Лицейские годы а.с. пушкина

лицейские годы пушкина кратко

лицейские годы пушкина кратко

  1. Годы, проведенные в лицее, оказали огромное влияние на Пушкина. В лицее он обрел самых близких друзей. Вспыльчивого, страстно мечтающего о поэтическом поприще Кюхельбекера, ленивого, добродушного Дельвига, одаренного поэтическим талантом, решительного и бескомпромиссного Пущена.

    В лицее сложились основные представления поэта о самых важных жизненных понятиях, о своем месте в жизни, сформировались главные черты его характера. Друзья любили Пушкина за доброту, 31 отзывчивое сердце, легкость, остроумие, вспыльчивость, насмешливость приводили частым ссорам и даже чуть ли не дуэлям. Все лицеисты имели прозвища, которые иногда говорили о них больше, чем самые подробные! характеристики. У Пушкина их было целых три. За безупречное, изящное владение французским языком его называли Французом; за* резвость, непоседливость и говорливость Сверчком; за пылкий нрав, частые ссоры, гримасничанье и подвижность Смесью Обезьяны с Тигром.

    В лицее Пушкин опубликовал и первое стихотворение. Оно появилось в журнале Вестник Европы летом 1914 года и называлось Другу-стихотворцу .А во время публичного экзамена при переходе с начального курса на окончательный Пушкин прочел свое стихотворение Воспоминание в Царском Селе.

    Совершенством формы, глубиной мысли и образностью произведение пятнадцатилетнего юноши потрясло слушателей.

    Присутствовавший на экзамене Державин, носивший тогда неофициальный титул первого русского поэта, со слезами восторга объявил юного стихотворца своим преемником! и хотел обнять его, но Пушкин в смущении уезжал в Царскосельский сад. С этого дня и началась слава Пушкина.

    Уже в лицейские года он стал признанны! поэтом. Его творчество высоко оценили знаменитые тогда Жуковский и Батюшков, Вяземский и Карамзин и даже строгий ко всему новому Шишков. Каждый из этих мастеров слова был вдвое, а то и втрое старше Пушкина

  • Пушкин в Лицее

    Когда Александру Пушкину исполнилось одиннадцать лет, в его семье было принято решение отдать мальчика в учебное заведение.

    К тому времени он получил хорошее домашнее образование: Александр разбирался во французской литературе, знал поэтические работы М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, был в курсе литературных новинок, владел иностранными языками.

    Его лицейский товарищ, Иван Пущин впоследствии признавал, что Пушкин нас опередил, знал то, о чм мы и не слыхали.

    В 1811 году открывалось новое учебное заведение, именно для дворян Лицей в Царском Селе. Туда повз Пушкина дядя его, довольно известный в то время писатель, Василий Львович Пушкин. В октябре того года дядя и отдал племянника на жить-быть и в науку в Царскосельский Лицей.

    На созданный по инициативе Александра Первого Лицей возлагались большие надежды. Стране нужны были новые деятели общенационального и общегосударственного образа мыслей. В Лицей было много вложено из того, что имела культурная Россия. В этом учебном заведении должны были учиться два младших брата царя, но впоследствии от этого шага отказались.

    Во главе Царскосельского Лицея стояли умнейшие люди России, не просто преподаватели, а просветители: В. Ф. Малиновский и Е. А. Энгельгардт.

    Слушателям Лицея читались не учебные дисциплины, а преподавались науки, причм профессурой. Библиотека в этом учебном заведении была прекраснейшая, денег на не не жалели.

    Каждому воспитаннику в Лицее полагалось отдельное помещение. Физические наказания были не допустимы.

    Расписание дня было приблизительно таким: на освоение наук семь часов; другое время, помимо сна, отводилось на прогулки, игровые занятия, гимнастику. Отметок, как таковых, не было, на каждого воспитанника составлялся отзыв. Спортивные занятия были в приоритете. Обязательны: музыка, иностранные языки, рисование.

    В Лицее Александр был бодр: он развернулся среди товарищей и явился остроумным, подвижным мальчиком, горячим в дружбе, беззаветно преданным товарищем и проявил большую страсть к писательству.

    В Лицее образовался товарищеский кружок, дружеский, тесный, в который вошли Пушкин, Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер, писавшие стихи, а также князь Горчаков, будущий знаменитый русский канцлер, обладавший тонким, наблюдательным умом, умевший со всеми ладить, и большой остроумец Илличевский.

    Эти даровитые, мечтательные юноши все время после занятий проводили вместе, гуляли в прекрасном, густолиственном Царскосельском парке, читали друг другу свои повести и стихи, завели даже свой журнал.

    Главой этого журнала и самым усердным его работником был Александр Пушкин, который в науках не шл бойко, особенно не давалась ему арифметика и алгебра, но по словесным предметам выдавался и был впереди всех.

    В 1815 году, на публичном экзамене, где присутствовал знаменитый писатель Державин, тогда уже маститый старец, юный Пушкин сначала робко, потом с полным увлечением, прочитал сво стихотворение Воспоминания в Царском Селе.

    Вс стихотворение дышало искренностью, простотой, оно глубоко тронуло старца Державина. Он слушал стихи с восторгом; слзы дрожали на его глазах. Когда замер звук последнего стиха, он хотел обнять юного Пушкина; но его уже не было. Смелость его разом пропала, он сконфузился и убежал из зала, его искали и нигде не могли найти.

    Но внимание великого Державина так его тронуло и захватило, что он потом, много позднее, не раз вспоминал об этом случае в беседах с друзьями и отметил даже в своих стихах, сказав: Сам старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил.

    В 1817 году Александр закончил образование в Лицее. Из стен Лицея Александр Сергеевич вышел другим человеком: он имел огромный запас сведений, навыков, знаний по русской литературе и латыни, по истории и мифологии, французской риторике и российской поэз

  • Когда Александру Пушкину исполнилось одиннадцать лет, в его семье было принято решение отдать мальчика в учебное заведение. К тому времени он получил хорошее домашнее образование: Александр разбирался во французской литературе, знал поэтические работы М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, был в курсе литературных новинок, владел иностранными языками.

