Пейзаж в романе пушкина «евгений онегин» и его роль в произведении

Пейзаж и его функции в романе «Евгений Онегин» Пушкина А.С

«Пушкину не нужно было ездить в Италию за картинами прекрасной природы: прекрасная природа была у него под рукою здесь, на Руси, на ее плоских и однообразных степях, под ее вечно серым небом, в ее печальных деревнях и ее богатых и бедных городах…».

Эти слова Белинского, характеризующие пушкинскую лирику, справедливы и по отношению к роману «Евгений Онегин», энциклопедизм которого определяется не только широтой охвата предметов и явлений «современной действительной жизни», но и описанием полного круговорота явлений природы. «Тут и благодатная весна, и жаркое лето, и гнилая дождливая осень, и морозная зима».

Пейзажи в «Евгении Онегине» в основном конкретны и реалистичны. По этому поводу поэт с иронией заметил: «Но, может быть, такого рода Картины вас не привлекут: Все это низкая природа; Изящного не много тут».

Функции пейзажа в романе различны: это и создание фона, на котором происходит действие, и создание настроения, и обрамление чувств и эмоций автора в лирических отступлениях, и раскрытие внутреннего облика героев, и задержка хода сюжетного действия.Одним из первых пейзажей в романе является описание деревни, «где скучал Евгений»:

Два дня ему казались новы

Уединенные поля,

Прохлада сумрачной дубровы,

Журчанье тихого ручья;

На третий роща, холм и поле

Его не занимали боле…«Деревенские» пейзажи в романе восходят к литературной традиции. «Уединенные поля», «журчанье тихого ручья», «непроницаемые своды», «тенистая сень» — все это, по замечанию В. Набокова, «милые клише французской поэзии».Рассматривая этот пейзаж, В.

Набоков отмечает, что «ручей», о котором говорится здесь, будет присутствовать и в остальных деревенских пейзажах. Исследователь прослеживает путь этого ручейка: он бежит из ключа, расположенного в имении Ленского, по саду Лариных, возле липовой аллеи, потом поворачивает возле холма и бежит через рощи, принадлежащие Онегину. В.

Набоков считает, что именно этот ручей (символ разлуки в сознании Татьяны) во сне героини превратился в стремительный поток.«Деревенский» пейзаж выступает как средство характеристики персонажа, подчеркивая пресыщенность Онегина впечатлениями бытия, его холодность и разочарованность, душевную усталость, равнодушие к жизни и природе как неотъемлемой составляющей ее.

В противоположность своему герою автор предстает перед нами человеком «живым», эмоциональным, любящим природу и внимательным ко всему, что его окружает. В лирических отступлениях романа нередко возникают картины природы, благодаря которым автор полемизирует со своим героем.

Та же простая деревенская картина предстает пушкинскому взору великолепным летним пейзажем: «господский дом уединенный», «огромный, запущенный сад», цветущие луга и нивы золотые, лениво бродящие в лугах стада,С помощью пейзажей Пушкин раскрывает и внутренний мир Татьяны:

Она любила на балконе

Предупреждать зари восход,

Когда на бледном небосклоне

Звезд исчезает хоровод,

И тихо край земли светлеет…Этот романтический пейзана соотносится с юностью Татьяны, с ожиданием первой любви. Кроме того, уже в этой картине Пушкин определяет душевный склад героини — ее задумчивость, мечтательность, поэтичность.

Татьяна часто изображается в романе на фоне природных образов — звездного неба, мерцающей луны, восходящей зари. Она загадывает желание на падающую звезду, посещение ею могилы Ленского освещает загадочный свет луны. Как замечает К. Кедров, «вся вселенная Татьяны раскрыта в природных и космических образах романа»1.

Любовь героини ко всему русскому, национальному, чистота и непорочность ее души подчеркнуты ослепительным зимним пейзажем:

Татьяна (русскою душою,

Сама не зная почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму,

На солнце иней в день морозной,

И сани, и зарею поздной

Сиянье розовых снегов,

И мглу крещенских вечеров.

Неразрывную связь Татьяны с миром природы Пушкин подчеркивает и другим пейзажем. Накануне отъезда в Москву она, как с давними друзьями, прощается с полями и «мирными долинами», лесами и «знакомых гор вершинами»:

Ее прогулки длятся доле.

Теперь то холмик, то ручей

Остановляют поневоле

Татьяну прелестью своей.Пейзаж символизирует и возраст героини, перемены в ее судьбе. Так, наступление осени в романе совпадает с эпохой зрелости в жизни Татьяны, с ее замужеством:

Настала осень золотая.

Природа трепетна, бледна,

Как жертва, пышно убрана…Позади беззаботная, счастливая юность, первая любовь… Теперь героиню ожидает далекий «зимний путь». Супружество для нее — лишь выполнение жизненного долга, где душа не оживлена любовью. Думается, именно на это метафорически намекает поэт: «Татьяне страшен зимний путь».

