Образ петра 1 в поэме пушкина «медный всадник»

Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник».Проблема государства и личности

Цель:

  • раскрыть идейно-художественное своеобразие поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»;
  • показать противо­стояние Медного всадника и Евгения в поэме;
  • совершен­ствовать навыки аналитической работы с поэтическим текстом, исследовательские, аналитические способности;
  • эстетически и нравственно воспитывать учащихся;
  • фор­мировать культуру читательского восприятия.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, таблицы, тексты поэм «Полтава», «Медный всадник».

Тип урока: комбинированный урок; анализ художественного произ­ведения.

Прогнозируемые

результаты: учащиеся знают идейно-художественное своеобразие по­эмы «Медный всадник»; сопоставляют поэтические тексты и литературных героев; принимают участие в аналитиче­ской беседе; выразительно читают и комментируют поэти­ческий текст; участвуют в мини-дискуссии.

    Фронтальная беседа

    •  Почему Пушкин назвал петербургскую поэму «Медный всадник», и почему эта поэма имеет подзаголовок «Петербургская повесть»?
    •  Кто, с вашей точки зрения, является главным героем поэмы?
    •  Каким показан в поэме Пётр I? В какой исторический момент запечатлел поэт государя?
    1. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

    Слово учителя

    — Пётр I — значительная и противоречивая фигура в русской истории.

    И, может быть, поэтому русские писатели и поэты часто обращались в своих произведениях к этому образу, по-разному понимая и трактуя его: кто-то обра­щал большее внимание на черты тирана, который погубил Россию, направив её по западному пути развития; кто-то восхищался его преобразованиями. Одним из тех, кто попытался объективно оценить деяния Петра I, был А. С. Пушкин.

    Поэма «Медный всадник» завершает в творчестве А. С. Пушкина тему Пет­ра I. Величественный облик царя-преобразователя рисуется в первых же, оди- чески торжественных, строках поэмы:

    На берегу пустынных волн

    Стоял он, дум великих полн,

    И вдаль глядел.

    Царь-преобразователь предстаёт перед нами в тот в момент, когда он прини­мает важнейшее для всей последующей российской истории решение: «Здесь будет город заложён…».

    Думается, что смысл образа Петра I в поэме «Медный всадник» неоднозна­чен. Сегодня на уроке мы продолжим изучение одного из самых совершенных и сложных произведений А. С. Пушкина — петербургской повести «Медный всадник».

    1.Объяснение учителя

    — А. С. Пушкин, как истинный художник, считал необходимым воскре­сить минувшие века, обращаясь к истории. А Пётр I привлекал его как лич­ность.

    В нём поэт видел преобразователя России, реформатора, выдающегося государственного деятеля, который, думая о судьбе Родины, «Россию поднял на дыбы». Раздумья поэта над историческими судьбами России отражены в поэме «Медный всадник», написанной в 1833 г.

    Это творение относится к циклу про­изведений о Петре I, о его преобразовательской деятельности наряду с такими, как поэма «Полтава», «Стансы», «Арап Петра Великого».

    А.С. Пушкин писал: «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и пушек. Но войны, предпринятые Петром Великим, были бла­годетельны и плодотворны. Успех народного преобразования был следствием Полтавской битвы, а европейское просвещение причалило к берегам завоёван­ной Невы».

    2.Сопоставительная работа поэтических текстов (работа в группах)

    ♦ Сравните, как представлен образ Петра I в поэмах «Полтава» (предлагаются отрывки) и «Медный всадник». Объясните, как преображается образ Петра в поэме «Медный всадник». Свои наблюдения подтвердите стихотворными строками.

    Примерный ход рассуждения

    В своей поэме А. С. Пушкин описывает Петра I как царя-победителя, кото­рый «могущ и радостен, как бой», великого полководца, пользующегося попу­лярностью у своих солдат:

    Далече грянуло ура:

    Полки увидели Петра.

    В «Полтаве» образ Петра — это символ поднимающейся России, поэтому он лишён каких-либо отрицательных черт: мелких личных недостатков и прояв­лений излишней эмоциональности.

    А на фоне блистательной победы русской армии как-то незаметно разворачивается трагедия семьи Кочубея, её гибель. Но Пушкин ещё не связывает эту трагедию фактически «маленького человека», Марии, непосредственно с Петром.

    И в заключительных строках звучит хвала русскому царю:

    Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,

    Огромный памятник Себе…

    В поэме «Медный всадник» А. С. Пушкин рисует образ Петра несколько ина­че: он так же мощен, как и в «Полтаве», но поэт непосредственно ставит его пе­ред трагической судьбой обычного жителя Петербурга — Евгения, фактически перед потомком, ради которого и замышлял Пётр великие дела. Во вступлении поэт красочно описывает основание Петербурга, великие замыслы его создателя:

    И думал он:

    Отсель грозить мы будем шведу,—

    Здесь будет город заложён

    Назло надменному соседу.

    Природой здесь нам суждено

    В Европу прорубить окно…

    Спустя столетие замыслы Петра I осуществляются:

    …юный град.

    Полнощных стран краса и диво,

    Из тьмы лесов, из топи блат

    Вознёсся пышно, горделиво.

    В образе Петра I А. С. Пушкин воплотил черты идеального государственного деятеля — человека, который, не думая о себе, заботится о своём народе и меч­тает, пусть даже спорною ценою силы, сделать его более просвещённым.

    Не так ли ты над самой бездной

    На высоте, уздой железной

    Россию поднял на дыбы?

    1. Исследовательская работа по тексту поэмы «Медный всадник» (работа в парах)
    • Выпишите из текста поэмы все слова, которыми А. С. Пушкин называет Петра I. Как изменяется его образ на протяжении поэмы?

