Любовная лирика а.с. пушкина

«Любовная лирика А.С. Пушкина»

Тема урока: любовная лирика А.С.Пушкина.

Класс: 9

Тип урока: изучение нового материала, художественное восприятие и углубленная работа над текстами стихов.

Цели урока:

1) изучение любовной лирики Пушкина, раскрытие ее духовного потенциала,

2) знакомство с адресатами любовной лирики поэта,

3) развитие навыков выразительного чтения стихотворений,

4) воспитание высоких нравственных и эстетических идеалов.

Основные виды деятельности учителя и учащихся: сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение наизусть, заполнение таблицы, работа с презентацией, беседа.

Оборудование: слайдовая презентация, сборники стихов, романс М. Глинки «Я помню чудное мгновенье».

Литература:
1)  Егорова Н.В., Золотарёва, И.В. Поурочные разработки по литературе XIX века: 9 класс/ Н.В.Егорова, И.В.Золотарёва, — Москва «ВАКО», 2012

2) Шапошникова, В.В. «Открой мне глубокую тайну твою…». Методическое пособие по литературному анализу для старших классов/ В.В.Шапошникова, — М.: Московский Лицей, 2013

План:
1) Орг. момент (1 мин.)

2) Вступительное слово учителя (3 мин.)

3) Чтение наизусть ученицей стихотворения Эдуарда Асадова «Когда порой влюбляется поэт..» и краткий анализ (4 мин.)

4) Просмотр информации на слайдах о любимых женщинах Пушкина с комментариями учителя (5 мин.)

5) Сердечная жизнь Пушкина до женитьбы (18 мин.)

6) Пора зрелости. Жизнь Пушкина после женитьбы (15 мин.)

Тема урока: Любовная лирика А.С.Пушкина.

И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.

А.С. Пушкин

Проверка домашнего задания. Чтение наизусть стихов о дружбе с комментариями.

Вступительное слово учителя.

Лирика А.С.Пушкина удивительно богата содержанием. Это «союз волшебных звуков, чувств и дум». Лирическая поэзия требует чувств. А какое из них может сравниться с любовью? По глубине переживаний, по силе воздействия на человека, по нежности и благородству, пожалуй, никакое. У каждого из нас – свой Пушкин.

Кого-то пленяет сказочный мир поэта с неизменным торжеством в нем добра над злом; кто-то восхищается пушкинскими пейзажами; кому-то сродни вольнолюбивые герои его произведений… Я же хочу обратиться к заветной области лирической поэзии Пушкина – к его любовной лирике.

Думаю, нет смысла рассуждать об актуальности этой темы, ведь все в нашей жизни, говоря словами Роберта Рождественского, «начинается с любви»:

Всё начинается с любви…

Твердят:

«Вначале

было

слово…»

А я провозглашаю снова:

Всё начинается

с любви!..

С любви к Родине, к природе, к родным и близким, к женщине…

И, перечитывая стихи А.С.Пушкина, действительно веришь, что в минуты создания произведений рукой поэта водила настоящая любовь, искренняя и вдохновенная.

Александр Сергеевич был человеком, жизнь которого прошла среди женщин. Но следует ли рассматривать его поэзию только как поэтический аналог его «донжуанского списка»? Каково пушкинское понимание любви? Найти ответы на эти вопросы — такова задача нашего сегодняшнего урока.

А сейчас предлагаю обратиться к известному стихотворению Эдуарда Асадова «Когда порой влюбляется поэт…» (стихотворение читает 1 ученица)

Автор задаётся вопросом: «Кто были те, кто волновал поэта?» и как им удавалось воспламенить в нём чувства для написания прекрасных стихов? Сегодня мы обратимся к адресатам любовной лирики Пушкина.

Внимание на экран (слайды с наиболее известными женщинами Пушкина, краткие сведения о них – 5-6 минут).

В каждой из этих женщин он находил нечто исключительное. Каждое новое увлечение поэт воспринимал за настоящую любовь, боготворил свою избранницу, горел, страдал, посвящал ей стихи. И сегодня мы будем перелистывать страницы поэтического дневника Пушкина.

Стихотворения о любви являются подлинными жемчужинами творчества Пушкина. Здесь мы находим такие шедевры мировой поэзии, как « Я помню чудное мгновенье», « Я вас любил», «Мадонна» и т.д.

До сих пор продолжает оставаться одной из загадок мирового искусства и беспредельного восхищения стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Стихотворение было написано в Михайловский период в1825 году, во время ссылки, и обращено к Анне Петровне Керн, необыкновенно привлекательной молодой женщине. О встрече Пушкина с Керн расскажет …. (1 ученик, 2-3 минуты).

Прослушайте романс великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки «Я помню чудное мгновенье» (аудиозапись 3 минуты) и ответьте на следующие вопросы:
1) Как поэт рисует образ возлюбленной? Можно ли конкретно узнать женщину?

2) Каково отношение поэта к неудавшейся любви: разочарование, скорбь, гнев, смирение, благородство, ирония? Объясните свой выбор.

3) Какие периоды жизни отразились в нём?

После смерти генерала Керна, Анна Петровна связала свою судь­бу с небогатым помещиком и прожила с ним счастливо, хоть и в бедности, 30 лет. Она оста­вила воспоминания о Пушкине – до нас дошли его письма, адресованные к ней. Это невероятно искренние послания.

Переворачиваем страницу нашего дневника. В мае 1827 года Пушкин уехал Петербург. Его фантазией завладела Анна Алексеевна Оленина, дочь директора Публичной биб­лиотеки. Они познакомились, когда ей было всего девять лет.

Вновь встретил он ее девятнадцатилетней красавицей, сочинявшей музыку, стихи и обладавшей хорошим го­лосом. Внимание знаменитого поэта не могло оставить девушку равнодушной, и она сама признавалась, “что это была честь, которой все завидовали”..

Пушкин пылко влюбился, просил ее руки, но получил отказ от ее родителей. Анна Оленина не ответила на чувства поэта, хотя признавалась в своем дневнике, что “увидела самого интересного человека своего времени”.

Ей Пушкин посвятил большой цикл лирических стихо­творений, и, существует мнение, что именно ей поэт написал в 1829 году прощальные стихи “Я вас любил…”.(Чтение стихотворения учителем)

«Я вас любил» — сколько раз произносили человеческие уста эти простые слова. Но только в пушкинских стихах они стали высочайшей и трепетной поэзией. Почему? Да и всё стихотворение соткано из самых обыкновенных слов.

Как они преображаются в произведении? Вернёмся к печальным словам, к времени глагола: «Я вас любил». Ведь это прощание не только с любимой, но и с любовью, с недавним чувством. Это прощание человека «возмужалого».

В чём тайна пушкинского «расставания с любимой»? (он без упрёков и обид прощается со своей любимой).
Как тонко, деликатно подчёркивает поэт силу прошедшей любви! В стихотворении нет ни упрёков, ни обид, ни безнадежности.

