Повесть пушкина «станционный смотритель»: анализ произведения

Анализ произведения Пушкина “Станционный смотритель”

14 сентября 1830 года Александр Сергеевич закончил одну из повестей в цикле “Повести покойного Ивана Петровича Белкина” под названием “Станционный смотритель” . Период, на который приходится завершение Пушкиным повести, называется Болдинской осенью.

В те месяцы Александр Сергеевич находится в Болдино, куда его “привела” необходимость решить финансовые вопросы. Застигнутый эпидемией холеры, вынужденный остаться в Болдино гораздо дольше, чем планировалось, Пушкин создает целую плеяду произведений, которые потом были признаны жемчужинами творчества поэта.

Болдинская осень стала поистине золотой в творчестве художника.

“Повести Белкина” стали первым завершенным произведением Пушкина. Изданы они были под именем вымышленного персонажа Ивана Петровича Белкина, который занемог лихорадкой, переросшей в горячку, и умер в 1828 году. О нем Пушкин как “издатель” рассказывает в предисловии к повестям. Цикл увидел свет в середине осени 1831 года.

С указанием подлинного авторства повести были изданы в 1834 году. “Станционный смотритель” сыграл большую роль в развитии русской литературы, заняв в ней значительное место, повествуя едва ли не впервые о тяготах судьбы того самого “маленького человека”, об унижениях и невзгодах, приходящихся на его долю.

Именно “Станционный смотритель” стал опорной точкой для чередырусских литературных произведений, обращенных к теме “униженных и оскорбленных”.

В цикле повесть “Станционный смотритель” – это композиционный центр, вершина. В ее основу заложены характерные черты литературного русского реализма и сентиментализма. Выразительность произведения, сюжет, емкая, сложная тема дает право назвать его романом в миниатюре.

Это, казалось бы, простая история о простых людях, однако житейские обстоятельства, вмешавшиеся в судьбу героев, и делают смысловую нагрузку повести сложнее. Александр Сергеевич, помимо романтической тематической линии, раскрывает тему счастья в широком понимании этого слова. Судьба дарит человеку счастье порой не тогда, когда того ждешь, следуя общепринятой морали, житейским устоям.

Для этого необходимо и удачное стечение обстоятельств, и последующая борьба за счастье, даже если оно кажется невозможным.

Описание жизни Самсона Вырина неразрывно связано с философской мыслью всего цикла повестей. Его восприятие мира и жизни находит отражение в картинках с немецкими стихами, развешенными на стенах его жилища. Повествующий описывает содержание этих картинок, где изображена библейская легенда о блудном сыне.

Произошедшее с дочерью Вырин так же воспринимает и переживает сквозь призму изображений, окружающих его. Он надеется, что Дуня вернется к нему, но она не возвращалась. Жизненный опыт Вырина подсказывает ему, что чадо его будет обмануто и брошено.

Станционный смотритель – “маленький человек”, ставший игрушкой в руках алчных, меркантильных сея мира, для которого опустошенность души страшнее, чем материальная бедность, для которого честь – превыше всего.

Повествование происходит из уст титулярного советника, чье имя скрывается за инициалами А. Г. Н. В свою очередь эта история была “передана” рассказчику самим Выриным и “рыжим и кривым” мальчиком. Завязка драмы – тайный отъезд Дуни с малоизвестным гусаром в Петербург.

Отец Дуни пытается повернуть время вспять, чтобы спасти дочь от того, что представляется ему “гибелью”. Рассказ титулярного советника переносит нас в Санкт-Петербург, где Вырин пытается найти свою дочь, а скорбный финал показывает нам могилу смотрителя за околицей. Удел “маленького человека” – смирение.

Непоправимость сложившейся ситуации, безысходность, отчаяние, равнодушие добивают смотрителя. Дуня просит прощения у отца на его могиле, ее раскаяние запоздалое.

(Пока оценок нет)
Loading…

Вы сейчас читаете сочинение Анализ произведения Пушкина “Станционный смотритель”Анализ стихотворения Ахматовой «Мне голос был» »

Источник: http://schoolessay.ru/analiz-proizvedeniya-pushkina-stancionnyj-smotritel/

А.С. Пушкин «Станционный смотритель». История создания

Болдинская осень в творчестве А.С. Пушкина стала по-настоящему «золотой», так как именно в это время созданы им многие произведе­ния. Среди них «Повести Белкина». В письме другу П. Плетневу Пуш­кин писал:«… Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется».

Хронология создания этих повестей выглядит сле­дующим образом: 9 сентября закончен «Гробовщик», 14 сентября — «Станционный смотритель», 20 сентября — «Барышня-крестьянка», после почти месячного перерыва написаны две последние повести: «Выстрел» — 14 октября и «Метель» — 20 октября.

Цикл «Повестей Белкина» явился первым завершенным прозаическим творением Пушкина. Пять повестей были объединены вымышленным лицом ав­тора, о котором «издатель» рассказал в предисловии. Мы узнаем, что И.П. Белкин родился «от честных и благородных родителей в 1798 го­ду в селе Горюхино».

«Был росту среднего, глаза имел серые, волоса русые, нос прямой; лицом был бел и худощав». «Вел жизнь самую умеренную, избегал всякого рода излишеств; никогда не случалось… видеть его навеселе…, к женскому полу имел он великую склонность, но стыдливость была в нем истинно девическая».

Осенью 1828 года этот симпатичный персонаж «занемог простудною лихорадкою, об­ратившеюся в горячку, и умер…».

В конце октября 1831 г. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» были опубликованы. Предисловие завершалось словами: «Почитая долгом уважить волю почтенного друга автора нашего, приносим ему глубочайшую благодарность за доставленные нам известия и надеемся, что публика оценит их искренность и добро­душие. А.П.».

Эпиграф ко всем повестям, взятый из фонвизинского «Недоросля» (Г-жа Простакова: «То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник». Скотинин: «Митрофан по мне»), говорит о народности и простоте Ивана Петровича. Он собрал эти «простые» повести, причем записал их от разных рассказчиков («Смотритель» рассказан был ему титулярным советником А.Г. Н.

, «Выстрел » под­полковником ИЛ. П., «Гробовщик» приказчиком Б.В., «Метель» и «Барышня» девицею К.И. Т.), обработав их по своему умению и ус­мотрению.

Таким образом, Пушкин как настоящий автор повестей скрывается за двойной цепочкой простодушных рассказчиков, и это дает ему большую свободу повествования, создает немалые возмож­ности для комизма, сатиры и пародии и в то же время позволяет выразить свое отношение к этим историям.

