Тема поэта и поэзии в лирике а.с. пушкина

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина

Поиск смысла поэтического творчества занимал многих поэтов на протяжении всей истории литературы. Размышляли о назначении поэта и поэзии Ломоносов, Державин, Рылеев, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, поэты серебряного века.

В творчестве А. С. Пушкина эта тема, представление о целях поэтического искусства и месте поэта, занимает особое место и проходит через все его творчество, получая с годами различную трактовку, отражая изменения, происходящие в мировоззрении поэта.

Обратимся  к наиболее известным стихотворениям П., посвященным размышлениям на эту тему.

В своем первом печатном произведении, послании «К другу стихотворцу» (1814), Пушкин говорит о том, что не всякому дано быть настоящим поэтом:

Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет

И, перьями скрипя, бумаги не жалеет.

Хорошие стихи не так легко писать…

Да и судьба, уготованная истинному поэту, нелегка, и путь его тернист:

Судьбой им не даны ни мраморны палаты,

Ни чистым золотом набить сундуки.

Лачужка под землей, высоки чердаки –

Вот пышны их дворцы, великолепны залы…

Их жизнь – ряд горестей…

Пушкину – лицеисту чужд образ казенного «угрюмого рифмотворца» («К Галичу», 1815), «скучного проповедника» («Моему Аристарху», 1815), и мил образ вольнолюбивого поэта – мыслителя, огненно – сурового обличителя пороков:

Хочу воспеть свободу миру,

На тронах поразить порок…

В стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824) поэт и книгопродавец в форме диалога высказывают свое отношение к поэзии.

Взгляд автора на литературу, на поэзию здесь несколько приземлен. Возникает новое понимание задач поэзии. Герой стихотворения, поэт, говорит о поэзии, приносящей душе «пламенный восторг». Он избирает свободу духовную и поэтическую. Но книгопродавец заявляет:

Наш век торговли; в сей век железный

Без денег и свободы нет.

И книгопродавец, и поэт по-своему правы: законы жизни распространились и на «священную» область поэзии. И поэта вполне устраивает позиция, которую ему предлагает продавец:

Не продается вдохновенье,

Но можно рукопись продать.

Пушкин рассматривает свой труд – поэзию не только как «детище» вдохновения, но и как средство к существованию. Однако же на вопрос книгопродавца: «Что ж изберете вы?» – поэт отвечает «Свободу». Постепенно приходит понимание того, сто никакая политическая свобода невозможна без свободы внутренней и что только духовная гармония дает человеку почувствовать себя независимым.

Стихотворение «Пророк» написано Пушкиным в 1826 после расправы с декабристами. Библейская легенда лишь в общем своем значении отражена в стихотворении. Пушкинский герой не осквернен язвами нечистого общества, не угнетен ими. Побуждение его, превращение в пророка подготовлены его состоянием (««духовной жаждою томим»).

Миссия пророка прекрасна и страшна одновременно: :Глаголом жечь сердца людей».очищать этот мир от скверны невозможно без страданий. Поэт – избранник, провидец и учитель, призванный служить своему народу, быть вещим, мудрым, поднимать на борьбу за правду и свободу.

Стихотворение начинается с чуда оживления одинокого и усталого путника. «Пустыня мрачная» озаряется явлением серафима, кот. В действиях своих энергичен и стремителен.

Если поэт говорит о серафиме, что тот «шестикрылый», что он явился, то страдательная конструкция («влачился», «томим»), характеризующая состояние путника, подчеркивает состояние его души – опустошение, бессилие. Путник не только бессилен, но и путь его бесцелен. шестикрылый серафим является на перепутье, как спасение от незнания, куда идти.

Действия серафима вначале описаны как осторожные, бережные. («перстами легкими, как сон, моих зениц коснулся он»). Но последствия этих прикосновений исполнены боли и драматизма:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной девицы.

Зоркость рождает напряжение: уши «наполнил шум и звон». Так начинается страдание, когда в человека входит весь мир, как бы разрывая его многозвучностью. Мотив избранничества звучит здесь особенно сильно. Поэт выделяется из общей массы, он выше ее. Но это избранничество покупается муками творчества, ценой великих страданий. И только «Бога глас» дарует герою его великий путь.

Процесс преображения человека есть рождение поэта. «отверзлись вещие зеницы» для того, чтобы видеть окружающий мир, «жало мудрыя змеи» дано вместо языка, а вместо трепетного сердца – «угль, пылающий огнем». Для человека теперь нет тайн, он открыт всему, и это прекрасно и страшно в одно и то же время.

Но м этого недостаточно, чтобы стать избранником. Нужно отрешиться от трепетного чувства, от сердца, сочувствующего и жалеющего, от нежности и страха. Нужна еще высокая цель, идея, во имя которой творит поэт и которая оживляет, дает смысл всему тому, что он так чутко слышит и видит.

«Бога глас» повелевает «жечь сердца людей» поэтическим словом, показывая подлинную правду жизни:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Стихотворение имеет аллегорический смысл, но в данном случае поэт утверждает божественную природу поэзии, а это значит, что и ответственность поэт несет только перед Творцом.

Размышляя о назначении поэзии в судьбе поэта, Пушкин пишет стихотворение «Эхо» (1831), занимающее особое место среди стихотворений этого периода. Здесь душа поэта остается наедине с миром, представленным разнообразно, но в целом. Поэт сравнивает себя с эхом. Оно откликается на все звуки жизни, как и поэт, оно влюблено в мир:

На всякий звук

Свой отклик в воздухе пустом

Родишь ты вдруг.

Финал стихотворения неожиданно трагичен: связь с миром обрывается, мир не шлет отзыва на поэтическое эхо. Но в этих словах слышится готовность принять мир во всех его проявлениях, даже тогда, когда «нет отзыва». Для поэта главное – служение вечным ценностям: добру, свободе, милосердию, а не прихоти «толпы» и «черни».

Об этом же напишет Пушкин в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836):

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Пушкин в этом стихотворении ставит поэзию выше славы царей и полководцев, т. к. она ближе к Богу:

Веленью Божию, о муза, будь послушна.

Человек смертен, а творения его духа обретают вечную жизнь:

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит.

Тема поэта и поэзии занимает огромное место во всем творчестве А.С. Пушкина. В течение всей жизни поэта менялись его взгляды на творчество, мировоззрение.

Одним из главных мотивов всегда оставалось то, что поэт должен быть свободен, и ничто не должно мешать ему свободно выражать свои мысли в стихах, показывать таким образом пороки общества и недостатки существующего государственного устройства..

