«когда за городом, задумчив, я брожу…», стихотворение пушкина

Анализ стихотворения Пушкина Когда за городом задумчив я брожу

Достаточно интересным и правдоподобным является стихотворение Пушкина «Когда за городом». Именно оно своей идеей раскрывает положение дел в стране на тот момент. Прочитав произведение, стоит задуматься, что такое жизнь, и как будет потом? Не секрет что творческие личности много интересовались миром мертвых.

Именно к загробной теме обратился и Пушкин. Загробная жизнь вызывает в душе поэта небольшую долю скептицизма. Поэт убежден, что умершему человеку все равно. Ему не нужны почести похорон. Человек не интересуется, что же будет происходить в мире после его ухода.

Александр Сергеевич считает, что важна лишь сама память об усопших.

Стихотворение начинается с того, как герой прогуливается по городскому кладбищу. Здесь он видит могилы многих известных петербуржцев, это вызывает чувство брезгливости и обиды. Герою обидно столица построена на болотах, и для умерших людей здесь нет места, словно они уже не нужны никому.

У них уже нет выбора, их заставили найти свое пристанище на аллеях кладбища, разделяя соседство с недругами, и незнакомыми людьми. Местная атмосфера вызывает только угнетение. Лирический герой, просматривая надгробия, замечает лишь высокомерие и ложь. Местные не стесняются воровать с могилок.

Кладбище, место которое должно приносить душевный покой стало, словно центром воровства и разлома.

По мнению автора, человеческая жизнь должна всегда иметь нотки аристократичности и благородства. Кем бы ни был человек память о нем стоит бережно хранить. Пушкин понимает, что он совсем не хочет после смерти лежать в таком безобразном месте. Он не хочет делить кусок земли с каким-то чиновником, к которому никто не будет приходить.

Душе поэта больше нравится простота деревенского кладбища, с окружающими его склепами. Именно здесь, по мнению Пушкина, и находится настоящий покой, где нет пафоса и напыщенности, здесь ни кто не посмеет обокрасть могилки. Приходят родственники, и без всякой игры на публику, просто оплакивают усопшего. Им дорого не то, как жил человек до этого, они берегут только память и воспоминания о нем.

Тишина и покой словно пробуждают поэта искать здесь покой.

Стихотворение словно противопоставления деревенского и городского кладбища. Суеты и неискренности с простотой и чем-то настоящим. Именно так Пушкин решил изобразить лживую жизнь столицы, где даже после смерти все дворяне и купцы предстают, сохранившими свое не всегда хорошее прошлое.

Пушкин очень искренен, он не пытается скрыть свое презрение. Он отдает дань уважения кладбищу в деревне. Оно словно нарядное, здесь другая жизнь, иная смерть. Над деревенским погостом склоняется лишь высокий могучий дуб, он словно охраняет его от всех.

Это, конечно же, не сравниться с мраморными городскими памятниками.

10 класс

  • Анализ стихотворения Фета УзникСудьба великого русского лирика Афанасия Фета сложилась непросто. Но это не помешало ему открыть для себя и для других превосходный литературный мир. В своей поэзии писатель старался опираться на что-то новое, он искал путь от чувств человека,
  • Анализ стихотворения Пушкина ЦветокОгромное количество произведений русских писателей и поэтов содержит упоминания о растениях. Среди них ярким пятном выделяется изображение цветов, которые в разных своих проявлениях — формах, цветовых оттенках,
  • Анализ стихотворения Фета Задрожали листы облетая 5 классСтихотворение Афанасий Фет написал в июле 1887 года. Можно смело сказать, что поэт писал о времени года – «золотой» поре, осени; и это истинно так, вот только это всего лишь одна её сторона. Осень и буря в глазах автора является только метафорой.
  • Анализ стихотворения Пушкина ПевецКогда Александр Сергеевич учился в лицее, на последнем году обучения ему приходит мысль написать новое произведение. Его жизнь полностью кипит и приобретает новых оборотов. Поэт участвует в работе литературного общества, увлекает творчеством
  • Анализ стихотворения Бальмонта Сонеты солнцаОдин из самых талантливых русских поэтов, один из основоположников символизма, переводчик(знал 16 языков!), а также литературный критик. Своими произведениями внес большой вклад в развитие русской литературы. В своих работах искал

