Сюжет и композиция романа пушкина «евгений онегин»

Композиция романа Евгений Онегин

В.Г. Белинский, великий русский критик, назвал «Евгения Онегина», роман в стихах А.С.Пушкина, «энциклопедией русской жизни». Современники и сейчас часто обращаются к роману, анализируют поступки героев, оценивают композицию романа в целом, каждый раз находя какие-то новые детали. 

Основная особенность композиции

Зеркальную симметрию можно назвать основным приемом в композиции романа.

Любовное признание Татьяны Лариной в письме не вызывает ответных чувств у главного героя, напротив, он читает ей «проповедь», намекает на то, что юной девушке нужно учиться контролировать порывы своих любовных переживаний и эмоций.

И вот в конце романа уже Евгений Онегин подвержен испытанию любовью, теперь он пишет письмо Татьяне, но она отвечает, что будет верна своему мужу, несмотря на сильные чувства к Евгению. 

Зеркально противоположно показан Онегин в начале и в конце романа. В первых главах перед читателями столичный франт, который может часами собираться на бал, светские вечера и в театр.

Он обольщает женщин, но не испытывает к ним каких-либо сильных чувств, холодно и безразлично говорит о многих вещах. В последних главах А.С.

Пушкин показывает уже другого Онегина, в душе которого зарождается настоящая любовь, желание восхищаться и любоваться любимой женщиной. Онегин предстает как пылкий, влюбленный, отчаянный герой. 

Перемены отображаются и в Татьяне Лариной. При первом знакомстве с читателями автор рисует ее как провинциальную, тихую, скромную девушку. Задумчивость, мечтательность и книги – ее главные спутники.

В конце произведения Татьяна – это светская дама, хозяйка знаменитого салона, умеющая владеть собой. Так Пушкин показал внутреннюю эволюцию главных героев романа, строя произведение на контрастах.

 

Композиция

Всего в романе выделяют две сюжетные линии, объединенные общим героем: Онегин — Татьяна и Онегин — Ленский. Композиционная единица романа — глава. В каждой новой главе описывается новый виток сюжета.

  • Первая глава – расширенная Экспозиция, посвященная Онегину.
  • Вторая глава – завязка сюжетной линии Онегин — Ленский.
  • Третья глава – завязка сюжетной линии Онегин — Татьяна.
  • Четвертая глава – основное действие.
  • Пятая глава – основное действие.
  • Шестая глава – кульминация сюжетной линии Онегин — Ленский.
  • Седьмая глава – кульминация и развязка сюжетной линии Онегин — Ленский.
  • Восьмая глава – кульминация и развязка сюжетной линии Онегин — Татьяна.

Лирические отступления

Значима роль и лирических отступлений в композиции романа. Такой «разговор» между автором и читателем придает динамику повествованию, усиливает интерес к произведению. В лирических отступлениях автор показан как непосредственный участник событий, сопереживающий своим героям. 

Природа в романе

Выразительные, красочные и точные описания природы оживляют роман. Встречается пейзаж всех четырех времен года. Особенно хороша в романе русская зима, с ее глубокими снегами и «серебристыми» деревьями. Часто природные зарисовки сопровождают образ Татьяны. 

Открытая концовка

Поэт оставляет незавершенным роман, приводя читателя к загадкам и рассуждениям: «А что же было дальше?». Тем самым подтверждается мысль, что “Евгений Онегин” — уникальное произведение в русской литературе, обладающее своей неповторимой композицией.

Источник: https://evgenij-onegin.ru/issledovaniya-romana/kompozitsiya-romana-evgenij-onegin/

Сюжет и композиция романа «Евгений Онегин»

Несмотря на заглавие, подразумевающее, что речь пойдет главным образом о Онегине, Пушкин, едва представив своего героя («С героем моего романа…

/ Позвольте познакомить вас: / Онегин, добрый мой приятель…»), тут же о нем забывает и принимается беседовать с читателем: …

на брегах Невы, Где, может быть, родились вы Или блистали, мой читатель; Там некогда гулял и я: Но вреден север для меня.

Подобный прием будет повторяться в течение романа очень часто: автор постоянно сбивается то на воспоминания о «днях веселий и желаний», то на грустное размышление об уходящей молодости («Но грустно думать, что напрасно / Была нам молодость дана…»), то на рассуждение о превратностях творческого процесса: …

Ко мне забредшего соседа, Поймав нежданно за полу, Душу трагедией в углу, Или (но это кроме шуток), Тоской и рифмами томим, Бродя над озером моим, Пугаю стадо диких уток… Онегина то забывают на балу — а автор в это время беззаботно разгуливает по берегу моря, элегически вздыхая: «Я помню море пред грозою…

«, то Пушкин в «минуту злую» для Онегина прощается с читателем, оставляя героя в петербургском доме Татьяны. К сюжету Онегина, заданному первой строфой романа (размышления Онегина на пути к дядюшке), уже во второй строфе добавляется сюжет автора.

Сложным взаимодействием двух сюжетов — сюжета автора и сюжета героев (или, по словам исследователя романа С. Г. Бочарова, «романа автора» и «романа героев») — и определяется своеобразие художественной структуры повествования в романе.

С героем моего романа Без предисловий, сей же час Позвольте познакомить вас: Онегин, добрый мой приятель, Родился на брегах Невы…

Онегин, с одной стороны, и «добрый приятель» автора, реальный человек, а с другой стороны — «герой романа», плод авторского воображения, и Пушкин постоянно будет переключаться между этими двумя ипостасями своего героя.

Вместе с Онегиным-приятелем автор намеревается отправиться за границу («Онегин был готов со мною / Увидеть чуждые страны…

«), — а Онегина как персонажа романа автор вправе оставить в парковой аллее для объяснения с Татьяной (заключительные строки третьей главы) и при этом хулигански заметить: Но следствия нежданной встречи Сегодня, милые друзья, Пересказать не в силах я; Мне должно после долгой речи И погулять и отдохнуть: Докончу после как-нибудь.

Пушкин весьма воль обращается как с героем, так и со временной линией повествования: первых семь глав зеркально отражаются в одной восьмой, заключительной.

История Онегина и Татьяны повторяется с точностью до наоборот: любовь Татьяны к Онегину сменяется страстной влюбленностью Онегина в Татьяну, письмо Татьяны сменяется письмом Онегина, а «проповедь» Онегина — «уроком», который теперь, в свою очередь, дает герою Татьяна.

Менее очевидной, но более психологической параллелью является сон Татьяны — едва ли не единственная в романе развернутая картина психологического состояния героини — и бал по случаю ее именин.

