Образ евгения онегина в романе пушкина «евгений онегин»

Образ Онегина в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Произведения Пушкина принадлежат истории литературы. В каждом из них есть отпечаток мысли самобытной, отпечаток, достойный внимания по своей новизне, ясности и красоте. Ум автора, от природы необыкновенно проницательный и острый, в сочинениях обозначался во всей своей силе.

Роман в стихах «Евгений Онегин» — это энциклопедия нравов русского общества, произведение нового типа. До «Евгения Онегина» русское общество с романами в стихах не встречалось.<\p>

По меткому замечанию В.Г.Белинского, Пушкин взялся за роман в стихах, «когда на русском языке не было ни одного порядочного романа и в прозе».

Познакомимся с главным героем, Евгением Онегиным. Впервые мы встречаемся с ним в первой главе романа:

«С героем моего романа Без предисловий, в сей же час

Позвольте познакомить вас».

Каков он, герой романа Александра Пушкина?

С его характером, нравом, мыслями и чувствами автор знакомит нас постепенно, в течение всего повествования.

Онегин — молодой дворянин, аристократ. Воспитан в классических традициях тех времён: французские учителя, гувернёры. Учась «понемногу чему-нибудь и как-нибудь», Онегин овладел довольно небольшим багажом истинных знаний. В разговоре мог «коснуться до всего слегка, с учёным видом знатока».

«Пора надежд и грусти нежной» наступила довольно быстро. Евгений стал появляться в свете. Он был одет как подобает, острижен по последней моде. Он легко изъяснялся по-французски, отменно танцевал, умел вызвать улыбку дам «огнем нежданных эпиграмм», хранил в памяти анекдоты, читал Адама Смита…

«Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил».

Но Онегин – типаж противоречивый. Изучив рано «науку страсти нежной», он также рано охладел чувствами, стал равнодушен к большому свету и им постепенно начала овладевать хандра.

Под влиянием этой хандры Онегин запирается в своём кабинете и принимается за перо. Но ничего из этого писания не выходит, так как ему тошен упорный труд. Тогда он принимается за чтение, но из чтения также не выходит никакого толку, и он вынужден бросить книги.

Онегин успевает озлобиться против света и начинает презирать людей. В таком душевном настроении он попадает в деревню, где занемог его дядя. Здесь Онегин знакомится с романтиком Ленским и, несмотря на противоположность характеров, сближается с ним.

Здесь же, в деревне, в семье Лариных, Онегин встречает задумчивую и мечтательную Татьяну, которая скоро в него влюбляется, и, следуя влечению своего сердца, откровенно в письме признается ему в любви.

Онегин отвечает на чистосердечное признание девушки уверением, что он пережил игру страстей и заканчивает свою длинную проповедь сухим нравоучением:

«Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я поймет…»

После ссоры Онегин на дуэли убивает своего друга Ленского.

Продолжая томиться в «бездействии досуга», он оставляет деревню и начинает «странствия без цели». После двухлетних скитаний Онегин попадает в Москву, где встречает ту же Татьяну, но находит её уже равнодушной княгиней, неприступной дамой.

Эта перемена, происшедшая с ней, так поразила Онегина, что он «влюбляется в Татьяну, как дитя» и начинает преследовать её своей любовью. На своё любовное признание он получает такой же чувствительный урок, какой некогда преподал Татьяне.

Она отвечает ему, что хотя и любит его, но другому отдана и останется верна ему навеки.

В русской литературе такие типажи, как Онегин, причислены к «лишним людям». Путь Онегина долог и тернист. На этом пути он нигде не находит применения своим силам. Неспособность Онегина к результативному труду, настоящему делу – в этом кроется главная причина его душевного дискомфорта, бесконечной хандры и непрекращающейся скуки.

Онегин не способен посмотреть на жизнь с другой стороны, осознать принципы жизни на иных духовных началах.

Заключение

Пушкин обогнал своё время. Он создал совершенно уникальный роман. Роман в стихах. В нём мы следим за повествованием и, в то же время, наслаждаемся хрустальной чистоты стихами Пушкина.

Автор познакомил нас с Онегиным, человеком со сложным и противоречивым характером. Образ этого героя, по словам А.И.Герцена, «настолько национален, что встречается во всех романах и поэмах, которые получают какое-либо признание в России».

Источник: http://DetskiyChas.ru/school/pushkin/obraz_onegina/

Образ Евгения Онегина в романе А.С. Пушкина Евгений Онегин

Сочинение. ОБРАЗ ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН».:

Евгений Онегин — это очень неординарный герой. Он интересен мне как человек, резко выделяющийся из остальной массы людей. Пушкин создает образ «лишнего человека».

Поэт рисует Онегина очень похожим на себя по воспитанию в детстве (Пушкин воспитывался няней, и Онегин воспитывался не родителями), но очень часто их взгляды на жизнь не совпадали.

Пушкин пишет роман так, что, хотя он и не герой, он постоянно присутствует рядом с Онегиным и сравнивает его с собой.

В детстве отцу Онегина неохота было заниматься его воспитанием, и он нанял «убогих»madameи monseir, которые ничему не учили мальчика, а лишь слегка за “слегка за шалости бранили”.

Как же показаны этапы жизни героя в произведении? Онегин — светский молодое человек, столичный аристократ, получивший типичное для того времени воспитание под руководством француза-гувернера в духе литературы, оторванной от народной почвы

Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь…

И немудрено, что из Онегина вырос эгоист, думающий только о своих желаниях и удовольствиях. Хорошее в его душе благодаря воспитанию и обществу оставалось в нем. Образование он получил поверхностное, но сам, хотя и без всякого удовольствия, углублялся в чтение книг.

Как потом выясняется, он читает не только художественную литературу, но и философские книги.

И это очень пошло ему на пользу, потому что, встретившись с Ленским, окончившим один из лучших в мире в то время университетов, он мог спорить даже с ним на такие серьезные темы, как философия и политика.

Онегин вращается в высшем свете. Сначала он живет, как и все светские люди: ездит на балы, ходит в театры, но это он делает без удовольствия, как что-то обязательное, его даже перестало интересовать, что происходит на сцене:

“…потом на сцену

В большом рассеянье взглянул,

Отворотился — и зевнул”.

(Хотя Пушкин называет театр «волшебным краем».)

Но по своим взглядам и требованиям к жизни он стоит намного выше не только своих соседей-помещиков в деревне, но и представителей петербургского света, и потому эта бессодержательная, пустая жизнь ему вскоре надоела:

…Но к жизни вовсе охладел.