    Его лицейский товарищ, Иван Пущин впоследствии признавал, что Пушкин нас опередил, знал то, о чм мы и не слыхали. В 1811 году как раз открывалось новое учебное заведение, именно для дворян Лицей в Царском Селе. Туда повз Пушкина дядя его, довольно известный в то время писатель, Василий Львович Пушкин. В октябре того года дядя и отдал племянника на жить-быть и в науку в Царскосельский Лицей.В лицее сложились основные представления поэта о самых важных жизненных понятиях, о своем месте в жизни сформировались главные черты его характера. Друзья любили Пушкина за доброту, отзывчивое сердце, легкость, остроумие, вспыльчивость, насмешливость приводили частым ссорам и даже чуть ли не дуэлям. Все лицеисты имели прозвища, которые иногда говорили о них больше, чем самые подробные! характеристики. У Пушкина их было целых три. За безупречное, изящное владение французским языком его называли Французом; за резвость, непоседливость и говорливость Сверчком; за пылкий нрав, частые ссоры, гримасничанье и подвижность Смесью Обезьяны с Тигром.Расписание дня было приблизительно таким: на освоение наук семь часов; другое время, помимо сна, отводилось на прогулки, игровые занятия, гимнастику. Отметок, как таковых, не было, на каждого воспитанника составлялся отзыв. Спортивные занятия были в приоритете. Обязательны: музыка, иностранные языки, рисование.Во время публичного экзамена при переходе с начального курса на окончательный Пушкин прочел свое стихотворение Воспоминание в Царском Селе. Вс стихотворение дышало искренностью, простотой, оно глубоко тронуло старца Державина. Он слушал стихи с восторгом; слзы дрожали на его глазах. Когда замер звук последнего стиха, он хотел обнять юного Пушкина; но его уже не было. Смелость его разом пропала, он сконфузился и убежал из зала, его искали и нигде не могли найти.

    В 1817 году Александр закончил образование в Лицее. Из стен Лицея Александр Сергеевич вышел другим человеком: он имел огромный запас сведений, навыков, знаний по русской литературе и латыни, по истории и мифологии, французской риторике и российской поэзии.

  • это хоть и не кратко но зато есть

    Дом Пушкиных поражал дорогим убранством одних комнат и заброшенностью других.

    В семье то и дело не хватало денег на самое необходимое, а когда деньги появлялись, их тут же тратили на дорогие безделушки или на роскошный званый обед с литературными чтениями. Литература была всеобщим увлечением и интересом.

    По воспоминаниям современников, стихи в доме Пушкиных сочинял даже камердинер. Эту атмосферу поддерживал и родной брат Сергея Львовича Василий Львович

    Пушкин, участвуя в одном журнале, обратился письменно к издателю с просьбой выслать гонорар, положенный ему за стихи.В ответ на это издатель письменно же спрашивал: Когда желаете получить деньги, в понедельник или во вторник, и все ли двести рублей вам прислать разом, или пока сто?

    На этот вопрос последовал лаконичный ответ Пушкина: Понедельник лучше вторника тем, что ближе, а двести рублей лучше ста тем, что больше.

    Пушкин, известный поэт, переводчик басен Лафонтена, автор многих эпиграмм и знаменитой сатирической поэмы Опасный сосед, как писали о ней тогда, не совсем удобной для печати.

    Он провел год в Париже и вел веселую, беззаботную жизнь, закончив армейскую службу поручиком.
    Мать Пушкина Надежда Осиповна отличалась капризным, властолюбивым и упорным характером. С детьми и прислугой она держалась строго и даже сурово.

    Однажды, чтобы выразить недовольство малолетнему Александру, она не разговаривала с ним почти целый год.

    В раннем детстве Пушкин был неуклюжим и молчаливым ребенком.

    Когда мать принималась за исправление его характера, он убегал к своей бабушке Марье Алексеевне Ганнибал и прятался в ее рабочую плетеную корзину, где она хранила шитье и нитки.

    Из близких Пушкина только бабушка, няня Арина Родионовна и учитель закона Божьего Беликов говорили по-русски. От них будущий поэт услышал родную речь, пословицы, русские песни и сказки.

    С девяти лет Пушкин пристрастился к чтению на французском языке. Он начал с поэм Гомера и биографий Плутарха и перечитал всю богатую отцовскую библиотеку, состоявшую большей частью из классических произведений, трудов мыслителей древности и эпохи просвещения.

    Особенно сильное впечатление на него произвели пьесы Мольера. К этому же времени относятся и первые литературные опыты самого Александра. Он написал по-французски комедию, подражание Мольеру, и шуточную поэму о войне карликов и карлиц в средневековой Франции.

    В двенадцать лет Пушкина, благодаря дружеским связям отца, отдали в только что открывшееся, новое для России учебное заведение лицей, располагавшийся в Царском Селе под Петербургом.

    В лицее предполагалось учить детей лучших представителей дворянства и готовить их к государственной службе.

    Лицеисты изучали русский, латинский, немецкий и французский языки, риторику, литературу, историю, естественные науки и математику, изящные искусства, занимались гимнастикой, танцами, фехтованием и верховой ездой.

    Особое внимание уделялось воспитанию нравственных качеств благородства, чувства долга и собственного достоинства. Каждому из мальчиков полагалась отдельная комната, телесные наказания запрещались. Обучение длилось шесть лет и состояло из двух трехгодичных курсов начального и окончательного. Лицейское образование приравнивалось к университетскому.

    Царскосельский лицейГоды, проведенные в лицее, оказали огромное влияние на Пушкина. В лицее он обрел самых близких друзей.

    Вспыльчивого, страстно мечтающего о поэтическом поприще Кюхельбекера, ленивого, добродушного Дельвига, одаренного поэтическим талантом, решительного и бескомпромиссного Пущена.

    В лицее сложились основные представления поэта о самых важных жизненных понятиях, о своем месте в жизни, сформировались главные черты его характера. Друзья любили Пушкина за доброту, 31 отзывчивое сердце, легкость, остроумие, вспыльчив

  • Источник: http://info-4all.ru/dobro-pozhalovat/licejskie-godi-pushkina-kratko/

    Лицейские годы Пушкина (стр. 1 из 2)

    1.

    Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 году в Москве. Отец его, Сергей Львович (1771 -1848 ), происходил из помещичьей, когда-то богатой семьи.

    От имений предков (в Нижегородской губернии) до него дошло немного; но и дошедшее он проматывал, совершенно не интересуясь хозяйственными делами; служил он в Московском комиссариате, но службой не был озабочен.

    Среди его знакомых было много писателей, а брат его Василий Львович приобрел известность как поэт.

    В доме Пушкина интересовались литературой, а сам Сергей Львович был поклонником французских классиков и сам пописывал французские и русские стихи, которые, впрочем, были известны только знакомым и родственникам. Мать Пушкина, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, происходила от Ганнибала, петровского «арапа», изображенного в романе Пушкина.

    Воспитание Пушкина было безалаберным. Сменявшиеся французы- гувернеры, случайные учителя не могли иметь

    2.

    глубокого влияния на ребенка, в значительной степени предоставленного самому себе.

    Детство Пушкин провел в Москве, выезжая на лето в уезд Захарово, в подмосковное имение бабушки. Кроме Александра у Пушкиных были дети — старшая дочь Ольга и младший сын Лев. Родители не уделяли многовнимания детям, да, по-видимому, Александр не был любимым ребенком в семье.

    Читайте также:  Образ дуни из повести а.с. пушкина "станционный смотритель"

    Его брат писал впоследствии о детских годах Александра: «До одиннадцатилетнего возраста он воспитывался в родительском доме.