Несмотря ни на что, Пушкин верил в признание поэтического творчества, в то, что память о нем как о поэте останется надолго. Об этом он пишет, как в завещании, в стихотворении «Памятник». Секрет признания поэта состоит в том, что муза должна служить для пробуждения «чувств добрых», для прославления свободы.

Источник: http://lib.repetitors.eu/literatura/125-2010-01-11-07-00-03/2166-2010-08-21-06-37-57

Сочинение по литературе тема поэта и поэзии в лирике Пушкина | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

В развитие традиционной для европейской литературы темы поэта и поэзии Пушкин внес свой вклад. Эта важная тема проходит через все его творчество. Уже первое изданное стихотворение «К другу стихотворцу» содержало в себе размышления о предназначении поэта. По мнению юного Пушкина, дар слагать стихи дан не каждому человеку:

Молодой автор прекрасно понимает, что судьба поэта обычно тяжела. У него не будет «мраморных палат», сундуков с золотом, а, скорее всего, ждут его «лачужка под землей, высоки чердаки» и «жизнь – ряд горестей».

Обращение к теме поэта и поэзии в самом начале творческого пути свидетельствует о серьезности подхода Пушкина к сочинительству. С первых шагов он ощущал ответственность за то, что ему хотелось сказать читателям.

В раннем стихотворении «К Галичу» Пушкин критикует угрюмых придворных поэтов, а в стихотворении «Моему Аристарху» – «скучных проповедников».

Сам он мечтает о роли обличителя пороков, о чем и пишет в оде «Вольность»:

Молодой Пушкин был уверен, что сможет стихами влиять на общество и даже на поведение монархов. Стихи этого периода оптимистичны и полны энергии.

В стихотворении «К Чаадаеву» поэт страстно мечтает посвятить родине «души прекрасные порывы», быть полезным ей. «Самовластье» царей противно его свободолюбивой натуре, автор уверен, что несправедливая власть скоро рухнет.

Надежду на скорое освобождение крестьян от «рабства дикого» поэт выражает в стихотворении «Деревня».

По мере взросления взгляды Пушкина на роль поэта и поэзии существенно менялись. Новое отношение к поэзии звучит в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом». Это стихотворение построено в форме диалога продавца книг с поэтом.

Поэт хочет свободно творить, получать «пламенный восторг» от процесса создания стихов, но продавец охлаждает его порывы, заявляя: «…в сей век железный / Без денег и свободы нет». Да, поэт – творец, но он живой человек. Поэт соглашается с утверждением продавца: «Не продаётся вдохновенье, / Но можно рукопись продать».

Поэзия – это тяжелый труд и может рассматриваться как средство к существованию. Проблема в том, что творить поэт может только в условиях личной свободы. Только свобода души дает человеку независимость.

В стихотворении «Пророк» Пушкин утверждает, что обществу нужен поэт-пророк, сильный и мудрый, который мог бы «глаголом жечь сердца людей». В этом стихотворении звучит мотив избранничества поэта.

Мирный поэт, дающий советы властям, теперь не нужен. Необходим пламенный борец. «Шестикрылый серафим» чудесным образом изменяет поэта, превратив его сердце в «угль, пылающий огнем», а язык – в «жало мудрыя змеи».

Став пророком, поэт должен исполнять волю Бога.

По мнению Пушкина, поэт должен, как жрец, служить своему искусству. Талант – от Бога. Поэт не должен обращать внимание на суждения толпы, которая не понимает ценности стихов.

В стихотворении «Поэт» Пушкин снова указывает на богоизбранность настоящего поэта, которому чужды суета и духовная пустота дворян высшего общества.

На первый взгляд поэт такой же, как все, но умение писать стихи возвышает его над толпой.

Разговор об отношениях с толпой продолжается в стихотворениях «Поэту» и «Поэт и толпа». «Светская чернь», бездушные люди, понимающие только выгоду, говорят поэту, что от его стихов пользы нет никакой, строки его поэзии – лишь ветер. В раздражении поэт восклицает:

Пушкин призывает поэтов «не дорожить любовию народной». Шум похвал пройдет, а ответственность за свое творчество останется. Главное – не изменять идеалам свободы и красоты.

В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Пушкин ставит поэзию на самую высокую ступень. Он считает, что искусство выше власти царей, поскольку талант и вдохновение дает Бог. Поэт уверен, что поэзия бессмертна, а значит, его имя переживет его и сохранится в веках.

Источник: http://resoch.ru/tema-poeta-i-poezii-v-lirike-pushkina-sochinenie-2/

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина сочинение

Тема поэта и поэзии находила отклик в творчестве многих русских и зарубежных поэтов и прозаиков. Среди них был и А.С. Пушкин.

Он выразил свое отношение к данной теме в следующих стихотворениях: «Пророк», «Поэт», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт и толпа», «Поэту», «Памятник» и другие.

Однако все эти стихотворения были написаны в разный период творчества Пушкина. Согласно периодам менялось и отношение к теме поэта и поэзии.

Лицейский период характеризовался поиском поэтом собственного пути. Это выражалось в подражании Державину, Батюшкову, и, особенно, Жуковскому.

В раннем стихотворении «Городок» мы видим образ поэта-избранника, который «к солнцу воспарит, превыше смертных станет». Подобный образ отражен и в переходном стихотворении «Лицинию» 1815 года.

Пушкин изображает здесь поэта, стоящего выше земной власти, слушающего и служащего только истине.

Петербургский период начинается с переезда Пушкина в столицу, вхождения его в круг передовой молодежи и увлечения идеями будущего обновления и переустройства России.

В стихотворении «Деревня» 1819 года, состоящего из одической и элегической частей, представлено понимание поэзии как труда, но если вначале стихотворения это труд умиротворенный и счастливый («льется дней моих неведомый поток на лоне счастья и забвенья»), то во второй части характер стиха меняется, становится более бунтарским.

Пушкин утверждает, что поэт обязан «сердца тревожить», но жалеет, что этот дар дан ему в недостаточном количестве из-за чего он не может полноценно рассказать об ужасах «рабства тощего».

В период южной ссылки Пушкина настигло увлечение романтизмом, которое было последствием не только личных обстоятельств, но и общей увлеченности молодежью того времени данным направлением, вызванным разочарованностью в жизни и государстве.

В стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» поэт вспоминает о времени, когда «писал из вдохновенья, а не платы». Он уверен, что «восхищение глупца» не стоит трудов поэта, предпочитает восхищению света и гонорарам свободу.