Как Child Harold, угрюмый, томный

В гостиных появлялся он… В деревне Онегин ведет себя гуманно по отношению к крестьянам, но он не задумывается над их судьбой, его больше мучают свои собственные настроения, ощущение пустоты жизни

Онегин хотел бы расстаться с такой жизнью, но у него не хватает на это ни сил, ни желания. При этом его эгоизм, невнимание к чувствам других постоянно приводят к тому, что, не желая этого, он причиняет зло тем людям, с которыми его сталкивает судьба.

Получив любовное письмо Татьяны, он чувствует, что не может ответить ей тем же и отказывает ей,но отказывает вежливо в мягкой форме, не считаясь с ее чувствами. Но, по-моему, это было лучше, чем если бы он обнадежил ее, обещая ей ответить тем же, заведомо не любя ее.

Он решает отомстить Ленскому за то,что Владимир сказал Онегину что на именинах Татьяны кроме родных и близких людей никого не будет. он причиняет боль Татьяне и Ленскому на именинах Татьяны, открыто ухаживая за Ольгой. Пушкин показывает Онегина эгоистом, но он «страдающий эгоист», а не самодовольный и влюбленный в себя.

Он, видимо, понимает, что основной источник его тоски — это отсутствие труда, общественной деятельности. Но его ум не позволяет ему идти по проложенной дороге, по которой шли многие молодые дворяне, желающие найти себе «полезное» занятие.

Пойти служить офицером или чиновником он не мог, так как понимал, что это значит поддерживать тот строй, из-за которого и появляется у него тоска. И единственным трудом для него остается борьба со злом тогдашней русской жизни — крепостным правом и царским самодержавием. Но как раз к этому он не был способен в силу своего воспитания и условий жизни, убивших в нем всякий интерес к труду:

«Труд упорный ему был тошен». Онегин не принадлежал к дворянским революционерам, но то, что он чувствовал себя неуютно в тогдашней обстановке, говорит о том, что он стоял значительно выше дворянской молодежи. Пушкин говорит, что Онегин был «сноснее других».

Хоть он людей, конечно, знал

И вообще их презирал —

Но (нет правил без исключений)

Иных он очень отличал

И вчуже чувство уважал,

— то есть он видел в других и ценил то живое, чего уже не осталось в нем.

Почти на протяжении всего романа действия, мысли, речи Онегина остаются неизменными, принадлежащими умному человеку, озлобленному на общество (у него злой, острый язык, он зло отзывается обо всем окружающем), разочарованному во всем и неспособному к каким-либо сильным чувствам и переживаниям. Но события, о которых Пушкин рассказывает в последних главах, производят на Онегина сильное впечатление. И мы видим, что он обнаруживает такие черты характера, которых даже не подозревал в себе. Дуэль с Ленским дает ему возможность понять, к чему его привел эгоизм, его невнимательность к людям, забота только о себе. Онегин убивает своего друга Ленского, поддавшись сословным предрассудкам, испугавшись «шепота, хохота глупцов».. Он уже не такой высокомерный, не эгоист, стоящий выше всех жизненных впечатлений, он приходит в ужас от своего бессмысленного поступка:

Мгновенным холодом облит,

В тоске сердечных угрызений…

Убийство Ленского перевернуло всю его жизнь. В подавленном состоянии духа Онегин покидает деревню и начинает странствия по России. Эти странствия дают ему возможность полнее взглянуть на жизнь, переоценить свое отношение к окружающей действительности, понять сколь бесплодно растратил он свою жизнь.

Теперь уже Онегин не может игнорировать чувства и переживания людей, с которыми он сталкивается. Теперь он может чувствовать и любить. Повлияла на него действительность жизни русского народа, которую он увидел во время путешествий. После пережитого Онегин изменяется, становится совершенно другим человеком .

Но, несмотря на странствия, эгоизм и самолюбие в Онегине не поубавились. Это и есть «перерождение» Онегин возвращается в Столицу и встречает ту же картину жизни светского общества. В нем вспыхивает любовь к Татьяне — теперь уже замужней женщине.Написав письио Татьяне Онегин не задумывается о её чувствах ,думает только о себе.

Но Татьяна разгадала себялюбие и эгоизм, лежащие в основе чувства к ней, и отвергает любовь Онегина.

Образ Онегина — это образ, вобравший в себя общие черты, типичные для целого слоя тогдашней молодежи. Это молодые люди, обеспеченные трудом, но получившие плохое, беспорядочное образование и воспитание, которые ведут пустую, бессодержательную жизнь с развлечениями на балах, в гостях, на праздниках.

Но в отличие от остальных слоев, то есть господствующего класса, относящегося к своему безделию спокойно, эти молодые люди более умны, у них есть хоть какая-то доля совести, они испытывают неудовлетворенность от окружающей среды, от того общественного строя и недовольны собой, но все-таки они так же, как Онегин, благодаря своему воспитанию, не могут порвать с такой жизнью.

Пушкин очень хорошо характеризует скуку и чувства, свойственные этим людям:

Несносно видеть пред собою

Одних обедов длинный ряд,

Глядеть на жизнь, как на обряд,

И вслед за чинною толпою

Идти, не разделяя с ней

Ни общих мнений, ни страстей.

Хотя весь роман — это повествование о Евгении Онегине как об индивидуальности, здесь он показан как типичный представитель дворянской молодежи того времени.

Источник: http://MirZnanii.com/a/362197/obraz-evgeniya-onegina-v-romane-as-pushkina-evgeniy-onegin

Образ главного героя в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Роман «Евгений Онегин» создавался А.С. Пушкиным в течение 8-и лет – с 1823 по 1831 гг. первые главы были написаны совсем еще юным поэтом, когда как последние – человеком, уже многое испытавшим в жизни.

Онегин и автор

На протяжении романа взрослеет и меняется вместе с автором главный герой романа в стихах Евгений Онегин. В первых главах романа мы узнаем, что Онегин – «добрый приятель» автора-рассказчика. У них схожи интересы, взгляды на жизнь, они близки по возрасту.

Однако между ними есть весомое отличие – у автора интерес к жизни не угас, он исследует малейшие ее проявления, тогда как Онегин не имеет интереса ни к чему в этом мире. Он уже не способен ничему удивляться, у него нет поводов для восхищения, он никому не доверяет и не вверяет свои душевные мучения.

