«моцарт и сальери» (маленькие трагедии а.с. пушкина): краткое содержание

«Моцарт и Сальери» (Маленькие трагедии А.С. Пушкина): краткое содержание

Жанр трагедии не был свойствен русской драматургии, но Пушкин решил воскресить его, создав цикл небольших пьес с трагическим уклоном. Моцарт и Сальери – вторая пьеса, сжатая по размеру и в то же время наполненная психологическим пониманием человеческих характеров. Пьеса состоит из двух сцен.

Первая сцена начинается в комнате, где живет Сальери. Он один в комнате. Сцена начинается его монологом. Сальери любит музыку и с детства он заслушивался величественными звуками церковного органа.

Добросовестно изучал гармонию, тайны музыкальных созвучий, учится играть. Все свое время он посвящал музыке, отказавшись от юношеских забав.

Науки, не имевшие отношения к музыкальной грамоте, его не интересовали.

Антонио Сальери стал оперным композитором. Своим наставником он в монологе назвал известного в Вене оперного композитора Кристофа Глюка.

Сальери добился в своей жизни немалого. Он был придворным композитором. И по сюжету Пушкина завидовал Моцарту – человеку, которому талант был дан свыше. Сальери кажется, что Моцарту все дается легко и шутя.

Вот он вошел в комнату. Моцарт рассказал о том, что когда шел к Сальери, он увидел слепого музыканта. Его игра на старенькой скрипке развеселила композитора. Он просит старика сыграть «из Моцарта нам что-нибудь».

Слепой музыкант, конечно, не мог видеть, что перед ним два великих композитора, и начал играть арию из «Дон Жуана». Моцарт весело смеется.

А Сальери не в состоянии понять своего приятеля, как можно веселиться, когда твое творение так бессовестно искажают. Сальери говорит:

Моцарт дает старику деньги и выпроваживает его. Он принес Сальери ноты своего нового произведения. Но перед этим говорит:

Музыка приводит Сальери в восторг, но восторг, смешанный с удушающей завистью. Сальери понимает, что никогда не напишет такой музыки, что Моцарт, этот «гуляка праздный», всегда будет лучше его, выше его. Он не понимает, как можно, имея партитуру столь божественного музыкального произведения, слушать какого-то слепого скрипача, который к тому же бессовестно фальшивит.

Моцарт признается, что голоден и предлагает Сальери отобедать в трактире «Золотого Льва». И тут Сальери решается использовать яд, который 18 лет хранил у себя на всякий случай.

В жизни были ситуации, когда люди причиняли душевную боль, и было велико искушение пустить этот яд в ход. Но он сдерживал свои эмоции и страсти. Теперь он не в силах совладать с собой.

Ему кажется, что убив гения, он спасет мир музыки.

Вторая сцена происходит в трактире. Моцарт признается, что его тревожит его Реквием. Однажды к нему пришел человек в черном одеянии, и заказал Реквием.

Прошло уже недели три, а – заказчик более не приходил, не интересовался тем, как идет работа, хотя произведение почти закончено. Но у Моцарта постоянно возникает странное чувство, будто этот «человек в черном» ходит за ним повсюду.

Вот и сейчас Моцарту казалось, что этот человек «сидел вместе с ними за столом». Приятели вспоминают известного французского драматурга Пьера Бомарше, который советовал:

Моцарт спросил у Сальери: а правда ли что Бомарше кого-то отравил? И тут же ответил самому себе:

В этот момент Сальери бросает яд в бокал Моцарта. Моцарт выпивает шампанское и садится за пианино, играет Реквием. Сальери чувствует облегчение, словно он исполнил некий долг, он плачет, слушая заупокойную мессу в трактире, но одна мысль все-таки тревожит его душу:

Таково краткое содержание трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери», но право же лучше прочесть текст пьесы целиком! Тем более, что она невелика.

Но кстати: следует отметить, что, к великому сожалению, вслед за венскими современниками Пушкин оболгал Сальери — тот точно не был причастен к смерти великого Моцарта.

Источник: https://PoetPushkin.ru/pesy/malenkie-tragedii/motsart-i-saleri-kratkoe-soderzhanie.html

Краткое содержание Моцарт и Сальери Пушкина

Сальери вспоминает свое детство. Он с самого рождения любил искусство. Он помнит, как слушал церковный орган. Ему очень нравилось его звучание. Он даже иногда плакал от наслаждения. Ему не интересны были игры с другими детьми.

Он не желал учить науки. Только музыка его увлекала. Сначала было трудно, но Сальери преодолел тяжести. Сначала музыкант научился бегло играть, а потом начал творить. Иногда он не ел и не спал по несколько дней, сочиняя произведения.

Потом он познакомился с творениями Глюка. Сальери нашел и них вдохновение и стал писать по-новому. Музыкант много трудился над своими сочинениями. Наконец его произведения были одобрены людьми. К музыканту пришла слава. Он был безгранично счастлив.

Он испытывал наслаждение от работы, успеха. Его друзья тоже стали успешны. Сальери нравились их произведения. Но никогда раньше музыкант никому не завидовал, теперь все изменилось. Композитор завидует Моцарту.

Он убежден, что тот гуляка, и он не заслужил своего таланта.

К композитору приходит тот, о ком он вспоминал. Моцарт приводит с собой скрипача, он слепой и старый. Но он все равно играет на скрипке. Моцарт просит его сыграть какое-нибудь его произведение, музыкант находит происходящее веселым. Но Сальери с ним не согласен. Он прогоняет скрипача, который напоследок выпивает за здоровье Моцарта.

Ночью к Моцарту пришло вдохновение, он показывает Сальери то, что он успел написать. Сальери очень нравится произведение. Друзья договариваются обедать вместе. Моцарт идет сказать жене, чтобы не ждала его.

Сальери считает, что его долг убить Моцарта. Он достает яд. Раньше он часто думал о том, чтобы покончить жизнь самоубийством.

Во время обеда Моцарт сидит хмурый. Музыкант сочиняет новое произведение, оно ему покоя не дает. Несколько недель назад к композитору пришел человек в черной одежде, сказал одно слово и ушел. Теперь Моцарту кажется, что этот человек его преследует. Сальери говорит Моцарту, что ему не стоит переживать по пустякам, а лучше выпить бутылку шампанского.

Потом они разговаривают про Бомарше, и о том, что ходят слухи, что поэт кому-то подмешал яд.

Моцарт уверен, что не может один человек быть одновременно талантливым в каком-либо ремесле и сделать что-то такое же ужасное как убийство. После этого Сальери вливает яд в стакан друга.

Моцарт идет за фортепиано и играет произведение, написанное им недавно. Моцарт идет спать. Сальери прощается с ним.