Дело в том, что в славянской языческой традиции зима и мороз были связаны со смертью. В пушкинском: романе — это умирание надежд юности, романтических заблуждений волнений первой любви.Вообще, в «Евгении Онегине» мы встречаем много зимних пейзажей.

«Русская зима лучше русского лета — этой карикатуры южных зим. Она похожа на самое себя, тогда как наше лето столько же похоже на лето, сколько декорационные деревья в театре похожи на настоящие деревья в лесу. Пушкин первый понял это, и первый выразил», — писал Белинский.

Зимние пейзажи в «Евгении Онегине» полны невыразимого очарования: треск морозов, которые серебрятся средь полей; блистающая льдом речка; первый снег, падающий звездами на «брег»; деревья в «зимнем серебре»; «на стеклах легкие узоры И мягко устланные горы Зимы блистательным ковром».

И, вместе с тем, картины эти очень реалистичны, конкретны, соотнесены с русской деревенской жизнью и крестьянским бытом:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив…Подобная реалистическая конкретность характерна и для осенних пейзажей в «Евгении Онегине». Здесь картины природы выступают в качестве фона, на котором происходит действие. Поэт соотносит приход осени с прекращением крестьянских работ: «на нивах шум работ умолк», «на утренней заре пастух не гонит уж коров из хлева». Наступает «довольно скучная пора».

В глуши что делать в эту пору?

Гулять? Деревня той порой

Невольно докучает взору

Однообразной наготой.Но проходит осень, суровая зима, и вновь «улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года» — весну, с ее яркими, буйными красками и неизменным торжеством жизни, радостного обновления:

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея блещут небеса.

Еще прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют;

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей.Весна ассоциируется у поэта с юностью, с любовью, с трепетом сердца. И пейзаж этот плавно переходит в лирическое отступление, сливаясь с воспоминаниями автора о том, что было так дорого его душе.

Кроме того, картина обновления природы, как это ни парадоксально, напоминает «об увяданьи наших лет», пробуждая в душе поэта мысли о вечном.Романтический пейзаж этот вызывает в памяти романтический образ — образ погибшего «во цвете лет» поэта.

И здесь возникает едва уловимый мотив противостояния вечной, могучей природы и хрупкой человеческой судьбы. Прелестная картина ручейка на зеленом лугу, речки, пения соловья и цветущего шиповника контрастна картине гробового камня «в тени двух сосен устарелых», где лежит безвременно погибший Владимир Ленский.

Так оживление природы и «дуновенье веющей весны» напоминают нам о мечтах юности и одновременно — о бренности человеческого существования.Но есть в романе и другой весенний пейзаж. Его, пожалуй, можно назвать городским:

Весна живит его: впервые

Свои покои запертые,

Где зимовал он, как сурок,

Двойные окна, камелек

Он ясным утром оставляет,

Несется вдоль Невы в санях.

На синих, иссеченных льдах

Играет солнце; грязно тает

На улицах разрытый снег…Природа здесь тоже соотнесена с человеческими чувствами. Так, «прозаический» пейзаж этот соотносится с любовью Онегина. И Пушкин, явно сочувствуя герою, тем не менее вполне определенно выражает свое отношение к его запоздалой страсти:

Любви все возрасты покорны;

Но юным, девственным сердцам

Ее порывы благотворны,

Как бури вешние полям…

Но в возраст поздний и бесплодный,

На повороте наших лет,

Печален страсти мертвой след:

Так бури осени холодной

В болото обращают луг

И обнажают лес вокруг.

Таким образом, пейзажи в «Евгении Онегине» нередко символичны: поэт соотносит жизнь природы с человеческими судьбами, с чувствами героев.

Но в романе Пушкин продолжает утверждать и особую конкретность, реалистичность пейзажа, соотнося картины природы с русским бытом, с национальными особенностями жизни.

Прошли времена, когда поэту были нужны «пустыни, волн края жемчужны, И моря шум, и груды скал», — теперь взору его милы совсем иные картины:

Люблю песчаный косогор,

Перед избушкой две рябины,

Калитку, сломанный забор,

На небе серенькие тучи,

Перед гумном соломы кучи —

Да пруд под сенью ив густых,

Раздолье уток молодых…

Пушкин воссоздает русскую природу во всем своеобразии ее, и мы чувствуем, насколько она ему близка, насколько поэзия его «верна русской действительности».

