Анализ стихотворения пушкина «уж небо осенью дышало…»

Анализ стихотворения Пушкина Уж небо осенью дышало

«Пейзажем, — писал Михаил Пришвин,- называется совокупность животных, растений, камней и всяких других составных частей природы, отнесенных к личности человека. Во всяком интимном пейзаже движется сам человек». Заметим, «движется человек», обладающий даром видеть, слышать и чувствовать природу.

В названный выше раздел входит в сокращении XI строфа четвертой главы романа «Евгений Онегин»:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора,

Стоял ноябрь уж у двора.

В этих десяти строках ощутимы характерные для Пушкина прозрачная простота и лаконизм выражений. Умение немногими словами сказать о многом у Пушкина достигается смысловой точностью и выразительностью каждого слова. «Слов немного, — писал Гоголь,— но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт».

Уж небо осенью дышало.

Одна метафора («небо. дышало»), а какой емкий и богатый смысл она содержит! Она будит множество ассоциаций: пасмурные холодные дни, моросящий дождь.

Последующие строки с календарной точностью воссоздают характерные приметы этого времени года. Каждая строка картина осени: оголенные леса, туманы над полями, отлет птиц. Солнце, небо, поля, леса, птицы — все это в природе взаимосвязано. И весь этот мир дан в восприятии поэта, которому он дорог.

Это он любовно называет солнце солнышком. Это не деревья печально расстаются с листвой, а поэту жаль уходящей красоты. Это ему довольно скучно в эту пору года. Заметим, не скучная, а «довольно скучная пора», ибо и это время несет свои радости. Пушкин любил осень, когда он особенно плодотворно работал.

«И с каждой осенью я расцветаю вновь»,— писал он.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Сень — книжное архаичное слово. В Словаре Академии Российской дано такое толкование его значения: тень, шалаш, защита, покров. В контексте пушкинских строк сень означает зеленый убор (покров) леса. Он- то и делает лес темным, как бы хранящим некую тайну.

И вот деревья, как живые, обнажаются, оголяются, сбрасывая листву. Исчезает красота — уходит тайна. Конечно же, пушкинский художественный образ неоднозначен. Каждый звук, каждое слово у Пушкина, — писал А.

Слонимский, — порождает отголоски, обертоны, окружено роем ассоциаций».

Слово-образ сень в контексте — это прохлада, и тишина, и покой, которые лес дарит человеку.

Богата фоника строк (повторение сонорных л, м, н):

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман.

Туманы осенью не стелются дымкой по земле, а, насыщенные влагой, тяжело ложатся на поля.

Гусей крикливых караван

В определении крикливых точно выделена характерная повадка этих птиц — крикливых, шумных. В контексте этих строк слово крикливых означает также, что птицы, улетая, прощаются с летом, родными местами.

Почему караван? Гуси летят не клином, как журавли, а вереницей. цепочкой. Слово тянулся имеет двойной смысл: гуси тянулись друг за другом; стремились к солнцу и теплу.

Глаголы в строфе передают многообразную жизнь природы: дышало, блистало, становился, обнажалась, ложился, тянулся, приближалась, стоял. У них особое место в строке. Инверсия («становился день», «ложился. туман», «приближалась.

пора», «стоял ноябрь»), глагольная рифма (дышало — блистало, обнажалась — приближалась) делают описание динамичным: небо дышит, дни становятся короче, потер шумит, унося опадающие листья, птицы кричат и улетают, туманы ложатся на поля, скучная пора приближается, ноябрь входит и каждый дом.

Обратим внимание на то, как мастерски использована Пушкиным рифма в последних строках строфы (пора—двора):

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Дважды обращено внимание читателя на близость поздней осени: скучная пора, ноябрь у двора.

В строфе — слова повседневной речи (небо, осень, день, поля, туманы, двор и др.), слова народной поэзии (солнышко), книжные и устаревшие (блистало, сень, обнажалась, пора), лексика традиционно-поэтическая («таинственная сень», «с печальным шумом»). Этот сплав разных лексических пластов в единое целое характерен для стиля Пушкина.

Здесь все предельно просто, естественно, как записи в дневнике: короче становился день; стоял ноябрь. у двора.

«Если б мы хотели охарактеризовать стих Пушкина одним словом,— писал В. Г. Белинский,— мы сказали бы, что это по превосходству поэтический, художественный, артистический стих,— и этим разгадали бы тайну пафоса всей поэзии Пушкина. »

Артистичность — это чувство меры, гармонии, естественности и красоты слова. Все эти непревзойденные достижения русской поэзии порождены великим талантом и невидимым для читателя огромным трудом, мучительным поиском единственного нужного слова.

После гибели Пушкина Жуковский, разбирая его архив, ознакомился с рукописями поэта и был поражен, «с каким трудом писал он свои легкие, летучие стихи! Нет строки, которая бы не была несколько раз перемарана».

На изучение отрывка можно отвести два занятия. Первое начнется с выяснения, что учащиеся знают о жизни Пушкина, какие произведения его прочитали, что им нравится в стихах, сказках поэта.

Отталкиваясь от ответов школьников, учитель построит свое вступительное слово. Затем учитель читает строфу наизусть.

Если он располагает грампластинкой (приложение к журналу «Русский язык в национальной школе», 1986), то можно прослушать строфу в исполнении актера.

На этом же уроке желательно привлечь одну из репродукций картин: «Золотая осень» И. Левитана, «Золотая осень» В. Поленова, а также прекрасных пейзажей А. Грицая: «Осень. Село Павловское», «Осень в лесу», «Осень. Северный ветер».

Послушать стихотворение Пушкина Уж небо осенью дышало

Темы соседних сочинений

← У лукоморья дуб зеленый↑ ПушкинУзник →

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkina/uzh-nebo-osenyu-dyshalo

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»

Уж небо осенью дышало,Уж реже солнышко блистало,Короче становился день,Лесов таинственная сеньС печальным шумом обнажалась,Ложился на поля туман,Гусей крикливых караванТянулся к югу: приближаласьДовольно скучная пора;Стоял ноябрь уж у двора.

(Отрывок из поэмы Евгений Онегин.)