Связь, во-первых, сюжетная: ссора Онегина и Ленского, гибель последнего; а во-вторых, предметная детализация, общая для кошмарного сна и праздничной яви, заставляет ассоциативно связывать «уродов с того света» и веселых гостей Лариных: Лай, хохот, пенье, свист и хлоп, Людская молвь и конский топ! (Сон Татьяны) В гостиной встреча новых лиц, Лай мосек, чмоканье девиц, Шум, хохот, давка у порога… (Именины) И вот уже беззаботные и ни о чем не подозревающие гости Лариных — «толстый Пустяков», «уездный франтик Петушков», «обжора» Флянов — благодаря сюжетной рифме предстают перед читателем в гротескном свете.

И даже мирная картина с храпящими Пустяковыми, Гвоздиными, Простаковыми и мосье Трике «в фуфайке, в старом колпаке» может вызвать невольное воспоминание о ночном видении Татьяны: Вот череп на гусиной шее Вертится в красном колпаке… Пушкин постоянно намечает возможные, уже ожидаемые читателем сюжетные повороты («Читатель ждет уж рифмы «роза»?

На, возьми ее скорей!») – но не следует им: ситуация, показанная во второй главе, вполне благополучна: Ленский влюблен в Ольгу — и любим (как ему кажется). Появление Онегина в доме Лариных истолковано всеми соседями однозначно — «…

свадьба слажена совсем, / Но остановлена затем, / Что модных колец не достали», перед героями не стоит никаких препятствий (традиционная романная схема подразумевает именно преодоление препятствий, будь то несогласие родителей или вмешательство «третьего лишнего»), — но «счастье», которое «было так близко, так возможно», не приходит: Ленский погибает, Онегин отправляется в путешествие, Ольга выходит замуж за улана и навсегда исчезает со страниц романа, Татьяну увозят в Москву на «ярмарку невест». Отказ от напрашивающихся линий сюжетного развития наиболее явно продемонстрирован автором на примере романной судьбы Ленского.

Имеется два варианта возможного будущего своего героя: Быть может, он для блага мира Иль хоть для славы был рожден… — или А может быть и то: поэта Обыкновенный ждал удел… Расстался б с музами, женился, В деревне счастлив и рогат Носил бы стеганый халат…

Но об обоих вариантах автор начинает говорить тогда, когда Ленский уже мертв и ни один из вариантов судьбы героя заведомо не может быть реализован! Не меняет ситуации и финальная встреча Татьяны и Онегина в Петербурге: Пушкин демонстративно отказывается от каких бы то ни было сюжетных эффектов: объяснение Онегина и Татьяны заканчивается под «шпор внезапный звон» появившегося в комнате мужа героини — и мелодраматическая сцена, казалось бы, неизбежна. Однако именно в эту решительную минуту автор оставляет героев и прощается с читателями.

Не случайно современные Пушкину литературные критики отказывали роману в целостности и единстве: Н. Полевой рассматривал «Евгения Онегина» как «рудник для эпиграфов, а не органическое существо», а Н. Надеждин считал, что это не роман вообще: «Евгений Онегин» не был и не назначался быть в самом деле романом…

Он не имеет притязаний ни на единство содержания, ни на цельность состава, ни на стройность изложения».

Да и сам Пушкин на первый взгляд давал основания для такой оценки своего романа, словно специально указывая на явные композиционные промахи: …

Прими собранье пестрых глав, Полусмешных, полупечальных, Простонародных, идеальных, Небрежный плод моих забав… А где, бишь, мой рассказ несвязный?..

И даль свободного романа Я сквозь магический кристалл Еще не ясно различал. Разница, однако, состояла в том, что критики не увидели в «Евгении Онегине» романа, а автор видел в нем роман нового типа.

Принципиально новые законы художественного построения текста были сформулированы Пушкиным и в одном из писем к А. Бестужеву: «Роман требует болтовни».

Болтовня — сознательное стремление создать текст, который мог бы восприниматься как импровизационный рассказ; стремление добиться эффекта непринужденного диалога с читателем — и разрушить условно-литературное повествование о столь же условных литературных персонажах.

Не случайно Пушкин представляет своего героя в романе дважды: в первой главе (вторая строфа) и в седьмой (заключительная строфа). Сопоставим эти фрагменты: Друзья Людмилы и Руслана!

С героем моего романа Без предисловий, сей же час Позвольте познакомить вас: Онегин, добрый мой приятель… Пою приятеля младого И множество его причуд.

Благослови мой долгий труд, О ты, эпическая муза! Свободный и непринужденный разговор с читателем — тем более с читателем посвященным — сменяется пародийным взыванием к эпической музе («Не дай блуждать мне вкось и вкривь») в запоздалом «вступлении» к роману, о котором автор «вспомнил» только к предпоследней главе.

Тем самым классицистская жесткая регламентация темы и структуры произведения, строгость композиционных правил, заданность авторской художественной установки и обязательность высокого пафоса иронически опровергаются и утверждаются права свободного от любой регламентации рассказа. Причем «свободного» настолько, что автору иной раз приходится себе напоминать, кто его герой и что с ним происходит, «чтоб не забыть, о ком пою».

«Забалтываясь донельзя» (цитата из письма Пушкина к Дельвигу, в котором он рассказывает о плане своего романа), автор тем самым получает возможность сказать обо всем — об элегиях и одах, о яблочной наливке и брусничной воде, о русском театре и французских винах, о лорде Байроне и безымянном немецком булочнике, о своем «брате двоюродном Буянове» и Наполеоне, оставшемся стоять у стен Москвы в ожидании ключей от города, и еще о многом, многом другом. Пестрота описаний и разностильность повествования не противоречат внутреннему единству «Евгения Онегина» — лирическим центром романа является автор. Лирические отступления, по замечательному выражению С. Г. Бочарова, не отступают от дела, а обступают его со всех сторон. Пушкин максимально эффективно использует повествовательные возможности четырехстопного ямба: ямб — гибкий, легко варьирующийся и интонационно очень близкий к разговорной речи размер, он передает динамику живой речи. Той же цели служит и онегинская строфа — принципиально новый тип строфы, созданный Пушкиным именно для романа: онегинская строфа включает в себя 14 стихов четырехстопного ямба с рифмовкой AbAb CCdd EffE gg (прописными буквами обозначены женские рифмы, строчными — мужские).

Смысловая структура онегинской строфы – тезис, его развитие, кульминация, концовка — передает сам ход движения мысли. Пушкин сам указывает на эти недостатки: …Хоть поздно, а вступленье есть. Я кончил первую главу; Пересмотрел все это строго: Противоречий очень много, Но их исправить не хочу.

