Стихотворение а.с. пушкина «пророк»: анализ стиха

Анализ стихотворения Пушкина «Пророк» | Литерагуру

Дети знакомятся с творчеством Пушкина еще до школьной программы, а уже сидя за партой, по-настоящему оценивают его вклад в русскую культуру.

Спустя не одно столетие мы зачитываемся «Онегиным», «Медным всадником», «Капитанской дочкой», а так же учим стихотворения великого поэта.

Произведение «Пророк» — одно из ярчайших доказательств того, что Пушкин действительно заслуживает своей похвалы и остается для многих из нас примером.

История создания

Стихотворение «Пророк» было сочинено Пушкиным в 1826 году. Тогда поэт находился в селе Михайловское, где тяжело переживал провал восстания декабристов, с которыми он поддерживал хорошие отношения. Узнав о потере друзей, обеспокоенный автор увлекся Божьим Законом. Накануне брат отправил ему Библию.

Содержательной основой стихотворения «Пророк» стало одно из библейских сказаний, в котором пророку Исайе явился Божий посланник.

По сюжету Библии впечатленный этой встречей человек стал проповедником, но не встретил понимания в народе. Проникнувшийся библейской легендой классик переосмыслил историю, создавая свое стихотворение.

В произведении Пушкина пророком становится поэт, к которому так же является серафим.

Жанр, размер и направление

Стихотворение насыщено пафосом и торжественностью, а цель лирического героя приравнивается к божьей миссии. Учитывая это, с уверенностью можно утверждать, что «Пророк» Пушкина – не просто лирическое стихотворение. Жанровая природа произведения гораздо глубже, поэтому данное творение Пушкина смело можно назвать одой.

В случае с «Пророком» может создаться впечатление, что Пушкин был нацелен на преобладание содержания над формой. В отличие от некоторых его стихотворений, «Пророк» не поделен на строфы, так же поэтом использован не один вид рифмовки.

Сюжет стихотворения, разумеется, заслуживает отдельных строк, но как написано произведение — тоже важно. Размер стихотворения – четырехстопный ямб.

Писать о предназначении так, как это делает Пушкин, дано не каждому поэту, поэтому нарастающий ритм стихотворения – однозначный плюс возвышенного произведения.

Прежде чем перейти непосредственно к содержанию «Пророка», осталось разобраться с направлением, в котором было написано стихотворение. Пушкин проявил себя не в одном направлении, создавая и романтических, и реалистических персонажей.

Что касается рассматриваемого стихотворения, на определение направления нас наводят особенности «Пророка»: переложение библейского сюжета, философская тематика, торжественный стиль строк.

Все это близко к такому направлению, как классицизм.

Композиция

Композиция «Пророка» представляет собой три части.

  1. Лирический герой «влачился в мрачной пустыне», но автор подчеркивает, что он «духовной жаждою томим». Иными словами, поэт познает муки творчества. Такой сильный образ завораживает в самом начале стихотворения, и читатель уже предчувствует немыслимое развитие событий. И действительно, «на перепутье» является шестикрылый серафим.
  2. Посланник начинает наделять героя дарами: у него «отверзлись вещие зеницы» и ушей «наполнил шум и звон», то есть прикоснувшийся серафим награждает поэта зрением, как у орлицы, и чутким слухом. Но для настоящего пророка этого недостаточно, поэтому происходят дальнейшие метаморфозы: «лукавый язык» заменяется на «жало мудрыя змеи». А вместо «трепетного сердца» он получает «уголь, пылающий огнем», как символ достойного носителя света истины.

Теперь, когда поэт зорко видит, чутко слышит, мудро говорит и горячо переживает, стихотворение композиционно завершается возгласом Бога, призывающим пророка «глаголом жечь сердца людей». Отныне перед нами герой уже после момента перерождения, готовый выполнять божью волю.

Главные герои и их характеристика

  1. В начале стихотворения лирический герой – простой человек, а в конце он перерождается для важной миссии в одаренного свыше Творца. То есть поэт, томившийся по пустыне, становится пророком, которому отведена значимая роль.

    Образ Пророка напрямую переплетается с евангельским персонажем, однако Пушкин ставит своему лирическому герою–поэту другую задачу. Пророк, он же поэт, влюблен в свое дело, и его задача – открыть людям поэзию во всей красе. После полного перерождения он готов исполнить свое назначение.

  2. Автор понимает, что обычный поэт не способен, как Исайя, открыть людям глаза на истину, поэтому другим, не менее важным героем в стихотворении является Божий посланник. Серафим – наиболее приближенный к Богу ангел, и неслучайно Пушкин использует этот образ в произведении.

    Автор доверяет вестнику настроить поэта на выполнение своей миссии, превращая его в достойного Пророка. Шестикрылый ангел помогает герою болезненно переродиться, но тем самым ставит его на истинный путь. Даже в кинематографических приемах ангел, сидящий на плече человека, подсказывает ему верное решение и направляет на благую цель.

    Так же и в пушкинском «Пророке»: серафим делает все, чтобы помочь поэту исполнить долг перед обществом.

  3. Конечно, обратим внимание и на Бога, появившегося в заключительных строках. Как и во многих сюжетах, «бога глас» является своеобразным наставником, определяющим цель существования человека.

Темы

  • Тема смысла жизни. Стихотворение настраивает читателя на готовность найти свое предназначение, ведь каждый человек действительно должен оставить след на Земле.
  • Пушкин затрагивает актуальную тему поэта и поэзии в «Пророке». Если автор в своем произведении заявляет, что творец перерожден с помощью божественного вестника, то, разумеется, всегда интересен результат. И в случае с самим автором, бесспорно, хочется верить, что и его самого навещал серафим. Назначение поэзии ставится в стихотворении на первое место. Как, например, врач обязан обеспечивать и поддерживать здоровье пациентов, так и поэт должен «глаголом жечь сердца людей».
  • Судьба Пророка. Впрочем, эта тема тесно связана с предыдущей. Пророком в стихотворении выступает поэт, у которого есть долг перед обществом – с пользой использовать свой талант, дарить людям прекрасные произведения искусства. Как в случае с судьбой библейского пророка, он обязан нести пастве истину.
  • Основная тема «Пророка» — это готовность с достоинством выполнить свое божественное предназначение, которая должна быть у каждого из нас.

Проблемы

Мы разобрались с темами, поднимающимися в оде Пушкина, но ничего, даже помощь серафима, не дается так просто.

Желание писать стихи присутствует у многих, творчески воплощают себя уже не такое огромное количество людей, но в мире существуют поэты, действительно достойные подобной Пророка миссии.

В чем же проблема произведения? В том, какой путь должен пройти божий избранник, в его жертве.

Обратим внимание на взаимоотношения пророка и окружающего мира. Пророк нацелен на помощь обществу, он выполняет свою миссию и действует только во благо. Но вспомним начало стихотворения – одинокий герой бродит в пустыне.

Читатель может догадаться, что поэт просто отвержен от окружающих. Однако приобретая божественное предназначение, он находит для себя гораздо большее – талант и задачу открыть людям глаза.

