Сказки а.с. пушкина (полный список всех сказок)

Сказки А.С. Пушкина. Читать онлайн бесплатно

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) — русский поэт и драматург, один из самых авторитетных литературных деятелей начала 19 века, основатель литературного журнала «Современник», автор многочисленных сказок, поэм, романов, повестей и стихотворений.

Детство человека невозможно представить без выдуманных историй, которые ему рассказывают близкие люди. Наибольшее впечатление на ребенка оказывают стихи, наполненные волшебством и загадками. Самые лучшие произведения этого жанра были написаны гением русской словесности А. С. Пушкиным.

В каждой строфе его сказок чувствуется талант и мастерство великого русского сочинителя.

Взяв за основу истории своей няни, автор сумел выразить их в совершенной поэтической форме. Так часть народного фольклора стала доступна для читателей широкого круга. Благодаря интернету современным родителям не нужно искать изданные произведения Александра Сергеевича, гораздо быстрее и проще найти сказки Пушкина онлайн.

Читать сказки Пушкина онлайн

Каждое произведение поэта пронизано изяществом слога и народной мудростью. В них ярко представлены смелость и безрассудство, ум и недалекость, благородство и коварство.

Удивительные сказки Пушкина читать лучше всего вместе с ребенком – тогда родители смогут объяснить малышу любые непонятные моменты.

Размещенные на ресурсе стихотворения доступны и для взрослых, и для юных ценителей волшебных историй.

Сказка У лукоморья дуб зелёный

Сказка У лукоморья дуб зелёный читать: У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит,…

Сказка о царе Салтане

Сказка о царе Салтане читать: Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица,- Говорит одна девица,- То на весь крещеный мир Приготовила б я пир». — «Кабы я была царица,- Говорит ее сестрица,- То на весь бы…

Сказка о золотом петушке

Сказка о золотом петушке читать: Негде, в тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон. Смолоду был грозен он И соседям то и дело Наносил обиды смело; Но под старость захотел Отдохнуть от ратных дел И покой себе устроить.…

Сказка о попе и работнике его Балде

Сказка о попе и работнике его Балде читать: Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошёл поп по базару Посмотреть кой-какого товару. Навстречу ему Балда Идёт, сам не зная куда. “Что, батька, так рано поднялся? Чего ты взыскался?” Поп ему в ответ: “Нужен…

Сказка о рыбаке и рыбке

Сказка о рыбаке и рыбке читать: Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу. Раз он в море закинул невод…

Источник: https://mamontenok-online.ru/skazki/a-s-pushkin/

Сказки Пушкина

Представляем Вашему вниманию список сказок Пушкина с их краткими содержаниями. Они были написаны в стихах, очень легко читаются, поэтому советуем прочитать эти чудесные произведения нашего великого поэта целиком. И желательно с детьми.

Сказка о царе Салтане

(Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди)

Сказка эта о любви и великодушии, но ее события также ярко покажут, на что способны зависть и злоба.

Две старшие сестры возненавидели младшую за то, что царь Салтан полюбил ее и взял в жены. Мечтая разлучить их, злодейки заручаются поддержкой некоторых людей из царского окружения. И вот, пока Салтан воевал, его жену и сына жестоко изгнали из дворца.

Они попадают на далекий остров, полный невообразимых чудес, где возмужавший Гвидон становится князем-правителем.

Лебедь, однажды спасенная князем от коршуна, своим волшебством помогает ему побывать в отцовском дворце, узнать, кто разрушил их семью, и восстановить справедливость.

Сказка о рыбаке и рыбке

Мораль этой сказки актуальна всегда: чтобы не потерять того, что имеешь, надо обладать чувством меры и быть благодарным за добро.

Жили старик со старухой в землянке у моря. Посчастливилось старику поймать в сеть золотую рыбку, которая могла исполнить все желания, но он отпустил ее просто так.

А вот жена его хотела то одного, то другого – от нового корыта до царского величия.

По ее велению вновь и вновь ходил старик на поклон к Золотой рыбке, но богатых даров все равно казалось мало: старухе понадобилось еще и владычество морское! На это рыбка ничего не ответила, но за неуемную жадность неблагодарную бабу наказала.