Читайте также:  Эпиграфы к "евгению онегину", их значение, смысл и роль в романе пушкина

Онегин и общество

Онегин – молодой дворянин, живущий легкой и бесцельной жизнью. Все свое время он тратит на развлечения – светские балы, салоны, театры, гуляния по набережной.

Он выделяется среди своих сверстников живым и острым умом, высокой культурой. Интересуется общественной и политической жизнью, у него на все есть собственное мнение, однако главная беда Онегина заключается в том, что им овладела хандра, сплин. Ему наскучило вся его светская жизнь, он не видит путей дальнейшего развития собственной жизни.

По делам наследства Евгений отправляется в деревню, где очень либерален по отношению к крестьянству. Но его не особо интересует их будущее благополучие. Главное для Онегина – собственные ощущения и скука, охватившая все его существо.

Любовь в жизни Евгения Онегина

В своем сельском имении Евгений знакомится с молодым романтичным поэтом Владимиром Ленским. Его веселит юношеская наивность и пылкость сердца Владимира. Они постепенно начинают сближаться, и Ленский знакомит нового приятеля с семьей своей невесты Ольги Лариной.

Они становятся частыми гостями в доме Лариных. Онегин своим таинственным, необыкновенным характером, внутренними противоречиями и силой привлекает старшую сестру Ольги – Татьяну Ларину – девушку начитанную, скромную, не развращенную обществом и его низменными пристрастиями.

Но главный герой отвергает девушку, убеждая, что не создан для семьи и любви. Спустя шесть лет он сам молит ее о любви, пишет письма с признаниями, стоит перед ней на коленях.

Так Пушкин показывает, что герой способен к возрождению, что он меняется, переосмысливает прошлое и настоящее. Однако ничего уже вернуть нельзя. Татьяна замужем, и предавать мужа она не станет.

Онегин – «лишний» человек

На примере образа главного героя Пушкин раскрывает проблему целого поколения – бездушность светского общества способна погубить лучшие умы лучших своих представителей. Люди, обладающие огромным потенциалом, не могут найти применения собственным возможностям. Они оказываются не нужны ни своему времени, ни обществу, ни стране.

Заключение

Онегин открывает целую галерею «лишних» людей. За ним последуют Печорин, Обломов, Базаров, Рудин и другие. Думаю, что Пушкин очень точно обрисовал проблему современного ему человека. Незаконченность финала позволяет читателю самому представить будущее героя, а, следовательно, и судьбу целого поколения.

Источник: http://spadilo.ru/obraz-glavnogo-geroya-v-romane-evgenij-onegin/

Евгений Онегин — образе героя в романе А.Пушкина

Образ Онегина – главного героя одноименной поэмы – Пушкин делает неоднозначным и сложным.

Это проявляется как в эволюционном развитии персонажа, так и композиционном развитии  самого романа «Евгений Онегин».
Именно эту динамичность и надлежит рассматривать для объективного анализа героя.

Образ Евгения Онегина  — личность и стиль жизни героя

Из авторских характеристик и описания образа жизни своего героя Пушкиным мы можем выделить следующие «факты».

Онегин – это: • петербургский аристократ (происхождение и воспитание)

• эгоист и повеса (отношение к жизни и людям)

Однако такое же воспитание и отношение культивировалось вообще в аристократической среде дворян того времени. Все молодые люди так или иначе «отдавались» на попечение иностранных гувернеров, обретая в их воспитании «необходимые» тогда «светские навыки»:

• Иностранные языки

• Танцы

• Этикет

и т.д.

Общая образованность героя была соответствующей представлениям того же времени и круга. Он мог процитировать «кстати» парочку-тройку стихов, латинских фраз, «исторических анекдотов».
Его день проходил в единообразных занятиях и суете – балы, обеды, театры.

Быт главного героя Пушкин открывает читателю через описание кабинета Евгения – «философа в осьмнадцать лет». Рядом с Байроном у Онегина стоит и столбик с куклою, бесконечное множество туалетных принадлежностей – соответствие моде, всевозможные безделушки — дань увлечениям, аристократическим традициям.
Так что же занимает душу этого представителя света?

Единственное, чем владеет главный герой поэмы в совершенстве.
Однако Пушкин предостерегает читателя от напрашивающейся однозначности: его Онегин – не легкомысленная пустышка! Все это светское окружение, его уклад и образ жизни не вызывает искреннего увлечения Евгения, он отличается от остальных, ему этот светский шум «наскучил».

Но и трудиться герой поэмы не просто не хочет, не умеет. Он пробует писать – но делает это, «зевая», и в итоге бросает. Скука такой жизни подталкивает Евгения к путешествиям.

Сюжетное развитие характера Евгения Онегина 

В деревне же персонаж словно воспрял духом, он радуется красотам природы, пытается даже облегчить жизнь крепостных, сменив на «легкий налог» ненавистную барщину. Но персонажа и здесь снова догоняет скука. Он обнаруживает, что и деревне все то же и «скука та же».
События изменяются со знакомства вначале с Ленским, а затем с сестрами Лариными – своими соседями.

  • С Ленским его сближают схожие интересы, воспитание.
  • У Лариных герой тотчас обращает внимание на старшую сестру, Татьяну.
  • В Ольге же, возлюбленной Ленского, он находит «безжизненность» черт и души.

Однако Евгений отвергает чувства старшей Лариной, давая ей почти грубую отповедь на её любовные признания. Открытые чувства провинциальной девочки не делают и не могут сделать его счастливым на тот момент.

Однако Пушкин находит оправдание герою. Евгений был честен и порядочен, он не позволил себе глумления над наивностью и чистотой.

К тому же причиной отказа у героя была его собственная холодность сердца…

Следующей точкой развития образа главного героя стала дуэль со своим другом. Но здесь Евгений не смог продемонстрировать настоящее благородство, отказавшись от заранее известного исхода поединка. Над его решением «висело» общественное мнение, извращенность общественных ценностей.

И здесь он не открыл сердце своему чувству – искренней дружбы и привязанности к молодому другу, поэту.
Ленский убит, Евгений понимает это как преступление, «окровавленная тень» погибшего друга тревожит героя ежедневно. Бессмысленная гибель Ленского словно «пробуждает» ледяной сон души героя.

Он осознает себя бесконечно одиноким, его отношение к миру меняется. Онегин уезжает.

Наша презентация темы

Итог исканий и любви главного героя романа

По возвращении в столицу он узнает на балу в одной из блистательных светских дам «ту самую Татьяну». Его изумлению и очарованию ею, кажется, нет предела. В замужней женщине герой увидел наконец-то родственную душу и свое возможное духовное «воскресение». Больше того, он узнаёт, что и Татьяна сохранила свои чувства, в ней и сейчас жива любовь к нему.

