Образ дуни из повести а.с. пушкина «станционный смотритель»

Характеристика и образ Дуни в повести Станционный смотритель Пушкина сочинение

Неоднократно в литературе освещалась тема притчи о блудном сыне, но Пушкин приходит к тому, чтобы образ сына сменить на женский – на Авдотью Самсоновну Вырину, или просто – Дуню.

Дуня – дочь бедного смотрителя на станции, девушка чрезвычайно красивая, обворожительная, голубоглазая, добрая, скромная, совестливая. Живёт Дуня вместе со своим отцом, мать её умерла. Дуня – символ порядка в доме, хозяюшка, каких ещё стоит поискать.

Отец всегда гордился ею, души в ней не чаял. Говорят, что любой посетитель, какой только бывал на станции, всегда хвалил Дуню. За её ли внешность или за умение понять и успокоить других людей, так или иначе, все ею восторгались.

Дуня была не робкого десятка, она легко умела находить общий язык с людьми и вступала с ними в контакт.

Когда Дуня убегает из дома со своим гусаром Мининым, она невыносимо страдает, плачет в поезде, всячески переживает за долю отца, хотя уехала она по своей воле. Этот эпизод показывает, насколько Дуне был близок дом, как сильно она ценила отца и как в её душе боролись желание самостоятельной жизни с любимым и желание всегда быть рядом с отцом, с человеком, который всю жизнь был возле неё.

Гусар готов на всё ради Дуни, он снимает ей квартиру в центре Петербурга, находит для неё прислугу и много модной одежды. Гусар обещает Дуне, что та будет счастлива рядом с ним.

Новая жизнь нравится Дуне, она живёт счастливо, а от неожиданного приезда отца падает в обморок, наверное, потому, что ей было очень стыдно, но воротиться она не хотела. Жизнь её налаживается, но через некоторое время она уже стоит вне себя от горя на могиле отца.

Тот не выдержал потери любимой дочери, понял, что она предала его, и скончался. Дуня горько плакала на могиле отца, это показывает, что она поняла, какую глупость она совершила, что отца в могилу во многом свела именно она.

Не зря я говорил вначале про притчу о блудном сыне: сюжет «Станционного смотрителя» почти иллюстрирует эту притчу глазами Александра Сергеевича. Дочка, которая покинула отцовский дом, наконец понимает, что ей нет места нигде, кроме как подле отца, но к своему открытию она приходит поздно, она уже предала отца, и предательство её было наказано.

Также читают:

← Образ и характеристика Ивана Петровича в повести Барышня-крестьянка ← Образ и характеристика Ленского в романе Евгений Онегин↑ ПушкинОбраз и характеристика Евгения в поэме Медный всадник → Образ и характеристика Маши Троекуровой Дубровского →

  • Сочинение по картине Толстого Букет цветов, бабочка и птичка 2, 5, 7 классНа картине показан стол, на котором стоит ваза, с яркими полевыми цветами. У края стола, изображён снегирь, сидящий на карандаше. Это говорит о том, что хозяин жилища, является художником.
  • История создания поэмы Пушкина Руслан и ЛюдмилаПоэма «Руслан и Людмила» была написана Александром Сергеевичем Пушкиным в период с 1818 по 1820 год, после того, как он окончил лицей. Сам автор иногда говорил, что начал произведение ещё во время обучения, однако анализируя фактам можно сделать вывод
  • Свободолюбивая лирика Пушкина 9 класс сочинение сообщение докладПонятия свободы и свободной души являлись у Пушкина главной темой в его работах и сочинениях. Всю свою жизнь он был убеждён, что нет ничего важнее человеческой свободы
  • Сочинение Арина Головлева в романе Господа Головлевы характеристика и образАрина Петровна Головлева предстает перед читателями властной женщиной и даже жестокой. Она явно выделяется на фоне остальных персонажей как своеобразный деспот, который видит в других только страх и упреки.
  • Образ и характеристика Ляпкина-Тяпкина в комедии Ревизор Гоголя сочинениеВ своём произведении Гоголь, используя незатейливый сюжет, высмеивает чиновников уездного города. Они вместо заботы о благе горожан, погрязли во взяточничестве и воровстве. Один из них – судья Аммос Фёдорович Ляпкин – Тяпкин.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/pushkin/harakteristika-i-obraz-duni-v-povesti-stancionnyj-smotritel

Дуня станционный смотритель

Дуня — дочь бедного станционного смотрителя Самсона Вырина. Разумеется, характеристика Дуни из «Станционного смотрителя» уже совсем другая, нежели в первую встречу автора с Выриным. Образ и тема «маленького человека».