    Он —» кумир на бронзовом коне —» властелин судьбы —» державец полуми­ра -» горделивый истукан -» грозный царь -» Всадник Медный.

    Вывод. В поэме намеренно не называется имя Петра I. Постепенно исчезает слово «великий».

    К концу поэмы оно заменяется словом «кумир» (кумир — ста­туя языческого божества, предмет восхищения, преклонения, мнимый, лож­ный бог). Пётр I возвышается над миром, теряя при этом человеческий облик.

    Так возникает новый образ Петра — тирана, человека жестокого, бездушного и непредсказуемого.

    4.Аналитическая беседа

    • Подумайте: какова роль у Всадника: он возвышается над площадью, волны бьются о его подножие, а потом отступают? Кем он стал для города?
    • Видит ли Всадник страдания Евгения? Что это может символизировать?
    • Каким предстаёт Евгений, противопоставленный императору?
    • Прочитайте начало первой части до слов «не так сердито». Обратите внима­ние на снижение интонации, на то, что определило сознание и мечты Евге­ния. О чём же думал он?
    • Проанализируйте описание двух встреч Евгения и Медного всадника.
    • Почему в первой сцене монумент «повернулся» спиной к человеку?
    • Евгений дважды оказывается около львов. Первый раз он сидит верхом на льве во время наводнения:

    И обращён к нему спиною,

    В неколебимой вышине,

    Над возмущённою Невою

    Стоит с простёртою рукою

    Кумир на бронзовом коне.

    А второй раз он оказывается там через год:

    И прямо в тёмной вышине

    Над ограждённою скалою

    Кумир с простёртою рукою

    Сидел на бронзовом коне.

    • Как вы думаете, почему в первый раз именно спиною, и почему потом — прямо?
    • Что происходит с Евгением после наводнения, страшной потери? Откуда в нём появились силы бунтовать? Против кого или чего он восстает? Зачи­тайте, как это произошло.
    • Какие чувства овладевают Евгением?
    • Найдите ключевые слова в этом отрывке.
    • Почему Евгений грозит «горделивому истукану»? За что он его винит?
    • Прав ли Евгений, обвиняя в своём несчастье Медного всадника?
    • Как Пётр называется в поэме? Есть ли у него сердце?
    • Почему же здесь Пётр изображён как существо бездушное? Символом чего является Медный всадник?

    5.Работа с таблицей (в парах)

    • Перед вами таблица «Два лика Петра» (запись на доске). Все ли цитаты со­ответствуют образам, указанным в заголовке таблицы? Установите соот­ветствие. Подтвердите цитатами, как «царь-преобразователь» превращает­ся в «горделивого истукана».
    Царь-преобразователь Медный Всадник
    Чьей волей роковой… Подножие кумира
    Под морем город основался… Обращён к нему спиной
    Горделивый истукан Державец полумира
    О, мощный властелин судьбы! И прямо в тёмной вышине
    Не так ли ты над самой бездной… Над ограждённою скалой
    На высоте уздой железной Строитель чудотворный
    Сидел на бронзовом коне Россию поднял на дыбы?
    Кумир с простёртою рукою За ним несётся Всадник Медный

    6.Коллективная работа над составлением сопоставительной таблицы «Пётр и Евгений — антиподы» (запись на доске и в тетрадях)

    • Чем ещё, помимо своих замыслов, Пётр противопоставлен Евгению?

    Пётр и Евгений — антиподы

    Пётр Евгений
    1. Нет сердца, он «кумир на бронзовом коне» 1. Есть сердце и душа
    2. Мечтает (во вступлении) о постройке города 2. Он способен:

    • мечтать;
    • печалиться;
    • страшиться за кого-то

    Вывод. Но Евгений сопоставлен не с самим Петром, а с Петром-кумиром. Пушкин нашёл свою единицу измерения власти — человечность. Её в куми­ре нет.

    1. Рефлексия. Подведение итогов урока
    • А. С. Пушкин прославляет или обвиняет Петра Великого?
    • Насколько прав был А. С. Пушкин, говоря: «Гордиться славою своих пред­ков не только можно, но и должно»?
    1.  Заключительное слово учителя

    — Две очень важные темы вводит Пушкин в историю русской литературы XIX в.: «маленького человека» и «проблема государства и личности». В поэме два главных героя: Пётр I, олицетворяющий собою государство, и бедный чи­новник Евгений.

    Пушкина всегда привлекала фигура Петра I, ему он посвя­тил множество своих произведений, и мнения критиков о том, на чьей стороне Пушкин, разошлись. Одни считали, что поэт обосновал право государства рас­поряжаться жизнью человека, и становится на сторону Петра, так как понима­ет необходимость и пользу его преобразований.

    Другие считают жертву Евгения неоправданной. Ясно одно: Пушкин впервые в русской литературе показал всю трагичность и неразрешимость конфликта между государством и отдельной личностью.

    Мы не раз ещё вспомним пушкинского бедного Евгения, и не раз возвратимся мыслью на улицы и набережные Петербурга, поскольку нас ждёт знакомство с произведениями Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. А. Блока и других поэтов и писателей русской классической литературы.

    Подготовить сообщения-размышления по проблемным вопросам:

    •  Кто, по вашему мнению, является главным героем поэмы «Медный всад­ник»?
    •  Обвиняет или прославляет А. С. Пушкин Петра Великого?
    •  Что такое Петербург Пушкина: слава или предостережение?
    •  Докажите, что «Медный всадник» — социально-философская поэма.

    Источник: http://inzach.ucoz.ru/load/pourochnoe_planirovanie/literatura_10_klass/obraz_petra_i_kak_carja_preobrazovatelja_v_poehme_a_s_pushkina_mednyj_vsadnik_problema_gosudarstva_i_lichnosti/81-1-0-711

    Образ Петра I в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»

    Цель: определение особенностей художественного образа Петра I в поэме.