С полным обозначением имени настоящего автора, Александ­ра Сергеевича Пушкина, они вышли в свет в 1834 г. Создавая в этом цикле незабываемую галерею образов, живущих и дейст­вующих в российской провинции, Пушкин с доброй улыбкой и юмором рассказывает о современной России.

Работая над «По­вестями Белкина», Пушкин так обозначил одну из своих главных задач: «Языку нашему надобно воли дать более (разумеется, сооб­разно с духом его)».

И когда автора повестей спросили, кто же этот Белкин, Пушкин ответил: «Кто бы он там ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно».

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Повесть «Станционный смотритель» занимает значительное ме­сто в творчестве А.С. Пушкина и имеет большое значение для всей русской литературы. В ней едва ли не впервые изображены жизнен­ные невзгоды, боль и страдание того, кого называют «маленьким человеком».

С нее начинается в русской литературе тема «унижен­ных и оскорбленных», которая познакомит с добрыми, тихими, страдающими героями и позволит увидеть не только кротость, но и величие их души сердец. Эпиграф взят из стихотворения ПА Вяземского «Станция» («Коллежский регистратор,/ Почтовой станции диктатор»).

Пушкин изменил цитату, назвав станционно­го смотрителя «коллежским регистратором» (низший гражданский чин в дореволюционной России), а не «губернским регистратором», как это было в оригинале, так как этот чином выше.

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://referat5top.ru/sochineniya-po-literature/analiz-stikhotvoreniya-proizvedeniya/7771-a-s-pushkin-stantsionnyj-smotritel-istoriya-sozdaniya

Сочинение Анализ произведения Станционный смотритель Пушкина (суть, смысл и идея)

Пушкин один из самых лучших, и известных писателей всех времен. Его знают абсолютно все, и везде. Его творчество известно во всех странах. На его счету много произведений.

Рассмотрим одно из них «станционный смотритель» оно о том, как важно понять значение и роль других людей, которые тебе очень дороги.  Во время написания этого произведении автор был в другом городе, он  очень волновался из-за расставания с очередной девушкой.

Так же на написание повлияла атмосфера осени. Главный персонаж так же увял, как и листик сброшенный с дерева.

Сам автор считает свое произведение «повестью», однако каждое произведение это — небольшой роман. Он их так назвал, потому что считал, что между романом и произведением сильного различия нет. Но все же выбор пошел в пользу романа потому что он  менее крупный эпический  жанр, но и делая акцент на его небольшой объем.

В рассказе «Станционный смотритель» взяты основы из реальной жизни. Персонаж это на самом деле человек, которого можно было встретить в действительности. Это одно из первых рассказов, в которых поднимается тема «маленького человека». Конкретно здесь писатель говорит о том, как живет этот никем не замеченный субъект.

Конструкция рассказа построена так, что читатель смотрит на мир глазами повествователя, в его выражениях можно узнать самого Пушкина.

Этот рассказ начинается с того что писатель рассуждает о том что это должность позорная. Эти люди ни кому не нужны, на них никто не обращает внимания, на них могут поднять руку, их «швыряют». Им никогда не говорили слова благодарности, но, по сути, они очень интересные собеседники, и могут рассказать много чего интересного.

В повести также присутствует тема о любви. Для начала это любовь отца к дочери, которая не может изменить даже время, обида и разлука. Отец хотел спасти свою дочь ,и не что его не остановило пойти пешком в другой город, хотя от него никто не ожидал такого поступка.

Ради нее он был готов пойти на все, но когда осознал, что его дочь выбрала богатую жизнь, а не отца бедняка, то у него опустились руки. Но с другой точки зрения  читатель видит отношение между девочкой и якобы гусаром. Читатель переживал за простую девочку в городе: ведь и на самом деле ее могли обмануть и обесчестить. Но в итоге оказалось, что не предвиденная связь обернулась замужеством.

Главной тематикой этого произведения является  любовь. Ведь именно из-за нее начались все беды, от которых не было противоядия.

Автор в своей повести описывает нравственные проблемы. Почувствовав без почвенные мимолетные чувства, дочь бросает отца, и едет  вслед за гусаром в безвестность куда.

Она знает, что у него жена, и прекрасно понимает на что идет, но ее ничего не останавливает. Но он все таки взял девушку в жены,  он вел себя очень грубо, именно из-за него девочка стала сиротой.

Они оба перешагнули горе и потерю маленького человека. Автор этим показывает, что нельзя создавая свою семью отрекаться от другой.

Писатель призывает читателей подумать над отношением к людям. Нужно думать не только о себе, но и о других. Так же Пушкин заставляет задуматься детей о своих пожилых родителях, благодарить о том, что они сделали для них.

Ведь семья – это самое главное, что есть у человека. Именно она готова простить, и принять, чтобы не случилось. Родители это — единственные люди на земле,  которые примут тебя, каким бы ты не был, и никогда не предадут.

Они готовы отдать все на свете своему ребенку, взамен требуя только внимания и заботы.

Вариант 2

Творчество Александра Сергеевича Пушкина разделено на несколько этапов и периодов, один из них начинается с произведения «Станционный смотритель», которое входит в повести Белкина. В данном произведении автор пересматривает свое отношение к простым бытовым вопросам и относится к ним с особой лиричностью.

Теперь он не скрывает свое отношение к реальности за мягким юмором и сарказмом. Ранее он старался маскировать настоящее отношение к суровой действительности, теперь он не намерен показывать ее через призму доброты.

Поэтому он показывает реализм через все доступные черты, он описывает жизнь отчасти жестокой, а также отражает все существующие в то время реалии.

При этом читатель видит, что Пушкин проникается настоящей жалостью. Он с особой искренностью относится к непростой жизни станционного смотрителя, который пострадал от жестокой судьбы. Он никак не смог изменить ход событий привычной жизни, поэтому ее пришлось закончить весьма печально и скомкано.

В этот раз Александр Сергеевич позволяет себе допустить ноты осуждения и серьезности в сторону легкомыслия, которое допускает божественное существо. Несмотря на то, что он достаточно близко принимает его к сердцу, но в тоже время набирается смелости, чтобы осудить выбор божественной сути.

В центре событий Станционный смотритель, который на протяжении долгого времени живет тихо и спокойно, он наслаждается жизнью вместе с родной и единственной дочкой Дунечкой. Но его привычный ритм жизни нарушается неожиданным событием, девушка умирает, пропадает центр его существования, вокруг которого вращалось все в его жизни.

