Тема и идея стихотворения а.с. пушкина «анчар»

Тема и идея стихотворения А.С Пушкина «Анчар»

III. Стадия осмысления. Актуализация знаний. Формирование новых понятий и способов деятель­ности.

20 мин

Учитель организует работу в группах, предложив карточки с заданиями.

КАРТОЧКА 1

  • Внимательно перечитайте легенду.
  • Выделите основные смысловые ча­сти и озаглавьте их (пункты плана).
  • Составьте развернутый план.

КАРТОЧКА 2

  • Как через образы раскрываются тема и идея стихотворения?
  • Составьте фишбоун к проблеме «Мог ли человек не пойти к смертоносному дереву?

КАРТОЧКА 3

Составьте даймонд.

Перед выполнением задания пред­лагается учащимся схема алгоритма даймонда.

КАРТОЧКА 4

  • Как через художественные детали раскрываются тема и идея стихотво­рения?
  • Какая идея стихотворения передана через его пространственную компози­цию?
  • Постройте модель художественного пространства.

Ученики делятся на 4 группы, отвечают на опрос каточки-задания.

ГРУППА 1

Первая строфа устанавливает «вселенские» масштабы со­бытия. Вторая строфа говорит о сакральном происхождении анчара.

Третья строфа раскрывает сущ­ность анчара как производите­ля и обладателя смертоносного яда. Это дерево яда — антитеза дереву добра и зла в Раю; анти­теза живительному священ­ному меду, пропитывающему мировое древо в скандинавской мифологии, а также дереву с золотыми яблоками бессмертия в саду Гесперид в древнегрече­ской мифологии.

В четвертой и пятой строфах анчар представлен во взаимо­действии с миром природы как полный антипод древу жизни. В шестой-восьмой строфах рассказывается о добывании яда ценой человеческой жизни (послал, потек, возвратился, принес и т. д.).

Девятая, последняя строфа -это превращение яда в орудие сознательного убийства других людей ради достижения.

Ученики должны дать названия смысловым частям. В каждой смысловой части можно выделить подпункты.

Фишбоун к проблеме мог ли человек не пойти к смертоносному дереву

1 причина – «Послал к анчару властным взглядом…»

Следствие – «И тот послушно в путь потек»

2 причина –ничем не ограниченная власть.

Следствие – полная покорность.

3 причина – тиран.

Следствие – «И умер бедный раб у ног/ Непобедимого владыки».

4 причина -царь.

Следствие — гибель.

Вывод: нет, не мог, потому что за ядом к анчару по приказу владыки идет не человек, а раб.

ГРУППА 3

Пример даймонда к стихотво­рению «Анчар» Царь.

Всесильный, властный. Приказал, послал, живет. Владыка отправил слугу за ядом.

Подчинился, потек, умер.

Слабый, бесправный.

Раб.

ГРУППА 4

Ученики читают материал «Литературоведческая лесенка. Ступенька 3», посвященный художественной детали. Речь идёт о пейзажных деталях. Детали-эпитеты при характеристике пустыни, дерева, яда и вихря. Детали-сравнения

«как грозный часовой»,

Выделить деталь-лист в пятой строфе.

Властный взгляд — деталь поз­воляет представить не только мимику, но и жест царя. «Царь тем ядом напитал» — деталь-действие владыки. Через них передан жестокий характер равнодушного деспота.

Повиновение раба переда­но через детали поведения и действия с помощью наречий и глаголов: послушно, утром возвратился, принес, ослабел, лег и умер у ног. Портретные детали — пот по бледному челу струился хладными ручьями. Изобразительная роль деталей сочетается с психологической.

С их помощью нарисован характер покорного во всем человека. Ученики должны размышлять и высказывать свои мысли. Идея опасности зла передана через его распространение во вселенной с помощью челове­ка. Сначала описан анчар — в пустыне-вселенной. Потом яд каплет с него, и пространство вокруг опасно.

Далее раб совер­шает путь к анчару и назад. Он выносит яд за пределы пусты­ни. И далее царь еще более рас­ширяет пространство зла.

Источник: https://multiurok.ru/files/tiema-i-idieia-stikhotvorieniia-a-s-pushkina-ancha.html

Анчар — краткий анализ стихотворения: история создания Пушкиным, жанр и основная мысль произведения

Лирическое стихотворение «Анчар» А.С. Пушкин написал , находясь в Тверском имении Вульфов. Год создания произведения — 1828 -й. В течение двух месяцев, с сентября по ноябрь, великий поэт сочинял свое мятежно-философское произведение, которое облек в форму небольшого стиха.

В этом году за «неблагонадежным» Александром Сергеевичем была установлен секретный полицейский надзор, который привел к душевному разочарованию поэта и желанию противостоять цензуре. Что беспокоило поэта, когда он писал «Анчар», анализ стихотворения имеет глубочайший философский смысл.

Экзотическая сказка о вселенском зле

Восточную легенду о грозящем гибелью всему живому дереве Анчар поэт облекает в поэтическую иносказательную форму, отражающую собственные переживания.

Важно! После двух политических ссылок за поэтом были организованы преследования со стороны секретного полицейского ведомства, поэтому мятежный революционный протест со своей стороны Александр Сергеевич кодирует фольклорным сюжетом в трагическом стихотворении.

История создания стихотворения Анчар Пушкина выражает кардинальную смену гражданской позиции поэта.

Меняется либеральное воспевание свободомыслия на острую критику государственной власти, облеченную в форму сказочной аллегории.

В основу повествования заложена легенда о том, что на острове Ява произрастает ядовитое растение «древо яда», отравляющее воздух и почву своими испарениями.

Смертельный яд сочится с ветвей его, и коварные предводители туземных племен заставляют своих рабов собирать этот яд для того, чтобы напитывать им губительные стрелы.

