Болдинская осень (1830) в жизни и творчестве пушкина

Болдинская осень и последний период творчества Пушкина

Счастливое заточение (Болдинская осень 1830 года). К концу 20-х годов Пушкин все сильнее ощущает необходимость в доме и семье. Зимой 1828/29 года происходит первая встреча с шестнадцатилетней красавицей Натальей Гончаровой.

Пушкин делает ей предложение, но оно принимается не сразу: слишком сомнительной казалась семье невесты репутация «сочинителя». Пушкин вынужден пойти на унижение: просить царя, чтобы тот заверил Гончаровых в его добропорядочности.

Осенью 1830 года Пушкин отправляется в имение Болдино Нижегородской губернии, чтобы уладить перед свадьбой имущественные дела. Едет он с тяжелым сердцем: женитьба вот-вот может расстроиться из-за размолвок с матерью Натальи Николаевны, финансовое положение неопределенно (Пушкин вынужден обеспечить невесту приданым!).

Поэт задерживается в Болдине дольше предполагаемого срока из-за эпидемии холеры. «Болдинская осень» 1830 года навсегда вошла в историю русской литературы как время фантастического взлета творческой энергии Пушкина.

Ничего подобного ни до этого, ни после литература не знала. Окруженный холерными карантинами, запертый в деревне, Пушкин испытывает чувства, о которых сам сказал: «Есть упоение в бою, И бездны мрачной на краю…

» Смертельная опасность и тревога вызвали к жизни творческие силы, и то, что копилось, вынашивалось годами, прорвалось в произведениях, открывших новый этап духовной жизни поэта.

За считанные недели Пушкин завершает «Евгения Онегина», создает «Повести Белкина», цикл «маленьких трагедий», «Сказку о попе и о работнике его Балде», поэму «Домик в Коломне», ряд стихотворений...

Пушкин в 30-е годы особенно остро ощущает, что жизнь уходит, что времени все меньше, а он должен жить и работать, должен сделать все, на что способен. Надежды поэта на тихую семейную жизнь, независимость, воплощение всех литературных и творческих замыслов выражены им в четверостишии:

Воды глубокие Плавно текут. Люди премудрые

Тихо живут.

Эти надежды осуществились лишь отчасти. Обязанности по обеспечению быстро растущей семьи, светские связи, двусмысленные отношения с царем отрывали поэта от главного дела жизни. И в письмах, и в стихах, обращенных к самому близкому и любимому человеку — жене, все чаще возникает мотив бегства от суетной жизни.

Внешняя канва жизни Пушкина по-прежнему оставалась неровной и нервной, отражавшей мучительные противоречия между потребностью посвятить себя целиком литературному труду и внешними, препятствующими этому обстоятельствами. Тем удивительнее творческая, все преодолевающая сила пушкинской натуры.

За это время поэт создает сказки, предпринимает путешествие по местам пугачевского бунта, результатом которого стали исторический труд о Пугачеве и роман «Капитанская дочка«. «Капитанской дочке» предшествовал незаконченный роман «Дубровский».

Простое сопоставление этих произведений показывает, как мощно созревал пушкинский гений, как менялось его мировоззрение. «Меня укоряют в изменчивости мнений. Может быть: ведь одни глупцы не переменяются», — говорил Пушкин.

От романа о бунтаре-одиночке, охваченном жаждой мести, — к роману, воплотившему пушкинское понимание (философию) истории и места человека в ней. История — столкновение двух стихий: стихии власти и стихии народной жизни. Смысл их движений и столкновений недоступен для человека, находящегося между ними, как между двумя грозовыми фронтами.

Как наводнение в «Медном всаднике» или буран в «Капитанской дочке», они определяют жизнь человека. История для человека — большая случайность: он не выбирает ни времени, ни страны, ни выпавших на его долю испытаний. Но судьба человека зависит только от него, от его выбора в той или иной исторической ситуации.

Свой выбор делает Гринев, свой — Швабрин и свой — Пугачев. Нравственные устои означают устойчивость в любом времени, «самостоянье человека — залог величия его».

Осенью 1833 года Пушкин вновь оказывается в Болдино, и творческий взлет 1830 года повторяется: написаны «Медный всадник» и «Пиковая дама«, ряд стихотворений, начато несколько больших трудов.

В эти годы приходит и чувство ответственности за будущее русской литературы.

Именно поэтому Пушкин берется за издание своего литературно-художественного журнала «Современник», который, по его мысли, должен стать эталоном художественного вкуса, центром лучших литературных сил России.

Но в то же время происходила, казалось бы, невероятная вещь. Самые лучшие, самые совершенные произведения Пушкина проходили мимо читателей, которые полагали, что время Пушкина прошло, что как писатель он кончился. Даже проницательнейший русский критик В. Г. Белинский писал в 1834 году: «Тридцатым годом кончился или, лучше сказать, внезапно оборвался период Пушкинский».

Причин такого мнения современников по крайней мере две. Во-первых, в своем развитии Пушкин ушел далеко от читателей, живших идеалами, вкусами и пристрастиями 20-х годов. Во-вторых, в печати появлялось далеко не все из написанного.

Даже ближайшие друзья Пушкина, разбирая его архив после смерти, были поражены количеством и совершенством написанного, но не напечатанного в эти годы.

Есть мнение, что Пушкин искал смерти в последние годы. Нет. Пушкин искал «покоя и воли», но путь к ним лежал через защиту «самостоянья человека», то есть чести и независимости. В 1834 году Пушкин подает прошение об отставке.

Вместо этого ему присваивают звание камер-юнкера — унизительное для тридцатипятилетнего мужчины. Светская круговерть продолжается, Наталья Николаевна блистает на придворных балах, а поэт и его знакомые начинают получать анонимные письма, в которых говорится о неверности супруги.

Дальнейшее известно. В вопросах чести, тем более когда затрагивалась честь семьи, Пушкин был тверд. Поразительно мужество, с которым он встретил смерть. Мысленно он встречал ее уже не раз, а в лучших стихах 30-х годов тема смерти становится едва ли не главной.

Но оборачивается она по-пушкински — бессмертием, источник которого — творчество.

Источник: В мире литературы. 10 кл. / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев и др. М.: Дрофа, 2006

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/pushkin_a_s/boldinskaja_osen_i_poslednij_period_tvorchestva_pushkina/53-1-0-346

Болдинская осень в жизни и творчестве А.С.Пушкина

БОЛДИНСКАЯ ОСЕНЬ

Выехав из Москвы 31 августа, Пушкин 3 сентября приехал в Болдино. Он рассчитывал за месяц управиться с делами по введению во владение выделенной отцом деревней, заложить ее * и вернуться в Москву, чтобы справить свадьбу.

* Введение во владение — производившаяся через местную судебную палату канцелярская операция, которая оформляет передачу поместья новому владельцу; заклад — финансовая операция, при которой банк выдавал помещику под залог ревизских душ сумму денег, в дальнейшем подлежащую погашению.

Ему было немного досадно, что за этими хлопотами пропадет осень — лучшее для него рабочее время:

«Осень подходит. Это любимое мое время — здоровье мое обыкновенно крепнет — пора моих литературных трудов настает — а я должен хлопотать о приданом (у невесты приданого не было.

Пушкин хотел венчаться без приданого, но тщеславная мать Натальи Николаевны не могла этого допустить, и Пушкину пришлось самому доставать деньги на приданое, которое он, якобы, получал за невестой. — Ю.Л.), да о свадьбе, которую сыграем бог весть когда. Все это не очень утешно.

Еду в деревню, бог весть, буду ли там иметь время заниматься, и душевное спокойствие, без которого ничего не произведешь, кроме эпиграмм на Каченовского» (XIV, 110).

Пушкин был атлетически сложен, хотя и невысок ростом, физически крепок и вынослив, обладал силой, ловкостью и крепким здоровьем. Он любил движение, езду верхом, шумную народную толпу, многолюдное блестящее общество. Но любил он и полное уединение, тишину, отсутствие докучных посетителей. Весной и в летнюю жару его томили излишнее возбуждение или вялость.

