пишет, что такой портрет «надоел ему безмерно», Онегин отзывается об Ольге резко: «В чертах у Ольги жизни нет…»

  1. Что главное в характере Ольги?

  В характере Ольги главное – резвость, беспечность, беззаботность. В этом причина дуэли Онегина и Ленского, причина гибели Владимира Ленского.

  1. Для чего необходим в романе образ Ольги?

   Образ Ольги необходим в романе: с помощью антитезы Ольга- Татьяна мы лучше понимаем необычность Татьяны.

   Вспомним, как появляется в романе Татьяна, какой её видим мы.

Приготовьтесь записывать черты характера Татьяны.

  1. Индивидуальный ответ, чтение наизусть:

Итак, она звалась Татьяной…

Ни красотой сестры своей,

Читайте также:  Анализ стихотворения "памятник" ("я памятник себе воздвиг нерукотворный") - стихи а.с. пушкина

Ни свежестью её румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива.

Как лань лесная боязлива…

А.С.Пушкин даёт не внешний облик, а скорее внутренний портрет Татьяны.

4. Работа с иллюстрацией. Компаративный анализ.

Посмотрите на портрет Татьяны. Художник Константинов изобразил её похожей на мадонну, облик героини мечтателен, поэтичен.

Она не похожа на своих сверстниц. На сестру, потому что одинока, неласкова, не любила играть, «пальцы не знали игл»…это выделяет Татьяну из окружения.

5.Анализ.

1. Что же любила она?

Она любила на балконе предупреждать зари восход…

«Страшные рассказы» пленяли сердце ей, она верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны. Важной частью мира Татьяны является природа.

Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С её холодною красою

Любила русскую зиму,

На солнце иней в день морозный,

И сани, и зарёю поздной

Сиянье розовых снегов,

И мглу крещенских вечеров.

2. Почему при описании Татьяны, её увлечений Пушкин вводит образ природы?

Связь Татьяны с природой глубока и органична. Пушкин не раз душевные состояния героини передаёт образами природы. Седьмую главу, в которой происходят решительные перемены в судьбе Татьяны, открывает весенний пейзаж, весна – самое переменчивое время года; прощание героини с родными местами сопровождается трагическим образом осени:

Природа трепетна, бледна,

Как жертва, пышно убрана…

3.Чем является созвучность духовной жизни Татьяны движениям природы? Почему при создании образа Татьяны присутствует много признаков народной жизни?

Созвучность духовной жизни Татьяны движениям природы – один из признаков глубокой связи с народным миром. Песня девушек, утешающая Татьяну, заботы няни, которой единственно открылась героиня в любви к Онегину. Гаданье – всё свидетельствует о живой связи Татьяны с национальной стихией.

4.В круг жизни Татьяны входят и книги:

Ей рано нравились романы.

Они ей заменяли всё:

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона, и Руссо.

Итак, мир Татьяны – это русская природа, деревенская жизнь с рассказами няни. С её теплотой. Сердечностью, это и увлечения романами.

 Какие романы нравились Татьяне?

Сентиментальные произведения, в которых описываются глубокие чувства, герой – благородный, способный на подвиги человек. На таких романах и воспитывалась Татьяна. Таким и представляла себе своего будущего избранника, в такой счастливой судьбе для себя она была уверена.

5.Неудивительно, что, увидев в первый раз Онегина, так непохожего на знакомых ей молодых людей, Татьяна сразу приняла Онегина за такого «всегда восторженного героя» и влюбилась в него.

Послушаем, как пишет Пушкин о приходе любви, как рассказывает о состоянии души влюблённой девушки.

Выразительное чтение строфы 7-8 главы 3-й.

И в сердце дума заронилась;

Пора пришла, она влюбилась.

Так в землю падшее зерно

Весны огнём оживлено.

Мы видим, что мысли заняты героем, чувства, переполняющие её – любовь. Можно ли назвать любовь Татьяны чужим чувством, заимствованным из романов?

Нет, любовь Татьяны – настоящее, большое чувство, как бы по-книжному оно ни проявлялось.

В романах героиня находит свой «тайный жар, свои мечты, плоды сердечной полноты», мы видим, что Татьяна — «натура глубокая, любящая, страстная», как сказал о Татьяне В.Г.Белинский. Чувства переполняют Татьяну, она вся в ожидании счастья, её преследуют мечты, её воображение постоянно рисует любимые черты. Поэтому она решается написать письмо Онегину.