Поэтический этюд «Уж небо осенью дышало» — это короткий эпизод из поэмы «Евгений Онегин», ставший полноценным стихотворением. Сам роман проходят в старших классах школы. А с зарисовкой, относящейся к пейзажной лирике знакомят значительно раньше.

Отрывок посвящен наступлению осени. Даже в поэме, посвященной сложностям человеческих отношений, поэт не мог пройти мимо красоты родной природы и осени. Никакое другое время года не представлено так широко, многогранно и ярко в пушкинском творчестве.

Период – самый радостный, гармоничный и плодотворный для творчества. Знаменитая Болдинская осень подарила немало строк, вошедших в золотой фонд отечественной и мировой поэзии. Там и тогда был рожден «Евгений Онегин».

Многие люди, глядя на улетающих журавлей, золотые ковры листвы, вспоминают стихи А.С. Пушкина. Он, как истинный художник в поэзии, умел отрывистыми, легкими, но яркими и насыщенными мазками рисовать стихотворные пейзажи. Читатель вместе с рассказчиком видит багровеющее небо, грозные тучи, готовые излиться дождем, стаи улетающих птиц, печально опадающую листву.

Стихотворение динамично: процессы, происходящие в природе, показаны в движении. Динамику создают глаголы, которые появляются в каждой строчке повествования. Отрывку и поэме в целом присущ лаконизм выражений, что создает ритмичность чтения текста.

Природа в стихотворении живая, это главное действующее лицо. Небо – не просто фон, это целая система. Где разворачиваются различные события и процессы. Автор ласково называет небесное светило «солнышком», словно это родное для него живое существо. Ноябрь также одушевлен. Он «стоит у двора», как нежеланный, но неизбежный гость. В этой строчке чувствуется смирение, принятие погоды.

Самого рассказчика здесь нельзя считать лирическим героем, его образ уходит на второй план. Создать трехмерную картину мира Пушкину помогают тропы. Здесь все средства художественной выразительности взаимосвязаны, подчинены отражению авторского мироощущения.

Эпитеты: «таинственная сень», «скучная пора», «печальный шум», «крикливый караван гусей». Удивительно, что подобрано такое слово к перелетным птицам. Не вереница, стая или клин.

Общепринято «караван» – это вьючные животные, перевозящие грузы. Но здесь, оно уместно.

Читающий сразу представляет больших, откормленных за лето гусей, медленно движущихся по небесным просторам, как верблюды по пустыне.

Александр Сергеевич употребляет несколько архаизмов, добавляющих торжественности слогу. Что напоминает о стихах Державина. Например, старинное слово «сень». Отрывок, как и вся поэма «Евгений Онегин» написан четырехстопным ямбом, по 14 строк в строфе. В основу катрена положен сонет. Этюд вошел в четвертую главу романа.

Слог Александра Сергеевича прозрачен, как теряющий густоту листвы лес. Личное отношение, участие сквозит в каждой строчке. Это не деревья печально расстаются с листвой, а поэту жаль уходящей красоты. Автор называет ноябрь скучной порой.

Но это, скорее отражение мыслей читателя, сам А.С. Пушкин не раз признавался в любви к позднему межсезонью, о чем напоминают его произведения. Он жалеет лишь о том, что становится короче день, проходит торжество осени.

А впереди долгая, холодная зима.

Природа осени благотворно действовала на А.С. Пушкина, давала ему силы жить и работать, создавала плодородную почву для творчества. Отрывок из знаменитой поэмы – отличный образец пейзажа в стихах.

Именно поэтому он обрел собственную, самостоятельную жизнь. Может существовать как полноценное произведение. Стихотворение оставляет приятные эмоции.

После прочтения возникает желание отправиться на прогулку в осенний парк.

Источник: https://natworld.info/o-prirode-dlja-shkoly/stihotvorenija-o-prirode/a-s-pushkin-uzh-nebo-osenju-dyshalo-chitat-onlajn-analiz-stihotvorenija

«Уж небо осенью дышало…» А. Пушкин

Стихотворение «Уж небо осенью дышало…» является обязательным для изучения в младшей школе. Дети во втором классе слушают эти строки и с их помощью проникаются волшебной атмосферой русской осени. Кроме того, это произведение позволяет ученикам оценить поэтический талант Александра Сергеевича Пушкина.

Интересно, что при своей широкой известности это стихотворение не является самостоятельным произведением. Оно представляет собой фрагмент строфы XL четвёртой главы романа «Евгений Онегин». У этого отрывка необычная судьба. Он был создан между октябрём 1824 г. и январём 1825 г. Первоначально следующая часть Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало…

помещалась в строфе XXIV, но затем поэт перенёс её в сороковую строфу.

Уже по приведённым строкам читатель может отметить, сколь разнообразными поэтическими приёмами пользовался автор, чтобы передать свой восторженный трепет при созерцании осенних красот. Анафора в этом фрагменте подчёркивает, как неумолимо меняется природа, как угасает лето.

В этих строках проявляется любовь поэта к родине. Заметьте, как ласково Александр Сергеевич называет небесное светило «солнышком», словно это родное для автора живое существо. Даже небо у автора одушевлено.

Если в других произведениях небеса выступают как декорация для более важных событий, то у Пушкина оно само является действующим лицом.

Оно вдыхает запахи, чтобы сконцентрировать их и передать наслаждающемуся осенними видами поэту.

Подробного рассмотрения заслуживают эпитеты, применённые в произведении. Выражения, которые поэт подбирает для изображения природных явлений, позволяют читателю легко представить себе эти вещи. Вот, например, фраза «лесов таинственная сень».

Читайте также:  Стихотворение "погасло дневное светило" а.с. пушкина - читать текст стиха

Благодаря эффектному эпитету мы можем увидеть мысленным взором некогда непроходимую чащу, постепенно теряющую густую листву и приобретающую расплывчатость и прозрачность.

Наш слух доносит до нас неясный шелест, охарактеризованный поэтом как «печальный шум», с которым обнажаются изогнутые ветви деревьев.