По привычкам и физическому складу он был человеком севера — любил холод, осенние свежие погоды, зимние морозы. Осенью он чувствовал прошив бодрости. Дождь и слякоть его не пугали: они не мешали прогулкам верхом — единственному развлечению в это рабочее время — и поддерживали горячку поэтического труда.

«Осень чудная, — писал он Плетневу, — и дождь, и снег, и по колено грязь» (XIV, 118).

Перспектива потерять для творчества это заветное время настраивала его раздражительно.

Дело было не только в том, что тяжелый 1830 год сказывался утомлением: петербургская жизнь с суетой литературных схваток отнимала силы и не оставляла времени для работы над творческими замыслами — а их накопилось много, они заполняли и голову, и черновые тетради поэта.

Он чувствовал себя «артистом в силе», на вершине творческой полноты и зрелости, а «времени» заниматься и «душевного спокойствия, без которого ничего не произведешь», не хватало. Кроме того, осенний «урожаи» стихов был основным источником существования на весь год.

Издатель и друг Пушкина Плетнев, следивший за материальной стороной пушкинских изданий, постоянно и настойчиво ему об этом напоминал. Деньги были нужны. С ними была связана независимость — возможность жить без службы — и счастье — возможность семейной жизни.

Пушкин из Болдина писал с шутливой иронией Плетневу: «Что делает Дельвиг, видишь ли ты его. Скажи ему, пожалуйста, чтоб он мне припас денег; деньгами нечего шутить; деньги вещь важная — спроси у Канкрина (министр финансов. — Ю. Л.) и Булгарина» (XIV, 112). Работать было необходимо, работать очень хотелось, но обстоятельства складывались так, что, по всей видимости, работа не должна была удасться.

Пушкин приехал в Болдино в подавленном настроении. Не случайно первыми стихотворениями этой осени были одно из самых тревожных и напряженных стихотворений Пушкина «Бесы» и отдающая глубокой усталостью, в которой даже надежда на будущее счастье окрашена в меланхолические тона, «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»).

Однако настроение скоро изменилось; все складывалось к лучшему: пришло «прелестное» письмо от невесты, которое «вполне успокоило»: Наталья Николаевна соглашалась идти замуж и без приданого (письмо, видимо, было нежным — оно до нас не дошло), канцелярская канитель была полностью передоверена писарю Петру Кирееву, но покинуть Болдино оказалось невозможным: «Около меня Колера Морбус («холера смертельная» — медицинское наименование холеры. — Ю.Л.). Знаешь ли, что это за зверь? того и гляди, что забежит он и в Болдино, да всех нас перекусает» (в письме невесте он называл холеру более нежно, в соответствии с общим тоном письма: «Премиленькая особа», XIV, 111 и 112).

Однако холера мало тревожила Пушкина — напротив, она сулила длительное пребывание в деревне. 9 сентября он осторожно пишет невесте, что задержится дней на двадцать, но в тот же день Плетневу, — что приедет в Москву «не прежде месяца».

И с каждым днем, поскольку эпидемия вокруг усиливается, срок отъезда все более отодвигается, следовательно, увеличивается время для поэтического труда.

Он твердо верит, что Гончаровы не остались в холерной Москве и находятся в безопасности в деревне, — причин для беспокойства нет, торопиться ехать незачем. Только что оглядевшись в Болдине, 9 сентября он пишет Плетневу:

«Ты не можешь вообразить, как весело удрать от невесты, да и засесть стихи писать. Жена не то, что невеста. Куда! Жена свой брат. При ней пиши сколько хошь. А невеста пуще цензора Щеглова, язык и руки связывает Ах, мой милый! что за прелесть здешняя деревня! вообрази: степь да степь; соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно,[сиди<\p>

Источник: http://www.nizrp.narod.ru/180letbo_bovgit.htm

Болдино

Село Болдино (ныне – Большое Болдино) Нижегородской области получило широкую известность благодаря пребыванию здесь и плодотворному творчеству великого поэта.

Болдинское имение принадлежало роду Пушкиных нескольких веков, вплоть до 1911 года, затем было выкуплено государством.

В свои приезды в Болдино, останавливаясь в усадьбе отца, А.С. Пушкин много и вдохновенно писал. Творческому подьему способствовала красота здешней природы, удаленность от мирской суеты и размеренный образ жизни русской глубинки.

В сентябре 1830 году Пушкин прибыл в Болдино для вступления во владение близрасположенной  деревней Кистенево, выделенной ему отцом по случаю предстоящей женитьбы поэта на Наталье Гончаровой.

По воле случая, из-за эпидемии холеры и карантина, визит Александра Сергеевича затянулся на три месяца.  Этот период , известный как «Болдинская осень», стал одним из самых значимых в творчестве поэта.

В это время были написаны:

  • около тридцати стихотворений, в том числе: «Бесы», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Труд», «Ответ анониму», «Моя родословная», «Два чувства дивно близки нам…», «Рифма», «Прощание», «Заклинание», «На перевод Илиады», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы»;
  • «Повести Белкина» («Барышня-крестьянка», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Выстрел», «Метель»);
  • поэма «Домик в Коломне»;
  • пьесы «Каменный гость», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы», «Скупой рыцарь»;
  • две заключительные главы «Евгения Онегина»;
  • «Сказка о попе и о работнике его Балде».

В Болдино Пушкин провел не одну осень. В свой приезд сюда в октябре 1833 г. Александром Сергеевичем были созданы:  

Осенью 1834 года в Болдино Пушкиным была написана «Сказка о золотом петушке».

В настоящее время историческая часть села Большое Болдино является памятником культуры, организован Государственный литературно-мемориальный и природный музей-заповедник  А.С.Пушкина «Болдино».

Здесь сохранился подлинный барский дом, где останавливался Пушкин, усадебный парк ХIХ века. Воссозданы надворные постройки, церковь Успения ХVIII века, действуют исторические и литературные экспозиции и выставки. Ежегодно проводятся пушкинские «Болдинские чтения», «Бал Пушкинской эпохи» и другие культурные и развлекательные мероприятия.

Болдино на карте

Добраться до Большого Болдина можно от автовокзала г. Нижнего Новгорода (пл. Лядова) рейсовыми автобусами.

Источник: http://AlexanderPushkin.ru/boldino.html

Болдинская осень пора творческих открытий Пушкина

Порой поэтического вдохновения для Пушкина была осень. Накануне женитьбы, 3 сентября 1830 г., Александр Сергеевич приезжает в отцовское имение Болдино, чтобы уладить дела с получением наследства. Эпидемия холеры на три месяца изолирует его в сельском уединении. Таким образом, обстоятельства способствуют вдохновенному творческому труду.

Одна за другой создаются «маленькие трагедии»: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы». Драматические произведения демонстрируют, насколько велик гений Пушкина, наделенный даром «вселенской отзывчивости» и реалистического проникновения в глубины человеческого духа.

В кульминационных ситуациях — попытки выманить деньги у скупого, готовящемся отравлении Моцарта другом Сальери, встрече Дон Гуана с ожившей статуей Командора, противостоянии смертоносной чуме — вскрываются скрытые психологические механизмы страстей, предельные возможности человека, сложность и противоречивость его натуры.

В «Маленьких трагедиях» в одном судьбоносном эпизоде заложено множество трудно разрешимых общечеловеческих проблем: воплощении в одном человеке рыцарства и скупости, совмещение зависти, таланта и злодейства, противоборство жизни и смерти. Их толкование не исчерпывается авторской концепцией.

Благодаря мастерству драматурга в полемику вовлекается и читатель.

В трагедии «Моцарт и Сальери»звучит как истина: «Гениальность и злодеяние – две несовместные вещи», что дает ключ к пониманию избранничества гения Моцарта и сущности природы музыканта-труженика Сальери.

Конфликт гения и композитора, склонного «алгеброй проверять гармонию», распространяется до постановки вселенской проблемы справедливого устройства мира: «Говорят, что правды нет на земле, / Но нет и правды выше». Есть правда Сальери, который «…Напряженным и цельным постоянством / …в безграничном искусстве / Высокой степени достиг» и желает этим оправдать зло.