6. Как вы отнеслись к тому, что Татьяна пишет письмо Онегину, где признаётся ему в любви? Было ли это признание необычным в то время поступком?

Татьяна – первая! – пишет письмо Онегину. Даже и в наше время не принято девушке первой открывать свою любовь – и это правильно: гордость и честь не стареют.

Во времена Татьяны такой поступок был неприличным, противоречащим правилам светского общества. Но мы не осуждаем Татьяну, потому что она искренне любит.

Именно глубокое чувство движет героиней, толкает на этот смелый, необычный поступок.

7. Как Пушкин относится к этому поступку Татьяны? Осуждает ли он свою героиню?

Сравнивая Татьяну с холодными, недоступными красавицами, причудницами большого света, кокетками, Пушкин отдаёт предпочтение искренности, естественности Татьяны. Поэтому автор «свято бережёт письмо», «с тайною тоскою читает».

В 24 строфе 3-й главы Пушкин защищает Татьяну от возможных обвинений:

За что ж виновнее Татьяна?

За то ль, что в милой простоте

Она не ведает обмана

И верит избранной мечте?

8.Вспомним немного наивные, но трогательные, пленительные строки письма Татьяны к Онегину.

Чтение наизусть.

Письмо написано. Но ведь нужно решиться его отправить! В каком состоянии Татьяна?

Татьяна то вздохнёт, то охнет;

Письмо дрожит в её руке…

Она волнуется, решается её судьба.

9.Но в чём уверена Татьяна?

Она верит, что такое чувство не может быть отвергнуто, оно должно пробудить ответное чувство в избраннике. Татьяна верит в то. Что Онегин оценит её любовь и сердце его отзовётся таким же чувством.

10.Что чувствует Татьяна после написания письма? Лучше понять её поможет музыка П.И.Чайковского. Внимательно послушайте фрагмент из его оперы «Евгений Онегин» и попробуйте определить. Как меняется основной мотив, как композитору удалось передать чувства героини. Компаративный анализ.

Вначале мы словно видим долину, пастушка, зовущего стадо, затем тональность меняется, от жизнерадостной мелодии – переход к минорным, грустным звукам, музыка передаёт волнение, отчаяние, тоску любви Татьяны.

11. Татьяна, отправив письмо, с нетерпением ждёт ответа. Но только через 2 дня у Лариных появляется Онегин. Татьяна в таком волнении, что бежит, не зная куда. Она надеется в душе, что Онегин любит её. И что же? Какой ответ на письмо приготовил Евгений Онегин?

Он отверг любовь Татьяны, не принял её искреннего чувства. Такой ответ Онегина, его суровое объяснение, отказ от любви – неожиданный удар для Татьяны. Это трагический момент в её жизни.

12. Посмотрите на иллюстрации, выполненные художником Рудаковым. Как ему удалось изобразить отчаяние, страдание Татьяны? Компаративный анализ.

О переживаниях героини говорит её поза: она стоит, печально склонив голову, опустив плечи.

13.  А теперь найдите строчки в романе, в которых говорится о состоянии Татьяны после объяснения с Онегиным.

17 строфа 4 гл.

Сквозь слёз не видя ничего,

Едва дыша, без возражений,

Татьяна слушала его.

Он подал руку ей. Печально

(Как говорится, машинально)

Татьяна молча оперлась,

Головкой томною склонясь.

14. Татьяна лишилась надежды обрести своё счастье. Но может ли она забыть Онегина?

23 строфа.

Любви безумные страданья

Не перестали волновать

Младой души…

15. Любящая, чувствительная Татьяна может понять и предвидеть многое. Только её чуткой душе может приоткрыться завеса над будущим. Не случайно именно ей снится «чудный сон», вещий, пророческий, спустя некоторое время он сбывается. Онегин убил Ленского на дуэли, по сути, он совершил преступление.   Изменилось ли отношение к нему Татьяны или осталось прежним? Почему?

7 гл., строфа 14

Сильнее страсть её горит

И об Онегине далёком

Ей сердце громче говорит.

Она его не будет видеть;

Она должна в нём ненавидеть

Убийцу брата своего…

16. Нравственный долг Татьяны – осудить Евгения Онегина, её мораль не позволяет ей забыть, простить убийство Ленского. Но, любя Онегина, героиня пытается понять причины его поступков. С какой целью Татьяна посещает усадьбу Онегина?

Она хочет узнать, что за человек Онегин. И перед Татьяной предстаёт новый мир. Книги, что читал Онегин, помогли ей разобраться в его поведении, но она делает вывод, что Онегин лишь копирует героев этих книг, подражает им.