Пушкин благодарен женщине даже за «безмолвную любовь», относясь к ней бережно с теплотой, он желает, чтобы «другой любил её так же искренно и нежно», как он.

Давайте поразмышляем и сравним стихотворения “Я Вас любил….” и “Я помню чудное мгновенье”, заполнив таблицу (таблица распечатана каждому ученику, левая колонка заполнена):

Фраза в стихотворении, которая меня заинтересовала Комментарий, чувства, мои впечатления
Я помню чудное мгновение:Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье,Как гений чистой красоты. Появился прекрасный женский образ, смутный, неясный, который помог постичь красоту жизни и вызвать поэтическое вдохновение.
В глуши, во мраке заточеньяТянулись тихо дни моиБез божества, без вдохновенья,Без слез, без жизни, без любви. В ссылке жизнь проходит без каких-либо приключений. Любовь, вдохновение, слезы могут быть лишь в подлинной жизни
И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновьИ божество, и вдохновение,И жизнь, и слезы, и любовь. При появлении любимой сердце забилось сильнее, пробудились жизненные силы. Поэт выразил смену своих переживаний.
Я вас любил: любовь еще быть может, В душе моей угасла не совсем;Но пусть она вас больше не тревожит;Я не хочу печалить вас ничем. Чувства героя уже не те, они уже угасают.Это любовь — воспоминание. Он не хочет нарушать покой любимой.
Я вас любил, безмолвно, безнадежно,То робостью, то ревностью томим; Это были высокие чувства без надежды на взаимность. Светлая печаль вызвана безответной сильной любовью.
Я вас любил так искренно, так нежно,Как дай вам Бог любимой быть другим Он не упрекает любимую, а искренне желает счастья отвергнувшей его женщине.

Такова сердечная жизнь Пушкина до женитьбы. Мы открываем самые прекрасные и самые трагические страницы из жизни Пушкина. Те увлечения, те порывы страстей, которые волновали его в молодости, не были еще той любовью, тем всеобъемлющим чувством, которое пришло к нему на рубеже нового периода жизни.

Настала пора зрелости. Жажда семейного счастья, стремление любить и быть любимым – вот какие чувства владели им в эти годы. Перед нами портрет жены А.С.Пушкина – Н.Н.Гончаровой. Когда Пушкин познакомился с Натальей Николаевной, ей было 16 лет. «Когда я увидел ее в первый раз,- писал поэт теще, — красоту ее едва начинали замечать в свете.

Я полюбил ее, голова у меня закружилась, я сделал ей предложение…» Мать Натальи Николаевны не дала согласие на брак, хотя и не отказала. История сватовства поэта, весь предсвадебный период наполнены неуверенностью, сомнениями, тревогой. Весной 1830 года Пушкин вновь делает предложение Н.Н; оно было принято, и 6 мая состоялась помолвка.

Наталья Николаевна была единственной героиней пушкинской лирики последних лет. О ней написано, наверное, больше, чем о какой-либо другой жене русского поэта или писателя. Одно из наиболее известных стихотворений – «Мадонна». На создание этого гимна чистой любви Пушкина вдохновила картина Рафаэля Санти «Мадонна».

В этом произведении образ земной возлюбленной связан со своим духовным образом Богородицы: поэт называет свою избранницу «моя Мадонна». Обратите внимание на последнюю строфу, на последнюю строку «Чистейшей прелести чистейший образец».

1) В какой форме употреблено прилагательное «чистый»? (В форме превосходной степени.)

2) В чем смысл такого соседства двух прилагательных в превосходной степени?

(Поэт усиливает отмечаемое сходство)

3) Какие синонимы можно подобрать к слову «образец»? (Эталон, идеал, пример)

Наталья Николаевна была не только светской красавицей, она дала Пушкину высокое и вместе с тем простое человеческое счастье, о котором так мечтал поэт.

Сколько людей – среди них и друзья поэта — беспощадно и жестоко осуждали жену Пушкина. Он как будто предвидел это и заранее отвел все поклепы. Умирая, поэт утешил жену: “Будь спокойна, ты невинна в этом”.

А врачу он сказал: “Она, бедная, безвинно терпит и может еще потерпеть во мнении людском!”

Пушкин был счастлив в семейной жизни. Это подтверждают его письма. За 6 лет, которые они прожили вместе, Наталья Николаевна родила четверых детей.

В начале урока нами были поставлены вопросы: Следует ли рассматривать его поэзию только как поэтический аналог его «донжуанского списка»? Каково пушкинское понимание любви? Ответы просты.

Стихи Пушкина — вовсе не дневник его любовных побед и поражений, и в шедеврах пушкинской любовной лирики говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывавших его с возлюбленными. Любовь Пушкина-лирика — предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской «прозы».

В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее.

Оно, подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало свободы, подчиняя «страстям мятежным», но, как всякая буря, угасало, превращаясь в «погасший пепел», «цветок засохший, бездыханный». Поэт не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить.

Заключительное слово. Сегодня на уроке мы с вами еще раз обратились к любовной лирике А.С.Пушкина, узнали адресатов его стихотворений. Это далеко не все стихотворения, и далеко не все женщины, которые в свое время пленили поэта. Но, я думаю, что лучшие стихотворения сегодня прозвучали на нашем уроке. Любовь – прекрасное чувство, о котором хочется рассказывать стихами.

Домашнее задание:

1) наизусть стихотворение о любви («Мадонна» или «Красавица»)

2) читать статью учебника «Любовная лирика Пушкина».

4

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/liubovnaialirikaaspushkina

Готовые школьные сочинения

Ноя 14 2016

Любовная лирика А. С. Пушкина

А. С. Пушкин — непревзойденный мастер лирических произведений, которые он писал на протяжении всей своей недолгой жизни. Мотивы лирики поэта, глубина мыслей и чувств в каждом стихотворении разнообразны. Это и патриотическая вольнолюбивая лирика, лирика дружбы и, наконец, лирика любви.

Тема любви к женщине звучит во многих произведениях и представлена многогранно: любовь — чувство идеальное, возвышенное, прекрасное в наивысшей силе его проявления, любовь как мимолетное влечение, любовь человека, умудренного жизнью, любовь и чувства, сопутствующие ей (радость, печаль, грусть, ревность и т. д.).

Шедеврами пушкинской любовной лирики, в которых говорит “язык сердца”, являются немало стихотворений.

Среди них “Признание” (“Я вас люблю — хоть я бешусь…”) Следующие строки из этого стихотворения характеризуют поэта как натуру возвышенную, глубоко чувствующую и любящую: Пора, пора мне быть умней! Но узнаю по всем приметам Болезнь любви в душе моей: Без вас мне скучно, Я зеваю: При вас мне грустно, Я терплю; И, мочи нет, сказать желаю, Мой ангел, как я вас люблю/ В другом стихотворении — “На холмах Грузии лежит ночная мгла…” — есть строки, которые можно считать эпиграфом ко всей жизни Пушкина: “… И сердце вновь горит и любит — оттого, что не любить оно не может”.