Но! Для героини немыслимой кажется сама возможность адюльтера. Поединок между долгом и чувствами её решён в не пользу роковых страстей.
Она оставляет героя на коленях и в одиночестве.

Пушкин также словно оставляет его на перепутье, внезапно заканчивая роман этой сценой.

Чем дальше будет движим Евгений?

Что случится с образом героя поэмы в дальнейшем?

По исследованиям историков известно, что Пушкин планировал «отправить» его погибать на Кавказ или сделать декабристом. Это осталось тайной, сожженной вместе с 10 главой поэмы.
Белинский определял Онегина как «эгоиста поневоле», то есть человека с определенно хорошими задатками, но «испорченным» обществом.

С этого образа Пушкина начинает в русской литературе появляться целая галерея «лишних людей», которые вот так же «выпали» из общественной жизни. Критик считает, что зло не может скрываться в человеке, оно живёт только в обществе.

У нас есть также онлайн-кроссворд по этой теме — здесь

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Запись опубликована в рубрике Готовые сочинения. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Источник: http://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/obraz-onegina-v-romane-a-pushkina

Образ героя Евгения Онегина в романе А.С. Пушкина

Евгений Онегин – образ достаточно сложный в понимании нынешнего современного общества. В его характере имеются разногласия, что приводит к раздвоению личности, касаемо отношения к окружающим людям.

С одной стороны он очень резок и груб, и, в тоже время, гордыня не покидает его равнодушного лица. А с другой – он принимает все близко к сердцу, отчего можно легко задеть самые больные места, которые приводят к отчаянию.

Эта внутренняя борьба повышает интерес к данной персоне и его дальнейшей судьбе.

В начале романа рассказывается о конфликте героя с обществом, проявляющимся в озлобленности на всех в округе из-за внутренних душевных терзаний. Все считали его неглупым из-за хорошего воспитания, которое проявлялось в знаниях французского, в умении танцевать польку, ну и естественно он пользовался популярностью у женского пола.

Только его душа была закрыта для других и никто не мог его понять. Он не задумывается о завтрашнем дне, он поглощен в своих увлечениях и мимолетных знакомств. Вот таки проходила его жизнь – беспечная и безраздумная. Свобода была ценным подарком, которым он пользовался легкомысленно.

В дальнейшем происходит знакомство Евгения Онегина с Татьяной Лариной, которая полностью перевернула его судьбу. У нее вспыхивают довольно сильные чувства по отношению к герою, но ему это все чуждо, он пытается отречься от всех этих нежностей и прелюдий.Происходит процесс воспитания юной особы с целью выбросить из головы весь этот абсурд, творящийся у нее в сердце.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 400 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Он выполняет роль ее наставителя, пытаясь сделать из нее сильную волевую женщину.

Между ними происходит переписка, где девушка вчитывается в каждое слово, пытаясь найти хоть что-то, связанное с самыми сильными чувствами, как любовь.

Он мог не задумываться о том, что пишет, а каждая фраза может быть значимой для нее, но зная характер Онегина можно с уверенностью сказать, что ему абсолютно на всех все равно.

В дальнейшем Онегин знакомится с Ленским в деревенской глуши,где они поводили свое свободное время, общаясь довольно таки близко. Их дружба продлилась недолго из-за оплошности главого героя.

Онегин решил доказать, что не существует любви между Ленским и женой его Ольгой. Все привело к дуэли между юношами, но для Онегина это казалось игрой, которая закончилась для него смертью друга.

После трагического события этот отчаянный персонаж отправляется в путешествие, чтобы забыть о случившемся раз и навсегда. Вот и все.

Источник: http://sochinyalka.ru/2014/09/obraz-geroya-evgeniya-onegina-v-romane-pushkina.html

Образ Евгения Онегина в одноименном романе Пушкина

Евгений Онегин – главный герой одноименного романа. Пушкин не стал описывать его в традициях романтизма, как человека, пережившего страдания, приведшие к очерствению души. Он сразу ищет причину такого состояния героя в детстве и юности Евгения.

Его отец — типичный дворянин, промотавший имение. Пушкин изображает Онегина как представителя и порождение определённой среды, столичного дворянского светского общества.

Ребёнка воспитывала английская гувернантка, затем «убогий» гувернёр-француз, чьё воспитание состояло в поверхностном обучении всему «шутя» и прогулках в Летний сад.

Юношей Евгений предстаёт перед читателем франтом, повесой, денди. Пушкин подробно описывает предметы туалета Евгения (духи, гребёнки, пилочки, ножницы «и щётки тридцати родов»), его одежду.

Познаний и умений героя было достаточно, чтобы «свет решил, что он умён и очень мил»: он умел говорить и писать по-французски, танцевал мазурку и «кланялся непринужденно». Знания Онегина поверхностны, но ключ к успеху – светское поведение.

Образ жизни Онегина неизбежно должен вызывать скуку, «тоскующую лень». Пушкин рассказывает об обычном дне героя: с утра он получает приглашения на вечер, затем гуляет по бульвару, а чуть стемнеет – мчится в гости обедать. Потом Онегин, опоздав, является в театр, чтобы показать себя, а переодевшись, оказывается на балу.

Онегин полусонный возвращается домой, «утро в полночь обратя», чтобы проснуться за полдень и начать весь цикл заново: «Завтра то же, что вчера».

Характер и его истоки, развитие характера

Роман «Евгений Онегин» начинается внутренним монологом главного героя, в котором он объясняет причину вынужденной поездки в деревню.

Черты характера, раскрывающиеся в этом монологе, – острота ума, эгоизм, скептицизм и цинизм. При этом герой подчиняется общественной морали, которая ему претит. То есть он сам лжёт и лицемерит.

На соединении положительных и отрицательных черт Пушкин создаёт многогранный реалистический характер.

Досконально Онегин постиг только одну науку – «науку страсти нежной». Пушкин перечисляет все «умения» ловеласа. Герой быстро охладел сердцем, он пресытился. Онегин разочаровывается в любви (точнее, в том, что под этим словом понимает свет), в дружбе и острых ощущениях.

Переселившись в деревню, Онегин не избавился от хандры. Всё было ново только «сперва». Онегин даже занялся учреждением нового порядка, заменив барщину оброком. Но с соседями-помещиками общаться не хотел, прослыв неучем и сумасбродом.