Строфа 24 гл.7

Что ж он? Ужели подражанье,

Ничтожный призрак, иль ещё

Москвич в Гарольдовом плаще,

Чужих причуд истолкованье,

Слов модных полный лексикон?

Уж не пародия ли он?

Эта догадка делает положение Татьяны безнадёжным. Вряд ли такой человек оценит её чувство. Поэтому для героини «все жребии равны», она соглашается на уговоры матери ехать в Москву, на ярмарку невест.

17. Как сложилась судьба Татьяны?

Она выходит замуж, поддавшись мольбам матери, становится светской дамой. Все относятся к ней с уважением. Не обладая ослепительной красотой, Татьяна привлекает внимание безупречным вкусом, естественностью, простотой.

Она была не тороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора нагого для всех, без притязаний на успех,

Всё тихо, просто было в ней.

Но вращение в свете заставляет Татьяну носить маску. Встретив Онегина, она ничем не выдала своего волнения:

Не то чтоб содрогнулась,

Иль стала вдруг бледна, красна.

У ней и бровь не шевельнулась,

Не сжала даже губ она.

Хоть он глядел нельзя прилежней,

Но и следов Татьяны прежней

Не мог Онегин обрести.

18. Почему же Татьяна так держится?

Она узнала законы света, в котором опасно выставлять напоказ свои чувства.

19.  Как Татьяна воспринимает светскую жизнь?

Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище,

За те места, где в первый раз,

Онегин, видела я Вас…

 В 40 строфе мы видим прежнюю милую Татьяну.

…Княгиня перед ним, одна.

Сидит не убрана, бледна,

Письмо какое-то читает

И тихо слёзы льёт рекой,

Опершись на руку щекой.

20. В сердце Татьяны жива любовь к Онегину. Почему же она отвергает его любовь?

…Я вышла замуж. Вы должны,

Я Вас прошу, меня оставить…

Я Вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана.

Я буду век ему верна.

Счастье невозможно для Татьяны. Чистый и цельный человек, она не может и не хочет обманывать мужа, которого уважает.

Уйти же от него к Онегину – значило бы разрушить и свою репутацию, и главное, жизнь другого человека. Татьяна не считает себя вправе жертвовать счастьем, спокойствием мужа ради своего счастья.

В этом – проявление благородства, верности долгу, высоких нравственных принципов героини.

       Итак, мы увидели судьбу Татьяны, ощутили глубину её чувства к Онегину, почувствовали одиночество и трагизм положении. Почему же Татьяна для Пушкина стала «милым идеалом»? Какие черты характера свойственны героине?

      Мечтательность, нежность, любовь к природе, искренность, близость к народу, увлечение книгами, доверчивость, смелость, ум и воля, благородство, чувство долга, верность.

     «Я так люблю Татьяну милую мою!»

Пожалуй, лучше самого поэта никто не скажет, за что он так любит героиню.

     За то, что она наделена…

…воображением мятежным, умом и волею живой,

    И своенравной головой,

    И сердцем пламенным и нежным…

    Кроме того, в характере Татьяны Пушкина привлекает её благородство, чистота, верность. Поэтому героиня для поэта – идеал русской девушки.

Составить цитатный план к образу Татьяны, написать сочинение-миниатюру «Татьяны милый идеал».

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/08/25/konspekt-uroka-po-literature-tatyana-i-olga-lariny-tatyana

Онегин и Пушкин

Иллюстрация: «Онегин и Татьяна», картина Ю. Кушевского

Уникальная особенность романа Евгений Онегин заключается в том, что главные сюжетные линии Онегина-Татьяны и Онегина-Ленского не передают основного содержания произведения. Более того, они уводят читателя от его понимания — чем больше тот думает о Татьяне и Ленском, тем труднее ему прийти к мысли, что это здесь не самое важное.

Суть романа начинает открываться только для тех, кто слышит, что повествование ведет не один рассказчик, а двое, причем они делают это одновременно, часто споря между собой и перебивая друг друга. В качестве первого рассказчика присутствует условный Пушкин, а в качестве второго повествователя выступает сам Онегин.

Онегин фигурирует в романе как главный герой и одновременно как соавтор рассказчика-Пушкина, в текст которого он вносит собственные дополнения и оценки, произвольно комментируя события.

