Анализ стихотворения а.с. пушкина «бесы»

«Бесы», анализ стихотворения Алексадра Пушкина

«Бесы» — одно из самых известных детищ Пушкина, написанное 7 сентября 1830 года в Большом Болдино. Произведения этого периода отличаются глубиной поэтического и философского смысла. «Бесы» же справедливо относят к вершинам философской лирики писателя.

Как родится гениальное?

Предыстория создания «Бесов» начинается 6 мая 1830 года, когда было сделано официальное объявление о помолвке Натальи Гончаровой и поэта.

Сыграть свадьбу все не удавалось: мать не хотела отдавать Наталью замуж без приданого, в августе 1830 умер дядя Александра Сергеевича.

31 августа Пушкину пришлось отправиться в Болдино, чтобы решить вопрос с введением во владение деревни Кистенево. 3 сентября года поэт прибыл в Болдино.

Пушкин был подавлен и раздражен тем, что бытовые хлопоты отнимают у него время на творчество. Осень была его любимым временем для литературных трудов, а «урожай» — основным источником средств для существования.

Напряженное, тревожное настроение художника отразилось на атмосфере стихотворения «Бесы», которое было создано одним из первых по приезде. Его строки сквозят усталостью и меланхолией, но совсем скоро настроение Александра Сергеевича переменилось.

Покинуть Болдино поэту помешала эпидемия холеры, но это не тревожило Пушкина, только радовало. Писатель сообщает невесте и Плетневу о том, что задержится на порядочное время. Его наполняет радость от предстоящих литературных трудов.

Мирным пребывание в деревне назвать нельзя: угроза смертельной болезни веселила, дразнила любящего риск и опасность Пушкина.

Тема. Композиция. Сюжет

Стихотворный размер произведения – четырехстопный хорей с использованием перекрестной системы рифмовки. Написаны «Бесы» октавой или восьмистишьем. Литературное направление – романтизм.

Жанрово можно отнести к лирической балладе и философской лирике.

Композиция — симметрично кольцевая благодаря троекратному повторению одного и того же четверостишья в начале каждой из частей произведения:

Первая часть описывает разбушевавшееся ненастье, виной которому, как говорит ямщик – бес, желающий свести в поле путников и «кружит по сторонам». Ямщик, склонный верить в мистический мир, видит в разгуле непогоды бесовскую силу и повествует главному герою о том, что и раньше сталкивался с нечистью. В рассказе путника раскрывается фольклорный мотив произведения.

Мистическое впечатление от опасного путешествия усиливают повторения и звукоподражания («дин-дин»). Метафоры, описывающие буйство ненастья, помогают явно вообразить состояние природы («мутно небо», «ночь мутна», «вьюга плачет»). Путешествие сопровождается тревожными раздумьями лирического героя, его пронизывает страх.

Второй эпизод – кульминация. Главный герой замечает дьявола и его горящие во тьме глаза. Взору предстает разгул дьявольской силы:

Картина бесовского разгула заставляет его душу надрываться. В третьей части особенно хорошо видна символичность мистического сюжета.

Главный герой не хочет участвовать в игре с бесами, которые заполонили все вокруг, поднимается над ней, хочет отстраниться от нее. Страх уступает место переживаниям души за то, что происходит вокруг него.

Параллель, проводимая между бесовской силой и людьми, власть имеющими, становится очевидной.

Путники, сбившиеся с пути – это русский народ в поисках лучшей, счастливой жизни. Правящая элита – бесы, закрывающие людям доступ к знанию, к свободе. Они устраивают простым людям козни, усложняя им жизнь, заставляют переживать унижение, страх и обиду.

Сердце главного героя, жаждущего для народа лучшей жизни, мучается при виде праздности высшего света. Он понимает, что высший свет – это «игра бесов», которые готовы погубить кого угодно забавы ради.

Лирический герой – изгой, который поневоле принадлежит правящей касте, но не хочет более соприкасаться к ней, зависеть от нее.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
  • «Евгений Онегин», краткое содержание по главам романа Пушкина
  • «Медный всадник», анализ поэмы Пушкина
  • «Няне», анализ стихотворения Александра Пушкина
  • «19 октября», анализ стихотворения Александра Пушкина
  • «Пророк», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Зимнее утро», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Анчар», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Свободы сеятель пустынный», анализ стихотворения Пушкина
  • «К морю», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Мадонна», анализ стихотворения Пушкина
  • «Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина

По произведению: «Бесы(Пушкин)»

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

Источник: https://goldlit.ru/pushkin/744-besy-analiz

Анализ стихотворения Пушкина Бесы 6, 9 класс

Одно из знаменитых стихотворений великого русского писателя Пушкина Александра Сергеевича «Бесы» с самого начала отличается своей многоплановостью и разносторонностью. Стоит отметить, всё это очень быстро, буквально с первых строк раскрывается в загадочных, мистических, мрачных и печальных образах, которые были использованы для создания этого произведения.

Приступая к прочтению данного произведения, изначально каждый читатель может увидеть довольно обыденную и естественную картину, которая могла бы случиться с каждым человеком в этой жизни. Некий путник, который совершал свой путь был остановлен метелью, что естественно вызвало у него разочарование, печаль, грусть и присутствие недобрых мыслей.

Но, в произведение которое названо мистическим не может быть всё так просто и обыденно, и об этом можно догадаться даже по одному только названию.

Прежде всего автор хотел описать образ русской зимы — снега, метели, лютый холод, всё это нагнетало и вызвало странные мысли. Как и этот путник, который оказался совершенно один в заложниках у стихии, с которой он просто не в силах был сопротивляться.

Нужно отметить, что первая часть стихотворения является более спокойной, нежели вторая, которая наполнена теми самыми мистическими обстоятельствами.

Анализ стихотворения Бесы Пушкина 9 класс

Стихотворение «Бесы» полно образных мотивов. Изначально, создается картина того, что что-то неладное творится кругом. Образы неспокойной мутной ночи, невидимки-луны, злой вьюги с первых же строк создают впечатление затаившейся опасности. А вслед за вьюгой появляются и бесы – персонажи малоприятные. Они шутят над путниками, сбивая их с пути, не давая двигаться дальше.

На первый взгляд, может показаться, что Пушкиным описывается просто картина «недоброй» ночи, когда путник и ямщик становятся жертвами бесовских козней. Но, зная те жизненные обстоятельства, которые имели место быть в жизни поэта на тот момент, истолковать его можно совсем иначе. Изначально стихотворение называлось совсем по другому – «Шалость».