На доводы поэта умудренный книгопродавец отвечает: «Не продается вдохновение, но можно рукопись продать». В финале стихотворения поэт признает правоту книгопродавца, однако его слова написаны в прозе, что резко переносит читателя из мира возвышенного в приземленный.

В стихотворении видна попытка осмысления не просто поэтических трудов, а анализ образа вдохновения, отношений дарования и славы. Пушкин новаторски показал реалистичное отношение к поэтическому творчеству.

Читайте также:  Сказки а.с. пушкина (полный список всех сказок)

В стихотворении «Пророк» автор сравнивает поэта с пророком. В отличие от других стихотворений, где Пушкин использовал для разговора об искусстве и поэзии античные образы, здесь за основу взят рассказ библейского пророка Исайи, видевшего Господа.

Лирический герой произведения влачится по пустыне «томим духовной жаждой» и перед ним неожиданно появляется серафим – посланник Бога, который наделяет его «вещими зеницами» и сверхъестественным слухом.

Однако, несмотря на дары, поэт остается лежащим в пустыне трупом и только Божий глас дарит ему цель, во имя которой он живет и творит, которая придает значение всему, что он чутко и точно видит и ощущает.

Таким образом, мы видим, что Пушкин видит предназначение поэта в том, чтобы правильно использовать подаренный Богом дар, «жечь им сердца людей», показывать всю правду жизни.

Вариант 2

Пушкин… Как не вспомнить знаменитого Александра Сергеевича? Это же «солнце русской поэзии», его произведения настолько просты в звучании, что душа просится петь, однако стихи глубокие в понимании, ибо мысли, изложенные поэтом, требуют анализа и размышления.

Пушкина всегда волновала тема поэта и поэзии, поэтому она и стала главенствующей в его творениях. Александра Сергеевича мучили вопросы о назначении поэта, о тонкостях поэзии.

В период, когда стихотворения писателя только находили своё отражение в литературе, Пушкин высказал собственную точку зрения о поэтах, что являются ему современниками. Тревожные взгляды и мысли Александра Сергеевича показаны в его творении «Лициния».

Именно оно выражает действительное отношение Пушкина к российской реальности. Появляется некий образ поэта, который стоит поверх земной власти, у которой имеется множество грехов. И этот герой послушен лишь правде, она является для него основой всего.

Писателя всегда поражала несправедливость, царившая в стране, непонимание властей, нежелание их помочь нуждающимся людям.

Он ясно понимал, что взгляды на жизнь у них слишком узкие и ограниченные, думают те только о своих желаниях, заботятся о собственных интересах.

И Пушкин, не в силах мириться с подобным невежеством, осознал, как важно достучаться до каждого с помощью поэзии, открыть глаза, внести ясность в запутанные мысли. Главной задачей писателя стало донесение правды и истины до людей при обращении к поэзии.

Так, Александр Сергеевич в собственном творчестве оттачивает тему поэта. Однако критикам, которые решались ознакомиться с его стихами, не нравилось: то, в какой форме излагает содержание Пушкин.

То, что он пишет, то, как он это пишет…Примечательно, что поэт не поддался негативным откликам в его адрес, а продолжил, отличаясь от всех остальных, творить в той форме и в том направлении, которое доставляло удовольствие Александру Сергеевичу!

Прослеживается в произведениях Пушкина тема свободы, независимость творца от толпы. Это замечается в стихах «Поэт и толпа», а также в известном «Поэт». Выявляет писатель жителей, которые не желают впустить в свое сердце нечто прекрасное: поэзию. Они к ней равнодушны и безразличны.

Александр Сергеевич призывал ценить и любить истинное творчество, а не обращаться к авторам, которые пишут ради денег, то есть бесцельно. Писатель говорит, что важно «идти дорогою свободной», ибо каждый решает сам, какие в жизни нужно ставить приоритеты.

Интересно, что Пушкин всегда старался отделить поэзию от общественности, так как искусство и толпа безграмотная просто несовместимые друг с другом понятия.

Пушкин видел себя в служении поэзии, искусству, тому, что вносит в сердца людей возвышенные чувства, обогащает их души, делает каждого чище. Его миссия заключалась в том, чтобы «глаголом жечь сердца людей».

И самое потрясающее воображение стихотворение Александра Сергеевича – это «Пророк», что явно отражает тему предназначения поэта.

Перед глазами появляется томимой жаждой герой, который нежданно-негаданно обращается в пророка, который призван вершить судьбы людей.

В творении Пушкина прослеживается мысль, гласящая, что истинный поэт считается избранником Бога! И в стихотворении перед поэтом особая задача: верой и правдой нести правду к жителям, отразив все в незыблемой поэзии.

И в последнем важном творении «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» Александр Сергеевич ставит точку, подводя итог своей поэзии. И, как выяснилось, только искусство, как считает Пушкин, способно обосновать творческие и жизненные позиции, принципы. Так и вошел в литературу великий поэт, озаряющий собственными произведениями сердца и мысли людей!

Также читают:

← Жизнь Евгения Онегина в Деревне ← Пейзажная лирика Пушкина 9 класс↑ ПушкинСравнительная характеристика Гринева и Швабрина → Дуэль Гринева и Швабрина в романе Капитанская дочка →

  • Народные заступники: Ермил Гирин и Гриша Добросклонов по поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо сочинениеНекрасов верил в народ, в грядущую справедливость… Народ крепостной и бедный страдал, поэтому поэт предчувствовал появление людей, которые вдохновленные
  • История жизни Матрены в поэме Кому на Руси жить хорошо НекрасоваВ Образе этой героини автор воплотил свои представления о нелегкой женской судьбе в крестьянской среде. Кроме того, при изложении судьбы Матрены добавлен и социальный контекст, страдает она не только от своих
  • Сочинение За что я люблю лето?Каждый человек, не важно, взрослый или ребенок, с нетерпением ждет наступления лета. Так как это прекрасная пора для отдыха, каникул и отпусков. Каждый старается как можно больше времени уделить своей семье
  • Иудушка в романе Головлева в романе Господа Головлевы характеристика и образРоман Щедрина можно считать историей семьи, которая была обречена на распад из-за утраты между людьми человеческих отношений. По-особому это показал Порфирий Владимирович Головлев, которого прозвали Иудушкой.
  • Сочинение по картине Чехова Крестьянский мальчик. Ванька Жуков 6 классИзвестный художник Николай Павлович Чехов написал картину “Крестьянский мальчик. Ванька Жуков” по рассказу своего брата Антона Павловича Чехова, знаменитого писателя.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/pushkin/tema-poehta-i-poehzii-v-lirike-pushkina

Тема поэта и назначения поэзии в лирике Пушкина

Тема поэта и назначения поэзии в лирике А. С. Пушкина.

