«свободы сеятель пустынный» а.с. пушкина: анализ стихотворения

Анализ стихотворения Пушкина Свободы сеятель пустынный

В 1823 году Пушкин переживает глубокий кризис. Состояние духовного упадка, пессимизма, овладевшего поэтом, нашло отражение в ряде стихотворений, в том числе в стихотворении «Сво­боды сеятель пустынный. ».

Пушкин использует сюжет евангельской притчи о сеятеле. Эту притчу произносит Христос в присутствии двенадцати учеников при стечении народа: «Вышел сеятель сеять семя свое: и когда сеял он, иное упало при дороге и было потоптано; и птицы небесныя поклевали его.

А иное упало на каменье и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги. И иное упало между тернием, и выросло терние, и заглушило его. А иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный».

Если в евангельской притче хотя бы часть «семян» принесла «плод», то вывод пушкинского лирического героя гораздо менее утешителен:

Свободы сеятель пустынный,

Я вышел рано, до звезды; Рукою чистой и безвинной В порабощенные бразды Бросал живительное семя — Но потерял я только время,

Благие мысли и труды.

Композиция. Композиционно и по смыслу стихотворение распадается на две части. Первая посвя­щена сеятелю, ее тон — возвышенно-приподнятый, чему способствует использование евангельской образности («сеятель», «живительное семя»). Вторая — «мирным народам», здесь тон лирического ге­роя резко меняется, теперь это гневное обличение, « мирные народы » сравниваются с покорным стадом:

Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды

Ярмо с гремушками да бич.

С помощью знаменитой притчи Пушкин по-новому разрешает традиционную для романтизма тему поэта-пророка в столкновении с толпой.

«Свободы сеятель пустынный» — поэт (причем не только сам Пушкин, но поэт как таковой), «живительное семя», которое сеет лирический герой, символизирует слово, поэзию вообще и политические стихотворения и радикальные вы­сказывания, ознаменовавшие жизнь поэта в Петербурге и Кишиневе, в частности. В результате лирический герой приходит к мысли, что все его труды напрасны: никакие призывы к свободе не в состоянии пробудить «мирные народы».

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

В 1823 году А.С.Пушкин переживает глубокую депрессию. Поэтом овладевает состояние духовного упадка и пессимизма, которое отражается в его стихотворениях, в частности в произведении «Свободы сеятель пустынный…-». Поэт выражает свое разочарование и недоверие к политической пропаганде, не способной пробудить «мирные народы».

Для Пушкина главной целью в жизни была свобода. И поэт чувствовал себя человеком, сеющим свободу. Но он был начинателем пустынным и одиноким, и «вышел слишком рано», когда народ не был еще готов к переменам, а на призыв к свободе никто не откликнулся.

Страшное сомнение охватило поэта: а нужен ли вообще народу дар свободы, может быть, ему спокойнее в рабстве? Автор сравнивает народ со стадом, слепым и покорным, которое следует за пастухом, за своим правителем.

Лирический герой теряет надежду пробудить их «честь кличем», главным образом, ему не предоставляется возможности сделать это сейчас. Люди обречены, потому что выбрали свою судьбу и они останутся «мирным народом», не готовым к нововведениям и преобразованиям.

И пока они будут послушно подчиняться царю, пока не захотят перемен, семя свободы не прорастет. А значит, поэт только теряет «время, благие намерения и труды…-«.

По смыслу стихотворение разделяется на две части. В первой говорится о сеятеле, ее тон — возвышенный, чему способствует употребление евангельской образности («живительное семя», «сеятель»).

Вторая посвящена «мирным народам», здесь резко меняется тон лирического героя, он выражает гневное обличение, где «мирные народы» сравнивает с послушным стадом.

В данном стихотворении Пушкин использовал сюжет о сеятеле из евангельской притчи.

С помощью знаменитой притчи автор по-новому решает традиционную тему пророка в столкновении с народом. «Свободы сеятель пустынный» — это поэт, а слово символизирует «живительное семя», которое и сеет лирический герой. Политические стихотворения и радикальные действия ознаменовали жизнь поэта. В итоге он понимает, что все понапрасну и никакой призыв к свободе не пробудит «мирные народы».

Тема свободы, или вольности, – центральная тема произведений Пушкина.

  • Анализ стихотворения Пушкина «Поэт»

    Стихотворение «Поэт» было написано Пушкиным в 1827 году, уже тогда он.

  • Анализ стихотворения Пушкина «Вольность»

    В 1817 году Пушкин оканчивает Царскосельский лицей и поступает на службу.

  • Анализ стихотворения Пушкина «К морю»

    Летом 1824 г. А. С. Пушкин по наущению своих врагов был отправлен петербургским.

  • Анализ стихотворения Пушкина «Я памятник воздвиг себе нерукотворный»

    За год до смерти, А. С. Пушкин написал одно из удивительнейших стихотворений.

  • Анализ стихотворения Пушкина «Анчар»

    Данное произведения раскрывает важную проблему человечества — рабство.

  • Тема свободы в лирике Пушкина

    Свобода – одна из наивысших человеческих ценностей, и тем она дороже.

    Анализ стихотворения Пушкина «Свободы сеятель пустынный…»

    21 сентября 2013

    В 1823 году А.С.Пушкин переживает глубокую депрессию. Поэтом овладевает состояние духовного упадка и пессимизма, которое отражается в его стихотворениях, в частности в произведении «Свободы сеятель пустынный…». Поэт выражает свое разочарование и недоверие к политической пропаганде, не способной пробудить «мирные народы».

    Для Пушкина главной целью в жизни была свобода. И поэт чувствовал себя человеком, сеющим свободу. Но он был начинателем пустынным и одиноким, и «вышел слишком рано», когда народ не был еще готов к переменам, а на призыв к свободе никто не откликнулся.

    Страшное сомнение охватило поэта: а нужен ли вообще народу дар свободы, может быть, ему спокойнее в рабстве? Автор сравнивает народ со стадом, слепым и покорным, которое следует за пастухом, за своим правителем.

    Лирический герой теряет надежду пробудить их «честь кличем», главным образом, ему не предоставляется возможности сделать это сейчас. Люди обречены, потому что выбрали свою судьбу и они останутся «мирным народом», не готовым к нововведениям и преобразованиям.