Хоть и отвергнутый обществом герой становится настоящим пророком, готовым преподнести прекрасное окружающему миру.

Идея

Основная мысль, заложенная в стихотворении, передается читателю «гласом бога»: миссия Пророка Пушкина (поэта) в том, чтобы открыть людям свой талант, дать им прочувствовать силу поэзии.

Идея произведения состоит в том, что каждый волен найти свое предназначение, и если вы всю душу отдаете любимому делу, возможно, и ваша задача состоит в том, чтобы продемонстрировать миру свои возможности.

Совершенно не факт, что вам явится шестикрылый серафим и будет наставлять вас подобными способами, но иногда хватит одного желания или таланта, чтобы реализовать себя и принести пользу окружающим.

Это и будет являться своеобразной подсказкой, знаком свыше. В стихотворении Пушкина это может быть буквально, но главное – применить свои силы и таланты с пользой миру. В этом и состоит смысл «Пророка».

Вывод

Стихотворение великого поэта Александра Пушкина «Пророк» содержит глубокий философский смысл: рожденный поэтом должен не просто уметь срифмовать строки, но и приносить пользу народу. Если талант человека может послужить обществу, то, вероятно, это предназначение свыше.

Как главному герою–поэту явился посланник Бога, чтобы донести ему это, так и любой человек способен повлиять на окружающих своими силами. Но в конкретно разбираемом нами стихотворении акцентируется внимание читателей на божественном предназначении творца.

Средства художественной выразительности

Большое внимание при создании стихотворения Пушкин уделяет лексике. Автор – настоящий профессионал своего дела, и в качестве доказательств мы можем обратить внимание на такие слова, как «пустыня» или сам «пророк».

Это слова, содержащие в себе не один смысловой оттенок, ведь под пустыней, прежде всего, мы понимаем место отчуждения, что, кстати, тоже воплощено в произведении. Но в то же время в пустыне герой ищет духовное уединение и приобретает божественную сущность. А что касается пророка, под этим словом понимается как и сам пророк, так и поэт.

Поэтому уникальность подобранных Пушкиным слов – неоспоримое доказательство того, что он, как и его лирический герой, словно был избран свыше, чтобы продемонстрировать окружающим поэзию.

Еще одна особенность «Пророка» — большое количество шипящих звуков. Однако, что касается изобразительных средств, здесь автор снова достаточно достойно себя проявил. Стихотворение насыщено метафорами, например, «глаголом жги сердца» или «неба содроганье».

Многочисленные эпитеты, такие, как «пустыня мрачная», «жало мудрыя змеи», придают возвышенности произведению.

Пушкин обогатил «Пророка» различными тропами, так же он прибегал и к сравнениям для того, чтобы ярче выразить идею стихотворения («как у испуганной орлицы», «как труп»).

И, конечно, стоит обратить внимание на использованные автором старославянизмы («уста», «вещий»). Если учитывать, что Пушкин создавал стихотворение по задумке библейской легенды, то вся картина складывается воедино из мельчайших и хорошо продуманных лексических частей.

Критика

Стихотворение написано от первого лица, главный герой является поэтом, все непрозрачно намекает на то, что, говоря о предназначении литератора и актуальности поэзии, Пушкин подразумевает самого себя. Многие современники автора решили, что он возгордился, упоминая о божьем избранничестве.

Однако автор не ставил целью в своем произведении восхвалять себя, а лишь хотел обратить внимание поэтов на лежащую на них ответственность. И, как показывает биография и творчество Пушкина, он не переоценивает серьезность поэзии, а всего лишь относится к ней с должным уважением и почтением.

Несмотря на некое неодобрение со стороны современников, считающих классика высокомерным, Пушкин только доказывает серьезный подход к делу всей своей жизни, что, к сожалению, способен сделать не каждый поэт.

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-pushkina-prorok/

Анализ стихотворения «Пророк» Пушкина

В этой статье мы проведем анализ стихотворения «Пророк» Пушкина. Стихотворение широко известно, его и сейчас изучают по школьной программе. Считается, что «Пророк» должен был быть лишь первой частью из целого цикла, в который входили бы четыре стихотворения. К сожалению, до нас дошла только одна часть, названная «Пророк».

История создания и композиция стихотворения

Стихотворение «Пророк» было написано в 1826 году в Михайловском. В этот момент А. С. Пушкин был под сильным впечатлениями от расстрела своих друзей-декабристов.

Проводя анализ стихотворения «Пророк» Пушкина стоит заметить, что в нем было введено аллегорическое понятие слова «Пророк». По некоторым признакам произведение напоминает оду.

Монолог-призыв, написанный в ораторском стиле. В стихотворении используется многократно союз «и». Такой прием создает единство пространства и всего целого.

Звукопись, а именно шипение согласных, передает мучительный путь героя, его страдания.

В стихотворении использована кольцевая композиция. «Пророк» по стилистике напоминает библейскую легенду, ведь стихотворение начинается притчей, а завершается голосом Бога.

В этом анализе стихотворения «Пророк» нужно упомянуть и о проблематики произведения. Мы отметим две основные линии, которые поднимаются в сюжете:

1. Тема поэта и поэзии, которую часто затрагивал Пушкин в своих произведениях. Цель поэта — жечь сердца людей то есть их растапливать от жестокости и злобы.

2. В стихотворении присутствует библейская тематика, а именно упоминание серафимов и их описание. В этом ярко прослеживается обращение к Библии и Богу.

Общий анализ стихотворения «Пророк» Пушкина

Главное героя не покидает чувство тревоги. Сначала он переживает за людские грехи, а потом об ответственности, которая на него обрушилась.

Пушкин, как великий поэт определил ряд качеств, которыми обладает творческий человек и чем он отличается от обычных людей. По словам Пушкина, поэт видит то, что за гранью человеческого зрения и восприятия мира.

Он сравнивает себя с орлом, который может высоко взлететь и любоваться солнцем или наблюдать за полетом ангелов.

Стихотворение построено на контрасте. Вначале мы видим одинокого путника, томимого, который потом встречается с серафимом и наделяется живительными силами, ведь измученный поэт так долго ждал превращения.

Оканчивается стихотворение призывом к Богу с просьбой призвать нового пророка, чтобы он наказал людей за их грехи и грешную жизнь в целом. Для Пушкина — поэт — это жизнь, вера, в которую он переродился. Для переродившегося поэта — принятие Бога — это новая жизнь. У такого человека вера и Бог в душе.

Принимая такого нового себя, поэт должен отступиться от человеческих пороков. Он должен умереть и родиться заново.

Одаренный талантом Пушкин, считает своим жизненным предназначением дарить добро людям и наставлять их на истинный путь. В сюжете произведения используется библейская легенда, что позволяет Пушкину размышлять о пророчестве. Тему пророка после Пушкина подхватили и другие российские дарования.

Надеемся, что этот анализ стихотворения «Пророк» Пушкина, помог вам лучше понять всё произведения в целом. Мы выделили основные моменты, которые на наш взгляд имеют характерное значение.