Особой проникновенностью отличается стихотворение “Я вас любил…”. Оно волновало и не перестает волновать людей потому, что в этой лирической all soch © 2005 миниатюре заключены общечеловеческие духовные ценности. Читая строки “Я вас любил…”, мы не обнаруживаем в них ни эпитетов, ни сравнений, ни метафор.

Но говоря словами В. Г. Белинского, “в нем та же трогающая душу гуманность, та же артистическая прелесть, что и в других интимных стихотворениях поэта”. Кажущаяся простота позволяет тем не менее в своеобразной манере изложения раскрыть самые различные чувства.

“Я вас любил” — выражение повторяется троекратно и, сохраняя общее значение, приобретает новые смысловые оттенки: Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем.

В этой части стихотворения подчеркиваются благородство, ненавязчивость лирического героя.

Читайте также:  "моцарт и сальери" (маленькие трагедии а.с. пушкина): краткое содержание

Чувства его не остыли, но он не хочет тревожить и печалить объект своей любви. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим… — здесь автор указывает на силу любви, многогранность сопутствующих чувству переживаний: безнадежность, робость, ревность.

Я вас любил так искренне, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим. Этими словами Пушкин утверждает, что настоящая любовь — это пожелание быть счастливой и любимой даже другим.

Одно из самых прекрасных стихотворений любовной лирики — “Я помню чудное мгновенье…

”. Считается, что оно посвящено Анне Петровне Керн. История романа Пушкина и Керн весьма показательна с точки зрения становления личности поэта на фоне его любовных переживаний. А. П. Керн в жизни была не только красивая, но и милая, добрая женщина с несчастливой судьбой. Искреннее чувство Пушкина к Керн было выражено в стихотворении, которое превратило А. П. Керн в “гений чистой красоты”.

Пушкин был очарован обаянием и красотой Керн в 1819 году. Спустя шесть лет, летом 1825 года, он опять встретился с Анной Петровной в Тригорском. Неожиданный приезд ее всколыхнул в поэте почти угаснувшее и забытое чувство. В обстановке однообразной и тягостной, хотя и насыщенной творческой работой, Михайловской ссылки появление Керн вызвало пробуждение в душе поэта.

Он вновь ощутил полноту жизни, радость творческого вдохновения, упоение и волнение страсти. Незадолго до отъезда Анны Петровны Пушкин и написал это стихотворение, которое сам вручил ей вместе с экземпляром одной из первых глав “Евгения Онегина”.

Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты… Стихотворение начинается с воспоминаний о дорогом и прекрасном образе, на всю жизнь вошедшем в сознание поэта.

Это глубоко сокровенное, незатухающее воспоминание согрето таким чувством, что трудно выразить более горячо и трепетно.

“В томленьях грусти безнадежной… Шли годы. Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты…

В глуши, во мраке заточенъя Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви. Душе настало пробужденъе: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь.

Эти неповторимые строки созвучны другим, из письма Татьяны Онегину, в котором героиня изливает “тоску вопиющей души” в бесхитростных, идущих от самого сердца признаниях: И в это самое мгновенье Не ты ли, милое виденье, В прозрачной темноте мелькнул… Письмо Татьяны было написано в 1824 году за несколько месяцев до новой встречи Пушкина с Керн. Не это ли письмо подсказало первые строки стихотворения “Я вас любил…”? Важны то состояние беззаветной влюбленности, свежести и чистоты чувства, то пробуждение и волнение души, которые вызвали к жизни это признание. Пушкин невольно заставляет любить свой идеал и восхищаться Татьяной, так как этот образ — плод его воображения и мечта, достойная любви и восхищения. Мы видим, что любовная лирика Пушкина не связана с конкретной личностью, а выявляет философские раздумья поэта о своей собственной жизни, о радости бытия, о приливе творческих сил.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Любовная лирика А. С. Пушкина . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/lyubovnaya-lirika-a-s-pushkina-2/

Любовная лирика А.С.Пушкина

А.С.Пушкин — прежде всего поэт лирик. В своем творчестве он обращался к темам, которые больше всего волновали его: к темам любви, свободы, дружбы, творчества. В стихотворениях поэт выражал свое видение мира, свои переживания.

Лирика дает наиболее полное представление об идеалах и жизненных ценностях поэта. В стихотворениях все значимо: каждый образ, каждая художественная деталь, ибо только с помощью таких приемов можно выразить все богатство и разнообразие переживаний. Любовь для Пушкина — спутница юности.

Но она сопровождала поэта всю жизнь. В своем творчестве поэт неоднократно возвращается к теме любви. В ранний период творчества Пушкин писал о дружеских пирушках, о радостях и разочарованиях любви. Юного поэта интересовали любовные забавы. Почти все стихотворения этого периода игривы.

Ах! Если превращенный в прах,
И в табакерке, в заточенье,
Я в персты нежные твои попасться мог,
Тогда в сердечном восхищенье,
Рассыпался на грудь под шелковый платок
И даже… может быть…

Так, в стихотворениях «Красавице, которая нюхала табак», «Монах», «К Наташе» все обращается в шутку, в игру. Настоящего, возвышенного душевного единства нет. Для раннего творчества Пушкина характерен жанр «легкой поэзии». Считалось, что Пушкин был последователем Анакреона — греческого лирика, автора легкой и эротической поэзии.

Еще в Лицее Пушкин начал писать в особом жанре любовной лирики — стихах в альбом, распространённейшем среди светских и провинциальных барышень увлечении. Интересно то, что поэт, не питавший обычно глубоких чувств к владелице альбома, должен был написать ей признание в любви.

Пушкин обычно писал шутки в виде какого-либо парадоксального утверждения:

…Отечество почти я ненавидел – Но я вчера Голицину увидел

И примирен с отечеством моим.

(«В альбом Голициной»)

В петербургский период Пушкин пишет любовные стихи, подобные лицейским. («О.Массон», «Как сладостно!.. Но боги, как опасно…»). Но появляется и нечто новое. Впервые появляется то, к чему впоследствии очень часто будет обращаться поэт: возвышенный идеал.

«Где женщина не с хладной красотой, но с пламенной, возвышенной, живой?» Почти одновременно с этим Пушкин пишет оду «Вольность».

В первых же ее строчках он изгоняет «царицу Цитеры» — богиню любви Афродиту, а «изнеженную лиру» собирается «разбить», чтобы «воспеть свободу».

В петербургский период происходит постепенный переход от лицейской лирики к той новой, которая появится в южной ссылке. Все Дориды, Лиды и Темиры для Пушкина на Юге уже в прошлом. Сам он пишет о том, что было предметом его любовной лирики, как о прошлом, от которого настоящее уже далеко:

Мне вас не жаль, года весны моей, Протекшие в мечтах любви напрасной… Где прежний жар и слезы вдохновенья?

Придите вновь, года моей весны!

В любовной лирике южного периода мы не найдем ничего, кроме грустного, даже трагичного. Это связано с тем, что в этот период почти все творчество поэта подчиняется законам такого литературного направления, как романтизм. Более того, подобно Байрону, Пушкин стремится сократить расстояние между собой и своим романтическим героем.