    Страсть к поэзии появилась в нем с первыми понятиями: на восьмом году возраста, умея уже читать и писать, он сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей. Вообще воспитание

    его мало заключало в себе русского. Он слышал один французский язык; Гувернер был француз, впрочем человек неглупый и образованный; библиотека его отца состояла из одних французских сочинений. Ребенок

    проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца пожирал книги одну за другою». В 1810 году возник проект устройства

    3.

    привилегированного учебного заведения — лицея в Царском Селе, при дворце Александра I.

    Пушкин, обладавший влиятельными знакомствами, решил определить туда своего сына Александра. В июне 1811 г. Александр со своим дядей поехал в Петербург, благодаря имеющимся связям, Пушкину былообеспечено поступление.

    12 августа он выдержал вступительный экзамен.19 октября был торжественно открыт лицей и с этого дня началась лицейская жизнь Пушкина. Лицей был закрытым учебным заведением, в него было принято всего 30 учеников.

    Это были дети средних малообеспеченных дворян, обладавших служебными связями.

    В связи с политическими событиями 1812 г. Взятие французами Москвы ставило под угрозу Петербург. Из-за большого потока солдат проходившего через Царское Село, в лицее воцарился либеральный дух.

    В лицей проникали сплетни об Александре I и его окружении. Кругозор Пушкина в то время расширял П. Чаадаев, оказавшийся в гусарском полку в Царском Селе. Чаадаев был настроен весьма либерально, он вел

    4.

    долгие политические беседы с Пушкиным и сыграл немалую роль в нравственных понятиях Александра. Впоследствии Пушкин посвятил Чаадаеву одно из первых своих политических стихотворений.

    Именно в лицее у Пушкина появляються настояшии друзья. На первый курс было принято тридцать человек. Значт , у Пушкина было двадцать девять товарищей.

    В дальнейшем они станут известными людьми. У каждого лицеиста было прозвише,

    а у некоторых и не одно. Иван Иванович Пущин — “Жано” , Вельгельм Карлович Кюхельбекер — “Кюхля”, “Глиста”, сам Пушкин — “Француз” и множество других забавных прозвищ.

    В лицее Пушкин плотно занимался поэзией, особенно французской, за

    что он и получил прозвище «француз». Среди лицеистов проводились пассивные соревнования, где Пушкин долгое время одерживал первенство. Из русских поэтов Пушкина привлекал Батюшков и вся группа писателей, объединившиеся вокруг Карамзина. С этой группой Пушкин был связан через семейные отношения, в частности, через дядю, который был вхож в

    5.

    нее. В доме Карамзина, который находился в Царском Селе, Александр познакомился с Жуковским и Вяземским, их влияние особенно отразилось на творчестве Пушкина начиная с 1815 года.

    Любимым поэтом Пушкина был Вольтер, именно ему пушкин был обязан и ранним своим безбожием, и склонностью к сатире, которая, впрочем,

    находилась также в зависимости от литературной борьбы карамзинистов и от шутливых сатир Батюшкова. В лицее Пушкина также коснулись новые течения поэзии того времени: «Оссианицизм» и «Барды». К концу

    пребывания в лицее Пушкин подвергся сильному влиянию новой элегической поэзии, связанной с деятельностью таких французских

    поэтов, как Парни и Мильвуа. Литературная лицейская слава Пушкина пришла к нему в 15 лет, когда он впервые выступил в печати, поместив в ] «Вестнике Европы» в июльском номере

    стихотворение «К другу стихотворцу».

    В октябре 1815 года образовалось литературное общество «Арзамас» и просуществовало оно до конца 1817 года.

    6.

    Помимо «Арзамаса» и «Беседы» были еще литературные общества. Одним из них был кружок писателей, собиравшихся у Оленина. Там собирались

    противники «Беседы» но и не сторонники «Арзамаса». Предводителями этого кружка были баснописец Крылов и Гредич. Пушкин ценил обоих

    этих людей и впоследствии посещал Оленинский кружок. Но в лицейское время Пушкин находился под влиянием Арзамаса, вдохновленный сатирой Батюшкова на борьбу с «Беседой» Пушкин разделял все симпатии и антипатии «Арзамаса».

    Срок пребывания в лицее кончился летом 1817 года. 9 июня состоялись выпускные экзамены, на которых Пушкин читал заказанное стихотворение «Безверие».

    Арзамасец Ф. Вигель писал в своих воспоминаниях: «На выпуск молодого Пушкина смотрели члены «Арзамаса» как на счастливое для них происшествие, как на торжество. Сами родители его не могли принимать в нем более нежного участия; особенно Жуковский, восприемник его в «Арзамасе», казался счастлив, как будто бы сам бог послал ему милое чадо. Чадо показалось

    7.

    довольно шаловливо и необузданно, и мне даже больно было смотреть, как все старшие братья на перерыв баловали маленького брата. Спросят: был ли он тогда либералом? Да как же не быть восемнадцатилетнему мальчику, который только что вырвался на волю, с пылким поэтическим воображением, кипучею африканскою кровью в жилах, и в такую эпоху, когда свободомыслие было в самом разгаре».

    19 октября до самой смерти останется у Пушкина самым памятным днем в его жизни. Сколько приятных воспоминаний будет у Пукшкина связанно с лицеем. Ну хотябы нашумевшая история с “гогель — могелем”.

    История такая. Компания воспитанников с Пушкиным , Пущиным и Малиновским во главе, устроила тайную пирушку. Достали бутылку рома , яиц, натолкли сахару, принесли кипящий самовар, пригатовили напиток “гогель — могель” и стали распивать.

    Одного из товарищей Тыркова , сильно разобрало от рома , он начал шуметь , громко разговаривать, что привлекло внимание дежурного гувернера , и он доложил инспектору Фролову . Начались распросы, розыски.

    Пущин , Пушкин и Малиновский обьявили, что это их дело и что

    8.

    они одни виноваты .Фролов немедленно донес о случившемся исправляюшему должность директора профессору Гауэншильду , а тот поспешил доложить самому министру Разумовскому . Переполошившийся министр приехал из Петербурга, вызвал виноовных сделал им строгий выговор и передал дело на

    рассмотрение конференции. Конференция постановила: 1. Две недели стоять во время утреней и вечерней молитвы. 2. Сместить виновных на последние места за обеденным столом. 3. Занести фамилии их, с прописанием виновности и приговора, в черную книгу, которая должна иметь влияние при выпуске.

    Но при выпуске лицеистов, директором был уже не бездушный карьерист Гауэншильд, а благородный Энгельгард. Он ужаснулся и стал доказывать своим сочленам недопустимость того, чтобы давнишняя шалость , за которую тогда же было взыскано, имела влияние и на будущность провинившихся.