Источник: http://lit-helper.com/p_Peizaj_i_ego_funkcii_v_romane_Evgenii_Onegin_Pushkina_A_S

Пейзаж в романе Пушкина «Евгений Онегин» и его роль в произведении

Пейзажем принято называть в живописи художественное произведение, изображающее природу. У Пушкина получаются великолепные пейзажи, описываемые словами. В романе «Евгений Онегин» они выполняют несколько задач:

  • Показывают автора, как человека чуткого, любящего родной край, природу.
  • Образуют фон, на котором происходят те или иные события;
  • Создают настроение;
  • Помогают автору раскрывать внутренний облик своих героев.
Читайте также:  А.с. пушкин "евгений онегин": 8 глава (читать)

Самый первый пейзаж возникает в начале второй главы, где Пушкин описывает деревню и дом, в котором поселился наш герой. Пушкин немногословен. Его описания отличаются емкостью и краткостью.

Так описывает Пушкин деревню, доставшуюся в наследство Онегину. Видно, что у дяди Евгения был добросовестный и умный приказчик. Нет нигде следов убогости и нищеты. Это описание говорит о том, что Онегину досталось хозяйство, крепко стоящее на ногах.

А вот описание дома:

Дядя однажды, в молодости, построил этот дом и больше ничего в нем не менял, не обновлял. Его все устраивало. Поэтому …все это ныне обветшало. Обновлять дом должен был уже Онегин, но как покажут дальнейшие события, ему тоже будет не до того.

В третьей главе Пушкин показывает сад Лариных, где встретились Евгений и Татьяна.

Кусты сирен, куртины, мостики – все это говорит о том, что сад ухожен. В нем есть цветочные композиции – куртины, мостики через ручьи, ухоженное озеро. И далее –

Здесь описание сада приводится, чтобы подчеркнуть романтический настрой свидания. Что может быть загадочнее и романтичнее роскошного барского сада. Многие литераторы устраивают самые значимые свидания своих литературных героев в тенистых садах.

В четвертой главе появляется описание наступившей осени.

Здесь осенний пейзаж показывает бег времени. Закончилось лето, и наступила осень. День стал короче. Листопад оголил лес, улетели крикливые гуси. Наступает не просто скучная пора. Это пора тишины. Поэт не говорит, что наступил декабрь. Он показывает первый зимний месяц в морозном пейзаже.

Картина жизнерадостная, а когда представляешь себе гуся на льду, это вызывает невольную улыбку.

Пятая глава начинается описанием зимнего дня.

И далее читатель встречает торжествующего, радостного крестьянина, отправившегося в лес за дровами, и мальчишку, играющего с Жучкой. Здесь зимний пейзаж играет двоякую роль. С одной стороны, читатель должен был представлять себе, как движется в романе время. Не писать же, в самом деле, что наступил январь. Поэт придает этому событию поэтическую форму.

С другой стороны, читатель должен был видеть русскую зиму, которую любила Татьяна. Приближались святки с гаданиями и ее именины. Те самые, которые теперь стали студенческим праздником.

Весенним пейзажем начинается седьмая глава. Трагическая зима пролетела. Наступает весна. Кс Пушкин посвятил очаровательные строки:

Хотя сам Пушкин признавался, что весна навевает на него тоску.

Этот пейзаж – чудный вечер поздней весны, настигший Татьяну в поле чистом. Он отражает настроение самой Татьяны, любившей бродить одна по окрестностям. Так она вышла к дому Онегина. Татьяна пока не знает, что этот вечер должен изменить ее судьбу. Она набрела на дом, в котором жил ее любимый.

Пушкин чаще других героев поэмы показывает на фоне природы юную Татьяну, чувствительную, романтически настроенную барышню. Этим он старается подчеркнуть уровень ее духовного и нравственного потенциала.

Пролетело очередное лето, наступила осень. Любимому времени года Пушкин посвятил всего 3 строчки.

По тому, как стремительно поэт перешел от осени к зиме, можно сделать вывод, что в тот год зима была ранняя, либо он хотел подчеркнуть, что осень в тот год не выделилась особыми событиями.

А вот на зиму была намечено важное в жизни Татьяны мероприятие – ее переезд в Москву на ярмарку невест.

И вновь весна, оживившая Онегина в Петербурге после затяжной депрессии, или как говорили во времена Пушкина, хандры. Весна пока еще календарная. Солнце стало чуть повыше, да снег мягче, сырее. Типичная картина для Петербурга.

Здесь Пушкин показывает, как на Евгения повлияла наступающая весна.

Эту статью о пейзаже в романе Пушкина «Евгений Онегин» завершим словами Белинского:

«Пушкину не нужно было ездить в Италию за картинами прекрасной природы: прекрасная природа была у него под рукою здесь, на Руси, на ее плоских и однообразных степях, под ее вечно серым небом, в ее печальных деревнях и ее богатых и бедных городах…».

Источник: https://poetpushkin.ru/evgeniy-onegin/pejzazh-v-romane-evgenij-onegin.html

Пейзаж и его художественные функции в романе «Евгений Онегин»

В примечаниях к роману «Евгений Онегин» Пушкин писал: «Смеем уверить, что в нашем романе время расчислено по календарю». Точные даты, однако, вспомнит лишь достаточно внимательный читатель.