Во время его создания Александр Сергеевич находился долгое время в Болдино. Лютовала вспышка холеры, из-за которой он и не мог покинуть это место. В добавок, была, в связи с обстоятельствами, отложена свадьба поэта. Вот тут и появляются «бесы». В переписках Пушкина того времени слова «я взбешен», «я в бешенстве», относящиеся к сложившейся ситуации, так и пестрят.

Вот и получается, что «Шалость» превращается в «Бесов», отражая и внутренние переживания поэта, и сложившуюся обстановку, которая их вызывала. В стихотворении путники не могут далеко проехать, ровно, как и поэт не может выбраться из Болдина. Им мешают бесы – проблемы, вьюга – вихорь закрутивших ненастий.

Понимать смысл этого стихотворения можно и в более широком смысле. С одной стороны, можно рассматривать его, как проблемы, бушевавшие в царской России в общем. И, как вихорь различных событий мешал движению вперед, оставляя во власти вьюги и бесов – невозможности продвижения и страхов, народ.

Еще одна картина, раскрываемая в этом  стихотворении – жизненный путь поэта. Вьюга – события, закружившие его на этом пути. Бесы – препятствия, слепящие глаза, не давая свободно и с уверенностью смотреть вперед, найти выход. Дорога издревле олицетворяла жизненный путь. И вот, на этом пути изображаются вихрь препятствий и разбушевавшихся проблем.

Ямщик – проводник, который так же не в силах справится с бесами. Колокольчики – символ защиты от нечистой силы. Звон их обнадеживает и успокаивает. Но они, в какой-то момент в стихотворении, смолкают. А кони, несящие вперед по пути, встают. После продолжения движения, путнику все же надрывают сердце бесы, не желающие оставлять его в полном покое.

А тучи продолжают сгущаться – повторяется начальная картина.

6 класс, 9 класс

Анализ стихотворения Бесы по плану

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/besy-6-klass

Анализ стихотворения Пушкина Бесы 9 класс

Стихотворение «Бесы» является одним из апогеев философского творчества Александра Сергеевича. Оно было написано в период его временного проживания в усадьбе, на природе, во время эпидемии холеры. Данное обстоятельство дало А. С. Пушкину пищу для философских размышлений о происходящем на его Родине, что послужило созданию «Бесов».

С одной стороны, его можно рассматривать, как фольклорное произведение, которое повествует о мучениях путешественников, заблудившихся в метели, а с другой стороны, данное стихотворение является глубоко философским и отражает страдания народа.

Теперь предлагаю рассмотреть подробнее оба аспекта по очереди. Образ бесов и чертей, которые водят кругами и создают препятствия на пути наших странников, является ярким представителем фольклора.

Он наполняет множество не только народных, но и литературных произведений.

Заблудившиеся и испуганные путники не могут найти дорогу домой, вокруг кромешная тьма и метель, что символизируют первые строки стихотворения:

«Мчатся тучи, вьются тучи;Невидимкою лунаОсвещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.»

Люди привыкли, что когда они сталкиваются с какой-либо проблемой, то проще всего представить ее причиной неведомые силы, которые окружают и мешают. Поэтому образ бесов является наиболее подходящим для данного произведения. Но можно заглянуть глубже, а не останавливать свой взгляд на поверхностном уровне.

Александр Сергеевич не случайно вложил так много фольклора в данное стихотворение. Поскольку он писал для обывателей, он хотел, чтобы его поняли. Наш народ в то время не являлся грамотным и образованным, поэтому символы, использовавшиеся в этом стихотворении, подобраны с ориентацией на понимание обычными людьми. Так мы подходим ко второму, философскому, толкованию стихотворения «Бесы».

В тексте стихотворения присутствуют два героя, которые являются носителями разного социального статуса. Они держат путь в одном направлении, только один руководит, а другой исполняет. Из этого видно, что основная мысль стихотворения сокрыта в управлении. Бесы – вышестоящие управленцы, элита, которая не позволяет простому народу жить свободно.

Они постоянно стараются их притеснить, унизить, запутать, потому что глупой толпой проще управлять.

А наш «барин» — средина между элитой и простым людом, поэтому именно он попал в этот вальс нечисти, потому что он понимает, кто виноват и к чему все идет, но сделать с этим один ничего не может, хотя обратно, в охваченный холерой и страданиями город он уже не вернется.

Анализ стихотворения Бесы Пушкина

В 1830 году Пушкин прибывает в Болдин, дабы уладить возникнувшие вопросы с его владениями и совместно с этим, он производит подготовку к свадьбе. Но возникнувшая в Москве эпидемия, заставила поэта на пару месяцев остаться в Болдин. За время ожидания автор производит несколько произведений, в них и входило обсуждаемое нами стихотворение род названием » Бесы «.

В своём стихотворении Пушкин затрагивает народный фольклор, путём описания путешествие, которое может вызвать у любого путника возмущения, так как в то время была метель.

Данное стихотворение, по мнению самого автора, являются основополагающими в развитии культуры русского населения. Также следует отметить, что описанные бесы в стихотворении, выдуманные.

Они пытаются сбить с намеренного пути путника. И этому выдуманному явлению, найдётся определённый ответ. Он скрывается в самом конце стихотворения, где автор разделяет гранью бесов и людей.

Пушкин указывает и то, что власть находится только у людей.

В тексте писатель приравнивает русский народ к путникам, которые заблудились в снежной равнине и не могут найти свою счастливую и спокойную жизнь.

А причина всего этого, заключается в том, что крестьяне являются народом крепостным. Их жизнь принадлежит тем самым бесам, которые подобны кучке людей, готовых и желающих нажиться за счёт других.

Они не хотят просто так потерять бесплатную рабочую силу.

Читайте также:  "пир во время чумы" (маленькие трагедии пушкина): читать полностью

Под этой кучкой людей, Пушкин подразумевает людей из управления России. Которые заставляют простой народ прочувствовать на себе страх и неутолимый гнев.

Поэтому автор полностью правильно выбрал образ бесов для таких людей, так как именно они, чувствуя власть над всеми, мешали жить тихо и мирно всему народу России.

Автор также подчёркивает строками стихотворения то, что даже во время страшной холеры в Москве продолжались яркие балы.