Произведение учит тому, что зависть – плохое чувство.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Жила была семужка АбрамоваКрасавка – это имя маленькой рыбки, которая была очень красивой, так как ее чешуйка была очень пестрой, она вся светилась как бы изнутри. И жила эта рыбка в реке, но обитала в ее веточке-протоке.
  • Краткое содержание Горький Макар ЧудраНа берегу по-осеннему неспокойного моря лежал старый цыган Макар Чудра. Холодный промозглый ветер овевал его тело, забираясь под распахнутый чекмень. Цыган не замечал холода
  • Краткое содержание Толстой ЛюцернДействия произведения Льва Толстова разворачиваются летом в одном из городов Швейцарии. В этом туристическом городе полно иностранцев. Т. к. англичан больше всего, город перестраивается в соответствии с их вкусами
  • Краткое содержание Голова профессора Доуэля БеляеваМари Лоран – это девушка, профессия которой является врач. Эта девушка очень умна и рациональна и она также достаточно спокойна. Она умеет держать секреты, а потому ее взял на работу один хирург, которому нужны были помощники. Это был профессор Керн.
  • Краткое содержание Лермонтов Люди и страстиОсновной сюжет рассказа Лермонтова «Люди и страсти» крутится вокруг конфликта отца и бабушки на тему воспитания главного героя — Юрия Волина. Действия происходят в 1830 году

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/pushkin/mocart-i-saleri-kratko

Краткое содержание Пушкин Моцарт и Сальери для читательского дневника

Трагедия «Моцарт и Сальери» состоит всего из двух сцен. Действующих лиц, кроме появления слепого музыканта, тоже двое – два композитора. Один – уже пожилой музыкант – Сальери. Он достиг своих высот в искусстве с помощью тяжелого и долгого труда, изучая музыку как науку. Второй – молодой, ветреный, но невероятно талантливый – Моцарт.

Начинается действие этой пьесы с монолога Сальери. Он вспоминает о том, как, еще в детстве, услышав звучание церковного органа, полюбил это искусство и решил посвятить свою жизнь ему. Вспоминает, как он трудился, изучая его, добиваясь своих высот.

Рассуждает герой о том, что сейчас он, достигнув величия и славы и, наслаждаясь их плодами, завидует своему молодому другу Моцарту. Зависть берет Сальери именно из-за того, что его легкомысленный, как он считает, приятель действительно очень талантлив. Он не изучает музыку, а создает ее, она льется из него.

Он один из немногих, в которых есть какая-божественная искра, позволяющая творить неповторимое.

Дальше появляется сам Моцарт. Еще и приводит с собой слепого скрипача с целью повеселить своего друга. Говорит, что встретил его на улице, когда тот играл арию из Дон-Жуана и просит того повторить. Слепец играет фальшиво. Моцарта это смешит, а Сальери – злит. Он удивляется, как можно смеяться, когда какай-то бездарь коверкает произведение. Называет Моцарта богом. Скрипача прогоняют.

Моцарт хотел показать Сальери свое новое произведение. С этим он и шел к нему. Но, увидя своего друга в плохом и гневном настроении, решает, что тому сейчас не до него. Сальери же разубеждает его в этом и друзья договариваются пообедать в трактире. Моцарт решает сходить домой и предупредить жену.

После его ухода Сальери и решается на исполнение вынесенного им же самим приговора. Он решает отравить своего друга, воспользовавшись ядом, оставленным ему его возлюбленной, которой уже не было в живых.

Музыкант пытается оправдать свои действия, убеждает себя в своей правоте. В качестве аргумента он приводит довод о том, что Моцарт своим талантом только загубит искусство.

Он же легкомыслен, не оставит наследника своего таланта и после его ухода искусство рухнет опять вниз. Так рассуждает пожилой музыкант.

Вторая сцена этого произведения происходит уже в трактире. Там Моцарт играет для товарища свой «Реквием» и рассказывает ему странную историю.

Рассказывает о том, как человек в черном, обладающий весьма деликатными манерами в общении заказал у него этот самый «Реквием» и ушел. С тех пор он не приходил больше.

Но странным было то, что молодой музыкант ощущал его присутствие и ему было не по себе от этого. Казалось юноше даже, что будто и в данный момент он присутствовал с ними.

Заходит разговор о Бомарше, который якобы кого-то убил. В итоге Моцарт приходит к выводу, что гений и злодейство несовместимы. В это время яд был уже подсыпан ему в бокал его коварным собеседником.

Выпив, исполнив «реквием», Моцарт заявляет, что ему нехорошо и уходит. Отравитель же, оставшись наедине с собой, начинает уже сомневаться в правильности своего решения.

Но больше его мучает вопрос – а гений ли он сам? Ему запомнились слова Моцарта, о том , что гений и злодейство несовместимы.

Это произведение показывает разницу между людьми, по-разному мыслящих и живущих. Здесь показано, как талант «поддельный» завидует таланту «настоящему» и не может его принять, «боится» его и в итоге устраняет. Ни к чему хорошему не может привести зависть, удовлетворив ее, легче герою не стало.

Читать краткое содержание Моцарт и Сальери Пушкина

Сальери — композитор, он часто жалуется на свою жизнь, вспоминая, что родился с любовью к искусству и наслаждался игрой органа. После чего стал усердно заниматься и практиковаться.

После долгих лет старании его все же заметили и признали его талант. После чего он только и наслаждался своей славой, но не завидуя другим, а только радовался успехами товарищей.

Но все же в его душе зарождается чувство зависти к Моцарту, к его игре.

Моцарт по пути к Сальери видит как играет слепой на скрипке, сразу замечает, что его игра не очень — это высмеивает он при Сальери. Но для друга это не смешно, а наоборот неприемлемо. Поэтому Сальери прогоняет старика, дав ему денег.

Моцарт хочет уйти, видя, что товарищ не в настроении, но Сальери настаивает, чтоб он остался и показал то, с чем пришел. Моцарт играет свое произведение, написанное ночью и пересказывает чувства и ощущения во время написания.

Сальери поражен и обескуражен творчеством Моцарта.

После ухода товарища, Сальери задумывает остановить его. Ему чудится, что Моцарт представляет большую угрозу для всего искусства. Он достает яд, который хранил около восемнадцати лет.

На следующий день Сальери приходит к Моцарту и застает его за написанием реквиема, который заказал незнакомый человек в черном, его беспокоит этот человек, но Сальери пытается успокоить друга.

Дальше Сальери рассказывает историю о друге Бормаше, который отравил человека. Разговаривая об этом, Сальери подсыпает яд в стакан Моацарта, и оба пьют за гармонию и искусство.

Пока яд не подействовал, Сальери успевает сыграть свой реквием, в это время Сальери плачет, но не от восхищения, а от понимания, что выполнил свой долг.

После чего Моцарту становится плохо, и он выходит из комнаты, где Сальери остается один наедине со своими мыслями.

Рассказ учит тому, что не нужно завидовать другим, это может привести к преступлению и отречению от самого себя. Также рассказ показывает, что слава в искусстве играет второстепенную роль, нужно любить искусство и творить ради людей, как это делал Моцарт, а не для того, чтобы слава была в кармане.

Сальери — прототип завистливого человека, который жаждет славы, он уверен в том, что идет по верному пути и готов устранить любого, кто смеет помещать ему. Он не хочет признавать искусство, как творение чего-то прекрасного, а воспринимает только как средство заработка и признание своей персоны.

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/pushkin/mocart-i-saleri

«Моцарт и Сальери», краткое содержание по сценам пьесы Пушкина

Действие происходит в доме известного композитора Сальери. Хозяин рассказывает о том, как еще ребенком полюбил музыку, услышав в церкви орган. Он отверг все науки и детские забавы, посвятил себя искусству.

Читайте также:  Тема поэта и поэзии в лирике а.с. пушкина

Сальери в совершенстве освоил технику игры на музыкальных инструментах, досконально изучил теорию. Только овладев всеми тайнами и приемами, Сальери начал сочинять сам. Первые произведения он безжалостно сжигал.

Наконец, после долгих трудов, композитор добился признания.

Сальери уверен, что никогда не унижался до зависти. Но сейчас в среде композиторов появился не просто талант, а гений. Несправедливо, когда подобные высоты даются не за многолетние труды, не за любовь и самоотречение, а при рождении. Так повезло пустому и праздному гуляке – Моцарту.