А вот сам ход времени восстанавливается в памяти очень легко: летом Онегин отправляется в деревню, скучая, проводит там осень, зимой — после дуэли с Ленским — покидает свое имение, весной (но кто же не вспомнит затверженные с детства пушкинские строчки: «Гонимы вешними лучами…»!) Татьяна приходит в имение Онегина. Смена времен года определяет хронометраж действия в романе, а разнообразные сельские виды формируют его художественное пространство. Пейзаж, таким образом, из традиционного живописного фона превращается в важнейший структурный элемент повествования, задавая пространственные и временные координаты действия.

Рассмотрим прежде всего роль пейзажа в формировании романного пространства.

События шести из восьми глав романа разворачиваются в деревне, и место действия — усадьба поместного дворянина — оказывается естественным образом «вписано» в пейзаж.

Обращает на себя внимание редкостное постоянство пейзажных атрибутов, составляющих художественное пространство, — рощи, дубравы, река, долина, поля, холмы:

…вдруг перед собою

С холма господский видит дом,

Селенье, рощу под холмом

И сад над светлою рекою… —

Или:

Два дня ему казались новы

Уединенные поля,

Прохлада сумрачной дубровы,

Журчанье тихого ручья;

На третий роща, холм и поле

Его не занимали боле…

В начальных главах романа все эти атрибуты пейзажа складываются в условно-романтическую декорацию, по набору реалий и стилистике напоминающую сельские виды из элегий Жуковского: те же луга и рощи, те же мирно гуляющие по ним стада (причем «сельскохозяйственная» конкретика в описании абсолютно исключается), то же тихое журчание ручья. Стилизация пейзажного рисунка под романтический «сельский вид» особенно заметна в описании могилы Ленского — именно этот герой романа представлен в ореоле романтических мечтаний и «элегических затей». Все составляющие «сельского кладбища» тщательно выписаны: склонившиеся кроны деревьев, журчащий ручей, «камень гробовой», «таинственный венок» — и обязательные пастух и пастушка (у Пушкина, правда, один раз замененные на пахаря и жниц). Как и в романтических элегиях, пейзаж не исчерпывается лишь зрительным рядом, видом на местность; он пронизан размышлениями о быстротечности человеческой жизни, тайнах смерти, тщетности постигнуть вечность:

Мой бедный Ленский! за могилой

В пределах вечности глухой

Смутился ли, певец унылый,

Измены вестью роковой…

Так равнодушное забвенье

За гробом ожидает нас.

Однако обратим внимание на характерно пушкинскую особенность пейзажа: «романтическое» описание могилы молодого поэта завершается неожиданно прозаическим портретом — не идиллических пастуха и пастушки, а старого крестьянина:

Один, под ним, седой и хилый,

Пастух по-прежнему поет

И обувь бедную плетет.

Стилистический «сбой» в описании — знак смены художественной оптики: Нечто И Туманна даль Романтического пейзажа уступают место реалистической картине будничной сельской жизни.

«Романтические розы», воспеваемые Ленским, сменяются подчеркнуто прозаическими крестьянскими дровнями («Зима!.. Крестьянин, торжествуя, / На дровнях обновляет путь…»), неуклюжим гусем, повалившимся на лед, и «волчихою голодной», отправляющейся на охоту.

Абстрактно-условные элегические «стада» и «поля» у Пушкина описаны буднично:

На нивах шум работ умолк…

На утренней заре пастух

Не гонит уж коров из хлева…

Простота пейзажа специально оговаривается автором и сознательно противопоставляется привычной для современников Пушкина утонченности картин природы:

Но, может быть, такого рода

Картины вас не привлекут:

Все это низкая природа…

Собственно пейзажная картина строится в романе как широкая панорама, открывающийся вдаль вид: «предметом» изображения обычно бывает лес («Лесов таинственная сень / С печальным шумом обнажалась»), речка («Блистает речка, льдом одета»), небо («Уж небо.

осенью дышало»), поле («И вот уже трещат морозы / И серебрятся средь полей»). При этом Пушкин отказывается от уточнений и подробностей, он не вглядывается в детали — его пейзаж простирается до линии горизонта, одна панорама сменяется другой.

Каждый новый объект, попадающий в поле зрения наблюдателя, — это новая перспектива и новое пространство, открывающееся взгляду читателя.

Избегая (за редким исключением) крупных планов, Пушкин добивается эффекта равномасштабности: с рекой могут быть соизмеримы лес или поле, но не отдельный листочек или травинка.

Цветовая гамма пушкинской картины — точные цвета спектра: «все Бело Кругом», «Синея Блещут небеса», «зеленый Луг».

Предпочитая интенсивные цвета полутонам и оттенкам, Пушкин добивается эффекта ясного, контрастного изображения.

Интенсивность освещения повышается за счет «отраженного» света: солнечные блики многократно отражаются в зеркале «блистающей речки» и только что выпавшего снега — «зимы блистательного ковра».