Он старался не предавать произошедшему много внимания, но как не обратить внимание, когда пропал самый дорогой человек? В его дом попадает гусар, который не может разделить с ним произошедшее горе и напавшее на мужчину одиночество. Он не хочет помочь мужчине пережить жестокости и превратности судьбы.

Гусар даже не старается разделить возможность помочь и сделать доброе дело.

Читайте также:  Образ петра 1 в поэме пушкина "медный всадник"

Пушкин оформляет «Повести Белкина» как реалистичные истории, однажды произошедшие на самом деле. Они отличаются своим реализмом и отношением к ситуации.

Он благодаря использованию различных мелочей и передаче реалистичных деталей, показывает, что в каждом человеке регулярно происходит революция, внутренняя борьба, за которой автор фактически подглядывает, описывая перестановки в судьбе благодаря маленьким перестановкам в окружающем интерьере и жизни. В жизни станционного смотрителя тоже происходит революция, которая заканчивается настоящей трагедией.

Автор точно описывает его внутренние переживания, боится за него и его внутренний выбор. Но при этом, каждый в том числе и читатель понимает, что при данном раскладе возможности закончить историю в положительном ключе нет, поэтому все заканчивается трагично. Такова реальная жизнь.

Также читают:

← Анализ романа Евгений Онегин ← Критика о романе Капитанская дочка↑ ПушкинАнализ эпизода Сон Петра Гринева из романа Капитанская дочка → История создания произведения Дубровский →

  • Сочинение на тему Взаимоотношения учителя и ученикаУспех ученика — это плод работы учителя. Каждый в мире успешный человека благодарен в первую очередь трем людям: родителям и учителю. Мы сейчас учимся в школе, и некоторые очень отрицательно настроены на своих же учителей
  • Сочинение Кошка мое любимое животное с описаниемКошка – самое мое любимое животное. Она не только мой лучший четвероногий друг, но и член нашей семьи. Зовут мою любимицу Маруся. У нее очень красивый окрас. Лапки черные,
  • Сочинение Внешность Пьера Безухова в романе Война и мирПьер Безухов являлся любимым персонажем Толстого. Сам образ Безухова в романе испытывает огромные перемены. Последние как бы являются причиной его духовных поисков, поиска смысла жизни, различных возвышенных, вечно существующих идеалов.
  • Образ и характеристика Вани Солнцева в повести Катаева Сын полкаВ произведениях о войне наиболее трогательным, вызывающим жалость, гордость и восхищение, является образ ребенка.
  • Наталья Дмитриевна в комедии Горе от ума Грибоедова характеристика герояВ поэме этот образ занимает явно не первое место, но имеет большое значение. Многие персонажи – гости на балу, вообще, без имен. Те же княгини номер один-два, с которыми Наталья Дмитриевна обсуждает фасоны платьев

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/pushkin/analiz-proizvedeniya-stancionnyj-smotritel-sut-smysl-i-ideya

Анализ повести «Станционный смотритель» Пушкина:суть, смысл и идея произведения

Художник М. Добужинский

«Станционный смотритель» входит в цикл «Повести Белкина» выдающегося русского поэта и писателя А. С. Пушкина. В этой статье представлен анализ повести «Станционный смотритель» Пушкина: суть, смысл и идея произведения.

Смотрите: Все материалы по «Станционному смотрителю»
(из статьи А. Искоза в «Собрании сочинений А. С. Пушкина», 1910 г.)

««Станционный смотритель» безусловно ближе к «Капитанской дочке», «Дубровскому» и другим прозаическим произведениям после 30-го года, чем остальные повести Белкина.

Ближе он примыкает и ко всей будущей русской литературе, которая так любовно относится к маленькому забитому человеку, с его просто, незатейливой душой и с его несложными, бесхитростными переживаниями.

Здесь уже мощно звучит нотка той жгучей любви к «меньшому» брату, которая впервые нашла свое полное выражение в ничтожном, стоящем почти на грани жизни чисто физиологической — Акакие Акакиевиче…  

Художник прежде всего рискует несложный фон обыденной жизни смотрителя, по своему полной тихой прелести и невозмутимого счастья. Катится она, эта жизнь, по установленной колее тихо, равномерно, спокойно. Из года в год, из месяца в месяц, из дня в день все одно и то же. Ничто не нарушает ее хода, постоянного и однообразного, как монотонное качание маятника. И крики и ругань случайных проезжих, и бури завывание снаружи, когда в доме тепло и уютно, и тихое пение кипящего самовара, и юное щебетание красавицы дочки, каждым своим движеньем напоминающий недавно умершую любимую жену, — все это слилось в одну обычную, но сладостную симфонию, настраивающую смотрителя столь мирно и дружелюбно к людям. А с симфонией этой гармонирует вся обстановка, от которой веет тем же тихим невозмутимым покоем. На ее фоне сплелось все вместе: и развешанные по стенам немецкие картинки, изображающие историю блудного сына, и горшки с пахучим бальзамином на маленьких окнах, и кровать с пестрой занавеской, и чистота и опрятность, и сам смотритель, «свежий еще и бодрый», и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах.

Прекрасно было настоящее, не омрачалось и будущее.

Если он только думал о нем, то ему наверно рисовались картины, одна пленительнее другой: как он никогда не расстанется с Дуней, в которой души не чаял, как он выберет для Дуни какого-нибудь смирного и честного человека, возьмет его к себе в дом, или переселится вместе с ней к нему. Во всяком случае, его мечты наверно не перелетали за частокол его настоящей жизни, и будущее ему наверно представлялось счастливыми продолжением счастливого настоящего.

Но внезапный удар судьбы, слепой и бессмысленный — и все рушится. Не стало дочери, его кумира, на которой весь дом держался, и весь интерес к жизни сразу пропал. В таком крепком устойчивом быту и мелочь важна. …похищение был краеугольный камень — здание неминуемо должно было рухнуть.

Жизнь стала для него пустой и бессмысленной, все, что было до сих пор так ясно и понятно, покрылось густым непроницаемым мраком.

В его нерассчитанных движениях, метаниях из стороны в сторону, подобно подстреленной птице, совершающей неправильные круги перед тем, как свинцом упасть на сырую землю, явно чувствуются может не сознанные, а потому еще не претворившиеся в слова, полные трагического смысла вопросы: «зачем и к чему? кому нужны мои страдания?».