Дуня — красивая 14-летняя девочка. Мать Дуни умерла. Дуня — хозяйственная, трудолюбивая девушка. Дуня, привыкшая к таковым сценам, выбежала из-за перегородки и ласково обратилась к проезжему с вопросом: не угодно ли будет ему чего-нибудь покушать? Появление Дуни произвело обыкновенное свое действие.

Ах, Дуня, Дуня! Что за девка-то была! Бывало, кто ни проедет, всякий похвалит, никто не осудит. Бывало, барин, какой бы сердитый ни был, при ней утихает и милостиво со мною разговаривает.

Дуня — кокетливая девушка. Дуня сбегает из дома с проезжим гусаром Минским. Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово.

Зачем тебе ее? Она меня любит; она отвыкла от прежнего своего состояния.

Две первые комнаты были темны, в третьей был огонь. Он подошел к растворенной двери и остановился. У нее рано умерла мать, и она была вынуждена принять скромное хозяйство в доме Самсона Вырина. Ему не могла не понравится красавица Дуня.

Минский притворяется больным, входит в доверие к Самсону Вырину, и, обманным путем, увозит Дуню от отца в Петербург. На протяжении нескольких лет от нее нет ни одной весточки отцу. Вырин пешком идет в Петербург, чтобы узнать о судьбе дочери, волнуется за нее.

Но Минский его даже и порог не пускает.

Скорее это драматическая судьба, так ее всю жизнь будет мучить совесть и то, что она даже не простилась со стариком-отцом перед смертью. В первый приезд рассказчика Самсон Вырин полон сил — свежий и бодрый.

Какова причина таких перемен в главном герое повести? Проезжий гусар Минский увез в Петербург его любимую дочь – красавицу Дуню. Вырин пешком ходил в Петербург искать свою дочь.

Он нашел Минского, но тот пытался от него откупиться.

При второй встрече Минский уже просто выгоняет Самсона за дверь со словами: «Пошел вон!». С этого момента Самсона ничто в жизни не интересует. Нарушилась гармония в его жизни и его доме.

Он покинут, унижен, одинок и несчастен.

От Дуни нет вестей и отец, хотя и видел, что с дочерью в Петербурге все в порядке, что она жива и здорова, все равно думает о плохом – вдруг Минский ее бросит на произвол судьбы?

Мне очень понравилась повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель», потому что она заставляет задуматься над превратностями человеческой судьбы. Необычность повести заключается не только в неожиданной концовке, но и в том, что в нейнет однозначно положительных или однозначно отрицательных героев.

Отец не нарадуется на Дуню, на которой держится все небогатое хозяйство. Однако ротмистр прекрасно понимал, что Самсон Вырин, умудренный жизненным опытом, ни за что не поверил бы в их серьезность. И все же судьба Дуни кажется мне драматичной, потому что не каждый, наверное, сможет выдержать и принять такие перемены в своей жизни, когда за каждым поворотом тебя ждет неизвестность.

Повесть «Станционный смотритель» — это история человеческой жизни, в которую бесцеремонно вторглись и безжалостно ее растоптали. Повесть построена по всем правилам жанра. Сначала мы знакомимся с местом действия и героем — Самсоном Выриным.

Читатели с особым интересом и вниманием слушают рассказ Белкина, очевидца всех изложенных событий.

В четырнадцать лет Дуня была настоящей помощницей отцу: в доме прибрать, приготовить обед, прислужить проезжему, — на все она была мастерица, все у нее в руках спорилось.