Пушкинские картины природы в романе никогда не бывают статичны. В природе все постоянно изменяется: лето — «мелькнет», ноябрь — «приближался», снег — «мелькает, вьется», дни — «мчались».

В изображении природы преобладают существительные и глаголы; прилагательные, запечатлевающие то или иное явление в статике, практически не используются. Тем самым в пейзаже передается вечное движение, наполняющее жизнь природы.

Читайте также:  Основные даты жизни и творчества а.с. пушкина

Например, наступление осени описывается через целый ряд фенологических примет:

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день…

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу…

Интересно, что внешне объективная картина логически завершается явно субъективным выводом:

.. .приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Прилагательное определяет не состояние природы, а восприятие ее человеком. Связь жизни природы и жизни человека подчеркивается в романе постоянно, и прежде всего его композицией.

Та или иная пейзажная картина служит «заставкой» к новому этапу в жизни героев романа и развернутой метафорой душевной жизни человека.

Весна определяется как «пора любви», а утрата способности любить сравнивается с «бурей осени холодной» («Так бури осени холодной / В болото обращают луг / И обнажают лес вокруг»). Жизнь человека подчиняется тем же универсальным законам, что и жизнь природы. Подобно тому, как сменяют друг друга времена

Года, рождается, умирает и вновь рождается все живое, течет и жизнь человека: сменяются поколения, проходит «расцвет» и «увяданье» человеческая душа. И потому столь не случайна прямая связь человека и природы в одном из лирических отступлений в романе:

Как грустно мне твое явленье,

Весна, весна! пора любви!..

Или с природой оживленной

Сближаем думою смущенной

Мы увяданье наших лет,

Которым возрожденья нет?

Таким образом, жизнь всех героев пушкинского романа (и автора в том числе) оказывается «вписана» в-жизнь природы.

Смена времен года и соответственно смена пейзажных картин определяет хронологию сюжета, но одновременно является и метафорой вечного движения человеческой жизни.

Пейзаж формирует романное пространство, но одновременно делает его и изменчивым, способным преображаться на глазах у читателя. Благодаря пейзажу в романе создается картина стремительно изменяющегося мира, в жизнь которого вплетаются судьбы героев «Евгения Онегина».

Источник: http://www.testsoch.info/pejzazh-i-ego-xudozhestvennye-funkcii-v-romane-evgenij-onegin/

Презентация «Роль пейзажа в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Слайд 1

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 118 Красноармейского района г. Волгограда Роль пейзажа в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Работу выполнила: Сафронова Ольга, обучающаяся 9А класса Руководитель: Бобер Т.В., учитель русского языка и литературы

Слайд 2

Цель исследования ∙ Провести исследование романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и выяснить, какую роль играет пейзаж в создании образов героев романа. ∙ Проследить, как трактуется в романе тема времен года.

Слайд 3

Задачи исследования Проследить, какую роль играют картины природы в создании образа Татьяны, Ленского, Онегина. Выявить особенности пейзажных описаний романа. Раскрыть взаимодействие природного и исторического времени в романе.

Слайд 4

Объект и предмет исследования Объект: Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Предмет: Пейзажный описания в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Слайд 5

Гипотеза Невозможно анализировать образы героев романа без пейзажных описаний и их осмысления.

Слайд 6

Методы исследования изучение и сопоставление монографий известных литературоведов; проблемно-поисковый метод; метод целеноправленной выборки материала; систематизация и обобщение полученных результатов и выводов.

Слайд 7

Теоретическая основа исследования: Н.Л. Бродский «Евгений Онегин» роман А.С.Пушкина Г. П. Макогоненко «Евгений Онегин» А.С.Пушкина И. М. Тойбин Исследования и материалы Н. И. Михайлова Роман «Евгений Онегин» и ораторская культура первой трети XIX века Н. И. Долинина Прочитаем «Онегина» вместе»

Слайд 8

Практическая значимость Материалы работы, полученные результаты и выводы, а также составленный библиографический список могут быть использованы для работы на уроке литературы при изучении произведения Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин»

Слайд 9

Роль пейзажа в создании облика Татьяны В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор, Куртины, кровли и забор, На стеклах легкие узоры, Деревья в зимнем серебре, Сорок веселых на дворе И мягко устланные горы Зимы блистательным ковром, Все ярко, все бело кругом.

Слайд 10

Владимир Ленский и пейзажные картины романа Он рощи полюбил густые, Уединенье, тишину, И ночь, и звезды, и луну…

Слайд 11

Евгений Онегин и природа Как часто летнею порой, Когда прозрачно и светло Ночное небо над Невою И вод веселое стекло Не отражает лик Дианы. Воспомня прежних лет романы, Воспомня прежнюю любовь, Чувствительны, беспечны вновь, Дыханьем ночи благосклонной Безмолвно упивались мы! Как в лес зеленый из тюрьмы, Перенесен колодник сонный, Так уносились мы мечтой К началу жизни молодой.