Здесь трагедия не столько в том, что дочь гибнет…сколько в том хаосе душевном, где все сплелось вместе; и страх за участь любимой дочери, и жгучесть неотомщенной обиды, и угрюмость предстоящего одиночества, и, главным образом, крах собственной тихой счастливой жизни, крах установившегося прочного быта.

Смотритель принес в Петербург свою неотомщенную обиду, свою старческую разбитую жизнь. Какое удовлетворение он мог получить? Возможность поселиться здесь, вблизи дочери, и часто видаться с ней? Но это было бы только смягчение его положения, ослабление недуга, но не исцеление. Ведь это не вернуло бы его к прежней жизни, не воссоздало бы его прежнего быта, с которым он так сросся. 

Приспособиться же к новой жизни на старости лет невозможно. К тому еще тут столкнулись два взаимно исключающих душевных состояния его и молодого, весело-беззаботного гусара, который не мог и не хотел его понять.

Что ему за дело до страданий смотрителя, до его разбитой жизни: его можно купить несколькими ассигнациями, и совесть спокойна. А может быть он хотел окончательно изолировать Дуню от ее прежней обстановки.

Может быть, зная ее крепкую привязанность к отцу, он боялся ее раздвоенности? Здесь возможно очень много правдоподобных догадок.

Во всяком случае, трагический финал кажется нам вполне естественным, если принять, главным образом, во внимание то, что гусар, в силу всего своего душевного склада, не мог и не хотел проникнуться страданиями старого смотрителя.

«Станционным смотрителем» открывается новая полоса в творчестве Пушкина.

Если в «Онегине» любовное отношение к быту еще прячется под мягким, но все же явным юмором; если в остальных повестях Белкина художник все еще несколько маскирует свое сочувственное отношение к простой обыкновенной жизни, то здесь он уже весь на ее стороне.

Пушкину глубоко жаль этой разбитой жизни, жаль, что смотритель изведал такую бурю на старости лет, и так печально кончил свою жизнь.

Впервые в «Станционном смотрителе» прозвучала у Пушкина нотка осуждения тому божественному легкомыслию, которое было так дорого и близко его многогранной душе. Ведь гусар, очень слабо очерченный, может быть даже и намеренно…

все же напоминает своей бурной жизнью, остроумными уловками и беззаботностью вечно юного Дон Жуана. А между тем симпатия художника явно не на его стороне.

Пушкину открылась новая правда. Начиная с этого времени, мотив любви к меньшому брату звучит у Пушкина довольно часто.

Вы его слышите в «Истории Села Горюхина», в незаконченном «Галубе», в «Капитанской дочке», в «Дубровском» и, пожалуй, даже в «Медном всаднике»…»

Это был анализ повести «Станционный смотритель» Пушкина:суть, смысл и идея произведения.

Смотрите: Все материалы по «Станционному смотрителю»

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/09/analiz-povesti-stancionnyj-smotritel-pushkin-sut-smysl-ideja.html

План-конспект урока по литературе (7 класс) на тему: Тема греха и покаяния в произведении А.С. Пушкина «Станционный смотритель» (материал к уроку литературы в 7 классе)

Тема греха и покаяния  в произведении А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

(материал к уроку литературы в 7 классе)

           «Пушкин – начало всех начал», и это обязывает учителя литературы так передать молодому поколению творения  великого мастера, чтобы они стали мерой подлинности, гуманизма и всех других произведений литературы, чтобы учащиеся испытали настоящую необходимость снова и снова возвращаться к его стихам и прозе.

Знакомство с «Повестями Белкина» поможет семиклассникам понять не только сложнейшие повороты пушкинской мысли, но и загадочный пока для них мир взрослых проблем.

Цели урока:  развивать навыки анализа текста; помочь учащимся понять тему греха и покаяния в произведении; выявить основные мотивы повести, показав пример библейского контекста с помощью вещной детали: лубочной картинки как части интерьера.

Приступая к изучению «Станционного смотрителя», зададимся вопросом: «Почему Самсон Вырин носит такую фамилию?»

Смотритель почтовой станции в Выре был давним знакомым Пушкина, возможно, они много раз беседовали за чашкой чая. Неслучайно, что Пушкин дал имя своему герою по названию старинного селения. Но Русские фамилии  образуются и от названия животных.

В словаре В.И.Даля «выреха» — плохая лошадёнка, кляча  (в Рязанской губернии).

 «Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, ограждённый своим чином токмо от побоев, и то не всегда…» Ему, как и лошади, «покою нет ни днём, ни ночью»

Самсон — солнечный (др. евр.).

История имени. Самсон — один из наиболее романтических библейских персонажей. Ангел возвестил будущей матери, что она родит сына, который станет победителем филистимлян.

Он предупредил также, чтобы Самсон никогда не вкушал сока виноградной лозы и не стриг волос, ибо в волосах будет заключена его сила. Библейские рассказы о Самсоне состоят из нескольких эпизодов, то смешных и трогательных, то жестоких и трагичных.

Судьба, словно нарочно, испытывала богатыря, и вышло так, что он влюбился в филистимлянку. То была красавица по имени Далила. Она искусно выведала тайну его силы, и, когда он спал, убаюканный ее ласками, филистимляне остригли ему волосы и выкололи глаза.

Посаженный за решетку, Самсон горько раскаялся во всех своих прегрешениях, похождениях и разгульных приключениях. И, видно, небо все же сжалилось над ним. Волосы начали быстро отрастать, а вместе с ними прибывала и утраченная сила.

Пушкинский герой живет бедно, своим трудом, исполненным оскорблений и унижений,  добывает средства к существованию, но остаётся добрым человеком, старается помочь всем, кто оказывается волею судеб на его станции. Самсон Вырин ни на что не жалуется и доволен судьбой. Начнём внимательнее вглядываться в текст. Ищем меткие пушкинские характеристики, описания, разъяснения. Отвечаем на вопросы только пушкинским текстом.

Что узнаём о станционном смотрителе в первой встрече?

(«Сие оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые».

«Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого…»)

А как повествователь описывает дочь? («Красота её меня поразила…Маленькая кокетка…потупила большие голубые глаза»)

Как относился сам Вырин к дочери? Как он говорит об этом сам?

(«Дочка – с, —  отвечал он с видом довольного самолюбия; — да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать». Ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала… не нагляжусь, бывало, не нарадуюсь; уж я ли не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти…»)

               Теперь нетрудно сделать вывод, почему жизнь «маленького человека» казалось ему счастливой? Рядом со станционным смотрителем живёт маленькое солнышко, которое преображает всё убогое жилище, украшает скучную, унылую жизнь.