На нашем сайте мы размещаем множество анализов литературных произведения, как отечественных писателей, так и зарубежных.

Будет рады, если вы посетите раздела «Блога», вы обязательно найдете много интересного.

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-stihotvoreniya-prorok-pushkina

«Пророк» А. Пушкин

Философская тема поиска смысла жизни характерна для творчества многих литераторов, однако далеко не каждому из них удается четко сформулировать ответ на поставленный вопрос. Для кого-то творчество является одной из возможностей самовыражения, другие видят в своих произведениях кратчайший путь к славе, богатству и уважению.

Рано или поздно любой человек, связанный с литературой, задается вопросом о том, для чего именно он живет, и что хочет сказать своими произведениями.

Поэт Александр Пушкин в этом смысле не стал исключением, и тема самоидентификации проходит красной нитью не только в его прозе, но и в поэзии.

Наиболее характерным в этом отношении произведением является стихотворение «Пророк», созданное в 1826 году и ставшее своеобразной программой действий не только для Пушкина, но и для многих поэтов последующих поколений.

В этом нет ничего удивительного, так как произведение действительно поражает своим величием и метафоричностью. При этом само стихотворение является весьма емким и точным ответом на вопрос о том, в чем именно заключается смысл жизни истинного поэта, и к чему он должен стремиться, создавая свои произведения.

Стихотворение «Пророк» написано Пушкиным в жанре оды, что подчеркивает значимость и весомость данного произведения. Ведь оды создаются лишь в честь самых неординарных событий, которые имеют важное значение для жизни автора или же всего общества.

Многие предшественники Пушкина, являясь придворными поэтами, писали оды по случаю коронации либо бракосочетания венценосных особ. Поэтому «Пророк», созданный «высоким штилем» по всем канонам жанра, можно считать своеобразным вызовом, который Александр Пушкин бросил миру, отстаивая свое право быть поэтом.

Этим он подчеркнул, что творчество является не только попыткой самовыражения, но и должно иметь конкретную цель, достаточно благородную, чтобы посвятить ее достижению всю свою жизнь.

Стоит отметить, что, подражая древнегреческим поэтам, в «Пророке» Пушкин прибегнул к приему метафоричности, создав удивительное по красоте эпическое произведение, в котором его главный герой, отождествленный с автором, встречается с высшим ангелом.

И именно «шестикрылый серафим» указывает ему правильный путь, открывая истинное предназначение поэта, который должен «глаголом жечь сердца людей».

Это означает, что любое произведение, которое выходит из-под пера литератора, не имеет права быть никчемным и пустым, с его помощью поэт должен достучаться до сердца и разума каждого читателя, донести ему свои мысли и идеи.

Только в этом случае можно говорить о том, что творческий человек состоялся как личность, а его произведения – ну пустое бумагомарательство, а подлинные жемчужины литературы, которые заставляют думать, сопереживать, острее чувствовать и понимать этот сложный и многогранный мир.

Многие современники Пушкина после публикации «Пророка» стали относиться к поэту с некоторой предвзятостью, посчитав, что этим произведением он попытался возвысить себя до уровня литературного бога, который свысока взирает на мир и уверен в своей непогрешимости.

На самом деле такое впечатление действительно создается благодаря высокопарному слогу, который Пушкин специально выбрал для этого произведение. Однако смысл стихотворения совсем не в том, чтобы превознести себя, ведь в «Пророке» присутствуют строчки о том, что ангел заставил автора переродиться.

Это означает, что Александр Пушкин в полной мере осознает свое несовершенство и стремится к тому, чтобы каждое его произведение стало той самой жемчужиной в литературе. Между тем, человеку, который знает о своих недостатках и может открыто об этом заявить, чуждо чувство высокомерия.

Поэтому стихотворение «Пророк» стоит рассматривать в контексте послания будущим литераторам, до которых автор пытается донести простую истину: искусство ради искусства и удовлетворения собственных амбиций так же ничтожно, как и высокопарные оды, восхваляющие самодержцев и отправляющиеся на свалку истории сразу же после их публичного прочтения.

Источник: http://pishi-stihi.ru/prorok-pushkin.html

Анализ стихотворения Пушкина Пророк 9, 10 класс

Знаменитое стихотворение великого русского писателя Александра Пушкина, написанное в 1826 году, было посвящено его друзьям декабристам. Стоит отметить, для тех, кто не знает декабристы, в те времена были очень жестко наказаны правительством. Именно в это время многие друзья, нужно добавить довольно близкие друзья поэта были расстреляны или отправлены в ссылку.

Данным произведением поэт хотел, как бы дать отпор власти на их жестокие действия. Только вот данный отпор был как бы зашифрованным, так, как открыто, дать отпор власти Пушкин просто не имел права, да ему и не дали бы этого сделать.

Анализируя данное произведение можно сделать вывод, что главный герой не чувствует себя обделенным или оскверненным тем, что творится вокруг него, но в тоже время ему неприятно, больно и тяжело смотреть на произвол, который творится в стране.

Именно поэтому он становится избранным, пророком, который может наказывать и карать людей, поступающих подло и несправедливо.

Данное произведение наполнено большим количеством различных эпитетов, и других литературных приемов, которые помогли поэту сделать данное стихотворение ярким, красочным и очень запоминающимся.

Нужно так же заметить, что в данном произведении Пушкин очень часто использует союз «и», которым старается показать как едино все происходящее вокруг.

В заключении хотелось бы еще добавить, что данное стихотворение очень точно передало чувства и эмоции поэта, его отношение ко всему.

Дело в том, что Александр очень сильно и болезненно переживал всё происходящее с его друзьями, но открыто не мог ничего предпринять, и поэтому ему ни чего не оставалось, кроме как передать все свои чувства на бумагу.

Критики и специалисты в области литературы утверждают, что данное стихотворение носит очень сильный смысл, и несмотря на его зашифрованность он был понят и правильно растолкован правительством.

Анализ стихотворения Пророк Пушкина

Стихотворение «Пророк», написанное в 1826г., как  душевный порыв на события связанные с декабристами и в период  трудностей самого поэта, когда он находился в ссылке в Михайловском.

  Стихотворение, безусловно,  является примером философской лирики, созданное в жанре оды, что доказывает использование старославянской высокопарной лексики  и описания момента, данное произведение как нельзя лучше   объясняет истинное назначение поэта и его творчества на этой земле.

За счет использования столь необычной формы написания, а именно, визуального слияния лирического героя и поэта, многие товарищи стали скептически относиться к личности Пушкина, посчитав его слишком высокомерным, ведь он прировнял себе к  тому, кого избрал сам Бог. Но, обратившись к глубокому анализу текста, становится понятно, что Пушкин ничуть не пытается возвысить свою персону, напротив он   указывает истинный путь  каждого из служителей пера.

Четырехстопный ямб без деления на строфы, подчеркивает определенную ритмику стихотворения, а так же наиболее глубоко  передают переживания лирического героя.