Лексика

В описании аскетичной природы местности, где произрастает анчар, звучат трагические нотки одинокой судьбы и дикого вселенского ужаса:

«В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной…»

Мрачная характеристика, представляющая читателю само дерево, слышится в парадоксальной фразе, описывающей это чудовищное растение: «зелень мертвая ветвей». Традиционно зелень символизирует процветание и жизненную силу, но зелень в кроне грозного Анчара несет мучительную смерть.

Поэт использует яркие художественные средства, с помощью которых иллюстрирует фатальную трагическую развязку легенды в стиле восточного фольклора.

Для этого он применяет архаичные старославянские выражения, усиливающие негативную торжественность и гнетущую эмоциональность текста:

  • «вихорь черный»;
  • «по бледному челу»;
  • «лист его дремучий».

Древняя легенда, не имеющая названия, об источнике вселенского зла, растущем «на краю пустыни», написана Пушкиным в литературном стиле эпического философского сочинения. Некоторые эксперты жанр стихотворения называют балладой – песней, с драматическим развитием сюжета.

Смысловая линия

Основная мысль стихотворения – несправедливость мироустройства и трагические отношения между свободным человеком и непоколебимой властью тирана. Властелин, правящий безмолвными подданными – готовит смертельное оружие против соседей:

«А князь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседям в чуждые пределы»

Покорный раб, рожденный вольным человеком, сам осужденный на смертную казнь, послушно поддерживает злобного деспота в его коварных и агрессивных замыслах.

«И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом»

Активная позиция автора стихотворения – баллады заключается в мятежном противостоянии тиранической власти и покорностью массы рабов, которые считают эти взаимоотношения законными и приемлемыми.

Особенность сюжета

Сюжет стихотворения отражает личные представления Александра Сергеевича Пушкина о добре и зле, является типичной иллюстрацией гражданской лирики великого русского поэта начала девятнадцатого века.

Анчар, символизирующий смертельное зло, полезен для тирана, обладающего абсолютной властью, который использует покорного раба для уничтожения других людей.

Грозное дерево, «порожденное природой» в пустыне, символизирующее жизнь, становится источником смерти в руках властительного злодея и бессловесного раба – соучастника бесчеловечного преступления.

Построение композиции

В процессе написания стихотворение Анчар структурно разделено автором на две части. В начале сочинения дается описательная характеристика самого «древа зла» и сурового пейзажа, в котором оно произрастает, источая ядовитую смолу и отпугивая животных.

В финальной части жестко и хлестко излагаются преступные действия владыки – вершителя судеб и его послушного раба, коих поэт уравнивает в совместном молчаливом преступлении:

  • «Но человека человек послал к анчару властным взглядом»;
  • «И умер бедный раб у ног непобедимого владыки».

Важно! В мире людей царь-тиран является метафорой Анчара, смертельной опасности и омерзительного коварства преступного порабощения для живущих людей, имеющих активную гражданскую позицию.

Главная тема

Центральный образ стихотворения – дикое одинокое дерево Анчар, растущее в пустыне и творящее погибель всему живому – и зверям, и людям.

Автор намеренно создает сильное эмоциональное напряжение с трагическим финалом, создавая иносказательное сопоставление опасного растения и тиранической власти.

Тема одиночества явно просматривается в описании дерева, порожденного природой в день гнева.

Произведение звучит как глубокая библейская притча, в которой заключен тайный смысл несправедливого угнетения деспота и раба с молчаливого согласия сторон.

Ритмический строй

Размер стихотворения – четырехударный ямб, в котором ударение падает на второй слог. Это традиционная пушкинская манера написания поэтических драм, состоящая из четырехударных и двухударных строк. Художественный ритм стихотворения литературные эксперты соотносят с манерой трагических поэм великого английского поэта Вильяма Шекспира.

Изучаем русскую литературу — стих Пушкина Анчар

Анализ стихотворения Анчар

Вывод

Стихотворение несет в себе философский смысл. В «Анчаре» Пушкин показал не только собственное видение добра и зла, тирании и рабства, но и создал живописный образ легендарного ядовитого древа, расширяющийся до символа зла вселенского масштаба.

Источник: https://uchim.guru/literatura/anchar-analiz-stihotvoreniya.html

Методическая разработка по литературе (9 класс) по теме: Лингвистический анализ стихотворения А.С.Пушкина «Анчар»

Слайд  5

    Второй стих довершает образ пространства темой бесплодности. Сухая, раскаленная зноем почва — это мертвая почва. Земля в поэзии всех стран и народов на протяжении веков — образ матери, создающей жизнь.

При этом в народной поэзии плодородная земля имеет постоянный эпитет, указывающий на влажность: «Мать-сыра земля». Пушкин создает образ мира зла, пространства антимира, в котором привычные черты мира разрушены и заменены чудовищно искаженными.

Земля здесь — «почва»: синоним, имеющий то же значение, но лишенный всех фольклорно-поэтических ассоциаций, связанных со словом «земля».

    Вторая строфа посвящена характеристике анчара, его отношению к Природе, к тому Космосу, в центре которого он стоит.

Основной образ второй строфы — образ нелюбимого, нежеланного сына, вызывающего ненависть своей матери.

В первой строфе говорилось о бесплодии пустыни, во второй природа рождает анчар, как бы опровергая свою бесплодность. Но это противоестественное рождение — «в день гнева». В сказках многих народов существуют рассказы о том, как злое существо — ведьма — в минуту гнева порождает чудовищное дитя, которое сама ненавидит. Она наделяет его способностью причинять людям зло и нести несчастья.

Этот образ возникает за строчками второй строфы: «Природа жаждущих степей…» (обратите внимание на то, что эпитет «жаждущих» отсылает к символизирующим бесплодность эпитетам первой строфы — «чахлый», «скупой», «раскаленный»). В день гнева порождается анчар. Дары, которыми награждает мать свое дитя, противоестественны:

И зелень мертвую ветвей

И корни ядом напоила.

И в самом анчаре все время подчеркивается противоестественность, нарушение обычного и правильного порядка вещей. Выражение «мертвая зелень» содержит оксюморон, т. е. эпитет, который противоречит сущности определяемого слова (типа: сладкая горечь, звонкая тишина). 