Источник: https://analiz-stihov.ru/pushkin/kogda-za-gorodom-zadumchiv-ya-brozhu

Анализ стихотворения «Когда за городом, задумчив, я брожу» Александра Пушкина

Мир мертвых весьма привлекателен для творческих натур, и к теме загробной жизни нередко обращаются многие литераторы. Незадолго до собственной гибели, осенью 1836 года, Александр Пушкин также затронут эту тему в своем стихотворении «Когда за городом, задумчив, я брожу…».

К загробной жизни поэт относится с определенной долей скептицизма, что вполне понятно – поэт убежден, что когда на крышку гроба падают комья земли, усопшему уже все равно, что будет происходить в этом мире. Зато отношение к памяти умерших вызывает у автора чувство раздражения.

Прогуливаясь по кладбищу, на котором погребены известные петербуржцы, поэт с некоторой долей брезгливости отмечает: «Как гости жадные за нищенским столом, купцов, чиновников усопших мавзолеи».

Пушкин иронизирует по поводу того, что в пригороде столицы, которая построена на болотах, для мертвецов отведено очень мало места, и они вынуждены тесниться на узких кладбищенских аллеях, соседствуя с теми, кого при жизни, возможно, презирали или же ненавидели.

Атмосфера городского кладбища производит на поэта весьма угнетающее впечатление, так как в надгробных эпитафиях он улавливает ложь и высокомерие, которые диссонируют с покосившимися оградками и разоренными гробницами, откуда местные маргиналы не гнушаются красть даже урны. «Такие смутные мне мысли все наводит, что злое на меня уныние находит. Хоть плюнуть да бежать…», — отмечает Пушкин.

В его понимании смерть должна выглядеть благородно и аристократично. Каким бы ни был человек, память о нем и является тем мостиком, который соединяет бренное и вечность.

Но прогулка по городскому кладбищу разрушает эти иллюзии, заставляя автора задумываться и о собственной смерти.

Ему совсем не хочется лежать рядом с местными чиновниками и светскими повесами, на могилы к которым приходят разве что случайные прохожие, да и то из праздного любопытства.

Гораздо больше по душе поэту сельское кладбище с родовыми склепами, «где дремлют мертвые в торжественном покое». Здесь нет помпезности и напыщенности и «к ним ночью темною не лезет бледный вор».

Изредка могилы навещают родственники, которые искренне скорбят о тех, кто ушел из жизни, и при этом не играют на публику, показывая, как дороги им были покойники.

Читайте также:  Главные герои романа а.с. пушкина "дубровский": их описание и характеристики

Тишина и умиротворение, которые царят на сельском кладбище, гораздо ближе поэту, чем суета повседневной жизни, угнетающая поэта и заставляющая искать уединения возле могил родственников.

Анализы других стихотворений

* * *

Когда за городом, задумчив, я брожу

И на публичное кладбище захожу,

Решетки, столбики, нарядные гробницы,

Под коими гниют все мертвецы столицы,

В болоте кое–как стесненные рядком,

Как гости жадные за нищенским столом,

Купцов, чиновников усопших мавзолеи,

Дешевого резца нелепые затеи,

Над ними надписи и в прозе и в стихах

О добродетелях, о службе и чинах;

По старом рогаче вдовицы плач амурный,

Ворами со столбов отвинченные урны,

Могилы склизкие, которы также тут

Зеваючи жильцов к себе на утро ждут, –

Такие смутные мне мысли всё наводит,

Что злое на меня уныние находит.