Ключевыми подсказками являются: эпиграф романа, который дает прямое указание читателю, с характеристикой Онегина и его мотивов участия в повествовании; посвящение к роману; письмо Татьяны, хранимое рассказчиком-Онегиным и некоторые другие указания в тексте, содержащие прямые подсказки, или где читателю от первого лица сообщают сведения, обладать которыми мог только Онегин. Косвенные указанием можно считать рисунок, выполненный Пушкиным для первого издания первой главы «Евгения Онегина», где поэт изображен рядом с Онегиным на набережной Невы.

Эпиграф к роману: «Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того еще особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием в своих как добрых, так и дурных поступках, — как следствие чувства превосходства: быть может мнимого. Из частного письма (франц.)». Как совершенно справедливо отмечает А.Барков: «Это — пушкинская характеристика Онегина, но не персонажа сказа самого Онегина, а Онегина — автора своих мемуаров».

Читайте также:  "я помню чудное мгновенье": анализ стихотворения а.с. пушкина

И далее он же:

Почему посвящение — авторская мистификация? Потому что любой текст, помещенный после эпиграфа, сразу становится частью художественного произведения.

Такое «посвящение» может быть адресовано только кому-то из персонажей повествования, а не реально существующим лицам вне текста.

Только литературный персонаж не возмутится от сравнительной формы «достойнее», только о нем автор знает нечто, не известное пока другим, и поэтому имеет право высказаться именно таким, не совсем лестным образом.

Можно полагать, что рассказчик-Пушкин, «вниманье дружбы возлюбя», то есть, состоящий в дружеских отношениях с адресатом (о дружбе Пушкина и Онегина есть сведения в первой главе романа, и об этом же сообщает рисунок Пушкина), написал повествование со слов приятеля и шлет ему свое сочинение для правки и комментариев. При этом рассказчик-Пушкин извиняется перед Онегиным за то, что уровень созданного не соответствует его собственным требованиям к произведению и не достиг всех ожиданий, возлагавшихся на него. «Хотел бы я тебе представить // Залог достойнее тебя» означает, что написанный текст был изначально задуман как художественный портрет Онегина, превосходящий того реального Онегина, которого Пушкин знает, что его целью было выделить лучшие качества главного героя. «Рукой пристрастной» — прямое указание на Онегина как на того, кто имеет отношение к повествованию как соавтор и одновременно является адресатом посвящения.

Поскольку в романе два рассказчика, от читателя требуется умение на слух отличать стихи Пушкина от стилизации, созданной им для языка Онегина.

Каким образом читатель может различить голоса повествователей? Как рассказчик, Онегин обладает собственными речевыми метками, позволяющими стилистически и интонационно выделять написанное им. Немаловажно и то, что его суждения часто по смыслу противоречат мыслям рассказчика-Пушкина.

Язык и суждения рассказчика-Онегина полностью соответствуют его эмоционально нестабильному, несдержанному, раздражительному характеру. В качестве примера особенностей речи Онегина можно привести его высказывание о Татьяне:

В тексте есть высказывание Пушкина о Татьяне, с выражением его эмпатии к ней, которое говорит совсем другое:

Онегин использует бедную глагольную рифму «знала – читала», что довольно типично для его стихотворчества, а комический эффект создается некоторыми трудностями владения русским языком самим рассказчиком – им использована нелитературная форма «выражалася» и допущена инверсия в следующей строке.

Кроме того, приведенная фраза — единственный случай, когда заимствование из французского можно использовать как речевую метку в романе. Фраза «она по-русски плохо знала», неестественная в русском языке, представляет собой кальку, прямой перенос слов из французского «elle savait mal le russe».

Во французском языке, в отличие от русского, такая конструкция является абсолютно корректной и указывает, что для рассказчика-Онегина использование французского языка было более естественным, чем русского.

К слову, для обоих рассказчиков использование галлицизмов является нередким, поэтому галлицизмы нельзя использовать для разделения их речи.

Важной особенностью речи Онегина является практически полное отсутствие у него способностей к стихосложению. Рассказчик-Пушкин говорит об этом уже в самом начале повествования:

«Мы» — это Пушкин и сам Онегин, который ничего не достиг как поэт, несмотря на все совместные, свои и соавтора, огромные усилия. Литературного таланта Онегину не было дано от природы.

Вскоре рассказчик-Пушкин снова возвращается к теме:

У Онегина не было трудолюбия и способности выдерживать неизбежное напряжение в работе. Дважды повторенное уже в первой главе заявление о бездарности Онегина как литератора могло бы показаться навязчивым, но ведь есть и третье, почти в финале:

В финале Пушкин дает ироническую и презрительную характеристику соавтору. Онегин так и не стал поэтом, он оказался неспособным к этому труду.