Согласие в маленькой семье, благодать похожи на рай. Рай, земной,  а Дуня на ангела. Даже комната  с виду напоминает на смиренную обитель. Четыре лубочные картинки на стенах  «изображали историю блудного сына».

Предложим учащимся ответить на вопросы, которые даны в конце повести.

Читайте также:  Дантес, убийца пушкина: биография

-В чём художественный смысл картинок на стенах…? Есть ли связь между ними и судьбой Дуни? Каким героям повести вы сочувствуете?

Один из заранее подготовленных учащихся рассказывает сюжет евангельской притчи.

«Ещё сказал (Иисус): у некоторого человека было два сына.

В повести  А.С.Пушкина «Станционный смотритель» дочь главного героя Дуня тоже уходит из дома, покидает отца. Автор будто приглашает нам сопоставить две истории.

Разница есть большая: герой притчи из богатой семьи промотал состояние отца, а Дуня уехала от жизни неизбежной для низших чинов. Общее: оба возвращаются туда, откуда уехали.

История блудного сына, изображённая на картинках, с одной стороны подготавливает читателя к последующим событиям, а с другой же, включает все происшедшие события в более широкий контекст.

Предложим учащимся выявить мотивную структуру повести:

«Станционный смотритель» Мотив Притча о блудном сыне
«Дуня стояла в недоумении…» выбора пути «По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону..»
«Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали» ухода из отчего дома «..младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону..»
«Ямщик, который вез его, сказывал, что всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте» своеволия и ослушания «И сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.»
«Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле. Она с нежностью смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы» греха и праздности «..и там расточил имение свое, живя распутно..»
«Авось, — думал смотритель, — приведу я домой заблудшую овечку мою» блужданий «..сын твой, расточивший имение свое с блудницами..»
«Дуня подняла голову… и с криком упала на ковер» страдания «Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться..»;»..я умираю от голода ..»
«Вот летом проезжала барыня, так та спрашивала о старом смотрителе и ходила к нему на могилу» возвращения в отчий дом  «Встал и пошел к отцу своему..»
«..как ей сказали, что старый смотритель умер, так она заплакала…» раскаяния «Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим..»
«— Приходила, — отвечал Ванька, — я смотрел на нее издали. Она легла здесь и лежала долго» прощения, милосердия «И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и побежав пал ему на шею и целовал его..»

Подводим учащихся к  выводу, что история жизни пушкинской героини повторяет путь от греха к покаянию блудного сына из библейской притчи, которая углубляет и расширяет идейно-художественное своеобразие.

Обратимся  к  картине голландского живописца  Рембрандта Ван Рейна «Возвращение блудного сына».Многократно используемая Рембрандтом в гравюре, рисунке и в живописи притча о блудном сыне находится в центре того понимания гуманности, которую олицетворяет дух Нагорной проповеди, с её поэтической диалектикой греха и покаяния, уверенности в доверии и спасительной любви к ближнем.

Суть притчи о блудном сыне такова: типичная история, которая случается со многими людьми. У многих непослушные дети. В чем выразилось непослушание сына?Он младший, значит, в отличие от старшего, он не приумножил их имение – дом, хозяйство. Значит, он не имеет права требовать то, что не заработал. И как добр отец, который, несмотря на это, выделил ему часть.

По обычаям того времени, именно младший сын должен был находиться при родителях, опекать их в старости. Но он уходит, нарушает этот обычай, закон. Почему отец не удерживал сына? Отец, видимо, понимает, что запрет может привести к тому, что сын возненавидит отца и все равно сделает по-своему.

Он не настаивает на своей воле, он не хочет любви и почитания «из — под палки». В этом проявляются и его мудрость, и его любовь. Но сын еще не в состоянии оценить этого. Вскоре от отцовского имения ничего не осталось: «…расточил имение свое, живя распутно». За преступлением следует наказание.

Только тогда, когда на него обрушиваются несчастья, он начинает понимать, что натворил. Обращаясь к отцу, сын говорит: «…я согрешил против неба и пред тобою». В Святом Писании речь идет о двойной вине.

Сын своим поступком и поведением не просто нанес ущерб хозяйству и имению, не только причинил боль отцу, который переживал за него, но он нарушил духовно-нравственный закон, заповедь, полученную от Бога. Это заповедь пятая: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле…».

В произведении «Станционный смотритель» Дуня Вырина, нарушив эту заповедь, лишила своего отца жизни:  «Старик не  снёс своего несчастия…» Из бодрого и свежего пятидесятилетнего хозяина станции герой превращается в хилого старика.

Ничего не осталось от гордого Самсона: как библейский герой, потерявший силу вместе с волосами, Вырин оказался бессильным, нежизнеспособным, утратив дочь. Вторая  встреча рассказчика со станционным смотрителем – очень важный фрагмент текста ещё и потому,  что в ней прослеживается тема греха  и самого Вырина. Вспомним с учащимися момент увоза Дуни.

Её как будто невольно толкает на это сам отец.. Дуня, кажется, о чём – то догадывается -«стояла в недоумении…» Многоточие  позволяет предположить, что в душе девушке смешались и робость, и страх перед выбором, и тайное предчувствие. Но отец поизносит роковые слова:»Чего же ты боишься?…его высокоблагородие не волк и тебя не съест».

Именно это воспоминание острее всего будет ранить сердце бедного смотрителя потом: «Бедный смотритель не понимал, каким образом мог он сам позволить своей Дуне ехать вместе с гусаром, как нашло на него ослепление, и что тогда было сего разумом».

 Интересно отметить при чтении истории, рассказанной Вырином, тот факт, Дуня собиралась в церковь, гусар «вызвался довезти её до церкви». И кто знает, как бы дальше сложилась жизнь героев, если бы Дуня всё — таки пришла в церковь. «Но Дуни в церкви не было». Не с этого ли момента начался её путь грешницы?

Очень важно проследить за поведением Самсона Вырина при встрече с Минским в Петербурге. Он, старый солдат, униженно просит своего обидчика  вернуть дочь. «Ваше высокоблагородие!.. сделайте такую божескую милость!..»Далее следует эпизод с деньгами. И вновь тема греха и падения является основной в повествовании.

Минский  находится в «крайнем замешательстве» и понимает свою вину:  « …виноват перед тобой и рад просить у тебя прощения…». Минский пытается свой грех искупить, видимо, единственно известным ему способом – деньгами. После встречи с Дуней в доме Минского Вырин решает отступиться.