    И пока они будут послушно подчиняться царю, пока не захотят перемен, семя свободы не прорастет. А значит, поэт только теряет «время, благие намерения и труды…».

    По смыслу стихотворение разделяется на две части. В первой говорится о сеятеле, ее тон — возвышенный, чему способствует употребление евангельской образности («живительное семя», «сеятель»).

    Вторая посвящена «мирным народам», здесь резко меняется тон лирического героя, он выражает гневное обличение, где «мирные народы» сравнивает с послушным стадом.

    В данном стихотворении Пушкин использовал сюжет о сеятеле из евангельской притчи.

    С помощью знаменитой притчи автор по-новому решает традиционную тему пророка в столкновении с народом. «Свободы сеятель пустынный» — это поэт, а слово символизирует «живительное семя», которое и сеет лирический герой. Политические стихотворения и радикальные действия ознаменовали жизнь поэта. В итоге он понимает, что все понапрасну и никакой призыв к свободе не пробудит «мирные народы».

    «Свободы сеятель пустынный» А.Пушкин

    «Свободы сеятель пустынный» Александр Пушкин

    Изыде сеятель сеяти семена своя

    Свободы сеятель пустынный, Я вышел рано, до звезды; Рукою чистой и безвинной В порабощенные бразды Бросал живительное семя — Но потерял я только время,

    Благие мысли и труды…

    Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды

    Ярмо с гремушками да бич.

    Анализ стихотворения Пушкина «Свободы сеятель пустынный»

    Южная ссылка, в которой Александр Пушкин провел почти четыре года, произвела на поэта неизгладимое впечатление. Подобное решение правительства он воспринимал, как личное оскорбление, хотя и понимал, что за стихи-эпиграммы в адрес императора его ждало более серьезное наказание.

    Тем не менее, этот период жизни связан у Пушкина далеко не с самыми лучшими воспоминаниям, хотя именно на юге России он смог переосмыслить значение слова «родина» и определился собственным призванием.

    В 1823 году поэт, размышляя над своей судьбой, написал стихотворение «Свободы сеятель пустынный», за основу сюжета которого взял известную библейскую притчу. Суть ее сводится к тому, что землепашец, разбрасывая зерна пшеницы, не может рассчитывать на то, что каждое из них даст новый колосок.

    Однако зерна, попавшие в благодатную почву, непременно прорастут и окупят все сторицей. Сравнивая себя с сеятелем, поэт отмечает, что он с надеждой и верой «в порабощенные бразды бросал живительное семя».

    Автор подразумевает свои стихи, в которых хотел донести до соплеменников необходимость изменения общественного строя, благодаря чему каждый человек сможет получить подлинную свободу. Правда, Пушкин считает, что ему повезло гораздо меньше, чем библейскому землепашцу, который сумел получить прекрасный урожай.

    Сам же поэт убежден, что он лишь потерял «время, благие мысли и труды», пытаясь опередить ход событий.

    Обращаясь к своему народу, автор называет его стадом, которому «дары свободы» совершенно не нужны. «Вас не разбудит чести клич», — резюмирует поэт. При этом он сожалеет о том, что люди, погруженные в собственные заботы, не хотят видеть очевидного и не желают понимать, что их бездействие весьма пагубно отразится и на будущих поколениях.

    Довольствуясь малым и отдавая гораздо больше за сомнительное право иметь собственный кров и пищу, современники поэта совершенно не задумываются о завтрашнем дне и не понимают, что ими манипулируют в угоду своим интересам власть имущие. И это вызывает в душе поэта огромное возмущение.

    Тем не менее, Пушкин понимает, что не в состоянии что-либо изменить, так как наследством его народа являются «ярмо с гремушками да бич». Именно поэтому автор считает свое творчество напрасным и никому не нужным.

    Однако поэт все же изменит свое мнение, когда поймет, что часть брошенным им в благодатную почву семян все же проросла, породив поколение декабристов, которым суждено было изменить ход российской истории.

    «Свободы сеятель пустынный», анализ стихотворения Пушкина

    История создания

    Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» было написано в 1823 году. Это тяжёлый период в жизни Пушкина. Усиливается реакция, Пушкин разочаровывается в вольнолюбивых мечтах. Поэт осознаёт тщетность порывов к свободе. Данное стихотворение выражает неуверенность в действенности слов поэта, влиянии призывов на людей, на целые народы.

    Литературное направление, жанр

    «Свободы сеятель пустынный» — позднеромантическое стихотворение Пушкина. Оно выражает разочарование в романтических идеалах. Это образец гражданской лирики. Себя поэт считает просветителем, сеющим в массы живительные идеи преобразований, изменений, даже революционных.

    «Клич чести» поэта не будит народы, которые Пушкин ассоциирует с овцами или другим скотом. Лирический герой опускает руки и предоставляет событиям течь своим чередом. Он смиряется с пассивностью народов, хоть и обвиняет их в том, что они не поддерживают призыв.

    Эти обвинение и горечь отражают романтическое мировосприятие Пушкина.

    Тема, основная мысль и композиция

    Тема стихотворения – разочарование в великой миссии поэта как глашатая правды и свободы. Основная мысль связана с тайной надеждой поэта.

    Во второй части лирический герой взывает к народам, как будто махнув рукой на бездействие толпы.

    Но стихотворение обращено не к ним, а к тем немногим личностям, которые осознают свою роль в истории и могут откликнуться на призыв. Так что основная мысль – разбудить личности в стадах мирных народов.

    Эпиграф стихотворения взят из Евангелия от Матфея. Это первая строка притчи о сеятеле. В притче Иисус иносказательно объяснил ученикам, как воспринимают слушающие Слово Божье.

    Лишь немногие внимают ему, понимают его правильно и живут в соответствии с ним. Сеятель в евангельской притче – это сам Иисус. Пушкин сопоставляет своё дело поэта, свой призыв к свободе и борьбе с проповедью Иисуса.

    Читайте также:  Главные герои повести пушкина "пиковая дама": описание и характеристики

    В отличие от Иисуса, поэт считает свою деятельность тщетной: «Но потерял я только время, Благие мысли и труды».