На всем протяжении творческого пути Пушкин соз­давал произведения, посвященные осмыслению этой важнейшей для него темы. Идея гражданского предна­значения поэзии и высокого призвания поэта-пророка («Пророк», 1826) иногда противопоставляется якобы произошедшему отходу от идеалов юности в поздней лирике.

Идеалом Пушкина стало будто бы «чистое ис­кусство». Это не совсем верно. Служение искусству для Пушкина не самоцель, а наиболее органический способ самовыражения поэта в мире людей, высшее проявле­ние свободы духа, осознанной как главная ценность жизни.

В стихотворении «Поэт» (1827) Пушкин прово­дит четкую грань между социально-бытовым обликом писателя («И меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он») и моментами вдохновения, когда бытовое уходит и поэт становится исполнителем выс­шей воли.

Пустые «волнения», «корысть» и бесцель­ные «битвы» отвергаются в стихотворении «Поэт и тол­па» (1828).

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв… —

говорит поэт о людях иного склада. И это не уход от жизни, как иногда интерпретируются эти строки, а утверждение подлинного смысла бытия, целью которо­го должны быть творчество и любовь. Тяжкий и неред­ко одинокий путь творческой, созидающей личности все же утверждается как единственно ведущий к под­линному, а не мнимому счастью:

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута — и стихи свободно потекут.

(«Осень» (Отрывок), 1833)

Это настойчивое и мужественное служение высшим истинам, а не суетным интересам ставит себе в заслугу поэт в стихотворении «Я памятник себе воздвиг неру­котворный…» (1836), подводящем итог его творческих, социальных и философских поисков. Здесь происходит воссоединение поэта с народом («К нему не зарастет на­родная тропа…»), осмысленным как важнейшая сози­дающая сила мира.

Частью ее поэт осознает и себя. Гу­манность, милосердие ставят нравственные ограниче­ния политической свободе, постоянно устремляющейся к полюсам полного безначалия, с одной стороны, и то­тального подавления личности — с другой, и являются основанием высшей, духовной свободы.

Подобно одно­му из чудес света, древнеегипетскому Александрийско­му маяку (столпу), известному своей несравненной, ко­лоссальной высотой, творчество освещает человечеству путь к духовной истине. Такое его понимание позволяет «равнодушно» воспринимать «хвалу и клевету» сует­ных «глупцов», чуждых красоте, не понимающих гар­моничного божественного замысла бытия.

Видеть и по­казывать мир во всем богатстве и единстве его социаль­ных, нравственных и эстетических проявлений — это и является целью и заслугой истинной поэзии.

Здесь искали:

  • Как в лирике пушкина Раскрывается тема высокого назначения поэта

Источник: http://sochineniye.ru/tema-poeta-i-naznacheniya-poezii-v-lirike-pushkina/

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (Пятый вариант)

Восстань, пророк, и виждь, и внемли…

А. С. Пушкин

Образ поэта и тема творчества занимают большое место в лирике Александра Сергеевича Пушкина.

Поэзия была основным занятием его жизни, поэтому естественно стремление Пушкина дать образ поэта, характеристику поэтического творчества, рассказать о роли поэзии в жизни поэта, в жизни общества.

Эта тема традиционна, к ней обращались поэты разных времен. Пушкин в своих произведениях как бы ведет диалог со своими предшественниками в мировой и русской поэзии: Горацием, Овидием, Ломоносовым, Державиным.

Тема поэта и поэзии проходит через всё творчество Пушкина, получая разную трактовку, с годами углубляясь и отображая изменения в мировоззрении поэта.

Уже в лицейский период, в 1814 г., Пушкин создает стихотворение «К другу стихотворцу». Обращаясь к начинающему стихотворцу, юный поэт говорит о том, что не всякому дано быть настоящим поэтом: «Артист не тот, кто рифмы плесть умеет». Будущий гений России говорит о нелегкой судьбе, уготованной поэту:

Лачужка под землей, высоки чердаки -Вот пышны их дворцы, великолепны залы.

Следует хорошо подумать, прежде чем вступить на поэтическое поприще. Настоящая поэзия требует огромной духовной отдачи, которая к тому же не часто вознаграждается людьми. Гораздо проще обратиться к «мирским» заботам. «Быть славным хорошо, спокойным лучше вдвое».

В своих стихотворениях, посвященных теме поэта и поэзии, Пушкин размышляет о месте и предназначении поэзии в обществе. В частности, в стихотворении 1824 г.

«Разговор книгопродавца с поэтом» в шутливом тоне в форме диалога высказывают свое отношение к поэзии поэт и представитель «непосвященной» толпы — книгопродавец. Взгляд автора на литературу, на поэзию несколько приземлен. Возникает новое понимание задач поэзии.

С одной стороны, поэт говорит о поэзии, приносящей душе «пламенный восторг». Он выделяет себя из толпы. Это образ романтика, который уходит в прошлое, вспоминает о том времени, когда «в безмолвии трудов»

Делиться не был я готовС толпою пламенным восторгом.

«Какое дело свету?.. Я всем чужой!» — восклицает поэт. Он избирает духовную и поэтическую свободу. Но книгопродавец замечает:

Наш век торговли; в сей век железныйБез денег и свободы нет.

И это правда. Поэт не может существовать без общества. Оба — и книгопродавец, и поэт по-своему правы: законы жизни распространились и на «священную» область поэзии. Книгопродавец достаточно умен, чтобы пощадить самолюбие поэта. И поэт вполне устраивает формула, которую предлагает ему книгопродавец: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать».

Поэт выделяется из общей массы. Поэт — избранник, но избранничество достается муками творчества, благодаря которым поэт становится пророком. Эта мысль развивается в стихотворении «Пророк» и занимает исключительное место в ряду стихотворений, посвященных теме поэта и поэзии.

В стихотворении «Пророк» говорится о качествах, которыми должен обладать поэт в отличие от обыкновенного человека, чтобы достойно выполнять свою миссию.

Характерно, что если в других стихотворениях Пушкин пользуется образами античной мифологии (Муза, Аполлон, Парнас), то в «Пророке» поэт обращается к библейской мифологии: пророк, еврейский Бог, Серафим.