Хоть плюнуть да бежать…

Но как же любо мне

Осеннею порой, в вечерней тишине,

В деревне посещать кладбище родовое,

Где дремлют мертвые в торжественном покое.

Там неукрашенным могилам есть простор;

К ним ночью темною не лезет бледный вор;

Близ камней вековых, покрытых желтым мохом,

Проходит селянин с молитвой и со вздохом;

На место праздных урн и мелких пирамид,

Безносых гениев, растрепанных харит

Стоит широко дуб над важными гробами,

Колеблясь и шумя…

1836

Источник: https://45parallel.net/analysis/aleksandr_pushkin/kogda_za_gorodom_zadumchiv_ya_brozhu.html

Анализ стихотворения “Когда за городом, задумчив, я брожу…”

В стихотворении “Когда за городом, задумчив, я брожу…” описываются два кладбища – городское и “деревенское, описываются подробно, взгляд поэта пристальный и пристрастный, из многих отобранных деталей – формируются потрясающие неожиданностью и силой обобщения образы-символы двух России. Внутренняя связь “Мирской власти” и “Когда за городом, задумчив, я брожу…” подчеркивается и усиливается парностью противостоящих друг другу образов в обоих стихотворениях. Раскол России раскрывается с удивительной наглядностью и суровой правдой.

Пушкин изображал не просто городское кладбище, но кладбище столицы империи, кладбище Санкт-Петербурга.

И чем конкретнее было изображение, тем более емким, содержательным и многозначным становился этот образ. Кладбищенская тема высвечивала новый страшный облик столицы.

В “Медном всаднике” Пушкин раскрыл два лика Петербурга. Сейчас императорская столица обрела третий лик – чиновно-дворянский и купеческий.

Когда за городом, задумчив, я брожу И на публичное кладбище захожу, Решетки, столбики, нарядные гробницы, Под коими гниют все мертвецы столицы, В болоте кое-как стесненные рядком, Как гости жадные за нищенским столом, Купцов, чиновников усопших мавзолеи, Дешевого резца нелепые затеи, Над ними надписи и в прозе и в стихах О добродетелях, о службе и чинах; По старом, рогаче вдовицы плач амурный; Ворами со столбов отвинченные урны, Могилы склизкие, которы также тут Зеваючи жильцов к себе на утро ждут…

Авторская позиция раскрывается здесь с удивительной откровенностью и дерзостью. Описание кладбища – места вечного покоя – лишено религиозного умиления, подобающей теме печально-высокой лексики. Лживый, бездуховный чиновно-купеческий мир столицы самодовольно воссоздает и на кладбище модель своего пошлого существования.

Стиль исполнен презрения поэта к укладу жизни столицы.

Он обнажает фальшь и лицемерие скорби и воздыханий (“амурный плач вдовицы” по умершему, обманываемому при жизни мужу “старому рогачу”), приподнимает покров над жизнью “столичных жильцов”, ныне гниющих под нарядными гробницами, которые создаются по официальному ритуалу почитания знатных мертвецов.

Пушкин жесток в описаниях, в определениях, в выборе красок – он не скрывает своего намерения подчеркнуть гнусный финал гнусной жизни.

Ничто не спасет от забвения и не сохранит памяти богатых купцов и знатных чиновников – мраморные гении и хариты будут разбиты, урны со столбов уже отвинчивают воры… Заслуживает внимания и тот факт, что Пушкин избрал кладбище для создания образа господской России.

Символическая многозначность кладбищ включает в себя и глубокий смысл пушкинского противопоставления живого и мертвого, характерного для творчества последних лет. В калмыцкой сказке Пугачев противопоставляет живое мертвому. В стихотворении мертвое царство Петербурга (“гниющие мертвецы столицы”) оказывается синонимом… России господ. Нет, не случайно Пушкин подвигнул Гоголя написать роман, подарив ему мысль о мертвых душах в ее не денежно-бытовом плане, но в символическом значении.