В это время входит сам Моцарт. Он считает Сальери другом, поэтому принес ему новое сочинение. По дороге возле трактира Моцарт увидел слепого скрипача, который играл его произведения. Уличный музыкант сильно фальшивил, что Моцарту показалось забавным. Он привел скрипача с собой и предлагает Сальери послушать его.

Входит слепой старик и начинает играть. Моцарт смеется. Сальери возмущен, что скрипач «коверкает» гениальную музыку. Он прогоняет старика. Моцарт расплачивается со скрипачом, а затем садится за рояль. Ночью его посетили несколько мелодий. Одну из них он и представляет на суд Сальери.

Хозяин дома потрясен: как можно, написав столь гениальную музыку, слушать фальшивую игру слепого скрипача. Сальери упрекает Моцарта в том, что тот не знает себе цену, называет его Богом. Гость весело сообщает, что «божество» проголодалось. Сальери приглашает друга отобедать с ним в трактире.

Моцарт соглашается, но уходит, чтобы предупредить жену.

Сальери рассуждает о том, что он должен остановить Моцарта, чтобы на его фоне другие композиторы не выглядели так жалко. Великий талант бесполезен, ведь ни один человек не сможет подняться до него, как бы ни старался. Моцарт, словно ангел, случайно залетевший к смертным с небесной вышины. Ему пора вернуться в свой рай.

Сальери говорит о яде – последнем даре его возлюбленной. Много раз он испытывал искушение воспользоваться им, мечтая прервать свою жизнь, но уже восемнадцать лет продолжает носить с собой. Сальери все надеялся, что придет время, когда этот яд будет нужнее. И, похоже, этот день настал. Сегодня последний дар любви перейдет в чашу дружбы.

Сцена II

Моцарт и Сальери обедают в трактире, где есть фортепиано. Моцарт пришел мрачный и рассказывает Сальери, что его тревожит Requiem. Три недели назад к нему заходил человек в черном, но не застал дома.

На второй день странный посетитель снова приходил и снова не застал хозяина. И только на третий день он пришел в дом, когда композитор играл с сыном. «Черный человек» заказал Requiem и тут же исчез.

Произведение готово, но заказчик с тех пор не появляется.

«Черный человек» не дает Моцарту ни минуты покоя. Он как бы преследует композитора. Кажется, что все время за ним наблюдает. Вот и сейчас он сидит третьим за их столом в трактире. Сальери пытается вернуть другу хорошее настроение. Он рассказывает о Бомарше, который советовал во время приступа хандры выпить шампанского или перечитать его «Женитьбу Фигаро».

Моцарт интересуется, правда ли, что Бомарше кого-то отравил? Сальери считает, что для этого он был слишком несерьезным человеком. Моцарт произносит ключевую фразу трагедии: «Гений и злодейство – две вещи несовместные». В этот момент Сальери незаметно бросает яд в стакан.

Моцарт провозглашает тост за братский союз и выпивает отравленное вино. Он идет к фортепиано, играет Requiem. Потрясенный Сальери плачет. Моцарт замечает это и спрашивает о причине такой реакции. Преступник отвечает, что испытал настоящее облегчение, словно совершил тяжкий долг. Моцарт чувствует себя неважно и торопится домой, чтобы отоспаться. Он прощается с Сальери.

Убийца остается один и в смятении повторяет слова о гении и злодействе. Он – не гений? Завистник не хочет верить в правоту отравленного друга. Он в ужасе вспоминает об убийстве, которое приписывают Микеланджело. Была ли это правда?

  • «Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина
  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
  • «Евгений Онегин», краткое содержание по главам романа Пушкина
  • «Медный всадник», анализ поэмы Пушкина
  • «Няне», анализ стихотворения Александра Пушкина
  • «19 октября», анализ стихотворения Александра Пушкина
  • «Пророк», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Зимнее утро», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Анчар», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Свободы сеятель пустынный», анализ стихотворения Пушкина
  • «К морю», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Мадонна», анализ стихотворения Пушкина

По произведению: «Моцарт и Сальери»

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

Источник: https://goldlit.ru/pushkin/797-mozart-saliery-kratkoe-soderzhanie

Краткое содержание «Моцарта и Сальери» Пушкина . Герои и основной конфликт :

Предваряя краткое содержание пьесы «Моцарт и Сальери» (А. С. Пушкин), следует сказать, что она довольно мала, и персонажей в ней всего два — композиторы Моцарт и Сальери.

Сущность конфликта

Основа конфликта пьесы – это внутренний конфликт Сальери, который может быть сведен к пониманию сущности творчества вообще. Для него музыка — это труд, ремесло и постоянное самосовершенствование. Иными словами, преодоление. Для Моцарта сочинение музыки — это вдохновение и радость. Он творит легко и свободно.

Таким образом, в кратком содержании «Моцарта и Сальери» Пушкина отметим, что главный вопрос пьесы, на который нет ответа и над которым мучается Сальери: почему одни наделены гениальностью безусловно, а другие вынуждены доказывать свое место среди собратьев по цеху неустанным упорным трудом?

Он считает, что небо несправедливо, озарив «безумца голову» и «праздного гуляки». Ведь Моцарт недостоин своего великого дара, он прожигает жизнь, не трудясь, поэтому должен умереть. Сальери видит свой задачей убить Моцарта. Это великая задача, думает он.

И если драматургически разрешение конфликта у Пушкина (Сальери убивает Моцарта в финале пьесы) и происходит, то оно не может подвести к ответу на основной вопрос — и по существу финал остается открытым.

В изложении краткого содержания «Моцарта и Сальери» Пушкина мы рассказали об основном конфликте пьесы.

О героях пьесы

Прототипы персонажей пьесы — реальные личности, но сведение их вместе, тем более с таким финалом, происходит, скорее всего, лишь благодаря воле автора.

В кратком содержании «Моцарта и Сальери» Пушкина необходимо уточнить, что Антонио Сальери в свое время (конец XVIII — начале XIX века) считался известным и признанным музыкантом.

Это итальянский композитор, последователь Глюка, автор множества вокальных и вокально-музыкальных произведений, придворный капельмейстер.

Был педагогом, прививал основы мастерства таким прославленным композиторам, как Шуберт, Лист, Бетховен.

Но, можно сказать, судьба сыграла с ним злую шутку — и с легкой руки Пушкина он остался в истории «убийцей Моцарта». Это «клеймо» так пристало к нему, что много позже, в Милане, в 1997 году, даже состоялся суд, который полностью оправдал музыканта и подтвердил его невиновность в гибели Моцарта.

Кроме Моцарта, в пьесе есть и третий персонаж, присутствие которого можно назвать символическим, «закадровым». Это человек, одетый в черное, или, как называет его Моцарт, «мой черный человек» — незнакомец, пришедший заказать ему реквием, и не явившийся за заказом.

Стал неким вестником смерти, посланцем потусторонних сил — словно Requiem Моцарт написал сам для себя.

Этот мрачный образ весьма распространен в мировой литературе: Пушкин подхватил его у Гете («Фауст»), позже его позаимствовали для своих произведений Леонид Андреев и Сергей Есенин.

Далее мы изложим краткое содержание «Моцарта и Сальери» Пушкина по сценам.

Сцена первая

В кратком содержании пьесы Пушкина «Моцарт и Сальери» отметим, что в начале первой сцены Сальери сидит в своей комнате и размышляет о тяготах собственной, наполненной учебой, трудами и заслуженной славой жизни и о том, как велика его зависть к Моцарту.