Сказка о попе и о работнике его Балде

Как-то раз жадный поп ходил по базару, ища себе работника, чтобы тот был на все руки мастером, трудился за семерых и брал за это недорого. Повстречался ему Балда и подрядился работать целый год всего за три щелчка по хозяйскому лбу.

Время шло, и все бы хорошо, но стал поп бояться расплаты. Чтобы уберечь свой лоб, он дал работнику опасное поручение: коль не выполнит его, то и платы никакой не будет. Однако, справился с этим хитрый Балда и явился к попу в назначенный срок. Не поздоровилось скряге от обещанных щелчков, да так, что ум из него прочь. А не надо искать небывалой дешевизны!

Сказка о золотом петушке

По словам автора, «сказка ложь, да в ней намек». Урок же ее таков: долг платежом красен, а тому, кто не держит слово, несдобровать.

Старому царю Дадону соседи грозили со всех сторон, и не было у него войска, чтобы охранять все границы. Призвал царь на помощь звездочета и получил от него золотого петушка, который, сидя высоко, криком предупредит об опасности. За услугу мудрецу было обещано выполнение любого желания.

Петушок служил исправно, и недругов поубавилось. Но вот подступили враги неведомые; пришлось царю выступить в поход, когда его сыновья не одолели этой напасти. А врагом оказалась шамаханская царица, и царевичи из-за ее красоты погубили друг друга.

Старик Дадон тоже не устоял перед ней и, забыв обо всем, повез во дворец. Звездочет потребовал красавицу себе, напомнив царю о его обещании. Ответом ему был удар посохом по голове.

Тут налетел волшебный петушок и клюнул Дадона так, что дух из него вышел; сразу исчезла и царица.

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

О черной зависти, об убийственной злобе и о всепобеждающей силе любви повествует эта сказка.

Уехал царь в далекие края. Тем временем царица родила дочь, а потом скончалась, не снеся радости от его возвращения. Через год он снова женился. Новая царица заботилась только о том, чтобы краше нее никого на свете не было, и все допытывалась об этом у волшебного зеркальца.

Но вот повзрослела, расцвела царевна, и жених для нее нашелся – королевич Елисей. Зеркальце сообщило мачехе, что она уже не первая красавица.

Воспылав ненавистью, та решила извести падчерицу и приказала отвести ее в лес на погибель. Однако девушка попала в дом семи богатырей, которые по-братски стали заботиться о ней.

Узнав об этом, мачеха заставила служанку обманом передать ей отравленное яблоко и добилась своего: царевна упала замертво.

Богатыри положили названную сестрицу в хрустальный гроб и отнесли его в горную пещеру. Вскоре Елисей, обойдя весь свет в поисках пропавшей невесты, с помощью солнца, месяца, ветра и любящего сердца нашел ее и освободил из плена вечности. Они сыграли свадьбу, а царица извела себя злобой и досадой.

Сказка о медведихе

Набрел мужик в лесу на медведиху с тремя малыми медвежатами и не пожалел никого: медведиху убил, а детушек ее посадил в мешок. Шкуру он отдал жене на шубу, а на медвежатах решил подзаработать. Узнал медведь, что извели его семью, и загоревал. Как разные звери ни старались, они не могли утешить хозяина леса…

Это произведение А.С. Пушкин не закончил, и в дальнейшем оно редактировалось и издавалось другими людьми.

Источник: http://rus-liter.ru/publ/pushkin_aleksandr_sergeevich/skazki/skazki_pushkina_spisok_vsekh_skazok_s_nazvanijami_i_kratkim_soderzhaniem/27-1-0-62

Сказки Пушкина Александра Сергеевича

Три дня купеческая дочьНаташа пропадала;Она на двор на третью ночьБез памяти вбежала.С вопросами отец и матьК Наташе стали приступать.Наташа их не слышит,

Читайте также:  Тема поэта и поэзии в лирике а.с. пушкина

Дрожит и еле дышит.

Читать дальше

Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хозарам; Их сёла и нивы за буйный набег Обрёк он мечам и пожарам; С дружиной своей, в цареградской броне,

Князь по полю едет на верном коне.