Романтический герой — это беглец из несвободного и не понимающего его мира. Он изгнанник, оставивший в том мире свою любовь.

Как уже говорилось, любовные стихотворения этого периода трагичны:

Все кончено: меж нами связи нет… В последний раз твой образ милый Дерзаю мысленно ласкать, Будить мечту сердечной силой И с негой робкой и унылой

Твою любовь воспоминать.

(«Прощанье») Считается, что все эти грустные мысли навевала Пушкину некая «утаенная любовь». «Утаенная любовь» подходила романтическому герою, соответствовала его образу. Однако, по словам М.Н.Волконской, поэт обожал только свою музу и поэтизировал все, что видел. Но в любовной лирике Пушкин не новатор. Он романтик. Так, в стихотворении «Я помню чудное мгновенье…» он говорит о нежном голосе, милых чертах, мятежном порыве. Литературоведы считают, что в стихах Пушкина прослеживается унынье, тоска, но есть «чудные мгновенья», которые связаны с любовью. В период южной ссылки поэт пережил много глубоких увлечений: любовь к Собаньской, любовь к Ризнич и Воронцовой. Любовь заполняет короткое время пребывания в Одессе. В многочисленных стихотворениях, посвященных возлюбленным, созданы яркие образы любимых женщин. Однако любовь рассматривалась, как чувство преходящее. Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Любовную лирику Пушкина после 1824 года не следует рассматривать как поэтический анализ его «донжуанского списка». В стихотворениях «На холмах Грузии…», «Я вас любил…» говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывающих его с возлюбленными. В этих стихотворениях не стоит искать ответа на вопрос, кого имеет в виду поэт, признаваясь в искренней, нежной любви, говоря: «печаль моя полна тобою, тобой, одной тобой…». В стихотворениях нет портрета возлюбленной. Любимых женщин Пушкин часто видит сквозь дымку воспоминаний и снов. В стихотворениях отражены не только любовные переживания о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. В лирике Пушкина оживают его «любви пленительные сны». Это стихотворения — воспоминания. В стихотворении «Я вас любил…» все чувства уже в прошлом, вернее, поэт пишет о том моменте, когда чувство уже угасает, но еще «угасло не совсем». В его душе оживает любовь-воспоминание. То же самое происходит в душе поэта в стихотворении «На холмах Грузии…» Однако любовь оживает не только потому, что поэт вспоминает о любимой. В ней источник новых ярких переживаний. Ключ к пониманию этого в следующих строках:

И сердце вновь горит и любит оттого,
Что не любить оно не может.

В этом стихотворении говорится о той любви, которая вдохновляла поэта. Любовь для Пушкина-лирика была предметом высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской «прозы».

В творчестве Пушкина — это восторг перед духовной и физической красотой, это гимн возвышающему и облагораживающему человека чувству, это выражение безграничного уважения к женщине. Еще в 1818 году на одном из званых вечеров встретил Пушкин 19-тилетнюю Анну Петровну Керн.

Ее сияющая красота и молодость привели в восторг молодого поэта. Прошли годы… Пушкин в ссылке. Рядом с Михайловским находилось имение помещицы Осиповой. Здесь Пушкин вновь встретился с Керн, такой же обаятельной, как и прежде.

Пушкин подарил ей недавно напечатанную главу «Евгения Онегина», а между страниц вложил стихи, написанные для нее. Стихи, посвященные Анне Петровне («Я помню чудное мгновенье»), — знаменитый гимн высокому и светлому чувству. Это одна из вершин пушкинской лирики.

Стихи пленяют не только чистотой и страстностью воплощенного в них чувства, но и гармоничностью. Любовь для поэта — источник жизни и радости, стихотворение «Я вас любил» — это шедевр русской поэзии.

На стихи Пушкина написано более двадцати романсов. И пусть проходит время, имя Пушкина всегда будет жить в нашей памяти и пробуждать в нас высокие чувства.

похожие материалы

Источник: http://www.bolshoy-beysug.ru/sochineniya/pushkin/916-lyubovpushkina.html

Любовная лирика А.С. Пушкина ― Сочинение

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) считается величайшим поэтом России. Пушкин является самым известным писателем за свою долгую историю Российской Федерации, но он также написал много красивых коротких лирических стихов,он часто играет в стихах, в прозе и некоторых рассказах.

Несколько его работ вдохновили балеты и оперы, как и некоторые из величайших композиторов России.
Основными мотивами в лирике А.С. Пушкина занимает тема несчастной любви. Любовная тема в творчестве Александра Сергеевича занимает огромное место. В лирике поэта с необычной и особенной силой и изобилием выявляется талант его характера.

Когда читатели обращаются к любовной лирике Пушкина, понимаешь, что возраст не является преградой для любви.

Стихотворения Александра Сергеевича Пушкина являются своего рода поэтическими мемуарами, которые отображают читателям все основные этапы и нюансы развития такого высокого и глубокого чувства, как любовь в жизни поэта.

Наиболее знаменитым стихотворением Пушкина является «Евгений Онегин» (1825-1832), роман в стихах. Характер названия произведения очень умен, добр, и либерален, но ему не хватает моральной дисциплины и серьезным занятием или цели в жизни. В конечном итоге, он разрушает себя и тех, кто вокруг него.

Большая часть поэмы посвящена романтическим отношениям Онегина с красивейшей девушкой страны по имени Татьяна Ларина. Эти две фигуры, слабый Евгений и искренняя и преданная Татьяна, послужили моделями для многих персонажей в русской литературе. Пушкина драма «Борис Годунов» (1825), написанная белым стихом, введена в шекспировскую историческую трагедию для российской сцены.

Спектакль рассказывает историю о царе, который не дает покоя чувству вины за убийство,которое он совершил в целях достижения верха. Пушкин написал много лирических стихотворений о любви, страхе безумия и обязанности поэта вести общество к истине.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 400 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Самым популярным из прозаических рассказов Пушкина является «Пиковая дама» (1834). Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве. Один из его прадедов был черный абиссинский придворный Российского правителя Петра Великого. Он начал писать стихи в возрасте 12 лет, во время, когда он пошел в школу.

После окончания учебы в школе в 1817 году, Пушкина взяли на работу на государственную службу, но провел большую часть своего времени, участвуя в общественной жизни Санкт-Петербурга.

Тайная полиция царя начала смотреть на Пушкина после того как он написал несколько стихотворений, которые критиковали важные правительственные чиновники. В 1820 году, Пушкин был сослан на юг России, потому что его стихи не подходили по складу правительству.

В 1826 году новый царь Николай I вызвал Пушкина в Москву и дал ему ничего прощения. К этому времени, он получил известность ведущего русского поэта.

Источник: http://sochinyalka.ru/2014/10/lubovnaya-lirika-pushkina.html

Любовная лирика А. С. Пушкина — Botanim.Ru

Любовная лирика А. С. Пушкина

Автор: Пушкин А.С.