9 класс

  • Анализ стихотворения Есенина Вот уж вечер. Роса…В стихотворении Сергея Есенина «Вот уж вечер. Роса…» автор занимает место наблюдателя. Удалившись от шума и суеты, он остается наедине с природой. Даже придорожная ива делает его счастливым, будто верный товарищ, подставив плечо.
  • Анализ стихотворения Есенина ТабунВ своей песне «Табун» он написал о благородных и преданных животных. Лошади являются символом чистоты и дружелюбия.
  • Анализ стихотворения Есенина Поет зима — аукаетКрасоты зимы, в разные этапы жизни, человек воспринимает с разным эмоциональным окрасом. Наиболее ярки и наивны эмоции в подростковом возрасте. В 15 лет у Есенина еще не было всеобщего признания и «имени», но был великий талант и чувство прекрасного.
  • Анализ стихотворения Река времен в своем стремленьи Державин 7 классСтихотворение Державина Гавриила Романовича «Река», небольшое, всего 8 строк, но почему-то его изучают в учебных заведениях, и ищут скрытый смысл. После первого прочтения стихотворения, создается впечатление, что все в этом стихотворении понятно.
  • Анализ стихотворения Маяковского О дряниВладимир Владимирович Маяковский — один из известных писателей старого времени. Он освещал в своих произведениях государственную власть и все что с ней связано. Он был очень талантливым и работал во многих направлениях.

Источник: https://analiz-stihov.ru/pushkin/besyi-9-klass

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Бесы»

Осенью 1830 года Пушкин приехал в Болдино улаживать имущественные дела перед женитьбой и надолго остался там из-за холерных карантинов. Тогда и было написано стихотворение «Бесы».

Стихотворение построено на множестве повторов разных уровней: композиционных, лексиче­ских, звуковых.

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Это четверостишие повторено трижды, оно звучит лейтмотивом стихотворения и делит его на три композиционных отрезка. Первые две части — по три восьмистишия каждая; последняя часть гораздо короче и состоит из одного восьмистишия. Многочисленные повторы прекрасно пе­редают круговое движение снежных вихрей. Постоянно повторяются образы кружения, мутного освещения, мглы, сбивающие с толку.

Второе четверостишие возвращает взгляд на землю при помощи чисто фольклорной реплики: «Еду, еду в чистом поле…» Со второго восьмистишия появляется бес.

В появлении своем он про­ходит как бы несколько ступеней, становясь все более и более реальным. Сначала ямщик выска­зывает предположение: «В поле бес нас водит, видно…».

Затем он придает воображаемому бесу все более и более осязаемые черты:

Посмотри: вон, вон играет,

Дует, плюет на меня;

Вот — теперь в овраг толкает

Одичалого коня;

Там верстою небывалой

Он торчал передо мной;

Там сверкнул он искрой малой

И пропал во тьме пустой.

Присутствие нечистой силы нарастает. Следом за суеверным ямщиком почуяли неладное кони:

Кони стали… «Что там в поле?» — «Кто их знает? пень иль волк?»

Автор постоянно акцентирует внимание на дороге, на конях, на колокольчике, подчеркивает, что путники сбились с дороги, заблудились, им страшно.

В тот момент, когда «кони снова по- неслися», наступает кульминация: бесы приобретают вполне реальные черты, теперь их видит не только ямщик, не кони, а сам седок, обозначенный лирическим «я».

С этого момента земля в стихотворении совсем исчезает и начинается вакханалия, шабаш:

Бесконечны, безобразны,

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре…

Сколько их! куда их гонят?

Что так жалобно поют?

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают?

Образ бесов вводится здесь целым комплексом средств, обрушивается, как настоящий обвал. По­следняя строфа вновь возвращает читателя к началу стихотворения, заставляя по-другому взглянуть на ту же картину. Тучи параллельны бесам, напрямую связаны с ними. Мчащиеся тучи оказывают­ся мчащимися бесами. Невозможно понять, кто есть кто. В результате резко ослабевает реальность и тех, и других:

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне…

В «Бесах» изображен символический образ мира, сбившегося с пути, и состояние души, охваченной трагическими страстями.

С первых же строчек читатель погружается в стихию тоски и тревоги, жутких предчувствий (образ кружения, снежного вихря, бесконечного, бесовского кру­говорота метели — эти мотивы помогают воссоздать картину мира, сбившегося с пути).

В «Бесах» воплощена своеобразная иерархия зла, многоликость враждебных стихий, опутавших личность и сбивающих с пути Россию.

Источник: http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/751-analiz-stihotvoreniya-as-pushkina-besy.html

Стихотворение А.С. Пушкина Бесы. Анализ стихотворения Бесы

Перу Александра Сергеевича Пушкина принадлежит множество прекрасных произведений, часть которых вошла в школьную программу, благодаря чему знакома нам с детства. Одним из таких творений знаменитого поэта стали «Бесы». Произведение основано на фольклорных мотивах и отражает настроения Пушкина в период Болдинской осени. Именно анализ стихотворения «Бесы» является темой данной статьи.

История создания

В 1830 году Александр Сергеевич начинает подготовку к свадьбе, а для этого ему необходимо было посетить родовое имение Болдино, где он должен был уладить дела, связанные со вступлением в наследство.

Но из-за начавшейся в Москве эпидемии холеры поэт вынужден провести в имении несколько месяцев. Позднее этот период творчества Пушкина был назван Болдинской осенью.

В это время писатель создает множество лирических и философских произведений, одним из которых являются и «Бесы».

Объясняется все очень просто. Образ бесов, разумеется, аллегоричен, он символизирует тех, в чьих руках сосредоточена власть над Россией. А путник, блуждающий в метели, – русский народ, которому мешают найти дорогу к благополучию, свободе и счастью.

Анализ стихотворения Пушкина «Бесы» интересен тем, что само произведение можно трактовать с двух позиций: политической и философской. Политическая напрямую связана с проблемой крепостного права.

Русский народ не может добраться до счастья и свободы, потому что «бесы», то есть власть имущие, не хотят отказываться от бесплатной рабочей силы и не желают дать людям свободу, которая может отрицательно сказаться на их положении. С этой точки зрения бесы – правительство России, которое морочит запутывает, унижает и запугивает простых людей.

В строках стихотворения видна аналогия со светскими балами, которые продолжались даже во время вспышки холеры в Москве: «Закружились бесы разны».