Его Дуня, его надежда, та, что давала силы жить, уехала с малознакомым гусаром. Самсону было страшно подумать, что его милое дитя, его Дуня, которую он как мог оберегал от всяких опасностей, так поступила с ним и, главное, с собой — стала не женой, а любовницей.

Но Дуня не возвращалась. А ведь зачастую такие простые люди, как станционный смотритель Самсон Вырин, — пример честности и высоких моральных устоев.

Читайте также:  Стихотворение "погасло дневное светило" а.с. пушкина - читать текст стиха

Зачем тебе ее? Она меня любит, она отвыкла от прежнего своего состояния», — отвечал гусар. Минский обещал Вырину, что Дуня будет счастлива.

В конце рассказа Дуня, действительно, появляется барыней, в карете, с тремя барчатами, с кормилицей и черной моськой.

Всяко случается, — размышлял Вырин. — Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал и бросил». С этими мыслями и умер отец Дуни, так и не узнав, как сложилась судьба дочери.

А соединить отца и мужа в одной семье она не могла бы, ведь они люди разного круга. Вернувшись же к отцу, Дуня должна была бы отказаться от Минского.

Минский описан автором как военный с чёрными усиками, чёрными кудрями, гордой осанкой и буйным нравом, он выталкивает отца Дуни взашей, когда тот приезжает к ней в Петербург.

Оскорблённый и огорчённый отец уезжает к себе на станцию, где вскоре спивается от горя. Минский представлен в повести как разлучник и подлец, который порочит честь настоящего офицера.

Источник: http://zdravbaza.ru/dunya-stantsionnyiy-smotritel/

Характеристика Дуни из повести «Станционный смотритель»

Дуня была единственной дочерью станционного смотрителя Самсона Вырина. Рассказчик описывает, что девушка была очень красивой. Прощаясь с девушкой, он спросил ее позволения поцеловать, она согласилась. Это говорит о том, что данная юная особа очень наивна и не понимает, что вольное обращение с мужчинами может довести ее до беды.

Дуня Вырина – простая наивная девушка, которая в мыслях мечтает, как и все молодые представительницы прекрасного пола, о большой и светлой любви.

Автор отмечает, что Дуня следит за хозяйством, содержит в идеальной чистоте избу. Это характеризует ее как отличную хозяйку. А еще она отличная дочь, ведь Дуня бесстрашно выбегала к самым сердитым проезжим, лишь бы они не обижали ее отца.

На стене рассказчик видит картинки с библейским сюжетом, посвященным злоключениям блудного сына.

Могла ли представить себе девушка, что это она, Авдотья Вырина, может в один миг из преданной дочери превратиться в дочь … блудную.

А всему виной любовь! Молодой гусар Минский покорился красотой девушки, да и сам он импонировал ей. Дуня сначала, наверное, не догадалась, что молодой человек хочет ее похитить, но все же, вероятно, согласилась.

Она не подумала о чувствах своего бедного отца. По пути в Петербург, однако, она плакала, так рассказал Вырину везший молодую пару ямщик, однако он заметил, что девушка ехала по своей охоте.

Дуня непременно знала, что ее отец броситься ее искать, но думала ли она об этом, находясь в любовной эйфории! Все ее сердце занял молодой гусар, вытеснив воспоминания об отце. С одной стороны, девушку можно понять, так как она по-настоящему влюбилась в этого красивого юношу, да и любовь оказалась взаимной, а с другой – нет, она предала отца.

Возможно, она и не знала, что Минский, пытаясь избавиться от назойливого отца, просто-напросто откупился, дав Вырину деньги. А может, молодой гусар рассказал об этом случае, а девушка и вовсе захотела забыть об этом инциденте.

Однако встреча с Самсоном стала для Дуни потрясением, она даже лишилась чувств, Минский же поспешил выгнать старика из дому, не дав ему поговорить с дочерью.

Блудная дочь опомнилась, когда у нее были уже свои собственные дети, однако она слишком поздно приехала каяться к родителю, того уже не было в живых. Авдотья долго плакала, упав на могилу Самсона, но уже ничего нельзя было изменить.