Будущий пророк томится «духовной жаждою» в «мрачной пустыне» — в косном, бездуховном человеческом обществе. Посланник Бога Серафим преобразует всю природу человека, чтобы сделать из него поэта-пророка. У человека открываются глаза:

Отверзлись вещие зеницы,Как у испуганной орлицы.

Теперь он видит то, что не может видеть обыкновенный человек, слышит полет ангелов и рост травы. Серафим дает человеку вместо языка «жало мудрыя змеи», вместо трепетного сердца «угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул».

Но этого преобразования недостаточно, чтобы стать настоящим поэтом («Как труп в пустыне я лежал»), нужна еще высокая цель, высокая идея, во имя которой творит поэт и которая оживляет, дает смысл, содержание всему тому, что он так чутко видит и слышит.

Эта цель образно обозначена как «Бога глас», взывающий к пророку, как воля Бога, наполняющая его душу и повелевающая ему жечь сердца людей своим поэтическим словом — глаголом, показывая подлинную правду жизни:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,Исполнись волею моей,И, обходя моря и земли,Глаголом жги сердца людей.

В стихотворении «Поэт» также появляется мотив божественного избрания поэта. Да, поэт такой же человек, как и все, он не выделяется из светской толпы, предается забавам и развлечениям света:

Читайте также:  "моцарт и сальери" (маленькие трагедии а.с. пушкина): краткое содержание

Пока не требует поэтаК священной жертве Аполлон,В заботы суетного светаОн малодушно погружен…

Но снисходит вдохновенье, «божественный глагол до слуха чуткого коснется», он заставляет пробудиться его душу. Поэт становится одиноким, он ощущает избранность, ему становятся чужды суетные забавы:

Тоскует он в забавах мира,Людской чуждается молвы…Поэт внутренне независим.

В последующих стихотворениях Пушкин с всё возрастающей уверенностью говорит о высоком предназначении поэта.

В таких произведениях, как «Поэт и толпа», «Поэту», «Эхо» автор провозглашает идею свободы и независимости поэта от толпы, «черни», понимая под этим словом «светскую чернь», людей глубоко равнодушных к истинной поэзии. Призыв поэта «идти дорогою свободной» вовсе не означает, что Пушкин выступает проповедником «искусства для искусства».

В стихотворении «Поэт и толпа» Пушкин проводит резкую границу между поэтом и толпой. Поэт одинок среди людей, так как толпа не в состоянии понять его высоких устремлений:

Поэт на лире вдохновенной Рукой рассеянной бряцал.

Он пел — а хладный и надменныйКругом народ непосвященныйЕму бессмысленно внимал.

Толпа не видит пользы в творчестве поэта, ведь оно не приносит никаких материальных благ:

Как ветер, песнь его свободна,Зато как ветр она бесплотна -Какая польза нам от ней.

Такое отношение «непосвященной» толпы вызывает растущее раздражение поэта. Поэт не приемлет этот враждебный ему мир:

Подите прочь — какое делоПоэту мирному до вас!

В своих стихотворениях Пушкин выступает в защиту реалистического искусства, связанного с запросами общественной жизни.

В стихотворении «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» Пушкин как бы подводит итог своему творчеству. Автор анализирует те качества своей поэзии, благодаря которым он будет «любезен» народу. Поэзия Пушкина гуманна и справедлива; на протяжении всего творчества поэт остается верен идеалу свободы:

И долго буду тем любезен я народу,Что чувства добрые я лирой пробуждал,Что в мой жестокий век восславил я свободуИ милость к падшим призывал.

Поэзия Пушкина — это своеобразный духовный «нерукотворный» памятник, который переживет века. Именно этот памятник и станет предметом народного преклонения: «К нему не зарастет народная тропа», потому что всё творчество поэта было посвящено идеалу духовной свободы и независимости.

Таким образом, тема поэта и поэзии является важнейшим в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. В течение жизни менялось мировоззрение поэта, в соответствии с этим претерпевала эволюцию и тема поэта и поэзии, но всегда оставаясь верной идеалам патриотизма, высокой гражданственности, свободы.

Источник: http://www.sochuroki.com/tema-poeta-i-poezii-v-lirike-a-s-pushkina-pyatyj-variant/

Пушкин А. С. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина, Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина

Пушкин А. С.

Сочинение по произведению на тему: Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина

По стихотворениям: “Разговор книгопродавца с поэтом”, 1824; “Пророк”, 1826; “Поэт”, 1827; “Чернь”, 1828; “Поэту”, 1830; “Эхо”, 1831; “Я памятник себе воздвиг нерукотворный.”, 1836. Поэзию не должно считать излишней роскошью; когда поэт своею мощною лирой пробуждает народный дух, то он совершает героический подвиг.

Альфред Теннисон (англ, поэт) Пушкин — поэт мирового значения, прекрасно знающий поэзию всех времен и народов, всю свою жизнь посвятивший поэтическому творчеству, написал много стихотворений, раскрывающих с разных сторон тему поэта и поэзии.

В этих стихотворениях поэт ставит и разрешает следующие важнейшие вопросы: в чем сущность самого процесса творчества, какими духовными чертами должен обладать поэт, его отношение к окружающему миру, содержание поэтических произведений, в чем заключается заслуга поэта перед своим народом? Для Пушкина поэзия — искусство, высочайшее проявление творческого духа.

Поэтому обязательным условием творческой деятельности была для поэта свобода творчества, независимость личности. В стихотворении “Поэт” автор дает характеристику творческого акта поэта. Поэзия, по мнению Пушкина, состоит не в том, чтобы в стихах пересказать свои обычные чувства и мысли. Поэт в жизни может ничем не отличаться от обыкновенных людей.

Это потому, что не проявляются его особые свойства как поэта, его “душа” спит, и “молчит его святая лира”. Когда же к нему приходит вдохновенье, когда он слышит зов бога поэзии Аполлона, то совершенно меняется: проявляются его высокие поэтические, человеческие качества — мудрость, проницательность, глубина чувств, благородство.

Но лишь божественный глагол До слуха чуткого коснется, Душа поэта встрепенется. Поэт ищет одиночества, общения с природой, чтобы верно и сильно выразить в поэтических словах высокое содержание пробудившейся души.

После событий 14 декабря 1825 года без связи с друзьями, одинокий Пушкин жил в Михайловском, как будто “в пустыне мрачной”. Его волновали думы о судьбе и назначении писателя в условиях жестокой николаевской реакции. Он готов был не только разделить участь “друзей, братьев, товарищей”, но и неуклонно продолжать начатое ими благородное дело своим поэтическим словом.