К нему приходит в гости сам Моцарт и приводит уличного музыканта, слепого старика-«скрыпача», которого он только что встретил в трактире. Тот играл на «скрыпке» арию Керубино из моцартовской оперы «Свадьба Фигаро» и играл так скверно, что автор развеселился.

Когда старик вновь начинает играть, Моцарт хохочет, а Сальери приходит в негодование и прогоняет скрипача.

Затем Моцарт играет на фортепиано «безделицу», которая сочинилась у него прошедшей бессонной ночью. Его слушатель уже в восхищении и говорит, что Моцарт «бог» и он «сам себя недостоин». Моцарт относится к этим проявлениям восторга с явной иронией, он шутливо отвечает, что «божество мое проголодалось», и Сальери тут же приглашает его отобедать в трактире.

Моцарт отлучается, чтобы предупредить жену, а оставшийся объясняет себе и зрителям свою задачу: «Я избран, чтоб его остановить», иначе мы погибли. Убить божественного Моцарта, по мнению Сальери, необходимо и для того еще, чтобы могли творить подобные ему, «бескрылые чада праха». И он готовит яд.

На этом закончим краткое содержание первой сцены трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери».

Сцена вторая

Моцарт рассказывает, как приходил к нему «черный человек», как заказал Реквием и больше не появлялся.

Собеседник пытается ободрить его, говоря, что для веселья, по совету Бомарше, необходимо перечесть «Свадьбу Фигаро» и выпить бокал шампанского. «А правда, — интересуется Моцарт, — что кто-то был отравлен Бомарше?».

Сальери отрицает это, а Моцарт добавляет, что, конечно, ведь «он был гений, как ты да я», а известно, что «гений и злодейство — две вещи несовместные».

Сальери подсыпает в чашу собеседника яд, и тот пьет вино. Затем Моцарт, присев за фортепиано, играет свое новое сочинение — Реквием. Его слушатель тронут: ему «и больно и приятно», словно он совершил тяжелую, но необходимую работу.

Моцарт чувствует себя нехорошо и уходит домой. А Сальери остается размышлять над мучающим его вопросом.

Он вспоминает предание «о Бонаротти» (в кратком содержании трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери» необходимо заметить, что здесь имеется в виду известная история, в которой великий итальянский живописец и скульптор Микеланджело Буонарроти отравил натурщика, чтобы достовернее передать муки умирающего Христа).

Может ли быть гениален художник, совершивший злодеяние во имя искусства? Или эта история — ложь, россказни толпы?

На этом вопросе музыканта к самому себе (или зрителю) пьеса окончена.

Мы привели краткое содержание пьесы Пушкина «Моцарт и Сальери».

Источник: https://www.syl.ru/article/359520/kratkoe-soderjanie-motsarta-i-saleri-pushkina-geroi-i-osnovnoy-konflikt

Моцарт и Сальери

ДРАМАТУРГИЯ

МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ

Краткое содержание:

Моцарт и Сальери

Сцена 1

Комната

Сальери рассуждает о творчестве и своем призвании:

Преодолел

Я ранние невзгоды. Ремесло

Поставил я подножием искусству;

Я сделался ремесленник: перстам

Придал послушную, сухую беглость

И верность уху. Звуки умертвив,

Музыку я разъял, как труп. Поверил

Я алгеброй гармонию. Тогда

Уже дерзнул, в науке искушенный,

Предаться неге творческой мечты…

Усильным, напряженным постоянством

Я, наконец, в искусстве безграничном

Достигнул степени высокой. Слава

Мне улыбнулась; я в сердцах людей

Нашел созвучия своим созданьям…

Кто скажет, чтоб Сальери гордый был

Когда-нибудь завистником презренным,

Змеей, людьми растоптанною, вживе

Песок и пыль грызущею бессильно?

Никто! А ныне – сам скажу – я ныне

Завистник. Я завидую; глубоко,

Мучительно завидую. О, небо!

Где ж правота, когда священный дар,

Когда бессмертный гений – не в награду

Любви горящей, самоотверженья,

Трудов, усердия, молений послан –

А озаряет голову безумца,

Гуляки праздного?

О Моцарт, Моцарт!

В комнату входит Моцарт. Рассказывает, что, проходя мимо кабака, услышал, как слепой старик-скрипач играет Моцарта. Он привел старика с собой, просит чтобы тот сыгралчто-нибудь из Моцарта. Тот играет, страшно перевирая мелодию. Моцарт смеется. Сальери в недоумении и негодовании:

Мне не смешно, когда маляр негодный

Мне пачкает мадонну Рафаэля!

Скрипач уходит. Моцарт говорит, что сочинил “безделицу”, наигрывает ее на фортепиано. Сальери поражен:

Ты с этим шел ко мне

И мог остановиться у трактира

И слушать скрыпача слепого! – Боже!

Ты, Моцарт, недостоин сам себя.

Сальери приглашает Моцарта отобедать в трактире Золотого Льва. Моцарт соглашается и уходит. Сальери решает отравить Моцарта:

Я избран, чтоб его

Остановить, – не то мы все погибли

Мы все, жрецы, служители музыки,

Не я один с моей глухою славой…

Что пользы, если Моцарт будет жив

И новой высоты еще достигнет?

Подымет ли он тем искусство? Нет;

Оно падет опять, как он исчезнет:

Наследника нам не оставит он.

Что пользы в нем? Как некий херувим,

Он несколько занес нам песен райских,

Чтоб, возмутив бескрылое желанье

В нас, чадах праха, после улететь!

Так улетай же! чем скорей, тем лучше…

Сцена 2

Трактир

Моцарт и Сальери сидят за столом, Моцарт грустен, говорит, что его тревожит “Реквием”, который он пишет.

Рассказывает историю, как “Реквием” был заказан: трижды к нему приходил человек в черном, а потом, заказав произведение, исчез и не появляется, хотя заказ выполнен.

Моцарт говорит, что ему всюду мерещится этот черный человек и чудится, что он сидит третьим у них за столом. Сальери пытается успокоить Моцарта, вспоминает Бомарше, который советовал ему:

Слушай, брат Сальери,

Коль мысли черные к тебе придут,

Откупори шампанского бутылку

Иль перечти “Женитьбу Фигаро”.

Моцарт вспоминает слух о том, будто Бомарше кого-то отравил, и говорит, что в это не верит, так как

Он же гений,

Как ты да я. А гений и злодейство –

Две вещи несовместные…

Сальери бросает в стакан Моцарту яд. Моцарт выпивает, идет к фортепьяно, играет “Реквием”. Сальери плачет.

Эти слезы

Впервые лью: и больно и приятно,

Как будто тяжкий совершил я долг,

Как будто нож целебный мне отсек

Страдавший член!…

Читайте также:  "капитанская дочка" пушкина: краткое содержание по главам

Моцарт чувствует себя плохо и уходит. Сальери остается один:

Ты заснешь

Надолго, Моцарт! но ужель он прав,

И я не гений? Гений и злодейство –

Две вещи несовместные? Неправда:

А Бонаротти? или это сказка

Тупой, бессмысленной толпы – и не был

Убийцею создатель Ватикана?

(По легенде, Микеланджело убивал натурщиков, позировавших ему для скульптур, чтобы подобия его произведению на свете не существовало.)

(No Ratings Yet)
Loading…

Моцарт и Сальери

Источник: https://goldsoch.info/mocart-i-saleri/

Краткое содержание произведения «Моцарт и Сальери» Пушкина А.С. по главам (сценам)

Сцена 1

Комната.