Теперь он знает об отношении дочери ко всему происшедшему, и надежда на то, что дочь была увезена против собственной воли, рухнула. «Она с нежностью смотрела  на Минского, наматывая его чёрные кудри на свои сверкающие пальцы». Увидев отца, Дуня упала в обморок.

Не потому ли, что  всё время на душе огромной тяжестью лежало чувство вины перед отцом .Без родительского благословения полного счастья замужество не принесёт.

Такова история «заблудшей овечки», и похожая, и столь отличная от евангельской притчи о блудном сыне. Дуня не вернулась домой, не припала  к стопам отца, не дала ему возможности простить и принять её. «Не согрешишь- не покаешься, не покаешься – не спасёшься»,-гласит народная мудрость. Не сумела спасти отца своего Дуня Вырина..

Третьей встречи рассказчика с Самсоном Выриным не было: старик спился и умер. Но то, что узнал заезжий литератор, посетив бывшую станцию, было потрясением: неизвестная «прекрасная « барыня плакала на могиле смотрителя.

Дуня, напомнившая нам судьбу блудного сына и библейской легенды, но с раскаянием более мучительным, ибо застала вместо отца могилу и некому было сказать «прости», до конца жизни нести ей этот тяжкий крест – быть виновницей отцовской смерти.

Небольшой тест поможет  учащимся определить основную мысль произведения.

1) Как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними.         

2) Путь к исцелению у всех один: прозреть, обвинить себя, иметь мужество признать ошибки и покаяться.

3) Берегись также, чтобы люди, заметив твое непочтение к родителям, не стали сообща презирать тебя…

4) Что ты сам сделаешь для родителей своих, того же ожидай и себе от детей.

А.С. Пушкин преподал всем нам серьёзный нравственный урок. Так о чём эта повесть?

О любви. Об ответственности. О взрослении. О соблюдении пятой библейской заповеди: «Чти отца твоего и матерь твою да благо ти будет, долголетен будешь на земли».

О маленьком  человеке? Да и об этом тоже. Повесть не случайно называется «Станционный смотритель». Она повествует, прежде всего, о разрушении мира «маленького человека» после вторжения силы, богатства и власти, после совершённого греха и падения единственно близкого человека.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/09/11/tema-greha-i-pokayaniya-v-proizvedenii-a-s-pushkina

Анализ повести «Станционный смотритель»

В этой статье мы рассмотрим краткий анализ повести «Станционный смотритель», которую Александр Пушкин написал в 1830 году, и которая вошла в сборник «Повести Белкина».

В этом произведении два ярко выраженных главных персонажа. Это сам станционный смотритель, который служит на станции, зовут его Самсон Вырин. И его любимая красавица-дочь Дуня. Есть еще гусар Минский, который тоже сыграл немаловажную роль. Итак, коротко в двух словах сюжет повести «Станционный смотритель»:

Самсон Вырин — мелкий чиновник, служащий на станции. Он добр и мирен, хотя на нем постоянно срывают дурное настроение проезжающие. Дочь Вырина Дуня — красавица и помощница. Как-то раз к ним приезжает гусар Минский, который притворяется больным, чтобы несколько дней побыть с девушкой, в которую он влюбился.

Затем, обманув отца, гусар увозит Дуню в Петербург. Самсон Вырин делает попытки забрать дочь, но ничего не выходит. С горя он начинает пить, и, в конце концов, спивается от такой несчастной жизни, превратившись в дряхлого старика. Дуня, по всей видимости, выходит замуж за Минского, рожает ему троих детей, ни в чем не нуждается.

Узнав о кончине отца, она глубоко сожалеет и корит себя всю жизнь.

Таков сюжет повести, без его рассмотрения анализ «Станционного смотрителя» был бы неполным.

Проблематика повести

Конечно, Пушкин поднимает ряд проблем в этой повести. Например, идет речь о конфликте — вечном конфликте — между родительской волей и детьми. Часто родители не отпускают ребенка из отчего дома, а выросшим детям хочется жить самостоятельной жизнью.

Так и в «Станционном смотрителе», анализ которого мы проводим.

Дочь Дуня хорошо помогает Вырину, потому что работа у него непростая, лошадей не хватает, люди из-за этого нервничают и злятся, постоянно назревают какие-то конфликты, а обаяние Дуни и ее приятная внешность помогают многое уладить.

Кроме того она трудится по уюту в доме, служит перед клиентами. Неудивительно, что Самсон Вырин так ценит свою дочь и не хочет её отпускать, ведь для него она — главное в жизни.

Когда Минский увозит Дуню, Вырину кажется, что это похоже на похищение, он не верит, что она сама желает ехать с ним. Отправившись вызволять дочку, Вырин сталкивается с твердой реакцией — гусар ни в какую не хочет расставаться со своей возлюбленной, хотя станционному смотрителю кажется, что он просто использует её, как новую игрушку — поиграет и бросит.

Выводы в анализе повести «Станционный смотритель»

Самсон Вырин растерян и удручен, и хотя он уезжает обратно к себе, он рисует в воображении судьбу своей дочери весьма уныло. Не верится ему, что Дуня и гусар Минский будут счастливы, и он в итоге просто спивается.

Чему учит повесть «Станционный смотритель», что особенно хотел подчеркнуть автор? Выводов можно сделать много, каждый найдет для себя что-то свое. Но в любом случае видно побуждение дорожить семейными узами, любить близких и думать об их чувствах. Кроме того, никогда нельзя отчаиваться и позволять обстоятельствам загонять себя в угол.

Надеемся, что помощью вам также будет краткое содержание этого произведения. Сейчас вы прочитали краткий анализ «Станционного смотрителя». Предлагаем вашему вниманию также статью с сочинением по данной повести.

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-povesti-stancionnyy-smotritel

Анализ произведения «Станционный смотритель» Пушкина

В основу сюжета повести «Станционный смотритель» положен случай из обычной жизни. Для читателя ситуация проста и узнаваема: расположенная в глуши почтовая станция, однообразная, утомительная суета, бесконечные проезжающие. Пушкин выбирает эпиграфом шутливое стихотворное высказывание своего друга, поэта князя П.А. Вяземского:

Читайте также:  "капитанская дочка" пушкина: краткое содержание по главам

Коллежский регистратор,

Почтовой станции диктатор.