Читать дальше

Для вас, души моей царицы,Красавицы, для вас однихВремен минувших небылицы,В часы досугов золотых,Под шопот старины болтливой,Рукою верной я писал;Примите ж вы мой труд игривый!Ничьих не требуя похвал,Счастлив уж я надеждой сладкой,Что дева с трепетом любвиПосмотрит, может быть, украдкой

На песни грешные мои.

Читать дальше

Негде, в тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон. Смолоду был грозен он И соседям то и дело Наносил обиды смело; Но под старость захотел Отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить.

Читать дальше

Как весенней теплою пороюИз-под утренней белой зорюшки,Что из лесу, из лесу из дремучегоВыходила бурая медведихаСо милыми детушками-медвежатами

Погулять, посмотреть, себя показать.

Читать дальше

Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. Ждёт-пождёт с утра до ночи, Смотрит в поле, инда очи Разболелись, глядючи

С белой зори до ночи.

Читать дальше

Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошёл поп по базару Посмотреть кой-какого товару. Навстречу ему Балда

Идёт, сам не зная куда.

Читать дальше

Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу. Раз он в море закинул невод —

Пришёл невод с одною тиной.

Читать дальше

Сказка о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди.

 Три девицы под окномПряли поздно вечерком.»Кабы я была царица,-Говорит одна девица,-То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир».

Читать дальше

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Читать дальше

Когда мы начинаем читать сказки Пушкина, то отправляемся в необыкновенный мир. Всем известно об любви Пушкина к русским народным сказкам, былинам, песням, к истории России. На нашем сайте вы можете читать сказки Пушкина онлайн без ограничений.

Рассказы этого великого писателя не могут не понравится. Здесь вы можете найти полный список сказок Пушкина.

Сюжеты своих сказок Пушкин брал в в основном не из книг, а из воспоминаний юности и детства, когда его любимая няня Арина Родионовна рассказывала ему свои сказки.

Источник: http://VseSkazki.su/avtorskie-skazki/skazki-pushkina-online.html

Сказки Пушкина

Сказки Пушкина читать интересно, их список невелик, но героев знают все: золотой петушок, поп и его работник Балда, рыбак, поймавший золотую рыбку, царь Салтан, богатыри и, конечно, ученый кот.

Пушкин писал сказки в духе русских народных, с выражением чувств народа, его интересов.

Автор всегда использует сказочный сюжет в стихотворной форме, имена героев многозначительны, а литературный язык передает все нюансы русской души.

Сказки Пушкина можно условно разделить на два периода: ранний и поздний. Представленный на сайте список сказок Пушкина относится к позднему периоду, который был наиболее плодотворным для автора.

Народная поэзия в виде устного творчества сопровождала и сопровождает людей на протяжении всей жизни, начинается знакомство с колыбельной, затем сказки и продолжается вплоть до смерти. Поются песни в праздники: на свадьбах и других застольях, вечерних посиделках с друзьями.

Наш быт, воспоминания счастья или страданий отражаются в преданиях, сказках и передаются из поколения в поколение. Особенно яркими моментами становятся авторские произведения талантливых писателей, отражающие национальную красоту. Сказки Пушкина – именно такие произведения.

Стихийная поэзия народа отражалась в творчестве многих писателей, глубоко проникая в их произведения. Из множества видов народного творчества особенно часто записывались волшебные сказки, отражающие одновременно трудолюбие и лень, радости и горести русского народа.

Пушкин, любивший историю и своих предков, в склонной ему лирической манере довольно реалистично и с юмором описывал настроения близкого ему народа. Такому проникновению в душу содействовала ссылка писателя в Михайловское, где он жил в тесной связи с крестьянами, их сетованиями на жизнь и маленькими радостями.

Пушкин в то время не просто проникся культурой народа, но и старался изложить его мысли и идеи в своем поэтическом творчестве.

Сказки Пушкина список

Читая сказки Пушкина, невольно понимаешь, что автор не ограничился простым изучением жизни обычного человека, он подошел к вопросу творчески, оставив современникам наследие из сказок, каждая из которых является жизненным уроком. Список сказок Пушкина можно разделить логически на две группы:

  • Сказка о попе и о работнике его Балде, сказка о рыбаке и рыбке: написаны в народном стиле, используя образы и дух народа, стиль речи, выглядят действительно как народные сказки.
  • Сказка о царе Салтане, сказка о мёртвой царевне и семи богатырях, сказка о золотом петушке, сказка об ученом коте: написаны с использованием литературных оборотов пушкинского поэтического языка, при этом сохранив характер народности.

