Михайловская ссылка пушкина

Михайловская ссылка А.С. Пушкина

Михайловская ссылка А.С. Пушкина (1824 — 1826)

Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные ценности мирового уровня, стал – как человек и как художник – символом русской духовной жизни. Ещё в 1834 году Н.В.

Гоголь пророчески заметил: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте… Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет.»

Ссылка в Михайловское (август 1824 – сентябрь 1826).

В одном из писем Пушкин иронически отозвался о религии. Письмо перехватили. Предлог был найден. В Петербург полетели доносы. Император исключил Пушкина “за недостойное поведение” из списка чиновников министерства иностранных дел и выслал под надзор местных властей в село Михайловское.

Пушкину едва минуло 25. Он только что начал узнавать, что такое слава. Он был влюблён в жизнь, в стихи, в женщин. А сейчас – грубо оторван от всего этого.

Скука – главное слово первых писем из Михайловского. «Бешенство скуки» — основное состояние поэта.

К тому же осложнились отношения с отцом: Сергей Львович стал официальным надзирателем сына.

«… спаси меня хоть крепостию, хоть Соловецким монастырём… Спаси меня.» (В. А. Жуковскому)

В эти годы Пушкин по-прежнему изгнанник, хотя его статус существенно изменился. Михайловское – это настоящая, ничем не закамуфлированная ссылка.

Причины ссылки

– Любовь к Е. К. Воронцовой

– Конфликт с М. С. Воронцовым

– (Воронцов окружил поэта шпионской сетью, распечатывал письма, восстанавливал против петербургское начальство)

– Письмо В. Кюхельбеккеру, в котором признавался в увлечении «атеистическими учениями

В Михайловском Пушкин интенсивно работает: прощание с романтизмом происходит в стихотворениях «К морю» и «Разговор книгопродавца с поэтом», поэме «Цыганы» (все 1824); завершена 3-я, сочинена 4-я и начата 5-я главы «Евгения Онегина»; главным делом мыслится трагедия «Борис Годунов» (окончена в ноябре 1825), основанная на изучении летописей, «Истории государства Российского» Карамзина и драматических принципов Шекспира.

Склоняясь к примирению с действительностью, надеясь на монаршее прощение, Пушкин в то же время строил планы бегства за границу. Внимание к истории и фольклору («Жених», 1825; «Песни о Стеньке Разине», 1826), далеким культурам («Подражания Корану», 1824), новое открытие ценностей любви [«К***» («Я помню чудное мгновенье…

«), 1825], дружества («19 октября», 1825), простого и грустного бытия («Зимний вечер», 1825), убежденность в единстве поэзии и свободы, в пророческой миссии поэта («Андрей Шенье», 1825; «Пророк», 1826), трезвый скептицизм в оценке современности, отказ от политизации поэзии и своеволия в политике (переписка с К. Ф. Рылеевым и А. А.

Бестужевым) позволили Пушкину выдержать ссылку, помогли пережить декабрьскую катастрофу.

В надежде славы и добра В суматохе междуцарствия Пушкин намеревался нелегально прибыть в Петербург, но в последний момент переменил планы. 13-14 декабря 1825 написан «Граф Нулин», ироничная поэма на бытовом материале, посвященная, по «странному сближению», проблемам исторической случайности.

Известия о восстании, арестах и следствии вызвали у Пушкина сложные чувства: товарищеское сострадание к декабристам соединялось с признанием сложившейся ситуации, надежды на освобождение (Пушкин не был членом тайных обществ и не полагал себя ответственным за их деятельность) перемежались с опасениями (его «возмутительные» стихи знала вся грамотная Россия и они естественно встраивались в «декабристский» контекст).

Михайловская ссылка закончилась для А.С.Пушкина 3 сентября
1826 года срочным выездом в Москву по распоряжению властей. И уже на следующий день по дороге из Пскова он пишет письмо П.А.

Осиповой в Тригорское: «…

Я еду прямо в Москву, где рассчитываю быть 8-го числа текущего месяца; лишь только буду свободен, тотчас же поспешу вернуться в Тригорское, к которому отныне навсегда привязано моё сердце»…

Источник: http://MirZnanii.com/a/359502/mikhaylovskaya-ssylka-as-pushkina

Лирика Пушкина периода ссылки в Михайловское

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья… —

ровно пять лет тому назад так обращался Пушкин к родовому имению Михайловскому. Возвратился он сюда 8 августа 1824 г. ссыльным.

Конфликт с отцом, одиночество (кроме няни Арины Родионовны здесь не осталось близких людей), тяжелое психологическое состояние и даже мысли о побеге за границу — все это, казалось, не располагало к творчеству. Распространялись даже слухи о самоубийстве поэта. В письме у А.И.

Тургеневу от 13 августа 1824 г. П.А. Вяземский негодовал, «страшась за Пушкина»: «Должно точно быть богатырем духовным, чтобы устоять против этой пытки».

Таким духовным богатырем и стал поэт. Два года ссылки в Михайловском, два года одиночества он превратил в один из самых важных этапов своего духовного и творческого развития. Прежде всего именно в Михайловском он осознал свою роль и миссию русского национального поэта. И то, что этот период закончился написанием стихотворения «Пророк», не было случайностью.

Не претендуя на роль Мессии, в атмосфере последекабристских событий он взвалил на себя груз ответственности за поколение и историческую судьбу нации. «Глаголом жги сердца людей» — это была присяга на верность гражданским идеалам юности, эпохи «гражданской экзальтации» и вместе с тем осознание новых задач искусства.

«Сердца людей» — это уже не только воспитание, отдельной личности, а формирование национального искусства.

30 декабря в конце 1825 г. в продажу поступил сборник «Стихотворения Александра Пушкина». Его успех был необыкновенным.

Если учесть, что прошло всего лишь полмесяца после восстания 14 декабря, то можно говорить, что выход первого сборника поэта имел не только литературный, но и общественный резонанс. Пушкин будоражил сознание нации, оцепеневшей после происшедшей катастрофы. Это был голос национального поэта.

«Побежденный учитель» Жуковский, обращаясь к Пушкину, писал: «Ты рожден быть великим поэтом По данному мне полномочию предлагаю тебе первое место на русском Парнасе».

Михайловское уединение способствовало взлету пушкинского гения. Над ним витал дух истории: рядом был Псков, все напоминало об эпохе смуты; он был погружен в мир обыкновенной народной жизни, в атмосферу северной природы — с дождливой осенью, длинными зимними вечерами. Редкие развлечения — поездки в Тригорское, в имение П.А.

Осиповой, сменялись лишь разговорами с няней, чтением и раздумьями об истории России, о ее судьбе, о народной культуре и самом народе. Он обживал новое пространство, осмыслял ту жизнь, о которой лишь слышал в Лицее, Петербурге, на Юге.

Под рукой были «История Карамзина», новое издание стихотворений Жуковского, сочинения Шекспира, Гете, Вольтера, «Библия» и «Коран», рядом — просто Жизнь с ее обыкновенными ценностями и радостями, невзгодами и печалями. Не нужно было примерять никакую маску; важно было открыть свое лицо и выразить свою личность.

Он становился поэтом жизни действительной. И ее диалектика — объект его осмысления и художественного воссоздания.