Оксю́морон (др.-греч. οξύμωρον — «острая глупость») — стилистическая фигура или стилистическая ошибка — сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого).

    Слово «зелень» содержит в себе понятие свежести, прохлады, весны — жизни. Сочетание «зелень мертвая» воспринимается читателем как чудовищное нарушение норм природы.

В таком ключе должно восприниматься и все стихотворение. У Пушкина природа всегда добра по отношению к человеку, гармонирует с его лучшими чувствами.

Именно поэтому та природа, образ которой создается в стихотворении «Анчар», кажется чудовищно искаженной.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/04/11/lingvisticheskiy-analiz-stikhotvoreniya-aspushkina-anchar

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Анчар»

 

Читайте также:  Кюхельбекер вильгельм карлович

  В творческом наследии А.С.Пушкина стихотворение «Анчар» выделяется особым образом. Французский писатель Проспер Мериме писал: «Это стихотворение имело несчастье быть принятым цензурой за революционный дифирамб».

Работу над стихотворением А.С. Пушкин начал в конце августа — начале сентября 1828 года в Малинниках (тверском поместье Вульфов) и завершил 9 ноября 1828 года, опубликовав только в конце декабря 1831 года в альманахе «Северные цветы».

Вернувшись из ссылки в Михайловском, Пушкин понял, что его мечтам о свободном творчестве не сбыться. Его творчество постоянно подвергалось цензуре.

В 1828 году против Пушкина возбудили дело по обвинению в написании противоправительственного произведения «Андрей Шенье» и безбожной поэмы «Гавриилиада». Постановлением Государственного совета за Пушкиным был установлен секретный надзор.

Эти обстоятельства личной жизни и послужили поводом для создания аллегорического стихотворения «Анчар».

В основе сюжета Пушкин использовал полулегендарные рассказы о существовании на острове Ява ядовитого дерева Анчар: путешественники рассказывали, что это дерево отравляет окрестный воздух, и сок его смертелен. Вожди местных племён посылали приговорённых к смертной казни собирать ядовитую смолу анчара, которую использовали для отравления стрел.

Кроме того, в русской периодике поэтом была прочитана заметка доктора Ф.П. Фурша «о древе яда»: «… на острове Ява растет дерево, вокруг которого земля… суха и не производит никаких плодов… За шесть часов езды вокруг сего ядовитого дерева не только люди жить не могут, но и никакого животного там не видали…. Государь этих мест посылает осужденных на смерть преступников за… ядом…». 

Доктор Фурш ограничился рассказом о любопытном явлении природы и интересном экзотическом обычае. Пушкин в своем стихотворении переводит повествование в общественно-философский план. 

По жанру «Анчар» — лирическое стихотворение, однако наличие выраженной сюжетной линии роднит стихотворение с лиро-эпическим жанром балладой.

Композиционно в стихотворении можно выделить две части. Первую часть составляют первые пять строф: описание дерева яда.

Здесь поэт рисует безжизненную картину мира, используя эпитеты: в пустыне чахлой и скупой, жаждущих степей, зелень мёртвую, вихорь черный; метафоры: «природа породила… напоила», «вихорь набежит… мчится прочь» и так далее. В стихотворении присутствуют и сравнения: «анчар, как грозный часовой».

 Художественное пространство первой части поистине вселенских масштабов. Вокруг ядовитого дерева на много миль кругом нет жизни. Над плоскостью пустыни возвышается единственное проявление жизни — анчар, пропитанный ядом:

Ничто не способно оживить умирающий мир. Анчар — порождение природы — сеет только смерть. Он пропитан ядом от листьев до корней. Жизнь здесь невозможна, возникает своего рода замкнутый круг: ветер, способный остудить пустынный зной, лишь разносит ядовитые испарения анчара, вода, способная напоить иссохшую землю, тут же пропитывается ядом листьев и увлажняет песок:

Во второй части стихотворения (последние четыре строфы) Пушкин переносит повествование в сферу человеческих взаимоотношений: «Но человека человек/ Послал к анчару властным взглядом…».

 Лексический повтор слова человек неслучаен. «Человек» и «человек», равные по своей природе, разделены социальными границами на «раба» и «владыку».

Достаточно одного взгляда (даже не слова!), чтобы раб пошел на верную смерть:

Метафора «послушно в путь потек» передает безвольность раба. Он течет как река, которая не в силах изменить свое русло. Автор сочувствует рабу. Это видно и в глаголах, описывающих его состояние (принес – и ослабел, и лег – и умер), а также в обобщающем эпитете: «бедный раб». 

Образ владыки дан очень обобщенно и символично. Это символ тирании и самовластия вообще. Пушкин соотносит проявление страшного зла природы в виде анчара со страшным злом человеческой жизни – деспотизмом.

Но самовластие, в отличие от анчара, зло активное, и исходит оно от самого, казалось бы, разумного творения природы — человека. Тем оно и страшно.

Это зло не знает границ, лишь сеет гибель вокруг себя, завоевывая все новое влияние:

Повтор однокоренных слов («послушно в путь потек» — «послушливые стрелы») подчеркивает, что все живое и мертвое покоряется и служит «непобедимому владыке». 

В стихотворении явно прослеживается антитеза «владыка – раб». Она усиливается эпитетами: «властный взгляд» — «послушно», «бедный раб» — «непобедимый владыка». Глаголы также подчеркивают это противопоставление: «послал» — «потек». В седьмой и восьмой строфах Пушкин использует анафору, чтобы усилить напряжение: «Принес он смертную смолу… Принес – и ослабел и лег…» 

Стихотворение «Анчар» написано четырехстопным ямбом с пиррихием (пропуском ударения в стопе). Двойной пиррихий стиха «Но человека человек» показывает смену изображаемой картины, композиционной части. Ямб — любимый стихотворный размер Пушкина, так как, по его мнению, позволяет максимальную свободу в стихосложении. Все творчество поэта пропитано духом свободы.