Онегин и другие герои

Характер Онегина раскрывается через испытания дружбой, любовью и убийством друга. Он вырисовывается с помощью приёма контраста. Онегин и его юный сосед – поэт и мечтатель Ленский – противоположности: «Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой».

Сдружившись, молодые люди стали неразлучны ещё и потому, что оба чужеродны деревенской среде: Онегин как житель столицы, а Ленский, «полурусский сосед», как воспитанник Геттингенского университета. И лишь с семейством Лариных, с которым Ленский вскоре знакомит Онегина, юного поэта связывает еще детская любовь к младшей из сестёр, Ольге, свадьба с которой уже объявлена.

Читайте также:  А.с. пушкин. "медный всадник": краткое содержание поэмы

Онегина же больше заинтересовала старшая, Татьяна. Девушка, воспитанная на сентиментальных романах, поступает, как их героиня. Она пишет Евгению письмо с объяснением в любви.

Тут-то наш герой и оправдывает свое имя (Евгений значит «благородный»), хранит в тайне девичье признание, но не для того, чтоб по привычке опытного развратника воспользоваться нежданной любовью, а для того, чтобы преподать юной Татьяне урок сдержанности и осторожности: «Не всякий вас, как я, поймёт, к беде неопытность ведёт».

Впрочем, благородство даётся Евгению дёшево: юная Татьяна не интересует его как женщина, а визиты в деревню Лариных уже порядком надоели.

Во время очередного такого визита, желая «отомстить» приятелю за скучный вечер, Онегин ухаживает за Ольгой, отвечающей на его ухаживания со свойственным ей кокетством.

Взбешённый поведением невесты и друга, Ленский вызывает Онегина на дуэль, а тот вяло, полуавтоматически дает довести дело до рокового выстрела – и вот ни в чём не повинный друг убит его безжалостной рукой.

После дуэли Онегин бежит за границу, а Татьяна, посетив в его отсутствие его дом и кабинет, увидев его обстановку, его книги, начинает понимать, что он за человек. Вскоре она выходит замуж. Это блестящая партия, ее муж – генерал, но Татьяна вышла за него без любви.

Теперь она светская дама, и Онегин, вернувшись в столицу, влюбляется в ту, кого отверг. Ситуация повторяется зеркально: теперь он пишет ей письмо, а она даёт урок сдержанности и осторожности: «Я вас люблю (к чему лукавить?), но я другому отдана, я буду век ему верна».

  • «Евгений Онегин», краткое содержание по главам романа Пушкина
  • «Евгений Онегин», анализ романа Александра Пушкина
  • Образ Татьяны в романе Пушкина «Евгений Онегин»
  • Образ Ленского в романе Пушкина «Евгений Онегин»
  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
  • «Медный всадник», анализ поэмы Пушкина
  • «Няне», анализ стихотворения Александра Пушкина
  • «19 октября», анализ стихотворения Александра Пушкина
  • «Пророк», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Зимнее утро», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Анчар», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Свободы сеятель пустынный», анализ стихотворения Пушкина

По произведению: «Евгений Онегин»

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

Источник: https://goldlit.ru/pushkin/907-obraz-evgenia-onegina

Образ онегина в романе а. с. пушкина “евгений онегин”

Роман в стихах “Евгений Онегин” справедливо называют “энциклопедией русской жизни”. Автор отразил в нем жизнь разнообразных слоев русского общества, точно и выразительно осветил особенности экономики и культуры России своего времени. И все же в первую очередь это роман о духовных исканиях дворянской молодежи, ярким представителем которой был Евгений Онегин.

Она мучительно искала свое место в жизни, выражая свой протест демонстративным неучастием в официозных социальных институтах.

Реальность образа Евгения Онегина и духовную его близость автору Пушкин неоднократно подчеркивал на страницах романа: “Онегин, добрый мой приятель”, “мне нравились его черты: мечтам невольная преданность, не подражательная странность и резкий, охлажденный ум”.

Евгений Онегин родился в Петербурге в разорившейся аристократической семье, получил типичное светское воспитание и образование:

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше?

Свет решил,

Что он умен и очень мил.

В этой оценке подчеркивается непритязательность аристократического общества, требующего лишь соблюдения внешних атрибутов уровню цивилизованного общения: знание французского, танцы, поклоны, изящество и умение поддерживать светские беседы.

Но Пушкин, критическиоценивая типичное дворянское образование (“мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь”) отдавал должное заинтересованности Онегина определенными науками.

Его познания в античной литературе были довольно посредственны, в поэтической технике Онегин вообще не разбирался, но интересовался политической экономией, понимал экономические законы развития общества и вслед за прогрессивным буржуазным экономистом Адамом Смитом считал, что деньги – мертвый капитал.

В юности Онегин вел обычный для “золотой молодежи” образ жизни: ночные балы, сон до обеда, театры, рестораны, любовные похождения, прогулки по Невскому проспекту.

Несмотря на успех в светских салонах и снисходительность петербургских красавиц, “забав и роскоши дитя” вскоре понял, что жизнь его “однообразна и пестра”, критически оценил бездуховность, пустоту праздного времяпрепровождения.

Все это иссушало душу, притупляло чувства, не давало пищи его острому уму – тоска и разочарование овладели Евгением.

Недуг, которого причину

Давно бы отыскать пора,

Подобный английскому сплину,

Короче: русская хандра

Им овладела понемногу…

Онегину претит однообразие этого красочного праздника жизни, его деятельная натура жаждет созидания, а не потребительского пользования плодами цивилизации. Евгений пытался изложить свои взгляды на бумаге, “но труд упорный ему был тошен; ничего не вышло из пера его”.

Отсутствие привычки к систематическому труду, неумение преодолевать себя – издержки беспорядочного воспитания – не позволили Онегину заняться творчеством.

Тогда, “преданный безделью, томясь душевной пустотой”, Евгений пытался в книгах найти ответы на томящие его вопросы о смысле жизни, назначении человека, способах самореализации, но разбросанные в плодах “ума чужого” зерна мудрости были столь малы и редки, что собирать их герою представилось бесполезным.

Онегин мучительно ищет выход из душевного кризиса, пытается понять, как придать жизни смысл, наполнить ее реальным содержанием, но не может преодолеть критического восприятия действительности, а критика, как правило, не носит конструктивного характера:

Сперва Онегина язык

Меня смущал; но я привык

К его язвительному спору,

И к шутке, с желчью пополам,

И злости мрачных эпиграмм.