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живет;

Настоящее уныло:

Всё мгновенно, всё пройдет;

Что пройдет, то будет мило —

это альбомное шутливое стихотворение, перекочевавшее на страницы популярного журнала «Московский телеграф» (1825. №17), обрело философский масштаб. Жизнь во всех ее проявлениях и мгновениях — днях, настоящем и будущем, становилась органической частью душевной, сердечной жизни. Поэт ощущал себя просто человеком, а обыкновенная и ежедневная жизнь была главным объектом вдохновения.

Во многих стихотворениях, написанных после Одессы и часто начатых там, хранится ещё тепло юга. «Фонтану Бахчисарайского дворца», «Виноград», «О дева-роза, я в оковах…», «Ненастный день потух…», «Ночной зефир», «Чаадаеву.

С морского берега Тавриды», «Аквилон», «Сожженное письмо», «Храни меня, мой талисман» — мелодии расставания, прощания, заклинания, утраты, определяют музыку этих сладостных, но грустных произведений.

«Сон воображенья», «минутные виденья», «души неясный идеал», «на сих развалинах», «помнишь ли былое?», «теперь и лень и тишина», «прощай, письмо любви, прощай!», «священный сладостный обман», «оно сокрылось, изменило…» — в этих поэтических формулах запечатлены мгновенья уже уходящей натуры.

Поэт ищет новые ориентиры своего взгляда на мир и человечество. Два первых михайловских стихотворения, элегия «К морю» и «Разговор книгопродавца с поэтом» — его эстетические манифесты.

Элегия, первый вариант, который создавался ещё на юге, в Одессе, — реквием по утраченным иллюзиям, грустная песнь о гибели идеалов, властителей дум.

«Ропот заунывный», «грустный шум», «туманный», «умыслом томим», «глухие звуки», «угасал», «бури шум», «умчался», «могущ, глубок», «опустел», «забуду», «гул» — концентрация протяжного «у» создает настроение гула жизни и истории.

Судьба Наполеона, пережившего «срок мучений», и певца моря Байрона, «оплаканного свободой», определяют историософский подтекст элегии. «Судьба земли», «капля блага», «просвещенье иль тиран» — эти понятия в поэтической ткани элегии соотносятся с судьбой не отдельных личностей, а всего окружающего бытия современного мира.

Дважды звучит в элегии слово «прощай»: в начале — «Прощай, свободная стихия!», в конце — просто: «Прощай же, море!» И эта прозаизация контекста — отражение новых реалий, переход в мир, где море — всего лишь воспоминание. Заключительные стихи из элегии соотносят две реальности, два этапа жизненной и творческой биографии. «Поэтический  побег» по хребтам моря, символа свободной стихии, стремлений к другим берегам, к морю житейскому.

«Разговор поэта с книгопродавцем» — диалог двух концепций жизни и творчества.

Поэзия и проза, духовные ценности и материальные блага, вдохновение и рукопись, свобода и зависимость, слава и польза — все эти антиномии обретают в общем контексте исповеди поэта и реальных комментариев — совета книгопродавца свою диалектику.

На первый взгляд кажется, что книгопродавец — современный дьявол, демон-искуситель, душепродавец, но его порой циничные речения пронизаны не просто знанием реалий современного мира, но и философской мудростью, эстетической трезвостью: «Не продается вдохновенье, // Но можно рукопись продать».

Последняя реплика поэта: «Вы совершенно правы. Вот вам моя рукопись. Условимся» из пространства стиха переходит в пространство прозы. И этот переход — не следствие компромисса, а причина осознания новых реалий, новой эстетики действительной жизни.

Романтический мир поэта («Я время то воспоминал», «самолюбивые мечты, утехи юности безумной!), его абсолютная свобода претерпевают изменения и включаются в новый творческий контекст. Не случайно «Разговор…», написанный 6 сентября 1824 г., через месяц был напечатан в форме предисловия при издании первой главы «Евгения Онегина» (1825) и тем самым зримо обозначил этот контекст.

Реалии Михайловской ссылки, зимний пейзаж, новые встречи с тригорскими соседями и соседками, разгоревшееся чувство любви к А.П. Керн, посетившей Тригорское, обретают свою жизнь в поэзии. Послания к Вульфу, Языкову, П.А. Осиповой, А.Н. Вульф, К.А. Тимашевой, И.И.

Пущину, «Зимний вечер», «Няне», «Признание» открывают мир живых человеческих чувств, ежедневных впечатлений. Пушкин на «ты» с этим миром, ибо он одновременно и поэт, и человек, и как поэту ему ничто человеческое не чуждо. Интонации задушевного разговора, кокетливой игры: «Ах, обмануть меня не трудно!..

// Я сам обманываться рад!», плохо скрываемой грусти («Выпьем с горя, где же кружка? // Сердцу будет веселей») непринужденны и естественны.

И эмоциональный взрыв в «Вакхической песне», «19 октября», «К* (Я помню чудное мгновенье)» — этой великой поэтической трилогии высших ценностей бытия — не заглушает пульса жизни, ее простых радостей. «Вакхическая песнь» — здравица в честь любви солнца, муз, разума.

Четырехкратное «да здравствует», трехкратное восславление солнца, восклицательная интонация определяют противостояние «ложной мудрости» и тьме. И обращенное к А.П. Керн любовное послание — история жизни. Семикратное анафорическое «и» сопрягает в единую цепь жизни звенья прожитых лет.

Мгновенья, годы, дни, «томленья грусти безнадежной», «тревоги шумной суеты», «бурь порыв мятежный», «мрак заточенья», «глушь» — это то поэтическое пространство, в котором божество, вдохновенье, слезы, жизнь, любовь то исчезают (пятикратное «без» четвертой строфы — символ духовной смерти), то пробуждают (пятикратное «и» последней, шестой строфы — знак воскресения души). И 24 стиха как суточные часы отбивают свой ритм в большом пространстве вечной жизни. Конечно, Анна Петровна Керн и в пушкинском сознании, его эпистолярном дискурсе не была ангелом и воплощением нравственной чистоты. Он мог назвать ее и «вавилонской блудницей», и «мерзкой», но «Я помню чудное мгновенье…» — это не летопись конкретного любовного чувства, а история целой жизни, в которую вошла любовь как чудо, откровение, духовное воскресение. Именно поэтому Пушкин не боится в описании этого чувства преувеличений, литературных реминисценций (известно, что сам образ «гения чистой красоты» — всего лишь цитата из стихотворений Жуковского «Я музу юную бывало…» и «Лала Рук»: «Ах! Не с нами обитает // Гений чистой красоты…», романтических проекций. Это нисколько не способствует условности образности и шаблонности стиля. Это определяет его философский, всечеловеческий масштаб. «Чудное мгновенье» — часть большой духовной жизни, и потому оно прекрасно, но преходяще. Любовь для Пушкина — это всего лишь часть жизни, а потому в ее поэтическом воссоздании он фиксирует не конкретный облик ее носителя, а «память сердца», которая, как известно, «сильней рассудка памяти печальной».