    Задачи:

    1) развивать речевую и коммуникативную компетенции; воспитывать уважение к творческому наследию А. С. Пушкина, к деяниям великого царя Петра Первого;

    2) познакомиться с историей создания поэмы; учиться проводить сопоставление исторического образа с художественным образом царя в поэме «Полтава»; учиться ориентироваться в художественно — изобразительные средствах; проверить себя на знание текста Вступления к поэме;

    Читайте также:  Честь и бесчестие в "капитанской дочке" (сравнение гринева и швабрина)

    3) развивать навыки работы с текстом, навыки выразительного чтения.

    Оборудование: иллюстрации к поэме «Медный всадник», портрет А. С. Пушкина.

    Ход урока

    1. Вводно — мотивационный этап.

    Дорогие ребята, начать наш урок я хочу немного необычно. Посмотрите на эти фотографии и иллюстрации и скажите, узнаете ли вы людей, памятники, архитектурные сооружения? Встречались ли вы с этими изображениями где — то раньше? А может быть читали книги об этом?

    (Презентация «Люблю твой строгий, стройный вид…»)

    Что связывает все эти иллюстрации? (Все изображения так или иначе связаны с городом Петербургом)

    А кто является основателем этого города?

    О ком пойдет речь сегодня на уроке? (О Петре Первом)

    1. Актуализация прежних знаний.

     — Что вам уже известно о Петре Первом? Какие черты мы отмечали в этом герое, когда говорили о поэме «Полтава»?

    Проверка домашнего задания

    Дома вы должны были выразительно прочитать Вступление к поэме «Медный всадник», а также выписать устаревшие слова.

    (Чтение и обсуждение)

    Отсель — отсюда, град – город, блата – болота, полнощный, неслася, оделася.

     — Какое звучание поэме придает использование в ней устаревшей лексики?

    (Устаревшая лексика создает исторический колорит той эпохи, которую описывает автор, она словно приближает читателя к тому далекому времени).

    Лексическая работа

    А попробуйте объяснить значение данных выражений:

    В Европу прорубить окно

    Ногою твердой стать при море

    Все флаги в гости будут к нам

    Порфироносная вдова

    (При необходимости учитель сам комментирует значение выражений)

    III. Работа по новой теме

    1. Вступительное слово учителя.

    Беседа по вопросам.

    Поэма «Медный всадник» создавалась с 6 по 31 октября 1833 года в Болдине. Мы уже знаем, что самые лучшие произведения Пушкина относят к Болдинской осени. В это время к нему приходило необычайное вдохновение, душа так и рвалась совершить что — то великое.

    Пушкина интересовали многоликость Петра, разные роли, в которых он выступал на исторической сцене.

     — Каким изображен царь Петр в «Полтаве»? Постарайтесь вспомнить, какими эпитетами наделяет Пушкин великого императора?

    (Он могучий воин, талантливый полководец, даже жестокий правитель.

    Его глаза сияют. Лик его ужасен.

    Движенья быстры. Он прекрасен,

    Он весь, как божия гроза.

    …Могущ и радостен как бой).

    Во Вступлении к «Медному всаднику» это совсем другой человек.

    Работа по тексту.

     — Обратите внимание на то, с каких слов начинается поэма.

    (На берегу пустынных волн

    Стоял он дум великих полн,

    И вдаль глядел. )

     — Как вы думаете, о чем думал Петр?

    (Возможные ответы учащихся: Возможно, он думал о том, как необъятны просторы великой России, может быть он, размышлял о том, какое будущее ждет его империю, после того как будет создан морской флот).

     — А теперь давайте прочитаем в тексте, чему были посвящены его мысли.

    Отсель грозить мы будем шведу,

    Здесь будет город заложен

    Назло надменному соседу.

    Природой здесь нам суждено

    В Европу прорубить окно…

    Все флаги в гости будут к нам,

    И запируем на просторе.

     — Ребята, как вы считаете, что означает местоимение «мы»?

    (Петром движет идея блага для России, он мыслит о будущем своей страны. Он говорит от лица народа, от лица тех поколений, усилиями которых в течение ста лет будет создаваться город).

     — Для того чтобы в полной мере оценить ту красоту, которая была создана под руководством Петра, нужно обратить внимание на описание места, где должен вырасти новый город. Обратимся для этого к тексту поэмы.

    По мшистым, топким берегам

    Чернели избы здесь и там,

    Приют убогого чухонца;

    И лес, неведомый лучам

    В тумане спрятанного солнца,

    Кругом шумел.

    Весь материал — смотрите документ.

    Источник: https://videouroki.net/razrabotki/obraz-petra-i-v-poeme-as-pushkina-mednyy-vsadnik.html

    Характеристика и образ Петра 1 в поэме

    Искусство и развлечения 24 декабря 2014

    «Медный всадник», пожалуй, самое неоднозначное произведение Пушкина, пронизанное глубоким символизмом. Историки, литературоведы и обычные читатели не одно столетие спорят, ломают копья, создают и низвергают теории относительно того, что же, собственно, хотел сказать поэт. Особые споры вызывает образ Петра 1 в поэме «Медный всадник».

    Противопоставление Петра 1 Николаю 1

    Произведение написано во времена правления Николая 1, к которому у Пушкина были большие претензии касательно управления государством: подавление восстания декабристов, создание тайной полиции, введение тотальной цензуры. Поэтому многие ученые видят противопоставление великого реформатора Петра 1 реакционеру Николаю 1.

    Также многие исследователи творчества Пушкина просматривают аналогии между «Медным всадником» и «Старым заветом».