С философской точки зрения заблудившимся путником может быть любой человек, а бесами — его собственные страсти и пороки, которые мешают ему найти путь к своей цели.

Подобная трактовка по своей сути близка к предыдущей, так как «бесов» у власти допустили «бесы» в человеческих душах.

Сам народ позволил так с собой обходиться, взрастил своих мучителей и продолжает смиренно сносить все их прихоти.

Композиция

Композиционный анализ стихотворения «Бесы» позволяет заключить, что основным сюжетным приемом является повторение. Так, одно и то же четверостишие звучит в начале, середине и конце произведения:

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Это говорит о том, что композиция нашего стихотворения кольцевая. Более того, приведенный в качестве примера отрывок также построен на повторении: «тучи — тучи», «мутно — мутна». И в остальном тексте произведения множество повторяющихся слов и фраз: «муть», «кружит», «колокольчик дин-дин-дин», «вьюга», «месяц» и «луна».

Прием повтора присутствует на синтаксическом уровне: контекстуальные синонимы и одинаковые по строению предложения. Например: «Домового ли хоронят? Ведьму ль замуж выдают?»

Основным сюжетным элементом стихотворения является разговор барина и ямщика. Начинается он репликой барина, затем идет монолог ямщика, далее речь обрывается и возобновляется уже в конце произведения. Из разговора становится ясно, что они оба видят одно и то же.

Следовательно, простой мужик и представитель дворянства одинаково страдают от разгулявшихся бесов (императорской власти и собственных слабостей). В этом эпизоде заключена мысль о том, что русский народ — это не только крепостные крестьяне, но и дворянство, высшее сословие.

И разумеется, только Пушкин мог отважиться на подобное сравнение.

Ключевые образы

Анализ стихотворения Пушкина «Бесы» (литературные изложения фольклора не редкость в творчестве поэтов и писателей) невозможен без описания главных образов, в которых заключается символическое значение, помогающее раскрыть темы всего произведения.

Как уже отмечалось выше, главный образ в стихотворении – образ бесов. Именно эти духи задают ритм всего стихотворения – круговерть, бессмысленное хождение по кругу, невозможность найти верный путь.

Еще один значимый образ – метель. Сам по себе он созвучен с кольцевой композицией и кружением бесов. Метель вызывает смятение, усиливает неразбериху и хаос происходящего. Она окутывает путников и запутывает их.

Стихотворный размер

Структурный анализ стихотворения «Бесы» дает возможность определить размер стихотворения – четырехстопный хорей. Пушкин не зря выбрал именно этот размер, так как его динамичность и ритмичность создают еще большее ощущение кружения метели.

Также поэт часто прибегает к использованию аллитераций, то есть звукописи.

Вывод

Многопланово, богато символическими образами и подтекстами стихотворение А.С. Пушкина «Бесы» (анализ стихотворений великого русского поэта, и в частности рассмотренного нами, поможет глубже изучить школьную программу). Поэту удалось в полной мере передать смятение и потерянность путника, попавшего в метель и не знающего, как из нее выбраться.

Источник: https://autogear.ru/article/179817/stihotvorenie-a-s-pushkina-besyi-analiz-stihotvoreniya-besyi/

Анализ стихотворения «Бесы» Александра Пушкина

Осенью 1830 года Александр Пушкин приехал в Болдино, чтобы уладить все вопросы, связанные со вступлением в права владения имением и подготовиться к предстоящей свадьбе.

Однако из-за того, что в Москве началась эпидемия холеры, поэт был вынужден на несколько месяцев задержаться в имении.

В этот период он создал множество философских и лирических произведений, одним из которых стало стихотворение «Бесы».

В нем автор вновь затрагивает так близкую и понятную для себя тему народного фольклора, описывая путешествие в метель, которое у любого путника того времени вызывало настоящий ужас.

«Страшно, страшно поневоле средь неведомых равнин!», — отмечает поэт и тут же обращается к ямщику с просьбой, чтобы тот что есть силы гнал лошадей.

В ответ он слышит весьма типичный для того времени рассказ, что путники заблудились, и виной тому являются бесы, которые заманили их в снежную ловушку.

«В поле бес нас водит, видно, да кружит по сторонам», — отвечает своему спутнику ямщик и приводит множество примеров, как за время путешествия ему довелось столкнуться с нечистью. Она заманила лошадей в овраг, потом предстала в виде верстового столба и огонька в далекой избушке. И вот, наконец, упряжка вообще остановилась, так как «вот уж он далече скачет, лишь глаза во мгле горят».

Пушкин с огромным интересом и уважением относился к подобным рассказам, считая их неотъемлемой частью русской культуры. Однако как человек образованный, поэт прекрасно понимал, что бесы, сбивающие путешественников с пути, являются всего лишь вымыслом. И любому явлению всегда найдется простое и логическое объяснение, которое даст ответы на любые вопросы.

Почему же тогда автор сделал акцент именно на этот мифический и заведомо лишенный правдоподобия сюжет? Все объясняется достаточно просто в последних строчках стихотворения, где Пушкин проводит параллель между бесами и людьми, в чьих руках сосредоточена власть.

Заблудившиеся путники в стихотворении «Бесы» символизируют русский народ, который действительно потерян среди снежных равнин и не может найти свою дорогу к более счастливой и свободной жизни. Виной этому являются не суеверия и не безграмотность людей, которые бережно хранят свои традиции и культуру.

Причина в том, что русские крестьяне до сих пор еще являются крепостными, и их жизнь не принадлежит им самим, заключается именно в тех самых бесах – кучке сытых и самодовольных людей, которым попросту невыгодно терять дармовую рабочую силу и развеивать иллюзии низших сословий, давая им знания, которые при определенных условиях могут стать одним из самых мощных видов оружия. Именно с бесами Пушкин сравнивает правящую элиту России, которая строит козни «простым путникам», т.е. постоянно усложняет жизнь обычным людям, заставляя их испытывать страх, унижение и обиду. У Пушкина же бесы в человеческом обличии чувство отвращения и раздражения. «Бесконечны, безобразны, в мутной месяца игре закружились бесы разны», — именно так они представляются поэту, который в этих строках проводит аналогию со светскими балами, которые в Москве не прекратились даже во время холерного карантина.

Читайте также:  Стихотворение "к морю" - анализ стихов а.с. пушкина

Бессмысленность существования людей, которые считают себя избранными, поэт готов им простить со спокойной душой, ведь каждый человек, по его мнению, вправе стоить свою жизнь так, как считает нужным.