    Стихотворение делится на две части. Первая повествует о деятельности сеятеля-поэта, чьё «живительное семя» — политические стихотворения и высказывания. Вторая часть сначала была частью чернового стихотворения «Моё беспечное незнанье», а затем распространялась в списках как отдельное стихотворение. Его не раз обнаруживала полиция или ІІІ Отделение.

    Вторая часть – обращение к «мирным народам», которых Пушкин сравнивает с овцами (стадо Божье – это евангельский образ послушных верующих). Но в Евангелии речь идёт о пасущемся стаде, Пушкин же использует другие образы покорности: стадо режут или стригут, оно ходит в ярме (это уже не овцы, а волы), его бьют бичом.

    Размер и рифмовка

    Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихием почти в каждой строке, что делает стройное и ритмичное стихотворение более живым, ритм в нём как будто «спотыкается». В стихотворении чередуются женская и мужская рифма.

    Рифмовка первой строфы имеет своеобразную структуру: первые четыре строчки связаны перекрёстной рифмовкой, причём четвёртая строчка одновременно связана кольцевой рифмовкой с последними тремя: АбАбВВб.

    Вторая строфа состоит из 6 строчек, связанных перекрёстной рифмовкой.

    Тропы и образы

    Первая строфа полна евангельских образов и старославянизмов, что делает слог возвышенным: порабощённые бразды, время, благой. Слово «пустынный» имеет значение одинокий.

    Уточнение «до звезды» тоже отсылает к Евангелию, где звезда символизирует Иисуса, а в аллегориях Пушкина – лучшие времена, когда народы перестанут быть порабощёнными. Живительное семя – аллегория вольнолюбивых высказываний Пушкина.

    В первой строфе очень важны эпитеты и метафорические эпитеты, выражающие качественные характеристики поэта-глашатая и порабощённых народов: сеятель пустынный, рука чистая и безвинная, порабощённые бразды, живительное семя, благие мысли и труды.

    В отличие от первой строфы, во второй, обличительной, только один эпитет – мирные народы, зато он очень ёмкий: народы, желающие покоя, не готовые к борьбе. В этой строфе Пушкин пользуется несогласованными определениями: чести клич, дары свободы, ярмо с гремушками.

    Основной приём Пушкина в стихотворении – аллегория. Поэт использует такие фигуры речи, как умолчание, риторический вопрос и призыв. Благодаря этому в стихотворении есть практически все знаки препинания.

    Послушать стихотворение Пушкина Свободы сеятель пустынный

    Темы соседних сочинений

    ← Руслан и людмила↑ ПушкинСлеза →

  • Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkina/svobody-seyatel-pustynnyj

    ActionTeaser.ru — тизерная реклама

    История созданияСтихотворение «Свободы сеятель пустынный» было написано в 1823 году. Это тяжёлый период в жизни Пушкина. Усиливается реакция, Пушкин разочаровывается в вольнолюбивых мечтах. Поэт осознаёт тщетность порывов к свободе.

    Данное стихотворение выражает неуверенность в действенности слов поэта, влиянии призывов на людей, на целые народы.Литературное направление, жанр«Свободы сеятель пустынный» — позднеромантическое стихотворение Пушкина. Оно выражает разочарование в романтических идеалах. Это образец гражданской лирики.

    Себя поэт считает просветителем, сеющим в массы живительные идеи преобразований, изменений, даже революционных. «Клич чести» поэта не будит народы, которые Пушкин ассоциирует с овцами или другим скотом. Лирический герой опускает руки и предоставляет событиям течь своим чередом.

    Он смиряется с пассивностью народов, хоть и обвиняет их в том, что они не поддерживают призыв. Эти обвинение и горечь отражают романтическое мировосприятие Пушкина.

    Тема, основная мысль и композиция

    Тема стихотворения – разочарование в великой миссии поэта как глашатая правды и свободы. Основная мысль связана с тайной надеждой поэта. Во второй части лирический герой взывает к народам, как будто махнув рукой на бездействие толпы.

    Но стихотворение обращено не к ним, а к тем немногим личностям, которые осознают свою роль в истории и могут откликнуться на призыв. Так что основная мысль – разбудить личности в стадах мирных народов.Эпиграф стихотворения взят из Евангелия от Матфея. Это первая строка притчи о сеятеле.

    В притче Иисус иносказательно объяснил ученикам, как воспринимают слушающие Слово Божье. Лишь немногие внимают ему, понимают его правильно и живут в соответствии с ним. Сеятель в евангельской притче – это сам Иисус. Пушкин сопоставляет своё дело поэта, свой призыв к свободе и борьбе с проповедью Иисуса.

    В отличие от Иисуса, поэт считает свою деятельность тщетной: «Но потерял я только время, Благие мысли и труды».Стихотворение делится на две части. Первая повествует о деятельности сеятеля-поэта, чьё «живительное семя» — политические стихотворения и высказывания.

    Вторая часть сначала была частью чернового стихотворения «Моё беспечное незнанье», а затем распространялась в списках как отдельное стихотворение. Его не раз обнаруживала полиция или ІІІ Отделение.

    Вторая часть – обращение к «мирным народам», которых Пушкин сравнивает с овцами (стадо Божье – это евангельский образ послушных верующих). Но в Евангелии речь идёт о пасущемся стаде, Пушкин же использует другие образы покорности: стадо режут или стригут, оно ходит в ярме (это уже не овцы, а волы), его бьют бичом.

    Размер и рифмовка

    Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихием почти в каждой строке, что делает стройное и ритмичное стихотворение более живым, ритм в нём как будто «спотыкается». В стихотворении чередуются женская и мужская рифма.

    Рифмовка первой строфы имеет своеобразную структуру: первые четыре строчки связаны перекрёстной рифмовкой, причём четвёртая строчка одновременно связана кольцевой рифмовкой с последними тремя: АбАбВВб.

    Вторая строфа состоит из 6 строчек, связанных перекрёстной рифмовкой.

    Тропы и образы

    Первая строфа полна евангельских образов и старославянизмов, что делает слог возвышенным: порабощённые бразды, время, благой. Слово «пустынный» имеет значение одинокий. Уточнение «до звезды» тоже отсылает к Евангелию, где звезда символизирует Иисуса, а в аллегориях Пушкина – лучшие времена, когда народы перестанут быть порабощёнными.