«19 октября» — ярчайшее проявление поэзии действительности. Оно насыщено литературными реминисценциями, в частности, в нем слышны мелодии и образы элегии «Цвет завета» Жуковского. Но начиная с первых стихов «Роняет лес багряный свой убор, // Сребрит мороз увянувшее поле…

Читайте также:  Стихотворение а.с. пушкина "пророк": анализ стиха

», Пушкин настойчиво тему лицейского братства, воспоминания детства и юности сопрягает со своей нынешней жизнью, а биографии своих друзей включает в большой контекст современной истории.

Рефреном проходящие слова: «печален я», «я пью один», размышления о бегущих днях, об утратах, горькие признания: «Увы, наш круг час от часу редеет», вопрос: «Кому ж из нас под старость день Лицея // Торжествовать придется одному?» превращают 19 октября» в чудное мгновенье быстротекущего бытия.

«Друзья мои, прекрасен наш союз!..», «Служенье муз не терпит суеты; // Прекрасное должно быть величаво…», «Поговорим о бурных днях Кавказа // О Шиллере, о славе, о любви» — эти поэтические афоризмы, сгустки духовного и творческого опыта, расширяют пространство рефлексии.

Судьба лицейского братства не частный случай пушкинской биографии, это духовная биография поколения. Странники, изгнанники, поэты, государственные мужи — все они оказались на пиру жизни и творческого воображения.

Творчество, любовь, дружба, проказы и пирушки, одиночество и братство, зимние вечера и воспоминания о море и юге, быт и бытие, высокое и низкое, духовное и материальное — всему есть место в пространстве поэзии действительности; все сферы жизни пересекаются, сопрягаются и выявляют свою диалектику. И Пушкин уже здесь не лирический герой, не романтическая маска. Он органическая часть этого мира и его творец.

Пушкинская поэзия действительности не ограничена каким-то определенным топосом. Михайловское — ее душа, а двухлетняя ссылка Пушкина в Михайловское — импульс к ее рождению. Но ее масштаб и мощь — во всечеловеческой отзывчивости, открытости всем впечатлениям бытия. Она открыта не только настоящему, но и проникает в прошлое, воспринимая его как «грядущее прошлое».

Русская история найдет свой отзвук не только в трагедии «Борис Годунов», но и в «Песнях о Стеньке Разине», где стихия воли — Волги, воли — моря синего сопровождает героя народных песен, «молодца удалого», «разбойника лихого», «разгульного буяна» в его походах. Не пропущенные цензурой, «Песни…» стали этапом пушкинского поэтического проникновения в душу народа, в поэтику фольклора.

«Подражания Корану», «Сцена из Фауста», «Наброски к замыслу о Фаусте», «Из Ариостова «Orlando Furiosa»», «Клеопатра», «Андрей Шенье», «С португальского», «Начало I песни «Девственницы» и «Из Вольтера» («Короче дни, а ночи доле») — каждое из этих произведений имело свою судьбу и заняло свое место в творческой эволюции поэта.

Он ещё не раз будет возвращаться к истории Клеопатры, будет размышлять о судьбе Вольтера, закончит через 10 лет начатый в 1825 г. перевод стихотворения А. Шенье «Покров, упитанный язвительною кровью…». Но в контексте лирики Пушкина периода ссылки в Михайловское все эти опыты были значимы прежде всего с эстетической точки зрения.

Начиная с «Подражаний Корану», где на первый план выступает пророк Магомед (в черновом варианте VI подражания он именуется «поэтом»: «Они твердили: пусть виденья // Толкует хитрый Магомет, // Они ума его творенье, // Его ль нам слушать — он поэт!…

»), проложивший дорогу к стихотворению «Пророк», образ поэта — пророка, властителя дум, страдальца, идущего на плаху за свои убеждения, становится миромоделирующим фактором поэзии действительности.

Мощь поэтического слова, сила пророческого дара заполняет пространство лирики Пушкина периода ссылки в Михайловское как утверждающий момент поэзии жизни.

И «отец трагедии» Шекспир, и великий дух Гете, и «певец чудотворной девы» Вольтер, и шаловливый Ариосто, и певец свободы, идущий на казнь Андрей Шенье, и пророк Магомед, и библейский пророк — все они становятся союзниками ссыльного поэта и заполняют пространство его поэтической рефлексии своими голосами. Пушкин не стремится переводить их творения; он вплетает в них свои мысли, факты своей биографии, вступает с ними в диалог.

Поэзия действительности включает в себя жизнь во всем многообразии своих проявлений — житейско-биографических, философско-исторических, общественно-политических (не случайно стихи из «Андрея Шенье», запрещенные цензурой: от «Приветствую тебя, мое светило» до «И буря мрачная минет» — распространялись в 1826 г. в списках с произвольным заглавием «На 14 декабря»), литературно-эстетических (многочисленные эпиграммы, послания друзьям-поэтам). Диалог культур как отражение «всечеловеческой отзывчивости» был неизбежен в этом лирическом контексте.

Два года Михайловского уединения, Северной ссылки — это целая эпоха духовного и творческого развития поэта. Сброшены все маски.

Пушкин открывает свое подлинное лицо русского национального поэта — гения, поэта жизни действительной.

Появляющиеся одна за другой главы «Евгения Онегина» (в Михайловском была завершена 3-я и написаны 4, 5, 6-я главы), «Цыганы», «Борис Годунов», «Граф Нулин» — зримое отражение этого процесса.

Источник: Янушкевич А.С. История русской литературы первой трети XIX века. — М.: ФЛИНТА, 2013

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/pushkin_a_s/tvorchestvo_pushkina_perioda_ssylki_v_mikhajlovskoe/53-1-0-1643

Презентация на тему «Михайловская ссылка А. С. Пушкина»

  • Скачать презентацию (2.09 Мб)
  • 151 загрузок
  • 4.7 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме «Михайловская ссылка А. С. Пушкина». pptCloud.ru — каталог презентаций для детей, школьников (уроков) и студентов.