    Все тотчас же согласились с его мнением и дело сдано было в архив.

    Историю с “гогель — могелем” имеет в виду Пушкин в своем послании к Пущину:

    Помнишь ли, мой брат по чаше,

    Как в отрадной тишине

    9.

    Мы топили горе наше

    В чистом пенистом вине ?

    Помнишь ли друзей шептанье

    Вокруг бокалов пуншевых,

    Рюмок грозное молчанье ,

    Пламя трубок грошевых ?

    Закипев, о , скол прекрасно

    Токи дымные текли!

    Вдрук педанта глас ужасный

    Нам послышался в дали, —

    И бутылки вмиг разбиты ,

    И бокалы все в окно,

    Всюду пополу разлиты

    Пунш и светлое вино.

    Убегаем торопливо…

    В пируюших студентах Пушкин так же обрашается к Пущину :

    Товарищ милый, друг прямой ,

    Тряхнем рукою руку,

    Оставим в чаше круговой

    Педантам сродну скуку:

    Не в первый раз мы в месте пьем,

    Нередко и бранимся ,

    Но чашу дружества нальем —

    И тот час помиримся.

    Именно в лицее Пушкин первый раз влюбился.

    Фрейлина. “Первую платоническую, истенно поэтитическую любовь возбудила в Пушкине Бакунина , — рассказывакт Комаровский . — Она часто навещала брата своего и всегда приезжала на лицейские балы . Прилесное лицо ее , дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобший восторг во всей лицейской молодежи. Пушкин описал ее прелисти в стихотворении

    Источник: http://MirZnanii.com/a/354939/litseyskie-gody-pushkina

    Лицейскик годы Пушкина

    В 1811 году правительство решило открыть для детей элиты специальное учебное заведение с целью подготовки высшей чиновничьей аристократии, как это делалось в Англии и Франции. Идея Лицея от названия до содержания, была позаимствована из подобных институций, давно существовавших на Западе.

    Даже слово «лицей» было новым в русском лексиконе, и Пушкин обсуждал, как его писать: лицей, ликея или ликей?

    Преподавателями были русские и иностранцы. Но и русские преподаватели получили образование за границей за казенный счет. Император Александр Павлович подарил Лицею свою юношескую библиотеку, в основном состоявшую из иностранных книг. Лицей разместили в императорском дворце в Царском Селе, и он выглядел частью семейных покоев царской фамилии.

    Такое размещение соответствовало планам графа Михаила Сперанского, который предлагал в Лицее обучать членов высочайшей фамилии, готовя из них просвещенных государственных мужей. Если бы это случилось, Пушкин мог бы оказаться с великими князьями Николаем и Михаилом Павловичами на одной скамье, то есть стать школьным приятелем Николая I, который был всего на три года старше.

    Попасть в Лицей было не просто. Семья задействовала все свои связи. Когда стало ясно, что в Лицее не будут учиться члены императорской семьи, критерии отбора кандидатов снизились.

    Поэт со связями, дядя Пушкина Василий Львович повез племянника из Москвы в Петербург.

    Для Пушкина при его хорошем французском и наличии у мальчика покровительства  экзамены оказались пустой формальностью.

    Французский язык лицейского Пушкина звучал лучше, чем у его сверстников.

    Сам Лицей представлял собой смесь монастыря с военным училищем, в котором читались некоторые европейские предметы.

    Барон Модест Корф вспоминал, что в Лицее не было никакой свободы передвижения, комнаты воспитанников назывались камерами, за провинности наказывали стоянием на коленях.

    Пушкин так стоял однажды две недели – за утренними и вечерними молитвами.

    Учение Пушкин назвал «заточением» и жизнью «взаперти».     Говорили, что лишь двух воспитанников за шесть лет учения выпустили в Петербург по случаю тяжелой болезни родителей.  Первые три или четыре года даже в сад не пускали порознь.

     При посещениях родители могли находиться с воспитанниками только в общей зале или на общей прогулке. У лицеистов отобрали сразу свои книги. Также было запрещено сочинять: писали украдкой.

    Правда, потом, разрешили держать книги и даже издавать самодельные журналы, разумеется, под контролем.

    Однако, в самом Лицее постарались соединить все удобства домашнего быта с требованиями общественного учебного заведения. Домашняя жизнь у многих лицеистов, и прежде всего у Пушкина, была гораздо теснее, беспорядочнее, скученнее. А тут был светлый, просторный дворцовый флигель, где при Екатерине помещались великие княжны, её внучки.

    В Лицее были огромная столовая, рекреационная, конференц-зал, классы, библиотека, читальня, физический кабинет, больница. На верхнем этаже находились спальни. В каждой стояла железная кровать, конторка с чернильницей, комод, умывальник.

    Каждая спальня имела свой номер, и лицеисты часто звали друг друга по номерам. Пушкин был № 14, рядом с ним был Пущин, № 15. Общие комнаты освещались масляными лампами, по тогдашнему времени роскошь такая же редкая, как и железные кровати. Россия тогда еще жила при сальных свечах и при лучинах.

    Только во дворцах да у немногих богатых людей горели лампы.

    Кормили лицеистов отлично. Бородатый Мальгин, государев портной, сначала сшил им франтоватые синие мундирчики, с галунными воротниками и белые панталоны в обтяжку; к этому полагались треуголки и ботфорты. Это была праздничная форма.

    Сюртуки попроще, с красными воротниками были для будней.

     Когда война 1812 года разорила казну, началась экономия, лицеистов переодели в серые брюки, в серые штатские сюртуки и фуражки, чем они очень были недовольны, так как у маленьких придворных певчих была такая же форма.

    В Лицее изучались разнообразнейшие предметы, программа была насыщенной:

    • языки, древние и новые,
    • закон Божий и священная история,
    • иностранные литературы,
    • общая история с пристрастным вниманием к трем последним векам,
    • логика,
    • физика и география,
    • нравственная философия,
    • статистика иностранная и отечественная,
    • право естественное (то есть права человека),
    • право частное и публичное, право гражданское и уголовное,
    • чистая математика и прикладная,
    • политическая экономия и финансы,
    • полевая фортификация и артиллерия,
    • фехтование.

    Одноклассник Пушкина, барон М. А. Корф писал:

    Знаниями лицейский Пушкин не блещет. Ему было трудно конкурировать с серьезными сверстниками, и французского тут оказалось недостаточно, хотя по этому языку он был на втором месте.

    Пушкин овладел латынью, но античную литературу знал далеко не лучше других: многие оказались эрудированней его.  Через год занятий он занимает лишь 28-е место (начав с четырнадцатого).

    У него есть более удачливые соперники даже в стихах (часть он пишет по-французски).

    Директор Лицея Егор Энгельгардт отмечал у Пушкина в качестве недостатков французский ум и страсть к сатире.