Следует обратить внимание на метафору, с помощью которой автор описывает птичью стаю: Гусей крикливых караван

Тянулся к югу…

Такое выражение не ожидаешь встретить применительно к гусям, ведь оно обычно используется только по отношению к вьючным животным. Само слово «караван» предположительно происходит от санскритского «верблюд» (по другой версии «слон»). Но эта метафора очень точно передаёт впечатление от длинной цепочки откормившихся за лето птиц, медленно движущихся по небу.

Осенний месяц, упомянутый в финале стихотворения, тоже выступает как самостоятельный герой. Одушевлённый ноябрь напоминает нетерпеливого нежданного гостя, который поджидает у двери: «Стоял ноябрь уж у двора.»

Это стихотворение представляет собой прекрасный образец пейзажной лирики Пушкина. В нём удивительные картины преподнесены с помощью эффектных литературных приёмов, благодаря чему читатель легко проникается настроением русской осени.

Источник: http://pishi-stihi.ru/uzh-nebo-osenyu-dyshalo-pushkin.html

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

3.Вступительная беседа.

5 мин.

— Сегодня наш урок посвящён творчеству А.С. Пушкина. Его имя сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые слышали его сказки в раннем детстве, ещё не умея читать, уже повторяли со слов бабушки и мамы: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет..»

В его сказках мы чувствовали запах и вкус родного языка: «Там русский дух. Там Русью пахнет!»

Пушкин будит в наших сердцах любовь к слову, завораживает музыкой и простотой своих стихов. СЛАЙДЫ 1,2,3,4.

Александр Сергеевич Пушкинродился 6 июня 1799 года в Москве в семье потомка знатного дворянского рода.

  • Отец поэта, Сергей Львович, любил литературу, собрал большую библиотеку.
  • Мать поэта, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, была остроумна, хороша собой.
  • В доме Пушкиных часто бывали в гостях известные музыканты, поэты того времени.

В семье было трое детей: старшая сестра Ольга и два сына, Александр и Лев.

— У Пушкина было самое любимое время года – осень. Ему он посвятил много стихов.

— Давайте послушаем сейчас строки из его произведения

«Осень».

СЛАЙДЫ 5,6,7.

— Какую картину осени вы себе представили?

— Почему Пушкин любит именно это время года?

3 ученика читают наизусть стихи:

1. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

2.И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русский холод;

К привычкам бытия вновь чувствую любовь;

Чредой слетает сон, чредой находит голод;

Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят – я снова счастлив, молод,

Я снова жизни полон – таков мой организм

(Извольте мне простить ненужный прозаизм).

3.Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.

Журча ещё бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

-ответы детей.

— Пышная природа, в золотые краски одеты леса, а ещё полезен холод для здоровья.

Источник: http://flatik.ru/a-s-pushkin-uj-nebo-oseneyu-dishalo

Разработка урока по литературе «А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»»

Тема: А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало» 
Цель:• Познакомить учащихся с новым лирическим произведением А.С.

Пушкина; • Формировать читательскую компетенцию младших школьников; • Формировать умение постановки проблемных вопросов и ответов на них; • Научить понимать настроение лирического героя; • Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи; • Воспитывать интерес к чтению и любовь к русской поэзии. 

Оборудование: презентация, дополнительная литература стихов об осени.

Ход урока. 

1.Организационный момент

1.Психологический настрой

Каждый день всегда,везде

На уроках и в игре

Смело,четко говорим

И тихонечко сидим

2.Опрос домашнего задания

Чтение наизусть басни И.А.Крылова»Стрекоза и Муравей»

3.Обобщение темы

4.Объяснение новой темы

Ребята, отгадайте загадку:

Пришла без красок и кисти

И перекрасила все листья.(Осень)

5.Вступительное слово учителя

Есть пора в году,когда земля надевает самые дорогие наряды.В эти дни кажется,что земля начинает светиться.Особенно ярко красота осени видна в лесу.(картина осени)

-Да,ребята каждое время года хорошо по – своему. Но мы сегодня будем говорить об одном. Осень. Многие писатели воспевали в своих произведениях это время года, но мы обратим свои взоры только к одному. III. Основная часть урока. 1. Автобиографическая справка. 

В 1799г. 6 июня на одной из окраинных улочках Москвы родился А.С.Пушкин. Его отец, Сергей Львович, был страстным любителем поэзии. Мать, Надежда Осиповна, характер имела самый неровный с резкими сменами настроений. Любимцем матери был младший сын Лев. Александр чаще раздражал её.

Раздражало всё: упрямство мальчика, его детская некрасивость, его непохожесть на других детей. Но были в доме две женщины – это няня Арина Родионовна и бабушка Мария Алексеевна. Это они спешили утешить и приласкать мальчика.

Они рассказывали ему сказки, познакомили с Бовой – королевичем, Кощеем, добрыми волшебниками и злыми колдунами – с прекрасным миром ПОЭТИЧЕСКОГО НАРОДНОГО ВЫМЫСЛА. О няне А.С.Пушкин писал:

Ты, детскую качая колыбель, Мой юный слух напевами пленила И меж пелён оставила свирель, 

Которую сама заворожила.

А.С.Пушкин рос, взрослел. Он видел, что Москва пестрела великолепными дворцами богатых людей, а рядом в покосившихся лачугах жил простой народ. Пушкин стал писать свободолюбивые стихи, в которых высмеивал ложь, лицемерие. И, конечно, молодой поэт почти три года писавший такие стихи, не мог остаться безнаказанным.

И Александр Сергеевич был сослан в имени своей матери с. Михайловское. Это равносильно было убийству. Ссылка в глухую деревню не ограниченная даже сроком (на год? на 5 лет? навсегда?) Его оторвали от друзей, от родных – всё создавало у Пушкина тяжёлое, подавленное настроение: «Всё мрачную тоску на душу мне наводит».

 

Здесь, в селе Михайловском , он пишет свой роман «Евгений Онегин», отрывок из которого мы будем сейчас читать. 