Использование библейского сюжета и привлечение в текст конкретного библейского персонажа — серафима, одного из самых верных ангелов Господа, волю которого он исполняет, выбрав странника и наделив его столь  великими дарами, так же обусловлено  спецификой жанра.   Условно стихотворение можно разделить на три части.

В первой части  теста  лирический герой  представлен скитальцем,  он жаждет  духовного наполнения.  Всего лишь в одном предложении создается столь яркий образ.  

Вторая часть описывает  встречу  с посланником небес, а значит,  каждый поэт заведомо избран  свыше. 

Третья часть — преображение лирического героя из простого странника, в глашатая божественной воли.  Но не все так просто, для этого, обычному человеку необходимо пережить ряд трансформаций.

 Для начала у него обостряется слух и зрение, за счет чего он получает возможность узреть этот мир  совершенно под другим углом, уловить то, что не доступно каждому из нас.

После  ангел вырывает язык, который назван эпитетами – празднословный, грешный и лукавый, потому что именно язык человека   лежит у истоков самых страшных грехов, за счет него мы можем врать, льстить, сквернословить, и только лишившись его, появляется возможность говорить  истину.

 Но и этого мало, чтобы стать истинным поэтом, ведь сердце поэта должно гореть желанием творить для людей, трепетать, переживать, любить, проживать каждый миг с теми, кому ты посвящаешь свои стихи.  Именно поэтому в груди странника оказывается горящий огонь. Подобно Данко, с горящим сердцем, поэт несет огонь своей души людям.

По праву данное стихотворение следует считать одним  из лучших образцов поэтического творчества, который так четко объясняет назначение поэта и поэзии.

Вариант №3

Одним из самых знаковых произведений в творчестве А. С. Пушкина является стихотворение «Пророк». Оно навеяно трагическими событиями 14 декабря 1825 года, когда сотни талантливейших передовых и прогрессивных либерально настроенных людей попытались изменить этот мир.

Произошло Восстание декабристов. И А. С. Пушкин, находясь под сильным впечатлением от того, что его друзья, кто отправлен в ссылку, кто в опале, а зачинщики волнений – казнены, излил свои переживания на бумагу.

Лирический герой, словно сам Пушкин, внезапно прозревает и смотрит на жизнь совсем иным взглядом. Он понял, что всю жизнь жил, не так и следовал не тому, его идеи были пусты и ложны. «Шестикрылый серафим» приоткрыл занавес и указал лирическому герою на его предназначенье.

Это своеобразный манифест поэта-творца с библейской подоплёкой.

Преображение лирического героя-поэта легко наблюдать благодаря чёткой структуре стихотворения. Можно условно разделить его на 3 части: изначально он, как раскрывают этот момент эпитеты: «духовной жаждою», «в пустыне мрачной», прибывал в коматозном и плачевном состоянии.

Лирический герой истосковался по духовной пище, он находится в поиске – ищет себя. Затем происходит судьбоносная встреча с «шестикрылым серафимом», которая в корне изменила его мировоззрение, что отлично показывает такое средство художественной выразительности, как сравнение: «как у испуганной орлицы».

Серафим вдохнул поэта жизнь, а Бог своим обращением: «Восстань, пророк…», — определил ей новый смысл.

Если вспоминать библейские каноны, то серафим – это исключительный ангел, который является только лучшим из лучших, избранным людям. Именно такими А. С. Пушкину представляются люди искусства, поэтому их предназначение выражается в метафоре: «Глаголом жги сердца людей». Они должны доносить до людей истину и пробуждать в них чувства.

Старославянская лексика: «виждь», «мудрыя», «зениц» использованы для придания стихотворению атмосферы святости и духовности. Поэт-пророк сродни пророку из библейских сюжетов.

Излюбленный А. С. Пушкиным четырёхстопный ямб с вкраплениями из пиррихиев придаёт болезненный ритм и почти бешеную динамичность. Смешенная рифма добавляет необычности и без того оригинальному стихотворению.

Возведение служителя искусства – поэта в ранг пророка послужило началом определения роли поэтов и писателей в обществе. А. С. Пушкин породил новое веяние в русской литературе – тему особой миссии творцов.

9, 10 класс, кратко по плану

  • Анализ стихотворения Гиппиус ИграСтихотворение Зинаиды Гиппиус «Игра» читается свободно и непринужденно. Она использовала в нём простые и легкие слова. В стихотворении нет случайных, ненужных слов. Каждое стоит на своём месте, взвешенно, обдуманно. В каждой строчке
  • Анализ стихотворения Есенина Не жалею, не зову, не плачу…Сергей Есенин – один из тех поэтов 20-го века, кто стал невероятно известен в очень молодом возрасте. Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» он написал будучи в 26 — летнем возрасте, и уже тогда поэт часто задумывался о прошедшей жизни
  • Анализ стихотворения Блока РоссияОктябрьская революция 1917 года повлияла на судьбы и творчество многих поэтов и писателей. Кто-то предпочёл старый режим новому и уехал из страны, оставаясь в душе верным своей Родине. Кто-то, как и А. Блок остался
  • Анализ стихотворения Некрасова Перед дождемНиколай Алексеевич Некрасов — народный поэт, который любил русский народ, остро переживал из-за несправедливости и неравноправия в обществе. Поэтому тема социального неравенства стала главной в его творчестве.
  • Анализ стихотворения Есенина Черемуха 3, 5 классПрекрасное по своей звуковой и цветовой гамме стихотворение «Черёмуха» было написано Сергеем Есениным в 1915г, и в этом же году прошла его публикация в журнале «Мирок». Как и многие произведения его творчества, данное относится к пейзажной лирике.

Источник: https://analiz-stihov.ru/pushkin/prorok-9-10-klass

Анализ стихотворения А.С.Пушкина “Пророк”

20 05 2012      гид       5 коммент.

А.С. Пушкин

Стихотворение «Пророк» – одно из самых известных, «хрестоматийных» и одно из самых сложных произведений Пушкина.

Творческая история

Стихотворение написано в 1826 году по дороге в Москву, к царю, с сопровождавшим поэта фельдъегерем.

За два года до происходящих событий Пушкин читает Коран и пишет цикл стихотворений «Подражания Корану». Коран поэт читает в переводе М.И. Веревкина (1790г).

Тот перевел его слогом Библии – книжным, торжественным, где-то простоватым, но страстность и эмоциональность мусульманской книги, то, чего не достает спокойным сюжетам Библии,  прорывается сквозь сдержанные строки переводчика. Такой симбиоз и нравился  Пушкину.

Почему православный человек обратился к книге иной религии? Коран был любимым чтением декабристов. Пророк, который несет людям слова истины, свободный и волевой человек  – вот образ, который они воспевали в своих стихах, потому и Пушкин обращается к этой книге.

В мировоззрении Пушкина Коран и Библия оказались гармоничным соединением частей одного целого – общей культуры народов со времен зарождения земной жизни.

И если декабристы пользовались этими священными книгами, чтобы через религиозные образы заявить о стремлении к свободе в современности, Пушкин чувствовал гораздо больше: эти книги являются памятником мыслей, чувств, жизненного устройства, культурных традиций.