Читайте также:  Тема поэта и поэзии в лирике а.с. пушкина

Пора мне сделаться умней, В делах и в слоге поправляться, И эту пятую тетрадь От отступлений очищать. При этом о необходимость избавляться от отступлений говорится в очередном лирическом отступлении, а противоречия становятся одном из важнейших конструктивных принципов романа.

Заявление автора «я думал уж о форме плана» — явное противоречие авторскому определению романа как «рассказа несвязного», а признание в конце восьмой главы «даль свободного романа…

/ Еще не ясно различал»; «лета шалунью рифму гонят» так же явно не соответствует очень жесткой и нигде не нарушаемой системе рифмовки. Противоречие всплывает и на сюжетном уровне: в третьей главе, например, автор утверждает, что письмо Татьяны хранится у него — «Письмо Татьяны предо мною; / Его я свято берегу…

«, а в восьмой главе — что у Онегина: «Та, от которой он хранит / Письмо, где сердце говорит…» Указав на «разность между Онегиным» и собой, автор тут же добавляет: Страстей игру мы знали оба: Томила жизнь обоих нас; В обоих сердца жар угас…

Вследствие того, что автор привлекает внимание читателя к «технологической» стороне повествования (разрывам во времени, пунктирному движению сюжета, введению в повествование планов и черновиков этого же романа), на первый план выходит металитературное значение романа: рассказывая о «приятеле», Пушкин все время напоминает читателю о «литературности» всего произведения («Но наш герой, кто б ни был он, / Уж верно был не Грандисон», «Прямым Онегин Чильд Гарольдом / Вдался в задумчивую лень») – истинная история романа «Евгений Онегин» — не Татьяны и Онегина, а создание романа.

Создатель же романа сам, следовательно, становится его персонажем – единственным, биография которого лишь намечена, в отличие, например, от Онегина, Татьяны или даже второстепенного героя Зарецкого: «жизнеописанию» каждого из этих персонажей отводится специальная часть повествования. Хронология пушкинской судьбы не линейна: в первой главе упоминается южная ссылка начала 1820-х гг. («Но вреден север для меня»), в шестой — ушедшая молодость: Ужель мне скоро тридцать лет?

Но так и быть: простимся дружно, О юность легкая моя!.. — а восьмой годы отрочества — Лицей и заключительный лицейский экзамен: В те дни, когда в садах Лицея Я безмятежно расцветал… Старик Державин нас заметил И, в гроб сходя, благословил…

Источник: http://www.nitpa.org/syuzhet-i-kompoziciya-romana-evgenij-onegin/

Композиция романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Композиция романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Роман Пушкина «Евгений Онегин» издавался отдельными главами на протяжении нескольких лет.

Некоторые критики, видимо, поэтому воспринимали роман как «набор пестрых глав» и считали этот пестрый характер повествования художественным недостатком, говорили об от­сутствии цельности в романе.

Но Пушкин и сам говорил об особеннос­тях своего произведения:

И даль свободного романа

Я сквозь магический кристалл

Еще не ясно различал.

Автор уже в первой главе признается, что писал ее без плана и най­денные в ней противоречия исправить не желает. Но, с другой стороны, роман является целостным произведением, отличающимся своей стройностью, четкостью и законченностью.

Сюжет «Евгения Онегина» необыкновенно прост, если не сказать банален. В романе представлены всего две сюжетные линии: Онегин —Татьяна, Онегин — Ленский, то есть любовная и личная. В романе от­сутствует традиционная развязка — герой не приведен автором ни к смерти, ни к свадьбе, он покинут в злую для него минуту.

Пушкин ос- шиляет финал открытым, чтобы максимально приблизить сюжет рома­на к реальности. Для него важна смысловая недосказанность, ощущение которой невозможно было бы передать при наличии развязки. Извест­ный критик В.Г.

Белинский связывал идейно-композиционную роль от­крытого финала с понятием лишнего человека, которому среда не пре­доставляет возможности самореализоваться. Д. Благой же понимал зна­чение открытого финала как один из законов поэзии Пушкина.

Он видел и нем значимое умолчание — один из приемов поэта, при котором пус­тота, наделена большим смыслом и не имеет слов для выражения. Как бы то ни было, мы понимаем, что открытый финал использовался Пуш­киным специально, и это не недостаток, а подтверждение таланта поэта.

Основным приемом в построении композиции романа является зер­кальная симметрия. Способом ее выражения является смена героями позиций, занимаемых в романе.

Сначала Татьяна и Евгений встречают­ся, Татьяна влюбляется в него, страдает из-за неразделенной любви, автор сопереживает ей и мысленно сопутствует своей героине. При встрече Онегин читает ей «проповедь».

Затем происходит дуэль между Онегиным и Ленским — событие, композиционной ролью которого яв­ляется развязка личной сюжетной линии и определение развития любов­ной интриги.

При встрече Татьяна и Онегина в Петербурге он оказыва­ется на се месте, и все события повторяются в той же последоватсльно- I Iи, ют.ко автор находится рядом с Онегиным. Эта так называемая кольцевая композиция позволяет нам вернуться в прошлое и создает впечатление от романа как от гармоничного, законченного целого.

Прием кольцевой композиции раскрывает перед читателем кризис души Онегина. Он смотрит на жизнь глазами Татьяны — «смиренной девочки». Ее переживания, которые тогда казались ему смешными, те­перь являлись предметом его жизни. Эти переклички показывают изме­нения, происходящие в характере Онегина.

В первой главе Евгений впервые появляется в свете, затем покидает его и образовавшееся сво­бодное время не занимает ни сочинительством, ни чтением. В последней главе читатель вновь замечает Онегина в высшем свете. Но свое затвор­ничество он способен с большим толком разнообразить чтением и твор­чеством.

Евгений научился читать «духовными глазами» «меж печатны­ми строками», «чуть не сделался поэтом».

Также возвращение в прошлое позволяет нам сопоставить два образа Татьяны: как.деревенской девушки и как светской дамы. Читатель на­блюдает внутреннюю эволюцию жизненных позиций героини, ее взрос­ление, способность контролировать свои эмоции, быть сдержаннее. Но в то же время это обличает несостоятельность ее образа. Татьяна, как и прежде, оказывается не в силах понять Онегина.

В прошлом она изме­ряла возлюбленного по рамкам сентиментального героя, затем героя романов Байрона, пытаясь воспринимать Онегина через литературные стандарты. Но он не Чайльд Гарольд, и не он являлся ей во снах. Оне­гин не подходил ни на одну из этих ролей.

