Описания природы в романе пушкина «евгений онегин»

Тема русской природы в романе а.с. пушкина «евгений онегин» — сочинение-рассуждение

Перед вами сочинение-рассуждение на тему “Русская природа в романе “Евгений Онегин” А.С. Пушкина”. Сочинение рассчитано на учеников 9 класса, однако может быть использовано в любом классе.

Надеюсь, это сочинение даст вам множество новых идей для написания своего сочинения.

Если Вам нужно повторить содержание романа в стихах – краткое содержание вы найдете здесь. Другие сочинения по роману “Евгение Онегин” – на этой странице.

Тема Русской природы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Но, может быть, такого рода

Картины вас не привлекут:

Все это низкая природа;

Изящного не много тут.

А. С. Пушкин

Когда В. Г.

Белинский называл роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», то, в первую очередь, конечно, выделял разнообразие сцен и картин общественной жизни, сельского и городского быта, показанных писателем.

Но в этой «энциклопедии» заметное место заняли также описания природы, которые появляются на страницах романа то в виде отдельных штрихов и сравнений, то в виде развернутых картин в несколько строф.

Интересно отметить, что пространно описывать родную природу поэт начинает только с четвертой главы, в которой перед нами постепенно раскрывается поэтическая душа Татьяны. Кажется, что автор через восприятие природы пытается раскрыть характер героев. В Лариной сливается особое восприятие мира, любви. И недаром ведь Пушкин говорил:

Можно догадаться, почему из всех времен года Александр Сергеевич выбрал именно зиму. Сделано это для того, чтобы подчеркнуть «русскость» героини, ведь первое, что всегда отмечали иностранцы, жившие в России, это долгая зима (подобной нет в Европе), русские холода, заснеженность. Это для нашей страны, можно сказать, «визитная карточка». А над русским летом подшучивает и сам поэт:

Если, рассказывая о своем «милом идеале», создатель романа дает, образно выражаясь, сочные, вольные, то непоэтичный Онегин порой вызывает у него слегка насмешливое отношение к природе. Даже сравнения, которые употребляет Евгений, говорят, насколько он равнодушен к ее красотам. Так, в разговоре Ленским он сравнивает Ольгу с луной:

А ведь Татьяна в пятой главе тоже сравнивается с луной, но совсем по-другому:

«И, утренней луны бледней…»

Онегин скучал в городе, где «равно он зевал средь модных и старинных зал», так же скучно ему и в имении, хотя «деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок».

Сам творец романа в стихах, запертый долгое время в Михайловском, несомненно, и смеялся над надоевшим деревенским однообразием, и рвался в столицу, но одновременно и наслаждался красотами родной природы. Как известно, больше всего любил он осень.

Описания природы в произведении «Евгений Онегин» неразрывно связаны с жизнью народа, подчеркивается единство крестьянского быта и природы. Пушкин едко противопоставляет свое «низкое» описание полей и лесов тому, как другие поэты описывают природу «роскошным слогом» в романтическом стиле. Но именно эти картины «низкой природы» удивительно глубоко западают в душу.

Великий художник слова в своих описаниях очень разнообразен. Стиль и язык его описаний постоянно меняются в зависимости от того, какие цели он ставит. То он по-бытовому описывает работы крестьян, то вдруг его описания становятся тонкими и лирическими. К примеру, в сценах сна Татьяны, такого же романтического, как и любовь этой девушки к Онегину, природа становится таинственной, загадочной.

А место, где похоронен Ленский, «поэт, задумчивый мечтатель», убитый приятельской рукой, описано так, чтобы подчеркнуть, каким видел мир этот юноша.

Прекрасны пушкинские описания зимы и осени. И мне хочется закончить сочинение не менее чудесным описанием весны, которым начинается седьмая глава.

Надеюсь, это сочинение еще раз подтвердило мысль о том, что А.С. Пушкин прекрасно чувствовал природу и мог передать состояние человека посредством описания природы.

Источник: https://sochinenie-rus.ru/tema-russkoy-prirodyi-v-romane-a-s-pushkina-evgeniy-onegin-sochinenie-rassuzhdenie/

Природа в романе Евгений Онегин

Природа в романе «Евгений Онегин»

Автор: Пушкин А.С.

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» был закончен весной 1831 года. В романе воспроизведена картина жизни русского общества первой трети XIX века. Онегин, Ленский, Татьяна – современники, ровесники декабристов, люди поколения двадцатых – тридцатых годов.

Следует отметить, что сам Пушкин охарактеризовал свой роман как «свободный». Сюжетная особенность «Евгения Онегина» включает в себя свободу авторских отступлений от основной линии повествования.

Автор ведет непринужденные разговоры на различные темы, при этом одним из важнейших видов лирических отступлений являются многочисленные пейзажные зарисовки.

Следует отметить, что в ранних произведениях Пушкин создавал идиллические пейзажи и рисовал экзотическую природу Кавказа, а в романе «Евгений Онегин» поэт обратился к изображению среднерусской полосы.

Пейзаж присутствует в «Евгении Онегине» в виде развернутых законченных картин, чаще всего выполняющих роль своеобразных введений к отдельным главам или предваряющих новые сюжетные эпизоды внутри глав. Так, описаниями природы открываются главы вторая, пятая и седьмая.

Картины наступления деревенской зимы предваряют описание образа жизни Онегина в деревне в главе четвертой. Сюжетное содержание большей части романа связано с деревенской тематикой. Естественно поэтому обильное наполнение этих глав пейзажным элементом.

Так, небольшой пейзаж дается в начале второй главы:

Деревня, где скучал Евгений,

Была прелестный уголок;

Там друг невинных наслаждений

Благословить бы небо мог.

Пушкин высказывает свое ироническое отношение к произведениям сентименталистов, в которых были созданы идиллические пейзажи, характерные для всей дворянской лирики конца XVIII – начала XIX века. В романе «Евгений Онегин» воссоздан реалистический пейзаж, отражающий впечатления Пушкина от села Михайловское.