    Череда наводнений в Петербурге, особенно разрушительное в 1824 году, натолкнула автора на мысль о всемирном потопе, поэтому в произведении «Медный всадник» образ Петра 1 ряд мыслителей ассоциируют с образом Бога (божества), способного творить и разрушать.

    Град Петров

    Впрочем, даже место действия точно назвать нельзя. Зададимся вопросом: «В каком городе происходит действие пушкинской поэмы, посвященной наводнению 1824 года?» Вопрос вроде бы допускает один-единственный ответ: разумеется, оно происходит в Санкт-Петербурге, ведь образ Петра 1 в искусстве Пушкина неизменно ассоциируется с этим городом.

    Однако, как легко убедиться, этот ответ не так уж и логичен: ни в одной строке поэмы Петербург ни разу не назван Петербургом! Во вступлении использованы описательные выражения: «Петра творенье» и «град Петров», в первой части один раз встречается название Петроград («Над омраченным Петроградом…

    «) и один раз — Петрополь («И всплыл Петрополь, как Тритон…»).

    Получается, город есть, но это не реальный Петербург, а некий мифический град Петра. Даже на этом основании исследователями образ Петра 1 в поэме «Медный всадник» мифологизирован.

    Если рассматривать весь текст поэмы в целом, Петербург упоминается в ней трижды: один раз – в подзаголовке («Петербургская повесть») и дважды – в прозаических авторских примечаниях.

    Иначе говоря, таким образом Пушкин дает нам понять: несмотря на то, что «происшествие, в сей повести описанное, основано на истине», город, в котором разворачивается само действие поэмы, это не Петербург. Точнее говоря, не совсем Петербург – это в каком-то смысле три разных города, каждый из которых соотнесен с одним из персонажей произведения.

    Видео по теме

    Горделивый истукан

    Наименования «Петра творенье» и «град Петров» соотносятся с Петром – единственным героем этой части поэмы, причем у Пушкина Петр предстает неким божеством. Речь идет об изображающей его статуе, то есть о земном воплощении этого божества.

    Для Пушкина уже само появление монумента – прямое нарушение заповеди «не сотвори себе кумира».

    Собственно, именно этим и объясняется противоречивое отношение поэта к памятнику: несмотря на все свое величие, он ужасен, да и слова о горделивом истукане трудно признать за комплимент.

    Официальным считается мнение, что Пушкин неоднозначно относился к Петру 1 как к государственному мужу. С одной стороны – он велик: реформатор, воин, «строитель» Санкт-Петербурга, создатель флота. С другой – грозный правитель, временами самодур и деспот. В поэме «Медный всадник» Пушкин образ Петра интерпретировал также двояко, возведя в ранг Бога и демиурга одновременно.

    На чьей стороне Пушкин

    Любимым спором культурологов стал вопрос о том, кому Пушкин симпатизировал: всемогущему обожествленному Петру или «маленькому человеку» Евгению, олицетворявшему простого горожанина, от которого мало что зависит. В стихотворном шедевре «Медный всадник» описание Петра 1 – ожившего всемогущего памятника – перекликается с описанием государства.

    А Евгений – это среднестатистический гражданин, винтик в громадной государственной машине.

    Возникает философское противоречие: допустимо ли государству в своем движении, стремлении к развитию поступаться жизнями и судьбами простых людей ради достижения величия, некой высокой цели? Либо каждый человек – это индивидуальность, и его личные желания должны быть учтены, даже в ущерб развитию страны?

    Пушкин не выразил своего однозначного мнения ни устно, ни в стихах. Его Петр 1 способен как созидать, так и разрушать.

    Его Евгений способен как горячо любить (дочь вдовы Парашу), так и раствориться в толпе, во мраке города, став никчемной частью серой массы. И — в конечном счете – умереть.

    Ряд авторитетных пушкиноведов считают, что истина где-то посередине: государства без человека не существует, но и соблюсти интересы каждого невозможно. Быть может, об этом и написан стихотворный роман.

    Петр 1

    Образ Петра не дает покоя культурологам. Во времена СССР догматы не допускали представлять великого реформатора каким-то божеством, ведь религия подвергалась притеснениям.

    Для всех это была «говорящая бронзовая статуя», живущая в больном воображении героя повествования Евгения. Да, она символична, но глубокий анализ символов оставался поводом для дискуссий ученых мужей.

    Сопоставлять образ Петра 1 в поэме «Медный всадник» с библейскими сюжетами было чревато.

    Все же пушкинский Петр 1 – это бронзовая статуя или божество? В одном из советских изданий поэм Пушкина к строке «Кумир на бронзовом коне» имеется следующий комментарий классика пушкиноведения С. М. Бонди: «Кумир в языке Пушкина значит «статуя».

    Между тем пушкиноведы подметили, что когда слово «кумир» употребляется Пушкиным в буквальном, а не переносном смысле, оно практически всегда означает статую бога. Это обстоятельство прослеживается во многих стихах: «Поэт и толпа», «К вельможе», «Везувий зев открыл…

    » и других. Даже император Николай 1, самолично рецензировавший рукопись, подметил это обстоятельство и написал на полях несколько высочайших замечаний.

    14 декабря 1833-го Пушкин внес запись в дневник, где посетовал, что государь возвратил поэму с замечаниями: «Слово «кумир» не пропущено высочайшей цензурою».

    Библейские мотивы

    Перекликание образов Петра и Медного всадника с библейскими образами буквально витает в воздухе. На это указывают почитаемые пушкиноведы Бродоцкая, Архангельский, Тархов, Щеглов и другие. Поэт, называя всадника истуканом и кумиром, прямо указывает на библейских героев. Замечено, что с фигурой Петра постоянно связывается у Пушкина представление о могучей силе, близкой к Богу и стихиям.