Так и сейчас Татьяна не спо­собна поверить в искренность его чувств, осознать их значимость как попытки установиться и реализоваться в этом мире.

Также существенной особенностью композиции является наличие лирических отступлений в романе. С их помощью создается образ лири­ческого героя, что делает роман лироэпическим. Эти внесюжетныс раз­говоры автора с читателем и его размышления на различные темы довле­ют над сюжетом и даже иногда обуславливают его дальнейшее развитие.

Таким образом, очень часто мы имеем дело не столько с сюжетом, сколько с его обыгрыванием.

Роман повествует и о судьбах героев, и о создании романа, его написании, что становится одной из важнейших тем, затрагиваемых в произведении.

Также лирические отступления де­лают возможным использование в романе инверсии. Автору важно был изобразить среду, расширить композицию и сделать эпические обстоя­тельства предметом изображения.

Становится ясно, что в построении композиции романа «Евгений Онегин» наблюдаются две тенденции: необычная свобода повествова­ния, пестрый характер, непринужденность развития сюжета и нечто уди­вительно гармоничное, делающее роман цельным и законченным.

Эти две тенденции обусловлены тем, что Пушкин стремился максимально приблизить роман к действительности и в то же время установить дис­танцию с литературными канонами, то есть, в целом, сделать свое про­изведение самой жизнью, оригинальной и неповторимой.

Источник: https://prepodka.net/kompoziciya-romana-a-s-pushkina-evgenij-onegin/

Композиция романа «Евгений Онегин» Пушкина, фабула и особенности произведения

Роман «Евгений Онегин» является центральным произведением в творчестве великого русского поэта Александра Пушкина.В этой статье представлен анализ композиции романа «Евгений Онегин» Пушкина, фабулы и особенностей произведения.

Смотрите: Все материалы по «Евгению Онегину»

(из книги Д. Благого «Мастерство Пушкина»)

«С нарочито неясными, намеренно затуманенными финалами мы сталкиваемся уже в южных поэмах Пушкина. Однако самым ярким примером этого рода является финал «Евгения Онегина»… Этот своеобразный конец «без конца», еще более нетрадиционный для жанра романа… немало смущал не только критиков, но даже и ближайших литературных друзей Пушкина. …многие друзья поэта убеждали его продолжить свое произведение… …по каким бы причинам поэт ни остановил свой роман там, где он его остановил, он полностью оформил его как целостный, замкнутый и законченный в себе художественный организм. О том, что роман Пушкина в настоящем виде представляет собой вполне целостное и художественно законченное произведение, нагляднее всего свидетельствует его композиционная структура. О четкости и стройности композиции пушкинского романа в стихах наиболее наглядное представление дает то оглавление — план всего романа, — которое набросал себе Пушкин на следующий же день после того, как он дописал последние его строки. Привожу этот план…:

Часть первая. Предисловие.

I песнь — Хандра II песнь — Поэт III песнь — Барышня

Часть вторая 

IV песнь — Деревня

V песнь — Именины

VI песнь — Поединок

Часть третья

VII песнь — Москва VIII песнь — Странствие*

IX песнь — Большой свет<\p>

(*глава о путешествии Онегина, не вошедшая в окончательную версию романа)

Весь роман делится на три части, каждая из которых складывается в свою очередь из трех «песен» — глав.

Продуманно и стройно располагается фабульно-сюжетный материал и в каждой из трех частей. Первая часть представляет собой своего рода экспозицию: в каждой из трех глав — «песен», составляющий первую часть, дается развернутый образ-характеристика каждого из трех главных героев романа — Онегина, Ленского, Татьяны.

Первая глава почти полностью посвящена Онегину. Центральное место во второй главе отдано Ленскому… Это подчеркивается и пушкинским названием главы в плане: «Поэт».

Вполне соответствует содержанию третьей главы пушкинское название: «Барышня». …третья глава почти целиком отдана Татьяне, образ которой в описании ее влюбленности в Онегина, в ночном разговоре с няней, в письме к Онегину и т.д.

раскрывается с такой же полнотой, как в первой главе образ Онегина. 

Как видим, не посвящено специальной главы Ольге, и это совершенно закономерно, поскольку в романе она играет второстепенную роль.

Основные образы романа…

носят столь обобщенный, типизированный характер, что это позволяет Пушкину построить фабулу своего произведения… на отношениях между собой всего лишь четырех лиц — двух молодых людей и двух юных девушек. Остальные лица, входящие в роман в качестве…

участников (…мать и няня Татьяны, Зарецкий, генерал — муж Татьяны), имеют чисто эпизодическое значение.

Оба молодых героя не только подчеркнуто контрастны, но и прямо противоположны друг другу… Обе молодые героини также противоположны друг другу и по наружности и по характеру…

<\p>

Столь же симметрично (обратной симметрией) построены взаимоотношения межлу четырьмя основными персонажами. Татьяна глубоко полюбила Онегина, который остался к ней равнодушен; Ленский глубоко полюбил Ольгу, которая…

относится к нему не слишком глубоко…

Эта симметричная фабульная схема могла бы выглядеть в качестве таковой просто как не слишком хитрый литературный прием. Но у Пушкина — и в этом смысл ее — она наполняется большим жизненным содержанием.

Пылкий, восторженный романтик и охлажденный, просвещенный и разочарованный скептик-байронист — именно эти два типа отношения к действительности были характерны для передовой молодежи того времени — периода подготовки восстания декабристов.

Столь же характерен… образ Татьяны.

Финальная формула, которая определяет ее жизненный путь — быть «век верной» своему супружескому долгу, — несомненно, руководила и женами декабристов, последовавшими за своими мужьями на каторгу в Сибирь. 

Более всеобщий характер носит образ заурядной во всех отношениях Ольги. Включение в роман этого образа, несомненно, продиктовано не только стремлением к указанной фабульной симметрии. Образ Ольги оттеняет собой, делает более рельефным контрастный ей образ старшей сестры — Татьяны.

Мало того, образ Ольги является одним из ключей и к пониманию образа Ленского. Ведь то, что Ленский полюбил, возвел в свой романтический идеал пустое ничтожество — Ольгу… лучше всего характеризует оторванность от реальной действительности, беспочвенность этого романтика.

Итак, в первой части романа (в первых трех главах) читателю даны образы всех главных героев и показаны те взаимоотношения, которые между ними устанавливаются: дружба между Онегиным и Ленским, влюбленность Ленского в Ольгу, Татьяны — в Онегина.