На протяжении всего романа, благодаря чередованию времен года, прослеживается хронология событий: летом Онегин отправляется в деревню, скучая, проводит там осень, зимой – после дуэли с Ленским – покидает свое имение, весной Татьяна посещает дом Онегина.

Так пейзаж из фона действия превращается в важнейший структурный элемент повествования. Пушкину важно показать, что автор его романа – это творец произведения, ускоряющий или замедляющий развитие действия и определяющий соотношение сюжетных линий.

Например, забегая вперед, он повествует о развитии судеб своих героев. Так, сразу же после описания дуэли, состоявшейся зимой, рассказывается о памятнике на могиле Ленского, который летом увидела «горожанка молодая».

Затем, вновь опережая события, автор сообщает о том, что Онегина в деревне «теперь уж нет», а «памятник унылый забыт». И только после этого рассказывает о замужестве Ольги и отъезде Татьяны в Москву.

Пушкинские пейзажи не бывают статичны. В природе все постоянно изменяется: лето – «мелькает », ноябрь – «приближается», дни – «мчались». В изображении природы преобладают существительные и глаголы; прилагательные, запечатлевающие то или иное явление в статике, практически не используются. Тем самым в пейзаже передается вечное движение, наполняющее жизнь природы:

…приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Однако главными пейзажными зарисовками в романе являются лирические отступления о природе. Описываются все четыре времени года, но очень по-разному и в разном объеме.

Пушкин не любил лето, поэтому данному сезону посвящены всего четыре строчки, являющиеся меткой иронической характеристикой: «карикатура южных зим».

Любимому пушкинскому сезону – осени – посвящено также одно лирическое отступление, которое, в отличие от жизнеутверждающих стихотворений Пушкина, рисует гнетущую картину поздней осени – «довольно скучная пора», что подчеркивается рядом деталей: «Реже солнышко блистало, короче становился день».

В единственном описании весны встречаются эпитеты, характерные для поэм и стихотворений Пушкина: «мутные ручьи», «пчела, летящая за данью полевой». Поэт признается, что ему «грустно» явление весны.

Описание зимы встречается в романе трижды. В четвертой главе создана картина ранней зимы: «блистает речка, льдом одета». Данное описание лаконично, но жизнерадостно: «Веселый, мелькает, вьется первый снег».

В пятой главе Пушкин рисует «низкую природу» с такими деталями, как «дворовый мальчик», «крестьянин на дровнях». Это реалистический пейзаж, не понятный дворянскому читателю, но горячо любимый Пушкиным. Автор романа противопоставляет свои зимние пейзажи описаниям поэта, который «роскошным слогом живописал нам первый снег и все оттенки зимних нег».

В седьмой главе Пушкин любуется «волшебницей зимой» и тем праздничным преображением, которое она несет природе: «Легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов». При этом автор романа не забывает отметить и властную попытку зимы остановить всякое движение: Брега с недвижною рекою «сравняла пухлой пеленою».

Связь жизни природы и жизни человека подчеркивается в романе постоянно. В первых главах романа образ природы соотносится с образом Евгения:

Два дня ему казались новы

Уединенные поля,

Прохлада сумрачной дубравы,

Журчанье тихого ручья…

«Уединенные поля», «сумрачная дубрава» — это все классические признаки своеобразного «приюта» изгнанника света.

В определенной мере благодаря этому становится понятен характер скучающего Онегина, уже ощущаются признаки чуть заметной авторской иронии.

Если поэт расцветает на лоне сельской природы: «Я был рожден для жизни мирной, для деревенской тишины», — то Онегин в деревне «скучает» и не видит «прелестного уголка», в котором живет.

Совсем иначе изображение природы соотносится с образом Татьяны. Большинство пейзажных картин и отдельных беглых зарисовок природы связано с ее образом:

Она любила на балконе

Предупреждать зари восход,

Когда на бледном небосклоне

Звезд исчезает хоровод…

Романтическая окрашенность пейзажа в данном случае обусловлена романтическим мироощущением самой героини. Даны отдельные признаки летнего и зимнего состояния природы, включаемые в описание образа жизни Татьяны.

В композиции седьмой главы весенний пейзаж и сменяющие его авторские размышления не случайны. Эта глава является по-своему переломной в судьбе Татьяны. И именно через пейзаж, через соотношение образа Татьяны с природой раскрывается Пушкиным смысл этого перелома. Еще никогда внутреннее единство, неразрывность героини с сельской природой не подчеркивалась автором так сильно:

Ее прогулки длятся доле.

Теперь то холмик, то ручей

Останавляют поневоле

Татьяну прелестью своей!…

Судьба Татьяны решена. И картины наступления русской зимы, сменяющие описание осени, еще более усиливают в общем контексте чувство обреченности героини:

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

Достаточно часто пейзаж представлен читателю таким, каким его видит Татьяна: «В окно увидела Татьяна поутру побелевший двор ». Пушкин отмечает, что смена времен года тесно связана с душевным состоянием его «милого идеала». Именно поэтому чистота, внутренняя строгость, величавость и сдержанная гармония, присущие зиме, оказались природными свойствами Татьяны.

Совершенно по-другому соотносится природа с образом Ленского, чувствуется ироническое отношение автора к герою. Описания чувств Ленского к Ольге постоянно выдержаны в элегических тонах. «Луна», «ночь», «уединенье» — стилистический комплекс жанра элегии доминирует в описании:

Простите, игры золотые!

Он рощи полюбил густые,

Уединенья, тишину,

И ночь, и звезды, и луну.

Ленскому недоступно истинное понимание красоты природы, так как юный поэт увлекается «романтическими розами», а не настоящими.

Таким образом, жизнь всех героев пушкинского романа оказывается вписана в жизнь природы. Смена времен года и соответственно смена пейзажных картин определяет хронологию сюжета, одновременно являясь и метафорой вечного движения человеческой жизни.