  • Форматpptx (powerpoint)
  • Количество слайдов19
  • Слова
  • КонспектОтсутствует
  • Слайд 1Подготовили ученики 9-В класса Дука Евгения, Грищенко Валерия, Козлов Кирилл 1824 -1826
  • Слайд 4Причины ссылки Место ссылки События Творчество Значение Прощание Пушкина с морем. Картина исполнена И. К. Айвазовским совместно с И. Е. Репиным, 1877
  • Слайд 5Весной 1820 года Пушкина вызвали к генерал-губернатору для объяснения по поводу содержания его стихотворений. Планировалась ссылка в Сибирь, но благодаря стараниям друзей, его всего лишь перевели на юг в кишенёвскую канцелярию.   Раевские вывозят в конце мая 1820 года больного поэта с собой на Кавказ и в Крым(заболел, искупавшись в Днепре). Михаил Андреевич Милорадович, Генерал-губернатор, член Государственного совета
  • Слайд 616 августа 1820 года Пушкин прибыл в Феодосию. Через два дня Пушкин вместе с Раевскими отбыл морем в Гурзуф. Пушкин провёл в Гурзуфе несколько недель летом и осенью 1820 года. Вместе с Раевскими он остановился в доме герцога Ришелье. Дом-музей Пушкина в Гурзуфе (Четыре года он пребывал на юге.)
  • Слайд 7В Гурзуфе Пушкин продолжил работу над поэмой «Кавказский пленник», написал несколько лирических стихотворений; некоторые из них посвящены дочерям Н. Н. Раевского — Екатерине, Елене и Марии. Здесь возник у поэта замысел поэмы «Бахчисарайский фонтан» и романа «Евгений Онегин». В конце жизни он вспоминал о Крыме: «Там колыбель моего Онегина» Мария  Раевская Елена  Раевская Екатерина Раевская
  • Слайд 8В сентябре 1820 г. по пути в Симферопольпобывал в Бахчисарае. Прогуливаясь по внутренним дворикам дворца, поэт сорвал две розы и положил их к подножию «Фонтана слёз», которому позже посвятил стихи и поэму «Бахчисарайский фонтан». Свои впечатления от посещения Крыма Пушкин использовал и в описании «Путешествия Онегина», которое сначала входило в состав поэмы «Евгений Онегин» в качестве приложения «Фонтан слез»
  • Слайд 9Лишь в сентябре он прибывает в Кишинёв. Новый начальник снисходительно относился к службе Пушкина, позволяя подолгу отлучаться ему и гостить у друзей. Южная поэма «Кавказский пленник» Пушкина поставила его во главе всей современной русской литературы. Автограф с портретом Н. Раевского. 1820.
  • Слайд 10Вместе с тем поэт пытается обратиться к российской древности, наметив планы поэм «Мстислав» и «Вадим» (последний замысел стал драмой), создаёт сатирическую поэму «Гавриилиада» (1821), поэму «Братья разбойники» (1822; отдельное издание в 1827). В трагическом ключе был начат в мае 1823 года роман «Евгений Онегин» в стихах.
  • Слайд 11В июле 1823 года Пушкин добивается перевода по службе в Одессу в канцелярию графа Воронцова. Ухаживание за женой начальника и неспособность к государственной службе обострили его отношения с Воронцовым. Елизавета Ксаверьевна Воронцова — муза Пушкина.
  • Слайд 12Любовь к Е.К. Воронцовой Конфликт с М.С. Воронцовым (Воронцов окружил поэта шпионской сетью, распечатывал письма, восстанавливал против петербургское начальство) *Письмо В Кюхельбеккеру, в котором признавался в увлечении «атеистическими учениями»*
  • Слайд 13В 1824 году полицией в Москве было вскрыто письмо Пушкина, где тот писал об увлечении «атеистическими учениями». Это послужило причиной отставки поэта 8 июля 1824 года от службы. Он был сослан в имение своей матери, и провёл там два года (до сентября 1826) .
  • Слайд 14У поэта произошла крупная ссора с отцом, фактически согласившимся на негласный надзор за собственным сыном. В конце осени все родные Пушкина уехали из Михайловского. Вопреки переживаниям друзей, насчет его одиночества, для Пушкина эта осень была плодотворной. С михайловской ссылки и до конца жизни его связывали дружеские отношения с Осиповой(библиотеку которой он песещал) и членами её большой семьи. Прасковья Александровна Осипова
  • Слайд 15Пушкин завершает начатые в Одессе стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом», «К морю» — лирическое раздумье о судьбе человека эпохи Наполеона и Байрона, поэму «Цыганы» (1827), продолжает писать роман в стихах. Осенью 1824 года он возобновляет работу над автобиографическими записками, оставленную в самом начале в кишинёвскую пору, и обдумывает сюжет народной драмы «Борис Годунов», пишет шуточную поэму «Граф Нулин». Всего в Михайловском поэтом создано около ста произведений.
  • Слайд 16 Было написано полотно на сюжет стиха  «К морю» «Цыганы»
  • Слайд 17В 1825 году встречает в Тригорском племянницу Осиповой Анну Керн, которой, как принято считать, посвящает стихотворение «Я помню чудное мгновенье…». Предполагаемый портрет Анны Керн.
  • Слайд 18Через месяц после окончания ссылки он вернулся «вольным в покинутую тюрьму» и провёл в Михайловском около месяца. Последующие годы поэт периодически приезжал сюда, чтобы отдохнуть от городской жизни и писать на свободе. В Михайловском в 1827 году Пушкин начал роман «Арап Петра Великого». В парке усадьбы Михайловское
  • Слайд 19Конец! Всем спасибо!

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/raznoe/mihaylovskaya-ssylka-a-s-pushkina

Северная ссылка Пушкина

8 августа 1824 года А.С.Пушкин прибывает в Михайловское, в свое родное имение. После южного солнца, величественной красоты моря и европейского духа, который господствовал в Одессе, поэт вынужден довольствоваться реалиями псковской глубинки: ухабистые дороги, незатейливые деревеньки, угрюмые леса.

Когда-то указом императрицы Елизаветы Петровны земли Михайловского были пожалованы в бессрочное владение прадеду Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу. С тех пор на берегах речки Сороти проживали предки великого поэта.

Северная ссылка Пушкина длилась с 1824 по 1826 годы, годы, которые дались ему нелегко. Жизнь на псковской земле виделась ему тюрьмой. Фактически из свободного человека он превратился в ссыльного. Он – в разлуке с друзьями, в духовной изоляции на неопределенный срок.

Но этот период был и периодом творческого подъема. Из двухгодичной изоляции гениальная природа поэта извлекла максимальную пользу, направив все его усилия на творчество.

Ссылка, которой он противился, которая стала для него испытанием, не сломила поэта, а закалила его характер, и дала нам лучшие произведения – «Бориса Годунова», главы «Евгения Онегина», несколько десятков знаковых стихотворений.

Каковы же причины северной ссылки Пушкина? Почему после пребывания на юге поэт вернулся не в Петербург, а держал путь на север, в Михайловское, под надзор губернского начальства?

Во-первых, было перехвачено письмо Пушкина, в котором он признается одному из своих друзей в том, что берет уроки у умного атеиста, англичанина (безбожника Гутчинсона).

Пушкин не был атеистом, но слушал суждения Гутчинсона. Атеизм в те времена считался государственным преступлением.

Письмо Пушкина стало одной из причин для исключения его со службы и заточения в Михайловском.

Во-вторых, увенчались успехом усилия графа Воронцова, начальника Пушкина, по дискредитации своего подчиненного. 28 марта 1824 года Воронцов написал графу К.В.

Нессельроде письмо, в котором он пытался скомпрометировать поэта в глазах Александра I и в котором настаивал на том, что Пушкин должен покинуть Одессу.

Воронцов писал, что Пушкин считает себя великим стихотворцем, хотя, на самом деле, он – лишь подражатель Байрона, в защиту последнего сказать можно очень мало.

Это была ядовитая стрела, достигшая цели. В поэме Байрона «Бронзовый век» (1823 г.) были строки, посвященные Александру I. Английский поэт предлагал ему заняться своей несчастной страной, где народ изнемогает от рабства и нужды.

Экземпляр поэмы, конечно же, был доставлен императору. Бледнея от бессильной ненависти, император Александр прочел эти строки. Отношение к лорду Байрону у него было определено.

И вот Пушкин, по представлению графа Воронцова, ученик и поклонник этого вопиющего клеветника! Разве можно оставить стихотворца безнаказанным?

Главная причина отрицательного отношения Воронцова к Пушкину – ревность к поэту, который был неравнодушен к его жене, а также его острые эпиграммы.