Поэт решил передать содержание Корана современным ему языком XIX века («Подражания Корану»). И это было литературное открытие.

…Через два года, в 1826, он вновь возвращается к этой теме.

Случилось декабрьское восстание, друзья казнены или на каторге, сам поэт находился в Михайловской ссылке за вольнодумство, а сейчас он едет к царю, чтобы прямо в лицо ему сказать: будь он 25 декабря в Петербурге, оказался бы на Сенатской площади. Символ пророка, страдающего, но ратующего за свободу, образ поэта-пророка, появляется у Пушкина как реакция на все эти события.

Особенности стихотворения

Поэты-декабристы, рассказывая о пророке, часто обращались к библейской «Книге Исайи» за образами и сюжетами. Так, серафим с шестью крыльями взял горящий уголь и приложил его к устам пророка, чтобы тот отныне говорил только правду.  У Пушкина пророк только внешне напоминает библейского, словно уже известную оболочку наполняют совершенно иным содержанием.

Библейские слова и обороты – основной лексический материал поэта здесь. Устаревшие слова: «влачился», «персты», «зеницы», «горний» – создают торжественное, даже величественное, настроение.

Христос в пустыне. Художник И.Крамской

Пророк Пушкина «влачился в пустыне мрачной». С первой строки здесь начинают преобладать метафоры: «влачился» – существовал в томлении, тоске, а мрачная пустыня может обозначать унылую, бессмысленную жизнь.

  Спасти, показать дорогу к свету, чтобы позже этот человек открыл дорогу другим людям, и призван серафим.

Он наделяет Пророка сверхспособностями, но эти дары не получены просто так, они выстраданы – за знания о мире и возможность говорить правду придется платить высокую цену.

Слышать и видеть природу Пророк мог и сам изначально. Это древний человек, живущий среди «горних ангелов» и «дольних лоз». Но вот первый дар серафима – возможность  увидеть то, чего не мог видеть человек обычный, далее Пророк теперь слышит  даже «неба содроганье». Третий дар – самый главный – дар пророчества получен в страшных муках («вырвал грешный мой язык»).

Тема страдания и тяжкого мучения продолжается и дальше, в перерождении человека: сердце превращается в «пылающий угль».  Тема пророчества, способности видеть будущее, говорить о нем неразрывно связывается Пушкиным с темой мученичества.

В книге пророков такой неразрывной связи не было – это пушкинское.  Только преодолев страшные мучения, даже смерть, человек становится Пророком. Доля поэта, по мнению А. С.

Пушкина, сопоставима с этой судьбой, отсюда и знаменитое «глаголом жги сердца людей»

А.С.Пушкин. Автопортрет

Образ «Пророка» у Пушкина и Лермонтова

М.Ю. Лермонтов. Художник Д.П.Пален

В 1841 году своего «Пророка» напишет и М. Ю. Лермонтов. Его образ и созвучен пушкинскому, и отличается от него. В мучениях получивший право говорить, лермонтовский Пророк «глаголом жег сердца людей» в первых строфах стихотворения, но его правда не вдохновила людей, наоборот, его изгнали в ту пустыню, в которой когда-то «влачился» Пророк Пушкина.

Герой Лермонтова может говорить смело и свободно, но он один против целой толпы, массы людей, не желающих слушать. Изменилось время – изменились и герои. Времена смелых декабристских идей сменились эпохой реакции, но поэт все так же пророчески взывает к человеческому уму и сердцу..

Стихи и музыка

Стихотворение «Пророк» положил на музыку русский композитор Римский-Корсаков. Романс исполняли многие певцы, но идеальным звучанием, сочетавшим голос певца, стихи и музыку, признано исполнение Ф. Шаляпина. На нашем сайте звучит именно этот голос.

Источник: http://museumdoma.ru/pusckin-prorok/

Анализ стихотворения «Пророк» Пушкина

На уроке мы знакомились со стихотворением Пушкина Пророк. Оно было написано в Михайловском, когда поэт пребывал в ссылке. Написал Пушкин стих в период, когда многие его друзья поплатились за участие в декабристском восстании.

Некоторые из них были казнены, другие попали в ссылку. Участь самого Пушкина была еще неизвестна. Произошло это в 1826 году.

Сейчас же нам предстоит сделать анализ стихотворения Пророк Пушкина по плану кратко, излагая мысли своими словами.

Стихотворение появилось вопреки всему.

Несмотря на опасность, которая витала над головой поэта, Пушкин осмеливается написать своего Пророка, где возносит миссию поэта на высокий уровень, точнее, на пророческий.

Писатель за основу берет библейский сюжет и с помощью метафор, эпитетов и сравнений раскрывает такую тематику, как поет и поэзия. Пушкин в стихотворении поднимает вопросы о назначении поэта и его роли.

Если обратиться к сюжету работы Пушкина и сделать полный ее анализ, то мы поймем, что автор пытается рассказать нам и показать какими качествами, свойствами должен обладать настоящий поэт, чтобы оправдать это гордое звание.

Сначала мы видим, что герой утомлен духовной жаждой, он влачит свое существование, пребывая в пустыне мрачной. Но вот с небес спустился серафим и помогает пройти путь изменений. Благодаря изменениям герой перерождается из обычного человека в человека, который будет духовно служить и нести пророческую миссию, то есть, будет исполнять роль поэта.

Каким же должен быть поэт? Анализируя лирическое стихотворение, видим серафима, что наделяет поэта особыми чувствами. Они и помогут доносить людям правду, даже если она будет очень страшной. Мы видим, что теперь у поэта зрение испуганной орлицы, слух, что наполнился шумом и звоном, благодаря которому даже горный ангелов полет слышен.

Далее преобразования коснулись языка, что является главным орудием любого поэта и писателя. Вместо лукавого языка, было дано жало мудрой змеи для того, чтобы говорить и доносить важные мысли. А чтобы нести лишь правду, серафим убирает человеческое сердце, заменяя его углем, что пылает огнем, ведь задача пророка ведать даже страшную правду.

Этими строками, Пушкин в Пророке указывает на те перемены, которые придется терпеть всем тем, кто хочет называть себя поэтом. Только так можно творить и создавать шедевры. Но здесь не только нужно преобразиться, здесь нужно еще и иметь цель, что придаст поэзии смысла и это как бога глас, что призывает жечь сердца людей своим словом, описывая правду жизни.

Источник: http://sochinyshka.ru/analiz-stixotvoreniya-prorok-pushkina.html

Анализ стихотворения «Пророк»

Время написания

            А.С. Пушкин написал стихотворение «Пророк» в 1826 году. Это было время расправы властей над участниками декабристского восстания, многие из которых были пушкинскими друзьями. Стихотворение было отчасти ответом на эти события.

            О возникновении замысла и формы стихотворения Пушкин рассказывал: «Я как-то ездил в монастырь Святые горы, чтобы отслужить панихиду по Петре Великом. Служка попросил меня подождать в келье. На столе лежала открытая Библия, и я взглянул на страницу. Это был Иезекиль – я прочёл отрывок и перефразировал в «Пророке»,

            Стихотворение первоначально представляло собою часть цикла четырёх стихотворений под заглавием «Пророк», противоправительственного содержания, посвящённых событиям 14 декабря. Остальные три стихотворения были уничтожены и до нас не дошли.