Стихотворение посвящено теме несправедливого мироустройства, роли человека в нём. Это произведение о трагических, непримиримых взаимоотношениях между непобедимым владыкой и бедным, бесправным рабом.

Пушкин обращается к теме, которая красной нитью проходит через всё его творчество: теме свободы и тирании. Идея – активный протест Пушкина против беспредельной власти одного человека над другим.

Трагедия заключается в том, что эту власть как носитель её (князь, царь), так и подданные (бесправные рабы) находят естественной и законной.

Проблематика стихотворения очень разнообразна. Здесь поднимается философская проблема жизни и смерти, проблема социального неравенства, проблема порабощающей власти и человеческой свободы.

По содержанию и идейной направленности это стихотворение относится к гражданской лирике Пушкина. Невозможно оставаться равнодушным к такому мироустройству, в котором «непобедимые владыки» отправляют на верную смерть «бедных рабов». Налицо конфликт мироздания.

Пушкин — певец свободы, он всегда на страже прав человека.

Источники:

1. http://detskiychas.ru/school/pushkin/analiz_stiha_anchar/
2. http://www.litra.ru/composition/get/coid/00013301184864229106 

Источник: http://www.xn--90aalbidhgplslghha6a.xn--p1ai/load/literatura/analiz_stikhotvorenij/analiz_stikhotvorenija_a_s_pushkina_anchar/19-1-0-68

Анализ стихотворения Пушкина Анчар 7, 9 класс

Данное стихотворение великий поэт написал в 1828 году, спустя два года после возвращения из ссылки. Пушкин  по окончании заточения, надеялся, что его творчество в некоторой степени обретет свободу, однако этого не вышло.

Тайные шпионы царя продолжали слежку за поэтом, так же все его стихи подвергались жесточайшей цензуре.

Произведение «Анчар» по мнению многих исследователей направлено именно на обличение этой безграничной власти царя, который   ради достижения цели не жалеет даже человеческих жизней.

С точки зрения жанра – это отличный пример баллады.  В основе сюжета положена  восточная легенда, о существовании на острове Ява опаснейшего дерева, ядом которого восточные правители отравляют свои стрелы, посредством чего одерживают победы  в войнах.

С точки зрения описываемых событий, условно стихотворение можно разделить на две части. В первой представлен образ ядовитого дерева, во второй   владыка, пославший к этому дереву своего покорного раба.

Примечательно, что и дерево и царь (как непосредственный представитель власти) обличают смерть для всего живого.

Стоит подробнее рассмотреть  приемы и образы, используемые автором для подобного рода иносказаний.  В первой строфе подчеркнута живучесть дерева, ведь оно выжило, не смотря на отсутствие влаги  и изобилие жары.

Пушкин сравнивает его с часовым, который отмеряет время жизни для всего и всех в огромной вселенной.   Это древо создала сама природа, как оплот своего гнева.

Подобно смерти, которая в случае военных действий непременно следует после взаимной агрессии и гнева обеих сторон.

Особо отметим, что  рождено оно природой степи, которая выражает собой волю, свободу, независимость и жажду всего этого, словно в человеке, подчёркивает Пушкин.  Его боятся и птицы и звери, даже царь зверей, обходит его стороной. Лишь ветер облетает его, и так же превращается в смертельный вихрь, несущий всему гибель.

Но для человеческого мира, для власти, нет ничего святого, и поэтому послушный раб отправляется на верную гибель. Как преданный пес, он умирает, свернувшись у ног своего повелителя, исполнив его непоколебимую волю.

  Примечательно, что напротяжении всего стиха   повелитель называется не славянскими наименованиями, и лишь в последней строфе мы замечаем отчетливое слово «князь», что непременно указывает на  заявленное нами ранее осуждение именно повелителей России.

Анализ стихотворения Анчар Пушкина

Стихотворение «Анчар» было написано в 1828 году Александром Сергеевичем Пушкиным.

Произведение начинается пейзажем – описанием пустыни, которая уже задает читателю настроение. Пушкин описывает пустыню как нечто чахлое, скупое – безжизненное. Александр Сергеевич называет Анчар – грозным часовым, который стоит один. Становится ясно, что дерево – это символ вселенского зла, войны и разрухи.

Именно поэтому оно стоит в таком безжизненном месте как пустыня. Пушкин говорит о том, что Анчар был порожден в день гнева, что он несет в себе лишь смерть и разруху. Именно поэтому к нему не приближается ни птица, ни какое – либо животное. Анчар наполнен смертельным ядом, природа вокруг него вмиг умирает.

Даже вихрь мчится от этого дерева прочь, настолько он зол и страшен.

Для пущего эффекта, Александр Сергеевич показывает человека – слугу, который пошел к Анчару за ядом по велению своего правителя. Этим ядом владыка хотел написать стрелы и использовать их на войне. Это действие – символ жестокости человека к своему роду.

Образ тирании и господства богатых правителей. Раб, который принес своему покровителю яд, вскоре умер, а правитель даже не взглянул в его сторону. Вот она – бесчеловечность, унижение и принижение других людей, рабовладельческий строй.

Даже животные обходят это дерево стороной, а правитель послал такого же человека, как и он за ядом ради убийства своих врагов. Александр Сергеевич Пушкин пытается сказать, что человек не должен так относиться к другому человеку, что все мы равны и имеем одинаковые права.

Более сильные не должны повелевать более слабыми.

Пушкин заканчивает свое произведение упоминанием войны между людьми. Александр Сергеевич пытается сказать, что человек бездумно убивает себе подобных, не задумываясь о том, что он делает.

Ради власти, богатства, славы люди затевают войну, на которой на самом деле не выигрывает никто. Это несет лишь смерть и разруху.

И если вначале произведения символом зла и смерти является Анчар, то в конце им становится человек.