Александр I не знал, что увлечение Пушкина Байроном к тому времени уже прошло. Дошедшая до поэта в Михайловском весть о том, что Байрон умер, сподвигла Пушкина на то, что он заказал сельскому батюшке отслужить панихиду по рабе Божьем Георгии. Эта панихида была не только по мятежному лорду, но и по канувшим пристрастиям, которые к этому моменту обратились в прах и пепел.

Читайте также:  Лицейские годы а.с. пушкина

Высылки Пушкина из Одессы жаждал не только Воронцов, это его желание было созвучно и желанию властей. Петербург стремился выдворить Пушкина из Одессы, и нужен был только подходящий повод. Этот самый повод нашел Воронцов. Своими письмами он помог Александру I расправиться с поэтом.

В третьих, имело место письмо генерал-майора И.Н.Скобелева, который давно выбрал для себя роль доносчика, и который в 1824 году стал автором кляузы на Пушкина по поводу его «вредных стихов». Тем самым Скобелев хотел вернуть утраченную им милость высшего начальства.

Родовое гнездо казалось Пушкину тюрьмой. Его слава росла, он был полон новых планов, замыслов, но теперь он – гонимый невольник, понесший незаслуженную кару. Поэта тяготило всё, и даже скромная северная природа, которая не шла ни в какое сравнение с южной.

Он — государственный преступник. Тень падает на все его семейство.

В Михайловском Александра встретила вся семья. Но семейной идиллии не получилось. Отец, принявший предложение властей следить за сыном, делал его жизнь невыносимой. Поначалу у поэта не было даже угла, где он мог писать.

Но он все равно работал. В ту же осень появились произведения «Разговор поэта с книгопродавцем», «Подражание Корану», были закончены «Цыганы».

К счастью, через некоторое время отец отказался от надзора за сыном, и жизнь последнего потекла более спокойно.

Семейством, с которым у Пушкина завязались теплые отношения, была семья помещицы — вдовы Прасковьи Александровны Осиповой, жившей в селе Тригорское, в трех верстах от Михайловского.

Хозяйка Тригорского, её дочери, падчерица, племянницы, среди которых была и Анна Петровна Керн, искренне привязались к молодому поэту. Они скрашивали его существование в далекой псковской глубинке.

Пушкина навещали и его друзья: И.И.Пущин, А.А.Дельвиг, Н.М.Языков.

Усадьбой и домом в Михайловском занималась его старая няня, Арина Родионовна. Она хорошо знала натуру поэта. От мрачных дум она отвлекала Пушкина своими сказками и песнями.

Какие произведения были написаны Пушкиным во время северной ссылки в Михайловском?

Стихи о любви, написанные в северной ссылке, характеризует большая зрелость и психологическая глубина: «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Желание славы», «Ненастный день потух», «Сожженное письмо».

«Я помню чудное мгновенье» — гимн силе и красоте любви. Любви, которая обогащает и преображает человека.

Впервые в русской поэзии Пушкин так прямо связывает глубоко интимные переживания со всем духовным обликом человека.

В стихотворениях северного периода поэт отдает дань и высокой дружбе. Одно из значительных произведений этого этапа о дружбе приурочено к лицейской годовщине – «19 октября» (1825 г.).

В 1825 году поэтом была написана «Вакхическая песня». Это торжественная песнь, гимн духовным человеческим радостям.

В стихотворении «К морю» как бы подводятся итоги прошлому и присутствуют думы о будущем. Этим стихотворением Пушкин расстается с романтизмом и с южным этапом своей творческой судьбы. Море – символ свободы. Поэт, находящийся в Михайловском заточении, в земной пустыне, обещает помнить о “свободной стихии”, заполнившей его жизнь.

К северному ссыльному периоду относятся и стихотворения Пушкина в народном духе – «Песни о Стеньке Разине», «Жених».

Необычное произведение – пародийная поэма «Граф Нулин». Она была написана 13 и 14 декабря 1825 года. Поэт рассказывал, что при чтении «Лукреции», поэмы Шекспира, ему пришла в голову мысль «пародировать историю и Шекспира».

Значительна и историческая элегия «Андрей Шенье», посвященная трагической гибели любимого Пушкиным французского поэта.

В 1824 году Пушкин писал третью главу «Евгения Онегина», произведения, задуманного им, как поэтическое воссоздание эпохи. К третьей главе он приступил еще 8 февраля в Одессе, а завершил 2 октября в Михайловском. Там же из-под его пера вышли еще три главы. 10 августа 1826 года была закончена шестая глава «Евгения Онегина».

«Борис Годунов» — глубоко оригинальное произведение поэта, новаторское, ломающее литературные стереотипы и нормы. Пушкин обращается к эпохе Смуты в силу проснувшегося у него поэтического интереса к историческим темам. Главным героем драмы выступает Борис Годунов, все нити трагедии сходятся на нем.

Важная роль в действительных исторических событиях в драме Пушкина отдана народу. Трудно переоценить значение “Бориса Годунова” в истории русской драматургии. Произведение отличает историзм, внимание к общественно-политической жизни, глубина в раскрытии образов, художественная простота.

После того, как появился “Борис Годунов”, реализм прочно утверждается в русской драматургии.

Северная ссылка: итоги и выводы

Биографы Пушкина отмечают большую пользу для поэта и для русской литературы от его пребывания в Михайловском. Здесь, среди негромкой северной природы, расцвел талант поэта, здесь он приобрёл духовную независимость и свободу, здесь он обрел самого себя.

Погружение в природу, в мир книги, в стихию народной речи, в добрый мир русской сказки, русской песни, целительное письменное общение, которое являлось литературной учебой, осмысление собственного опыта жизни — великий труд души не мог не привести к ее обновлению.

«Но здесь меня таинственным щитом Святое провиденье осенило, Поэзия как ангел-утешитель

Спасла меня, и я воскрес душой».

Источник: http://DetskiyChas.ru/school/pushkin/severnaya_ssylka_pushkina/

Александр Сергеевич Пушкин1799-1837

Главная → Пушкин А.С. → Михайловский период (1824—1826). Лирика.

9 августа 1824 года Пушкин прибыл в село Михайловское — имение своего отца. Попав в глушь северной деревни, поэт первое время живет неостывшими впечатлениями юга, откуда он был так внезапно вырван.

Здесь в 1824 году им пишутся стихи, навеянные морем ( «К морю»), крымскими легендами ( «Фонтану Бахчисарайского дворца»), природой ( «Виноград», «Ночной зефир») и настроениями покинутого знойного края ( «О дева — роза, я в оковах»).

В их стремлении к необычно яркому, из ряда вон выходящему и загадочному, в их преувеличенно-эмоциональной, красочной изобразительности, в их отвлеченности — последние, прощальные отзвуки романтизма. А «К морю» явно итоговое.

Одним из первых произведений, написанных Пушкиным в сель-ском заточении, явился «Разговор книгопродавца с поэтом». Это новая творческая декларация поэта, в которой он провозглашает принципы реалистической гражданской поэзии.

Закономерно, что «Разговор книгопродавца с поэтом» был предпослан в виде предисловия к первой главе «Евгения Онегина», вышедшей в 1825 году отдельным изданием. «Разговор» явился и жизненной программой поэта.