Сказки Пушкина читать нужно очень внимательно, кроме необычных авторских героев (таких как золотая рыбка, исполняющая желания или нежная царевна-лебедь), встречаются живописные описания природы и магии.

Примечательно, как Пушкин использовал народное творчество в своих сказках: кроме характерного написания встречаются также поговорки, различные чудесные причитания.

Королевич Елисей общается с солнцем, месяцем и ветром, Гвидон обращается с заклинанием к волне.

Источник: https://deti-online.com/skazki/skazki-pushkina/

Сказки Пушкина читать онлайн, список сказок для детей

Русские народные сказки всегда пользовались популярностью у жителей России. Их очарование и самобытность с ранних лет покорили А. С. Пушкина.

Впитав глубокий смысл историй, услышанных еще в детстве, Александр Сергеевич выразил любимые сюжеты в стихотворной форме. Написанные для детей небылицы с восторгом восприняли даже взрослые читатели.

Великолепный слог и гармония ритма сделали произведения поэта поистине незабываемыми.

Неповторимые сказки Пушкина отлично подходят для введения малышей в мир стихотворного творчества. Полные красочных моментов и захватывающих приключений истории придутся по душе каждому ребенку. Содержащие в себе народную мудрость небылицы передадут ее очередным представителям юного поколения, позволяя им соприкоснуться с великим наследием прошлых лет.

Можно считать список сказок Пушкина небольшим, даже невзирая на значительные объемы созданных произведений, но любая из этих вещей относится к шедеврам русской поэзии.

Стихотворная форма Александра Сергеевича легко запоминается, что позволяет без особых сложностей заучивать их наизусть.

Пожалуй, не найдется в России человека, который не сумел бы сходу продекламировать хотя бы несколько строчек из творчества великого поэта.

Благодаря интернету родители имеют возможность, скачав сказки Пушкина, читать их детям в самое удобное для себя время. Путешествуя с колоритными персонажами по морям и океанам, по горам и долам, малыш познакомится с интересными сюжетами затейливых небылиц. Героями волшебных историй являются смелые витязи, знатные девицы и представители простого народа.

Поучительная сказка о царе Салтане показывает – каждому человеку воздается по делам его. Доброта молодого Гвидона принесла ему не только дружбу с прекрасной лебедью, но и счастье в браке с одаренной волшебницей.

О мертвой царевне, ставшей жертвой козней злобной мачехи, повествует другое произведение Пушкина.

Небылица дает понять, что сильное чувство способно преодолеть любые преграды и совершить невозможное, вернув к жизни пропавшую девушку.

«Сказка о рыбаке и рыбке» знакомит всех с человеческой недалекостью. Неразумное поведение как простодушного старика, так и его сварливой жены привело к тому, что оба они упустили шанс изменить собственную судьбу на склоне лет.

Ненавязчивая мораль этой истории покажет юному читателю, что даже благодарность за спасение имеет свои пределы. Ребенок сможет извлечь жизненные уроки и из другого шедевра Александра Сергеевича. «Сказка о попе и о работнике его Балде» повествует о смекалке русского человека, попавшего в сложную ситуацию.

Он сумеет не только избежать неприятностей, но и наказать глупого любителя наживы.

Читайте также:  А.с. пушкин "сказка о мертвой царевне и семи богатырях": читать текст сказки

Каждое произведение талантливого поэта содержит в себе мудрость и традиции родного народа. Творчество великого российского дарования входит в общемировое наследие человечества, представляя шедевры отечественной литературы. Сказки Пушкина обогатят восприятие малыша и помогут ему вырасти достойной личностью.

Источник: http://www.hobobo.ru/skazki/skazki-pushkina/

Сказки Александра Сергеевича Пушкина читать онлайн

Хотя Александр Сергеевич Пушкин, чего греха таить, был не особо нежен со своими детьми, он за свою жизнь написал несколько детских сказок в стихах. Все они сейчас изучаются в школьной программе и каждый уважающий себя человек должен их прочитать и знать, о чем идет речь в этих сказках.