    Живительное семя – аллегория вольнолюбивых высказываний Пушкина. В первой строфе очень важны эпитеты и метафорические эпитеты, выражающие качественные характеристики поэта-глашатая и порабощённых народов: сеятель пустынный, рука чистая и безвинная, порабощённые бразды, живительное семя, благие мысли и труды.

    В отличие от первой строфы, во второй, обличительной, только один эпитет – мирные народы, зато он очень ёмкий: народы, желающие покоя, не готовые к борьбе. В этой строфе Пушкин пользуется несогласованными определениями: чести клич, дары свободы, ярмо с гремушками.Основной приём Пушкина в стихотворении – аллегория.

    Поэт использует такие фигуры речи, как умолчание, риторический вопрос и призыв. Благодаря этому в стихотворении есть практически все знаки препинания.

    Стихотворение «Свободы сеятель пустынный»

    Свободы сеятель пустынный,

    Я вышел рано, до звезды;
    Рукою чистой и безвинной
    В порабощенные бразды
    Бросал живительное семя —
    Но потерял я только время,
    Благие мысли и труды…

    Паситесь, мирные народы!

    Вас не разбудит чести клич.
    К чему стадам дары свободы?
    Их должно резать или стричь.
    Наследство их из рода в роды
    Ярмо с гремушками да бич.ActionTeaser.ru — тизерная рекламаActionTeaser.ru — тизерная реклама

    Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/analiz-proizvedeniya/analiz-stikhotvorenij-a-s-pushkina/5852-svobody-seyatel-pustynnyj-analiz-stikhotvoreniya-a-s-pushkina

    Анализ стихотворения Пушкина Свободы сеятель пустынный 10 класс

    К сожалению жизнь многих поэтов складывалась так, что они попадали в ссылку, в которой проводили по несколько лет. Не стал исключением и Пушкин Александр.

    В южной ссылке, в которой он провел около 4 лет, произвела на него самое, что ни на есть неизгладимое впечатление.

    Данное постановление правительства, которое решило отправит его в ссылку он воспринял как оскорбление и уничтожение, хотя понимал, что за его произведения его может ждать и самое серьезное наказание.

    Тем не менее, этот период жизни Пушкин вспоминал не самыми лучшими воспоминаниями. Но, стоит отметить, что именно в данной ссылке Александр полностью переосмыслил смысл своей жизни и её течение.

    https://www.youtube.com/watch?v=ookWi5dSSvM

    Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» было написано в 1823 году, во время размышления поэта над своей судьбой. Первое, что нужно отметить, за основу данного произведения поэт взял довольно известную притчу, причем библейскую притчу.

    Обращаясь к народу Пушкин называет его грубым и не красивым словом стадо. По сути автор, не смотря на то, что являлся патриотом своей страны именно так и считал, он искренне не понимал, как люди могут жить подчиняясь кому-то и не имея своей точки зрения.

    Что касается объема, то стихотворение написано 2 строфами 13 строчками. Рифма использована перекрестная, это делает стихотворение плавным и ни прерывистым. Литературные приемы так же сполна присутствуют в данном произведение. Оно содержит различные эпитеты, метафоры и красочные прилагательные.

    Так же поэт передает данным произведением свое негодование и недовольство происходящим. Так же читая данное стихотворение, можно понять, что поэт был огорчен и расстроен в момент его написания. Конечно, Александра Сергеевича расстраивал и угнетал тот факт, что он к сожалению не в силах что-либо изменить.

    В заключении хотелось бы отметить, что в истории нашей страны и жизни наших предков было действительно не мало черных полос, однако русский народ и Россия в целом смогли достаточно достойно пережить всё, и при этом не потерять свою человечность, честность и порядочность. Как жаль, что поэт так и не узнал об этом, ведь в течении его жизни ситуация мало поменялась.

    Анализ стихотворения Свободы сеятель пустынный Пушкина

    Настрой произведений А.С.Пушкина, лирических и прозаических, различный. В зависимости от периода жизни они могут быть колкими и жесткими, как эпиграммы, лиричными и трогательными, как любовные элегии, а могут быть депрессивными и угнетающими, как стихотворения периода, когда поэт жил на юге в г.

    Кишинев. Этот четырехлетний период для автора оказался сложным, вдали от столицы и привычного окружения. Это было время переоценки многих ценностей, которые для молодого 21-летнего молодого человека казались важными и первостепенными. В 1823 г. поэт создает стихотворение «Свободы сеятель пустынный…».

    Эпиграф этого стихотворения взят из Евангелия, из притчи, в которой Иисус сравнивает свою проповедническую деятельность с работой землепашца. Засеивая поле, он не может быть уверен, что все семена дадут всходы, но он продолжает свою работу. В самом начале поэт выступает в качестве «свободы сеятеля пустынного», т.е.

    одинокого проповедника свободы, а свое «семя» — стихи – он бросает в народ, чтобы они проросли в сознании людей. Им необходимо понять важность свободы и необходимость борьбы за нее. Рука поэта-«сеятеля» «чиста и безвинная», он не думает о выгоде. Эта часть является олицетворением веры в лучшее будущее, надежду.

    Однако далее пессимистичный настрой автора проявляется в строках: «Но потерял я только время, благие мысли и труды…». Можно сказать, что автор потратил все, что он имел. Он сравнивает людей со стадом овец, которых «должно резать или стричь».

    Из поколения в поколение для «стада» было достаточно ярма и бича, тяжелого труда и сильного руководителя. Автор опускает руки, не видит перспективы в будущем.

    Тема воспитания, свободолюбия, народного сознания у многих авторов в разные времена находила свое отражение в творчестве. Можно вспомнить Н.А. Некрасова и его «гражданскую поэзию», лирика Серебряного века А.Блока и его стихотворение «Я вам поведал неземное», написанное спустя почти 80 лет после А.С.Пушкина. Данная тема останется актуальной на долгое время.