3. Чтение стихотворения учителем,звукозапись. -О каком времени года рассказывает поэт? (об осени)

— Найдите в тексте слова, которые указывают, о какой осени идет речь? (о поздней осени «стоял ноябрь уж у двора»)

— Радует ли героя-рассказчика поздняя осень? (не радует, он называет ее «скучная пора»)

— Найдите в тексте и прочитайте те строки, которые помогают нам представить, что происходит в лесах поздней осенью? («лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась»)

— Что это значит? (деревья сбрасывают последние листья)

— Поэт стремится, чтобы мы не только увидели, но и услышали. Найдите фразу, которая заставляет нас прислушаться. («…с печальным шумом»)

— Какой это шум? (шорох листьев, шуршание сухих листьев под ногами)

— Найдите строки, где говориться о перелетных птицах. Что они делают? («Гусей крикливых караван тянулся к югу»)

— Что это значит? Что мы представляем? (птицы улетают на юг)

— Мы только видим это? (нет, мы еще слышим крики гусей)

— Как вы думаете, кричат они радостно или грустно? (грустно, они покидают родину, прощаются с родными местами)

— Почитайте первую строку стихотворения («Уж небо осенью дышало»)

— Как вы это представляете? ( небо серое, затянутое тяжелыми облаками)

— Как поэт изображает осеннее небо? (как живое существо)

— Еще о каких признаках осени поэт говорит, как о живых существах? (солнышко блистало, леса обнажились, караван гусей тянулся)

— Этот прием в литературе называется олицетворением, когда неживым предметам приписываются свойства или качества живых существ.

4Чтение стихотворения учащимися вслух

Словарная работа

Сень-то,что покрывает кого-нибудь,что нибудь

Караван-группа кого, чего-нибудь,двигающихся друг за другом.

5.Опережающее задание

-Кто из вас расскажет стихотворение наизусть?

6.Заключительная часть урока.

-Как вы думаете нравится ли А.С. Пушкину осень?(высказывания детей)

Осень….любимое моё время …пора моих литературных трудов’’-говорил А.С.Пушкин.

-Давайте послушаем ещё некоторые его строчки об этом времени года:

(читают дети)

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила,читатель дорогой,

Красою тихою,блистающей смиренно,

Как нелюбимое дитя в семье родной…

Унылая пора !Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье.

В багрец и в золото одетые леса…

И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русский холод.

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день как будто поневоле

И скроется за край окружный гор…

…Уж осени холодною рукою

Главы берёз и лип обнажены,

Она шумит в дубравах опустелых;

Там и день и ночь кружится жёлтый лист,

Стоит туман на волнах охладелых,

И слышится мгновенный ветра свист…

Со сменой времени года меняется и наше настроение. Грустно осенью смотреть на засыхающие на клумбах цветы, грустно от унылого холодного дождя, хмурого темного утра, голых деревьев, зябких луж и серого неба.

И хочется закончить наш урок словами:

У природы нет плохой погодыКаждая погода благодать,Дождь ли снег,Любое время года

Надо благодарно принимать.

10. Домашнее задание.

  • Выучить стихотворение наизусть.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/razrabotka-uroka-po-literature-as-pushkin-uzh-nebo-osenyu-dyshalo.html

Альманах педагога | Иллюстрирование стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…»

Автор: Панина Наталия Николаевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: ГБОУ Школа №2093 им. А.Н.

Савельева
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Иллюстрирование стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…

«
Дата публикации: 09.10.2017
Раздел: начальное образование

Открытый урок в 3 «А»классе по теме «Иллюстрирование

стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…».

Учитель: Панина Наталия Николаевна.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов

деятельности.

Вид урока: тематическое рисование.

Цели урока:

1)

обучающая

закрепление

знаний

о

тёплых

и

холодных

цветах;

освоение

учащимися

правил

смешивания

красок

на

палитре

для

получения холодных оттенков; закрепление навыков работы кистью.

2)

развивающая — развитие наблюдательности, логического мышления,

пространственного воображения, художественного вкуса учащихся.

3)

воспитывающая

воспитание

интереса

к

предмету,

отзывчивости,

эстетического

отношения

к

работе,

Читайте также:  "каменный гость" (маленькие трагедии пушкина): читать полностью

способности

почувствовать

настроение.

Оборудование и материалы:

Для

учителя:

методические

пособия,

таблицы

(силуэты

деревьев

различных пород), гуашь, кисти, банка с водой, палитра.

Для учащихся: альбом, гуашь, кисти, банка с водой, палитра, клеёнка,

карточки, шкала оттенков, изображающих палитру осеннего неба.

Музыкальный ряд: П.И.Чайковский «Времена года».

Литературный ряд: А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…».

Зрительный ряд:

1)

методические пособия;

2)

рисунки детей в жанре пейзажа;

3)

репродукции: И.Левитан «Золотая осень», А.Рылов «Осень на реке

Тосне», И.Левитан «Сумерки. Стога», М.Нестеров «Осенний пейзаж»,

Ф.Васильев

«Болото

в

лесу»,

«Перед

дождём»,

В.Серов

«Октябрь.

Домотканово».

План урока

1.

Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

2.

Беседа по теме урока. Рассказ сопровождается показом репродукций,

слайдов и методических пособий.

3.

Показ учителем хода работы.

4.

Самостоятельная работа учащихся.

5.

Итоги урока. Анализ работ.

Ход урока

Звучат стихи под музыку: «Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора,

Стоял ноябрь уж у двора.

Мы

с

вами

прослушали

музыкальное

произведение

П.И.Чайковского

«Октябрь.

Осенняя

песня».

Прозвучали

стихи

А.С.Пушкина

«Уж

небо

осенью дышало…». Вы почувствовали, какое настроение передают поэт и

композитор?

(Настроение

лёгкой

грусти,

тоска

по

ушедшему

лету,

предчувствие зимы, умиротворение).

Красота природы во все времена года была источником вдохновения для

поэтов, художников, музыкантов. И художники очень любили осеннюю пору

и много её рисовали. Давайте посмотрим, как художники в своих картинах

передают разное состояние природы. Обратите внимание, как они пишут

осеннее небо.

Просмотр слайдов.

И.Левитан

«Золотая

осень».

Вглядитесь

внимательно

в

картину,

и

вы

услышите шелест листвы, уловите ласковое прикосновение солнечных лучей.