Тема

            Пушкин в стихотворении поднимает тему божественного призвания поэта-пророка, рисуя идеальный образ поэта.

Пушкин обращается к библейской теме, используя книгу пророка Исайи, в которой описывается отчаяние пророка при виде беззакония и пророков мира: «И тогда прилетел … один из серафимов, и в руке у него горящий уголь».

Ангел «удалил беззаконие» и «очистил грех» Исайи, поручив ему миссию по исправлению людей.

Главная мысль (идея) 

            Явление «шестикрылого серафима» помогает поэту обрести дар прозрения, научиться видеть и слышать то, что недоступно зрению и слуху обыкновенных людей, постичь великие тайны бытия.

Это возвышает его над людьми, но вместе с тем и накладывает огромную ответственность.

В минуты творческого вдохновения поэт обретает нечеловеческую обострённость видения мира, он отрешается от своего обычного состояния и может постичь то, что недоступно обыкновенным людям.

            Миссия пророка представлена так:

                        Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

                        Исполнись волею моей –

                        И, обходя моря и земли,

                        Глаголом жги сердца людей.

Поэтика

            Жанр стихотворения – философская притча. Стихотворный метр – четырёх- и пятистопный ямб, система рифмовки – перекрёстная с чередованием мужских и женских рифм.

            Стихотворение состоит из трёх частей. В первой части раскрывается состояние «пророка» до того, как «бога глас к нему воззвал». Он, «томимый духовной жаждой», в «пустыне мрачной» «влачился».

Во второй же части описывается его встреча с посланником Бога – «шестикрылым серафимом», который преобразует сущность поэта – вырывает «грешный язык, и празднословный, и лукавый» и вставляет на его место «жало мудрыя змеи». Обретение нового языка – это обретение новой мудрости.

Поэт описывает, как дары Всевышнего обретаются всё большими мучениями. Страдания описаны по нарастающей: от лёгкого болезненного прикосновения к «зеницам» до рассечения груди мечом:

                        И он мне грудь рассек мечом,

                        И сердце трепетное вынул,

                        И угль, пытающий огнем,

                        Во грудь отверстую водвинул.

            Третья часть – описание перерождения поэта, появления новых свойств его сущности, а также завет, данный ангелом пророку, который обрёл новое предназначение. Пушкин создаёт поразительный образ, говорящий о смирении: «Как труп в пустыне я лежал…». Его тело и дух великими мучениями перевоплотились. Он готов нести пророческий крест.

            В стихотворении описана вертикальная картина мироздания – от «горнего» мира до мира «дольнего», от ангелов до лозы.

            Большую роль в стихотворении играют старославянизмы (перстами, зеницы, уста, виждь, внемли). Архаичная лексика придаёт стихотворению особую торжественность и силу.

Частые повторы (половина строк стихотворения начинается с союза «и») также придают стихотворению торжественное библейское звучание.

Одновременно этот приём нагнетает напряжение, связанное с муками перерождения человека и пророка.

            Пушкин также использует эпитеты (духовная жажда, пустыня мрачная), сравнения («перстами лёгкими, как сон», «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы», «как труп в пустыне я лежал»).

            Можно сказать, что Пушкин в стихотворении «Пророк» описал опыт личного мистического прозрения.

Источник: http://Нестерова О.И. ГИА. Литература: универсальный справочник / О.Н. Нестерова. – М.: Яуза-пресс, 2014

Источник: http://banakhevich.ucoz.ru/publ/literatura/a_s_pushkin/analiz_stikhotvorenija_prorok/94-1-0-734

Анализ стихотворения «Пророк»

Что делать, если на уроке литературы Вам задали сделать анализ стихотворения «Пророк» А.С. Пушкина? Это стихотворение считается одним из самых важных в творчестве русского поэта, и в этой статье мы постараемся  подробно проанализировать его. 

Смысловой уровень стихотворения

Известное стихотворение «Пророк» было написано Пушкиным в 1826 году после того, как многие из друзей поэта, участвовавшие в восстании декабристов, были сосланы в ссылку и расстреляны. За два года до этого Пушкин, будучи православным человеком, увлекся чтением Корана в переводе М.И.

Веревкина, как и многие его приятели-декабристы. Ко времени написания стихотворения Пушкин уже больше года находился в Михайловской ссылке за вольнодумство, поэтому вопрос о свободе и роли поэта в обществе давно назрел в душе гения.

Заразившись образом свободного человека-пророка, несущего истину простым людям, поэт решил воплотить этот мотив в своем собственном произведении.

Делая анализ стихотворения «Пророк» Пушкина, обязательно нужно учитывать то, что традиционно оно считается одним из тех произведений поэта, которые раскрывают тему роли поэта в обществе.

Образ поэта символически представлен религиозным пророком, но наполнен он совершенно иным содержанием.

Так, люди, по мнению поэта, не могут видеть то, что видит только поэт, слышать то, что слышит только поэт, говорить и любить так, как это умеет лишь поэт.

Процесс превращения человека в пророка сопровождается мучениями, но поэт видит в этом свое главное предназначение. Это ясно видно из концовки стихотворения, где поэт лежит «как труп в пустыне» до тех пор, пока к нему не является «глас Бога», повелевающего встать и идти.

Таким образом, тема пророчества тесно переплетается с темой мученичества в этом стихотворении. Пушкин описывает поэта, как сосланного правительством человека, который должен отстаивать правду даже тогда, когда все друзья его уничтожены, когда сам он поставлен на колени.

Композиция и художественные средства

Помимо смысловой нагрузки, которую несет в себе стихотворение, делая анализ стихотворения «Пророк», необходимо учесть также структуру произведения, а еще художественные средства, которые помогают раскрыть образ пророка.

Композиционно стихотворение состоит из следующих частей:

  • первая часть описывает состояние человека до момента перерождения;
  • вторая часть описывает встречу с посланником серафимом, который наделяет человека дарами;
  • третья часть включает в себя явление божественного гласа, повелевающего пророку идти и «жечь глаголом сердца людей».

Написано стихотворение четырёхстопным ямбом с многочисленными пиррихиями, что делает произведение намеренно медленным, словно передающим мучения пророка.

Строки с самого начала изобилуют метафорами и эпитетами («духовной жаждою», «горний ангелов полет», «грешный язык»).

Основной лексический костяк стихотворения составляют архаизмы и церковнославянизмы («влачился», «персты», «зеницы», «горний»), что помогает придать строкам торжественную вечность.

Для придания ясности и художественности стихотворение содержит несколько сравнений («как труп в пустыне я лежал», «перстами легкими как сон»). Также в произведении можно услышать множество шипящих и свистящих звуков «ж», «ш», «ц», «с», «з», что помогает передать атмосферу длительного страдания пророка.