Благодаря пейзажу в романе создается картина стремительно изменяющегося мира, в жизнь которого вплетаются судьбы героев «Евгения Онегина».

Любовь Пушкина к природе раскрывается разносторонне в романе: это и пространные лирические отступления, рисующие разные времена года; и краткие пейзажные зарисовки; и, наконец, присущее лишь любимой героине Пушкина точное и тонкое понимание родной природы.

Источник: http://MirZnanii.com/a/358614/priroda-v-romane-evgeniy-onegin

Природа в романе А. С. Пушкина «Евгений онегин»

Сочинения по литературе: Природа в романе А. С. Пушкина «Евгений онегин» Господский дом уединенный, Горой от ветра огражденный, Стоял над речкою. Вдали Пред ним пестрели и цвели Луга и нивы золотые… А. С.

Пушкин Александр Сергеевич Пушкин, будучи истинным лириком и патриотом, не мог не любить русскую природу. В ней видел он рационализм, покой, совершенное творение Бога. Самые разнообразные картины природы можно увидеть в лирике поэта и в его романе «Евгений Онегин».

Но не следует думать, что Александр Сергеевич описывает природу лишь для того, чтобы создать фон, на котором будут действовать его герои, страдая и мучаясь, и даже погибая.

Читайте также:  "свободы сеятель пустынный" а.с. пушкина: анализ стихотворения

Природа в романе олицетворена, она почти героина произведения, органически входя в ткань повествования, помогает понять характеры действующих лиц.

Любовью к природе проверяет автор своих героев на духовность, а нелюбовь или равнодушие к ней некоторых персонажей Пушкин объясняет издержками их воспитания или полным бездушием.

Деревня, где скучал Евгений, Была прелестный уголок… Господский дом уединенный… Стоял над речкою. Вдали Пред ним пестрели и цвели Луга и нивы золотые…

ет среди первозданной красоты, человек сам становится чище, душевнее и богаче духовно.

Увидеть и оценить окружающий мир может только искренний и добрый человек, обладающий не столько умом, сколько сердечностью. Поэт доказывает это образом своей любимой героини — Татьяны Лариной.

Она любила на балконе Предупреждать зари восход, Когда на бледном небосклоне Звезд исчезает хоровод, И тихо край земли светлеет, И, вестник утра, ветер веет, И всходит постепенно день. Природа в романе «Евгений Онегин» действенна, не остается равнодушной к героям, она «сопровождает» их, утешает или предупреждает о грядущем (сон Татьяны).

Не случайно автор пишет, что Татьяна любила русскую зиму. Это своеобразное признание в любви к России, которую невозможно представить без белого, пушистого снега, катания на санях, зимних забав и суровой красоты севера.

Было бы неестественно, если бы Пушкин показал «деревенскую девушку» Татьяну страстной патриоткой, но через любовь к природе родной земли открывается истинная духовная красота героини. Татьяна (русская душою, Сама не зная почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму, На солнце иней в день морозный, И сани, и зарею поздней Сиянье розовых снегов, И мглу крещенских вечеров.

Описание картин природы — это возможность и автору сказать о своей любви к России, ее бескрайним просторам, прекрасным пейзажам. Безусловно, Пушкин любит родину, иначе он не смог бы «создать» таких великолепных картин. В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январе На третье в ночь.

Проснувшись рано, В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор, Куртины, кровли и забор, На стеклах легкие узоры. Деревья в зимнем серебре…

Природа в описании Пушкина не бездушна сама по себе, это живой, трепетный мир, среди которого обитают герои поэта, и не случайно в гранитном Петербурге, став светской дамой, Татьяна с грустью вспоминает деревню с ее нехитрым бытом, где героиня оставила родных людей, где зарождалась ее единственная и незабвенная любовь.

Сейчас отдать я рада Всю эту ветошь маскарада, да полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище, За те места, где в первый раз, Онегин, видела я вас, Да за смиренное кладбище, Где нынче крест и тень ветвей бедной нянею моей…

Так сложилось в литературе XIX века, что описание картин природы было для авторов не самоцелью, а выразительным художественным средством, объясняющим психологический настрой героя, его гармонию с окружающим миром или разлад.

И у Пушкина в романе «Евгений Онегин» природа помогает глубже понять душевное состояние героев, замысел автора, показавшего жизнь его современников во всем многообразии, красоту земли. Встает заря во мгле холодной; На нивах шум работ умолк; С своей волчихою голодной Выходит на дорогу волк…

Природа предстает в романе в разных образах: это и пейзажные зарисовки, и естественный, гармонический мир, противостоящий суетности и смятенности человеческой души, умиротворяющий и облагораживающий, и источник выразительных средств для воссоздания различных душевных состояний героев.

Утверждая непостоянство, переменчивость женских чувств, Онегин сравнивает их с быстротекущими природными явлениями: Сменит не раз младая дева Мечтами легкие мечты; Так деревцо свои листы Меняет с каждою весною. Так, видно, небом суждено. Яркие, красочные картины природы, рассыпанные по пестрой сюжетной канве романа, сверкают и переливаются, как драгоценные камни.

Многие из них стали крылатыми, обрели жизнь, как самостоятельные произведения. Однако автор изображает природу не восторженно-романтически, а субъективно-реалистически — ведь вечная и многоликая природа объективно совершенна и не нуждается в словесном украшении.

Иногда Пушкин даже позволяет себе легкую иронию при описании не самых любимых пор года: Но наше северное лето, Карикатура южных зим, Мелькнет и нет: известно это, Хоть мы признаться не хотим… Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора.

Но и в этих ироничных зарисовках удивительная точность, удивительная точность в передаче настроений. Поэт воздал должное всем порам года. Вслед за унылой, исполненной ожидания («зимы ждала, ждала природа») порой, когда богатые, яркие краски созревшей природы сменились однотонными черными, серыми, наступает долгожданная зима: Зима!..

Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь… Верный жизненной правде, Пушкин рисует не просто зимний пейзаж, он создает психологический портрет начала поры года, образ зимы, воспринимаемый крестьянами.

Природа для народа не только предмет любования, но и благоприятный период для поездок на санях после осеннего бездорожья.

Детали крестьянского зимнего быта воссозданы достаточно поэтично: красный кушак на фоне ярко-белого, блистательного снежного ковра, стремительный полет кибитки, взрывающей «бразды пушистые».

И все же поэтизация простых, ничем не примечательных жизненных явлений вызывающе смела для изящной словесности того времени.

Но Пушкин демонстративно подчеркивает принципиальность реалистического взгляда на мир: Но, может быть, такого рода Картины вас не привлекут: Все это низкая природа; Изящного не много тут. Противопоставляя свой насыщенный реалистическими деталями зимний пейзаж изысканным живописаниям «роскошным слогом» «всех оттенков зимних нег», поэт отстаивает право на творческую самостоятельность, естественность. Но Пушкин изменчив и многогранен.

Глазами своей любимой героини он воссоздает образ зимы красочной и поэтичной: Татьяна (русская душою, Сама не зная почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму, На солнце иней в день морозный, И сани, и зарею поздной Сиянье розовых снегов, И мглу крещенских вечеров.

Приход весны Пушкин рисует яркими, светлыми красками. Радость пробуждения природы, обновление жизни передается разнообразными определениями, эпитетами, обилием глаголов: Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея блещут небеса. Еще прозрачные, леса Как будто пухом зеленеют.

Но Пушкин не просто отражает внешний мир, природа — это фон, на котором протекает душевная жизнь человека. Внутренняя жизнь не всегда созвучна изменениям в природе, в этом случае контраст между естественностью природных явлений и душевной смутой подчеркивает настроение героя.

Ясное, безоблачное небо, прозрачный воздух делают душевную грусть еще более тяжелой. Как грустно мне твое явленье, Весна, весна!

пора любви! Какое томное волненье В моей душе, в моей крови! С каким тяжелым умиленьем Я наслаждаюсь дуновеньем В лицо мне веющей весны… То, что в юности окрыляло, придавало сил и энергии, сейчас вызывает только грусть.

Нет в душе той радости открытия мира — есть только тяжесть прожитых лет и незбывшихся надежд. Прекрасно описал Пушкин летний вечер, залитый лунным светом, наполненный мирными звуками.

Каждый звук слышится отчетливо, даже самый тихий.

Тишина завораживает гармоничностью отдыхающей природы, покоем и умиротворением. Правда, погруженная в свои мечты Татьяна в этот раз не любуется красотой природы, душевная боль целиком поглотила ее. Был вечер. Небо меркло. Воды Струились тихо. Жук жужжал. Уж расходились хороводы; Уж за рекой, дымясь, пылал Огонь рыбачий.

И наконец — осень. Любимая пора Пушкина, буйство красок созревшей природы, время плодотворной творческом работы, вдохновения.

Яркие, насыщенные цвета радуют глаз и душу, но в сердце уже вползает тревога — недолог век расцвета, суровая зима скоро поглотит эту прощальную улыбку природы: Настала осень золотая.

Природа трепетна, бледна, Как жертва, пышно убрана… Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл — и вот сама Идет волшебница зима.

Источник: http://historylib.net/priroda-v-romane-a-s-pushkina-evgenij-onegin/

Роль пейзажа в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Коллекция сочинений: Роль пейзажа в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Когда В. Г.

Белинский называл роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», то в первую очередь, конеч­но, выделял разнообразие идей и картин общественной жизни, сельского и городского быта, показанных писателем.

Но в этой «энциклопедии» заметное место заняли также опи­сания природы, которые появляются на страницах романа то в виде отдельных штрихов и сравнений, то в виде развернутых картин в несколько строф.

Интересно отметить, что пространно описывать родную природу поэт начинает только с четвертой главы, в которой перед нами постепенно раскрывается поэтическая душа Та­тьяны. Кажется, что автор через восприятие природы пыта­ется раскрыть характер героев. В Лариной сливается особое восприятие мира, любви, жизни через природу. И недаром ведь Пушкин говорит:

Татьяна (русская душою,

Сама не зная, почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму.

Можно догадаться, почему из всех времен года Александр Сергеевич выбрал именно зиму, чтобы подчеркнуть «рус-скость».

Ведь первое, что всегда отмечали иностранцы, жив­шие в России, это долгая зима (подобной нет в Европе), рус­ские холода, заснеженность. Это для нашей страны, можно сказать, характерное время года.

А вот над нашим летом (не на нижней Волге, конечно) севернее Москвы романист посме­ивается:

Но наше северное лето

Карикатура южных зим,

Мелькнет и нет.

Если, рассказывая о своем «милом идеале», создатель ро­мана дает, образно выражаясь, сочные, вольные описания, то непоэтичный Онегин порой вызывает у него слегка насмеш­ливое отношение к природе. Даже сравнения, которые упот­ребляет Евгений, говорят, насколько он равнодушен к ее кра­сотам. Так, в разговоре с Ленским он сравнивает Ольгу с луной.

Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне.

А ведь и Татьяна в пятой главе тоже сравнивается с луной, но совсем по-другому: «И, утренней луны бледней…»

Онегин скучал в городе, где «равно он зевал средь модных и старинных зал». Так же скучно ему и в имении, хотя «де­ревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок».

Сам творец романа в стихах, как известно, очень любил природу, особенно осень:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась…

Описание природы в произведении нераздельно связано с жизнью народа, подчеркивает единство крестьянского быта и природы. Пушкин едко противопоставляет свое «низкое» опи­сание полей и лесов тому, как другие поэты описывают при­роду «роскошным» слогом в романтическом стиле. Но именно эти картины «низкой природы» удивительно западают в душу:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь…

…Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно…

Великий художник слова в своих описаниях очень разно­образен. Стиль и язык его описаний постоянно меняются в зависимости от того, какие цели он ставит. Только что я привела бытовую зарисовку. А в сценах сна Татьяны, такого же романтического, как и любовь этой девушки к своему герою, и природа становится таинственной, загадочной:

Пред ними лес; недвижны сосны

В своей нахмуренной красе;

Отягчены их ветви все

Клоками снега; сквозь вершины

Осин, берез и лип нагих

Сияет луч светил ночных.