Слайд 12

Трактовка темы времен года Природные образы сплетаются с темой смены поколений как циклической смены листвы или урожая: Увы! на жизненных браздах Мгновенной жатвой поколенья, По тайной воле провиденья, Восходят, зреют и падут; Другие им во след идут… Так наше ветреное племя Растет, волнуется, кипит И к гробу прадедов теснит. Придет, придет и наше время, И наши внуки в добрый час Из мира вытеснят и нас!

Слайд 13

Заключение Природа в романе А.С.Пушкина одушевлена, она живет, изменяется, гармонируя или контрастируя с переживаниями персонажей. В романе пейзаж играет и композиционную роль, показывает ход времени, характеризует духовный мир героев. Природа в романе «Евгений Онегин» действенна, не остается равнодушной к героям, она «сопровождает» их, утешает или предупреждает о грядущем.

Слайд 14

Спасибо за внимание!

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/05/29/prezentatsiya-rol-peyzazha-v-romane-a-s-pushkina-evgeniy-onegin

Готовые школьные сочинения

Ноя 13 2016

Роль пейзажа в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Когда В. Г. Белинский называл роман “Евгений Онегин” “энциклопедией русской жизни”, то в первую очередь, конечно, выделял разнообразие идей и картин общественной жизни, сельского и городского быта, показанных писателем.

Но в этой “энциклопедии” заметное место заняли также описания природы, которые появляются на страницах романа то в виде отдельных штрихов и сравнений, то в виде развернутых картин в несколько строф. Интересно отметить, что пространно описывать родную природу поэт начинает только с четвертой главы, в которой перед нами © Алл Соч.

РУ 2005 постепенно раскрывается поэтическая душа Татьяны. Кажется, что автор через восприятие природы пытается раскрыть характер героев.

В Лариной сливается особое восприятие мира, любви, жизни через природу. И недаром ведь Пушкин говорит: Татьяна (русская душою, Сама не зная, почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму.

Можно догадаться, почему из всех времен года Александр Сергеевич выбрал именно зиму, чтобы подчеркнуть “рус-скость”. Ведь первое, что всегда отмечали иностранцы, жившие в России, это долгая зима (подобной нет в Европе), русские холода, заснеженность.

Это для нашей страны, можно сказать, характерное время года.

А вот над нашим летом (не на нижней Волге, конечно) севернее Москвы романист посмеивается: Но наше северное лето Карикатура южных зим, Мелькнет и нет.

Если, рассказывая о своем “милом идеале”, создатель романа дает, образно выражаясь, сочные, вольные описания, то непоэтичный Онегин порой вызывает у него слегка насмешливое отношение к природе. Даже сравнения, которые употребляет Евгений, говорят, насколько он равнодушен к ее красотам.

Так, в разговоре с Ленским он сравнивает Ольгу с луной. Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна На этом глупом небосклоне. А ведь и Татьяна в пятой главе тоже сравнивается с луной, но совсем по-другому: “И, утренней луны бледней…

” Онегин скучал в городе, где “равно он зевал средь модных и старинных зал”. Так же скучно ему и в имении, хотя “деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок”.

Сам творец романа в стихах, как известно, очень любил природу, особенно осень: Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась… Описание природы в произведении нераздельно связано с жизнью народа, подчеркивает единство крестьянского быта и природы.

Пушкин едко противопоставляет свое “низкое” описание полей и лесов тому, как другие поэты описывают природу “роскошным” слогом в романтическом стиле. Но именно эти картины “низкой природы” удивительно западают в душу: Зима!..

Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь… …Шалун уж заморозил пальчик: Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно… Великий художник слова в своих описаниях очень разнообразен. Стиль и язык его описаний постоянно меняются в зависимости от того, какие цели он ставит. Только что я привела бытовую зарисовку.

А в сценах сна Татьяны, такого же романтического, как и любовь этой девушки к своему герою, и природа становится таинственной, загадочной: Пред ними лес; недвижны сосны В своей нахмуренной красе; Отягчены их ветви все Клоками снега; сквозь вершины Осин, берез и лип нагих Сияет луч светил ночных.

А место, где похоронен Ленский, “поэт, задумчивый мечтатель”, убитый приятельской рукой, вновь описано так, чтобы подчеркнуть, каким видел мир этот юноша: Есть место: влево от селенья, Где жил питомец вдохновенья, Две сосны корнями срослись; …Там у ручья в тени густой Поставлен памятник простой.

Прекрасны пушкинские описания зимы и осени.

И мне хочется закончить сочинение не менее чудесным описанием весны, которым начинается седьмая глава: Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Роль пейзажа в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» . Литературные сочинения!