    В лицейском журнале, куда преподаватели записывали свои наблюдения о каждом из воспитанников, есть ряд любопытных записей о поведении и характере Пушкина:

    Однако была и бесспорная положительная сторона в лицейских занятиях: это был тот «лицейский дух», который на всю жизнь запомнился лицеистам первого — «пушкинского» — выпуска и который сделался очень скоро темой многочисленных доносов. Позже именно этот «дух» старательно выбивал из Лицея Николай I.

    Но в этом, первом, выпуске всё создавало особую атмосферу: немногочисленность учащихся, отсутствие в Лицее в отличие от других учебных заведений телесных наказаний, молодость ряда профессоров, гуманный характер у их лучшей части педагогических идей, ориентированных  на внимание и уважение к личности учеников, то, что среди лицеистов поощрялся дух чести и товарищества, наконец, то, что это был первый выпуск – предмет любви и внимания.

    Среди лицеистов культивировался дух независимости, уважения к собственному достоинству. Кроме передовых идей они усваивали независимость суждений и поступков, а также определенный тип поведения: отвращение к холопству и раболепному чинопочитанию.

    В жизни Пушкина основное, чем был отмечен Лицей, заключалось в том, что здесь он почувствовал себя Поэтом. Пушкин в 1830 году писал: «…начал я писать с 13-летнего возраста и печатать почти с того же времени».

    В Лицее процветал культ дружбы. Однако лицеисты в реальности – и это вполне естественно – распадались на группы, между которыми отношения порой были весьма конфликтными. Пушкин к нескольким примыкал, но не был безоговорочно ни в одну принят.

    Так, в Лицее ощущалась сильная тяга к литературным занятиям, которая поощрялась всем стилем преподавания. Выходили рукописные журналы: «Неопытное перо», «Лицейский мудрец», «Для удовольствия и пользы» и др. По крайней мере в первые годы, поэтическим лидером Лицея, был Илличевский.

    Можно предположить, что Пушкин в лицейском кругу ревниво боролся за признание своего поэтического первенства.

    Наиболее тесными были дружеские связи Пушкина с Пущиным, Дельвигом, Малиновским и Кюхельбекером. Это была дружба на всю жизнь, оставившая в душе Пушкина глубокий след.

    В сознании Пушкина Лицей становился идеальным царством дружбы, а лицейские друзья — идеальной аудиторией его поэзии.

    Пущин был проницательным наблюдателем. Непрерывное шестилетнее общение с лицейским Пушкиным позволило ему сделать исключительно точное наблюдение над характером своего друга:

    В родной семье нелюбимый ребенок, Пушкин-юноша, неравномерно развивающийся, он видимо, был глубоко неуверен в себе. Это вызывало молодечество, браваду, стремление первенствовать.

    Дома его считали увальнем – он выше всего начал ставить физическую ловкость, силу, умение постоять за себя.

    Тот же Пущин с недоумением, не ослабевшим почти за полвека, отделявшие время написания записок от первой встречи с Пушкиным, вспоминал, что Пушкин, который по начитанности и знаниям значительно опередил своих одноклассников, менее всего был склонен этим тщеславиться и даже ценить:

    Пушкину было шестнадцать лет, когда Державин рукоположил его в поэты, а Дельвиг приветствовал его в сентябрьском номере «Российского музеума» за 1815 год, его – автора всего лишь нескольких опубликованных стихотворений – стихами:

    Источник: http://www.smirnova-tatjana.ru/pusin-jizn-i-tvortestvo/622-lizeiskie-godi.html

    Лицейские годы Пушкина

    Друзья мои, прекрасен наш союз!

    Он, как душа, неразделим и вечен –

    Неколебим, свободен и беспечен,

    Срастался он под сенью дружных муз.

    Куда бы нас ни бросила судьбина,

    И счастье куда б ни повело,

    Отечество нам Царское Село.

    В Петербурге юный Пушкин поселился в доме дяди. Здесь он и жил все то время, пока готовился к экзаменам в лицей. Лицей был задуман Александром I как закрытое привилегированное учебное заведение для подготовки образованных и преданных слуг государства. Задуманному им учебному заведению Александром I придавал столь важное значение, что собирался в начале поместить туда и великих князей. Позднее он от этой мысли отказался, но своего интереса к лицею не потерял

    Программа обучения в лицее предусматривала изучение самых разнообразных наук. Среди приглашенных преподавать лицеистам были также лучшие по тому времени учителя, как А.П. Куницын, А.И. Галич и другие. Интересно, что в 1816 году в Петербурге были объявлены курсы политических наук, которые пользовались большой популярностью в передовых кругах общества и которые помещали члены «Союза спасения» Пестель, Муравьевы, Ф. Глинка, И. Долгоруков. В числе тех, кто читал на этих курсах, были лицейские учителя Куницын и Галич

    На празднование торжественного акта по случаю открытия лицея присутствовала царская семья. Однако самым памятным для Пушкина событием торжественного дня 19 октября 1811 года была вступительная речь Куницына. В своем последнем стихотворении, посвященном дате 19 октября, «была пора….» ( 1836 году), Пушкин скажет о речи Куницына — скажет, потому что всегда о ней помнил:

    И царь для нас открыл чертог царицын,

    И мы пришли. И встретил нас Куницын

    Приветствием мех царственных гостей…..

    В своей речи Куницын призывал – и этого Пушкин тоже не забыл, потом это отзовется, в часности, в его оде “Вольность” – привыше всего чтить законы и соблюдать их: “Приуготовляясь быть хранителями законов, научитесь

    прежде сами почитать оное; ибо закон, нарушаемый блюстителями оного , не имеет святости в глазах народа»

    Большие надежды, которые на него возлагались, лицей безусловно оправдал. Но не так и не в этом смысле , в каком думал император Александр I . В истории России, лицей вошел как одно из самых замечательных явлений русской культуры. Но не потому, конечно, что он готовил «просвященных слуг государства», а потому, что он был колыбелью Пушкина, а значит, и всей русской поэзии, потому, что из его стен вышли великие патриоты и мученики свободы, как Кухельбекер, Пущин

    Для Пушкина лицей был не только источником дорогих воспоминаний, но и многого существенно важного и решающего в его последующем духовном развитии.

    В лицее были хорошие преподаватели, там читались ученикам основы наук, но еще более, чем преподаватели и излагаемые ими научные сведения, служил образованию их тесный дружеский круг. Его значение для Пушкина было неизмеримо велико.

    Пушкин недаром после окончания лицея отмечал каждую лицейскую годовщину посвященной этой дате стихами. И это были стихи о дружбе. Лицей, лицейское содружество были тем самым, что заменяло ему в юности столь необходимое для человеческой души ощущения дома.