Однако при этом никто не имеет права бездарно распоряжаться судьбами других, используя людей для того, чтобы улучшить свое благосостояние за счет их нужд и проблем. Поэтому у Пушкина праздность светского общества, которую автор сравнивает с бесовским шабашем, вызывает глубокую печаль, «визгом жалобным и воем надрывая сердце мне».

Поэт, так зависящий от мнения высшего света, наконец-то осознает, что оно является насквозь фальшивым и представляет собой очередной жизненный мираж, «игру бесов», которые готовы запутать сбить с пути и уничтожить любого здравомыслящего человека не по злобе душевной, а исключительно ради собственного развлечения.

И это неутешительное открытие заставляет автора по-новому взглянуть на свою принадлежность к дворянскому сословию и правящей касте, где он является таким же изгоем, как и любой крестьянин.

Анализы других стихотворений

Бесы

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Еду, еду в чистом поле;

Колокольчик дин–дин–дин .

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин!

«Эй, пошел, ямщик!» – «Нет мочи:

Коням, барин, тяжело,

Вьюга мне слипает очи,

Все дороги занесло;

Хоть убей, следа не видно;

Сбились мы. Что делать нам!

В поле бес нас водит, видно,

Да кружит по сторонам.

Посмотри: вон, вон играет,

Дует, плюет на меня,

Вон – теперь в овраг толкает

Одичалого коня;

Там верстою небывалой

Он торчал передо мной,

Там сверкнул он искрой малой

И пропал во тьме пустой».

Мчатся тучи, вьются тучи,

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна

Сил нам нет кружиться доле;

Колокольчик вдруг умолк;

Кони стали… «Что там в поле?» –

«Кто их знает? пень иль волк?»

Вьюга злится, вьюга плачет,

Кони чуткие храпят,

Вот уж он далече скачет;

Лишь глаза во мгле горят;

Кони снова понеслися;

Колокольчик дин–дин–дин…

Вижу: духи собралися

Средь белеющих равнин.

Бесконечны, безобразны,

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре…

Сколько их? куда их гонят?

Что так жалобно поют?

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают?

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне…

1830

Источник: https://45parallel.net/analysis/aleksandr_pushkin/besy.html

«Бесы» (Пушкин): анализ стихотворения

Отчётливо прослеживается связь стихотворения «Бесы» Пушкина с фольклором, образы «бесов», которые сбивают с пути христиан, широко распространены в русском фольклоре и в устном народном творчестве других народов.

Для построения произведения характерен принцип «монтажа»: одновременно мы знакомимся с мыслями и чувствами лирического героя, видим картины, на фоне которых эти мысли и чувства возникают, слышим разговор «барина» и ямщика, а также — тех самых «бесов», которые «водят» сани.

Такая эмоционально-образная насыщенность текста обусловливает неослабевающий интерес к стихотворению, она вызывает сопереживание и как бы погружает читателя в мир, нарисованный Пушкиным в этом произведении.

Очень важное признание делает лирический герой в первой же строфе: «Страшно, страшно поневоле Средь неведомых равнин!».

Страх перед нечистой силой естественен для христианина, кроме того, «неведомое» всегда вызывает настороженность, она страшит именно своей непривычностью, неизведанностью…

Первая часть стихотворения «Бесы» Пушкина завершается рассказом ямщика, в котором нарисована картина «бесовских проделок», откровенно пугающая своей безысходностью.

Вторая часть (она начинается с тех же слов, что и само стихотворение, здесь используется прием анафоры — одинакового начала строф или частей стихотворения) — это картина, увиденная уже самим лирическим героем.

Она еще страшнее, чем рассказ ямщика, потому что здесь испуг человека показывается на фоне испуга «чутких коней», обострённо воспринимающих опасность. Усиливает напряжение и образ вьюги: «Вьюга злится, вьюга плачет…».

Наконец, апофеозом торжества «бесовского начала» можно считать видение (это реальность или ему только мерещится такое в буране?) лирического героя: «Бесконечны, безобразны, в мутной месяца игре Закружились бесы разны, Будто листья в ноябре…».

Ответ на вопрос о реальности происходящего мы частично получаем в последней строфе стихотворения: «Мчатся бесы рой за роем В беспредельной вышине, Визгом жалобным и воем Надрывая сердце мне…».

Скорее всего, здесь дело не в «бесах» как таковых, а в присущем народу восприятии вьюги как шабаша злых сил, которое и вызывает соответствующее отношение ко всему происходящему — не случайно «надрывается сердце», которое, вероятно, и без этого неспокойно…

В художественном плане стихотворение «Бесы» интересно тем, что написано четырехстопным хореем — очень редким для Пушкина стихотворным размером, а также своеобразной композицией: первые четыре строки произведения повторяются в нем еще два раза, «обозначая» начало самостоятельных в смысловом и композиционном планах частей произведения.

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. — М.: ФЛИНТА, 2014

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/pushkin_a_s/besy_pushkin_analiz_stikhotvorenija/53-1-0-1747

Анализ стихотворения Пушкина «Бесы»

Но недаром это стихотворение называют мистическим, даже название говорит о том, что смысл «Бесов» намного глубже, чем может показаться на первый взгляд. Для того, чтобы постигнуть философский смысл стихотворения, необходимо правильно интерпретировать образы и символы, которые использует талантливый поэт Пушкин.

Прежде всего, это образ русской зимы — летучие снега, суровая метель, занесенные дороги… Все это уже подчеркивает общее настроение стихотворения — мрачное, но отчаянно ищущее выход из сложившегося положения. Как и путник, который был остановлен метелью, и вынужден подчиниться стихии.

Первая часть стихотворения носит более спокойный характер, здесь раскрывается тема дороги. Вторая часть «Бесов» — это возникновение препятствий, которые благодаря поэзии приобретают символический смысл.

Это философское настроение превращает бытовую тему стихотворения в серьезное и наполненное глубинным смыслом повествование. Постепенно движение кибитки осложняется и становится понятно, что дальше двигаться будет очень тяжело.

Третья часть стихотворения — это яркая кульминация этого сюжета, когда человек оказывается в безвыходном положении, так как он бессилен перед лицом вьюги. И мгновенно ситуация меняется, когда кони снова двигаются вперед, конфликт, поднятый в стихотворении, разрешается.