Евгений Онегин по интеллектуальному развитию, безусловно, выше своей среды и ограничиться растительным существованием “золотой молодежи” не может, но вырваться за пределы системы тоже не может, поскольку не знает альтернативной социальной доктрины. В, Г.

Белинский так оценил нравственное состояние героя, психологические истоки его душевного беспокойства: “Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется, но он… очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность”.

Получив в наследство имение дяди, Онегин был очень рад, что “прежний путь переменил на что-нибудь”: он наслаждался созерцанием мирной природы и “деревенской тишины”.

Но чувство внутренней неудовлетворенности, осознание бездуховности помещичьего жизненного уклада, “где деревенский старожил лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил”, вновь возобновили в нем приступы хандры.

Пытаясь разнообразить жизнь, томясь от скуки и бездеятельности, Онегин осуществил доступные ему социальные преобразования:

В своей глуши мудрец пустынный,

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил;

И раб судьбу благословил.

Несмотря на прогрессивные экономические взгляды, Онегин не придавал особого значения своим преобразованиям: жизнь крепостного крестьянства не очень волновала новоявленного реформатора.

Разумеется, он облегчил жизнь своим подданным, чем вызвал критическое отношение расчетливых соседей, и сделал это из соображений справедливости и с учетом современных взглядов на эффективность освобожденного труда.

Но для разочарованной души героя этот благородный поступок не стал спасением, началом преодоления кризиса и обращением к активной жизни. Но слишком занят он своими душевными терзаниями, слишком обращен внутрь себя, чтобы конкретная жизненная цель стала определяющей, поглотила его целиком.

Познакомившись с юным восторженным поэтом Владимиром Ленским, соседом по имению, Онегин, “хоть он людей, конечно, знал и вообще их презирал”, близко сошелся с ним. Ленский был полной противоположностью Онегина: пылкий, мечтательный, “он сердцем милый был невежда”, “он верил, что друзья готовы за честь его принять оковы”.

Разочарованному, искушенному эгоисту был чужд юношеский энтузиазм и идеализм поэта. Но неприятие бездуховного, приземленного мира уездного дворянства роднили Онегина с Ленским.

Они бесконечно спорили о самых сложных проблемах бытия, и Онегин с улыбкой превосходства, а отчасти с завистью к свежести чувств и непосредственности душевных порывов слушал восторженную речь Владимира:

И думал: глупо мне мешать

Его минутному блаженству;

И без меня пора придет;

Пускай покамест он живет

Да верит мира совершенству;

Простим горячке юных лет

И юный жар и юный бред.

Однако искренняя привязанность Онегина к юному поэту не помешала ему спровоцировать Ленского на дуэль: из-за своего плохого настроения, вызванного приглашением поэта на званый обед к Лариным, Онегин “поклялся Ленского взбесить и уж порядком отомстить”.

Евгений не мог представить состояние поэта, в воображении которого каждая деталь значима, ведь “он любил, как в наши лета уже не любят; как одна безумная душа поэта еще любить осуждена”.

Евгений искренне раскаивается в своем глупом розыгрыше, “что над любовью робкой, нежной так подшутил вечор небрежно”, корит себя за то, что вовремя “мог бы чувства обнаружить, а не щетиниться, как зверь”. Но не находит в себе нравственных сил подняться над “общественным мненьем” ради торжества справедливости.

Ленский погибает от руки Онегина – чести был принесен в жертву единственный друг. Испытанное Евгением потрясение не избавляет его от ответственности за гибель поэта. Несмотря на пренебрежение светскими условностями и резкое неприятие светского образа жизни, над Онегиным все же сильно довлеют предрассудки, его внутренний мир полон противоречий.

Любовь очаровательной Татьяны Лариной глубоко тронула Евгения: он высоко оценил ее естественность, цельность натуры, одухотворенность, тонкость чувств. С первого взгляда герой проницательно отметил ее мечтательность и непосредственность, противопоставив сестре: “В чертах у Ольги жизни нет”.

Но душевная опустошенность, эмоциональная пресыщенность не позволили ему поддаться естественному порыву.. Многочисленные победы над “сердцами кокеток записных” притупили его чувства, лишили уверенности в своей способности к искренней любви.

Онегин проявляет чуткость и деликатность, отвергая любовь Татьяны, и объясняет свой отказ неспособностью к семейной жизни:

Мечтам и годам нет возврата;

Не обновлю души моей…

Я вас люблю любовью брата

И, может быть, еще нежней.

Онегин был великодушен и снисходителен к неопытной девушке, “не в первый раз он тут явил души прямое благородство”. Однако впоследствии, когда Евгений полюбил ставшую светской дамой Татьяну, она хоть и выражала ему благодарность за честность и прямоту, все же с содроганием вспоминала его “суровость” и менторский тон:

И нынче – боже! – стынет кровь,

Как только вспомню взгляд холодный

И эту проповедь…

Пожертвовав дружбой и любовью ради “вольности и покоя”, Онегин не обрел ни того, ни другого. Одиночество, “странствия без цели”, неразделенная любовь – вот итог его жизни. Онегин не реализовал себя, оставшись непонятым и одиноким:

Дожив без цели, без трудов

До двадцати шести годов,

Томясь в бездействии досуга,

Без службы, без жены, без дел,

Ничем заняться не умел.

Жизнь создала этого “страдающего эгоиста”. Превосходство над окружающими, нежелание служить толкали героя на путь бесплодных поисков своего пути. Всей своей жизнью он утверждал несовершенство общества, не-востребовавшего эту яркую личность.

(No Ratings Yet)
Loading…

Образ онегина в романе а. с. пушкина “евгений онегин”

Источник: https://goldsoch.info/obraz-onegina-v-romane-a-s-pushkina-evgenij-onegin/

Образ Онегина в романе «Евгений Онегин» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Над романом «Евгений Онегин» Пушкин работал свыше восьми лет – с весны 1823 до осени 1831 г. Первое упоминание о романе мы находим в письме Пушкина к Вяземскому из Одессы от 4 ноября 1823 г.: «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница». Главным персонажем романа является Евгений Онегин – молодой петербургский повеса.

С самого начала романа становится понятно, что Онегин очень странный и, безусловно, особенный человек. Он конечно же в чем‑то походил на людей, окружавших его, имел те же увлечения и заботы, что и они, но и в то же время резко от них отличался.