Анчар также является символом одиночества, стоящего во вселенной. Автор использует средства выразительности, которые наполняют стихотворение красками. Например, гиперболу (во всей вселенной), эпитеты (грозный часовой, песок горючий), сравнение (как грозный часовой), метафору (гибель разослал).Произведение написано ямбом и перекрестной рифмовкой.

В заключение можно сказать, что в своем произведении Пушкин поднимает важные темы и мотивы. Например, мотив одиночества и природы, а также взаимодействие природы и человека. Стихотворение Анчар – одно из величайших произведений, которое остается актуальным и по сей день.

7, 9, 10 класс

  • Анализ стихотворения Фета Дождливое летоФет очень талантливый писатель, он всегда описывает природу, людей и все что есть на этой планете. Самое дорогое для него, это внутренний мир, которым писатель очень дорожит. В его произведении » Дождливое лето» описывается погода которую он
  • Анализ стихотворения Пророк Лермонтова 9 классМолодой писатель Михаил Юрьевич Лермонтов все больше начал интересоваться вопросами бытия, которые напрямую были связаны с вечностью и смыслом жизни. Увлеченный развитием этой темы поэт решается написать новое произведение,
  • Анализ стихотворения Блока О, как безумно за окномНи для кого не является секретом, то что свою самую большую популярность великий русский писатель Александр Александрович Блик завоевал благодаря целому циклу стихотворений, посвященных прекрасной даме.
  • Анализ стихотворения Пушкина Пущину 6 классЗнаменитое стихотворение «И. И. Пущину» великого русского поэта Пушкина Александра Сергеевича было написано во время пребывания поэта в ссылке в селе Михайловское. Первое, с чего нужно начать анализ, так это указать,
  • Анализ стихотворения Пушкина Элегия 10 классЭлегия – жанр, в котором автор подводит итог переживаниям сложных жизненных проблем. Она существовала ещё в Греции и Риме. В России её ввёл в моду Жуковский, и с тех пор этим жанром пользовались многие поэты.
Читайте также:  "татьяна (русская душою, сама не зная почему)..." - отрывок из "евгения онегина" пушкина

Источник: https://analiz-stihov.ru/pushkin/anchar-7-9-klass

Анализ стихотворения «Анчар» | Инфошкола

8 Сентябрь 2014       админ      Главная страница » Link      Просмотров:   4905

Стихотворение «Анчар» — один из ярких приме- ров философской лирики А. С. Пушкина. По форме и содержанию оно похоже на стихотворную притчу, В которой раскрывается природа существующего в мире зла, а также тема рабства и тирании. В основу положена легенда о смертоносном дереве анчаре.

Ядовитый сок этого дерева с незапамятных времён использовался для смазывания наконечников стрел, которыми восточные воины поражали врагов. Добывали этот яд, рискуя жизнью.

Стихотворение Пушкина можно было бы назвать красивой и мрачной средневековой балладой, однако в черновых вариантах поэт недвусмысленно прово- дил параллель между российским царём и грозным восточным правителем, отправившим на смерть невинного раба. Композиция построена на приёме антитезы (про- тивопоставления).

Стихотворение делится на две ча- сти: в первой рассказывается об анчаре, во второй — о человеческих взаимоотношениях. Вторая часть на- чинается с союза но, который ставит четкую раздели- тельную границу и обозначает резкий контраст. Главный поэтический образ стихотворения — ан-

чар, пропитанное ядом «древо смерти». Это мета-

фора гигантского, вселенского, космического зла. Анчар окутан тьмой: вокруг него крутится «вихорь чёрный », нет ни солнца, ни света. Он изображён в ореоле мрачного и грозного величия. Листья анчара тоже « дремучие » (тёмные). Он самый зловещий и страшный из всех обитателей пустыни. В мире раска- лённых песков он самый могущественный. Природа породила смертоносное дерево в «день гнева».

Это страшная ошибка, потому что сама природа сторо- нится анчара: «к нему и птица не летит, и тигр ней- дётз — ужасное дерево изолировано от всего живого и естественного. Но это не останавливает могуществен- ного владыку, желающего добыть сок анчара. Одним взглядом он направляет к анчару своего раба, зная, что посылает его на верную смерть.

В обществе, основанном на тирании и рабстве, зло становится законом. В черновиках стихотворения видно, как долго Пушкин искал подходящее слово, чтобы выразить противоестественность такого со- циального устройства. Не царь, не вождь, не князь, а « человека человек » посылает к смертоносному дереву.

Человек, который распоряжается не только свободой, но и жизнью другого человека, равного ему от природы. Однако страшно не только то, что тиран полностью властвует над жизнью своего раба, но и то, что раб воспринимает это покорно: он «по- слушно в путь потек » . Автор выносит приговор обоим — и тирану, и его рабу. Они оба виноваты в распространении зла.

Рабство — обратная сторона тирании, и существовать они могут только вместе. Рабство души, внутренняя нес в о бода помогают существованию зла. 36 Раб умирает, но яд, добытый им, принесёт погибель ещё многим людям. Так выражена автором главная идея стихотворения: зло порождает зло.

Роль вла- дыки во второй части произведения сходна с ролью анчара в первой — оба несут зло, причём князь за- имствует свою смертоносную силу у анчара: А князь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы. Анчар убивает всё живое в силу своих природных свойств, а князь — сознательно, злой волей. Так и общество, построенное на рабстве, порождает зло.

Контрастность и противопоставление пронизывает всё произведение: тьма — свет, свобода — рабство, жизнь — смерть. Ярче других в тексте прослеживается антитеза «владыка — раб». Она выражена эпитетами: (власт- ный взгляд; бедный раб; непобедимый владыка). Глаголы тоже подчеркивают это противопоставление (послал — потек).