Таким образом, стихотворение Пушкина «Пророк» раскрывает центральную идею предназначения поэта в обществе, а композиционные и художественные средства помогают ярче и глубже прочувствовать настроение поэта. 

Источник: https://elhow.ru/ucheba/literatura/analiz-proizvedenij/analiz-stihotvorenija-prorok

Анализ стихов пушкина пророк

Сочинение «Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина»

Каждый поэт рано или поздно начинает размышлять о назначение своего творчества. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина занимает особое место. Его поэзия спасает от бед, в ней он обретает душевные силы, видит в ней жизненную силу: В стихотворении «Андрей Шенье» звучит идея — смысл жизни в поэзии. В начале своего творческого пути Пушкин размышляет о тяжком труде поэта.

Далее он ощущает свой долг перед декабристами, не забывая наказ Рылеева быть «гражданином и поэтом». В стихотворениях «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа» Пушкин говорит о высоком назначения поэта.

Одним из наиболее ярких произведений является стихотворение «Я памятник себе воздвиг…» В нем он говорит о том, что его «памятник» выше памятника Александру Первому, что народ будет постоянно приходить к его памятнику, что дорога к нему не зарастет травой; что, пока будет существовать поэзия, слава Пушкина не увянет.

Он уверен в том, что все многочисленные народы, составляющие русское государство, будут считать его своим поэтом. Право на это бессмертие и любовь народа Пушкин заслужил, по его мнению, во-первых, тем, что его поэзия поднимает, мобилизует самое лучшее, что есть в их душе, самое «доброе чувство»; во-вторых, тем, что он был политически передовым для своего времени поэтом.

Он писал революционные стихи, «восславил свободу». Даже после разгрома декабристов, он не переставал в своих произведениях оказывать «милость падшим», желание вернуть сосланных декабристов. И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.

В этом стихотворении автор подводит итог творчества и считает своей заслугой то, что он боролся против крепостного права. Поэт подчеркивает народность своего творчества, поэт дает оценку своему творчеству. Все чувства, мысли поэта, его любовь к людям сливаются в один великий идеал Поэта. Перед нами поэт — это человек гонимый, одинокий, окруженный ненавистью, но остающийся непоколебимым.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой. Поэт торжествует свою победу над временем, над властью. Именно тогда творчество поэта становится вдохновенным подвигом И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий Тунгус и друг степей калмык. Поэт верит в силу своих стихов, в силу своей поэзии, в свое бессмертие.

Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»подытоживает все то, что дал людям талант А. С. Пушкина. В своей лирике А.С. Пушкин обращался ко всем сторонам жизни. Искренний, правдивый, глубокий человек, он заложил основы русской литературы, определив ее своеобразие на много лет вперед, явив при этом в образе лирического героя человека, близкого к идеалу, для которого судьба его страны, народа была определяющей чертой его личности.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Поэту»

Тема поэта и поэзии занимает одно из центральных мест в творчестве А. С. Пушкина. Такие стихотворения, как «Пророк», «Поэту», «Памятник», наиболее ярко отражают мысль русского гения о назначении поэта.

Стихотворение «Поэту» было написано в 1830 г. в период резких нападок на Пушкина в реакционной печати. Это заставило обратиться Александра Сергеевича в своем небольшом лирическом произведении к бессмертному образу непонятого стихотворца. В первом четверостишии Пушкин призывает поэта не дорожить «любовию народной».

Испытав на себе «минутный шум восторженных похвал» и «суд глупца», он признает твердость, спокойствие и угрюмость лучшими из человеческих качеств в борьбе со смехом «холодной толпы». Личностное начало настолько сильно пронизывает стихотворение, что образ лирического героя и образ самого Пушкина сливаются в единое целое.

Цель жизни верного служителя муз Пушкин видит в добровольном следовании пути, по которому «влечет свободный ум». Поступая именно так, как писал сам, не оставляя выбранной стези, поэт не требовал «наград за подвиг благородный», а лишь усовершенствовал «плоды любимых дум».

По мысли Пушкина, все внутри поэта: высшая награда, «высший суд». Только «взыскательный художник» «строже всех» может оценить свой труд.

Нужна ли тогда поэту людская толпа, которая вместо того, чтобы внимать вдохновенным строкам, «плюет на алтарь», где горит поэтический огонь? «Ты царь: живи один» – пишет Пушкин, словно отвечая на этот скрытый в стихотворении вопрос.

Одиночество и отчужденность поэта воспринимается Пушкиным как состояние гармонии и душевного спокойствия, в котором поэт способен создать свои шедевры. Это состояние дает поэту счастливую возможность не замечать брани толпы, пытающейся «в детской резвости» поколебать «треножник», с которого он вещает истину.

Стихотворение «Поэту» написано в форме сонета, а значит, состоит из двух четверостиший с одинаковой рифмовкой и двух трехстиший, заключающих в себе основную идею.

Выбрав форму сонета, не столь частую в русской поэзии как классическое стихотворение из четырех катренов, Пушкин лишний раз подчеркнул исключительность и Божественное предназначение поэта, по воле которого мысль облекается в слово, а слово – в жизнь.

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

Анализ стихотворения Пушкина «И. И. Пущину»

Среди своих лицеистских друзей Александр Пушкин особенно выделял Ивана Пущина, с которым поэта связывали очень теплые и доверительные отношения. Двух молодых людей объединяли не только общие взгляды на жизнь, но и любовь к литературе. В юности они даже соревновались между собой на предмет того, кто быстрее и лучше напишет стихотворение на заданную тему.

Судьба Ивана Пущина сложилась трагически. Он был одним из участников декабристского восстания, после провала которого получил пожизненную каторгу. Последний раз друзья встретились как раз накануне этих трагических событий, зимой 1825 года.

В это время Пушкин жил в родовом имении Михайловское, куда по распоряжению властей был сослан за вольнодумство. И Пущин стал одним из первых, кто навестил поэта в этот сложный для него период.

Встреча друзей была короткой, однако смысл ее стал Пушкину понятен гораздо позже, уже после того, как восстание декабристов было безжалостно подавлено, а его лицеистский товарищ оказался узником Читинского острога.

Иван Пущин предполагал подобное развитие событий, поэтому приехал к Пушкину для того, чтобы проститься, хотя и словом не обмолвился о том, что ему предстоит стать одним из участников тайного заговора и покушения на жизнь императора Николая I. Эта встреча друзей оказалась последней, больше им не суждено было увидеться.

Накануне годовщины восстания декабристов, зимой 1826 года, Пушкин написал стихотворение-обращение под названием «И. И. Пущину», которое было передано каторжнику спустя несколько лет через супругу декабриста Никиты Муравьева.

В нем поэт вспоминает их последнюю встречу, отмечая, что он «судьбу благословил», когда Иван Пущин приехал к нему в Михайловское, чтобы скрасить одиночество и отвлечь автора от невеселых раздумий о собственной судьбе. В этот момент лучший друг морально поддержал Пушкина, который находился на грани отчаянья, считая, что его карьера загублена, а жизнь – беспросветна.