Однако этот эпиграф подчёркивает серьёзный тон повести, выражающей глубокое сочувствие к судьбе станционного смотрителя, чиновника самого низшего — четырнадцатого — класса Самсона Вырина.

Сюжетная интрига повести состоит в том, что проезжий гусар увозит с собой единственную дочку Вырина, свет и смысл всей его безрадостной жизни — Дуню. Это происшествие было весьма обычным, ничем не выделяющимся из числа таких же бесчисленных несчастий, поджидающих человека.

Однако цель повести в другом: не запечатлеть одно из них, а показать судьбу отца и дочери в условиях изменяющегося времени.

Пушкин назвал свою повесть «Станционный смотритель», желая этим подчеркнуть, что её главным героем является Самсон Вырин и что идея повести связана прежде всего с ним.

Образ Самсона Вырина открывает в русской классической литературе тему «маленького человека», развиваемую позже самим Пушкиным в поэме «Медный всадник» (1833) и продолженную Н.В. Гоголем прежде всего в повести «Шинель» (1842). Тема «маленького человека» получила в русской литературе дальнейшее развитие в прозе И.С. Тургенева и Ф.М.

Достоевского, постепенно замещая дворянскую литературу и создавая почву для произведений о герое — представителе широких слоёв населения, «человеке большинства». Поэтому автор, описывая на первых страницах повести низкое социальное положение героя, призывает обратить на него пристальное внимание как на человека.

Этим вызвано ироничное рассуждение о том, «что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила чин чина почитай ввелось в употребление другое, например: ум ума почитай? Какие возникли бы споры!..».

Имя героя — Самсон Вырин — составлено автором с целью выразить своё отношение к личности и характеру этого человека.

Сочетание героического библейского имени Самсон, совершившего выдающиеся подвиги, и заурядной, невыразительной фамилии Вырин выражает мысль автора о том, что, несмотря на низкое происхождение героя, ему свойственны высокие, благородные чувства.

Он беззаветно любит свою дочь, при этом заботясь только о её благополучии. В нём также сохраняются гордость и достоинство. Вспомним, какой была его естественная реакция, когда гусар засунул ему деньги за обшлаг рукава, словно откупаясь от старика.

События повести «Станционный смотритель» Пушкина не происходят на глазах у читателя, он узнаёт их от повествователя, который выступает и как рассказчик, и как герой произведения.

Экспозиция, или пролог, произведения включает две части: рассуждение повествователя об участи станционных смотрителей, позволяющее писателю использовать его и для характеристики времени, состояния дорог, нравов, и для представления конкретного места действия.

Три раза герой-повествователь приезжает на станцию, находившуюся на «тракте, ныне уничтоженном», как и память о некогда живших там людях. Таким образом, сам рассказ об основных событиях состоит из трёх частей, подобно триптиху — трёхчастной живописной картине.

Первая часть — это знакомство с обитателями почтовой станции, картина мирной, ничем не замутнённой жизни; вторая — печальный рассказ старика о несчастье, постигшем его, и о судьбе, выпавшей Дуне; третья часть передаёт картину сельского кладбища, выполняющую функцию эпилога. Такая композиция придаёт повести философский характер.

Важную роль в повести «Станционный смотритель» играют времена года. Вот как начинается рассказ о событиях: «В 1816 году, в мае месяце, случилось мне проезжать через ***скую губернию…» Так вводится повествование, словно изображается начало жизни. Соответствует этому и описание погоды, всё вокруг исполнено силы и энергии: «День был жаркий.

В трёх верстах от станции *** стало накрапывать, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки». А вот последний приезд героя-рассказчика, окончание повести: «Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо; холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и жёлтые листья со встречных деревьев». Эта пейзажная зарисовка символизирует прошедшую жизнь, умирание.

Так эпилог становится философским комментарием к повести.

Содержание повести «Станционный смотритель» соотносится с притчей о блудном сыне. Картинки с изображением этого сюжета рассказчик видит на стенах комнаты Вырина.

История блудного сына из Библии повествует нам об извечной ситуации в жизни человека, который без благословения покидает родительский дом, совершает ошибки, расплачивается за них и возвращается в отчий дом. Пушкин описывает эту историю с лёгким юмором, но юмор служит не для того, чтобы выразить насмешливое отношение, а чтобы заострить внимание на нужных моментах.

Например, «…почтенный старик в колпаке и шлафроке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами».

В этой сцене Пушкин привлекает взгляд читателя к двум обстоятельствам: юноша «поспешно» принимает от отца всё, поскольку торопится поскорее начать независимую и весёлую жизнь, и юноша с одинаковой поспешностью принимает «благословение и мешок с деньгами», словно они равноценны для человека. Таким образом, вся повесть строится на мудрой и вечной истории о жизни человека, необратимом потоке времени и неизбежности изменений.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 8 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. — М.: Вентана-Граф, 2016

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/pushkin_a_s/analiz_proizvedenija_stancionnyj_smotritel_pushkina/53-1-0-2074

Тема и идейный смысл повести А. С. Пушкина»Станционный смотритель»-помогите плиззз, спс заранее

  • Цели урока:

    1. Дидактическая:

    раскрыть идейно-художественное содержание повести; совершенствовать навыки работы с литературоведческими терминами; формировать навыки литературоведческого анализа текста (постижение идеи произведения в единстве формы и содержания) ; совершенствовать навыки сравнительного анализа.

    2. Развивающая:

    совершенствовать монологическую и диалогическую речь; развитие аналитического мышления.

    3. Воспитательная:

    осознанное, вдумчивое чтение, бережное отношение к слову; воспитание чувства долга, ответственности, взаимопонимания.

    Запись в тетради и комментирование литературоведческих терминов:

    Эпиграф. Тема «маленького человека» . Идея. Проблема. Литературный герой. Конфликт. Характеристика героя. Нравственный выбор. Авторская позиция. Ирония. Композиция. Сравнение. Эпитет.

    На изучение данного произведения программой отводится 1 час. Как правило, учитель делает акцент на рассмотрении социальной и нравственной проблем:

    проблемы бесправного положения «маленького человека» ; проблемы нравственного выбора.

    На мой взгляд, данный текст является благодатным материалом для обучения литературоведческому анализу: через идейно-художественный анализ некоторых эпизодов возможно более глубокое раскрытие содержания произведения.

    Учитель обращает внимание на смысловую нагрузку слова, развивая, таким образом, лингвистическое чутьё, воспитывая и развивая читательскую культуру. . Подобная форма работы предполагает самостоятельное рассмотрение хрестоматийных вопросов в письменной форме. Этот этап можно обозначить как выявление читательского восприятия учащихся.