Наверное, в жизнь каждого человека рано или поздно приходит любовь. Кому-то она приносит радость и счастье, кому-то — горечь неразделенного чувства, а для кого-то становится источником страданий от невозможности удержать это чувство.

Не перечесть всех удивительных и тончайших оттенков любви.

Гениальный художник А. С. Пушкин имел удивительный талант — умение чувствовать любое движение сердца, передавать все оттенки чувств человека в своих стихах:

Могу ль на красоту взирать без умиленья,

Без робкой нежности и тайного волненья.

Читайте также:  Сюжет и композиция романа пушкина "евгений онегин"

Через всю жизнь Пушкин пронес поклонение красоте, воплощением которой была для поэта Женщина. Наверное, именно поэтому так многообразна в пушкинской лирике тема любви.

В жизни поэта было немало увлечений: и мимолетных, и более глубоких, и таких, которые буквально переворачивали его жизнь. И каждое рождало в душе поэта стихи.

Гимном высокому и светлому чувству Любви стало стихотворение Пушкина “Я помню чудное мгновенье…”, посвященное А. П. Керн. Здесь, в Михайловском, Анна Петровна и Александр Пушкин увиделись спустя шесть лет после их первой встречи.

Стихотворение начинается с воспоминания о дорогом и прекрасном образе, о “мимолетном видении”, на всю жизнь вошедшем в сознание поэта.

Это сокровенное воспоминание согрето таким трепетным и горячим чувством, что мы невольно приобщаемся к этому благоговейному преклонению перед святыней красоты.

Всецело отдаваясь охватившему его чувству, поэт предает забвению мелкие житейские заботы, “тревоги шумной суеты”, считая их ничтожными, да и ненужными, когда речь идет о любви:

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Поэт воссоздает иной настрой чувств и мыслей в период ссылки. В памяти его милые, небесные черты не стираются, а “голос нежный” все так же звучит, только, быть может, чуть более приглушенно:

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

И вдруг, “душе настало пробужденье, и вот опять явилась ты…”. И дальше — внезапно воскресшее чувство, порыв чувств, захвативших все существо поэта.

Удивительно, что самые обычные, привычные, часто употребляемые нами слова в стихотворении Пушкина дают ощущение необыкновенного счастья, радости, любви.

Именно эту “песнь торжествующей любви” услышал в стихотворении Пушкина композитор М. И. Глинка, написавший на стихи поэта романс. Судьбе было угодно распорядиться так, чтобы романс был посвящен композитором дочери Анны Петровны Керн.

Так любовь соединила стихи и музыку, создав гимн чистому и высокому чувству.

Среди жемчужин любовной лирики Пушкина выделяется еще одно стихотворение — “Я вас любил”.

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Кому посвящены эти строки? Онегиной? Наталье Гончаровой? Это осталось тайной поэта. Безусловным остается одно: то высокое чувство, пережитое и переданное нам поэтом, было и остается воплощением истинного благородства и человеческого достоинства.

Эти строки — пример уважения свободы чувств любимой, истинного мужества любящего человека отказаться от своего счастья во имя счастья любимой. А. С. Пушкин знакомится с семьей М. С. Воронцова. Блестящая графиня Елизавета Ксаверьевна Воронцова вводит поэта в свой салон, где он был принят просто, искренне, с любовью.

Рядом с этой умной, красивой женщиной Пушкин был всегда оживлен, весел. Он любил и был любим!

Когда, любовию и негой упоенный,

Безмолвно пред тобой коленопреклоненный,

Я на тебя глядел и думал: ты моя, —

Ты знаешь, милая, желал ли славы я…

Любовь эта оставила глубокий след в лирике поэта и подарила миру прекрасные строки:

…Но я любим… Наедине со мною

Ты так нежна! Лобзания твои

Так пламенны! Слова твоей любви

Так искренно полны твоей душою!

Вскоре наступила развязка: по приказу царя Александр Пушкин уезжает на север, в имение родителей, под надзор местных властей. Во время одиноких прогулок Пушкин с грустью вспоминает прекрасную Элизу Воронцову, их встречи, последнее свидание.

Безмолвным свидетелем пережитого был подарок Воронцовой — таинственный перстень-талисман:

Храни меня, мой талисман,

Храни меня во дни гоненья,

Во дни раскаянья, волненья:

Ты в день печали был мне дан.

В последнем послании Елизавета Ксаверьевна просила Пушкина уничтожить все ее письма. Он исполнил ее просьбу: от писем остался только пепел и чудесные горькие стихи:

Прощай, письмо любви! прощай: она велела. Как долго медлил я! как долго не хотела Рука предать огню все радости мои!.. Но полно, час настал. Гори, письмо любви.

Мария Раевская, Елизавета Воронцова, Анна Керн, Екатерина Ушакова, Наталия Гончарова…

Благодаря им вспыхивало сердце поэта, благодаря им мы и сегодня можем с трепетом произносить стихи поэта. Всю гамму человеческих чувств отражают они: легкую, беспечную влюбленность, восторженную радость ответной любви, горечь неразделенной любви и угасающего чувства.

https://www.youtube.com/watch?v=zR2TJjn7jDU

Любовная лирика Пушкина — это отражение его жизни. Это отражение того, что действительно было прочувствовано и пережито поэтом. Но каким бы ни было его чувство, оно обязательно несет на себе отсвет душевного благородства и нравственной чистоты.

Поэтому любовная лирика поэта пробуждала и еще будет пробуждать “чувства добрые” у многих поколений.

Белинский писал о Пушкине: “…читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей обоего пола. Ни один из русских поэтов не может быть столько, как Пушкин, воспитателем юношества, образователем юного чувства”.

В заключение хотелось бы привести несколько строчек собственного сочинения, которые служили бы обобщением темы. Возможно, они не совсем совершенны, но идут от души, от сердца и посвящаются великому поэту Александру Пушкину:

Твоя любовь любому чувству может быть примером,

Хоть не всегда в любви ты постоянен был.

Но ангел в виде милой, чистой девы —

Всю жизнь тебя он бережно хранил!

Источник: https://botanim.ru/content/lyubovnaya-lirika-a-s-pushkina-555.html

Любовная лирика А. С. Пушкина

Сочинения по литературе: Любовная лирика А. С. Пушкина.

Любовь для Пушкина — спутница юности. Но она сопровождает поэта всю жизнь. В своем творчестве поэт неоднократно возвращается к теме любви.

В ранний период творчества Пушкин пишет о дружеских пирушках, о радостях и разочарованиях любви. Юного поэта интересовали любовные забавы. Почти все стихотворения этого периода игривы.

Ах! Если превращенный в прах,

И в табакерке, в заточенье,

Я в персты нежные твои попасться мог,

Тогда в сердечном восхищенье,

Рассыпался на грудь под шелковый платок

И даже… может быть…

(«Красавице, которая нюхала табак»)

Так, в стихотворениях «Красавице, которая нюхала табак», «Монах», «К Наташе» все обращается в шутку, в игру. Настоящего, возвышенного душевного единства нет. Для раннего творчества Пушкина характерен жанр «легкой поэзии». Считается, что Пушкин был последователем Анакреона — греческого лирика, автора легкой и эротической поэзии.

