Честь и бесчестие в «капитанской дочке» (сравнение гринева и швабрина)

Швабрин – человек чести или бесчестия?. Цель работы

1 Швабрин – человек чести или бесчестия?<\p>

2 Цель работы: Провести наблюдение за поведением Швабрина на страницах повести Ответить на вопрос: Швабрин – человек чести или бесчестия?<\p>

3 Проблема Швабрин совершает как бесчестные поступки, так и положительные. Так каков же он, честен или без чести и совести?<\p>

4 Предположим, что Швабрин человек благородный… Гипотеза<\p>

5 План работы 1. Постановка цели 2. Выдвижение гипотезы (предположения) 3. Поиск примеров в «Капитанской дочке» 4. Исследование ситуации 5. Вывод 6. Оформление работы<\p>

6 Совесть — это внутренний голос человека. Если совесть человека спит, то он может совершать необдуманные и бесчестные поступки один за другим, не осознавая своей вины. Если же совесть человека пробужденная, то человек для начала старается обдумывать свои поступки, а потом их совершать.<\p>

7 Найдём примеры в «Капитанской дочке» Первый случай… Во время застолья Пугачёва после того, как Пугачёв захватил Белогорскую крепость, Швабрин не выдал Машу Миронову, не сказал Пугачеву, что она капитанская дочка<\p>

8 Найдём примеры в «Капитанской дочке» Второй случай… В суде, при допросе, Швабрин ничего не сказал о причастности Марьи Ивановны к этому делу, тем самым оградив ее от лишних хлопот<\p>

9 Итак, Швабрин совершает всего два благородных поступка на страницах повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»: 1. Не говорит Пугачеву, что Марья Ивановна дочь капитана Миронова. 2. Не говорит на суде, что Марья Ивановна капитанская дочка.<\p>

10 Прекрасно, когда люди помогают друг другу. Но стоит задуматься: а что же служит мотивом добрых дел? Искреннее желание подать руку помощи? Или личная выгода? Или страх за себя? По большому нравственному счету, мотивы добрых поступков должны быть иными. Ни корысть, ни страх, ни принуждение не воспитывают внутренние потребности поступать так, как должно.<\p>

11 Найдём примеры в «Капитанской дочке» В то же время мы знаем, что Швабрин — человек подлый, ведь ту же Марью Ивановну он оговорил перед Гринёвым, сказал о ней грязные слова. Швабрин легко перешёл на сторону Пугачёва, нарушив своё офицерское слово. Держал Машу Миронову взаперти, не давал ей еды, принуждал выйти за него замуж.<\p>

12 Что для него важнее — выгода или доброе дело? Добро – это не отвлеченное понятие. Добро – это когда люди содействуют, помогают. Дарят другим возможность почувствовать себя богаче, счастливее, увереннее в жизни. Когда защищают, поддерживают в трудную минуту.<\p>

13 Что делает Швабрин в трудную для других минуту? Совершает подлость : предаёт слово офицера, перейдя на сторону восставших, и обижает женщину (беззащитную сироту).<\p>

14 И хотя каждый человек понимает добро и зло по-своему, есть ситуации, когда нужно дать однозначную твердую оценку, назвать поступок своим именем. Швабрин совершает бесчестных поступков больше, чем добрых. А добрые дела делает потому, что ему так выгодно.<\p>

15 Мы считаем, что Швабрин жил во благо себе, не делая добра окружающим. Да, он совершил два порядочных поступка, но не из желания помочь, а из корысти. Хотя способен на добро. Швабрин – человек без чести и совести, потому что думает только о себе.<\p>

16 Вывод Наша первоначальная гипотеза не подтвердилась. Исходя из нашего исследования, мы решили, что Швабрин – человек бесчестия.<\p>

17 Использованная литература: 1. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка» 2. Литература. Учебник -хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. М.: Просвещение,<\p>

18 Работу выполнили: Брюханова Мария Симонова Анастасия Мелентьева Владилена 8 А класс 2007 г.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/203865/

Как в повести Пушкина «Капитанская дочка» развивается тема чести и бесчестия?

Как в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» развивается тема чести и бесчестия?

Тема эта задается уже эпиграфом к произведению — рус­ской народной пословицей «Береги честь смолоду». Такое же напутствие отец дает Петруше Гриневу, провожая сына на во­енную службу.

И уже сам поступок Андрея Петровича Гри­нева, который вместо Петербурга отправляет сына в «сторо­ну глухую и отдаленную», чтобы Петруша стал настоящим офицером, характеризует его как человека чести и долга. Гри­невы — старинный дворянский род.