И есть очевидный пример создания без ремесленнического напряжения гениальных творений Моцартом. Пушкин маленькими трагедиями выводит русскую литературу на уровень философских исканий мировой литературы. Касаясь сокрытых бездн души, приоткрывая тайны времени – «маленькие трагедии» подготавливают появление гения Ф. М. Достоевского.

Читайте также:  Анализ стихотворения а.с. пушкина "зимняя дорога"

Болдинская осень — период интенсивных поисков и открытия новых путей в развитии реалистической литературы. На широкую дорогу реалистической прозы вступает Пушкин циклом «Повести Белкина». «Поэт действительности» ищет пути обновления стиля, структуры русской прозы.

Это одно из объяснений того, почему повествование в цикле, куда входят «Гробовщик», «Барышня-крестьянка», «Метель», «Выстрел», «Станционный смотритель», доверено вымышленному повествователю Ивану Петровичу Белкину, говорящему на языке, близком народному. Да и рассказывает Белкин истории, которые «слышаны им от разных особ».

Реалистический подход раскрывает новые возможности в изображении образа «маленького человека». Самсон Вырин не только заслуживает сострадания как станционный смотритель, несущий трудную службу, и как отец, покинутый дочерью, но и порицается за сословную ограниченность, за неверие и потерю надежды на счастье и на возвращение блудной дочери.

Удивительным образом у Пушкина получают счастливую развязку самые, казалось бы, безвыходные истории. Страшная истории с мертвецами оказывается сном гробовщика Прохорова, странное замужество Марьи Гавриловны — сбывшейся судьбой. Дуня Вырина, сбежавшая с гусаром Минским, не только не брошена им, но и превращается в богатую барыню.

Может быть, права Анна Ахматова: в «Повестях Белкина» отразились личные проблемы Пушкина, поясняющего самому себе, что «нет безвыходных положений, пусть будет счастье».

Болдинская осень оказалась чрезвычайно плодотворной для Пушкина. Среди грандиозных успехов, любимых детищ — завершенный роман в стихах «Евгений Онегин».

Источник: https://www.lang-lit.ru/2015/11/boldino-osen-pora-tvorcheskikh-otkrytiy-pushkina.html

Александр Сергеевич Пушкин – Биография — Болдинская осень 1830 г

В Болдино Пушкин очень плодотворно работал. Он написал около четырехсот стихов, 8-ю, 9-ю и 10-ю главы «Евгения Онегина» (но последняя сгорела). Также он пишет в Болдино около 30 мелких стихотворений, 5 повестей прозою, несколько драматических сцен.

Работа в Болдино замыкает целый период творчества Пушкина. Пушкин пишет прозу, пишет много критических и публицистических статей. Основная работа в Болдино заключалась в «Маленьких трагедиях», связанных с драматургическими опытами Пушкина.

Пребывание в Болдино имело еще один результат, важный для дальнейшей биографии Пушкина.

Здесь он убедился в запущенности имения. Он увидел, что будущее его не связано с поместьем. Стать помещиком ему не удалось бы, да он и не чувствовал к этому призвания. Болдино не могло давать дохода. Будущее Пушкина заключалось в том, что он был «грамотеем и стихотворцем». Само Болдино было для него местом творчества, а не помещичьих забот.

Здесь, в Болдине, он исчерпал все литературные замыслы прошлого и, выезжая отсюда, был готов начать новую жизнь как в личном, так и в литературном отношении. По возвращении из Болдина Пушкин заложил имение и женился.

Свадьба состоялась 18 февраля 1831 года в Москве, но впоследствии Пушкины жили в Петербурге.

В период между Москвой и непосредственно Петербургом они жили в Царском Селе, где Пушкин с помощью Жуковского мог наладить личные отношения с правительством.

А Николай I пожелал видеть жену Пушкина в качестве украшения его придворных балов. Тогда же, в 1831 году, Пушкин поднимал вопрос о разрешении издавать политический орган.

Разрешение было дано только в июле 1832 года, но Пушкин им не воспользовался. Летом 1831 года Пушкин задумывает «Дубровского» и «Историю Пугачева». Собирая материал для «Истории Пугачева», посетив места сражения, Пушкин в октябре возвратился в Болдино и провел там остаток осени. Это была вторая болдинская осень.

Там он закончил «Историю Пугачева», написал «Медного всадника», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о мертвой царевне» и много стихотворений. К этому же времени относится работа над «Пиковой дамой». В личной жизни Пушкина произошли новые изменения.

В конце декабря 1833 года Пушкин был пожалован Николаем I в камер-юнкеры при дворе, что Пушкин воспринял как оскорбление. Его отрицательное восприятие этой должности привело еще к одному конфликту с Николаем I, которому было угодно, чтобы жена Пушкина танцевала в Аничкове.

В это время у Пушкина были материальные затруднения, должность при дворе не давала спокойно работать, а переиздание его произведений не приносило больших доходов.

К тому же, в мае 1832 года у Пушкиных родилась дочь Мария, а в июле 1833 года — сын Александр, позднее, в 1835 году родится сын Григорий и в 1836 году — дочь Наталья. В Петербурге жили Пушкины и две сестры жены.

Для того чтобы содержать такую большую семью и давать ей возможность вести широкую светскую жизнь, Пушкин прибегает к займу и закладывает драгоценности. Долг у него составлял 60 тыс.

рублей, и ему пришлось прибегнуть к помощи государства, в результате чего он оказался окончательно привязан ко двору. В марте 1836 года умерла мать Пушкина, оставив в наследство Михайловское, дележ которого тянулся до смерти Пушкина. В 1835 году появился повод к дуэли, когда молодой офицер Дантес начал ухаживать за Натальей Николаевной, чему она не противилась.

По двору ходили мерзкие сплетни, и Пушкину было прислано анонимное письмо, где указывалось косвенно на измену его жены с Николаем I. Пушкин заподозрил в авторе этого письма Геккерна (приемного отца Дантеса) и вызвал Дантеса на дуэль. Но вмешательство Жуковского предотвратило дуэль.

По настоянию Пушкина Дантес женился на одной из сестер Натальи Николаевны Гончаровой. Но и после брака Дантес продолжал ухаживать за женой поэта. Вскоре Пушкин узнал о свидании Натальи Николаевны с Дантесом, состоявшимся в доме Идалии Полетики, лично ненавидевшей Пушкина.

На этот раз Пушкин послал вызов самому Геккерну, но вместо него вызов принял Дантес.

Дуэль состоялась 27 января 1937 года на Черной речке у Комендантской дачи. Там Пушкин был смертельно ранен.

В 2 часа 29 января (по новому стилю 10 февраля) 1937 года он умер. 5 февраля Пушкин был перевезен в село Михайловское и погребен у Святогорского монастыря.

Источник: http://www.nitpa.org/aleksandr-sergeevich-pushkin-biografiya-boldinskaya-osen-1830-g/

Болдинская осень в жизни А.С.Пушкина

Пушкин чувствует необходимость житейских перемен. В 1830 году повторное его сватовство к Наталье Николаевне Гончаровой было принято, и осенью он отправляется в нижегородское имение своего отца Болдино для вступления во владение близлежащей деревней Кистенево, подаренной отцом к свадьбе.

Холерные карантины задержали поэта на три месяца, и этой поре было суждено стать знаменитой Болдинской осенью, наивысшей точкой пушкинского творчества, когда из-под его пера вылилась целая библиотека произведений: «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» («Повести Белкина»), «Опыт драматических изучений» («Маленькие трагедии»), последние главы «Евгения Онегина», «Домик в Коломне», «История села Горюхина» («История села Горюхина» представляет собой одну из рукописей, оставшихся от вымышленного Пушкиным автора — Ивана Петровича Белкина, владельца села Горюхина, прожившего в нём почти всю жизнь (с перерывом на воинскую службу). В ранней версии биографии Белкина, написанной ещё в 1829 году, И. П. Белкин явно упоминается как автор двух различных рукописей — цикла повестей («Повести Белкина») и истории собственной вотчины), «Сказка о попе и о работнике его Балде», несколько набросков критических статей и около 30 стихотворений.