Однако заявить об этом открыто было нельзя, и Пушкин создает аллегорическое стихотворение “Пророк”, написанное, как предполагают, непосредственно под впечатлением кровавой расправы с декабристами в 1826 году. Стихотворение представляет собой поэтическое переложение одной из легенд библии. Пушкин умышленно сохраняет старинный библейский стиль и вводит церковнославянские слова.

Смысл стихотворения иносказательный: в облике пророка выступает поэт-гражданин, несущий свое пламенное слово в народ. Шестикрылый серафим изменил в нем все: зрение, слух, сердце. Поэту дано все видеть, все слышать, все знать, он исполнен чувства любви, правды, справедливости, слово его будет “жечь сердца людей”.

Авторская мысль в том, что поэзия — трудное, мудрое дело, оно непосильно не посвященным в тайны поэтического искусства. Поэт — это пророк, которому дано видеть, слышать и понимать то, что не понимает обыкновенный человек. Содержанием поэзии должна быть жизнь во всем ее многообразии.

А назначение поэта — “глаголом жечь сердца людей”, то есть поэзия не должна служить избранным, она должна иметь высокое общественное значение. Слово поэта должно нести правду, справедливость, любовь.

Теме стихотворения — героическому служению людям — соответствует высокий, торжественный слог и тон произведения. Это создается употреблением архаизмов, славянизмов (“вещие зеницы”, “и внял я”), особыми конструкциями фраз (фразы-инверсии).

Особой выразительностью отличаются глаголы, передающие процесс превращения поэта в поэта-пророка: влачился, отверзлись, рассек, воззвал, виждь, внемли. Слитность содержания и формы в этом стихотворении воздействовала на читателя.

В первоначальном варианте последние четыре строки звучали более остро, как прямое обличение поэтом-пророком царя-тирана:

Восстань, пророк, пророк России, В позорны ризы облекись, Иди и с вервием на выи К убийце гнусному явись. В 1833 году Пушкин написал стихотворение “Осень”. Последняя строфа этого неоконченного стихотворения посвящена теме творчества.

Тема поэта и поэзии ставится здесь как живая, образная картина состояния поэта в минуты вдохновенья, в едва уловимые моменты зарождения поэтических созданий. .в камельке забытом Огонь опять горит — то яркий свет лиет, То тлеет медленно — а я пред ним читаю, Иль думы долгие в душе моей питаю.

И забываю мир, и в сладкой тишине Я сладко усыплен моим воображеньем И пробуждается поэзия во мне. Поэзия рождается из многообразного бесконечного ряда ощущений, размышлений, наблюдений, переживаний.

В душе поэта происходит “воображенье”, “стесненье души лирическим волненьем”, “мысли волнуются в отваге, и рифмы легкие навстречу им бегут”. Изображение душевного состояния поэта в минуты творчества, вдохновенья заканчиваются строкой: Минута — и стихи свободно потекут.

Так поэт рассказывает о зарождении его поэтических творений.

В стихотворении “Поэту” Пушкин говорит о независимости творчества от оценки толпы. Он на себе испытал похвалы, “суд глупца и смех толпы холодной”, однако не потерял веру в себя и свое призвание. Он призывает поэта:

.дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум. Ты сам свой высший суд, Всех строже оценить умеешь ты свой труд. Стихотворение написано в форме сонета, старинной стихотворной форме, и подчеркивает независимость творчества автора. В представлении многих современников Пушкина вдохновение поэта и его материальные расчеты никак не согласовывались. Он, будучи поэтом-профессионалом, различал в поэтическом труде две стороны: творческий процесс я его результат — “рукопись”. Не продается вдохновенье, Но можно рукопись продать. Так говорит автор в своем стихотворении “Разговор книгопродавца с поэтом”. Право на оплату труда представлялось Пушкину естественным и законным, так как обеспечивало жизнь. В 1831 году написано стихотворение “Эхо”. Оно представляет собой развернутое сравнение. Поэт подобен эху. Эхо чутко откликается на все окружающие его звуки. Ревет ли зверь в лесу глухом, Трубит ли рог, гремит ли гром, Поет ли дева за холмом — На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг. Так и поэт отражает в своем творчестве все явления окружающей жизни. 21 августа 1836 года Пушкиным было написано большое стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный.”, которое является поэтическим выражением многолетних раздумий поэта о назначении искусства, о существеннейших сторонах своего творчества, о своих заслугах перед Родиной. В стихотворении Пушкин с гордостью говорит о народном признании его произведений — к памятнику “не зарастет народная тропа”; о гуманизме своего творчества — “чувства добрые я лирой пробуждал”, и о свободолюбии — “.в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал”. Пушкин считает себя не просто русским, но и общенациональным поэтом. своей поэзией он обращается ко всем народам, как к равным: Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык.

И гордый внук славян, и финн, И ныне дикой тунгус, и друг степей калмык. В “Памятнике” поэт утверждает не только важность своего творчества для всех народов России, но и свое мировое значение: И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.

В стихотворении необычайно высоко понимание значения поэта и поэтического творчества. “Нерукотворный памятник” Пушкина “вознесся выше. главою непокорной Александрийского столпа” — это символическое и гордое утверждение величия дела,' им совершенного.

Высокой торжественной теме стихотворения соответствует и жанр (ода), и мерный шестистопный ямб, изредка сменяющийся четырехстопным, и торжественная речь, насыщенная архаизмами и старославянскими словами. Высоко ценя достоинства пушкинской лирики, Белинский писал: “Ни один из русских поэтов не может быть столько, как А. С.

Пушкин, воспитателем юношества, образователем юного чувства. В поэзии Пушкина есть небо, но им всегда проникнута земля”. В 1987 году наша страна отмечала пушкинский юбилей. Праздник поэта проходил во всех пушкинских местах. Директор Дома-музея поэта в Михайловском С. С.