Еще в Лицее Пушкин начинает писать в особом жанре любовной лирики — стихах в альбом. Интересно то, что поэт, не питавший обычно глубоких чувств к владелице альбома, должен был написать ей признание в любви. Пушкин обычно писал шутки в виде какого-либо парадоксального утверждения.

…Отечество почти я ненавидел —

Но я вчера Голицину увидел

И примирен с отечеством моим.

(«В альбом Голициной»)

В петербургский период Пушкин пишет любовные стихи, подобные лицейским. («О. Массон», «Как сладостно!.. Но боги, как опасно…»). Но появляется и нечто новое. Впервые появляется то, к чему впоследствии очень часто будет обращаться поэт: возвышенный идеал. «Где женщина не с хладной красотой, но с пламенной, возвышенной, живой?»

Почти одновременно с этим Пушкин пишет оду «Вольность». В первых же ее строчках он изгоняет «царицу Цитеры» — богиню любви Афродиту, а «изнеженную лиру» собирается «разбить», чтобы «воспеть свободу».

В петербургский период происходит постепенный переход от лицейской лирики к той новой, которая появится в южной ссылке.

Все Дориды, Лиды и Темиры для Пушкины на Юге уже в прошлом. Сам он пишет о том, что было предметом его любовной лирики, как о прошлом, от которого настоящее уже далеко:

Мне вас не жаль, года весны моей,

Протекшие в мечтах любви напрасной…

Где прежний жар и слезы вдохновенья?

Придите вновь, года моей весны!

В любовной лирике южного периода мы не найдем ничего, кроме грустного, даже трагичного. Это связано с тем, что в этот период почти все творчество поэта подчиняется законам такого литературного направления, как романтизм.

Более того, подобно Байрону, Пушкин стремится сократить расстояние между собой и своим романтическим героем. Романтический герой — это беглец из несвободного и не понимающего его мира. Он изгнанник, оставивший в том мире свою любовь.

Как уже говорилось, любовные стихотворения этого периода трагичны:

Все кончено: меж нами связи нет…

В последний раз твой образ милый

Дерзаю мысленно ласкать,

Будить мечту сердечной силой

И с негой робкой и унылой

Твою любовь воспоминать.

(«Прощанье»)

Считается, что все эти грустные мысли навевала Пушкину некая «утаенная любовь». «Утаенная любовь» подходила романтическому герою соответствовала его образу. Однако, по словам М. Н.Волконской, поэт обожал только свою музу и поэтизировал все, что видел.

Но в любовной лирике Пушкин не новатор. Он романтик. Так, в стихотворении «Я помню чудное мгновенье…» он говорит о нежном голосе, милых чертах, мятежном порыве.

Литературоведы считают, что в стихах Пушкина прослеживается унынье, тоска, но есть «чудные мгновенья», которые связаны с любовью. В период южной ссылки поэт пережил много глубоких увлечений: любовь в Собаньской, любовь к Ризнич и Воронцовой.

Любовь заполняет короткое время пребывания в Одессе. В многочисленных стихотворениях, посвященных возлюбленным, созданы яркие образы любимых женщин. Однако любовь рассматривалась как чувство преходящее.

Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить.

Любовную лирику Пушкина после 1824 года не следует рассматривать как поэтический анализ его «донжуанского списка». В стихотворениях «На холмах Грузии…», «Я вас любил…» говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывающих его с возлюбленными.

В этих стихотворениях не стоит искать ответа на вопрос, кого имеет в виду поэт, признаваясь в искренней, нежной любви, говоря: «печаль моя полна тобою, тобой, одной тобой…». В стихотворениях нет портрета возлюбленной. Любимых женщин Пушкин часто видит сквозь дымку воспоминаний и снов.

В стихотворениях отражены не только любовные переживания о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений.

В лирике Пушкина оживают его «любви пленительные сны». Это стихотворения — воспоминания.

В стихотворении «Я вас любил…» все чувства уже в прошлом, вернее, поэт пишет о том моменте, когда чувство уже угасает, но еще «угасло не совсем». В его душе оживает любовь-воспоминание.

То же самое происходит в душе поэта в стихотворении «На холмах Грузии…» Однако любовь оживает не только потому, что поэт вспоминает о любимой. В ней источник новых ярких переживаний.

И сердце вновь горит и любит оттого,

Что не любить оно не может.

В этом стихотворении говорится о той любви, которая вдохновляла поэта.

Любовь для Пушкина-лирика становится предметом высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской «прозы». «Стихотворения, коих цель горячить воображение любострастными описаниями, унижают поэзию,» — говорит Пушкин.

Источник: http://ruslit.biz/lyubovnaya-lirika-a-s-pushkina/

Любовная лирика А. С. Пушкина

Коллекция сочинений: Любовная лирика А. С. Пушкина

А. С. Пушкин — непревзойденный мастер лирических произведений, которые он писал на протяжении всей своей недолгой жизни. Мотивы лирики поэта, глубина мыслей и чувств в каждом стихотворении разнообразны. Это и пат­риотическая вольнолюбивая лирика, лирика дружбы и, на­конец, лирика любви.

Тема любви к женщине звучит во многих произведени­ях и представлена многогранно: любовь — чувство идеаль­ное, возвышенное, прекрасное в наивысшей силе его про­явления, любовь как мимолетное влечение, любовь челове­ка, умудренного жизнью, любовь и чувства, сопутствующие ей (радость, печаль, грусть, ревность и т. д.).

Шедеврами пушкинской любовной лирики, в которых говорит “язык сердца», являются немало стихотворений. Среди них “Признание» (“Я вас люблю — хоть я бе­шусь…»)

Следующие строки из этого стихотворения характери­зуют поэта как натуру возвышенную, глубоко чувствую­щую и любящую:

Пора, пора мне быть умней!

Но узнаю по всем приметам

Болезнь любви в душе моей:

Без вас мне скучно, — я зеваю:

При вас мне грустно, — я терплю;

И, мочи нет, сказать желаю,

Мой ангел, как я вас люблю/

В другом стихотворении — “На холмах Грузии лежит ночная мгла…» — есть строки, которые можно считать эпиграфом ко всей жизни Пушкина: “… И сердце вновь горит и любит — оттого, что не любить оно не может».

Особой проникновенностью отличается стихотворение “Я вас любил…». Оно волновало и не перестает волновать людей потому, что в этой лирической миниатюре заключе­ны общечеловеческие духовные ценности.

Читая строки “Я вас любил…», мы не обнаруживаем в них ни эпитетов, ни сравнений, ни метафор. Но говоря словами В. Г.

Белинско­го, “в нем та же трогающая душу гуманность, та же арти­стическая прелесть, что и в других интимных стихотворе­ниях поэта».

Кажущаяся простота позволяет тем не менее в своеобраз­ной манере изложения раскрыть самые различные чувства.