Среди болдинских произведений, словно нарочито непохожих одно на другое по жанру и тональности, особенно контрастируют друг с другом два цикла: прозаический и драматический. Это два полюса его творчества, к которым тяготеют остальные произведения, написанные в три осенних месяца 1830.

Маленькие трагедии связаны с драматургическим опытом Пушкина: «Пир во время чумы», «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Дон Гуан». Сюжетно-тематической основой этих произведений послужили впечатления и переживания Пушкина, его раздумья о современной жизни, приобретавшие идейно-нравственный и философский характер.

В маленьких трагедиях действующими лицами являются отдельные люди – люди больших страстей, огромной воли, выдающегося ума. Главная цель драматических сцен не подробное изображение персонажей, а художественно-концентрированное воплощение проблем и идей. Поэтому и характеры изображены лаконично и в предельно сжатой форме.

В «маленьких трагедиях» Пушкин в острых конфликтах раскрыл влияние кризисных моментов истории на человеческие характеры.

Тема застывания, затормаживания, окаменения или превращения человека в бездушную вещь, страшную своим движением еще больше, чем неподвижностью, соседствует у него с оживанием, одухотворением, победой страсти и жизни над неподвижностью и смертью.

 1)«Пир во время чумы» (В городе царит эпидемия чумы. Несколько человек накрывают стол на улице и начинают пировать и петь унылые песни. Во время пира к ним подходит священник и упрекает их в кощунстве и безбожности. Он заклинает их прекратить пир и разойтись по домам, однако Вальсингам (руководитель пира) возражает ему, что у них мрачные дома, а юность любит радость.)

2) «Скупой рыцарь» (В «Скупом рыцаре» показывается развращающая, обесчеловечивающая, опустошающая власть золота. Пушкин первым в русской литературе заметил страшную власть денег.

Итогом в пьесе являются слова герцога: «…Ужасный век— Ужасные сердца …» С изумительной глубиной автор раскрывает психологию скупости, но самое важное — истоки, питающие её.

Тип скупого рыцаря раскрывается как порождение определенной исторической эпохи. Отец чахнет над золотом, но сыну не даёт.)

3) «Моцарт и Сальери» (Конфликт между гением и злодеем. Чувство зависти, гложащее Сальери, служит лишь импульсом для убийства Моцарта.

В то же время он руководствуется совершенно другими понятиями и представлениями, в первую очередь, искренней и непреложной верой в собственное избранничество, присущее «гордому Сальери», как он себя воспринимает.

По мнению Сальери, он обязан «остановить его» (Моцарта) ради спасения высшей справедливости, ради избавления человечества от слишком райских песен, которые оно, состоящее из «чад праха», неспособно воспринимать. Сальери отравляет Моцарта.

Истина, изречённая Моцартом «Гений и злодейство — две вещи несовместные», манифестирующая центральную идею текста, так и оказывается непонятой Сальери, ослеплённым верой в своё высшее предопределение, в свою роль восстановителя великой справедливости.)

4) «Дон-Жуан, или Каменный гость» – о любви.

Соединение тишины и досуга, необходимых для раздумий, и тревожного и веселого напряжения, рождаемого чувством приближения грозных событий, выплеснулось неслыханным даже для Пушкина, даже для его «осенних досугов», когда ему бывало «любо писать», творческим подъемом. В Болдинскую осень пушкинский талант достиг полного расцвета. По количеству, разнообразию и качеству созданных в этот кратчайший срок произведений этот период – беспримерный случай во всей мировой литературе.

В Болдине было закончено значительнейшее произведение Пушкина, над которым он работал семь с лишним лет, — «Евгений Онегин». В нем Пушкин достиг еще неслыханной в русской литературе зрелости художественного реализма.

Достоевской назвал «Евгения Онегина» поэмой «осязательно реальной, в которой воплощена настоящая русская жизнь с такою творческою силой и с такою законченностью, какой и не бывало до Пушкина, да и после его, пожалуй». Типичность характеров сочетается в романе с исключительной многогранностью их обрисовки.

Благодаря гибкой манере повествования, принципиальному отказу от односторонней точки зрения на описываемые события, Пушкин преодолел разделение героев на «положительных» и «отрицательных». Роман написан особой «онегинской строфой». Каждая такая строфа состоит из 14 строк четырехстопного ямба.

Первые четыре строчки рифмуются перекрёстно, строки с пятой по восьмую — попарно, строки с девятой по двенадцатую связаны кольцевой рифмой. Оставшиеся 2 строчки строфы рифмуются между собой. « „Онегина“ можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».

В романе, как и в энциклопедии, можно узнать всё об эпохе: о том, как одевались, и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чём они разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская жизнь.

Кратко, но довольно ясно, автор показал крепостную деревню, барскую Москву, светский Санкт-Петербург. Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа — Татьяна Ларина и Евгений Онегин. Автор воспроизвёл атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина.

Если «Евгений Онегин» подводил черту под определенным этапом поэтической эволюции Пушкина, то «маленькие трагедии» и «Повести Белкина» знаменовали начало нового этапа. «Повести Белкина» были первыми законченными произведениями Пушкина-прозаика.

«Гробовщик» — 9 сентября;

«Станционный смотритель» — 14 сентября;

«Барышня-крестьянка» — 20 сентября; (Главные герои: помещик Иван Петрович Берестов, его сын Алексей, сосед помещик, «настоящий русский барин» Григорий Иванович Муромский, его дочь Лиза).

«Выстрел» — 14 октября; (история об отставном гусаре Сильвио, и его шестилетнем ожидании мести.)

«Метель» — 20 октября. (Главные герои — Марья Гавриловна, решившаяся бежать с армейским прапорщиком Владимиром Николаевичем, и гусарский полковник Бурмин, с которым героиня по ошибке обвенчалась.)

Отображены военно-офицерские нравы («Выстрел»), мелкий чиновничий и аристократический быт («Станционный смотритель»), поместно-усадебный уклад («Барышня-крестьянка», «Метель»), мещанско-ремесленный обиход («Гробовщик»).

Основная проблематика – маленький бедный человек и его положение в обществе («Станционный смотритель»), социальные противоречия и нравственные достоинства («Выстрел»), человеческое счастье («Барышня-крестьянка», «Метель»). От имени выдуманного лица Белкина.

Вводя условный образ повествователя Ивана Петровича Белкина и целую систему перекрестных рассказчиков, Пушкин проложил дорогу Гоголю и последующему развитию русской прозы.

Из лирических произведений болдинской осенью 1830 г. было написано около тридцати  стихотворений, среди которых такие величайшие создания, как «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), любовные стихотворения — «Прощание», «Заклинание» и в особенности «Для берегов отчизны дальной…

», такие, как «Герой», «Бесы», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы». Поражает широчайший тематический диапазон лирики болдинского периода: от проникновенного любовного стихотворения («Для берегов отчизны дальной…

») до бичующего социального памфлета («Моя родословная»), от философского диалога на большую этическую тему («Герой») до антологической миниатюры («Царскосельская статуя», «Труд» и др.), до веселой шутки («Глухой глухого звал…»), до меткой и злой эпиграммы.

Этому соответствует и исключительное разнообразие жанров и стихотворных форм: элегия, романс, песня, сатирический фельетон, монолог, диалог и т. д.

После многократных неудачных попыток Пушкину удалось, наконец, 5 декабря вернуться в Москву к невесте. Дорожные впечатления его были невеселыми. 9 декабря он писал Хитрово: «Народ подавлен и раздражен, 1830-й год — печальный год для нас!».


Источник: https://students-library.com/library/read/46374-boldinskaa-osen-v-zizni-aspuskina

Болдинская осень 1830 г

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Болдинская осень 1830 г.

Выехав из Москвы 31 августа, Пушкин 3 сентября приехал в село Болдино Нижегородской губернии. Он рассчитывал за месяц управиться с делами по введению во владение выделенной отцом деревней, заложить ее и вернуться в Москву, чтобы справить свадьбу.