    Не только образ Петра 1 в поэме «Медный всадник» ассоциируется с библейским персонажем. Евгений — тоже прямой аналог другого ветхозаветного персонажа – Иова. Его гневные слова, адресованные к «зиждителю мира» (бронзовому всаднику), соответствуют ропоту Иова на Бога, а грозная погоня ожившего всадника напоминает явление «Бога в буре» в «Книге Иова».

    Но если Петр – ветхозаветный Бог, а статуя Фальконе – заместившее его языческое изваяние, то наводнение 1824 года – это библейский потоп. По крайней мере, столь смелые выводы делают многие специалисты.

    Читайте также:  Образ маши мироновой в повести пушкина "капитанская дочка"

    Наказание за грехи

    Есть и другая характеристика Петра. «Медный всадник» не был бы великим произведением, если бы его так легко можно было расшифровать.

    Исследователи подметили, что всадник выступает на стороне неодолимой силы природы в качестве силы, карающей Евгения за грехи. Сам он ужасен.

    Его окружает мрак, в нем сокрыта огромная и по логике пушкинского описания недобрая сила, поднявшая на дыбы Россию.

    По фигуре Медного всадника в поэме определяется образ его исторического действия, суть которого — насилие, неумолимость, бесчеловечность невиданных масштабов во имя реализации своих грандиозных планов через страдания и жертвы.

    Именно в медном всаднике заключена причина гибельности его мира, непримиримой вражды камня и воды, которая неожиданно обозначается в финале вступления после утопической картины величественного, прекрасного, благодатного града, сопрягаемого с Россией.

    Пушкин как пророк

    Переосмысливая произведение, приходит мысль, что за недобрые деяния придет расплата. То есть медный Петр напоминает всадников Апокалипсиса, совершающих возмездие. Возможно, Пушкин намекал царю Николаю 1 о неотвратимости наказания, что «посеявши ветер, пожнешь бурю».

    Историки называют восстание декабристов предвестником революций 1917 года. Николай 1 жестоко подавил инакомыслие: часть декабристов были повешены, часть доживали жизнь каторжанами в Сибири.

    Однако общественные процессы, приведшие к восстанию, властью учтены не были. Зрел конфликт противоречий, через полвека обернувшийся падением царизма.

    В этом свете Пушкин выступает как пророк, предрекший неукротимую народную стихию, которая затопила «град Петров», и сам Петр в медном обличии совершил возмездие.

    Вывод

    Совсем не простой оказывается поэма «Медный всадник». Образ Петра чрезвычайно противоречив, сюжет на первый взгляд прост и понятен, но текст наполнен явными и скрытыми символами. Не случайно произведение жестко подвергалось цензуре и не сразу было опубликовано.

    Поэма имеет две основные линии своего развития, связанные с судьбой города Петра и судьбой Евгения. В древних мифах есть много описаний того, как Боги разрушают города, земли, людей нередко в наказание за плохое поведение.

    Вот и в «Петербургской повести» прослеживается пушкинская трансформация этой схемы: Петр, олицетворяя демиурга, задумывает строительство города исключительно во имя государственного блага.

    В преображении природы, в заключении Невы-реки в камень прослеживается аналогия с преображением государства, с направлением жизненных процессов в державное русло.

    Однако в образно-событийной системе поэмы показано, как и почему созидание оборачивается катастрофой. И связано это с сущностью медного всадника, которая изображена Пушкиным, прежде всего, в эпизоде прозрения Евгения, перетекающим в сцену его преследования ожившей статуей. Град, возведенный на отобранном у природы клочке земли, в конечном счете оказался затоплен «покоренной стихией».

    Был ли Пушкин пророком? Какие побудительные мотивы заставили его написать столь сложное противоречивое творение? Что он хотел сказать читателям? Об этом еще будут спорить поколения пушкинистов, литературоведов, историков, философов. Но важно другое – что вынесет из поэмы конкретный читатель, тот самый винтик, без которого государственная машина будет буксовать.

    Источник: fb.ruОбразование
    Образ Петра 1 в поэме «Полтава» Пушкина А. С.

    Образ Петра 1 в поэме «Полтава», безусловно, заслуживает детального рассмотрения. Прежде чем мы перейдем к его характеристике в этом произведении, отметим, что Александра Сергеевича всегда очень привлекала личность Пе…

    Образование
    Образ «маленького человека» в поэме «Медный всадник» (А. С. Пушкин). Образ «маленького человека» в русской литературе…

    Некоторые почему-то считают, что год, когда была написана поэма «Медный всадник», — 1830. Анализ биографических сведений позволяет однозначно утверждать, что Пушкин создал ее в 1833 году. Это одно из самых совершенных…

    Искусство и развлечения
    Образ Петербурга в поэме «Медный всадник» Пушкина

    Петербург – это поразительный город, который оставил в русской истории большой след. Он многообразно и невероятно сильно повлиял на нашу жизнь, на наше общество! И, конечно же, образ Петербурга вдохновлял многих…

    Искусство и развлечения
    Образ Кабанихи в пьесе «Гроза». Характеристика и образ Кабанихи в пьесе «Гроза» Островского

    Образ Кабанихи в пьесе «Гроза» является одним из основных отрицат…

    Новости и общество
    Памятник Петру 1 в Архангельске: история создания и точный адрес

    Одна из самых известных и популярных достопримечательностей Архангельска – это памятник императору Петру Первому. Любой житель нашей страны знает, как выглядит данная скульптура, хоть и не задумывается об этом. …

    Путешествия
    Памятник Петру 1 в Петропавловской крепости: нетрадиционный образ самодержца

    Памятник Петру 1 в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга — одна из главных достопримечательностей города. Этот монумент не похож на другие уже тем, что по сей день вызывает противоречивые оценки питерцев, туристов…