Авдотья Самсоновна Вырина представляется читателю в виде наивной романтичной особы, для которой семейные ценности ничего не значат по сравнению с любовными чувствами. Она предала отца, пытаясь построить свое личное счастье, за что судьба и покарала девушку: отец мертв, а она так и не смогла попросить у него прощения.

Источник: http://po-literature.ru/harakteristika-duni-iz-povesti-stancionnyy-smotritel.html

Поступок и судьба Дуни («Станционный смотритель»)

Сочинение на отлично! Не подходит? => воспользуйся поиском у нас в базе более 20 000 сочинений и ты обязательно найдешь подходящее сочинение по теме Поступок и судьба Дуни («Станционный смотритель»)!!! =>>>

В этой связи я хочу напомнить мудрые, но до сих пор не оцененные слова сатирика Щедрина о коренном свойстве человеческой натуры и высоком долге искусства. «Это свойство расцветать и ободряться под лучами солнца, как бы ни были они слабы, доказывает, что для всех вообще людей свет представляет нечто желанное. Надо поддерживать в них эту инстинктивную жажду света, надо напоминать, что жизнь есть радование, а не бессрочное страдание, от которого может спасти лишь смерть. Не смерть должна разрешить узы, а восстановленный человеческий образ, просветленный и очищенный от тех посрамлений, которые наслоили на нем века подъяремной неволи. Истина эта так естественно вытекает из всех определений человеческого существа, что нельзя допускать даже минутного сомнения относительно ее грядущего торжества»

 «В комнате, прекрасно убранной, Минский сидел в задумчивости. Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресла, как наездница на своем английском седле.

Она с нежностию смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы. Бедный смотритель! Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною; он поневоле ею любовался. «Кто там?» — спросила она, не подымая головы.

Он все молчал. Не получая ответа, Дуня подняла голову и с криком упала на ковер».

Психологизм Пушкина аскетичен. Писатель не раскрывает психологических переживаний, не показывает изнутри борения страстей и мыслей своих героев.

Пушкин всегда знакомит нас с результатами душевной бури, которая выплескивается наружу и застывает в жесте, мимике, движении.

Счастливая Дуня, увидев отца, падает без сознания — такова сила испытанного ею пронзительного чувства своей вины перед отцом.

Страдания Дуни были проявлением ее глубокой человечности, прошедшей через горькие испытания. Вина Дуни — невольная, она ей навязана новыми условиями ее существования.

И все же ее судьба свидетельствовала, что человек может и в угнетающих его обстоятельствах, хотя и с поражениями — горькими и тяжелыми,— сражаться за свое счастье.

Мятежность Дуни и явилась залогом сохранения ее личности, ее человечности, ее счастья любви и материнства.

Поступок Дуни воистину отважен вспомним, что говорил Самсон Вырин о тех, кто, как его дочь, убегал из дома: «Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал, да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою».

Из коротенького сообщения о приезде мы узнаем поразительно много о жизни Дуни в Петербурге после того случая, когда отец любовался счастливой и прекрасной дочерью. Становится ясным, что Минский сдержал слово, данное Вырину: «не думай, чтоб я Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово».

Она стала матерью троих детей. Она настояла на свидании с отцом. И поехала не одна, а с детьми, чтобы порадовать старика внуками. Нет, не убило общество душу Дуни. Продолжая сражаться за счастье, теперь уже своей семьи, она не отреклась от отца и, невзирая на запрет среды, вынашивала мысль о свидании с ним.

Так глубоко содержателен пушкинский лаконизм.

Поступок Дуни и дерзок, и чреват великой бедой, и одновременно прекрасен. Дуня поверила своей натуре. Она не хочет считаться с социальным запретом — она бедная и незнатная, а он богатый дворянин.

Потому Дуня не похожа на карамзинскую бедную Лизу — она бросает вызов тем, кто устанавливает эти запреты, она борется за свое счастье. К отважному и решительному поступку Дуня подготовлена вольной жизнью в доме отца.

Читайте также:  Повесть пушкина "станционный смотритель": анализ произведения

Никто не докучал ей поучениями, не извращал ее чувств веками созданной моралью покорного подчинения воле божьей. Она жила, руководствуясь умом и сердцем. А была она умна, сметлива, «безо всякой робости». Естественность и чистота чувств Дуни вызывали симпатию к ней у всех, кто встречал ее. Был покорен этим и Минский.