А место, где похоронен Ленский, «поэт, задумчивый меч­татель», убитый приятельской рукой, вновь описано так, чтобы подчеркнуть, каким видел мир этот юноша:

Есть место: влево от селенья,

Где жил питомец вдохновенья,

Две сосны корнями срослись;

…Там у ручья в тени густой

Поставлен памятник простой.

Прекрасны пушкинские описания зимы и осени. И мне хочется закончить сочинение не менее чудесным описанием весны, которым начинается седьмая глава:

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Читайте также:  Стихи а.с. пушкина о любви

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года.

Источник: http://www.rlspace.com/rol-pejzazha-v-romane-a-s-pushkina-evgenij-onegin/

Картина природы в романе Евгений Онегин

Когда В.Г.

Белинский называл роман “Евгений Онегин” “энциклопедией русской жизни”, то в первую очередь, конечно, выделял разнообразие сцен и картин общественной жизни, сельского и городского быта, показанных писателем.

Но в этой “энциклопедии” заметное место заняли также описания природы, которые появляются на страницах романа то в виде отдельных штрихов и сравнений, то в виде развернутых картин в несколько строф.

Интересно отметить, что пространно описывать родную природу поэт начинает только с четвертой главы, в которой перед нами постепенно раскрывается поэтическая душа Татьяны. Кажется, что автор через восприятие природы пытается раскрыть характер героев. В Лариной сливается особое восприятие мира, любви, жизни через природу. И недаром ведь Пушкин говорил:

Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму…

Можно догадаться, почему из всех времен года Александр Сергеевич выбрал именно зиму, чтобы подчеркнуть “русскость”. Ведь первое, что всегда отмечали иностранцы, жившие в России, — это долгая зима (подобной нет в Европе), русские холода, заснеженность. Это для страны, можно сказать, характерное время года. А вот над летом романист посмеивается:

Но нагие северное лето,

Карикатура южных зим,

Мелькнет, и нет…

Если, рассказывая о своем “милом идеале”, создатель романа дает сочные, вольные описания, то непоэтичный Онегин порой вызывает у него слегка насмешливое отношение к природе. Даже сравнения, которые употребляет Евгений, говорят, насколько он равнодушен к ее красотам. Так, в разговоре с Ленским он сравнивает Ольгу с луной:

Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне.

А ведь Татьяна в пятой главе тоже сравнивается с луной, но совсем по-другому: “И, утренней луны бледней…”

Онегин скучал в городе, где “равно он зевал средь модных и старинных зал”, также скучно ему и в имении, хотя “деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок”.

Сам творец романа в стихах, запертый долгое время в Михайловском, несомненно, и смеялся над надоевшим деревенским однообразием, и рвался в столицу, но одновременно и наслаждался красотами родной природы. Как известно, больше всего он любил осень.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу…

Описания природы в произведении неразрывно связаны с жизнью народа, подчеркивается единство крестьянского быта и природы. Пушкин едко противопоставляет свое “низкое” описание полей и лесов тому, как другие поэты описывают природу “роскошным слогом” в романтическом стиле. Но именно эти картины “низкой природы” удивительно глубоко западают в душу.

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке.

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно…

Великий художник слова в своих описаниях очень разнообразен. Стиль и язык его описаний постоянно меняются в зависимости от того, какие цели он ставит. Только что я привела бытовую зарисовку. А в сценах сна Татьяны, такого же романтического, как и любовь этой девушки к своему герою, и природа становится таинственной, загадочной.

Пред ними лес; недвижны сосны

В своей нахмуренной красе;

Отягчены их ветви все

Клочками снега; сквозь вершины

Осин, берез и лип нагих

Сияет луч светил ночных;

Дороги нет; кусты, стремнины

Метелью все занесены,

Глубоко в снег погружены.

А место, где похоронен Ленский, “поэт, задумчивый мечтатель”, убитый приятельской рукой, вновь описано так, чтобы подчеркнуть, каким видел мир этот юноша.

Есть место: влево от селенья,

Где жил потомец вдохновенья,

Две сосны корнями срослись…

Там пахарь любит отдыхать,

И жницы в волны погружать

Приходят звонкие кувшины…

Там у ручья в тени густой

Поставлен памятник простой.

Прекрасны пушкинские описания зимы и осени. И мне хочется закончить сочинение не менее чудесным описанием весны, которым начинается седьмая глава:

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея блещут небеса.

Еще прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

Источник: https://mykonspekts.ru/2-67752.html

Тема русской природы в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Сочинение на отлично! Не подходит? => воспользуйся поиском у нас в базе более 20 000 сочинений и ты обязательно найдешь подходящее сочинение по теме Тема русской природы в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»!!! =>>>

«Но, может быть, такого рода

Картины вас не привлекут:

Все это невысокая природа;

Изящного не много тут».

А.С.Пушкин

Когда В.Г.Белинский называл роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», то, в первую очередь, конечно, выделял разнообразие сцен и картин общественной жизни, сельского и городского быта, показанных писателем.

Но в этой «энциклопедии» заметное место заняли также описания природы, которые появляются на страницах романа то в виде отдельных штрихов и сравнений, то в виде развернутых картин в несколько строф.<\p>

Интересно отметить, что просторно описывать родную природу поэт начинает только с четвертой главы, в которой перед нами постепенно раскрывается поэтическая личность Татьяны.