Финальные стихи первой части стихотворения целиком погружают нас в тревожные, больные, горькие и ожесточенные мысли поэта. После нарисованной картины “публичного кладбища” шло исповедальное признание-поэта:

Такие смутные мне мысли все наводит, Что злое на меня уныние находит. Хоть плюнуть да бежать…

Многого стоит это признание. Не только умом, но и сердцем понимаем мы, какой ценой был выстрадан Пушкиным идеал жизни. Читая это стихотворение, понимаешь и то, почему Пушкин запретил хоронить себя на публичном кладбище столицы, завещая отвезти его в края родимые, в милую его сердцу Псковщину…

На той же эмоциональной волне доверительности осуществляется и переход к другой теме, к другому образу. Оттого шестистопный стих разрывается на две равные части, которые соединены контрастно:

Хоть плюнуть да бежать… Последний полустих задает тональность второй части стихотворения, главным в ней оказывается слово-сигнал – любо. Поэту любо – Осеннею порой, и вечерней тишине, В деревне посещать кладбище родовое, Где дремлют мертвые в торжественном покое.

Там неукрашенным могилам есть простор; К ним ночью темною не лезет бледный вор; Близ камней вековых, покрытых желтым мохом. Проходит селянин с молитвой и со вздохом; На место праздных урн и мелких пирамид. Безносых гениев, растрепанных харит Стоит широко дуб над важными гробами.

Читайте также:  Описания природы в романе пушкина "евгений онегин"

Колеблясь и шумя…

Образ деревенского кладбища строится полемически по отношению к образу публичного кладбища. Здесь “дремлют мертвые” – там “гниют все мертвецы столицы”, здесь “неукрашенные могилы” – там “нарядные гробницы”… И самое главное – там исполненные надменной гордости памятники, “праздные урны”, “пирамиды”, “безносые гении”, здесь только могучий “дуб над важными гробами”.

Сделанный поэтом выбор сказывался не только в лексике, в полемичности образов, но полнее и глубже всего в преодолении идеи смерти, то есть изначального смысла понятия “кладбище”.

На публичном кладбище разгул смерти, разрушения, гниения, на деревенском – смерти нет, здесь даже мертвые – “дремлют в торжественном покое”, здесь победа вечной жизни природы, воплощенной в мощно раскинувшемся дубе, который стоит, но весь в движении, стоит, “колеблясь и шумя”…

В лирике Пушкина, замечал Герцен, “биография его души”. Стихотворения цикла открывали новую страницу биографии души поэта, преступившего самый важный рубеж своей идейной жизни. Исполненный огромной силы и выразительности образ вечно живой жизни народного мира был дорог, люб и нужен поэту. С ним связывал он будущее России.

(No Ratings Yet)
Loading…
Анализ стихотворения “Когда за городом, задумчив, я брожу…”

Другие сочинения по теме:

  1. Анализ стихотворения Пушкина “Когда за городом, задумчив, я брожу…” Стихотворение “Когда за городом, задумчив, я брожу…” удалось опубликовать П. В. Анненкову лишь в 1857 году в VII дополнительном томе…
  2. Противопоставление двух миров в стихотворении “Когда за городом, задумчив, я брожу” Противопоставление двух миров дано в блистательном стихотворении “Когда за городом, задумчив, я брожу” Образы двух кладбищ – столичного и деревенского…
  3. Анализ стихотворения Пушкина “Наполеон” Портретно-исторический тип элегии представляет собой стихотворение “Наполеон” (1821). Ее содержание – раздумье над историческим значением и исторической судьбой великой и…
  4. Анализ стихотворения А. С. Пушкина “Поэту” Сочинение по литературе 10 класс. Тема поэта и поэзии занимает одно из центральных мест в творчестве А. С. Пушкина. Такие…
  5. Анализ стихотворения Блока “О доблестях” Стихотворение “О доблестях…” поражает своей гармоничностью. Это такая же жемчужина русской лирики, как “Я вас любил…” Пушкина. И все-таки нельзя…
  6. Литературный анализ стихотворения Лермонтова “Смерть поэта” Стихотворение “Смерть поэта” состоит из двух частей. Первая часть – элегия, а вторая – сатира. В этом стихотворении Лермонтов обвиняет…
  7. Анализ стихотворения А. С. Пушкина “К морю” Школьное сочинение по литературе. Рекомендовано для 9 класса. Летом 1824 г. А. С. Пушкин по наущению своих врагов был отправлен…
  8. Анализ стихотворения Пушкина “Клеветникам России” Стихотворение это чрезвычайно важно для понимания развития пушкинской народности. Но традиционно оно рассматривается (и то бегло) в плане “утверждения идеи…
  9. Анализ стихотворения А. С. Пушкина “Я вас любил: любовь еще, быть может…” Сочинение по русскому языку 9 класс. Любовная лирика А. С. Пушкина составляет немалую часть всего поэтического наследия стихотворца. Есть в…
  10. Краткий анализ стихотворения Лермонтова “Смерть поэта” Краткий анализ стихотворения Лермонтова “Смерть поэта”. При анализе первой строфы важно отметить, что судьба Пушкина осмысляется как судьба поэта вообще…
  11. Сопоставительный анализ стихотворения А. А. Фета “Учись у них – у дуба, у березы” и стихотворения Ф. И. Тютчева “Silentium” При первом прочтении оба эти стихотворения кажутся похожими по замыслу, ибо и Тютчев, и Фет в своих творениях призывают к…
  12. Анализ стихотворения А. С. Пушкина “Отцы пустынники и жены непорочны…” Сочинение по литературе 9 класс. Стихотворение “Отцы пустынники и жены непорочны…” написано Пушкиным в 1836 г. Лирика предпоследнего года жизни…
  13. Анализ стихотворения Пушкина “Пророк” В стихотворении есть “событийный” сюжет, показывающий процесс перерождения поэта, не удовлетворенного своей деятельностью, в поэта-пророка, способного “глаголом жечь сердца людей”;…
  14. Анализ стихотворения Некрасова “На смерть Шевченко” Вырос Н. А. Некрасов среди крестьянских детей. Никакие запреты родителей не могли удержать его от общения с сельскими мальчишками. Со…
  15. Анализ стихотворения Пушкина “Анджело” Для Пушкина единственным – на всю жизнь – действительным пристанищем, оплотом было его творчество. В творчестве все было для него…
  16. Анализ стихотворения а. Ахматовой “Памяти Сергея Есенина” В 1925 г. Ахматова написала стихотворение, посвященное памяти Сергея Есенина. Оно при ее жизни не печаталось, было опубликовано только в…
  17. Анализ стихотворения Блока “На железной дороге” В цикле “Родина” Блок поместил и стихотворение “На железной дороге” – о трагической судьбе молодой красивой женщины, раздавленной безотрадной, безнадежной…
  18. Анализ стихотворения Некрасова “Пускай нам говорит изменчивая мода” Н. А. Некрасов относится к числу тех русских поэтов, которые всем своим творчеством как бы вели спор с предшествующей литературной…
  19. Анализ стихотворения Пушкина “Воспоминание” Примером философской лирики Пушкина последекабрьского периода были лирические пьесы-признания, одним из лучших образцов которых явилось стихотворение 1828 г. “Воспоминание”. Это…
  20. Анализ стихотворения “Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче” Для достоверности поэт называет конкретное место действия. Солнце в стихотворении является метафорическим образом поэта (“Нас, товарищ, двое”). Поэт призывает “Светить…

Источник: https://ege-russian.ru/analiz-stixotvoreniya-kogda-za-gorodom-zadumchiv-ya-brozhu/

Анализ стихотворения Пушкина «Когда за городом, задумчив, я брожу…»

Стихотворение «Когда за городом, задумчив, я брожу…», написанное Александром Сергеевичем Пушкиным в 1826 году с удивительной чёткостью и правдивостью раскрывает положение России того времени.