Если первая часть дает экспозицию и в основном относительно статична, вторая часть романа (…главы — с четвертой по шестую) живописует те столкновения, конфликты, которые возникают между главными героями…

Читайте также:  Отношения швабрина и пугачева в повести пушкина "капитанская дочка"

Эта вторая — центральная — часть, в которой почти равномерно участвуют все три главных героя, наиболее динамична, наиболее драматична… из всех трех: «проповедь» Онегина Татьяне… сон Татьяны; ссора по ничтожному поводу… дуэль и кровавая развязка — убийство Ленского Онегиным.

В конце шестой главы поэт… ставит ряд вопросов: Последовательным ответом на все эти вопросы и является третья, заключительная часть романа, три последние главы: седьмая — девятая. Эта третья часть в смысле своего построения носит как бы синтетический характер — в ней совмещены и экспозиция и конфликт.

Ленского не стало; в начале седьмой главы из романа уходит и Ольга… В романе остаются только два самых главных героя: Онегин — Татьяна. Соответственно этому и строится третья часть. Седьмая и восьмая главы носят характер как бы новой экспозиции.

Седьмая — посвящена одной Татьяне; Онегина в ней нет.

В главе показано, как под влиянием знакомства с кругом чтения Онегина расширяется… кругозор Татьяны, развивается дальше ее характер.<\p>

Восьмая глава, наоборот, полностью посвящена Онегину; Татьяны в ней нет.

К сожалению, глава эта, как известно дошла до нас только частично, но, судя по всему, назначение ее было совершенно аналогично: показать, как под влиянием убийства Ленского и в особенности впечатлений от «странствий» по Руси и, самое главное, знакомства с общественно-политической действительностью, картинами произвола, угнетения и насилий… развивается в свою очередь характер Онегина, появляется возможность его нравственного возрождения.

В последней, девятой главе, изменившиеся — каждый на свой лад — герой и героиня снова сталкиваются друг с другом, и происходит финальная развязка их так и не состоявшегося романа.

Анализ оглавления-плана «Евгения Онегина» показывает, как недальновидны были те критики, которые не сумели заметить органической целостности и единства стихотворного романа Пушкина.

Такой анализ наглядно обнаруживает, как стройно и крепко в композиционном отношении был задуман, слажен и осуществлен Пушкиным его… труд.

Правда, по обстоятельствам, от поэта не зависевшим, он не смог в полной мере реализовать в том окончательном виде… математически точную композиционную структуру, фиксированную в рассмотренном нами плане-оглавлении. Из главы о «странствиях» Онегина (восьмая глава) Пушкин… был вынужден изъять слишком резкие в политическом отношении места и даже… уничтожить их.

Это идейно снизило всю главу. Между тем мы знаем, что… первенствующее значение для него всегда сохраняла идея, мысль содержание. Поэтому поэт предпочел лучше пойти на нарушение композиционной стройности произведения, чем сохранить в его составе идейно обедненную, обесцвеченную… главу.

Восьмая глава была им вовсе изъята; девятая тем самым стала восьмой, и весь роман складывался теперь уже не из девяти, как это было… а только из восьми глав. …при этом нарушалась последовательно проведенное через весь роман тройственное членение каждой из частей……поэт постарался… до известной степени компенсировать себя и в композиционном отношении.

Описание равнодушия Онегина к жизни и ее наслаждениям, преждевременной старости его души и составляет основное содержание первой главы романа. Наоборот, любовь Онегина к Татьяне возвращает ему его утраченную молодость, свежесть чувств… вызывает новый прилив жизненной энергии, жизненных интересов. Это композиционно подсказывается рядом…

параллелей между последней и первой главой: с Онегиным во многом повторяется то, о чем рассказывалось в первой главе. В последней главе, после… появления… в свете, он снова… уединяется в своем кабинете. Онегин снова жадно набрасывается на чтение, на книги…

О непритворности, серьезности вспыхнувшей в Онегине страсти к Татьяне свидетельствует даже резко изменившийся внешний его облик: …основная любовная фабула романа — отношения между Онегиным и Татьяной. Новая, вторая встреча между ними строится на тех же основных опорных моментах — письмо и ответное объяснение — «урок». Письмом… и ответным уроком…

отношения между Онегиным и Татьяной начинаются; письмом… и ответным «уроком»… эти отношения заканчиваются. Но… они при новой встрече как бы меняются местами: теперь уже не Татьяна шлет влюбленное письмо к Онегину — «страстное посланье» шлет Онегин к Татьяне; уже не он ей, а, наоборот, она ему дает ответный «урок».

Причем параллельность этих…

опорных моментов подчеркивается рядом композиционных приемов. Оба письма одинаково выделены из общей ткани романа… оба «урока» не только облечены в монологическую форму… но даже почти полностью уравновешены по своим размерам («урок» Онегина — …68 стихов; «урок» Татьяны — 77 стихов.)<\p>

Зеркально-перевернутая симметрия двух писем и двух «уроков» усиливается и намеренными текстуальными совпадениями. 

Письмо Татьяны начинается:
Письмо Онегина начинается:
Вся эта соразмерность частей, вся эти параллели и переклички не только сообщают архитектурную точность композиционному рисунку романа; они выполняют собой и совершенно определенную художественно-выразительную функцию: с особенной четкостью…

показывая те коренные перемены, которые произошли в положении героя и героини по отношению друг к другу… …композиционное оформление [«Евгения Онегина»]…

безусловно свидетельствует: независимо от того, хотел или не хотел, мог или не мог продолжить Пушкин свой роман, последний и в настоящем своем виде представляет собой произведение, полностью художественно законченное. В заключение одна дополнительная и весьма характерная… для композиционного мастерства Пушкина деталь.

Сперва, в том виде, в каком роман был завершен Пушкиным в 1830 году… письма Онегина к Татьяне в нем не было. Оно было добавлено Пушкиным лишь тогда, когда под давлением цензурно-политических условий поэт вынужден был нарушить…

стройность целого, начать перестраивать роман из девяти глав в восемь (письмо Онегина написано в самом конце этой работы…). Введение письма Онегина… несомненно, в какой-то мере компенсировало это вынужденное нарушение.»

(Д. Благой «Мастерство Пушкина», 1955 г.)

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/09/kompozicija-romana-evgenij-onegin-pushkina-fabula-osobennosti.html

Композиция и сюжет романа Пушкина “Евгений Онегин”

Мы не знаем, как следует ни первоначального плана “Евгения Онегина”, ни подробностей изменения его содержания и композиции. Из того, что нам известно об этом, самое существенное следующее.