Список сказок А.С.Пушкина

Вы можете прочитать все эти сказки Пушкина на нашем сайте, перейдя по ссылкам:

Сказки Арины Родионовны

У Александра Сергеевича Пушкина в детстве и юности была няня — Арина Родионовна. Она-то и рассказала ему множество народных сказок и приданий, которые легли в основу сказок Пушкина в зрелом возрасте.

 Няня любила, как она говорила, своего «ангела Александра Сергеевича», опекала его. Ее доброту и привязанность поэт всегда ценил больше, чем родительскую. Он даже называл ее не только «няня», но и «матушка».

До своего поступления в лицей Пушкин жил под одной крышей с Ариной Родионовной. Особенно теплыми стали отношения между поэтом и няней в селе Михайловском, в годы ссылки Пушкина. В Михайловском Арина Родионовна не просто стерегла усадьбу, но и вела все господские дела. Вот что писал поэт в те годы своему брату Льву:

Он записывал сказки, которых няня знала великое множество, песни, с интересом «собирал» сказанные ею поговорки, пословицы, народные выражения. Существует мнение, что именно Арина Родионовна рассказала Пушкину об избушке на курьих ножках, о мертвой царевне и семи богатырях. Все это поэто бережно собрал воедино и воплотил в свои известные на весь мир сказки.

Александр Сергеевич Пушкин, используя фольклор в своем творчестве, был обязан во многом своей няне. Возможно, поэтому великий поэт говорил:

О сказках пушкина

Но не только няня была вдохновительницей поэта. Большим собирателем русского фольклора в то время считался В.И. Даль, который и стал  источником, откуда черпал Пушкин сюжеты и мотивы для своих сказок.

 Сюжет «Сказки о попе и о работнике его Балде» взят из народной сказки «Батрак Шабарша», сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» был дан Пушкину в дар непосредственно Далем и очень напоминает сюжет английской народной сказки и сказки братьев Гримм.

 Сюжет «Сказки о царе Салтане» являлся якобы переработкой народной сказки, записанной Пушкиным в двух версиях, однако сюжет ее имеет известные параллели с «Рассказом о Констанце» из сборника «Кентерберийских рассказов» Чосера.

 Аналогичным образом дело обстояло и с известным произведением Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», сюжет которой якобы был почерпнут из русской народной сказки «Волшебное зеркальце». Однако связь сказки Пушкина с сюжетом народной сказки довольно отдаленная и больше соответствий находит в сюжете сказки братьев Гримм «Белоснежка». Схема сюжета передана полностью, и перенесена, и интегрирована Пушкиным с использованием чисто славянских мотивов.

«Сказка о попе и о работнике его Балде» написана поэтом в Болдино 13 сентября 1830 года и при жизни поэта не печаталась. Основой для ее создания послужила русская народная сказка, записанная Пушкиным в селе Михайловском. Летом 1831 года Пушкин впервые читал эту сказку Николаю Васильевичу Гоголю в Царском селе.

Позднее Гоголь писал: «сказки русские народные — не то, что „Руслан и Людмила“, но совершенно русские» и конкретно об этой сказке: «Одна сказка даже без размера, только с рифмами и прелесть невообразимая». «Сказка о попе и о работнике его Балде» впервые вышла в печать в 1840 году, благодаря В.А. Жуковскому.

Интересен тот факт, что по цензурным причинам Жуковскому пришлось заменить попа купцом: «Жил-был купчина Кузьма Остолоп // По прозванию Осиновый-Лоб», далее всюду «поп» был заменён на «Кузьму». Оригинал, выпущенный под редакцией П.Е. Ефремова увидел свет только в 1882 году в собрании пушкинских сочинений.

В изданиях для народа до начала XX века сказка печаталась с купцом Остолопом.

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» (укороченный вариант названия — «Сказка о царе Салтане») была создана и впервые издана в 1832 году.

Известно, что первоначально Пушкин хотел при написании сказки чередовать стихи с прозой, но впоследствии отказался от этой идеи.