“Я вас любил» — выражение повторяется троекратно и, сохраняя общее значение, приобретает новые смысловые оттенки:

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

В этой части стихотворения подчеркиваются благородство, ненавязчивость лирического героя. Чувства его не остыли, но он не хочет тревожить и печалить объект своей любви.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим…

— здесь автор указывает на силу любви, многогранность сопутствующих чувству переживаний: безнадежность, ро­бость, ревность.

Я вас любил так искренне, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Этими словами Пушкин утверждает, что настоящая лю­бовь — это пожелание быть счастливой и любимой даже другим.

Одно из самых прекрасных стихотворений любовной ли­рики — “Я помню чудное мгновенье…». Считается, что оно посвящено Анне Петровне Керн. История романа Пушки­на и Керн весьма показательна с точки зрения становле­ния личности поэта на фоне его любовных переживаний.

А. П. Керн в жизни была не только красивая, но и ми­лая, добрая женщина с несчастливой судьбой.

Читайте также:  Дуэль гринева и швабрина в повести пушкина "капитанская дочка"

Искреннее чувство Пушкина к Керн было выражено в стихотворении, которое превратило А. П. Керн в “гений чистой красоты».

Пушкин был очарован обаянием и красотой Керн в 1819 году. Спустя шесть лет, летом 1825 года, он опять встретился с Анной Петровной в Тригорском. Неожиданный при­езд ее всколыхнул в поэте почти угаснувшее и забытое чув­ство.

В обстановке однообразной и тягостной, хотя и на­сыщенной творческой работой, Михайловской ссылки по­явление Керн вызвало пробуждение в душе поэта.

Он вновь ощутил полноту жизни, радость творческого вдохновения, упоение и волнение страсти.

Незадолго до отъезда Анны Петровны Пушкин и напи­сал это стихотворение, которое сам вручил ей вместе с эк­земпляром одной из первых глав “Евгения Онегина».

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты…

Стихотворение начинается с воспоминаний о дорогом и прекрасном образе, на всю жизнь вошедшем в сознание по­эта. Это глубоко сокровенное, незатухающее воспоминание согрето таким чувством, что трудно выразить более горячо и трепетно.

“В томленьях грусти безнадежной… Шли годы. Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты…»

В глуши, во мраке заточенъя

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденъе:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Эти неповторимые строки созвучны другим, из письма Татьяны Онегину, в котором героиня изливает “тоску во­пиющей души» в бесхитростных, идущих от самого сердца признаниях:

И в это самое мгновенье

Не ты ли, милое виденье,

В прозрачной темноте мелькнул…

Письмо Татьяны было написано в 1824 году за несколь­ко месяцев до новой встречи Пушкина с Керн. Не это ли письмо подсказало первые строки стихотворения “Я вас любил…»?

Важны то состояние беззаветной влюбленности, свеже­сти и чистоты чувства, то пробуждение и волнение души, которые вызвали к жизни это признание. Пушкин неволь­но заставляет любить свой идеал и восхищаться Татьяной, так как этот образ — плод его воображения и мечта, дос­тойная любви и восхищения.

Мы видим, что любовная лирика Пушкина не связана с конкретной личностью, а выявляет философские разду­мья поэта о своей собственной жизни, о радости бытия, о приливе творческих сил.

Источник: http://www.slavkrug.org/lyubovnaya-lirika-a-s-pushkina/

Тема любви в лирике Пушкина

Тема любви в лирике А. Пушкина

Сочинение

В лирике Пушкина с удивительной поэтической силой раскрываются богатство и одаренность его натуры. Среди многих талантов, щедро отпущенных ему природой, есть талант любить, видеть и ощущать красоту, высоко ценить одно из самых сильных и прекрасных человеческих чувств.

Когда читаешь его стихи о любви, то возникает ощущение беспредельности этого чувства, которому нет границ, которое не подчиняется ничему, даже собственной воле человека.

Любовная лирика Пушкина невольно приводит к мысли о том, что «любви все возрасты покорны». Она околдовывает своими чарами и юношу, только начинающего жить, и зрелого, умудренного опытом человека.

Пушкинские стихи о любви представляют собой своеобразный поэтический дневник, который передает все основные оттенки и этапы развития любовного чувства.

Они помогают проследить, как меняется отношение к любви в лирике Пушкина.

Юношеское стихотворение «Желание», написанное в лицейские годы, передает только одну грань этого чувства — печаль, уныние, тоску первой несчастливой любви. Но даже эти страдания и слезы дороги лирическому герою. Несмотря на то, что любовь причиняет боль, он не хочет избавиться от нее.

Мне дорого любви моей мученье —
Пускай умру, но пусть умру любя!

Значит, даже само страдание любви способно одухотворить жизнь человека — в этом смысл стихотворения.

Проходят годы. Меняется восприятие любви поэтом. Новое звучание этой темы мы встречаем в стихотворении «Редеет облаков летучая гряда…» В нем соединяются две равноценные могучие стихии — природа и любовь. Величественный, полный гармонии пейзаж напоминает о любви.

Звезда печальная, вечерняя звезда,
Твой луч осеребрил увядшие равнины,
И дремлющий залив, и черных скал вершины.
Люблю твой слабый свет в небесной вышине:
Он думы разбудил, уснувшие во мне.

Здесь любовь — уже не источник страдания, а источник самой жизни, в которой человеку предстоит испытать и радость, и горе, и тревоги, и несвободу. Что же поможет ему противостоять гонениям судьбы? Конечно, любовь, которая может творить чудеса.

Именно таков смысл замечательного пушкинского шедевра «Я помню чудное мгновенье». Оно написано под впечатлением встречи поэта в Михайловском с А. П. Керн, с которой он познакомился в Петербурге и которая произвела на него незабываемое поэтическое впечатление.

Одиночество ссылки, «мрак заточенья», однообразие пустых унылых дней, казалось, смогли убить любовь.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

Вместе с любовью гибнет и душа поэта. Но новая встреча с «гением чистой красоты» совершает настоящее чудо — воскрешает любовь, которая несет с собой творческое вдохновение, ощущение полноты жизни.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Любовь открывает перед поэтом прелесть и богатство мира, формирует его идеал красоты, который замечательно воплотил Пушкин в стихотворении «Мадонна», посвященном Наталье Гончаровой. В светлом, божественном лике, изображенном на картине, поэт узнает прекрасные черты любимой женщины; он преисполнен благодарности за эту встречу, которую даровала ему судьба.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, моя мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

С годами к Пушкину приходит понимание гуманной основы любви, которое находит выражение в небольшом стихотворении «Я вас любил». Оно передает переживания лирического героя, который расстается с любимой женщиной. Это один из самых грустных моментов любви.

Именно тогда в человеке нередко просыпается обида, ревность, мстительность. Но ничего этого в стихотворении нет.