Общество, в котором жил Онегин, которое его воспитало, делало все ради собственного удовольствия, по собственному желанию, а Евгений все делал машинально, ни в чем не видел смысла и заставлял себя делать это потому, что это модно, престижно.

Онегин не может познать счастье, его душа закрыта для настоящих человеческих чувств, а подвержена только мимолетным, бесконечным и бесполезным увлечениям. Для него, наверное, существуют только чувство собственного достоинства, независимости и та гордыня, с которой он относится ко всем окружающим его людям. Он не презирает их, нет.

Просто Онегин ко всему равнодушен, ему все безразлично. Герой романа не спорит с обществом, никому не противоречит, но в то же время и конфликтует с обществом: ему все равно, что о нем подумают. Евгений как будто шутит со своей жизнью, никогда не задумывается о завтрашнем дне, ведь это, в сущности, и ни к чему: каждый его день подобен предыдущему и следующему.

Читайте также:  Тема поэта и поэзии в лирике а.с. пушкина

Он просто существует, тихо плывет по течению.

Но все же Онегин зависим от света, он полностью живет только в нем.

Знакомство с Татьяной Лариной изменило судьбу Онегина.

Онегин, воспитанный высшим обществом, конечно же считает себя очень мудрым, уже все испытавшим, все повидавшим в столь молодые годы и, узнав, что юная Татьяна влюбилась в него, постарался наставить ее на путь истинный, посоветовал «просто взять и выкинуть» из головы эти слабости души – любовь и нежность.

Для него все это было так просто. Как и ко всему, он и к высоким чувствам относился шутя, всего лишь играя в любовь. Его отношение к любви было целиком рассудочно и притворно. Оно было в духе светского общества, главная цель которого – обворожить и обольстить, казаться влюбленным, а не быть им на самом деле:

Но Онегин не издевался над чувствами Татьяны. Он просто выбрал для себя и хорошо сыграл роль наставника, старшего друга, поучая Татьяну «учиться властвовать собой». Но в разговоре он, может быть по привычке, не удержался, оставил маленькую надежду Татьяне:

Эти слова вновь подтверждают эгоизм Онегина: он просто так сказал эти ничего не значащие для него слова, даже не задумываясь о чувствах Татьяны, о том, что могут эти слова значить для нее.

В деревне Онегин познакомился со своим соседом Ленским, наверное, только из‑за того, что умирал со скуки в этой глуши. Они вместе проводили время, заезжали к Лариным и уже считались друзьями. Но дружба их закончилась трагически из‑за недоразумения, произошедшего по вине Онегина и Ольги – возлюбленной Ленского.

Онегин решил пошутить, доказать всем, что любви не существует, не осознавая, что толкнет этим своего друга в могилу. Дуэль, на которой стрелялись Онегин и Ленский, была как бы игрой для Онегина. Он просто не ощущал всей глубины событий. Только когда Евгений убил Ленского, он уже не ощущал своего прежнего превосходства. Именно в этот момент в душе его произошел перелом.

После этого случая Онегин отправляется в путешествие, пытаясь забыть и вычеркнуть из памяти прошлое.

Через несколько лет уже действительно повидавший жизнь Онегин возвращается в Москву и на балу встречает Татьяну. И образ Тани, который все это время жил где‑то в глубине душ Онегина, воскресает в памяти. Татьяна была все та же, но Евгений поразился, удивился и мог скрыть своего восхищения:

Онегин влюблен. Наконец‑то его сердце познало настоящее страстное чувство. Но теперь как будто судьба смеется над ним: Татьяна замужняя женщина и будет верна своему мужу до конца жизни. Она по‑настоящему любит Евгения, но, несмотря на это, она преподнесла ему урок, который он будет помнить всю жизнь.

В конце романа нам даже становится немного жаль Онегина. Но жизнь преподала ему незабываемый урок, благодаря которому ему будет дальше легче жить. Не существовать, а жить!

Образ Онегина (сочинение) ЗДЕСЬ

Источник: http://resoch.ru/obraz-onegina-v-romane-evgenij-onegin/

Образ Евгения Онегина в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — вариант 2

    Роман в стихах «Евгений Онегин» создавался А.С. Пушкиным почти 8 лет. В свое произведение поэт вложил всю душу, мысли, чувства. И не зря великий критик В.Г.Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». «Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы» — так отозвался критик об этом произведении.

    На протяжении создания романа сам Пушкин менялся, набирался опыта, взрослел. Вместе с ним менялись и созданные им персонажи, а, в особенности, главный герой романа — Евгений Онегин.

    Онегина поэт представляет нам молодым столичным аристократом. Он получил типичное для своего времени образование. Учителем героя был француз, который, «чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой, слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил». Поверхностного образования было достаточно для того, чтобы «свет решил, что он умен и очень мил».

    Евгений Онегин ведет богемный образ жизни: балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Его времяпрепровождение ничем не отличается от жизни «золотой молодежи» того времени. Но Онегину все это очень быстро надоедает.

Ему скучно и на балах, и в театре: «Нет, рано чувства в нем остыли, Ему наскучил света шум…». И постепенно герой приходит к разочарованию в интересах светского общества и в жизни. Он становится чужд всему, что его так долго окружало.

Онегин впадает в депрессию.

    Герой пытается заняться какой-либо полезной деятельностью («зевая, за перо взялся»). Но барское восприятие и отсутствие привычки к труду сыграли свою роль, поэтому Онегин не доводит до конца ни одно их своих начинаний. В деревне он пытается заняться устройством жизни крестьян. Но, проведя одну реформу, благополучно бросает и это занятие.

    Остыв к обществу, разочаровавшись в людях, Онегин искренне привязывается к Ленскому. Но судьба героя складывается таким образом, что он убивает своего друга на дуэли, поддавшись сословным предрассудкам, испугавшись «шепота, хохота глупцов». В этот момент герой не смог возвыситься над мнением общества, которое сам в душе презирал.

    Из-за собственного эгоизма отвергает Онегин и искреннюю любовь Татьяны Лариной. Но герой не лишен такого качества, как «души прямое благородство». Так, он не дает Татьяне пустых надежд, говоря ей правду, что не может ответить на ее чувство взаимностью.

    В подавленном состоянии Онегин покидает деревню и начинает странствовать по России. В этих путешествиях герой переоценивает свою жизнь, свои поступки, свое отношение к окружающей действительности. Возвратившись в Петербург через семь лет, он вновь встречает Татьяну.