Художник даёт возможность почувствовать красоту жизни, прелесть осени в

золотом

сиянии

тихого

солнечного

дня.

Обратите

внимание

на

небо:

розоватые

лёгкие

облака

плывут

по

нежно-голубому

небу,

усиливая

впечатление воздушности пейзажа.

А.Рылов «Осень на реке Тосне». Настроение праздника, яркая живопись,

щедрость красок выражают восхищение художником русской природой.

Сюжеты

этих

двух

картин

похожи.

Течёт

издалека

меж

лесов

и

полей

равнинная река. Цветовое сочетание в картинах передаёт настроение золотой

осени.

И.Левитан

«Сумерки.Стога».

Картины

И.Левитана

часто

называют

пейзажами

настроения.

И.Левитан

написал

свыше

тысячи

картин,

хотя

прожил 39 лет. Невозможно перечислить все осенние дни, запечатлённые

И.Левитаном. картин, посвящённых осени, около ста, не считая этюдов.

М.Нестеров «Осенний пейзаж».

Ф.Васильев «Болото в лесу».

Ф.Васильев «Перед дождём».

В.Серов

«Октябрь.Домотканово».

Художник

изобразил

пасмурный

день,

передал настроение грусти и тоски по ушедшему лету, задумчивости.

Мы

с

вами

посмотрели,

как

по-разному

рисуют

художники.

У

одних

художников яркие краски («Золотая осень» И.Левитана), у других – светло-

серые, серо-голубые (В.Серов).

Давайте попробуем с вами стать художниками и создать палитру осеннего

пасмурного

неба.

Темой

нашего

урока

является

иллюстрирование

стихотворения

А.С.Пушкина

«Уж

небо

осенью

дышало…».

Эта

работа

рассчитана на два урока. Сегодня мы будем изображать осеннее небо.

«Уж небо осенью дышало…». Поговорим о красках осеннего неба, создадим

словесную картину пасмурного осеннего неба.

Преобладание

цветовых

сочетаний:

серо-голубого,

серо-розового,

светло-

серого, светло-синего, светло-фиолетового, бледно-розового.

Нам надо выяснить, какой цветовой интенсивности будет наше небо?

Давайте поговорим о том, какого цвета будет небо днём, вечером, ночью?

Ночью темно, небо – сине-фиолетового цвета. Вечернее небо отличается от

ночного. Оно светлее, серо-синего цвета. Рассмотрим день. Небо светлое или

тёмное? Насколько светлее у нас должно быть небо днём? Днём небо серо-

голубое или светло-голубое.

У

вас

на

партах

лежат

три

разные

карточки.

Выберите,

какая

карточка

подходит для ночного, вечернего и дневного неба. Покажите цвет дневного

неба.

Как будем писать дневное небо? Будем использовать белую краску. Какие

краски надо смешать, чтобы получить осеннее небо? (Синюю, фиолетовую и

голубую). Какие это краски? (Холодные). Почему они так называются, с чем

мы их сравниваем? (Они создают ощущение холода — снег, лёд, вода).

Переходим к практической работе.

Мы выяснили, что два состояния (ночь и вечер) выполнять не будем. Самым

большим помощником будет у нас белая краска. Не только помощником, но и

хозяйкой. Поэтому она будет приглашать к себе другие краски и поможет нам

получить светлые краски осеннего неба.

Сегодня

на

уроке

мы

будем

использовать

шесть

красок

синюю,

фиолетовую, голубую, белую, чёрную, красную. Открываем белую краску,

выкладываем в пять ячеек палитры. И белая краска приглашает сначала

синюю краску. Вот и давайте посмотрим, что получится, когда мы смешаем

белую и синюю краску. Чтобы было легче определить, насколько светлым

должен получиться светло-синий цвет, обратите внимание на образцы цветов.

Они представляют собой цветовые сочетания осеннего неба, которые мы

будем получать сразу на палитре.

Показ учителя. Выполнение образца № 1.

Посмотрите, как мало (буквально капельку) я беру синей краски и добавляю

её в белую. Получаем светло-синий цвет.

Выполнение образца №2. Получение светло-голубого цвета.

Выполнение образца №3. Получение светло-фиолетового цвета.

Выполнение образца №4. Получение светло-серого цвета. Пригласим самую

яркую краску – чёрную. Чтобы получить искомый цвет, нужно взять капельку

чёрной краски. Не более, иначе чёрная краска победит белую.

Итак, мы получили четыре холодных оттенка осеннего неба. Как вы думаете,

для

чего

приготовлена

красная

краска?

Какая

она?

(Тёплая).

Попробуем

смешать её с белой. Чуть-чуть красной добавим к белой и получим бледно-

розовый. Красный тёплый цвет превратился в холодный.

Таким

образом,

на

палитре

мы

смешивали

холодные

цвета

и

получили

оттенки

пасмурного

осеннего

неба.

Вот

так

работают

художники.

Они

сначала

составляют

палитру,

а

потом

начинают

работать

на

холсте

или

бумаге.

И

мы

с

вами

сейчас

начнём

рисовать

осеннее

небо,

используя

полученные цвета.

Если закрасим небо одной краской, то у нас получится плотная среда, как

стена.

Вспомните,

как

писал

небо

И.Левитан,

сколько

оттенков

он

использовал. Мы будем применять те цвета, которые получили на палитре.

Держим кисть правильно. Начнём со светло-синего цвета. Приступаем к

работе.

Самостоятельная работа учащихся.

Итоги урока. Анализ работ.

Источник: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=17878

Стихотворение А. С. Пушкина (отрывок из четвёртой главы романа «Евгений Онегин») «Уж небо осенью дышало…»

Жарияланды 28-02-2018, 01:04 Категориясы: Орыс тілі және әдебиеті Тема урока: Стихотворение А. С. Пушкина (отрывок из четвёртой главы романа «Евгений Онегин») «Уж небо осенью дышало…».
Цель урока: Ознакомить учащихся с стихотворением А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…».
Задачи:1.

Образовательная: познакомить с произведениями искусства об осени, с творчеством А. С. Пушкина, раскрыть идейное, эмоциональное и эстетическое содержание стихотворения, сформировать умения и навыки находить изобразительно — выразительные средства языка, научить анализировать произведения,2.