Полное и развернутое представление о самостоятельном поэтическом творчестве Онегина дают «Отрывки из путешествия Онегина» — удивительно смешной и полностью пародийный образец собственного стиля Онегина, творчество графомана и искорки смеха Пушкина, которые предлагаются читателю в помощь.
Предварительно помянув девятый вал, который топит, а не выносит, а для подсказки непонятливым навалив каменьев:

— и закончив пять строчек канцелярским «и проч.», Пушкин издевается над Катениным, с которым у него, видимо, были сложные отношения: «П.А.

Катенин (коему прекрасный поэтический талант не мешает быть и тонким критиком) заметил нам, что сие исключение, может быть и выгодное для читателей, вредит, однако ж, плану целого сочинения; ибо чрез то переход от Татьяны, уездной барышни, к Татьяне, знатной даме, становится слишком неожиданным и необъясненным. — Замечание, обличающее опытного художника».

Далее Пушкин открыто пародирует себя в композиционной неразберихе с невообразимой онегинской рифмой «утеса-черкеса»:

Затем он устами Онегина предлагает нелицеприятное описание Нижегородской ярмарки:

— и двусмысленную похвалу Крыму:

— а продолжает в том же духе, упоминая сердитого на Россию поляка Мицкевича:

Тут уместно вспомнить о творчестве А.Мицкевича в Крыму:

Развалины Замка в Балаклаве В развалинах лежит стен крепостных громада, Прославивших тебя, неблагодарный Крым! Они – как черепа по склонам гор крутым, В них поселился гад и люд ничтожней гада. Адам Мицкевич. Крымские сонеты.

(перевод В.Коробова)

— рисует утрированную и пародийную картину русской деревни:

— и идет далее, не стесняясь бедных рифм: Завершая фейерверк и не слишком заботясь о связности мыслей, переходит к географическим подробностям, объявляя Одессу грязным городом: — и заканчивает, потеряв нить повествования, увлеченный банальным описанием ночной природы:

Четвертая глава – первая, не отредактированная рассказчиком-Пушкиным.

Она дает возможность читателю начать разбор романа «по голосам», поскольку в ней впервые происходит эмоционально насыщенная перекличка и видно радикальное несовпадение оценок (например, в отношении Баратынского) между соавторами-рассказчиками, что позволяет легко отделить речь каждого. В диалоге виден тот самый «залог, достойнее тебя» и реакция на него Онегина:

Рассказчик-Пушкин пересказывает проповедь Онегина Татьяне, стремясь одновременно получить одобрение его отказа у читателя.

В самом деле, что ещё мог сделать Онегин с излияниями чувств тринадцатилетней девочки, переживающей свой первый гормональный удар? Строфы с девятнадцатой по двадцать вторую – это длинная вставка Онегина, который не разделяет намерений соавтора. Его строфа XIX целиком обращена на себя, и он беспощаден.

Здесь присутствуют: самобичевание, едкий сарказм, фрустрация, заниженная самооценка, депрессивное настроение (черная меланхолия), безысходность, черный юмор. Далее звучат брюзжание, глухое раздражение. Здесь снова Пушкин.

И вот еще один ключевой фрагмент четвертой главы – третье поминание Баратынского, на этот раз от Онегина – в отличии от двух предыдущих случаев от Пушкина здесь нет никакого пиетета и присутствует дважды перенесенное ударение: «библиотека» и «украшенные». Такие стихи, разумеется, не могли бы принадлежать Пушкину. Онегин демонстрирует фрустрацию, желчь, раздражение, злобу, агрессию и сниженный эмоциональный фон.

Вот примерный разбор «по голосам» первой главы романа:

Вся первая строфа – прямая речь и неискаженные мысли Онегина.

(1-II) — (1-XVIII) Со второй по восемнадцатую строфы Пушкин дает описание быта и привычек Онегина в Петербурге.

Стиль повествования Пушкина – легкий, летящий; настроение бодрое, приподнятое, даже праздничное; отношение рассказчика-Пушкина к тем, о ком он рассказывает – всегда ровное, позитивное и благожелательное.

Последние две строчки восемнадцатой строфы: «Там, там под сению кулис // Младые дни мои неслись» принадлежат Онегину.

Внезапная и резкая перемена настроения и ритма повествования. Вся девятнадцатая строфа принадлежит тоскующему Онегину.