Стихотворение представляет собой два противопоставления, в нём показаны два кладбища – кладбище городское и кладбище деревенское. И первое и второе является символом России, два образа, противостоящих друг другу. Жизнь подлинная и жизнь фальшивая.

Пушкин говорил не просто о каком-то безызвестном городском кладбище, а о кладбище Санкт-Петербурга. Столичное кладбище. Каждый троп затрагивает одну важную тему за другой, это и делает данный образ столь многозначительным и содержательным. Тема смерти и разложения – непростая тема, она раскрывает всю страшную суть столицы империи.

Прежде, в своих произведениях, таких как «Медный всадник», Пушкин говорил о двух обличиях Санкт-Петербурга. Теперь же речь зашла о третьем лике – лик купеческий и чиновно-дворянский.

В своём стихотворении, автор очень откровенен. Пушкин не скрывает своего неприятия и презрения к окружающей действительности. Кладбищенская тема о которой, как правило, говорили исключительно в печально-высокой лексике и с некоторым поддельным религиозным умилением, здесь звучит иначе.

Читайте также:  Образование и воспитание онегина и ленского в романе пушкина "евгений онегин"

Автор показывает печальный и лживый мир столицы, лишённый всякой духовности. Дворяне, купцы и чиновники, все они захоронены тут и даже после своей смерти, они сохранили всю суть своего прошлого пошлого существования.

Пушкин обнажает лицемерие и фальшь воздыханий и скорби, по умершим.

Так он говорит «амурный плач вдовицы», которая пускает скупую слезу на могиле собственного «мужа-рогача», которого она обманывала ещё при жизни.

В своём описании кладбища автор жесток и безжалостен ко всей лжи, что обитает в этом месте. Пушкин показал печальный и гнусный финал, не менее печальной и гнусной жизни столичных франтов.

В свою очередь образ деревенского кладбища совершенно отличается от того, что мы видим в первой части стихотворения. Кладбище в деревне не такое нарядное, но это заменяет ему его величественность. Здесь «почивают мертвые» – там «гниют мертвецы столицы». И самое важное – деревенское кладбище не лишено жизни.

Смерть там иная, будто смерть-перевоплощение. Кладбище столицы заставлено бездушными мраморными памятниками, холодными могильными плитами, а над кладбищем деревенским – раскинулся могучий дуб, спокойный и величественный. Он будто является продолжением жизни всех погибших здесь людей.

Ещё Герцен отмечал, что в лирике Пушкина – «биография его души». Каждое новое стихотворение автора раскрывало его с новой стороны и показывало всю многогранность и глубину души великого русского поэта.

(2 votes, average: 3.00

Источник: http://school-essay.ru/analiz-stixotvoreniya-pushkina-kogda-za-gorodom-zadumchiv-ya-brozhu.html

Когда за городом, задумчив, я брожу

Печатать книгу

Когда за городом, задумчив, я брожу

* * *

Когда за городом, задумчив, я брожу
И на публичное кладбище захожу,
Решетки, столбики, нарядные гробницы,
Под коими гниют все мертвецы столицы,
В болоте коё-как стесненные рядком,
Как гости жадные за нищенским столом,
Купцов, чиновников усопших мавзолеи,
Дешевого резца нелепые затеи,
Над ними надписи и в прозе и в стихах
О добродетелях, о службе и чинах;
По старом рогаче вдовицы плач амурный;
Ворами со столбов отвинченные урны,
Могилы склизкие, которы также тут,
Зеваючи, жильцов к себе на утро ждут, —
Такие смутные мне мысли все наводит,
Что злое на меня уныние находит.
Хоть плюнуть да бежать…
Но как же любо мне
Осеннею порой, в вечерней тишине,
В деревне посещать кладбище родовое,
Где дремлют мертвые в торжественном покое.
Там неукрашенным могилам есть простор;
К ним ночью темною не лезет бледный вор;
Близ камней вековых, покрытых желтым мохом,
Проходит селянин с молитвой и со вздохом;
На место праздных урн и мелких пирамид,
Безносых гениев, растрепанных харит
Стоит широко дуб над важными гробами,
Колеблясь и шумя…
1836