Гейченко говорил: “Мы счастливы, имея такого поэта, как Пушкин, но и Пушкин должен быть счастлив, имея таких потомков”.

http://vsekratko.ru/pushkin/temapoetaipoeziivlirikepushkina7

Источник: http://www.school-essays.info/pushkin-a-s-tema-poeta-i-poezii-v-lirike-pushkina-tema-poeta-i-poezii-v-tvorchestve-a-s-pushkina/

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет И, перьями скрипя, бумаги не жалеет. Хорошие стихи не так легко писать… — презентация

1 Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет И, перьями скрипя, бумаги не жалеет. Хорошие стихи не так легко писать… А. С. Пушкин<\p>

2 Тема поэта и поэзии была ведущей в творчестве Пушкина на протяжении всей его жизни. Менялись идеалы свободы, творчества, вдохновения, счастья, но постоянной оставалась тема поэтического призвания и назначения поэта и поэзии в общественной жизни. В своем творчестве Пушкин обращался и к традиционным формам поэзии, и к прозе, и к белому стиху. Он относился к тем поэтам, чье творчество можно достаточно четко разделить на периоды, обусловленные влиянием на автора различных литературных течений, его внутренней эволюции, а также обстоятельствами личной жизни. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина<\p>

3 Лицейский период творчества Пушкина часто характеризуют как подражательный. Он искал свой идеал в уже установившихся формах и образцах. Симпатии Пушкина к поэтам-карамзинистам отразились в увлечении популярным среди них жанром послания. Именно так написано стихотворение Городок (1815), которое можно считать своеобразной литературной программой молодого поэта. В нем мы видим образ поэта-избранника, оставшийся с Пушкиным на всю жизнь: Он к солнцу воспарит, Превыше смертных станет, И слава громко грянет: Бессмертен ввек пиит.<\p>

4 Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Также можно выделить и эпикурейские мотивы, характерные, главным образом, для раннего творчества Пушкина: Блажен, кто веселится, В покое, без забот, С кем втайне Феб дружится И маленький Эрот. Пушкин с немалой долей иронии выражает свое отношение к поэтам-современникам. В стихах этого периода можно найти подражание и Державину, и Батюшкову, но особенно много взял Пушкин у Жуковского, своего учителя в литературе. В стихотворении Мечтатель (1815) сквозь образ поэта-ленивца — любимца муз уже видится пассивный романтизм и переход к жанру унылой элегии, популярной в то время. Образ романтического поэта, страдающего и умирающего, воссоздан в элегии Певец (1816): Когда в лесах вы юношу видали, Встречая взор его потухших глаз, Вздохнули ль вы?<\p>

5 Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Идея гражданского долга поэта нашла свое воплощение в период пребывания поэта в Петербурге ( ): поэт входит в круг передовой дворянской молодежи, где в дискуссиях рождается программа будущего переустройства России. В этот период поэта занимает мысль о том, что закон, дарованный монархом, а не взятый насильственно, могуч и является одинаковым для всех, включая и самого монарха. Его исполнение вкупе с просвещением дает искомую вольность. Участие поэта в приближении минуты вольности святой дает ему возможность воспеть свободу миру, на тронах поразить порок и, в то же время, преподнести урок царям, указать им путь к народов вольности и покою.<\p>

6 Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Стихотворение Деревня (1819), состоящее из элегической и одической частей, сочетает в себе и концепцию творчества: Учуся в истине блаженство находить, свободною душой закон боготворить, роптанью не внимать толпы непросвещенной. В первой части звучат эпикурейские мотивы (льется дней моих неведомый поток на лоне счастья и забвенья), постепенно переходя в осмысление поэзии как творческого труда: Оракулы веков, здесь вопрошаю вас! В уединенье величавом Слышнее ваш отрадный глас. Он гонит лени сон угрюмый, К трудам рождает жар во мне…<\p>

7 Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Но, подойдя к основной мысли Деревни, поэт срывает маску умиротворенности с сурового и мрачного лица российской действительности. Резко меняется характер стиха, меняется и образ стихотворца. Надеясь на падение рабства по манию царя, Пушкин по-прежнему вменяет поэту в обязанность сердца тревожить и лишь сожалеет о том, что витийственный грозный дар дан ему в недостаточной степени, чтобы описать весь ужас взаимоотношений барства дикого и рабства тощего. Первая четверть девятнадцатого века в русской литературе отличалась разнообразием течений и стилей. Обращение Пушкина в период южной ссылки к романтизму было результатом не только личных обстоятельств жизни, впечатлений от общения с экзотической южной стороной, но и фактом общего культурного состояния и увлечения молодежи того времени, ее разочарованностью в жизни и преждевременной старости души.<\p>

8 Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Если в петербургский период лирический герой-поэт стремился к активному участию если не в политической, то в идейной жизни, то в южный период в его творчестве появляется мотив бегства от людской толпы, от оков света, сплетен, предрассудков, суетных желаний и порочных убеждений: Лети, корабль, неси меня к пределам дальним По грозной прихоти обманчивых морей. Но только не к брегам печальным Туманной родины моей.<\p>

9 Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Поэт погружается в мир воспоминаний и мечтаний о недостижимой свободе. Они, а не мимолетные радости или иллюзии, становятся завершением исканий поэта в романтическом направлении, представленном в стихотворении К морю (1824): Прощай же, море! Не забуду Твоей торжественной красы И долго, долго слышать буду Твой гул в вечерние часы. В леса, в пустыни молчаливы Перенесу, тобою полн, Твои скалы, твои заливы, И блеск, и тень, и говор волн.<\p>

10 Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Изображение действительности, проблем современности с помощью исторических сюжетов является одной из традиций романтизма. Так, в стихотворении К Овидию (1821) Пушкин проводит параллель между своей судьбой и судьбой римского поэта, также сосланного на берег Черного моря: Не славой — участью я равен был тебе. В период увлечения романтизмом стал четче вырисовываться образ лирического героя Пушкина, человека жизнерадостного, оптимистического, приемлющего жизнь во всех ее проявлениях. Образ вдохновения к этому периоду еще не приобрел четких очертаний, которые проявятся впоследствии. В стихотворении Разговор книгопродавца с поэтом (1824) мы видим попытку реалистически осмыслить результаты поэтических трудов, перенести на бумагу образ самого вдохновения, а не только его результаты:<\p>

11 Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Какой-то демон обладал Моими играми, досугом, За мной повсюду он летал, Мне звуки дивные шептал… Блажен, кто молча был поэт И, терном славы не увитый, Презренной чернию забытый, Без имени покинул свет! Особенно пристально рассматриваются отношения дарования и славы: Книгопродавец соглашается с поэтом, правда, по другой причине: Что слава! — Яркая заплата на ветхом рубище певца. Нам нужно злата, злата, злата…<\p>

12 Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Мотив избранничества поэта звучит и в стихотворении Арион (1827), в основе которого лежит известный античный миф о древнегреческом певце Арионе. Символика стихотворения близка к романтической традиции, творчество рассматривается как духовный талисман, защищающий его обладателя от любых жизненных перипетий и стихий. То, что именно творчество и вдохновение дают поэту дар провидения и величие, подчеркивается в другом стихотворении, написанном в михай-ловской ссылке, — Поэт (1827). До прихода вдохновения поэт меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней, но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется, душа поэта встрепенется, как пробудившийся орел.<\p>