Слова «И, устремив на чуждый свет // Разочарованный лорнет, // Веселья зритель равнодушный, // Безмолвно буду я зевать// И о былом воспоминать?» представляют собой подсказку читателю о личности рассказчика, – здесь находится отсылка к двадцать первой строфе, где речь идет о том же, – лорнете и зевании Онегина в театре, но уже не от первого лица, а от стороннего наблюдателя Пушкина.

Здесь снова ведет повествование рассказчик-Пушкин.

(1-XXIX) — (1-XXX) Две строфы подряд от Онегина, пребывающего в печальных воспоминаниях. Здесь есть еще одна подсказка читателю рассказчиком от первого лица:

– отсылка к строфам XI и XII, где Пушкин рассказывает об Онегине в третьем лице и рассматривает ту же тему соблазнения.
Удаленный текст строф XIII и XIV, восстановленный по рукописи, касается темы соблазнения Онегиным его жертв еще более откровенно.

Первые две строчки тридцать первой строфы – это реплика Пушкина, обращенная к Онегину. Остальной текст вплоть до тридцать четвертой строфы включительно принадлежат Онегину.

Реплика Пушкина касается последних строк предыдущей строфы, написанной Онегиным: «Ах! долго я забыть не мог // Две ножки… Грустный, охладелый, // Я всё их помню, и во сне // Они тревожат сердце мне».

Смысл замечания Пушкина очевиден – Онегин находится под домашним арестом в деревне «в пустыне», поэт призывает Онегина забыть о дамских ножках – их уже слишком много в первой главе.

– это снова Онегин, который продолжает излюбленную тему. Лишенный нормального общения, женского общества, находясь в деревне в заточении, Онегин вместе с Пушкиным пишет роман о себе и мечтает о женщинах.

(1-XXXV) — (1-XLV) Повествование продолжает Пушкин.

Первые девять строчек сорок шестой строфы принадлежат Онегину, который с желчью и сарказмом говорит о презрении к людям и различных видах фрустрации. Также авторство Онегина выдает ударение в слове Призрак.

Эти девять строк использованы как характеристика речевого стиля Онегина, следом за ними следуют пять строк Пушкина с оценкой языка соавтора-рассказчика: Сперва Онегина язык // Меня смущал; но я привык// К его язвительному спору, // И к шутке, с желчью пополам, // И злости мрачных эпиграмм.

Вся сорок шестая строфа – важнейшая подсказка автора в отношении личностей и речевых стилей рассказчиков.

Снова Пушкин.

В пятидесятой строфе приведены мысли Онегина в литературной обработке Пушкина. Оба рассказчика мечтают о путешествиях и дальних странах. Предыдущая строфа – мечты Пушкина об Италии, предвкушение вдохновения, неги любви от знакомства с молодой венецианкой.

Строфа L — тоже мечты о странствиях, но уже Онегина, с депрессивными настроениями, с мотивом бегства, хоть в Африку, но на волю от скучного и опостылевшего берега и неприязненной стихии, от сумрачной России, где я страдал, где я любил, // Где сердце я похоронил.

Снова Пушкин. Здесь повествование возвращается к весне 1820 года – происходит смещение временных планов. Мечтать о свободе в предыдущей строфе Онегин мог после 14 января 1821 года, находясь в заточении.

(1-LII) — (1-LIV) Рассказ Пушкина об обустройстве Онегина в деревне.

Вся строфа — вставка Онегина, который не скрывает своего праздного времяпровождения в деревне. Он заменил барщину на оброк и ему теперь действительно нечем заняться:

Пушкин касается темы деревенской жизни и различий между собой и Онегиным – опять намек на двух рассказчиков.

Легкая, светлая грусть Пушкина по поводу пережитой несчастной любви. Явный контраст с тяжелыми и навязчивыми страданиями Онегина о похороненном сердце и дамских ножках.

Последние две строфы – мысли Онегина в поэтической обработке Пушкина. Онегин объясняет, зачем он пишет роман о себе – творчество для него служит лекарством от тоски, способом преодолеть пережитое, справиться со своей депрессией. Неопытный литератор, он задумал какое-то самостоятельное стихотворное произведение огромного объема – из двадцати пяти глав, не имея для него определенного плана.

Не желая портить читателю удовольствия от личного общения с романом Пушкина, предоставляю ему провести разбор остальных глав «по голосам» самостоятельно.

Журнал читателей открыт для ваших работ

Источник: https://www.livelib.ru/readers-blog/post/29810-onegin-i-pushkin

Ссылка на основную публикацию