Только будучи независимым, утверждал он, поэт способен глубоко и широко обнимать явления жизни и во всю меру развертывать свои художественные возможности.

Живя в Михайловском, Пушкин впервые столь непосредственно соприкоснулся с народом, с крестьянами, их нравами, бытом, поэзией. Это явилось толчком для новых размышлений поэта о положении крепостных, о народе и власти. Именно здесь он назвал Степана Разина «единственным поэтическим лицом русской истории».

Слушая на церковных и ярмарочных площадях песни, а дома из уст Арины Родионовны сказки, поэт, по его словам, вознаграждал «недостатки проклятого своего воспитания».

Живое приобщение к родной почве, к мудрой простоте своего народа, несомненно, содействовало еще более крутому его повороту к народности, к реализму.

Период Михайловского уединения — пора расцвета пушкинской лирики. В эти годы деревенской ссылки поэт развивает лирические мотивы предшествующих периодов, воплощая их р совершенной реалистической форме. Шутливые ( «Прозерпина», 1824) и бесцеремонно-эротические ( «Анне Н.

Вульф», 1825) стихотворения становятся в его творчестве случайными и мимолетными. Пушкин окончательно приходит к мысли, что «Служенье муз не терпит суеты; Прекрасное должно быть величаво“ (“19 октября», 1925).

Его любовная лирика, отражая сложные перипетии переживаний, радостных и горестных, даже трагических, приобретает вершинную искренность и задушевность. Ее ставят в ряд величайших достижений мировой поэзии.

Среди жемчужин любовной лирики, поднявшейся до общечеловеческого смысла, какими являются «Ненастный день потух» (1824), «Сожженное письмо» (1825), «Желание славы» (1825), наиболее ярко выделяется послание «К К***» (1825). Многие исследователи, начиная с А. И.

Незеленова и Н. Ф. Сумцова, явно упрощая, вульгаризируя его текст, видят в нем выражение отношений Пушкина к А. П. Керн. Но увлечение А. П. Керн послужило лишь толчком, поводом для создания произведения, в котором поэт обобщил свои взгляды на любовь.

Это стихотворение — гимн мощи и красоте чувства любви, непременного элемента полноценного человеческого бытия. Любовь не только обогащает, но и обновляет, преображает человека.

Пожалуй, впервые в русской поэзии Пушкин так прямо связывает глубоко интимные переживания со всем духовным обликом человека.

В пору пребывания в Михайловском вакхические мотивы сказались лишь в нескольких стихотворениях. Кроме некоторых отзвуков в шутливых посланиях ( «Из письма к Вульфу», 1824), на всех них лежит печать глубоких социальных раздумий. Это хвала разуму ( «Вакхическая песня“, 1825), гимн дружбе, красоте, искусству (“19 октября», 1825), жалоба на изгнанничество и одиночество ( «Зимний вечер», 1825).

Среди них самое жизнерадостное, мудрое, глубочайше обобщенное и поэтически совершенное — «Вакхическая песня».

Это апология жизни и разума, страстный призыв к бодрствованию, убеждение в необходимости самоотверженной борьбы против всех проявлений зла и бескрайняя вера в правоту и победу света над тьмой. «Великолепный гимн радости» — так определил М. Горький эту песню.

В поэзии Пушкина Михайловского периода нашли свое отражение и его философские раздумья ( «Сцена из Фауста», 1825), и его пристальный интерес к народному творчеству ( «Жених», 1825).

Но при всей пестроте откликов ведущей темой Пушкина в Михайловском заточении остается свобода, неизбывная о ней мечта. Эта тема в самых разных вариациях проявляется в стихотворениях «Зачем ты послан был и кто тебя послал?», «К Языкову» ( «Издревле сладостный союз», 1824), «Разговор книгопродавца с поэтом», «К морю», «Второе послание цензору», «Заступники кнута и плети» (1825) и иных.

Стремление к свободе, как подтекст, ощутимо и в тех стихотворениях, в которых само слово «свобода» не упоминается. Тема одиночества, изгнанничества, настойчиво звучащая в лирике этих лет ( «Храни меня, мой талисман», 1825; «Зимний вечер“), особенно в стихотворении “19 октября», служит выражением страстного желания свободы.

Но еще более отчетливо эта тема проявилась в стихотворении «Андрей Шенье» (1825).

Внутренняя сосредоточенность поэта в невольном Михайловском уединении не ограничилась созданием лирических шедевров мирового значения. Он продолжал здесь работу над крупными произведениями, начатыми в Одессе, — над поэмой «Цыганы» и романом «Евгений Онегин». У него возникали и новые замыслы, из которых окончательную отделку приобрела трагедия «Борис Годунов».

Реклама от Literature-XIX.Ru

Источник: http://www.literature-xix.ru/pushkin/mikhajjlovskijj-period/

Михайловская ссылка пушкина кратко

В Михайловском (1824-1826гг).

Ссылка в село Михайловское, находившееся в дали от городов, затерянное в глуши сосновых лесов, была для Пушкина тяжелым испытанием. После шумной, многолюдной Одессы, где он имел возможность общаться с друзьями, ему было трудно переносить одиночество.

Это было почти тюремное заключение: ему не разрешалось никуда выезжать, за ним был установлен полицейский надзор. Лишь творческая работа помогла поэту пережить ссылку и сохранить твердость духа и веру в лучшее.

«Поэзия спасла меня, я воскрес душой», — написал он впоследствии.

Пушкин провел в Михайловском почти два года замкнутой, уединенной жизни, наполненной чтением и творчеством. Он ближе познакомился с народной жизнью, местными традициями и обычаями, устным творчеством.

Самым близким и преданным другом Пушкина в период ссылки была его няня Арина Родионовна. Ей он обязан и знакомством с народной поэзией, с русской народной речью.

Пушкин в своем уединении пристально следит за развитием русской литературы и общественной мысли: ему присылают журналы, альманахи, новые книги, он ведет обширную переписку.

Именно в Михайловском гений поэта достигает своей зрелости. « Я могу творить», — признается он.

Им завершена поэма «Цыганы», написано несколько глав романа « Евгений Онегин», трагедия « Борис Годунов», поэма « Граф Нулин», десятки стихотворений и среди них – « Я помню чудное мгновенье…», « Вакхическая песня», « 19 октября 1825г.», воспевающие любовь, дружбу, разум, творческое вдохновение и свободу.

Романтическая на первый взгляд ( необычные обстоятельства, яркая личность героя) поэма «Цыганы» развенчивает героя – индивидуалиста ( « он для себя лишь хочет воли»). Впервые в поэзии Пушкина появляется мысль о том, что общество имеет свои законы, которым каждый отдельный человек должен подчиняться.

Познанию законов жизни общества посвящена трагедия « Борис Годунов» (1825) – одно из самых замечательных произведений Пушкина.

Важен выбор времени действия трагедии – конец 16 века – начало 17 века; начало Смутного времени, когда возникла угроза самому существованию русского государства и особенно ярко проявились силы, влияющие на жизнь и историю страны.

Сам поэт так определил тему трагедии: « Человек и народ». Ив ней утверждается мысль о том, что судьба каждого человека, будь то простой смертный или царь, связанна с судьбой народа.