13 Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Та же идея, но более поэтически четко выражена в стихотворении Пророк (1826). Лирический герой влачится в пустыне мрачной, томим духовной жаждой, жаждой творчества. Вдруг появляется серафим, посланник Бога, наделяющий поэта сверхслухом, сверхзрением, что символизирует напряженную духовную жизнь поэта, муки его совести и творчества. Но даже и теперь поэт — труп, лежащий в пустыне. Лишь бога глас… воззвал: Восстань, пророк, и виждь, и внемли, — как человек превращается в истинного поэта, высокой миссией которого является глаголом жечь сердца людей.<\p>

14 Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Особняком в творчестве Пушкина стоят Послания цензору, написанные в первой половине 20-х годов, представляющие собой послания к цензору Бирюкову. Они по сути являются литературными статьями в стихах, отражающими взгляд автора на различные художественные произведения, задачи цензуры и культурную политику правительства. С возрастом в поэзии Пушкина проявляется тенденция отхода от представлений о творчестве как о забаве, безвинной шалости или как о средстве воздействия на общество. Поэзия все более понимается как путь к духовному совершенству. Вдохновение уже само по себе является наградой за все гонения, претерпеваемые в жизни поэтом: Давно, усталый раб, замыслил я побег В обитель дальнюю трудов и чистых нег.<\p>

15 Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина В стихотворении Я памятник себе воздвиг нерукотворный (1836) Пушкин как бы подводит итог своему творчеству, обосновывает свои жизненные и творческие принципы. Только искусство может, в конечном счете, прах пережить и тленья убежать, подняться выше Александрийского столпа. Предназначение искусства в том, чтобы пробуждать чувства добрые, в жестокий век восславлять свободу. Искусство не должно зависеть от мнения черни:<\p>

16 Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца. Именно этим принципам и следовал Пушкин на протяжении всей своей жизни.<\p>

17 Анализ стихотворения «пророк» А. С. Пушкин написал стихотворение «Пророк» в 1826 году. Как раз в то время были наказаны участники декабристского восстания, многие из которых были пушкинскими друзьями. Это стихотворение было как бы ответом на такой неожиданный поворот событий. В начале стихотворения описывается одинокий полумёртвый путник, с трудом перемещающийся по пустыне: «…В пустыне мрачной я влачился…». Затем показывается контрастное, противопоставленное, спасающее явление серафима, как бы нарушающего предшествовавший покой: «И шестикрылый серафим на перепутье мне явился». Серафим преображает путника, убирает всё человеческое, грешное: открывает ему глаза. Так как это был обычный смертный, то такие страдания не могли окончиться бесследно: «…Как труп в пустыне я лежал…». Стихотворение заканчивается воззванием Бога к новому пророку наказать людей за их грехи: «Восстань, пророк… / И, обходя моря и земли, / Глаголом жги сердца людей».<\p>

18 Анализ стихотворения «пророк» Тем у стихотворения две: жестокое преображение человека и горькая миссия пророка. Поэт верил, что когда-нибудь на землю придёт пророк и накажет людей за их грехи, в частности, правительство за неоправданное, по его мнению, наказание декабристов. Пушкина настолько переполняют эмоции по поводу убитых или сосланных в Сибирь друзей, что в прямой форме он их сразу вылить не может, к тому же сделать это ему мешает возможность разоблачения его стихов и наказания за сообщничество с декабристами, он использует косвенную форму, описанную выше. В стихотворении используется много контрастности: «…В пустыне мрачной я влачился, / И шестикрылый серафим / На перепутье мне явился…», «…Как труп в пустыне я лежал, / И Бога глас ко мне воззвал…», «И вырвал грешный мой язык… / И жало мудрыя змеи / В уста мои вложил». Автор использует много повторов союза И в началах строк, чтобы показать единство, одну цель всего происходящего.<\p>

19 Анализ стихотворения «пророк» Чтобы яснее изобразить различные образы в стихотворении, Пушкин использует сравнения: «…Перстами, лёгкими, как сон…», «Отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы…», «…Как труп в пустыне я лежал…». Автор использует много церковнославянизмов, что говорит о том, что при написании им этого стихотворения он опирался на библейскую легенду. В стихотворении встречается очень много шипящих звуков – создаётся атмосфера длительного и мучительного страдания героя. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с многочисленными пиррихиями – тоже делает стихотворение медлительно-мучительным. В стихотворении используются все виды рифмовки – это говорит о том, что автор не особо обращал на это внимание, его больше занимало содержание его стихотворения.<\p>

20 Анализ стихотворения Пушкина А.С. «Памятник» (1836) «Памятник» — поэтическая медитация, взгляд сверху на свое творчество. К теме па- мятника, своему искусству, своей гениальной личности, обращались многие поэты (Ломоносов, Державин), эпиграфом взята первая строка из стихотворения Горация, древнегреческого поэта: «Exegi monumentum» — «Я памятник воздвиг». Первые три строфы, по определению Д. Лихачева, передают панорамное зрение — поэт способен одним взглядом охватить необъятное пространство. «Взор поэта охватывает не только физическое, но и временное пространство. Наличие панорамного зрения отражает способность видения всех сторон мироздания в их единстве»: Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа. Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.<\p>

21 Анализ стихотворения Пушкина А.С. «Памятник» (1836) Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык. В. Непомнящих назвал «Памятник» откликом на «Пророка». Здесь подводится итог тому, о чем было заявлено в «Пророке» (Исполнись волею моей…). Пророческое служение дало свои результаты, в этом стихотворении сливаются прошлое и будущее, настоящего вообще нет. «Буду любезен» при каких условиях? Тогда, когда он обретает единство с народом: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал. «Чувства добрые» и «свобода» — это главные темы пушкинского творчества, что и снискало поэту любовь народную.<\p>

22 Анализ стихотворения Пушкина А.С. «Памятник» (1836) «А далее идет отвержение того, что могло бы разрушить это единение, эту любовь»: Веленью Божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца. «Божие веленье» — единственное условие, которому должен следовать поэт, не требуя награды, но и не воспринимая клевету, хвалу и глупость. Пушкин поднимает миссию поэта на духовную высоту.<\p>

23 Презентацию подготовила Ученица 9 мин класса «МОУ» Лицей г. Отрадное Смирнова Роксана<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/898253/

Ссылка на основную публикацию