    10 класс по плану

    • Анализ стихотворения Лермонтова Листок 6 класс«Листок, гонимый бурей» всегда символичен в русской поэзии. Вот и М. Ю. Лермонтов решил увековечить этот образ в своём стихотворении, написанном в 1841 году. Аллегорична вся описываемая поэтом ситуация, за природой кроется общество,
    • Анализ стихотворения Бальмонта До последнего дняСреди величайших поэтов в серебряном веке есть и Константин Бальмонт. Он, кстати, самый первый популярный поэт-символист России. Ещё его можно назвать тонким и лирическим певцом. Поскольку стихотворения Бальмонта красивые
    • Анализ стихотворения Баратынского Разуверение 8, 9 классСтихотворение «Разуверение» относится к любовной лирике Евгения Баратынского. Сам поэт был довольно талантливой и загадочной фигурой литературы своего времени.
    • ЛермонтовТруды знаменитого стихотворца первой половины XIX века популярны не только в Российской федерации, но и за границей. Прошло 3 столетия, как поэта не стало. Давно уже нет в живых его товарищей и родных, а также литераторов,
    • Анализ стихотворения Некрасова В деревнеСреди огромного количества произведений Николая Алексеевича Некрасова стихотворение В деревне представляет собой очередное изображение поэтом непростой судьбы крестьянской семьи, страдающей, нуждающейся в помощи.
    Читайте также:  А.с. пушкин. "повести белкина": читать краткое содержание

    Источник: https://analiz-stihov.ru/pushkin/svobodyi-seyatel-pustyinnyij-10-klass

    Анализ стихотворения Пушкина “Свободы сеятель пустынный

    Южная ссылка, в которой Александр Пушкин провел почти четыре года, произвела на поэта неизгладимое впечатление. Подобное решение правительства он воспринимал, как личное оскорбление, хотя и понимал, что за стихи-эпиграммы в адрес императора его ждало более серьезное наказание.

    Тем не менее, этот период жизни связан у Пушкина далеко не с самыми лучшими воспоминаниям, хотя именно на юге России он смог переосмыслить значение слова “родина” и определился собственным призванием.

    В 1823 году поэт, размышляя над своей судьбой, написал стихотворение “Свободы сеятель пустынный…” , за основу сюжета которого взял известную библейскую притчу. Суть ее сводится к тому, что землепашец, разбрасывая зерна пшеницы, не может рассчитывать на то, что каждое из них даст новый колосок.

    Однако зерна, попавшие в благодатную почву, непременно прорастут и окупят все сторицей. Сравнивая себя с сеятелем, поэт отмечает, что он с надеждой и верой “в порабощенные бразды бросал живительное семя”.

    Автор подразумевает свои стихи, в которых хотел донести до соплеменников необходимость изменения общественного строя, благодаря чему каждый человек сможет получить подлинную свободу.

    Правда, Пушкин считает, что ему повезло гораздо меньше, чем библейскому землепашцу, который сумел получить прекрасный урожай. Сам же поэт убежден, что он лишь потерял “время,благие мысли и труды”, пытаясь опередить ход событий.

    Обращаясь к своему народу, автор называет его стадом, которому “дары свободы” совершенно не нужны. “Вас не разбудит чести клич”, – резюмирует поэт. При этом он сожалеет о том, что люди, погруженные в собственные заботы, не хотят видеть очевидного и не желают понимать, что их бездействие весьма пагубно отразится и на будущих поколениях.

    Довольствуясь малым и отдавая гораздо больше за сомнительное право иметь собственный кров и пищу, современники поэта совершенно не задумываются о завтрашнем дне и не понимают, что ими манипулируют в угоду своим интересам власть имущие. И это вызывает в душе поэта огромное возмущение.

    Тем не менее, Пушкин понимает, что не в состоянии что-либо изменить, так как наследством его народа являются “ярмо с гремушками да бич”. Именно поэтому автор считает свое творчество напрасным и никому не нужным.

    Однако поэт все же изменит свое мнение, когда поймет, что часть брошенным им в благодатную почву семян все же проросла, породив поколение декабристов, которым суждено было изменить ход российской истории.

    (No Ratings Yet)
    Loading…

    Анализ стихотворения Пушкина “Свободы сеятель пустынный

    Источник: https://goldsoch.info/analiz-stixotvoreniya-pushkina-svobody-seyatel-pustynnyj/

    Анализ стихотворения александра пушкина » изыде сеятель. свободы сеятель пустынный»

    2018-03-15 22:25:41

    ALLPOETRY

    Южная ссылка, в которой Александр Пушкин провел почти четыре года, произвела на поэта неизгладимое впечатление. Подобное решение правительства он воспринимал, как личное оскорбление, хотя и понимал, что за стихи-эпиграммы в адрес императора его ждало более серьезное наказание.

    Тем не менее, этот период жизни связан у Пушкина далеко не с самыми лучшими воспоминаниям, хотя именно на юге России он смог переосмыслить значение слова «родина» и определился собственным призванием.

    В 1823 году поэт, размышляя над своей судьбой, написал стихотворение «Свободы сеятель пустынный», за основу сюжета которого взял известную библейскую притчу. Суть ее сводится к тому, что землепашец, разбрасывая зерна пшеницы, не может рассчитывать на то, что каждое из них даст новый колосок.

    Однако зерна, попавшие в благодатную почву, непременно прорастут и окупят все сторицей. Сравнивая себя с сеятелем, поэт отмечает, что он с надеждой и верой «в порабощенные бразды бросал живительное семя».

    Автор подразумевает свои стихи, в которых хотел донести до соплеменников необходимость изменения общественного строя, благодаря чему каждый человек сможет получить подлинную свободу.

    Правда, Пушкин считает, что ему повезло гораздо меньше, чем библейскому землепашцу, который сумел получить прекрасный урожай. Сам же поэт убежден, что он лишь потерял «время, благие мысли и труды», пытаясь опередить ход событий.

    Обращаясь к своему народу, автор называет его стадом, которому «дары свободы» совершенно не нужны. «Вас не разбудит чести клич», — резюмирует поэт. При этом он сожалеет о том, что люди, погруженные в собственные заботы, не хотят видеть очевидного и не желают понимать, что их бездействие весьма пагубно отразится и на будущих поколениях.

    Довольствуясь малым и отдавая гораздо больше за сомнительное право иметь собственный кров и пищу, современники поэта совершенно не задумываются о завтрашнем дне и не понимают, что ими манипулируют в угоду своим интересам власть имущие. И это вызывает в душе поэта огромное возмущение.