Это одновременно и бытовое, и философское решение представленной в «Бесах» ситуации.

Отражение внутреннего мира автора в стихотворении

Для того, чтобы полностью понять и целостно интерпретировать стихотворение «Бесы», нужно уделить внимание тому, кто создал это творение. «Бесы» действительно служат отражением состояния внутреннего мира Пушкина, как и многие его стихотворения, оно посвящено теме, которая явно тревожит автора.

Очевидно, что его изнутри терзает тема безвыходности, которая и является общим настроением «Бесов». Это стихотворение особенно тем, что в нем присутствует надрывные интонации, которые нельзя встретить в других стихотворениях поэта.

Музыкальная атмосфера «Бесов» тоже исключительна для лирики Пушкина — здесь очень часто встречаются динамические ритмы, которые превосходно подчеркивают мистический смысл стихотворения. «Бесы» Пушкин написал под впечатлением от собственного отчаяния и неизвестности того, что его ждет в будущем.

Автора задевает бессмыслица, которая окутала его жизнь, и с помощью мистического и философского настроения он пытается передать это в «Бесах». Примечательно, что в этом стихотворении поднимается одна из самых важных тем в творчестве поэта — борьба со злым роком, с той частью жизни, которую нельзя предопределить и остановить.

Все творчество Пушкина пронизано размышлениями о свободной жизни и о подчиненности року — эти два противоположных выбора часто становились мотивами его стихотворений.

Но «Бесы» сильны мистическим подтекстом,  в котором рок сравнивается с мощной природной стихией, ощущения, которые вкладывает автор в это стихотворение, более сильны и противоречивы, чем в тех произведениях, где поэт размышляет о свободе и судьбе.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Баллады Жуковского «Светлана», «Лесной царь», эпическое начало в балладе
Следующая тема:   Гоголь «Ночь перед Рождеством»: мистика и реальность в повести

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/pushkin-besy-mistika

Анализ стихотворения «Бесы» Пушкина

Сочинение на отлично! Не подходит? => воспользуйся поиском у нас в базе более 20 000 сочинений и ты обязательно найдешь подходящее сочинение по теме Анализ стихотворения «Бесы» Пушкина!!! =>>>

  • Колокольчик дин-дин-дип…
  • Сил нам нет кружиться доле;
  • Вьюга злится, вьюга плачет;
  • Кони снова понеслися;
  • Невидимкою луна
  • Колокольчик вдруг умолк;
    • Сюжет достиг кульминации — «Кони стали»! Человек оказывается бессильным перед лицом стихии, ему не совладать с ее слепой и жестокой силой. В создавшейся критической ситуации главную роль стали играть кони:Та же гармония русского слова открывает и глубинное содержание стихотворения. Точные слова, передававшие чувство путника и рисовавшие картины зимней вьюги, обретали и символическую значимость. Стихотворение захватывало читателя не только музыкой слова и стиха, но и поэзией мысли, мысли выстраданной, напряженной, ищущей.

    • Мутно небо, ночь мутна.
    • Колокольчик дин-дий-дин…
    • Кони чуткие храпят;
    • Освещает снег летучий;
    • Средь неведомых равнин!
    • Все в стихотворении одновременно и проще, и сложнее, и, главное, ближе к насущным проблемам русской жизни, которые так волновали и тревожили Пушкина. Как всякое лирическое стихотворение великого поэта, «Бесы» — произведение многоплановое. На первом плане — реально-бытовая картина: путник, застигнутый метелью в «чистом поле», его грустно-тревожные думы и чувства:Третья часть и начинается с разрешения кризисной ситуации — «Копи снова понеслися»! Символика и здесь удваивала смысл — мы видим и бытовое и философско-политическое решение конфликта «путник и метель». Такая символика образа — «копь и всадник», «конь и человек» — была широко распространена в литературе того времени, прочно закреплялась басенной традицией. Сам Пушкин пользовался ею и в трагедии «Борис Годунов» и в поэме «Медный всадник». Еще в десятые годы Батюшков, описывая в статье «Прогулка в Академию художеств» памятник Петру работы Фальконета, отметил: «конь скачет, как Россия». Тот же символический смысл имеют и кони пушкинских «Бесов».

    • «Кто их знает? пень иль волк?»
  • Мчатся тучи, вьются тучи;
  • Кони стали «Что там в поле?»
  • Бытовой рассказ о зимнем путешествии по русским равнинам, где бушует метель, приобретает новый, философский, символический смысл. Во второй части повторяется первая строфа, конец которой изменен — он посвящен настигшей путника беде. Повтор усиливает тревогу:

    Стихотворение имеет сюжет, развитие которого как бы делит рассказ о путешествии на три части. В первой дана картина относительно спокойного пути — метель еще не стала препятствием.

    Отсюда эти повторяющиеся сло-ва, как бы передающие ритм не быстрого, размеренного движения — «Еду, еду…», «колокольчик дин-дин-дин…» Вторая, самая пространная, повествует о возникающих и поминутно осложняющих движение кибитки препятствиях.

    Буран ожесточился, ехать все труднее, на возглас путника «Эй! пошел, ямщик!», тот отвечает: «Нет мочи: Коням, барин, тяжело; Вьюга мне слипает очи; Все дороги занесло». И главное в этих испытаниях — потеря дороги: «Хоть убей, следа не видно; Сбились мы. Что делать нам!»

    Перед читателем возникает образ русской зимы с ее грозной метелью и тревогами путешествия по летучим снегам, по занесенным дорогам.

    Читайте также:  "свободы сеятель пустынный" а.с. пушкина: анализ стихотворения

    Русской зима воспринимается нами оттого, что она дается через народнопоэтическое восприятие, что подчеркнуты характерно русские черты быта и жизни — тут и ямщик со своей речью, со своими оценками событий, и звенящий под дугой колокольчик, и дорожные верстовые столбы… Именно так как отлично воссозданный мир «русско-народной поэзии»-^воспринимал «Бесов» Белинский, рекомендуя стихотворение детям, которые, читая его, приучатся к «гармонии русского слова», а сердца их переполнятся «чувством изящного» .»