    Лицей, лицейское содружество, воспоминания о лицее были тем положительным основанием, на котором, при всех ошибках и неудачах, не только в радостях, но и в невзгодах, всегда строилась внутренняя судьба личности Пушкина. Это то, на что Пушкин оглядывался при всех поворотах своей жизни, с чем соизмерял все с ним происходящее.

    Там за пределами лицея, Пушкин встречался с умными и блестяще образованными гвардейскими офицерами – П.Я. Чаадаевым, Н.Н. Раевским, П.П. Кавериным, М.Г. Хомутовым, В.Д. Олсуфьевым и др.

    В беседе с ними он рассуждал о свободе и дышал ею.

    Воспитание свободой и воспитание вольных чувств и стремлений были условиями – и самыми благоприятными для Пушкина – быстрого становления его поэтического таланта.

    Лицей – и в этом его историческая слава и значение – был той живой и плодотворной средой, которая вырастила Пушкина-поэта. В 8-й главе «Евгения Онегина» Пушкин писал:

    В те дни, когда в садах Лицея

    Его первые стихотворения, написанные им в 13 и 14 лет, естественно, были не вполне самостоятельны. В них видны следы ученичества , школы – хотя и не всегда достаточно определенной. Известно, что в лицее Пушкина иногда называли «французом». Это было своеобразным признанием его начитанности во французской литературе. Французская литература и оказала самое сильное влияние на раннее творчество Пушкина. Это влияние было одновременно и не слишком глубоким, и не долгим, и в достаточной мере плодотворным

    Позднее Пушкин резко выступал против всякого рода воздействия французской литературы на русскую. Одинаково естественным для Пушкина было следование французским поэтическим образам в юности и резкий отказ от него в зрелости. Во французской литературе XVIII в. дороже всего был для Пушкина ее свободный и свободолюбивый дух: он и имел положительное воздействие на юную пушкинскую поэзию. В сознании Пушкина-лицеиста французская литература связана была прежде всего с Вольтером. Это была литература озорная, иногда фривольная, резко критическая и резко ироническая. Под воздействие французской литературы Пушкин уже в самых первых своих опытах мог чувствовать себя свободно, легко, мог, и подражая, оставаться самим собой. Важно и то, что после французского влияния ни одно другое иноязычное влияние не могло быть не слишком прочным, ни слишком глубоким. Для поэта, наученного французской литературой принимать все критически, оно во всяком случае не могло быть сколько-нибудь закрепощающим влиянием

    В первых поэтических опытах Пушкина с самого начала поражает и восхищает прекрасное владение стихом, культура стиха. Стих у него легкий,

    свободно льющийся, хорошо имитирующий непринужденную беседу. При

    внимательном взгляде уже самые ранние стихи Пушкина – пусть отчасти, пусть только отдаленно – обещают нам некоторые позднейшие его поэтические открытия и достижения.

    Печататься Пушкин начал в 1814 году, когда ему было 15 лет. Его первым печатным произведением было стихотворение «К другу стихотворцу». Здесь иная форма, чем в самых ранних стихотворениях, и иной жанр, но путь по существу тот же: путь свободного, легкого, непринужденного поэтического размышления.

    Литературными учителями юного Пушкина были не только Вольтер и другие знаменитые французы, но и еще больше Державин, Жуковский, Батюшков. Как писал Белинский, «все, что было существенного и жизненного в поэзии Державина, Жуковского и Батюшкова, — все это присуществилось поэзии Пушкина, переработанное ее самобытным элементом».

    Связь с Жуковским в лицейский период проявились особенно заметным в таких стихотворениях Пушкина, как «Мечтатель» (1815), «Сраженный рыцарь» (1815). Несомненное воздействие на Пушкина оказал также и Державин. Очевидным образом его воздействие проявилось в известном стихотворении лицейской поры «Воспоминание в Царском селе».

    Сам Пушкин так вспоминал о своем чтении этого стихотворения на торжественной церемонии экзамена в присутствии Державина: «Державин был очень стар. Он был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел, подперши голову рукой.

    Лицо его было бессмысленно , глаза мутны, губы отвисли; портрет его (где представлен он в колпаке и халате) очень похожи. Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности . Тут он оживился, глаза заблестели; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи.

    Он слушал с живостью необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина.

    Я не в силах описать состояние души моей; когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом … Не помню, как я кончил свое чтение, не помню куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять …. Меня искали но не нашли.

    «Воспоминания в Царском Селе» были заказаны Пушкину по случаю предстоящего переходного экзамена и приезда на экзамен самого Державина. Таким образом, стихотворение должно было быть «державинским» уже по заданию. Таким оно и оказалось: и по жанру (род высокой оды), и по тематике (высоко значительной, отчасти гражданственной), и по своей чисто державинской стилистике:

    Последним словам стиха суждено было сбыться, быть может, еще более, чем предполагал поэт. Грозные времена и грозные судьбы ждали впереди и Пущина, и Кюхельбекера, и Дельвига, и самого Пушкина . И всегда, как бы тяжело ни складывалась их жизнь , голосом радости и утешенья был для них голос верной лицейской дружбы.

    Использованная литература : Е.А. Маймин «Пушкин. Жизнь и творчество»

    Источник: https://doc4web.ru/literatura/liceyskie-godi-pushkina.html

    Лицейские годы А.С Пушкина

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд Описание слайда:

    Учебный материал к уроку на тему: Лицейские годы А.С.Пушкина Подготовила учитель Дудникова Наталья Борисовна

    2 слайд Описание слайда:

    Автор презентации учитель г.Жезказгана Карагандинской области Дудникова Наталья Борисовна Казахстан

    3 слайд Описание слайда:

    Имя А.С. Пушкина – гениального русского поэта — известно далеко за пределами нашей Родины. С Пушкина начинается расцвет русской литературы, выдвинувший её на одно из первых мест в мировой литературе. Мы с детства, дома и в школе, знакомимся, с Пушкиным. О нём выдающийся поэт А.Твардовский писал: «Он входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не покидает нас до конца».

    4 слайд Описание слайда:

    В детстве Саша рос задумчивым и рассеянным ребёнком, что вызывало у родителей недоумение. А между тем эти черты свидетельствовали о ранней внутренней сосредоточенности мальчика, о его полном погружении в свой особый, ещё детский, но уже поэтический мир.

    Впоследствии, однако, родители замечали в нём «пылкий нрав, необыкновенную память и, в особенности, наблюдательный не по годам ум». В раннем детстве поэт почти не говорил по-русски и не знал русского языка, потому что воспитывался французскими гувернёрами.

    Его первыми учителями родного языка были бабушка Марья Алексеевна, няня Арина Родионовна, сказочница и певунья, и дядька Никита Козлов, крепостной Пушкиных. Детский портрет Александра Пушкина

    5 слайд Описание слайда:

    В 1811 голу Пушкин поступил в только что открывшийся Царскосельский лицей, куда привёз его дядя Василий Львович.