Сначала Пушкин хотел писать роман более крупных размеров. Он думал довести рассказ до смерти Онегина. Какова была бы дальнейшая судьба Татьяны, мы не знаем.

Во всяком случае, первоначально Пушкин не думал объяснением Онегина с Татьяной закончить роман.

Сохранилось Воспоминание одного из знакомых Пушкина М. В. Юзефовича (встречавшегося с Пушкиным в 1829 году) о том, как Пушкин передавал друзьям предполагаемое содержание своего (тогда еще не дописанного) романа. “Он объяснял нам довольно подробно,- пишет М. В.

Юзефович,- все, что входило в первоначальный его замысел, по которому, между прочим, Онегин должен был или погибнуть на Кавказе, или попасть в число декабристов”.

Не совсем ясно, Пушкин ли в 1829 году колебался в выборе развязки своего романа (станет ли Онегин в последних главах декабристом или просто кончит свою бесполезную жизнь в стычке с горцами), или же это сам Юзефович на старости лет, когда он писал свои воспоминания, не мог точно вспомнить рассказ Пушкина.

Во всяком случае, в рукописях Пушкина сохранились листки с отрывками начала какой-то главы “Евгения Онегина”, где, судя по всему, описывалась подготовка к восстанию декабристов, а может быть, и само восстание.

Осенью 1830 года Пушкин решил резко сократить “Евгения Онегина”, отказаться от трех последних предполагавшихся глав и закончить роман объяснением Татьяны с Онегиным.

Начатую работу над десятой главой (исторической и декабристской) он, видимо, прервал, а черновые Рукописи свои уничтожил, сжег, очевидно из опасения, что они могут попасться на глаза царским жандармам и навлечь на него преследование. В бумагах Пушкина… 1830 года есть пометка: “19 окт. сожжена X песнь”.

Однако законченное им начало десятой главы Пушкин сохранил, переписав его для безопасности в зашифрованном виде, и показывал его кое-кому из своих друзей. Для печати же Пушкин решил в это время оставить роман всего в девяти главах, разделив его уже не на две большие части – по шести глав каждая, а на три маленькие, по три главы.

В набросанном Пушкиным для себя в сентябре 1830 года плане издания романа он при номере каждой главы (или “песни”) указывает одним словом содержание данной “песни”. План получился такой:

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Предисловие I песнь (Хандра) II песнь (Поэт) III песнь (Барышня) ЧАСТЬ ВТОРАЯ IV песнь (Деревня) V песнь (Именины) VI песнь (Поединок) ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ VII песнь (Москва) VIII песнь (Странствие) IX песнь (Большой свет)

Таким образом, еще осенью 1830 года Пушкин считал возможным напечатать в составе своего романа и главу, где описывалось “странствие” Онегина по России.

Однако в этой главе были места, совершенно невозможные для печати по политическим, цензурным соображениям,- Пушкин, До нас дошли только черновики двух строф 10-й главы и листок с зашифрованными отрывками первых шестнадцати строф главы. очевидно, думал печатать главу, выбросив эти нецензурные места.

Пушкин, как сказано выше, издавал своего “Онегина” отдельными главами. К зиме 1830 года он выпустил уже семь глав. Но остальные две (вполне готовые, как мы видели) он не торопился печатать.

В 1832 году вышла в свет отдельной книжкой последняя (теперь ставшая восьмой) глава романа с приложением “Отрывков из путешествия Онегина”. В следующем, 1833 году Пушкин выпустил в свет весь Роман полностью, в таком виде, в каком мы его сейчас и читаем.

(No Ratings Yet)
Loading…
Композиция и сюжет романа Пушкина “Евгений Онегин”

Другие сочинения по теме:

  1. “Евгений Онегин” А. С. Пушкина: автор и герои; фабула, сюжет, жанровое своеобразие; человек и среда, особенности реализма романа Во второй половине 20-х годов А. С. Пушкин работал над своим романом стихах “Евгений Онегин”. Роман, начатый еще в южной…
  2. История создания романа Пушкина “Евгений Онегин” Роман “Евгений Онегин” занимает центральное место в творчестве Пушкина. Это самое крупное художественное произведение, самое богатое содержанием, самое популярное, оказавшее…
  3. Композиция художественного произведения “Евгений Онегин” “Евгений Онегин”, несмотря на очень своеобразный, нетрадиционный для эпического произведения конец (конец “без конца”), представляет собой “целостный, замкнутый и законченный…
  4. Евгений Онегин Евгений Онегин – главный герой романа, молодой Евгений Онегин – главный герой романа, молодой франт с богатым наследством, “наследник всех своих родных” , как говорит о нем…
  5. Время и действие романа Пушкина “Евгений Онегин” В какое время живут и действуют персонажи пушкинского романа? Рассчитать нетрудно: Онегин не участвовал в Отечественной войне 1812 года. Она…
  6. Замысел романа “Евгений Онегин” Белинский справедливо назвал “Онегина” “самым задушевным произведением Пушкина”, в котором с наибольшей полнотой отразились “вся жизнь, вся душа, вся любовь”…
  7. Каковы нравственные уроки финальной сцены романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин”? Татьяна Ларина, героиня романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, открывает собой галерею прекрасных образов русских женщин. Она нравственно безупречна, ищет…
  8. Сюжетная линия Онегин и Ленский в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Сюжетная линия Онегин и Ленский выполняет очень важную функцию в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Что объединило этих двух…
  9. Татьяна и Онегин в романе Пушкина “Евгений Онегин” Татьяна и Онегин. Они пока не встретились, но в нашем читательском восприятии оказались рядом: мы догадались, что будет еще одна…
  10. Сюжет романа “Евгений Онегин” – Часть вторая На следующее утро Онегин получает от Ленского записку с вызовом на дуэль. Письмо привозит секундант Зарецкий, циничный, но неглупый человек,…
  11. Педагогические взгляды А. С. Пушкина (на примере романа “Евгений Онегин”) Частные пансионы, как и уроки домашних учителей, не имели ни общей программы, ни каких-либо единых требований. Здесь были дорогостоящие и…
  12. Охарактеризуйте произведение “Евгений Онегин” Александра Пушкина как социально-психологический роман в стихах Немало литературоведов старались определить жанр романа “Евгений Онегин”. Его называли и социально-бытовым, и социально-психологическим, и социально-аналитическим, даже “энциклопедией” русской жизни….
  13. Сюжет романа “Евгений Онегин” – Часть первая Молодой дворянин Евгений Онегин едет из Петербурга в деревню к своему умирающему богатому дяде, досадуя на предстоящую скуку. Двадцатичетырехлетний Евгений…
  14. Художественный анализ восьмой главы романа “Евгений Онегин” Глава восьмая занимает особое место в романе. И не только потому, что в ней завершается сюжетная история взаимоотношений Онегина и…
  15. “Евгений Онегин” величайшее творение Пушкина Первые строфы “Евгения Онегина” возникли еще в Кишиневе в 1823 г. Работа над романом развертывается в Одессе и в Михайловском….
  16. Второстепенные действующие лица романа “Евгений Онегин” Остальные действующие лица пушкинского романа разработаны им не с такой подробностью. Населив свой роман множеством самых разнообразных людей, Пушкин в…
  17. “Евгений Онегин” самое задушевное произведение Пушкина У Пушкина чувствуется и критическое отношение к героям романа. В изображении поэта Онегин близок к тем персонажам западноевропейского реалистического романа,…
  18. Дайте характеристику образа Татьяны Лариной в романе Александра Пушкина “Евгений Онегин” Образ Татьяны Лариной в романе “Евгений Онегин” изображен Пушкиным с большой сердечностью и теплом. Сначала мы встречаемся с Татьяной –…
  19. Сочинение на тему: Жанровая структура романа в стихах “Евгений Онегин” Интерпретируя авторское предисловие к отдельному изданию первой главы “Евгения Онегина”, современный исследователь пишет, что Пушкин решил “представить новый тип произведения…
  20. Идейное построение романа “Евгений Онегин” Идейное построение “Евгения Онегина” основано на сопоставлении, а в первых главах и противопоставлении Онегина и Татьяны, то есть двух типов…