Чтобы усилить напряжение, ав- тор вводит анафору (П рunёс он смертную смолу … Принёс — и ослабел и лёг). Иногда автор соединяет даже, казалось бы, проти- воположные понятия: например, в словосочетании «зелень мертвая ветвей» «зелень ветвей» объединена с эпитетом «мертвая » . В стихотворении использу- ются романтические средства поэтической вырази- тельности: мотив одиночества (Анчар … один во всей

вселенной); романтические эпитеты, передающие

драматичность и напряжённость (грозный часовой; лист дремучий). Романтические эпитеты служат и вы- ражению контраста (вихорь чёрный; пустыня чахлая и скупая; жаждущие степи; зелень мёртвая; бедный раб; непобедимый владыка). Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Ритмику задают и анафоры (И зелень мёртвию вет- вей / и корни ядом напоила; И тот послушно в путь

потек / и к утру возвратился с ядом).

Источник: https://info-shkola.ru/analiz-stihotvoreniya-anchar/

«Анчар» — Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) — РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА — Анализ произведения — Русская литература XIX века — для учащихся 9 классов, учителей, методистов — подготовка к ГИА и ЕГЭ

«Анчар»

История создания.

Стихотворение Пушкина «Анчар» было написано в 1828 году, а впер­вые опубликовано в 1832 году в альманахе «Северные цветы».

Его тема­тика, связанная с проблемой свободы и тирании, представленная в контексте философского вопроса о мировом зле, вызвала подозрение у главы III Отделения Бенкендорфа, и Пушкину пришлось давать объяс­нения.

В основу стихотворения положена легенда о смертоносном ядо­витом дереве анчаре, упоминания о котором появились еще в конце XVIII — начале XIX века. В ряде публикаций тех лет рассказывалось о том, что ядом анчара на востоке мажут оружие, рискуя жизнью при до­бывании этого яда. Легенда получила распространение в России.

Неза­долго до Пушкина известный поэт того времени П.Катенин написал поэму «Сожаление», в которой был нарисован образ «древа жизни», символизировавший «милосердие царево». Исследователи творчества Пушкина выдвигают версию о том, что поэт создал свое стихотворение о «древе смерти» как антитезу катенинскому образу.

Жанр и композиция.

«Анчар» — сюжетное стихотворение, основанное на легенде, с фило­софской проблематикой, которой соответствует жанр притчи. Компо­зиция стихотворения позволяет проследить за развитием авторской идеи и строится на основе антитезы.

Стихотворение четко делится на две части: в первой рассказывается об анчаре (первые пять строф), во второй — о человеческих взаимоотношениях. При этом вторая часть начинается с союза «но», создающего четкую разделительную границу и обозначающего резкий контраст, на основе которого построено сти­хотворение.

Показательно, что контрастность пронизывает всю образную систему стихотворения. Так в строке «и зелень мертвую ветвей» со­единяются, казалось бы, несоединимые понятия.

Если «зелень ветвей» соотносится с понятием жизни, то эпитет «мертвую» должен звучать как явная антитеза, но они тем не менее соединяются в одном образе. На принципе антитезы построено и повествование в первой и второй час­тях стихотворения.

Основные темы и идеи.

Главная тема стихотворения — мировое зло, которое рассматривает­ся как с философской, так и с социальной точки зрения. Пушкин рисует образ зла как вечную проблему человеческого существования на земле. Его символом становится «древо смерти» — анчар. С ним соотносится философская проблема жизни и смерти.

Вместе с тем поэт обращается в этом стихотворении к важнейшей теме, проходящей через все его творчество, — теме свободы и тирании, но раскрывает ее в общефило­софском плане, что было характерно для его поэзии зрелой поры.

В эти годы идеал свободы в пушкинском понимании вливается в систему об­щечеловеческих ценностей и уже не выступает в его творчестве как чисто политическая категория, что было присуще его ранней лирике.

В «Анчаре» Пушкин представляет свой взгляд на ту систему, где существу­ет неограниченная власть одного человека (князя или царя, как он именовался первоначально в стихотворении) над другим. Поэт видит в самой ее сущности источник зла и раскрывает эту важнейшую идею всем ходом стихотворения.

В ореоле мрачного и грозного величия предстает перед нами «древо зла» с первых строк стихотворения. Самый зловещий и страшный из всех обитателей пустыни — мира раскаленных песков, безводных сте­пей, черных вихрей, — анчар как бы царит над всем окружающим:

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит, один во всей вселенной.

Пропитанное ядом «древо смерти» становится образом гигантского, космического зла — недаром Пушкин отмечает, что природа породила смертоносное древо в «день гнева». Показательно с этой точки зрения то, что, говоря о пустыне и зное, раскаленной почве и горячем песке, Пушкин нигде не упоминает ни солнца, ни света.

Анчар как бы окутан тьмою: вокруг него крутится «вихорь черный», листья его «дремучие», то есть темные, непроницаемые для света. Нагнетание образов тьмы, свя­занных с анчаром, безусловно, символично. Это метафора мирового зла. Но сама природа чужда злу, и поэтому все в природе сторонится анчара: «к нему и птица не летит, и тигр нейдет».

Анчар — это ошиб­ка природы, а потому он изолирован от всего естественного, всего жи­вого.

Но человек нарушает извечные законы природы, позволяющие изо­лировать зло. В самом человеческом обществе, основанном на тирании и рабстве, зло становится законом.

В черновиках этого стихотворения видно, как долго Пушкин искал подходящее слово, позволяющее выра­зить всю противоестественность такого социального устройства. Не князь, вождь или царь, а «человека человек» посылает к смертоносному дереву. От природы они равны — это «человек» и «человек».

Но в обще­ственном устройстве это естественное равенство нарушено. Тиран по­сылает своего раба к анчару, потому что он владыка, полностью распо­ряжающийся не только свободой, но и жизнью покорного ему раба.

Ведь раб, понимающий, что его посылают на смерть, воспринимает это как должное: он «послушно в путь потек». Сожалея о печальной участи «бедного раба», который, возвратившись с ядом, умирает «у ног непобе­димого владыки», Пушкин не оправдывает его.