Сальери рассуждает о творчестве и своем призвании:

Преодолел
Я ранние невзгоды. Ремесло
Поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник: перстам

Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию. Тогда
Уже дерзнул, в науке искушенный,
Предаться неге творческой мечты…

Усильным, напряженным постоянством

Я, наконец, в искусстве безграничном

Достигнул степени высокой. Слава
Мне улыбнулась; я в сердцах людей

Нашел созвучия своим созданьям…

Кто скажет, чтоб Сальери гордый был

Когда-нибудь завистником презренным,

Змеей, людьми растоптанною, вживе

Песок и пыль грызущею бессильно?
Никто! А ныне — сам скажу — я ныне

Завистник. Я завидую; глубоко,
Мучительно завидую.

О, небо!
Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений — не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан —
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?
О Моцарт, Моцарт!В комнату входит Моцарт.

Рассказывает, что, проходя мимо кабака, услышал, как слепой старик-скрипач играет Моцарта. Он привел старика с собой, просит чтобы тот сыграл что-нибудь из Моцарта. Тот играет, страшно перевирая мелодию. Моцарт смеется. Сальери в недоумении и негодовании:

Мне не смешно, когда маляр негодный

Мне пачкает мадонну Рафаэля!Скрипач уходит. Моцарт говорит, что сочинил «безделицу», наигрывает ее на фортепиано. Сальери поражен:

Ты с этим шел ко мнеИ мог остановиться у трактираИ слушать скрыпача слепого! — Боже!

Ты, Моцарт, недостоин сам себя.

Сальери приглашает Моцарта отобедать в трактире Золотого Льва. Моцарт соглашается и уходит. Сальери решает отравить Моцарта:

Я избран, чтоб его
Остановить, — не то мы все погибли

Мы все, жрецы, служители музыки,
He я один с моей глухою славой…
Что пользы, если Моцарт будет жив
И новой высоты еще достигнет?
Подымет ли он тем искусство? Нет;
Оно падет опять, как он исчезнет:
Наследника нам не оставит он.
Что пользы в нем? Как некий херувим,

Он несколько занес нам песен райских,
Чтоб, возмутив бескрылое желанье
В нас, чадах праха, после улететь!
Так улетай же! чем скорей, тем лучше…

Сцена 2

Трактир.

Моцарт и Сальери сидят за столом, Моцарт грустен, говорит, что его тревожит «Реквием», который он пишет. Рассказывает историю, как «Реквием» был заказан: трижды к нему приходил человек в черном, а потом, заказав произведение, исчез и не появляется, хотя заказ выполнен.

Моцарт говорит, что ему всюду мерещится этот черный человек, и чудится, что он сидит третьим у них за столом.

Сальери пытается успокоить Моцарта, вспоминает Бомарше, который советовал ему:

Слушай, брат Сальери,Коль мысли черные к тебе придут,Откупори шампанского бутылку

Иль перечти «Женитьбу Фигаро».

Моцарт вспоминает слух о том, будто Бомарше кого-то отравил, и говорит, что в это не верит, так как

Он же гений,Как ты да я. А гений и злодейство —

Две вещи несовместные…

Сальери бросает в стакан Моцарту яд. Моцарт выпивает, идет к фортепьяно, играет «Реквием». Сальери плачет.

Эти слезы
Впервые лью: и больно и приятно,
Как будто тяжкий совершил я долг,
Как будто нож целебный мне отсек

Страдавший член!…Моцарт чувствует себя плохо и уходит. Сальери остается один:

Ты заснешь
Надолго, Моцарт! но ужель он прав,
И я не гений? Гений и злодейство —
Две вещи несовместные? Неправда:

А Бонаротти? или это сказка
Тупой, бессмысленной толпы — и не был
Убийцею создатель Ватикана?

(по легенде, Микельанджело убивал натурщиков, позировавших ему для скульптур, чтобы подобия его произведению на свете не существовало).

Источник: http://lit-helper.com/p_kratkoe_soderjanie_proizvedeniya_mocart_i_sal-eri_pushkina_a_s__po_glavam_scenam

Краткое содержание трагедии Пушкина “Моцарт и Сальери”

В своей комнате сидит композитор Сальери. Он сетует на несправедливость судьбы. Вспоминая детские годы, он говорит о том, что родился с любовью к высокому искусству, что, будучи ребенком, он плакал невольными и сладкими слезами при звуках церковного органа. Рано отвергнув детские игры и забавы, он самозабвенно предался изучению музыки.

Презрев все, что было ей чуждо, он преодолел трудности первых шагов и ранние невзгоды. Он овладел в совершенстве ремеслом музыканта, “перстам/Предал послушную, сухую беглость/И верность уху”. Умертвив звуки, он разъял музыку, “поверил алгеброй гармонию”. Только тогда решился он творить, предаться творческой мечте, не помышляя о славе.

Нередко уничтожал он плоды многодневных трудов, рожденные в слезах вдохновенья, найдя их несовершенными. Но и постигнув музыку, он оставил все свои знания, когда великий Глюк открыл новые тайны искусства. И наконец, когда достиг он в безграничном искусстве высокой степени, слава улыбнулась ему, он нашел в сердцах людей отклик на свои созвучья.

И Сальери мирно наслаждался своей славой, не завидуя никому и не зная этого чувства вообще. Напротив, он наслаждался “трудами и успехами друзей”. Сальери считает, что никто не вправе был назвать его “завистником презренным”. Ныне же душу Сальери угнетает сознание, что он завидует, мучительно, глубоко, Моцарту.

Но горше зависти обида на несправедливость судьбы, дающей священный дар не подвижнику в награду за долгие и кропотливые труды, а “гуляке праздному”, тяжелее зависти сознание, что дар этот дан не в награду за самоотверженную любовь к искусству, а “озаряет голову безумца”. Этого Сальери не в силах понять.

В отчаянии произносит он имя Моцарта, и в этот момент появляется сам Моцарт, которому кажется, что Сальери потому произнес его имя, что заметил его приближение, а ему хотелось появиться внезапно, чтобы Сальери “нежданной шуткой угостить”.

Идя к Сальери, Моцарт услышал в трактире звуки скрипки и увидел слепого скрипача, разыгрывавшего известную мелодию, это показалось Моцарту занятным. Он привел с собой этого скрипача и просит его сыграть что-нибудь из Моцарта. Нещадно фальшивя, скрипач играет арию из “Дон-Жуана”. Моцарт весело хохочет, но Сальери серьезен и даже укоряет Моцарта.

Ему непонятно, как может Моцарт смеяться над тем, что ему кажется поруганием высокого искусства Сальери гонит старика прочь, а Моцарт дает ему денег и просит выпить за его, Моцарта, здоровье.

Моцарту кажется, что Сальери нынче не в духе, и собирается прийти к нему в другой раз, но Сальери спрашивает Моцарта, что тот принес ему. Моцарт отговаривается, считая свое новое сочинение безделицей.

Он набросал его ночью во время бессонницы, и оно не стоит того, чтобы утруждать им Сальери, когда у того плохое настроение. Но Сальери просит Моцарта сыграть эту вещь. Моцарт пытается пересказать, что испытывал он, когда сочинял, и играет.

Сальери в недоумении, как мог Моцарт, идя к нему с этим, остановиться у трактира и слушать уличного музыканта Он говорит, что… Моцарт недостоин сам себя, что его сочинение необыкновенно по глубине, смелости и стройности. Он называет Моцарта богом, не знающим о своей божественности.

Смущенный Моцарт отшучивается тем, что божество его проголодалось. Сальери предлагает Моцарту вместе отобедать в трактире “Золотого Льва”. Моцарт с радостью соглашается, но хочет сходить домой и предупредить жену, чтобы она не ждала его к обеду.