Читайте также:  «воспоминания в царском селе» («навис покров угрюмой нощи…») - анализ стихотворения пушкина

Источник: http://www.testsoch.net/rol-pejzazha-v-romane-a-s-pushkina-evgenij-onegin/

Русский пейзаж в романе а. с. пушкина «евгений онегин»

Когда-то Достоевский сказал: «Красота спасет мир». Наша современная действительность нуждается в спасении: в трудных материальных условиях человек должен найти точку опоры, чтобы не упасть духом, не скатиться в пропасть бытовых проблем и неурядиц, не замкнуться в самом себе. И в этом нам помогает природа, она дает духовные силы.

Пушкин писал роман «Евгений Онегин» около восьми лет. Это огромный период в жизни великого поэта. Из юноши он превратился в окончательно сложившегося, зрелого человека и художника.

В талантливом и искреннем романе современники Пушкина увидели живую действительность, узнали самих себя и своих знакомых, всю окружающую среду, столицу, деревню, соседей-помещиков и крепостных, Они услышали живую, разговорную русскую речь, еще сильнее почувствовали, как великолепна русская природа.

На широком фоне русских картин жизни показана драматическая судьба лучших людей, передовой дворянской интеллигенции эпохи декабристов. В поэтическом наследии Пушкина поражает большая разносторонность его дарования.

Изображая пейзаж, чуткий и тонкий ценитель красоты в каждой картине передает свое особенное, порой неуловимое обычным глазом, видение. Пейзаж у Пушкина не бесчувственный, он имеет свой смысл.

Автор пишет: «Иные нужны мне картины: люблю песчаный косогор, перед избушкой две рябины, калитку, сломанный забор…». Перед поэтом Пушкиным – жизнь и ее повседневная проза.

Уже в первых главах «Евгения Онегина» дана зарисовка столицы и отношение к ней самого автора: «Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Новы, где, может быть, родились вы или блистали, мой читатель. Там некогда гулял и я, но вреден север для меня!».

Этой небольшой фразой Пушкин иронично намекает на свою ссылку, в которую он отправился не по своей охоте. Море, буйная стихия вдохновляют Пушкина.

Он точно дает зарисовку своего мятежного духа, отдаваясь воспоминаниям молодости: Я помню море пред грозою: Как я завидовал волнам, Бегущим бурною чредою, С любовью лечь к ее ногам.

Не таков Онегин. Он вырос в Петербурге, не был на юге, природа быстро надоедает ему, как и все на свете. Попав в деревню, Онегин только первые два дня восхищается переменой в его жизни, а потом снова хандрит. Пушкин пишет:

«Два дня ему казались новы

Уединенные поля,

Прохлада сумрачной дубравы,

Журчанье тихого ручья.

На третий роща, холм и поле

Его не занимали боле,

Потом уж наводили сон, потом увидел ясно он,

Что и в деревне скука та Же…».

Отчего же природа не вылечила Онегина? Выросший в свете, который успел своим ядом отравить его, Евгений не был поэтически тонкой натурой, как Ленский, он был ценителем женской красоты, но часто красота внешняя не соответствовала красоте внутренней, поэтому Онегин, развратившись и пресытившись любовью, быстро остывал. Ум его требовал пищи, но душа молчала.

Пушкин, как никто другой, остро чувствует тишину, природу, сливаясь с ней целиком. Самые счастливые творческие мгновения дала ему природа.

Поэт грустит о несостоявшейся мечте, когда пишет: «Я был рожден для жизни мирной, для деревенской тишины; в глуши звучнее голос лирный, живее творческие сны».

И далее продолжает: «Цветы, любовь, деревня, праздность, поля! я предан вам душой. Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной».

Татьяна близка автору тем, что она тонко воспринимает красоту полей, лесов, она «дитя природы». Многие писатели отмечали, что девушки, выросшие в глухой провинции, более восприимчивы к красоте.

«Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок», а Татьяна жила рядом, среди красот русской природы, где «стада бродили по лугам» и «сени расширял густые огромный, запущенный сад».

Какая идиллия! Казалось бы, Ленский внутренне больше подходит Татьяне, он мог бы понять то, чем она жила.

Пушкин о Ленском пишет: «Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звезды, и луну». Это все очень близко Татьяне, она воспитана на этом романтизме и мечтательности. Но Ленскому дает вдохновение ,Ольга, он приписывает ей черты, которые выдумал сам. Мила, прелестна, но не более того.

Внутренне пустая и недалекая, она казалась Ленскому другой.

Он боготворил в ней то, что ему хотелось видеть, то есть «невинной прелести полна, она цвела, как ландыш потаенный, незнаемый в траве глухой ни мотыльками, ни пчелой», а вместо ландыша оказалось, что вырос глупенький сорнячок, который «он любил, как в наши лета уже не любят, как одна безумная душа поэта еще любить осуждена».