Развивающая: выработать навыки выразительного чтения, обогащать словарный запас, развивать эмоциональный и духовный мир учащихся.3. Воспитательная: привить интерес к поэзии, эстетический вкус и бережное отношение к природе.Наглядность урока: слайды по теме.Методы урока: объяснительно — иллюстративный, частично — поисковый.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный

Межпредметные связи: Изобразительное искусство, музыка.

I. Организационный момент.

II. Опрос домашнего задания.
III.Объяснение новой темы. Слово учителя. Ребята! Осень – это грустное время года или радостное? Изображению разных времён года, особенно осени, посвящено много произведений и живописи, и музыки, и литературы. Много известных художников посвятили свои творения этому времени года. Рассмотрите репродукцию картины известного русского художника И. Левитана «Золотая осень».

1 слайд. Репродукция картины «Золотая осень».

П. И. Чайковский. Аудиозапись «Времена года» — октябрь.

Вопросы:

— Что вы чувствуете, глядя на картину?- И. И. Левитан назвал картину «Золотая осень». Почему?- Можно ли почувствовать, какая вода в речке?- Какие краски показывают красоту этой картины?Левитан любил природу и умел её показать так, что мы ощущаем её поэтическую красоту. Природа живёт в полотнах художников, но осени посвящали свои произведения не только художники, но и композиторы. Одним из композиторов, который обращался к теме осени, был великий русский композитор П. И. Чайковский. Он создал цикл “Времена года». Мы с вами прослушали фрагмент из этого цикла, посвящённый осени.- Какие картины вы себе представили, когда слушали музыку?- Какая она по характеру?

2 слайд. Портрет А. С. Пушкина. Художник Орест Кипренский.

Александр Сергеевич Пушкин – величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Его произведения переведены на языки многих народов мира. Абай под впечатлением творчества Пушкина перевёл на казахский язык около пятидесяти его поэтических творений.

Именно благодаря великому казахскому поэту, в степи зазвучала песня Татьяны из романа «Евгений Онегин». Почти в каждом городе есть улица или памятник великому русскому поэту. Пушкин, как и Абай, создал поэтические картины всех времён года, но не раз утверждал, что осень – его любимая пора.

3 cлайд.

Прослушивание видеозаписи стихотворения «Уж небо осенью дышало…» Анализ художественного произведения.

Уж небо осенью дышало,Уж реже солнышко блистало,Короче становился день,Мы сразу себе представляем серое небо, затянутое тёмными облаками, только иногда появляется и исчезает солнце, после дня осеннего равноденствия, которое происходит 23 сентября, ночи становятся длиннее.

Поэт изображает осеннее небо и солнце как живые существа, этот художественный приём в литературе называется олицетворением.Лесов таинственная сеньС печальным шумом обнажалась,Во времена Пушкина слово сень обозначало то, что покрывает кого — то или что — нибудь, укрытие, покров. Сень означает зелёный убор леса.

Он то и делает лес тёмным, хранящим тайну.И вот деревья, как живые, обнажаются, сбрасывая листву. Исчезает красота – уходит тайна. Но мы, ребята, знаем, почему листья желтеют.

С наступлением осени солнце светит не так ярко, поэтому хлорофилл, а это зелёный пигмент растений, с помощью которого они улавливают энергию солнечного света и осуществляют фотосинтез, не выделяется и листья желтеют, потомпадают на землю. Обратите внимание на повторяющиеся одинаковые созвучные согласные звуки, усиливающие выразительность речи.

Ложился на поля туман,Почему возникает туман? Как вы знаете из курса «Дүниетану», если холодный воздух соприкасается с тёплой почвой или водой при влажности не более 85%, ранним утром или ночью в низинах и над водоёмами появляется туман.Гусей крикливых караванТянулся к югу:Запомните, ребята, там, где стоит двоеточие, делайте большую паузу.

Кто из вас видел летящихв небе журавлей или гусей? Птицы в летящей стае всегда выстраиваются клином, впереди летят самые сильные гуси. Когда они летят в форме клина, создаётся такой поток воздуха, который поддерживает летящих сзади. Спереди всегда летят самые сильные птицы, им приходится во время полёта трудиться больше всего.

Читайте также:  Главные герои поэмы а.с. пушкина "руслан и людмила"

Сзади летят самые слабые. Благодаря по -лёту клином, эти птицы почти не прилагают усилий, лететь им помогает поток воздуха, создаваемых взмахами крыльев передних птиц. Как видите, даже у диких птиц есть взаимовыручка. Природа сама позаботилась об этом. При этом самые выносливыеные гуси, чувствуя усталость и подав сигналы криком, меняются местами.

Также они кричат, потому что боятся отбиться от стаи и прощаются с родными местами. К сожалению, как утверждают учёные — ортологи, до тёплых краёв некоторые старые вожаки не долетают.приближаласьДовольно скучная пора;Ребята! Обратите внимание на слово скучная – орфоэпически правильно пишется сочетание «чн», но произносится как «ш»- скушная.

Запомните это.Стоял ноябрь у двора.У двора может стоять человек, в данном случае ноябрь стоял у двора употреблено в переносном значении, по — гречески (metaphora – перенос), метафора – это употребление слов в переносном значении для изображения или характеристики предмета и явления.

IV.Работа над стихотворением А. С. Пушкина.

Вопросы:1. О ком обычно говорят дышало?2. Чему приписывает поэт это действие?3. Объясните, как это небо дышало осенью?4. Какие признаки неживой природы описываются в других строчках?5. Объясните значение словосочетания таинственная сень.6. Почему с печальным шумом обнажалась?7. Почему гуси в летящей стае выстраиваются клином?8. Найдите в тексте слова, которые указывают, о какой осени идёт речь?

V. Чтение учащимися стихотворения «Уж небо осенью дышало…»

VI. Релаксация. 4 слайд. Ф. Шопен. «Мелодия осени».А сейчас, ребята, вы станете маленькими художниками. Нарисуйте осень, какой вы себе её запомнили. Помните! Осень – это красота: разноцветные листья, горы фруктов и овощей, прозрачный ароматный утренний воздух.