Пушкин создает психологически сложный образ царя Бориса. Это человек определенной исторической эпохи, « человек высокого державного духа», умный и волевой, не лишенный, однако, пороков и слабостей. С образами царя Бориса и самозванца связана основная проблема трагедии – взаимоотношение народа и царской власти.

Народ – главное действующее лицо трагедии. Он – основа государства и сила способная разрушить «высшую власть». Поэт осознает трагедию народа его силу и слабость: темной и разобщенный, он не может решить свою судьбу и судьбу государства самостоятельно, без участия бояр.

Поэтому результат народного бунта всегда горек: на смену одному тирану приходит другой.

В трагедии «Борис Годунов» Пушкин достиг исторической достоверности, объективности и правдивости в изображении характеров действующих лиц и исторических событий ( они не идеализированы и не осовременины).

Это произведение новаторское, свободное от устаревших правил классицизма – в нем Пушкин стремится «воскресить минувший век во всей его истине», воплощая в своем произведении новые художественные принципы изображения действительности: «правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах», « язык, соответствующий характеру героя».

Читайте также:  Анализ стихотворения а.с. пушкина "зимняя дорога"

В работе над « Борисом Годуновым» сформировался художественный реализм Пушкина.

В Михайловском Пушкин узнал о подавлении восстания декабристов, в котором участвовали многие его друзья, члены тайных революционных обществ.

Жестокая расправа царского правительства над участниками восстания потрясла поэта: пять человек, в том числе Пестель и поэт Рылеев, с которыми Пушкин был близок, были повешены, а 120 человек сосланы на каторгу в Сибирь. Среди них были его самые близкие лицейские друзья – Пущин и Кюхельбекер. Поражение декабристов Пушкин пережил как личную трагедию.

Несколько месяцев ожидал он решение царя о своей судьбе. В бумагах почти каждого арестованного декабриста находили его стихотворение, поэтому для его ареста были все основания. Но в ходе следствия никаких данных против поэта собрать не удалось.

И Николай 1, зная о большом влиянии поэзии Пушкина на образованную часть общества, решил освободить его из ссылки и этим привлечь на свою сторону. Однако свобода полученная от царя лично, была обманом. За Пушкиным был установлен тайный надзор полиции. На почте просматривались его письма. Цензура запрещала печатать трагедию « Борис Годунов».

113039 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Стихотворения 1823-1836 / Ссылка А.С.Пушкина в селе Михайловском (1824-1826 г.)

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

В 1824 году, по решению императора Александра I, Пушкин приезжает в село Михайловское Новоржевского уезда Псковской губернии, в родовое имение своих родителей. Он поступает под надзор своего отца Сергеџ Львовича и настоятеля Святогорского Успенского монастыря. Причиной ссылки послужили неблагонамеренные стихи молодого поэта.

Пребывание в псковской глуши было изначально мучительным опытом для Пушкина: разрыв с Петербургом, перемена образа жизни вызвали приступы уныния. Унизительным казались поэту надзор, которому он подвергался и запрет покидать Михайловское и его округу.

Однако годы, проведенные им «в краю великих вдохновений» оказалось не только благотворными для творчества поэта: всю жизнь пронес Пушкин в своем сердце самую глубокую привязанность к месту своего изгнания.

В Михайловском Пушкин много читал, прислушивался к народной речи. Здесь он приобрел бесценные впечатления, которые оформились в дивные творения поэта.

В Михайловском были написаны поэмы «Цыганы» и «Граџ Нулин», несколько десятков стихотворений, среди которых: «К морю», «Подражание Корану», «Андрей Шенье», «19 октября»; здесь поэт работал над литературно-критическими статьями, посвященными вопросам литературного языка, скрывая напряженный труд под маской «легкого безделья».

Работа в библиотеке Святогорского монастыря, сам облик и дух древней обители, основанной Иваном Горозным, послужили Пушкину творческим материалом для создания блистательных и цельных образов русской истории в драме «Борис Годунов», которую Пушкин называл в числе лучших своих произведений. 4 и 5 главы «Евгения Онегина», написанные в ссылке, рисуют прекрасные и, в то же время, глубоко конкретные, полные не без иронии подмеченных жизненных деталей образы русской деревни, глубоко поэтичного ее усадебного строя.

В ссылке поэт узнал о дворянском мятеже 14 декабря 1825 года. В нарушение запретов Пушкин с нетерпением ринулся в столицу. Он было уже выехал из Михайловского, но перебежавший дорогу заяц (Пушкин был суеверен), заставил его повернуть назад.

Сам он, по собственному признанию, непременно участвовал бы в событиях декабрьского восстания, что он не преминул открыть новому императору при личной встрече.

Однако не прошло и года, как имеющий репутацию реакционера Николай I освобождает Пушкина от ссылки и в сентябре 1826 года Пушкин, получивший высочайшее прощение, возвращается в Москву, причем сам государь вызвался быть его цензором. Последний раз поэт жил в Михайловском в конце лета и начале осени 1827 года.

Здесь, заблаговременно готовясь к последнему часу, он выкупает место для себя на Синичьей горе у стен Успеского собора, где были погребены его дед Осип Абрамович и бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, а так же брат Платон Сергеевич:

В феврале 1837 года в Святые Горы привезли гроб с телом убитого на дуэли поэта, где оно и было предано погребению.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Источник: http://miyakirb.ru/1170/

Пушкин в Михайловском (1824 – 1826)

31 июля 1824 г. высланный из Одессы Пушкин выехал в село Михайловское. 9 августа поэт приехал на новое место ссылки. В это время в Михайловском находилась семья Пушкиных. Отец принял на себя полицейские обязанности по наблюдению за сыном.

Это привело к исключительно острым столкновениям между отцом и сыном и, в конечном итоге, к отъезду из Михайловского отца, матери, брата и сестры поэта. Пушкин остался в Михайловском один, в обществе няни Арины Родионовны.

Положение под двойным надзором гражданских и духовных властей, на поруках родителей раздражало чувствительную натуру Пушкина. В отчаянии он даже просил поменять место ссылки на любую из крепостей государевых.

Однако, успокаиваемый письмами друзей, смирился и вскоре заметил: “Я нахожусь в наилучшем положении, чтобы окончить мой поэтический роман …” (“Евгений Онегин”). Жизнь в Михайловском была скромной, даже скудной. Пушкин поселился не в парадных комнатах дома, которые оставались после отъезда всей семьи запертыми и зимой не отапливались.

Пушкин завершает начатые в Одессе стихотворения. “К морю” – лирическое раздумье о судьбе человека эпохи Наполеона и Байрона, о жестокой власти исторических обстоятельств над личностью. 26 сентября 1824 г.

Пушкин написал стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом», которое опубликовал в качестве предисловия к изданию первой главы «Евгения Онегина». Это была декларация права поэта на правдиво прозаическое отношение к жизни. Стихотворение написано как диалог между человеком поэзии (Поэтом) и человеком прозы (Книгопродавцем), в котором пересечение различных точек зрения на поэзию завершается утверждением простоты как истины, смелостью свободного ото всякой позы взгляда на жизнь.