В Петербурге, добившись своей цели, Дуня расцветает. Как всегда лаконична, но глубоко содержательна сцена, которую подсматривает Самсон Вырин, обманно проникнув в квартиру дочери. Дуня счастлива! Упоена счастьем, ею самой завоеванным.

Повесть, посвященная Самсону Вырину, заканчивается сценой новой встречи читателей с Дуней. Она приезжает в родные места. Приехала она, по словам деревенского мальчика, «в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами, и с кормилицей, и с черной моською; и как ей сказали, что старый смотритель умер, так она заплакала и сказала детям: «Сидите смирно, а я схожу на кладбище».

Пушкинский реализм напоминал постоянно, что «жизнь есть радование, а не бессрочное страдание», способствовал очищению человека от унижений. Тем самым Пушкин бесконечно обогащал русский критический реализм XIX века. Под пушкинским знаменем развивалось реалистическое творчество Гоголя, Лермонтова и Тургенева. Вот почему 1830-е годы в русской литературе были Подлинно пушкинскими.

Свидание оказалось печальным и последним. Дуня пришла на могилу, «легла здесь и лежала долго».

И опять психологизм Пушкина (такой непривычный нам после Достоевского, Толстого и Чехова) оказался способным, несмотря на свой аскетизм, передать во всей сложности душевную жизнь Дуни, открыть нам глубоко страдающую женщину.

Здесь, на маленьком деревенском кладбище, по русскому обычаю, по-бабьи, она упала на дорогую могилу и винилась перед отцом за свое счастье.

Сложно и драматично сложилась судьба Дуни («Станционный смотритель»). Она тоже совершает побег. Этот поступок сразу поднимает в наших глазах «разумную», неопытную Дуню. Она еще только вступает в жизнь, но уже начинает догадываться, что ее ожидает.

И она бунтует не против произвола отца, а против социальных условий, уготовивших ей жалкую судьбу. Бегство из дома было, конечно, обманом родителя, но обман этот так по-детски непосредствен! Она еще не понимает, какой удар наносит отцу своим бегством: ею движет непосредственное чувство.

Дуне понравился офицер Минский, и она, рискуя всем своим будущим, бросает вызов условиям среды, опыту жизни, доверяя только себе и своему чувству.

Жизнь Дуни предстает в своем не идиллическом, а драматическом облике. Естественное ее стремление к счастью искажается социальными условиями общества. Оно, это общество, в которое она вошла благодаря энергии и борьбе, навязывает ей свою мораль, заставляет быть душевно черствой, жесткой, эгоистичной.

Охраняя хрупкое свое счастье, она должна была предать отца, оставить его, одинокого и горюющего. Но чувство вины, испытываемое ею перед отцом, — яркое свидетельство того, что еще жива ее чистая душа, не все чувства извратило в ней общество.

Пушкин обвиняет и судит общество, преступно требовавшее как плату за отвоеванное счастье отречение от отца только потому, что он маленький чиновник, бедный человек, не имеющий дворянского звания…

Мятежные натуры помогали Пушкину обнаружить в обыкновенном течении жизни, в обыкновенных людях спасительную искру, которая, разгораясь, поднимала человека к иной жизни, очищенной от повседневных унижений, к исповеданию гуманных норм человеческого общежития, способствовала его нравственному обновлению. В этом и состоял пафос реализма Пушкина — внушать человеку веру в себя, в свою природу, в свою возможность быть человеком и жить достойно.

Сочинение опубликовано: 28.07.2012 понравилось сочинение, краткое содержание, характеристика персонажа жми Ctrl+D сохрани, скопируй в закладки или вступай в группу чтобы не потерять!

Поступок и судьба Дуни («Станционный смотритель»)

Источник: http://www.getsoch.net/postupok-i-sudba-duni-stancionnyj-smotritel/

Станционный смотритель Вырин и его дочь Дуня (по повести А. С. Пушкина «Станционный _смотритель»)

Станционный смотритель Вырин и его дочь Дуня. Нравственные вопросы любви  и долга волновали человечество во все времена. Звучит эта тема и в «Станционном смотрителе» — одной из «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина» А. С. Пушкина.