    Тем не менее, Пушкин понимает, что не в состоянии что-либо изменить, так как наследством его народа являются «ярмо с гремушками да бич». Именно поэтому автор считает свое творчество напрасным и никому не нужным.

    Однако поэт все же изменит свое мнение, когда поймет, что часть брошенным им в благодатную почву семян все же проросла, породив поколение декабристов, которым суждено было изменить ход российской истории.

    Источник: https://allpoetry.ru/analiz/1394/pushkin-a-s

    Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Свободы сеятель пустынный…»

    Здесь вы можете ознакомиться с анализом стихотворения «Свободы сеятель пустынный. . . ».

    1823 год ознаменовался для Пушкина глубоким кризисом. В это время он находился в четырехлетней ссылке, полной печальных событий для поэта. Он был лично оскорблен решением правительства о его заточении. Он находился в духовном упадке, ничто не могло его обрадовать. Эти негативные чувства овладели им всецело. Под действием этих ощущений, обдумывая свою судьбу, он написал стихотворение.

    За основу взята притча из Евангелия о сеятеле. Притчу эту рассказал Иисус своим ученикам и последователям, когда они оказались в толпе. Семена, которые бросал пахарь, имели разную судьбу. Одни падали на дорогу, камень, пропадая. Иные же взрастали и давали обильный урожай. На деле же все гораздо печальнее.

    Как и многие стихотворения Пушкина, это состоит из 2 частей. В первой перед нами предстает сеятель, о нем рассказывается в приподнятом тоне, с ним связана тема жизни, надежды, добра. Сеятель – это образ поэта в широком смысле слова. Семена же – поэзия.

    Плодородной землей для Пушкина есть свобода от оков общества. Во второй части за «мирным» народом скрыта безликая толпа без своего мнения, подобная покорному стаду. Две стороны начинают свое противоборство.

    И лирический герой приходит к выводу: ничто не в силах остановить толпу, заставить ее прислушаться к истине, пробудить от рабства. Все свои силы он потратил впустую.

    Эта притча раскрывает новую эпоху в романтизме, с новой стороны описав проблему взаимоотношений личности и толпы. Между строк можно прочитать разочарование поэта в политической пропаганде. Абсолютно никто не слышит его призывов, автор задается вопросом, не спокойнее ли «мирным» народом живется в рабстве и послушании.

    К Пушкину приходит понимание, что он затеял свое дело слишком рано, народ еще не готов услышать его, выйти навстречу переменам. Поэту не представляется возможным разбудить людей «чести кличем». Судьба народа обречена, автор искренне сожалеет о том, что люди не видят очевидного.

    И пока не появится желание изменить жизнь, пойти против «пастуха», все останется прежним. И «семя» Пушкина не прорастет.

    Несмотря на неприятные воспоминания о временах ссылки, Пушкин смог открыть понятие «Родина» с невиданной ему ранее стороны. Именно в это время он понял, зачем он живет на земле, какова его истинная цель. Надеемся, вам пришелся по душе анализ стихотворения Свободы сеятель пустынный. . . ».

    .

    Источник: https://cwetochki.ru/post-Analiz-stihotvoreniya-A-S-Pushkina-Svobodyi-seyatel-pustyinnyiy-23756.html

    Тема свободы в лирике А.С. Пушкина

    Свобода — одна из наивысших человеческих ценностей, и тем она дороже для человека, чем сильнее он чувствует ее недостаток. Для поэта, человека, который воспринимает все, что его окружает, острее других, свобода во всех ее проявлениях является одним из основных источников вдохновения.

    Пушкин прошел несколько этапов в осознании своего идеала свободы, о чем свидетельствует его творчество. Смена этих этапов в целом совпадает с поворотными моментами в его личной судьбе, первый из которых — время учебы в Царскосельском лицее.

    Это действительно поворотный момент, потому что в Лицее Пушкин впервые проявил свой талант.

    Молодость — время веселья, радости, а потому не удивительно, что в лицейский период в творчестве Пушкина появляются эпикурейские мотивы, связанные со стремлением к веселью, радости, наслаждению жизнью. Так возникает понимание свободы в духе эпикурейской проповеди свободы проявления человеческих чувств:

    Наслаждайся, наслаждайся;

    Чаще кубок наливай;

    Страстью пылкой утомляйся 

    И за чашей отдыхай!

    С другой стороны, в эго время огромное влияние на Пушкина оказывали просветительские идеи его преподавателей, а потому не удивительно, что в его ранней лирике появляются стихотворения, в которых свобода понимается как общественно-политическая категория.

    Так в стихотворении 1815 года «Лицинию» в качестве идеала свободы выступает Римская республика: «Я сердцем римлянин; кипит в груди свобода». Рабство Пушкин представляет как всеразрушающее явление, способное уничтожить даже великий Рим: «Предвижу грозного величия конец».

    Разоблачая человеческие пороки, в конечном счете, ведущие к рабству, поэт предостерегает от повторения прежних ошибок. Свой суровый приговор он произносит в финале стихотворения: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен».

    Подобные идеи разделяли те пушкинские современники, которые потом вошли в декабристские общества. Показательно, что среди них были и ближайшие друзья поэта, его товарищи по Лицею — Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер и другие.

    Можно сказать, что молодое поколение мечтало о свободе, делало все возможное, чтобы приблизить ее, сделать реальной для России.

    Вот почему с таким воодушевлением молодежь принимала стихи Пушкина, которые в столь яркой и удивительно точной поэтической форме отражали настроения молодого поколения.

    Выйдя из Лицея, в Петербурге Пушкин продолжает развивать тему гражданской свободы. Тесное общение с представителями тайных обществ окончательно формирует пушкинский идеал свободы в этот период его творчества.

    В 1817 году он пишет оду «Вольность», где напрямую обращается к «Владыкам». Поэт восхваляет закон как надежную гарантию справедливых взаимоотношений между народом и правительством. Закон должен, по мнению Пушкина, побороть «неправедную власть» и «преступную секиру».

    Поэт обращается к истории, рассказывая о гибели Людовика и Павла как пример того, что происходит, если законы попираются — не важно, какие мотивы при этом движут людьми, результат всегда будет ужасен.