Ему было немного досадно, что за этими хлопотами пропадет осень — лучшее для него рабочее время: «Осень подходит. Это любимое мое время — здоровье мое обыкновенно крепнет — пора моих литературных трудов настает — а я должен хлопотать о приданом да о свадьбе, которую сыграем Бог весть когда. Всё это не очень утешно.

Еду в деревню, Бог весть, буду ли там иметь время заниматься и душевное спокойствие, без которого ничего не произведешь…

Осенью он чувствовал прилив бодрости. Дождь и слякоть его не пугали: они не мешали прогулкам верхом — единственному развлечению в это рабочее время.

Читайте также:  Краткое содержание романа "евгений онегин" пушкина

Пушкин приехал в Болдино в подавленном настроении. Не случайно первыми стихотворениями этой осени были одно из самых тревожных и напряженных стихотворений Пушкина «Бесы» и отдающая глубокой усталостью, в которой даже надежда на будущее счастье окрашена в меланхолические тона, «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»).

Однако настроение скоро изменилось; все складывалось к лучшему: пришло «прелестное» письмо от невесты, которое «вполне успокоило»: Наталья Николаевна соглашалась идти замуж и без приданого, но покинуть Болдино оказалось невозможным. Началась эпидемия холеры. Однако холера мало тревожила Пушкина — напротив, она сулила длительное пребывание в деревне.

9 сентября он осторожно пишет невесте, что задержится дней на двадцать, но в тот же день Плетневу, — что приедет в Москву «не прежде месяца». И с каждым днем, поскольку эпидемия вокруг усиливается, срок отъезда все более отодвигается, следовательно, увеличивается время для поэтического труда.

Он твердо верит, что Гончаровы не остались в холерной Москве и находятся в безопасности в деревне, — причин для беспокойства нет, торопиться ехать незачем.

Только что, оглядевшись в Болдине, 9 сентября он пишет Плетневу: «Ах, мой милый! что за прелесть здешняя деревня! вообрази: степь да степь; соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно, пиши дома сколько вздумается, никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы и стихов».

Пушкин любил опасность и риск. Присутствие их его волновало и будило творческие силы. Близость холеры была сродни близости войны.

После подавления европейских революций 1820-х гг. и разгрома декабрьского восстания в Петербурге над Европой нависла неподвижная свинцовая туча реакции. История, казалось, остановилась. Летом 1830 г. эта тишина сменилась лихорадочными событиями. К 29 июля революция в столице Франции победила, король бежал.

Между тем революционные потрясения волнами стали распространяться от парижского эпицентра: 25 августа началась революция в Бельгии, 24 сентября в Брюсселе было сформировано революционное правительство, провозгласившее отделение Бельгии от Голландии; в сентябре начались беспорядки в Дрездене, распространившиеся позже на Дармштадт, Швейцарию, Италию. Наконец, за несколько дней до отъезда Пушкина из Болдина началось восстание в Варшаве. Порядок Европы, установленный Венским конгрессом, трещал и распадался. Беспокойный ветер дул и по России.

Не случайно именно в холерный 1830 г. тема крестьянского бунта впервые появилась в пушкинских рукописях и в стихотворениях шестнадцатилетнего Лермонтова.

Соединение тишины и досуга, необходимых для раздумий, и тревожного и веселого напряжения, рождаемого чувством приближения грозных событий, выплеснулось неслыханным даже для Пушкина, даже для его «осенних досугов», когда ему бывало «любо писать», творческим подъемом. В сентябре были написаны «Гробовщик» и «Барышня-крестьянка», завершен «Евгений Онегин», написана «Сказка о попе и работнике его Балде» и ряд стихотворений.

В октябре — «Метель», «Выстрел», «Станционный смотритель», «Домик в Коломне», две «маленькие трагедии» — «Скупой рыцарь» и «Моцарт и Сальери», писалась и была сожжена десятая глава «Евгения Онегина», создано много стихотворений, среди них такие, как «Моя родословная», «Румяный критик мой…», «Заклинание», ряд литературно-критических набросков. В ноябре — «Каменный гость» и «Пир во время чумы», «История села Горюхина», критические статьи. В Болдинскую осень пушкинский талант достиг полного расцвета.

Разнообразие и богатство материалов объединялись стремлением к строгой правде взгляда, к пониманию всего окружающего мира. Понять же — для Пушкина означало постигнуть скрытый в событиях их внутренний смысл. Не случайно в написанных в Болдине «Стихах, сочиненных ночью во время бессонницы» Пушкин обратился к жизни со словами:

Я понять тебя хочу,

Смысла я в тебе ищу.

Смысл событий раскрывает история. В Болдине было закончено значительнейшее произведение Пушкина, над которым он работал семь с лишним лет, — «Евгений Онегин». В нем Пушкин достиг еще неслыханной в русской литературе зрелости художественного реализма.

Типичность характеров сочетается в романе с исключительной многогранностью их обрисовки.

Благодаря гибкой манере повествования, принципиальному отказу от односторонней точки зрения на описываемые события, Пушкин преодолел разделение героев на «положительных» и «отрицательных».

Если «Евгений Онегин» подводил черту под определенным этапом поэтической эволюции Пушкина, то «маленькие трагедии» и «Повести Белкина» знаменовали начало нового этапа. В «маленьких трагедиях» Пушкин в острых конфликтах раскрыл влияние кризисных моментов истории на человеческие характеры.

«Повести Белкина» были первыми законченными произведениями Пушкина-прозаика. Вводя условный образ повествователя Ивана Петровича Белкина и целую систему перекрестных рассказчиков, Пушкин проложил дорогу Гоголю и последующему развитию русской прозы.

Для осмысления новых вопросов Пушкину оказались удобными давно задуманные сюжеты «маленьких трагедий», неслучайно из них были реализованы те, в которых человек со всеми со всеми своими страстями противостоит таинственной и может быть бессмысленной стихии бытия (человек перед стихией смерти в «Пире во время чумы»; жадность человека и неумолимая стихия времени в «Скупом рыцаре»; слабость человека перед стихией любви в «Каменном госте»).

«Скупой рыцарь».

О значении денег, богатства в жизни человека Пушкин как никогда много размышлял именно в Болдино, куда он приехал из-за денег. Видимо, эти размышления Пушкина дали творческий импульс к созданию трагедии «Скупой рыцарь». В самом названии, построенном как оксюморон (сочетание противоположных по смыслу слов), содержится главная тема первой «маленькой трагедии».

Трагедия в трёх сценах. Первая — рыцарь Альбер, бедный, нуждается в деньгах для ремонта доспехов; презирая деньги и ростовщиков, он вынужден просить у ростовщика-еврея продлить долг и дать еще взаймы денег. Кульминация действия этой сцены — предложение ростовщика Альберу отравить отца, богатого старого барона.

Альбер гневается, то разным мелочам его поведения (быстрой отходчивости) можно судить, что он действительно желает смерти отца. Вторая сцена целиком посвящена антиподу Альбера — его отцу Барону. Вся сцена представляет собой монолог барона над золотом в подвале. Пушкин показал бездонную сложность скупости как романтической страсти. Третья сцена — у герцога. Антиподы встречаются.

Отец из скупости говорит герцогу, что сын его пытался обокрасть и желал его смерти. Он лжет, но — парадоксально — он точно угадал, о чём мечтает Альбер. Альбер заявляет отцу, что тот его оклеветал, это и правда и неправда одновременно. Разобраться в этом сплетении скупости, зависти, лжи и правды невозможно.

В этом, вероятно, и была цель Пушкина — показать неисчерпаемую противоречивость каждого жизненного факта. Никого из героев невозможно определить однозначно.

«Моцарт и Сальери»

В основу трагедии «Моцарт и Сальери» легла рассказанная в газетах в 1826 г. легенда о том, что известный венский композитор Антонио Сальери перед смертью будто бы признался в страшном преступленье: отравлении Моцарта. Пушкин считал Сальери способным на убийство из зависти. Замысел этой трагедии был связан именно с завистью, как одной из человеческих страстей.