Источник: https://ege-russian.ru/kompoziciya-i-syuzhet-romana-pushkina-evgenij-onegin/

Сочинение «Сюжет и композиция романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»»

В конце восьмой главы «Евгения Онегина», прощаясь с героем и читателем, Пушкин пишет: «Промчалось много, много дней с тех пор, как юная Татьяна и с ней Онегин в смутном сне явилися впервые мне, и даль свободного романа я сквозь магический кристалл еще неясно различал».

Пожалуй, самым главным в этом авторском признании является жанровое определение — «свободный роман».

Главное произведение Пушкина свободно не только потому, что в нем прекрасно уживаются и органически взаимодействуют самые разные сферы русской жизни, но и потому, что обманчивая простота сюжета на поверку оказывается одной из главных загадок пушкинского сочинения.

Внешне система событий в романе выглядит вполне бесхитростно: молодой человек, «наследник всех своих родных», едет в деревню к умирающему дяде, однако успевает лишь на похороны.

Он вступает в права наследства, остается в деревне, где знакомится с соседями, а далее в романе параллельно развиваются две любовные линии: Онегин — Татьяна и Ленский — Ольга.

Нелепая дуэль приводит к гибели одного из друзей, Онегин уезжает в путешествие, а через несколько лет встречает любившую его девушку уже знатной дамой, верной своему мужу и ничего не забывшей. Это несложное действие развивается на фоне замечательных картин русской природы и русской жизни.

Но вот первый вопрос: где же завязка основной сюжетной линии? И в чем эта сюжетная линия заключается? С первых строк романа читатель погружается в пленительную стихию пушкинского лиризма с непередаваемой магией онегинской строфы, с замечательными переходами от эпического повествования к лирическим раздумьям.

Мы знакомимся с Онегиным, узнаем многочисленные подробности его петербургского быта, повесь этот содержательно богатый материал служит лишь экспозицией к дальнейшим событиям. И дочитав до конца первую главу, мы понимаем, что тот конфликт, который ляжет в основу сюжета, еще даже не обозначен.

Вторая глава погружает читателя в мир провинциального русского дворянства, в ту среду, которая не приемлет Онегина («Сосед наш неуч, сумасбродит, он фармазон, он пьет одно стаканом красное вино, он дамам к ручке не подходит…»), и читатель уже готов предположить, что именно конфликт героя с обществом станет основой сюжета романа — так же, как конфликт Чацкого с московским барством. Но нет, Онегин не Чацкий и в споры с соседями не вступает. Он просто велит закладывать жеребца с заднего крыльца, когда слышит приближающиеся к его дому домашние дроги соседей, и уезжает. Впрочем, в это же время в свою деревню приезжает новый помещик — молодой поэт Владимир Ленский. «Они сошлись: волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой». Может быть, между этими героями, учитывая такую их непохожесть друг на друга, воз никнут противоречия, которые и выльются в завязку сюжета? Пушкин заманивает, завлекает читателя, но заставляет его каждый раз убедиться в ошибочности его предположений. Онегин и Ленский становятся приятелями. Во второй главе читатель знакомится и с семьей Лариных, с укладом их жизни, их семейными привычками, наконец с их дочерьми Татьяной и Ольгой. Столь подробный рассказ о Лариных оправдан тем, что Ольга — невеста Ленского. Но до самого конца главы за вязка сюжета не обозначилась. И лишь в третьей главе четко прописывается та сцена, которую следует считать завязкой, — знакомство Онегина с семьей Лариных. С этого момента и начнется истинное развитие действия с двумя параллельно развивающимися любовными линиями: Онегин — Татьяна, Ленский — Ольга.

Вряд ли читателю легко будет ответить па вопрос: почему в романе Пушкина такая обширная экспозиция? Зачем поэт, владевший законами гармонии как никто другой, так много места уделил повествованию о героях и так неспешно подвел читателя к началу сюжетного движения романа? На этот вопрос не отвечает даже Белинский, посвятивший роману Пушкина две большие статьи.

Видимо, объяснение такому нетрадиционному подходу к сюжетостроению следует искать в природе ново го художественного метода, открытого Пушкиным, — метода реализма.

Автору важно не только столкнуть героев романа в каком-то конфликте, не только резко обозначить их противоречия, но и понять природу их характеров, обстоятельства их становления, истоки их сегодняшнего поведения и образа мыс лей, лежащие в их прошлом.

Но и дальнейшее развитие действия может вызвать множество недоуменных вопросов. Так, отказавшись от традиционной сюжетной схемы, в основе которой лежит любовный треугольник, Пушкин не делает героев соперниками, а выстраивает две любовные линии, так же не схожие между собой, как и характеры их участников.

При таком развитии сюжета ничто не предвещает дуэли, она кажется, да и в действительности является какой-то нелепостью, где главным побудителем становится не оскорбленное чувство чести, не серьезное столкновение личностей, а боязнь пересудов: «И вот общественное мнение, пружина чести, наш кумир, и вот на чем вертится мир!»