С одной стороны, это история обыкновенной человеческой жизни —станционный смотритель Вырин  ,  жизни в которую вторглись и которую безжалостно растоптали, с другой — судьба дочери Самсона Вырина — Дуни.

И если то, что произошло с Самсоном Выриным, можно назвать трагедией, то драмой, по нынешним временам, судьбу Дуни следует назвать с большой натяжкой — разве человек не свободен в своих действиях?

Да, смирение унижает человека, вытравляет в нем гордость, достоинство, чувство зависимости, превращает в добровольного раба, в покорную ударам судьбы жертву. В этом и заключается весь трагизм жизни, а вернее сказать, существования, Самсона Вырина.

Он, как характеризует его Иван Петрович Белкин, «сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда», олицетворяет собой всех смотрителей, которые, говоря словами того же И. П. Белкина, есть «вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые».

Ведь именно поэтому, когда в Петербурге приятель советовал ему жаловаться на гусара Минского, смотритель подумал, махнул рукой и решил отступиться…

Отступиться от чего? От своего права отца наказать гусара, увезшего родную дочь. «Такую разумную, такую проворную, всю в покойницу мать». Но и здесь в нем заговорил все тот же «мученик четырнадцатого класса».

«Вот уже третий год, — заключил он, — как живу я без Дуни и как об ней нет ни слуху, ни духу. Жива ли, нет ли, Бог ее ведает». Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, со смирением думает несчастный отец.

Он отступается от своей дочери, которой, бывало, так не мог нарадоваться. Уж он ли не любил своей Дуни!

А что же Дуня? Да, ее дом держался, да, она сглаживала конфликты между отцом и приезжими, гасила едва разгорающиеся скандалы.

Но, как рассказывает все тот же Иван Петрович Белкин, «маленькая кокетка со второго взгляда заметила впечатление, произведенное ею на меня; она потупила большие голубые глаза; я стал с ней разговаривать, она отвечала мне без всякой робости, как девушка, видевшая свет».

Видимо, ослепленный своей любовью, отец не замечал, что дочь, наверное, уже тогда подсознательно представляла себя в этом «свете», а не на забытой Богом захолустной станции.

Такой, какой ее увидит Вырин через несколько лет, — одетой со всей роскошью моды, сидящей на ручке кресла рядом с Минским, «как наездница на своем английском седле», перебирающей его черные кудри своими сверкающими пальцами.

Не знаю, обманывал ли гусар Минский Вырина, когда говорил ему: «Она меня любит, она отвыкла от прежнего своего состояния». Умалчивает Иван Петрович Белкин и о том, вышла ли Дуня замуж или стала обыкновенной содержанкой.

Мальчишка, провожавший рассказчика на могилу спившегося от горя станционного смотрителя, сказал ему, что Дуня стала прекрасной барыней, приезжала в карете, запряженной шестью лошадьми, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей и дала ему пятак серебром. Меня все это почему-то, как и автора, радует.

За подобный рассказ я и сам бы дал мальчишке такой же пятак. Судьба Дуни, по-видимому, сложилась счастливо. Тем более трудно простить ей то, что она забыла старого отца.

В чем заключается жизненный долг родителей перед детьми и детей перед родителями? На чем основываются нравственные отношения между людьми? То, о чем писал А. С. Пушкин, в литературе скоро назовут «вечными вопросами» — разве происшедшее в начале XIX века и описанное в «Станционном смотрителе» не актуально и в наше время?

Источник: https://prepodka.net/stancionnyj-smotritel-vyrin-i-ego-doch-dunya-po-povesti-a-s-pushkina-stancionnyj-_smotritel/

Драматизм судьбы Дуни в повести А.С.Пушкина “Станционный смотритель”

Повесть «Станционный смотритель», написанная А. С. Пушкиным в 1830 году, произвела на меня неоднозначное впечатление. Особенно меня заинтересовала и заставила задуматься судьба Дуни, дочки станционного смотрителя Самсона Вырина.