Так же известно, что «Сказка о царе Салтане» — это вольная обработка народной сказки, которая была записана Пушкиным в двух различных вариантах, однако не следовал в точности ни одному из них, свободно экспериментировал с сюжетом, сохраняя при этом народный характер содержания.

Длинное заглавие сказки имитирует распространённые в XVIII веке заглавия лубочных повествований. «Сказка о царе Салтане» написана четырехстопным хореем с парной рифмовкой: в те времена это был распространенный способ «подражания» народной поэзии.

«Сказка о рыбаке и рыбке» написана 14 октября 1833 года, а напечатана в журнале «Библиотека для чтения», в мае 1835 года. В рукописи есть интересная помета: «18 песнь сербская». Это означает, что Александр Сергеевич Пушкин собирался включить ее в состав «Песен западных славян».

О родственных мотивах с произведениями этого цикла говорит его стихотворный размер. Сюжет основан на русской народной сказке «Жадная старуха» и перекликается с померанской сказкой «О рыбаке и его жене» из сборника сказок Братьев Гримм.

Из-за того, что в конце сказки братьев Гримм старуха хочет стать римским папой, в первой рукописной редакции сказки у Пушкина старуха сидела на Вавилонской башне, а на ней была папская тиара.

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» написана осенью 1833 года в селе Болдино. В основе её русская сказка, записанная Пушкиным в Михайловском. Вновь сюжет сказки сильно перекликается с «Белоснежкой и семью гномами» братьев Гримм.

«Сказка о золотом петушке» последняя пушкинская сказка была написана в 1834 г. (напечатана в 1835 г.) и представляет собой единственный случай у Пушкина, когда в основу сюжета русской народной сказки положен чисто литературный источник: шутливая новелла американского писателя Вашингтона Ирвинга «Легенда об арабском звездочете».

Пушкин с удивительным мастерством заменил сложный, запутанный, обремененный посторонними деталями ход повествования Ирвинга простой, четкой, художественно выразительной композицией, а условно литературные фантастические образы — образами русской народной поэзии.

Он создал на этой основе свою сказку, близкую и в идейном и образном отношении к подлинно-народному творчеству.

Данные произведения были новаторскими, т.к. впервые вводили в литературу подлинную народную поэзию, то есть не только занимательные, романтические приключения героев или лирические переживания «красной девицы» и «доброго молодца», к чему были читающее дворянство того времени совершенно не имело привычки.

В пушкинских сказках рассматривается тема социальной несправедливости (о жадном и глупом попе и батраке, наказавшем его с помощью нечистой силы ), затрагиваются моральные идеалы народа («Сказка о рыбаке и рыбке») и т. п.

Пушкин, играя с формами воплощения поэзии в текстовом пространстве, записывает свои произведения в стихах, тогда как в народе сказки как правило «ходили» в прозаическом варианте.

Сказки Пушкина можно условно разделить на два типа.

В сказках первого типа («Сказка о попе», «Сказка о медведихе» и «Сказка о рыбаке и рыбке») Пушкин стремится воспроизвести не только дух и образы народного творчества, но и народные формы стиха (поговорки, песни, просторечия), что является очень смелым и новым шагом для литературы того времени.

Поэт здесь как бы перевоплощается в народного сказителя. Пушкин экспериментирует: сказки о попе и о медведихе написаны подлинно народным стихом, «Сказка о рыбаке и рыбке» — стихом, близким по своему строению к некоторым формам народного стиха, созданным самим Пушкиным.

В этих сказках не найти ни одного слова, ни одного оборота, чуждого подлинно народной поэзии. Сказки второго типа («О царе Салтане…», «О мертвой царевне», «О золотом петушке») написаны более литературным, равномерным стихом, а именно четырехстопным хореем. Тем не менее, по общему духу, мотивам и образам они полностью сохраняют свой народный характер.

Читайте также:  Сходства и различия евгения онегина и владимира ленского в романе пушкина

Сказки Арины Родионовны ли, или западные ли сказки легли в основу сказок Александра Сергеевича Пушкина, все равно ничто не умаляет способности великого поэта донести их до нас красивым стихотворным языком.