Кажется, что автор через восприятие природы пытается показать характер героев. В Лариной сливается особое восприятие любви, жизни и природы. И недаром ведь Пушкин говорит:

Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму…

Можно смекнуть, почему из всех времен года Александр Сергеевич выбрал аккурат зиму, чтобы подчеркнуть «русскость». Ведь первое, что постоянно отмечали иностранцы, жившие в России, это долгая зимушка (подобной нет в Европе), русские холода, заснеженность. Это для нашей страны, можно высказать, характерное пора года.

А вот над нашим летом (не на Нижней Волге, конечно) севернее Москвы романист посмеивается:

Но наше северное лето,

Карикатура южных зим,

Мелькнет и нет…

Если, рассказывая о своем «милом идеале», создатель романа дает сочные, вольные описания, то непоэтичный Онегин порой вызывает у него слегка насмешливое отношение к природе. Даже сравнения, которые употребляет Евгений, говорят, насколько он равнодушен к ее красотам. Так, в разговоре с Ленским, он сравнивает Ольгу с луной:

Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне.

А ведь и Татьяна в пятой главе тоже сравнивается с луной, но совсем по-другому: «И утренней луны бледней…»

Онегин скучал в городе, где «равно он зевал средь модных и старинных зал». Так же скучно ему и в имении, хотя «деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок».

Сам творец романа в стихах, запертый долгое пора в Михайловском, несомненно, и смеялся над надоевшим деревенским однообразием, и рвался в столицу, но одновременно и наслаждался красотами родной природы. Как понятно, больше всего любил он осень.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало.

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу…

Описания природы в произведении неразрывно связаны с жизнью народа, подчеркивается единство крестьянского быта и природы. Пушкин едко противопоставляет свое «низкое» описание полей и лесов тому, как другие поэты описывают природу «роскошным слогом» в романтическом стиле. Но аккурат эти картины «низкой природы» удивительно сильно западают в душу.

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысья как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки Жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно, и смешно,

А мать грозит ему в окно…

Великий художник слова в своих описаниях очень разнообразен. Стиль и язык его описаний постоянно меняются в зависимости от того, какие цели он ставит. Только что я привел бытовую зарисовку. А в сценах сна Татьяны, такого же романтического, как и любовь этой девушки к своему герою, и природа становится таинственной, загадочной.

Пред ними лес; недвижны сосны

В своей нахмуренной красе;

Отягчены их ветви все

Клоками снега; сквозь вершины

Осин, берез и лип нагих

Сияет луч светил ночных;

Дороги нет; кусты, стремнины

Метелью все занесены,

Глубоко в снег погружены.

А место, где похоронен Ленский, «поэт задумчивый, мечтатель», убитый приятельской рукой, ещё описано так, чтобы подчеркнуть, каким видел мир тот самый юноша.

Есть место: налево от се
ленья,

Где жил питомец вдохновенья,

Две сосны корнями срослись;

Под ними струйки извились

Ручья соседственной долины.

Там пахарь любит отдыхать,

И жницы в волны погружать

Приходят звонкие кувшины;

Там у ручья в тени плотный

Поставлен памятник простой.

Прекрасны пушкинские описания зимы и осени. И мне хочется окончить сочинение не менее чудесным описанием весны, которым начинается седьмая глава:

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея блещут небеса.

Еще прозрачные леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Сочинение опубликовано: 29.06.2011 понравилось сочинение, краткое содержание, характеристика персонажа жми Ctrl+D сохрани, скопируй в закладки или вступай в группу чтобы не потерять!

Тема русской природы в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Источник: http://www.getsoch.net/tema-russkoj-prirody-v-romane-a-s-pushkina-quot-evgenij-onegin-quot/

Картины родной природы в романе Пушкина «Евгений Онегин» на Сёзнайке.ру

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин», по точному определению В. Г. Белинского, «энциклопедия русской жизни». Очень интересными, задушевными, волнующими страницами этой поэтической энциклопедии являются описания природы, особенно природы средней полосы России.

На живописном полотне поэта запечатлелись безбрежная родная страна с ее лугами, рощами, холмами и нивами. Пейзажная живопись только начинала развиваться в России, когда Пушкин в «Евгении Онегине» создал поэтический календарь времен года, развертывая действие романа под открытым небом.

Знаменитые зимние картины — На стеклах легкие узоры, Деревья в зимнем серебре — сменяются живыми весенними этюдами:

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года, описанием недолгого северного лета, «карикатуры южных зим» и, наконец, столь любимой поэтом осени, от ранней, когда

Природа трепетна, бледна, Как жертва, пышно убрана…, до поздней, когда Встает заря во мгле холодной,..

На нивах шум работ умолк.

и природа застыла в ожидании новой зимы. И вот она, наконец, пришла, и снова «все ярко, все бело кругом». Простыми словами поэт рисует чудесные и, главное, живые картины.

При помощи эпитетов (сиянье розовых снегов, зимы блистательным ковром), сравнений (опрятней модного паркета блистает речка; природа, как жертва, пышно убрана), метафор (поток, не скованный зимой, небо осенью дышало, ложился на поля туман) и особенно олицетворений (Встает заря во мгле холодной, Но вот багряною рукою Заря от утренних долин Выводит с солнцем за собою Веселый праздник именин).

Пушкин делает природу живым участником событий. Родная природа, по убеждению поэта, — великий воспитатель.

В отношении к природе проявляются и лучшие черты человека, воспитанные тесным общением с ней, и худшие, которые объясняются отрывом от нее, от народа, неразрывно связанного с родной землей.

Так, характер Татьяны, «русской душою», воплощающий «милый идеал» Пушкина, с ее любовью к народным обычаям, к духовной жизни народа, мог сформироваться только на лоне родной природы. Не случайно пейзаж зимней деревни дается через восприятие этой любимой пушкинской героини:

Проснувшись рано, В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор…

Читайте также:  "дубровский", роман а.с. пушкина: читать краткое содержание по главам

Примечательно и то, что сцена разговора Татьяны с няней — одна из самых поэтичных и трогательных в романе — дается в чудесной пейзажной рамке. Изображение молодой чистой любви сливается с поэтичным изображением русской природы, и весь эпизод воспринимается нами как прекрасный кусок жизни. А кусты сирени и аллея к озеру в Михайловском навсегда увековечены сердечным волнением влюбленной Тани.