Столько лет дочь прожила вместе с отцом, помогала ему в его сложной работе, да и просто была для него огоньком в его серой жизни.

Читайте также:  Один день евгения онегина (по 1 главе романа пушкина)

Но в жизни с отцом у Дуняши не было никаких перспектив. Её ждала бы такая же скучная и унылая жизнь, какая была у Самсона.

И вот внезапно ротмистр Минский открыл перед ней множество перспектив – его любовь, его связи, роскошная жизнь, счастливая семья… Что еще нужно для счастья молодой девушке? И Дуняша поверила ему.

Видимо, в силу своего юного возраста Дуня не сомневалась в правдивости его слов и согласилась на его предложение уехать вместе с ним. Ведь девушка серьезно рисковала – гусар мог её обмануть, соблазнить и бросить.

На протяжении всей повести писатель томит читателя вопросом – женился ли Минский на Дуне или она стала простой содержанкой. В конце повести так же нет ответа на этот вопрос. Известно лишь, что у Дуни трое детей и живет она с детьми в роскоши. Хочется надеяться, что в жизни Дуняши все сложилось так, как ей и мечталось тогда, покидая родной дом с ротмистром Минским.

Только вот не ясно, за что и почему так не красиво Дуня поступила с родным отцом Самсоном Выриным. Ведь, по сути, она сбежала из родного дома, не предупредив отца, и навсегда вычеркнула его из своей жизни….

Возможно, она и хотела встречи с отцом, но Минский был против этой затеи (вспомнил, как он выгонял Самсона, пытался от него откупиться). В финале повести она приезжает навестить отца, возможно, просить прощения у него за тот опрометчивый поступок, познакомить его с внуками, но она опоздала.

Старик давно спился от горя и умер. Вместо встречи с отцом Дуня смогла только посетить его убогую могилку.

Этот приезд Авдотьи Самсоновны наталкивает на мысль, что Дуня все же помнила все эти годы о своем покинутом отце, сожалела об этом поступке. Но что ей мешало приехать к нему раньше? Её стыд перед ним или запрет ротмистра Минского, её возможного супруга?

Жизненная драма жизни Дуни состоит в том, что рискнув всем ради счастливой жизни, она фактически «украла» это счастье у своего отца. Последние годы своей жизни он провел одиноко и уныло, в постоянных тревогах и переживаниях о своей любимой дочери. И, в конце концов, она осознала это, когда изменить что-то уже было поздно. И эта боль осталась с ней…

(4 votes, average: 4.00

Источник: http://school-essay.ru/dramatizm-sudby-duni-v-povesti-aspushkina-stancionnyj-smotritel.html

Авторская позиция в повести А. С. Пушкина

Авторская позиция в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»

Авторская позиция — это отношение автора к своим героям, выраженное в смысле названия произведения, в портретах героев, в их мыслях и чувствах, в композиции, в символике, в описании природы, а также непосредственно в оценках повествователя.

Отношение Пушкина к главному герою повести «Станционный смотритель» Самсону Вырину можно понять двояко. На первый взгляд, авторская позиция в этом произведении совершенно ясна: автор сочувствует своему герою, сопереживает ему, изображая горе и страдания старика.

Но при такой трактовке авторской позиции «Станционный смотритель» теряет всю свою глубину. Картина намного сложнее. Пушкин не зря вводит в повесть образ повествователя, от лица которого идет рассказ. Он своими мыслями, рассуждениями как бы закрывает истинное отношение автора к главному герою.

Чтобы понять автора, нельзя полагаться на поверхностные впечатления от текста повести: Пушкин завуалировал свою точку зрения в более мелких деталях, которые видны только при подробном изучении текста.

Особую роль в произведении играет символика. Символика — это одно из основных средств выражения авторской позиции, которое отражено в текстовых элементах, не влияющих на основное развитие сюжета, а, может быть, только предугадывающих его.

Так, по картинкам, висевшим на стене в комнате Самсона Вырина, которые долго рассматривал рассказчик, мы можем судить о дальнейшем ходе событий. Картинки «изображали историю блудного сына». На первый взгляд может показаться, что эти картинки рассказывают о жизненном пути Дуни. Но на самом деле образ блудного сына — это образ самого главного героя.