Уже современники Пушкина говорили о недостаточной мотивированности дуэлей Онегина и Ленского. По этому поводу замечательным представляется наблюдение Ю. Тынянова, что, вероятно, мотивировка дуэли лежала где-то за пределами романа, в чертах характера прототипа Ленского — Вильгельма Кюхельбекера.

В связи с этим, естественно, вспоминается по чти к дуэль Пушкина и Кюхельбекера в послелицейские годы. Подходи же к сцене дуэли как кульминации романа (а дуэль в литературе пушкинской эпохи всегда была кульминационным моментом), интересно обратить внимание опять-таки на резкое нарушение романной традиции у Пушкина.

Ведь при традиционном сюжетостроении кульминация момент наивысшего напряжения действия — непосредственно предшествует развязке. В «Онегине же после кульминации идет развитие действия, не менее напряженное, чем до кульминации.

Дуэль делит роман почти на равные части, и перемены, происходящие с Татьяной и Онегиным во второй части романа, гораздо значительнее, чем в первых главах.

Но едва ли не самые большие недоумения у читателей и критиков вызывала развязка произведения, вернее, кажущееся отсутствие таковой. Традиционной романной развязкой была или смерть, или женитьба героя, или иное заметное событие, под водящее черту под всем происшедшим ранее. Пушкин же обрывает роман неожиданно, и читателю остается только гадать, что же будет с героями дальше.

С изумлением констатируя это художественное решение Пушкина, Белинский писал: «Мы не знаем, что дальше случилось с Онегиным, да и на что нам это знать, если мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без применения, жизнь без смысла, а роман без конца? Формулировка «роман без конца» и означает отсутствие развязки, которое, впрочем, Белинский объясняет художественной природой романа.

Но есть и другая, чрезвычайно интересная точка зрения. Замечательный литературовед и психолог Л. Выготский в книге «Психология искусства» подходит к проблеме сюжета «Онегина» в высшей степени оригинально.

Он считает главным конфликтом, главным противоречием романа не внешние события, не противоречия, возникающие между героями, а то противоречие, в которое впадают герои сами с собой в последней части романа.

Особенно интересна в этом смысле эволюция Онегина, который в первой части романа никак не походит на трагического героя. Вплоть до объяснения с Татьяной после получения ее письма Онегин остается светским человеком, не способным на глубокое чувство.

И лишь в конце совершенно иначе открывается личность Онегина, чему в немалой степени способствует «потрясающая правда его Письма», как пишет Выготский.
Я знаю: век уж мой намерен,

Но чтоб продлилась жизнь моя, Я утром должен быть уверен,

Что с вами днем увижусь я…

Весь конец романа, как это не замечали прежде, вплоть до последней строки, по мнению Выготского, насыщен намека ми на то, что Онегин гибнет, на то, что жизнь его кончена, на то, что ему больше нечем дышать. С потрясающей силой это вскрывается в знаменитой сцене их нового свидания, которое было прервано внезапным звоном шпор. И здесь героя моего В минуту, злую для него, Читатель, мы теперь ост

Надолго.., навсегда…

Пушкин обрывает как будто бы на случайном месте, но эта внешняя случайность еще более подчеркивает художественную завершенность романа. «На этом кончено всё», — пишет Выготский — в отличие от формулы Белинского «роман без конца».

Свободный роман Пушкина опрокидывает все привычные схемы и открывает новые горизонты в искусстве не только сюжета, но и композиции. И здесь, как и в сюжетостроении, по началу все кажется незатейливым.

деление на пронумерованные автором главы, каждая из которых состоит из пронумерованных строф, — вот, кажется, и все особенности внешнего построения. Конечно, в композиционный ряд романа входят и эпиграфы, и посвящение, и вынесенное за пределы основного содержания романа «Путешествие Онегина».

Но не в этом своеобразие неповторимого, уникального создания Пушкина. Удивительна параллельность любовных линий, еще удивительнее зеркальность композиции в рассказе о судьбах Онегина и Татьяны: письмо Татьяны — ее объяснение с Онегиным, письмо Онегина — его объяснение с Татьяной.

Но, конечно, главным открытием поэта в области композиции стали онегинская строфа и прямое присутствие автора в романе.

При непосредственном восприятии онегинского текста мы вряд ля отдаем себе отчет в том, почему так завораживает мелодия стиха, что за странный секрет кроется в музыкальной природе этого романа.

Между тем главный секрет как разгиб кости и подвижности строфы, избран для «Евгения Онегина» свой любимый четырехстопный ямб, Пушкин отказался от того сплошного, мощного стихового движения, которое было ему свойственно в южных поэмах, а разделил главы на строфы с всеми возможными видами рифмовки внутри строфы: и пере крестная, и смежная, и опоясывающая рифма присутствуют в онегинской строфе. Четырнадцать строк это классический объем сонета, но чередование рифм в «Онегине» совершенно иное. Этот прием позволил поэту избежать монотонности, что, наверное, было бы самым опасным для большого эпического полотна в стихах. Порой Пушкин пропускает какие-то строки или даже целые строфы, как бы предлагая читателю пофантазировать над загадочными точками вместо текста. И только три фрагмента романа выпадают из этой общей строфической системы: Письмо Татьяны к Онегину «Письмо Онегина к Татьяне» и «Песня девушек» отличающаяся к тому же в стихотворным размером.

Лирическое начало романа, связанное с присутствием автора, является, пожалуй, главной композиционной особенностью «Евгения Онегина» Весь роман, а в особенности верная и восьмая главы, пронизан лирическими отступлениями.

Иногда это несколько строк, иногда целая строфа, а порой, как в начале восьмой главы, несколько строф.

Лирические отступления в романе охватывают все области жизни в интересов автора: русская природа, литература и искусство, история и современность, любовь и дружба, мораль и честь, биография автора и история его творчества вплоть до того дня, когда Муза впервые явилась к нему в образе Татьяны Лари ной «с французской книжкою в руках, с нездешней думою в очах». даже те со временники Пушкина, которые не принимали его любимого героя (А. Бестужев, К. Рылеев), были покорены лирической частью «Онегина». Белинский же, напротив, считал, что лирическое начало не просто композиционный прием, а та единственная форма, которая в полной мере может быть названа средством существования содержания: «Здесь вся жизнь его, его душа, его понятия и идеалы, и можно указать слишком на не многие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в личность Пушкина».

Источник: http://litsochinenie.ru/syuzhet-i-kompozitsiya-romana-a-s-pushkina-evgeniy-onegin.html

Ссылка на основную публикацию