Абсолютная, ничем не ограниченная свобода одного оказывается столь же гибельна, как и полная покорность и абсолютная зависимость другого. Пушкин выно­сит приговор обоим, потому что оба они являются виновниками того, что зло распространяется в мире. Раб умирает, но яд анчара, добытый им, понесет смерть тысячам других людей.

Так поэт выражает важнейшую идею стихотворения: зло порождает зло. При этом зло в природе соединяется со злом общественным, яд ан­чара с властью князя. Роль князя во второй части стихотворения оказы­вается сходной с ролью анчара в первой: оба они несут зло, причем князь непосредственно заимствует свою смертоносную силу от анчара:

Читайте также:  Биография а.с. пушкина. детство (1799-1811 годы)

А князь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседям в чуждые пределы.

В этой заключительной строфе стихотворения князь как бы сам ста­новится анчаром, только последний отравляет в силу своих природных свойств, а князь сознательно, своей злой волей. Так внутренняя неправ­да порождает внешнюю, злая воля превращается в смертоносную силу, несущую гибель другим, а общество, построенное на рабстве и тира­нии, неминуемо становится источником и проводником зла.

Художественное своеобразие.

Вся образная система стихотворения подчинена выражению идеи мирового зла, которое стремительно распространяется. Вот почему внешне бесстрастное повествование так глубоко волнует. В стихотво­рении используются романтические средства поэтической вырази­тельности.

Это прежде всего касается символов: анчар как символ зла, «день гнева». Эпитеты также романтические и служат выражению кон- трапа, нагнетанию мрачного колорита: в пустыне чахлой и скупой-, природа жаждущих степей; зелень мертвую ветвей; вихорь черный; и умер бедный раб у ног непобедимого владыки.

Характерный романтиче­ский мотив одиночества звучит в сравнении: «Анчар, как грозный часо­вой, / Стоит — один во всей вселенной».

Ритмику стихотворения задают семантические повторы (стекает, потек, струился; послушно, послуш­ливые; зелень мертвую, древо смерти, смертная смола, умер) и анафоры («И зелень мертвую ветвей / И корни ядом напоила»; «И тот послушно в путь потек / И к утру возвратился с ядом»).

Значение произведения.

Стихотворение «Анчар» — трагическое, оно отражает характерное для того периода в жизни Пушкина мировосприятие. Но в то же время оно показывает, насколько глубоко Пушкин проникал в природу зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.

Тем самым он во многом определил философскую проблематику творчества таких поэтов, как Лермонтов, Тютчев, Блок, а проблема проникновения ми­рового зла в социальные отношения стала одной из ведущих в произ­ведениях Достоевского и Толстого.

В то же время «солнечный гений» Пушкина помогал ему преодолевать настроения неверия и пессимизма, а сама сила протеста, звучащая в стихотворении «Анчар», призывает читателей хранить гуманистические основы мира, вступая в борьбу со злом, в каких бы формах оно ни выражалось.

Это остается актуальным для всех людей и во все времена.



Источник: https://scribble.su/work/analiz/18.html

Анализ Стихотворения «Анчар»

Стихотворение «Анчар».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Анчар» было создано А.С. Пушкиным в 1827 году. Напечатано в альманахе «Северные цветы» в 1832 году. В рукописи содержался эпиграф из трагедии Кольриджа «Раска­яние». Интересно заглавие стихотворения. Анчар — это ядови­тое тропическое дерево, соком которого туземцы отравляли свои стрелы.

Произведение мы можем отнести к вольнолюбивой лирике. Стихотворение «Анчар» было написано спустя три года после поражения восстания декабристов, и в нем отразились чувства поэта. Анчар символизирует в стихотворении российское само­державие (орфоэпическое, текстуальное сходство «анчар — «а царь»). Основной пафос стихотворения — борьба против раб­ства и деспотизма.

В основе композиции стихотворения лежит принцип анти­тезы, противопоставление природы и цивилизации. Мы можем выделить в произведении две части. Первая часть — это страш­ный пейзаж, описание «древа яда», которое растет в «чахлой и скупой пустыне». Вторая часть — описание человеческих отно­шений, отношений «раба» и «владыки».

Если мир природы ра­зумен («К нему и птица не летит, И тигр нейдет…»), то челове­ческая цивилизация этой мудрости природы лишена («Но чело­века человек Послал к анчару властным взглядом»). Одновре­менно в этом сюжете все время нарастает мотив смерти.

Сначала анчар «один во всей вселенной», затем губительное действие древа смерти начинает расширяться — «яд каплет сквозь его кору», следующий круг — ядом поражается воздух («вихорь черный», набежав на древо смерти, становится «тлетворным»), следующий, уже больший круг — ядом поражается вода и земля (ядовитый дождь стекает в «песок горючий»), затем следующий круг еще более расширяется (от древа смерти погибает человек — «бед­ный раб»), а затем этот круг смерти становится необъятным:

А князь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катрена­ми, рифмовка — перекрестная.

Поэт использует различные сред­ства художественной выразительности: многочисленные эпите­ты («В пустыне чахлой и скупой», «зелень мертвую ветвей», «лист его дремучий», «песок горючий», «смертную смолу», «хладными ручьями», «бедный раб», «непобедимого владыки»), сравнение («Анчар, как грозный часовой»), метафору («И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы»), анафору («И зелень мер­твую ветвей, И корни ядом напоила»), синтаксический паралеллизм («К нему и птица не летит, И тигр нейдет…»).

Это произведение очень выразительное, яркое. Восхищаясь этими стихами, В.Г. Короленко писал: «Посмотрите, как тут тремя-четырьмя штрихами нарисована целая картина. Вообра­жение читателя тронуто, взбудоражено этими мелкими штри­хами, и оно само уже рисует остальное.

Вы как будто видите и цвет песка, и безоблачное горячее небо, и мрачный профиль дерева, — хотя об этом прямо не упоминается. Вот это называ­ется силой стиха.

Сила эта состоит в том, что в данной комбина­ции слов каждое слово, кроме прямого представления, влечет за собой еще целый ряд представлений, невольно возникающих в  уме».