    Дом и семья
    Рейтинг детских автокресел: характеристики и отзывы. Безопасность ребенка в машине

    Безопасность ребенка в машине находится на контроле не только у родителей, но и у государства. Именно поэтому существуют определенные правила перевозки мальчиков и девочек в автомобиле, и именно поэтому многие эксперт…

    Искусство и развлечения
    Персонаж романа «Мастер и Маргарита» Босой Никанор Иванович: описание образа, характеристика и образ

    Роман «Мастер и Маргарита», созданный Михаилом Булгаковым, – во многих смыслах необычное произведение. Переплетение библейских сюжетов с рядовой советской действительностью, неоднозначность характеро…

    Искусство и развлечения
    Образ Матрены Тимофеевны в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

    Удивительно реалистичен и ярок образ Матрены Тимофеевны, русской крестьянки. В нем автор соединил все качества и черты, свойственные русским женщинам — представительницам этого слоя населения. Во многом схожа судьба э…

    Искусство и развлечения
    Образ Петра Гринева в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина

    Образ Петра Гринева в повести «Капитанская дочка» завораживает своей широтой и разносторонностью. Он контрастирует с образом Гринева-старшего, отца Петра – человека с устоявшимся мировоззрением и пол…

    Источник: http://monateka.com/article/129469/

    Образ Петра в поэме А. С. Пушкина “Медный всадник”

    В поэме “Медный всадник” Пушкин пытается оценить роль Петра в истории России и в судьбах людей.

    Образ Петра в поэме “раздваивается”: он становится не только символом движения жизни, ее изменения и обновления, но прежде всего воплощает устойчивость, непоколебимость государственной власти. В. Г.

    Белинский писал: “Мы понимаем смущенною душой, что не произвол, а разумная воля олицетворена в Медном всаднике, который в неколебимой вышине, с распростертою рукою, как бы любуется городом… “. Поэма “Медный всадник” – самое сложное произведение Пушкина.

    Эту поэму можно рассматривать как историческое, социальное, философское или фантастическое произведение. И Петр Первый здесь появляется как историческое лицо “на берегу пустынных волн”, как символ – “над самой бездной”, как миф, как “Всадник Медный // На звонко скачущем коне”. Он проходит через целый ряд “воплощений”.

    Во “Вступлении” Пушкин воспевает гений Петра, сумевшего поднят народ на подвиг возведения великолепного города. Не случайно, не называя имени Петра, Пушкин выделяет местоимение “он” курсивом, тем самым приравнивая Петра к богу, его имя оказывается священным.

    Петр – создатель города, поднявшегося “из тьмы лесов, из топи блат”. Петербург с его широкой Невой и чугунными оградами, с “пирушками холостыми” и “воинственнойживостью” – памятник Петру-создателю.

    Величие Петра подчеркивается блестящей реализацией его смелых планов:

    … юный град Полнощных стран краса и диво Из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво. … корабли Толпой со всех концов земли К богатой пристани стремятся. И Пушкин любит творение Петра, любит Петербург со всеми его противоречиями. Не случайно во “Вступлении” пять раз повторяется слово “люблю”. Сам Петр представляется Пушкину величайшим, гениальнейшим русским деятелем. Но в то же время Пушкин в “Медный всадник” в лице Петра показывает страшный, античеловеческий лик самодержавной власти. Бронзовый Петр в пушкинской поэме – символ государственной воли, энергии власти. Но творение Петра – чудо, сотворенное не для человека. “Окно в Европу” прорубил самодержец. Будущий Петербург мыслился им как город-государство, символ самодержавной власти, отчужденной от народа. Петр создал холодный город, неуютный для русского человека. Он тесен, что нередко подчеркивает Пушкин в своих строках: По оживленным берегам Громады стройные теснятся… … Теснился кучами народ. Город, созданный народом, превращен Петром в столицу Российской империи, он стал чужим людям. Простой человек, такой, как Евгений, в нем лишь “челобитчик”. Петербург “душит” людей, иссушает их души. В кульминационном эпизоде поэмы, в сцене погони, “кумир на бронзовом коне” превращается во Всадника Медного. За Евгением скачет “механическое” существо, ставшее воплощением власти, карающей даже за робкую угрозу и напоминание о возмездии. Для Пушкина были одинаково достоверны и деяния Петра Великого, и страдания бедного Евгения. Ему был близок мир Петра, была понятна и дорога его мечта – “ногою твердой стать при море”. Он видел, как перед Петром, “мощным властителем судьбы”, смирилась “побежденная стихия”. Но при этом Пушкин сознавал, какая дорогая цена была заплачена за это торжество, какой ценой был куплен стройный вид военной столицы. Поэтому в его поэме есть истинная глубина, высокая человечность и суровая правда. Так почему Евгений так тянется к Петру? И почему они как бы связаны друг с другом? Медный Всадник скачет за ним “по потрясенной мостовой”… Было бы странно, если бы события начала века не отразились в поэме Пушкина, наполненной думами об истории и современности. Герцен говорил, что декабристы были продолжателями дела Петра Великого даже и тогда, когда они выступали против абсолютизма, – они логически развивали идеи, заложенные в его реформах. Трагедия заключалась в том, что Петр вызвал к жизни мечты декабристов, но основанная им империя подавила и развеяла их восстание. И, зубы стиснув, пальцы сжав, Как обуянный силой черной, “Добро, строитель чудотворный!” – Шепнул он… И вот тогда дрогнуло лицо грозного царя, взглянувшего со страшной высоты на бедного Евгения.

    Многолетнее занятие историей Петра помогло Пушкину понять и отразить в “Медном всаднике” подлинную сложность политики этого самодержца. Бесспорно, Петр был великим монархом, потому что сделал много нужного и важного для России, потом что понял потребности ее развития. Но при этом Петр оставался самодержцем, власть которого была антинародной.