Первая картинка говорит о том, что Самсон Вырин «уходит» от своей дочери. Ведь он совсем не верит в ее счастье, он даже не способен представить, что молодой гусар может жениться на Дуне. В разговоре с Минским в Петербурге Вырин сказал: «отдайте мне… бедную мою Дуню. Ведь вы потешились ею; не губите ее понапрасну».

В этих словах проявляются как отцовские чувства, так и непонимание своей дочери, отсутствие веры в любовь. Дуня с Минским сразу договорились, что уедут вместе.

Но почему они не сказали ничего об этом Самсону Вырину? Они полюбили друг друга, но можно предположить, что гусар не сразу решил жениться на дочери бедного станционного смотрителя, поэтому Дуня и Минский не могли ничего сказать. Отец, не доверяя молодому гусару и не веря в силу любви, разбил бы их счастье, а вместе с этим и их жизнь.

«Что такое станционный смотритель?» — спрашивает Пушкин у читателей через рассказчика в самом начале повести. «Сущий мученик четырнадцатого класса», потому что его чин становится его жизнью, то есть он «ограничен», он мыслит именно как «чиновник четырнадцатого класса».

И конечно, по его логике, бедная девушка не может быть счастлива с богатым ротмистром, который только посмеется над ней и уж, конечно, никогда не женится. Самсон Вырин при этом недальновиден. Дуня не решалась сама сесть в кибитку, и, может быть, у нее не хватило бы смелости это сделать, но ее отец сказал: «Чего ж ты боишься?.. ведь его благородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви». Самсон Вырин как бы сам определил судьбу своей дочери.

Но вернемся опять к символике произведения. На ограниченность, недальновидность Вырина намекает вторая картинка. На ней мы видим блудного сына, окруженного «ложными друзьями».

Действительно, и в другом случае Самсон Вырин поверил доктору, посоветовавшему здоровому гусару отдых и покой на несколько дней, даже и не подозревая, что этот доктор в сговоре с Минским.

На третьей картинке изображен юноша, который пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Этот сюжет как бы подсказывает дальнейшую судьбу смотрителя, который за три или четыре года без Дуни превратился из «бодрого мужчины» в «хилого старика».

Он не мог простить себе, что отпустил дочь, одно упоминание о ней вызывало боль и горечь. И последняя картинка рассказывает нам о возвращении блудного сына, с чем ассоциируется «возвращение» отца к дочери уже после смерти, когда Дуня приезжает навестить отца и находит его на кладбище.

«Коллежский регистратор. /Почтовой станции диктатор», — слова Вяземского, приведенные Пушкиным как эпиграф к произведению. Самсон Вырин именно «диктатор» жизни Дуни, не оставляющий ей права выбора.

Ограниченность Самсона Вырина — это не просто свойство его индивидуального характера, она социально обусловлена, определена условиями его жизни. Осуждая станционного смотрителя, Пушкин тем не менее, как мне представляется, жалеет его, рассказывая о трагедии неудавшейся жизни.

«Станционный смотритель» — это первое произведение в русской литературе, в котором создан образ «маленького человека». В дальнейшем эта тема становится типичной для русской литературы. Она представлена в творчестве таких писателей, как Гоголь, Чехов, Толстой, Гончаров и др.

Создание образа «маленького человека» — это тоже средство выражения авторской позиции. Но каждый автор по-своему решает эту проблему.

Авторская позиция Пушкина, несомненно, выражена в осуждении ограниченности станционного смотрителя, но, осуждая, Пушкин все же не презирает этого «маленького человека», как, например, Гоголь и Чехов (в «Шинели» и «Смерти чиновника»).

Таким образом, в «Станционном смотрителе» Пушкин прямо не высказывает свою авторскую позицию, пряча ее в деталях, которые очень важны для понимания всего произведения в целом.

Источник: https://botanim.ru/content/avtorskaya-pozicziya-v-povesti-a-s-pushkina-stancz-464.html

Ссылка на основную публикацию