Стихотворение «Анчар» мы можем рассматривать в контек­сте таких произведений, как ода «Вольность», послание «В Си­бирь», стихотворение «Арион».

Здесь искали:

  • анализ стихотворения анчар
  • анчар анализ стихотворения
  • анализ стиха анчар

Источник: http://sochineniye.ru/analiz-stihotvoreniya-anchar/

Анализ стихотворения Анчар Пушкина 9 класс

Анчар – это стихотворение о власти и о рабстве как о явлениях, не осуждая никого, никого не обличая.

Состоит из двух частей, первая описывает мир природы, вторая — мир человека. Слово анчар означает дерево яда. Вокруг этого дерева развивается сюжет.

В первой части ярко, образно описано это опасное дерево: «грозный часовой», «зелень мертвая», «лист дремучий». Его опасаются живые существа, чувствуя его смертельную опасность, а ветер и дождь становятся ядовитыми, соприкоснувшись с ним.

Это творение природы в день гнева, но природа дала животным знание о том, что анчар опасен. Знает это и человек.

Вторая честь начинается с противопоставления «но человека человек послал к анчару». Именно человека, не раба, не приговоренного к смерти преступника, а человека. Все люди изначально равны между собой, это и подчеркивает автор. Далее сюжет получает развитие: человек отправился к дереву, принес его части и ослабел. «И умер бедный раб у ног непобедимого владыки», умер уже не человек, умер раб.

Отправляясь к анчару человек знал что умрет, он мог сам выбрать свою смерть, мог хотя бы на один день стать свободным. Он мог убежать, мог умереть возле дерева, а не у ног владыки. Но его рабское сознание слишком ограниченно для таких смелых решений. Владыка властен и над жизнью и над смертью.

Возможно, автор хотел донести до читателя мысль о том, что слабость одних людей порождает беззаконие других, слабость является причиной бед других людей: «царь… гибель разослал к соседям».

Каждый человек должен делать свой выбор самостоятельно, но этот закон нарушен, поэтому раб погибает. Поэтому отравленные стрелы найдут себе других жертв, конечно же не сами лично, их отправят такие же рабы, только их зовут солдаты, возможно наемники, возможно воины. Так зло набирает свои обороты.

Стихотворение Анчар А.С Пушкин написал в 1828 году. Рабство, безразличие власти к жизням других людей – это главные темы стихотворения, темы которые до сих пор еще актуальны.

Анализ стихотворения Пушкина Анчар для 9 класса

Стихотворение «Анчар» написано в стиле восточной притчи, легенды, которая повествует о легендарном дереве яда. Это пример философской и одновременно гражданской лирики поэта. Датой написания стихотворение стал 1828 год.

Композиционное стихотворение можно условно разделить на три части; завязка, основной конфликт, развязка.

В завязке, состоящей из первых пяти строк рассказывается об анчаре, сок которого представляют собой смертельный яд. Мы видим перед собой «грозного часового», который совершенно один во вселенной.

Его избегают звери и птицы, и только вихрь не боится и, налетев на дерево, мчится прочь, неся в себе гибель.

Однако, человек нарушает законы разумности и отправляет к нему другого человека, и об этом рассказывается в следующей части стихотворения.

В конфликте рассказано, как владыка отправил раба за ядом к анчару, и тот, не смея противиться власти, послушно исполнил волю господину. Конфликт власти и личности – основная идея стихотворения.

Свобода личности и тирания власти – одна из центральных тем творчества Пушкина А.С. Трагедия для поэта состоит в том, что раб признает требования владыки и потому послушен ему, в его действиях нет ни капли протеста.

Он приносит смолу, зная, что умрет.

Из развязки мы узнаем, что царю была необходима смола для того, чтобы стрелы, которые он собирался использовать против соседей, несли в себе гибель.

Главная тема произведения – это идея зла, которое рассматривается в стихотворении с онтологической и общечеловеческой точки зрения. Зло -неприменный атрибут существования цивилизации. Кроме того, с образом вселенского зла соотносится и тема жизни и смерти, которая так же связана с образом анчара.

Пейзаж в стихотворении выразителен, он создает изображение анчара, как вселенского зла и воплощения смерти. Это создает ощущение трагизма.

Тропы и фигуры стихотворения. Эпитеты: «почве. раскаленной», «прозрачною смолою» метафоры: «Природа породила», противопоставление: «раб» — «владыка». Для создания стилистики притчи используются славянизмы: «тлетворный», «потек», «ввечеру».

Стихотворение мне понравилось уникальным поэтическим образом древа смерти, ощущением его разрушительного воздействия и мастерской передачей конфликта власти и обычного человека.

Анализ стихотворения Анчар по плану

Анализ стихов автора:

Анчар

Возможно вам будет интересно

В середине пятидесятых годов поэт возвращается из зоны заключения, где находился на протяжении шести лет. Жизнь в не свободы сильно ухудшает состояние Николая Заболоцкого, и он понимает, его жизнь скоро на этой

Написанное в начале девятнадцатого века стихотворение «Кавказ» до сих пор наполняет читателя свежим ветром гор, яркими впечатлениями. Здесь словами нарисована прекрасная картина

Стихотворение было написано состоявшимся и зрелым Федором Тютчевым в первой половине 19 века, на границе 1852 -1854 годов, и вошло в цикл, названный «Денисьевским», по отзывам критиков, самым известным и лирически напоенным.

Осень в жизни каждого человека своя: для кого-то это пушкинская осень — унылая пора — очей очарованье, пышное природы увяданье, которое радует своими красками, своей величавостью и торжественностью, это время творческого подъема

Некрасов признавал только самым лучшим поэтом – Пушкина. Но эти мысли были больше у Некрасова в молодом возрасте, но когда он подрос, стал взрослее

Источник: http://rus-poetry.ru/analiz-stihotvoreniya-anchar-pushkina-9-k/

Ссылка на основную публикацию