4 и 5 главы “Евгения Онегина”, написанные в ссылке, рисуют прекрасные и, в то же время, глубоко конкретные, полные не без иронии подмеченных жизненных деталей образы русской деревни, глубоко поэтичного ее усадебного строя. Жизнь в Михайловском стала воплощенным контрастом со всем, что до сих пор было Пушкину привычно.

Вместо толпы знакомцев и рассеяния — одиночество и сосредоточенность. Быт бедный, но не кочевой, а прочно сложившийся, подчиненный издавна заведенному распорядку.

События редки и мерятся совсем иными, домашними, комнатными масштабами: получение письма, поездка в Тригорское становятся происшествиями и окрашивают настроения дней, а иногда и недель.

Пушкин покинул Одессу в самый разгар южного лета, а первое ощущение от природы Севера, после четырехлетнего перерыва, было связано с осенью.

Таково стихотворение «Ненастный день потух…», в котором строчка «под голубыми небесами» еще принадлежит только миру юга. И это стихотворение.

И стихотворение «Желание славы» вызваны все еще не прошедшей любовью к Елизавете Воронцовой. Тому же посвящено и стихотворение «Сожженное письмо».

Пушкин учится смотреть на мир глазами другого человека, менять точку зрения на окружающее и самому, меняясь, включаться в разнообразные жизненные ситуации. Таков цикл «Подражание Корану».

Сердечное участие в судьбе Пушкина принимали его друзья и соседи в с. Тригорском. Общение с ними, а также наблюдения за жизнью других окрестных помещиков давали поэту краски и материалы для его созданий. Общее изменение тональности жизни сказалось в стиле пушкинского досуга.

Никогда еще одиночество не занимало в его жизни такого места: одинокие прогулки верхом, игра с самим собой на бильярде «в два шара», чтение.

Общество Пушкина в этот период почти исключительно составляет многочисленное семейство соседней тригорской помещицы Прасковьи Александровны Осиповой. Самой Осиновой еще лишь сорок с небольшим лет. Это умная, прекрасно образованная женщина из культурной дворянской семьи.

Осипова, владея иностранными языками, следила за литературой. В библиотеку Тригорского попадали не только русские, но и европейские книжные новинки.

Дом был полон молодежи: Осипова от первого брака с Н. И. Вульфом имела троих сыновей, из которых старший, Алексей, сделался близким приятелем Пушкина, и двоих дочерей: Анну и Евпраксию. Старшая, Анна, была лишь на полгода моложе Пушкина, вторая была моложе его на десять лет.

Алексей Вульф, студент Дерптского университета, приезжал домой со своим товарищем — молодым поэтом Н. М. Языковым, тоже дерптским студентом. Со всем этим шумным и молодым семейством у Пушкина завязались тесные отношения: с Прасковьей Александровной его связала на всю жизнь теплая дружба, барышням он посвящал стихи, двумя из них — Анной и Александрой — даже был по очереди увлечен.

Сюда же, в Тригорское, приезжала знакомая Пушкину еще по Петербургу племянница П. А. Осиповой, двадцатичетырехлетняя Анна Петровна Керн. Красавицу Керн шестнадцати лет выдали замуж за пожилого генерала. К моменту приезда в Тригорское она уже разошлась с мужем и пережила несколько сердечных увлечений.

Ей Пушкин посвятил стихотворение, ставшее, наверное, самым знаменитым в любовной лирике русских поэтов « Я помню чудное мгновенье».

В стихотворении «К***» («Я помню чудное мгновенье…») содержится такая концепция духовного развития: первоначальное «чистое» состояние души — душевное затмение — возрождение как возвращение к светлому началу.

Впечатления русской природы, обаяние древней псковской земли с ее “благородными курганами” и городищами, общение с крестьянами, с нянею Ариной Родионовной способствовали постижению души русского народа, национальных основ жизни.

Тяжелые размышления 1823 г. породили глубокие сомнения в идеях революции без народа. Одновременно народ предстал как огромная загадка — сочетание силы и рабского терпения.

Работа в библиотеке Святогорского монастыря, сам облик древней обители, послужили Пушкину творческим материалом для создания блистательных и цельных образов русской истории в драме “Борис Годунов”, которую Пушкин называл в числе лучших своих произведений.

Пушкин начинает особенно интересоваться народной речью, обычаями, обрядами. Поэт пишет балладу «Жених»

11 января 1825 г. в Михайловское приехал Пущин навестить своего друга. И. И. Пущин вспоминал: «Комната Александра была возле крыльца, с окном на двор, через которое он увидел меня, услышав колокольчик. Здесь же помещалась кровать его с пологом, письменный стол, шкаф с книгами и проч.

Во всем поэтический беспорядок, везде разбросаны исписанные листы бумаги, всюду валялись обкусанные, обожженные кусочки перьев (он всегда с самого Лицея писал оглодками, которые едва можно было держать в пальцах). Вход к нему прямо из коридора; против его двери — дверь в комнату няни…».

Свидание было недолгим, а разговор — жарким. Разговор зашел о тайном обществе, и Пущин не скрыл от Пушкина своей к нему причастности. Именно тогда Пущин привез Пушкину рукопись «Горя от ума». Вечером Пущин уехал.

Позже он вспоминал: «Мы еще чокнулись стаканами, но грустно пилось: как будто чувствовалось, что последний раз вместе пьем, и пьем на вечную разлуку!»

В развитии Пушкина-писателя многое было связано с впечатлениями от каждодневной окружающей жизни, сам пейзаж, быт, ежедневные впечатления выглядели по-иному потому, что Пушкин смотрел на них глазами реалиста.

В стихотворении «19 октября» все обновлено: пейзаж, философия истории, появляется тема лицейского братства. Пушкину свойственно было следить за своим духовным развитием и отмечать его вехи. 13—14 декабря 1825 г.

Пушкин написал поэму «Граф Нулин» о том, как случай может многое изменить, а через три дня в Тригорское приехал повар Осиповых Арсений с известием о бунте на Сенатской площади в Петербурге. 17 декабря 1825 поэт узнает о восстании декабристов. Потянулись дни тревоги и неизвестности. Письма почти перестали приходить. Газеты скупо сообщали об арестах.

В списках арестованных Пушкин с тревогой читал имена друзей. В конце января в Варшаве был арестован Кюхельбекер. Собственное положение Пушкина весьма сомнительно: он не знает, что и насколько известно правительству, и живет в тревожном ожидании.

Опасаясь обыска, он уничтожил автобиографические записки, которые, по его словам, “могли замешать многих и, может быть, умножить число жертв”. С глубоким волнением ждал вестей из столицы, в письмах просил друзей “не отвечать и не ручаться” за него.

В конце 1825-начале 1826 г. Пушкин завершает пятую и шестую главы романа “Евгений Онегин”, которые в то время ему представляются как окончание первой части произведения. В последние дни Михайловской ссылки поэт начинает писать стихотворение “Пророк”.

В ночь с 3 на 4 сентября 1826 г. в Михайловское прискакал фельдъегерь с приказанием немедленно отправляться в Москву, где в это время находился в связи с коронацией Николай I., но сопровождение конвойного офицера было достаточно выразительным. Михайловская ссылка кончилась. Пушкин отправлялся в Москву на свидание с Николаем

Источник: http://www.slavkrug.org/pushkin-v-mixajlovskom-1824-1826/

Ссылка на основную публикацию