Рейтинг:  5 / 5

Источник: https://7gy.ru/knigi-dlya-detej/detskaya-literatura/1293-skazki-pushkina-chitat.html

Сказки Пушкина

Сказки в русском народном духе Пушкин писал на протяжении почти всего своего творчества, с 1814 до 1834 г. Они резко разделяются на две группы: ранние (до 1825 г.) и поздние.

Наше представление о пушкинских сказках, как о важной и серьезной области его поэзии, относится только к поздним его сказкам («Сказка о попе», «О медведихе», «О царе Салтане», «О рыбаке и рыбке», «О мертвой царевне» и «О золотом петушке»).

Ранние сказки Пушкина, а также поэмы на сказочные сюжеты («Бова», «Царь Никита и сорок его дочерей») вовсе лишены подлинной народности, свойственной зрелому пушкинскому творчеству.

В них мы не найдем ни выражения чувств и интересов народа, крестьянства, ни сознательного усвоения и переработки форм и приемов устного народного творчества.

Пушкин в них лишь использует отдельные элементы народной поэзии: сказочный сюжет или мотив, имена сказочных персонажей, отдельные обороты народного стиля и языка. Подобным образом использовали народное творчество почти все русские писатели XVIII и начала XIX в.

Устная народная поэзия сопровождала всю жизнь крестьянина, от рождения до смерти, от колыбельной песенки до похоронного причитания. Повсюду в народе пелись песни, рассказывались сказки.

Пели ямщики в пути, песни звучали во время работы и в праздники, в хороводах и на свадьбах, пели и рассказывали на зимних посиделках.

Весь быт народа, его страдания и радости, его борьба, его исторические воспоминания — все это получало выражение в народной поэзии, в песнях, былинах, сказках, преданиях, передававшихся от поколения к поколению, обновлявшихся или создававшихся впервые.

Писатели XVIII и начала XIX в. с детства были окружены этой стихией народной поэзии. Она, естественно, проникала и в их собственное творчество. Подражания народным песням или сказкам писали почти все поэты, независимо от их социальных и политических взглядов: и Сумароков, и Державин, и Радищев, и Карамзин, и Дельвиг, и Жуковский, и Катенин, и многие другие.

Но из всего богатого и разнообразного моря народной поэзии дворянскими писателями того времени воспроизводились почти исключительно темы и сюжеты, не затрагивающие социальных противоречий крепостной действительности: лирические любовные песни и волшебные сказки.

Иногда, как в ранних сказках и поэмах Пушкина (или в «Бове» Радищева), народные образы привлекались для создания грубовато-эротических картин и сюжетов.

Переход Пушкина в середине 20-х гг. к реализму сопровождался у него глубоким интересом к народу.

Юношеский лирические сетования на судьбу крепостного крестьянина («Увижу ли, друзья, народ неугнетенный?»), романтический горькие жалобы на отсутствие революционных настроений п народе («Паситесь, мирные народы! // Вас не пробудит чести клич») заменяются теперь пристальным и проницательным изучением народа, его жизни и потребностей, его «души».

Этому изучению содействовало пребывание поэта в ссылке в Михайловском в самом тесном общении с крестьянами, и дворовыми. В отличие от декабристов Пушкин старается подойти ближе к народу, понять его интересы, мечты, идеалы. Как поэт, он знает, что все чувства и мысли народа выражаются в его поэтическом творчестве.

И Пушкин принимается внимательно изучать народную поэзию. Он записывает песни и народные обряды, заставляет свою няню снова рассказывать ее сказки, знакомые ему еще с детства, — теперь он по-иному их воспринимает, ищет в них выражения «народного духа», вознаграждая тем «недостатки проклятого своего воспитания»(1).

Пушкин не ограничивается задачей пассивного изучения народной поэзии: он стремится проникнуть в нее, творчески овладеть ее содержанием и формой, научиться самому создавать такие же песни и сказки, какие создавали безыменные народные поэты.

И это ему удалось настолько, что до недавнего времени некоторые из его произведений в народном духе (например, «Песни о Стеньке Разине») исследователи принимали за записи подлинно народных песен. В отличие от всех предшественников, Пушкин в своих «подражаниях» касается прежде всего социальных и политических тем народной жизни.