Оставшись один, Сальери говорит, что не в силах более противиться судьбе, которая избрала его своим орудием. Он считает, что призван остановить Моцарта, который своим поведением не поднимает искусство, что оно падет опять, как только он исчезнет.

Сальери считает, что живой Моцарт – угроза для искусства. Моцарт в глазах Сальери подобен райскому херувиму, залетевшему в дольний мир, чтобы возбудить в людях, чадах праха, бескрылое желанье, и поэтому будет разумнее, если Моцарт вновь улетит, и чем скорей, тем лучше.

Сальери достает яд, завещанный ему его возлюбленной, Изорой, яд, который он хранил восемнадцать лет и ни разу не прибегнул к его помощи, хотя не раз жизнь казалась ему невыносимой. Ни разу не воспользовался он им и для расправы с врагом, всегда беря верх над искушением.

Теперь же, считает Сальери, пора воспользоваться ядом, и дар любви должен перейти в чашу дружбы.

В отдельной комнате трактира, где есть фортепьяно, сидят Сальери с Моцартом. Сальери кажется, что Моцарт пасмурен, что он чем-то расстроен.

Моцарт признается, что его тревожит Requiem, который он сочиняет уже недели три по заказу какого-то таинственного незнакомца.

Моцарту не дает покоя мысль об этом человеке, который был в черном, ему кажется, что тот следует за ним повсюду и даже сейчас сидит в этой комнате.

Сальери пытается успокоить Моцарта, говоря, что все это – ребячьи страхи. Он вспоминает своего друга Бомарше, который советовал ему избавляться от черных мыслей с помощью бутылки шампанского или чтения “Женитьбы Фигаро”.

Моцарт, зная, что Бомарше был другом Сальери, спрашивает, правда ли, что он кого-то отравил. Сальери отвечает, что Бомарше был слишком смешон “для ремесла такого”, а Моцарт, возражая ему, говорит, что Бомарше был гений, как и они с Сальери, “а гений и злодейство две веши несовместные”.

Моцарт убежден, что Сальери разделяет его мысли. И в это мгновение Сальери бросает яд в стакан Моцарта. Моцарт поднимает тост за сыновей гармонии и за союз, их связующий. Сальери делает попытку остановить Моцарта, но поздно, тот уже выпил вино. Теперь Моцарт намерен сыграть для Сальери свой Requiem.

Слушая музыку, Сальери плачет, но это не слезы раскаяния, это слезы от сознания исполненного долга. Моцарт чувствует недомогание и покидает трактир.

Сальери, оставшись один, размышляет над словами Моцарта о несовместности гения и злодейства; как аргумент в свою пользу вспоминает он легенду о том, что Бонаротти принес жизнь человека в жертву искусству. Но внезапно его пронзает мысль, что это всего лишь выдумка “тупой, бессмысленной толпы”.

(No Ratings Yet)
Loading…
Краткое содержание трагедии Пушкина “Моцарт и Сальери”

Другие сочинения по теме:

  1. Основа сюжета трагедии “Моцарт и Сальери” В трагедии “Моцарт и Сальери” поставлен вопрос о тайнах самого процесса художественного творчества. В том же, 1826 г., к которому…
  2. Идея двойного самоубийства в трактовке Пушкина “”Моцарт и Сальери” Но откуда берется сама идея двойного самоубийства? Она берется из монолога Сальери, завершающего первую сцену. Монолог состоит из двух неравных…
  3. “Моцарт и Сальери”,- вторая маленькая трагедия Пушкина – трагедия зависти Фигура Сальери, антагониста Моцарта, исполнена “несомненного трагического величия”. “Реакция его на музыку Моцарта изумительна по своей неожиданности и трагической силе”….
  4. “Моцарт и Сальери”, целая трагедия, великое творение мощного гения Первоначально Пушкин собирался назвать свою трагедию “Зависть”, но затем отбросил это намерение. Такое название, очевидно, не отвечало бы пушкинскому художественному…
  5. Отчего же плачет Сальери? Создавая образ Моцарта, Пушкин отстаивал свое программное понимание искусства. Но художественное исследование обстоятельств и условий реализации гением своих возможностей приводило…
  6. Образ и судьба Моцарта в трагедии Пушкина Трагична судьба Моцарта, гения, вынужденного творить в обществе, где царят зависть, тщеславие, где возникают преступные идеи и находятся люди, готовые…
  7. Краткое содержание трагедии Пушкина “Каменный гость” У ворот Мадрита сидят Дон Гуан и его слуга Лепорелло. Они собираются дождаться здесь ночи, чтобы под ее покровом войти…
  8. Сочинения обзор по трагедиям Пушкина “ГЕНИЙ И ЗЛОДЕЙСТВО – ДВЕ ВЕЩИ НЕСОВМЕСТНЫЕ”. Поэт гениально воплотил в трагедии дух своего времени, проникнутого безудержной жаждой самоутверждения, расчетливостью…
  9. Краткое содержание трагедии Пушкина “Скупой рыцарь” Молодой рыцарь Альбер собирается явиться на турнир и просит своего слугу Ивана показать шлем. Шлем пробит насквозь на прошлом поединке…
  10. Гений и злодейство – две вещи несовместные? Моцарт со свойственной ему непосредственностью, вспоминая о Бомарше, приятеле Сальери, спрашивает: “Ах, правда ли, Сальери, Что Бомарше кого-то отравил?” Сальери…
  11. Краткое содержание трагедии Пушкина “Пир во время чумы” На улице стоит накрытый стол, за которым пируют несколько молодых мужчин и женщин. Один из пирующих, молодой человек, обращаясь к…
  12. Краткое содержание пьесы Шаффера “Амадей” Действие происходит в Вене в ноябре 1823 г., а воспоминания Сальери относятся к десятилетию 1781-1791 гг. На авансцене в инвалидном…
  13. Краткое содержание трагедии Пушкина “Борис Годунов” 20 февраля 1598 г. Уже месяц, как Борис Годунов затворился вместе со своей сестрой в монастыре, покинув “все мирское” и…
  14. Сочинение по сюжету поэмы Пушкина “Маленькие трагедии” “Маленькие трагедии” – одно из самых замечательных созданий Пушкина. В небольших по объему произведениях поэт отразил целые исторические эпохи, воссоздав…
  15. Шедевры драматургии Пушкина – “Маленькие трагедии” В Болдине поэт создает шедевры своей драматургии – “маленькие трагедии”. Пушкин выступил глубоким знатоком человеческих страстей, замечательным мастером лепки характеров,…
  16. Большие трагедии в цикле произведений “Маленькие трагедии” Живя в обществе, построенном на эксплуатации человека человеком, Пушкин не мог не замечать пороков этого общества. Деньги для людей становились…
  17. Краткое содержание трагедии Маяковского “Владимир Маяковский” Ы Обращаясь к толпе, В. Маяковский пытается объяснить, почему он несет свою душу на блюде к обеду идущих лет. Стекая…
  18. Трагедийность конфликтов и лаконизм формы (“Маленькие трагедии”, “Борис Годунов”) “Маленькие трагедии” – условное название цикла, который составляют четыре драматических произведения: “Скупой рыцарь” (1830), “Моцарт и Сальери” (1830), “Каменный гость”…
  19. Драматургическая поэтика “Маленьких трагедий” Пушкина Несмотря на обширную литературу о “Маленьких трагедиях”, законченного представления о них мы еще не имеем. Являются ли они отрицанием драматической…
  20. Краткое содержание трагедии Расина “Британик” Действие происходит в Древнем Риме во дворце императора Нерона. Он взошел на трон незаконно, благодаря своей матери Агриппине. Императором должен…
Читайте также:  Один день евгения онегина (по 1 главе романа пушкина)

Источник: https://ege-russian.ru/kratkoe-soderzhanie-tragedii-pushkina-mocart-i-saleri/

Моцарт и Сальери. Маленькие трагедии. Пушкин А. С

Опубликовано 14.01.2013 07:53

  Пьеса Александра Сергеевича Пушкина «Моцарт и Сальери» из цикла «Маленькие трагедии» (1830). Пушкин решает отказаться от такого «прямолинейного» названия, поскольку его больше интересует философствующая личность художника-создателя, а не характер терзающегося завистника.