VII. Подведение итогов. Рефлексия.

Да, поздняя осень вызывает у человека чувство торжественного и величавого.

Природа вечно жива, а её увядание – тоже часть постоянной жизни, необходимый строгий обряд изменения, не нарушающий, а придающий природе особенную красоту. 1. На уроке я научился (сь) …2.

Самым интересным сегодня было …3. Самым трудным для меня было …

Домашнее задание: Наизусть стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало».

Оценивание.Материал рейтингісі: барлық дауыс бергендер: 0Ілмек сөздер: Стихотворение Пушкина, Евгений Онегин, уж небо осенью дышало, урок по русскому литературеЖариялаған Вилен Даржанов   Оқылды: 397 (рет)   |   Пікірлер:   Баспаға шығару    Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.

  • Шығарма: Қыс келдіҚылышын сүйретіп қыс келді. Қар жауып, жер беті ағарып, қыстың сәні келді. Қыстың аязы да, жауған қары да, соққан бораны да бұл мезгілге сән береді. Маған қыс мезгілі өте ұнайды. Қыс мезгілінің әрбір сәті қызықты. Себебі Жаңа жылды қарсы аламыз. Бұл күнді барлығымыз асыға күтеміз. Аяз Атаны қарсы алып, тақпақтар айтып, құшағымыз сыйлықтарға толады. Әр адамға қыс мезгілі жақсы көңіл — күй сыйлайды деп ойлаймын
  • кудыкка тукырме
  • Қалай жүктеп алуға болады?
  • Қарбыз туралы жұмбақКөк лағым көгенде жатып семіреді. (қарбыз)***Әрі қызыл, әрі тәтті,Татқан жанды таңырқатты. (қарбыз)***Жасыл ала дөңгелек,Бақшада жатыр дөңгелеп. (қарбыз)***Жерде жатып желіндейді,Күз түскенше желінбейді. (Қауын)***Сары қозы, көк қозы,Қарындары тоқ қозы.Күздігүні көп қозы,Қыстыгүні жоқ қозы. (Қауын — қарбыз)
  • Сабырлық жайлы мақал — мәтелБарыңа шүкір ет, жоғыңа сабыр ет.***Бір метр мұз бір күнде қатпайды.***Келмей жатып қорықпа,Көрмей жатып торықпа.***Кісі үш күннен соң тозаққа да үйренеді.***Қара таста тамыр жоқ,Ұшқалақта сабыр жоқ.***Қырқына шыдаған қырық біріне шыдайды.***Сабы бос шотпен отын жарма,Сабырсыз доспен жауға барма.***Сабын кірді ашады,Сабырсыз сырды ашады.***Сабырсыз бақсы жолда отырып бал ашар.***Сабыр түбі сары алтын:сарғайған жетер мұратқа,сабырсыз қалар ұятқа.***Сабырлы адам сақтанып сөйлер,Сабырсыз адам мақтанып сөйлер,Сапырыстырып, ақтарып сөйлер.***Асықпаған арбамен қоянға жетеді.***Қуантар болсаң – асық,Мұңайтар болсаң – сабыр тұт.Сабырлық туралы мақал — мәтелдер қарау
  • Төлеген Айбергенов — «Ана»Арманыңды ақтармын ба жүрегімде тербесем?Айға сіңлі, қарындассың қасиетті Жерге сен.Мен өзіңді теңдесі жоқ құдірет деп түсінем,Сендік қуат мың есе артық Жердің тарту күшінен.Сұлу әлем, әлем сұлу сен жаратқан адаммен,Көк жолының қарсылығын қағып тастап барам мен.Сендік қуат болар, бәлкім, басын иді көк маған,Әркез сенен туғанымды есіме алсам, тоқтаман.Ал ұмытсам, ұмыт болып қаларымды білемін,Ұмыт қалмау үшін менің шарқ ұрады жүрегім.Шат жүріп — ақ қас қаққанша боламын мен шерменде,Жетім емес кей ананың жетімдігін көргенде,Көз алдымда жас дөңгелеп булығам да ызадан,Маған тіпті сөз келмейтін ұяттардан қызарам.Бұл дүниеге онсыз — дағы кеткен жоқ па көп есең,О, аналар, кей пасықты жаратасың неге сен?!Тасбауырлар дүниеге келсін де, тез кетсін де,Әлде өзгелер ондайлардан жиіркенсін дейсің бе?Қай кеудені жылытады лапылдаған отпенен,Өз кеудесін жылытуға құдіреті жетпеген.Анаң саған керек болса, балаңа да сен керек,Кезекпенен ауысатын ғұмыр ғой бұл дөңгелек.Ана керек, о, адамдар, ана керек адамға,Анасыздар аң сияқты күн кешіп жүр ғаламда.Пікірімді ұнатпаған таптық та дер дананы,Даналықтың қажеті жоқ сыйлау үшін ананы!———————————Ана туралы мақал-мәтелдерАнаның көңілі балада,Баланың көңілі далада.Жалғыз баласы атқа шапса,Атасы ауылда тұрыпТақымын қысады.Ана жақсылығын,Ауырсаң білерсің.Қайын жақсылығын,Қырырсаң білерсің.Баланың өзі болғандай,Келіннің өзі келгендей.Ата-ананың қадірінБалалы болғанда білерсің.Ағайынның қадірінЖалалы болғанда білерсің.Толық нұсқа: Ана туралы мақал мәтелдер қарау
  • керемет тағы осындай ақпараттар салыңыздар
  • Үйге берілген тапсырманы тексеру деп тұр ғой, яғни көп мағыналы сөздерге берілген жаттығу.
  • Химиядан сөзжұмбақ қарау
  • өте кереметмаған слайд керек ед

Источник: http://bilimdiler.kz/oris_tili/26515-stihotvorenie-a.-s.-pushkina-otryvok-iz-chetvertoy-glavy-romana-evgeniy-onegin-uzh-nebo-osenyu-dyshalo..html

>>> Анализ стихотворения уж небо осенью дышало — PDF

Художественно-эстетическое развитие. Занятие по рисованию в подготовительной к школе группе. Тема: «Осень». Программное содержание: Учить детей передавать в рисунке впечатления об осени; самостоятельно