Сон Татьяны оказался пророческим, она чутка, у нее хорошо развита интуиция. Я думаю, что такую душу она получила от матери-природы. На всю деревенскую природу: на русскую весну, на русскую осень, на русскую зиму – Пушкин смотрит глазами Татьяны.

Так любовно и трепетно воспроизведены гадания при луне или поэзия русских Святок со старой песней о потерянном мужицком рае. Поэтические картины природы в «Евгении Онегине» просто великолепны. «Как грустно мне твое явленье, весна, весна! Пора любви! Какое томное волненье в моей душе, в моей крови», – пишет автор.

Все эти лирические отступления помогают нам лучше понять героев и эпоху, проникнуть в душу самого автора, ощутить полноту и краски жизни,

Белинский очень точно заметил, что Пушкин чувствует бег времени, он выражает лучший тип русского национально характера своей эпохи. Душе поэта чужда кастовая изоляция и духовная ограниченность. Богатая духовная жизнь позволяла ему открывать таящуюся в природе красоту.

Пейзаж очень важен в романе: он создает психологически верные портреты, героев и передает дух времени.

Картины природы в творчестве Пушкина, кроме того, служат превосходным средством воспитания любви к Родине, потому что можно любить лишь ту землю, ту красоту, среди которой вырос. Милые сердцу картины не забываются никогда, как никогда нельзя забыть детство.

Природа делает нас нравственно чище. В «Евгении Онегине» Пушкин писал о себе, о своих чувствах, о своей Родине, где страдал и любил, где набирался творческих сил.

Говоря об идейном значении реалистического пейзажа Пушкина, критик Томашевский, написавший ряд замечательных работ о поэте, отметил, что «точность описаний, отказ от жеманства, правдивость отличают поэзию Пушкина и ставят ее в первый ряд по грандиозности изображения русской природы».

Источник: http://www.slavkrug.org/russkij-pejzazh-v-romane-a-s-pushkina-evgenij-onegin/

Значение и роль пейзажа в романе «Евгений Онегин»

Вокруг проблемы народности велось (и ведется) много споров. Большое внимание ей уделяли поэты-декабристы. Пушкин показал и доказал, что истинная народность заключается не в самом по себе предмете изображения (собственно о трудовом народе в «Евгении Онегине» почти ничего не говорится), а в точке зрения автора, в тех позициях, с которых написано произведение.

В понимании Пушкина народность писателя есть выражение им духовного склада его народа. Поэтому он изображает русскую жизнь, своих героев с общенародной точки зрения. Существует глубокая, внутренняя связь авторской позиции с народным взглядом на мир, с народными представлениями о нравственности, о долге. Народность становится важнейшим критерием ценности человека.

Этот принцип нашел отражение и в пейзаже.

Пушкинский реалистический пейзаж приобретает новое качество: через него входит в роман тема России, тема народа. Академик Д. С. Лихачев обратил внимание на известные строки:

  • «Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
  • На дровнях обновляет путь…»

и указал, что торжество крестьянина в данном случае объясняется радостью по поводу выпавшего снега: если бы погода без снега простояла дольше, озимые бы погибли '. Картина природы дана через восприятие крестьянина, с его точки зрения.

Величайшего мастерства достигает Пушкин в построении сюжета и композиции своего романа. Сам по себе сюжет «Евгения Онегина» не содержит ни неожиданных поворотов, ни тайн или загадок. Он прост (в отличие от сюжетов в романтических поэмах). Но в этой простоте заключен высокий смысл.

В «Евгении Онегине» сюжет строится прежде всего на раскрытии личных взаимоотношений героев. Любовный сюжет позволил Пушкину проверить своих героев, оценить их нравственные качества, показать их трагическую зависимость от среды.

Таким образом, роман становится не просто любовным или семейно-бытовым, а социально-общественным. Такое использование любовного сюжета получит свое дальнейшее развитие в последующей русской литературе.

Изменились и приемы характеристики героев. В романтических поэмах обычно или сам герой рассказывал о себе (исповедь), или о нем рассказывал автор.

В «Евгении Онегине» возникает невиданное ранее многообразие приемов: здесь и авторские суждения, и прямая речь героев, и их «мысли про себя», и письма, имеющие характер исповеди, и даже круг чтения, что со времен Пушкина становится одним из очень действенных и наглядных способов характеристики действующих лиц. У каждого из героев романа есть своя стилистически-речевая атмосфера, для создания которой Пушкин использует самые различные стили литературного и разговорного языка своей эпохи. Но стилистического разнобоя не получается, потому что все объединяет язык автора, опирающийся на все словарное богатство русского языка и сообщающий роману необходимое единство повествовательной речи.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй — » Значение и роль пейзажа в романе «Евгений Онегин». И в закладках появилось готовое сочинение.

Источник: http://www.studbirga.info/znachenie-i-rol-pejzazha-v-romane-evgenij-onegin/

Ссылка на основную публикацию