Пушкин подчеркивает строгость нравов Андрея Петровича, его мудрость, чувство собственного достоинства.

Тема чести и бесчестия варьируется в сюжете пушкинской повести. Она воплощена здесь и как дворянская честь (биль­ярдный проигрыш Гринева Зурину), и как защита чести дамы (дуэль Гринева со Швабриным). Однако основное значение понятия «чести и бесчестия» в «Капитанской дочке» — это воинская честь, верность присяге, верность долгу перед От­чизной.

Тема эта воплощена также в истории взаимоотноше­ний Гринева с Пугачевым. После захвата Белогорской крепо­сти Пугачев спас героя от смертной казни, помиловал его. Од­нако Гринев не может признать в нем государя, так как пони­мает, кто он есть на самом деле.

Рискуя собственной жизнью, он отказывается служить Пугачеву, сохраняет верность воин­ской присяге.

Тема чести воплощается и в других эпизодах романа. Вот Иван Кузьмич Миронов отказывается признать самозванца государем. Несмотря на ранение, он до конца выполняет свой долг коменданта крепости. Он предпочитает погибнуть, не­жели изменить своему воинскому долгу. Геройски погибает и Иван Игнатьич, гарнизонный поручик, отказавшийся при­сягнуть Пугачеву.

Тему бесчестия иллюстрирует в «Капитанской дочке» по­ведение Швабрина. Этот персонаж противопоставлен семье Гриневых в повести. Противопоставляя этих героев, Пушкин выражает свою излюбленную мысль: старое, коренное дво­рянство сохранило свои лучшие человеческие качества — сме­лость, выдержку, чувство долга.

С самого начала Швабрин ведет себя недостойно: из ревности оговаривает Машу Миро­нову. Когда Пугачев захватил крепость, Швабрин сразу же перешел на сторону бунтовщиков, изменив государственной присяге. Бесчестно и безнравственно ведет себя он по отношению к осиротевшей Маше, насильно удерживая ее возле себя.

Бесчестен Швабрин и в финале романа: захваченный войсками императрицы, он доносит на Гринева, того обвиня­ют в государственной измене.

Тема чести и долга неразрывно переплетается в сюжете с темой милосердия. То, что для Гринева является испытанием его чести, для Пугачева оказывается испытанием на добро и мило­сердие. Какова же авторская позиция в повести? А.С.

Пуш­кин в повести утверждает модель противостояния кодекса че­сти и абсолютных нравственных норм. И мы видим, что един­ственное, что может помочь человеку выжить в трудной ситу­ации, — это внутренний голос совести.

Поэтому «Капитан­ская дочка» считается величайшим произведением, заключа­ющим в себе христианские, православные истины.

Здесь искали:

  • честь и бесчестие капитанская дочка
  • капитанская дочка честь и бесчестие
  • сочинение на тему честь и бесчестие в повести капитанская дочка

Источник: http://sochineniye.ru/kak-v-povesti-pushkina-kapitanskaya-dochka-razvivaetsya-tema-chesti-i-beschestiya/

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Гринев и Швабрин – два главных героя этого произведения. Между ними больше различий, чем сходств.     Дворянское происхождение – пожалуй, единственное, что объединяет этих двух героев.

Оба вышли из знатных семей, оба офицеры и служат в Белогорской крепости, но если Петр Андреевич попал туда по воле отца, то Алексей Иванович был сослан за дуэль со смертельным исходом.

Швабрин, в отличие от Гринева, который только начал самостоятельную жизнь, да и то под надзором своего дядьки Савельича, уже давно живет взрослой жизнью и знает мир намного лучше, чем Петруша. Петр Андреевич еще слишком юн и неопытен, чтобы понять, насколько опасен и коварен Швабрин.

Сравнение Гринева и Швабрина (2 вариант)

Образы Гринева и Швабрина имеют немалое значение для решения многих вопросов, поставленных автором в своем произведении: взаимоотношения помещиков и крестьянства, обязанности дворянина перед народом, человеческое счастье, любовь, истинное благородство. Гринев и Швабрин – офицеры из дворян. Встретив в Белогорской крепости Машу Миронову, капитанскую дочку, полюбили ее.

На этом сходство между ними заканчивается. Далее приходится говорить лишь о различиях между этими людьми. Гринев получил воспитание в условиях провинциальной дворянской семьи, Швабрин жил в столичных условиях, получил светское воспитание и образование.