Подробнее

Разработка урока русского языка по теме: «Определение». ( 5 класс ) Учитель: Денисова С.И. Цели: познакомить с определением как второстепенным членом предложения и способами его выражения, его ролью в

Подробнее

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок» с. Быков НОД по художественно эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группе Тема: «Осенние краски»

Подробнее

Д.Кирова, студентка 3 курса Института педагогики ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», г. Магнитогорск, Российская Федерация Проект по литературному чтению

Подробнее

ФАМИЛИЯ КЛАСС — ИМЯ Отметьте верный вариант ответа. Время выполнения работы — 90 минут. 1. Узнайте произведение А.С. Пушкина по иллюстрации. 1 стихотворение «Ветер 2 «Сказка о царе 3 поэма «Руслан и по

Подробнее

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 29 Красносельского района города Санкт- Петербурга Конспект мероприятия с родителямиконкурс юных чтецов

Подробнее

Урок литературное чтение во 2 классе Тема урока: А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало», Г. Скребицкий «Осень». Познавательный аспект Цель: познакомить учащихся с лирическим произведением А.С. Пушкина «Уж

Подробнее

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 31» Конспект непосредственно образовательной деятельности «Прощай осенняя пора» (старшая группа) Музыкальный руководитель: Щетилина

Подробнее

Калабина Ирина Васильевна Урок семинар по литературе в 9 классе «Тема природы в лирике А.С.Пушкина» Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся предметных и надпредметных компетентностей;

Подробнее

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 14 «Красная шапочка» г. Котовска Тамбовской области Конспект занятия художественно-эстетического цикла «Эта разная осень» Муз. руководитель:

Подробнее

Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. В. Г. Белинский, обращаясь к педагогам, писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится

Подробнее

Конспект открытого урока по русскому языку. Способы связи слов в словосочетании. Место в учебном процессе: 8класс, I четверть Дата: 08.10.2015. Тема урока: Связь слов в словосочетании. Цели урока: 1.Закрепить

Подробнее

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение МКДОУ «Детский сад 21 «Ягодка» станицы Советской Подготовила : Воспитатель МКДОУ Детский сад 21 Ягодка ст-цы Советской Ляпунова Т. Д. Программное содержание:

Подробнее

Интегрированное занятие в старшей группе МБДОУ «Радуга» «Осень — дивная пора» Составили : Чеснокова Н.В. музыкальный руководитель Гусева О.В. воспитатель Пено 2015 Цель: обогащение мировосприятия детей

Подробнее

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 27 компенсирующего вида Г.о. Балашиха С.Е.Сердюкова старший воспитатель «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии

Подробнее

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Красногвардейского района Белгородской области Конспект мастер-класса по изобразительному искусству Тема: «Пейзаж

Подробнее

«Мы любим и бережём нашу Родину, научимся же беречь нашу родную природу» (М.М. Пришвин) Открытый интегрированный (музыка, изобразительное искусство, окружающий мир) урок литературного чтения во 2 классе

Подробнее

ФАМИЛИЯ КЛАСС — ИМЯ Отметьте верный вариант ответа. Время выполнения работы — 90 минут. 1. Узнайте произведение А.С. Пушкина по иллюстрации. 1 стихотворение «Ветер, 2 «Сказка о мертвой 3 поэма «Руслан

Подробнее

Введение Лирическая поэзия значительный элемент школьного курса литературы. Она приобщает учащихся к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых

Подробнее

Е. А. Судакова «Времена года» Иллюстративный материал и тексты бесед для музыкальных занятий в детском саду по альбому П. И. Чайковского Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2015 ББК 74.100.5 С89 Судакова Е.

Подробнее

Поэзия — прекрасная страна! Учебный проект : Саляхова Н.Г. МОУ «Тат-Китнинская основная общеобразовательная школа» «Научитесь слушать шум леса, журчанье ручейка, пение соловья, воспитывайте чувство прекрасного»

Подробнее

Синицына В.А. учитель начальных классов, I квалификационная категория Урок литературного чтения Тема: «Ф.И.Тютчев. «Зима недаром злиться» Цель урока: формирование у учащихся правильной читательской деятельности,

Подробнее

Конспект урока литературного чтения в 3 классе Тема урока : И.С.Никитин «Встреча зимы». Учитель: Пархоменко Татьяна Александровна Цели урока: Познакомить учащихся с произведением И.С.Никитина. Продолжить

Подробнее

Солдаткина Людмила Николаевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 38 г.апатиты, Мурманская область КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

Подробнее

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК: ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 5 класс ТЕМА: «Весна, весна! Как воздух чист!» (изображение весны в стихотворения х русских поэтов XIX века и в пейзажной живописи И. Левитана).

Подробнее

186 Учитель музыки Филинская Т.А. ОТКРЫТЫЙ УРОК МУЗЫКИ В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «МУЗЫКА ОСЕНИ!» Методическая тема: Цели: «Динамические оттенки, нюансы» Активизировать воображение нравственно-эстетических и эмоциональных

Подробнее

Муниципальное дошкольное учреждение детский сад общеразвивающего вида 17 Комплексное занятие «Осенняя песня» для детей подготовительной группы Подготовили и провели: Постникова Ирина Евгеньевна музыкальный

Подробнее

Николайчук Наталья Александровна Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Великогубская средняя общеобразовательная школа» Республика Карелия Медвежьегорский район д. Великая Нива УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО

Подробнее

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА литературного чтения УМК «Начальная школа 21 века» Предметная область: Литературное чтение Класс: 2 Тема урока: С.Я.Маршак «Весенняя песенка» Цель урока: познакомить с произведением

Подробнее

Урок по теме «Русские поэты 20 века о Родине и родной природе. И.Бунин» Автор Предмет, класс УМК Тема: Тип урока по целеполаганию: Цель урока: Задачи урока: Логиновских Лариса Николаевна Литература, 5

Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/80557767-Analiz-stihotvoreniya-uzh-nebo-osenyu-dyshalo.html

Ссылка на основную публикацию