Трагедия называется именами двух героев, тем самым они как бы приравнены друг к другу, они оба — главные герои. Моцарт — это небесная правда, дивная «райская песнь». Сальери — земная правда, трудное познание музыки алгеброй, сознание смертного человека, «которое соединяет труд и славу как причину и следствие».

Небесное начало стремится к земному воплощению, земное мечтает о высшем, небесном. «Небо и земля, жизнь и смерть, сознание и непосредственная творческая сила, гений и злодейство – вот темы, которые волновали Пушкина во время создания этой трагедии. Гений должен нарушать нормы, поэтому он всегда нарушитель.

Искусство никогда не бывает умильно спокойным, оно всегда борение страстей. В этой трагедии Пушкин рассмотрел это в крайних, чрезмерных воплощениях.

«Каменный гость»

Интерес Пушкина к теме любви и смерти, которой посвящена трагедия «Каменный гость», в это время заметно обостряется. В каждой трагедии Пушкин сталкивает не персонажей как таковых, а рыцарство, благородство с торгашеством, со скупостью, гений со злодейством. Подобное столкновение лежит и в основе «Каменного гостя», теперь это две другие крайности бытия — любовь и смерть.

Пушкин до предела обостряет столкновение: о любовных искушениях персонажи говорят на кладбище, монаху задается вопрос о красоте женщины, вдова выслушивает любовные признания монаха (она не знала тогда, что это переодетый дон Гуан), любовники целуются над телом убитого ими человека, явление статуи умершего мужа к вдове и её любовнику.

Предельный драматизм укрупняет тему, и она приобретает философский характер.

«Пир во время чумы».

Последняя из цикла «маленьких трагедий» не разделена на сцены. Несколько мужчин и женщин пируют на улице за накрытым столом (молодой человек, председатель, Мери и Луиза) (40). Молодой человек предлагает тост за их общего недавно умершего знакомого, он умер первым. Председатель Вальсингам поддерживает тост.

Затем председатель просит спеть шотландку Мери унылую песню, она поёт о об опустевших церквях, о пустых школах, о стонах больных. Луиза вдруг высказывает свою неприязнь к шотландке и к её песням. Спор однако не успел возникнуть, так как все услышали стук колес телеги, везущей груду мертвых тел. Луиза потеряла сознание.

Очнувшись, она сказала, что ей привиделся ужасный демон. Вновь молодой человек обращается к председателю с просьбой спеть песню. Вальсингам говорит, что он сочинил гимн в честь чумы! И поет его. Входит старый священник и упрекает пирующих за это «безбожное» веселие, призывает их и прежде всего Вальсингама идти домой.

Вальсингам не соглашается со священником, объясняя свое поведение примерно так: он ясно осознал бессилие человека перед мертвой пустотой и никто, даже священник, не способен его спасти. Священник укоряет Вальсингама напоминанием об умерших матери и жене, но Вальсингам всё-таки остается на пиру.

Священник уходит, пир продолжается, председатель пребывает в глубокой задумчивости.

Есть два способа противостояния человека самым тяжелым жизненным испытаниям — самоотверженная любовь и гордое упоение поединком с роком. Первый вариант звучит в песне Мери — она призывает своего возлюбленного после смерти к ней не прикасаться, чтобы не заразиться, то есть он его любит и после своей смерти.

В гимне Вальсингама представлен другой вариант поведения:

Есть упоение в бою,

И бездны мрачной на краю…

Священник, конечно, не смог увести Вальсингама с собой с безбожного пира, у него действительно нет аргументов. Но зато священник «поворотил на мысль» Вальсингама — он заставил его вспомнить мать, жену, вспомнить прошлое. Время жизни, которое было уже остановилось и превратилось в мгновение, вновь обрело глубину — прошлое. Председатель отвлекся от чумы, он в глубокой задумчивости, он живет.

«Повести Белкина»

Среди болдинских произведений, словно нарочито непохожих одно на другое по жанру и тональности, особенно контрастируют друг с другом два цикла: прозаический и драматический. Это два полюса его творчества, к которым тяготеют остальные произведения, написанные в три осенних месяца 1830.

«Повести Белкина» явились первым из дошедших до нас завершённым произведением пушкинской прозы, опыты к созданию которой предпринимались им неоднократно. В 1821 году он сформулировал основной закон своего прозаического повествования: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы.

Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат».

Эти повести — также своеобразные мемуары обыкновенного человека, который, не находя ничего значительного в своей жизни, наполняет свои записки пересказом услышанных историй, поразивших его воображение своей необычностью.

«Гробовщик» (9 сентября), «Станционный смотритель» (14 сентября), «Барышня-крестьянка» (20 сентября), а через некоторое время «Выстрел» (14 октября) и «Метель» (20 октября). В чистовом варианте повести расположены иначе: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка».

В «Повестях Белкина» Пушкин начинает писать «смиренной прозой» о простых людях реальной России, их надеждах, любви, страданиях, разочарованиях, повседневных трагедиях, комических приключениях. Автором повестей назван смиренный Белкин.

Когда автора повестей спросили, кто же этот Белкин, Пушкин ответил: «Кто бы он там ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно».

Изображение современного быта принадлежит к числу тех проблем, которые, быть может, в наибольшей степени волновали Пушкина-прозаика на протяжении последнего десятилетия его жизни.

В этих повестях Пушкин словно сравнивает жизнь Европы (ее он представил в «Маленьких трагедиях») и жизнь России. В повестях немало зла, как и в трагедиях: Сильвио готов убить человека только лишь за то, что тот счастливее и удачливее его, герои “Метели” становятся жертвою собственной безответственности, Самсон Вырин убит счастьем своей дочери.

Но это зло не имеет такого неизбежного характера, как в “Маленьких трагедиях”, где всё доведено до логического конца, до смерти персонажа. В “Повестях Белкина” выручает случай, меняющий полностью судьбы героев. Непредсказуемость открывает дверь надежде. Отсюда “Повести Белкина” производят более светлое впечатление, чем “Маленькие трагедии”.

В «Барышня-крестьянка» целый ряд мотивов объединяет произведение Пушкина с «Ромео и Джульеттой»: вражда двух семей; запретная любовь юноши и девушки из этих семей; тайные встречи влюбленных; последующее примирение семей. Финал — благополучный вместо трагического.

«Гробовщик»

Адриан Прохоров, гробовщик, переехал в новый дом. Его сосед Готлиб Шульц, сапожник, приглашает его к себе в гости на серебряную свадьбу. На свадьбе много пили и произносили тосты, в том числе «За здоровье тех, на кого мы работаем». А ты кого к себе пригласишь? –слышится в этом тосте Андриану Прохорову? Это обидело гробовщика.

Придя домой, рассерженный гробовщик приглашает на пир к себе своих клиентов-мертвецов. На следующий день он занимался работой (умерла купчиха Трюхина) и пришел домой уже в темноте. Войдя к себе, он увидел комнату, наполненную мертвецами, пришедшими на званый пир. Они начинают на него наступать, грозя за обманы, которые он допускал.

Гробовщик в ужасе… просыпается. Оказывается все это был сон (может быть из-за выпитого вчера), и купчиха Трюхина жива. Гробовщик повеселел. Видимо, главное, что происходит в повести — игра с читательскими ожиданиями. Читатель, естественно, ждет ужасов, мистики, морали, воспоминаний о Шекспире и Вальтер Скотте.

Но все оказалось всего лишь сном.

«Повести Белкина» подводят итог развитию Пушкина 1820-х годов и открывают в то же время его новый творческий период 1830-х годов.

Болдинская осень в сознании русского читателя превратилась в символ высшего этапа человеческого гения.

После многократных неудачных попыток Пушкину удалось наконец 5 декабря вернуться в Москву к невесте.

  1. Документ

    «Маленькие трагедии» — цикл пьес Пушкина, включающий четыре трагедии: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы».