А вот «лишний человек» Онегин, очень далекий от народной жизни, не любит природу, она не трогает его. Для Евгения «и в деревне скука та же». Для Татьяны же родные места — незабываемая память сердца.

Не забудет и читатель природу любимых поэтом мест, а побывав в Пушкинском заповеднике на Псковщине, легко узнает и живописные возвышенности Тригорского, и узкую извилистую ленту Сороти, и зеркальные озера, увидит «подвижные картины» воссозданной в романе родной природы.

Запомнится и весеннее обновление земли, и легкая осенняя грусть, и прекрасный народный обычай зимних святок. Не забудется и надгробная плита у ручья в тени двух сосен, отбрасывающих кружевную тень…

Особый, одушевленный пейзаж Пушкина в «Евгении Онегине» очень важен и для самохарактеристики автора. Пушкин то прямо говорит о своей любви к родной земле («Цветы, любовь, деревня, праздность.

Поля! я предан вам душой»); то одним эпитетом «прелестный» («Деревня, где скучал Евгений, Была прелестный уголок») передает свое восхищение русской деревней; то противопоставляет картинам пышной южной природы («волн края жемчужины, и моря шум, и груды скал») пейзаж привычный, но такой близкий душе («Иные нужны мне картины: Люблю песчаный косогор, перед избушкой две рябины, Калитку, сломанный забор…»). Все это говорит о переходе поэта от романтизма к реализму. Не случайно последнее лирическое отступление из ненапечатанного «Путешествия Онегина» Пушкин включал в опубликованные отрывки этой главы.

Пушкинские пейзажи в «Евгении Онегине» — это настоящая живопись словом. В них (пейзажах) все: краски, игра света и тени, тишина, шорохи, звуки — представляется единственно возможным, восхищает точностью, правдивостью и поэтическим совершенством.

Мне кажется, что известная мысль о том, что, читая Пушкина, можно наилучшим образом воспитать в себе человека, имеет прямое отношение к миру природы, который живет на страницах «Онегина» и пробуждает «чувства добрые» в каждом, кто читает роман.

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/referaty/9801-kartini-rodnoy-prirodi-v-romane-pushkina-evgeniy-onegin

Сочинение на тему: ИЗОБРАЖЕНИЕ КАРТИН РУССКОЙ ПРИРОДЫ В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

«Евгений Онегин» — самое задушевное про­изведение А. С. Пушкина, в котором нашли свое отражение заветные мысли и чувства поэта, его размышления о жизни, взгляды, нравственный идеал, отношение к окружающему миру. В рома­не перед нами в ярких реалистических красках предстают и столица, и провинция, и деревня, и город, и сама русская природа — во всем ее мно­гообразии и изменчивости.

Наверное, трудно найти в русской поэзии та­кое динамичное и яркое описание весны, как в этих строчках из романа «Евгений Онегин»:

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея блещут небеса.

Еще прозрачные леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют;

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей.

Всего 14 строк, но в этих строках открывает­ся вся картина весеннего пробуждения природы, с того самого момента, когда с шумом начинают свой бег весенние ручьи, и заканчивая пением соловья в одевшейся в зелень роще.

Снег уже со­шел с лугов и полей, безоблачное небо согревает своей теплотой, на деревьях распускаются не­жные, трогательные листочки. На лугах появи­лись первые цветы. И вот уже пчела, неутомимая труженица, вылетела собирать душистый нектар.

Луга наполнились стадами — жизнь кипит, вес­на наполняет ее новым смыслом

Под удивительным пером Пушкина — гени­ального художника слова — оживают и обрета­ют новые краски картины весенней природы. Небо у него блестит, сияет голубизной, радуясь тому, что наконец-то освободилось от тяжелых зимних туч.

Леса «зеленеют пухом»: листочки, только что успевшие проклюнуться, такие не­жные, что деревья действительно кажутся по­крытыми пухом, легкими и воздушными. Кро­ны их еще не сомкнулись, создавая ощущение прозрачности леса.

Жужжание пчелы, шум па­сущегося на лугу стада, радостная трель соловья — все это наполняет картину неповторимым жи­вым движением, радостью, торжеством.

Автор так живо, красочно воссоздает наступ­ление весны, с таким искренним, восторженным чувством описывает картины пробуждения при­роды, что невольно заражает всех нас этим вол­шебным чувством:

Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года…

Восхищаясь «утром года» — этим прекрас­ным, волшебным временем, когда все вокруг про­буждается ото сна, автор тем не менее обнаружи­вает и другое отношение к весне:

Как грустно мне твое явленье,

Весна, весна! пора любви!

Какое томное волненье В моей душе, в моей крови!

Или мне чуждо наслажденье,

И все, что радует, живит,

Все, что ликует и блестит,

Наводит скуку и томленье На душу мертвую давно,

И все ей кажется темно?

Однако природа в романе — это не просто кар­тины, отражающие красоту и своеобразие того или иного времени года. Описаниям природы поэт придает намного более серьезное значение.

Они призваны подчеркнуть те или иные особенности характера, поведения, взглядов героев, передать их душевный мир, мечты, стремления, нравствен­ные идеалы.

Именно поэтому положительные ге­рои произведения, такие, например, как Татьяна, всегда рисуются в окружении природы.

Описания деревенской русской природы пора­жают великолепием и теплотой, с которой отно­сится к ней автор. Пушкин описывает весну, ри­сует зимние и осенние пейзажи. Автор показы­вает нам, сколько прелести и поэтичности заклю­чается в этих всем знакомых, родных, но не все­гда замечаемых нами картинах.