    Вот почему он призывает государей первыми склониться перед законом, дабы стали «вечной стражей трона / Народа вольность и покой».

    В стихотворении «Лицинию» и оде «Вольность» Пушкин говорит о свободе и деспотизме вообще. Но в дальнейшем он концентрирует свое внимание на ситуации в России, то есть его идеал свободы приобретает патриотический характер. Например, создание стихотворения «Сказки.

    Ноэль» 1818 года связано с разочарованием в политике Александра 1. В основе стихотворения лежит речь Александра на польском сейме и его обещание дать народу конституцию, которое он впоследствии так и не выполнил.

    Стихотворение написано в сатирическом жанре, а сама фигура Александра обрисована с едкой иронией.

    Примечательно, что именно в это время у Пушкина появляются стихотворения, в которых он высказывает крайне радикальные идеи, что вообще было для него не очень характерно.

    Читайте также:  "цыганы", поэма а.с. пушкина: краткое содержание

    Гак в стихотворении того же года «К Чаадаеву» присутствует мысль о возможности насильственного свержения царской власти.

    В последних строчках стихотворения речь идет об «обломках самовластья», и более того, в качестве непосредственных участников слома государственной системы выступает сам поэт и его друзья:

    Товарищ, верь: взойдет она,

    Звезда пленительного счастья,

    Россия вспрянет ото сна,

    И на обломках самовластья 

    Напишут наши имена!

    В то же время стихотворение «К Чаадаеву» очень интересно и по форме выражения его идеи. Гражданские мотивы соединяются в нем с самыми личными чувствами человека. Здесь прослеживаются тенденции к соединению понятия свободы как политической и романтической категорий:

    Мы ждем с томленьем упованья 

    Минуты вольности святой,

    Как ждет любовник молодой 

    Минуты верного свиданья.

    Вот почему стало возможным стихотворение, обращенное к другу, реальному человеку — Петру Яковлевичу Чаадаеву, — сделать призывом ко всем молодым людям, разделяющим идеи свободомыслия.

    В основе этих идей лежала мысль о необходимости провести в России скорейшие преобразования и прежде всего избавить страну от позора крепостного рабства. Этой теме также посвящает свои стихи Пушкин. Наиболее известное из них — стихотворение «Деревня» 1819 года. Оно очень интересно по своей композиции.

    Оно резко делится на две части: в первой представлен элегический деревенский пейзаж, на фоне которого «друг человечества» предается поэтическому вдохновению.

    Вторая часть написана как политический памфлет, в котором точными и яркими красками рисуются ужасные приметы крепостного права: «рабство тощее», «барство дикое», которое присваивает себе «насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца».

    Вид столь плачевного состояния народа «омрачает душу» поэта, вызывает гневные строки и стремление привлечь внимание к этой ужасной стороне российской действительности: «О, если б голос мой умел сердца тревожить!» — восклицает поэт. Хотя он понимает, что освободить страну от крепостного права может воля царя, поэт вряд ли верит в Александра, и чувство безысходности выливается в печальные строки:

    Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный 

    И рабство, падшее по манию царя,

    И над отечеством свободы просвещенной 

    Взойдет ли наконец прекрасная заря?

    Этот заключительный вопрос гак и остается безответным, что вызывает пессимистические настроения у поэта, особенно тогда, когда он за свои вольнолюбивые стихи был сослан в ссылку на Юг. Именно здесь в поэзии Пушкина начинают преобладать романтические тенденции, а вместе с ними меняется и представление о свободе.

    Именно на юге, в период расцвета романтизма в поэзии Пушкина, свобода становится едва ли не основной темой его творчества. Но теперь на первый план выходит идея свободы отдельной романтической личности, а не гражданская или политическая свобода, необходимая всему обществу. Причиной тому служит разочарование в своих прежних идеалах и главное — неверие в возможность их осуществления.

    Уже в стихотворении «Деревня» звучали слова сожаления поэта о том, что он не может разбудить в сердцах людей чувство долга перед своим народом и перед собой.

    Печальным осознанием истинных причин этого наполнено стихотворение «Свободы сеятель пустынный…» 1823 года. Пушкин признает несвоевременность своих призывов к борьбе за свободу: «Я вышел рано, до звезды».

    Более того, поэт сомневается в том, что «дары свободы» вообще нужны людям:

    К чему стадам дары свободы?

    Их должно резать или стричь.

    Наследство их из рода в роды 

    Ярмо с гремушками да бич.

    Вольнолюбивые мотивы теперь становятся у Пушкина романтической мечтой о воле, стремлением вырваться из тюрьмы — ведь он сам ощущает себя изгнанником, узником. В стихотворении «Узник» поэт сравнивает себя с «вольной птицей», молодым орлом, который сидит за решеткой и мечтает вырваться на свободу, улететь

    Туда, где за тучей белеет гора,

    Туда, где синеют морские края,

    Туда, где гуляем лишь ветер … да я!..

    Так поэт находит романтические символы свободы: то придает ей вид орла, то растворяет ее в «свободной стихии» или среди пейзажей Кавказа. Так или иначе, узник — это он сам.

    Но все меняется, и вот уже вслед за Южной ссылкой приходит ссылка в Михайловское, а романтические пейзажи сменяет реалистическое описание красоты природы среднерусской полосы. Не мог не измениться при этом и пушкинский идеал свободы, что находит отражение в его дальнейшем творчестве.

    В Михайловском Пушкин перерастает романтизм, а со смертью Байрона в 1824 году решает, что для него романтизм мертв. Венчающим южную ссылку и романтический период творчества является стихотворение «К морю» 1824 года.

    Прощаясь с югом, морем и романтизмом, автор вспоминает двух романтических гениев -Байрона и Наполеона.

    Именно поэтому, помимо основной темы стихотворения — свободы в ее романтическом понимании, — важное место здесь занимает тема времени и памяти:

    Прощай же море! Не забуду 

    Твоей торжественной красы 

    И долго, долго помнить буду 

    Твой гул в вечерние часы

    Начатое в Одессе и законченное в Михайловском, «К морю» считается этапным стихотворением.

    В последующие периоды творчества в пушкинском представлении об идеале свободы будут преобладать черты, определяемые осмыслением реальной действительности, жизни, окружающей поэта. Однако, романтизм не мог просто взять и исчезнуть.