    (No Ratings Yet)
    Loading…

    Читайте также:  Сказки а.с. пушкина (полный список всех сказок)

    Публіцистичний твір.

    Ви зараз читаєте: Образ Петра в поэме А. С. Пушкина “Медный всадник”« Пророк О. Пушкіна і М. Лермонтова

    Источник: http://ukr-lit.com/obraz-petra-v-poeme-a-s-pushkina-mednyj-vsadnik/

    Образ Петра в поэме Александра Пушкина — Медный всадник

    В поэме «Медный всадник» Пушкин пытается оценить роль Петра в истории России и в судьбах людей.

    Образ Петра в поэме «раздваивается»: он становится не только символом движения жизни, ее изменения и обновления, но прежде всего воплощает устойчивость, непоколебимость государственной власти. В.Г.

    Белинский писал: «Мы понимаем смущенною душой, что не произвол, а разумная воля олицетворена в Медном всаднике, который в неколебимой вышине, с распростертою рукою, как бы любуется городом…».

    Поэма «Медный всадник» – самое сложное произведение Пушкина. Эту поэму можно рассматривать как историческое, социальное, философское или фантастическое произведение. И Петр Первый здесь появляется как историческое лицо «на берегу пустынных волн», как символ – «над самой бездной», как миф, как «Всадник Медный // На звонко скачущем коне». Он проходит через целый ряд «воплощений».

    Во «Вступлении» Пушкин воспевает гений Петра, сумевшего поднят народ на подвиг возведения великолепного города. Не случайно, не называя имени Петра, Пушкин выделяет местоимение «он» курсивом, тем самым приравнивая Петра к богу, его имя оказывается священным.

    Петр – создатель города, поднявшегося «из тьмы лесов, из топи блат». Петербург с его широкой Невой и чугунными оградами, с «пирушками холостыми» и «воинственной живостью» – памятник Петру-создателю.

    Величие Петра подчеркивается блестящей реализацией его смелых планов:

    Полнощных стран краса и диво

    Из тьмы лесов, из топи блат

    Вознесся пышно, горделиво.

    Толпой со всех концов земли

    К богатой пристани стремятся.

    И Пушкин любит творение Петра, любит Петербург со всеми его противоречиями. Не случайно во «Вступлении» пять раз повторяется слово «люблю». Сам Петр представляется Пушкину величайшим, гениальнейшим русским деятелем.

    Но в то же время Пушкин в «Медный всадник» в лице Петра показывает страшный, античеловеческий лик самодержавной власти. Бронзовый Петр в пушкинской поэме – символ государственной воли, энергии власти. Но творение Петра – чудо, сотворенное не для человека.

    «Окно в Европу» прорубил самодержец. Будущий Петербург мыслился им как город-государство, символ самодержавной власти, отчужденной от народа. Петр создал холодный город, неуютный для русского человека.

    Он тесен, что нередко подчеркивает Пушкин в своих строках:

    По оживленным берегам

    Громады стройные теснятся…

    …Теснился кучами народ.

    Город, созданный народом, превращен Петром в столицу Российской империи, он стал чужим людям. Простой человек, такой, как Евгений, в нем лишь «челобитчик». Петербург «душит» людей, иссушает их души.

    В кульминационном эпизоде поэмы, в сцене погони, «кумир на бронзовом коне» превращается во Всадника Медного. За Евгением скачет «механическое» существо, ставшее воплощением власти, карающей даже за робкую угрозу и напоминание о возмездии.

    Для Пушкина были одинаково достоверны и деяния Петра Великого, и страдания бедного Евгения. Ему был близок мир Петра, была понятна и дорога его мечта – «ногою твердой стать при море». Он видел, как перед Петром, «мощным властителем судьбы», смирилась «побежденная стихия».

    Но при этом Пушкин сознавал, какая дорогая цена была заплачена за это торжество, какой ценой был куплен стройный вид военной столицы. Поэтому в его поэме есть истинная глубина, высокая человечность и суровая правда.

    Так почему Евгений так тянется к Петру? И почему они как бы связаны друг с другом? Медный Всадник скачет за ним «по потрясенной мостовой»…

    Было бы странно, если бы события начала века не отразились в поэме Пушкина, наполненной думами об истории и современности.

    Герцен говорил, что декабристы были продолжателями дела Петра Великого даже и тогда, когда они выступали против абсолютизма, – они логически развивали идеи, заложенные в его реформах.

    Трагедия заключалась в том, что Петр вызвал к жизни мечты декабристов, но основанная им империя подавила и развеяла их восстание.

    И, зубы стиснув, пальцы сжав,

    Как обуянный силой черной,

    «Добро, строитель чудотворный!» –

    И вот тогда дрогнуло лицо грозного царя, взглянувшего со страшной высоты на бедного Евгения.

    Многолетнее занятие историей Петра помогло Пушкину понять и отразить в «Медном всаднике» подлинную сложность политики этого самодержца. Бесспорно, Петр был великим монархом, потому что сделал много нужного и важного для России, потом что понял потребности ее развития. Но при этом Петр оставался самодержцем, власть которого была антинародной.

    Источник: http://velikiy-pushkin.ru/7622-Obraz-Petra-v-poeme-Aleksandra-Pushkina—Mednyy-vsadnik

    Характеристика и образ Петра 1 в поэме Медный всадник Пушкина сочинение

    Одним из основных персонажей произведения является образ Петра Первого в олицетворении горделивого истукана – памятника Медному всаднику.

    Поэт представляет Петра Первого в качестве некоего мифологизированного божества в виде его земного воплощения – изображающей государя статуе.