Картины природы являются также непосред­ственным окружением человека, той средой, ко­торая изначально призвана сопутствовать людям во всех их делах:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь…

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив…

Зимний пейзаж в романе вызывает радость и восторг у читателя так же, как и у крестьянина, обновляющего зимний путь, как и у неугомонных шаловливых мальчишек.

Легкая авторская ирония ощущается в обра­щении к читателю, который, возможно, не най­дет в этих строках «изящного» («Все это низкая природа»), тем более что первый снег, как ука­зывает Пушкин, уже описан «роскошным сло­гом» и изображен «певцом финляндки молодой».

С любовью к родной природе у поэта неразрыв­но связаны мысли о родине, о Москве. Глубоким патриотизмом проникнуты строки, посвященные русскому народу и Москве:

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Возможно, именно прекрасные лирические отступления, в которых автор говорит о родной земле, с огромной искренней любовью описыва­ет родную природу, позволили В. Г.

Белинскому сказать о романе «Евгений Онегин»: «Пусть идет время и приводит с собою новые потребности, новые идеи, пусть растет русское общество и об­гоняет «Онегина»: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда бу­дет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор».

Читая великолепное произведение А. С. Пуш­кина, мы не перестаем восхищаться тем, как смог автор увидеть красоту в самом обыкновенном, сумел найти самые верные, самые поэтические слова для выражения этой красоты.

На этой странице искали :

  • сочинение на тему русская природа на страницах романа евгений онегин
  • русская природа на страницах романа евгений онегин
  • сочинение на тему русская природа в романе евгений онегин
  • сочинение на тему А С Пушкин Евгений онегин
  • сочинение на тему природа в романе евгений онегин

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-izobrazhenie-kartin-russkoj-prirody-v-romane-a-s-pushkina-evgenij-onegin.html

Русская природа в романе А. С.Пушкина «Евгений Онегин»

Роман «Евгений Онегин» отличается разнообразием сцен и картин общественной жизни, сельского и городского быта. Но в этой «энциклопедии русской жизни» заметное место заняли также описания природы, которые появляются на страницах романа то в виде отдельных штрихов и сравнений, то в виде развернутых картин.

Пространно описывать родную природу поэт начинает только с четвертой главы, в которой перед нами постепенно раскрывается поэтическая душа Татьяны.

Кажется, что автор через восприятие природы пытается раскрыть характер героев. Татьяне Лариной присуще особое восприятие мира, любви, жизни через природу. И недаром ведь Пушкин говорит:

Татьяна (русская душою, Сама не зная почему) С ее холодною красою любила русскую зиму.

Почему из всех времен года Александр Сергеевич выбрал именно зиму, можно догадаться. Ведь первое, что всегда отмечали иностранцы, жившие в России, это долгую зиму (подобной нет в Европе), русские холода и снега. Это для нашей страны, можно сказать, характерное время года. А вот над нашим летом (не на Нижней Волге, конечно) романист посмеивается:

Но наше северное лето, Карикатура южных зим, Мелькнет и нет…

Рассказывая о Татьяне, о своем «милом идеале», создатель романа дает, образно выражаясь, сочные, вольные описания. Зато непоэтичный Онегин порой вызывает у него легкую насмешку своим отношением к природе. Даже сравнения, которые употребляет Евгений, говорят, насколько он равнодушен к ее красотам. Так, в разговоре с Ленским он сравнивает Ольгу с луной:

Кругла, красна лицом ока,

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне.

Татьяна в пятой главе тоже сравнивается с луной, но совсем по-другому: «И, утренней луны бледней…»

Для Онегина характерно одно и то же состояние, во многом наигранное, — в блистательном Петербурге «равно он зевал средь модных и старинных зал». Так же скучно ему и в имении, хотя «деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок».

Сам Александр Сергеевич Пушкин, творец романа в стихах, очень любил природу, особенно осень: «Уж небо осенью дышало…» Описания природы в произведении неразрывно связаны с жизнью народа, подчеркивается единство крестьянского быта и природы.

Пушкин едко противопоставляет свое «низкое» описание полей и лесов тому, как другие поэты описывают природу «роскошным слогом» в романтическом стиле. Но именно эти картины «низкой природы» удивительно глубоко западают в душу: «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…»

Стиль и язык описаний А. С. Пушкина постоянно меняются в зависимости от того, какие цели он став ит. Великий художник слова в своих описаниях очень разнообразен. Так, в сценах сна Татьяны, такого же романтического, как и любовь этой девушки к своему герою, и природа становится таинственной, загадочной:

Пред ними лес; недвижны сосны В своей нахмуренной красе; Отягчены их ветви все Клоками снега; сквозь вершины Осин, берез и лип нагих Сияет луч светил ночных; Дороги нет; кусты, стремнины Метелью все занесены, Глубоко в снег погружены.

Очень много замечательных стихов можно было бы процитировать. Прекрасны пушкинские описания зимы и осени.

Но мне хочется напомнить не менее чудесное описание весны, которым начинается седьмая глава: Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея блещут небеса.

Еще прозрачные леса Как будто пухом зеленеют. Пчела за данью полевой Летит из — кельи восковой… А как описано место, где похоронен Ленский, «поэт, задумчивый мечтатель», убитый приятельской рукой! Оно поразительным образом отражает то, каким видел мир этот юноша:

Есть место: влево от селенья, Где жил питомец вдохновенья, Две сосны корнями срослись; Под ними струйки извились Ручья соседственной долины.

Там пахарь любит отдыхать, И жницы в волны погружать Приходят звонкие кувшины; Там у ручья в тени густой Поставлен памятник простой. Описывая природу, А. С.

Пушкин видит ее глазами своих героев — то меланхоличного Онегина, то романтичного Ленского, то чувствительной Татьяны. Природа помогает Пушкину лучше раскрыть образы героев.

Источник: http://dp-adilet.kz/russkaya-priroda-v-romane-a-s-pushkina-evgenij-onegin/

Ссылка на основную публикацию