  2. Документ

    1й ведущий. «Милый мой, расскажу тебе все, что у меня на душе: грустно, тоска, тоска. Свадьба моя отлагается день ото дня далее Осень подходит. Это любимое мое время — здоровье мое обыкновенно крепнет — пора моих литературных

  3. Документ

    Голос за сценой: 31 августа 1830 года Пушкин А.С. отправляется в Нижегородское имение своих родных Болдине, уже будучи женихом Натальи Николаевны. Перед свадьбой надо было привести в порядок некоторые хозяйственные дела.

  4. Лекция

    Жизнь с суетой литературных схваток отнимала силы и не оставляла времени для работы над творческими замыслами — а их накопилось много, они заполняли и голову, и черновые тетради поэта.

  5. Документ

    Из двух книг, составляющих это издание, одна уже не раз переиздавалась, другая появилась на свет недавно; одна складывалась на протяжении без малого четверти века, другая возникла за десять лет; одна писалась в советское время, другая

Читайте также:  Лицейские годы а.с. пушкина

Источник: https://refdb.ru/look/1329435.html

Болдинская осень в жизни А.С. Пушкина

Министерство Образования

Ростовской области

(Место учёбы)

РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ : «БОЛДИНСКАЯ ОСЕНЬ В ЖИЗНИ А.С. Пушкина»

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

(Ф. И. О.)

ИСПОЛНИТЕЛЬ:

(Ф. И. О.)

Г. Ростов-на-Дону

2004 год.

Детство Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 году в Москве. Отец его, Сергей Львович (1771 -1848), происходил из помещичьей, когда-то богатой семьи.

От имений предков (в Нижегородской губернии) до него дошло немного; но и дошедшее он проматывал, совершенно не интересуясь хозяйственными делами; служил он в Московском комиссариате, но службой не был озабочен.

Среди его знакомых было много писателей, а брат его Василий Львович приобрел известность как поэт.

В доме Пушкина интересовались литературой, а сам Сергей Львович был поклонником французских классиков и сам пописывал французские и русские стихи, которые, впрочем, были известны только знакомым и родственникам. Мать Пушкина, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, происходила от Ганнибала, петровского «арапа», изображенного в романе Пушкина.

Воспитание Пушкина было безалаберным. Сменявшиеся французы- гувернеры, случайные учителя не могли иметь глубокого влияния на ребенка, в значительной степени предоставленного самому себе.

Детство Пушкин провел в Москве, выезжая на лето в уезд Захарово, в подмосковное имение бабушки. Кроме Александра у Пушкиных были дети — старшая дочь Ольга и младший сын Лев. Родители не уделяли много внимания детям, да, по-видимому, Александр не был любимым ребенком в семье.

Его брат писал впоследствии о детских годах Александра: «До одиннадцатилетнего возраста он воспитывался в родительском доме.

Страсть к поэзии появилась в нем с первыми понятиями: на восьмом году возраста, умея уже читать и писать, он сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей. Вообще воспитание его мало заключало в себе русского.

Он слышал один французский язык; Гувернер был француз, впрочем, человек неглупый и образованный; библиотека его отца состояла из одних французских сочинений. Ребенок проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца пожирал книги одну за другою».

В 1810 году возник проект устройства привилегированного учебного заведения — лицея в Царском Селе, при дворце Александра I.

Творчество

Творчество Александра Сергеевича Пушкина находится на рубеже литературных эпох: классицизма и сентиментализма ХVIII века и романтизма и реализма XIXвека. Как личность и как художник поэт сформировался в переломный момент европейской истории и в период подъёма национально-патриотических настроений в России.

Эти факторы обусловили основное направление его творческого пути – утверждение национально-самобытных и народных начал и усвоение европейского культурно-исторического опыта. Творчество Пушкина принято делить на периоды, каждый из которых имеет свои особенности, закономерности развития, ключевые темы, идеи и язык.

Болдино

31 августа 1830 года А.С. Пушкин выехал из Москвы в сторону Нижнего Новгорода. Перед тем как сесть в кибитку он запечатал конверт с письмом к Петру Александровичу Плетневу, другу и родственнику, издателю и кассиру, где сообщал, что едет в село Болдино. Перед смертью отец выделил поэту небольшое имение в родовой вотчине.

Казалось бы, предстоящая женитьба должна была делать его безоглядно счастливым, но Пушкин не чувствовал себя таким. «Милый мой, — Писал он Плетневу в Петербург, — расскажу тебе все, что у меня на душе: грустно, тоска, тоска. Жизнь жениха тридцатилетнего, хуже тридцати лет жизни игрока… Осень подходит.

Это любимое мое время — здоровье мое обыкновенно крепнет — пора моих литературных трудов настает — а я должен хлопотать о приданном да о свадьбе, которую сыграем бог весть когда. Все это не очень утешно. Еду в деревню, бог весть, буду ли иметь там время заниматься и душевное спокойствие, без которого ничего не произведешь…».

Владимир, Муром, Лукоянов. Лошади резво взяли и вот оно, большое Болдино. Избы с двух сторон образовывали широкую улицу. Глаза они не радовали: серо и убого, хотя иная изба украшалась резными наличниками.

Кибитка свернула к усадьбе, слева был пруд, дальше, на зеленом лугу, — белокаменная церковь; Справа, за оградой и стволами лип, — блекло-рыжий дом с верандой.

Он никогда здесь не бывал, хотя предки его владели этими землями с XVI в. Господский дом был пуст. Он был низок, с нештукатуреными стенами. Мебель, стоявшая в комнатах, была сделана руками крепостных.

Дом был со времени смерти деда Пушкина, ибо наследники в нём не жили. Отец Сергей Львович, выделил старшему сыну по случаю женитьбы часть имения.

Это и заставило Пушкина ехать сюда, в отдалённый полустепной край, чтобы на месте разобраться со своими имущественными делами.

За ужином приказчик пояснил, что ввод во владения не простой: Земля, которую Сергей Львович давал сыну, составляла не отдельное имение, а часть деревни Кистенево.

Кроме того, после процедуры ввода, Пушкин собирался сразу же заложить имение, а это требовало его присутствия в уездном городе Сергач.

Деньги нужны же были позарез: он, жених, обязался доставить своей невесте приданное; без него Наталья Ивановна Гончарова не отдавала за него свою дочь.

Утром Пушкин занялся делами. С приказчиком поехали в Кистенево. В Кистенево жили умельцы, изготовлявшие сани и телеги, крестьянки ткали холсты и сукна. Эти товары славились на базарах Лукояновского и Сергачского уездов и на самой Макаревской ярмарке. Вечером Пушкин разобрал свои бумаги. Пушкин представил болдиского народного батюшку. Сами собой заиграли озорные строки:

С первого щелка

Прыгнул поп до по толка;

Со второго шелка

Лишился поп языка;

А с третьего щелка

Вышибло ум у старика;

Слово «балда», как, наверное, и «балбес», пришло в русскую речь из татарского языка. Но «балбес», скорее всего, происходила от татарского «бильмес», что означает невежду. А «балда» должно было идти от «болдак», это слово означало рукоятку сабли или сабельный эфес. Не даром в старину слово «балда» стояло еще «ближе» к Болдину: в семнадцатом веке писалось «болда».

Осмотревшись в Болдине, он через несколько дней писал Плетнёву: «Теперь мрачные мысли мои порассеялись; приехал в деревню и отдыхаю… Соседей ни души, езди верхом, сколько душе угодно, пиши дома, сколько вздумается…» После напряжения последних лет, литературных схваток, придирок Бенкендорфа, следившего за каждым его шагом, после московских переживаний и размолвок с будущей тёщей, требовавшей от него денег, «положения в обществе», он мог, наконец, вздохнуть свободно: скакал по окрестностям верхом, писал, читал дома в тишине. Он не собирался задерживаться здесь надолго – передоверил свои имущественные хлопоты писарю Петру Кирееву, подписал несколько бумаг – торопился в Москву. Но выехать из Болдина не удалось: надвигалась эпидемия холеры. Вокруг устанавливались карантины.