Есть только вполне естественная печаль, вызванная расставанием с женщиной, любовь к которой «угасла не совсем», благодарность за те счастливые мгновения, которые она ему подарила, и искреннее пожелание когда-то любимой женщине счастья и любви с другим.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

Эти простые лаконичные строки заставляют задуматься о многом, о том, что настоящая любовь не может быть эгоистическим чувством, о том, что именно в этой интимной сфере нужно суметь сохранить щедрость, широту души, доброжелательность, благородство.

К подобным мыслям приводит нас изумительная пушкинская поэзия, побуждая становиться лучше, чище, добрее, делая мир вокруг нас богатым и прекрасным. Каждое стихотворение Пушкина содержит обобщение того, что было пережито и прочувствовано им.

Поэтому его стихотворения о любви стали школой истинной гуманности.

Тема любви в лирике А. Пушкина (2)

И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
А. С. Пушкин

Все поэты так или иначе обращаются к теме любви. И для каждого поэта эта тема имеет особое, личное значение.

Античные поэты считали чувство любви самым главным: в нем они черпали вдохновение, любовь обогащала их духовно.

На священных чувствах любви и дружбы полностью основывается такое литературное направление, как сентиментализм. Большое место тема любви занимает в творчестве поэтов-романтиков.

Для Александра Сергеевича Пушкина любовная тема является одной из основных в его лирике. В лицейский период поэзия Пушкина еще во многом подражательна В это время юный поэт увлекается философией сладострастия. В стихотворении «Гроб Анакреона» поэт призывает «страстью пылкой утомляться» и провозглашает формулу всей своей лирики того периода:

Жизнью дайте ж насладиться;
Жизнь, увы, не вечный дар!

В стихотворениях лицейского периода Пушкин воспевает беспечное наслаждение жизнью, дружеский пир, вино. Любовь для него — это тоже одно из жизненных наслаждений, легкое, приятное чувство, стоящее в одном ряду с пиром и вином.

Очень скоро легкая, жизнеутверждающая поэзия, понимание любви как веселого развлечения сменится гражданскими мотивами, воспеванием гражданских доблестей. Пушкин переосмысливает основные темы своей поэзии, и любовь получает у него совсем иное освещение.

В послании «К Чаадаеву» Пушкин как бы пытается примирить два совершенно разных направления: сентиментализм и классицизм. Поэт соединяет гражданские идеалы с интимными чувствами.

В центральных строках стихотворения любовные переживания сравниваются с гражданскими стремлениями:

Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.

Любовь как интимная ценность в гражданской лирике Пушкина соединяется с патриотическими чувствами. Теперь любовь для поэта — это,0 прежде всего, любовь к Родине. В стихотворении «К Чаадаеву» соединяются несовместимые раньше понятия любви к женщине и любви к родине.

У Пушкина создается новая философия чувства любви. В послании «К Каверину» мы читаем:

Молись и Вакху, и любви
И черни презирай ревнивое роптанье.

Здесь любовь — это способ ухода от окружающего мира, от толпы. Об этом же Пушкин говорит и в стихотворении «К Плюсковой»:

Любовь и тайная свобода
Внушали сердцу гимн простой.

Чувство любви ставится на одну линию с внутренней свободой. Любовь помогает поэту уйти от мира в глубину своих чувств, где он полностью свободен и ни от кого не зависим.

В южной ссылке, в романтический период творчества, любовь для Пушкина — это уже не «шалость юных лет», не патриотическое чувство к родине, а глубокая, драматическая страсть. Любовь поэта-романтика часто безответна, всегда несчастна.

Она, подобно листку из стихотворения «Сожженное письмо», горит в душе лирическою героя и сгорает за один миг, оставляя после себя лишь пепел и опустошенную душу. Этот горький финал заставляет Пушкина разочароваться в романтической любви.

Нужна ли поэту такая свободная, но разрушительная, опустошающая любовь, которая, кроме горя и боли, ничего не оставляет в душе? Такая любовь уничтожает сам источник вдохновения.

Великий поэт отказывается от романтической любви. В Михайловском он еще раз переосмысливает тему любви в своем творчестве, возвращаясь к ранней лирике, к пониманию любви как внутренней свободы и источника вдохновения. В стихотворениях Михайловского периода Пушкин поднимается намного выше трактовки любви как преходящей, земной страсти.

В стихотворениях Пушкина любовь становится идеальным, вечным чувством. Она приобретает оттенок жертвенности и рыцарства. В стихотворении «Я вас любил…» поэт провозглашает бескорыстную любовь:

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

Это одно из самых загадочных и проникновенных произведений пушкинской лирики. Загадочность этих строк — в их простоте, безыскусности, но в тоже время в емкости и глубине выраженного чувства. Любить, пусть безответно, в понимании Пушкина, — уже само по себе великое счастье.

Огромную роль играет трехкратное повторение «я вас любил…», а также повторы однотипных словесных конструкций: «безмолвно, безнадежно», «так искренно, так нежно». Эти повторы придают поэтическому монологу элегическое настроение.

Последняя строка звучит как бы на выдохе, — как страстное и прощальное пожелание.

В стихотворении «На холмах Грузии…» лирический герой тоскует по своей возлюбленной, но печаль его «светла», потому что она полна любовью. Такая любовь для Пушкина и есть долгожданное умиротворение и успокоение.

Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.

Великий русский поэт показал, что любовь — это источник внутренней свободы и гармонии, источник творческого вдохновения. В стихотворении «Я помню чудное мгновенье…», посвященной Анне Петровне Керн, Пушкин рисует идеальный, небесный образ любви.

Этот образ чужд всему земному. В стихотворении нет ни одной конкретной черты возлюбленной лирического героя. Перед нами образ чистого, идеального проявления красоты.

Только его явление способно рождать в душе поэта высокие чувства и вдохновение:

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье.
И жизнь, и слезы, и любовь.

Мы видим, что тема любви в лирике Пушкина в разные периоды его творчества раскрывается им по-разному. В лицейский период — это легкое, несерьезное чувство, одно из наслаждений жизни. В петербургский период любовь связана с патриотическими стремлениями поэта: это любовь к Родине.

В период южной ссылки Пушкин изображает любовь как романтическую, опустошающую cтpacть. И только в Михайловском Пушкин приходит к пониманию любви как высшей ценности человека.

Любовь теперь связана у него с внутренней свободой, способной пробуждать в поэте вдохновение и самые лучшие человеческие чувства.

Пушкинские традиции темы любви были унаследованы другими русскими поэтами. Соединение любви с гражданскими и патриотическими чувствами, сравнение возлюбленной с Родиной свойственно патриотической лирике Некрасова. «Как женщину, ты родину любил», — говорит он в стихотворении «Памяти Добролюбова».

Также это свойственно Блоку («Россия») и Маяковскому («Письмо Татьяне Яковлевой»). Романтическая любовная лирика Пушкина явилась во многом основополагающей для творчества Лермонтова.

Созданная же Пушкиным в последний период творчества философия самозабвенной любви будет творчески развита не только поэтами, но и прозаиками Гончаровым, Тургеневым, Толстым.

Источник: https://k-dmitriev.com/tema-lyubvi-v-lirike-pushkina.html

Ссылка на основную публикацию