    • Страшно, страшно поневоле
    • Сочинение опубликовано: 18.07.2012 понравилось сочинение, краткое содержание, характеристика персонажа жми Ctrl+D сохрани, скопируй в закладки или вступай в группу чтобы не потерять!Анализ стихотворения «Бесы» Пушкина

    Источник: http://www.getsoch.net/analiz-stixotvoreniya-besy-pushkina/

    Анализ стихотворения пушкина «бесы»

    Как огромное обобщение переживаний Пушкина того времени, переведенных на специфически образный язык искусства, возникало стихотворение «Бесы» (1830) — своеобразный итог пушкинских раздумий о жуткой жизни николаевской, России. Первоначальные наброски говорили о путнике в третьем лице:

    Путник едет в чистом поле

    Путник едет в темном пале

    Путник едет в белом поле

    В связи с необходимостью реалистически обосновать диалог путника в перебеляемой рукописи появляется сначала

    Едем, едем в чистом поле

    — и, наконец, окончательно:

    Еду, еду в чистом поле.

    О дороге, с которой сбился путник, сначала говорится в единственном числе:

    Дорогу снегом занесло,

    Всю дорогу занесло

    И, наконец, как в окончательном тексте, во множественном числе:

    Все дороги занесло.

    Эта формула, не поступаясь реалистичностью изображаемого, в то же время способствовала приданию описываемым событиям большей обобщенности. Поэтому слова окончательного текста:

    Хоть убей, следа не видно;

    Сбились мы. Что делать нам!

    Несмотря на то, что они вложены в уста ямщика, воспринимаются как эмоции путника, а в конечном счете автора, образ которого в стихотворении полностью слипается образом ПУТНИК и особенно последней строкой стихотворения, которая и читательском восприятии определенно связывается с эмоциями самого автора:

    Мчатся бесы рой за роем

    В беспредельной вышине,

    Визгом жалобным и воем

    Надрывая сердце мне.

    «Бесы» — чрезвычайно сложное произведение пушкинской лирики. Это — и реалистическая картина метели, в которой кружится сбившийся с дороги одинокий путник. Это — и итог горьких раздумий Пушкина о путях современной ему России.

    Это в конечном счете— и стихотворение о самом себе, о своем месте в жизни, о своем отношении к окружающей действительности.

    Все стихотворение — сложнейший сплав самых многообразных элементов пушкинского отношения к жизни, к своей судьбе, к окружающей действительности; и все это — единое целое, обусловленное определенными общественными сторонами русской жизни и жизни самого Пушкина, без чего стихотворение не может быть понято до конца во всей его глубине.

    Для понимания всей сложности общественно-политических позиций Пушкина этого времени исключительно важно стихотворение «Герой» (1830) ‘ Посылая его М. П.

    Погодину из Бол дина для напечатания, Пушкин поставил строжайшее условие сохранения полной тайны его авторства. Пушкин писал: «Напечатайте, где хотите, хоть в Ведомостях — но прошу вас и требую именем нашей дружбы не объявлять никому моего имени.

    Если московская цензура не пропустит ее, то перешлите Дельвигу, но также без моего имени и не моей рукой переписанную».

    Погодин свято выполнил волк» поэта. Стихотворение было напечатано в «Телескопе» без подписи и никогда, нигде и никем до смерти Пушкина не связывалось с его именем. Тайну авторства Пушкина Погодин раскрыл лишь после смерти поэта в связи с подготовкой первого посмертного издания его сочинений.

    В марте 1837 года он писал Вяземскому: «Вот вам еще стихотворение, которое Пушкин прислал мне в 1830 году из Нижегородской деревни, во время холеры. Кажется, никто не знает, что оно принадлежит ему. Судя по некоторым обстоятельствам. .. очень кстати перепечатать его теперь в Современнике».

    Дата, выставленная в печати под стихотворением — «29 сентября 1830. Москва»,— не имеет отношения ко времени его написания. Это день приезда Николая I в охваченную холерной эпидемией Москву. Именно в связи с этим и проведена в пушкинском стихотворении аналогия с посещением Наполеоном в 1799 году чумного госпиталя.

    Попробуем подойти к осмыслению стихотворения, исходя из самого его текста. О Николае I и его приезде в Москву в стихотворении не говорится ни слова. Единственным моментом, намекающим на связь стихотворения с этим событием, является выставленная в конце сто дата.

    Если отбросить эту дату, стихотворение целиком будет посвящено только Наполеону. На вопрос Друга, что из всех сторон личности Наполеона наиболее всего поражает ум, Поэт приводит посещение Наполеоном чумного госпиталя. Поэта и выдвинутой им концепции, состоящей в том, что если обман морально возвышает человека, поднимает и укрепляет его дух, он выше, чище и дороже истины.

    Поэт не отрицает существа поправки Друга, он только негодует, что истина была все же обнаружена, так как она уничтожила обаяние легенды и сняла ореол с главы героя. Лишенный легенды, без ореола вокруг главы, герой превращается в простого тирана. Поэтому требование Поэта оставить герою сердце имеет только один смысл: оставить в неприкосновенности легенду, не разрушать ее.

    Дата, проставленная в конце, переводит стихотворение в другой план, она совмещает плоскости Наполеона и Николая и тем самым утверждает необходимость в этих обстоятельствах одинаковой оценки их.

    Смысл всего этого и существо замысла Пушкина в какой-то мере проясняются в свете той шумихи, какая была поднята официозной, да и не только официозной, печатью вокруг этого жеста Николая, всецело рассчитанного на внешний эффект.

    Даже в «Литературной газете» (№ 58 от 13 октября 1830 г.) были напечатаны анонимные стихи под названием «Утешитель»:

    Москва уныла: смерти страх

    Престольный град опустошает:

    Но кто в нее, взвивая прах,

    На встречу ужаса влетает?

    Петров потомок, царь, как он

    Бесстрашный духом, скорбный сердцем,

    Летит, услыша Русских стон,

    Венчаться душ их самодержцем.

    Вместо подписи под стихотворением было проставлено «Москва». Стихотворение ввело в заблуждение III Отделение именно потому, что оно появилось в «Литературной газете». На следующий день М. Я.

    фон Фок уже сообщал Бенкендорфу: «В «Литературной газете» было напечатано прелестное стихотворение на императора, должно быть — Пушкина или Баратынского.

    Оно подписано: Москва, но что замечательно, эти стихи являются первою похвалою, которую сие общество молодых людей напечатало в знак внимания к императору».