    Завершая в Михайловском работу над поэмой «Цы-ганы». Пушкин выносит приговор как романтическому герою, так и романтическому идеалу свободы:

    Ты для себя лишь хочешь воли.

    Оставь нас, гордый человек!

    Теперь поэта занимает вопрос о свободе и тирании в реально-историческом плане: С ним связана написанная в 1825 году в Михайловском трагедия «Борис Годунов», с которой берет отсчет русский реализм.

    В ней Пушкин по-новому рассматривает вопрос о взаимоотношении народа и власти и приходит к выводу, что власть сильна «мнением народным». В то же время народ здесь предстает как пассивная сила, которой еще предстоит осознать свои возможности.

    И вскоре события в Петербурге 14 декабря 1825 года и то, что за ними последовало, подтвердило сомнения Пушкина в готовности народа к переменам. А это значило, что необходимо по-новому осмыслить и пути достижения свободы.

    По возвращении из ссылки Пушкин долго размышлял над уроками декабристского восстания, казнь и изгнание участников которого по иронии судьбы совпали с освобождением самого поэта. Он приходит к выводу, что свобода и насилие несовместимы.

    Идеал свободы остается для поэта главной ценностью: «Я гимны прежние пою», — заявляет он в стихотворении «Арион» 1827 года.

    Оно написано в связи с годовщиной казни декабристов, а за основу взята легенда об Арионе — греческом поэте и музыканте.

    Однако то, что лишь он был «на берег вынесен грозою», заставляет попа с философской точки зрения задуматься над понятием «свобода», над способами ее достижения и ценой, которую приходится платить.

    Теперь он возлагает все надежды на справедливость и милосердие царя. В 1826 г. Пушкин пишет стихотворение «Стансы», обращенное к Николаю 1. Поэт призывает царя во всем быть похожим на «пращура», то есть на Петра I:

    Во всем будь пращуру подобен:

    Как он, неумолим и тверд,

    И памятью, как он, незлобен.

    Последние строчки — это просьба за декабристов, просьба о прощении. Годом позже из под пера поэта выходит стихотворение «Во глубине сибирских руд…», которое Пушкин, рискуя навлечь на себя царский гнев, отправляет в Сибирь. Однако тема стихотворения — это не возврат к прежнему идеалу свободы, как может показаться на первый взгляд.

    На самом деле это тема верности друзьям, тема надежды и милосердия. Образ меча в этом стихотворении — не символ грозного оружия, необходимого в борьбе за свободу, а символ достоинства и чести, которая должна быть возвращена ссыльным декабристам милосердным царем, разделяющим идеалы свободы как необходимого условия процветания государства.

    Философская трактовка идеала свободы характерна для позднего творчества Пушкина. В эти годы идеал свободы в пушкинском понимании вливается в систему общечеловеческих ценностей и уже не выступает в его творчестве как чисто политическая категория. Стихотворение «Анчар» 1828 года — одно из ярких тому свидетельств.

    В нем Пушкин рисует образ зла как вечную проблему человеческого существования на земле. Анчар — «древо смерти», к которому «и птица не летит, и тигр нейдет». Но человек нарушает извечные законы природы, позволяющие изолировать зло.

    Тиран посылает своего раба к анчару, потому что он владыка, полностью распоряжающийся не только свободой, но и жизнью покорного ему раба. Но абсолютная, ничем не ограниченная свобода одного оказывается столь же гибельна как и полная покорность и абсолютная зависимость другого.

    Пушкин выносит приговор обоим, потому что оба они являются виновниками того, что зло распространяется в мире. Раб умирает «у ног непобедимого владыки», но яд анчара, принесенный им, понесет смерть тысячам других людей.

    В 30-е годы завершается творческий путь поэта, а вместе с ний и почти двадцатилетний поиск своего идеала свободы. В сонете «Поэту» 1830 года он провозглашает свободу творчества как одну из важнейших составляющих этого идеала, как то, без чего поэт не может существовать и творить:

                                            Дорогою свободной 

    Иди, куда влечет тебя свободный ум,

    Усовершенствуя плоды любимых дум,

    Не требуя наград за подвиг благородный.

    Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;

    Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

    Ты им доволен ли, взыскательный художник?

    Доволен? Так пускай толпа его бранит.

    В одном из последних своих стихотворений «(Из Пиндемонти») 1836 года Пушкин отказывается видеть в политической свободе то, что действительно нужно свободной личности: «Недорого ценю я громкие права», — утверждает он, перечисляя понятия, с которыми обычно связываются представления о демократических свободах. Это происходит потому, что, по мнению поэта, это всего лишь «слова, слова, слова».

    Вместе с тем Пушкин определяет здесь целую программу жизни, в которой главное — подлинная свобода человеческой личности:

    Зависеть от царя, зависеть от народа —

    Не все ли нам равно? Бог с ними. Никому 

    Отчета не давать, себе лишь самому 

    Служить и угождать; для власти, для ливреи 

    Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;

    По прихоти своей скитаться здесь и там,

    Дивясь божественным природы красотам 

    И пред созданьями искусств и вдохновенья 

    Трепеща радостно в восторгах умиленья,

    Вот счастье! Вот права…

    Итог всему своему творчеству Пушкин подводит в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», написанном 21 августа 1836 г. Примечательно, что именно в этом итоговом стихотворении тема свободы вновь возвращается к признанию необходимости гражданской позиции, но при этом она соединяется с темой милосердия:

    И долго буду тем любезен я народу,

    Что чувства добрые я лирой пробуждал,

    Что в мой жестокий век восславил я свободу 

    И милость к падшим призывая.

    Так в ходе естественной эволюции и глубочайших размышлений Пушкин приходит к новому пониманию свободной жизни. В ней выбор человека ничем не ограничен, его дух не угнетен и не унижен.

    В ней каждый имеет право наслаждаться природой, созданной Богом, и произведениями людей, вдохновленных им.

    И, как мне кажется, такое представление о свободе отвечает духу нашего времени, идее прав личности, которые в современной системе ценностей признаются главенствующим началом.

    Источник: http://lit-helper.com/p_Tema_svobodi_v_lirike_A_S__Pushkina

    Ссылка на основную публикацию