    Петр описывается как символом государственной власти, способной и к созиданию, и к разрушению.

    Тогда как второй герой поэмы, Евгений умеет и страстно любить даже погибшую Парашу, и может раствориться в мрачном городе среди толпы, превратившись в часть серой и ничтожной людской массы.

    Этой характеристикой автор подчеркивает непреложную истину о том, что государство не может существовать без человека, но и реализовать интересы каждого гражданина государство не в состоянии.

    Петр Первый изображается в произведении двойственно в образе великого реформатора, основателя Петербурга, создателя русского флота, но и как самодура, деспота и грозного правителя.

    Государь раскрывается поэтом в описании властелина, задумавшего превратить пустынный край в полноценную страну, создав среди болот и топей прекрасный город, открывающий прорубленное окно в европейскую часть материка. Историческое значение фигуры Петра Первого заменяется поэтом его каменным изваянием с целью показать чистое воплощение самодержавной мощи правителя.

    Величественной изваяние памятника изображает взлетевшего на высокий скалистый холм Петра Первого, сидящего на коне из бронзы и возвышающего над созданным им пышным город, Петровым творением.

    Автор, преувеличивая сверхчеловеческую мощь государя, властелина судьбы, держателя полумира, противопоставляет ему заурядного представителя народной толпы в образе Евгения, показывая иссушающую силу чуждого для людей города.

    В произведении слышны ноты сочувствия столичному жителю, который поражен силой и мощью государя, ставшему твердой ногой у моря, смирившегося перед властным самодержцем, создавшем великую державу.

    Евгений оказывается потерянным в чужом для него городе, потеряв единственным смысл своей жизни – любимого человека, а в финале произведения спасаясь от погони своего медного кумира, который в потерявшем рассудке человеке пытается покорить его своей воле.

    Сочинение Петр I (Медный всадник)

    Поэма «Медный всадник» была создана А.С.Пушкиным в период второй болдинской осени, в 1833 году. Основным конфликтом в поэме является конфликт личности и государства, личности и истории. Образ Пётра I в произведении связан темой государства и истории. В прославлении града, созданного Пётром, утверждается общее начало, противопоставляемое интересам частного.

    Поэма начинается с хвалебной оды Петербургу — творению Пётра. Повествование о его деяниях носит торжественный характер. Под гром фанфар Петр выступает в нем не просто как человек, который вносит свой вклад в историю: Пушкин изображает его как государя, который творит себе памятник.

    Жанровые возможности поэмы Пушкин использует для построения философского плана поэмы. Второй план — сугубо бытовой — на него работает жанр петербургской повести — такое жанровое определение также даёт своему произведению Пушкин. Неправильно считать, что главы, посвящённый бедному Евгению, необходимы Пушкину, чтобы показать, как история в лице Пётра преодолевает единичного человека.

    Несмотря на то, что все, связанное с Пётром, глобально и масштабно, а с Евгением — носит частный характер, можно считать, что образы обоих персонажей уточняются именно через сопоставление, а в некоторых случаях даже через сближение друг с другом. Петр и Евгений сближаются через идею созидания, хотя один творит свою частную жизнь, трудом добиваясь независимости и чести, а второй вершит деяние, отвечающее историческому вызову.

    Конечно, в глазах Евгения Петр — виновник его трагедии: во время последней встречи, потеряв все надежды, он видит в Медном всаднике только горделивого истукана. Но Пушкин показывает, что построение Петербурга именно в этом месте, исторически оправдано.

    В поэме он рассматривает Петра с общечеловеческой и позиции. Он, рисуя образ государя, не делает его виновным в тех последствиях, которые влекут его деяния для отдельных людей.

    Пушкин показывает жестокость истории, но Петра показывает великим государем, обладающим творческой энергией и имеющим свою безусловную правду.

    С поэмы «Медный всадник» начнётся создание петербургского мифа, в котором найдут развитие зловещие черты образа Пётра-Антихриста — того Пётра, который предстал в воображении уже больного Евгения. У Пушкина эти черты в образе Пётра сглажены прекрасными картинами города, им построенного: в поэме он не выглядит бездушным и враждебным человеку.

    Также читают:

    ← Проблема чести и долга в романе Пушкина Капитанская дочка ← Характеристика и образ Насти в рассказе Барышня-крестьянка↑ ПушкинХарактеристика и образ Марьи Гавриловны в повести Метель → Характеристика и образ Татьяны Лариной в романе Евгений Онегин →

    • Сочинение Уроки доброты в рассказе Конь с розовой гривой Астафьева

      Меня сильно впечатлил рассказ Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой». В нем воедино сплелись суровая правда жизни и такие важные чувства, как любовь и прощение. С самого начала рассказ берет за душу

    • Сочинение на тему 8 марта праздник

      Лично у меня приход весны ассоциируется не только с таянием снегов и приходом теплого весеннего солнца. Конечно, и от этого никуда не деться, но все это происходит чуть позже, ближе к апрелю

    • Сочинение на тему Одежда

      Одежда, конечно, важный элемент нашего образа, а также, просто очень полезная вещь – для тепла, гигиены… Я просто, всё-таки, не понимаю, зачем такое значение ей придаётся.

    • Образ Боян в Слове о полку Игореве сочинение

      Боян является одним из героев Слова о полку Игореве. Он считается второстепенным лицом. Но его имя многократно упоминается в творении писателя.

    • Анализ произведения Антоновские яблоки Бунина

      Ностальгический рассказ Бунина описывает быт русской деревни глазами помещика. В определенной степени именно усадьбы, подобные таким, которые описываются в рассказе и являлись своеобразными хранителями традиций русской культуры

    Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/pushkin/harakteristika-i-obraz-petra-1-v-poehme-mednyj-vsadnik

    Ссылка на основную публикацию