    На лицей возлагались большие надежды: он должен был готовить воспитанников для государственной деятельности и приравнивался к российским университетам. Срок обучения определялся 6 годами и делился на два курса – начальный и окончательный.

    учебная программа была пёстрой и несовершенной. Бессистемная широта программы не способствовала глубокому усвоению наук. В.Л.Пушкин, поэт начала 19 века, дядя А.С.Пушкина

    6 слайд Описание слайда:

    « В начале жизни школу помню я; Там нас, детей беспечных было много; Неровная и нервная семья; …» А. С. Пушкин. Здание Лицея Актовый зал Лицея

    7 слайд Описание слайда:

    Учебный класс в лицее А.С.Пушкин учился в лицее с 1811 по 1817 годы. Это были самые лучшие и беззаботные годы жизни молодого поэта.

    8 слайд Описание слайда:

    Картина А. Иткина «Лицеисты на прогулке» На картине художника Иткина изображены резвящиеся во время отдыха молодые лицеисты. Автор точно передаёт беззаботность ребят. С картины веет настоящей морозной свежестью. Лёгкие и белоснежные мазки удивительно рисуют и сам чудесный зимний день, и радостных лицеистов. Возможно, среди них вы заметите и юного Пушкина.

    9 слайд Описание слайда:

    Любимый лицейский учитель юного Пушкина – А.П.Куницын. Из всех лицейских профессоров Пушкин, как и другие лицеисты, выделил профессора нравственных наук А.П.Куницына. Поэт надолго запомнил его пламенную патриотическую речь на открытии лицея («И мы пришли.

    И встретил нас Куницын») и лекции Куницына о естественном праве. Профессор утверждал, что все люди от рождения равны и свободны. Отсюда следовал вывод: «Никто не может приобресть права собственности на другого человека».

    Талантливый молодой учитель сумел увлечь поэта и его друзей подлинной любовью к свободе, ненавистью к деспотизму и позорному крепостному праву.

    И Пушкин в одном из вариантов стихотворения «19 октября» (1825г) вспомнил о любимом учителе: Куницыну дар сердца и вина! Он создал нас, он воспитал наш пламень, Поставлен им краеугольный камень, Им чистая лампада возжена…

    10 слайд Описание слайда:

    Из воспоминаний Пушкина об учителях. Кроме А.И.Галича и Н.Ф. Кошанского, остальные профессора не оставили большого следа в духовном развитии раннего Пушкина, но ко всем без исключения обратил поэт свои мудрые строки : Наставникам, хранившим юность нашу, Всем честию, и мёртвым и живым, К устам подъяв признательную чашу, Не помня зла, за благо воздадим.

    11 слайд Описание слайда:

    «Лицейский мудрец»- первый журнал лицеистов. Ах! Боже мой, какую Я слышал весть смешную: Разумник получил ленту голубую. -Бог с ним! Я недруг никому: Дай бог и царствие небесное ему. — Так написал Пушкин. А в «Лицейском Мудреце» появилась карикатура «Заяц на ловле».

    Лев с голубой лентой через плечо – это министр просвещения, попечитель лицея граф Алексей Кириллович Разумовский. А перед ним на задних лапах – заяц, то есть инспектор лицея Фролов, о котором в лицейских куплетах говорилось: «Медали в вечной он надежде».

    Так лицеисты острили и над Фроловым (мечтателе наград) и над старым Разумовским, запретившим домашний театр в лицее. Карикатура из журнала «Лицейский Мудрец», 1815-1816 гг.

    12 слайд Описание слайда:

    Перед вами другая карикатура – «Профессора, поздравляющие гр. Разумовского». Здесь почти все профессора первого курса. Ближе всех к министру — Кайданов, профессор географии и истории. Профессор математики Карцев напутствует упавшего Кошанского (учителя риторики и латыни), которого за ноги оттаскивает вниз его адъютант Георгиевский. Этих учителей Пушкин не жаловал.

    13 слайд Описание слайда:

    Лицейский журнал 1815-1816 годов. «Лицейский Мудрец» есть архив всех древностей и достопримечательностей лицейских. В нём помещались приговорки, песенки лицеистов. Долгое время он считался утраченным.

    И вот, наконец. В руках Якова Грота небольшой альбом в тёмно-красном сафьяновом переплёте. Лицейский Мудрец – живая персона, с ним беседуют, его спрашивают, ему пишут письма.

    Дальше – проза, стихи, политические события смесь.

    14 слайд Описание слайда:

    Кое-что забытое о «Лицейском мудреце». В «Лицейском Мудреце» не встречается стихов юного Пушкина. Вообще стихотворный отдел очень слаб. И всё-таки какими живыми впечатлениями лицейской жизни он наполнен, какие великолепные карикатуры! Они не подписаны, но автор их известен.

    Это Илличевский, признанный лицейский художник, одно время соперник Пушкина в поэзии. Он особенно удачно писал эпиграммы, короткие стихотворения. Любопытен его табель успеваемости: всё у него блестяще, он идёт третьим учеником (а Пушкин всего только 23-м!).

    В графе о нравственности отмечено: «Довольно благонравен, остроумен, пылкого воображения, смел, решителен»… А учитель рисования говорит о нём с восторгом: «Великих дарований. Успехи превосходны. 1-го класса».

    Илличевский не был близким другом Пушкина, но он входил в лицейское содружество и на прощание, при окончании лицея, Пушкин написал ему в альбом:

    15 слайд Описание слайда:

    Не властны мы в судьбе своей, По крайней мере, нет сомненья, Сей плод небрежный вдохновенья, Без подписи, в твоих руках На скромных дружества листах Уйдёт то общего забвенья… Но пусть напрасен будет труд, Твоею дружбой оживлённый,- Мои стихи пускай умрут- Глас сердца, чувства неизменны Наверно их переживут! А.С. Пушкин Илличевскому, 1816 год

    16 слайд Описание слайда:

    Друзья Пушкина в лицейские годы. ПУЩИН И.И. «Мой первый друг…» называл Пушкин своего лицейского товарища (Жанно) Пущина И.И. Позднее Пущин написал книгу «Записки о Пушкине».

    Вот отрывки из неё: «Никогда не переставал я любить его; знаю, что и он платил мне тем же чувством…Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке…Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в комнату. На дворе страшный холод. Смотрим друг на друга, целуемся, молчим…

    Прибежавшая старуха бросилась меня обнимать. Я тотчас догадался, что это добрая его няня, столько раз им воспетая, — чуть ли не задушил её в объятиях.

    17 слайд Описание слайда:

    Он, как дитя, был рад нашему свиданию, несколько раз повторял, что ему не верится, что мы вместе. Прежняя его живость во всём проявлялась, в каждом слове, в каждом воспоминании, им не было конца в неумолкаемой нашей болтовне.