Чувство зависти, гложащее пушкинского Сальери, служит лишь импульсом для убийства Моцарта.

В то же время он руководствуется совершенно другими понятиями и представлениями, в первую очередь, искренней и непреложной верой в собственное избранничество, присущее «гордому Сальери», как он себя воспринимает.

+ — Сцена первая. Click to collapse             Комната. Сальери рассуждает о вечных вопросах:            Все говорят: нет правды на земле.            Но правды нет — и выше. Для меня           Так это ясно, как простая гамма.            Родился я с любовию к искусству;..           Отверг я рано праздные забавы;           Науки, чуждые музыке, были           Постылы мне; упрямо и надменно           От них отрекся я и предался           Одной музыке. Преодолел           Я ранние невзгоды. Ремесло           Поставил я подножием искусству;           Я сделался ремесленник: перстам           Придал послушную, сухую беглость           И верность уху. Звуки умертвив,           Музыку я разъял, как труп. Поверил           Я алгеброй гармонию. Тогда           Уже дерзнул, в науке искушенный,           Предаться неге творческой мечты.           Усильным, напряженным постоянством           Я наконец в искусстве безграничном           Достигнул степени высокой. Слава           Мне улыбнулась; я в сердцах людей           Нашел созвучия своим созданьям.           Я счастлив был; я наслаждался мирно           Своим трудом, успехом, славой; также           Трудами и успехами друзей,           Товарищей моих в искусстве дивном.           Нет! никогда я зависти не знал,..           Кто скажет, чтоб Сальери гордый был           Когда-нибудь завистником презренным,           Змеей, людьми растоптанною, вживе…           Никто!.. А ныне — сам скажу — я ныне           Завистник. Я завидую; глубоко,           Мучительно завидую. — О небо!           Где ж правота, когда священный дар,           Когда бессмертный гений — не в награду           Любви горящей, самоотверженья,           Трудов, усердия, молений послан —           А озаряет голову безумца,           Гуляки праздного?.. О Моцарт, Моцарт!     Входит Моцарт, рассказывает, что по пути слышал игру слепого музыканта. Он привел старика с собой и попросил его сыграть что-нибудь из Моцарта. Скрипач играет, страшно перевирая мелодию. Моцарту смешно, а Сальери возмущен:            Нет.            Мне не смешно, когда маляр негодный            Мне пачкает Мадонну Рафаэля,            Мне не Смешно, когда фигляр презренный            Пародией бесчестит Алигьери.            Пошел, старик.    Моцарт пришел показать Сальери “безделицу”, которую сочинил накануне. Моцарт играет, а Сальери поражен, что, сочинив такое, Моцарт мог еще слушать старика:            Ты, Моцарт, недостоин сам себя…            Какая глубина!  Сальери приглашает Моцарта отобедать в трактире, решив там восстановить справедливость — отравить Моцарта:            …Я избран, чтоб его            Остановить — не то мы все погибли,            Мы все, жрецы, служители музыки,            Не я один с моей глухою славой…            Что пользы, если Моцарт будет жив            И новой высоты еще достигнет?            Поднимет ли он тем искусство? Нет;            Оно падет опять, как он исчезнет:  

          Наследника нам не оставит он.

Источник: http://30school.ru/kratkie-soderzhaniya/motsart-i-saleri-malenkie-tragedii-pushkin-a-s.html

Драматические произведения Пушкина: «Моцарт и Сальери», краткое содержание

Искусство и развлечения 15 мая 2013

Трагедия «Моцарт и Сальери» входит в число камерного цикла драматических произведений А.С.Пушкина, который сам автор назвал «Маленькие трагедии».

Написанные в 1830-м году, они поднимали философско-нравственные проблемы, которые были важны для поэта и его близкого окружения: вызов судьбе, противопоставление чувств любви ханжеской морали общества в «Каменном госте»; разрушающая власть денег в «Скупом рыцаре»; человеческая и божественная природа гения, ответственность его за свои дела и произведения в «Моцарте и Сальери»; нежелание смеряться перед обстоятельствами, протест против фатализма в жизни в «Пире во время чумы».

«Моцарт и Сальери»

Трагедия «Моцарт и Сальери», краткое содержание которой можно свести к небольшому пересказу — философски глубоко насыщенное произведение. Автор рассматривает в нём такие важнейшие для каждого истинно талантливого деятеля искусства вопросы, как, может ли гений творить зло и останется ли он после этого гением.

Что должно нести искусство людям? Может ли гений в искусстве позволить себе быть обыкновенным, несовершенным человеком в повседневной жизни, и многие другие.

Потому, сколько бы раз не перечитывалось в оригинале «Моцарт и Сальери», краткое содержание этого драматического произведения, для вдумчивого читателя всегда найдётся, над чем поразмыслить.

В основу трагедии положены слухи о том, что композитор Антонио Сальери из зависти отравил гениального Моцарта. Прямых доказательств, конечно, этого преступления нет. Но не это важно Пушкину.

Беря столь спорный детективный сюжет, поэт заостряет своё и наше внимание на другом: почему Сальери решает прервать жизнь своего гениального друга? Зависть это или нечто другое? Можно ли соотнести гения и ремесленника? С первого прочтения «Моцарт и Сальери», краткое содержание трагедии ответа, конечно, не даёт. В Пушкина нужно вдуматься!

Итак, Сальери. Мы знакомимся с ним в самом начале произведения. Уже в годах, обласканный славой, он вспоминает о своих первых шагах в музыке.

В юности, чувствуя в себе талант, он, тем не менее, не смеет поверить в себя, старательно изучает творчество великих музыкантов и подражает им, постигает «гармонию алгеброй», не творя вдохновенно музыку, согласно полёту своей души и фантазии, как это сделал бы гений, а «разнимая её, как труп», на составляющие, подсчитывая ноты и их вариации в каждом аккорде и звуке. И лишь только тщательно изучив теорию, механизмы создания музыки, её правила, Сальери сам начинает сочинять, многое сжигая, что-то, после придирчивой критики, оставляя. Постепенно он становится известен, признан. Но свою славу композитор «выстрадал»: сочинительство для него – тяжкий труд. Он сам понимает, что не Мастер – подмастерье в Великом Искусстве. Но у него нет зависти к тем, кто более знаменит и талантлив, ибо герой знает: его современники добились славы на музыкальном поприще тоже благодаря тяжкому, кропотливому труду. В этом они равны.

Иное дело Моцарт, «гуляка праздный». Он сочиняет гениальные вещи легко, шутя и, словно бы смеясь над той философией творчества, которую столь долго вынашивал и создавал для себя Сальери.

Молодому гению чужд сальеривский аскетизм, строжайшая самодисциплина и боязнь отойти от признанных канонов в искусстве. Моцарт творит, как дышит: естественно, согласно природе своего таланта.

Пожалуй, это более всего возмущает Сальери.