Он пишет три «Песни о Стеньке Разине», «единственном поэтическом лице русской истории», как назвал его Пушкин в одном письме. Серьезные социальные темы затрагивает он и в своих сказках.

Своего рода ступенью к народным сказкам были у Пушкина две баллады на народные сюжеты: о девушке, публично разоблачившей злодеев разбойников («Жених», 1825), и о страшном возмездии мужику, из трусости нарушившему свои нравственный долг («Утопленник», 1828).

С 1830 по 1834 г. Пушкиным было написано пять народных сказок в стихах, а одна («О медведихе») осталась незаконченной.

Эти сказки впервые вводили в литературу подлинную, пе приноровленную к интересам дворянского читателя народную поэзию, то есть не только занимательные, фантастические приключения героев или любовные переживания «красной девицы» и «доброго молодца».

В пушкинских сказках затрагивается социальная тема (о жадном попе и батраке, наказавшем его, о мужике, которого тем больше угнетают, чем больше благ доставляет он своим угнетателям), говорится л о моральных идеалах народа («Сказка о мертвой царевне») и т. п.

Самым существенным отступлением пушкинских сказок от типа народной сказки была стихотворная форма, которую придал поэт этому прозаическому народному жанру, подобно тому, как в «Евгении Онегине» он превратил традиционный прозаический жанр романа в «роман в стихах».

Пушкиным созданы сказки двух типов. В одних («Сказка о попе», «Сказка о медведихе» и «Сказка о рыбаке и рыбке») Пушкин стремится воспроизвести не только дух, сюжеты и образы народного творчества, но и народные формы стиха (песенного, поговорочного, раешного), языка и стиля.

Сказки о попе и о медведихе написаны подлинно народным стихом, «Сказка о рыбаке и рыбке» — стихом, созданным самим Пушкиным и близким по своему строению к некоторым формам народного стиха. Поэт здесь как бы перевоплощается в народного сказителя.

Мы не найдем в этих сказках ни одного слова, ни одного оборота, чуждого подлинно народной поэзии.

Остальные три сказки («О царе Салтане», «О мертвой царевне», «О золотом петушке») написаны более «литературно» — литературным, равномерным стихом (четырехстопный хорей с парными рифмами); Пушкин употребляет в них иной раз чисто литературные поэтические выражения и обороты, хотя по общему духу, мотивам и образам они полностью сохраняют свой народный характер.

Пушкин хорошо знал, что многие сказочные сюжеты или отдельные мотивы существуют в устном творчестве разных народов, переходят, видоизменяясь, от одного к другому.

Поэтому он, подобно настоящему народному сказителю, брал, когда это было нужно, то или иные мотивы, детали сюжета из иноязычного фольклора, чудесным образом превращая их в подлинно русские.

Немало вносил он в сказки и своего собственного: по-своему изменял народный сюжет, упрощал или усложнял его, вводил свои образы (золотой рыбки, царевны-Лебедь и т. п.).

В своих сказках Пушкин использовал элементы и других жанров народной поэзии — песен, заговоров, причитаний. Таковы, например, заклинание Гвидона, обращенное к волне, или королевича Елисея — к солнцу, месяцу и ветру, напоминающие плач Ярославны из «Слова о полку Игореве».

Сказки Пушкина — не простое переложение в стихи подлинных сказок, а сложный по своему составу жанр. Пушкин выступает в них и как реконструктор испорченной в устной народной передаче народной сказки, и как равноправный участник в ее создании.

Но понятые в их значении современниками, недооцененные позднейшей критикой, сказки Пушкина были приняты народом. Одна из сказок Пушкина («О рыбаке и рыбке») была записана со слов народного сказителя как чисто народная сказку.

(1) Через десять лет, в 1835 г., вспоминая эти рассказы Арины Родионовны (уже умершей, к этому времени), Пушкин писал в черновом варианте стихотворения «Вновь я посетил…»: Не буду вечером под шумом бури Внимать ее рассказам, затверженным Сыздетства мной, но все приятным сердцу, Как песни давние или страницы Любимой старой книги, в коих знаем, Какое слово где стоит…

Источник: http://PushkinPoetry.ru/skazki.htm

Ссылка на основную публикацию