В нем вспыхивает любовь к теперь уже замужней женщине. Но Татьяна отвергает чувство Онегина, считая, что в основе их лежит эгоизм и себялюбие Евгения. Чистота и порядочность души Татьяны не позволяют ей принять его любовь, предать своего мужа.

Она отвечает Онегину: «…Но я другому отдана и буду век ему верна…»

    Значит, Евгений Онегин — «не холодный, не сухой, не бездушный человек», о чем могут свидетельствовать его чувства к Татьяне. Но время и среда очень быстро превратили его в разочаровавшегося во всем скептика.

В герое кипят силы жизни, которые не находят выхода. Возможно, изменившись под влиянием нового круга жизненных впечатлений, Онегин мог бы стать декабристом. Но роман заканчивается сценой свидания Онегина и Татьяны.

О дальнейшей судьбе героя мы ничего не знаем.

    Меня потрясло это произведение. Как точно подметил поэт «сплин», разъедающий души талантливых и перспективных людей своего времени. Я считаю Онегина героем не своей эпохи, это — «лишний человек», не сумевший проявить, выразить себя. И весь трагизм образа Евгения Онегина заключается именно в его духовном одиночестве.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/pushkin-a-s/evgenij-onegin/6032-obraz-evgeniya-onegina-v-romane-a-s-pushkina-evgenij-onegin-variant-2

Образ Евгения Онегина в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» | Обучонок

Евгений Онегин — главный герой, по имени которого и назван роман. Это молодой столичный аристократ, получивший типичное светское воспитание.

Онегин родился в богатой, но разорившейся дворянской семье. Его детство прошло в отрыве от всего русского, национального. Его воспитывал француз-гувернер, который,

…чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил”.

Таким образом, воспитание и образование Онегина были достаточно поверхностными. Но пушкинский герой все же получил тот минимум знаний, который считался обязательным в дворянской среде.

Он “знал довольно по-латыни, чтоб эпиграфы разбирать”, помнил “дней минувших анекдоты от Ромула до наших дней.

В глазах общества он был блестящим представителем молодежи своего времени, и все это благодаря безупречному французскому языку, изящным
Он вел типичный для молодежи того времени образ жизни: посещал балы, театры, рестораны.

Богатство, роскошь, наслаждение жизнью, успех в свете и у женщин — вот что привлекало главного героя романа.

Но светские развлечения ужасно надоели Онегину, который уже “давно зевал средь модных и старинных зал”. Ему скучно и на балах, и в театре: “…Отворотился — и зевнул, и молвил: «Всех пора на смену; балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел»”.

Это и неудивительно — на светскую жизнь у героя романа ушло около восьми лет. Но он был умен и стоял значительно выше типичных представителей светского общества. Поэтому со временем Онегин почувствовал отвращение к пустой праздной жизни.

“Резкий, охлажденный ум” и пресыщение удовольствиями заставили Онегина разочароваться, “русская хандра им овладела”. “Томясь душевной пустотой”, этот молодой человек впал в депрессию. Он пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности.

Первой такой попыткой была литературная работа, но “ничего не вышло из пера его”, так как система воспитания не научила его работать “труд упорный ему был тошен”.
Онегин “читал, читал, а все без толку”.

Вместе с тем, мы видим, что Онегин не был чужд предрассудков света. Пушкин показывает в романе противоречия в мышлении и поведении Онегина, борьбу “старого” и “нового” в его сознании, сопоставляя его с другими героями романа: Ленским и Татьяной, сплетая их судьбы.

Особенно ярко раскрывается сложность и противоречивость характера пушкинского героя в его взаимоотношениях с Татьяной, дочерью провинциального помещика Ларина. В новом соседе девушка увидела тот идеал, который давно уже сложился у нее под влиянием книг.

Скучающий, разочарованный дворянин ей кажется романтическим героем, он не похож на других помещиков.  

Давно ее воображенье,

Сгорая негой и тоской,

Алкало пищи роковой;

Давно сердечное томленье

Теснило ей младую грудь;

Душа ждала… кого-нибудь

И дождалась… Открылись очи;

Она сказала: это он!

В душе Онегина проснулось все лучшее, чистое, светлое:

Мне ваша искренность мила,

Она в волненье привела

Давно умолкнувшие чувства.

Но Евгений Онегин не принимает любви Татьяны, объясняя это тем, что он “не создан для блаженства”, то есть для семейной жизни. Безразличие к жизни, пассивность, “желание покоя”, внутренняя опустошенность подавили искренние чувства.

Впоследствии он будет наказан за свою ошибку одиночеством. В пушкинском герое есть такое качество, как “души прямое благородство”. Он искренне привязывается к Ленскому.

Онегин и Ленский выделялись из своей среды высоким интеллектом и пренебрежительным отношением к прозаическому быту соседей-помещиков. Однако они были совершенно противоположными по характеру людьми. Один был холодным разочарованным скептиком, другой — восторженным романтиком, идеалистом.

Они сошлись.

Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень…

Онегин вообще не любит людей, не верит в их доброту и сам губит друга, убивая его на дуэли. После этих печальных событий, Онегиным овладевает «охота к перемене мест» и он уезжает путешествовать.

Вернувшись в Петербург, на балу Евгений Онегин встречает Татьяну, которая теперь замужняя женщина. В нем вспыхивает любовь к Татьяне, которая стала «равнодушною княгиней, неприступною богиней». Онегин томится и страдает, ищет ответного чувства.

Но, увы! Онегин отвергнут.

Пушкин изображает в лице Онегина, конечно, эгоиста, но не самодовольного, а “страдающего”.

Он слишком умен, чтобы быть довольным жизнью, собой, окружающими, но и никогда не станет менять себя и мир, чтобы улучшить их. “Тоскующая лень” — вот основная черта и беда его характера.

“Упорный труд ему был тошен” — это основная причина, по которой Онегин никогда не изменится настолько, чтобы обрести счастье.

“Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу и сердце, видела в нем человека холодного, сухого и эгоиста по натуре. Нельзя ошибочнее и кривее понять человека!..

Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям… Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался.

Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры…”.

Онегин не претендует на звание гения, не лезет в великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат его. “Онегин — страдающий эгоист… Его можно назвать эгоистом поневоле,— считает Белинский.

Этим объясняется понимание Онегина как характера “незавершенного”, судьба которого трагична вследствие этой незаконченности.

Белинский не соглашается с теми критиками, кто считал Онегина “пародией”, находя в нем типическое явление русской жизни.

“Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется, но он… очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность”.

Источник: http://obuchonok.ru/node/1554

Ссылка на основную публикацию