«Моцарт и Сальери», краткое содержание его, сводятся, по сути, к внутреннему спору Сальери с самим собой.

Герой решает дилемму: нужен ли искусству Моцарт? Готово ли сейчас время воспринимать и понимать его музыку? Не слишком ли тот гениален для своей эпохи? Недаром Антонио сравнивает Моцарта с ангелом, светлым херувимом, который, прилетев на землю, будет служить людям упрёком в их несовершенствах.

Моцарт, задав своим творчеством определённую эстетическую и этическую планку, с одной стороны, поднимает искусство и души людей к новым высотам, с другой – показывает, чего стоят нынешние композиторы и их творения.

Но готовы ли самолюбивые посредственности или просто люди не слишком талантливые признать за кем-то пальму первенства? Увы, нет! Пушкин сам оказывался в подобной ситуации не раз, намного опережая своё время. Потому даже краткое содержание «Моцарт и Сальери» помогает понять, чем жил поэт, что волновало его в период создания трагедии.

К Сальери приходит Моцарт. Он хочет показать другу новую «вещицу», которую сочинил недавно, а заодно «угостить» его шуткой: проходя мимо трактира, Вольфганг услышал, как нищий скрипач играет его мелодию, нещадно фальшивя. Подобное исполнение показалось гению забавным, и он решил развеселить Сальери.

Однако тот шутку не принимает и прогоняет исполнителя, бранит Моцарта, упрекая, что он не ценит свой талант и вообще недостоин сам себя. Моцарт исполняет мелодию, сочинённую недавно.

И Сальери в ещё большем недоумении: как можно, сочинив столь замечательную мелодию, обращать внимание на фальшивые пассажи доморощенного скрипача, находить их забавными, а не оскорбительными.

Неужели он не ценит себя, свою гениальность? И вновь возникает тема возвышенной природы истинного искусства: Сальери сопоставляет друга с Богом, который не догадывается о своей божественности. В конце сцены приятели договариваются вместе пообедать, и Моцарт уходит.

При чтении трагедии «Моцарт и Сальери», анализ следующей сцены сводится к тому, как, какими аргументами Сальери убеждает себя в необходимости оборвать жизнь гениального товарища.

Он считает, что без Моцарта искусство только выиграет, что композиторы получат возможность писать музыку в силу своих скромных талантов и без оглядки на великого современника. Т.е., погубив Вольфганга, Сальери окажет неоценимую услугу искусству.

Для этого Антонио решает воспользоваться ядом, полученным в дар от былой возлюбленной.

Последняя сцена – в трактире. Моцарт рассказывает другу о каком-то странном визитёре, чёрном человеке, который его преследует в последнее время.

Затем речь заходит о Бомарше, таком же, как и Моцарт, гениальном человеке, драматурге с ярким, искромётным талантом и полной свободой в творчестве. Был слух, что Бомарше отравил кого-то, но Моцарт в это не верит.

По его словам, злодейство и гениальность не смогут сосуществовать в одном человеке. Гений может быть только воплощением Добра и Света, Радости, а потому не может нести в мир Зло. Он предлагает выпить за них троих, собратьев по Свету – Сальери, Бомарше и его, Моцарта. Т.е.

Вольфганг считает Антонио своим единомышленником. А Сальери бросает ему в бокал с вином яд, Моцарт пьёт, искренне полагая, что рядом с ним сердце такое же искреннее и большое, как и у него.

Когда Моцарт играет «Реквием», не зная даже, что, по сути, это поминальная месса по нему самому, Сальери плачет. Но это не слёзы раскаяния и боли за друга – это радость от того, что долг выполнен.

Моцарту плохо, он уходит. А Сальери размышляет: если прав Моцарт, то он не гений, ведь он совершил злодейство. Но ведь знаменитый Микеланджело тоже, как говорят, убил своего натурщика. Однако суд времён признал его гениальность. Значит он, Сальери, всё же гений? А если про Буанаротти всё выдумки глупой толпы, если скульптор не убивал никого? Тогда Сальери – не гений?

Финал трагедии открыт, за ним, как это часто бывает у Пушкина, «бездна пространства», и каждый должен решить сам, чью точку зрения, Сальери или Моцарта, признать за истину.

Источник: fb.ruИскусство и развлечения
Произведение «Два брата», Шварц Е.: краткое содержание, анализ и отзывы

Литературное произведение играет огромную роль в жизни каждого человека. Интересные и поучительные книги как источник жизни, из которого черпают знания читатели всех возрастов. И в большинстве случаев это является &la…

Искусство и развлечения
«Сказание о Борисе и Глебе»: краткое содержание и анализ произведения

Не многими оригинальными памятниками отмечена древнерусская литература. «Сказание о Борисе и Глебе» — один из них. Жаль, что многие произведения того времени затерялись в веках. Вероятно, мы не знаем о целом ряде шеде…

Искусство и развлечения
Н. А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы». Краткое содержание произведения

Тот, кто рассказал эту достаточно удивительную историю (назовем его рассказчиком), любил приезжать в деревню Малые Вежи. Там всегда его ждал старый охотник, которого звали Мазаем. У Мазая рассказчик гостил и с ним ход…

Искусство и развлечения
«Руслан и Людмила»: краткое содержание. «Руслан и Людмила» — поэма А. С. Пушкина

Быстро ознакомиться с содержанием любого литературного произведения помогает краткое содержание. «Руслан и Людмила» – поэма А.С. Пушкина. Пересказ поможет читателю понять смысл произведения, познаком…

Искусство и развлечения
«Гандлярка и поэт»: краткое содержание повести белорусского писателя Ивана Шамякина

Большая часть литературного наследия писателя Ивана Шамякина посвящена событиям Великой Отечественной войны. В своих романах, повестях и рассказах автор описывает судьбы людей, переживших страшное лихолетье, заставляе…

Искусство и развлечения
Фридрих Шиллер, «Коварство и любовь»: краткое содержание, анализ и отзывы

Мещанская драма – так характеризуется пьеса из пяти актов Ф. Шиллера, написанная в конце XVIII века, «Коварство и любовь». Краткое содержание будет рассмотрено ниже.Действие первоеУтр…

Искусство и развлечения
М. Ю. Лермонтов: анализ стихотворения и его краткое содержание. Лермонтова «Бородино» как один из лучших образцов патриотической поэзии

Правильно понять смысл, идею и значение произведения часто помогает его краткое содержание. Лермонтова («Бородино» — одно из самых известных стихотворений в русской поэзии) принято считать последователем П…

Искусство и развлечения
Интересный рассказ и его краткое содержание. «Шуточка» Чехова заставит задуматься

В статье описан интересный рассказ, дано его краткое содержание. «Шуточка» Чехова заставляет задуматься о многих вещах. Например, о том, как иногда жестоко бывает юношеское легкомыслие.Лаконичный пересказ одно…

Искусство и развлечения
Интересная сказка и ее краткое содержание. «Золушка» — чудесная история со счастливым концом

В статье описана интересная сказка, дано ее краткое содержание. Золушка, история которой известна, наверное, каждому, любима всеми детьми в мире. Еще раз напомним, о чем говорится в этом произведении.Часть пер…

Искусство и развлечения
Эрих Мария Ремарк, «Три товарища»: отзывы читателей и критиков. Краткое содержание

Знаменитая книга «Три товарища» переносит читателя в эпоху Веймарской республики в Германии, только что пережившей разгром в Первой мировой войне. В стране наступил экономический кризис. Улицы городов наво…

Источник: http://monateka.com/article/134142/

Ссылка на основную публикацию