    К примеру, следующие вопросы, традиционно разбирающие в классе, учащиеся 7 класса способны рассмотреть самостоятельно:

    Каков смысл названия произведения? Почему повесть названа не именем главного героя «Самсон Вырин» (по аналогии «Дубровский» , «Евгений Онегин») ? В чём состоял нравственный выбор Самсона Вырина и Дуни?

    Учитель заранее раздаёт вопросы и обозначает фрагменты, над которыми ребята будут работать в классе.

    Вопросы к уроку:

    Определите тему, идею, конфликт, проблемы повести. Какие аспекты проблем вы можете выделить? Авторское отношение к героям? (см. презентацию в приложении) Что общего и различного в судьбах героев картин Венециана А. В. «Дуня на могиле отца» и Рембранта «Возвращение блудного сына» ? Каков смысл последних строк произведения и какова связь между этими строчками и эпиграфом?

    Эпиграф урока:

    И долго буду тем любезен я народу,
    что чувства добрые я лирой пробуждал.

    А. С. Пушкин

    Эпизоды №1

    «…Долго стоял он неподвижно, наконец увидел за обшлагом своего рукава свёрток бумаг; он вынул их и развернул несколько пяти и десятирублёвых смятых ассигнаций. Слёзы опять навернулись на глазах его, слёзы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком и пошёл… Отошел несколько шагов, он остановился, подумал… и воротился… но ассигнаций уже не было» .

    Анализ данного эпизода позволяет выявить не только бесправное положение «маленького человека» , но и наблюдать за невидимой схваткой между Минским и станционным смотрителем.

    Обратите внимание: причастие «смятых» находится не перед числительными «пять» , «десять» , а перед существительным «ассигнаций» , то есть унизительное положение чиновника 14 класса подчёркивается не столько суммой, какой оценил чувства несчастного отца дворянин, сколько небрежностью состояния денег, данных с такой же небрежностью Минским. В ответ на это Самсон Вырин «сжал» бумажки в комок. Лингвистический анализ:

    смятых — сжал; ассигнации -бумажки.

    — позволяет увидеть негодование мелкого чиновника («притоптал каблуком») , его моральное превосходство, но глаголы «подумал» , «воротился» разочаровывают читателя, напоминая ему об эпохе, когда народ ещё не созрел до осознанного бунта.

    Эпизод №2

    «.…Таков был рассказ приятеля моего, старого смотрителя, рассказ, неоднократно прерываемый слезами, которые живописно отирал своею полою… . Слё

  • АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ»»

    АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ»Авторская позиция — это отношение автора к своим героям, выраженное в смысле названия произведения, в портретах героев, в их мыслях и чувствах, в композиции, в символике, в описании природы, а также непосредственно в оценках повествователя.

    Отношение Пушкина к главному герою повести «Станционный смотритель» Самсону Вырину можно понять двояко. На первый взгляд, авторская позиция в этом произведении совершенно ясна: автор сочувствует своему герою, сопереживает ему, изображая горе и страдания старика. Но при такой трактовке авторской позиции «Станционный смотритель» теряет всю свою глубину. Картина намного сложнее.

    Пушкин не зря вводит в повесть образ повествователя, от лица которого идет рассказ. Он своими мыслями, рассуждениями как бы закрывает истинное отношение автора к главному герою. Чтобы понять автора, нельзя полагаться на поверхностные впечатления от текста повести: Пушкин завуалировал свою точку зрения в более мелких деталях, которые видны только при подробном изучении текста.

    Особую роль в произведении играет символика. Символика — это одно из основных средств выражения авторской позиции, которое отражено в текстовых элементах, не влияющих на основное развитие сюжета, а, может быть, только предугадывающих его. Так, по картинкам, висевшим на стене в комнате Самсона Вырина, которые долго рассматривал рассказчик, мы можем судить о дальнейшем ходе событий.

    Картинки «изображали историю блудного сына». На первый взгляд может показаться, что эти картинки рассказывают о жизненном пути Дуни. Но на самом деле образ блудного сына — это образ самого главного героя. Первая картинка говорит о том, что Самсон Вырин «уходит» от своей дочери. Ведь он совсем не верит в ее счастье, он даже не способен представить, что молодой гусар может жениться на Дуне.

    В разговоре с Минским в Петербурге Вырин сказал: «отдайте мне.. . бедную мою Дуню. Ведь вы потешились ею; не губите ее понапрасну». В этих словах проявляются как отцовские чувства, так и непонимание своей дочери, отсутствие веры в любовь. Дуня с Минским сразу договорились, что уедут вместе.

    Но почему они не сказали ничего об этом Самсону Вырину? Они полюбили друг друга, но можно предположить, что гусар не сразу решил жениться на дочери бедного станционного смотрителя, поэтому Дуня и Минский не могли ничего сказать. Отец, не доверяя молодому гусару и не веря в силу любви, разбил бы их счастье, а вместе с этим и их жизнь.

    «Что такое станционный смотритель? » — спрашивает Пушкин у читателей через рассказчика в самом начале повести. «Сущий мученик четырнадцатого класса», потому что его чин становится его жизнью, то есть он «ограничен», он мыслит именно как «чиновник четырнадцатого класса».

    И конечно, по его логике, бедная девушка не может быть счастлива с богатым ротмистром, который только посмеется над ней и уж, конечно, никогда не женится. Самсон Вырин при этом недальновиден. Дуня не решалась сама сесть в кибитку, и, может быть, у нее не хватило бы смелости это сделать, но ее отец сказал: «Чего ж ты боишься?. . ведь его благородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви». Самсон Вырин как бы сам определил судьбу своей дочери.

    Но вернемся опять к символике произведения. На ограниченность, недальновидность Вырина намекает вторая картинка. На ней мы видим блудного сына, окруженного «ложными друзьями». Действительно, и в другом случае Самсон Вырин поверил доктору, посоветовавшему здоровому гусару отдых и покой на несколько дней, даже и не подозревая, что этот доктор в сговоре с Минским.

    На третьей картинке изображен юноша, который пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Этот сюжет как бы подсказывает дальнейшую судьбу смотрителя, который за три или четыре года без Дуни превратился из «бодрого мужчины» в «хилого старика».

    Он не мог простить себе, что отпустил дочь, одно упоминание о ней вызы

  • Источник: http://goxi.ru/21888/

    Ссылка на основную публикацию