Большое влияние на формирование характера Гринева оказал Савельич, которому присущи многие привлекательные черты, характерные для простого русского человека: верность долгу, прямота, способность к глубокой привязанности и самопожертвованию. Швабрин умен, образован, красноречив, остроумен, находчив.

Но в отличие от Гринева он глубоко равнодушен к народу, ко всему, что не касается его личных интересов. Раньше он служил в гвардии и за дуэль сослан в Белогорскую крепость. Все это определяет и различное отношение Гринева и Швабрина к окружающим.

Если по своей натуре Гринев человек мягкий и добрый, справедливый и доверчивый, плохо разбирающийся в таких людях, как Швабрин, то Швабрин – злобный, презрительный, лживый и лицемерный человек, насмешливо относящийся к людям, к тому же еще и мстительный.

Сравнение Гринева и Швабрина (3 вариант)

В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» прослеживаются две совершенно разные, можно сказать, — параллельные манеры поведения. Автор изначально показывает, что Гринев — идеальный человек, герой, в то время как Швабрин с самого начала кажется читателю каким-то ненадежным, неустойчивым. Он как будто идет по краю обрыва.

Шаг влево, шаг вправо, и станет уже более определенной личностью. Алексею Швабрину дали хорошее образование, ведь он — дворянин. Но простого знания наук и языков недостаточно. Пушкин не описывает жизнь Швабрина до его встречи с Гриневы в крепости, но можно постараться проанализировать сложившуюся ситуацию. Говорят:»Дети — отражение родителей».

Может быть, Алексей видел вокруг только такое отношение к жизни, или старшие были заняты только своим счастьем, и не замечали сына. Ведь сколько бы ни было нянек и гувернеров, ничто не заменит живого общения. Швабрин вырос нелюдимым, замкнутым человеком, а дурная компания в предыдущем месте его службы сделало этого героя таким, каким мы видим его в Белозерской крепости.

Мне кажется, что Пушкин все-таки стремится идеализировать образ человека, он хочет невозможного — жить должны только герои, отвечающие его завышенным требованиям. Великий поэт, по-видимому, боится реальности, бежит от неё, предпочитая обычной, человеческой жизни выдуманную им самим иллюзию. У Гринева, напротив, было совершено другое детство.

Он, конечно, тоже дворянин, и у него был француз и Савельич, но родителям было важно, кем вырастет Петр. Несмотря на то, что Андрей Гринев внешне, может быть, слишком строг к сыну, в душе он очень дорожит им и очень переживает за счастье и честь Петра.

Гринев-старший хочет, чтобы его сын был настоящим человеком в полном значении этого слова и безоговорочно служил Отечеству. Петр тоже проникся этой идеей.Но и идеального Гринева есть определенные взлеты и падения. Например, в начале повести Пушкин выставляет его простым недорослем, который гоняет голубей и еще не знал настоящей жизни.

Это очень хорошо заметно в поведении Петра по дороге в Белозерскую крепость: он жил в селе, ему хочется новых острых ощущений. Но все-таки, мне кажется, что дажеазартные игры и прочие развлечения не смогли бы испортить Гринева. Уж слишком глубокий след в его душе оставили наставления отца.

В своей любви к Марье Ивановне Гринев и Швабрин тоже проявляют истинную свою натуру. Петр ведет себя отважно на протяжении всей повести: он не присягнул на верность Пугачеву, не побоялся ехать из осажденного Оренбурга за Машей. Хорошо видно, что автор превозносит почти безумную доблесть, верность и преданность. Он доказывает, что любой добрые поступок будет вознагражден.

Швабрин — полная противоположность Гриневу. Но, и у него есть положительные качества. Например, упорность ценилась в людях веками.

Но, мне кажется, что неправильно слишком категорично судить о персонажах, да и вообще о людях — ведь, у каждого есть свои светлые и темные стороны, и никому не известно, на каком этапе вдруг оборвется жизнь…

ActionTeaser.ru — тизерная рекламаActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/russkaya-literatura/10-000-samykh-luchshikh-sochinenij/sochineniya-po-a-s-pushkinu/6367-sravnenie-grineva-i-shvabrina

Сопоставление фактов в “Капитанской дочке”

Часто, наоборот, сопоставление фактов, событий, о которых говорит или которые рисует рассказчик, подтверждает и углубляет его оценки и выводы.