Сначала Пушкин не принял этого всерьёз и шутил в письмах к друзьям: «Знаешь, что это за зверь? Того и гляди, забежит в Болдино да всех нас перекусает». Потом до него дошли вести о бедствиях от эпидемии, о том, что холера косит людей вокруг. Он беспокоился о Москве, о невесте, друзьях. Пишет в Москву Погодину: «Пошлите мне слово живое, ради Бога.

Никто мне ничего не пишет… Не знаю, где и что моя невеста. Знаете ли вы, можете ли узнать?..» Пушкин предпринял попытку вырваться, но карантины не пропускали. Получив, наконец, письмо из Москвы от Натальи Николаевны, успокоился и смог работать без помех. И неожиданно для него самого «болдинское сидение» наполнилось небывалым творческим подъёмом.

Близость страшной болезни обострила его чувства. Пушкин всегда любил опасность. Так было и на Кавказе в 1829 г. Так было и теперь. Опасность удваивала силы, вселяла дерзость. Недаром он писал в «Пире во время чумы»:

Всё, всё, что гибелью грозит,

Для сердца смертного таит

Неизъяснимы наслажденья…

В мире не было спокойствия. Только что произошла революция во Франции, окончательно скинувшая с трона Бурбонов. Бельгия восстала и отделилась от Голландии.

Чуть позже, за несколько дней до отъезда Пушкина из Болдина, начнётся восстание в Варшаве. Обо всех этих событиях думал Пушкин в деревенской тишине.

Мысли эти тревожили воображение, заставляли сопоставлять, искать внутренний смысл происходящего. Ночью, во время бессонницы, Пушкин обратился со стихами к самой жизни:

Я понять тебя хочу,

Смысла я в тебе ищу.

У Пушкина память была цепкая, хотя документы и рукописи, относящиеся к этому столетию, он читал пять лет назад, когда писал «Бориса Годунова».

Пушкин писал письмо Плетневу: «Ах, мой милый! Что за прелесть здешняя деревня! Вообрази, степь да степь, соседей ни души; езди верхом, сколько душе угодно, пиши дома, сколько вздумается, никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы и стихов».

Творчество в Болдино

Достоверно известно, что в Болдино Пушкин

Седьмого января закончил стихотворение «Бесы».

Восьмого сентября — «Элегию»

Девятого Сентября — Повесть «Гробовщик»

Четырнадцатого сентября — повесть «Станционный смотритель»

Четырнадцатого сентября написал предисловие к «Повестям Белкина»

Двадцатого сентября — окончил повесть «Барышня крестьянка»

Двадцать пятого сентября — восьмую главу «Евгений Онегин»

Двадцать шестого сентября — написал стихотворение «Ответ анониму».

В Москве Пушкина одолевали мрачные мысли. Царские милости к нему обернулись пленом. Независимости, которую он почитал основной человеческого достоинства, не добиться. Друзья его юности далеко.

Он жадно прислушивается к политическим событиям в Европе, но ехать туда ему не разрешают царь и Бенкендорф. Кольцо «мышьей беготни», суеты жизни сжимается всё теснее. 18-летняя Наталья Гончарова так прекрасна, что напоминает Пушкину пленительных мадонн Эрмитажа.

Она «прелесть не по одной наружности». Забрезжившее видение счастья, кажется, может заставить замолчать все опасения.

Пушкин едет в Болдино огорчённый разлукой с Натальей и ободрённый надеждой творчества. Смерть бродит рядом, эпидемия холеры охватила многие губернии, народ «подавлен и разорён», всюду карантины, и не вернуться в Москву, к Натали.

Но в болдинском уединении Пушкин передумывает прошедшее и «волнуем будущим». Он размышляет о том, что сильнее: законы ужасного века или высокие порывы души человеческой. И одна за другой рождаются трагедии, которые он назвал «маленькими» и которым суждено стать великими.

И в болдинских пьесах, «опытах драматических изучений», которые в одном из писем Пушкин назвал «маленькими трагедиями», он как будто усилил условность драматического искусства.

Мы присутствуем лишь при развязке поединков, которые слагались долго, но освещены Пушкиным почти мгновенно, как резким блеском молнии.

1830 г. – трагический рубеж в жизни Пушкина. Он ясно понял, что лишен независимости и свободы. Жестокое время против человека, и Пушкина уже больше не обманут легкокрылые надежды.

«Повести Белкина» обнаруживают расхождение природы человека и быта, роли, навязанной героем или подсказанной традицией, которые многие действующие лица охотно исповедуют. Сильвио в «Выстреле» загоняет себя в рамки дуэльной распри и сословного тщеславия, но оказывается выше этих намерений, подсказанных, в сущности, литературным штампом романтического злодея.

В «Метели» книжная любовь Маши и Владимира при всей ее выспренности оказывается тоже внушением традиции , а не непосредственным голосом сердца. И потому природа (метель), время, чувства разрушают предрассудки и открывают подлинные возможности жизни. В «Гробовщике» Андриан Прохоров потрясен сном, который выводит героя за рамки привычности.

В «Станционном смотрителе» дается опровержение сниженной до лубочных картинок истории о блудном сыне. Ситуация «Барышни- крестьянки» тоже изображена как условность ,один из предрассудков сознания героев и разрушена шутливо и простодушно.

Таким образом, « Повести Белкина» оказываются полемикой с бытом, представленным и как литературная заданность поведения, и как сословная ограниченность. Человек у Пушкина выше быта, его окружающего.

Возвращение в Москву

И вот настал день 27 ноября 1830 года, когда в Болдино пришло известие: дорога на Москву открыта. Уже после возвращения в Москву, Пушкин писал Плетневу: «Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привез сюда: две последние главы «Онегина», восьмую и девятую, совсем готовые в печать.

Повесть, писанною октавами (стихов 400), которую выдам «Anonym». Несколько драматических цен, или маленьких трагедий, именно: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы» и «Дон Жуан». Сверх того написал около тридцати мелких стихотворений. Хорошо? Еще не все…».

Далее Пушкин сообщает, что написал, пять повестей прозой.

Кроме того, известно, что была написана первая его болдинская сказка, а также ряд литературно-критических статей. Двадцатого октября 1830 года Пушкин поставил точку в последней повести Белкина, а 23 октября уже закончил первую из маленьких трагедий — «Скупого рыцаря».

Они следовали одна за другой: 26 октября — конец работы над «Моцартом и Сальери»,4 ноября — над «Каменным гостем» и шестого ноября — «Над пиром во время Чумы». Проблема этих пьес перекликается с проблемами повестей Белкина и других произведений, созданных осенью того года. Жизнь и смерть. Сыновний и родительский долг.

Сердце и ум человека, раскрывающийся в любви. Бедность и богатство.

Эти четыре пьесы помогают нам лучше понять те чувства и мысли, которые владели Пушкиным, оказавшимся на три месяца «в глуши, во мраке заточения».

После неудачной попытки прорваться в Москву через карантины, Пушкин, возвращаясь в Болдино, из Лукояново написал губернатору в Нижний Новгород.

В этом письме, он просил выдать ему свидетельство о том, что Болдино не заражено холерой. Ответ мог бы придти в следующие несколько недель. Пушкин надеялся застать по возращению в Болдино, письма от невесты. Но их не было.

Он писал: «На днях мне может быть сообщат, что вы вышли замуж… Есть от чего потерять голову».

В Болдино он вспоминал свою молодость и былые увлечения, в Болдине он прощался с ними навсегда. Свидетельство тому в его бумагах: листки со строчками стихов «прощанья», «заклинанья», «для берегов отчизны дальной». В этих стихотворения, как и в других, писавшихся в Болдине, Пушкин выразил настроение человека, который с печалью, с душевной мукой вспоминает о прошлом и расстается с ним.

Три месяца. Срок, как выяснилось, громадный.… Теперь на земле осталось еще одно место с которым он сроднился и которое без него осиротеет.

Список литературы:

Игорь Смольников: «Болдинская осень»

В. Г. Мранцман

Справочник “АСТпресс”

Интернет

Источник: https://botanim.ru/content/boldinskaya-osen-v-zhizni-as-pushkina-380.html

Ссылка на основную публикацию