    Источник: https://allpoetry.ru/analiz/477/pushkin-a-s

    ActionTeaser.ru — тизерная реклама

    «Бесы» — одно из самых известных детищ Пушкина, написанное 7 сентября 1830 года в Большом Болдино. Произведения этого периода отличаются глубиной поэтического и философского смысла. «Бесы» же справедливо относят к вершинам философской лирики писателя.

    Как родится гениальное?

    Предыстория создания «Бесов» начинается 6 мая 1830 года, когда было сделано официальное объявление о помолвке Натальи Гончаровой и поэта. Сыграть свадьбу все не удавалось: мать не хотела отдавать Наталью замуж без приданого, в августе 1830 умер дядя Александра Сергеевича.

    31 августа Пушкину пришлось отправиться в Болдино, чтобы решить вопрос с введением во владение деревни Кистенево. 3 сентября года поэт прибыл в Болдино.Пушкин был подавлен и раздражен тем, что бытовые хлопоты отнимают у него время на творчество.

    Осень была его любимым временем для литературных трудов, а «урожай» — основным источником средств для существования. Напряженное, тревожное настроение художника отразилось на атмосфере стихотворения «Бесы», которое было создано одним из первых по приезде.

    Его строки сквозят усталостью и меланхолией, но совсем скоро настроение Александра Сергеевича переменилось. Покинуть Болдино поэту помешала эпидемия холеры, но это не тревожило Пушкина, только радовало. Писатель сообщает невесте и Плетневу о том, что задержится на порядочное время.

    Его наполняет радость от предстоящих литературных трудов. Мирным пребывание в деревне назвать нельзя: угроза смертельной болезни веселила, дразнила любящего риск и опасность Пушкина.

    Тема. Композиция. Сюжет.

    Стихотворный размер произведения – четырехстопный хорей с использованием перекрестной системы рифмовки. Написаны «Бесы» октавой или восьмистишьем. Литературное направление – романтизм.

    Жанрово можно отнести к лирической балладе и философской лирике.

    Композиция — симметрично кольцевая благодаря троекратному повторению одного и того же четверостишья в начале каждой из частей произведения:

        Мчатся тучи, вьются тучи;

        Невидимкою луна
        Освещает снег летучий;
        Мутно небо, ночь мутна.Первая часть описывает разбушевавшееся ненастье, виной которому, как говорит ямщик – бес, желающий свести в поле путников и «кружит по сторонам». Ямщик, склонный верить в мистический мир, видит в разгуле непогоды бесовскую силу и повествует главному герою о том, что и раньше сталкивался с нечистью. В рассказе путника раскрывается фольклорный мотив произведения.Мистическое впечатление от опасного путешествия усиливают повторения и звукоподражания («дин-дин»). Метафоры, описывающие буйство ненастья, помогают явно вообразить состояние природы («мутно небо», «ночь мутна», «вьюга плачет»). Путешествие сопровождается тревожными раздумьями лирического героя, его пронизывает страх.Второй эпизод – кульминация. Главный герой замечает дьявола и его горящие во тьме глаза. Взору предстает разгул дьявольской силы:

        Бесконечны, безобразны,

        В мутной месяца игре
        Закружились бесы разны,
        Будто листья в ноябре…Картина бесовского разгула заставляет его душу надрываться. В третьей части особенно хорошо видна символичность мистического сюжета. Главный герой не хочет участвовать в игре с бесами, которые заполонили все вокруг, поднимается над ней, хочет отстраниться от нее. Страх уступает место переживаниям души за то, что происходит вокруг него. Параллель, проводимая между бесовской силой и людьми, власть имеющими, становится очевидной.Путники, сбившиеся с пути – это русский народ в поисках лучшей, счастливой жизни. Правящая элита – бесы, закрывающие людям доступ к знанию, к свободе. Они устраивают простым людям козни, усложняя им жизнь, заставляют переживать унижение, страх и обиду. Сердце главного героя, жаждущего для народа лучшей жизни, мучается при виде праздности высшего света. Он понимает, что высший свет – это «игра бесов», которые готовы погубить кого угодно забавы ради. Лирический герой – изгой, который поневоле принадлежит правящей касте, но не хочет более соприкасаться к ней, зависеть от нее.

    Стихотворение «Бесы»

    Мчатся тучи, вьются тучи;

    Невидимкою луна
    Освещает снег летучий;
    Мутно небо, ночь мутна.
    Еду, еду в чистом поле;
    Колокольчик дин-дин-дин…
    Страшно, страшно поневоле
    Средь неведомых равнин!

    «Эй, пошел, ямщик!..» — «Нет мочи:

    Коням, барин, тяжело;
    Вьюга мне слипает очи;
    Все дороги занесло;
    Хоть убей, следа не видно;
    Сбились мы. Что делать нам!
    В поле бес нас водит, видно,
    Да кружит по сторонам.

    Посмотри: вон, вон играет,

    Дует, плюет на меня;
    Вон — теперь в овраг толкает
    Одичалого коня;
    Там верстою небывалой
    Он торчал передо мной;
    Там сверкнул он искрой малой
    И пропал во тьме пустой».

    Мчатся тучи, вьются тучи;

    Невидимкою луна
    Освещает снег летучий;
    Мутно небо, ночь мутна.
    Сил нам нет кружиться доле;
    Колокольчик вдруг умолк;
    Кони стали… «Что там в поле?» —
    «Кто их знает? пень иль волк?»

    Вьюга злится, вьюга плачет;

    Кони чуткие храпят;
    Вот уж он далече скачет;
    Лишь глаза во мгле горят;
    Кони снова понеслися;
    Колокольчик дин-дин-дин…
    Вижу: духи собралися
    Средь белеющих равнин.

    Бесконечны, безобразны,

    В мутной месяца игре
    Закружились бесы разны,
    Будто листья в ноябре…
    Сколько их! куда их гонят?
    Что так жалобно поют?
    Домового ли хоронят,
    Ведьму ль замуж выдают?

    Мчатся тучи, вьются тучи;

    Невидимкою луна
    Освещает снег летучий;
    Мутно небо, ночь мутна.
    Мчатся бесы рой за роем
    В беспредельной вышине,
    Визгом жалобным и воем
    Надрывая сердце мне…ActionTeaser.ru — тизерная рекламаActionTeaser.ru — тизерная реклама

    Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/analiz-proizvedeniya/analiz-stikhotvorenij-a-s-pushkina/5885-besy-analiz-stikhotvoreniya-a-s-pushkina

    Ссылка на основную публикацию