    Пушкин заставил меня рассказать ему про всех наших первокурсных Лицея… Между тем время шло за полночь. Мы крепко обнялись в надежде свидеться в Москве. Я убежал в сани. Пушкин говорил мне что-то вслед, ничего не слыша, я глядел на него; он остановился на крыльце, со свечой в руке. Кони рванули под гору.

    Послышалось: «Прощай, друг!» Ворота скрипнули за мною. Из воспоминаний И. И. Пущина о Пушкине. Портрет Пушкина

    18 слайд Описание слайда:

    Иван Пущин – близкий друг А.С.Пушкина Портрет И.И.Пущина и одностишие «Моя душа тобой полна…» Этот стих пушкинисты старших поколений просто не заметили. в Пушкинском Доме выяснилось, что хранитель рукописей поэта Татьяна Краснобородько тоже разглядела эту строку и зафиксировала ее как самостоятельную запись. Уточним: это не просто запись, а стихотворная строка.

    19 слайд Описание слайда:

    Пётр Яковлевич Чаадаев – близкий лицейский приятель А.С.Пушкина В стихотворении «К Чаадаеву» чувства Пушкина и Чаадаева объединяются: «Недолго нежил нас обман…», «Но в нас горит ещё желанье…», «Мы ждём с томленьем упованья…», «И на обломках самовластья напишут наши имена!» 1818 год Портрет Чаадаева в 1815 году

    20 слайд Описание слайда:

    Александр Павлович Бакунин – лицейский товарищ Пушкина А.П.Бакунин после окончания Лицея и до 1823 года находился в армии, затем служил В Москве по гражданской части.

    В октября участвовал в праздновании лицейской годовщины в Царском Селе вместе с Пушкиным и другими товарищами. В 1824-1825 годах принадлежал к декабристскому движению И.И. Пущина. Был сослан в ссылку.

    Позднее Пушкин встречался с Бакуниным и его женой Анной Борисовной, урождённой Зеленской.

    21 слайд Описание слайда:

    Друзья Пушкина в лицейские годы. Антон Антонович Дельвиг – один из ближайших друзей Пушкина Я Пушкина младенцем полюбил И первый я его услышал пенье. Дельвиг. 1822 год :До поступления в Лицей Дельвиг не знал ни немецкого, ни французского языков.

    Маска «ленивца сонного» определили место Дельвига среди воспитанников как неповоротливого флегматика с кличками Тося, Султан, Мусульманин. При внешней ленивости Дельвиг упорно работал в Лицее над своим образованием. Стихи стал писать позже других, но печатался первым (в 1813 году).

    Он же тайно послал в журнал «Российский музеум» и стихи Пушкина, где они были опубликованы в 1814 году.

    22 слайд Описание слайда:

    Лицейский приятель Пушкина – Александр Михайлович Горчаков А.М.ГОРЧАКОВ Горчаков стал дипломатом. Министром иностранных дел,. канцлером. Окончив Лицей с золотой медалью, подолгу находился за границей на гражданской службе.

    Был знаком со многими участниками декабрьского восстания, считал их «людьми замечательно умными и даровитыми». В 1825 году состоялась последняя встреча Горчакова с поэтом Пушкиным .

    Последний читал другу отрывки из «Бориса Годунова».

    23 слайд Описание слайда:

    Владимир Дмитриевич Вольховский – близкий друг Пушкина по Лицею Происходил из небогатой многодетной семьи. За целеустремлённость, громадную волю, принципиальность и чувство справедливости в лицее его прозвали Суворочкой.

    Вольховским гордились, его уважали и товарищи, и учителя. При равных успехах с А.М.Горчаковым по просьбе самих воспитанников ему была присуждена Большая золотая медаль на выпуске.

    Спартанскою душой пленяя нас, Воспитанный суровою Минервой, Пускай опять Вольховский сядет первый, Последним я, иль Брольо, иль Данзас. А. Пушкин

    24 слайд Описание слайда:

    Приятели Пушкина по Лицею Вильгельм Кюхельбекер Александр Бакунин Матюшкин Ф.

    25 слайд Описание слайда:

    А.С.Пушкин в воспоминаниях Это был человек небольшого роста. На первый взгляд не представляющий из себя ничего особенного. Если смотреть на его лицо, начиная с подбородка, то тщетно будешь искать в нём, до самых глаз, выражения поэтического дара. Но глаза непременно остановят вас: В них вы увидите лучи того огня.

    Которым согреты его стихи. А.В. Никитенко Это были особые, поэтические глаза, в которых вся бездна дум и ощущений, переживаемых душою великого поэта. Других таких глаз я во всю мою долгую жизнь ни у кого не видела.

    Говорил он скоро, острил всегда удачно, был необыкновенно подвижен, смеялся разительно и громко, показывая два ряда ровных зубов, с которыми белизной могли равняться только перлы. В.

    А Нащокина Пушкин с самого начала был раздражительнее многих и потому не возбуждал общей симпатии… В нём была смесь излишней смелости с застенчивостью, и то, и другое невпопад.

    Чтобы полюбить его настоящим образом, нужно было взглянуть на него с тем полным благорасположением, которое знает и видит все неровности характера и другие недостатки, мирится с ними и кончает тем, что полюбит даже и их в друге-товарище». И.И. Пущин Никто не имел столько друзей, сколько Пушкин и, быв с ним очень близок, я знаю, что он вполне оценил сие счастье». Н.М. Смирнов

    26 слайд Описание слайда:

    В ТЕ ДНИ – ВО МГЛЕ ДУБРАВНЫХ СВОДОВ, БЛИЗ ВОД, ТЕКУЩИХ В ТИШИНЕ, В УГЛАХ ЛИЦЕЙСКИХ ПЕРЕХОДОВ ЯВЛЯТЬСЯ МУЗА СТАЛА МНЕ. «Евгений Онегин», черновики Н Ульянов. Пушкин в садах Лицея.1935год.

    27 слайд 28 слайд Описание слайда:

    Пушкин – величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России. (М. Горький) Словно зеркало русской стихии, Отстояв назначенье своё, Отразил он всю душу России! И погиб, отражая её.    (Н.М.Рубцов)

    29 слайд Описание слайда:

    В память о поэте. Прощай, мой Пушкин, друг прелестный! Чудесный дар от божества. Ты вестник золотой поры прекрасной, что хоть недолго, но жила. Вслед за тобой пойдут другие. Мишель в стихах тебя воспел.

    Но ты был первым, просто первым Кумир для всех и для меня. Пройдут года. Пора взросленья. Но будем помнить вновь и вновь слиянье душ, друзей, лицей наш и свою первую любовь. Автор Дудникова Н.Б. 2012 год.

    30 слайд Описание слайда:

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

    Общая информация

    Оставьте свой комментарий

    Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

    Источник: https://infourok.ru/liceyskie-godi-as-pushkina-1453321.html

    Ссылка на основную публикацию