Поэтому когда Пущин оказался в схожей ситуации, автор посчитал своим долгом направить ему ободряющее стихотворное послание, в котором признался: «Молю святое провиденье».

Этим поэт хотел подчеркнуть, что не только беспокоится о судьбе своего друга, но и верит, что его жертва была принесена обществу не напрасно, и будущие поколения смогут оценить этот самоотверженный поступок по достоинству. В это время поэту уже известно, что Иван Пущин отказался бежать за границу после провала восстания декабристов и дожилался ареста в своем петербургском доме.

Обращаясь к другу, поэт мечтает о том, чтобы его голос, облаченный в стихи, даровал ему утешение. «Да озарит он заточенье лучом лицейских ясных дней!», — отмечает Пушкин. Позже Иван Пущин напишет в своем дневнике: «Отрадою отозвался во мне голос Пушкина». Имен это короткое послание впоследствии легло в основу мемуаров бывшего каторжанина, которые он посвятил своей дружбе с великим русским поэтом.

Пушкин очень тяжело переживал разлуку с другом, и впоследствии адресовал ему еще несколько стихов. Через своих высокопоставленных знакомых он даже пытался повлиять на решение властей, надеясь, что приговор о пожизненной каторге для Ивана Пущина все же будет смягчен.

Однако император Николай I, переживший весь ужас покушения в день своего восхождения на престол, отказал декабристу в помиловании. Лишь спустя почти 30 лет Иван Пущин получил право вернуться в Петербург.

Он побывал на могиле поэта, расположенной на территории Святогорского монастыря, а также в Михайловском, отдав дань уважения своему лицеистскому другу, который не отвернулся от него в трудную минуту.

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

Анализ стихотворения Пушкина «Поэт и толпа»

Пушкин неоднократно задавался вопросом о том, какова же роль поэта в социуме. Он понимал, что рифмованные строки могут полностью изменить мир и заставить людей мыслить по-иному.

Примером тому являлось восстание декабристов, литературным вдохновителем которого и являлся Пушкин. Однако провал тайного заговора не только стал для поэта самым большим жизненным разочарованием, но и заставил переосмыслить свое предназначение.

В 1828 году Пушкин написал стихотворение «Поэт и толпа», в котором провел очень четкую грань между творческими людьми и «чернью», которая в большинстве своем относится к стихам пренебрежительно и не пытается вникать в их смысл.

Поэт в произведении автора представлен как высшее существо, которому нет никакого дела до «хладного и надменного» народа, не понимающего, для чего вообще нужны стихи.

Действительно, в первой половине 19 века литературное творчество не несло в себе какой-либо социальной значимость, его задачи сводились к тому, чтобы развлекать людей. И именно так к стихам относились все без исключения слои российского общества. Для них «песнь поэта» была свободной и, в то же время бесплодной, «как ветер», т.е.

не представляла какой-либо ценности. Между тем, сам поэт считал, что это далеко не так. Просто люди еще не готовы признавать за литераторами право быть пророками и формировать общественное мировоззрение.

Поэтому, отвечая в своем стихотворении соотечественникам на вопрос, что же несет в себе современная поэзия, Пушкин отмечает: «Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв». Расшифровка этой фразы достаточно проста – поэт убежден, что основной проблемой общества является его приземленность и бездушие.

Люди погрязли в мирских делах и заботах настолько, что даже в стихах пытаются отыскать некое рациональное зерно. Точно так же они не могут наслаждаться другими произведениями искусства, потому что «печной горшок тебе дороже, ты пищу в нем себе варишь».

Пушкин открыто признается в том, что «мы малодушны, мы коварны, бесстыдны, злы, неблагодарны», отмечая, что этими качествами обладает подавляющее большинство людей. Они настолько далеки от духовной жизни, что поэт просто отказывается достучаться до их сердец, заявляя: «Довольно с вас, рабов безумных!».

При этом автор считает рабством не физическую, а именно духовную зависимость от материальных благ, на фоне которой люди попросту теряют способность видеть прекрасное и деградируют из поколения в поколение, лишая себя будущего.

Эта тенденция характерна не только для низших слоев общества, которые вынуждены каждый день беспокоиться о хлебе насущном, чтобы выжить, но и для знати, которая погрязла в пороках и развлечениях, перестав различать, что по-настоящему является ценным, а что – временным и приходящим.

Обращаясь к своему народу, поэт отмечает: «Ты червь земли, не сын небес; тебе бы пользы все – на вес».

При этом автор не видит возможности переломить общественное сознание, поэтому утверждает: «Не оживит вас лиры глас!». Он разочарован в том, что поэту в обществе по-прежнему отводится роль шута, и никого не интересует, какие именно чувства и мысли он вкладывает в свои произведения.

Таким образом, Пушкин осознанно отрекается от того мира, в котором живет, так как понимает, что ему суждено быть услышанным лишь единицами.

Однако он не отказывается от творчества и продолжает писать стихи «не для житейского волненья, не для корысти, не для битв», а для того, чтобы сделать мир немного прекраснее и разбудить в душах хоть некоторых людей благородные, чистые и светлые чувства.

Поэт по лире вдохновенной

Рукой рассеянной бряцал.

Он пел — а хладный и надменный

Кругом народ непосвященный

Ему бессмысленно внимал.

16 февраля 2016

Пушкин записи — krasivaya pesnya na gitare безумно — красивый+романс Эта красивая песня — романс на стихи Александра Пушкина — Зимняя дорога — Поет Марина Черкасова — знаменитая певица — гитарный аккомпанемент — цыганские гитаристы аранжировщики — Вава Поляков, Иван Ром-Лебедев, Ромуальд.

27 декабря 2015

Памяти Валентины Толкуновой. Я ехал к Вам (Б.Зайцев — А.С.Пушкин) Автор видеоролика — Алина Белка. Поёт народный артист России, народный артист Карачаево-Черкесской, Кабардино-Балкарской республик, республики Адыгея и республики Дагестан ЗАУР ТУТОВ Народный артист России, народный артист.

Видео из серии жизнь замечательных людей Живой А.С. Пушкин. Выпуск 2/5. Они разные, оставившие свой след в истории. Живой Пушкин — проект, подготовленный к 200-летию со дня рождения поэта. Это документальный рассказ о жизни поэта и той эпохе, что вошла в историю под названием пушкинской. От.

Видео из серии жизнь замечательных людей Живой А.С. Пушкин. Выпуск 3/5. Они разные, оставившие свой след в истории. Живой Пушкин — проект, подготовленный к 200-летию со дня рождения поэта. Это документальный рассказ о жизни поэта и той эпохе, что вошла в историю под названием пушкинской. От.

Видео из серии жизнь замечательных людей Живой А.С. Пушкин. Выпуск 4/5. Они разные, оставившие свой след в истории. Живой Пушкин — проект, подготовленный к 200-летию со дня рождения поэта. Это документальный рассказ о жизни поэта и той эпохе, что вошла в историю под названием пушкинской. От.

Источник: http://velikiy-pushkin.ru/3877-Analiz-stihov-pushkina-prorok

Ссылка на основную публикацию