Чем же нужно наполнить человеку свою жизнь, от чего отказаться в ней, чтобы прийти к гармонии и обрести душевный покой в конце пути? Ответы на эти вопросы находим в стихотворении «Когда за городом, задумчив я брожу».
Стихотворение «Когда за городом, задумчив, я брожу…» навеяно посещением Пушкиным двух близких сердцу могил — А.

Дельвига, похороненного на тесном петербургском кладбище, и могилы матери в Святых Горах.
Контрастное построение стихотворения отчетливо проявляется на всех уровнях поэтической структуры: фонетическом, лексическом, синтаксическом, композиционном.

При анализе можно заметить и противопоставление цветовых, звуковых, пространственных особенностей текста.

• Стихотворение тематически разделено на две части: городское кладбище – сельское кладбище. Выясним смысл этого сопоставления.

I часть. Пары слов в ней соединяются по принципу оксюморона: к слову присоединяется другое – семантически наименее с ним соединимое. Например: «нарядные» и «гробницы» соединяют значение суетности и украшенности с понятием вечности, смерти. «Мертвецы» и «столица»: столица в лексиконе пушкинской эпохи не просто синоним понятия «город».

Это город как сгусток политической и гражданской структуры общества, административный центр, это замена слова «Петербург». Весь этот сгусток значений несоединим с понятием «мертвец».«Мелкие» «пирамиды» – пространственная нелепость. Почему? Невозможность соединений соединяемых пар рисует невозможный мир, который организован по законам лжи или нелепости, миража. Но он существует.

Какое отношение вызывает он к себе у автора?

II часть – другая картинка, но тесно связанная с I частью. В центре каждой части, взятой в отдельности, стоит тема кладбища, смерти, но при сопоставлении видим различные решения этой темы.

Задание:
1. Сопоставь описание двух кладбищ. Какие образы и картины являются здесь ключевыми?
2. Какую стилистическую окраску имеют определения-эпитеты в каждой части стихотворения? Какой поэтический смысл при этом выявляется? Докажи, что первое кладбище поэт рисует с иронией.
3. Проанализируйте глагольную лексику.

Почему в первой части почти нет глаголов?
4. Какие синтаксические конструкции преобладают в каждой части? Какой смысл выявляется при их сопоставлении?
5. Какова цветовая и звуковая гамма каждой части? Что показывает это наблюдение?
6. В чем разница выражений «гниют мертвецы» и «дремлют мертвые»?
7.

В чем смысл противопоставления «безносых гениев» и дуба над могилами?
8. Почему все же стихотворение воспринимается нами как единое целое? Как снимается противопоставление? Отсутствие законченности в концовке стихотворения поможет ответить на этот вопрос.
Это стихотворение о смысле жизни, о месте последнего приюта человека.

Горькая ирония первой части контрастна торжественному покою, тишине «кладбища родового», что подчеркивается открытым финалом текста. Но философский смысл стихотворения не в преимуществах одного кладбища перед другим. Он в том, что остается от человека после смерти, нуждается ли он в посмертной мишуре и пышности.

Ценность человека, по Пушкину, измеряется тем, что он успел сделать при жизни, какой нерукотворный памятник от него останется.

Источник: http://do2.rcokoit.ru/mod/book/tool/print/index.php?id=390091

Ссылка на основную публикацию