Так, перекликаются сцены военных советов в Белогорской крепости и в Оренбурге. Сопоставление этих сцен может быть поручено ученикам; Читатель направляет и углубляет их наблюдения.

Пусть Читатели обратят внимание на следующие детали: Пирушка у Пугачева

“А, ваше благородие! – сказал Пугачев, увидя меня.- Добро пожаловать, честь и место, милости просим”. “Необыкновенная картина мне представилась. За столом, .

накрытым скатертью и установленным штофами и стаканами, Пугачев и человек десять казацких старшин сидели в шапках и цветных рубашках, разгоряченные вином, с красными рожами и блистающими глазами…” “Сосед мой, молодой казак, стройный и красивый…” “Все обходились между собою как товарищи и не оказывали никакого особенного предпочтения своему предводителю… Каждый хвастал, предлагал свои мнения и свободно оспаривал Пугачева”. “И на сем-то странном военном совете решено было идти к Оренбургу: движение дерзкое”

Военный совет в Оренбурге

“Я застал у него (генерала) … толстого и румяного старичка в глазетовом кафтане… Он часто прерывал мою речь дополнительными вопросами и нравоЧитательными замечаниями…” “Собрались и прочие приглашенные… Все уселись, и всем разнесли по чашке чаю.

“- Итак, начнем собирать голоса по законному порядку, то есть начиная с младших по чину… Мнение мое было принято чиновниками с явного не благосклонностию… Поднялся ропот, и я услышал явственно слово “мйлокосос”.

Старичок, в глазетовом кафтане: “Я думаю, ваше превосходительство, что не должно действовать ни наступательно, ни оборонительно… двигайтесь подкупательно”. “…Все потрясло меня.

“Я не мог не сожалеть пиитическим ужасом”, слабости почтенного воина, который, наперекор собственному убеждению, решился следовать мнениям людей несведущих и неопытных”.

В первой сцене все крупно, поэтично. Импонирует широта… замыслов Пугачева, демократизм отношений его и сподвижников. Во второй сцене все мелко, тускло, ничтожно. Поведение чиновников отличается нерешительностью, трусостью, даже бесчестием (предложение действовать подкупательно), презрением высших по отношению к низшим, борьбой самолюбий.

В сравнении с мощной фигурой вождя крестьянского восстания оренбургский генерал выглядит пигмеем. Точно так же сталкиваются и проверяются характеры героев повести в сфере любви, в отношении к любовному чувству: эгоизм и бесчестие Швабрина, пустота и легкомыслие Зурина (“Женитьба блажь… Эй, плюнь.

Послушайся меня: развяжись ты с капитанской дочкой”), равнодушие генерала, – чистота и непосредственность Гринева и Марьи Ивановны. Только Пугачев серьезно отнесся к чувству Гринева и принял близко к сердцу его горе. Характерны народные обороты речи, когда он говорит о любви: “Пожалуй, я буду посаженым отцом, Швабрин дружкою, закутим, запьем – и ворота запрем!”, “Ин быть по-твоему!..

Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай. Возьми себе красавицу; вези ее, куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет!” Высокое, поэтическое отношение к любви объединяет лучших из дворян и людей из народа, хотя волею судеб они часто оказываются во враждебных лагерях.

Так строгий анализ объективного хода событий в соотношении с выводами и оценками рассказчика позволяет понять и его точку зрения на действительность, и точку зрения на действительность автора произведения.

В известной мере постичь отношение автора к изображаемым героям и событиям помогают и эпиграфы к повести (как известно, Пушкин прямо говорит, что он, как “издатель”, “приискал” “приличный” каждой главе эпиграф). Большинство их взято из устной народной поэзии. Погруженные в общую фольклорную стихию повести, они по-своему указывают на близость нравственных и эстетических критериев писателя к народным представлениям о добре и красоте.

(No Ratings Yet)
Loading…
Сопоставление фактов в “Капитанской дочке”

Другие сочинения по теме:

  1. Русский бунт в “Капитанской дочке” Пушкин, автор “Истории Пугачева”, знал из документов о жестоких расправах с помещиками, офицерами. В. той же “Истории” он многократно подчеркивал…
  2. Сопоставление Пугачева и Гринева Психологизм помогал Пушкину раскрывать природный ум обновленного в процессе восстания Пугачева. При этом Пушкин нередко прибегал к контрастному сопоставлению Пугачева…
  3. Какой жанр “Капитанской дочки”? Вопрос кажется странным – автор отвечал на него и определенно, и категорически: исторический роман. Еще в 1830 году, размышляя об…
  4. Краткое содержание “Капитанской дочки” Пушкина В основе романа лежат мемуары пятидесятилетнего дворянина Петра Андреевича Гринева, написанные им во времена царствования императора Александра и посвященные “пугачевщине”,…
  5. Материалы Пушкина для “истории Пугачева” и “Капитанской дочки” В мировоззрении и творчестве Пушкина 30-х годов, в силу ряда глубоких причин объективно-политического и идеологического порядка, крестьянский вопрос, т. е….
  6. Краткое содержание поэмы Есенина “Пугачев” Мечтающий о воле крестьянин и воин Пугачев после долгих странствий приходит на Яик и в разговоре с казаком-сторожем узнает о…
  7. Сопоставление стихотворений Лермонтова “Дума” и “Монолог” Полезно провести сопоставление стихотворений “Дума” и “Монолог”. Найти сходные образы в этих стихотворениях, общее в облике их героев и подумать…
  8. Сопоставление позиций лирических героев в стихотворениях Сопоставление позиций лирических героев в стихотворениях “Ангел-Хранитель” А. А. Блока и “Рыцарь на час” Н. А. Некрасова Стихотворения “Ангел –…
  9. Урок – Сопоставление стихотворения И. 3. Сурикова “Зима” со стихотворением А. С. Пушкина “Зимний вечер” I. Проверка домашнего задания 1. Чтение наизусть стихотворения И. 3. Сурикова “Зима” (Варианты выразительного чтения стихотворения обсуждаются и оцениваются самими…
  10. История возникновения концепции “Капитанской дочки” Исследователи, усматривающие генетическую связь между жанром “Капитанской дочки” и романами Вальтера Скотта, опираются на реальные факты. Вальтер Скотт – создатель…
  11. Сопоставление концепции человека в романах “Приключения Робинзона Крузо” и “Путешествия Гулливера” “Робинзон Крузо”, “Путешествия Гулливера” Они интересны потому, что и в том и в другом дается некое представление о мире и…
  12. Сопоставление стихотворений А. С. Пушкина и Н. А. Некрасова. Чтение наизусть стихотворения А. С. Пушкина “…Вот север, тучи нагоняя…” Учитель. У Пушкина стихотворение без названия. А как бы вы его озаглавили? (Ребята подбирают заглавия: “Чародейказима”; “Волшебница зима”; “Проказница зима”;…
  13. Что сближает Пугачева и Гринева и в чем они расходятся друг с другом? Повесть “Капитанская дочка” А. С. Пушкин написал после того, как им была создана “История Пугачева” – социально-политический итог глубокого исследования…
  14. Сцена присяги Пугачеву в Белогорской крепости Дошла очередь и до Гринева. Пугачев не успел задать ему вопроса, будет ли он присягать “своему государю”, как Швабрин, подойдя…
  15. Как соотносятся взгляды на события двух “авторов” – Гринева и Пушкина? Продолжим рассмотрение проблемы взаимоотношений рассказчика и действительного автора “Капитанской дочки”. Мы уже знаем, что Пушкин определил главную роль Гринева как…
  16. Образ Емельяна Пугачева в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” В “Капитанской дочке” А. С. Пушкин обращается к событиям крестьянского восстания 1773-1774 гг. во главе с Емельяном Пугачевым. В этой…
  17. Пугачев как вождь народного восстания и как человек (По повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”) Пугачев как вождь народного восстания и как человек (По повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”) Пугачев как вождь народного восстания…
  18. Кульминационный эпизод в раскрытии образа Пугачева Пугачев знает, что восстание кончится поражением, но не считает бессмысленной борьбу за свободу. И не только потому, что надеется на…
  19. Психологическое исследование – Гринев и Пугачев В 1830-е годы Пушкин обогатил реализм новым фундаментальным открытием – диалектической взаимосвязью обстоятельств и человека: среда, утверждал он, не всемогуща,…
  20. Главные Герои романа “Капитанская дочка” Сочинения по литературе: Герои Капитанской дочки Весь черный парод был за Пугачева… Одно дворянство было открытым образом па стороне правительства……

Источник: https://ege-russian.ru/sopostavlenie-faktov-v-kapitanskoj-dochke/

Сочинение. «Береги честь смолоду»

Подготовка к сочинению. Сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина (по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

«Береги честь смолоду» — эти слова служат эпиграфом к повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». А что такое честь? Давайте заглянем в толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и выясним для себя это понятие. Читаем. Честь — «1. Достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности. 2.

Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. (честь семьи, честь фабричной марки, честь мундира — уважение к должности, званию, общественному положению). 3. Целомудрие, непорочность (женщины). 4. Почёт и уважение (Честь и слава героям! Он в чести)». Выйти с честью из чего-нибудь — найти достойный выход из положения.

Делать честь кому-то — придавать достоинство, ценность. Имею честь — формула вежливости. Отдавать честь — 1) приветствовать, прикладывая руку к головному убору; 2) оказывать должное внимание. По чести сказать — откровенно, не скрывая чего-нибудь. С честью сделать — сделать что-нибудь очень хорошо.

Честью просить — просить вежливо, без применения угроз. Честь честью — хорошо, как следует, как полагается.

Честь Гринёва и бесчестие Швабрина раскрывает нам Пушкин в «Капитанской дочке». Наша задача — показать это в сравнительной характеристике героев. Для начала выясним, что общего у них обоих. И Гринёв, и Швабрин принадлежат к дворянскому сословию, получили примерно одинаковое воспитание и образование. Оба офицеры, оба служат в Белогорской крепости, оба любят Машу Миронову.

На этом, пожалуй, их сходство и заканчивается. По разным причинам офицеры оказались на службе в Белогорской крепости. Гринёв здесь по мудрой воле отца: «Чему научится он, служа в Петербурге? мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон.» Швабрин же прибыл в Белогорскую крепость из Петербурга в наказание за дуэль.

По-разному относятся молодые офицеры к любви. Швабрин не смог пережить достойно отказа Маши Мироновой, он мстит ей, очерняя её светлый образ в глазах Гринёва. Гринёв готов драться на дуэли за честь женщины. И далее из разворачивающихся событий мы узнаём, что Гринёв, рискуя жизнью, делает всё ради спасения девушки, а Швабрин злодейскими действиями пытается заставить сироту выйти за него замуж.

Уже на этих примерах показаны честь Гринёва и бесчестие Швабрина. Но отношение к воинскому долгу, к чести мундира — наивысшее проявление этого качества. Мирная жизнь в Белогорской крепости прервалась бурными событиями восстания под предводительством Емельяна Пугачёва. Швабрин предательски в первый же день перебежал на сторону восставших под предводительством Емельяна Пугачёва.

Главное для него — выжить, пусть даже через унижение. Гринёв готов был расстаться с жизнью, но остаться верным воинской присяге. Он всегда помнил наставления отца: «Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

Молодой офицер не стал ради спасения жизни целовать руку самозванца, потому что это бы означало предательство любимой, родители которой только что погибли. Поцеловать руку самозванца — это означало бы предать честь и достоинство русского офицера. Гринёв предпочитает пойти на виселицу, но сохранить человеческое достоинство. Отношение Гринёва и Швабрина к Пугачёву тоже говорят о многом.

Первый — достойный собеседник, уважающий себя, отстаивающий свою независимость. Второй — трусливый перебежчик, раб, угождающий своему хозяину. Жалок и ничтожен Швабрин, не вызывает никаких симпатий, когда валяется в ногах у беглого каторжника и просит о пощаде, подлость для него оборачивается позором.

Два героя повести «Капитанская дочка» попали в бурный круговорот исторических событий, но каждый преодолел преграды на своём жизненном пути по-разному.Последняя встреча Швабрина и Гринёва состоялась в тюрьме, куда они были отправлены по обвинению в измене и пособничестве Пугачёву. Швабрин совершенно изменился: поседел, похудел.

Однако поведение его не изменилось: слабым, но смелым голосом он обвинил Гринёва в шпионаже. Гринёв спокойно принял все обвинения, ибо его мысли в этот момент были подчинены единственной цели: «Я выслушал его молча и был доволен одним: имя Марьи Ивановны не было произнесено гнусным злодеем».

Судьба вознаграждает героев справедливо: Гринёв женится на Маше, а участь Швабрина, несмотря на то, что писатель опускает эту деталь, предопределена и незавидна. Эта повесть заставляет нас задуматься о том, как и почему одни становятся изменниками, а другие даже перед лицом смерти остаются верными своим убеждениям. Главное, чему учит повесть, — «береги честь смолоду».

Данное сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанкская дочка» поможет подготовиться к написанию самостоятельного сочинения.

Источник: http://www.madamam.ru/blog/sochinenie-beregi-chest-smolodu

Ссылка на основную публикацию